Определение внутрифирменного потенциала строительного предприятия с использованием инструментов оценки конкурентоспособности
В первой главе «Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях» рассмотрена сущность конкурентоспособности как экономической категории, изучены взгляды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам эффективного управления промышленными предприятиями на основе оценки их конкурентоспособности, рассмотрены методические основы… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях
- 1. 1. Сущность конкурентоспособности как экономической категории
- 1. 2. Управление конкурентоспособностью на промышленных предприятиях
- 1. 3. Методические основы определения уровня конкурентоспособности
- 2. Система оценки конкурентоспособности предприятий строительной промышленности
- 2. 1. Состояние и перспективы развития строительной промышленности Воронежской области в современных условиях
- 2. 2. Интегральная оценка конкурентоспособности предприятий строительной промышленности города Воронежа (на примере СРСУ-7)
- 2. 3. Определение уровня конкурентоспособности предприятий строительной промышленности
- 3. Научно-методическое обоснование перспективных направлений оценки конкурентоспособности предприятий строительной промышленности г. Воронежа
- 3. 1. Определение ранга конкурентоспособности строительных предприятий на основе рейтинговой методики оценки
- 3. 2. Методика эффективного участия в подрядовых торгах на основе расчета коэффициента конкурентоспособности предприятий отрасли
Определение внутрифирменного потенциала строительного предприятия с использованием инструментов оценки конкурентоспособности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность работы. Стремительное заполнение отечественного рыночного пространства, происходящее как в результате развития отечественного предпринимательства, так и активизации иностранных инвестиций, побуждает хозяйствующие субъекты различных отраслей промышленности ориентировать свою производственно-хозяйственную деятельность на достижение стратегических и тактических целей, позволяющих завоевать устойчивые конкурентные позиции и обеспечить рост своей конкурентоспособности.
Конкурентоспособность предприятия является относительным понятием, носит динамический характер и зависит от внешней среды и внутрифирменного потенциала. Решение проблемы повышения конкурентоспособности — это сложная и многофакторная задача в деятельности любого хозяйствующего субъекта, требующая согласованной, целенаправленной работы всех подразделений на каждом из уровней управления в рамках общей стратегии развития.
Установление места предприятия в рыночной среде представляет собой первый шаг в управлении конкурентоспособностью и выработке дальнейшей стратегии поведения. Достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности. В этой связи крайне актуальным мы считаем разработку специальных методик оценки конкурентоспособности предприятий строительной промышленности, позволяющих установить роль и значение отдельных предприятий на рынке строительства, а также выявить наиболее перспективных его участников с целью эффективной организации подрядных торгов.
Степень изученности проблемы. Проблемам конкурентоспособности промышленных предприятий и их продукции посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей, таких как И. М. Лифшиц, И. П. Конев, А. Г. Жуков, И. П. Фаминский, М. Г. Долинская, И. А. Соловьев, В. М. Власова, Т. Н. Калиновская, Р. А. Фатхутдинов, В. В. Гасилов, JI.H. Родионова, Г. Л. Азоев, Е. П. Голубков, А. Ю. Юданов, Х. А. Фасхиев, И. П. Чепурной, М. Портер, И. Ансофф, Ф. Котлер, И. Маршалла, Дж. Робинсон, Ф. Хайек, Г. Хэдрих.
Теоретическая и практическая значимость проблемы управления предприятиями строительной промышленности на основе оценки их конкурентоспособности и недостаточная ее разработанность в современных условиях предопределили актуальность проведенного исследования.
Цель и задачи исследования
Цель настоящего исследования заключается в разработке перспективных направлений определения внутрифирменного потенциала предприятий строительной промышленности на основе использования инструментов оценки их конкурентоспособности.
Достижение поставленной цели предопределило постановку и решение следующих задач:
— изучить подходы к обоснованию и использованию методических разработок оценки конкурентоспособности строительных предприятий, с целью их комплексного использования при управлении отдельными участниками, а также рынком строительства в целом;
— на основе методик оценки конкурентоспособности строительных предприятий провести аналитическую оценку уровня конкурентоспособности участников строительной промышленности г. Воронежа;
— разработать методику оценки эффективности строительных организаций, учитывающую отраслевые особенности достижения ресурсной эффективности и эффективности финансово-экономической деятельности;
— развить методические подходы к организации подрядовых торгов на основе специально разработанной интегральной методики оценки конкурентоспособности предприятий строительной промышленности.
Объект исследования. Объектом настоящего исследования выступают предприятия и организации, образующие строительный комплекс г. Воронежа.
Предмет исследования — процесс обеспечения и роста конкурентоспособности предприятий строительного комплекса и методы ее оценки.
Методы исследования. Теоретической и методологической базой исследования являются публикации современных отечественных и зарубежных исследователей по проблемам обеспечения роста экономической эффективности и конкурентоспособности предприятий строительной промышленности, ее оценки и прогнозирования. Методы исследования определялись целями и задачами работы и включали: теоретический анализ и синтез, приемы системного исследования, экономико-математическое моделирование, методы сравнения и группировок. В качестве инструментов исследования использованы методы экспертных оценок, анкетирования, статистической обработки данных и финансового планирования.
Информационная база исследования включает справочные и нормативные документы Правительства РФ, Министерства Финансов РФ, Федеральной службы РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, информационно-статистические данные Госкомстата России, фактические данные финансового и управленческого учета предприятий строительной промышленности.
Научная новизна заключается в обосновании методических разработок по перспективному использованию методик оценки конкурентоспособности строительных предприятий для определения их внутрифирменного потенциала. Степень научной новизны характеризуют следующие результаты: — проведена оценка уровня конкурентоспособности хозяйствующих субъектов строительной промышленности, основывающаяся на результатах, достигнутых предприятиями отрасли и отличающаяся использованием интегральных методов оценки их конкурентоспособности;
— предложена система маркетинговых, производственных показателей и показателей производственно-хозяйственной деятельности, разработанная с помощью статистических инструментов и позволяющая провести рейтинговую оценку предприятий отрасли;
— выявлены наиболее значимые группы и отдельные показатели, характеризующие уровень конкурентоспособности участников строительной промышленности, позволяющие в условиях ограниченности информационных ресурсов оценить внутрифирменный потенциал, достигнутый субъектами отрасли;
— разработана методика оценки внутрифирменного потенциала строительных организаций, учитывающая отраслевые особенности достижения ресурсной эффективности и эффективности финансово-экономической деятельности, позволяющая провести их рейтинговую оценку с целью выявления перспективных участников подрядовых торгов;
Практическая значимость работы. Практическое значение имеют следующие научные и прикладные разработки:
— система показателей оценки конкурентоспособности предприятий строительной промышленности;
— методика оценки конкурентоспособности предприятий строительной промышленности;
— методика оценки ресурсной и финансово-экономической эффективности предприятий строительной промышленности;
— рекомендации по организации подрядных торгов на основе интегральной оценки конкурентоспособности и определения рейтинга предприятий отрасли.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались автором на конференциях и научных семинарах в гг. Пенза и Воронеж. Теоретические положения и практические рекомендации, изложенные в настоящем исследовании, проходили апробацию на предприятиях строительной промышленности г. Воронежа. Методика экспертной оценки конкурентоспособности предприятий строительной промышленности внедрена в деятельность ЗАО «Воронеж-Дом», ООО «Волна», г. Воронеж.
Публикация результатов исследования. Положения работы, содержащиеся в ней рекомендации и выводы изложены в опубликованных 10 печатных работах, общим объемом 2,36 п.л., в том числе авторский вклад 1,71 п.л. В статье [2] автор провел аналитическую оценку предприятий, занимающих лидирующее положение на рынке строительства г. Воронежа. В статье [4] автору принадлежит обоснование области применения задач минимизации упущенной выгоды. В статье [8] автор разработал методические подходы к оценке ресурсной эффективности предприятий строительной промышленности.
Положения, выносимые на защиту. На защиту выносятся следующие основные положения, полученные в результате проведенного исследования: система оценки конкурентоспособности промышленных предприятий и необходимость ее совершенствования;
— классификация показателей, раскрывающих отраслевые особенности предприятий строительной промышленности и достигнутый ими уровень конкурентоспособности;
— методика рейтинговой оценки предприятий строительной промышленности;
— рекомендации по организации подрядовых торгов на основе оценки ресурсной эффективности и эффективности производственно-хозяйственной деятельности строительных предприятий.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 147 наименований и приложений. Основное содержание работы изложено на 131 страницах компьютерного набора, содержит 41 таблицу и 3 рисунка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во введении раскрыта актуальность темы исследования, определены цели и задачи, предмет и объект исследования, указаны научная новизна и практическая значимость работы, а также результаты апробации и внедрения полученных разработок.
В первой главе «Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью промышленного предприятия в современных условиях» рассмотрена сущность конкурентоспособности как экономической категории, изучены взгляды отечественных и зарубежных исследователей по вопросам эффективного управления промышленными предприятиями на основе оценки их конкурентоспособности, рассмотрены методические основы определения уровня конкурентоспособности, установлена связь конкурентоспособности с показателями эффективности производственно-хозяйственной деятельности и достижения стратегических целей предприятия.
Установлено, что специфика категории «конкурентоспособность» состоит в том, что она применима как к предмету конкуренции, что позволяет говорить о конкурентоспособности продукции, так и к субъектам конкуренции, т. е. характеризует конкурентоспособность предприятия, отрасли, региона. В связи с этим выделяют микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия), мезоуровень (регионы, отрасли, корпоративные объединения) и макроуровень (национальные хозяйства отдельных стран и их объединений) оценки конкурентоспособности. Причем, каждый из вышеназванных уровней конкурентоспособности описывается своим набором показателей. Такое структурирование субъектов конкурентной борьбы и характеристик конкурентоспособности позволяет более четко подойти к анализу этой сложной категории, выявлению имеющихся резервов и формированию направлений повышения конкурентоспособности на каждом из уровней.
Опираясь на материалы проведенного обзора литературных источников, во второй главе «Система оценки конкурентоспособности предприятий строительной промышленности» рассмотрены состояние и перспективы развития предприятий строительной промышленности, проведена интегральная оценка конкурентоспособности отдельных предприятий на основе исследования выполняемых ими работ и оказываемых услуг, определен уровень конкурентоспособности предприятий строительной промышленности г. Воронежа в целом.
В третьей главе «Научно-методическое обоснование стратегических направлений повышения конкурентоспособности предприятий строительной промышленности Воронежской области» с помощью специально разработанных методик проведена рейтинговая оценка конкурентоспособности строительных предприятий, а также предложены рекомендации по эффективной организации подрядовых торгов на основе расчета коэффициента конкурентоспособности предприятий отрасли.
В заключении сделаны основные выводы по результатам исследования.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Исследовано содержание конкурентоспособности как экономической категории и изучены подходы к обоснованию и использованию методических разработок оценки конкурентоспособности промышленных предприятий, с целью их комплексного использования при управлении отдельными участниками, а также рынком строительства в целом.
2. Предложено авторское определение конкурентоспособности продукции (работ, услуг): «Конкурентоспособность — это предпочтительная привлекательность товара для покупателя, связанная с наиболее оптимальным соответствием его качественных и стоимостных характеристик требованиям данного рынка и потребительским оценкам».
3. На основе методик оценки конкурентоспособности промышленных предприятий проведена аналитическая оценка уровня конкурентоспособности продукции, а также предприятий строительной промышленности г. Воронежа. Предприятия, получившие оценку конкурентоспособности выше среднего значения, отнесены к лидерам рынка, остальные предприятия — к аутсайдерам рынка строительства.
4. Предложена система показателей оценки эффективности и конкурентоспособности строительных предприятий, полученная на основе статистической обработки многочисленных показателей, влияющих на результативность работы предприятий отрасли, группировки отобранных показателей и их ранжирования.
5. Разработана методика рейтинговой оценки конкурентоспособности строительных предприятий, позволяющая получить объективное представление о собственном предприятии, а также о предприятиях конкурентах на основе исследования наиболее значимых показателей.
6. Разработана методика оценки эффективности строительных организаций, учитывающая отраслевые особенности достижения ресурсной эффективности и эффективности финансово-экономической деятельности.
Список литературы
- Абрютина, М.С. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности: Методика. Практические рекомендации Текст. / М. С. Абрютина. М.: Дело и Сервис, 1999. — 190с.
- Азоев, Г. Маркетинговые исследования для среднего бизнеса: состояние рынка и перспективы развития Текст. / Г. Азоев, В. Яхин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. — № 2.
- Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы Текст. / Г. Л. Азоев,
- A.П. Челенков. М.: ОАО «Типография «Новости», 2000. — 256 с.
- Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика Текст. / Г. Л. Азоев. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208 с.
- Айвазян, С.А. Прикладная статистика и основы эконометрики Текст. / С. А. Айвазян, B.C. Мхитарян. М.: ЮНИТИ, 1998. — 102 с.
- Акимова, И.М. Промышленный маркетинг Текст. / И. М. Акимова. 2 е изд. перераб. и доп. — К.: О-во «Знания», КОО, 2001. — 294 с.
- Андреева, О.Д. Технология бизнеса: маркетинг Текст. / О. Д Андреева. М.: Инфра-М, 1997. — С. 118−125
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия Текст. / И. Ансофф- Пер. с англ. С. Жильцова. 3-е изд., перераб. — СПб: ПИТЕР, 1999. — 416 с.
- Ашманов, С. А. Введение в математическую экономику Текст. / С. А. Ашманов. М.: Наука, 1984.
- Баканов, М.И. Теория экономического анализа: Учебник Текст. / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет А.Д. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Баринов, В.А. Развитие организации в конкурентной среде Текст. /
- B.А. Баринов, А. В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом, № 6. -2000.
- Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы Текст. / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 5(25). — С. 63−71.
- Бешелев, Н.Н. Математико-статистические методы экспертных оценок Текст. / Н. Н Бешелев, Ф. Г. Гурвич. М.: Статистика, 1980. — 263 с.
- Блинов, А.О. Имидж организации как фактор ее конкурентоспособности Текст. / А. О. Блинов, В. Я. Захаров // Менеджмент в России и за рубежом, № 4. 2003.
- Богатин, Ю.В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб. Пособие Текст. / Ю. В. Богатин, В. А. Швандар. М.: Финансы- ЮНИТИ, 1999.-254 с.
- Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика Текст. / А. С. Большаков, В. И. Михайлов. СПб: Питер, 2002. — 416 с.
- Большой экономический словарь Текст. / Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 1997. — 864 с.
- Бочкарев, А. 7 нот менеджмента: Настольная книга руководителя Текст. / А. Бочкарев, В. Кондратьев, В. Краснова и др.- Под ред. В. Красновой, А. Привалова. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо: «Журнал Эксперт», 2002.-652 с.
- Бухалков, М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник Текст. / М. И. Бухалков. М.: ИНФРА-М, 1999. — 392 с.
- Вигдорчик, Е.А. Российские предприятия: трудный поиск конкурентных стратегий Текст. / Е. А. Вигдорчик, А. А. Нещадин, И. В. Липсиц, А. Элькейпаш, Т. А. Рыбакова, М. Казер // ЭКО. -№ 11.- 1998. С. 24−46.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление: Учебник Текст. / О. С. Большаков. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарика, 1998. — 296 с.
- Воронов, А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий Текст. / А. А. Воронов // Машиностроитель.2000.-№ 12.-С. 27−29.
- Воронов, А.А. Моделирование конкурентоспособности продукции предприятия Текст. / А. А. Воронов // Маркетинг в России и за рубежом. -№ 4(36).-2003.-С.44−52.
- Воронов, А.А. Производительность труда как основа конкурентоспособности Текст. / А. А. Воронов // Пищевая промышленность, 2002.-№ 7.-С. 12−14.
- Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и мак-роуровневом измерениях Текст. / М. Гельвановский // Русский экономический журнал. 1998. — № 3. — С. 67−77.
- Голубков, Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе Текст. / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. 1999.-№ 2.
- Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента: Учебное пособие Текст. / Г. Я. Гольдштейн. 2-е изд., перераб. и доп. / Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. -250 с.
- Горбань, М. Россия в ВТО: мифы и реальность Текст. / М. Горбань, С. Гуриев, К. Юдаева // Вопросы экономики, 2002. — № 2. — С. 61−71.
- Данько, Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект): Учеб. пособие Текст. / Т. П. Данько. М.: Инфра-М, 1997.
- Демидова, JI.H. О повышении конкурентоспособности предприятий Текст. / JI.H. Демидова, С. И. Черняев // Молочная промышленность. № 10. -1999.-С. 8−11.
- Дибб, С. Практическое руководство по сегментированию рынка Текст. / С. Дибб, Л. Симкин. СПб: Питер, 2002. — 240 с.
- Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции Текст. / М. Г. Долинская, И. А. Соловьев. М.: Экономика, 1991.
- Дудкин, В.И. Конкурентоспособность продукции: сущность, анализ, оценка, пути и меры повышения Текст. / В. И. Дудкин // Экономика и коммерция, 1998. Вып. № 3−4. С. 28−36.
- Дюнина, И. Промышленный потенциал Воронежской области Текст. // Содействие. 2000. — № 1. — С. 42−46.
- Жилин, Г. А. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации Текст. / Г. А. Жилин. М: Велби, 2003. — 318 с.
- Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование Текст. / А.В. Зав-городняя, Д. О. Ямпольская. СПб: Питер, 2002. — 352 с.
- Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах Текст. / П. С. Завьялов. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке) Текст. / П. С. Завьялов, В. Е. Демидов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Международные отношения, 1991.
- Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (Закон РФ № 948−1. Дата введения 22.03.91. В ред. Законов РФ от 24.06.92№ 3119−1, от 15.07.92 № 3310−1, ФЗ от 25.05.95 № 83-Ф3) Текст.
- Зулькарнаев, И.У., Ильясова J1.P. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий. Текст. / И. У. Зулькарнаев, JI.P. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 4(24). — С. 17−27.
- Калугина, С.А. Определение конкурентоспособности продовольственных товаров Текст. / С. А. Калугина // Маркетинг в России и за рубежом. -1997.-№ 5.-С. 59.
- Каплина, О.В. Оценка конкурентоспособности массового товара (на примере пива) Текст. / О. В. Каплина // Маркетинг в России и за рубежом, 2001.-№ 4(24).-С. 28−50.
- Кирцнер, И. Конкуренция и предпринимательство Текст. / И. Кирцнер / Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-239 с.
- Кнышова, Е.Н. Маркетинг: Учебное пособие Текст. / Е.Н. Кныше-ва. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2002. — 282 с.
- Ковалев, А. И. Анализ финансового состояния предприятия Текст. / А. И. Ковалев, В. П. Привалов. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997.
- Ковалев, В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности Текст./ В. В. Ковалев. М.: ФиС, 1996.
- Колесников, С. Н. Стратегии бизнеса: управление ресурсами и запасами Текст./ С. Н. Колесников. М.: Статус-Кво 97, 2000.
- Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Текст.
- Кондраков, Н.П. Основы финансового анализа Текст. / Н.П. Конд-раков. М.: Главбух, 1998.
- Конкуренция и антимонопольное регулирование Текст.: Учебное пособие для вузов / С. Б. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др. Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. — 368 е.: ил.
- Коробов, Ю.И. Теория и практика конкуренции Текст. / Ю. И. Коробов. Саратов: Саратовская государственная экономическая академия, 1996.
- Короткий, Ю.Г. Товарная конкурентоспособность и её количественное представление (для технически сложных изделий) Текст. / Ю. Г. Короткий // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2.
- Костин, И.М. Измерение конкурентоспособности предприятий Текст. / И. М. Костин, Х. А. Фасхиев. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «Менеджмент организации XXI века». -Наб. Челны: КамПИ, 2001. — С. 115−117.
- Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. Текст. / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. 2-е европ. изд. — М. и др.: Вильяме, 2002. -943 с.
- Краснова, В. Скрытые резервы «Ивана Поддубного» Текст. / В. Краснова, С. Селиванова// Эксперт. 1998. -№ 26.
- Краюхин, Г. А. Методика анализа деятельности предприятий в условиях рыночной экономики Текст. / Г. А. Краюхин. СПб.: 1995 — 346 с.
- Крейнина, М. Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле Текст./ М. Н. Крейнина. М.: Финансы и статистика, 1998.
- Крейнина, М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки Текст. / М. Н. Крейнина. М.: ИКЦ «Дис», 1997.
- Кротков, A.M. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки Текст. / A.M. Кротков, Ю.И. Елене-ва // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 6(26). — С. 59−68.
- Круглякова, В.Г. Коммерческое товароведение продовольственных товаров: Учебник Текст. / В. Г. Круглякова, Г. Н. Кругляков. М.: ИТК «Дашков и Ко», 2002. — 496 с.
- Кулешова, М.Б. Правильное позиционирование как фактор повышения конкурентоспособности предприятия Текст. / М. Б. Кулешова, Н. С. Орлова // Пищевая промышленность. № 10. — 2002 г.
- Лапуста, М.Г. Предпринимательство: Учебное пособие Текст. / М. Г. Лапуста. 2-е изд., перер. и доп. — М.: Инфра-М, 2003. — 224 с.
- Лебедев, В.Г. Управление затратами на предприятии: Учеб. пособие Текст. / В. Г. Лебедев, Т. Г. Дроздова, В. П. Кустарев. СПб., 1999. — 132 с.
- Липсиц, И. Конкурентная стратегия фирм Текст. / И. Липсиц, А. Нещадин, А. Эйкельпаш // Вопросы экономики. 1998. — № 9. — С.51−63.
- Литвиненко, А.Н. Основные принципы оценки конкурентоспособности промышленной продукции Текст. / А. Н. Литвиненко // Приложение к БИКИ № 12, 1984. М.: Издание ВНИКИ МВЭС РФ. — С. 11.
- Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг Текст. / И. М. Лифиц. М.: Юрайт-М, 2001. — 224 с.
- Лобанов, М.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции Текст. / М. М. Лобанов, Ю. М. Осипов // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 6 (26). — С. 53−58.
- Магомедов, М.Д. Оптимизация ассортимента продукции — предпосылка повышения конкурентоспособности Текст. / М. Д. Магомедов, Е. Ю. Алексейчева // Пищевая промышленность, 2001. № 5. — С. 42−43.
- Магомедов, М.Д. Проблема повышения конкурентоспособности предприятия Текст. / М. Д. Магомедов, Е. Ю. Алексейчева // Пищевая промышленность, 2001. № 6. — С. 26−27.
- Магомедов, Ш. Ш. Рынок: товар, качество, конкурентоспособность Текст. / Ш. Ш. Магомедов. Ставрополь: Кавказский край, 1999.
- Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд. Текст. / К. Р. Макконнелл, C.JI. Брю. М.: ИНФРА-М, 2004. — 972 с.
- Максимова, И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия Текст. / И. Максимова // Маркетинг. -1996. № 3. — С. 33−40.
- Маркетинг: Учебник Текст. -2-е изд. перераб. и доп./ Под ред. Н. Д. Эриашвили. М.: Юнити-Дана, 2000. — 421 с.
- Мартынов, А.В. Оптимизация ассортимента Текст. / А. В. Мартынов // Молочная промышленность. № 8. — 2000. — С. 30−31.
- Мартынов, А.В. Современные аспекты формирования ассортимента Текст. / А. В. Мартынов // Молочная промышленность. № 6. — 1999. — С. 1012.
- Матанцев, А.Н. Эффективность рекламы при осуществлении активных продаж Текст. / А. Н. Матанцев, И. Ю. Сурыгина // Маркетинг в России и за рубежом. № 5. — 2002.
- Мескон, М. Основы менеджмента Текст. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури- Пер. с англ. М. А. Майорова и др. М: Дело, 2002. — 701 с.
- Мескон, М.Х. Основы менеджмента: Пер. с англ. Текст. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: «Дело», 1992. — 702 с.
- Мишин, Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства Текст. / Ю. В. Мишин. М.: Новый век, 2001.
- Мутаса, М. Стандарты системы управления качеством ИСО 9000 -инструмент для достижения конкурентоспособности Текст. / М. Мутаса // Пищевая промышленность. № 1. — 2002. — С. 7−8.
- Областная целевая программа действий органов исполнительной власти по развитию молочного животноводства и молокоперерабатывающей промышленности в Воронежской области на 2003−2005 годы Текст. Воронеж, 2002.
- Основы предпринимательской деятельности: Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент Текст. / Под ред. проф. В. М. Власовой М.: Финансы и статистика, 1994. — 496 с.
- Пелих, А. С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес Текст. / А. С. Пелих, Т. Г. Кизилова, А. Г. Пронченко. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Ось-89, 2001. — 96 с.
- Петров, Ю.А. Присоединение России к ВТО новый раунд «шокотерапии»? Текст. / Ю. А. Петров // Российский экономический журнал, 2002. -№ 3. — С. 3−10.
- Петухова, И.В. Прогнозирование емкости рынка отдельных групп товаров и услуг Текст. / И. В. Петухова, Н. В. Петухова // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5.
- Портер, Майкл. Конкуренция Текст.: пер. с англ.: Учеб. пособие / Майкл Портер. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 е.: ил.
- Прилепский, Б.В. Стратегическое планирование комплексного развития промышленного предприятия Текст. / Б. В. Прилепский, М. Б. Прилепский // ЭКО. № 3. — 1999. — С. 104−126.
- Промышленность Воронежской области. Статистический сборник, Госкомстат России, Воронежский областной комитет государственной статистики Текст. Воронеж, 2002.
- Райе, Э. Маркетинговые войны Текст. / Э. Райе, Дж. Траут- Пер. с англ. С. Жильцова. СПб.: Питер, 2002. — 256 с.
- Ребрик, С. Б. Тренинг профессиональных продаж Текст. / С. Реб-рик. М.: Эксмо, 2002. — 229 с.
- Родионова, JI.H. Оценка конкурентоспособности продукции Текст. / JI.H. Родионова, О. Г. Кантор, Ю. Р. Хакимова // Маркетинг в России и за рубежом.-№ 1, 2000.
- Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия Текст. / Г. В. Савицкая. М.: Новое знание. — 2000.
- Светуньков С.Г. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью Текст. / С. Г. Светуньков. СПб.: Энциклопедия маркетинга. — 2000.
- Секерин, В.Д. Формирование конкурентоспособных преимуществ в строительной промышленности Текст. / В. Д. Секерин, Е. А. Молчановский, Ю.И. Толоконни-кова // Маркетинг. 2001. — № 5. — С. 87−93.
- Синцова, Г. Так достигается устойчивость (опыт организации, планирования и обеспечения конкурентоспособности производства) Текст. / Г. Синцова, В. Растимешин, Т. Куприянова // Экономист. 1999. — № 10. — С. 28−38.
- Синько, И.В. Оценка конкурентоспособности промышленной продукции Текст. / И. В. Синько // Машиностроитель. 1997. — № 3. — с. 6.
- Статистика: Курс лекций Текст. / Л. П. Харченко, В. Г. Долженкова, В. Г. Ионин и др.- Под ред. канд. экон. наук В. Г. Ионина. Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ- М.: ИНФРА-М, 2000. — 310 с.
- Уолш, К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании Текст. / К. Уолш. Пер. с англ. — М.: Дело, 2000. — 360 с.
- Управление организацией: Учебник Текст. / Под ред. А.Г. Порш-нева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999.-669 с.
- Фасхиев, Х.А. Анализ методов оценки конкурентоспособности автомобилей Текст. / Х. А. Фасхиев // Машиностроитель. 2001. — № 5. — С. 1725.
- Фасхиев, Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? Текст. / Х. А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. — № 4(36).-2003.-С. 53−68.
- Фасхиев, Х.А. Оценка конкурентоспособности новой техники Текст. / Х. А. Фасхиев // Маркетинг, 1998. № 6. — С. 25−35.
- Фасхиев, Х.А. Оценка экономической эффективности качества и конкурентоспособности изделий Текст. / Х. А. Фасхиев // Вестник машиностроения. 2000. — № 10. — С. 59−66.
- Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент Текст. / Р. А. Фатхутдинов. -М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. 892 с.
- Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление Текст. / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА-М, 2000. — 312 с.
- Федеральный закон РФ «О рекламе» от 28 июля 1995 г Текст.
- Фокин С. Конкурентоспособность стран. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка Текст. / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева М.: Финансы и статистика, 2002. — 528 с.
- Целикова, JI.B. Конкурентоспособность рынка кожаной обуви в республике Беларусь Текст. / Л. В. Целикова // Маркетинг. 2000. — № 3. -С. 47−55.
- Целикова, Л.В. Конкурентоспособность субъектов рынка и механизмов ее оценки Текст. / Л. В. Целикова // Вестн. Моск. ун-та. Серия 6. Экономика. — 2000. — № 2. — С.57−67.
- Цены и ценообразование: Учебник Текст. / Под ред. В. Е. Есипова. 3-е изд., испр. и доп. — СПб: Питер, 1999. — 464 с.
- Чепурной, И.П. Конкурентоспособность продовольственных товаров: Учебное пособие Текст. / И. П. Чепурной. М.: издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 120 с.
- Чернова, Т.В. Экономическая статистика: Учебное пособие Текст. / Т. В. Чернова. Изд-во ТРТУ, 1999. — 140 с.
- Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа Текст. / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Шмелев, А.Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции Текст. / А. Г. Шмелев. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 56 с.
- Шульга, И.Е. Брэнды в современной российской экономике Текст. / И. Е. Шульга // Пищевая промышленность. № 10. — 2001. — С. 8−10.
- Щиборщ, К.В. Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий отрасли и/или региона Текст. / К. В. Щиборщ // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 5.
- Экономика предприятия: Учеб. для вузов Текст. / И. Э. Берзинь, С. А. Пикунова, Н. Н. Савченко, С.Г. Фалько- Под ред. С. Г. Фалько. М.: Дрофа, 2003.-368 с.
- Экономическая статистика: Учебник Текст. / Ю. Н. Иванов, С. 3. Казаринова, Г. JI. Громыко и др.- Общ. ред. Ю. Н. Иванова. М.: ИНФРА-М, 1999, — 480 с.