Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление качеством образовательных услуг вуза на основе маркетинговой концепции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третьей главе «Методические основы формирования маркетинговой концепции управления качеством образовательного процесса в вузе» разработана маркетинговая концепция качества образовательных услуг на основе концепции маркетинга-взаимодействия и модель маркетинга образовательных услуг, предложен адаптированный подход оценки качества образовательных услуг, разработаны критерии оценки качества работы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Качество образовательного процесса как фактор эффективности деятельности вуза в условиях рыночной экономики
    • 1. 1. Качество образования как комплексная научно-методическая проблема
    • 1. 2. Концептуальные основы управления качеством образовательного процесса в вузе
    • 1. 3. Проблемы качества образования в мировой практике
  • Глава 2. Современные маркетинговые подходы к управлению образовательным процессом в вузе
    • 2. 1. Маркетинговый анализ практики управления качеством образовательных услуг в современных условиях
    • 2. 2. Организационно-экономические основы формирования маркетинговой деятельности в вузе
  • Глава 3. Методические основы формирования маркетинговой концепции управления качеством образовательного процесса в вузе
    • 3. 1. Концептуализация качества образовательной услуги с позиций маркетинга
    • 3. 2. Разработка маркетинговой модели образовательных услуг и адаптированной методики оценки качества образовательного процесса в вузе

Управление качеством образовательных услуг вуза на основе маркетинговой концепции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Развитие рыночной экономики в России, реформы в системе образования, обострение конкуренции на российском рынке образовательных услуг выводят на первый план вопросы создания систем управления качеством образования.

Актуальность проблемы оценки и управления качеством образования объясняется тем, что за последние десятилетия высшее образование приобрело широкомасштабный характер. Наряду с положительными моментами, это стало вызывать растущее беспокойство за качество и эффективность образовательного процесса.

Поэтому повышаются требования общества к качеству профессионального образования, кардинально обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг.

Современный конкурентоспособный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов, включающую новые организационные и методические принципы решения этой проблемы.

Особенности организации и проблемы функционирования высшего учебного заведения в рыночных условиях делают необходимым использование маркетинговых инструментов для повышения качества его образовательных услуг.

Поэтому исследования связанные с разработкой теоретических и методических основ формирования маркетинговых подходов к управлению качеством образовательных услуг высших учебных заведений представляются весьма актуальными и своевременными, что и предопределило выбор темы диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. В последние годы в зарубежной научной литературе большое внимание уделяется развитию маркетинга в сфере услуг. В частности, в трудах Ф. Котлера, К. Гренрооса, Р. Бландела, Г. Кунца, С. Донелла.

Наибольший вклад в разработку проблем развития, маркетинговой деятельности в высших учебных заведениях внесли такие отечественные ученые, как А. П. Панкрухин, У. Г. Зиннуров, Н. Л. Галетова, Ю. В. Кирилина, А. Шахриманьян, В. Афанасьев, В: Черкасов, Н. А Баранник, С. А. Мамонтов, О. В. Сагинова.

Управление качеством образовательных услуг является проблемойизучаемой в работах, многих отечественных авторов: В. А. Качалова, Т. Лопухова, В. Логачева, Е. Н. Рузаева, ВТ. Садкова, А. М. Стрижова, М.М., Поташника.

Труды названных ученых в значительной степени определили теоретическую основу данного диссертационного1 исследования. Однако, накопленный материал свидетельствует о том, что как в зарубежной, так и в отечественной литературе, вопрос измерения, и исследования качества образовательных услуг с позиций маркетингового подхода оказался практически без внимания. Что и определило цель, задачи и направления диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и методических аспектов управления качеством образовательного процесса в высшем учебном заведении на основе маркетингового подхода.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе потребовалось решить следующие задачи:

— изучение качества образования как комплексной научно-методичесой проблемыразработка концептуальных основ управления качеством образовательного процесса в вузе;

— анализ современной мировой и российской практики оценки качества образовательных услуг;

— разработка комплексного подхода к формированию организационно-экономического механизма маркетинговой деятельности в вузе;

— концептуализация-, качества образовательных услуг с позиции маркетингового подхода;

— разработка методических основ оценки качества образовательных услуг вуза.

Предметом исследования является процесс управления качеством образовательных услуг вуза с позиций маркетингового подхода.

Объектом исследования выступает система управления качеством образовательных услуг вуза и практика отношений между субъектами' рынка образовательных услуг.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую базу составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам управления качеством образовательных услуг в современных условиях, вопросам маркетинга образовательных услуг.

При проведении исследования также были проанализированы законодательные и нормативные документы государственных органов, регламентирующие порядок организации образовательных процессов.

В качестве методологической основы были применены системный и ситуационный подход, использованы методы экономико-статистического и логико-структурного анализа, экспертных оценок, проведения социологических опросов.

Эмпирическойбазой исследования послужили официальные данные Министерства образования и науки Российской Федерации, публикации в научной литературе, а также данные всероссийских и региональных научно-методических семинаров и конференций.

Научная новизна исследования состоит в аналитическом обобщении и развитии теоретических и методических подходов к управлению качеством образовательных услуг на основе разработки маркетинговой концепции с целью повышения эффективности образовательного процесса в высшем учебном заведении.

К числу основных положений, определяющих уровень новизны проведенного исследования, относятся следующие результаты:

— уточнен терминологический аппарат, касающийся понятий «качество образования» и «управление качеством образования" — разработаны концептуальные основы управления качеством образования в вузе, где в качестве базовой концепции качества образовательных услуг предложена концепция маркетинга взаимодействиями модель маркетинга образовательных услуг;

— предложены, организационные меры по управлению качеством образовательного процесса в вузе, основанные на учете интересов всех, участников рынка образовательных услуг;

— разработан комплексныйподход к формированию организационно-экономического механизма маркетинговой деятельности в вузе, позволяющий повысить качество предоставляемых вузом образовательных услуг;

— для оценки качества образовательных услуг на основе концепции маркетинга взаимодействия адаптирована методика «ЗЕЯУСШАЬ» и разработаны критерии оценки качества работы профессорско-преподавательского состава и образовательных услуг вуза его основными потребителями.

Практическая значимость результатов исследования. заключается в том, что реализация предлагаемых методических подходов, моделей, методов, и процедур на практике позволяют вузам проводить научно-обоснованную политику в сфере оказания образовательных услуг, способствуют внедрению в практику его образовательной деятельности эффективных механизмов-организации и инновационных методов образования, содействующих получению качественного профессионального образования.

Апробация результатов исследования: Основные выводы и положения диссертации были представлены автором на международных и: всероссийских конференциях. По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 2,2 печатныхлиста, в том числе одна статья в журнале, входящем в перечень ВАК.

Рекомендации, сделанные: автором приняты, к внедрению Дагестанским государственным: университетом при разработке программыфазвития вуза;

Структура диссертации: Цель и задачи исследования^ определили, структуру диссертациисостоящуюиз введения, трех глав, заключения, списка использованной’литературы, приложении^.

Во введении обоснована актуальность темы исследованияраскрывается-степень ее научной разработки, формулируютсяцель и задачи исследования^ определяются" научная новизна и практическая значимость полученных результатов, приводятся сведенияоб апробации и реализации основных положений. работы;

В первойглаве «Качество: образовательногопроцесса как. фактор эффективности деятельности вуза в условиях рыночной экономики» рассматриваетсякачество образования как комплексная научно-методическая проблема, уточняетсятерминологический аппарат, касающийся^ понятий «качество образования» и «управление качеством образования», выявляются основные тенденции управления^ качеством образования в мировой практике.

Во второй? главе «Современные маркетинговые подходы к управлению > образовательным процессом? в вузе» проведен маркетинговый: анализ существующей, практики? управлениякачеством образованияв России, предложены организационные меры по управлению качеством образования в вузе с учетом интересов всех участников рынка образовательных услуг, предложен комплексный подход к формированию организационно-экономического механизма маркетинговой деятельности в вузе.

В третьей главе «Методические основы формирования маркетинговой концепции управления качеством образовательного процесса в вузе» разработана маркетинговая концепция качества образовательных услуг на основе концепции маркетинга-взаимодействия и модель маркетинга образовательных услуг, предложен адаптированный подход оценки качества образовательных услуг, разработаны критерии оценки качества работы профессорско-преподавательского состава и качества образовательных услуг вуза его основными потребителями: государством, предприятиями-работодателями и студентами.

В заключении сформулированы основные результаты и выводы в целом по диссертационному исследованию.

Заключение

.

В настоящее времяв условиях перехода к рыночным отношениям, когда высшее образование становится все более доступным, проблема качественного образования приобретает социальный характер и связана с возможностью наилучшей реализации возможностей и способностей человека, с получением достойного места работы и вознаграждением за квалифицированный труд. Одновременно качество' образования связано с наиболее эффективной реализацией имеющегося национального потенциала развития страны. Качество образования становится ведущим инструментом не только внутренней национальной политики, но и значимым фактором международного влияния, международного престижа.

Система образования в каждой конкретной стране связана с ее общественно-культурной средой и производственно-технологической базой множеством сложных функциональных отношений и зависимостей.

Национальные системы оценки качества образования, существующие в настоящее время в разных странах, существенно различаются' не только по целям и задачам, критериям и процедурам, но и многим другим параметрам, в том числе, степени вовлеченности в этот процесс правительственных (государственных) и общественных и профессиональных органов и учреждений. Опыт создания «Национальной системы оценки качества образования» имеющийся во многих странах показывает, что в мире имеет место тенденция, когда наряду с различными формами внешней оценки деятельности вуза, большее развитие и распространение получают процессы самооценки на основе создания систем управления’качеством образования.

В современном быстро меняющемся, мире высшая школа, находящаяся в процессе интенсивных преобразований, является. одновременно и объектом, и субъектом происходящих изменений. Сохранение, а по возможности и укрепление субъектности высшего образования выступает в качестве базового концептуального принципа реформ национальных систем образования на современном этапе: в результате их осуществления должна возрасти субъектная (т.е. действенно-самостоятельная, активная) роль высшего образования в целом, роль каждого высшего учебного заведения, преподавателей и студентов как активных и ответственных участников процесса перемен.

Эффективность управления качеством образовательных услугэто и есть эффективность управления высшим учебным заведением. Эффективность и качество подготовки специалистов в вузе — основная цель стратегического менеджмента в вузе. Качество образования необходимо понимать дифференцировано — с позиции содержания, процесса и результата. То есть, управление качеством образовательного процесса в вузе должно быть связано с его содержательными, процессуальными и результативными характеристиками. В этой связи в диссертационном исследовании:

— разработаны понятие и концептуальные основы управления качеством образовательного процесса в вузе;

— дано определение качества образовательных услуг с учетом современных подходов к образованию.

Стратегияразвития вуза должна гармонически сочетать три необходимых составляющих образовательного процесса: 1) соответствие минимальным государственным аккредитационным стандартам- 2) соответствие изменяющемуся потребительскому спросу и 3) соответствие собственным целям, обеспечивающим возможность непрерывного самосовершенствования образовательного учреждения. Являясь фундаментальным, системным определителем развития социальной и экономической инфраструктуры образования, категория качества должна быть, направлена на конкретного потребителя с его интересами и потребностями. Очевидно, что в этих условиях необходимо совершенствовать механизмы эффективности работы высших учебных заведений на рынке образовательных услуг. Одним из важнейших инструментов такой работы является маркетинговая деятельность. В целях разработки теоретических и методических основ маркетингового управления качеством образовательных услуг в вузе в диссертационной работе:

— для четкого и эффективного выполнения всего комплекса функций по реализации маркетинговой деятельности в вузе предлагается организация службы маркетинга. При организации службы маркетинга вуза I рекомендуется использование комбинации функциональной и товарной (продуктовой) структур, т.к. это позволяет использовать преимущества этих структур и учитывать специфику деятельности высшего учебного заведения.

— предлагается организационно-экономический механизм управления маркетингом вуза, включающий в себя всю совокупность экспертноI аналитического и методологического инструментария, по анализу и обнаружению объективных угроз и осложнений во внешней среде вуза, технологию принятия маркетинговых решений по планированию, определению стратегий развития, формированию маркетингового микса вуза;

— для определения позиции высшего учебного заведения на пынке образовательных услуг предложено использование метода SWOT-aнaлизa и разработана модель его проведения;

— в качестве базовой стратегии управления качеством образовательных услуг предлагается концепция маркетинга взаимодействия, которая позволяет увязать интересы всех участников образовательной сферы, а, следовательно, обеспечить высокое качество образовательных услуг;

— разработана модель маркетинга образовательных услуг, включающая три взаимосвязанные составляющие: традиционный маркетинг, внутренний и интерактивный маркетинг. Внутренний маркетинг направлен на оценку I качества профессорско-преподавательского состава руководством в^за, а интерактивный маркетинг предполагает оценку качества образовательных услуг, предоставляемых вузом со стороны его потребителейна основе концепции маркетинга взаимодействия для оценки качества образовательных услуг предлагается использование адаптированного подхода к аудиту маркетинга услуг на основе методики «8ЕЮ/0иАЬ»;

— разработаны критерии оценки качества работы профессорско-преподавательского состава и образовательных услуг вуза его основными потребителями: государством, предприятиями-работодателями и студентами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ.
  2. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ.
  3. Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной аккредитации высшего учебного заведения» от 2 декабря 1999 г. № 1323.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации «О лицензировании образовательной деятельности» от 18 октября 2000 г. № 796
  5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010.
  6. Статьи в журналах и Интернете
  7. В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. 1999. — № 5. с. 68−76.
  8. В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг. 1999. — № 6. — С. 77−90.
  9. Ю.П. Качество профессионального образования и пути его обеспечения //www. marketing, spb. ru.
  10. C.H. Маркетинг в некоммерческой сфере: теоретический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 18−23.
  11. А.И., Горелик O.M., Волохин С. Б. Повышение конкурентоспособности образовательных услуг высшей школы в регионе (на примере Самарской области) //www.marketing.spb.ru
  12. И.Баранник H.A. Маркетинг образовательных услуг //www. marketing. spb. ru.
  13. М.Березин И. Средний класс на рынке образовательных услуг //www. marketing, spb. ru.
  14. Ю.В. Место и роль маркетингового исследования в маркетинге, образования, http: //www. marketing, spb. ru/conf/2002−01 — edu/sbornik 1. htm
  15. Гб.Болонский процесс как структурная реформа высшей школы Европы // www.marketing.spb.ru
  16. Е.И. (РОМИР). Развитие рынка в России: некоторые аспекты восприятия массовым сознанием // Практический маркетинг.1997.- № 6, — С. 108−111.
  17. В., Горленко О., Попков В. Вузы в стратегии регионов //Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 145−146
  18. Н. О системе маркетинговой информации // Маркетинг. -1996. № 1.-С. 111−120.
  19. В. Организационная структура российских вузов //Высшее образование в России. 2001. — № 5. — С. 5−11
  20. М.И., Григорьева Т. И., Шеметов В. В. Рынок бизнес-образования в России //www. marketing, spb. ru.
  21. Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С. 3−10.
  22. А. Новости социального портала. Реформа- высшей школы: слабые и сильные стороны //www. marketing, spb. ru.
  23. A.H. Интернет как средство продвижения в период кризиса // Маркетинг и маркетинговые исследования в России.1998.-№ 6.-С. 39−47.
  24. JI.Я., Жакенова К. А. Высшая школа Казахстана после десятилетия реформ: взгляд изнутри //www. marketing, spb. ru.
  25. Л.Н. Маркетинг образовательных услуг // Бизнес-образование. -2001. № 1(Ю). — С. 95−9727.3акс Л., Зборовский, Кощеева И., Шуклина В. Негосударственное образование в оценках студентов //Высшее образование в России. -2002. -№ 6. -С.95−104.
  26. Зарубежный опыт реформ в образовании //Высшее образование сегодня. 2001. — № 2. — С. 60−67.
  27. В. Негосударственные вузы России //Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С.10 — 12.
  28. ЗО.Зиновкина М., Гареев Р. Реклама в образовательном ракурсе //Высшее образование в России. 2000. — № 6. — С. 99−102. i
  29. А.П. Маркетинговые исследования поведения потребителей на рынке образовательных услуг/ Маркетинг образовательных услуг. Материалы семинара //www. marketing.spb. ru.
  30. C.B. Моделирование стратегий маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 4. — С. 8−13.
  31. В., Прудковский Б. По поводу оценки качества //Высшее образование в России. -1999. № 2. — С. 54−57.
  32. В.А. Проблемы управления качеством в вузах // Стандарты и качество. 2000. — № 5. — С.82−85, № 6. — С.43−49, № 7. — С. 68−73
  33. Ю. Сегментирование рынка образовательных услуг //Высшее образование в России. 2001. — № 3. — С. 30−33.
  34. Ю.В. Маркетинг образовательных услуг //Высшее образование в России. 2000. — № 5. — С. 26−29.
  35. Ю. Продвижение образовательных услуг к потребителям // Высшее образование в России. 2001. — № 5. — С. 35−37.
  36. Т.JI. Новый организационно-экономический механизм — решаюшая предпосылка развития образования //Высшее образование сегодня. -2001. № 2.-С. 12−15.
  37. В. Кадровая ситуация в высшей школе // Высшее образование в России. 2000. — № 6. — С. 7−19.
  38. Э. Система комплексной оценки качества образования специалиста// Высшее образование в России. 1995. — № 2. — С. 72−78.
  39. Е.Ф. Генезис структур и моделей паблик рилейшнз // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. — № 6. — С.22−29.
  40. С.В. База данных' в Direkt Marketing // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 4. — С. 10−14.
  41. О. Бизнес-образование и рынок труда: тендерные аспекты //Высшее образование в России.- 2001. № 5. — С. 65−71.
  42. А.М., Лысенко Е. А. Применение концепции маркетинга при подготовке специалистов. с высшим образованием //www.marketing.spb.ru
  43. М. На образовательном рынке //Высшее образование в России. 2001. — № 4. — С. 34−42.
  44. В. Система качества для образовательных услуг // Высшее образование в России. 2001. — № 1. — С. 20−24.
  45. Т. Диагноз качества подготовки специалиста // Высшее образование в России. 2002. — № 4. — С.32−40.
  46. Г. А. Болонский процесс: история, развитие, перспективы //Вестник РОСРО. № 8. — С. 11−13.i
  47. С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система //www. marketing.spb. ru.
  48. А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернете // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 2. — С. 56−64.
  49. Маркетинг образовательных услуг: материалы семинара // www. marketing, spb. ru. л
  50. Д. Методологические аспекты подготовки корпоративного стратегического плана // Маркетинг. 2000. — № 6. — С. 40−50.
  51. И. Школа выживания. Если не реформировать нашу систему образования, то уже через 7−10 лет Россия будет не в состоянии конкурировать на мировом рынке образовательных услуг // www. marketing, spb. ru.
  52. В., Манушин Э. На пути интеграции (К итогам II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика») // www. marketing, spb. ru
  53. В. Летние каникулы от Большого Барьерного рифа до Снежных гор // www. marketing, spb. ru
  54. H., Пискунова Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения // Маркетинг. -2001.-№ 5.-С. 77−90.
  55. Д. Первый раз в бизнес-класс // www. marketing, spb. ru.
  56. И. Бизнес-план учебного заведения основа принятия стратегических и тактических решений // Маркетинг. — 2001. — № 1. — С. 102−104.
  57. Э.В. Международные модели маркетинга услуг //Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3. — С. 91−97.
  58. Э.В. Специфика и особенности аудита маркетинга услуг //Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. — № 4. — С. 50−60.
  59. Э. Качобрус: маркетинговый инструмент для измерения качества образовательных услуг// Маркетинг. 2001. — № 6 (61). — С. 5467.
  60. Э.В. Ревизия внутреннего маркетинга методом анализа «важность-исполнение»// Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 1.С. 117−125.
  61. Оценка качества образования: обзор международного опыта// www
  62. H. Туда ли ведут реформы высшей школы //www. marketing, spb. ru.
  63. А.П. Цена образования //Alma Mater. 1997. — № 5. — С. 2429.
  64. А.П. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — № 6. — С.79−85.
  65. Н. Региональные центры академической мобильности в социально-экономической инфраструктуре региона //www. marketing, spb. ru.
  66. Е.П. Пять уровней потенциала маркетинга // Маркетинг. 2000. -№ 6. — С. 50−59.
  67. В.П., Рогожин С. А. Проблема идентификации оценки качества классического университетского образования и рейтинга Министерства образования РФ// Университетское управление.- 2005.-№ 5−6.- С. 63−75 —
  68. Проблемы качества в сфере образования //www. marketing, spb. ru.71 .Проверка качества высшего образования в Эстонии// www.
  69. В. Особенности развития негосударственных вузов //www. marketing, spb. ru.
  70. Ю.Б., Самойлов В. А., Шевченко K.K. Реорганизация учебного процесса в условиях открытого образования // www/marketing, spb. ru.
  71. E.H. Менеджмент качества образовательных услуг и менеджмент знаний в высшей школе //Университетское управление: практика и анализ. 2004.- № 1(29). — С.56−60
  72. О.В. Маркетинг образовательных услуг //Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 3. — С. 48−59.
  73. О.В. Изменения на рынке образовательных услуг и качество подготовки специалистов // www. marketing, spb. ru.
  74. В.Г., Силаева O.A., Брехова Т. Б. Система управления качеством высшего образования в регионах России //www. marketing, spb. ru.
  75. В., Ткач Г. Болонский процесс и качество образования // ALMA MATER Вестник высшей школы. 2003. — № 8.
  76. A.A. Управление качеством подготовки специалистов в области международных отношений // www. marketing, spb. ru.
  77. А.Г. Маркетинговая политика в бизнес-образовании // Бизнес-образование. 2001. — № 2 (11). — С. 23−27.
  78. Сон Т. А. Формирование рынка образовательных услуг //www. marketing, spb. ru.
  79. Современные методы маркетинга в области образования: динамика, перспективы // www. marketing, spb. ru.
  80. Сорбонская и Болонская декларации // www. marketing, spb. ru.
  81. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений //Стандарты и мониторинг в образовании.1999. -№ 3.-С. 47−50.
  82. А. Качество образования: проблемы оценки и мониторинга // Образование. 2000. — № 2. — С. 62−66.
  83. Е.П. Имидж организации: культурологические аспекты /iwww. marketing, spb. ru.
  84. Торстен Хенниг-Турау. Влияние компетенции потребителя на успех маркетинга отношений //Проблемы теории и практики управления. -1999. -№ 6. С. 83−87.
  85. В.Б. Правда и домыслы о российском образовании //www. marketing, spb/ ru.
  86. В. Высшая школа России перед вызовами XXI века //Высшее образование в России. 2001. № 1. С. 10−15.
  87. А.О. О бизнесе образовательных услуг // Высшее образование в России. 1999. — № 2. — С. 120−123.
  88. Н. Страна, в которой учтится мир // www. marketing, spb. ru.
  89. Шафранов-Куцев Г. В., Деревнина А. Ю. Качество образования в стратегии управления классическим университетом // Университетское управление. 2002. — № 2.
  90. Р. Проблемы современного образования: управление и содержание //Деловой партнер. 1997. — № 11. — С. 54−58.
  91. И. Маркетинг образовательных услуг требование времени //Маркетинг. -1992.- № 4. — С.44−53.
  92. В., Геворкян Е., Калабин С., Киринюк А., Наводнов В., Мотова Г., Петропавловский М. О процедуре комплексной оценки вуза // Высшее образование в России. 2001. — № 1.- С.29−38/.
  93. А. Система высшего образования Израиля в эпоху перемен //Высшее образование в России. 2000. № 6. С. 13 8−149.
  94. А. Качество высшего образования и Национальная^система г обеспечения качества в Великобритании// www
  95. Atchoarena D., Caillods F. Can Technical and Vocational Education Be Reformed?// IVEP Nawsletter. 1999. Vol. 17. № 1. P. 1−3.
  96. Becker S., Veelken L., Wallraven K.R. Handbuch Altenbilding Therien und
  97. Konzehle fur Gegenwart und Zukunft, Leske und Budrich, Opladen 2000, P. 125−140.
  98. Candler A. D. Strategy and Strukture: F Chapter in the histori of Industrial Enterprises. Cambridge, Mass, 1962.P. 5.
  99. Geimer H., Geimer R. Das Hochschulwesen inDeutschland Wokin fuehrt der Weg? //Bildung und Wissenschaft. 1999. № 2/3. — s. 2−55.
  100. Mintzberg H., Waters J. Of Strategik Delidtrate and Emergent //Strategik Managment Jornal, vol 6. 1985. P. 257−272.103.' Moles R.F., Snow C.C. Organisational Strategy: Structure and Process. New York. McGrow-Hill.1978.
  101. Parasuraman A., Zeithami V., Berry L.(1985). A conceptual model of service quality and its implications for future research. Journal of Marketing. Vol/ 49 (Fall), pp. 41−50
  102. Parasuraman A., Berry L., Zeithaml V.(1988). SERVQUAL: A multiple-item scale for measuring customer perseptions of servise quality. Journal of Retailing. Vol. 69 (Spring). Pp. 12−40.
  103. Steiner. G.A. Strategik planning: What Everi Manager Must Know. N.Y. Free Press. 1979. P. 34−35.
  104. Учебники, монографии и др.
  105. Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985.
  106. И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1989.
  107. Т. Практический маркетинг / Пер. с анг.- Под общей ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 1999. — 400 с.
  108. Г. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1999. 756 с.
  109. К.В. Исследование и оценка интегрированных маркетинговых коммуникаций: Автореф. дис. к.э.н. / Санкт-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 1999. — 16 с.
  110. Р. Эффективные бизнес-коммуникации. Принципы и практика в эпоху информации. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 384 с.
  111. Г. Л. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: ОАО Изд-во «Экономика», 1999. — 703 с.
  112. Г. Л., Успенский И. В., Ченцов В. И. Интерактивные модели маркетинговых решений на виртуальных рынках: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 220 с.
  113. Г. Л., Красикова Н. И. Мотивация коммерческих коммуникаций в системе маркетинга: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1994. — 176 с.
  114. Г. Л., Зайталь X., Татаренко B.R Исследование операций маркетинга: Учебное пособие / Санкт-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2000. — 172 с.
  115. Г. Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики: Учебное пособие / Санкт-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.-210 с.
  116. . Рыночная экономика в 15 книгах. Малые промышленные фирмы на международных рынках. Маркетинг. Кн. 5. — Осло/Москва: «СОВ-ВИП», 1992. 269 с Басовский JI.E. маркетинг: Курс лекций. — М.: ИНФРА-МД999. — 219 с.
  117. Бове K. JL, Арене У. Ф. Современная реклама. / Пер. с анг. Тольятти: Изд-во Дом «Довгань», 1995. 189 с.
  118. A.A. Маркетинг в российской экономике переходного^ периода: методология и практика. М.: Экономика, ТОО «КоМаркт Лтд.», 1997.-571-с.
  119. Будунов К. Г. Формирование маркетинговой стратегии развитияг '
  120. Ю.А. Формирование и развитие интерактивных маркетинговых коммуникаций субъектов рынка в конкурентной среде: Автореф. дис. к.э.н. СПб, 1999. 16 с.
  121. Н.Л. организация маркетинговой деятельности на рынке образовательных услуг (на примере второго высшего экономического образования): Автореф. дис. к.э.н./ МАТИ. М., 2000. — 20 с.
  122. Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999.-702 с.
  123. Е.П. Маркетинговые исследования: Теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998. — 639 с.
  124. Е.П. Маркетинговые коммуникации. М.: Финпресс, 2000.-256 с.
  125. Г. Я. Стратегический менеджмент. ТРТУ// Сб. «Отчет ректора ТРТУ за 1998 г». Таганрог: ТРТУ, 1999, с. 49−53
  126. К. Маркетинг и менеджмент услуг. Lexingston Books/ 1990.
  127. В.В., Федотова H.A. Оценка предприятия: теория и практика. -М.: ИНФРА-М, 1997.
  128. З.А., Шабанова М. М., Рамазанова И. Г. Разработка организационно-экономического механизма маркетинговых исследований сферы услуг. Махачкала, ДГТУ, 2006.- 127 с.
  129. Т.П. Управление маркетингом (методологический аспект). М.: ИНФРА-М, 1997. — 429 с. -
  130. Т.П. Управление маркетингом: учебник. Изд. 2-е, перераб. И доп.- М.: ИНФРА-М, 2001. 334 с.
  131. Е., Хершген X. Практический маркетинг: Учебное пособие / Пер. с нем. — Под ред. И. С. Минко. М.: Высшая школа, 1995. -225 с.
  132. У.Г. Методологические основы и методы маркетинговой деятельности в вузе: Автореф. дис. д.э.н. /Санкт-Петерб. гос. Инженерно-экономическая академия. СПб., 1994. — 28 с.
  133. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва-Уфа: Изд-во УГАТУ, 1993. — 226 с.
  134. В.Н. Разработка стратегии и тактики маркетинговой деятельности вузов на рынке образовательных услуг и научно-технической продукции: Автореф. дис. к.э.н. /РЭА им. Г. В. Плеханова. М., 1997.-18 с.
  135. . Деловая стратегия. — М.: Экономика, 1991.
  136. У., КлиландД. Системный анализ и целевое управление. — М.: Прогресс, 1974.
  137. Ю.В. Маркетинговые коммуникации в области высшего образования /Ученые записки. М.: Издательство МГСУ «Союз», 2000. — С. 73−78.
  138. Т. Стратегия и структура японских предприятий. М.: Прогресс, 1987.
  139. Ф. и др. Основы маркетинга: Пер. с анг. 2-е европ. изд. — М.: — СПб.- К.: Издат. дом «Вильяме», 1999. — 1056 с.
  140. Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб.: Питер Ком, 1999. — 756 с.
  141. И.В. Теория и практика рекламы в России. М.:гЦентр, 1996.-220 с.
  142. И.В. Маркетинг (социология маркетинговых коммуникаций).- М.: Центр, 1998. 256 с.
  143. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити — ДАНА, 1999. — 519 с.
  144. Г., О. Донелл С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. -М.: Прогресс, 1981.- 495 с.
  145. Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. М: Новая школа, 1997. — 144 с.
  146. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  147. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга : Учеб. пособ. под ред. д.э.н., проф. О. Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. СПб.: ИД «МиМ», 1997 216 с.
  148. Маркетинг: Учебное пособие для магистрантов / Гольдштейн Г. Я., Катаев A.B. Таганрог: ТРТУ, 1999. — 224 с.
  149. Маркетинг /Под ред. проф. Уткина Э. А. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд — во ЭКМОС, 1998. — 320 с.
  150. Мерилин и Том Росс. Большие идеи для малого бизнеса в сфере услуг / Пер. с анг. Г. Моиссенко. М.: «Агентство «ФАИР», 1996. — 209 с.
  151. C.B. Теоретические и методологические аспекты стратегического маркетинга. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1996. — 214 с.
  152. Р.Б., Цыгичко Л. И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. М.: Финансы и статистика, 1991.-303 с.
  153. Обзор экономики России. II. 2004
  154. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг?: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Власовой. М.: Финансы и статистика, 1999. — 216 с. л
  155. Панасюк В.П./ Автореферат дис. «Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса» на соиск уч. степени д.п.н. Спб., 1998.- С. 15.
  156. А.П. Маркетинг: Учебник. М.: Институт международного права и экономики имени A.C. Грибоедова, 1999. -320 с.
  157. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995.-239 с.
  158. Ф.Г., Баженов Ю. К., Серегина Т. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000. — 364 с.
  159. Р. Диксон. Управление маркетингом: Пер. с анг. М.: БИНОМ, 1998.-436 с.
  160. Российский маркетинг на пороге третьего тысячелетия: практика крупнейших компаний / Под. ред. A.A. Бравермана. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2001. -210 с.
  161. С., Коллинз Т. Л. Новый максимаркетинг: Пер. с анг. -Челябинск: «Урал LTD», 1997. 535 с.
  162. В.М. Основы проектирования образовательных стандартов. М., 1996.
  163. Состояние и развитие высшего и среднего профессионального образования. Анализ и оценка: Монография / Под ред. А. Я. Савельева. 0 М.: НИИВО, 1999.
  164. Стратегическое планирование и управление / Под ред. А. Н. Петрова. Ч 1: Изд. 2-е, доп.: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1998. — 142 с.
  165. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие /Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с.
  166. Управление организацией: Учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 1999.-320 с.
  167. Д.И., Жильцов E.H. Экономика, организация и планирование высшего образования. — М.: Высшая школа, 1988. 128 с.
  168. М. М. Будунов К.Г., Камалова Т. А. маркетинговые стратегии развития вузов, — Махачкала, ИПЦ ДГТУ, 2004. 104 с.
  169. Г. Основы и проблемы экономики предприятия: Пер. с нем. / Под ред. проф. А. Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996.-370 с. 173. 0 Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. Пер. с анг. М.: Экономика. 1990. -335 с.
  170. .С. Формирование маркетинговых технологий управления конкурентоспособностью вуза: Автореф. дис. к.э.н. / Дагестанский государственный технический университет. — ДГТУ, 2004. 22 с. 1. Анкетаоценки качества работы преподавателей руководством вуза
  171. В графе рейтинг восприятия просим высказать Ваше. мнение относительно соответствия конкретного преподавателя перечисленным ниже критериям. Для оценки используется шкала и механизм, ианалогичные приведенным выше.
  172. В графе рейтинг важности просим высказать Ваше мнение относительно важности для Вас перечисленных ниже критериев. Для оценки также используется 5 бальная шкала и аналогичный первому случаю механизм оценки.
  173. Просим Вас ответить на каждый вопрос. Подписывать анкету не надо, т.к. данные будут обработаны на компьютере и использованы в обобщенном виде.
  174. Критерии качества Рейтинг Рейтинг Рейтингп/п ожидания восприятия важности
  175. Наличие ученой степени доктора наук 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  176. Наличие ученой степени кандидата наук 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  177. Наличие ученого звания профессор 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  178. Наличие ученого звания доцент 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  179. Общая аудиторная нагрузка 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  180. Лекционная нагрузка 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  181. Постановка нового курса 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  182. Руководство дипломными работами 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  183. Постановка новых лабораторных работ, создание лабораторных стендов 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  184. Издание учебника с грифом Минобразования России в течение последних 5 лет 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  185. Повышение квалификации отчетном учебном году 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  186. Научное руководство НИР 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  187. Получение гранта 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  188. Руководство работой докторантов 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  189. Руководство работой аспирантов 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  190. Издание монографий за последние 5 лет за рубежом 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 Г4 3 2 1
  191. Издание монографий за последние 5 лет в центральном издательстве 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  192. Издание монографий за последние 5 лет в местном издательстве 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 11. Анкетаоценки качества образовательных услуг, предоставляемых вузом студентам.
  193. В графе рейтинг восприятия просим высказать Ваше, мнение относительно соответствия данного вуза перечисленным ниже критериям. Для оценки используется шкала и механизм, аналогичные приведенным выше.
  194. В графе рейтинг важности просим высказать Ваше мнение относительно важности для Вас перечисленных ниже критериев. Для оценки также используется 5 бальная шкала и аналогичный первому случаю механизм оценки.
  195. Просим Вас ответить на каждый вопрос. Подписывать анкету не надо, т.к. данные будут обработаны на компьютере и использованы в обобщенном виде.
  196. Критерии качества Рейтинг Рейтинг Рейтингп/п ожидания восприятия важности
  197. Вуз дает возможность приобрести разносторонние и фундаментальные знания по интересующим предметам 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  198. В вузе отдается приоритет получению прикладных знаний, что создает условия быстрой адаптации к профессиональной деятельности 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  199. Логика построения образовательного н процесса соотносится с логикой профессионального становления студента. 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  200. Образовательный процесс в вузе имеет целевую специализацию 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  201. Вуз отличается высоким уровнем профессионализма профессорско-преподавательского состава 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  202. В отношениях между студентами и преподавателями вуза существует атмосфера взаимного уважениия 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  203. К каждому студенту в вузе индивидуальный подход 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  204. Вуз обеспечивает комфортную психологическую атмосферу в процессе обучения 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5−4 3 2 1
  205. Вуз отличается высоким уровнем требований к образовательной деятельности студента 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  206. В вузе широко используются новые образовательные технологии и активные методы обучения 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  207. Вуз проводит активную научно-практическую деятельность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  208. Вуз имеет современную материально-техническую базу 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  209. Вуз отличается высоким уровнем информационного и 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1библиотечного обеспечения
  210. Диплом вуза имеет высокий статус 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  211. Вуз обеспечивает высокий уровень профессиональной подготовки 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  212. Выпускник имеет гарантии трудоустройства 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  213. Вуз способствует формированию у личности качеств, помогающих быстро приспособиться к социально-экономическим условиям жизни 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  214. Образование в вузе является важным средством формирования собственной интеллектуальной культуры 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  215. Образование в вузе позволяет повысить свой социальный статус 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 11. Анкетаоценки качества подготовки выпускников вуза предприятиями-работодателями.
  216. В графе рейтинг восприятия просим высказать Ваше.^мнение относительно соответствия конкретного выпускника перечисленным ниже критериям. Для оценки используется шкала и механизм, аналогичные приведенным выше.
  217. В графе рейтинг важности просим высказать Ваше мнение относительно важности для Вас перечисленных ниже критериев. Для оценки также используется 5 бальная шкала и аналогичный первому случаю механизм оценки.
  218. Просим Вас ответить на каждый вопрос. Подписывать анкету не надо, т.к. данные будут обработаны на компьютере и использованы в обобщенном виде.
  219. Критерии качества Рейтинг Рейтинг Рейтингп/п ожидания восприятия важности
  220. Профессиональная компетентность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  221. Владение современными компьютерными информа- 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1ционными технологиями >
  222. Когнитивная подготовленность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 4
  223. Коммуникативная подготовленность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  224. Владение методами технико-экономического, экологически-ориентированного анализа производства 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  225. Владение деловой этикой 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  226. Креативная подготовленность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  227. Опыт работы по данной специальности 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  228. Владение умением изучения рынка 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  229. Наличие умения по установлению деловых связей и созданию клиентской базы 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  230. Наличие знаний в смежных областях 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 М 3 2 1
  231. Ответственность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  232. Целеустремленность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 51 4 3 2 1
  233. Решительность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  234. Толерантность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  235. Требовательность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5* 4 3 2 1
  236. Самокритичность 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  237. Достаточно высокая самооценка 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
  238. Стремление к саморазвитию 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1
Заполнить форму текущей работой