Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимодействие с институтом образования способствует созданию образовательной среды, соответствующей потребностям учащихся инвалидов и приобретению опыта социального взаимодействия инвалидов и здоровых людей. Взаимодействие с институтом занятости позволяет включить в перечень социального обслуживания мероприятия по профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации инвалидов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы изучения социального 16 обслуживания людей с инвалидностью
    • 1. 1. Социальное обслуживание как объект институционального 16 анализа
    • 1. 2. Структура института социального обслуживания и структурно- 41 организационный аспект институционализации социального обслуживания инвалидов
    • 1. 3. Функции института социального обслуживания и 53 функциональный аспект институционализации социального обслуживания инвалидов
  • Выводы по главе I
  • Глава 2. Характеристика институционализации социального 78 обслуживания людей с инвалидностью
    • 2. 1. Критерии и индикаторы институционального анализа социального 78 обслуживания инвалидов
    • 2. 2. Анализ складывающихся предпосылок институционализации 90 социального обслуживания инвалидов
    • 2. 3. Межинституциональный и межсекторный аспект 122 институционализации социального обслуживания инвалидов
  • Выводы по главе II

Институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

и постановка проблемы исследования.

Инвалидность существует в разнообразных обществах, и любая страна соответственно ориентирам собственного развития, возможностям и приоритетам вырабатывает политику, касающуюся людей с ограниченными возможностями здоровья. Количество людей с различными видами инвалидности в России приближается к 10 миллионам человек, что составляет примерно 7% всего населения, при этом ежегодно растет число детей-инвалидов и инвалидов трудоспособного возраста. Тенденция к росту численности инвалидов вызывает необходимость существенной модификации социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории людей.

Ведение независимого образа жизни инвалидов невозможно в отсутствие разнообразных услуг и мероприятий, соответствующих их социальным нуждам, включая сферу социальных реабилитационных услуг, основных приспособлений и средств, материальной и прочей поддержки. Своевременное и адекватное удовлетворение персональных потребностей инвалидов способствует обеспечению возмещения существующих у них ограничений жизнедеятельности, что означает создание равноправных возможностей с представителями других социальных групп в общественной, бытовой, культурной, профессиональной, политической, и прочих областях жизни.

В современной России наблюдается процесс институционализации социального обслуживания инвалидов в отдельный социальный институт в рамках общего института социального обслуживания населения. Протекание процесса институционализации вовсе не означает, что он пройдет все стадии и обязательно приведет к формированию отдельного социального института.

Вероятны два направления развития социального обслуживания инвалидов. В первом случае, развитие института социального обслуживания населения, количественный и качественный рост социальных услуг, 3 повышение доступности среды жизнедеятельности инвалидов не приведет к необходимости выделения деятельности по социальному обслуживанию инвалидов в отдельный социальный институт. Во втором случае, процесс институционализации социального обслуживания инвалидов приведет к выделению этого вида деятельности из общего института социального обслуживания и формированию отдельного частного института (субинститута) социального обслуживания инвалидов. Таким образом, актуальность темы обусловлена не только необходимостью исследования собственно процесса институционализации социального обслуживания инвалидов, но и необходимостью обоснования адекватности данных направлений развития социального обслуживания инвалидов реалиям современной системы социального обслуживания и потребностям данной категории населения.

Степень разработанности проблемы. Анализ социальных проблем инвалидности в основном осуществляется с точки зрения двух мировоззренческих социологических подходов: на основе антропоцентристских и социоцентристских теорий. С позиции социоцентристских теорий развития личности Э. Дюркгейма, К. Маркса, Т. Парсонса, Г. Спенсера, социальные проблемы определенного индивида анализировались через изучение общества как единого целогона основе теорий антропоцентризма Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, Ф. Гиддингса, И. С. Кона, А. В. Мудрика, Г. Тарда, Ю. Хабермаса, Э. Эриксона и других ученых изучаются психологические грани повседневного взаимодействия людей.

Основы строения, функционирования и межинституционального взаимодействия сформированы в работах таких выдающихся ученых как 3. Баумана, Р. Будона, П. Бурдье, Н. Лумана, Р. Мертона, Т. Парсонса, Г. Спенсера и других.

Институциональный подход в социально-гуманитарном знании связан с работами Т. Веблена, Дж. Коммонса, Дж. Гэлбрейта, Дж. Бьюкенена, Р. Коуза и Д. Норта.

Для понимания проблемы инвалидности как социального явления значимой остается проблема социальной нормы, рассматриваемая такими учеными, как П. Бергер, П. Бурдье, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Р. Мертон, Т. Лукман.

В рамках структурно-функционального подхода проблему инвалидизации в России исследовали Т. А. Добровольская, И. П. Каткова, Н. Б. Шебалина и др.

В исследованиях Н. В. Антипьевой, Ю. В. Варламовой, Н. Н. Ивановой, Т. Ф. Масловой, В. С. Ткаченко, В. К. Шаповалова рассматриваются вопросы правовой и социальной защиты людей с инвалидностью, анализируются управленческие, медико-социальные и психологические аспекты этой деятельности.

Т. Ф. Маслова, В. С. Ткаченко, В. К. Шаповалов разработали концепцию исследования интеграции людей с инвалидностью в общество. В работах Н. А. Агеевой, В. С. Ткаченко, Е. Р. Ярской-Смирновой осуществляется классификация существующих моделей представлений общества о людях с инвалидностью.

Различные модели интегрированного образования инвалидов, сравнение концептуальных подходов к обоснованию коррекционной и обычной систем общего образования инвалидов, условия педагогического и психологического характера, позволяющие инвалидам полноценно функционировать в обществе, нашли отражение в работах таких ученых как В. М. Вельгус, Л. С. Волкова, В. В. Воронкова, Л. П. Носкова,.

B.А. Феоктистова, Л. М. Шипицина, Г. В. Чиркина.

Профессиональную ориентацию и перспективы трудоустройства студентов-инвалидов в своих работах рассматривают Б. Д. Баумгартен,.

C. Н. Кавокин, М. П. Левицкая.

Организации системы профориентации и довузовской подготовки людей с инвалидностью посвящены работы Е. М. Кузнецовой, Э. В. Мироновой, В. В. Тимофеевой, В. П. Смирновой, В. П. Мерзина, Ю. Н. Мануйловой, М. Н. Нититиной.

Теоретические и методологические принципы высшего технического и гуманитарного образования инвалидов, а также возможности его сопровождения (медико-социального, информационного, учебно-методического) представлены в трудах таких специалистов, как О. В. Авилов, О. К. Агавелян, В. Н. Вовк, О. Б. Даутова, В. Н. Козлов, В. А. Мальков, М. И. Никитина, Г. Н. Паршин.

Исследованием проблем инвалидности и положения данной категории в обществе занимаются Л. А. Алейник, Н. В. Васильева, И. Лебедев, А. Лысенко, А. Осадчих. Образ жизни семьи, имеющей ребенка-инвалида, изучается Г. Н. Багаевой, Л. К. Грачевым, Н. Ф. Дементьевой, Т. Н. Исаевой, А. Р. Малер, Е. Р. Смирновой.

Л. В. Бадя, Н. Ф. Дементьева, Э. В. Устинова, Е. И. Холостова, Л. П. Храпылина посвятили свои работы организации социальной реабилитации инвалидов, организационно-методическому обеспечению функционирования реабилитационных учреждений, подготовке специалистов по социальной реабилитации в Российской Федерации. Проблемы формирования детских реабилитационных центров рассматриваются в работах С. И. Блохиной, В. П. Козловой, А. В. Старшиновой, Э. И. Танюхиной.

Вопросами создания доступности различных сфер жизнедеятельности для людей с инвалидностью (жилая, градостроительная, образовательная, производственная среда) занимались Л. А. Викторова, Н. Ф. Дементьева, X. 10. Кальмет, Ю. В. Колосов, М. Ю. Кеслер, Е. И. Холостова.

Проблеме институционализации социальной защиты населения и социальному обслуживанию как институту посвящены труды.

3. П. Замараевой, Ю. И. Ивановой, Г. Я. Юдакова. Социальный институт 6 взаимопомощи изучался А. Ю. Федоря. Социальное обслуживание пожилых людей анализировали М. О. Буянова, Ю. А. Калинина, М. Н. Максимова, В. В. Натахина, Л. А. Солдатова.

При этом в современной отечественной социологии недостаточно освещен институциональный аспект социального обслуживания населения, недостаточное внимание уделяется процессу институционализации социального обслуживания инвалидов. Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность данного вопроса позволили сформулировать проблему настоящего исследования следующим образом: существует ли необходимость и возможность институционализации социального обслуживания инвалидов в отдельный частный институт (субинститут) в рамках общего института социального обслуживания населения.

Объект исследования — система социального обслуживания населения в современной России.

Предмет исследования — процесс институционализации социального обслуживания людей с инвалидностью.

Цель исследования — выявить перспективу процесса институционализации социального обслуживания инвалидов в отдельный субинститут.

В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании решаются следующие основные задачи:

— рассмотреть систему социального обслуживания с позиции институционального анализа;

— рассмотреть структуру института социального обслуживания и структурно-организационный аспект институционализации социального обслуживания инвалидов;

— проанализировать основные функции института социального обслуживания и функциональный аспект институционализации социального обслуживания инвалидов;

— разработать критерии и индикаторы институционального анализа социального обслуживания инвалидов;

— дать анализ складывающихся предпосылок институционализации социального обслуживания инвалидов;

— рассмотреть межинституциональный и межсекторный аспекты институционализации социального обслуживания инвалидов.

Гипотеза-основание: развитие социального обслуживания инвалидов в современной России движется в направлении институционализации данного вида деятельности в отдельный субинститут в рамках общего института социального обслуживания населения.

Гипотеза-следствие: процессу институционализации социального обслуживания инвалидов способствуют: изменение отношения к инвалидности в обществеособенности и состояние системы социальной защиты и помощи в России, детерминирующее восприятие инвалидами системы социального обслуживания по количественным и качественным критериям и показателямдинамичность в появлении новых организаций, занимающихся проблемами инвалидов и оказывающих им социальные услугиразвитие межинституциональных и межсекторных связей в деятельности, направленной на оказание социальных услуг инвалидам.

Теоретико-методологическая основа исследования строится на рассмотрении институциональной природы общественной жизни, институциональных детерминант и характеристик исследуемого объекта.

При теоретическом анализе социального обслуживания людей с инвалидностью использовались идеи ученых, раскрывающих институциональную структуру общества (Т. Веблен, Э. Дюркгейм,.

Т. Парсонс, Н. Смелзер, Г. Спенсер, Я. Щепапьский). Специфика морфологии и функций института социального обслуживания в современной российской среде была определена с помощью структурно-функционального подхода (Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелзер), который также позволил разработать критерии социологического анализа социального обслуживания 8 инвалидов. Формированию целостного представления о качестве функционирования института социального обслуживания способствовало использование процессуального подхода (П. Штомпка и др.).

Процесс институционализации социального обслуживания инвалидов рассматривался в общетеоретическом плане, как с позиции объективистских институциональной и структурно-функциональной теорий, так и с позиции интерпретативной социологии в социально-конструктивистской редакции (П. Бергер и Т. Лукман).

В целом диссертационная работа строится на необходимой взаимосвязи теоретического и эмпирического уровней научного поиска. Результаты эмпирического исследования, осуществленного на региональном уровне, подтверждают и конкретизируют теоретические предположения и выводы автора. При этом сфера значимости основных положений и выводов не ограничивается только лишь одним регионом Российской Федерации.

Методы и информационная база исследования:

— анализ документов и научных источников по проблеме исследования;

— вторичный анализ социологических данных по проблеме исследования;

— анкетный опрос людей с инвалидностью — получателей услуг в сфере социального обслуживания на территории Ставропольского края. Выборочная совокупность исследования представлена 2000 людей с инвалидностью;

— контент-анализ законодательных и нормативных актов, контент-анализ материалов прессы. Был произведен контент-анализ газет «Аргументы и Факты», «Российская газета», «Известия» и «Ставропольская правда» за 2012 год (всего проанализирован 138 публикаций).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— осуществлен институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью;

— разработаны критерии и индикаторы институционального анализа социального обслуживания людей с инвалидностью;

— осуществлен анализ складывающихся предпосылок институционализации социального обслуживания инвалидов;

— даны количественные и качественные характеристики реализации основных функций института социального обслуживания относительно категории инвалидов на региональном уровне;

— определены характер и направление институционализации социального обслуживания людей с инвалидностью.

Теоретическая значимость исследования определяется приращением социологического знания среднего уровня, состоящим в теоретическом обосновании целесообразности использования методологического ресурса институционального подхода в социологическом анализе социального обслуживания инвалидовв адаптации к социологическому анализу социального обслуживания людей с инвалидностью критериев институционального подходав установлении взаимозависимости функционирования ряда различных социальных институтов по решению проблем социального обслуживания инвалидоввыявлении потенциала межинституционального и межсекторного взаимодействия в процессе институционализации социального обслуживания инвалидов.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования научного аппарата социологического исследования при анализе проблем инвалидности в современном российском обществе.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы:

— в различных отраслях социологического знания — социологии социальной сферы, социологии социальной работы, экономической социологии и социологии труда, социологии социальных изменений;

— в практике осуществления мер социальной политики и управленческой деятельности;

— для разработки и чтения спецкурсов для студентов социологических, социальных, психологических и управленческих специальностей;

— для разработки программ эмпирического исследования проблем инвалидности и социального обслуживания данной категории на региональном уровне.

Материалы диссертационного исследования могут использоваться специалистами органов государственного управления, работниками социальных служб, специалистами в области социально-психологического консультирования, общественными объединениями и организациями, занимающимися проблемами инвалидности в современной России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Институт социального обслуживания населения может быть интерпретирован в качестве частного института относительно института социальной защиты населения. Рассмотрение социального обслуживания населения как социального института представляется возможным вследствие наличия следующих условий: 1) правовой регламентации (институции) социального обслуживания как отдельной сферы деятельности в рамках института социальной защиты населения- 2) функциональной специфики и регламентации- 3) организационной структуры, состоящей из социальных служб- 4) статусно-ролевой структуры, субъектами/институциональными агентами социального обслуживания являются работники социальной службы, то есть лица, непосредственно предоставляющие либо организующие предоставление социальных услуг клиентам социальной службы- 5) отдельным объектом деятельности — клиентом социальной службы- 6) специфическими устойчиво воспроизводимыми социальными практиками оказания социальных услуг.

2. Анализ структурно-организационного аспекта институционализации социального обслуживания инвалидов позволяет прийти к выводу о том, что его потенциальные структурные компоненты не образуют системной целостности и автономности и являются компонентами.

11 института социального обслуживания населения. Однако, с другой стороны, существуют и возникают специализированные учреждения социального обслуживания инвалидов, относящиеся к государственной, муниципальной и негосударственной социальным службам, появляются новые поставщики социальных услуг инвалидам, входящие в формирующуюся систему межсекторного и межинституционального социального взаимодействия. Определенную перспективу процессу институционализации социального обслуживания инвалидов несут организации, участвующие в межинституциональном и межсекторном взаимодействия и включающие коммерческие, образовательные, спортивно-оздоровительные и иные организации и общества, оказывающие как безвозмездную социальную помощь, так и немонетарные социальные услуги инвалидам.

3. Институт социального обслуживания выполняет универсальные и специфические функции, которые помогают клиентам социальных служб в решении возникших у них социальных проблем. Функции, выполняемые институтом социального обслуживания, можно разделить на универсальные: функция закрепления и воспроизводства общественных отношенийрегулятивная функцияинтегративная функция (функция социокультурной интеграции) — транслирующая функциякоммуникативная функцияи специфические: а) жизнеохранительная функцияб) социостабилизирующая функцияв) функция социальной помощиг) функция консультированияд) функция социального корректирования. Институционализация социального обслуживания инвалидов в функциональном аспекте потенциально возможна в силу специфики объекта социальной помощи — клиента социальной службы, имеющего инвалидность и специфики комплекса оказываемых ему социальных услуг. Если анализ структурно-организационного аспекта институционализации социального обслуживания инвалидов позволяет прийти к выводу о том, что его потенциальные структурные компоненты не образуют системной целостности и автономности, являются компонентами института социального обслуживания населения, то в функциональном.

12 аспекте — возможно вычленение функций социального обслуживания инвалидов и формирование целевого и функционального единства нового социального субинститута.

4. Исследование предпосылок институционализации социального обслуживания инвалидов основывалось на следующих институциональных критериях: 1) критерий функциональности (функциональный критерий) позволяет дать количественную характеристику основных показателей реализации институциональных функций социального обслуживания, и, прежде всего, определить степень выполнения функций институтом социального обслуживания- 2) структурный критерий, по которому определяется соответствие структуры социального обслуживания социальным стандартам, как в системах различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), так и в учреждениях социального обслуживания- 3) критерий качества процесса социального обслуживания инвалидов является основанием оценки совокупности характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или вновь возникающих потребностей потребителей услуг- 4) критерий межинституционального взаимодействия, который дает возможность оценить интенсивность и качество сотрудничества института социального обслуживания с другими социальными институтами в обслуживании инвалидов.

5. Ввиду того, что институт социального обслуживания населения не справляется со своими функциями социального обслуживания инвалидов, как поставщик услуг обнаруживает невысокие количественные и качественные оценки своей деятельности со стороны потребителей услуг, возникает необходимость в интенсификации процесса институционализации социального обслуживания инвалидов и обособление его в отдельный частный институт (субинститут) по отношению к институту социального обслуживания населения.

6. Интенсификация процесса институционализации социального обслуживания инвалидов и, в конечном итоге, его завершение и формирование в отдельный социальный институт будет зависеть от процессов межсекторного и межинституционального взаимодействия института социального обслуживания населения с другими социальными институтами и поставщиками социальных услуг в решении проблем инвалидов.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Отраженные в диссертации научные положения соответствуют области исследования специальности 22.00.04 — Социальная структура, социальные институты и процессы, пункту 5 «Трансформационные социально-стратификационные процессы современного российского общества. Основные пути формирования новой социальной структуры», пункту 11 «Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе», пункту 21 «Роль социальных институтов в трансформации социальной структуры общества», пункту 31 «Здоровье населения в социальном контексте. Факторы, влияющие на формирование здорового поколения, как критерий социальной дифференциации».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается использованием обширного спектра методик, адекватных целям и задачам исследования. Надежность полученных данных обеспечивается достаточным объемом выборки и качественным анализом полученной информации с использованием математико-статистических методов обработки информации.

Апробация результатов исследования. Основное содержание диссертационного исследования изложено в 19 публикациях общим объемом 5,7 п.л. (в том числе в 3 статьях в изданиях, рекомендованных ВАК и главе в монографии «Вопросы социальной сплоченности общества на Кавказе»).

Материалы и результаты исследования обсуждались на ежегодных научно-технических конференциях по итогам работы профессорско.

14 преподавательского состава СевКавГТУ (2008, 2009, 2010, 2011) — на IV Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 2009) — на межрегиональных научно-практических конференциях (Краснодар, 2010; Элиста, 2011) — на X Научной конференции «Ломоносовские чтения» 2011 года, X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2011» (Севастополь, 2011) и международной заочной научно-практической конференции «Актуальные технологии социальной сферы: история и современность». (Ставрополь, 2012).

Объем и структура диссертационной работы. Диссертация содержит введение, две главы, состоящие из 6 параграфов, заключение, список литературы из 130 наименований и 1 приложение. Объем диссертации составляет 176 страниц.

Выводы по второй главе.

1. В современной литературе по проблемам социального обслуживания представлены преимущественно методы анализа, которые ориентированы на изучение количественных данных, таких как число обратившихся в социальную службу за социальной помощью, количество предоставленных социальных услуг и т. п. В то же время институциональный подход требует при оценке социального обслуживания не ограничиваться только количественным анализом эффективности, а проводить качественный анализ социального обслуживания. Это будет в полной мере отвечать требованиям институционального анализа, так как он предполагает, прежде всего, изучение проблем, связанных с удовлетворением интересов и потребностей клиентов института социального обслуживания.

2. С целью определения уровня институционализации социального обслуживания инвалидов, и его основных институциональных характеристик мы определили несколько основных критериев институционального анализа социального обслуживания инвалидов:

5) критерий функциональности (функциональный критерий) позволяет дать количественную характеристику основных показателей реализации институциональных функций социального обслуживания, и, прежде всего, определить степень выполнения функций институтом социального обслуживания;

6) структурный критерий, по которому определяется соответствие структуры социального обслуживания социальным стандартам, как в системах различного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), так и в учреждениях социального обслуживания;

7) критерий качества процесса социального обслуживания инвалидов, является основанием оценки совокупности характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или вновь возникающих потребностей потребителей услуг;

8) критерий межинституционального взаимодействия, который даст возможность оценить интенсивность и качество сотрудничества института социального обслуживания с другими социальными институтами в обслуживании инвалидов.

3. Анализ социального обслуживания людей с инвалидностью, показал, что эта сторона жизнедеятельности инвалидов пока еще не гарантирует значительного повышения их социального самочувствия. Таким образом, можно утверждать, что жизнеохранительная и социостабилизирующая функции института социального обслуживания населения выполняются не в полном объеме. Так как большое количество нареканий у людей с инвалидностью вызывает работа медико-социальной экспертизы, то функцию социального корректирования нельзя считать выполняемой на должном уровне. Следовательно, процесс институционализации социального обслуживания инвалидов и обособление его в отдельный субинститут является возможным по функциональному критерию.

4. Отсутствие необходимого набора социальных услуг для инвалидов в учреждениях, связанное с организационными ограничениями и отсутствие физической доступности самого учреждения говорит о неразвитости структуры института социального обслуживания. Значит, по структурному критерию институционализация социального обслуживания инвалидов также обнаруживает явную перспективу.

5. Проанализировав оценку качества социального обслуживания людьми с инвалидностью можно заметить, что уровень удовлетворенности качеством процесса социального обслуживания весьма низкий. Сохраняется необходимость развития социальных служб в сторону повышения качества их деятельности и уровня профессионализма кадрового состава социальных служб.

6. Ввиду того, что институт социального обслуживания населения не справляется со своими функциями социального обслуживания инвалидов,.

158 как поставщик услуг обнаруживает невысокие количественные и качественные оценки своей деятельности со стороны потребителей услуг, возникает необходимость в интенсификации процесса институционализации социального обслуживания инвалидов и обособление его в отдельный частный институт (субинститут) по отношению к институту социального обслуживания населения.

7. Эффективное решение важнейших проблем людей с инвалидностью в обществе затрагивает целый ряд институтов, касающихся разнообразных социальных подсистем. Решение проблем инвалидов требует включения в процесс институтов семьи, образования, реабилитации, правовых, культурных и экономических институтов. Различные институты в своей структуре имеют функциональные возможности, ресурсы и потенциал для удовлетворения специфических потребностей людей с инвалидностью.

8. Институт социального обслуживания взаимодействует с другими социальными институтами для решения проблем людей с инвалидностью. Данное взаимодействие имеет явно положительный характер, несмотря на ряд имеющихся проблем и недостатков.

9. Взаимодействие с институтом образования способствует созданию образовательной среды, соответствующей потребностям учащихся инвалидов и приобретению опыта социального взаимодействия инвалидов и здоровых людей. Взаимодействие с институтом занятости позволяет включить в перечень социального обслуживания мероприятия по профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации инвалидов. Благодаря данному сотрудничеству создаются рабочие места для людей с инвалидностью, решаются их социально-экономические проблемы, повышается социально-профессиональный и, в целом, социальный статус инвалида в обществе. Взаимодействие с институтами спорта и культуры содействуют повышению самооценки инвалидов и развитию таких личностных качеств, как независимость, целеустремленность, уверенность.

Положительным моментом взаимодействия института социального.

159 обслуживания с институтом власти является улучшение условий по формированию доступной среды для людей с инвалидностью и. Взаимодействие института социального обслуживания с институтом масс-медиа оказывает содействие распространению информации о нуждах инвалидов в обществе и ведет к изменению отношения общества к данной категории населения.

10. Но данное взаимодействие не всегда оказывается продуктивным, так как существует разобщенность действий различных институтов и представляющих их социальных организаций. Для дальнейшего улучшения сотрудничества необходимо синхронное взаимодействие данных институтов. Только благодаря такой взаимосвязи можно интенсифицировать институционализацию социального обслуживания инвалидов и достичь того состояния общества, в котором люди с инвалидностью являлись бы по-настоящему полноправными и независимыми членами общества.

11. Таким образом, интенсификация процесса институционализации социального обслуживания инвалидов и, в конечном итоге, его завершение и формирование в отдельный социальный институт будет зависеть от процессов межсекторного и межинституционального взаимодействия института социального обслуживания населения с другими социальными институтами и поставщиками социальных услуг в решении проблем инвалидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Проблема инвалидности была актуальна во все времена. Понятие «инвалидность» длительное время рассматривалась исключительное как биологическая проблема. Социальная сторона проблемы рассматривалась только с точки зрения нетрудоспособности, как самого существенного показателя инвалидности. В настоящее время отношение к инвалидности отражает социальную несостоятельность, нравственную неполноценность общества.

В научной литературе анализируются различные подходы к изучению инвалидности. Изучаются вопросы социализации, интеграции и реабилитации данной категории. Однако тема социального обслуживания людей с инвалидностью населения остается малоизученной.

Для более полного освещения проблемы диссертационного исследования система социального обслуживания была рассмотрена как социальный институт, обладающий определенными признаками и выполняющий специфические функции, помогающие людям, в том числе с инвалидностью, решать их повседневные проблемы посредством социального обслуживания.

Социальное обслуживание людей с инвалидностью осуществляется через систему социальных служб. Социальные службы руководствуются общими принципами, соблюдение которых делает эту систему синхронной и единой. Это позволило анализировать содержание и организацию социального обслуживания людей с инвалидностью не по персональным достижениям конкретного учреждения, а по типу учреждения.

Институциональный анализ социального обслуживания людей с инвалидностью обусловил разработку критериев и индикаторов данного анализа.

На основе результатов эмпирического исследования были выявлены следующие факты: низкий социальный статус инвалидов и низкая оценка инвалидами своих возможностей, что сказывается на их потребностях и ожиданиях, на выборе жизненных стратегий и на отношении к социальному обслуживанию.

Анализ качества процесса социального обслуживания инвалидов показал, что люди с инвалидностью стремятся к более комфортной жизни, ожидая от учреждений социального обслуживания более индивидуализированной и квалифицированной помощи.

Анализ социального обслуживания людей с инвалидностью, показал, что эта сторона жизнедеятельности инвалидов пока еще не гарантирует значительного повышения их социального самочувствия. Таким образом, можно утверждать, что жизнеохранительная и социостабилизирующая функции института социального обслуживания населения выполняются не в полном объеме. Так как большое количество нареканий у людей с инвалидностью вызывает работа медико-социальной экспертизы, то функцию социального корректирования нельзя считать выполняемой на должном уровне. Следовательно, процесс институционализации социального обслуживания инвалидов и обособление его в отдельный субинститут является возможным по функциональному критерию.

Отсутствие необходимого набора социальных услуг для инвалидов в учреждениях, связанное с организационными ограничениями и отсутствие физической доступности самого учреждения говорит о неразвитости структуры института социального обслуживания. Значит, по структурному критерию институционализация социального обслуживания инвалидов также обнаруживает явную перспективу.

Проанализировав оценку качества социального обслуживания людьми с инвалидностью можно заметить, что уровень удовлетворенности качеством процесса социального обслуживания весьма низкий. Сохраняется необходимость развития социальных служб в сторону повышения качества.

162 их деятельности и уровня профессионализма кадрового состава социальных служб.

Эффективное решение важнейших проблем людей с инвалидностью в обществе затрагивает целый ряд институтов, касающихся разнообразных социальных подсистем. Решение проблем инвалидов требует включения в процесс институтов семьи, образования, реабилитации, правовых, культурных и экономических институтов. Различные институты в своей структуре имеют функциональные возможности, ресурсы и потенциал для удовлетворения специфических потребностей людей с инвалидностью.

Институт социального обслуживания взаимодействует с другими социальными институтами для решения проблем людей с инвалидностью. Данное взаимодействие имеет явно положительный характер, несмотря на ряд имеющихся проблем и недостатков.

Взаимодействие с институтом образования способствует созданию образовательной среды, соответствующей потребностям учащихся инвалидов и приобретению опыта социального взаимодействия инвалидов и здоровых людей. Взаимодействие с институтом занятости позволяет включить в перечень социального обслуживания мероприятия по профессиональному обучению, переобучению и повышению квалификации инвалидов. Благодаря данному сотрудничеству создаются рабочие места для людей с инвалидностью, решаются их социально-экономические проблемы, повышается социально-профессиональный и, в целом, социальный статус инвалида в обществе. Взаимодействие с институтами спорта и культуры содействуют повышению самооценки инвалидов и развитию таких личностных качеств, как независимость, целеустремленность, уверенность.

Положительным моментом взаимодействия института социального обслуживания с институтом власти является улучшение условий по формированию доступной среды для людей с инвалидностью и.

Взаимодействие института социального обслуживания с институтом массмедиа оказывает содействие распространению информации о нуждах.

163 инвалидов в обществе и ведет к изменению отношения общества к данной категории населения.

Интенсификация процесса институционализации социального обслуживания инвалидов и, в конечном итоге, его завершение и формирование в отдельный социальный институт будет зависеть от процессов межсекторного и межинституционального взаимодействия института социального обслуживания населения с другими социальными институтами и поставщиками социальных услуг в решении проблем инвалидов.

Ввиду того, что институт социального обслуживания населения не справляется со своими функциями социального обслуживания инвалидов, как поставщик услуг обнаруживает невысокие количественные и качественные оценки своей деятельности со стороны потребителей услуг, возникает необходимость в интенсификации процесса институционализации социального обслуживания инвалидов и обособление его в отдельный частный институт (субинститут) по отношению к институту социального обслуживания населения. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования нашла свое теоретическое и эмпирическое подтверждение, а цель исследования была достигнута.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Полноценная жизнь инвалида: Перевод с английского. М.: Педагогика, 1991. 88 с.
  2. Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии. // Дефектология, 1997, № 1,-С. 3−9
  3. Г. М. Психология социального познания. М., 1997.
  4. Антология социальной работы в России и на Ставрополье: Вып. II. -Ставрополь: СевКавГТУ, 2004. 528 с.
  5. Р. Этапы развития социологической мысли / Общ. Ред. и предисл. ГуревичаП.С. -М.: Издат. гр. «Прогресс" — «Политика», 1922, 608 с.
  6. JI. А. Создание региональной системы дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Ставропольский Центр Дистанционного Обучения детей-инвалидов. Ставрополь, 2009
  7. Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / под ред. В. К. Степанова, М.: Стройиздат, 1989
  8. Ассоциативная психология // Г. Спенсер. Основания психологии- Т. Циген. Физиологическая психология. — М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998.
  9. Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. — Москва: Аспект-пресс, 1996.
  10. Л. Образование и карьера инвалидов// Управление персоналом № 5, 2000 г.
  11. Р. Словарь социальной работы. М.: Институт социальной работы. 1994.-С.201
  12. С.Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия. / Социс. 2003. — № 7, — С. 3−24
  13. Бекренев JI. J1. Формирование и развитие интегрированной системы социальной защиты населения: региональный аспект. СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
  14. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: «Медиум», 1995.
  15. , П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их социальный знаменатель / М. П. Блау под ред. В. И. Добренькова // Американская социологическая мысль: Тексты М.: изд-во МГУ, 1994
  16. Ю.А., Клушина Н. П., Ткаченко B.C. Медико-социальная экспертиза лиц с ограниченными возможностями. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 320 с.
  17. Г. И. Социально-эстетическая абилитация аномальных детей. / Дефектология, 1988, № 4
  18. В.Ф. «Исторический очерк деятельности Российского Общества Красного Креста». СПб, 1896
  19. Дж., Бьюкенен Дж. Причина правил. Конституционная политическая экономия. — СПб.: Экономическая школа, 2005. — 272 с.
  20. В.А., Зозуля Т. В., Кравцов Ю. И., Надымова М. С. Словарь по комплексной реабилитации инвалидов: Ученое пособие для студентов высших учебных заведений. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2010. — 530 с.
  21. Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения. М., 1998.
  22. Бурдье Пьер, Социология социального пространства/ Пер. с фр., общ. ред. H.A. Шматко. СПб.: Алетейя- М.: Ин-т эксперим. социологии: Алетейя, 2005. — 288 с. — (Gallicinium).
  23. В. В. Бахарев, К. Г. Свищев. Оценка качества социального обслуживания пожилых людей на дому. -М., 2000.
  24. E.JI. Реабилитация через образование / Дефектология, 1988, № -С. 3−7
  25. Е.Г. Методика и техника конкретного социологического исследования: Учебно-методическое пособие. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.
  26. М. Избранные произведения / Пер. с нем.- сост., общ. ред. и послед. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990.
  27. Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 203.
  28. В.М. Вопросы обучения и воспитания глухих детей : Учебно-методическое пособие / В. М. Вельгус. Свердловск: Свердловский государственный педагогический институт, 710. — 158 с.
  29. JI. С. Преодоление нарушений устной речи у слабовидящих школьников в педагогическом процессе// Всесоюзные педагогические, чтен.: Тез.докл. — М., АПН СССР, 1973.- С. 203.
  30. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей / Под ред. Л. С. Выготского. М.: Изд-во СПОН НКП, 1924. 157 с.
  31. З.Т. Гражданское общество в России // Социологические исследования. 1997. № 3
  32. ГОСТ Р 52 495−2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения» URL: http ://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=:LAW-n=l 35 597
  33. M.K. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), — 384 с.
  34. Дж. К. Жизнь в наше время. М., 1986.
  35. А. Профреабилитационная помощь инвалидам// Человек и труд № 2, 2000 г.
  36. Движение за права инвалидов: международный опыт / под ред. В. К. Шаповалова. Ставрополь: Сервисшкола, 2004. — 200 с.
  37. Н.Ф., Устинова Э. В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. М., 1985.
  38. Н.Ф., Шаталова Е. Ю., Соболь А. Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. // Социальная работа в учреждениях здравоохранения. М., 1992.
  39. Т.А., Шабалина Н. Б. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социол. исслед. — 1993. —№ 1. —с.62—66.
  40. Т.А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство / Социс, № 5, С. 103−105
  41. В. М. Теория социальной работы (Учебное пособие для студентов) Изд-во: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна» С-Пб, 2008
  42. Е.Г. Леонтьева Доступная среда глазами инвалида. Екатеринбург, 2001.
  43. З.П. Становление института социальной защиты населения в России. М.: Союз, 2006.
  44. О.В. Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций: Учебное пособие. -Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004.
  45. И. Г. Технология социальной работы. Издательство: Владос, 200 247. «Зеленые улицы» для инвалидов / «Ставропольская правда» от 21 октября 2011 г.
  46. А.Е. Продолжительность жизни, свободной от инвалидности, в России и за рубежом: проблемы сравнительного анализа. // Социс, 2000, № 2, -С. 80−89
  47. H.H. Современные подходы к социальной адаптации и реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья // Социально-гуманитарные знания. 1994. — № 8−9.
  48. Инвалидность, ее профилактика и реабилитация инвалидов: Сб. науч. трудов // отв. ред. выпуска д. м. н. Гажев Б. Н. JL: ЛИЭТИНЛ, 1989, — 176 с.
  49. Интернет-журнал «Отоскоп» URL: http://www.otoskop.ru
  50. Как помочь инвалидам / «Ставропольская правда» от 17 февраля 2011 г.
  51. Карта объектов социальной инфраструктуры г. Ставрополя доступных для маломобильных групп населения. Всероссийской общество инвалидов Ставропольская городская организация. Ставрополь, 2003
  52. А. Передвижение главное условие реабилитации. // Социономия, 2002, № 10, — С. 7−11
  53. В.Ф. Социология Герберта Спесера. / Социс. 2004. -№ 1, -С. 51−57
  54. Кон И. С. Плюсы и минусы раздельного и совместного обучения // Педагогика. 2006. № 9. С. 16 22
  55. Конвенция ООН о правах инвалидов. URL: http://www.un.org./russian/disabilites
  56. Кононова J1.B. Опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения. Учебно-методический материал. -М., 1998
  57. Конституция Российской Федерации URL: http://base.consultant.ru
  58. Компьютер для инвалидов: не все так просто // www.anisnn.ru.
  59. Р. Фирма, рынок и право / пер. с англ. Б. Пинскера. — М.: Дело ЛТД, 1993. — 192 с.
  60. B.K. Социополитическая динамика. Опыт социологического исследования. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2003. — 222 с.
  61. , Н. Социальные системы. Очерк общей теории / Пер. с нем. И. Д. Газиева- под ред. Н. А. Головина. ¦— СПб.: Наука, 2007. — 648 с.
  62. М.В. Корнилова особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
  63. Р. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: Тексты / Сост. Е. И. Кравченко: Под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во Моск. унта, 1994. —С.379−448.
  64. М.Л. Новиков. Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: Международный опыт и российская практика. Пособие для специалистов, работающих в сфере трудоустройства инвалидов. М.: РООИ «перспектива», 2008. С. 6
  65. Мудр и к A.B. Общение в процессе воспитания. М., 2001.17 п.л.
  66. Национальный Стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения» 01.01.2007
  67. М.А., Тарасова H.A. Система стандартизации социального обслуживания: современное российское законодательство и перспективы развития. Социальное обслуживание. 2004, № 1
  68. . Инвалид на рынке труда// Социс 2001, № 2.
  69. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. / пер. с англ. А. Н. Нестеренко, пред. и науч. ред В. З. Мильнера. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.
  70. Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П. Д. Павленок М., ИНФРА-М, 1997.
  71. Т. Система современных обществ / Пер. с англ. Л. А. Седова, А.Д. Ковалева- под ред. М. С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1997. С. 142.
  72. Е. «Перекошенный вектор». // Социальная защита. -М., -2002, № 2.
  73. Постановление от 16.12.2004 г. № 805, с изменениями от 25.08.2008 г. О порядке организации и деятельности Федеральных государственных учреждений Медико-социальной экспертизы
  74. Проект федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc-base=:PRJ-n=95 122
  75. Р.Н. Жаворонков Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и конвенции ООН о правах инвалидов. Научно-практическое пособие. Москва-2009
  76. Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы/под ред. А. М. Панова. М. 1997
  77. А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. М: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2003. — 368 с.
  78. Н. Социология / Н. Смелзер- перевод с англ.- науч.ред. В. Я. Ядов. М.: Феникс, 1994. — С. 659
  79. Е.Р. Семья нетипичного ребенка: Социокультурные аспекты. Саратов: Изд-во СГУД996, с.24
  80. Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2069
  81. Собрание Законодательства Российской Федерации, 1995, № 32 Ст.3198
  82. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563
  83. Собрание законодательства Российской Федерации. 2004, № 4.
  84. Социальная работа за рубежом. М., 1992.
  85. Социологическая энциклопедия в двух томах. Т. 2. М, «Мысль», 2003
  86. Социология: для специализирующихся по социологической науке. Добреньков В. И., Кравченко А.И.
  87. С.С. Новикова Социология: история, основы, институционализация в России Развитие и изменение социальных институтов. URL: http://society.polbu.ru/novikovasociology/ch40ii.html
  88. A.B. Волонтерская деятельность в детском здравоохранении и профессиональное развитие студентов, обучающихся социальной работе //URL: http://www.sys-int.ru/ru/journals/2011/4−14
  89. Э.И. Показанные условия трудовой деятельности и их влияние на течение заболевания и трудоспособность больных ишемической болезнью сердца // Показания к рациональному трудовому устройству инвалидов, страдающих атеросклерозом. JL, 1984. С. 6−10.
  90. Т.Бабушкина. Трудоустройство инвалидов// Человек и труд № 4/2000г.
  91. Теория и методика социальной работы / Под ред. Пановой М., «Союз», 1994.
  92. Теория и методика социальной работы. Учебное пособие. М., 1994 (часть II)
  93. JI.K. Услуги: государственные, публичные, социальные. Журнал российского права. М., 2004.
  94. B.C. Общество и проблемы инвалидности: монография / B.C. Ткаченко. Ставрополь: Сервисшкола, 2006. — 296 с.
  95. Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 2000.
  96. А. Б., Целина М. Э., Лавренова Т. И., Социально-медицинская помощь населению: вопросы теории, технологии, подготовки специалистов. -Пенза: ПГПУ, 2005.
  97. Указ Президента РФ от 17.12.2008 г. № 1792 «О Совете при Президенте Российской Федерации по правам инвалидов». Собрание законодательства Российской Федерации от 22.12.2008 г. № 51. ст. 6138
  98. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, № 181, от 24.11.1995
  99. Федеральный закон № 181-ФЗ, статья 11
  100. М., Студенова Е. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов. Издательство: Владос, 2000
  101. ФирсовМ.В. Антология социальной работы. М., Сварог НВФСПТ -1994, 1 том
  102. ФирсовМ.В. История социальной работы в России: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.-:Гуманит. изд. центр Владос, 1994
  103. Э.А., Федорова Н. М. Стратегии в отношении здоровья. Социс, 1999, № 11,-С. 35−40
  104. С.С. Социология / С. С. Фролов. -М., 1996. С. 162
  105. Ю. Теория коммуникативного действия (предисловия к 1 и 3 изданиям)//Личность. Культура. Общество. 2002. Т. IV Вып. 1−2(11−12).
  106. Холостова, Е.И., Дементьева, Н. Ф. Социальноая реабилитация: учебное пособие. -М.: ИТК «Дашков и Ко», 2003. -340 с.
  107. , Л.П. Реабилитация инвалидов. М.: изд.: «Экзамен», 2006 -415 с.
  108. О.Ю. Высшее образование и адаптация людей с ограниченными возможностями в современном обществе и роль общественных объединений инвалидов в организации процесса обучения. -http://www.iperm.ru/company.719.html
  109. , И. В. Разделение функций государства и благотворительного фонда в сфере социальной защиты подопечных. Пермь, 2000
  110. Н.Е. и другие. Инвалид и общество: социально-психологические и правовые аспекты интеграции// Обзорная информация ЦБНТИ МСО РСФСР. Вып. 15-М., 1991
  111. В.К. Жизненные стратегии и карьерные планы учащейся молодежи Карачаево-Черкесии: монография Текст. / В. К. Шаповалов. -Карачаевск: Изд-во КЧГУ, 2012. 203 с.
  112. М.П. Концепция создания и развития региональной системы реабилитации инвалидов // История. Право. Образование (проблемы теории и практики): межвузовский сборник научных трудов. Ставрополь, 1996
  113. Шиф, Ж. И. Образ слова у глухих детей // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. М.: изд. ГНОМ и Д, 2001
  114. П. Социология социальных изменений / Пер. с англ., под ред. Ядова В. А. М.: Аспект Пресс, 1996. — 416 с.
  115. Я. Элементарные понятия социологии / Перевод с польского М. М. Гуренко- Редактор О. Попов. — Издательство «Прогресс». Москва, 1969. — 240 с. С. 95.
  116. Э. Дюркгейм Норма и патология. // Социология: Хрестоматия. -Саранск: НИИ регионалогии при Мордовском университете, // Сост.: В. И. Анашкин, В. М. Сидоркина, А. П. Скрипник, 1994, С. 87−93
  117. Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ.- общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996).
  118. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э. К. Социальная работа с инвалидами. Спб.: Питер, 2005
  119. Lipset S.M. Social Structure and Social Chang // Approaches to the Study of Social Structure. N.Y. 1975.
  120. Parsons T. The social Sistem. Cilenkoe Free Press, 1951. p. 38−39
Заполнить форму текущей работой