Социоструктурные характеристики потребительского рынка в современной России
Анализ потребительского рынка современной России позволяет констатировать, что динамика индексов физического объема оборота розничной торговли по регионам Российской Федерации показывает относительную неустойчивость динамического развития потребительских рынков большинства федеральных округов, обусловленную как внутренними свойствами рынка, так и внешними причинами. А анализ динамик потребления… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНАЛИЗА СОЦИОСТРУКТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- 1. 1. Возможности социоструктурных подходов при анализе проблем потребления
- 1. 2. Взаимосвязь социальной структуры и общественного потребления
- 1. 3. Потребительский рынка как составная часть социальной структуры общества
- ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СОЦИОСТРУКТУРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
- 2. 1. Трансформация социальной структуры в современной России
- 2. 2. Групповая динамика потребления в современной России
- 2. 3. Потенциал потребительских характеристик среднего слоя в современной России
Социоструктурные характеристики потребительского рынка в современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Происходящий в России преобразовательный процесс в науке называют по-разному: революцией, радикальными реформами, переходом, что наиболее адекватно выражается понятием социальная трансформация общества.
В настоящее время в отечественной и зарубежной научной литературе все чаще обсуждается проблема становления и функционирования нового типа общества — общества потребления. Новый тип обществапотребительское общество — это новая система социокультурных связей, при которой социальная идентификация построены уже не на системе распределения труда и производства, а вне рабочего места на способе потребления. Но потребительство связано сегодня не только со специфическим набором культурных символов и ценностей, но и со структурой того или иного общества, т.к. потребительское общество — это такое общество в котором потребляют все — и бедные, и богатые. Все это говорит о том, что социоструктурные особенности потребительского общества являются значимым предметом не только философского и культурологического, но и социологического анализа.
В развитой рыночной экономике роль потребителей, как известно, чрезвычайно важна, поскольку их расходы играют, в конечном счете, определяющую роль в динамике внутреннего спроса и, соответственно, в ускорении или замедлении темпов экономического роста. Принятие потребителями решений об осуществлении тех или иных покупок (в особенности крупных) или формировании сбережений зависит не только от объективных причин, каковыми являются уровень личных доходов и цен на потребительском рынке. Воздействие этих факторов на поведение людей в современной экономике неизбежно опосредуется их субъективными воззрениями, т. е. представлениями, оценками и ожиданиями относительно своего материального положения, занятости, динамики цен, общеэкономических перспектив развития страны в целом.
Поскольку в ходе социальной трансформации, в конечном счете, меняется социетальный тип общества, она предстает как более сложный процесс, чем целевое реформирование обществ, предполагающее сохранение их типологической идентичности. Социальная трансформация реализуется через изменение системы базовых общественных институтов, социальной структуры и человеческого потенциала общества, которые связаны друг с другом сложными механизмами.
Трансформация российского общества серьезно сказалась на его социальной структуре. Изменились и продолжают меняться отношения собственности и власти, перестраивается механизм социальной стратификации, идет интенсивная смена элит. На общественную сцену выходят новые социальные группы, массовые слои маргинализируются, расширяется «социальное дно», все более криминализируются экономические отношения.
Важно отметить, что процессы трансформации, протекающие в российском обществе, теснейшим образом взаимосвязаны с изменением социальной структуры общества, с формированием новой стратификационной системы, отражаются на качестве формирующейся институциональной среды, что во многом детерминирует и специфику социального, в том числе и экономического порядка.
Каково пропорциональное соотношение тех, кто живет в российском обществе потребления, и тех, кто его наблюдает со стороны? Ответить на этот вопрос проблематично в силу того, что распределение в существенной мере ушло в тень. Относительно прозрачны доходы не самых высокооплачиваемых членов общества. По расчетам Госкомстата РФ, 10% населения получает 29,5% всех доходов, 20% населения — соответственно 46,5%. Это почти соответствует стандартам таких социально ориентированных стран, как Германия, Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия: там 20% населения получают около 40% всех доходов.
Многочисленные социологические исследования показывают, что представители обеспеченных слоев населения, молодежь, жители крупных городов (т.е. те социально-демографические группы, которые, как было показано, проявляют больше оптимизма) являются, как правило, «поставщиками» лидирующих групп потребителей на рынке товаров и услуг. Возможности измерения динамики их потребительских настроений, предоставляемые ИПН, дают редкую возможность количественной оценки изменения потенциального спроса на потребительском рынке.
Выявление характеристик потребительского поведения среднего класса в России имеет особое значение, поскольку он призван выполнять функцию ориентира социального развития. Знание структуры и динамики его потребительского стандарта важно потому, что его формирование запаздывает по сравнению с западными обществами, происходит противоречиво, с попятными движениями, и то социальное образование, которое носит название «российского среднего класса», весьма далеко от западного аналога и соответствующих теоретических моделей.
Вышеизложенное позволяет нам проанализировать взаимосвязи социальной структуры общества и потребления в современной России.
Обобщение названных направлений позволяет рассмотреть в условиях трансформаций российского общества такие группы проблем, как изменение экономической стратификации, социальной структуры и социоструктурные характеристики потребительского рынка в современной России.
Степень научной разработанности темы. Как показывает анализ имеющейся литературы проблема потребления не является проблемой только сегодняшних обществ и только современной науки. Первые феномены потребления как значимого социального процесса связаны с новыми богатыми в США в конце XIX века и жителями европейских мегаполисов того же периода. Эти процессы были исследованы в двух значительных трудах Т. Веблена и Г. Зиммеля. Не останавливаясь на них подробно, упомянем только, что к первым Т. Вебленом применялось понятие «concpicuous consumption» («роскошное потребление») и отмечалась значимость подражания ими европейским образцам роскоши. Вторые в анализе Г. Зиммеля потребляли, чтобы противостоять подавляющим силам мегаполиса — «отличаться, чтобы быть замеченным» 1.
Переворот в феномене потребления и его анализа был связан с «фордизмом», созданным Фордом типом промышленного производства, основанного на конвейере, высоких зарплатах рабочих и низких ценах на продукцию. С этой поры потребление становится массовым, а потребителями — не только самые богатые, но почти все. И все же общество потребления в своих развитых формах окончательно устанавливается сразу после второй мировой войны. В 50-е гг. XX в. практически все слои населения в США и Европе становятся потребителями как предметов, так и опыта (например, тех или иных видов отдыха). «С 50-х гг. и особенно в 70-е и 80-е гг. XX в. возникают новые группы, для которых потребление играет центральную роль в стиле жизни. Оно перестает быть только внешней характеристикой этих групп — среди таких как возраст, пол, национальность, социальный статус, определяемый родом деятельности. Оно становится признаком внутренней динамики этих новых социальных групп. Эта внутренняя динамика оказывается определяющей для того, что может быть названо социальной У конструкцией идентичности членов той или иной группы» «.
Что же касается потребительского рынка, то если отвлечься от его экономической сущности, и перейти к сущности социальной, что нас и интересует, в первую очередь, то он может быть связан с теорией больших систем, рассмотренной О. Т. Лебедевым, А.Р. Каньковской3, М.И. Лединым4, К. Павловым5, А. Бузгалиным6, Г. Ивлевой7, в соответствии с которой.
1 См. подробнее: Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984; G. Simmel. The metropolis and mental life (1903). In: D. Levine. On Individuality and Social Form. Chicago, 1971.
2 Bocock R. Consumption. L., N.Y., 1993, pp. 27−28- Giddens A. Modernity and Self-identity: Self and Society in the Late Modern age. Cambridge, 1991.
3 Лебедев O.T., Каньковская А. Р. Основы менеджмента / Под ред. Проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. — СПб.: ИД"МиМ", 1997.
4 Леднн М. И. Эффективный менеджмент: количественные методы. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
5 Павлов К. Инерционность социально-экономических систем // Общество и экономика, 2001. — № 10. С. 73.
6 Бузгалин А. Сравнительный анализ экономических систем: методология и теория // Вестник МУ: сер. 6 -Экономика, 2002. — № 3. — с.94- Бузгалин А. Сравнительный анализ экономических систем: методология и потребительские рынки следует рассматривать как открытые, динамические, вероятностные социально-экономические большие подсистемы мирового рынка, представляющие собой совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов. Как открытые, динамические, вероятностные социально-экономические подсистемы потребительские рынки характеризуются первично-фундаментальными свойствами: неаддитивностью, эмерджеитностью, синергичностью, мультиппликативностью, целостностью, уровнем обособленности, централизованное&trade-, совместимости, обратной связи8.
Что касается изучения социальной стратификации, то это напарвление научных исследований имеет долгую историю, начинающуюся с середины XIX в. (работы Карла Маркса и Джона Стюарта Милля), включающую серьезный вклад исследователей начала XX в. — от Вильфредо Парето (который предложил теорию «циркуляции элит») до Питирима Сорокина. В настоящее время обширная литература по этой теме неразрывно переплетается с работами, посвященными образованию, социальному полу (gender), культуре, власти, экономике, роли теории в социальных исследованиях.
Предтечами современных теоретиков стратификации можно признать авторов теории классов на основе социальных рангов. Одним из них был французский социолог Р. Вормс. В научной литературе, по его мнению, доминируют два направления, два взгляда на этот вопрос: по одномуклассы не что иное, как профессии, или, по крайней мере, — совокупность нескольких связанных профессий (например, класс землевладельцев, класс солдат, класс духовенства и т. д.) — по другому взгляду, класс — совершенно отличная от профессий категория, определяющаяся «социальным рангом». Можно принадлежать к одной и той же профессии, но относиться в теория // Вестник МУ: сер. 6 — Экономика, 2002. — № 5. — с.86.
7 Ивлева Г. Трансформации экономической системы: обзор концепций и контуры обшей теории/Юбшество и экономика, 2003. -№ 10, — С. 3.
8 Скопина И. В. Трансформация предпринимательской активности на региональных потребительских рынках Н Финансы и кредит. 2004. № 22(160). С. 43. общественном «мнении» к различному социальному рангу, и, равным образом, в одном и том же социальном ранге могут быть люди различных профессий. Р. Вормс принимает второй взгляд и старается развить его и обосновать.
Наиболее глубокое влияние на становление концепции стратификации оказал Карл Маркс. Считая, что экономика играет главную роль в развитии социальных явлений, он заложил в основу своей концепции социального расслоения понятие производственных отношений, полагая все остальные характеристики классов производными. Глубокий след в теории стратификации оставили и работы выдающегося классик, а социологии М. Вебера.
В послевоенные годы основополагающим принципом стратификационных концепций являлся функционализм. Т. Парсонс, JI. Уорнер, Б. Барбер и другие авторы этого направления истолковывали социальное неравенство как «функционально необходимое для сохранения общества, части которого рассматривались как объединенные и взаимозависимые в системе, находящейся в равновесии» 9.
В отечественной науке накоплен большой опыт изучения дифференциации населения по уровню доходов, существует обширная научная литература, затрагивающая проблемы экономической стратификации населения России. Известны исследования З. Т. Голенковой, Н. Д. Ерифы, Т. Н. Заславской, Е. Д. Игитханян, М. А. Можиной, JI.H. Овчаровой, J1.C. Ржанициной, Н. М. Римашевской, JI.A. Хахулиной и других авторов. Последние годы экономическая стратификация населения России довольно часто рассматривается в контексте проблемы среднего класса. Этому посвящены работы Е. Авраамовой, O.A. Александровой, JI. Н. Овчаровой, В. В. Радаева, А. Ситникова, А. Е. Суринова и других.
В целом, можно сделать следующий вывод, несмотря на значительное число исследований по стратификации, экономической стратификации,.
9 Хинкл Р. Ч. мл., Сосков А. Социальная стратификация в перспективе // Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. Перевод с англ. М., 1961. С. 436. проблемам портребительского рынка, в том числе, и по его многочисленным аспектам, в настоящее время практически отсутствуют работы, посвященные комплексному исследованию социоструктурных характеристик потребительского рынка в современной России.
Поэтому анализ степени разработанности темы позволяет сделать вывод о наличии познавательных лакун в анализе социоструктурной взаимосвязи потребительского рынка и экономической стратификации в современной России, следовательно, необходимо осуществить комплексное исследование этой проблемы.
Цель и основные задачи исследования. Целью настоящего исследования является социологический анализ социоструктурных характеристик потребительского рынка в современной России.
Для достижения этой цели потребовалось решить ряд взаимосвязанных задач:
— обозначить возможности социоструктурных подходов при анализе проблем потреблениявыявить взаимосвязь социальной структуры и общественного потребления;
— рассмотреть потребительский рынка как составную часть социальной структуры общества;
— описать трансформацию социальной структуры в современной России;
— изучить групповая динамика потребления в современной России;
— определить потенциал потребительских характеристик среднего слоя в современной России.
Объектом исследования выступает современное российское общество.
Предметом исследования является анализ взаимосвязи и взаимовлияния трансформирующейся социальной структуры и формирующегося нового потребительского рынка в современной России.
Методологической основой исследования выступает структурно-функциональный и институциональный подходы, главными принципами которых являются объективность, системность в рассмотрении социальных явлений. Данный подход реализован в трудах крупнейших социологов структурно-функционального анализа: Э. Дюркгейма, П. Сорокина, Р. Мертона, Т. Парсонса, которые заложили основы изучения институциональной целостности общества и социальной стратификации как проявления его разнообразия.
Таким образом, институциональный подход является наиболее адекватным методом социологического анализа социальных изменений в переходных обществах. Складывающийся экономический порядок, по мнению исследователей, ведет к доминированию неформальных взаимодействий субъектов экономики между собой и с государством. Это объясняет и отсутствие институционализированных взаимоотношений бизнеса и власти, и рост коррупции, и отсутствие существенных сдвигов в экономике.
Методология структурно-функционального и институционального анализа позволила автору применить различные методики анализа прикладных социологических исследований и сопоставить результаты, полученные в ведущих научных центрах России. Кроме того, автором используется концепция социального регулирования экономической, социальной, политической жизни общества.
В работе использованы следующие методы исследования: вторичный анализ различных источников и документовнаблюдениетестирование.
Эмпирическая база работы. В основе исследования социоструктурных характеристик потребительского рынка в современной России лежит вторичный анализ опубликованных эмпирических данных, полученных на российских выборках, репрезентировавших общественное мнение городского и сельского населения России по полу, возрасту, профессиональной принадлежности, и аналитико-теоретические концепции современных социологов, позволяющие проанализировать обозначенные и проблемы.
Научная новизна работы состоит в следующем:
— определено, что возможности социоструктурных подходов при анализе проблем потребления в современной России значительно осложняются в связи с процессом декомпозиции сложившейся в нем структуры, распадающихся на несколько относительно независимых друг от друга измерений;
— выявлено, что взаимосвязь социальной структуры и общественного потребления основана на изменение роли и места потребителей в социально-экономической системе, что существенно меняет ее характер и она претерпевает социоструктурные измения под воздействием процесса потребления;
— рассмотрение потребительского рынка как составной части социальной структуры общества основано на переходе к новым типам стратификации общества базирующимся уже не социально-экономических группах, а на таких понятиях как «стиль жизни», интересы, то есть совершается переход от «объективного» описания потребителя к точке зрения самих потребителей на себя;
— обосновано, что трансформация социальной структуры в современной России характеризуется углублением социального неравенства (экономического, политического, социального) и маргинализации значительной части населения, углубляется неравенство между регионами, при этом характерной особенностью процессов социального расслоения являются их чрезвычайная быстрота и биполярная направленность;
— доказано, что центральным моментом в оценке особенностей групповой динамики потребления в современной России является характеристика скорости и тенденций развития социоструктурных аспектов потребительского рынка, а так же устойчивость динамического процесса;
— определено, что потенциал потребительских характеристик среднего слоя в современной России состоит в том, что он заинтересован, прежде всего, в стабильном развитии экономики страны.
Тезисы выносимые на защиту.
1. Анализ проблем потребления в ракурсе социоструктурных подходов в современном российском обществе испытывает ощутимый «теоретический кризис». Разработка сложной и важной проблемы социальной структуры общества, по мнению исследователей, работающих в разных теоретических и методологических позициях, вряд ли может быть признана удовлетворительной. Господствующие сегодня теории социальной структуры — классовая и стратификационная — имеют неоспоримые теоретические и практические достоинства и, вместе с тем, не менее очевидные недостатки, реализующиеся в одном простом положении: обе они не всегда адекватны на современном российском материале. Мир вступает в принципиально новую социальную эпоху: постиндустриального, информационного или бесклассового общества. Это выражаетсся в том, что наблюдается сближение социально-классовых групп при одновременном нарастании внутриклассовых различий. Идет активное размывание традиционных групп населения, становление новых видов межгрупповой интеграции по формам собственности, доходам, включенности во властные структуры, социальной самоидентификации.
2. В современном обществе потребительские отношения из среды экономики постепенно распространились почти на все аспекты повседневной жизни. Общество потребления — это совокупность общественных отношений, в которых ключевое место играет индивидуальное потребление, опосредованное рынком. На определенном этапе развития индивидуальное потребление подвергается глубокой институционализации и превращается в ключевой фактор социального развития. Формируется социальная стратификация, в основании которой лежат различия в возможности доступа к пространству общества потребления. В таком обществе не каждый способен быть потребителем или его члены обладают этой возможностью в разной степени. Общество потребления порождает небывалое напряжение в отношениях между людьми, способствуя углублению экономической дифференциации, усугублению проблемы неравенства в обществе и стратификации потребителей, влияя на социальную структуру общества. Очевидным является и тот факт, что общество потребления считается сформировавшимся там, где в структуре общества выделился средний класс.
3. Потребительский рынок — это подсистема социальной структуры общества, главным активом которой являются социально-трудовые отношения. Системообразующими компонентами такого рынка выступают и элементы инфраструктуры: финансово-кредитный, информационно-коммуникационный комплексы и т. д. К основным его свойствам могут быть отнесены целостность, упорядоченность, устойчивость, подвижность и противоречивость. Специфические его свойства определяются тем, что потребительский рынок, во-первых, выступает как индикатор создания потребительских ценностей, во-вторых, обеспечивает нормальное денежное обращение в стране, в-третьих, является «инкубатором» новых рабочих мест для населения, в-четвертых, представляет собой сферу деятельности большого числа организаций бизнеса, в-пятых, оказывает прямое и косвенное влияние на состояние и развитие определенных социально-групповых отношений в обществе.
4. Трансформация институтов российского общества отразилась на его социальной структуре. Меняется система групповых интересов, способов поведения, социальных взаимодействий. Произошел переход от типа социальной структуры, где положение группы определялось местом в системе общественного производства и отношением к собственности к новому типу, где действует множество факторов и критериев, определяющих положение социальной группы и индивида в социальной стратификации. Кроме того, социальная стратификация еще полностью не сложилась. Российское общество может быть представлено как своего рода «коктейль» переходного состояния, где сосуществуют социальные страты, рожденные еще при социализме, и те, которые возникли в процессе рыночных реформ.
5. Анализ потребительского рынка современной России позволяет констатировать, что динамика индексов физического объема оборота розничной торговли по регионам Российской Федерации показывает относительную неустойчивость динамического развития потребительских рынков большинства федеральных округов, обусловленную как внутренними свойствами рынка, так и внешними причинами. А анализ динамик потребления по основным социально-экономическим группам показывает, что потребительское поведение неразрывно связано и представлено в социальной структуре российского общества и дает представление о социально-экономической дифференциации, имеющей место в современной России. Кроме того, проведенный анализ позволяет говорить о том, что именно обеспеченные средние слои российского общества являются основными субъектами формирующегося в нашей стране общества потребления. Но особого анализа заслуживает как неопределенность структуры самого среднего класса, так и характер его социальных и потребительских характеристик в современной России.
6. Средний класс в современной России — это весьма сложно структурированная общность, включающая в себя группы с разными экономическими интересами и политическими ориентациями. Характерными особенностями потребительского поведения среднего класса в современной России стали следующие требования: товар не должен быть слишком дорогимтовар должен быть действительно качественным по своим основным функциональным свойствампотребитель желает не просто приобрести набор определенных свойств, но и своеобразную гарантию их качества, а также средство подтверждения своего социального положения, которое и представляет собой плату за торговую марку. В рамках указанного общего характера потребления среднего слоя можно выделить наличие двух подгрупп: в стиле жизни одних доминируют установки на ярко выраженное рациональное потребление, другие более ориентированы на присутствие в покупательской модели элементов престижного потребления.
Практическая значимость работы состоит в том, что она расширяет поле анализа отечественной социологии за счет обращения к мало изученным проблемам социологического анализа социоструктурной взаимосвязи потребительского рынка и экономической стратификации в современной России и тем самым вносит некоторые коррективы в концептуальное видение современного состояния российского общества. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы государственными органами, а также академическими и неформальными структурами при разработке стратегии социальной политики, объектом которой выступают классы и слои современного российского общества, а так же институты регулирования потребительского рынка.
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы также в преподавании курсов социальных наук (социологии, политологии, культурологи, социальной философии правоведения), для разработки спецкурсов и спецсеминаров по проблемам социальной стратификации, экономической стратификации, взаимосвязи экономической стратификации и потребительского рынка, организации социологических исследований в области исследования социальной стратификации и потребительского рынка.
Апробация работы. Результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-теоретических семинарах кафедры, а так же на всероссийских научных конференциях. По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 5,1 п.л.
Структуру диссертации составляют введение, 2 главы, включающие 6 параграфов, заключение, список литературы.
Заключение
.
В результате проведенного исследования социоструктурных характеристик потребительского рынка в современной России был получен целый ряд новых в теоретико-методологическом отношении выводов, которые могут быть продуктивно развиты в последующих разработках данной актуальной проблемы.
В процессе изучения поставленных в диссертации вопросов было выявлено, что разрушение прежней социальной системы и становление новой ведет к формированию новых правил взаимодействия индивидов в обществе. В России в последние годы продолжается тенденция к дезинтеграции общества, поскольку очевидно, что социальные группы, корпорации, сообщества и индивиды по-разному представляют себе образы «единого» социального пространства. Протекают процессы интеграции и дезинтеграции, опирающиеся не на рациональные начала (консенсус по поводу ценностей и целей), а на иррациональные и эмоциональные побуждения (этнонациональные, религиозные и местнические, мифологизированные и т. д.). Преобладает размытость идентичностей и социальных статусов, что способствует аномии. Коренным образом изменились принципы социальной стратификации. Общество стало структурироваться по новым для России основаниям.
Современное общество можно характеризовать как общество потребления. Экономический и технический прогресс делают его возможным, но оно не сводимо к экономике. Современные технологии производства товаров широкого потребления позволяют развиваться основам этого общества и в контексте незрелого капитализма. Именно такой синтез характерен для постсоветской России. Общество потребления представляет собой органический синтез механизмов производства не только товаров и услуг, но и желаний, потребностей, интересов, обеспечивающих их сбыт, культуры, политических механизмов и т. д.
Потребление становится действительностью систематического манипулирования знаками и «подобно тому, как потребности, чувства, культура, знания-все присущие человеку силы интегрируются в строй производства в качестве товаров, материализуются в качестве производительных сил, чтобы пойти на продажу, — так и все желания, замыслы, императивы, все человеческие страсти и отношения сегодня абстрагируются (или материализуются) в знаках и вещах, чтобы стать предметами покупки и потребления».
Общество потребления порождает небывалое напряжение в отношениях между людьми, способствуя углублению экономической дифференциации, усугублению проблемы неравенства в обществе и стратификации потребителей, влияя на социальную структуру общества. Очевидным является тот факт, что общество потребления считается сформировавшимся там, где в структуре общества выделился средний класс.
Исследователи социальных характеристик потребительского рынкаакцентируют внимание на том, что в основе неоклассической теории начала XX в. лежало представление о том, что главными факторами, влияющими на потребительское поведение, являются уровень личных доходов и уровень цен на потребительском рынке, которые служат ограничениями при максимизации функции полезности. При заданном уровне дохода и заданных ценах частные потребители могут делать те или иные покупки или не делать их. В рамках неоклассической теории того времени эти действия определялись и потребительскими предпочтениями, но меняющимися только во времени. В качестве ценового параметра, влияющего на изменения потребительских предпочтений, выступала норма процента. Впрочем, даже в этой статичной схеме, где потребителю отводилась достаточно пассивная роль, не удавалось обойтись без привлечения субъективных потребительских оценок, поскольку норма процента соотносилась с ожидаемым изменением цен.
При рассмотрении потребительского рынка западных стран становится очевидным, что большая часть товарооборота приходится именно на представителей «среднего класса».
Средний класс" - одно из наиболее распространенных понятий в социологической литературе и публицистике последнего десятилетия. Вокруг него идет постоянная дискуссия, в ходе которой выделено немало проблем. Любой аспект этой темы вызывает споры. Сложности с определением среднего класса вполне объяснимы: во-первых, само понятие среднего класса стало сравнительно недавно употребляться в отечественной социологии. Во-вторых, состав среднего класса на протяжении последнего десятилетия не оставался неизменным, он еще не представляет собою законченной, сформировавшейся группы. Динамичность и изменчивость этой группы вызывает дополнительные сложности в ее изучении. Кроме того, и это очень важное обстоятельство, среди самих исследователей, изучающих формирование среднего класса в России, отсутствует консенсус по поводу того, какие показатели являются наиболее важными для определения принадлежности к среднему классу и как эти показатели должны фиксироваться в ходе массовых социологических опросов или в исследованиях иного типа.
К настоящему времени, однако, еще не выработано какое-либо единое конвенциальное понимание того, кто сегодня составляет средний класс в России. Проблема взаимосвязи среднего класса и общества потребления нашла свое отражение в теории демонстративного поведения.
Список литературы
- Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. М. 2004.
- Авен П.О. Трансформация: границы коридора // Кто и куда стремится вести Россию?. Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / Под общ. ред. Т. И. Заславской. М.: МВШСЭН, 2001.
- Авраамова Е.М., Овчарова Л. Количественные оценки российского среднего класса методом концентрации признаков/ДЗопросы экономики. 2001. № 1.
- Авраамова Е.М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса//Общественные науки и современность. 1999. № 3.
- Авраамова Е.М. Формирование новой российской макроидентичности // Общественные науки и современность. 1998. № 4.
- Авраамова Е.М. Формирование среднего класса в России: определение, методология, количественные оценки // Общественные науки и современность. 2002. № 1.
- Айвазян С.А., Колеников С. А. Уровень бедности и дифференциация по расходам населения России. Финальный отчет. Российская программа экономических исследований. Рабочий семинар. Москва, июль 2000 г.
- Александрова O.A. Современный идейный контекст становления российского среднего класса // Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету. М, 2000.
- Александрова O.A. Средний класс в современном обществе // Общество и экономика. 1996. № 6.
- Алешина И.В. Поведение потребителей. М.: Гранд, 1999.
- Анализ конъюнктуры потребительского рынка. / Мошин Ю. Н., Мошин А. Ю. УРАО, 2004.
- Андреев А. Два средних класса в российском обществе? // Средний класс в современном российском обществе. М., 1999.
- Андрущак H.B. Доход и социальная дифференциация общества // Социальная структура и социальная стратификация. М., 1992.
- Анурин В.Ф. Постиндустриальное и/или коммунистическое общество // Социологические исследования. 1999. № 7.
- Анурин В.Ф. Проблемы эмпирического измерения социальной стратификации и социальной мобильности // Социологические исследования 1993. № 4.
- Анурин В.Ф. Экономическая стратификация: аттитюды и стереотипы сознания//Социологические исследования. 1995. № 1.
- Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социологические исследования. 2002. № 9.
- Балабанов A.C., Балабанова Е. С. Социальное неравенство: факторы углубления депривации // Социологические исследования. 2003. № 7.
- Балабанова Е.С. Андеркласс: понятие и место в обществе // Социологические исследования. 1999. № 12.
- Бауман 3. Мыслить социологически. М., 1996.
- Беленький В.Х. Социальная структура российского общества: состояние и проблемы теоретической разработки // Социологические исследования. 2006. № 11.
- Беляева Л. Средний класс: проблемы формирования и развития в России // Мир России. 1996. № 2.
- Беляева Л.А. В поисках среднего класса // Социологические исследования. 1999. № 7.
- Беляева Л.А. Критерии выделения среднего класса // Средний класс в современном российском обществе. М.: РОССПЭН, 1999.
- Беляева Л.А. Социальные слои в России: опыт кластерного анализа // Социологические исследования. 2005. № 12.
- Беляева Л.А. Социальная стратификация и бедность в регионах России (к составлению социокультурного портрета регионов) // Социологические исследования. 2006. № 9.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
- Березин И. Кто есть кто в российском обществе // Экономические новости России и Содружества. 1996. № 10.
- Богомолова Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы // Социологические исследования. 2001. № 6.
- Богомолова Т., Тапилина В., Ростовцев П. Влияние мобильности населения по доходам на изменение неравенства // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 1.
- Бойков В.Э. Россия: десять лет реформирования // Социологические исследования. 2001. № 7.
- Большой толковый социологический словарь (Collins). Том 1: Пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2001.
- Бондаренко Н. Анализ структуры потребительских запросов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997. № 5 (31).
- Бондаренко Н. Типология личного потребления населения России // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 2002. № 1.
- Бондаренко Н. Типология личного потребления населения России. Статья вторая // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 2002. № 4.
- Бондаренко Н., Красильникова М. Имущественная дифференциация населения // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 2001. № 5.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999.
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.
- Бондаренко Н. Анализ структуры потребительских запросов // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997. № 5 (31).
- Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов» / Пер. Н. А. Шматко // Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н. А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993.
- Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THES1S, 1993, № 2.
- Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2.
- Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии, 1994. Вып. № 5.
- Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS, 1993, № 3.
- Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
- Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984.
- Веселов Ю.В. Экономическая социология постмодерна // Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. № 1.
- Воронов А. Макроэкономический анализ конъюнктуры потребительского рынка России: состояние, прогноз // Маркетинг в России и за рубежом № 2 / 1999.
- Гаврилюк В.В. Социальная стратификация российского общества // Социологические исследования. 2005. № 1.
- Галкин А.А. Тенденции изменения социальной структуры // Социолочические исследования. 1998. № 10.
- Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
- Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. 1992. № 9, 11.
- Голенкова З.Т. Основные тенденции трансформации социальных неравенств / Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.
- Голенкова З.Т., Игитханян Е. Д. Процессы интеграции и дезинтеграции в социальной структуре российского общества // Социологические исследования. 1999. № 9.
- Голенкова З.Т., Игитханян Е. Д. Средние слои в современной России // Социологические исследования. 1998. № 7.
- Голенкова З.Т., Игитханян Е. Д., Казаринова И. В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации // Социологические исследования. 1996. № 8.
- Головляницына Е.Б. Стратификационные категории в массовой прессе в 1995—2003 гг.. // Экономическая социология. 2005. Т. 6. № 5.
- Городецкая И. Движение потребителей в России // Мировая экономика и международные отношения, 1995. № 10.
- Горшков М.К. Некоторые методологические аспекты анализа среднего класса в России // Социологические исследования. 2000. № 3.
- Гофман А.Б. Мартовские тезисы о социологии равенства и неравенства // Социологические исследования. 2004 — № 7.
- Гребенников В.Г. Институционализм как методология экономической науки // Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. акад. Д. С. Львова. М.: ИНФРА М, 2001.
- Григорьев А., Малева Т. М. Средний класс в России на рубеже этапов трансформации // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 45−61.
- Давыдова Н.М., Тихонова Н. Е. Методика расчета ресурсной обеспеченности при анализе социальной стратификации // Социологические исследования. 2006. № 2.
- Дилигенский Г. Институциональные структуры и общественная трансформация // Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 1.
- Дискин И.Е. Хозяйственная система России: проблемы институционального генезиса // Общественные науки и современность. 1998. № 4.
- Долгих Т.В., Логачев В. А. Потребительский стандарт среднего класса (опыт контент-анализа) // Социологические исследования. 2006. № 11.
- Доходы и социальные услуги: неравенство, уязвимость, бедность Коллективная монография / Рук. Л.Н. Овчарова- Независимый институт социальной политики. М.: ГУ—ВШЭ, 2005.
- Дука С.И. Критерии российского среднего класса // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. — М.: Альфа М, 2006.
- Дыльнова Т.В. Социальная справедливость и социальное неравенство в условиях современной России // Вестник РУДН. Серия Социология. 2004. № 6−7.
- Ерифа Н.Д. Социальные аспекты экономического поведения в сфере малого бизнеса. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социол. н. Новочеркасск, 2003.
- Заславская Т.И. Авангард российского бизнес-слоя: тендерный аспект // Социологические исследования. 2006. № 4.
- Заславская Т. Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 1.
- Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // Социологические исследования. 1995. № 3.
- Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
- Заславская Т.И. Социально-трансформационная структура России // Общество и экономика. 1999. № 3−4.
- Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. М., 2003.
- Заславская Т.И. Структура российского общества через призму трансформационного процесса // Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. 2002. № 4. С. 7−13.
- Заславская Т.И., Громова Р. Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. 1998. № 4.
- Заславская Т.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования. 1997. № 2.
- Здравомыслов Г. А. Российский средний класс проблема границ и численности // Социологические исследования. 2000. № 8.
- Зиммель Г. Мода//Зиммель Г. Сочинения в 2-х тт., М.: 1999. Т. 1.
- Зимина Н.В., Балашов А. А. Изменение поведения российских потребителей как предпосылка формирования современных форматов розничной торговли // Маркетинг в России и за рубежом № 6 / 2000.
- Ибрагимова Д.Х., Николаенко С. А. Индекс потребительских настроений. М.: Поматур, 2005.
- Иконникова Н. Современные концепции социальной структуры и социальной стратификации // Личность. Культура. Общество. Избранные статьи: 2000 г. Т. 2 вып. 3 (4).
- Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность // Мир России. 2005. № 2.
- Иншаков О.В. Экономические институты и институции: к вопросу о типологии и классификации. М., 2003.
- Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительная гипотеза//Социологические исследования. 2001. № 2.
- Клопов Э. Из первых опытов исследования социальной структуры современного российского общества//Социологические исследования. 1995. № 8.
- Ковалева Н.В. Территориальные различия условий потребления в оценках населения // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1993. № 8.
- Козырева П.М., Козырев Ю. Н. Массовое сознание как фактор стратификации общества // Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России. Кн.2. М., 1995.
- Комаров М.С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования. 1992. № 7.
- Кондратьев К.Я., Крапивин В. Ф. Современное общество потребления и его экологические ограничения // «Энергия» 2005, № 10.
- Корчагина И., Овчарова Л., Турунцев Е. Система индикаторов бедности в переходный период в России. Российская программа экономических исследований. Научные доклады. № 98 04. М., 1999.
- Космарская Т. Количественные характеристики среднедоходных групп населения России // Вопросы экономики. 2001. № 1. С. 74−83.
- Красильникова М., Николаенко С. Индекс потребительских настроений // Мониторинг общественного мнения. 1994. № 3.
- Красильникова М. Динамика социальных настроений и их влияние на поведение населения // Мониторинг общественного мнения. 2002. № 1.
- Красильникова М. Склонность к сбережениям и потреблению // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1997. № 3 (29).
- Красильникова М.Д. Потребители: новаторы и консерваторы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Информационный бюллетень. 1996. № 1 (21).
- Красильникова М. Изучение социальных настроений и потребительского поведения населения России // Проблемы прогнозирования. 2003. № 2.
- Култыгин В.П. Исследования социальной структуры в переходных обществах (историко-методологический обзор) // Социологические исследования. 2002. № 4.
- Кучуков Р., Савка А. Некоторые особенности процессов глобализацииЮкономист. 2003. — № 5.
- Ланкастер К. Перемены и новаторство в технологии потребления // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.
- Лапин Н.И. Кризисный социум в контексте социокультурных трансформаций // Мир России. 2000. № 3.
- Лапин Н.И. Проблема социокультурной реформации в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии. 1996. № 5.
- Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3.
- Левада Ю. Рамки и варианты исторического выбора: несколько соображений о ходе российских трансформаций // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2003. 1.
- Лепехин В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс // Общественные науки и современность. 1998. № 4.
- Лукашонок И.В. Институционализация новых социальных отношений в современной России: Монография. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004.
- Маркетинговые исследования потребительского рынка. / В. Анурин, И. Муромкина, Е. Евтушенко СПб: Питер, 2004.
- Масионис Дж. Социология / Пер. с англ. СПб., 2004.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. II.
- Миллс Ч. Высокая теория // Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994.
- Мирошниченко Г. Л. К вопросу о классах и классовом подходе // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. —М.: АльфаМ, 2006.
- Модернизация России и конфликт ценностей. М., 1994.
- Мостовая И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования. Ростов н/Д, 1995.
- Мухина М.К. Изучение стиля жизни потребителей и сегментирование рынка на основе психографических типов // Маркетинг в России и за рубежом № 3 / 2000.
- Нестеркин C.B. Современные проблемы регионального потребительского рынка // http://conf.susu.ru/doc/komm/neser.shtml.
- Новости РБК, 19 февраля 2003 г. http://top.rbc.ru/index 1.shtml.
- Новиков С. Потребительский рынок России: Стратегия и тактика маркетинга для завоевания рынка // Рекламный мир. 1997. № II.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и экономический те-атр. Кембридж, 1990.
- Общая социология / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Овсянников A.A., Петтай И. И., Римашевская Н. М. Типология потребительского поведения. М.: Наука, 1989.
- Ойкен В. Основы национальной экономики. М., 1996. Ольсевич Ю. Институционализм новая панацея для России? // Вопросы экономики. 1999. № 6.
- Парсонс Т. Аналитический подход к теории социальной стратификации // Социальная стратификация. Вып.1. М.: ИНП РАН, 1992.
- Подшибякина Н. Социальная дифференциация как фактор социальной нестабильности в обществе/Юбщество и экономика, 2002. № 12.
- Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы // Экономика и математические методы. 1999. Т.35. № 2.
- Попова И.П. Средние слои, средний класс в российском обществе к проблеме соотнесения // Социологические исследования. 2005. № 12.
- Потребительское движение. Информационный бюллетень Международной конфедерации обществ потребителей. 1993. Вып. 4.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М., 1996.
- Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и форма хозяйства: к новой социологии рынков // Социологические исследования. 2003. № 9.
- Радаев В.В. Обычные и инновационные практики в деятельности российского среднего класса // Мир России. 2003. № 4.
- Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная антология. М., 1999.
- Решетников A.B. Социальный портрет потребителя медицинских услуг в России в период перехода к рыночной экономике // Социологические исследования. 2003. № 1.
- Российский средний класс: динамика изменений (1999−2003гг.). М., 2003.
- Российский статистический ежегодник. Официальные материалы. М., 1999.
- Российский статистический ежегодник. 2002 г .
- Россия в условиях стратегической нестабильности // Вопросы философии. 1995. № 9.
- Россия в цифрах. 2003 г. Статистический сборник. -М., 2003.
- Россия: риски и опасности «переходного» общества / Отв. Ред. О. Н. Яницкий. М., 1998.
- Ростовцева Л.И. Глобализация и постмодерновые реалии потребления в России // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. — М.: Альфа М, 2006.
- Ростовцева Jl. И. Поведение потребителей и потребительская культура. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
- Рубанцова Т.А. Образование как фактор социальной стратификации // http://www.philosophy.nsc.ru/journals/humscience/l00/15RUBAN.htm
- Руткевич М.Н. О социальной структуре советского общества // Социологические исследования. 1999. № 4.
- Руткевич М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования. 1998. № 6.
- Руткевич М.Н. Социальные противоречия современного российского общества. ИСПИ РАН, М., 2001.
- Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социологические исследования. 2004. № 12.
- Руткевич М.Н. Социальная структура. М., 2003.
- Рывкина Р.В. Формирование новых экономических классов в России // Социологический журнал. 1994. № 4.
- СаблинаС.Г. Кристаллизация статуса средних слоев в современной России // Социологический журнал. 2000. № ½.
- Савин И. Средние русские кто они? // Известия — Экспертиза. 1998. 17 января.
- Скитовский Т. Суверенитет и рациональность потребителя // Теория потребительского поведения и спроса. СПб.: Экономическая школа, 1993.
- Скопина И.В. Развитие региональных потребительских рынков. -Киров: ВятГУ, 2004.
- Скопина И.В. Маркетинговые исследования рынков товаров и услуг. -Киров: ВятГУ, 2003.
- Скопина И.В. Регулирование развития регионального потребительского рынка // Международная конференция «Управление региональными экономическими системами». Сборник научных трудов. -Киров, 2003.
- Скуфьина Т. Расчет трансакционных издержек потребительского рынка // Проблемы прогнозирования. 2003. № 4.
- Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
- Современное российское общество: переходный период. М., 1998.
- Социально-экономическое положение России. М., 2003. XII.
- Средний класс в России: количественные и качественные оценки. М., 2000.
- Средний класс в современном российском обществе / Под общ. Ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой, А. Ю. Чепуренко. М., 1999.
- Староверов В.И. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества // Социологические исследования. 1998. № 8.
- Тамбовцев В. Институциональная динамика в переходной экономике // Вопросы экономики. 1998. № 5.
- Теория потребительского поведения // Экономика: микро- и макроанализ. М.: Дело, 1999.
- Тихонова Н.Е. На пути к новой стратификации российского общества // Общественные науки и современность. 1998 № 3.
- Тихонова Н.Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в169. стратификационных исследованиях // Экономическая социология. 2006. Т. 7. № 3
- Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999.
- Тихонова Н.Е., Горшков М. К. Богатство и бедность в представлениях россиян // Социологические исследования. 2004. № 3.
- Тихонова Н.Е., Давыдова Н. М., Попова И. П. Индекс уровня жизни и модель стратификации российского общества // Социологические исследования. 2004. № 7.
- Тоффлер А. Третья волна. М.: ACT, 1999.
- Фоксол Г., Голдсмит Р., Браун С. Психология потребителей в маркетинге. СПб: Питер, 2001.
- Хахулина JL Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Мониторинг общественного мнения. № 2 (40) март апрель 1999.
- Хинкл Р.Ч. мл., Босков А. Социальная стратификация в перспективе // Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. Перевод с англ. М., 1961.
- Ходжсон Дж. Жизнеспособность институциональной экономики. Эволюционная экономика на пороге XXI века. М.: Япония сегодня, 1997.
- Царева Г. Б. Административно-правовая деятельность милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М, 2003.
- Цимерман Ю.А. Демонстративное потребление российской молодежи в условиях глобализации // Тезисы докладов и выступлений на Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России»: В 16 т. — М.: Альфа М, 2006.
- Чеканский А.Н., Фролова H.JT. Теория поведения потребителей и рыночный спрос. М.: Теис, 1996.
- Черниченко Т. Приоритеты развития регионального потребительского рынка // Маркетинг, 2003. № 2.
- Шевяков А.Ю., Кирута А. Я. Измерение экономического неравенства. -М., 2002.
- Шевяков А. Экономический рост и неравенство // Общество и экономика. 2004 — № 2.
- Ширков Ю. Изучение ценностных предпочтений потребителей в целях сегментации // Маркетинг в России и за рубежом № 4 / 1999.
- Шкаратан О.Н. Социальная структура: иллюзии и реальность // Социология перестройки. М.: Наука, 1990.
- Шкаратан О.И. Социальное расслоение в современной России: драма расколотого общества // Мир России. 2004. Т. 1. № 1.
- Шкаратан О.И. Государственная социальная политика и положение средних слоев в современной России // Социологический журнал. 2004. № ½.
- Штомпка П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения // Социологические исследования, 2001. № 9.
- Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 1.
- Энджел Д.Ф., Блэкуэл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 1999.
- Яковлева Е. Есть ли средний класс в России? // Новые известия. 1998. 10 марта.
- Aldridge A. Rational Consumption in 'Which?' // Sociology 1994, Vol. 284.
- Appadurai A. The Social Life of Things: Commodities in Cultural Perspective. Cambridge: Cambridge University Press, 1986.
- Crompton R. Class and stratification: An introduction to current debates. Cambridge, 1995.
- Davis J. Exchange. Buckingham: Open University Press, 1992.
- DiMaggio P. Culture and Economy // The Handbook of Economic Sociology / Ed. By N. Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994. P. 25−57.
- Dowding K., Dunleavy P. Production, Disbursement and Consumption: The Miller D. Material Culture and Mass Consumption. Oxford: Basil Blackwell, 1987.
- Eisenstadt S.N. Social differentiation and stratification. L., 1976.
- Featherstone M. Perspectives on consumer culture // Sociology. Vol. 24. No 1.
- Frenzen J., Hirssh P.M., Zerillo P.C. Consumption, Preferences, and Changing
- Giddens A. The Constitution of Society. Cambridge: Polity Press, 1984.
- Hutber P. Decline and Fall of Middle Class and how it can be Fight Again. London, 1976.
- Jeffries V. Basic concepts and theories of class stratification // Social stratification. A multiple hierarchical approach. New York. 1970.
- Keat R., Abercrombie N., Whiteley N. The Authority of the Consumer. L.: Routledge, 1994. Ch. 1,2,3.
- Lee D. Class as a social fact // Sociology, 1994. Vol. 28. № 2.
- Lifestyles // The Handbook of Economic Sociology / Ed. by N. Smelser, R.Swedberg. Princeton: Princeton University Press, 1994.
- Lunt P., Livingstone S. Mass Consumption and Personal Identity. Bucks: Open University Press, 1992.
- McCracken G. Culture and Consumption. Bloomington: Indiana University Press, 1988.
- Modes and Modalities of Goods and Services // The Sociological Review. Cambridge: Blackwell Publishers, 1996.
- Mort F. Cultures of consumption. L.: Routledge, 1996.
- Oxford Concise Dictionary of Sociology / Marshall G. (ed.). Oxford, N.Y.: Ox-ford University Press: 1996.
- Reddy W.M. The Rise of Market Culture. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
- Social change and transformation / Ed. by Mayer K.U. et. al. B., 1997.
- Slater D. Consumer Culture and Modernity. Cambridge: Polity, 1996.
- The shopping experience. Ed. by P. Falk, C.Campbell. Sage, 1997,