Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование транспортного обслуживания сельского хозяйства региона на основе оптимизации развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конечные результаты сельского хозяйства в значительной степени зависят от уровня развития инфраструктуры агропромышленного комплекса. Для сельскохозяйственного производства характерно территориальное рассредоточение полей и других сельскохозяйственных объектов, а также населения. Поэтому особое место в составе инфраструктуры агропромышленного комплекса занимает транспорт, основной задачей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Роль транспорта в сельском хозяйстве
    • 1. 2. Состояние дорожной сети сельскохозяйственных предприятий и основные закономерности ее развития
    • 1. 3. Анализ существующих методов оптимизации развития автомобильных дорог
    • 1. 4. Основные особенности внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов
  • ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОТ БЕЗДОРОЖЬЯ
    • 2. 1. Общий методический подход к определению потерь сельскохозяйственных предприятий от бездорожья
    • 2. 2. Районирование территории Нечерноземной зоны РСФСР для организации сбора статистической информации
    • 2. 3. Анализ основных характеристик перспективной сети дорог колхозов и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР
    • 2. 4. Исследование влияния уровня развития сети дорог на показатели эффективности сельскохозяйственного производства в колхозах и совхозах Нечерноземной зоны
  • РСФСР
  • ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТИ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОРОГ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ
    • 3. 1. Общая и математическая постановка оптимиза- 67 ционной задачи
    • 3. 2. Экономико-математическая модель для расчета интегрального народнохозяйственного эффекта строительства сети дорог сельскохозяйственных предприятий
    • 3. 3. Методика решения оптимизационной задачи 91 ГЛАБА 4. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СЕТИ
  • —. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОРОГ КОЛХОЗОВ И СОВХОЗОВ I02-II
    • 4. 1. Основные характеристики развития сети внутрихозяйственных дорог колхозов и, совхозов Нечерноземной зоны РСФСР
    • 4. 2. Обоснование и оптимизация развития сети внутрихозяйственных дорог в областях (АССР) Нечерноземной зоны РСФСР
    • 4. 3. Обоснование и оптимизация развития сети внутрихозяйственных дорог в колхозах и совхозах Калининской области III
  • ВЫВОДЫ

Совершенствование транспортного обслуживания сельского хозяйства региона на основе оптимизации развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ХХУ1 съезд КПСС, выдвигая широкую программу социального развития и повышения народного благосостояния, на первым план поставил задачу улучшить снабжение населения продуктами питания. Для решения этой задачи разработана Продовольтвенная программа СССР на период до 1990 года, которая является важнейшей составной частью экономической стратегии партии на ближайшее десятилетие.

Наиболее важным направлением реализации Продовольственной программы СССР является совершенствование управления и планирования во всех отраслях агропромышленного комплекса с максимальной ориентацией производства на достижение высоких конечных результатов.

Конечные результаты сельского хозяйства в значительной степени зависят от уровня развития инфраструктуры агропромышленного комплекса. Для сельскохозяйственного производства характерно территориальное рассредоточение полей и других сельскохозяйственных объектов, а также населения. Поэтому особое место в составе инфраструктуры агропромышленного комплекса занимает транспорт, основной задачей которого является полное и своевременное удовлетворение потребностей сельскохозяйственного производства и сельского населения в перевозках.

Особо важное значение для сельского хозяйства имеет автомобильный транспорт, подвижной состав которого перевозит 80 $ сельскохозяйственных грузов.

Транспортный комплекс сельского хозяйства включает транспортные средства и дороги сельскохозяйственных предприятий, которые являются составными техническими элементами единого целого. Развитие этих элементов происходит в специфических условиях и в тесной взаимосвязи.

Улучшение основных показателей, характеризующих эффективность функционирования транспортного комплекса сельского хозяйства может быть достигнуто не только в результате совершенствования транспортных средств и производственно-технической базы, но И' за счет оптимизации развития сети дорог сельскохозяйственных предприятий в целом и внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов в частности.

Учитывая, что дороги приобретают все более важное экономическое и социальное значение, ЦК КПСС и Совет Министров СССР признали необходимым в основном завершить к 1990 году строительство автомобильных дорог, связывающих районные центры, центральные усадьбы колхозов и совхозов, прежде всего в Нечерноземной зоне РСФСР /3/.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и: социально-культурных условий жизни сельского населения» предусматривает ускоренное развитие дорожного строительства в сельской местности, В одиннадцатой пятилетке намечено ввести в действие 54 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования и 57 тыс. километров внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием. В двенадцатой пятилетке предусмотрено увеличить объемы строительства этих дорог соответственно в 1,4 и 1,6 раза /2/.

Осуществление намеченных мер по ускоренному развитию дорог в сельской местности требует значительно улучшить планирование развития внутрихозяйственных дорог. Однако теоретические и методические вопросы оптимизации развития автомобильных дорог в большей степени решены для дорог общего пользования. Для внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов этим вопросам должного внимания до настоящего времени не уделялось.

Внутрихозяйственные дороги колхозов и совхозов имеют финансовые, организационные, экономические и технические особенности, которые необходимо учесть при планировании развития таких дорог. Эти особенности определяют необходимость специфического подхода к решению задачи по оптимизации развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов. Поэтому исследование вопросов оптимизации развития внутрихозяйственных дорог является актуальной научной задачей, имеющей существенное значение для совершенствования транспортного комплекса сельского хозяйства.

Изложенное выше послукило основой для выбора темы и цели диссертационной работы.

Целью диссертационной работы является разработка методики оптимизации развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов, которая учитывает особенности внутрихозяйственных дорог и направлена на рациональное использование средств, выделяемых на развитие таких дорог.

В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования явились:

— разработка метода определения потерь сельскохозяйственных предприятий от бездорожья и его реализация на примере колхозов и совхозов Нечерноземной зоны РСЗСР;

— разработка экономико-математической модели оптимизации очередности строительства сети дорог сельскохозяйственных предприятий;

— разработка и реализация на ЭВМ алгоритма решения оптимизационной задачи;

— реализация методики оптимизации развития сети внутрихозяйственных дорог на примере областей (АССР) Нечерноземной зоны РСФСР и сельскохозяйственных предприятий Калининской области.

Цель и задачи исследования

определили структуру диссертационной работы.

В первой главе показана важная роль транспорта в развитии сельского хозяйства, обоснована актуальность проблемы развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов, выполнен анализ существующих методов оптимизации развития автомобильных дорог, рассмотрены особенности внутрихозяйственных дорог и определены основные задачи исследования.

Во второй главе выполнен анализ существующих методов определения потерь сельского хозяйства от бездорожья и намечены пути совершенствования этих методов, выполнены районирование террито** рии Нечерноземной зоны РСФСР и анализ основных характеристик перспективной сети дорог колхозов и совхозов данного региона страны, обоснован и реализован на примере колхозов и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР косвенный метод определения потерь сельскохозяйственных предприятий от бездорожья.

В третьей главе обоснованы критерий оптимальности и вид ресурсного ограничения, дана математическая постановка оптимизационной задачи, разработана экономико-математическая модель оптимизации очередности строительства сети дорог сельскохозяйственных предприятий, разработан алгоритм решения поставленной оптимизационной задачи.

В четвертой главе приводятся основные характеристики развития сети внутрихозяйственных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР, представлены результаты реализации методики оптимизации развития сети внутрихозяйственных дорог на примере областей (АССР) Нечерноземной зоны РСФСР и сельскохозяйственных предприятий Калининской области.

Выводы обобщают основные результаты исследования.

В приложении приводятся блок-схема программы оптимизации очередности строительства внутрихозяйственных дорог и пример распечатки результатов расчета, выполненого на ЭВМ по данной программе, а также сведения, подтверждающие внедрение и практическое использование полученных научных результатов.

В работе использованы материалы генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР.

Объектом исследования диссертации^ является сеть автомобильных дорог сельскохозяйственных предприятий.

В исследовании использовались методы математической статистики, корреляционного и регрессионного анализа, последовательной оптимизации. Расчеты выполнялись по разработанным программам на ЭВМ СМ-4.

Методологической основой диссертационной работы явились решения ХХУ1 съезда КПСС и Пленумов ЦК КПСС, постановления и директивные указания партии и советского правительства, продовольственная программа СССР на период до 1990 года, а также научно-техническая литература и научно-исследовательские работы по вопросам развития транспорта в сельском хозяйстве и автомобильных дорог.

Научная новизна диссертации характеризуется новым теоретическим подходом к оптимизации развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов. К результатам исследования, обладающим научной новизной, можно отнести:

— зависимости удельной чистой продукции (валового дохода) сельскохозяйственных предприятий от уровня развития сети дорог колхозов и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР;

— косвенный метод определения потерь сельскохозяйственных предприятий от бездорожья;

— экономико-математическую модель оптимизации очередности строительства сети дорог сельскохозяйственных предприятий, условия эффективности капитальных вложений в развитие сети дорог в зависимости от темпов развития сельского хозяйства.

На защиту выносятся косвенный метоп определения потерь сельскохозяйственных предприятий от бездорожья и метод оптимизации очередности строительства внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов.

Практическая ценность диссертационной работы заключается в том, что результаты исследования позволили сформулировать основные рекомендации по назначению очередности строительства внутрихозяйственных дорог, которые используются на стадии разработки генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов. Применение методики оптимизации развития внутрихозяйственных дорог при разработке перспективных планов позволит повысить эффективность капитальных вложений, выделяемых на развитие таких дорог.

Основные результаты исследования использованы при разработке «Указаний по инвентаризации и паспортизации внутрихозяйственных дорог и разработке схем их развития в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях РСФСР» (М-во сельского хозяйства РСФСР. — М., 1983), «Указаний по разработке генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях» (М"во сельского хозяйства СССР. — М., 1983), «Указаний по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог» (М-во строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР. — M. f 1984), а также при разработке и технико-экономическом обосновании Строительных норм и правил «Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях» (СНиП 2.05.11−83, Госстрой СССР. — М., 1984).

Основные теоретические положения и результаты диссертационной работы доложены и обсуждены на 41-й и 42-й научно-методических и научно-исследовательских конференциях Московского автомобильно-дорожного института, а также на семинаре «Разработка и реализация генеральных схем развития внутрихозяйственных дорог в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях» (ВДНХ СССР, 25−29 апр. 1984).

Основное содержание, результаты, выводы и рекомендации диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Славуцкий А. К., Громов Е. Ф. Учет фактора времени в расчете эффективности капитальных вложений в строительство сети сельскохозяйственных дорог. — В кн.: Совершенствование методов проектирования и строительства сельскохозяйственных дорог. — М., 1982, с. 6−15 (Науч.тр./ Моск. автомб.-дорожн. ин-т).

2. Громов Е. Ф. Опыт строительства сельскохозяйственных дорог в Калининской области. — В кн.: Совершенствование методов проектирования и строительства сельскохозяйственных дорог. — М., 1982. с. 97−102 (Науч.тр. /Моск. автомоб.-дорожн. ин-т).

3. Громов Е. Ф. Технико-экономическое обоснование сельского дорожного строительства Нечерноземной зоны РСФСР. — Автомобильные дороги, 1983, № 5, с. 5−7.

4. Громов Е.Ф.* Фидловский Н. А. Районирование Нечерноземной зоны РСФСР для проведения обследования внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов. — В кн.: Проектирование и строительство сельскохозяйственных дорог. — М., 1983, с. 24−28 (Науч.тр. /Моск. автомоб.-дорожн.ин-т).

5. Громов Е. Ф. Обоснование очередности строительства внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов. — В кн.: Проектирование и строительство сельскохозяйственных дорог. — М.: 1983, с. 102−107 (Науч. тр. /Моск. автомоб.-дорожн. ин-т).

6. Громов Е. Ф. Обоснование очередности строительства внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР. — В кн.: Повышение качества строительства автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР: Тез. докл. Научно-технической конференции. — Владимир, 1984, с. 70−71.

7. Клюшин Ю.^., Громов Е. Ф. Расчетная плотность перспективной сети дорог с твердым покрытием в колхозах и совхозах. — В кн.: Проблемы развития сети и улучшение эксплуатационных качеств автомобильных дорог местного значения и внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов: Тез. докл. республиканской научно-технической конференции. — Минск, 1984, с. 63−66.

ГЖВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

I.I. Роль транспорта в сельском хозяйстве.

Успешное выполнение задач по реализации Продовольственной программы СССР во многом зависит от эффективной работы транспорта в сельском хозяйстве.

Общий объем перевозок в сельском хозяйстве превышает 7 млрд. тонн в год /30/. Интенсификация сельскохозяйственного производства, перевод его на индустриальную основу сопровождается значительным увеличением объема перевозок. Причем прирост объема транспортных работ при расширенном воспроизводстве всегда выше роста валовой продукции сельского хозяйства /48/. Поэтому значение транспорта в сельском хозяйстве постоянно растет.

В сельском хозяйстве наиболее широко применяется автомобильный транспорт, подвижной состав которого перевозит около 80 $ грузов сельскохозяйственных предприятий /37/.

Транспорт, как отрасль народного хозяйства, принимает непосредственное участие в обеспечении сельского хозяйства всеми материалами производственного назначения, является составным звеном технологического процесса уборки и заготовки урожая всех сельскохозяйственных продуктов, имеет важное значение для решения социальпых проблем села.

По данным д-ра техн. наук В. А. Гобермана /25/, трудовые, материальные и энергетические затраты на выполнение транспортных работ в сельскохозяйственном производстве СССР находится в среднем на уровне 30−50^ от суммарных затрат по возделыванию и уборке сельскохозяйственных продуктов.

Транспорт существенно влияет на соблюдение агротехнических сроков внесения удобрений, на продолжительность уборки урожая, соблюдение оптимальных сроков выполнения уборочных работ. Оптимальная продолжительность уборки многих культур составляет 8−12 суток с начала полного их созревания. Несоблюдение этих сроков выполнения уборочных работ приводит к потере выращенного урожая. Поэтому от своевременности выполнения транспортных работ во многом зависят конечные результаты сельскохозяйственного производства.

Транспорту принадлежит важная роль в решении социальных проблем села, в преодолении различий между городом и деревней. Дисперсность сельского расселения, характерная для значительной территориистраны, предъявляет особые требования к транспортной доступности объектов сферы обслуживания на селе (детские сады, школы, медицинские учреждения, культурно-просветительные учреждения, предприятия общественного питания, коммунально-бытового обслуживания и связи). Автомобильный транспорт выполняет основной объем пассажирских перевозок в сельской местности, и этим он способствует социально-демографическому развитию села.

В сельскохозяйственном производстве различают два качественно различных вида перевозок: внехозяйственные и внутрихозяйственные. Структура перевозок по видам приведена в табл. I. I, из которой следует, что около суммарного объема перевозок составляют внутрихозяйственные перевозки, непосредственно связанные с производственным процессом сельского хозяйства.

Структура объема перевозок и грузооборота по видам транспорта представлена в табл. 1.2, данные которой подтверждают, что преимущественный объем перевозок it грузооборота в сельском хозяйстве осваивается автомобильным транспортом, причем большая часть их падает на собственный транспорт сельскохозяйственных предприятий.

По данным /III/, около 90 $ состава автомобильного транспорта колхозов и совхозов относится к технологическому транспорту, который органически вписывается в технологический процесс: сельско.

Таблица ГЛ.

Удельный вес внутрихозяйственных и внехозяйственных грузоперевозок /42/.

Республики, и государства.

Вну т рихо зяй с тве нные перевозки, %.

Внехозяйственные перевозки, %.

СССР.

Украинская ССР Белорусская ССР Литовская ССР Эстонская ССР Латвийская ССР ГДР.

Чзхословакия.

65−80 83−94 85−90 75−78 62−72 85 72 88.

20−35 6−17 10−15 22−25 28−38 15 28 12.

Таблица 1.2.

Структура объема перевозок и грузооборота в сельском хозяйстве СССР по видам транспорта /25/.

Вид транспорта Объем перевозок, % Грузооборот %.

Автомобильный.

— сельского хозяйства 61−63 67−70.

— общего пользования 4- 5 11−12.

— других отраслей 3- 4 7- 8.

Итого 68−72 85−90.

Тракторный 27−31 10−15.

Гужевой I 0,1 хозяйственного производства. Этот транспорт используется в основном на внутрихозяйственных перевозках.

Таким образом, важное значение для развития сельского хозяйства имеет транспорт сельскохозяйственных предприятий, который осваивает основной объем перевозок сельского хозяйства, является звеном технологического процесса сельскохозяйственного производства и от эффективного функционирования которого зависят конечные результаты сельского хозяйства.

Транспортный комплекс сельского хозяйства включает транспортные средства и дороги сельскохозяйственных предприятий, которые являются составными техническими элементами единого целого, и их развитие находится в постоянном диалектическом единстве и взаимообусловленности.

Возрастающая высокими темпами оснащенность колхозов и совхозов страны грузовыми автомобилями и тракторами (табл. 1.3), а также совершенствование технических параметров сельскохозяйственных машин и транспортных средств предъявляют повышенные требования к состоянию сети автомобильных дорог сельскохозяйственных предприятий.

Таблица 1.3.

Основные показатели технического оснащения сельского. хозяйства СССР (на конец года) /90/.

Годы 1940 1950 I960 1970 1982.

Тракторы, тыс.шт. 531 595 1122 1977 2649.

Грузовые автомобили, тыс.шт. 228 283 778 1136 1653.

Состояние сети автомобильных дорог, как отмечает д-р экон. наук Е. Н. Гарманов /22/, определяющим образом влияет на возможности использования подвижного состава с теми или иными техническими параметрами (общая грузоподъемность, осевые нагрузки, габариты, скорость движения), на экономические характеристики автомобильного транспорта (расход топлива, износ автомобилей, производительность труда), а также на безопасность движения и себестоимость перевозок.

Для комплексной экономической оценки использования транспорта сельского хозяйства предложена /III/ система показателей, в которой выделены следующие группы:

— показатели оснащенности транспортными средствами и их состав;

— показатели объема грузоперевозочных работ;

— технико-экономические показатели использования транспорта;

— результирующие показатели (себестоимость и др.);

— показатели, влияющие на эффективность сельскохозяйственного производства.

Показатели каждой группы прямо или косвенно зависят от состояния дорожной сети сельскохозяйственных предприятий.

Например по расчетам А. А. Миташвили /63/, ликвидация бездорожья позволила бы сократить потребность в грузовом автотранспорте на 575−600 тыс. автомобилей и снизить транспортные издержки народного хозяйства на 7 млрд руб. Бездорожье также сдерживает рост парка грузовых автомобилей в сельском хозяйстве вслед-ствии быстрого их физического износа: из 10 поставленных сельако-му хозяйству автомобилей 7 идет на замену и лишь 3 на увеличение парка /II/.

Исследования /22,40,43,87/ установили отрицательные корреляционные зависимости средней себестоимости перевозок грузов автомобильным транспортом от плотности сети автомобильных дорог с твердым покрытием.

При перевозках по дорогам с твердым покрытием производительность подвижного состава повышается примерно на 40 $ по сравнению с производительностью этого же состава, используемого на грунтовых дорогах. Затраты горючего и смазочных материалов на машины при перевозках по грунтовым дорогам на 30−35 $, а. расходы на их ремонт и техническое обслуживание в 1,5 раза выше, чем при работе на дорогах с твердым покрытием /30/.

Для транспорта сельскохозяйственных предприятий наиболее важное значение имеет состояние сети внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов, ибо, как было показано выше, данный транспорт используется в основном на внутрихозяйственных перевозках.

Таким образом, эффективность функционирования транспортного комплекса сельского хозяйства в значительной степени зависит от состояния дорожной сети сельскохозяйственных предприятий в целом и внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов в частности.

вывода.

1. Важным резервом совершенствования транспортного комплекса сельского хозяйства является оптимизация развития сети внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов.

На показатели эффективности сельскохозяйственного производства колхозов и совхозов существенное влияние оказывает состояние дорожной сети. В сельскохозяйственных предприятиях Нечерноземной зоны РСФСР с высоким уровнем развития сети дорог чистая продукция (валовый доход) с каждого гектара сельскохозяйственных угодий в среднем на 120 руб. выше, чем в колхозах и совхозах, не имеющих дорог с твердым покрытием.

2. Определение потерь сельскохозяйственных предприятий от неудовлетворительного состояния сети внутрихозяйственных дорог целесообразно осуществлять косвенным путем на основе регрессионного анализа стохастических зависимостей между уровнем развития дорожной сети и удельноичистой продукцией Сваловым-даходомХ^ сельскохозяйственных предприятий. Такой подход позволяет комплекснои наиболее полно установить величину потерь в сельском хозяйстве.

В настоящее время потери сельскохозяйственных предприятий Нечерноземной зоны РСФСР от неудовлетворительного состояния сети внутрихозяйственных дорог значительны и по укрупненному расчету составляют 2,1 млрд. рублей в год.

3. Технико-экономическое обоснование и оптимизация развития сети внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов возможны на базе экономико-математической модели (3.27) — (3.30), которая определяет величину интегрального народнохозяйственного эффекта капитальных вложений в строительство сети дорог в зависимости от размера потерь сельскохозяйственных предприятий от бездорожья, темпов развития сельскохозяйственного производства, сроков строительства.

Данная экономико-математическая модель позволяет определять оптимальные сроки выполнения дорожных программ, автоматизировать расчеты, а также установить условие эффективноотика-питальных вложений в строительство сети дорог сельскохозяйственных пре дприяти! Г1Г^ развития сельскохозяйственного производства. Народнохозяйствентая эффективность строительства сети дорог выше в сельскохозяйственных предприятиях, в которых намечены более высокие темпы прироста сельскохозяйственной продукции.

4. Процесс развития сети внутрихозяйственных дорог возможно оптимизировать путем увеличения и рационального распределения годового объема,.капитальных вложений на строительство сети таких дорог между областями, районами, сельскохозяйственными предприятиями.

Годовойбъем капитальных вложений на развитие сети внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов Нечерноземной зоны РСФСР целесообразно увеличить до 600 млн. рублей или в I, 8 раза. Рациональное распределение выделенных на развитие внутрихозяйственных дорог капитальных вложений, осуществляемое на основе технико-экономического анализа, учитывающего состояние сети дорог колхозов и совхозов, размеры потерь сельскохозяйственных предприятий от неудовлетворительного состояния сети внутрихозяйственных дорог позволяет увеличить народнохозяйственную эффективность этих капитальных вложений на 14−18 $.

5. Результаты расчетов, выполненных по предложенной методике на примере Нечерноземной зоны РСФСР, позволили сформулировать основные рекомендации по назначению очередности строительства сети внутрихозяйственных дорог колхозов и совхозов.

В первую очередь следует направлять капитальные вложения в низкорентабельные и убыточные хозяйства, которые несут наибольшие потери от бездорожья и отсутствие благоустроенной сети дорог в которых сдерживает развитие сельскохозяйственного производства.

Среди рентабельных сельскохозяйственных предприятий первоочередное строительство сети внутрихозяйственных дорог следует предусматривать в хозяйствах, в которых намечены наиболее высокие темпы прироста сельскохозяйственной продукции.

Важно концентрировать капитальные вложения на строительстве сети внутрихозяйственных дорог в определенной части сельскохозяйственных предприятий. В условиях ограниченности ресурсов распыление капитальных вложений приводит к снижению их народнохозяйственной эффективности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
  2. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры по ее реализации: Материалы майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — III с.
  3. О мерах по улучшению строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог в стране: Изложение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1980, 23 апр.
  4. Комплексная программа развития Нечерноземья. М.: Политиздат, 1977. — 48 с.
  5. В.В. Совершенствование планирования развития сети автомобильных дорог общего пользования. М.- 1982. — 59 с. — (Обзор, информ. Сер. Строительство и эксплуатация автомобильных дорог / ЦБНТИ Минавтодора РСФСР- Вып. 2).
  6. A.M., Татенко Н. Д., Фокин B.C., Зверев B.C. Экономико-математическая модель очередности и стадийности строительства автомобильных дорог. Науч.тр./Моек. автомоб.-дорожн. ин-т, 1979, вып. 85, с. 130−134.
  7. Е.Ю., Белоусов В. В. Эффективное строительство дорог местного значения. Автомобильные дороги, 1974, № 12, с.3−5.
  8. С.С. Задачи планирования развития отрасли «дорожное хозяйство». В кн.: Повышение экономической эффективности капиталовложений в строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог. — М., 1976, с. 24−31 (Hayч.тр./Гипродорнии, вып. 17).
  9. О.Н. Планирование оптимальной очередности строительства транспортных объектов в подсистеме «транспортный комплекс» АСПР. Науч.тр. / Ин-т компл.трансп.проблем, 1976, вып. 60, с. 41−53. «
  10. Беленко Д'.П. Исследование народнохозяйственной, эффективности- 121 капиталовложений в местные автодороги на материалах MGGP: Лвтореф. дис.. канд. экон. наук. М&bdquo-, 1971. — 23 с.
  11. С.Н. Развитие инфраструктуры и сельскохозяйственное производство. Вопросы экономики, 1978, № б, с. 44−51.
  12. К.М. Совершенствование методов организации строительства сельскохозяйственных дорог (на примере Краснодарского края): Дис.. канд. техн. наук. М., 1974. — 129 с.
  13. Г. А. Алгоритмизация построения местных автодорожных сетей. Науч.тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1974, вып. 48, с. 97−118.
  14. Г. А. К вопросу автоматизации технико-экономического проектирования сети автомобильных дорог. В кн.: Совершенствование планирования и организации строительства автомобильных дорог. — М., 1980, с. 11−19.
  15. Н.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике.-М.: Наука, 1965. 608 с.
  16. А.П., Нестеренко В. Г. Экономическая эффективность развития сети автомобильных дорог. Автомобильные дороги,' 1979, № 10, с. 5−6.
  17. Е.М., Левит Ю. Ю. Алгоритм учета ресурсных ограничений и современная технология решения задач развития сети. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1976, вып. 69, с. III-I23.
  18. Е.М., Левит Б. Ю., Лившиц В. Н. Нелинейные транспортгные задачи на сетях. М.: Финансы и статистика, 1981. — 104 с.
  19. Е.М. Алгоритм выбора оптимальных вариантов развитиятранспортной сети с учетом ресурсного ограничения. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1976, вып. 60, с. 18−41.
  20. В.М., Калинкина А. В., Кочергин В. В. Планирование капитальных вложений в сельское хозяйство в условиях АСУ.- М.: Экономика, 1979. 159 с.
  21. Е.Н. Экономическая эффективность дорожного хозяйства. М.: Транспорт, 1984, — 173 с.
  22. А.А. Очерк развития дорожного и мостостроительного дела. Том I. Краткий исторический очерк развития усовершенствованных шоссейных дорог и их значение в прошлом и нынешнем государственном хозяйстве. — С — Петербург, I9II.- 130 с.
  23. С.Д., Паршиков В. А. Использование комбинаторных методов для планирования развития полигонов транспортной сетипри наличии лимита ресурсов. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1977, вып. 61, с. 5−14.
  24. В.А. Теоретические основы проектирования и организации использования автомобильного транспорта в сельскохозяйственном производстве: Дис.. д-ра техн. наук. М., 1978.- 402 с.
  25. Е.С. Об устройстве земских дорог и отношении их к железным путям для развития производительности России. Киев, 1870. — 200 с.
  26. А.В., Голубева И. В. Экономика транспортных работ в сельском хозяйстве / Под ред. В. А. Тихонова. М.: Колос, 1979. — 176 с.
  27. Н.М. Исследование социально-экономических вопросов развития сети автомобильных дорог: Дис.. канд. экон. наук.- М., 1978. 172 с.
  28. Н.М., Нестеренко В. Г. Планирование основных направлений развития сети автомобильных дорог. В кн.: Совершенствование планирования и организации строительства автомобильных дорог. — М., 1980, с. 4−10 (Науч. тр. / Гипродорнии, вып. 29).
  29. Н. Производственная инфраструктура села. Экономика сельского хозяйства, 1978, № 12, с. 54−60.
  30. Егорова В. В, Необходимость регионального подхода к определению социально-экономической эффективности автомобильных дорог. Науч. тр. / йн-т компл. трансп. проблем, 1981, вып. 87, с. 169−187.
  31. В.А., Комлик В. Н. Методы построения последовательности планов для решения задач дискретной оптимизации. М.: Наука, 1981. — 208 с.
  32. A.M. Экономика сельского хозяйства. М.: Экономика, 1982. — 560 с.
  33. АЛ. Вопросы перспективного планирования развития региональной сети автомобильных дорог: Дис.. канд. экон. наук. М., 1978. — 175 с.
  34. Ю.В. Решение задач автомобильного транспорта и дорожно-строительных машин с помощью регрессионно-корреляционного анализа: Учебное пособие. М., 1981. — 116 с.
  35. Зинченко А, П. Эффективность сельскохозяйственного производства в Нечерноземной зоне РСФСР. М.: Колос, 1979. — 220 с.
  36. В.А., Капланович М. С., Петров В. И. Перевозки сельскохозяйственных грузов автомобильным транспортом. М.: Транспорт, 1979. 253 с.
  37. .А. Устройство автосообщений, как мера быстрого поднятия транспорта. Техника и экономика путей сообщения, 1920, Ш 3−4, с. 50−55.
  38. Каганович В'.Е., Пашкин В .К., Созонов В. А. Техник о-экономическое обоснование строительства дорог местного значения. Автомобильные дороги, 1978, № I, с. 3−4.
  39. В.Е., Погорелый В. А. Об экономической эффективности строительства дорог в Кемеровской области. Автомобильные дороги, 1974, № 12, с. 5−6.
  40. В.Г. Сборник земских дорожных построек. Вып. I Устройство и содержание грунтовых дорог. — С-Петербург, 1877. — 96 с.
  41. М.Э. Экономическое обоснование размещения внутрихозяйственной дорожной сети в условиях индустриализации сельскохозяйственного производства (на примере Эстонской ССР).- Дис.. канд. техн. .наук. Тарту, 1982. — 157 с.
  42. Т.Ф. Исследование влияния дорожных условий на экономические показатели автомобильного транспорта: Дис.. канд. экон. наук. М., 1974. — 190 с.
  43. Ю.Ф. Результаты статистического анализа сетей дорог колхозов и совхозов Нечерноземья. В кн.: Проектирование и строительство сельскохозяйственных дорог. — М., 1983, с .1017 (Науч. тр. / Моск. автомоб.-дорожн. ин-т).
  44. Комплексное проектирование сетей дорог в колхозах и совхозах / Под ред. А. К. Славуцкого. М.: Высш. школа, 1975. — 128 с.
  45. О.Я. Задачи развития перспективной оптимальной сети автомобильных дорог. Киев, 1975. — 36 с.
  46. В.И. Экономика и организация транспорта в сельском хозяйстве. М.: Колос, 1969. — 295 с.
  47. В.И. Экономические аспекты проблемы рационального использования транспорта в сельском хозяйстве Украинской ССР: Автореф. дис.. д-ра экон. наук, Киев, 1973. — 51 с.
  48. В.М. Принципы районирования территорий в целях определения очередности и масштабов развития сети автомобильныхдорог. Науч. тр. / Ин-т компл. транс п. проблем, 1973, вып. 43, с. 13−26.
  49. М.Н., Каганович В. Е. Технико-экономическое обоснование развития сети автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1968. -143.с.
  50. М. К учету народнохозяйственной эффективности при изыскании железных дорог. Транспорт и хозяйство, 1929, № 6−7, с. 87−90.
  51. В. Задачи перспективного развития дорожной сети. Автомобильные дороги, 1974, № I, с. 5−7.
  52. В.Н. Выбор оптимальных решений в технико-экономических расчетах. М.: Экономика, 1971. — 255 с.
  53. В.Н. Совершенствование методов определения эффективности капитальных вложений на транспорте. М.: Транспорт, 1978. — 264 с.
  54. Л.Н. Комплексное обоснование эффективности капитальных вложений в местную дорожную сеть (на примере Белорусской ССР): Дис.. канд. техн. наук. Минск, 1981.- 142 с.
  55. А.Н. Транспорт СССР и основные этапы его развития.- М.: Наука, 1977. 251 с.
  56. Математические методы в планировании отраслей и предприятий / Под ред. Н. Г. Попова. М.: Экономика, 1981. — 336 с.
  57. Н.Н. Исследование методов определения сбереженийнародного хозяйства от улучшения дорожных условий: Дис.,. канд. техн. наук. Киев, 1973. — 172 с.
  58. Методические указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог местного значения / Минавтодор РСФСР.- М., 1975. 96 с.
  59. В. Потери народного хозяйства от бездорожья.- Дорога и автомобиль, 1931, № I, с. 13.
  60. С.К. Использование транспорта в сельском хозяйстве.- М.: Колос, 1982. 287 с.
  61. А.А. Развитие транспортной системы СССР. Вопросы экономики, 1980, № 3, с. 6−15.
  62. B.C., Кукса А. И. Методы последовательной оптимизации в дискретных сетевых задачах оптимального распределения ресурсов. М.: Наука, 1983. — 208 с.
  63. Народное хозяйство СССР в 1982 г.: Стат. ежегодник / ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1983. — 574 с.
  64. Л.Г. Эффективность развития местной сети в зависимости от уровня развития сельского хозяйства. Науч. тр.
  65. Ин-т компл. трансп. проблем, 1973, вып. 43, с. 28−50.
  66. В.Г. Повышать экономический эффект от развитиясети дорог. Автомобильные дороги, 1981, № 10, с. 9−10.
  67. В.Г. Пути совершенствования системы планирования развития сети автомобильных дорог. В кн.: Совершенствование методов планирования и организации строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог. — М.- 1982, с. 4−10
  68. . тр. / Гипродорнии, вып. 37).
  69. В.Н. Местный транспорт в развитии производительных сил страны. В кн.: Местный транспорт и народное хозяйство.- М.: Мотор, 1924, с. 5−9.
  70. В.Н. Различные типы дорог, их достоинства, недостатки и принципы развития дорожной сети России. Техника и экономика путей сообщения, 1922, № 19−20, с. 262−272.
  71. К.А. Россия в дорожном отношении. М., 1920.- 157 с.
  72. Е.Н. Исследование вопросов комплексного размещения предприятий дорожного хозяйства с учетом оптимальной очередности строительства автомобильных дорог: Дис.. канд. техн. наук. М., 1977. — 190 с.
  73. В.А. Экономико-математические методы выбора наивыгоднейших решений по развитию сети. В кн.: Развитие единой транспортной сети СССР в десятой пятилетке. — М.: Транспорт, 1977, с. 48−54.
  74. В.А. 0 построении местной дорожной сети. В кн.: Развитие автомобильных дорог. — М.: Транспорт, 1971, с. 71 100.
  75. Проблемы прогнозирования и оптимизации работы транспорта / Под ред. Л. В. Канторовича и В. Н. Лившица. М.: Наука, 1982.- 326 с.
  76. Т.А. К вопросу о методике оценки экономической эффективности капитальных вложений в развитие транспорта региона. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1979, вып. 69, с. 4−20.
  77. Г. А., Иванова Е. Н. Региональный аспект планирования очередности развития сети дорог местного значения. В кн.: Планирование и проектирование автомобильных дорог: Тез.докл. УП Всесоюзного совещания дорожников, 1981, с. 10−11.
  78. Г. А. Экономические вопросы развития сети автомобильных дорог. М.: Высш. школа, 1976. — 85 с.
  79. Г. А., Григоренко Н. М. Социально-экономические вопросы развития сети автомобильных дорог. М., 1977. — 72 с.
  80. Н.В. Об учете ограничений по фонду капиталовложений при выборе рациональной схемы развития транспортной сети. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1967, вып. 3, с. 21−34.
  81. Е.И. Статистические методы анализа и обработки наблюдений. М.: Наука, 1968. — 288 с.
  82. Развитие единой транспортной сети СССР в десятой пятилетке/ Под ред. ВЛ.Станиславюка. М.: Транспорт, 1977. — 126 с.
  83. Рекомендации по учету внетранспортного эффекта при планировании сети автомобильных дорог / Минавтодор РСФСР. М., 1980. — 44 с.
  84. А.З., Сигаев М. П., Тананакин Е. Н. Интенсивное использование земель в Нечерноземной зоне. М.: Россельхозиздат, 1980. — 135 с.
  85. В.Я. Развитие сети местных дорог с учетом движения легковых автомобилей. Автомобильные дороги, 1977, № 5, с. 27−28.
  86. П.Я. Исследование и разработка методов определения влияния автомобильных дорог на эффективность сельскохозяйственного производства: Дис.. канд. экон. наук. М., 1979. — 145 с.
  87. Г. П. Развитие агропромышленного комплекса в одиннадцатой пятилетке. М.: Экономика, 1981. — 88 с.
  88. Руководство по выбору проектных решений в строительстве (общие положения). М.: Стройиздат, 1982. — 104 с.
  89. М. Повышение эффективности использования машино-тракторного парка. Международный сельскохозяйственный журнал, 1984, № 3, с. II-I6.
  90. Ю.М., Дивочкин О. А. Стадийное улучшение транспорт-но-эксплуатационных качеств дорог. М.: Транспорт, 1973.- 128 с.
  91. А.К. Сельскохозяйственные дороги и площадки. М.: Высш. школа, 1980. — 487 с.
  92. А.К. Особенности строительства сельских дорог.- Автомобильные дороги, 1983, № 5, с. 3−5.
  93. А.К. Технико-экономическое обоснование начертания и строительства сети сельскохозяйственных дорог. М.: Транспорт, 1966. — 119 с.
  94. А.К. Эффективность капитальных вложений в строи- -тельство сельскохозяйственных дорог. Автомобильные дороги, 1966, № 2, с. 6−8.
  95. Станиславюк В Л. О методах выбора способа развития транспортной сети.- Науч. тр. / Ин-т к®мпл. трансп. проблем, 1974, вып. 46, с. 5−24.
  96. Социально-демографическое развитие села: Региональный анализ / Под ред. Т. Н. Заславской. М.: Статистика, 1980. — 343 с.
  97. Станиславюк В Л. К вопросу о темпах строительства и реконструкции автомобильных дорог. В кн.: Развитие сети автомобильных дорог. — М.: Транспорт, 1971, с. 3−26.
  98. М. Учет народнохозяйственной эффективности капитальных вложений дорожного строительства и планирования дорог.- Дорога и автомобиль, 1932, № 10, с. 3−7.
  99. Строительные нормы и правила. М.: Госстрой СССР, 1984.
  100. Ч. 2. Нормы проектирования. Гр. 05. Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях: СНиП 2.05.11−83.- 57 с.
  101. Е.А., Кузнецов В. Н. Определение оптимальной протяженности сети сельскохозяйственных дорог колхозов и совхозов.- В кн.: Сельскохозяйственные дороги. М., 1980, с. III-113 (Науч. тр./ Моск. автомоб.-дорожн. ин-т).
  102. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. Экономическая газета, 1981, Из 2,3, с. II-I4.
  103. З.В. Определение дорожно-эксплуатационпых расходов при оценке эффективности и сравнении вариантов плана дорожного строительства. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1982, вып. 92, с. 95−107.
  104. З.В. К вопросу определения экономического эффекта в сельском хозяйстве в результате строительства автомобильных дорог местного значения. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1981, вып. 87, с. 82−90.
  105. Указания по инвентаризации и паспортизации внутрихозяйственных дорог и разработке схем их развития в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях РСФСР / М-во сельского хозяйства РСФСР. М., 1983. — 58 с.
  106. Указания по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог: ВСН 21−75 / Минавтодора РСФСР. М.: Транспорт, 1976. — 63 с.
  107. Н.П., Львов Д. С., Петраков Н. Я. О критериях и методах оценки экономической эффективности хозяйственных мероприятий. Экономика и математические методы, 1982, Том ХУШ, вып. I, с. 10−21.
  108. И., Фишер 3. Рациональное использование транспорта в сельскохозяйственном производстве ЧССР. Международный сельскохозяйственный журнал, 1979, № I, с. 92−96.
  109. Я.В. Проектирование сетей автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1983. — 207 с.
  110. ПО. Цыганков В. И. Исследование вопросов перспективного планирования развития межколхозных дорожно-строительных организаций: Дис.. канд. экон. наук. М., 1979. — 175 с.
  111. А.В. Учет и анализ работы автотранспорта в сельскохозяйственных предприятиях. М.: Финансы и статистика, 1983.- 143 с.
  112. Е.М., Кашихман Н. Л. Вероятность и статистика. М.: Финансы и статистика, 1982, — 319 с.
  113. Экономика дорожного строительства / Под ред. А. А. Бронштейна.- М.: Транспорт, 1979. 317 с.
  114. Эм В. А. Эффективность качественного преобразования внутрихозяйственных дорог. Экономика сельского хозяйства, 1982,8, с. 36−42.
  115. Эффективность строительства автомобильных дорог местного значения / Под ред. А. В. Каца. М.: Транспорт, 1980. — 118 с.
  116. Д.Б., Юдин.А. Д. Экстремальные модели в экономике. М.: Экономика, 1979. — 288 с.
  117. И.А., Локтева Р. Н. Социально-экономические проблемы транспортного обслуживания на примере сельского здравоохранения. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1974, вып. 46, с. 123−149.
  118. И.А., Локтева Р. Н. Транспортные проблемы сельской школы. Науч. тр. / Ин-т компл. трансп. проблем, 1974, вып. 46, с. 150−159.
  119. JSdafaa/ M., Le6Yanc /. Contznt/vz/s е? ш&'6г?///п design mode&. Jra/zspezfiztzm zeieazc/? f v. /J, rt//г, p. /&-
  120. Ш&оп Я.7.}-Зс/гфг J.A. Решй? п ma? ez — defined czzjt ejffech’dc/ieii fipz ргоугат/пгЛр. — Tia/ispaztatim гезеасА -zecztzd,, , p ./-8.
  121. Upio/i J. f/i^/zw'ay neeafs z? f madezn apzzcz/№t/z/? U^Azrizy engi/7eez, /Ш f и ?6,
  122. Z/frfiiami EL. Z№y yo zt/zaf zeyto/zs need yaad reads ?-//zjrAzrtzjz enpi/ieez, , r. yY#,
  123. Я* I J • • • • «7 • • С Ф •• 201. ГО1. О -101. Вологодская область•• 1 • • •• Ф ФФ т • — —•аг • •• • ФФ ФФ 1. Ф 1. О 0,20,40,6 0,8 1,0 Р
  124. ВД, тыс.руб./100 га Калининская область2010 О-10• • 4 • • UV I» «*в * <1 «• • 1. О 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 Р1. ВД, тыс.руб./20 10 0 -101. Тульская область1. О 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 Р
  125. ВД, тыс.руб./ЮО га Владимирская область1. О 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0
  126. ВД, тыс.руб./100 га Московская область• I •• <• I • • :* • «р ••> • • • t * •• • •т • г •» и • • • • •• • • Л• • • • • • 1. О 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 Р
  127. ВД, тыс.руб./100 га Калининградская область20 10О• «••• • • ¦ •ли 1 •"1. Г* • •vti* - • •.0,20,40,6 0,8 1,0 Р
  128. ЗНАЧЕНИЯ ФУНКЦИЙ F,, Fz, Г3 экономико-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДЛЯ РАСЧЕТА ИНТЕГ -РАЛЬНОГО НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОГО ЭФФЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА СЕТИ ДОРОГ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТ -ВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙI
Заполнить форму текущей работой