Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обеспечение организационного развития промышленного предприятия средствами стратегического управления

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках проведенных исследований получены следующие результаты, обладающие научной новизной: определены основные тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях, отражающие изменения в парадигме разработки стратегии фирмы и сформулированы стратегические задачи усиления рыночных позиций предприятияна основании результатов исследования современных российских… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
    • 1. 1. Стратегия: отдельные аспекты формулировки и применения
    • 1. 2. Инструментарий для формирования стратегии предприятия
    • 1. 3. Формирование портфеля альтернативных стратегий
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ СРЕДСТВАМИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
    • 2. 1. Методические рекомендации по формированию стратегии поведения предприятия
    • 2. 2. Модель организационного развития предприятия на принципах стратегического менеджмента
    • 2. 3. Методические подходы к решению задач стратегического управления экономико-математическими методами

Обеспечение организационного развития промышленного предприятия средствами стратегического управления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Переход от плановой экономики к рыночной, осуществляемый в нашей стране, характеризуется не только кардинальными изменениями в сфере социально-экономических отношений, но и соответствующими им изменениями управления на разных его уровнях. В дореформенный период стратегия (программа действий, определяющая развитие) организации, разрабатывалась вышестоящим органом управления и согласовывалась со стратегиями смежных организаций и предприятий. Сейчас ситуация резко изменилась. Сложность и неопределенность факторов рыночной среды, отсутствие вышестоящего органа или, при его наличии, невозможность им из-за разных причин учесть все внешние и внутренние факторы функционирования и развития организаций вынуждают их самих заниматься стратегиями собственного развития. В связи с этим пересматриваются разные стороны управления организациями, производства продукции, изучаются разные аспекты современного потенциала организации и на этой базе делаются попытки разработать стратегический потенциал, позволяющий в дальнейшем обеспечить широкие возможности экономического роста.

Более того, даже там, где стратегическое управление давно вошло в практику управления организациями, например, в ряде ведущих американских и японских корпораций, оно приживается и развивается медленно и имеет ряд нерешенных на сегодня проблем. В первую очередь это касается выработки новой «корпоративной культуры» использования и наращивания стратегического потенциала фирмы.

На большинстве предприятий и организаций нашей страны и республики проблемы стратегического управления, построения стратегий фирмы, разработки стратегических планов, развития и оценки стратегического, потенциала пока еще не получили должного внимания и, соответственно, внедрения и использования.

Решая задачи перестройки управления на наших предприятиях, следует в каждом конкретном случае проводить диагностический анализ среды, миссии, целей, задач, технологий, региональных, социальных условий, которые должны обуславливать требования к системе управления. Только после получения эффекта, в том числе от управленческой деятельности, можно оценить целесообразность использования и реализации применительно к нашим условиям тех или иных идей, развиваемых специалистами за рубежом.

Осмысливая и анализируя зарубежные теории и опыт управления, наша страна может пойти своим путем, при этом, учитывая, творчески вбирая то лучшее, что накопила наука и практика управления, которые все в большей степени становятся интернациональными. Стратегическое управление можно без колебаний отнести к достижениям, заслуживающим самого пристального внимания, поскольку, пользуясь его инструментарием можно выбраться из хаоса и неразберихи, свойственной нашей экономике.

Правильная постановка стратегического менеджмента позволяет организации добиваться своих целей в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды. Организация — должна иметь общие ориентиры для действий и принятия решений. Чем заниматься компании — направления бизнеса, корпоративная стратегия, принципы ведения бизнеса, реструктуризация бизнеса — это и есть тот корпоративный уровень управления, который является задачей высшего менеджмента компании.

Изучение и применение на практике этого нового для нас вида управления и отдельных его частей — по признанию многих отечественных ученных, работающих в сфере экономики и управления — актуальная задача.

Степень разработанности проблемы. В экономической литературе имеются глубокие теоретические исследования, отражающие вопросы управления организацией. Проблемам управления организацией посвящены труды многих отечественных ученых: Белановского С. А., Богданова А. А., Бочарова М. К., Гончарова В. В., Диневича С. А., Ефремова B.C., Золотова В. В., Кейлера В. А., Козловой О. В., Круглова М. И., Мельника М. В., Мильнера Б. З.,.

Наумова А.И., Поспелова Д. А., Рубцова С. В., Румянцевой А. П., Саломатина Н. А., Тихомировой А. В., Фатхутдинова Р. А. и др.

Теоретические положения стратегического планирования и управления нашли отражение в экономической науке и специальных исследованиях. Среди исследователей-теоретиков, внесших реальный вклад в развитие теории стратегического менеджмента, можно выделить таких ученых как Акофф Р., Ансофф И., Берман Б., Достер Р., Друкер П., Карлоф Б, Котлер Ф., Ламбен Ж.-Ж., Маккарти Дж., Мессер Д., Моррис Р., Портер М., Рыбалкин В., Стерликов Ф., Стрикланд А., Томпсон А., Уолкер К., Эванс Дж. и др.

Актуальность перечисленных вопросов, их недостаточная методологическая, теоретическая и практическая проработка определили выбор темы диссертации и направления исследования и обусловили постановку следующих цели и задач.

Цель и задачи исследования

является разработка методических основ, практических форм и методов управления организационным развитием промышленного предприятия средствами стратегического менеджмента в условиях становления рыночных отношений. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: исследовать особенности и проблемы стратегического управления предприятиями промышленности на современном этапе развития отечественной экономикиопределить сущности экономической стратегии предприятия, дать характеристика её основных элементов и инструментария для формирования стратегии предприятияразработать теоретические положения и организационно-экономические подходы к совершенствованию управления на промышленных предприятиях на принципах стратегического менеджментапроанализировать основные подходы зарубежных и отечественных ученых к исследованию проблем организационного развития предприятия и определить основные направления совершенствования организации методами стратегического управленияразработать комплекс математических моделей и методического обеспечения организационного развития промышленного предприятия средствами стратегического менеджмента.

Объектом исследования являются предприятия промышленности Республики Дагестан.

Предметом исследования являются методы и инструменты стратегического планирования и управления организацией в условиях рыночной экономики.

Теоретической, методологической и информационной основой исследования послужили фундаментальные и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых в области стратегического планирования и управления, теории организации и теории управления, социально-экономического анализа, теории фирмы, корпоративного и антикризисного управления.

Информационной базой исследования послужили Законы Российской Федерации, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, официальные статистические материалы РФ и Республики Дагестан, справочные и нормативные материалы, а также результаты исследования деятельности предприятий промышленного сектора экономики региона, проведенные автором.

Для решения поставленных задач в работе применены различные ма-тематико-статистические методы, а также методы теории управления: средние величины, графики, метод цепных подстановок, табличный метод, модульный метод, моделирование экономического процесса, факторный индексный анализ.

Научная новизна работы состоит в уточнении и обосновании теоретических и методических положений по совершенствованию организационного развития промышленного предприятия средствами стратегического управления, обеспечивающие повышение устойчивости и стабильности их функционирования в условиях переходного периода российской экономики.

В рамках проведенных исследований получены следующие результаты, обладающие научной новизной: определены основные тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях, отражающие изменения в парадигме разработки стратегии фирмы и сформулированы стратегические задачи усиления рыночных позиций предприятияна основании результатов исследования современных российских тенденций стратегического рыночного управления промышленными предприятиями систематизированы принципы и сформулированы требования, которые предъявляются к стратегии и которые необходимо учитывать при её разработкеусовершенствован механизм формирования портфеля стратегических альтернатив развития организации, позволяющий на основе использования комплексного и системного подходов обеспечить выбор генеральной стратегии предприятия, направленной на создание и реализацию устойчивых стратегических конкурентных преимуществс учетом обзора эволюции взглядов на исследуемую проблему и анализа наиболее современных подходов разработаны методические рекомендации по формированию стратегического поведения предприятия, сущность которых заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по эффективному приближению к выбранному ориентиру, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегииразработана и апробирована экономическая модель организационного развития предприятия на принципах стратегического менеджмента, обеспечивающая развитие системы управления компанией в интересах ее организационного совершенствованияразработана методика решения задач стратегического управления с применением экономико-математических методов, позволяющая объединить в единую процедуру работу с функциональными, продуктовыми стратегиями и учитывать эффект синергии, где определенные экспертами отношения могут использоваться в качестве имитационной модели при проведении сценарного стратегического планирования. Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработанный научно-методологический инструментарий, а также входящие в его состав методы и принципы по созданию системы стратегического управления доведенные до уровня конкретных рекомендаций могут использоваться руководителями и специалистами промышленных предприятий при разработке программ повышения эффективности функционирования организации на современном этапе проведения реформ. Материалы диссертации могут применяться в учебном процессе при подготовке специалистов в области управления предприятиями в преподавании ряда экономических дисциплин: «Управление организацией», «Управление предприятием», «Менеджмент», «Стратегический менеджмент» и др.

Реализация и апробация. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях, а также научных сессиях и семинарах профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов, проводимых Дагестанским государственным университетом, Институтом социально-экономических проблем при Дагестанском государственном университете, научно-исследовательской лабораторией региональных экономических проблем при Правительстве Республики Дагестан в 2001;2005 гг.

Выход.

Механизмы.

Обратная связь.

Рис. 1.5. Системный подход к стратегическому менеджменту.

Если стратегическое управление предприятием представить в виде глобальной системы управления деятельностью предприятия, направленной на долгосрочную перспективу, то каждый из этапов процесса стратегического управления также можно представить как некую систему, непосредственно связанную с предыдущими и последующими этапами. Процесс формирования портфеля стратегических альтернатив представлен в виде системы на рис. 1.6.

Как видно из этого рисунка, процесс формирования портфеля стратегических альтернатив включает в себя следующие пять подэтапов: формирование альтернатив использования возможностейформирование альтернатив устранения угроз внешней средыформирование альтернатив сохранения и использования сильных сторон предприятияформирование альтернатив устранения слабых сторон предприятиякачественный анализ портфеля стратегических альтернатив. Первые четыре подэтапа направлены непосредственно на разработку и формирование портфеля стратегических альтернатив и являются самой ответственной и трудоемкой работой на данном этапе, а пятый подэтап является заключительным и представляет собой оценку сформированного портфеля.

Рис. 1.6. Формирование портфеля альтернативных стратегий.

Формирование альтернативных стратегий основывается на результатах предыдущего этапа и проводится параллельно по каждому направлению. Вход, факторы и механизмы выполнения процесса одинаковы для каждого из первых четырех подэтапов: входом является выход предыдущего этапа стратегического управления, то есть дерево целей предприятия и его миссия. При этом от всех остальных результатов предыдущих этапов стратегического управления необходимо абстрагироваться, то есть необходимо руководствоваться только поставленными целями, а результаты стратегического анализа при этом затрагиваться не должны. Только в этом случае сформированный портфель будет максимально полным. Непосредственное влияние на формирование портфеля стратегических альтернатив оказывают только параметры (факторы) внутренней среды предприятия, а именно, знания и опыт руководства и сотрудников предприятия (механизмы), способности которых реализуются при формировании альтернативных стратегий. Чем ниже уровень этих факторов, тем ниже качество портфеля альтернатив. Как уже говорилось, в разработке альтернативных стратегий помимо руководства должны быть задействованы и другие сотрудники предприятия. Только в этом случае портфель альтернативных стратегий будет соответствовать предъявляемым требованиям. В результате проведения первых четверых подэтапов у руководства предприятия должен быть предварительный портфель альтернативных стратегий, который подлежит последующему качественному анализу.

Качественный анализ предварительного портфеля, в отличие от первых подэтапов, проводит руководство и принимает решение о том, будет ли он окончательным или же подлежит доработке. Для этого предварительный портфель должен быть проанализирован на соответствие определенным критериям, а именно:

1. Количество альтернативных стратегий: количество вариантов достижения поставленных целей, входящих в портфель альтернативных стратегий, неограничено. Можно сказать, что чем больше стратегий в портфеле, тем меньше вероятность того, что предприятие упустит наиболее благоприятный вариант.

2. Полнота портфеля: необходимо определить, насколько исчерпывающим является список предлагаемых альтернатив, все ли варианты были учтены, какова вероятность того, что какие-то альтернативы остались незамеченными.

3. Независимость предлагаемых стратегий: альтернативные варианты должны быть невыводимыми и независящими друг из другу, в противном случае, это нарушит принцип альтернативности.

4. Соответствие стратегий поставленным целям: предлагаемые альтернативы должны быть четко направлены на достижение поставленных целей.

В случае, если предварительный портфель альтернативных стратегий не соответствует хотя бы одному из перечисленных выше параметров, необходимо осуществить обратную связь, то есть вернуться к формированию портфеля и привести его в соответствие с указанными параметрами.

Результатом этапа разработки стратегических альтернатив должен являться окончательно сформированный и отвечающий предъявляемым требованиям портфель альтернативных стратегий, который целесообразно представлять в виде табл. 1.4, позволяющей наглядно отобразить возможные пути достижения поставленных перед предприятием целей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования обоснован ряд выводов и предложений, суть которых сводиться к следующему:

1. Философия современного стратегического менеджмента (в отличие от технократического рационализма) основана на системном и ситуационном подходах. Деловая организация рассматривается как «открытая» система. Главные предпосылки успеха изыскиваются не внутри, а вне ее, т. е. успех деятельности связывается с тем, насколько быстро и удачно фирма приспосабливается к экономическому, социально-политическому, социально-культурному окружению.

2. В последние годы значительно изменилась парадигма разработки стратегии фирмы. Если раньше считалось, что стратегия должна быть известна лишь узкому кругу высших руководителей и не должна предаваться гласности, то в наши дни отдается предпочтение открыто сформулированной. Стратегия должна быть делом не только руководства фирмы, но и всех ее рядовых сотрудников.

3. Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях.

Решая вопрос об определении генеральной цели деятельности, организация анализирует свое функциональное предназначение в системе хозяйствования. Это предполагает соблюдение ряда принципов:

Во-первых, селективность целей: значимость для общества и организациивозможность реализацииналичие мотивирующего началаселективность ресурсовдостижимость (наличие) — экономическая целесообразностьвозможность соединения в производственном процессе и т. д.

Следующий принцип — адаптивность стратегии организации к изменению факторов внешней и внутренней среды организации.

Другой важный принцип — альтернативность плановых расчетов. Множественность вариантов достижения выбранных стратегических целей обусловливается сложностью механизма хозяйственных связей и недетерминированностью будущих тенденций его развития.

Четвертый принцип стратегического планирования — комплексность разработки стратегии. Он подразумевает, что каждый альтернативный вариант предусматривает анализ всех вопросов его финансовой, ресурсной и организационной обеспеченности, определение и согласование временных и количественных параметров.

Отмеченные выше принципы стратегического планирования — селективность, адаптивность, альтернативность и комплексность — определяют содержание и процедуру разработки стратегии. Центральное место в этом процессе занимает аналитико-прогнозное обеспечение планирования, более того, по мнению ряда западных специалистов, эта деятельность составляет главный смысл стратегического управления. К основным тенденциям стратегического управления предприятиями в современных российских условиях можно отнести следующие: разделение управления имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера) —. основой стратегии предприятия становится планирование доходов и расходов, внимание руководителей перемещается из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу-. разделение функций стратегического и оперативного управления производствоммногообразие стратегий управления в зависимости от рыночных позиций фирмы и сфер деятельности, где она может рассчитывать на успехорганизация сотрудничества крупного и малого бизнеса. На основании вышесказанного можно сформулировать ряд требований, которые предъявляются к стратегии и которые необходимо учитывать при её разработке. в основе выбора стратегии могут быть интуиция и опыт менеджера, но реальность и качество стратегии определяются главным образом методологией её разработки, анализом обстановки и тенденций её изменения, учетом ключевых факторов успешного развития. Для разработки стратегий фирмы иногда могут привлекаться методы экспертных оценок и другие эвристические и креативные методы-. стратегия никогда не может быть успешной если она не основывается на ясной миссии организации и реальных целее развития-, которые становится целями управления, отражающие потенциал фирмыстратегию реализуют люди, поэтому при её разработке в полной мере должен быть учтен человеческий фактор. Как бы хорошо не была разработана стратегия, только заинтересованность персонала в её реализации может обеспечить её воплощение в жизнь-. стратегия — это не только совокупность и последовательность возможных результатов деятельности, но и умение распределить их на этапы во времени. Разработать стратегию — это рассчитать время, реализовать стратегию — это эффективно использовать время-. стратегия фирмы есть программа перспективного управления, и поэтому она требует соответствующих её содержанию организации и технологии управления, квалификации и социально-психологической атмосферы деятельности. Если стратегическое управление предприятием представить в виде глобальной системы управления деятельностью предприятия, направленной на долгосрочную перспективу, то каждый из этапов процесса стратегического управления также можно представить как некую систему, непосредственно связанную с предыдущими и последующими этапами. Процесс формирования портфеля стратегических альтернатив включает в себя следующие пять подэтапов: формирование альтернатив использования возможностейформирование альтернатив устранения угроз внешней средыформирование альтернатив сохранения и использования сильных сторон предприятияформирование альтернатив устранения слабых сторон предприятиякачественный анализ портфеля стратегических альтернатив. Первые четыре подэтапа направлены непосредственно на разработку и формирование портфеля стратегических альтернатив и являются самой ответственной и трудоемкой работой на данном этапе, а пятый подэ-тап является заключительным и представляет собой оценку сформированного портфеля.

Сопоставляя подходы различных авторов к определению содержательной стороны стратегического управления можно констатировать, что в основном ученые рассматривают методологию стратегического менеджмента, как состоящую из двух взаимодополняющих подсистем: управление стратегическими возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, или «запланированная стратегия" — оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее фирмам реагировать на неожиданные изменения или «реализуемая стратегия».

В течении 2000;2004 гг. автором проводится углубленный мониторинг ряда предприятий промышленного комплекса Республики Дагестан, что позволило определить основные тенденции изменений в системе стратегического управления предприятиями и на этой основе разработать алгоритм формирования стратегического поведения предприятия.

В разрабатываемом нами алгоритме, последовательность формирования стратегического поведения сводится к следующим четырем блокам: анализ": оценка внешнего и внутреннего окружения, определение миссии, формулировка целейпланирование": планирование стратегии, постановка задачреализация": разработка планов, проведение структурных изменений- «контроль»: формирование бюджетов, оперативное управление, оценка и контроль.

На основании проведенного исследования был сделан следующий основной вывод: сущность формирования стратегического поведения предприятия заключается в определении направления развития, разработке системы мероприятий по эффективному приближению к выбранному ориентиру, а также оценке и контроле процесса реализации выбранной стратегии. При этом, основное значение имеет поведение предприятия на рынке.

Изучение зарубежного и отечественного опыта свободного организационного развития показывает, что: в наши дни как у организаций, выстраивающих свое функционирование в соответствии с определенной стратегией, так и у организаций, не имеющих стратегии, шансы выжить практически равны, в современном хаотично меняющемся организационном окружении парадигма стратегического управления сама по себе не является панацеей и не гарантирует успешного организационного развития, хотя и привносит в управление организацией определенную целесообразностьв организациях, не имеющих четко сформулированной стратегии функционирования, развитие имеет эволюционный характер, тогда как в организациях, управляемых в соответствии со стратегическим планом, такое развитие происходит революционноуспех сопутствует тем организациям, чьи стратегии нацелены на активное использование их внутреннего потенциала для изменения внешнего окружения, а не простого приспособления к немуни разработка и осуществление эффективной стратегии, ни успешные организационные изменения невозможны, если у организации нет функционирующего механизма обучения и управления организационными знаниями.

Ю.При прочих, в принципе равных, условиях функционирования различные компании по-разному используют ресурсы своего организационного развития. Именно поэтому одни компании более успешны по сравнению с другими. Можно выделить три основные пути организационного развития современных компаний: механический ростопределение направления развития с помощью экспертных методовопределение направления развития с помощью научно обоснованных методов.

Система управления предприятием является системой управления организационного типа. В таких системах велика роль организации, координации и согласования поведения коллективов людей. Под организационным развитием современной компании понимают организационное развитие как процесс формулирования видения будущего организации и реализации запланированного изменения, осуществляемый группой или командой сотрудников во главе с руководителем через изменения в отношениях, в поведении и в результатах работы сотрудников путем их обу чения при помощи специалиста по организационному развитию.

11.В данной работе основное внимание было уделено построению модели развития системы управления компанией в интересах ее организационного совершенствования, которая разрабатывалась на основе данных проводимых автором мониторинга ряда предприятий промышленного комплекса Республики Дагестан (АО «Авиаагрегат" — АО «БАЗ" — АО «Дагдизель" — АО «ДагЗЭТО" — АО «Дагтелекомс" — АО «Дагэлавтомат" — АО «3-д Гад-жиева" — АО «3-д шлифстан" — АО «Изб. Радиозавод" — АО «КЗТМ», АО «Завод точной механики" — АО «КЭМЗ" — АО «Радиоэлемент" — АО «Стекловолокно" — АО «Электросигнал" — АО «Эльдаг" — АО ДНИИ «Волна" — АО НИИ «Сапфир" — Хасавюрт. Приб. 3-д).

Разработанная модель отражает зависимость уровня развития компании от затрат на ее организационное развитие. Под затратами на организационное развитие компании понимаются затраты на организационные мероприятия, которые должна проводить компания для преодоления кризисных точек.

12.В диссертационной работе нами разработана методика решения задач стратегического управления экономико-математическими методами, позволяющая формализовать качественные оценки состояний элементов объекта и внешней среды, а также качественные оценки силы и характера взаимного влияния элементов.

Решение задачи стратегического управления с использованием нечетких оценок позволяет связать внешние и внутренние цели и условия простыми отношениями, учесть параметры с различной степенью определенности, получить количественные критерии развития на основе анализа качественных характеристик — экспертных оценок. Поиск решения не усложняется при увеличении рассматриваемого элементного набора и множества связей внутри объекта, объекта и внешней среды, растет лишь размерность используемых отношений. Методика позволяет объединить в единую процедуру работу с функциональными, продуктовыми стратегиями, применяемый способ формализации дает возможность учитывать эффект синергии. Определенные экспертами отношения могут использоваться в качестве имитационной модели при проведении сценарного стратегического планирования.

Разделяя точку зрения многих авторов относительно эвристической основы стратегического управления, хотелось бы отметить, что в процессе поиска стратегических (как и любых иных экономических) решений мы оперируем главным образом с количественными данными, и, следовательно, результат такого поиска может быть подвернут формальному анализу и количественно обоснован. Именно на этапе выработки конкретных числовых ориентиров развития, когда проведен анализ внешних возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия, сформулировано представление о направлениях возможного рыночного поведения, наличие формальной методики может повысить достоверность и объективность принимаемых управленческих решений. Предложенная формальная постановка общей задачи стратегического управления и математическая модель на основе нечетких оценок — не стремление свести процесс стратегического управления к механистическим процедурам, а логическая схема, позволяющая упорядочить поиск решения, сделать его более оперативным и корректным в условиях высокой сложности объекта и внешних связей. Она не гарантирует абсолютно однозначных выводов. Описанные в модели формы учета связей между параметрами, оценок уровня управляющих усилий и реакции среды могут быть модифицированы. Предложенная методика — скорее инструмент, дающий основу для выработки общей политики, детали и интервалы возможных действий в рамках которой рассматриваются при решении конкретных задач текущего управления. Но в этом и состоит задача стратегического управления. I.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.А., Клочко А. Н., Васькин Е. В. Основы коммерции на рынке товаров и услуг: Учебник для высших учебных заведений. М.: ТОО «Люкс-арт», 1995 г.
  2. К. О науке организации. М.: Экономика, 1972.
  3. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  4. Акофф.Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  5. В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 4.
  6. М. Критерий эффективности рентабельность производства // Экономика и жизнь. Санкт — Петербургский региональный выпуск, 1996, № 8.
  7. И. Новая корпоративная стратегия. — СПб.: Питер Ком, 1999.
  8. И. Стратегическое управление: пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
  9. Антикризисное управление. Под ред. Уткин Г. П. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.1 ©-.Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению / под ред.Г.Иванова. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.
  10. К.И. Пособие руководителю и менеджеру. Краснодар, 1989.
  11. Г., Аренков И. Основы маркетинговых исследований: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб. УЭФ, 1996.
  12. Г., Афанасьева Н. и др. Концепция и инструментарий эффективного предпринимательства: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭиФ, 1996.
  13. Бажаев 3. Подготовка новых управленческих команд на предприятиях и для предприятий, подлежащих реструктуризации // Вестник ФСДН России, № 6, 1999.
  14. М., Шеремет А. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1995.
  15. Бакингем Маркус. Как добиться максимума от своих подчиненных. http://www.mcpg.ru/cgi-bin/rus/tour/article.cgi?art=l 10 601
  16. Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.
  17. JI.C. Решение сложных оптимизационных задач в условиях неопределенности. — Новосибирск: Наука, 1987.
  18. Г. Н. и др. Качество продукции и научно технический прогресс. — М.: Изд-во стандартов, 1998.
  19. В. Новый менеджмент (управление предприятиями на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). М: Экономика, 1997.
  20. А.Н. и др. Принятие решений на основе нечетких моделей: примеры использования/ А. Н. Борисов, О. А. Крумберг, И.П.Федоров- Риж. техн. ун-т. — Рига: Зинатне, 1990.
  21. К. Основы стратегического менеджмента/Пер. с англ. под. ред. Зайцева Л. Г., Соколовой М. И. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  22. А. Тихий омут стратегического планирования // Эксперт, 1997, № 29.
  23. А. Исходный пункт стратегии развития // Экономика и жизнь, 1997, № 39.
  24. В., Ириков В. Модели и методы управления организационными системами. М: Наука, 1994.
  25. Н.П. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. М.: Наука, 1977.
  26. М.И. Внутрифирменное планирование. М.: ИНФРА-М, 1999.
  27. Н. Кибернетика. М.: Сов. Радио, 1983.
  28. Виссема X Менеджмент в подразделениях фирмы. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  29. X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. — М.: Финпресс, 2000.
  30. X. Управление бизнес-единицами: децентрализация предпринимательства // Менеджмент в России и за рубежом. — 1999. — № 4.
  31. О., Наумов А. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М.: МГУ, 1995.
  32. О.С. Стратегическое управление. — М.: Гардарика, 2000.
  33. В.Г. Организационные структуры управления компаниями// Менеджмент в России и за рубежом. № 3,1998, С. 115 125, № 5, 1998, С. 91 103.
  34. М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя -практика. Пер. с англ. М.: Дело, 1991.
  35. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. (В 2 кн.). М.: МИР, 1981.
  36. Г. Я. Стратегический менеджмент: Конспект лекций. — Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1995.
  37. Е. Обеспечение конкурентоспособности промышленной продукции. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994.
  38. Дж. /мл./, О Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  39. Деминг В.Едвардс. Выход из кризиса: Перевод. Тверь — Изд. фирма"Альба" 1994г
  40. П. Менеджмент: стратегия и тактика. — Питер, 1999.
  41. П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. М.: Book Hamber International, 1992.
  42. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. М.: Дело, 1996.
  43. В. Инструментарий для формирования стратегии предприятия // Проблемы теории и практики управления. 1998. — № 1.
  44. К.ф. Крутик А. Б. Инновационная деятельность// Инновации, № 3−4, 1999.
  45. B.C. Концепция стратегического планирования в бизнес-системах. — М: Издательство «Финпрес», 2001.
  46. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: Учебное пособие. — М.: Финпресс, 1998.48.3аде JI. Понятие состояния в теории систем / Общая теория систем: Пер. с англ. М.: Мир, 1966.
  47. JI. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. — М.: Мир, 1976.
  48. А., Картышев С., Постников А. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: ФИЛИНЬ, 1997.
  49. В. Технология стратегического планирования и формирования финансово-экономической политики фирмы. Библиотека технологий управления. -М.: МФТИ, 1996.
  50. Г. Н. Консалтинг: от бизнесстратегии к корпоративной информа-ционноуправляющей системе. М, Горячая линия Телеком, 2004.
  51. Л.Ю. Дифференциально-нормативный подход к управлению социально-экономическими системами ГКНТ. ВНИИСИ, Таллин, 1983.
  52. Л.Ю., Тимохов М. С., Черников В. В. Системный анализ в стратегическом менеджменте. М.: АЭФП, 1995.
  53. . Деловая стратегия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.
  54. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
  55. Кофман Арнольд, Хил Алуха Хайме. Введение теории нечетких множеств в управлении предприятиями / Пер с исп.- под ред. В. В. Краснопрошина, И. А. Лепешинского. — Мн: Выш. шк., 1992.
  56. П.А., Микрюков В. А., Комаров С. Е. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1993.
  57. Э.Г. Геоэкономика (Освоение мирового экономического пространства): Учебник. М.: Издательство БЕК, 1999.
  58. . Стратегический маркетинг: Пер. с франц. СПб.: Наука, 1996.
  59. А., Рудник Б., Тихомиров А. Математические методы и модели формирования организационных структур управления. М.: МГУ, 1982.
  60. И. Я. Моделирование процессов анализа финансового состояния предприятия в условиях рынка // Финансы. 1993. — № 3.
  61. И., Романовский М. Варианты прогнозирования и анализа финансовой устойчивости организации: Учебное пособие. — Спб: Спб УЭ-иФ, 1995.
  62. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. — М.: ИН-ФРА-М, 1999.
  63. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998.
  64. Д. Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991.
  65. Мизес Людвиг фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. Пер. с 3-го испр. англ. изд. А. В. Куряева. М.: ОАО «НПО» Экономика", 2000.
  66. .З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. Системный подход в организации управления. М.: Экономика, 1983.
  67. Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2000.
  68. Ю.Д., Тереханов А. К. Как сделать вложения в совершенствование системы управления предприятия эффективными http://prgma.ru/art 14. php
  69. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М.: Наука. 1981.73.0птнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Радио, 1990.
  70. А. Методология выработки стратегии развития предприятия. -СПб.: Изд -во СП6УЭФ, 1992.
  71. Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Сокр. Пер. с англ.: Научн. ред.: Борисович В. Т., Полтерович В. М., Данилов Данильян В. И. и др. -М.: «Экономика», Дело, 1992.
  72. Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления: Пер. с англ. -М.: Прогресс, 1986.
  73. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 4. — М.: Инфра-М, 2000.
  74. М. Конкуренция. Пер. с англ. М.: Издательский фонд «Вильяме», 2001.
  75. М. Международная конкуренция. / Пер. с англ. Под ред. Щетинина В. Д. М.: Международные отношения, 1993. «
  76. Приказ Министерства Экономики РФ от 01.10.97 № 118 «Об утверждении методических рекомендаций по реформе предприятий (организаций)»
  77. Прикладные нечеткие системы/ Пер. с япон. Ю.Н.Чернышева- под ред. Т. Тэрано, К. Асаи, М. Сугэно. — М.: Мир, 1993.
  78. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: Инфа, 1996.
  79. Ф.М. и др. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. М.: ИНФРА — М, 1996.
  80. Рыночная экономика. Учебник в 3-х томах. Том 2, Ч. 1,2,. М.: Соминтек, 1992.
  81. А.Б., Карась Л. Ю., Шегидевич Е. А. Техническая кибернетика. Учебное пособие /МТИПП. М.: 1987.
  82. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. Пер. с англ. М.: Экономика, 1996.
  83. Сборник Бизнес-планов: Современная практика и документация. Отечественный и зарубежный опыт/ Под ред. В. М. Попова — М.: Финансы и статистика, 1997.
  84. Справочник директора предприятия / Под ред. М. Г. Лапусты.М.: ИНФРА-М, 1997.
  85. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э. А. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.
  86. Стратегическое планирование и управление / Под ред. Петрова А. Н. -СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1997.
  87. Стратегическое управление: практика принятия системных решений: Учебное пособие / Е. И. Велесько, А. А. Быков, 3. Дражек. — Мн.: Тэхна-лопя, 1997.
  88. В.Б. Новые стратегии реорганизации и автоматизации предприятий: на пути к интеллектуальным предприятиям. Новости искусственного интеллекта. — 1996. — № 4.
  89. Ф.У. Менеджмент. Пер. с англ. М.: 1992.
  90. Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. М.: Контро-линг, 1991.
  91. Титова 3., Либерзон В. Технология управления изменениями на фирме. Библиотека технологий управления. М.: МФТИ, 1996.
  92. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/Пер. с англ. под ред. Зайцева Л. Г., М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
  93. Н.Н. Стратегическое управление предприятием на основе самоор-ганизации//Аудит и финансовый анализ. — 1998.
  94. Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 4.
  95. Управление организацией/Под ред. А. Г. Поршнева и др. М.: ИНФРА-М, 1999.
  96. А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление это наука и искусство. — М.: Республика, 1992.
  97. Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. — 3-е изд. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999.
  98. JI. Динамическое моделирование в стратегическом анализе и планирование // Менеджмент в России и за рубежом, № 5, 1998.
  99. Д. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — М.: Контуры, 1998.
  100. Ю.И. Системный анализ. М.: Наука, 1982.
  101. В.Е. «Менеджмент качества» в системе современного менеджмента // Стандарты и качество. 1997. — № 6.
  102. Р. Введение в кибернетику. М.: ил, 1959.
  103. А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во «Акалис», 1998.
  104. B.C. Управленческие решения. М.: Дашков и Ко, 1999.
  105. . Карьера менеджера. М.: Прогресс, 1990.
  106. Японский менеджмент. Конспект лекций по теории управления. М.: Адлер, 1991.
  107. А. Кое что об эволюции сообществ. www.naymit.igry.ru/game/stat/.
  108. ИЗ. Ansoff I. Diversification. Strategic for Diversification / Harvard Business Review, 35,5/1957.
  109. Barney J.B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage. Addison-Wesley Publishing Company, New York, 1996.115.- Frederick W. Gluck, Stephen P. Kaufman, and A. Steven Walleck The evolution of strategic management http://www.mckinseyquarterly.com/
  110. Glueck W.F. Business Policy and Strategic Management. New York, McGraw-Hill, 1980.
  111. Grant R.M. Contemporary Strategy Analysis. Cambridge, MA: Basil Blackwell.
  112. Hatten K.J., Hatten M.L. Effective Strategic Management, Englewood Cliffs, NJ, Prentice-Hall, 1988.
  113. Hoffman R., Becker D. A Strategic Management Simulation. Homewood, 1989.
  114. Matt H. Evans «Strategic planning», http://www.exinfm.com/training/courselO.doc, 2000
  115. Mintzberg H., McHugh A. Strategy formulation in adhocracy.- Administrative Science Quarterly, 30, 1985.
  116. Mueller R. Krisenmanagement in der Untemehmung. Frankfurt am Main, 1986.-71 S.
  117. Porter, M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors. New York: The Free Press. 1980.
  118. Rumelt R.P. Strategy, Stracture, and Economic Performance, Cambridge, MA: Harvard University, 1974.
  119. Schendel D.E., Hatten K.J. Business Policy or Strategic Management: a view for emerging discipline. In Academy of Management Proceedings, 1972.
  120. Smith G.D., Arnold D.R., Bizzel B.G. Business Strategy and Policy. Boston, houghton Miffin, 1988.
  121. Steiner G.A., Miner J.B. Management Policy and Strategy: Text, Readings and Cases. New York, McMillan, 1977.
  122. Von Neumann J., Morgenstern O. The Theory of Games and Economic Behavior. New York, Willy, 1944.
  123. Wootton S., Home Т., Strategic Planning: The Nine Step Programme. Kogan Page, 1997.
Заполнить форму текущей работой