Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические основы аттестации как средство повышения эффективности профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из важных направлений повышения эффективности аттестации офицеров ВВ МВД России является внедрение современных информационно-аналитических технологий, реализующих принципы системного подхода и обеспечивающих динамический контроль и количественную оценку сформированности профессионально важных качеств и уровня профессионализма офицеров внутренних войск МВД России. В литературе имеются… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АТТЕСТАЦИИ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
    • 1. 1. Историко-педагогический анализ аттестации офицеров внутренних войск МВД России
    • 1. 2. Основные противоречия в системе проведения аттестации офицеров внутренних войск МВД России
    • 1. 3. Педагогические проблемы оценки профессионально важных качеств и уровня педагогической компетентности офицеров внутренних войск МВД России. ^
    • 1. 4. Выявление и анализ педагогических проблем аттестации офицеров внутренних войск МВД России
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
    • 2. Л Организация и методы исследования
      • 2. 2. Анализ сформированное&trade- профессионально важных качеств и уровня должностного соответствия офицеров внутренних войск МВД России. со
      • 2. 3. Многомерный анализ вклада профессионально важных качеств в педагогическую деятельность офицеров внутренних войск МВД России. ^ ^
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ
    • 3. 1. Проблемы информационно — аналитического обеспечения кадровоуправленческих решений и аттестации офицеров внутренних войск МВД России. J
    • 3. 2. Принципы системного подхода к проблеме информационно-аналитического обеспечения аттестации офицеров внутренних войск МВД России. ^ ^
    • 3. 3. Психолого-педагогические основы информационно-аналитического обеспечения аттестации офицеров внутренних войск МВД России
    • 3. 4. Мониторинг формирования профессионально-важных качеств офицеров внутренних войск МВД России — как форма информационно-аналитического обеспечения аттестации. ^^
    • 3. 5. Результаты экспериментальной оценки инновационных технологий аттестации офицеров внутренних войск МВД России
  • Выводы по главе

Педагогические основы аттестации как средство повышения эффективности профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. Современная концепция кадровой политики во внутренних войсках МВД России, кардинальные изменения в статусе подразделений внутренних войск и характере служебно-боевых задач правоохранительных органов, обусловленные преобразованиями во всех сферах государства, требуют поиска новых подходов к организации индивидуальной воспитательной работы с офицерами ВВ МВД России [26, 37, 107].

Демократизация общества с особой остротой выявила проблему оценки профессионализма любого специалиста, в том числе офицеров внутренних войск МВД России, от профессиональной компетентности и профессионально важных качеств (ПВК) которых во многом зависит уровень обеспечения правопорядка [22, 121]. Это определяет актуальность исследования профессионализма служебной деятельности офицеров внут.

• ренних войск МВД России.

Важной формой этой работы во внутренних войсках МВД России является постоянно проводимая кадровая работа с офицерами [8]. Возрастание требований к уровню квалификации и качеству служебной деятельности офицеров внутренних войск МВД России породило ряд противоречий, которые не могут быть разрешены в рамках традиционного способа организации процесса кадровой работы.

К числу наиболее важных из педагогических противоречий в кадровой работе с офицерами ВВ МВД России относятся противоречия:

— между системным характером процесса аттестации офицеров ВВ МВД России и неупорядоченностью ее научно-методического обеспечения в плане количественной оценки профессионально важных качеств и уровня должностного соответствия офицеров;

— между необходимостью внедрения личностно-ориентированного подхода к кадровой работе офицеров ВВ МВД России и отсутствием ком* плексно-целевой программы ее обеспечения;

— между необходимостью оперативного использования результатов аттестации в кадрово-управленческой системе ВВ МВД России и существующим уровнем ее информационно-аналитического обеспечения;

— между необходимостью реализации принципов педагогики сотрудничества и коллегиальности в период аттестации и авторитарным стилем ее проведения.

Потребность педагогической практики в научном обеспечении процесса аттестации, недостаточная разработанность данной проблемы в современной педагогической науке позволяют рассматривать избранную для диссертационного исследования тему: «Педагогические основы аттестации как средство повышения эффективности профессиональной деятельности офицеров внутренних войск МВД России» как весьма актуальную и значимую в научном и прикладном отношении.

В отечественной педагогике и психологии проблема профессионализма рассматривалась в работах Б. Г. Ананьева, Ф. Н. Гоноболина, Н. В. Кузьминой, В. А. Крутецкого, А. С. Макаренко, А. К. Марковой, Jl. М. Митиной, Ю. Ф. Подлипняка, К. К. Платонова, Ю. П. Платонова, А. А. Ре-ан, В. А. Сластенина, К. Д. Ушинского, В. А. Якунина и других.

Различные аспекты служебно-профессиональной деятельности офицеров МВД нашли отражение в работах А. В. Барабанщикова, И. А. Жукова, А. Т. Иваницкого, В. Я. Кикотя, А. А. Кочина, X. X. Лойта, В. Н. Новикова, В. С. Олейникова, И. А. Скопылатова, В. Я. Слепова, В. И. Хальзова, Н. Ф. Феденко, А. Г. Шестакова, Я. Я. Юрченко и других.

Одним из важных направлений повышения эффективности аттестации офицеров ВВ МВД России является внедрение современных информационно-аналитических технологий, реализующих принципы системного подхода и обеспечивающих динамический контроль и количественную оценку сформированности профессионально важных качеств и уровня профессионализма офицеров внутренних войск МВД России. В литературе имеются многочисленные данные о разработке и использовании различных автоматизированных систем в кадрово-воспитательной работе во внутренних войсках МВД России [7, 41, 120]. Однако применительно к кадровой работе с офицерами ВВ МВД России эти вопросы практически не исследованы. Полученные здесь данные обеспечат комплексность оценки профессионализма в период кадровой работы с офицерами ВВ МВД России.

Значительный научный и практический интерес в плане совершенствования аттестации офицеров ВВ МВД России представляет экспериментальное определение уровней сформированное&tradeпрофессионально важных качеств и должностного соответствия у офицеров с различным уровнем профессионализма, разработка математических моделей зависимости успешности деятельности от уровня сформированности профессионально-важных качеств (ПВК), оценка значимости и вклада указанных подсистем умений в успешность служебной деятельности офицеров внутренних войск МВД России. Полученные данные позволят обосновать важные практические рекомендации по оценке сформированности ПВК и совершенствованию профессионального мастерства офицеров внутренних войск МВД России, использованию полученных данных для решения кадрово-управленческих задач по подбору и аттестации офицеров внутренних войск МВД России.

Все вышеизложенное определило выбор цели настоящего исследования.

Цель исследования — выявление педагогических условий повышения эффективности процесса аттестации офицеров ВВ МВД России.

Поставленная цель определила задачи диссертационного исследования:

— провести анализ психолого-педагогических проблем аттестации офицеров ВВ МВД России, выявить трудности, которые испытывают сотрудники и руководители, проводящие аттестацию;

— разработать методику количественной оценки профессионально важных качеств офицеров внутренних войск МВД России в интересах объективности аттестации;

— провести анализ сформированности профессионально важных качеств, уровня должностного соответствия и эффективности служебной деятельности офицеров, включая их многомерную оценку в генеральной выборке и у офицеров с различным уровнем успешности деятельности;

— на основе системно-педагогического анализа разработать рекомендации по структуре, принципам и содержанию основных алгоритмов информационно-аналитического обеспечения аттестации офицеров ВВ МВД России, включая определение его места и роли в кадрово-управленческой системе;

— разработать комплексно-целевую программу и экспериментально проверить ее эффективность в ходе аттестации;

Объект исследования — процесс аттестации офицеров ВВ МВД России.

Предмет исследования — основные пути и педагогические условия повышения эффективности аттестации офицеров ВВ МВД России.

В качестве гипотезы исследования выдвинуты следующие предположения:

Первое. Процесс аттестации офицеров внутренних войск МВД России, являясь компонентом контрольно-оценочной деятельности управления системой, предполагает оценку результативности деятельности офицеров в следующих направлениях:

1. Объективная оценка уровня сформированности профессионально важных качеств, таких как психолого-педагогическая компетентность, организаторские, коммуникативные, интеллектуальные качества, волевые черты характера.

2. Комплексная оценка уровня успешности деятельности офицеров (личностно зависимой и привнесенной системой).

3. Оценка уровня должностного соответствия.

Второе. Повышению объективности аттестации офицеров внутренних войск МВД России способствует реализация следующих педагогических условий:

1. Осознание значимости процедуры аттестации.

2. Ориентация процедуры аттестационного процесса на выявление резервов повышения результативности деятельности аттестуемого.

3. Открытость материалов аттестационного процесса для офицеров внутренних войск МВД России.

4. Наличие информационного и психолого-педагогического сопровождения аттестации.

Третье. Реально объективизировать процедуру аттестации офицеров внутренних войск МВД России возможно на основе количественной оценки профессионально важных качеств и использования современных технологий информационно-аналитического обеспечения.

На защиту выносятся:

1. Понятие и характеристика аттестации офицеров ВВ МВД России как процесса и системного педагогического явления.

2. Комплексно-целевая программа аттестации офицеров ВВ МВД России.

3. Методика количественно-качественной оценки профессионально важных качеств и уровня должностного соответствия офицеров внутренних войск МВД России для целей их аттестации.

4. Принципы, структура и содержание основных алгоритмов информационно-аналитического обеспечения аттестации офицеров ВВ МВД России в рамках рациональной системы комплектования штатов;

5. Основные пути и практические рекомендации по повышению эффективности процесса аттестации с офицерами ВВ МВД России.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили:

— принципы системного анализа психологических и педагогических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, И. А. Ильин, Н. В. Кузьмина, Б. Ф. Ломов, В. В. Лаптев, Ю. Ф. Подлипняк, Е. Ф. Рыбалко, С. Д. Смирнов, В. А. Якунин);

— представление о деятельности как основе общего психического и профессионального развития человека (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн);

— акмеологический подход к анализу профессиональной деятельности (Б. Г. Ананьев, В. Н. Новиков, Н. В. Кузьмина, А. А. Реан, Е. И. Степанова);

— личностно и социально-деятельностный подход к оценке офицерских кадров (А. В. Барабанщиков, В. Н. Герасимов, А. А. Горелов. В. П. Давыдов, В. Я. Слепов, В. В. Лаптев, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзов, Я. Я. Юрченко);

— современные подходы и направления в области новых информационных и педагогических технологий и автоматизированного контроля профессионализма (В. П. Беспалько, В. Н. Герасимов, А. М. Зимичев, М. В. Кларин, Н. Д. Никандров, А. Н. Печников);

— принципы и теоретические основы организации психологической службы во внутренних войсках МВД России (Б. Г. Бовин, А. А. Горелов, А. Т. Иваницкий, В. Я. Кикоть., В. Ю. Рыбников).

— нормативные документы федерального уровня в области охраны правопорядка и прохождения службы офицерами ВВ МВД России.

Методы исследования.

1) теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме, системный подход к исследованию педагогических явлений;

2) эмпирические: обсервационный (наблюдение), диагностические (анкетирование, тестирование, интервьюирование, беседы, рейтинг) — экспериментальные (постановка и проведение констатирующего и формирующего экспериментов);

3) методы математико-статистической обработки данных: первичная обработка данных, t-критерий Стьюдента, корреляционный, факторный регрессионый анализ, моделирование на ЭВМ.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе представления сотрудника ВВ МВД России как развивающейся системы раскрыто содержание понятия аттестации как процесса и системного педагогического явления. Создана и реализована комплексно-целевая программа научного обеспечения аттестации офицеров ВВ МВД России. Обоснована методика количественной оценки сформированных основных ПВК и уровня должностного соответствия офицеров внутренних войск МВД России в интересах повышения объективности аттестации. На основе экспериментальных данных в период аттестации оценены сформированность, структура, значимость и вклад основных ПВК офицеров внутренних войск МВД России в успешность профессиональной деятельности. Обоснованы принципы создания и структура основных алгоритмов информационно-аналитического обеспечения аттестации офицеров ВВ МВД России, включая определение ее места и роли в кадрово-управленческой системе.

Практическую значимость диссертационного исследования и личный вклад автора составляют:

— теоретические и практические рекомендации по повышению объективности аттестации и индивидуальной воспитательной работы с офицерами ВВ МВД России;

— методика количественной оценки профессионально важных качеств офицеров внутренних войск МВД России в период их аттестации;

— практические рекомендации по анализу сформированности профессионально важных качеств, уровня должностного соответствия и эффективности служебной деятельности офицеров внутренних войск МВД России, включая их многомерную оценку в генеральной выборке и у офицеров с различным уровнем успешности деятельности;

— критерии и показатели многомерного анализа структуры и вклада основных групп профессионально важных качеств в уровень должностного соответствия и профессионализм служебной деятельности офицеров внутренних войск МВД России для решения задач индивидуальной воспитательной работы с нимирекомендации по структуре, принципам и содержанию основных алгоритмов информационно-аналитического обеспечения аттестации офицеров ВВ МВД России в рамках рациональной системы комплектования штатоврекомендации по защите кадрово-психологической информации и определению уровней допуска пользователейпо назначению, функциям и структуре системы мониторинга формирования профессионально важных качеств офицеров внутренних войск МВД России с учетом особенностей процесса аттестации и специфики кадрово-управленческой работы;

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены обстоятельным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, строгостью концептуального аппарата, применением разнообразных эмпирических методов, методов математического анализа и моделирования, широкой эмпирической базой исследования, которую составляют экспериментальные данные, полученные при обследовании различных категорий офицеров внутренних войск МВД России — участников аттестации, общая численность которых составляет 452 человека, в том числе, 109 руководителей, проводящих аттестацию, и 343 сотрудника с разным уровнем должностного соответствия.

Внедрение и связь с НИР. В практику организации кадрово-воспитательной работы во внутренних войсках МВД России внедрены: элементы информационно-аналитического обеспечения аттестации, как часть общей кадрово-управленческой системыспециализированные базы данных «Кадры ВВ МВД» — рекомендации по количественной оценке уровня должностного соответствия и ПВК офицеров внутренних войск МВД России в период аттестации. Обоснованные автором принципы и технологии информационно-аналитического обеспечения, количественной оценки ПВК и уровня должностного соответствия офицеров внутренних войск МВД России получили отражение в учебных курсах по педагогике, организации работы с кадрами, информатике, а также в учебных пособиях и курсах лекций, которые используются во ВВ МВД России и Санкт-Петербургском военном институте ВВ МВД РФ.

Диссертация выполнена в рамках утвержденных ГУКиКП МВД России плановых НИР: «Формирование кадрового потенциала органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ» и «Разработка тестовых методик для оценки уровня профессиональной подготовленности офицеров основных служб ВВ различного должностного уровня» .

Апробация исследования. Результаты исследования апробированы на межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы автоматизации управления организационно-техническими системами во внутренних войсках «(Санкт-Петербург, 1999), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и пути духовно-нравственного воспитания личного состава органов внутренних дел» (г. Санкт-Петербург, 2000) — на Международной научно-практической конференции «55 лет Великой Победы в жизни и исторической судьбе России» (г. Санкт-Петербург, 2000) — на международной конференции «Компьютерная преступность: проблемы защиты» (Санкт-Петербург, Университет МВД России, январь 2001 г.), в практической деятельности офицеров кадрово-воспитательного аппарата ВВ МВД России.

Результаты исследования отражены в 5 научных работах.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ВЫВОДЫ.

1. Анализ существующей системы аттестации офицеров показал, что ее организация и условия проведения требуют кардинального совершенствования и, прежде всего, в плане разработки научно-методического и информационно-аналитического обеспечения, позволяющего осуществить объективную оценку профессионально важных качеств и уровня должностного соответствия офицеров. Полученные здесь данные являются важной основой для проведения системы целенаправленных мероприятий по формированию личностных качеств и профессионализма у офицерского состава на достаточно длительный период служебной деятельности.

2. На основании результатов контент-анализа нормативно-правовых документов, регламентирующих различные аспекты подбора, расстановки и аттестации офицерского состава, а также определяющих требования к офицерам, выделены общие их профессионально важные качества, которые могут быть оценены в ходе аттестации с помощью метода экспертных оценок. На их основе выполнен анализ сформированности ПВК у офицерского состава в период аттестации.

3. Анализ сформированности основных ПВК у офицерского состава показал, что в генеральной выборке только треть из них характеризуется высоким уровнем профессионализма. 49.6% офицеров имеют средний уровень должностного соответствия, а 20.3% офицеров не в полной мере соответствуют занимаемым должностям и имеют низкий уровень должностного соответствия.

4. При этом у офицеров с высокой успешностью служебной деятельности наиболее сформированы организаторские качества, волевые черты характера, коммуникативные и интеллектуальные качества. Уровни выраженности психолого-педагогической компетентности и служебно-профессиональной направленности у них несколько ниже. В группе со средним и низким уровнем успешности деятельности наиболее сформированы волевые черты характера, коммуникативные и интеллектуальные качества. Уровни сформированности служебно-профессиональной направленности, организаторских качеств и психолого-педагогической компетентности в этих группах значительно ниже. Эти данные, уточненные с помощью методов многомерного регрессионного анализа, свидетельствуют о специфичности структуры ПВК у офицеров с разным уровнем должностного соответствия и успешности служебной деятельности и открывают возможности в определении конкретных путей совершенствования профессионального мастерства офицерского состава.

5. На основе представления офицера как развивающейся системы, определяемой совокупностью взаимосвязанных элементов, в виде динамически формирующихся временных характеристик, ведущими из которых для аттестации являются уровень должностного соответствия, профессионально важные качества и успешность служебной деятельности, обоснованы рекомендации по созданию информационно-аналитического обеспечения аттестации офицерского состава, включая определение его места и роли в кадровом обеспечении.

6. В этом контексте обоснованы требования к информационно-аналитическому обеспечению аттестации с составом, а также рекомендации по структуре, принципам, содержанию и основным алгоритмам информационно-аналитического обеспечения аттестации как важной части кадрового обеспечении задач внутренних войск МВД России. Разработаны предложения по защите кадрово-психологической информации, включая рекомендации по определению уровней допуска (доступа) пользователей, а также предложения по назначению, функциям и структуре системы мониторинга формирования профессионально важных качеств офицерского состава, учитывающие особенности процесса аттестации и специфику кадрового обеспечении задач военного образования России.

7. Проведенное лонгитюдное исследование позволяет сделать вывод о том, что эффективность и качество проведения аттестации с составом могут быть достигнуты при использовании информационного и психолого-педагогического обеспечения, реализующего принципы системного подхода, количественной оценки ПВК и уровня должностного соответствия. Эти данные позволили определить направления и педагогические условия реализации и совершенствования аттестации в рамках кадрового обеспечении задач ВВ МВД России.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Для повышения эффективности процесса аттестации офицерского состава предлагается реализовать следующие научно обоснованные в диссертационной работе рекомендации:

1. Аттестационным комиссиям при проведении аттестации с офицерским составом, особенно при возникновении конфликтных ситуаций, рекомендовать использовать методику количественной оценки ПВК и уровня должностного соответствия. Руководству вузов, начальникам педагогических коллективов при подборе и аттестовании офицерского состава учитывать уровни сформированности их профессионально важных качеств, значимость и вклад указанных подсистем в профессионализм служебной, педагогической деятельности.

2. Главному управления кадров ВВ МВД России на основе обоснованных в диссертации критериев и технологий оценки профессионально важных качеств и информационно-психологического обеспечения аттестации офицерского состава рекомендовать запланировать проведение научных исследований по созданию единой системы мониторинга профессионально важных качеств и контроля профессионализма офицерского состава на всем протяжении их служебной, педагогической деятельности.

3. Сотрудникам отделов кадров на основе разработанных в диссертации научно-методических основ оценки профессионально важных качеств и уровня должностного соответствия офицерского состава по результатам аттестации рекомендовать формировать резерв для выдвижения на вышестоящие должности и учитывать при принятии кадрово-управленческих решений.

4. Управлению подготовки кадров ГУ К ВВ МВД России рекомендовать включить в систему подготовки офицеров кадровых органов учебные курсы «Педагогические основы аттестации», «Педагогические и информационные технологии обеспечения аттестации офицерского состава ВВ МВД России» .

5. ГУ К МВД России включить в тематический план командирской подготовки руководителей курс лекций по изучению новых информационных и педагогических технологий аттестации офицерского состава.

6. Информационным центрам при создании автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководителей частей и подразделений и офицеров отделов кадров как части АСУ «Кадры — ВВ МВД России» предусмотреть создание специализированных баз данных и программного обеспечения аттестации. Рекомендовать внедрить в работу управления кадров систему квалиметрии профессионально важных качеств и уровня профессионализма офицерского состава и специализированные базы данных с результатами аттестации офицеров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Система: философская категория и реальность. -М., 1976. — 120с.
  2. Автоматизированная система коллективной оценки личности. -СПб, — 1999.-36 с.
  3. Л.Н. Моделирование управленческого взаимодействия как метод оптимизации организационной культуры: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.- СПб.:СПбГУ, 1997, — 17 с.
  4. Акоф Р, Эмери Ф. О целеустремленных системах.-М, 1974.
  5. .Г. Человек как предмет познания. -Л, 1968. -339с.
  6. Апарова Т. В, Власов И. С. Подготовка юридических кадров в зарубежных странах. М, 1976. — 67 с,
  7. B.C. Основы теории автоматизации профессионального отбора в высшие военные и специальные учебные заведения. СПб.: СПб Юр. институт МВД РФ, 1995. — 213 с.
  8. Аттестация // Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации. М, 1992. С. 14−15.
  9. Аттестация инженерных и управленческих кадров с использованием оценочных факторов. Методические рекомендации. Иркутск: 1994. -30 с.
  10. Аттестация кадров управления, метод экспертной оценки: методические указания. М.: 1994. -60с.
  11. Аттестация преподавателей и руководящих работников средних специальных учебных заведений. Методические рекомендации. М.: 1982.-40 с.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560с.
  13. А.В. Педагогические основы обучения советских воинов: Дисс. докт. пед. наук. — М, 1968.
  14. А.В., Хальзов В. И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. JL: ВПУ МВД. -1988. -67 с.
  15. С.П. Психология и педагогика деятельности органов внутренних дел. СПб., 1984. 30 с.
  16. С.П. Профессиональная деформация сотрудников ОВД. // Вестник СПГУ, 1997. 40 с.
  17. Берталанфи J1. Общая теория систем (критический обзор) // исследования по общей теории систем. М., 1969.
  18. А.А. Социальные проблемы управленческой деятельности военных кадров.: Автореф. дисс. докт. филос. наук.- М, 1975.- 48 с.
  19. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  20. В.Н. Развитие познавательной активности курсантов ВВУЗ: Дис. канд. пед. наук.- М., 1989. -271 с.
  21. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  22. .Г. и др. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. М.:НИЦ МВД, 1997. -332 с.
  23. ., Хуань Дж. Многомерные статистические методы для эргономики. М.: Статистика, 1979. — 317 с.
  24. Э.М., Мучник И. Б. Структурные методы обработки эмпирических данных. М.: Наука, 1983.- 464 с.
  25. Бушу ев С. Н. Организация распределенного преобразования информации в информационно-технических системах. СПб.: ВАС, 1994. -226 с.
  26. Васильев B. J1. Юридическая психология. СПб., 1997.- 655с.
  27. Васильев B. J1. Психологическая культура правоохранительной деятельности. СПб., 1997. -118 с.
  28. С.В. и др. Применение математических методов в задачах профессионального отбора и распределения кадров. Л.: МО. 1987. — 140 с.
  29. Вестник методического центра профессионального образования и координации научных исследований. 1998.- N1−6.
  30. JI.C. Собр. соч.Т.4, — М., 1984.
  31. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. унта, 1976.- 149 с.
  32. Н.Ф. Профессиональное воспитание учащихся. СПб., 1994. 87с.
  33. В.Н. Развитие превентивной педагогической теории и практики в Вооруженных Силах России.: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1996.
  34. .С. Менталитет и образование в системе ценностей и приоритетов XXI века. М., 1996.
  35. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.: «Школа- Пресс», 1995. — 448 с.
  36. В.И. Пропедевческий курс общей психологии. В 2-х частях. СПб.:СПбГУ, 1996. — 307 с.
  37. .В. Проблемы подготовки юридических кадров в новых условиях. // Известия ВУЗ. Правоведение. 1993. — N2. — С.107−112.
  38. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности офицера. -М.: ВПА, 1980. 144 с.
  39. Н.Н. Человеко-машинные процедуры распределения ресурсов в развивающихся системах: Автореф. дис.. канд. техн. наук.-М., 1987, — 20 с.
  40. Л. Понятие состояния в теории систем // Общая теория систем.- М.: Мир, 1966. С.47−65.
  41. B.C. Информационное обеспечение дисциплинарной практики как необходимое условие профилактики правонарушений средиличного состава ОВД // Профилактическая деятельность органов внутренних дел. М., 1985. С. 23−24.
  42. Закон Российской Федерации «Об образовании"// Высшее образование в России. 1992, N3.- С. 36−40.
  43. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов вузов МВД к службе во внутренних войсках. Дисс. канд. пед. наук. М.: ВПА. 1987, — 235 с.
  44. А.Т. Психология и педагогика высшей школы. СПб.: СПб ВШ МВД, 1996. 130 с.
  45. Инструкция по организации учебного процесса в вузах МВД России. М., 1996.
  46. Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ N 160 -1994.- 40с.
  47. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ N 160 -1994.- 40с.
  48. Инструкция по организации и проведению психологического отбора кандидатов на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения МВД России. Письмо ГУК МВД РФ от 24.06.1996 г.
  49. Искусственный интеллект: Применение в интегрированных производственных системах / Под ред. Э. Кьюисака- Пер. с англ. А. П. Фомина М.: Машиностроение, 1991.- 544 с.
  50. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964.
  51. Н.Е. Анализ стохастических систем в пространстве состояний .- М.: Наука, 1983.- 384 с.
  52. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. — 192 с.
  53. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе: Автореф. дисс. докт. пед. наук.-СПб., 1992 36 с.
  54. В.В. Педагогический менеджмент и соционика. СПб., 1996. -224с.
  55. В.В. Зарубежные образовательные технологии, СПб., 1997. -72с.
  56. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей вузов МВД России Дисс. докт. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1998.-412с.
  57. В.Я., Якунин В. А. Педагогика и психология высшего образования .- СПб.:СПбГУ, 1996. 320 с.
  58. В.Я. Проблемы управления и пути развития профессиональной подготовки слушателей вузов МВД РФ. СПб.: 1997.-310с.
  59. В.Я. Информационно-аналитическое обеспечение образовательного процесса в вузах- МВД России. СПб.: СПб. Академия МВД, 1997. — 54 с.
  60. В.Я., Мусин Я. Н., Слепов В. В. Основные пути и педагогические условия реализации воспитывающего обучения в условиях ВВКУ МВД России. СПб.: СПбВВКУ ВВ МВД России, 1996.- 45 с.
  61. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических системах. -М.: / Арена, 1994.-85 с.
  62. А.В. В прокуратуру через квалифицированный отбор. // Российская юстиция. -N5. — 1995. — С.38.
  63. Краткий отборочный тест для оценки уровня интеллекта кандидатов на службу в органы, внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России: Методические рекомендации. М.: МЦ при ГУК МВД России. 1997. -31 с.
  64. А.А. Реализуй свои возможности. Л.: ЛГУ, 1980. -68 с.
  65. А.А. (ред). Психологическое обеспечение социального развития человека. Л.: ЛГУ, 1989. — 144 с.
  66. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.М., 1975.
  67. В.В. О некоторых проблемах профессионализма в деятельности органов внутренних дел.//Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел. М., 1990 -С. 60.
  68. Л.И. Формирование профессиональных умений педагога и совершенствование процесса повышения его квалификации. Л., 1985. -44с.
  69. Л.И. Знание реальных требований в работе как основа повышения квалификации молодых педагогов.- Л., 1987.-45с.
  70. Концепция развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ // Щит и меч. 1996. 11.
  71. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях //Педагогика, 1970, N9.
  72. A.M., Федоров А. А., Житницкий М. И. Психолого-педагогические основы системы управления качеством обучения и формирования профпригодности. Л.:ВВМУ, 1982. — 202 с.
  73. .Б. Педагогические и управленческие способности и их диагностика. М., 1991.- 56 с.
  74. А.А. Методика изучения особенностей морально-психологической подготовки курсантов военно-учебных заведений к службе во внутренних войсках. СПб., 1995, -47с.
  75. А.А. Психолого-педагогические основы организации воспитательной работы во внутренних войсках. СПб, 1997. 41с.
  76. В.Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в ее динамике: Дисс. канд. пед. наук. — Л.: ЛГУ, 1986. -300с.
  77. С.В. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителя.: Дисс. докт. пед. наук. -СПб.: СПбГУ, 1997.
  78. С.В. Психологические основы управления персоналом. СПб., 1995. -92с.
  79. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., — 1993.- 54 с.
  80. В.М. Система и основные направления воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел // Организация работы с кадрами в органах внутренних дел. Курс лекций. М., 1997. С. 195.
  81. С.Г. Оценка профессионализма офицеров-преподавателей юридических вузов МВД. Дисс. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1997. — 230 с.
  82. Ю.В., Слепов В. В. Теоретический и методологический анализ воспитывающего обучения. СПб.:СПб ВИ ВВ МВД России, — 162 -1997. — 21 С.
  83. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М: Политиздат, 1975. — 304 с.
  84. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  85. Х.Х. Кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации. СПб., 1998. -150с.
  86. Х.Х. Правовые основы службы в органах внутренних дел. СПб., 1996. 28с.
  87. Х.Х. Организационно-правовая работа с кадрами органов внутренних дел. СПб, 1997. -180с.
  88. Х.Х. и др. Совершенствование работы с кадрами -объективное условие выполнения задач, стоящих перед органами внутренних дел. СПб, 1998. -17с.
  89. А.С. Соч.в 7- ми т.- М., 1957−1958.
  90. В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. докт. психол. наук. Л., 1982. -418 с.
  91. В.Л. Психологические основы оценки профессиональной пригодности военнослужащих. Л.: ВИФК, 1990.- 32 с.
  92. В.Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциальной психологии.-СПб, 1996. 220 с.
  93. Математический анализ. М.: Медицина, 1987. — 256 с.
  94. Мельников В. М, Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
  95. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Просвещение, 1986. 253 с.
  96. Месарович М. Д, Такахара Я. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978. — 311 с.
  97. Методические указания по применению методики многостороннего исследования личности и теста „Прогрессивные матрицы“ при массовом психодиагностическом обследовании лиц, поступающих на работу в органы внутренних дел. М.: МВД РФ, 1977. — 31с.
  98. Г. И. Научно-практические основы аттестации школьных учителей. Дисс. докт. пед. наук.- Л.:ЛГУ, 1990. -504 с.
  99. А.Ф. Правосознание и правовая культура сотрудников органов внутренних дел. Л, 1981. -120с.
  100. А.Ф. Воспитательно-предупредительная роль правовых норм о возмещении ущерба // Вопросы профилактики преступлений. Л., 1977. С. 10 -17.
  101. Г. С. (ред.). Психология профессиональной подготовки. СПб.: СПбГУ, 1993.- 172 с.
  102. О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом в системе МВД России. Директива МВД России от 09 июня 1996.
  103. Об утверждении положений военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в ОВД и ВВ МВД СССР. Приказ МВД РФ 1988 г.
  104. Об утверждении инструкции о порядке отбора граждан на службу (работу) в ОВД РФ. Приказ МВД России 1994 г.
  105. Общая теория систем. М.: Мир, 1966.-187 с.
  106. О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России. Решение Коллегии МВД России. М., 1998.-32 с.
  107. Об индивидуальной воспитательной работе с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации. Указание МВД России от 7 апреля 1994 года. 1/400.
  108. B.C. Психолого-педагогические основы нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Л.: ВПУ МВД, 1986.- 39 с.
  109. B.C. Акмеологические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры. СПб., 1996. -220с.
  110. B.C. Нравственно-правовая система воспитания сотрудников органов внутренних дел. СПб., 1997. -171с.
  111. B.C. Акмеология правосознания и нравственно-правового воспитания. СПб., 1998. -215с.
  112. Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США: теория и практика.//Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел. М.-1990-С.140−144.
  113. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.- 258 с. 115. Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. -255 с.
  114. Ю.П. Психология коллективной деятельности. Л., 1990.
  115. Ю.П. Психологические аспекты и решения конфликтных ситуаций. М., 1988. -35с.
  116. Ю.П. Социальные нормы и нормативное поведение. Тверь, 1994. -25с.
  117. Ю.П. Актуальные проблемы управления персоналом. СПб., 1998. -150с.
  118. А.П. Интегрированные информационные системы -новая тенденция в информатизации правоохранительных органов.// Профессионал. Популярно-правовой альманах. 1995.-N2.-С.8−12.
  119. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации. М., 1992.- 54с.
  120. Пути и реформы правового реформирования российского общества. //Российская юстиция.- 1995. -N12. С.5−9.
  121. Рабочая книга по прогнозированию.- М.:Мысль, 1982.- 430с.
  122. А. Математические аспекты абстрактного анализа систем // исследования по общей теории систем.М., 1969.
  123. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск., 1993. 83 с.
  124. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990.- 80 с.
  125. А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.-60 с.
  126. А.А. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. —470 с.
  127. В.В., Кроз М. В. В прокуратуру через психологический отбор. // Российская юстиция.- N8. — 1995.- С.50−52.
  128. В. В., Кроз М. В. Психологическая оценка при про фессиональном отборе кадров для прокуратуры. // Вопросы психологии.-1994.-N3 С. 94−108.
  129. Е.Ф. Актуальные проблемы практической психологии. СПб.: СПбГУ, 1992. — 144 с.
  130. В.Ю. и др. Концепция психологического обеспечения учебно- воспитательного процесса образовательных заведений МВД РФ. СПб., 1997. -110 с.
  131. В.Ю. Полиграф (детектор лжи) практика использования в органах внутренних дел./"Компьютерная преступность», СПб., 1999. -20с.
  132. Рубинштейн C. J1. Основы психологии. М: Педагогика, 1946.706
  133. В.П. и др. Акмеологические основы конфликтологии. СПб.: СПб юр. ин-т., 1994.-288с.
  134. В.П. и др. Методика изучения личности.СПб.-1975.35с.
  135. В.П. (ред.) Положение о психологической службе высших учебных заведений МВД России. Проект. СПб.:СПб академия МВД РФ, 1996, — 45с.
  136. М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки. СПб. :Изд. СПИНО, 1995, — 98 с.
  137. Ю.Н. Дисциплина и дисциплинированность работников органов внутренних дел // Правовые аспекты укрепления дисциплины в ОВД. Киев, 1985. С. 35−36-
  138. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России.: Дисс. .докт. пед. наук, СПб., 1995.
  139. И.А. Педагогическая диагностика: проблемы и перспективы в высшей военной школе. СПб., 1998. -150с.
  140. В.Я. Морально-политическая и психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР. Дисс. .докт. пед. наук, JL, 1973.- 458 с.
  141. В.Я. Коллектив курсантского подразделения и пути его сплочения и укрепления. JL: ВВМУРЭ, 1983. 22 с.
  142. В.Я. История отечественной военной педагогики. СПб, 1997. 220 с.
  143. В.Я. Принципы обучения советских воинов. JL: ВВМУРЭ, 1984, 29 с.
  144. Е.С. (ред.). Моделирование деятельности специалиста на основе комплексного исследования. JL: МГУ, 1984. -С. 177.
  145. О. И. Форсируется подготовка кадров российской милиции. // Российская юстиция. 1995.- N10. — С. 13.
  146. Е.И. Умственное развитие и обучаемость взрослых. -Л. :ЛГПИ, 1981.
  147. Ю.Г., Алферов Ю. Г., Гордеев В. В. Причины и условия текучести кадров в органах внутренних дел. // Всесоюзный ин-т повыш. квалиф. рук. работников МТУ. Домодедово — ВИПК МВД -1997.- С. 49.
  148. А.В. Воспитание политической культуры у работников органов внутренних дел. Л., 1986. -97с.
  149. А.В. Обеспечение конституцианных прав и интересов личности. СПб., 1996.-54с.
  150. А. В. Организационно-правовая работа с кадрами органов внутренних дел. СПб., 1996. -63с.
  151. А.В. Человек и его правовая защита: теоретический аспект. СПб., 1996. 374с.
  152. С.И. Применение некоторых количественных методов в конкретных психолого-педагогических исследованиях. М.: ВПА, 1974. -46 с.
  153. Г. В. Математико-психологические модели деятельности . С.-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 64 с.
  154. В. А. Воспитать гражданина. М.: Педагогика, 1969.-384 с.
  155. В.А. О воспитании. М., 1982.
  156. .М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 188 с.
  157. А.Б. Дидактические возможности компьютерных технологий обучения курсантов в высших военно-учебных заведениях МВД России. Дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1995. 169 с.
  158. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. -М., 1966.
  159. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск. Дисс. .докт. пед. наук. СПб., 1991. 320 с.
  160. В.И. Вопросы педагогики в деятельности офицера подразделения. Л., 1993. 90 с.
  161. В.И. Акмеологические основы конфликтологии. СПб., 1994.-288 с.
  162. М.К., Гаджиев М. Ю. Математическое моделирование иерархических систем. М.: Наука, 1987.-192 с.
  163. Е.С. и др. Опыт построения модели личности членов инженерного коллектива. Социальная психология. Л., 1979, С.252−260.
  164. В.Д. Проблемы еиетемогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 184 с.
  165. А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии // Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990.- С.87−105.
  166. А.Г. Психологическое воздействие в деятельности сотрудников внутренних дел. Л, 1985. -90с.
  167. А.Г. Психологические методики изучения личности и коллектива во внутренних войсках и органах внутренних дел РФ. Л, 1990. 120с.
  168. А.Г. Методы психологического воздействия на подчиненных в органах внутренних дел. СПб, 1994. -106с.
  169. Шуваев В. А, Шестаков А. Г. Актуальные проблемы психологии управления в органах внутренних. Методическое пособие. СПб.: СПб академия МВД РФ, — 19 987 — 22с.
  170. У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд. иност. лит, 1959.
  171. Я.Я. Педагогические основы укрепления воинской дисциплины.: Дисс.. докт. пед. наук.- Л, 1971.
  172. Я.Я. Воспитание дисциплинированности у советских воинов. М, 1966. -160с.
  173. Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицера. Л. 1984. 323с.
  174. Якунин В. А, Линов Е. Н. Психология педагогической деятельности. Л.: ЛГУ, 1990, — 102 с.
  175. В.А. История психологии. СПб, 1998. -376с.
  176. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л, 1988 -160 с.
  177. Arvey R. D, Camptlon J.E. The employment Interview: A summary of resent literature Personel Psychology. 1982. — 35. — P.281−322.
  178. Blankstein K. Self control and self modification. N.Y. 1982. — 138p.
  179. Boyl G.G. Contribution of cattelian psychometrics to the education of human intellectual structure // Multivar. Exp. Clin. Res. 1988. — V.8. — N 3. -P. 267−273.
  180. Darling-Hammond L. Teacher professionalism and accountability // The education digest.-1989.- Vol. 55.-No. 1.
  181. Dikaja L.G. Psychophysiological self-regulation on the cours of adaptation to difficult condition performans // Studia psychologica. 1994. — N 4. -P.211−220.
  182. Eysenk H.I. The biological basis of personality. Springfield, Illions: Thomas.- 1967.186: Fleshman E.A. Some new frontiers in peronel selection reseach // Persjonel Psychology. 1988. — N4. — p. 679−701.
  183. Iversen S.D. Behavioral approach to the stydy of the central nervous system // J. Pharmocol. 1990. — N 183. — V.I. — P. 50−51.
  184. Kobayashl S. The present and future In expert system // Control Theory and Advanced Technology. 1986. Vol. 2, N 3. P. 329−344.
  185. Paulson F. Control data PLATO. System overview: A multimedia computer-based educational dellvary system. Minnesota: CDC, 1996. — 80 p.
Заполнить форму текущей работой