Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование способности к общению у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана и апробирована модель формирования способности к общению у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе (модель включает в себя: цель — формирование способности к социально одобряемому и продуктивному общению у учащихсяподходы (гуманистический и личностно ориентированный) и принципы (гуманистической направленности, диалогичности взаимодействия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ К ОБЩЕНИЮ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Способность к общению как средство интеллектуального и личностного развития школьника
    • 1. 2. Установка как фактор актуализации личностных качеств, обеспечивающих проявление способности детей к общению
    • 1. 3. Специфика способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению
    • 1. 4. Критерии сформированности способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ПРОБЛЕМАМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЕ К ОБЩЕНИЮ И ЕЁ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТ
    • 2. 1. Логика и организация опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Изучение влияния установки на продуктивность общения учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в отдельных социальных ситуациях
    • 2. 3. Сравнительно-сопоставительный анализ личностных качеств, способствующих продуктивному общению учащихся, имеющих и не имеющих проблемы в интеллектуальной сфере
    • 2. 4. Психолого-педагогические условия формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению

Формирование способности к общению у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из важных задач педагогической психологии является поиск способов оптимальной интеграции детей в социум. Одним из таких способов является включение детей в межличностное общение. Развитие ребенка происходит путем присвоения им в процессе деятельности и общения общественного культурно-исторического опыта человечества (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.). Любая деятельность человека имеет изначально социальный характер, а межличностное общение выступает основным фактором ее успешности. Только благодаря общению с взрослыми и сверстниками, возможно успешное усвоение ребенком социального опыта, в ходе которого осуществляется его личностное и психическое развитие.

Особое внимание в настоящее время требуется уделять детям с проблемами в интеллектуальной сфере. У детей, обучающихся в общеобразовательной школе, уровень интеллектуального развития которых по тесту Векс-лера соответствует сниженной норме и пограничному уровню (80−89 и 70−79 баллов соответственно), возможны нарушения процесса общения с самых ранних этапов онтогенеза. Такие нарушения могут оказать негативное влияние на психическое и социальное развитие детей с проблемами в интеллектуальной сфере, существенным образом осложнить процесс интеграции в общество и подготовку к самостоятельной жизни.

Проблема общения личности в целом и детей, имеющих отклонения в интеллектуальном развитии в частности, — не новая научная проблема. Она ставилась и решалась как отечественными (Л.С. Выготский, Г. М. Дульнев, А. Л. Занков, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова, Г. Е. Сухарева, Б. И. Пинский, Ж. И. Шиф и др.), так и зарубежными.

Дж. Боулби, Г. Крайг, A. Bandura, G. Spitze, B.F. Skinner, A. Freud, и др.) учёными.

Было признано, что основными причинами нарушений общения детей с проблемами в интеллектуальной сфере являются низкая познавательная активность, нарушения отношения к окружающим людям, недостаточное развитие любознательности и низкий уровень интересов к людям (Б.Г. Ананьев, A.B. Веденов, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, и др.), установлено, что такие нарушения существенно осложняют процесс смены форм общения, ведущих видов деятельности и процесс развития способности к общению (C.B. Белохвостова, М. И. Лисина, В. Н. Лозоцева, A.B. Мудрик, С. Л. Новоселова, H.H. Обозов, Э. Л. Фрухт, L. Epstein, Selman и др.).

Следует отметить исследования, посвященные проблеме общения в процессе формирования личности в коллективе, развития взаимоотношений в процессе обучения и воспитания (В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, Н.Д. Никан-дров и др.). Несомненный интерес для нашего исследования имеют работы ученых, в которых раскрывается сущность аксиологического общения (Т.С. Авксентьев, В. П. Бездухов, Л. П. Буева, Л. В. Вершинина, А.Е. Зимбу-ли, Х. Й. Лийметс, Г. А. Мелекесов, A.B. Кирьякова, A.B. Мудрик, O.K. Позднякова и др.).

Отмечая плодотворность рассмотренных исследований, следует признать, что проблема формирования способности к общению у обучающихся в общеобразовательной школе учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере, остается недостаточно изученной, что определяет актуальность нашего исследования.

Среди целого спектра проблем, возникающих при изучении процесса формирования способности детей с проблемами в интеллектуальной сфере к общению, необходимо исследовать такие, которые связаны с выявлением специфики способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общениюс выявлением психологического фактора, препятствующего продуктивному общению учащихся с проблемами в интеллектуальной сферес разработкой модели формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению со взрослыми и сверстниками в условиях общеобразовательной школы.

Источником этих проблем является противоречие между необходимостью развития у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере обучающихся в общеобразовательной школе, умений и личностных качеств, обеспечивающих продуктивное общение, и недостаточной представленностью в психологической науке теоретических оснований для разработки модели формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению в условиях общеобразовательной школы.

Стремление найти пути разрешения этого противоречия определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки модели формирования способности к общению у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школев практическом плане — проблема разработки программы формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению.

Объект исследования: способность учащихся общеобразовательной школы к общению.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению.

Цель: разработать и апробировать модель формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению со взрослыми и сверстниками в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования:

Формирование способности к общению у детей с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе, предполагающее преодоление нарушений эмоционального и познавательного отношения к людям, вызванных низкой познавательной активностью и любознательностью, негативной установкой к общению, становится успешным, если формирование умений и качеств, которые служат фундаментом способности учащихся к продуктивному общению со взрослыми и сверстниками, основывается на поэтапном формировании позитивной установки к общению и на развитии эмоциональной сферы школьников.

Задачи исследования:

1 .Выявить специфику способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению.

2.Выявить психологический фактор, препятствующий продуктивному общению учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере.

3.Установить зависимость уровня развития способности к общению от социального статуса учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в группе.

4. Определить психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению.

5.Определить результативность экспериментальной работы по развитию способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению.

Научная новизна исследования:

— выявлена специфика способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению [специфика заключается в том, что служащие фундаментом способности к общению умения (понимать социальную ситуацию, начинать и поддерживать беседу, контролировать эмоции в процессе диалога, решать конфликтные ситуации, осуществлять речевую коммуникацию) и личностные качества (открытость в общении, отзывчивость, дружелюбие, вежливость, самокритичность, внимательность и товарищество) у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере недостаточно развиты].

— выявлен психологический фактор, препятствующий продуктивному общению учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере (нарушение эмоционального и познавательного отношения к окружающим людям вследствие низкой познавательной активности и любознательности, негативной установки к общению).

— установлена зависимость уровня развития способности к общению от социального статуса учащихся в группе: учащиеся с проблемами в интеллектуальной сфере, имеющие позитивную установку к общению, обладают более развитыми умениями и личностными качествами, составляющими способность к общению, а также занимают в классных коллективах более высокие социальные позиции, чем дети со слабо сформированной установкой к продуктивному общению.

— разработана и апробирована модель формирования способности к общению у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе (модель включает в себя: цель — формирование способности к социально одобряемому и продуктивному общению у учащихсяподходы (гуманистический и личностно ориентированный) и принципы (гуманистической направленности, диалогичности взаимодействия, педагогической поддержки, активизации самостоятельной познавательной деятельности) — психолого-педагогические условия формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению, реализуемые в учебной и внеучебной деятельностиметоды (игра, этическая беседа, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеосюжетов, решение моделируемых ситуаций общения, тренинги) — прогнозируемый результат (способность учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению).

— определены психолого-педагогические условия, обеспечивающие формирование способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению [поэтапное развитие позитивной установки учащихся к общению: формирование системы социальных знаний и эмоционального позитивного восприятия культуры межличностного общения (установочный этап), усложнение системы заданий, направленных на развитие самостоятельности и инициативности в выборе действий в моделируемых ситуациях общения с опорой на «зону ближайшего развития» учащихся (этап объективации), развитие способности к саморегуляции и самоконтролю учащихся в возникающих ситуациях общения (этап интериоризации) — развитие эмоциональной сферы учащихся посредством их включения в игровую, познавательную и творческую деятельностьовладение педагогом в условиях специально организованного обучения методами формирования у школьников с проблемами в интеллектуальной сфере умений и личностных качеств, обест печивающих продуктивное общение со взрослыми и сверстниками].

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют осуществить более широкий подход к решению проблемы личностного и психического развития учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школерасширяют теоретические представления о специфике формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общениюсоздание модели процесса формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к продуктивному общению расширяет научные представления в части обоснования психологической наукой подходов и принципов развития личности учащихся общеобразовательной школы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на развитие способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к продуктивному общениюв конструировании комплекса методик по выявлению учащихся общеобразовательной школы, имеющих трудности в общениив разработке показателей, с помощью которых определяется сформированность способности учащихся общеобразовательных школ к общениюв разработке и апробации программы развития способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к продуктивному общению в условиях общеобразовательной школы.

Методологической основой исследования являются философские, психологические и педагогические концепции, раскрывающие особенности межличностного общения и роль общения в развитии личности.

Источниками исследования являются фундаментальные положения:

— о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Б. С. Братусь, Л. П. Буева, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, A.B. Мудрик, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— культурно-историческая концепция Л. С. Выготского;

— концепция Д. Н. Узнадзе об установке личности;

— положения об общении как средстве организации и развития деятельности (Г.М. Андреева, Б. Ф. Ломов и др.) — общении как особом виде деятельности (М.И. Лисина и др.);

— положения теории межличностных отношений (A.A. Бодалев, В. Н. Мясищев и др.);

— положения теории формирования личности в коллективе, развития взаимоотношений в процессе обучения и воспитания (В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, Н. Д. Никандров и др.) — концепции установки к межличностному взаимодействию (Э.Я. Альбрехт, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф и др-);

— концепции личностно ориентированного (Е.В.Бондаревская, В. В. Сериков, A.B. Хуторской и др.) и гуманистического (В.П. Бездухов, М.Н. Бе-рулава, JI.B. Вершинина, И. А. Зимняя, A.B. Кирьякова, А. Б. Орлов, O.K. Позднякова, A.A. Реан, Е. И. Шиянов и др.) подходов в образовании и обучении.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследованияадекватных его предмету: теоретическиеметоды (анализ философской, психологической и педагогической' литературы с целью обобщения отечественного и зарубежного опыта формирования и развития общения у детей) — эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, тестирование, социометрия, беседа, формирующий эксперимент) — методы обработки данных: количественный анализ с использованием методов математической обработки (однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный и факторный анализ) и качественный анализ результатов исследованияметоды формирования (игра, беседа, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеосюжетов, тренинги).

Работа выполнялась, на базе ГОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». Опытно-экспериментальная работа проводилась среди учащихся общеобразовательных школ Оренбургской области, имеющих и не имеющих проблемы в интеллектуальной сфере, трех возрастных групп: 8−9 лет (2 классы) — 11−12 лет (5 классы) — 15−16 лет (8 классы). Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 386 учащихся общеобразовательных школ. К учащимся, имеющим проблемы в интеллектуальной сфере, мы отнесли учащихся классов коррекционно-развивающего обучения — классов КРО. У данной категории учащихся по тесту Векслера уровень интеллектуального развития соответствует сниженной норме и пограничному уровням (80−89 и 70−79 баллов соответственно).

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап (2003;2005).Изучение психологического опыта по формированию способности учащихся к общению. Проведенный теоретический анализ научной литературы, исследований, тематически близких нашему, позволили обосновать исходные позиции исследования, проблему, предмет и цель исследования, сформулировать гипотезу и основные задачи. В результате была определена методология и методы исследования, обоснована программа исследования.

2 этап (2006;2008). В ходе проводимой опытно-экспериментальной работы в совокупности с анализом научной литературы проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались психолого-педагогические условия, в которых реализуются занятия по формированию способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению, осуществлялась разработка и реализация программы по формированию умений и личностных качеств, обеспечивающих проявление способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению. Результатом данного этапа явилась разработка и реализация модели формирования* способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению со взрослыми и сверстниками.

3 этап (2009;2010). Осуществлялось обобщение эмпирических данныхих анализ, систематизация, интерпретация результатов работы. Результатом этапа явилось оформление текста диссертационной работы. Теоретические положения исследования отражены в ряде публикаций.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью его методологии и соответствием поставленной проблемеглубиной теоретико-методологического анализа и осуществлением исследования на теоретическом и практическом уровняхадекватностью использованного для избранной сферы анализа взаимодополняющих методов и комплексностью исследования феномена общенияадекватностью методов сбора эмпирических данных и использованием релевантных приемов их качественного и количественного анализатщательностью их количественного и качественного анализавозможностью повторения результатов экспериментастатистической значимостью экспериментальных данныхвнедрением результатов исследования в практику.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в научных статьях, методических рекомендациях для психологов, педагогов и студентов вузовобсуждались на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета (2010), на итоговой научно-практической конференции ОГТИ (2004). Основные положения и результаты исследования использовались в работе с учителями, психологами, социальными педагогами, работающими с учащимися с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательных школах г. Новотроицка, г. Орска, г. Оренбурга. Материалы исследования и разработанная на их основе программа по формированию способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению со взрослыми и сверстниками внедрена в практику ряда общеобразовательных школ Оренбургской области.

Положения, выносимые на защиту:

1. В процессе межличностного общения со. взрослыми и сверстниками происходит успешное усвоение ребенком социального опыта, в ходе которого осуществляется его личностное и психическое развитие. Однако в образовании существует противоречие между стремлением учителя осуществлять полноценное личностное и психическое развитие учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе и недостаточной представленностью в психологической науке способов, обеспечивающих формирование у них опыта общения со взрослыми и сверстниками. Одним из возможных способов разрешения данного противоречия является формирование у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере способности к продуктивному общению.

2. Положение о необходимости формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к продуктивному общению не может быть просто дополнено тезисом о важности разработки соответствующей модели. В современных условиях образования в основу разработки данной модели должна быть положена идея о необходимости развития у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере позитивной установки к общению со взрослыми и сверстниками. Данная идея при условии ее реализации заключает в себе возможность преодолевать нарушения эмоционального и познавательного отношения детей с проблемами в интеллектуальной сфере к окружающим людям, развивать познавательную активность и любознательность, развивать умения понимать социальную ситуацию, начинать и поддерживать беседу, контролировать эмоции в процессе диалога, решать конфликтные ситуации, осуществлять речевую коммуникацию, формировать такие личностные качества, как открытость в общении, отзывчивость, дружелюбие, вежливость, самокритичность, внимательность и товарищество. Модель включает в себя цель, подходы, принципы, психолого-педагогические условия, методы, прогнозируемый результат.

3. Формирование способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к продуктивному общению со сверстникам и и взрослыми обеспечивается реализацией гуманистического и личностно ориентированного подходов и адекватных им принципов, совокупность которых (подходов и принципов) определяет основание модели. Гуманистический подход реализуется с помощью принципов гуманистической направленности и диалогич-ности взаимодействия, личностно ориентированный подход реализуется с помощью принципов педагогической поддержки и активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Наиболее адекватными задаче формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к продуктивному общению со взрослыми и сверстниками являются такие методы, как а) игра, как особым образом организуемый вид учебнопознавательной деятельностиб) этическая беседа о правилах и нормах межличностного общенияв) чтение и обсуждение литературных произведений, содержащих примеры социально одобряемого и продуктивного общенияг) просмотр видеосюжетов о ситуациях межличностного общенияд) решение моделируемых проблемных ситуаций общения учащимисяе) тренинги, направленные на развитие самостоятельности и самоконтроля учащихся в возникающих проблемных ситуациях общения.

4.Стратегия деятельности педагогов и психологов по формированию способности к общению у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе становится эффективной тогда, когда формирование системы социальных знаний и эмоционального позитивного восприятия культуры межличностного общения базируется на усложнении системы заданий детям, выполнение которых требует от них проявления самостоятельности и инициативности в выборе действий в ситуациях общениякогда развитие эмоциональной сферы учащихся осуществляется посредством их включения в игровую, познавательную и творческую деятельность.

Результаты работы по развитию способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению подтвердили гипотезу исследования и практическую эффективность программы. Результативность опытно-экспериментальной работы определялась на основе сравнения результатов контрольного и констатирующего этапов эксперимента (с использованием Т-критерия Вилкоксона). Сравнительный анализ полученных результатов показал статистически достоверное изменение по критериям (р <0.005, р <0.001) выделенных в нашем исследовании показателей общения. Статистически значимы различия (р <0.005) были выявлены и по умениям (понимать социальную ситуацию, начинать и поддерживать беседу, контролировать эмоции в процессе диалога, обеспечивать речевое содержание коммуникации), и по личностным качествам (открытость в общении, отзывчивость, вежливость, дружелюбие и товарищество) у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере экспериментальных и контрольных классов. Позитивная динамика, не. достигшая на данном этапе опытно-экспериментальной работы статистически достоверных изменений, была выявлена по умению учащимися с проблемами в интеллектуальной сфере разрешать конфликтные ситуации общения и по таким личностным качествам, как самокритичность и внимательность в общении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В исследовании на основе анализа научной литературы и экспериментальных данных была выявлена специфика способности обучающихся в общеобразовательной школе учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению. Специфика заключается в том, что служащие фундаментом способности к общению умения (понимать социальную ситуацию, начинать и поддерживать беседу, контролировать эмоции в процессе диалога, решать конфликтные ситуации, осуществлять речевую коммуникацию) и личностные качества (открытость в общении, отзывчивость, дружелюбие, вежливость, самокритичность, внимательность и товарищество) у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере недостаточно развиты.

2. В ходе исследования определены критерии сформированности способности учащихся к общению: познавательный (знание механизмов, правил и норм поведения и общения со сверстниками и взрослыми, понимание ситуаций общения) — эмоционально-оценочный (отношение к общению как ценности, осознание личностью переживаний, отношений, социального статуса в системе межличностных отношений, значимость для личности эмоциональных оценок собственных действий, результатов деятельности со стороны партнеров по общению) — мотивационно-поведенческий (особенности реализации личностью собственной активности, степень активности личности в различных ситуациях, изменчивость/устойчивость индивидуального и группового мнения, поведения участников в ситуациях скрытого или прямого давления группы).

3. В ходе исследования выявлен психологический фактор, препятствующий продуктивному общению учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере. Он проявляется в нарушениях эмоционального и познавательного отношения к окружающим людям, возникающих вследствие низкой познавательной активности и любознательности у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере и обусловливающих формирование у них негативной установки к общению со взрослыми и сверстниками.

4. В результате экспериментальной работы было установлено, что при формировании позитивной установки к общению повышается устойчивость групповому давлению, познавательная и физическая активность в ситуациях общения у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере. Выявлено, что учащиеся с проблемами в интеллектуальной сфере, имеющие позитивную установку к общению, обладают более развитыми умениями и личностными качествами, составляющими способность < к общению, а также занимают в классных коллективах более высокие социальные позиции, чем дети со слабо сформированной установкой к продуктивному общению.

5. Формирование способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению обеспечивается реализацией модели, включающей в себя цель (формирование способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к социально одобряемому и продуктивному общению) — подходы (гуманистический и личностно ориентированный) и принципы (гуманистической направленности, диалогичности взаимодействия, педагогической поддержки, активизации самостоятельной познавательной деятельности) — психолого-педагогические условия формирования способности учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению, реализуемые в учебной и внеучебной деятельностиметоды (игра, этическая беседа, чтение и обсуждение литературных произведений, просмотр видеосюжетов, решение моделируемых ситуаций общения, тренинги) — прогнозируемый результат (способность учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере к общению).

6. На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на практическом уровне, обоснованы психолого-педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает формирование способности к общению у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе. Это условия поэтапного развития-позитивной установки учащихся к общению (установочный этап — формирование системы социальных знаний и эмоционального позитивного восприятия культуры межличностного общенияэтап объективации — усложнение системы заданий, направленных на развитие самостоятельности в выборе действий в смоделированных ситуациях общения с опорой на «зону ближайшего развития» учащихсяэтап интериоризации — развитие способности к саморегуляции и самоконтролю учащихся в возникающих ситуациях общения) — развития эмоциональной сферы учащихся посредством их включения в игровую, познавательную и творческую деятельностьовладения педагогом в условиях специально организованного обучения методами формирования у школьников с проблемами в интеллектуальной сфере умений и личностных качеств, обеспечивающих продуктивное общение со взрослыми и сверстникамиреализации программы развития способности к общению у учащихся данной категории во внеучебной деятельности.

Выполненное нами исследование вносит определенный вклад в решение научной проблемы, имеющей важное социально-психологическое и психолого-педагогическое значение. Мы осознаем, что не все поставленные задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено, в частности изучение механизмов и технологий формирования позитивной установки к общению у учащихся с проблемами в интеллектуальной сфере в общеобразовательной школе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 2001. — 299 с.
  2. , O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениеми развития / O.K. Агавелян. Челябинск, 1999. — 188 с.
  3. , П.В. Философия : учебник / П. В. Алексеев. М.: Проспект, 2002. — 369 с.
  4. , Э.Я. Эмоционально волевая сфера у подростков -олигофренов при психической декомпенсации / Э. Я. Альбрехт // Дефектология. — 1976. — № 4. — С. 46−54.
  5. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. СПб., 2000. — 298 с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. -СПб., 2002. 688 с.
  7. , A.B. Психодиагностика способностей к общению или как определить организаторские и коммуникативные качества личности, / A.B. Батаршев. М.: ВЛАДОС, 1999. — 241 с.
  8. , Г. С. Неисчерпаемые возможности и границы применения категории деятельности / Г. С. Батищев // Деятельность: теория, методология, проблемы / сост. И. Т. Касивин. М.: Политиздат, 1998. -С. 21−34.
  9. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М.: Искусство, 1986.-445 с.
  10. , И.М. Особенности понимания и использования общекультурных норм поведения умственно отсталыми подростками / И. М. Бгажноков, Ф. В. Мусукуева // Дефектология. 1998. — № 5. — С.43—52.
  11. , C.B. Мотивы общения подростков с родителями : тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съездуобщества психологов СССР «Личность в системе общественных отношений» / C.B. Белохвостова. М., 1983. -Ч 4. — С.21−22.
  12. , В.М. Внушение и его роль в общественной жизни /
  13. B.М. Бехтерев. СПб.: Питер, 2001. — 87с.
  14. , A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. — М., 2006.384 с.
  15. , Д. Привязанность / Д. Боулби. М.: Гардарики, 2003.121 с.
  16. , Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием / Д. В. Буфетов // Практическая психология и логопедия. 2004. — № 1.1. C. 63−69.
  17. , Д.В. Влияние установки на формирование личностной позиции детей с нарушением интеллекта / Д. В. Буфетов // Практическая психология и логопедия. 2004. — № 2. — С. 56−63.
  18. , Д.В. Влияние установки на интенсификацию собственной деятельности учащихся с нарушением интеллекта в ситуациях совместного действия / Д. В. Буфетов // Коррекционная педагогика. — 2004. — № 2. -С.76−78.
  19. , Д.В. О некоторых особенностях социального статуса учащихся с нарушением интеллекта в классных коллективах / Д. В. Буфетов // Специальная психология. 2004. — № 2. — С. 31−35.
  20. , Д.В. Сложности формирования общения детей с нарушением интеллекта / Д. В. Буфетов // Практическая психология и логопедия. -2004. № 4. — С. 45−49.
  21. , Д.В. К методу изучения процесса общения детей с нарушением интеллекта / Д. В. Буфетов // Практическая психология и логопедия. 2005. — № 1. — С. 75−82.
  22. , Н.М. Формирование моральной оценки поступков людей у учащихся вспомогательной школы : автореф. дисс. канд. психол. наук / Н. М. Буфетов. М., 1983. — 21 с.
  23. , В.А. Оценка своего положения в коллективе подростками вспомогательной школы / В. А. Варенян // Дефектология. 1971. — № 4. -С. 33−41.
  24. , Л.А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. М., 1973.367 с.
  25. , А.Д. К изучению межличностных отношений учащихся вспомогательной школы: научные труды седьмой сессии дефектологии / А. Д. Виноградова. М., 1975. — С. 54−59.
  26. , Н.И. О факторах, привлекающих школьников в неформальные уличные группы / Н. И. Вишневская // Психология общения и проблемы коммунистического воспитания: тезисы докладов. Омск, 1981. — С. 11−12.
  27. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М., 2002. —602 с.
  28. , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский.-М., 1982.-Т. 2.-320 с.
  29. , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М., 1984.-Т. 3.-321 с.
  30. , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 1984.-Т. 4.-314 с.
  31. , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. — М., 1983.-Т. 5.-320 с.
  32. , Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков / Т. П. Гаврилова. — М., 1981. 122 с.
  33. , М.Ф. Ориентация студентов педвуза на развитие самостоятельности у детей в общении: дис.. канд. пед. наук / М. Ф. Глухов. Волгоград, 1997. — 164 с.
  34. , П.А. Избранные сочинения : в 2 т. / П. А. Гольбах. — М., 1963.-Т. 2.-85 с.
  35. , Е.А. Особенности предупреждения правонарушений подростков — олигофренов / Е. А. Гордиенко, Г. Г. Запрягаев // Дефектология. 1984.-№ 3.-С. 63−71.
  36. Дети с задержкой психического развития / под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. -М., 1984. 113 с.
  37. , Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с ЗПР / Е. Е. Дмитриева // Дефектология. 1988. — № 1. — С. 1823.
  38. , Ю.Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций, как теоретико-прикладное направление социальной психологии / Ю. Н. Емельянов // Вестник ЛГУ. Серия 6. 1986. — Вып. 1. — С. 39−42.
  39. , Н.П. Психология общения / Н. П. Ерастов. Ярославль: Изд-во Яр. Универ, 1979. — 296 с.
  40. , Л.В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. -М.: Педагогика, 1990. 424 с.
  41. , М. Аттитюд: классические и современные концепции / М. Занна, Ж. Римпель. Л., 1989. — 63 с.
  42. , Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйпне. -СПб.: Питер, 2000. 112 с.
  43. , П.И. Общая психология / П. И. Иванов. Ташкент, 1967.-231 с.
  44. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000.-326 с.
  45. , Е.П. Психология воли / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. -341 с.
  46. , Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2003. — 213 с.
  47. , Д.Н. Половое воспитание и психогигиена пола у детей / Д. Н. Исаев, В. Е Каган. СПб., 1999. — 98 с.
  48. , М.С. Мир общения / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988.319 с.
  49. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 144 с.
  50. , Т.Б. Изучение индивидуально — личностных особенностей членов дружеских пар / Т. Б. Карцева // Психологический журнал. -1981.-№ 5.-С. 65−74.
  51. , М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни / М. Ю. Кистяковская. М.: Педагогика, 1970. — 126 с.
  52. , А.Г., Мясищев, В.Н. Психические особенности человека. В 2 томах. Т. 2. Способности / В. Н. Мясищев Л., 1960. — 386 с.
  53. , Н.Л. Социальная психология школьного класса / Н. Л. Коломинский. Мн.: ООО «ФУ Аинформ», 2003. — 240 с.
  54. , В.Т. Общая психотерапия / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской. Мн., 2003. — 464 с.
  55. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-200 с.
  56. , Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2000.346 с.
  57. , П.А. Этика: Избранные труды / П. А. Кропоткин. -М.: Политиздат, 1991. 496 с.
  58. , Ф.А. Диссертация. Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты / Ф. А. Кузин. — 2-е изд. М., 2001. — 216 с.
  59. , JI.И. Некоторые особенности взаимоотношений Умст~ венно отсталых детей младших классов / Л. И. Кузьмайте // Дефектология.1987.-№ 5.-С. 32−39.
  60. , И.Ю. Познавательная деятельность и ее дете-рзугинанты при ЗПР / И. Ю. Кулагина, Т. Д. Пускаева // Дефектология. 2006- — № 1- ~ С. 3 -9.
  61. , К.С. Подростки с нарушениями ваффективнойсфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подр°сТКОВ ^ К. С. Лебединская, М. М. Райская, Г. В. Грибанова. М.: Педагогике^ 1988. -312 с.
  62. , Н.Д. Способности и интересы / Н.Д. Левитов-1962.-418 с. 1. АД •
  63. , A.A. Психология общения / A.A. Леонтьев-Смысл, 2008.-368 с.
  64. , А.Н. Избранные психологические произ^е1ДеНИЯ' в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — 2 т.
  65. , А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Лео^з:'гьев' М., 1981.-584 с.
  66. , М.И. Возникновение и развитие непосредственно эМО ционального общения со взрослыми у детей первого полугодия жизнхя: / М. И. Лисина // Развитие общения у дошкольников / под- Ред' A.B. Запорожца, М. И. Лисиной. М., 1974. — 236 с.
  67. , М.И. Формирование личности ребенка в общениЕз: М-И. Лисина. М.: Аспект-пресс, 1999. — 375 с.
  68. , М.И. О механизмах смены ведущей деятельности^ детей первых семи лет жизни / М. И. Лисина // Вопросы психологии. X5. С. 26−34.
  69. , В.Н. Об исследовании особенностей развития самосознания: Проблема психологии современного подростка / В. Н. Лозоцева. М., 1982. — 68 с.
  70. , Б.Ф. Категория деятельности и общения в психологии / Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. 1979. — № 8. — С. 4−16.
  71. , Д. Социальная психология / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2000.-365 с.
  72. , И.Е. Место категории «отношение» в марксистско-ленинской философии / И. Е. Мальков, А. П. Пузанов. Кишинев: Штиница, 1976.-34 с.
  73. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  74. , И.Ф. Задержка психического развития / И. Ф. Марковская. М., 1993. — 88 с.
  75. , Е.М. Ребенок с отклонением в развитии: Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. М., 1992. — 211 с.
  76. , С.С. Стимулирование осознанности выбора жизненной позиции подростка в процессе дидактической игры: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / С. С. Мирошникова. Волгоград, 2005. — 150 с.
  77. , Н.Я. Формирование игровых действий у детей раннего возраста / Н. Я. Михайленко, Н. С. Паптина // Дошкольное воспитание. — 1974.-№ 6.-С. 29−36.
  78. , Л.И. О мотивационно потребностной основе общения / Л. И. Морисова. — Берлин, ГДР, 1978. — 119 с.
  79. , A.B. Общение как фактор воспитания школьников: ав-тореф. дис. д-ра пед. наук / A.B. Мудрик. Л., 1981. — 34 с.
  80. , A.B. Общение как фактор воспитания школьников / A.B. Мудрик. М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
  81. , В.Н. Социально-психологические и лингвистические характеристики формы общения и развитие контактов между людьми / В. Н. Мясищев. Л., 1970. — 115 с.
  82. , Н. Категория общения в дидактике / Н. Никитин, В. Толмачев // Практическая психология и психоанализ. — 1999.-№ 3.-46 с.
  83. , C.JI. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей / C.JI. Новоселова, Е. В. Зворыгина // Дошкольное воспитание. 1983. — № 10.-С. 21−28.
  84. , H.H. Психология межличностных отношений / H.H. Обозов. Киев: Наука, 2006. — 191 с.
  85. Обучение детей с задержкой психического развития: пособие для учителей / под ред. В. И. Лубовского. Смоленск, 1994. — 211 с.
  86. Особенности развития психики учащихся вспомогательной школы / под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 187 с.
  87. , И.П. Рефлекс свободы / И. П. Павлов. СПб., 2001.- 110 с.
  88. , А. Особенности деятельности мозга ребенка / А. Пейпер. -М., 1962.-68 с.
  89. , Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня познавательной деятельности младших школьников / Л. И. Переслени. М., 1996. — 147 с.
  90. , В.Г. Практическая и умственная деятельность детей — олигофренов / В. Г. Петрова. М., 1968. — 241 с.
  91. , A.B. Социальная психология коллектива / A.B. Петровский, В. В. Шпалинский. М., 1978. — 256 с.
  92. , Н.Г. К вопросу о взаимоотношениях учителей и учащихся старших классов / Н. Г. Полехина // Экспериментальная и прикладная психология. Вып.4. — Л.: ЛГУ, 1971. — С.456.
  93. Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития: хрестоматия / сост. и общ. ред. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. — СПб., 2002.-451 с.
  94. Психология социальных ситуаций: хрестоматия / сост. Н. В. Гришина. СПб., 2001.-421 с.
  95. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе / под ред. Ж. И. Шиф, В. Г. Петровой. — М., 1979.-214 с.
  96. , Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5−6 лет с задержкой психического развития / Н. М. Пылаева // Вестник МГУ. -1995. № 4. — С.31—38. — (Психология).
  97. , Г. Г. Формирование активности младшего школьника в познавательно-музыкальной деятельности: дис.. канд. пед. наук / Г. Г. Ракова. Оренбург, 1999. — 158 с.
  98. , Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду / Т. А. Репина // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 54−57.
  99. , К.Х. Решение межличностной проблемы и социальная компетентность в поведении детей / К. Х. Рубин, 1 JI. Роуз-Крэснор // Межличностное общение / сост. и общ. ред. Н. В. Казариновой,
  100. B.М. Поголыни. СПб., 2002. — С. 78−96.
  101. , C.JI. Проблемы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. — 423 с.
  102. , СЛ. Основы общей психологии / СЛ. Рубинштейн. СПб., 2002. — 424 с.
  103. Рубинштейн, С.Я. JI.C. Выготский о развитии психики умственно отсталых детей / С. Я. Рубинштейн // Дефектология. 1970. — № 5. — С. 6−15.
  104. , С.Я. Психология умственно отсталого ребенка /
  105. C.Я. Рубинштейн. М., 1986. — 192 с.
  106. , О.В. Общение как фактор развития аксиологического потенциала будущего учителя: дис.. канд. пед. наук / О. В. Сальдаева. -Оренбург, 2000. 165 с.
  107. , В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 348с.
  108. , В.М. Человеческое общение и идеология /
  109. B.М. Соковнин / Идеология и общая психология: сб. науч. тр. Фрунзе, 1968.-86 с.
  110. , Н.Д. Особенности игровых действий умственно отсталых дошкольников / Н. Д. Соколова // Дефектология. — 1971. — № 2.1. C. 35−41.
  111. , B.C. Сочинения : в 2 т / B.C. Соловьев. М.: Мысль, 1990.-Т.1.-892 с.
  112. , И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / И. М. Соловьев. М., 1966. — 201 с.
  113. , О.Б. Обратные связи в межличностном общении / О. Б. Соловьева. М., 1989. — 142 с.
  114. Социальная психология в трудах отечественных психологов: хрестоматия / сост. и общ. ред. A.JI. Свенцицкий. СПб., 2000. — 421 с.
  115. , В.М. Способность и одарённость / В. М. Теплов. — М., 1947.-241 с.
  116. , В.Е. Формирование эвристической направленности познавательной деятельности умственно отсталых школьников на основе оптимизации установки : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Е. Турчинская. — Киев, 1976. 19 с.
  117. , Д.Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. — СПб., 2001.-241 с.
  118. , У.В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. Н. Новгород, 1994. — 168 с.
  119. , A.A. Доминанта / A.A. Ухтомский. СПб., 2003.174 с.
  120. , Д.И. Возрастная и педагогическая психология / Д. И. Фельдштейн. М., 2002. — 432 с.
  121. , C.JI. Сочинения / C.JI. Франк. Киев: Харвест-Аст, 2000. — 800 с.
  122. , Э.Л. Развитие начальных форм общения между детьми на первом году жизни / Э. Л. Фрухт // Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М., 1976. — С. 31−49.
  123. , Р. Психология влияния / Р. Чалдини. СПб., 1999.-298 с.
  124. , В.Д. Способности человека / В. Д. Шадриков. Л., 1997.-320 с.
  125. , Л.М. Психология детей сирот / Л. М. Шипицина, М., 2005.-254 с.
  126. , Л.М. Основы коммуникации / Л. М. Шипицина. -СПб., 1995.-116 с. 123. • Школьный психолог // Общение. — 2003. № 16. — С. 2−3.
  127. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М., 1978.326 с.
  128. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М., 1989. — 560 с.
  129. Asher, S. R. Social competence and peer status Recent advances and future directions / S. R Asher. 1983. — 112 p.
  130. Bakk, A. Omsorgboke. Liber Utbildning / A. Bakk, K. Grunewald. -Stockholm, 1993.-231 p.
  131. Bandura, A. Social foundations of thought and action / A. Bandura. -Englewood Cliffs, 1986. 112 p.
  132. Comer, R.J. Fundamentals of Abnormal Psychology / R.J. Comer. -W.H. Freeman and Co. New York, 2001. — 214 p.
  133. Epstein, L. Selecting friends in contrasting secondary school environments / L. Epstein. New York, 1983. — 115 p.
  134. Freud, A. Adolescence. In psychoanalytic study of the child / A. Freud. New York, 1958. — 109 p.
  135. Menolascino, F.J. Medical Dimensions of Mental Retardation / F.J. Menolascino, M.L. Egger. Nebraska, 1978. — 301 p.
  136. Myers, D. Social Psychology / D. Myers. New York, 1983. — 321 p.
  137. Selman, R.L. The child as a friendship philosopher. In S.A. Asher & J.M. Gottman (Eds.) The development of childrens friendships / R.L. Selman. -New York, 1981.- 106 p.
  138. Spitze, G. an J. Gender differences in family support / G. Spitze, J. Loga. New York, 1989. — 205 p.
  139. Skinner, B.F. About behaviorism / B.F. Skinner. New York, 1954.103 p.
  140. Zimbardo, P.G. The psychology of attitude change and social influence / P. G Zimbardo, M.R. Lieppe. New York, 1986. — 301p.
Заполнить форму текущей работой