Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации: на примере шинной промышленности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несовершенство налоговой системы и налогового механизма является также довольно распространенной проблемой российского бизнеса. Налоговая система — совокупность налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Во второй главе нами была выявлена однозначная обратная взаимосвязь между региональным налоговым бременем… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 1. 1. Экономическое содержание конкурентоспособности предприятия
    • 1. 2. Системный подход в изучении повышения конкурентоспособности промышленного предприятия
    • 1. 3. Изменение условий хозяйствования под влиянием глобализации
  • 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
    • 2. 1. Методический подход к оценке конкурентоспособности предприятия
    • 2. 2. Отраслевой анализ конкурентоспособности предприятий (на примере шинной промышленности)
    • 2. 3. Анализ влияния отраслевых и региональных факторов на конкурентоспособность предприятия
  • 3. МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ШИННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
    • 3. 1. Исследование влияния процессов глобализации на отраслевые и региональные факторы конкурентоспособности предприятий шинной промышленности
    • 3. 2. Программно-целевой подход к формированию конкурентоспособности предприятий
    • 3. 3. Институциональные аспекты повышения конкурентоспособности

Повышение конкурентоспособности предприятий в условиях глобализации: на примере шинной промышленности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Проблема повышения конкурентоспособности предприятий является в настоящее время одной из наиболее актуальных задач фундаментальных и прикладных исследований в экономике. Одним из важнейших факторов, определяющих развитие формы и методов конкурентной борьбы, является глобализация. В процессе глобализации чрезвычайно обострилась конкуренция между предприятиями за рынки сбыта своих товаров, иностранные инвестиции, инновации и новые технологии. Глобализация представляет собой необратимый процесс, существенным образом изменяющий условия хозяйствования предприятий. Результатом действия механизма конкуренции является селекция товаропроизводителей, основанная на их конкурентоспособности, обладании ключевыми ресурсам, компетенциями. В связи с этим возникает проблема обеспечения конкурентоспособности российских предприятий в новых условиях, определяемых процессом глобализации.

Усиление конкуренции между предприятиями на различных рынках товаров и услуг поставило вопрос об исследовании основных характеристик конкурентоспособного развития предприятий, факторов, влияющих на их конкурентоспособность и возможности повышения конкурентоспособности предприятий в условиях международного разделения труда. Для выработки конкретных мер по повышению конкурентоспособности предприятия необходимо также ответить на вопрос: «Где и как создаются конкурентные преимущества предприятия?». Таким образом, с теоретической и прикладной точек зрения актуальной становится разработка системы формирования конкурентоспособности предприятий, создание методики оценки конкурентоспособности предприятий и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях глобализации. Степень разработанности проблемы.

Теоретическим, методическим и прикладным исследованиям конкурентоспособности посвящены научные труды многих выдающихся экономистов. Среди зарубежных авторов можно отметить таких ученых, как Ансофф И., Ас-сэль Г., Асхайм Б., Вирсема Ф., Данниг Дж., Изаксен А., Каплински Р., Перес К., Портер М., Райнерт Э., Фримэн К., Хамфри Дж., Х. Шмитц, М. Энрайт и др. Среди отечественных ученых значительный вклад в развитие концепций конкуренции и конкурентоспособности внесли Азоев Г. Л., Анискин Ю. П., Бандман М. К., Беленов О. Н., Виханский О. С., Гоголева Т. Н., Градов А. П., Дынкин А. А., Емельянов С. В., Куренков Ю. В., Пилипенко И. В., Туровец.

0.Г., Фатхутдинов Р. А., Эйтингон В. Н., Юданов Ю.И.

Вместе с тем, ряд методологических и практических вопросов, связанных с повышением конкурентоспособности в условиях глобализации, продолжает оставаться недостаточно исследованным и разработанным: конкурентоспособность предприятия рассматривается с позиций высшего руководства и владельцев предприятия и не учитывается его социально-экономическое значение. Остается недооцененной роль общественных и государственных институтов в процессе повышения конкурентоспособности предприятия.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель работы заключается в развитии методологических основ разработки комплекса мероприятий по повышению конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях глобализации. В соответствии с поставленной целью в диссертационном исследовании поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследовать содержание категорий «конкуренция» и «конкурентоспособность».

2. Разработать систему повышения конкурентоспособности предприятия.

3. Провести анализ процессов глобализации и оценить их возможное влияние на формирование конкурентной среды российских промышленных предприятий.

4. Проанализировать существующие методологические подходы к оценке конкурентоспособности предприятий, разработать методику оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающую его эффективность, результативность и конкурентный потенциал.

5. Провести апробацию разработанной методики оценки конкурентоспособности предприятий на примере предприятий шинной промышленности.

6. Разработать математическую модель оценки влияния отраслевых и региональных факторов на показатели конкурентоспособности предприятий и провести ее апробацию на предприятиях шинной промышленности.

7. Определить механизмы влияния глобализации на региональные и отраслевые элементы внешнего окружения предприятий шинной промышленности.

8. Предложить алгоритм применения программно-целевого метода повышения конкурентоспособности предприятия.

9. Выявить региональные факторы внешнего промышленных предприятий и предложить механизмы их регулирования с целью повышения конкурентоспособности предприятий.

Объект диссертационного исследования — российские предприятия шинной промышленности, входящие в группы компаний «Амтел», «Сибур», «Татнефть».

Предмет диссертационного исследования — экономические и организационные механизмы повышения конкурентоспособности российских предприятий в условиях глобализации.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили фундаментальные и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых и практиков в области организации, экономики и управления предприятиями, конкурентоспособности предприятий, глобализации.

В работе применены следующие эмпирические методы исследования: сравнительный анализ, опросы, экспертные оценки, моделирование, корреляционно-регрессионный анализ. Для обобщения и формализации результатов использованы теоретические методы: гипотетико-дедуктивный, формализации, абстрагирования, общелогические методы.

Информационная база диссертационного исследования состоит из документов и материалов органов государственной власти, законодательных и нормативных актов РФ и ее субъектов по вопросам промышленной и внешнеторговой политики, отчетов о хозяйственной деятельности предприятий и организаций, представляемых в государственные органы и публикуемых в Интернет, статистических данных, публикаций результатов научно-исследовательских работ, статей в отраслевой и экономической периодике. Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке концепции повышения конкурентоспособности промышленных предприятий в условиях глобализации, в которой определены механизмы влияния предприятия на элементы внешнего окружения. Основные результаты, обладающие новизной, заключаются в следующем:

1. Предложена система повышения конкурентоспособности предприятия включающая элементы внешней и внутренней среды организации. Система позволяет обосновать применение механизмов влияния промышленных предприятий на внешнее окружение с целью повышения конкурентоспособности.

2. Предложена методика оценки конкурентоспособности предприятия, учитывающая потенциальную конкурентоспособность и эффективность экономической деятельности предприятия. Методика дает возможность получать количественную характеристику уровня конкурентоспособности и сопоставлять конкурентоспособности предприятий различных отраслей и регионов.

3. Разработана методика оценки влияния региональных и отраслевых факторов на показатели конкурентоспособности предприятия, позволяющая выявить наиболее значимые факторы внешнего окружения предприятий. Предложенная методика обосновывает направления взаимодействия предприятий с бизнес-сообществами и региональными органами власти для формирования региональной промышленной политики с целью повышения конкурентоспособности предприятий.

4. Предложен организационный механизм разработки и реализации целевых программ повышения конкурентоспособности промышленных предприятий, в котором определены функциональные направления целевых программ. Отличительной чертой предложенного организационного механизма является его ориентация на поэтапную реализацию мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия.

5. Разработан сценарий изменения отраслевых и региональных факторов внешней среды промышленных предприятий. Предложены рекомендации по повышению конкурентоспособности предприятий с учетом общих институциональных проблем, а также специфических изменений, связанных с присоединением России к соглашениям Всемирной Торговой Организации (ВТО).

Область исследования. Полученные результаты соответствуют п. 3.8 «Оценка деятельности конкурентов и потребителей, ее использование в управлении организациейбенчмаркинг», п. 3.9 «Повышение конкурентоспособности товаров/организаций, стратегия и тактика ведения конкурентной борьбы», п. 3.10 «Методы и формы ценовой/неценовой конкуренции на рынке товаров и услуг» паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг).

Практическая ценность диссертационного исследования заключается в том, что полученные в ней результаты представляют собой конкретные рекомендации и методики для повышения конкурентоспособности предприятий. Практическое значение имеют научные и прикладные разработки, в которых содержатся: прогноз влияния глобализации на конкурентоспособность предприятий шинной промышленности, методика оценки конкурентоспособности промышленного предприятия, описание механизма разработки и реализации целевых программ повышения конкурентоспособности предприятия, рекомендации по улучшению институциональных условий деятельности промышленных предприятий в условиях глобализации. Полученные результаты и рекомендации могут использоваться:

— на предприятиях при планировании маркетинга, для оценки положения предприятия на рынке, а также для разработки и реализации программ повышения конкурентоспособности;

— в органах государственной власти для разработки промышленной, социально-экономической и внешнеэкономической политики.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.

Основные положения работы докладывались и обсуждались на ряде научно-практических конференций. Среди них: Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы реформирования экономики России» (Воронеж, 2003) — международная научная конференция «Современные проблемы экономической теории» (Воронеж, 2004) — всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы развития социальной сферы в транзитивной экономике» (Воронеж, 2005) — международная научно-практическая конференция «Системообразующие процессы в национальной экономике: динамические особенности и управленческие аспекты» (Москва, 2005) — международная научно-практическая конференция «Конкурентоспособность национальной экономики: институциональные основы и факторы» (Москва, 2007) — региональный научный семинар «Управление маркетингом в производственном секторе и секторе услуг» (Воронеж, 2008).

Механизм разработки и реализации целевых программ повышения конкурентоспособности принят в ООО «Амтел-Черноземье» (г.Воронеж) к практическому использованию, что подтверждено актом внедрения.

Разработанные рекомендации по формированию региональной промышленной политики использованы Главным управлением экономического развития Воронежской области при определении мер и инструментов региональной промышленной политики, способствующей улучшению институциональной среды функционирования предприятий, что подтверждено актом внедрения.

Отдельные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс в ГОУ ВПО «Российский Государственный технический открытый университет путей сообщений» для преподавания дисциплин «Управление маркетингом», «Маркетинговые исследования» Публикации. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 печатных работ. В том числе 1 статья в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Список публикаций приведен в конце автореферата. Лично соискателю принадлежат работы [1,2,3,4,5,7]. Работы [6,8] выполнены в соавторстве. В [6] соискателем определены полномочия федеральных, региональных и местных властей при использовании налоговых инструментов промышленной политики, описано влияние налоговых инструментов на внешнюю среду и конкурентоспособность предприятий. В [8] соискателем описаны негативные последствия присоединения России к соглашениям ВТО для промышленности и сельского хозяйства.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 212 страниц. Работа содержит 30 рисунков, 29 таблиц.

Список литературы

включает 140 наименований.

Выводы.

1. Программно-целевой подход является мощным инструментом решения управленческих задач, стоящих перед предприятиями и отраслями экономики. Однако в практической реализации данного метода встречается ряд системных недостатков. В связи с этим необходимо рассмотреть возможность использования программно — целевого подхода для повышения конкурентоспособности предприятий шинной промышленности.

2. Разработка целевой программы повышения конкурентоспособности включает в себя 3 этапа: аналитический, проектный и реализационный, закономерности которых рассмотрены и изучены. Функциональные направления целевой программы повышения конкурентоспособности реализуются посредством комплекса мероприятий, состав которых определяется органом управления. 3. Организационный механизм формирования и реализации целевого программирования представляет собой распределение полномочий и обязанностей субъектов управления целевой программы. В качестве органа, инициирующего комплекс вышеизложенных мероприятий могут выступать руководство предприятий, коллегиальные органы внутриотраслевых и межотраслевых объединений производителей, региональные органы власти.

3.3. Институциональные аспекты повышения конкурентоспособности.

Рассмотренный в предыдущем параграфе программно-целевой подход может быть использован не только на уровне отдельно взятого предприятия шинной промышленности, но и на отраслевом и региональном уровнях. По нашему мнению, данный инструмент в значительной степени способен изменить институциональные условия деятельности предприятий, путем совершенствования их внешнего окружения. Целью настоящего параграфа является подготовка рекомендаций, практического характера, способных улучшить институциональную среду функционирования предприятий шинной промышленности. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

1. Осуществить анализ состояния и выявить проблемы институционального окружения предприятий шинной промышленности.

2. Используя результаты анализа разработать рекомендации по формированию структур и реализации мероприятий на региональном уровне. Рассмотрим основные тенденции и проблемы институционального характера, формирующие внешнее окружение предприятий шинной промышленности. Источниками информации для анализа послужили публикации в периодических изданиях, информация полученная автором в ходе обсуждения проблем развития промышленности Воронежской области с представителями предприятий и органов исполнительной власти.

По итогам 1 половины 2006 года темпы роста промышленного производства к аналогичному периоду в 2005 году составили 106,7%. Шинный завод прекратил выпуск основной продукции — грузовых шин, освоен выпуск легковых шин. В 2002;06 гг. совместно с Администрацией Воронежской области осуществлялось 20 инвестиционных проектов промышленных предприятий по модернизации и техническому перевооружению. В 2006 году были добавлены еще 5 проектов. В Воронежской области ведется реестр инновационных проектов и научнотехнических разработок. В настоящее время их зарегистрировано более трехсот. 70 проектов осуществляются силами самих предприятий. В области подготовлена нормативная база для инноваций: приняты законы «Об инновационной политике на территории области», «О технопарках в Воронежской области». В министерства и ведомства направлено около 200 бюджетных заявок (инновационных проектов) на сумму 2,8 млрд. рублей.

Химическая и нефтехимическая промышленность играет важную роль в экономике Воронежской области. В 2005 году 70% экспорта из Воронежской области в страны дальнего зарубежья приходилось на продукцию этой отрасли, однако более 90% экспорта химической продукции Воронежской области приходится на ОАО «Минудобрения» (г.Россошь).

Все вышеперечисленное позволяет судить о наличии элементов в институциональном окружении промышленных предприятий региона, положительным образом сказывающихся на их деятельности. Однако эксперты при обсуждении условий хозяйствования высказывают мнение о наличии ряда системных институциональных проблем. Основными из них признаются:

Сложности реализации прав собственности;

Несовершенство налоговой системы и налогового механизма;

Рейдерство;

Непоследовательность действий органов власти;

Монополизация отдельных видов экономической деятельности.

Подробно проанализируем проблемы регионального промышленного развития и рассмотрим возможные пути их решения.

Основной проблемой, названной представителями предприятий г. Воронежа является проблема отсутствия эффективных собственников в Воронежской области, что является следствием ряда причин: низкий уровень инвестиционной привлекательности Воронежской области, наличие более инвестиционно привлекательных регионов среди соседей области, отсутствие механизмов рассмотрения хозяйственных споров и противоречий органами исполнительной власти.

Несовершенство налоговой системы и налогового механизма является также довольно распространенной проблемой российского бизнеса. Налоговая система — совокупность налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов. Во второй главе нами была выявлена однозначная обратная взаимосвязь между региональным налоговым бременем и рентабельностью предприятий шинной промышленности. С другой стороны, региональные налоги являются действенным инструментом социально-экономических преобразований, реализуемых властями субъекта федерации. Так, за региональными властями закреплены следующие полномочия в сфере установления налогов: Снижение налога на прибыль предприятий с 24% до 12% для отдельных категорий налогоплательщиков, что потенциально увеличивает чистый финансовый результат предприятий. Согласно налоговому законодательству, данная мера может применяться к предприятиям отдельных категорий по видам экономической деятельности. Известен опыт Калининградской области, успешно использующих эту льготу для развития машиностроения. Однако, анализ использования данного инструмента промышленной политики показывает, что он применяется в регионах, обладающих довольно развитой промышленностью, чтобы компенсировать снижение налоговых поступлений от этого налога, налоговыми поступлениями из других источников. Кроме того, льготы по данному налогу используются для стимулирования развития крупных, градообразующих предприятий, работающих в перспективно развивающихся отраслях. Предприятия шинной промышленности, к сожалению, такими не являются.

Налог на имущество предприятий. Региональные органы власти имеют возможность устанавливать дифференцированные ставки по данному налогу в зависимости от вида экономической деятельности предприятия. Предельная ставка установлена в размере 2%, а базой налогообложения выступает остаточная стоимость имущества предприятий. Повышение ставки по этому налогу стимулирует применение методов ускоренной амортизации имущества, но тормозит инновации. Снижение делает инвестиции в основные фонды для предприятий менее затратными. С другой стороны, основные производственные фонды предприятий шинной промышленности сильно изношены, что делает налоговые доходы от данного налога несущественными для региональных бюджетов. Так, доходы от налога прибыль предприятий в 20 022 006гг в структуре доходов бюджетов субъектов федерации, где расположены предприятия шинной промышленности составляли 43−82% и имели тенденцию к увеличению, то налог на имущество приносил региональной казне тех же субъектов федерации 3−15% доходов, с тенденцией к сокращению. Так по Воронежской области с 2002 по 2006 год доля доходов регионального бюджета по этому виду сократилась с 14,5% до 7,3%. [28]. В том виде, в котором налог существует сейчас, он способен в большей степени выполнять регулирующие, нежели фискальные функции, однако, для стимулирования обновления фондов предприятий шинной промышленности используется недостаточно.

Налог на землю. Несмотря на то, что данный налог является местным, сложности, связанные с изменением процедуры его исчисления и взимания коснулись всех предприятий. Большинство проблем связано с принятием с 2005 года нового земельного кодекса, который обязал предприятия выкупать землю в собственность, одномоментно повысив тем самым расходы предприятий по оплате земли в несколько раз. Вызывает недовольство предпринимателей и механизм определения кадастровой стоимости земли, который устанавливает государственную монополию на этот вид деятельности и делает невозможным оспаривание решений государственных предприятий. Что в целом снижает инвестиционную привлекательность и увеличивает риски производителей регионов. [101].

Единый налог на вмененный доход, несмотря на то, что он используется для налогообложения малых предприятий, осуществляющих определенные виды экономической деятельности, может затронуть интересы предприятий, интегрированных с шинной промышленностью, например, предприятий розничной продажи шин, работающих по франшизе в составе торговой сети предприятия или индивидуальных предпринимателей. Региональные власти имеют возможность дифференцировать ставку по этому налогу, способствуя тем самым развитию сбытовых структур отечественных предприятий шинной промышленности.

Кроме видов и ставок налогов, налоговая система включает в себя налоговый механизм взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. К сожалению, приходится констатировать, что эти взаимоотношения пока далеки от идеальных. Как со стороны предприятий, так и со стороны налоговых органов встречаются нарушения и злоупотребления. По мнению представителей бизнеса, непоследовательные действия государства в налоговой сфере зачастую противоречат ранее декларированным целям и задачам, что множит риски бизнеса. Существующая система взыскания налогов и сборов нарушает основные принципы налогообложения, нестабильна, не обеспечивает равенства условий налогообложения, высокозатратна, ориентирована на реализацию преимущественно фискальной функции. При этом функция контроля за соблюдением правильности исполнения налогового законодательства носит подчиненный характер. На практике это означает злоупотребления административными полномочиями по отношению к налогоплательщикам и рост издержек бизнеса, связанных с неправомерной деятельностью налоговых органов, что ставит его (бизнес) в заведомо невыгодное положение в сравнении с неплательщиками налогов.

В связи с этим предлагаются следующие направления совершенствования налогового законодательства (в части 1 НКРФ):

• ограничить объем документов в рамках камеральной проверки до разумных пределов;

• исключить возможность использования контрольных мероприятий, таких как встречная, выездная и повторная проверки как инструментов давления на бизнес;

• установить ответственность должностных лиц налоговых органов за злоупотребления.

• определить правовой статус писем Минфина, разъясняющих нормы налогового законодательства.

Существующая практика налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, к которым относятся и предприятия интегрированных нефтехимических холдингов «Сибур», «Амтел» и «Татнефть» является неэффективной для государства и обременительной для налоговиков. В связи с этим предлагается:

• ввести критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших;

• регламентировать процедуры контрольных мероприятий в отношении крупнейших налогоплательщиков (какая налоговая инспекция какие налоги администрирует, порядок предоставления запрашиваемых документов).

• проводить учет крупнейших налогоплательщиков в одном налоговом органе;

• создать системы электронного оборота документов между налогоплательщиком и налоговым органом и между налоговыми структурами.

У Воронежских промышленников также есть ряд серьезных претензий к налоговым структурам. Бизнесу постоянно приходится доказывать свою добросовестность. Необходимо закрепить законодательно презумпцию добросовестности налогоплательщика.

Сложилась негативная практика возмещения НДС на экспортируемую продукцию, что делает выход на зарубежные рынки невыгодным, и ухудшает конкурентоспособность предприятий шинной промышленности на внешних рынках. НДС возвращают только в судебном порядке, задержки по выплатам составляют 3−6 месяцев, из-за чего замораживается значительная доля оборотных средств предприятия. Предложение ФНС возмещать НДС только после оплаты отгруженной продукции не решает проблему замораживания оборотных средств. На наш взгляд, возможен компромисс — основная проблема возмещения НДС — снижение ликвидности оборотных средств предприятий. Возможно сделать это возмещение торгуемым, например, в виде государственной ценной бумаги или аккредитива. Подобная мера позволит также бороться с фирмами-однодневками, торгующими по экспортным схемам.

Одним из проявлений опасности внешнего окружения фирм является недружественное поглощение бизнеса. По рентабельности этот вид «бизнеса» превосходит все виды производства. За последние годы попытки недружественного поглощения наблюдались в отношении предприятий Упмаш, ВЗСАК, НПО Энергия, Водмашоборудование, ВЭКС, ОКБМ, Борисоглебский котельно-механический завод. Выработкой механизма, который пресечет незаконные захваты предприятий, занимается координационный совет при администрации Воронежской области.

С принятием в 2002 году новой редакции федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» процедуры банкротства перестали применяться в качестве основного механизма недружественных поглощений. Теперь для захвата используются недостатки корпоративного управления и законодательства. МЭРТ подготовило концепцию развития корпоративного законодательства на период до 2008 года. Разрешение конфликтов в бизнес-среде силами самого делового сообщества может стать более эффективным, чем использование для этих целей государственной судебной системы. Необходима организация при РСПП системы органов альтернативного разрешения споров, включающую в себя:

1. объединенную комиссию по корпоративной этике;

2. объединенную службу медиации (посредничества);

3. третейский суд по разрешению корпоративных споров.

На региональном уровне выработкой механизма, который пресечет незаконные захваты предприятий, занимается координационный совет при администрации Воронежской области. Пока не существует эффективных механизмов предупреждения рейдерских атак на предприятия, производители, обладающие привлекательными активами (прежде всего недвижимостью в городах) не будут чувствовать себя в безопасности, что увеличивает транзак-ционные издержки предприятий, делает корпоративное управление непрозрачным, а предприятия непривлекательным для инвестиций. С другой стороны, группы, промышляющие этим видом деятельности немногочисленны, и известны. Что, однако, не облегчает борьбы с ними. Даже если захват предприятия не удается, попытка захвата приводит к разрушительным для предприятия последствиям: нарушением экономических связей предприятия, проблемами с контролирующими органами, ухудшением деловой репутации, убыточностью.

Еще одна проблема институционального характера — непоследовательность действий и отсутствие координации между деятельностью различных органов власти, усугубляющаяся наличием конфронтации между региональными и местными властями. Наиболее распространенные примеры таких явлений:

1. Отзыв ранее полученных предпринимателями разрешений, в период, когда часть инвестиций уже осуществлена;

2. Дополнительные требования органов власти участвовать в создании местной инфраструктуры.

3. Формирование механизмов противодействия в многочисленных административных структурах, тормозящих и саботирующих реализацию решений вышестоящих органов власти. Все это формирует неблагоприятный инвестиционный имидж региона и снижает конкурентоспособность предприятий шинной промышленности, расположенных на этой территории. В случае любого скандала или разбирательства в инвестиционной сфере снижается переговорная активность потенциальных инвесторов, замораживаются на неопределенное время уже одобренные инвестиционные проекты, а это означает убытки всех субъектов региональной экономической системы.

Воронежским журналом «Де Факто» был проведен опрос компаний, осуществляющих инвестиционную деятельность в Центрально-Черноземном регионе, целью которого было выявление негативных факторов, препятствующих инвестициям. В результате было выявлено 5 ключевых проблем: [18].

1. «Плохой» имидж региона (в федеральных СМИ регион часто звучит в негативном контексте).

2. Коррумпированность региональной власти (чиновники требуют «откаты» за вход на региональный рынок).

3. Блокирование инвестиционных проектов местным бизнесом, сросшимся с властью.

4. Отсутствие здоровой административной практики, непрозрачность административных процедур (получение разрешения на строительство, прохождение экспертиз, получение заключений контролирующих органов и т. п.).

5. Отсутствие достаточной юридической базы для реализации инвестиционных проектов.

Среди остальных областей Черноземья Воронежская область характеризуется самыми высокими показателями инвестиционной непривлекательности. [18].

Еще одно направление качественного изменения внешнего окружения предприятий — формирование информационного пространства. В настоящее время данная задача выполняется Центром субконтрактации, однако он, по большей части, выполняет посредническую функцию. Другие меры по развитию этого элемента окружения предприятий — формирование благоприятного имиджа региона, организация выставок, участие предприятий и представителей администрации в проводимых в других регионах промышленных выставках, создание справочных информационных ресурсов по предприятиям и организациям региона.

Все вышеперечисленное обосновывает необходимость разработки и реализации комплексной целевой программы по улучшению инвестиционного климата и институциональных условий хозяйствования в Воронежской области. Однако, здесь были перечислены проблемы, существующие независимо от присоединения России к соглашениям ВТО. Далее будут рассмотрены угрозы и вызовы для предприятий региона вообще и шинной промышленности в частности, связанные с глобализацией, а также рассмотрены возможные способы их разрешения.

Одним из достоинств присоединения России к ВТО называют получение доступа российских производителей к механизму рассмотрения торговых споров. Российские производители в настоящее время являются едва ли не самыми дискриминируемыми в мировой торговле. По нашему мнению, присоединение России к соглашениям ВТО не сможет существенным образом улучшить их положение. Это показывает опыт стран-членов ВТО, также терпящих убытки от дискриминации их товаров. В то же время ВТО дает возможность использовать защитные меры, выходящие за рамки договоренностей ВТО. Это статья VI ГАТТ-94 (Антидемпинговый кодекс), связанное с ним Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах, Соглашение о защитных мерах. Однако использование этих инструментов предусматривает определенные процедуры и правила, регламентирующие применение защитных мер. Они предусматривают следующие этапы: расследование и публичное слушание дела, публикацию доклада с выводами и рекомендациями, уведомление Комитета по защитным мерам — специализированного органа ВТО, проведение консультаций со странами-членами ВТО, заинтересованными в экспорте товара, в отношении которого рассматривается возможность использования защитной меры [31 С.147]. Расследование может быть начато как по инициативе правительства страны, так и по требованию производителей, чье совместное производство составляет большую часть национального производства товаров. По сложившейся практике, в качестве заявителей, как правило, выступают ассоциации производителей товара.

Компетентным органом, уполномоченным инициировать расследования по применению компенсационных мер является Министерство экономического развития и торговли, в структуре которого есть департаменты торговых переговоров и регулирования внешнеэкономической деятельности, в полномочия которых, по-видимому, и будет входить рассмотрение и инициализация подобного рода споров. Однако, подготовкой материалов для таких расследований могут заниматься сами производители. Учитывая то обстоятельство, что шинная промышленность в России представляет собой олигополию, с организационной точки зрения участникам отрасли будет несложно скоординировать свои действия в случае возникновения серьезных угроз для бизнеса со стороны импортеров.

С другой стороны, положение производителей может ухудшиться на отдельно взятых региональных рынках, а в настоящий момент механизма, позволяющего эффективно отстаивать свои интересы на региональном уровне не существует. В качестве компетентного органа, полномочного предоставлять информацию для проверки на предмет возможности инициации защитных мер, автором предлагается использование специализированных структур при территориальных торгово-промышленных палатах и региональных и отраслевых союзов предпринимателей.

Присоединение России к ВТО в значительной степени способно изменить условия хозяйствования предприятий, и содержит как угрозы, так и возможности, о чем подробно говорилось в первой главе работы. Однако, для того, чтобы иметь возможность воспользоваться преимуществами ВТО и успешно противостоять угрозам, необходима подготовка специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.

В Воронежской области создана Межведомственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Воронежской области в связи с присоединением России ко Всемирной торговой организации, в рамках которой образованы три постоянные рабочие группы. К настоящему времени в Воронежской области разработана методика проведения анализа научно-технического и производственного потенциалов отраслей промышленности и АПК, состояния рынков товаров и услуг. Кроме того, подготовлена информационная база и проведено анкетирование предприятий области. Разработана экономико-математическая модель оценки социально-экономических последствий присоединения России к ВТО для Воронежской области. Вырабатываются рекомендации по поддержке областного экспорта товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости. В Воронежской области создан Региональный центр переподготовки и обучения кадров к работе в условиях присоединения России к ВТО. Осуществляется разработка методических материалов. Однако, не смотря на все предпринимаемые усилия, специалистов не хватает. В связи с этим предлагается ввести специальную дисциплину в образовательный процесс подготовки студентов высших учебных заведений по экономическим и юридическим специальностям.

Кроме кадрового обеспечения необходимо также создание механизма, обеспечивающего контроль за внедрением и соблюдением договоренностей ВТО на региональном уровне. Так, среди основных выгод, которые потенциально могут получить российские производители — изменение правового режима. В настоящее время проблема дерегулирования бизнеса стоит достаточно остро, и это характерно не только для предприятий шинной промышленности. Дерегулирование представляет собой вмешательство органов государственной власти, ухудшающее положение предприятий, проявления злоупотребления властью в отношении участников рынка. Одна из причин дерегулирования — непрозрачность законодательства, совмещение контрольных функций организаций с функцией оказания услуг (напрямую или через различные схемы). Внедрение принципа транспарентности, декларируемого соглашениями ВТО, позволит, по мнению автора, существенно улучшить институциональную среду организаций и предприятий, повысив тем самым их конкурентоспособность. Так, принцип транспарентности предусматривает, что нормативные акты, регламентирующие различные сферы деятельности предприятий (и которые содержат критерии контроля со стороны государственных структур) должны вступать в силу те ранее, чем через 6 месяцев с момента опубликования. Предусматривается возможность консультаций по поводу разработки подобных норм и правил. Для реализации принципа транспарентности, по мнению автора, необходимо следующее:

1. Установить круг субъектов контроля участников экономической деятельности. Перечень учреждений и предприятий, наделенных полномочиями контроля, утвердить нормативным актом.

2. Определить круг полномочий контрольных органов: причины проведения проверок, частоту проведения проверок, объем затребуемой документации, возможность наложения ограничительных мер и т. д.

3. Проекты регламентирующих документов должны согласовываться всеми контролирующими органами, с целью исключения взаимно противоречивых требований.

4. Определить порядок публикации и правовой экспертизы нормативных актов контролирующих органов. Правила публикации должны предусматривать издание проектов нормативных актов, руководящих документов и т. п. в печатных изданиях (специализированных или массовых), на сайте соответствующей организации для предварительных консультаций с целью согласования и внесения изменений. Правовая экспертиза должна проводиться на предмет согласованности и соответствия действующему законодательству. Запретить использование документов, принятых к руководству в обход вышеизложенной процедуры.

5. Предусмотреть возможность наложения ограничительных мер на период проведения проверки только в судебном порядке.

6. Установить ответственность должностных лиц, допустивших нарушение вышеизложенных правил.

7. На законодательном уровне признать недействительность любого рода контролирующих действий, противоречащих данным правилам Другое направление обеспечения прозрачности деятельности государственных органов власти — реализация государственных заказов и закупок. Как показывают опросы предприятий, несмотря на расширение государственных заказов, процедура конкурсов на их распределение еще далека от совершенства. Несмотря на высокое качество законодательства о государственных закупках, которое предусматривает проведение конкурсов даже в тех случаях, когда поставщиком может служить всего лишь одно предприятие, практика его применения еще далека от совершенства, а методика и механизм выявления злоупотреблений еще не отработаны.

Вопросами обеспечения транспарентности государственного регулирования и проведения конкурсов на государственные закупки должна заниматься специально организованная структура, включающая в себя представителей законодательной и исполнительной властей, а также наиболее заинтересованных участников — представителей бизнеса. Базой для формирования подобного рода структуры может послужить специальный комитет в рамках региональной Торгово-Промышленной Палаты.

Все перечисленные в данном параграфе задачи по изменению институциональной среды бизнеса затрагивают не только предприятия шинной промышленности, однако улучшение условий хозяйствования приведет к росту конкурентоспособности всех предприятий региона. Наилучшей формой разработки и реализации мер по улучшению институционального окружения предприятий может служить региональная целевая программа. Правила и принципы создания и проведения целевых программ были рассмотрены в предыдущем параграфе. Выводы:

1. Институциональные аспекты внешнего окружения предприятий с трудом поддаются количественной оценке, однако представляют собой важный элемент внешнего окружения предприятий.

2. Основными институциональными проблемами функционирования предприятий промышленности являются: несовершенство налоговой системы и налогового механизма, непоследовательность действий органов власти, снижающая эффективность мер экономической политики, отсутствие эффективных механизмов защиты прав собственности, затрудняющая, с одной стороны, развитие предприятий, а с другой, способствующая такому негативном явлению, как рейдерство.

3. Глобализация в форме присоединения России к соглашениям ВТО означает появление новых возможностей и угроз для российских предприятий, и для того, чтобы успешно противостоять опасностям и реализовывать плюсы, необходимо, во-первых, соответствующее кадровое обеспечение, а во-вторых, наличие работоспособных механизмов противодействию нечестной конкуренции со стороны иностранных производителей (антидемпинговый комитет), структур контролирующих и обеспечивающих реализацию принципов ВТО на региональном уровне.

4. Наилучшей формой реализации вышеперечисленных мер является региональная целевая программа, основную роль в которой должны играть представители бизнес-сообщества, региональные исполнительны и законодательные органы власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обобщая результаты диссертационного исследования, можно отметить, что глобализация существенным образом изменяет условия хозяйствования предприятий, и при отсутствии целенаправленных скоординированных усилий представителей бизнес-сообщества и органов власти снижение конкурентоспособности неминуемо. Проведенные теоретические и практические исследования конкурентоспособности предприятий шинной промышленности позволили сделать следующие выводы:

1. В результате теоретических исследований сущности и содержания конкуренции, категория «конкуренция» рассматривается и как структура рынка, и как процесс. Формы конкуренции экономических субъектов разнообразны, они формируются под влиянием территориальных, отраслевых, государственных, рыночных факторов. Концепции конкурентоспособности предприятий описывают процесс формирования конкурентоспособности предприятия как результат действия территориальных и отраслевых факторов внешнего окружения. Под конкурентоспособностью в широком смысле следует понимать способность субъекта достигать поставленных целей в настоящем и будущем. Зачастую конкурентоспособность предприятия рассматривается с позиций достижения целей высшего руководства и владельцев предприятия, при этом остается недооцененной социально-экономическое значение конкурентоспособности предприятий.

2. Система повышения конкурентоспособности предприятия состоит из объектов повышения конкурентоспособности предприятий и субъектов (самих предприятий и субъектов внешнего окружения). Механизмы взаимодействия формируют связи между субъектами и объектами повышения конкурентоспособности предприятий, при этом особое внимание уделено роли элементов внешнего окружения в процессе повышения конкурентоспособности предприятия. Определены и описаны отраслевые и региональные факторы внешнего окружения.

3. В работе было исследовано влияние глобализации на условия хозяйствования предприятий. Основными субъектами реализации глобализацион-ного процесса являются транснациональные корпорации и международные организации. Наибольших изменений в хозяйственной среде организаций следует ожидать при присоединении России к ВТО. Присоединение России к ВТО существенным образом скажется на условиях хозяйственной деятельности российских предприятий и, как следствие, на их конкурентоспособности. В случае присоединения России к ВТО конкурентоспособные отрасли, успешно работающие на мировом рынке, получат дополнительные выгоды, а среди предприятий неконкурентоспособных отраслей произойдет сокращение неэффективных производств, что будет прямым следствием усиления конкуренции со стороны иностранных производителей. Также, присоединение к ВТО приведет повышению мобильности трудовых и финансовых ресурсов и, как следствие, к обострению межотраслевой конкуренции.

4. Существует несколько подходов к оценке конкурентоспособности предприятия. Органы власти, научно-исследовательские учреждения, отраслевые объединения производителей проводят мониторинговые исследования с целью формирования промышленной политики, принятия инвестиционных решений, сбора информации для научных целей. Рейтинговые исследования, проводимые деловыми изданиями, предоставляют информацию о конкурентоспособности предприятий широкому кругу заинтересованных лиц. Сами предприятия и обслуживающие их консалтинговые организации осуществляют оценку перспективности отдельных бизнес-направлений, анализ эффективности, определение стратегии развития с помощью инструментов корпоративного стратегического планирования, что также подразумевает оценку конкурентоспособности предприятия и его отдельных бизнес-единиц. Использование одинаковых методов анализа и принятия решений органами государственной власти и предприятиями создает предпосылку для более эффективного взаимодействия между ними по вопросам формирования промышленной политики и повышению конкурентоспособности предприятий.

5. Существующие методики оценки конкурентоспособности предприятия обычно учитывают показатели эффективности и результативности предприятия, при этом в качестве приоритетных выступают цели владельцев и руководителей предприятий, при этом недооценивается социально-экономическое значение конкурентоспособности предприятия. Предложенная в работе методика содержит систему показателей, которая включает и показатели достижения целей, и показатели, характеризующие потенциал конкурентоспособности предприятия. Применение различных способов исследования (экспертных оценок, анализа статистической отчетности) делают оценку более обоснованной и комплексной. Методика апробирована для получения оценки конкурентоспособности предприятий шинной промышленности.

6. Конкурентоспособность промышленных предприятий в значительной степени зависит от факторов внешнего окружения. С практической точки зрения целесообразна разработка методики для оценки влияния факторов внешнего окружения на отдельные показатели конкурентоспособности предприятия. В результате исследования выдвинут ряд гипотез о влиянии отраслевых и региональных факторов внешнего окружения на показатели конкурентоспособности предприятий шинной промышленности. Для проверки этих гипотез была разработана методика, включающая систему показателей, характеризующих конкурентоспособность предприятия и элементы его внешнего окружения, построена математическая модель взаимозависимости этих показателей. В результате удалось доказать некоторые из гипотез относительно влияния региональных факторов на конкурентоспособность предприятий. Так как оценивалось влияние внешнего окружения на конкурентоспособность предприятий одной отрасли, то выявить зависимость конкурентоспособности предприятия и отраслевых факторов внешнего окружения не представляется возможным.

7. Дальнейшая интеграция экономики России в мировое хозяйство и последующее присоединение к соглашениям ВТО повлечет за собой изменение внешнего окружения предприятий. Данные изменения можно разделить на общеэкономические, отраслевые и региональные. Общеэкономическое влияние связано с изменением институциональной среды предпринимательства. Отраслевое влияние глобализации не ограничивается только рамками конкретной отрасли, но представляет собой комплексное воздействие на предприятия отрасли, поставщиков и потребителей, а также отраслей оказывающих индустриальные услуги. Наиболее серьезные негативные социальные и экономические последствия от присоединения к ВТО Россия может получить прежде всего в регионах: в силу неравномерного размещения по территории страны относительно конкурентоспособных производств, острой структурной проблемы неэффективного размещения производств по территории страны.

8. Одним из инструментов решения управленческих задач, стоящих перед предприятиями и отраслями экономики является программно-целевой подход. Необходимо рассмотреть возможность использования программноцелевого подхода для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий. Разработка целевой программы повышения конкурентоспособности включает в себя три этапа: аналитический, проектный и реализационный. Организационный механизм формирования и реализации целевого программирования представляет собой распределение полномочий и обязанностей субъектов управления целевой программы. В качестве органа, инициирующего комплекс вышеизложенных мероприятий, могут выступать руководство предприятий, коллегиальные органы внутриотраслевых и межотраслевых объединений производителей, региональные органы власти.

9. Серьезными проблемами, снижающими конкурентоспособности промышленных предприятий, являются недостатки функционирования государственных и общественных институтов, формирующих внешнюю среду промышленных предприятий. В результате анализа деловых региональных периодических изданий, а также из бесед с представителями бизнеса нами были выявлены и описаны общие институциональные проблемы функционирования предприятий промышленности: несовершенство налоговой системы и налогового механизма, непоследовательность действий органов власти, снижающая эффективность мер экономической политики, отсутствие эффективных механизмов защиты прав собственности, затрудняющая, с одной стороны, развитие предприятий, а с другой, способствующая такому негативному явлению, как рейдерство. Каждая из перечисленных проблем повышения конкурентоспособности промышленных предприятий проанализирована и на основе проведенного исследования приведены рекомендации по формированию региональной промышленной политики, способствующей улучшению институциональной среды функционирования промышленных предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы. / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. М.: ОАО «Типография «новости», 2000. 256с.
  2. Амтел будет делать голландские колеса / Пресс-служба ООО «Холдинговая компания «Амтел». 04 ноября 2004 г.
  3. И. Новая корпоративная стратегия. / И.Ансофф. СПб.:Питер1. Ком. 1999. 416с.
  4. Ю.Н. От проблемы к цели: горизонты комплексных программ. /
  5. Ю.Н. Баженов. М.:Мысль, 1987. 239с.
  6. М.И. Теория экономического анализа / М. И. Баканов, А. Д. Шеремет. М.:Финансы и статистика, 1995. 390с.
  7. О.Н. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность промышленных предприятий: подходы, анализ, оценка. / О. Н. Беленов, В. В. Долгих. Воронеж: издательство ВГУ, 2004. 80с.
  8. В.И. Анализ конкурентоспособности фирмы. / В. И. Белоусов //
  9. Менеджмент в России и за рубежом. 2001. — № 5.
  10. Бернс Уильям. ВТО и американо-российские отношения / У. Бернс1. Коммерсантъ, 07.12.2006
  11. М.Х. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. / М. Х. Бест М.:ТЕИС, 2002. 356с.
  12. О.Н. Разработка эффективной стратегии управления предприятиями нефтехимической промышленности на основе сбалансированной системы показателей. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ О.Н. Бондаренко- МГУ. М, 2005. — 149с.
  13. Бум, крах и будущее: анализ австрийской школы / Пер. с англ., сост. А. В. Куряев. М.:ООО Социум, 2002, — 220с.
  14. О.С. Стратегическое управление: учебник. / О. С. Виханский. -М.:Изд-во МГУ, 1995. 252с.
  15. Волтайр, ОАО годовой отчет эмитента, 2004 год. — Материалы сайта Законодательство и инвестиции. http://www.lin.ru
  16. Волтайр, ОАО годовой отчет эмитента, 2005 год. — Материалы сайта Законодательство и инвестиции. http://www.lin.ru
  17. А. А. Технология шинного производства. / А. А. Вольнов, В.В. Ра-гулин. М.: Химия, 1981. — 264 с.
  18. Х.А. Конкурентоспособность глобальных предприятий / Х. А. Вютрих, В. Б. Винтер. // Проблемы теории и практики управления. 1995. — № 3.
  19. М. Инвестиционная непривлекательность / М. Гальперин // ДеФакто. 2006. № 10.
  20. М. Конкурентоспособность на микро-, мезо- и макроуров-невом измерениях // М.Гельвеновский. // РЭЖ. 1998. — № 3.
  21. И.Н. Менеджмент: учебник. / И. Н. Герчикова. М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 480с.
  22. Т.Н. Конкуренция: сущность, закономерность, регулирование: Монография / Т. Н. Гоголева. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. — 480с.
  23. Годовой отчет ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Черноземье» за 2005 г. -Материалы сайта Амтел-Фредештайн. http://www.amtd-vredestein.ru/investors
  24. Е.П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. -1999. № 2.
  25. В.В. В поисках совершенствования управления: руководство для высшего управленческого персонала. М.: БЕК, 1995. — 490с.
  26. М.М. Международные рейтинги конкурентоспособности и что они на самом деле измеряют? / М. М. Горбанев // Дискусиионная работа, Институт комплексных стратегических исследований, май 2002. 21с.
  27. Группа Michelin в России. http:// www.michelin.ru
  28. И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность: Очерки развития российских предприятий. / И. Б. Гурков М. ТЕИС, 2003. -236с.
  29. Данные об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации в 2002 2006гг. Материалы сайта Федерального Казначейства (Федеральной службы). — http://www.roskazna.ru
  30. С. Налоги вне политики / С. Дуканов // ДеФакто. 2006. № 10.
  31. И.Л. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособностьтовара / И. Л. Дулисова. http://marketing.spb.ru/read/essai/6.htm
  32. И.И. Всемирная Торговая Организация. / И. И. Дюмулен.
  33. М.:ЗАО «Издательство Экономика», 2003. 271с.
  34. Ежеквартальный отчет ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Поволжье» 3квартал 2006 г. Материалы сайта ОАО Шинный комплекс «Амтел-Поволжье». — http://www.tyre.kirov.ru/openinfo.html
  35. Ежеквартальный отчет ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Черноземье» за2 квартал 2006 г. Материалы сайта Амтел-Фредештайн. -http://www.amtel-vredestein.ru/investors
  36. Ежеквартальный отчет ОАО «Шинный комплекс «Амтел-Черноземье» за4 квартал 2005 г. Материалы сайта Амтел-Фредештайн. -http://www.amtel-vredestein.ru/investors
  37. С.В. США: международная конкурентоспособность национальной промышленности, 90-е годы XX века. М.:Международные отношения, 2001. 405с.
  38. В.С. Классические модели стратегического анализа и планирования: модель Shell/DPM. / В. С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. 1998. № 3.
  39. В. Д. Управление развитием предприятия на основе повышения его конкурентоспособности: Автореф. дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ В. Д. Жданкин- Тольяттинский филиал военного инженерно-технического университета. Н. Новгород, 2000. — 23с.
  40. И.У. Метод расчета интегральной конкурентоспособностипромышленных, торговых и финансовых предприятий. / И. У. Зулькарнаев, Л. Р. Ильясова // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 4. -С32.
  41. Интервью Управляющего директора Всемирного банка Грэма Уилера агентству Прайм-Тасс // Прайм-Тасс, 11.12.2006
  42. Р. Распространение положительного влияния глобализации. / Р. Каплински. М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 68с.
  43. Т.М. Конкурентоспособность фирм. / Т. М. Каретников, М. В. Каретников. Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996. — 288с.
  44. Н. Результаты работы промышленности Воронежской области в первом полугодии 2006 года. (пресс-конференция с В. Клейменовым) / Н. Карпачева // Промышленные вести. 2006. — № 7.
  45. И. Конкуренция и предпринимательство / Пер с англ. под ред. А. Н. Романова. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 239с.
  46. Китаев Б. Инвестиционные предрассудки / Б.Китаев. // ДеФакто. 2006. № 5.
  47. Конкурентоспособность России в глобальной экономике / А. А. Дынкин, Ю. В. Куренков, Ю. Л. Адно, С. А. Афонцев и др. М.: Международные отношения, 2003. — 376с.
  48. Т. Стратегия и структура японских предприятий. / пер. с англ. -М.:Прогресс, 1967. 384с.
  49. Концепция стратегического управления Boston Consulting Group. Материалы сайта компании iTeam. http://www.iteam.ru
  50. Концепция стратегического управления General Electric / McKinsey. Материалы сайта компании iTeam. http://www.iteam.ru
  51. А.М. Управление конкурентоспособностью фирмы // Методические основы организации конкурентоспособного производства: Материалы конференции. / А. М. Коротков. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999. -Т.2. — С.32.
  52. Э.Г. Геоэкономика (освоение мирового геоэкономического пространства) / Э. Г. Кочетов. М.:БЕК, 2002. — 480с.
  53. Э.Г. Глобалистика: теория, методология, практика. / Э. Г. Кочетов. М.:НОРМА, 2002. — 672с.
  54. В.В. Принципы и факторы построения системы показателей конкурентоспособности предприятия. / В. В. Криворотов. // Проблемы развития национальной экономики. Москва, 2005. — Вып. 1. — С. 1−6
  55. А. Заключение договора доверительного управления как способ защиты активов / А. Крупский // Промышленные вести. 2006. — № 4.
  56. А.Б. Конкуренция в вопросах и ответах. / А. Б. Кулешова. -М.:ТК-Велби, 2004. 256с.
  57. П. Инвестор в колесе / П. Куликов // Секрет фирмы. -2006. № 24.
  58. П. Подколесная борьба / П. Куликов // Секрет фирмы. 2005. № 37 (124)
  59. А. Кризис системы ГАТТ/ВТО / А.Куряев. СПб.: Питер, 2004. -132с.
  60. А.Р. Проблемы методологии и организации разработки комплексных программ. / А. Р. Лейбкинд, Е. В, Руднева, Б. Л. Рудник. -М.:Наука, 1983. 111с.
  61. И.М. Целевые комплексные программы. / И. М. Макаров, В. Б. Соколов, А. П. Абрамов. М.:Знание, 1980. 193с.,
  62. Материалы Рабочей группы РСПП по присоединению России к ВТО. http://www.rgwto.ru
  63. Материалы сайта Федеральной службы статистики. http://www.gks.ru
  64. .А. Разработка метода и механизма оценки конкурентоспособности предприятий: на примере шинной промышленности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05/Б.А. Мезенцев- ГУУ. М, 2002. — 146с.
  65. М.Х. Основы менеджмента. / М. Х. Мескон, Н. Альберт, Ф.Хедоури. Пер. с англ. М.:Дело ЛТД, 2000. — 704с.
  66. Методические рекомендации по организационно-экономическому механизму формирования и реализации целевых комплексных программ цикла «Наука-производство» (ЦКП-НП). М.:Изд. Система, 1991. 221с.
  67. Т. Конкурентные преимущества глобальных компаний как результат прямых инвестиций. Т. Михальски К. Раше // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 2. С.74−81.
  68. Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства. / Ю. В. Мишин. М.:Новый век, 2000. 212с.
  69. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО: / А. Д. Некипелов, А. Е. Лебедев, А. Г. Гранберг, В. В. Ивантер и др. М.: РАН, 2002. 125с.
  70. Новости с заседания Правления РСПП // Промышленые вести. 2006. -№ 6.
  71. О возможных последствиях присоединения России к ВТО / Аналитический доклад.
  72. О состоянии, проблемах, первоочередных мерах по присоединению России к ВТО. / Доклад рабочей группы Государственного совета Российской Федерации. http://www.rgwto.ru
  73. ОАО Красноярский шинный завод ежегодный отчет эмитента 2004 г.
  74. Материалы сайта Законодательство и инвестиции. http://www.lin.ru
  75. ОАО Красноярский шинный завод квартальный отчет эмитента 3 квартал 2005 г. Материалы сайта Законодательство и инвестиции. -http://www.lin.ru
  76. ОАО Московский шинный завод квартальный отчет эмитента, 2005 год, 1 квартал. Материалы сайта Законодательство и инвестиции. -http://www.lin.ru
  77. ОАО Нижнекамскшина квартальный отчет эмитента, 2005 год, 4 квартал. Материалы сайта Законодательство и инвестиции. http://www.lin.ru
  78. ОАО Нижнекамскшина о компании. Материалы сайта ОАО Нижнекамскшина, http://www.shina-kama.ru
  79. ОАО Нижнекамскшина годовой отчет, 2005 год, Материалы сайта ОАО
  80. Нижнекамскшина, http://www.shina-kama.ru
  81. ОАО Нижнекамскшина квартальный отчет эмитента, 3 квартал, 2006 год.
  82. Материалы сайта ОАО Нижнекамскшина, http://www.shina-kama.ru
  83. ОАО Омскшина годовой отчет эмитента 2005 год. Материалы сайта
  84. ОАО Омскшина. http://www.omsktyre.ru
  85. ОАО Омскшина квартальный отчет эмитента 3 квартал 2006 года. Материалы сайта ОАО Омскшина. http://www.omsktyre.ru
  86. ОАО Уральский шинный завод. Ежеквартальный отчет эмитента 4 квартал 2004 года. Материалы сайта Законодательство и инвестиции. -http://www.lin.ru
  87. ОАО Шинный комплекс «Амтел-Поволжье» (о предприятии). Материалысайта Правительства Кировской области. http://www.ako.kirov.ru
  88. ОАО Ярославский шинный завод: ежеквартальный отчет эмитента 3 квартал 2006 года. Материалы сайта ОАО Ярославский шинный завод. -http://www.yashz.ru
  89. Организация производства / Под ред. О. Г. Туровца. Воронеж: ВПИ, 1993.- 384с.
  90. Основные направления рецептуростроения резин для легковых шин./Подред. Гришина B.C., Власова Г. Я. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996. — 172 с.
  91. Официальный сайт ВТО на русском языке. http://www.wto.ru
  92. Оценка социальных и экономических последствий присоединения Россиик ВТО: Отчет о НИР / ГУУ- Рук. А.Данильцев. М., 2003
  93. В.И. Управление эффективностью экономических процессов. / В. И. Павлюченко. М.:Мысль, 1986. — 255с.
  94. В.Ю. Организационно-экономический механизм повышения эффективности функционирования промышленного предприятия. Дис. канд. экон. наук: 08.00.05/ В. Ю Пестов- ВГТУ. Воронеж, 2004. — 247с.
  95. И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в мировом хозяйстве. / И. В. Пилипенко. // Известия академии наук. Серия географическая. 2003. — № 6. — С.15−25.
  96. И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. / И. В. Пилипенко. Смоленск: Ойкумена, 2005. 496с.
  97. Повестка дня 2006 2008 (выступление А. Шохина на XV съезде РСПП 18 апреля 2006 г.) // Промышленные вести. — 2006. — № 4.
  98. Повестка дня 2006 2008 (резюме XV съезда РСПП 18 апреля 2006 г.) // Промышленные вести. — 2006. — № 4.
  99. С. А. От анализа глобального рынка к стратегии конретного предприятия. / С. А. Попов // Консультант директора. 1998. — № 6. — С.9−15.
  100. С.А. Стратегическое управление: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 4. / С. А. Попов. М. Инфра-М, 1999. 344с.
  101. М. Конкуренция. / М.Портер. М.: Издательский дом Вильямс, 2003. 496с.
  102. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества стран: Учеб. пособие / М. Портер. Пер. с англ. — М.: Международные отношения, 1993. — 496с.
  103. Постановление Воронежской области № 320 от 28 апреля 2003 г. «О концепции развития промышленности Воронежской области на 2003−2007 годы.
  104. Постановление Воронежской области № 582 от 16 апреля 2005 г «О порядке разработки и реализации областных целевых программ»
  105. Постановление Правительства РФ № 594 от 26 июня 1995 г «Опорядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»
  106. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. / О. Братимов, Ю. Горский, М. Делягин, А.Коваленко. М.:ИНФРА-М, 2000. — 96с.
  107. И. Вопрос о земле: еще раз о главном / И. Пыркова // Промышленные вести. 2006. — № 7.
  108. . А. Современный экономический словарь. / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева, М.: Инфра-М, 2003, — 480с.
  109. К.В. Россия и ВТО: правда и вымыслы. / К. В. Ремчуков М.: Международные отношения, 2002. 320с.
  110. Ритмы глобальной интеграции // Экономическая география мирового развития. XX век. / Под общ. ред. Ю. Г. Липеца, В. А. Пуляркина, С. Б. Шлихтера. СПб.: Алетейя, 2003. С.24−45.
  111. С. Россия в системе глобальной экономики на пороге XXI века / С.Рогов. // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 1. — С.7−15.
  112. Россия в цифрах: статистический ежегодник. М.: Госкомстат, 2006. -896с.
  113. Ю.А. Конкурентоспособность российских предприятий в сфере международной торговли. / Ю. А. Савинов // Вопросы статистики. 2004.- № 7. С.32−44.
  114. А. Китай и ВТО: либеральный протекционизм. / А.Салицкий.- http://www.politcom.ru
  115. В. И снова о земле. / В. Сергеев // Промышленные вести. 2006.- № 6.
  116. Сибур русские шины: о компании. Материалы сайта Сибур — русские шины. — http://msk.sibur.ru
  117. Сигнал опасности: недружественные поглощения // Промышленные вести. 2006. — № 6.
  118. В. Конкуренция и конкурентоспособность. / В. Синько М.:ИНФРА-М, 2001. 113с.
  119. Совершенствование законодательства Российской Федерации в свете требований и норм ВТО
  120. СП ЗАО «Матадор-Омскшина» бухгалтерская отчетность за 2005 г.. -Материалы сайта Законодательство и инвестиции. — http://www.lin.ru
  121. СП ЗАО «Матадор-Омскшина» ежеквартальный отчет за 3 квартал 2005 г. Материалы сайта СП ЗАО «Матадор-Омскшина». -http://www.matador-omsk.ru
  122. СП ЗАО «Матадор-Омскшина». о компании. — Материалы сайта СП ЗАО «Матадор-Омскшина». — http://www.matador-omsk.ru
  123. И. А. Международная конкуренция и Россия. / И. А. Спиридонов. М.: ИНФРА-М, 1997. — 170с.
  124. В. Л. Организация управления целевыми комплексными программами. / В. Л. Тамбовцев. М.: Изд-во МГУ, 1982. 177с.
  125. В.Л. Целевые комплексные программы. / В. Л. Тамбовцев, А. Г. Фонотов. М.:Знание, 1982. 64с.
  126. В. Осторожно, захват! / В. Тертерян // Промышленные вести. -2006. № 6.
  127. А. А. Оценка диверсифицированного портфеля с использованием матричного анализа / А. А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. М.:ЮНИТИ, 1998. 108с.
  128. А. Глобализация: процесс и осмысление. М.: Логос, 2001. — 63с.124 125 126 127 128 132 391 964 451 449 023 981 158 428 722 593 792
  129. Р.А. Стратегический менеджмент. / Р. А. Фатхутдинов. М.:Бизнес-школа Интел-Синтез, 1999. 416с.
  130. Федеральный закон № 184-ФЗ от 15.12.02 «О техническом регулировании»
  131. Т.В. Управление конкурентоспособностью предприятий и ее прогнозирование. / Т. В. Феоктистова, В. А. Ильина. М.:МГУДТ, -2004. — 53с.
  132. В.И. Основы построения организационных систем. / В.И. Фран-чук. М.:Экономика, 1991. 111с.
  133. Экономический словарь / под.ред. А. И. Архипова, М.: Проспект, 2001, -624с.
  134. А.Д. Конкуренция: теория и практика. / А. Д. Юданов. М.:Акалис, 1996. 452с.
  135. MACS: корпоративная стратегия, активированная рынком. Материалы сайта «Вестник McKinsey» http://www.vestnikmckinsey.ru Nokian tyres plc financial statements bulletin 2005. http:// www.nokiantyres.com
  136. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analysing Industries and Competitors. N.Y.: Free Press. 1980. 512p.207
Заполнить форму текущей работой