История сложения и трансформации топонимов Уструшаны эпохи древности и средневековья
В советскую эпоху вопросами истории, исторической географии и топонимики Уструшаны занимались многие исследователи. В начале 30-х годов XX в., изучив материалы средневековых арабских географов и историков, поэт А. Азизи пишет свое мнение о термине «Уструшана"4. Среди работ по истории Уструшаны особо выделяются научные исследования академика Н. Н. Негматова. Ещё в 50-х годах XX в. на основе… Читать ещё >
Содержание
- Введение. Историография вопроса. Источники и
- литература
- Глава I. Топонимы, отражающие географию и природную среду
- 1. Названия древних поселений, городов, сел
- 2. Названия рек, гор, оросительных каналов и других географических объектов
- 3. Топонимы, связанные с хозяйственной занятостью населения
- Глава II. Этиотопоиимика. Этническое передвижение и расселение родов и племен
- 1. Топонимы согдийско — таджикского этнического субстрата
- 2. Топонимы тюркского этнического субстрата
- Глава III. Топонимы, отражающие древние культы, верования и обряды населения, а также архитектурно-фортификационные сооружения
- 1. Корпус топонимов, образованное от слов «бага» или «муг»
- 2. Топонимы, образованные словами «калъа» или «диж»
- 3. Топонимы, связанные с обрядом и ритуалом населения
История сложения и трансформации топонимов Уструшаны эпохи древности и средневековья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Географические названия являются свидетелями различных исторических условий и событий, в которых они создавались, трансформировались. Сохраняясь, многие века, они переживают своих создателей, язык на котором возникли. Возникновения географических названий являются не случайным процессом, а результатом многовековых жизненных опытов минувших поколений.
Топонимика занимается изучением истоков сложения географических названий, выявлением их сути и своеобразия, историей образования и трансформации. Она имеет тесную связь с лингвистикой, историей и исторической географией. Как лингвистическая наука, топонимика дает материал для истории языка, словообразования исторической лексикологии. Как историческая и историко — географическая вспомогательная наука, она дает материал для истории заселения территории, выявления этнических границ, территорий и миграций, распределения различных типов поселений.
Топонимический материал является незаменимым источником для изучения истории конкретного района, местности, развития его типов хозяйства, характера расселения и историко — географических особенностей. К настоящему времени области применения топонимики достаточно обширны и она выступает как историческая наука, способствующая выяснению того или иного явления.
Актуальность исследования. Диссертационная работа посвящена исследованию истории сложения и трансформации топонимов Уструшаны эпохи древности и средневековья. Уструшана как древняя область Средней Азии наряду с другими областями этого региона оставила глубокий след в истории мировой цивилизации. В древности она была частью Согда с согдийским населением. Важным духовным наследием этой области в древности и средние века является названия её городов, поселений, памятников материальной и духовной культуры, географических объектов, 3 которые в решении многих исторических проблем выступают как первостепенный источник. В топонимах Уструшаны нашли четкое отражение культы, мифологии и обряды согдийского населения области.
Изучая топонимы Уструшаны, мы соприкасались, в первую очередь, с историей местности, бытом и культурой населения. Топонимика как историческая и историко-географическая наука, дает обширный материал для истории заселения области, выявления расселения этнических групп, а также миграции населения, безошибочного выявления различных типов поселений. С этой точки зрения данная тематика в исследовательской работе всегда сохраняет свои устойчивость и актуальность независимо от истории сложения, изначальной формы, значения и трансформации топонимов. Разработка тематики, касающиеся топонимов Уструшаны, дает ключ к возрождению историко-культурных традиций народов этой области.
Топонимы Уструшаны состоят из несколько взаимосвязанных исторических пластов, в том числе, индоарийский, древнеиранский, согдийский и таджикский. Они возникли в разных исторических этапах в определенной местности в силу потребности населения именовать местность. Они отражают природные условия, верования и менталитет данного населенного района. Географические названия области возникли во множестве различных языков, в том числе древнеиранском, согдийском, таджикском, тюркском, греческом на этапе микротопонима и, попадая на географическую карту, они приобрели статус собственно топонима и включались в единую систему — топонимия Уструшаны.
С процессом развития общества меняется язык народа и, следовательно, топоним может изменить свою форму, приобретая слово-двойника. Слово — топоним и слово — двойник из прежней лексической системы зачастую расходятся, так как слово — топоним в новом статусе сохраняется в неизменном виде.
Особо отличаются две проблемы, связанные с исследованием топонимов. Первая — это вопрос произношения, а вторая, письменное или графическое выражение названия. Устная форма географического названия является основной и с хронологической точки зрения более ранней. Письменная форма, которая развивалась позднее, — это кодификация и способ хранения устного слова, посредством чего она из сочетания звуков переходит в постоянную или документированную форму.
Первые признаки трансформации топонимов заметны ещё в древние времена. Захватнические войны чужеземцев, заселения территории новыми этническими группами, ассимиляция этих групп с местным населением являются первыми признаками трансформации топонимов. В это время, как правило, многие названия заменялись новыми, а частично переделывались. Трансформация также происходила в результате неправильного произношения, перехода с одного языка на другой, занесение в документах в двух и более вариантах, а также при переписывании источников.
На основе вышеизложенного актуальность темы определяется следующим образом:
— на современном этапе развития суверенного Таджикистана избранного курса на создание цивилизованного общества научное обобщение уроков истории, выявления истоков происхождения, значения и трансформации географических названий являются делом необходимым;
— в наше время коренным образом изменились отношения к прошлому, к отечественной истории, духовным ценностям и традициям нашего народа;
— ныне настала время более углубленного объективного подхода к изучению прошлой истории;
— с целью осмысления существующих ныне событий следует осветить историю сложения и трансформации топонимов древнего и средневекового периода нашей истории;
— изучение топонимов, этнотопонимов античности и средневековья позволяет нам ещё глубже раскрыть актуальные вопросы истории городов, поселений, фортификационных сооружений, урбанизации городов и социального строя;
— исследование процесса трансформации топонимов Уструшаны дает картину тех событий и процессов, которые в большинстве случаев коренным образом изменили не только форму и значения географических названий, но и внесли корректные изменения в структуре самого общества в целом.
— изучение и анализ исследуемой темы проливает свет на имеющиеся ныне топонимы нашей отчизны и воспитании нашей молодежи в духе патриотизма и самопознания.
Степень изученности топонимов. В обширной исторической литературе как дореволюционной, так и современной эпохи освещены разные стороны истории Уструшаны. Сведения китайских источников об Уструшае приведены в работе Н.Я. Бичурина1. Неизвестный автор труда «Худуд-ул-олам» писал о городах, поселениях, населения и занятости Уструшаны2. В трудах ученого-энциклопедиста Абурайхона Беруни отражены вопросы культурной жизни согдийцев, которые имеют огромное значение для изучения истории Средней Азии, в том числе Уструшаны3. О событиях начала XV в. и появлении термина «Уротеппа» писали Абдураззак Самарканди и Фасих Хафави4.
С присоединением Средней Азии к России началось активное изучение истории народов Средней Азии русскими исследователями. Вопросов этнического состава населения исследуемого нами региона касался дореволюционный русский исследователь А.И.Макшеев5. Он считает, что оседлое население составляли одни таджики или сарты. В его труде также имеются сведения о тюркоязычном населении области. О древнем названии Уструшаны писали Л.Ф.Костенко6. Дореволюционный русский этнограф Н. П. Остроумов занимался вопросами этногенеза народов Средней Азии. Он.
1 Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. — М. — Л., 1953.
2 Худуд-ул-олам. — Душанбе, 1983.
3 Беруни Абу Райхан. Канон Масъуда. Избранные труды. Т. V. — Ташкент, 1957; Он же. Осор-ул-бокия. -Душанбе, 1991.
Абдураззак Самарканди. Матла-ус-саъдайн ва маджма-ул-бахрайн. — Ташкент, 1969; Фасих Хафави. Муджмали Хасифи. — Ташкент, 1980.
5Макшеев А. И. Географические, этнографические и этнографические материалы о Туркестанском крае. -Спб., 1868.
6Костенко В. Туркестанский край. — Спб., 1880- особо отмечает роль древнего населения — сартов, а также персидских переселенцев1. В статьях А. Кушакевича имеются данные о названии города Уратюбе, причины его появления. Исследованием истории Средней Азии о также занимался В. В. Бартольд. В его сочинениях уделено большое внимание вопросам истории культурной жизни и исторической географии. Его исследования имеют огромное научное значение.
В советскую эпоху вопросами истории, исторической географии и топонимики Уструшаны занимались многие исследователи. В начале 30-х годов XX в., изучив материалы средневековых арабских географов и историков, поэт А. Азизи пишет свое мнение о термине «Уструшана"4. Среди работ по истории Уструшаны особо выделяются научные исследования академика Н. Н. Негматова. Ещё в 50-х годах XX в. на основе археологических и историко — этнографических данных, а также сведений китайских и арабо — персидских источников им была написана книга «Уструшана в древности и раннем средневековье» В дальнейшем он продолжает исследовать историю области в широком плане. В своих трудах он освещает археологические памятники, древние города и поселения, население и культуру Уструшаны5.
В течение многих лет А. М. Мухтаров исследовал различные стороны социально-экономической и культурной жизни города Уратюбе. Особо можно отметить его труды об археологических памятниках города, о внутригородских кварталах6.
Остроумов Н. П. Сарты. Этнографические материалы. Т. I. — Ташкент, 1890.
2Кушакевич А. Очерки Ходжентского уезда // Туркестанские ведомости. — 1872. — № 14.
3 Бартольд В. В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. T.I. — М., 1963; Он же. К истории орошения Туркестана. Соч. ТЛИ. — М., 1965; Он же. Несколько слов об арийской культуре // Наследие предков. — 2006. -№ 9.
4 Азизй А. Уротеппа-Истаравшан // Рах, бари дониш. — 1930. — № 4.
5Негматов H.H. Уструшана в древности и раннем средневековье. — Сталинабад, 1957; Он же. Древняя и раннесредневековая Уструшана // Археологи рассказывают. — Сталинабад, 1959. — С.114−134- Он же. Семантика археологических металлов и космос (по данным средневековых источников) // Известия Отделения общественных наук АН Тадж. ССР. — 1983. — № 4(102). — С. 33−37- Он же. Таджикский феномен: теория и история. — Душанбе, 1997; Он же. Историко-культурная область Уструшана // Материальная культура Уструшаны. Вып. 5. — Душанбе, 2003. — С. 8−136.
6Мухтаров A.M. Город Уратюбе // Археологи рассказывают. — Сталинабад, 1959. — С. 86−96- Он же. Гузары Уратюбе // Материалы по истории городов Таджикистана. — Душанбе, 1975. — С. 3−109- Он же. История Уратюбе (конец XV — начало XX вв.) — М., 1998. 278 С.
Весьма важны в области топонимики Уструшаны работы О. И. Смирновой. Она тщательно исследовала некоторые топонимы Уструшаны, особенно районов верховьев Зарафшана1. В своих исследованиях она показывает картину исторической топографии местностей Уструшаны, освещает значение топонимов.
В.И.Абаев растолковал некоторые форманты и слова иранского происхождения, которые использовались при создании топонимов2. Документы, найденные на горе Муг и замке Чильхуджра стали темой исследования В. А. Лившица. На основе сведений этих документов, он первым заявил близкое и реальное написание и произношение названия области3.
Вопросы топонимики освещены в трудах А. Л. Хромова. Он исследовал топонимы согдийского происхождения верхнего Зарафшана. По его мнению, большой процент всей топонимии Мавераннахра составляли восточноиранские (согдийские, хорезмийские) названия. Он также освещает роль западноиранских (персидско — таджикских) названий в топонимии региона4.
Сведения о некоторых распространенных терминах в топонимии, в том числе, «кат" — дом, поселение, «кан» — поток, река, «кара" — сопка, возвышенность имеются в научных трудах Э.М.Мурзаева3.
Известный этнограф Н. О. Турсунов затронул варианты значений некоторых топонимов позднесредневековой Уструшаны. Он также.
Смирнова О. И. Вопросы исторической топографии и топонимики Верхнего Зеравшана // Материалы и исследования по археологии СССР. — 1950. — С.56−66- Она же. Археологические разведки в Уструшане в 1950 г. // Материалы и исследования по археологии СССР. — 1953. — № 37. — С. 189−230- Она же. Места домусульманских культов в Средней Азии // Страны и народы Востока. 1971. — Вып.10. — С.90−102.
2Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. — М.- Л., 1958.Лившиц В. А. Согдийские слова в таджикском языке // Известия Отделения общественных наук АН.
Таджикской ССР. — 1957. — № 12. — С. 31−43- Он же. Два документа с горы Муг // Вестник древней истории. -1960. — № 2. — С.104- Он же. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. — СПб., 2008. — 283 С.
4 Хромов АЛ. Согдийская топонимия верховьев Зеравшана // Топонимика Востока. — М., 1969. -С. 87−99- Он же. Таджикская микротопонимия долин Верхнего Зеравшана и Ягноба // Ономастика Средней Азии. -М., 1978. — С.58−62- Он же. Некоторые особенности формирования топонимии Средней Азии в 1Х-ХШ вв. // Топонимика Востока. — М., 1980. — С. 132−139.
5Мурзаев Э. М. Местные географические термины // Транскрипция географических названий. — М., 1960. — С. 69−77- Он же. Топонимика Синцзяна // Топонимика Востока. — М., 1962. — С. 15−22- Он же. Аппелятивы в топонимии Средней Азии // Ономастика Средней Азии. — Фрунзе, 1980. — С. 72−88- Он же. Топонимика и география. — М., 1995. — С. 3−32. рассматривает вопросы социально — экономической жизни населения, которые имеют огромное значение для изучения истории области1.
Большое внимание уделено уструшанской топонимике в научных трудах А. К. Мирбабаева. Он освещает не только вопросы топонимии, но и проблемы арийской цивилизации и зороастрийской идеологии, которые в некотором аспекте связаны с топонимией2.
В научных исследованиях А. А. Абдунабиева растолкованы значения топонимов Уратюбе и некоторых других местностей с лингвистической точки зрения3.
Сведения об истории Уструшаны можно найти в трудах Д.Абдуллоева. Он анализировал сведения автора книги «Худуд-ул-олам» о городах и селениях Уструшаны. Им также исследована роль уструшанцев в борьбе против арабских завоевателей. Касаясь вопроса о согдийском культурном наследии, Д. Абдуллоев дает сведения о дворцах и замках афшинов Уструшаны4.
О древних каналах и других ирригационных системах Уструшаны писал А.И.Билалов5. По вопросу терминологии, связанной с исторической топографии городов, о некоторых обрядах, ритуалах и культах можно найти сведения в трудах О.А.Сухаревой6.
Турсунов Н. О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII — начале XX вв.
— Душанбе, 1991. — С. 209−322- Он же. Истаравшан. — Душанбе, 1992, — 207 С.
2Мирбабаев А. К. Изучение архитектурных памятников Северного Таджикистана // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. — 1974. — № 4 (78). — С. 37−41- Он же. Дахмаки Курката и проблемы зороастрийской идеологии в Северной Средней Азии. Автореферат докторской диссертации. — Душанбе, 1995. — С.3−29- Он же. Дахмаки Курката: раскопки и исследования // Материальная культура Уструшаны. Вып. 7. — Душанбе, 2003. — С.267−562- Он же. Накдга ориёихр дар тамаддуни ч, ахонй. — Хуч, анд, 2006. — С. 28−89.
3Абдунабиев A.A. Гончй // Илм ва хаёт. — 1990. — № 8. — С. 45−46- Он же. Лингвистический анализ топонимии региона Уратюбе. Автореферат кандидатской диссертации. — Душанбе, 1992. — 23С.
4Абдуллаев Д. Сведения таджикского анонимного автора (X в.) о городах и селениях Уструшаны // Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии. — Душанбе, 2002. — С. 121−123- Он же. Средняя Азия в VII—XIII вв. и вопрос о согдийском культурном наследии. — Спб., 2009. — С. 78−80.
5Билалов А. И. Памятники древнего орошения бассейна Шахристансая // Материальная культура Таджикистана. Вып.З. — Душанбе, 1978. — С.165−178- Он же. Из истории ирригации Уструшаны. — Душанбе, 1980.-209 С.
6Сухарева O.A. К вопросу о профессиональных культов у таджиков и узбеков // Труды АН Таджикской ССР.
— 1960. — Т. 120. — С. 195−207- Она же. О терминологии связанной с исторической топографией городов Средней Азии // Народы Азии и Африки. — 1965. — № 6. — С. 101−104.
В трудах Л. В. Ошанина имеются сведения об антропологическом и этническом составе народов Средней Азии. Он показывает причины переселения и процесс ассимиляции пришедших тюркоязычных родов и племен с местным оседлым населением. Его выводы касаются и населения Уструшаны, особенно в период X — XVI вв1.
В исследовании топонимов труды А. В. Суперанской имеют огромное значение. Она весь топонимический материал классифицирует по особой схеме, указывает роль компонентов, которые составляли топонимическую модель2.
Но, невзирая на обширность материала, топонимия области Уструшаны остается мало исследованной.
Цели и задачи исследования. Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе литературных источников и уцелевших и дошедших до нас многочисленных топонимов показать историю сложения и трансформации топонимов Уструшаны в эпоху древности, средневековья.
В диссертационной работе поставлены следующие задачи исследования:
— провести историко-лингвистический анализ географических названий Уструшаны в целом;
— характеризовать этнокультурный фон, в условиях которого сложились топонимы области;
— показать географические и природные условия, способствовавшие формированию топонимов;
— определить язык топонимов, опираясь на лингвистические данные- -показать этническое расселение на территории Уструшаны и значения этнотопонимов;
Ошанин Л. В. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез её народов. 4.1. Ереван, 1957.-С. 14−32.
2Суперанская A.B. Типы и структура географических названий // Лингвистическая терминология и прикладная топономастика. — М., 1964. — С. 59−61- Она же. Что такое топонимика. Из истории географических названий. — М., 2011. — 176 С.
— освещать процесс трансформации топонимов и анализировать традиции инновации;
— выявить степень влияния религиозных взглядов, культов, обычаев и обрядов населения на сложении топонимов и этнотопонимов- -предложить собственную концепцию истоков формирования топонимов Уструшаны;
Научная новизна. В диссертационной работе впервые в истории изучения топонимов Уструшаны проведен комплексный анализ вопроса на основе сведений письменных источников, а также материалов, собранных лично автором в процессе поездок в разные регионы области. В диссертации использованы большое количество первоисточников и полевых лингвистическо-этнографических материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот. Анализированы названия древних городов и поселений, важных природных объектов, рассмотрен этногенетический процесс, этническое расселение родов и племен на территории Уструшаны. Исследованы топонимы, связанные с материальной и духовной жизнью населения, роль этнических миграций в сложении этнотопонимов. Показаны исторические предпосылки процесса трансформации географических названий.
На защиту выносятся следующие основные положения:
— древние города и поселения Уструшаны, их локализация и значения названий;
— названия важных географических объектов, в том числе рек, оросительных каналов, гор, холмов, родников;
— хозяйственная жизнь населения и её роль в сложении топонимов;
— этногенетический процесс на территории Уструшаны в эпоху древности и средневековья и его роль в сложении и трансформации топонимов и этнотопонимов;
— этнотопонимы согдийско-таджикского этнического субстрата;
— тюркские, арабские и греческие топонимы Уструшаны, причины их создания;
— религиозные и тотемистические представления народов Уструшаны, их связь с топонимией региона;
— роль архитектурно-фортификационных сооружений в сложении топонимов;
— топонимы, связанные с духовной жизнью населения.
Источниковедческой базой диссертационной работы послужили сведения античных авторов, китайских хроник и труды арабо-персидских географов и путешественников, лингвистические, археологические, археографические, этнографические и полевые этнографические материалы, собранные автором на исследуемой территории.
Вопросы истории Уструшаны нашли отражение и в трудах древнегреческих авторов. В частности, ценные сведения дает Арриан, отражая походы Александра Македонского в Среднюю Азию. Его данные касаются городов Куруката, Газа, также древних названий рек Сырдарья (Яксарт) и Зарафшан (Политимет). Такие вопросы рассматривает и Полибий. Территориальному расположению древних областей Средней Азии уделил внимание древнегреческий географ Страбон.
В качестве источников использованы сведения китайских путешественников, хроники императорских династий — Суйшу, Бэйши и Таншу, которые появились после путешествия Чжона Цзяна по Центральной Азии.
Важным источником по топонимии Уструшаны являются согдийские документы с горы Муг и замка Чильхуджра. В этих документах приведены более 50 географических названий, в том числе названия области и древних поселений Уструшаны.
Арабские и персидские географы и путешественники дают много сведений о городах и поселениях Уструшаны. Первым историком, который использовал слово «Уратеппа», был Абдураззак Самарканди. До недавнего времени считали, что впервые слово «Уратеппа» использовал Мухаммад.
Бабур, который был близко знаком с Уструшаной. В его мемуарах имеются сведения о ряде поселений Уструшаны — Ховос, Хаштяк, Дахкат. Сведения об Уратюбе в работах Хофизи Таниша Бухори. Автор «Шайбонинома» Мухаммад Солех дает информацию о местоположении города Уратюбе и некоторых его памятниках.
В вышеперечисленных источниках, хотя слабо и фрагментарно отражена история Уструшаны эпохи древности до позднего средневековья, они помогают раскрытию истории области.
Методологическая теоретическая база исследования. В качестве инструмента исследования топонимов в работе сохраняются принципы историзма и диалектического подхода к решению поставленных задач. Использован системный историко-лингвистический, историко-географический и сравнительно-исторический методы исследования. Это позволило более тщательно создать картину истории формирования, изначального значения, формы написания и произношения топонимов. Предмет исследования. Основным предметом исследования в диссертационной работе являются географические названия Уструшаны. Через призму предмета исследования определяется роль области в истории мировой цивилизации.
Территориальные рамки исследования географически охватывают территорию Уструшаны, которая включала в свой состав огромную часть современной Согдийской области Таджикистана, Зааминского, Хавасского и Джизакского районов Узбекистана и Ляйлакский район Кыргызстана. Хронологические рамки исследования охватывают период древности и средних веков.
Научно-теоретическая и практическая значимость. В работе по-новому освещается история создания и трансформации топонимов Уструшаны. Это содействует исследованию истории и культуры области в целом, представляет всесторонне выявить историю коренного населения. Основные положения и выводы работы вносят вклад в разработку новой концепции.
13 исторической топографии и топонимии Уструшаны. Результаты исследования могут быть использованы при написании научных трудов по истории, в том числе академического труда по истории Уструшаны, исторической географии и лингвистики, составления топонимического и географического словарей.
Научные положения, собранные материалы, выводы, обобщения и рекомендации, разработанные автором, могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории таджикского народа, исторической географии, учебников, учебных пособий, при чтении спецкурсов по истории Отечества, составления топонимических, исторических, географических словарей.
Апробация работы. Основные положения работы были изложены в виде двух книг, статей в различных научных изданиях, в том числе, рецензируемых. Ключевые вопросы неоднократно представлялись в качестве научных докладов и обсуждались на заседании Кафедры археологии и этнографии, на расширенном заседании кафедры Отечественной истории факультета истории и права Худжандского государственного университета имени академика Б. Г. Гафурова и рекомендована к публичной защите. Некоторые результаты исследования в виде научных докладов апробированы на международных, региональных конференциях городов Санкт-Петербурга, Душанбе и Худжанда.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.
Заключение
.
Становление географических названий процесс очень долгий и сложный. Он отражает развитие человеческого познания, а также показывает отношение человека к окружающему миру, естественному, созданному природой. Географические названия возникли, когда ещё общество стояло на самом раннем этапе своего развития.
Судьбы топонимов Уструшаны сложились по — разному. Это происходило вследствие закономерного развития общества, которое создавало предпосылки для появления новых городов, поселений, крепостей, замков и других объектов, интересные нам в топонимическом плане исследования. Поэтому изучение этого процесса, выявления его проблем имеет огромное значение для изучения истории Уструшаны. Это обусловлено тем, что историческая наука тесно связана с исторической географией, топонимикой и лингвистикой.
В основных главах диссертации мы проследили историю становления, истоки происхождения, процесс трансформации топонимов и этнотопонимов Уструшаны в древний период и средние века.
Изучение письменных источников, данные археологии и монументального искусства, этнографические материалы показало, что географические названия Уструшаны появились в разных исторических условиях, в определенной местности в силу развития общества и потребности населения именовать местность, природные объекты для удобства ориентирования на местности. Это было результатом осмысленного процесса номинации, который исходит из каких — то признаков, отражающих исторические и географические реалии.
Исследование уточнило, что в древности и средние века Уструшана была обширной областью, имела в своем составе много городов и поселений различного масштаба и значений. Бунджикат, Бага (Фагкат), Газа, Куруката, Шавкат, Асбоникат, Дизак, Хушуфагн, Марсманда были теми городами области, которые сыграли значительную роль в социально-экономической и культурной жизни народов Уструшаны.
Местоположение некоторых городов в свое время был спорным вопросом, велись дискуссии между учеными. В частности, многие полагали, что древний город Кирополь (Куруката) был расположен на месте современного города Истаравшан. Но, археологические раскопки на городище Мугтеппа показали, что здесь отсутствуют следы VIIV вв. до н.э. Исследования последующих лет доказали, что город был расположен на окраине современного селения Куркат, на городище Ширин.
Таким спорным вопросом был и местоположение столицы Уструшаны — Бунджикат. Часть исследователей располагали его на месте современного Шахристана, другие на городище Мугтеппа. Благодаря археологическим раскопкам этот вопрос нашел свое решение. Было доказано, что Бунджикатэто и есть Шахристан.
О названии области — Уструшана, её административном положении в письменных источниках имелись разнообразные, с одной стороны объективные, а с другой стороны и противоречивые сведения. Мы попытались разобраться в этом вопросе. Действительно, в древности и средневековье Уструшана была областью, её название было связано с духовной жизнью населения.
Большие города и поселения Уструшаны располагались в различных регионах области и имели своеобразные названия, связанные с личными именами (Куруката), географическом расположении (Паргар, Урметан, Сугдак, Джанкакат), архитектурно-фортификационными сооружениями (Бунджикат, Газак, Дизак), духовной культурой и религиозными верованиями (Фагкат, Хушуфагн, Фарметан, Асбоникат). Следует отметить, что некоторые из них исчезли со сцен истории, но исследование их истории как часть истории области имеет научное значение.
Названия географических объектов в отличие от названий населенных пунктов, помогают найти ответы на некоторые вопросы исторической.
155 географии. В определенной мере, они указывают на этногенез, перемещение населения. Это очень важно для изучения этногенетического процесса и истории населения.
В топонимии Уструшаны заметное место занимают топонимы, связанные с хозяйственной жизнью населения. Появлению таких топонимов способствовал процесс разделения труда, в результате которого образовались трудовые коллективы одной профессии. Эти коллективы создавали свои поселения и именовали названиями своего рода занятий. Это особо прослеживается в названиях кварталов г. Уратюбе, первые из которых появились ещё в средние века. Также находились поселения, названия которых были тесно связаны с военным делом и другими обязанностями такого рода. Исследование всех этих названий указывают степень развития производительных сил в период появления поселений такого типа и их именования.
Важный вопрос, которого мы рассматривали в процесс исследования, является этногенетический процесс, передвижение и расселение родов и племен на территории Уструшаны. Вслед за этим вопросом стоит проблема этнотопонимики, которая по своей сути и разнообразия, языка и времени создания является очень сложной. Это обусловлено тем, что Уструшана была частью Согда, а язык населения был одним из согдийских диалектов. Поэтому топонимы согдийского происхождения составляют самый древний слой в топонимии Уструшаны, особенно в районах верховье Зарафшана, предгорных и горных поселений Туркестанского хребта. С распространением языка фарси на территории Среднеазиатского Междуречья, согдийский язык уступает свое место, но в период двуязычия таджикские (персидские) и согдийские топонимы возникали одновременно. Только в некоторых регионах согдийская речь сохранилась вплоть до Х1П-Х1У вв.
После падения государства Саманидов в конце X в. и усиления тюркоязычных племен и народностей, начинается процесс передвижения и заселения ими территории области в равнинных и степных зонах. В.
156 некоторых местах они поглотили оседлое население, в результате которого тюркские признаки среди населения стали явными. А в других местах они просто растворились в местной оседлой среде.
Исследование показало, что Уструшану населяли разные этнические группы. Помимо согдийцев и таджиков, это представили арабов, тюрков и некоторых групп монгольского происхождения. Влияние монгольских племенных названий на наименование народностей, завоеванное ими, было значительным. Причиной тому было то, что в многие тюркоязычные племена и народности стали называть себя именами монгольских племен, занимавших в войсках Чингисхана главенствующее место.
Каждая этногруппа в своем составе имела подгруппы, что усложняло решение проблемы этимологии тюркских этнонимов. Поэтому по некоторым аспектам мы путем классификации попытались показать суть тюркской этнонимии.
Сложившиеся исторические обстоятельства не всегда повлияли на превращение тюркоязычных этнонимов в этнотопонимов, несмотря на их многочисленности, и долгого процесса заселения ими территорию Уструшаны. Во многих местах сохранились старые названия, не имеющих прямое отношение тюркским языкам. К их числу относятся поселения Гулякандоз, Нов, Куркат, Хаштяк, Чорбог, Варзик. Это было доказательством прочности согдийско-таджикской топонимии. Помимо того, тюркизация местного оседлого народа не во всех местах, заселявших тюркскими группами, приобрела массовый характер. А те поселения, которые имели тюркские названия, были созданы совершенно на новых пустырных местах: Мангит, Кенагас, Иторчи, Уяс, Баявут.
Топонимы связаны не только с историей и географией и лингвистикой, но и с разными культами, верованиями, запечатлели в себя названия памятников археологии, монументального искусства.
Среди многочисленных топонимов Уструшаны, связанных с вышеизложенными аспектами, выделяются несколько из них, образованные.
157 словами «бага» и «муг». Форма и значения этих слов показали, что они являются самими древними. Слово «бага» в разновременных письменных источниках передается по — разному. Но, при этом, значение слова не меняется. Все топонимы, созданные этим словом, связаны с религиозным верованием зороастрийцев.
Древние уструшанцы были огнепоклонниками. Они поклонялись огню и идолам, о которых сообщают письменные источники и данные археологии. Культ огня отражен в некоторых топонимах. В тексте мы привели цитату из Авесты об исполнении желании человека, носящего дрова огню. Судя поэтому, слово «муг» означает «огнепоклонник».
В истории топонимии очень много примеров, которые указывают на тесную связь памятников архитектуры с названиями местностей. Наименование местностей названиями существующих уже объектов на этой территории процесс долгий и не легкий.
Уструшана была богата историко — культурными традициями. Дошедшие до нас некоторые топонимы имеют прямое отношение с этими традициями. Как показал процесс исследования, эти топонимы связаны с тотемистическими представлениями, праздничными мероприятиями и народными обрядами.
В древние времена особо почитались конь, некоторые виды деревьев, вода. От таких культов появились некоторые топонимы. В письменных источниках имеются сведения о культе коня. Святость коня была связана с воображениями людей о вечном мире. Конь был важным участником ритуалов. Топонимы Асбоникат, Хазорасп, Асбара происходили от традиции культа коня.
С почитанием воды связаны топонимы Зарафшан, Шурак, Чашмаи мазори кабуд. Культ воды происходит не только от того, что она считалась даром Ахура Мазды, но и с тем, что имела, будто целебные свойства и приписывали ей сверхъестественные силы. От этого произошли различные предания.
Дерево, с культом которого связаны много топонимов, почиталось в силу того, что связывало мир людей и миром небожителей. Этот культ существует и в настоящее время.
Народные обряды и праздничные мероприятия отражались в названиях поселений, холмов, таких как Калъачаи Гули Сурх, Каробуйин, Маслихаттеппа. Под этими названиями скрывается много исторических сведений.
Диссертационное исследование топонимов древней и средневековой Уструшаны позволило сделать вывод, что они разделяются на несколько групп:
1)Топонимы, созданные согласно историческим, географическим и климатическим условиям;
2)Топонимы, связанные с хозяйственной жизнью населения- 3) Этнотопонимы;
4)Топонимы, связанные с обрядами и ритуалами, религиозными верованиями;
5)Названия, которые происходили от памятников архитектуры и других объектов, созданных человеком.
Согласно нашему исследованию различаются четыре этапа сложения и трансформации топонимов Уструшаны. Первый этап относится древнему периоду. Если в VI в. до нашей эры появились первые древние города, то уже к IV в. до нашей эры с завоевательными походами Александра Македонского и переселения греко-македонцев, начинается процесс трансформации топонимов. В некоторых случаях старые названия полностью заменялись новыми. Второй этап восходит временам арабского нашествия, когда на заселенных арабами территориях стали уничтожаться не только культурные ценности согдийского населения, но и географические названия подвергались преобразованию. Со сложением таджикской народности таджикского языка начинается третий этап трансформации топонимов Уструшаны. В это время наряду согдийскими названиями создаются и.
159 таджикские. При этом согдийские топонимы продолжают возникать и существовать до XIII в., особенно в горных районах. Четвертый этап начинается с начала XI в., т. е. с падения государства Саманидов и завоевания тюркоязычными народностями всей территории Средней Азии. Начинается процесс массового заселения территории регионов Уструшаны тюрками, что и усугубил ход трансформации топонимов. Однако тюркизация местного населения в широком объеме не произошла.
Несмотря на то, что топонимы созданы различными путями и в разных исторических условиях, они всегда имели ряд общих универсальных черт, которые основаны на общих свойствах человеческого мышления. В них закреплены типовые явления окружающей действительности. Во всехслучаях топонимика выступает как историческая наука и, следовательно, выясняет историю определенного явления.
Список литературы
- Абдураззак Самарканди Матла ус — саъдайн ва маджма — ул — бахрайн. -Ташкент, 1969
- Арриан. Поход Александра. М., 1993
- Бабур Захриддин Мухаммад. Бабурнаме. Ташкент, 1958
- Беруни Абу Райхан. Памятники минувших поколений. Избранные произведения. T.I. Ташкент, 1957
- Беруни Абу Райхан. Канон Масъуда. Избранные произведения. T.V. -Ташкент, 1979
- Беруни Абурайхон. Осор ул — бокия. — Душанбе, 1991
- Ибн Хордадбех. Книга путей и стран. Баку, 1986
- Кошгарий Мах, муд. Туркий сузлар девони (Девон ул лугот ит-турк) -Тошкент, 1960
- Мухаммад Солех. Шайбонинома. Ташкент, 1997 Ю.Наршахи. Таърихи Бухоро. — Душанбе, 1979
- Полибий. Всеобщая история. Т. П. Спб., 1995
- Согдийские документы с горы Муг. А. А. Фрейман. Описание, публикация и исследование документов с горы Муг. Вып.1. М., 1962
- Согдийские документы с горы Муг. Юридические документы и письма. Чтение, перевод и комментарии В. А. Лившица. Вып. II. М., 1962
- Согдийские документы с горы Муг. Хозяйственные документы. Чтение, перевод и комментарии М. Н. Боголюбова и О. И. Смирновой. Вып. III. М., 1963
- Страбон. География. М., 1994
- Фасих Хафави. Муджмали Фасихи. Ташкент, 1980
- Хофизи Таниш Бухори. Шарафномаи шохи. Кн.1. М., 1983
- Худуд-ул-олам. Душанбе, 1983
- Шараф-ад-Дин Али Язди. Зафар-наме. Ташкент, 1982
- И.Монографии, книги, статьи в различных научных сборниках
- Абаев В.И. Исторнко-этимологический словарь осетинского языка. М- Л., 1958.-598 с.
- Абдуллаев Д. О культурном наследии населении Согда в мусульманской среде // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. Тезисы Всесоюзной научной конференции в г. Пенджикенте. Душанбе, 1977
- Абдуллаев Д. Сведения таджикского анонимного автора (X в.) о городах и селениях Уструшаны // Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии. Душанбе, 2002. — С. 121 123
- Абдуллаев Д. Средняя Азия в VII XIII веках и вопрос о согдийском культурном наследии. — Спб., 2009
- Аманжолов A.C. Вопросы диалектологии и истории казахского языка. -Апма-ата, 1959
- Аманжолов A.C. История и теория древнетюркского письма. Алматы, 2003
- Андреев М.С. Поездка летом 1928 г. в Касанский район // Известия Общества для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами. T.I. Ташкент, 1928
- Андреев М.С., Пещерова Е. М. Ягнобские тексты. М.- Л., 1957
- Антонова Е.В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. -М., 1990
- Арабско русский словарь. — М., 1957
- Аргынбаев X. Образование казахских жузов и их дальнейшая этнологичесая судьба // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Вып. III. М., 1991
- Аскаров А. Сапалитеппа. Ташкент, 1980
- Аюбов А.Р. Топонимы Уструшаны: истоки их происхождения и значения. Спб., 2009
- Аюбов А.Р. Древние и средневековые географические названия в памятниках культуры. Спб., 2011
- Аюбов А.Р. Отражение обрядов, ритуалов и тотемизма в топонимах народов Уструшаны // Музей антропологии и этнографии Российской Академии Наук. Лавровский (среднеазиатско-кавказский) сборник 2010−2011 гг. Спб., 2011.-С. 34−38
- Аюбов А.Р. Роль этнических расселений всложении и трансформации топонимов // Музей антропологии и этнографии Российской Академии Наук. Лавровский (среднеазиатско-кавказский) сборник 2010−2011 гг. Спб., 2011.-С. 42−46
- Баженов Л.В. Средняя Азия в древний период. Ташкент, 1937
- Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Соч. T.I. М., 1963
- Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана. Соч. Т.П. ч.1. М., 1963
- Бартольд В.В. К истории орошения Туркестана. Соч. T.III. М., 1965
- Бартольд В.В. Хафизи Абру и его сочинения. Соч. T.VIII. М., 1973
- Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М., 1970
- Баскаков H.A. Модели тюркских этнонимов и их типологическая классификация // Ономастика Востока. М., 1980
- Билалов А.И. Памятники древнего орошения бассейна Шахристансая // Материальная культура Таджикистана. Вып. 3. Душанбе, 1978
- Билалов А.И. Из истории ирригации Уструшаны. Душанбе, 1980
- Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М. — Л., 1953
- Бобринский A.A. Горцы верховьев Пянджа. М., 1908
- Боголюбов М.Н. Согдийский документ A9R мугской коллекции // Востоковедение. 12. Филологические исследования. Л., 1986
- Будагов Л.З. Сравнительный анализ турецко татарских наречий. T.I. -Спб., 1869
- Вайнберг Б.И., Ставиский Б. Я. История и культура Средней Азии в древности. М., 1994
- Вамбери Г. История Бохары или Трансоксании. Спб., 1873
- Востров В.В., Муканов М. С. Родоплеменный состав и расселение казахов. Алма-ата, 1968
- Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. Т. I. М., 1949
- Гафуров Б.Г. Точдкон. Китоби якум. Душанбе, 1983
- Герценберг Л.Г. Морфологическая структура слов в древних индоиранских языках. М., 1972
- Горбунова Н.Г. Фергана по сведениям античных авторов // История и культура народов Средней Азии (древность и средние века). М., 1976
- Грантовский Э.А. О восточноиранских племенах кушанского ареала // Центральная Азия в кушанскую эпоху. Труды международной конференции по истории, археологии и культуре Центральной Азии в кушанскую эпоху (Душанбе 1968). Т.2. М., 1975
- Григорьев В.А. Поход Александра Великого в Западный Туркестан. -Спб., 1881
- Грицина A.A. Средневековий Сабат (К проблеме планировки и динамики развития городской территории) // Зоны и этапы урбанизации. Город и процесс урбанизации в Средней Азии. Ташкент, 1989
- Грицина A.A. Археологические памятники Сирдарьинской области. -Ташкент, 1992
- Грум-Гржимайло Г. Б. Описание путешествия в Западный Китай. Т.З.-Спб., 1907
- Губаева С.С. Патрономия в топонимии Ферганской долины // Ономастика Средней Азии. М., 1978
- Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. Спб., 1992
- Девонакулов А. Асрори номхои кишвар. Душанбе, 1989
- Древние религии. Спб., 1993
- Дройзен И.Г. История эллинизма. T.I. История Александра Македонского. -М., 1891
- Дорошенко Е.А. Зороастрийцы в Иране. М., 1982
- Древние авторы о Средней Азии. Ташкент, 1940
- Древнетюркский словарь. Л., 1969
- Дульзон А.П. Дорусские топонимы Средней Сибири // Изучение географических названий. Вопросы географии. Сб. 70. М., 1966
- Дуриданов И. Езикът на траките. София, 1976
- Еремеев Д.Е. К семантике тюрской этнонимии // Этнонимы. М., 1971
- Иванов П.П. К истории развития горного промысла в Средней Азии. М.- Л., 1932
- Иванов П.П. Хозяйство джуйбарских шейхов. К истории развития феодального землевладения в Средней Азии в XVI XVII вв. — М.- Л., 1954
- Иностранцев К.А. Материалы из арабских источников для культурной истории сасанидской Персии // Записки Восточного отделения Русского археологического общества. T.XVIII. Спб., 1908
- Иностранцев К.А. Сасанидские этюды. Спб., 1909
- Исаков А.И. Цитадели древнего Пенджикента. Душанбе, 1977
- История народов Узбекистана. T.I. Ташкент, 1950
- Камолиддин Ш. С. Древнетюркская топонимия Средней Азии. Ташкент, 2006
- Караев С.К. Древние топонимы Средней Азии в согдийских документах с горы Муг // Ономастика Средней Азии. Фрунзе, 1980
- Караев С.К. Топонимия Узбекистана (Социолингвистический аспект). -Ташкент, 199 181. Кляшторный С. Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М., 1964
- Кондатуров А. Патриархальная домашняя община и общинные дела у ягнобцев. Л., 1940
- Костенко В. Туркестанский край. Спб., 1880
- Кузьмина Е.Е. О культе коня у народов Урала и Сибири (К вопросу о культурных связях древнего населения Урала) // Этнокультурные связи населения Урала и Поволжья с Сибирью, Средней Азией и Казахстана в эпоху железа. Уфа, 1976
- Кузьмина Е.Е. Скифское искусство как отражение мировоззрения одной из групп индоиранцев // Скифо-сибирский звериный стиль в искусстве народов Евразии. М., 1976
- Кузьмина Е.Е. Распространение коневодства и культа коня у ираноязычных племен Средней Азии и других народов Старого Света // Средняя Азия в древности и средневековье. М., 1977
- Лерх Г. И. Археологическая поездка в Туркестанский край в 1867 г. Спб., 1870
- Лерх Г. И. Монеты Бухар-Худатов. Спб., 1909
- Лерх Г. И. Мавераннагр. // Русский энциклопедический словарь проф. Березина. Т.К. М., 1915
- Лившиц В.А. Согдийские письма с горы Муг. М., 1960
- Лившиц В.А., Хромов А. Л. Согдийский язык // Среднеперсидские языки. -М, 1981
- Лившиц В.А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. Спб., 2008
- Маадай Кара. Алтайский героический эпос. М., 1973
- Макшеев А.И. Географические, этнографические и статистичесие материалы о Туркестанском крае. Спб., 1868
- Макшеев А.И. Исторический обзор Туркестана и наступательного движения в него русских. Спб., 1890
- Малов С.Е. Памятники древнетюркской письменности. Тексты и исследования. М.- Л., 1951
- Маллицкий Н.Г. Учебное пособие по географии Таджикистана. Т.П. -Ташкент, 1930
- Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. -Новосибирск, 1989
- Масальский В.И. Туркестанский край // Россия. Т. Х1Х. Спб., 1913 ЮО. Массон М. Е. Из истории горной промышленности Таджикистана. — М., 1934
- Материалы по истории Уратюбе. Сборник актов ХУП-Х1Х вв. М., 1963
- Менгес К.Г. Восточные элементы в «Слове о полку Игореве». Л., 1979
- Миллер В.Ф. Осетинско-русско-немецкий словарь. Т.1. Л., 1927
- Мильхеев М.Н. Географические имена. Топонимический словарь. М., 1961
- Мирбабаев А.К. К вопросу о погребальных обрядах в Уструшане // Раннесредневековая культура Средней Азии и Казахстана. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции в г. Пенджикенте Таджикской ССР, 26−31 августа 1977 г. Душанбе, 1977
- Юб.Мирбабаев А. К. Дахмаки Курката: раскопки и исследования // Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. Душанбе, 2003
- Мирбобоев А.К. Накопи ориёих, о дар тамадцуни ч, ахонй. Хуч, анд, 2006
- Мирбобоев А.К. Фар // Энсиклопедияи советии то*Ц1к. Ч-7- Душанбе, 1984, — С. 524
- Мурзаев Э.М. Средняя Азия. Физико-географический очерк. М., 1957 ПО. Мурзаев Э. М. Местные географические термины // Транскрипция географических названий. — М., 1 960 111. Мурзаев Э. М. Топонимика Синцзяна // Топонимика Востока. М., 1962
- Мурзаев Э.М. Избранная тюркская географическая лексика // Топонимика Востока. М., 1980
- Мурзаев Э.М. Апелятивы в топонимии Средней Азии // Ономастика Средней Азии. Фрунзе, 1980
- Мурзаев Э.М. Словарь народных географических терминов. М., 1984
- Мурзаев Э.М. Топонимика и география. М., 1995
- Пб.Мукимов Р., Мамаджанова С. Кирополь-Истаравшан-Уротеппа. -Душанбе, 1993
- Мухтаров A.M. Город Уратюбе // Археологи рассказывают. -Сталинабад, 1959
- Мухтаров A.M. Гузары Уратюбе // Материалы по истории городов Таджикистана. Душанбе, 1975
- Мухтаров A.M. История Уратюбе (конец XV- начало XX вв.). М., 1998
- Назаров Ф. Записки о некоторых народах и землях Средней части Азии. -М., 1968
- Назирч, он Турсуни Хуч, андй. Истаравшан. Душанбе, 1992
- Негматов H.H. Древняя и раннесредневековая Уструшана // Археологи рассказывают. Сталинабад, 1959
- Негматов H.H., Беляева Т. В. Проблема урбанизации Уструшаны (по материалам Нуртепа) // Археология Средней Азии и Ближнего Востока. Тезисы докладов. Ташкент, 1983
- Негматов H.H. Таджикский феномен: теория и история. Душанбе, 1997
- Негматов H.H. Историко-культурная область Уструшана // Древняя Уструшана: города, их локализация и хронология. Душанбе, 2003
- Нестеров С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья. Новосибирск, 1990
- Никонов В.А. Топонимика в историко-географической этнографии. М., 1964
- Ошанин JI.B. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез её народов. 4.1. Ереван, 1957
- Патхак B.C. Семантическое слово агуа // Древние культуры Средней Азии и Индии. Л., 1984
- Персидско-русский словарь. T.I. М., 1970
- Писарчик А.К. О пережитках культа ивы у таджиков // Прошлое Средней Азии. Душанбе, 1987
- Писарчик А.К. Ива в новогодних и других весенних обрядах таджиков // Этнография в Таджикистане. Душанбе, 1989
- Рассудова Р.Я. Термин «ходжа» в топонимике Средней Азии // Ономастика Средней Азии. М., 1978
- Рассудова Р.Я. Топонимы и история заселения // Ономастика Средней Азии. Фрунзе, 1980
- Рахимов Н.Т. Урбоним «Уротеппа» (к истории названия г. Уратюбе) // Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе. Душанбе, 1987
- Рахимов Н.Т. Очерки средневековой истории Вагката-Уратюбе (X-XVI вв.). Худжанд, 2004
- Розенфельд А.З. Проблемы регионалности и десемантизации в таджикской топонимике // Ономастика Средней Азии. М., 1978
- Розенфельд А.З. Таджикская топонимия Бадахшана // Ономастика востока. М., 1980
- Ртвеладзе Э.В. Ксентиппа Перетака // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. — М., 1981.
- Рубинчик Ю.Я. Этнологическая общность и проблемы выявления различительных черт в близкородных языках (персидский, таджикский, дари) // Восток: прошлое и будущее народов. Т.І. М., 1991
- Сверчков Л.М. Железнорудная база Северо-Западной Уструшаны // Древнейшие этапы развития горно-геологических знаний в Средней Азии.-Душанбе, 1991
- Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. T.I. М., 1974
- Севостьянов И. Странички прошлого Туркмении и сопредельных с нею стран. Ашхабад, 1929
- Словарь таджикского языка (X начало XX вв.). Т.2. — М., 1969
- Смирнова О.И. Карта верховьев Зеравшана по мугским документам. М., 1960
- Смирнова О.И. Каталог монет с городища Пенджикент (Материалы 19 491 956 гг.).-М., 1963
- Смирнова О.И. Авестийское Вишапа в топонимике Верхнего Зеравшана // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. -М., 1972
- Ставиский Б.Я. Основные этапы освоения земледельческим населением горных районов верховьев Зеравшана // Материалы по этнографии. Л., 1961
- Стеблин-Каменский И. М. Три согдийских слова // 50-лет раскопок древнего Пенджикента. Тезисы докладов научной конференции. Душанбе, 1997
- Стеблин-Каменский И. М. Этимологический словарь ваханского языка. -М., 1999
- Суперанская A.B. Типы и структура географических названий // Лингвистическая терминология и прикладная топономастика. М., 1964
- Суперанская A.B. Что такое топонимика. Из истории географических названий. М., 2011
- Сухарева O.A. Празднества цветов у равнинных таджиков (конец XIX -начало XX вв.) // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии. -М., 1986
- Толстова Л.С. Отголоски ранних этапов этногенеза народов Средней Азии в её исторической ономастике // Ономастика Средней Азии. М., 1978. 15 8. Троицкая А. Л. Ганчи, ганчибаши в Кокандском ханстве // Тюркологические исследования. — М. — Л., 1963
- Троицкая А.Л. Из прошлого каландаров и маддохов в Узбекистане // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1975
- Туманович H.H. Герат в XVI XVIII веках. — М., 1989
- Турсунов Н.О. Развитие городских и сельских поселений Северного Таджикистана в XVIII начале XX вв. — Душанбе, 1991
- Хромов A.JI. История изучения географических названий Таджикистана. Душанбе, 1 976 163. Хромов A.JI. К истории толкования топонима «Сугд» // Ономастика Узбекистана. Ташкент, 1989
- Хромов A.JI. Некоторые особенности формирования топонимии Средней Азии в IX XIII вв. // Топонимика Востока. — М., 1980
- Хромов A.JI. Об арабской топонимии на территории Средней Азии // Ономастика Средней Азии. Фрунзе, 1980
- Хромов A.JI. Очерки по топонимии и микротопонимии Таджикистана. -Душанбе, 1975
- Хромов A.JI. Согдийская топонимия верховьев Зеравшана // Топонимика Востока. М., 1969
- Хромов A.JI. Согдийская топонимия родины Рудаки // Ёдбуди устод Рудакй. Душанбе, 1978
- Хромов A.JI. Таджикская микротопонимия долин Верхнего Зеравшана и Ягноба // Ономастика Средней Азии. М., 1978
- Черняховская Е.М. История разработки топонимических классификаций // Развитие методов топонимических исследований. М., 1970
- Шенгрен А. Осетинская грамматика с кратким словарем осетинско-российским и российско-осетинским. Спб., 1884
- Шониёзов К.Ш. Канг давлати ва канглилар. Тошкент, 1990 173.Эшонкулов У. История парадиза древнего Согда. — Душанбе, 2007
- Яйленко В.П. Палеоазиаты и этническая история древней Средней Азии // Проблема этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. М., 1988
- Якубов Ю.Я. Раннесредневековые сельские поселения горного Согда. -Душанбе, 1988
- Якубов Ю.Я. К исторической топонимике городов Уструшаны // Роль Истаравшана в истории цивилизации народов Центральной Азии. Душанбе, 2002
- Якубовский Ю.Я. Древний Пенджикент // По следам древних культур. -М., 1951
- Ш. Материалы периодических изданий а) журналные статьи
- Абаев В.И. Среднеазиатский политический термин афшин // Вестник древней истории. 1959. — № 2
- Абдунабиев A.A. Номи мах, алх, ои Уротеппа // Мактаби советй. 1985. -№ 2.-С. 19−21
- Абдунабиев A.A. Гончй // Илм ва х, аёт. 1990. — № 8. — С. 45−46
- Азамова М. Семантика эпитета «сиёх» (черный) в эпосе «Гуругли» // Известия АН Таджикской ССР. Серия: востоковедение, история филология.- 1988. -№ 1(9)
- Азизи А. Уротеппа Истаравшан // Рахбари дониш. — 1930. — № 4. — С. 30 -34
- Аюбов А.Р. Методы и проблемы изучения топонимов Уструшаны // Вестник Таджикского национального университета. 2010. — № 5 (61). — С. 150−155
- Аюбов А.Р. Топонимы, связанные с духовной жизнью населения // Вестник Таджикского национального университета. 2010. — № 5 (61). — С. 134−139
- Баевский С.И. Географические названия в ранних персидских толковых словарях (XI XV вв.) // Страны и народы Востока. — 1975. — Вып. 22
- Бартольд В.В. Несколько слов об арийской культуре // Наследие предков.- 2006. № 9
- Беленицкий A.M. О домусульманских культах Средней Азии // Краткие сообщения института истории материальной культуры. 1956. — Вып. XXVIII.
- Боровков A.JI. Таджикско узбекское двуязычие и вопрос о взаимопонимании таджикского и узбекского языков // Ученые записки Института Востоковедения АН СССР. — 1952. — T.IV.
- Бушков В.И. К проблеме топонимии авестийских гимнов // Этнографическое обозрение. 1998. — № 1.
- Волин С.К. К вопросу о замке на горе Муг // Труды Таджикской Базы АН СССР. 1940.-Т. IV
- Воронина B. JL, Негматов H.H. Открытие Уструшаны // Наука и человечество. Ежегодник. Год 1975.
- Гребенкин А.Д. Заметки о Когистане // Туркестанские ведомости. 1872. — № 23.
- Давыдов A.C. К вопросу о сложении населения Верхнего Зеравшана // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1969. — Вып. 4(58)
- Давидович Е.А. По поводу термина «чорбог» // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1960. — Вып. 1(22) 195.3еймаль Е. В. Клад римских денариев из Таджикистана // Нумизматика и эпиграфика. — 1962. — Вып. 3
- Истаравшанй А. Ч, иззах ё Дизак // Илм ва х, аёт. 1990. — № 8
- Исаев М.И. Ещё раз о термине (ффсин // Иранское языкознание. Ежегодник. 1980
- К, ораев С. К,. Урта Осиёдаги баъзи жой номлари // Фан ва турмуш. -1975. № 6. — С. 17−18
- К, ораев С. К. Гончй // Фан ва турмуш. 1974. — № 4.
- Кармышева Б.Х. Этнографическая группа «тюрк» в составе узбеков // Советская этнография. 1960. — № 1
- Кастанье И. Древности Уратюбе и Шахристана // Протоколы Туркестанского клуба любителей археологии. 1915. — Вып. I
- Климчицкий С.А. Название Согдианы в топонимике Таджикистана // Записки Института Востоковедения АН СССР. 1937. — Вып. 6
- Кляшторный С.Г. Канпойская этнотопонимика в орхонских текстах // Советская этнография. 1951 — № 3
- Кононов А.Н. О семантике слов «кара» и «ак» в тюркской географической терминологии // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1954. — № 5
- Кушакевич А. Очерки Ходжентского уезда // Туркестанские ведомости. -1872.-№ 14
- Лившиц В.А. Согдийские слова в таджикском языке // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1957. — № 12
- Лившиц В.А. Два документа с горы Муг // Вестник древней истории. -1960. № 2.
- Лившиц В.А. Согдийский посол в Чаче // Советская этнография. 1960. -№ 2
- Лившиц В.А. Древнее название Сырдарьи // Вестник древней истории. -2003. -№ 1
- Мирбабаев А.К. Черты культуры и идеологии древних уструшанцев // Фарханг. 2002. — № 7−8. — С. 25−37
- Мирбабаев А.К., Рахимов Н. Т., Гайбуллаева М. К вопросу о локализации города Бунджикат и этимологии термина «Истаравшан» // Номаи донишгох. -2010. № 4 (24)
- Мирбобоев А.К. Испанч, Испони, Исписор // Илм ва хаёт. 1992. — № 10
- Мух, тарам Х, отам. Тахмине дар маънои номи Истравшан ва Куруката // Фарх, анг. 2002. — № 7−8. — С. 48−51
- Мухтаров A.M. Надписи на скалах и камнях в верховьях Зеравшана // Труды АН Таджикской ССР. 1960. — Т. 120
- Негматов H.H. Историко-географический обзор Уструшаны с древнейших времен до X в. н.э. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953.-№ 37
- Негматов H.H. Уструшана в борьбе с арабским нашествием // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1954. — Вып.5
- Негматов H.H. К вопросу об этнической принадлежности населения раннесредневековой Уструшаны // Краткие сообщения института истории материальной культуры АН СССР. 1956. — Вып. 61
- Негматов H.H. Уструшана в древности и раннем средневековье // Труды Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1957. — Т.55
- Негматов H.H., Мальцев Ю. С. Семантика археологических металлов и космос (по данным средневековых источников) // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1980. — № 4 (102)
- Негматов H.H. Бага-Вагкат: Торговец и Рима, «Храм божества» и шедеври Торевтики // Фарханг. 2002. — № 7−8. — С. 14 — 24
- Немцева Н.Б., Дресвянская Г. Я. Памятники Заамина. И его округи // История материальной культуры Узбекистана. 1986. — Вып. 20
- Поспелов Е.М. Топонимика и картография // Вопросы географии. 1962. — № 58.
- Птицин Г. В. К вопросу о географии «Шахнаме» // Труды отдела Востока государственного эрмитажа. 1947. — Т.4.
- Рахимов М.Р. Зеравшанская этнографическая экспедиция 1958−1961 гг. // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1963. — № 1 (32)
- Рустамов А. Социальные факторы семантических изменений таджикской лексики // Известия АН Таджикской ССР. Серия: востоковедение, история, филология. 1986. — № 4 (4)
- Семенов А. Материальные памятники арийской культуры // Наследие предков. 2006. — № 9
- Скварский Б.С. Несколько слов о древности Шахристана // Протоколы Туркестанского клуба любителей археологии. 1896. — Год XX
- Смирнова О.И. Вопросы исторической топографии и топонимики Верхнего Зеравшана // Материалы и исследвания по археологии СССР. -1950.-№ 15
- Смирнова О.И. Археологические разведки в Уструшане в 1950 г. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1953. — № 37
- Смирнова О.И. Карта верховьев Зеравшана первой четверти VIII в. // Страны и народы Востока. 1961. — Вып.2.
- Смирнова О.И. Места домусульманских культов в Средней Азии // Страны и народы Востока. 1971. — Вып. 10
- Смирнова О.И. Первые монеты из Уструшаны // Эпиграфика Востока. -1971.-Вып. XX
- Сулейманов С. Элементы формантного метода в трудах арабского географа Якута Хамави // Восточная филология. 1976. — № 4
- Сухарева O.A. К вопросу о профессиональных культов у таджиков и узбеков // Труды АН Таджикской ССР. 1960. — Т. 120
- Сухарева O.A. О терминологии, связанной с исторической топографией городов Средней Азии // Народы Азии и Африки. 1965. — № 6
- Толстов С.П. Подъем и крушение империй эллинистического Дальнего Востока // Вестник древней истории. 1940. — № 5
- Тревер В.К. Александр Македонский в Согде // Вопросы истории. 1947. — № 5
- Хромов A.JI. Изучение географических названий Таджикистана в СССР и за рубежом // Известия Отделения общественных наук АН Таджикской ССР. 1969. — № 2
- Хромов A.JI. О структурных особенностях иранской топонимии в период IX XIII вв. // Восточная филология. — 1974. — № 3
- Хромов A.JI. Состояние и задачи топонимических исследований в Таджикистане // Вопросы языкознания. 1977. — № 4243 .Шварц Ф. Александр Македонский в Туркестане // Туркестанские ведомости. 1894. — № 56
- Якубовский А.Ю. Итоги работ Согдийско-Таджикской археологической экспедиции в 1946—1947 гг.. // Материалы и исследования по археологии СССР. 1950. -№ 15
- Яък, убов Ю. Тафсири номи шах, рх, ои Истравшан // Фарх, анг. 2002. -№ 7−8. — С. 41−44б) газетные статьи
- Мирбобоев А.К. Гулчини таърих // Омузгор. 1991. — 30 — янв.
- Рауф Расул. Мурияк // Байрак^ Октябр. 1991. — 10 — авг.
- Турсунов И.О. Еончй ва унинг атрофидаги к^шлок^ар // Овози Еончй. -1992. 7 — окт.
- Турсунов И.О. Панжшанбе манзилгохдари // Овози Еончй. 1992. — 16 -нояб.
- Турсунов Н.О. Тоглар орасидаги масканлар // Овози Еончй. 1993. — 24 — фев.
- Чейлытко В. Местоположение древнего городища Кирополя // Коммунист Таджикистана. 1940. — 4 — сент.1.Авторефераты и диссертации
- Абдунабиев A.A. Лингвистический анализ топонимии региона Уратюбе. Автореферат кандидатской диссертации. Душанбе, 1992
- Еоршунова О.В. Женское божество в системе религиозно -мировоззренческих представлений народов Средней Азии. Автореферат докторской диссертации. М., 2007
- Лурье П.Б. Историко-лингвистический анализ согдийской топонимии. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -Спб., 2004
- Мирбабаев А.К. Дахмаки Курката и проблемы зороастрийской идеологии в Северной Средней Азии. Автореферат докторской диссертации. Душанбе, 1995
- Рахимов Н.Т. Урбанизация средней части бассейна Сырдарьи. Автореферат докторской диссертации. Душанбе, 2007
- Хромов A.JI. Историко лингвистическое исследование Ягноба и Верхнего Зеравшана. Автореферат докторской диссертации. — Душанбе, 1970
- A1-Istakhri, AbuIshakalFarisi. Viaeregnoramed. M.J. de Goeje, Bibliotheca geographorum arabicorum, pars 1. Lugdinu-Batavorum, 1967.
- Al-Moqaddasi, Abu 'Abdallah Mohammad ibn Ahmad Shamsaddin. Descriptio Imperii moslemici, ed. M.J. de Goeje, Bibliotheca geographorum arabicorum, pars 3. Lugdinu-Batavorum, 1967.
- Beal R.S. The life of Hiuen Tsiang Shaman Hwui Li, Translated with an introduction contraining an account of the works of I-Tsing, new edition with a preface by L. Cranmer-Byng, 2-reprint, Dehli, 1990.
- Benweniste E. Notes partes et sogdiennes // Journal Asiatique. 1936. T.228. Fasc.2.
- Benweniste E. La ville de Cyrescha // Journal Asiatique. 1945. T.234.
- Bosworth C.E. Afsin // Encyclopedia Iranica. vol. Fasc. 6. London, 1984.
- Chavannes E. Documents sur les Tou-Kiue (turks) occidentaux. Spb. 1903.
- Eilers W. Der name Demavend (1) // Archiv Orientalni, 1954. XXII.
- Gershevitch I. Grammar of Manichean Sogdian. Oxford, 1954
- Gershevitch I. Outdoor terms in Iranian // A Locust’s Leg. Studies in honour of S.H.Tagizadeh. London, 1962
- Grenet Fr., Sims-Williams N., De la Vassire E. The Sogdian Ancient Letter V // Bulleten of the Asia Institute. Vol. 12. Alexander’s Legacy in the East: Studies in Honour of Paul Bernard. Bloomfield Hills. 1988.
- Harmatta J. The origin of the name Zoyool //Acta cllassica Univ. Scient Debrecen. T. XIII. 1977.270.1bn Haukal, Abu-l-Kasim an-Nasibi. Opus geographicum, ed. M.J. de Goeje,, Biblioteka geographorum arabicorum. pars 2, Lugduni Batavorum, 1967.
- Kljastornij S.G. Sir-Darja // Central Asiatic Journal. Vol. 6, 1, 1961.
- Lurje P.B. Arabosjgdica: Place-names in Transoxiana as written in Arabic seript // Manuscripta Orientalia, vol.7, No. 4. Sankt-Peterburg, 2001
- Lurje P.B. The element kath/kand/ in place names of Transoxsiana // ST, 32, fascicule 2, 2003.
- Markwart J. Sogdiana des Ptolemaios, ed. G. Messina // Orientalia, Roma,
- Minorsky V. Hudud al 'Alam // The Regions of world. A Persian Geography 372 A.H. -982 A.D. / Translated and explained by V. Minorsky- With the preface by V.V.Barthold (1930), translated from Russian. London, 1977.
- Morgenstierne G. An Etymological Vocabulary of Pashto. Oslo, 1927.
- Tremblay X. La toponymie de la Sogdiane et le traitement de xoet foen Iranian // Studia Iranica, t.33, 2004, fascicule 1.1. VI. Информаторы