Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Архангельск в годы Первой мировой войны: Экономические и социокультурные процессы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как бы то ни было, политика централизации и контроля дала на первых порах положительные результаты: пример — строительство в кратчайшие сроки Архангельского порта и приспособление всего транспортного узла к срочной доставке импортных грузов государственного значения. Война заставила проявиться многих талантливых организаторов — как архангелогородцев, так и командированных сюда специалистов… Читать ещё >

Содержание

  • Введение стр
  • Глава I. Архангельский транспортный узел и его реконструкция для целей государственной обороны стр
    • 1. Реорганизация Архангельского порта стр
    • 2. Внутренние транспортные пути и их использование для доставки военных грузов
    • 3. Организация обороны водного района и охраны Архангельского порта стр
  • Глава II. Внутренняя жизнь городского общества стр
    • 1. Трансформация экономической жизни города под влиянием военных обстоятельств стр
    • 2. «Рабочий вопрос» в Архангельске и пути его решения стр
    • 3. Демографические и социокультурные процессы в городском обществе стр

Архангельск в годы Первой мировой войны: Экономические и социокультурные процессы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первая мировая война 1914;1918 гг. явилась важным этапом в развитии европейской цивилизации, «прологом XX века», определившим основные направления развития человечества в новом столетии. В связи с этим изучение ее не только не утрачивает свою актуальность, а на исходе века привлекает особо пристальное внимание.

Для России значение войны определяется также тем, что в эту эпоху сформировался комплекс социальных, экономических и политических противоречий, которые привели страну к тяжелейшим социальным потрясениям, революциям, гражданской войне. Война обнажила все слабые стороны внешней и внутренней политики Российского государства, потребовала кардинального изменения многих их направлений. В этом плане показательна роль Архангельска — небольшого портового города, недооценка которого в предвоенное время правительственными структурами едва не обернулось провалом снабжения армии и оборонной промышленности. В силу военной обстановки Архангельск оказался единственным открытым русским портом, соединенным с центром страны транспортными путями, что позволяло в кратчайшие сроки обеспечивать доставку и дальнейшую транспортировку в промышленные районы и на фронт важнейшего народнохозяйственного и военного импорта. В условиях войны город развился в порт мирового значения с соответствующей инфраструктурой, что определило его дальнейшую судьбу на протяжении всего XX века.

Автор диссертации видит актуальность своего исследования в детальном изучении процессов и тенденций войны в рамках города Архангельска, что позволяет проследить складывание кризисной ситуации в экономике и обществе под влиянием экстремальных обстоятельстввыявить возможности предотвращения подобных ситуаций, смоделировать альтернативные варианты их развития.

Предметом исследования автором избрано комплексное изучение основных аспектов жизнедеятельности города-порта Архангельска в годы Первой мировой войны. Такой выбор для осмысления внутренней истории войны не случаен: Архангельск являлся уникальным в своем роде городом, представлявшим стратегический интерес для России и ее союзников. Кроме того, здесь проявились в конкретных формах наиболее существенные социально-экономические, общественно-политические, социокультурные процессы, характерные для тыловых российских городов в период войны. Формируя на примере одного города модель российской периферии в этот период, автор диссертации стремится исследовать события войны не только «сверху», через призму правительственных решений, но и «снизу», как бы изнутри, в контексте социальной истории. Исследование массовых процессов в переломный, кризисный период истории позволяет проследить причины искажения не только социально-экономического развития цивилизации, но и межличностных отношений, крушения традиционной культуры, формирования в обществе разрушительных тенденций, с особой силой проявившихся в последующий период.

Научная новизна исследования заключается в интегративном осмыслении военно-экономических, социальных, культурных процессов, происходивших в городе Архангельске в эпоху Первой мировой войны. Изучение их на региональном уровне позволит дополнить и скорректировать представления историков о влиянии сопутствующих войне событий на развитие отдаленных от центра России территорий, а также даст фактический материал для аналитиков, занимающихся прогнозированием антикризисных ситуаций. В этом смысле работа имеет не только научное, но и практическое значение.

Автор диссертации вводит в научный оборот широкий круг новых источников, дающих представление о том значении, который играл Архангельск в стратегических планах России и других участников войны. Это придает чисто краеведческой, на первый взгляд, теме, избранной диссертантом, общероссийское значение.

В силу ряда причин данная тема не стала предметом самостоятельного исследования в отечественной историографии. Тема значения Первой мировой войны для Архангельска впервые вызывала интерес у местных общественных деятелей на последнем этапе войны, когда она стала переходить в гражданскую. Целью работ местной интеллигенции и промышленников, которые объединились в краеведческое «Общество изучения Русского Севера», было доказать самодостаточность Архангельского Севера, сложившуюся в период экономического подъема 1914;1916 годоввозможность его обособленного от Советской России существования 1.

В отечественной историографии имеется достаточно большое количество трудов, освещающих тот или иной конкретный аспект Первой мировой войны и участия в ней России.2 Особенно много литературы по проблемам.

1 Данишевский И. И. Народное хозяйство нашего Севера. — Архангельск, 1919; его же. Экономические перспективы в связи с железнодорожным строительством на Севере. — Архангельск, 1917; его же. Экономическое положение нашего Севера, его внешняя торговля в связи с переживаемыми событиями. // Известия АОИРС. — 1918 — № 1−2- Попов А. Архангельская промышленность и меры к ее развитию. — Архангельск, 1918; и др. Достаточно назвать специальные библиографические указатели: Россия в период первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции: Июль 1914 — февр.

1917гг.: Библиогр. указ. совет, лит., изд. В 1953;19б8гг. / Сост. P.E. Рутман — Л., 1975. Указатель включает 3420 названий монографий и научных статей, систематизированных по тематическому принципу. Учтенные публикации касаются буквально всех сторон жизни России в 1914 1917 гг.- Первая мировая война: Указ. лит. 1914;1993гг./Сост. В. Н. Бабенко и Т. М. Демина. — М, 1994. Указатель включает информацию о 753 книгах и брошюрах, в том числе иностранных авторов, переведенных на русский язык, касающихся непосредственно проблем войны. Учтенная литература систематизирована по годам издания, что дает.

Первой мировой войны появилось в первое десятилетие после ее окончания, 1 что было вызвано желанием осмыслить «по свежим следам» это важнейшее событие человеческой истории, каким представлялась современникам Мировая война. В связи с опубликованием т.н. «тайных договоров» стала обсуждаться тема причин возникновения Мировой войны. Тогда же стал подниматься до сих пор являющийся злободневным вопрос о претензиях и контрпретензиях России и стран Антанты по вопросам выполнения союзнических обязательств.1 Эта тема была «политической», поэтому нередко подвергалась фальсификации. В частности, это касалось союзнических поставок в Россию через Архангельскнежелание признать их значения для оборонной промышленности и фронта привело к тому, что роль Архангельска в годы войны практически не изучалась. В литературе по истории края к вопросу о войне обращались в тех случаях, когда необходимо было зафиксировать состояние экономики губернии накануне союзнической интервенции, 2 не проводя при этом анализа, объяснявшего бы причины столь быстрого подъема экономики края. Напротив, следует отметить явную тенденциозность, вызванную тем, что чрезмерный пафос политических и чисто идеологических оценок присутствовал и в исторических исследованиях, препятствуя объективному анализу.

Особое внимание в научной литературе 1920;х годов уделялось вопросам стратегии и тактики войны, а также проблеме развития экономики страпредставление о развитии изучения данной темы в отечественной науке. Недостатком указателя является отсутствие информации о публикациях статейного характера.

1 Виленчук А. Международная задолжность после войны. М.-Л., 1929; Маулътон Г., Пи-звольский Л. Военные долги. — М., 1933; Новый этап в репарационном вопросе. — М., 1929.

2 Попов А. Н Город Архангельск: История. Культура. Экономика. — Архангельск, 1928; Перфильев И. А. Архангельская губерния: Краткая экономическая география губернии. — Архангельск, 1925; и др. ны в военных условиях.1 К сожалению, многие публикации того времени вскоре оказались в спецхранах библиотек, стали труднодоступны для исследователей и не смогли оказать должного влияния на дальнейшее развитие отечественной исторической науки, которая с конца 1920;х годов оказалась под влиянием идеологических стереотипов и гипертрофированного «классового подхода». В отечественной историографии происходит формирование отношения к Мировой войне исключительно как к событию, подготовившему предпосылки для революционных социальных преобразований2. Тема войны, таким образом, стала менее актуальнойподчеркивалось ее второстепенное, подчиненное значение по сравнению с событиями Октябрьской революции. Кроме того, на рубеже 1920;30-х годов в отечественной исторической науке было разгромлено такое перспективное направление, как краеведениенаучное исследование региональных и локальных проблем не приветствовалось и постепенно исчезало. Изучение местных событий допускалось только как подбор фактов, подтверждающих общую концепцию.

Однако со второй половины 1930;х годов в связи с подготовкой новой мировой войны интерес к военной истории вновь возросв эти годы появляется немало отечественной и переводной литературы по вопросам стратегии и тактики армий всех воевавших в Первой мировой войне сторон, об органи.

1 Рудой Я. Государственный капитализм в России во время империалистической войны. -Д., 1925; Данилов H.A. Экономика и подготовка к войне: Очерки по истории подготовки к войне. — M.-JL, 1926; Ушаков К. Подготовка военных сообщений России в мировой войне. -M.-JI., 1928; Букшпан Я. М. Военно-хозяйственная политика: Формы и органы регулирования народного хозяйства во время мировой войны 1914;1918гг. — M.-JL, 1929; Маниковский A.A. Боевое снабжение русской армии в мировую войну. — M.-JL, 1930; и др.

2 Покровский М. Н. Империалистическая война./ Сб.ст. (1915;1927). — М., 1928; Флеер М. Г. Рабочее движение в России в годы империалистической войны. — JL, 1926; Крастынь Я. Революционная борьба крестьян в годы империалистической войны (1914;1916). — М., 1932; и др. зации тыловых служб. Однако эти исследования преследовали чисто практические целипри этом «специфика» Первой мировой войны отходила на второй план. Тогда же появляются публикации, нередко имеющие гриф «для служебного пользования», по изучению опыта войны в вопросах мобилизации Архангельского порта для внешнеторговых операций с союзниками, формирования Северной флотилии, защиты морских путей.1.

Небольшое «окошко» для более объективного отражения проблемы союзнических поставок, в том числе и через Архангельск, появилось в годы Отечественной войны 1941;1945гг., когда Советский Союз вступил в союзнические отношения с Англией и США и были восстановлены почти по образцу Первой мировой войны поставки грузов военного значения через северные и дальневосточные порты. В эти годы появляется ряд публикаций, положительно освещавших вопросы союзнических отношений России со странами Антанты.2.

Однако с началом «холодной войны» поставки эпохи войны 19 141 918гг. стали вновь оцениваться односторонне: союзников обвиняли в нарушении обязательств и в попытках вмешиваться таким образом во внутренние дела России.1 Подобные выводы имеют определенные основания, но тогда они чаще всего декларировались без надлежащего исторического анализа.

1Быков П. Д. Военные действия на Северном русском морском театре в империалистическую войну 1914;1918гг. — Л., 1939.

2 Сидоров А. Л. Отношения России с союзниками и иностранные поставки во время первой мировой войны. //Истории, записки. — Т. 15 — 1945; он же. Миссия в Англию и во Францию по вопросу снабжения России в годы первой мировой войны // Истории, архив. — Т. IV -1949.

С начала 1960;х годов, в период своеобразной «оттепели» «, советская историческая наука активизируетсяизучение Первой мировой войны происходит в основном в трех направлениях — военная история, внешнеполитическая деятельность, социально-экономическое развитие. По военной истории появляется ряд новых концептуальных трудов-2 в 1975 году усилиями советских историков была создана коллективная монография по военной истории войны, 3 освещающая состояние русской армии и ее боевой опыт, историю развязывания войны, ее ход и историческое значение. В этом труде дается общая характеристика Северного морского театра и деятельности Флотилии Северного Ледовитого океана. Характеристика внешнеэкономических связей России с союзниками во время войны, в которых исключительное значение принадлежало Архангельску, присутствует в монографии В. А. Игнатьева.4 Отношениям России с союзниками и иностранным поставкам во время Первой мировой войны уделено внимание в трудах А. Л. Сидороваэтим же проблемам посвящен ряд работ М. А. Столяренко, 5 затронувшем в частности вопрос англо-русских соглашений 1916 года, касающихся внешних поставок в Россию через северные порты. Важным моментом явля.

1 Адамович А. А. К вопросу о «помощи» союзников России в годы первой мировой войны. // Некоторые вопр. всеобщей истории. — Вып.1. — Челябинск, 1965; Селезнев Г. К. Тень доллара над Россией: Из истории американо-русских отношений. — М.: Воениздат, 1957, и др.

2 Вержховский Д. В. Первая мировая война 1914;1918гг. — М.: Воениздат, 1954; Флот в первой мировой войне: В 2-х т. / Под ред Н. Б. Павловича. — М., 1964; Ростунов И. И. Русский фронт первой мировой войны. — М., 1976.

3 Первая мировая война 1914;1918гг.: В 2-х т./Под ред. И. И. Ростунова. — М., 1975.

В. А. Игнатьев. Русско-английские отношения накануне Октябрьской революции. -М, 1966.

5.Столяренко М. А. Англо-русские соглашения о северных портах России в годы первой мировой войны. // Вестник ЛГУ. — 1961 — № 8- его же Значение русских северных морских сообщений и портов в годы первой мировой войны. // Зап. Центральн. воен.-морск. музея. -1960. Т.2 ется то, что Столяренко заострил внимание на различных источниках, которыми пользовались советские и западные историки, оценивая размеры союзнической помощи, в результате чего развилось их взаимное непонимание при обсуждении этого вопроса.

Изучение экономического развития России начала XX века в советской исторической науке осуществлялась в соответствии с «ленинской теорией империализма». В рамках учения о социально-экономических предпосылках социалистической революции была создана обширная научная литература, которая важна для нас не только своим фактографическим содержанием. Важные выводы в изучении влияния войны на экономику сделал А. Л. Сидоров, занимавшийся этими проблемами начиная с 1920;х годов. Им прослежены пути и особенности экономической мобилизации страны, механизм возникновения и обострения общего народнохозяйственного кризиса.1 Последователи так называемое «нового направления» в изучении социально-экономических процессов, не отказываясь полностью от ленинских установок, поставили вопрос об «особенностях империализма в России». Этот тезис позволил заняться глубоким фактологическим исследованием различных направлений экономики страны в годы войны, 2 прежде всего, в исследова.

1 Сидоров А. Л. Влияние империалистической войны на экономику России. // Очерки по истории Октябрьской революции. — Т.1 — М.-Л., 1927; он же. Железнодорожный транспорт России в первой мировой войне. // Историч. записки. — т. 15 — 1948; он же. К истории топливного кризиса в России в годы первой мировой войны. // Историч. записки. — Т.59 — 1957; он же Финансовое положение России в годы первой мировой войны (1914;1917). — М.-Л., 1960; он же Экономическое положение России в годы первой мировой войны. — М., 1973, и ДР.

2 Первая мировая война. 1914;1918: Сб. ст. / Ред. коллегия: А. Л. Сидоров (отв.ред.) и др. -М., 1968; Об особенностях империализма в России: Сб. ст. — М., 1963; Погребинский А. П. Государственно-монополистический капитализм в России. — М., 1959; Тарновстй КН. Формирование государственно-монополистического капитализма в России в годы первой нии процессов формирования системы государственно-монополистического капитализма. Для нас данные исследования важны как база для разработки частных вопросов, без освещения которых общая картина останется не до конца раскрытой.

При этом во многих общих трудах, посвященных экономическому развитию страны в начале века, событиям Первой мировой войны уделялось неоправданно мало внимания. Это касается и работ по истории Архангельского Севера. Проблемы экономического развития края, и в частности Архангельска, в период войны 1914;1918 гг. подняты, к сожалению, в очень сжатом виде.1 Экономические вопросы рассматриваются прежде всего в связи с развитием традиционного вида производства — лесопиления, которое в годы войны находилось в кризисном состоянии в связи с первоначальным запретом на вывоз из страны сырья, а впоследствии в связи с высокими фрахтами на экспорт. Вместе с тем, именно в годы войны прогнозировался подъем северного лесопиления и его вывоза за границу в послевоенный пеА риод. Глава в монографии М. А. Цейтлина как раз и посвящена «проекту организации лесного синдиката на базе эксплуатации казенных лесов Севера». Освещение социально-экономических вопросов развития и связанных с ним проблем рабочего движения носили в этот период явно тенденциозный характер, 3 только с позиций классовой борьбы. В частности, прибытие в Армировой войны. — М., 1958; Китанина Т. М. Война, хлеб и революция: Продовольств. вопр. в России: 1914 — окт. 1917 г. — Л., 1985ДякинВ.С. Русская буржуазия и царизм в годы первой мировой войны. — Л., 1967; и др.

1 Трофимов П. М. Очерки экономического развития Европейского Севера России. — М., 1961; Цейтлин М. А. Очерки развития лесозаготовок и лесопиление в России, — М., 1968.

2 Цейтлин М. А. Ук. соч.

3 Никулина Т. В. Пролетариат Европейского Севера России в годы империалистической войны. // Вопр. истории Европейского севера: Межвузовск. сб. — Петрозаводск, 1984 Очерки истории Архангельской организации КПСС. — Архангельск: Сев.-Зап. книж. изд-во, 1970. -С. хангельский порт рижских транспортных рабочих рассматривался в немногочисленных публикациях на эту тему как тактический прием РСДРП. Преувеличивалось значение немногочисленных рабочих выступлений, во многом превратно толковалось положение рабочего класса. При этом не подвергался должному анализу такой важный вопрос, как обеспечение рабочей силой объектов народного хозяйства в условиях тотальной войны.

Всплеск интереса к истории Архангельска, в том числе и в годы Первой мировой войны, был вызван подготовкой к 400-летию города. В это время в юбилейном научно-популярном издании «Архангельск. 1584−1984», а также в местной прессе, появляется несколько публикаций на эту тему профессора Г. Г. Фруменкова.1 Несколько публикаций 1970;х — 80-х годов касались вопросов безопасности плавания в Северных морях в годы войны, истории формирования и деятельности Флотилии Северного Ледовитого океана.2 В 1970;90-е годы появляется ряд монографий по истории наиболее значительных военных кораблей российского флота, в том числе входивших в состав Флотилии Северного ледовитого океана. В этих монографиях уделяется опл ределенное внимание Архангельскому порту. Впрочем, следует сказать, что авторы пользовались одними и теми же источниками, поэтому характери.

61, Владимирова JI.B. Северная латышская группа РСДРП. // Памятные даты Архангельской области на 1981 год. — Архангельск, 1981.

1 Фруменков Г. Взрывы в порту. // Архангельск. 1584−1984. — Архангельск, 1984.

2 Залесский Н. А. Флот русского Севера в годы первой мировой и гражданской войн.// Летопись Севера. — Вып. VI. -М., 1972; Шухин И. По совместительству: Об использовании флота в роли ледокольного //Техника-молодежи. — 1994 — № 2- Ю. Балах Флотилия Северного ледовитого океана. — Морск. сб. — 1987. — № 11- Шишов А. «Святой нос слушает» //Российский ежегодник — 90 — Вып.2. — М., 1990; Козлов Д. Подводная опасность и русское судоходство: 1914;1917гг. //Морск. сб.- 1996 — № 8.

3 Крестьянинов В. А., Молодцов C.B. Крейсер «Аскольд». — СПб, 1993; Мельников P.M. Крейсер «Варяг». — М., 1975Дветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». JL, 1990 стики порта, статистические сведения и прочие материалы «перекочевывали» из книги в книгу.

Итак, можно резюмировать, что в предшествующей отечественной историографии отдельные вопросы военной, внешнеполитической и социально-экономической истории страны в годы Первой мировой войны достаточно тщательно прорабатывались, по крайней мере на фактографическом уровне. В 1964 году, в связи с 50-летием начала войны, все исследования в этом направлении были подытожены на большой научной сессии Академии Наук.1.

С конца 1980;х годов перед советскими, а позднее перед российскими историками открылись новые перспективы — произошел отказ от прежних концептуальных догм в подходах в историческим событиям, появилась возможность работать в закрытых прежде архивах, в том числе и в иностранных. Диалог между российскими и западными историками уже не носил характер непримиримости, как это было прежде. Обилие публикаций как в научных, так и в научно-популярных изданиях, появившихся в начальный период «перестройки», был посвящен показу так называемых «белых пятен» отечественной истории, с использованием недоступных прежде источников. В этот период развития отечественной исторической науки появляются как конъюнктурные публикации, в достаточной степени тенденциозно дискутирующие с прежними догматическими построениями, так и полноценные научные труды. Это касается и традиционной тематики отечественной истори-чесой науки. Здесь следует отметить монографию В. Н. Бовыкина, в которой анализируется процесс социально-экономических изменений, происходив.

1 Научная сессия по истории первой мировой войны: Тез. докладов. — М., 1964; Первая мировая война. 1914;1918: Сб. ст./Редколл. А. Л. Сидоров и др. — М., 1968 ших в России в годы войны.1 Вместе с тем, тема Первой мировой войны становится у отечественных историков предметом специального изучения. В 1994 году, в связи с 80-летием начала войны, количество публикаций увеличивается, в том числе и научно-популярных-2 на состоявшейся в том же году Всероссийской конференции были подведены предварительные итоги изучения малоизвестных проблем войны и участия в ней России.3.

С 1992 года при Институте всеобщей истории РАН работает Ассоциация историков Первой мировой войны, которая ставит своей целью «подойти к истории Великой войны многоаспектно, исследуя разнообразие ее глобальных проявлений и воздействие на судьбы мировой цивилизации» .4 Под эгидой Ассоциации проводятся разнообразные исследования, касающиеся различных аспектов Первой мировой войны. Прежде всего, тематика этих исследований касается изучения внешнеполитических вопросов.3 Для нас особый интерес представляет изданный Ассоциацией труд, в которой включены оригинальные статьи как российских, так и зарубежных историков, касающихся вопросов новых подходов в методологии, историографии изучения Первой мировой войны на современном уровне, а также концептуальных построений некоторых проблем, связанных со смещением фокуса.

1 Бовышн В. И. Россия накануне великих свершений: К изуч. соц.—экон. предпосылок Великой социалист, революции. — М., 1988.

2 В частности, «специальный номер» журн. Родина — 1993. — № 8−9.

3 Первая мировая война и участие в ней России: 1914;1918гг.: Материалы научн. конф.: 1−11 ч.- М., 1994.

4 Виноградов В. Н. Еще раз о новых подходах к истории первой мировой войны. // Новая и новейшая история. — 1995 — № 4/5. — С.62.

5Первая мировая война и ее воздействие на историю XX века: Материалы «круглого стола» // Новая и новейшая история. — 1995 — № 3- Первая мировая война: Дискуссионные проблемы истории, /под ред. Ю. А. Писарева и В. Л. Малькова. — М., 1994. внимания современных исследователей с макропроцессов на микроуровень.1 Особое внимание предлагается уделить изучению изменения духовной атмосферы в обществе во время войны, исследованию влияния войны на общественную мораль, на социологизацию общества.

Региональные проблемы истории Первой мировой войны в настоящее время так же привлекают внимание. Эта тема поднимается на проводимых в Архангельске конференциях-2 в ноябре 1998 года в связи с 80-летием окончания войны на базе ПТУ был проведен семинар, посвященный теме Первой мировой войны. Возрос интерес к ней и у краеведов, рассматривающих в основном локальные события или деятельность отдельных исторических персонажей. В Архангельске это касается, прежде всего, истории порта, а также событий на Бакарице в октябре 1916 года и на Экономии в январе 1917 г. Подготовленный в Архангельске к изданию том «История» «Поморской энциклопедии» объединил все историко-краеведческие исследования, в том числе и по теме Первой мировой войны.

На сегодняшний момент наиболее серьезной работой по близкой к нашей теме является монография В. И. Голдина «Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере», первая глава которой как раз дает общую характеристику экономических и социальных изменения, произошедших на Севере в 1914;1918 годах, анализирует их в связи с формирова.

1 Первая мировая война: Пролог XX века./ Отв. ред. Мальков В. Л. — М., 1998.

2 Смирнов А. Б. Обеспечение безопасности судоходства и морских портов на Европейском Севере России в годы первой мировой войны. //Поморье в Баренц-регионе: экология, экономика, социальные проблемы, культура: Сб. материалов междунар. конф. — Архангельск, 1997; он же Развитие портов на Европейском Севере в годы первой мировой войны. //С.Ф. Огородников и история российского флота: Сб. тез. конф. — Архангельск, 1996; Куратов A.A. Научно-практическая конференция «Немцы и Русский Север» // Научинформац. бюллетень. -1999. — № 1. нием у бывших союзников России по Антанте собственного интереса к этому региону.

При этом многие темы, и прежде всего социальные проблемы Мировой войны в региональном аспекте до сих пор остаются даже не поднятыми.

Цель настоящего исследования — углубленное исследование проблем Первой мировой войны в их региональном аспекте, на примере отдельно взятого портового русского города. В диссертации автором решаются следующие задачи:

• исследование развития и деятельности Архангельского транспортного узла в годы войны;

• рассмотрение процессов экономического развития города и региона и выявление дальнейших перспектив в этом направлении, наметившихся в период войны;

• анализ социально-культурных процессов в городской среде, происходивших под деформирующим влиянием условий военного времени;

• исследование процессов социальной миграции, ломки устоявшихся со-циоэтнических отношений под влиянием экстремальной ситуации Мировой войны;

• анализ и сопоставление деятельности правительственных и общественных организаций;

• персонификация исследуемых событий.

Автор не ставит перед собой задачу специального изучения темы рабочего и революционного движения в этот период, поскольку данная тема достаточно исследована в отечественной историографии. Вместе с тем, основываясь на новых источниках, автор предполагает дать принципиальные оценки так называемому «рабочему вопросу» в Архангельске, который в предшествующей историографии решался достаточно односложно, и освещение многих его аспектов нуждается в существенной корректировке. В работе также не ставится задача всестороннего исследования политических событий, происходивших в городе в 1917 и 1918 годах, поскольку данная темапредмет специального исследования.

Претендуя на целостный показ жизни города в годы войны, автор вместе с тем отказывается — частично или полностью — от исследования таких тем, как народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Это объясняется тем, что данные формы жизнедеятельности в меньшей мере подверглись влиянию военного времени, и, следовательно, изучение их не отвечает предмету диссертации.

Начальный временной пункт работы определяется естественным образом — это 19 июля 1914 года1 — начало Первой мировой войны. А вот конечная хронологическая точка может быть предметом специальной дискуссии. Диссертант полагает, что конечная грань исследуемых событий приходится на ноябрь-декабрь 1917 года, когда в Архангельске революционными органами ограничиваются права главноначальствующего и начинаются демобилизационные процессы, да и вся Россия это время как бы выходит из Мировой войны в связи с подготовкой Брестского мира, вскоре заключенного большевиками.

Территориальные рамки исследования определены в самом названии -" город Архангельск". Вместе с тем, следует учитывать, что официально территория города в годы войны не менялась, оставаясь в рамках довоенной, однако многие пригороды — Исакогорка, Бакарица, Левый берег, Маймакса, Экономия, которые в настоящее время входят в состав города, — стали фактически таковыми во время войны. К городскому пространству следует причислять и железнодорожную ветку до о-ва Мудьюг, и сам остров, поскольку во время зимних навигаций он нередко использовался в качестве аванпорта.

1 Все даты в диссертации даются по старому стилю.

В годы войны Архангельск стал центром своеобразного территориального образования, в который входили Беломорский водный путь, порты и военные базы на Кольском полуострове, железная дорога до ст. Вологда и Се-веро-Двинский водный путь с речным портом Котлас. Все эти пункты и магистрали составляли единую сеть для транспортировки грузов оборонного значения из стран-союзниц в Россию через Архангельск, и подчинялись военному управлению из Архангельска. В связи с этим в работе присутствует целый ряд общерегиональных сюжетов.

Методология современных исследований по теме Первой мировой войне основывается на системном подходе к изучению рассматриваемого периода, многофакторном анализе явлений внутренней жизни государства и общества, междисциплинарном подходе. Изучается деятельность правительственных, а также общественно-политических структур — различных «групп давления» в лице политических партий, прессы, массовых общественных движений. Особое значение придается личностно-субъективному фактору, и прежде всего это касается ответственных деятелей. Разделяя эти подходы, автор стремится подойти к изучению войны как к одному из выражений кризиса цивилизации Х1Х-ХХ вв., когда обострились все присущие этой цивилизации противоречия, были затронуты все стороны общественной жизни, подвергся влиянию сам менталитет народа, и вместе с тем определились основные направления дальнейшего развития европейской цивилизации на протяжении всего XX века.

Изучая так называемую «обыденную» историю северного провинциального города в переломный период, когда рушились традиционные отношения, деформировалась система общественных ценностей и под влиянием психологического и экономического пресса складывались новые формы межличностных отношений, автор использует фрагментарно-фронтальный, фактологический, сравнительно-исторический методы научного поиска, связанные с кропотливым сопоставлением и анализом массы разрозненных фактов, в результате чего делаются обобщающие выводы. Методологическими принципами исследования являются научная объективность, историзм, стремление максимально полно реконструировать события и процессы исследуемой темы.

В основу исследования положен комплекс разнообразных материалов, значительная часть которых вводится в научный оборот впервые. Источни-ковая основа работы — документы фондов Государственного архива Архангельской области (ГААО), Российского государственного архива Военно-Морского флота (РГА ВМФ), а также материалы местной периодической печати 1914;1918 годов, статистические сведения, воспоминания современников — как опубликованные, так и собранные автором в 1980;90-е годы.

Всю совокупность использованных источников можно разделить на несколько видов. Это прежде всего архивные источники. При работе над диссертацией использованы документы, хранящиеся в ГААО. Были посмотрены практически все фонды, относящиеся к заявленному периоду, с целью выявления информации, проверки и сопоставления сведений, полученных из других источников. Для более полной картины автором использованы источники, хранящиеся в РГА ВМФ, прежде всего в 418 фонде (Морской генеральный штаб), в котором отложились все документы, касающиеся Архангельска, имевшего в годы войны военно-морское управление, в том числе доклады инспектировавших Беломорский район чиновников и всевозможная секретная переписка.

Сложность работы с архивными документами периода Первой мировой войны заключается в том, что фондообразование во многих случаях оказалось как бы не завершено. Особенно это касается документов последнего периода (конец 1916 — 1917 гг.), когда многие из них представляют собой небольшие клочки бумаги с торопливой записью, нередко карандашом. В это время особенно развивается так называемый «телеграфный стиль» в деловой переписке — появляются разнообразные сокращения, использование шифров. Среди источников преобладают телеграммы, телефонограммы, расшифровки шифрограмм, которые отличаются краткостью изложения, предполагающей понимание предмета обсуждения корреспондентами. С другой стороны, благодаря указанию на документах подобного рода точного времени, места отправления и адресатов, значительно облегчается датировка событий.

Бюрократизация всех сторон общественной жизни, развившаяся именно в период Первой мировой войны, когда практически любое, даже частное мероприятие требовало большой переписки и тщательного документирования, значительно облегчает изучение так называемой «обыденной истории» общества. Это тем более важно, что собственно воспоминания современников по этому периоду практически отсутствуют. Как правило, имеются лишь короткие воспоминания о тех или иных моментах, к тому же окрашенные политическим восприятием через призму последующих событий. К сожалению, большинство современников ушло из жизни, не примирившись с событиями гражданской войны и последующего противостояния, поэтому их воспоминания об Архангельске тех лет недостаточно объективны и, как правило, односторонни.

Опубликованные источники представлены различными статистическими сборниками и другими публикациями статистических материалов, докладами «для служебного пользования», а также мемуарной литературой. В годы войны практиковалось опубликование многих важных материалов. Для нас особую ценность представляют труды по изысканиям при железнодорожных и портовых строительствах в Северном регионе, опубликованные как во время войны, так и в первые послевоенные годы1. Книги прекрасно иллюстрированы, в преамбулах даны исторические справки о развитии идеи этих строек, за осуществление которых взялись только в годы войны. Очерк правительственной деятельности в отношении Архангельского порта дан в работе бывшего начальника отдела торговых портов Министерства торговли Л и промышленности Б. Н. Кандибы. Особый интерес представляет анализ состояния Архангельского порта, сделанный специальной комиссией, присланной сюда Обществом заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района для выяснения на месте реальной ситуации с вывозом скопившихся в порту невоенных грузов. Информацию о состоянии порта и города дают всевозможные статистические справочники, выходившие в Архангельске в годы войны.4.

Публикации местных общественных деятелей, сделанные в годы войны, также представляют интерес как источники. Среди их авторов следует отметить И. И. Данишевского, который был не просто наблюдателем, а самым активным участником событий. Данишевский был зачинателем многих новых экономических проектов в Архангельске, он был не только одним из крупнейших предпринимателей, но и активным общественным деятелем. При этом он постоянно преследовался как органами контрразведки, так и прави.

Изыскания в устьях р. Северной Двины, произведенные в 1915;1916 года для составления аванпорта у гор. Архангельска (сост. В.Е. Ляхницкий)" // Тр. отд. торговых портов М-ва торговли и промышленности. — Пг, 1916. -Вып. ХЫХМурманская железная дорога. — Пг., 1916; и др.

2Кандиба Б. Н. Русское портостроительство в период войны 1914;1917гг. — Л., 1924.

3Архангельский торговый порт. / Докл. Моск. торгово-промышл. о-ву. — М., 1914.

4 Коммерческая справочная книжка Архангельской губернии на 1915 год, — А., 1915; Обзоры Архангельской губернии за 1913;1915 годыПамятные книжки по Архангельской губернии за 1913;1916гг.- Статистические сборники по Архангельской губернии за 1916 и 19 171 924гг. тельственными и общественными структурами. В этом человеке ярко проявился свойственный этому периоду российской истории конфликт между идеями либерализма и «государственности» .

Важную информацию дают описания города и порта в первые годы после окончания гражданской войны1. Данные источники фиксируют состояние города и порта на заключительном этапе войны, поскольку после 1918 года строительных работ здесь практически не велось. Этот тип источников особенно важен, поскольку архивных материалов от 1917;1918 года осталось мало, они разрознены и не позволяют создать целостной картины.

Ряд важных архивных источников был опубликован академическими институтами, с соответствующими научными комментариями. Особый интерес для нас представляет издание Журналов Особого совещания по обороне, 2 дающих материалы для исследования правительственной политике в отношении Архангельского транспортного узла. Тематический подбор документов о флотилии Северного Ледовитого океана, 3 снабженный большим научным аппаратом, является важным источником для изучения военно-морских сил в Архангельске и во всем Северном районе.

Для изучения событий начала XX века одним из важнейших источников является мемуарная литература. Вместе с тем, именно события Первой мировой войны в меньшей степени отложились в опубликованных воспоминаниях. Возможно, причина в том, что она перешла в гражданскую, разделившую наиболее активную часть населения на два непримиримых лагеря. Последующие события заслонили собой воспоминания о Великой войне, хотя.

Отчет о состоянии и деятельности Архангельского торгового порта и портовых учреждений за 1922/23 операционный год. — Архангельск, 1925.

2 Журналы Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства / Ред. Бескровный Л. Г. и др. — М., 1980.

3 Военные моряки в борьбе за власть Советов на Севере, 1917;1920: Сб. док. — Л., 1982 еще в 1917 году современникам казалось, что они переживают самые важные моменты истории в жизни своего поколения.

Среди немногочисленной мемуарной литературы имеется несколько источников, дающих взгляд современников событий.1 Автор исследования, занимаясь изучением городской культуры начала XX века, стремилась фиксировать все воспоминания старожилов о жизни города в этот период. Некоторые подобные воспоминания использованы в данной работе. Следует отметить, что эти воспоминания требовали самого тщательного критического анализа, поскольку информаторы были во время войны еще детьми, и в их памяти нередко путаются события, происходившие в годы Первой мировой и непосредственно наступившей за ней гражданской войны.

Ценным историческим источником являются материалы периодической печати. В годы войны на территории города и края выходило несколько печатных изданий: газеты «Архангельск», «Северное утро», «Архангельские губернские ведомости», «Архангельские епархиальные ведомости» — журналы «Известия Общества изучения Русского Севера», «Архангельские городские известия». После событий Февральской революции стало издаваться значительно большее количество газет, в основном, впрочем, «однодневок» .

Следует учитывать, что в условиях военной цензуры информация периодических изданий, прежде всего газет, не могла быть полной. Вместе с тем, в них содержится немало сведений о быте города, — всего того, что не отложилось, например, в архивных фондах. Работая с периодикой, автор

1 Давыдов В. Гибель «Ормесби»: Драма во льдах Полярного моря: Эпизод из Великой Мировой войны. — Пг., 1919; Сункуев A.C. Из воспоминаний реквизированного // Бурятоведе-ние. — 1929. — № 1−2- Кедров М. С. За Советский Север. — Л., 192?- Федоров В. Г. В поисках оружия. — М, 1964; Бочек А. Всю жизнь с морем. -М., 1969; Брагин И. Мое поколение. — Архангельск, 1968; Фрезер Евг. Дом над Двиной. — Архангельск, 1998; Белый Север, 19 181 920: Мемуары и док. — Вып.1. — Архангельск, 1993. систематически проработала все выходившие в крае газеты и журналы, а также выборочно просмотрела некоторые региональные («Олонецкая неделя») и центральные («Новое время», «Речь», «Торгово-промышленная газета» и др.) издания. Выявленная таким образом информация была критически проверена по другим источникам. Нередко газетные публикации определяли направление поиска в архивных документах.

Важным, хотя и весьма специфическим источником является иллюстративный, прежде всего фотографический материал. В конце 1916 года местное фотографическое общество обратилось к гражданскому и военному губернаторам с просьбой разрешить одному из Архангельских фотографов съемку в городе и в порту, «дабы сохранить для потомков грандиозные события, которые переживает наш город в настоящую, Великую войну». Такое разрешение получил местный фотограф А. Поплавский. При этом было оговорено, что отпечатывать снимки до конца войны он не будет, а негативы обязуется хранить в здании губернского правления. Судьба этих негативов неизвестна. Но фотограф, по-видимому, имел дубликаты некоторых негативов, которые в конце 1960;х годов попали в фонды Архангельского областного краеведческого музея. Значительная часть этих негативов не публиковалась. Их изучение дает представление о городе Архангельске в последний период войны. Кроме этой коллекции, имеется еще несколько десятков фотографий, сделанных фотолюбителями — офицерами, военными строителями, а также профессиональными фотографами, занимавшимися фотофиксацией каких-либо событий по заданию властей. Фотография — такой документ, который сложно фальсифицировать иди превратно истолковать. Учитывая неполноту архивных фондов, относящихся прежде всего к последнему периоду войны, фотографии служат ценным источником информации, могущими подтвердить достоверность той или иной сомнительной информации.

Таким образом, источиковую базу исследования составляют весьма.

25 разнообразные материалы. Эпоха Первой мировой войны достаточно приближена к нашему времени, что создает иллюзию легкости ее научной реконструкции. Вместе с тем, имеющиеся источники дают достаточно фрагментарную картину происходивших событий, что в первую очередь относится к внутренней жизни города. Иногда они дают противоречивую информацию, что объясняется военными обстоятельствами и существованием цензуры. Задачей исследователя была тщательная перепроверка полученных сведений через максимальное количество прочих источников. Тем самым можно утверждать, что, дополняя друга, используемые материалы составляют вполне репрезентативную источниковую базу для реализации поставленных в исследовании задач.

Общие аналитические подходы и конкретные методы работы с источниками типичные для исторических исследованийвключают в себя выявление и обработку архивных материалов, изучение информации периодических изданий и опубликованных источников, сбор и анализ мемората, систематизацию и классификацию полученных результатов и создание на основе всего этого полноценной картины жизни города Архангельска в один из переломных моментов истории.

Заключение

.

Первая мировая война — величайшее историческое событие. Для Архангельска она сыграла огромную, не до конца еще осознанную роль, определившую его социальное и экономическое развитие на протяжении всего XX века. Во время Первой мировой войны стремительно развивался Архангельский порт, который приобрел исключительное значение не только для края, но и для России и ее союзников, ввозивших через него вооружение для Восточного фронта, оборудование и сырье для российской оборонной промышленности, и вывозивших продовольствие, транспортировавших российские военные формирования для поддержки союзников на Западном фронте. Начавшаяся война показала, насколько недальновидной была правительственная политика игнорирования Русского Севера и Архангельского порта. Несмотря на многочисленные предупреждения специалистов, что в случае возможной европейской войны только северные порты будут открытыми для внешних сношений, ничего не было сделано по усилению их как в военном, так и в экономическом отношении, и лишь Архангельск оказался связан регулярным сообщением с центральными губерниями. Поэтому именно на него были устремлены все надежды Петрограда в связи со сложившейся ситуацией.

Правительство было заинтересовано в расширении и улучшении Архангельского порта, в его безопасности в военном отношении. В кратчайшие сроки и за казенный счет третьеразрядная гавань, имевшая сугубо экспортную специализацию, была перестроена в крупный мировой порт с соответствующей инфраструктурой, связанный с центром государства железнодорожным и речным путями. Был возрожден ликвидированный военный порт, сформирована военная флотилия и создана четкая система охраны всего прилегающего водного района. Впоследствии военная доктрина Советской республики трактовала Европейский Север России уже как важнейший стратегический район: «Значение для РСФСР Северного морского театра определяется всеми теми преимуществами, какие дает государству свободный выход в океан». Обсуждался даже вопрос о сосредоточении в этом районе главных военно-морских сил республики.1.

Во время войны происходили события, кардинально изменившие дальнейшую судьбу Архангельска и Русского Севера. К этим событиям следует отнести, кроме значительных портостроительных работ, развития железнодорожного и речного транспортного сообщения, появление также и новых видов промышленности в крае. Вторая половина XIX и начало XX века было временем поиска новых путей экономического развития Русского Севера, когда возникали многочисленные проекты по развитию региона. Экстремальная ситуация, сложившаяся с началом Первой мировой войны и придавшая особый статус Архангельскому порту, сделала разрабатываемые проекты затребованными и заставила принять срочные меры по их реализации в рамках всероссийской «борьбы с германским засилием» — некоторые из них были осуществлены в годы войны или в последующие десятилетия. Новый статус Архангельска дал толчок и для развития традиционного вида промышленности — лесопиления. В годы войны вынашивались планы создания в крае мощного лесопромышленного комплекса, при чем при поддержке государства. Местные предприниматели на последнем этапе войны смогли объединиться в синдикат для создания мощного торгового флота.

Грандиозное переустройство Севера проводилось в кратчайшие сроки, в сложной ситуации, без строгого плана и анализа последствий. Для его проведения требовалось кардинальное изменение социальной системы: происходила масштабная централизация всех властных структурпроводились ре.

1 Объяснительная записка к декрету о воссоздании морской силы РСФСР. 15.02.1921 г. / квизиции, прежде всего транспорта и крупных промышленных предприятий, а также принудительная реквизиция трудапривлекались массы рабочих из различных районов страны, в том числе и занятых в сельскохозяйственном производстве.

Происходили большие изменения и в общественной жизни. Правительство вынуждено было обратиться за помощью и советом к местным торгово-промышленным кругам и либеральной интеллигенции. Однако российская, и в частности архангельская буржуазия не смогла воспользоваться предоставленной возможностью взять в свои руки политическую власть и разумно воспользоваться ею. Думая только о своих сиюминутных интересах, а не о перспективах своего класса и всей России, национальная буржуазия создала у правительства и у народных масс впечатление, что она готова работать только ради личной наживы. Тем самым еще более обострились социальные противоречия и раскол в обществе.

Справедливости ради следует сказать, что многие новшества в Архангельске в первый период войны предлагались именно местной буржуазией, и даже осуществлялись ею. Местные активисты горячо выступали в защиту частной инициативы и предприимчивости. Однако правительственные структуры «реквизировали» одно за другим эти новшества, давая при этом буржуазии хорошие «отступные» — деньгами или льготами, создав у нее тем самым желание находиться под постоянной опекой государства. Выполнение государственных заказов давало предпринимателям очень большие деньги. Со стороны именно частных предпринимателей слышалось требование жесткой регламентации и централизации власти в условиях войны. Безусловно, в создавшейся ситуации это было необходимо, но тем самым буржуазия лишала себя возможности проявления инициативы, о которой сама.

Публикация. // Отечеств, история. — 1994. — № 2. — С.171 же и ратовала. В силу социально-политических обстоятельств Россия не знала экономического либерализма. В условиях же Мировой войны, когда и в других европейских странах экономическая жизнь оказалась подчинена строгой регламентации и планированию, в России эта насущная необходимость вылилась в чрезмерное подчинение всей промышленности и торговли государственной опеке.

Как бы то ни было, политика централизации и контроля дала на первых порах положительные результаты: пример — строительство в кратчайшие сроки Архангельского порта и приспособление всего транспортного узла к срочной доставке импортных грузов государственного значения. Война заставила проявиться многих талантливых организаторов — как архангелогородцев, так и командированных сюда специалистов. Однако значительно усложнившаяся в годы войны бюрократическая система стала причиной начавшихся сбоев. Кроме того, контроль за действиями властей со стороны так называемых «общественных организаций» — Военно-промышленного комитета, Союза земств и городов, и других, кроме положительного, давал и обратный эффект: большое количество различных «представителей» и «уполномоченных» создавали дополнительную неразбериху, вследствие чего исполнительная власть не в состоянии была справиться с выполнением многочисленных обрушивавшихся на нее решений и становилась объектом в целом справедливой, но разрушительной критики. С другой стороны, общественные структуры не могли справиться с проблемами обеспечения населения продовольствием и предметами первой необходимостинесмотря на все властные полномочия, переданные органам общественного самоуправления, и поддержку со стороны гражданского губернатора, и город в течение всей войны лихорадило от недостатка продуктов питания, топлива, позднее к этому добавился жилищные кризис и сопутствующие ему «уплотнения». Все это послужило негативным фактором для накопления социального недовольства, ощущения бытовой неустроенности, нервозности у населения, и в конце концов привело к психологическому срыву, когда обыватели пребывали в состоянии апатии в течение всего периода социальных катаклизмов.

События Первой мировой войны не прошли бесследно и для городской культуры Архангельска. В начале XX века она находилась на той стадии своего формирования, когда на смену сословности приходила единая, более консолидированная городская культура. Однако в результате миграционных явлений, происходивших здесь в период войны, под напором пришлого населения она начала разрушаться.

Тогда же сложилось определенное потребительское положение города, который уже не мог жить без донорских вливаний из центра. Пользуясь особым положением города в годы войны, местные власти отказались от претворения в жизнь проектов рационального энергообеспечения Края путем получения энергии для городских электротехнических сооружений из местных источников, предпочитая получать «казенный» уголь.

Таким образом, в период Первой мировой войны Архангельск переживал период своего наиболее динамичного и вместе с тем противоречивого развития. Именно тогда завязался узел сложнейших противоречий, попытки разрубить который привели к тяжелейшим катаклизмам — революции и кровавой гражданской войне. Та роль, которую играл Архангельск в стратегии войны, привела к нежеланию стран Антанты терять сложившуюся инфраструктуру в результате заключенного Россией сепаратного мира. Это в конце концов создало предпосылки для военной интервенции сюда союзников.

При этом война дала толчок для развития всех сторон жизни небольшого северного города, и обеспечила ему тем самым особый путь развития на протяжении всего XX века. Война послужила началом возрождения Севера, определила его дальнейший подъем, создала предпосылки для социального.

201 и экономического развития Архангельского порта и всего края в последую щие десятилетия. Была создана необходимая база для дальнейшего эконо мического освоения Севера и северных морей, развития традиционных и, но вых видов промышленности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный архив Архангельской области:
  2. Фонд 1 Канцелярия Архангельского гражданского губернатора
  3. Фонд 4 Архангельское губернское правление
  4. Фонд 6 Архангельский губернский статистический комитет
  5. Фонд 7 Архангельское губернское присутствие по городским делам
  6. Фонд 8 Архангельский городской общественный банк
  7. Фонд 13 Архангельская контора государственного банка
  8. Фонд 17 Архангельское отделение Петроградского коммерческого банка
  9. Фонд 18 Архангельское отделение Соединенного банка
  10. Фонд 19 Архангельское отделение Московского банка
  11. Фонд 20 Архангельское отделение Сибирского банка 11 .Фонд 39 — Архангельский полицеймейстер
  12. Фонд 33 Пристав Архангельского торгового порта
  13. Фонд 38 Архангельское уездное полицейское управление
  14. Фонд 43 Приказ общественного призрения
  15. Фонд 46 Архангельская контрольная палата
  16. Фонд 48 Управление Архангельского торгового порта
  17. Фонд 50 Архангельская городская управа
  18. Фонд 51- Архангельская казенная палата
  19. Фонд 52 Архангельское губернское акцизное управление
  20. Фонд 53 Архангельский губернский комитет о продовольствии жителей
  21. Фонд 55 Управление Архангельского почтово-телеграфного округа
  22. Фонд 58 Архангельская таможня
  23. Фонд 66 Архангельский окружной прокурор
  24. Фонд 69 Архангельский окружной суд
  25. Фонд 72 Архангельское губернское казначейство
  26. Фонд 74 Архангельское отделение Русского для внешней торговли банка
  27. Фонд 89 Архангельский губернский комитет попечительства о народной трезвости
  28. Фонд 107 Комитет по сбору пожертвований
  29. Фонд 110 Старший фабричный инспектор Архангельской губернии
  30. Фонд 111 Архангельское губернское по фабричным делам присутствие
  31. Фонд 115 Управление земледелия и государственных имуществ Архангельской губернии
  32. Фонд 130 Канцелярия главного инженера портов Беломорского района
  33. Фонд 194 Управление Архангельской городской телефонной сети
  34. Фонд 274 Архангельский городской голова
  35. Фонд 304 Мурманское срочное пароходство
  36. Фонд 305 Управление работ по улучшению Архангельского порта
  37. Фонд 323 Северное пароходное общество Котлас-Архангельск-Мурман
  38. Фонд 354 Акционерное общество «Бр. Данишевские»
  39. Фонд 424 Архангельское уездное казначейство
  40. Фонд 549 Архангельский уездный исправник
  41. Фонд 627 Благотворительные общества
  42. Фонд 713 Архангельское губернское по подоходному налогу присутствие
  43. Фонд 827 Податной инспектор г. Архангельска
  44. Фонд 924 Управление по постройке железнодорожной линии Вологда-Архангельск
  45. Фонд 955 Городской продовольственный комитет
  46. Фонд 1198 Автомобильная школа
  47. Фонд 1200 Архангельское губернское по воинским делам присутствие
  48. Фонд 1201- Архангельское уездное по воинским делам присутствие
  49. Фонд 1208 Архангельский воинский начальник
  50. Фонд 1233 Архангельская инородческая бригада
  51. Фонд 1234 Начальник рабочих команд Архангельской дружины
  52. Фонд 1248 Начальник гарнизона г. Архангельска
  53. Фонд 1323 Архангельское губернское жандармское управление
  54. Фонд 1324 Акционерное общество «Гергард и Гей»
  55. Фонд 1345 Губернский воинский начальник
  56. Фонд 1563 Управление начальника Архангельской бригады
  57. Фонд 1731 Главноначальствующий Архангельска и района Белого моря
  58. Фонд 1866 Городская милиция
  59. Фонд 1934 Управление помощника Главноначальствующего по технической части
  60. Фонд 1974 Начальник войсковых команд
  61. Фонд 2090 Командующий флотилией Северного Ледовитого океана
  62. Фонд р- 350 Судоремонтный завод «Красная кузница»
  63. Фонд р-188 Городское коммунальное хозяйство
  64. Фонд р-190 Отдел социального обеспечения
  65. Фонд р-270 Архангельское общество краеведения
  66. Фонд р-1178 Уполномоченный Морского комиссариата
  67. Фонд р-2704 Архангельский уездный Совет депутатов
  68. Российский государственный архив Военно-морского флота.
  69. Фонд 410 Канцелярия Морского министерства
  70. Фонд 418 Морской Генеральный штаб
  71. Фонд 911 Охрана водного района Архангельского порта
  72. Фонд 910 Архангельский военный порт
  73. Фонд 1209 Комендант пункта посадки войск в г. Архангельске. 1916 год.
  74. Фонд 1378 Комиссия по переотправке грузов военного и морского ведомств Архангельска
  75. Фонд 1358 Санитарная инспекция и отдельный лазарет Архангельского порта1. Опубликованные источники.
  76. АРХАНГЕЛЬСКИЙ торговый порт: Докл. Моск. торгово-промышл. об-ву.-М., 1914. -25с.
  77. ВСЕРОССИЙСКАЯ сельскохозяйственная и поземельная перепись 1917 года по Архангельской губернии. Вып. 1,11. — Архангельск, 1919. — 296с.
  78. ДОКЛАДНАЯ записка Архангельского губернатора С. Д. Бибикова в Совет Министров по вопросу о планомерном проведении мероприятий, необходимых для широкого экономического развития Северного края/ Для служеб. пользования. Пг., 1916. — 12с.
  79. ИЗЫСКАНИЯ в устьях р. Северной Двины, произведенные в 1915—1916 года для составления аванпорта у гор. Архангельска / Сост. В.Е. Лях-ницкий // Тр. отд. торг. портов Мин-ва торговли и пром-сти. Пг.: Изд. Мин-ва путей сообщения, 1916. — Вып. XL1X. — 252с.
  80. КОММЕРЧЕСКАЯ справочная книжка Архангельской губернии на 1915 год / Арханг. об-во взаимного кредита Архангельск, 1915. — 111с.
  81. КИРПИЧНИКОВ С. В. Пояснительная записка к проекту улучшения Архангельского порта. Архангельск, 1908. — 54с.
  82. КОШКИН К. А. Жилищная нужда и ближайшие способы ее устранения: Доклад, прочит, в думском заседании от 20 нояб. 1917 г. Архангельск, 1918. — 19с.
  83. МУРМАНСКАЯ железная дорога: Крат, очерк постройки ж.д. на Мур-ман с описанием ея района. Пг: Изд-во Упр. по постройке Мурм. ж. д., 1916. — 204с.
  84. ОБЗОР Архангельской губернии за 1913 год. Архангельск. 1914. — 239с.
  85. ОБЗОР Архангельской губернии за 1914 год. Архангельск. 1915. — 132с
  86. ОБЗОР Архангельской губернии за 1915 год. Архангельск. 1916. — 22с.
  87. ОТЧЕТ о состоянии и деятельности Архангельского торгового порта ипортовых учреждений за 1922/23 операционный год, — Архангельск, 1925.-76с.
  88. ПАМЯТНАЯ книжка по Архангельской губернии за 1913 год. Архангельск, 1913. -235с.
  89. ПАМЯТНАЯ книжка по Архангельской губернии за 1914 год. Архангельск, 1914. — 100с.
  90. ПАМЯТНАЯ книжка по Архангельской губернии за 1915 год. Архангельск, 1915. — 59с.
  91. ПАМЯТНАЯ книжка по Архангельской губернии за 1916 год. Архангельск, 1916. — 59с.
  92. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ записка к проекту подходов от Вологдо-Архангельской линии железной дороги к г. Архангельску и линии от последнего к аванпорту в Сухом море. Пг., 1915. — 27с.
  93. СТАТИСТИЧЕСКИИ ежегодник Архангельской губернии. 1916 г. Архангельск, 1916. — 57с.
  94. СТАТИСТИЧЕСКИЙ сборник по Архангельской губернии. 1917−1924 гг. -Архангельск, 1925. 277с.1. Сборники документов.
  95. БЕЛЫЙ Север. 1918−1920: Мемуары и док. Вып. 1. — Архангельск, Ин-формац. Агентство «Аргус», 1993. — 416с.
  96. БОРЬБА за торжество Советской власти на Севере: Сб. док. Архангельск: Сев.-Зап. книжн. изд-во, 1967. — 179с.
  97. ВОЕННЫЕ моряки в борьбе за власть Советов на Севере. 1917−1920: Сб. док.-Л., 1982,-405с.
  98. ЖУРНАЛЫ Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства: Особ, совещ. по обороне государства 1915−1918гг./ Ред. Бескровный Л. Г. и др. М., 1980. Т.1. — 149с.- Т.2. -415с.
  99. УЗАКОНЕНИЯ и распоряжения по продовольственному делу за 19 141 917гг. / Под ред. К. Г. Гинс. Пг.: Изд-во Мин-ва продовольствия, 1917. — 787с.1. Периодические издания.
  100. АРХАНГЕЛЬСК: Ежедн. газ. (г. Архангельск). 1914−1917гг.
  101. АРХАНГЕЛЬСКИЕ городские известия: Журн. (г. Архангельск). 1914, 1915гг.
  102. АРХАНГЕЛЬСКИЕ губернские ведомости: Ежедн. газ. (г.Архангельск) -1914−1916гг.
  103. АРХАНГЕЛЬСКИЕ епархиальные ведомости: Журн. (г. Архангельск). 1914−1916гг.
  104. ИЗВЕСТИЯ Архангельского общества изучения Русского Севера: Еже-нед. журн. (г. Архангельск). 1914−1918гг.
  105. СЕВЕРНОЕ утро: Ежедн. газ., (г. Архангельск). 1914−1917гг.
  106. СЕВЕРНОЕ хозяйство: Журн. Арханг. губисполкома. 1920−1929 гг.
  107. ТОВАРИЩЕСКОЕ дело: Журн. Арханг. союза кооперативов. 1918 г.1. Вспоминания и мемуары.
  108. БОЧЕК А. Всю жизнь с морем. М., 1969. — 124с.
  109. БРАТИН И. Мое поколение. Архангельск, 1956. — 328с. .
  110. КЕДРОВ М. С. За советский Север. Л.: «Прибой», 1927- 200с.
  111. СУНКУЕВ A.C. Из воспоминаний «реквизированного» // Бурятоведение. 1929. №> 1−2. С.34−52
  112. ФЕДОЮВ В.Г. В поисках оружия. М.: Воениздат, 1964. — 267с.
  113. ФРЕЗЕР Евг. Дом над Двиной. Архангельск: «Правда Севера», 1998. -472с.
  114. ПЕРВАЯ мировая война: Указ. лит. 1914−1993гг./ Сост. Бабенко В. Н., Демина Т. М. М.: ИНИОН РАН, 1994
  115. АЛЕКСЕЕВА И. В. Агония «сердечного согласия»: Царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. 1914−1917гг, Л.: Лениздат, 1990. 317с.
  116. АНФИМОВ A.M. Российская деревня в годы первой мировой войны: (1914 февр. 1917гг.) — М.: Соцэкгиз, 1962. — 383с.
  117. АРТЛЕБЕН М. П. Архангельск в дни государственного переворота. -Архангельск, 1917, — 18с.
  118. БАБИЧЕВ Д. С. Деятельность русского правительственного комитета в Лондоне в годы первой мировой войны // История. Записки. 1956. -Т.57. — С.276−292
  119. БОВЫКИН В. И. Россия накануне великих свершений: К изуч. соц.-экон. предпосылок Великой Октябр. социалистам. революции. М., 1988.- 176с.
  120. БЫКОВ П. Д. Военные действия на Северном русском морском театре в империалистическую войну 1914−1918гг. Л., 1939, — 47с.
  121. ВАСИЛЬЕВ Н. Г. Транспорт России в войне 1914−1918гг. М.: Воениз-дат, 1939. — 260 с.
  122. ВЛАДИМИРОВА Л. В. Северная латышская группа РСДРП //Памятные даты Архангельской области на 1981 год, Архангельск, 1981. — С. 3840.
  123. ВОЕННЫЕ займы. Сб. ст. /Под ред. Туган-Барановского. Пг.51 917. -194 с.
  124. Ю.ВОРОНКОВА C.B. Материалы Особого совещания по обороне государства: Источников, исслед, — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970. 189с.
  125. ГАНЕЛИН Р. Ш. Россия и США: Очерки истории русско-американских отношений, 1914−1917гг. Л.: «Наука», 1969. — 416с.
  126. ГОЛ ДИН В. И. Интервенция и антибольшевистское движение на Русском Севере. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 198с.
  127. З.ДАВЫДОВ В. Гибель «Ормесби»: Драма во льдах Полярного моря. (Эпизод из Великой Мировой войны). Пг.: Изд. Морского комиссариата, 1919. — 63с.
  128. ДАНИТТТЕВСКИИ И. И. Экономическое положение нашего Севера, его внешняя торговля в связи с переживаемыми событиями Архангельск, 1918. -26с.1.
  129. ДАНИШЕВСКИИ И. И. Народное хозяйство нашего Севера.- Архангельск, 1919. 25 с.
  130. ДАНИШЕВСКИЙ И. И. Экономические перспективы в связи с железнодорожным строительством на Севере.- Архангельск, 1917.-15с.
  131. ИГНАТЬЕВ A.B. Русско-английские отношения накануне Октябрьской революции: февр. окт. 1917 г. -М.:"Наука", 1966. — 400с.
  132. ИСТОРИЯ первой мировой войны, 1914−1918: В 2-х тт. / Под ред. Рос-тунова. М.: «Наука», 1975. — Т.1. — 446 е.- Т.2. — 608с.
  133. КАНДИБА Б. Н. Русское портостроительство в период войны 19 141 917гг. Л., 1924. — 48с.
  134. КИТАНИНА Т. М. Война, хлеб и революция: Продовольств. вопрос в России, 1914 окт. 1917 гг. — Л.: «Наука», 1985. — 384 с.
  135. КРЕСТЬЯНИНОВ В.А., МОЛОДЦЕВ C.B. Крейсер «Аскольд» СПб.: «Велень», 1993. — 224с.
  136. КРЕСУЭЛЛ Дж. Война на море /Пер. с англ.- М-Л.: Воениздат, 1941. -192с.
  137. ЛАВЕРЫЧЕВ В. Я. Военный государственно-монополистический капитализм в России. М.: «Наука», 1988. — 335с.
  138. ЛАВРИН В. А. Возникновение революционной ситуации в России в годы первой мировой войны. М: Изд-во МГУ, 1984. — 217с.2 8. ЛЕВЕ ДЕВ ВВ. Русско-американские экономические отношения, 19 001 917гг. М.: «Междунар. отношения», 1964. — 379с.
  139. МАЕВСКИИ Н. В. Экономика русской промышленности в условиях первой мировой войны. М.: Госполитиздат, 1957. — 361 с.
  140. МАНИКОВСКИЙ A.M. Боевое снабжение русской армии в мировую войну. Т. I — М.-Л.: Госиздат, 1930. — Т.1. — 408с.31 .МИХЕЛЬСОН А. Подводная война 1914−1918гг. / Пер. с нем. М-Л.: Воениздат, 1940. — 138 с.
  141. НАРДОВА В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX нач. XX вв. — Спб.: «Наука», 1994. — 157с.
  142. НАРСКИИ И. В. Русская провинциальная партийность: Полит, об-ния на Урале до 1917 г.: (К вопр. о демократ, традиции в России). Челябинск, 1995. — 186с.
  143. ОЧЕРКИ истории Архангельской организации КПСС. Архангельск: Сев.-Зап. книжн. изд-во, 1970. — 304с.
  144. ПЕРВАЯ мировая война, 1914−1918: Сб. ст./ Редколл. А. Л. Сидоров и др. М.: «Наука», 1968. — 375с.
  145. ПЕРВАЯ мировая война: Дискус. проблемы истории: Сб. ст. / Под ред. Ю. А. Писарева и В. Л. Малькова. М.: «Наука», 1994. — 304с.
  146. ПЕРВАЯ мировая война и участие в ней России, 1914−1918гг.: Материалы науч. конф, — М.: «Военная быль», 1994, — 4.1 80с, — Ч. П- 98с.
  147. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: Пролог XX века./ Отв. ред. В. Л. Мальков. М.: «Наука», 1998. — 698 с.
  148. ПЕРФИЛЬЕВ И. Архангельская губерния: Крат, эконом, география губернии. Архангельск: «Призыв», 1925. — 113с.
  149. ПОГРЕБИНСКИЙ А.П. Государственно-монополистический капитализм в России. М.: Соцэкгиз, 1959. — 266с.
  150. ПОГРЕБИНСКИЙ А.П. Военно-промышленные комитеты. // Исторические записки. № 11.- С. 160−200
  151. ПОПОВ А. П. Архангельская промышленность и меры к ее развитию. -Архангельск, 1918. 17с.
  152. ПОПОВ А. П. Город Архангельск: История. Культура. Экономика. Архангельск, 1928. — 62с.
  153. ПОПОВ Г. П. «Ногою твердой стать при море.»: Штрихи к портрету Архангельского порта. Архангельск: Сев.-Зап. книжн. изд-во, 1992. -362с.
  154. РОСТУНОВ И. И. Русский фронт первой мировой войны. М.: «Наука», 1976. — 387 с,
  155. РОТШЕЙН Э. Когда Англия вторглась в Советскую Россию. / Пер. с англ. М., 1982.- 186с.
  156. СЕЛЕЗНЕВ Г. К. Тень доллара над Россией: (Из истории американско-русских отношений). М.: Воениздат, 1957. — 203с.
  157. СИДОРОВ А. Л. Экономическое положение России во время первой мировой войны. М.: «Наука», 1973. — 655 с.
  158. СИДОРОВ А. Л. Финансовое положение России в годы первой мировой войны, 1914−1917гг. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — 579 с.
  159. СИДОРОВ А.Л. К истории топливного кризиса в России в годы первой мировой войны (1914−1917). // Исторические записки. -1957. Т.59. -С.26−83.
  160. СИДОРОВ А. Л. Железнодорожный транспорт России в первой мировой войне. // Исторические записки. Т. 15 — 1948. С. 156−169
  161. СИДОРОВ А. Л. Миссия в Англию и во Францию по вопросу снабжения России в годы первой мировой войны. // Исторический архив Т.1У- 1949.-С.351−386
  162. СМИРНОВ А. Б. Развитие портов на Европейском Севере в годы первой мировой войны // С. Ф. Огородников и история российского флота: Сб. тез. конф. Архангельск. 1996. — С.60−62
  163. СТОЛЯРЕНКО М. А. Значение русских северных морских сообщений и портов в годы первой мировой войны. // Зап. центр, воен.-мор. музея. -1960. Т.2. — С.170−187.
  164. ТАРНОВСКИИ К. Н. Формирование государственно-монополистического капитализма в России в годы первой мировой войны: (на примере металлург, пром.). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1958. — 263с.
  165. ТРОФИМОВ П.М., Анисимова Н., Тарсков Н. Завод «Красная Кузница». Архангельск, 1960. — 77с.
  166. ТРОФИМОВ П. М. Очерки экономического развития Европейского Севера России. М., 1961. — 265с.
  167. УШАКОВ К. Подготовка военных сообщений России к Мировой войне.- М.-Л.: Госиздат, 1928. 193с.
  168. ФЛОТ в первой мировой войне. Т. I-II. / Под ред. Н. Б. Павловича. М.: Воениздат, 1964. — T.I. — 647 с. Т.Д. — 383 с.
  169. ФРЕНКИН М. Захват власти большевиками в России и роль тыловых гарнизонов армии: Подготовка и проведение Октябрьского мятежа, 1917−1918. Иерусалим: Став., 1982. — 400с.
  170. ЦЕЙТЛИН A.M. Очерки развития лесозаготовок и лесопиления в России. М.: «Лесная промышленность», 1968. — 293с.
  171. ШАЦИЛЛО К. Ф. Россия перед первой мировой войной: Вооружен, силы царизма в 1905—1914 гг. М.: «Наука», 1974. — 112 с.
  172. ШВЕДЫ и Русский Север: Материалы междунар. симп. Киров, 1997. 384с.
  173. ШЕПЕЛЕВ Л. Е. Акционерные коммерческие банки в годы первой мировой войны. // Исторические записки. 1963. — Т.73. — с.68−92.1.l .Статьи в периодических изданиях:
  174. АСТАШЕВ А. Б. Союзы земств и городов и помощь раненым в первой мировой войне.// Отечеств, история. 1992. — № 6. — С. 169−173
  175. БАЛАХ Ю. Флотилия Северного ледовитого океана. // Мор. сб. 1987. -№ 11, — С.60−61
  176. БАРТЕНЕВ В. Падение советской власти и последующие события в Архангельской жизни. //Известия Арханг. О-ва изуч. Рус. Севера. -1918. -№ 10−12
  177. ВИНОГРАДОВ В. Н. Еще раз о новых подходах к истории первой мировой войны. // Новая и новейшая история. 1995. — № 5, — С. 62−74
  178. ВИЗЕ В. Всемирная война и Архангельский край. // Известия Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера.-1918, — № 3−4. С.49−60 215
  179. ГОЛОВИН H.H. Военные усилия России в мировой войне. // Воен.-ист. журн. 1993. — № 1. — С.70−80- № 2. — С.51−66- № 4. — С.22-=31- № 6. — С.58−69.
  180. КОЗЛОВ Д. Подводная опасность и русское судоходство, 1914−1917гг. // Мор. сб. 1996. — № 8. — С. 25−30
  181. ЛЮБАВИН Д. Север России и удлинение навигации в Белом море // Известия Арханг. о-ва изуч. Рус. Севера. 1909. — № 15. — С.32−65
  182. ПЕРВАЯ мировая война и ее воздействие на историю XX века: Материалы «круглого стола». // Новая и новейшая история.- 1994. № 4/5. -С.109−131
  183. Ю.СТОЛЯРЕНКО М.А. Англо-русские соглашения о северных портах России в годы первой мировой войны. // Веста. Ленинград. Ун-та: Сер. истории, яз. и литер Вып.2.- 1961. № 8. — С. 46−58.
  184. ТИМОШЕНКО А. И. Некоторые вопросы организации и деятельности военно-промышленных комитетов // Вестн. Ленинград. Ун-та: Сер. эк., философии, права. 1968. — № 5 — Вып.1. — С.137−143.
Заполнить форму текущей работой