Роль старшей медицинской сестры в организации ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе
Для того чтобы правильно оценить состояние больного и быть способными ему помочь, необходимо располагать специальными знаниями и сведениями о возможностях современной паллиативной помощи. Анонимное анкетирование 30 медсестер разных профилей МУЗ «Городская больница № 3», проведенное в рамках практической части работы показало, что респонденты не только имели низкий уровень знаний по вопросам… Читать ещё >
Роль старшей медицинской сестры в организации ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Министерство образования и науки Самарской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования.
«Сызранский медико-гуманитарный колледж».
Научно-исследовательская работа.
(дипломная работа) Тема: Роль старшей медицинской сестры в организации ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе Выполнила:
студентка Шаркаева Гульфия Юсуповна Научный руководитель преподаватель специальных дисциплин высшей категории Куликова Н. А.
г. о. Сызрань 2013 г.
Введение
хоспис паллиативный сестринский уход В мире в последнее десятилетие отмечается неуклонный рост числа пациентов, страдающих различными нозологическими формами хронических прогрессирующих заболеваний, в том числе — находящихся в терминальной стадии их развития, которые нуждаются в оказании паллиативной помощи.
Целью паллиативной помощи является достижение возможно наилучшего качества жизни пациентов и членов их семей.
Все это свидетельствует о необходимости создания хосписов и использования дифференцированного подхода при составлении мероприятий, выполняемых по социально-медицинской работе, о потребности в медицинском наблюдении, в реабилитации, в проведении паллиативной помощи. В связи с этим остро стоит вопрос о подготовке специалистов, способных осуществлять социально-медицинскую работу в отношении инкурабельных больных.
Медицинские сестры не знакомы в полной мере со спецификой паллиативного ухода. Поскольку за небольшой срок существования в России хосписов стали очевидными преимущества паллиативной помощи для группы неизлечимых больных и необходимость дальнейшего развития хосписного движения, то необходимо совершенствовать подготовку медицинских работников именно для оказания паллиативной помощи.
Поэтому целью нашей исследовательской работы стало совершенствование направлений деятельности старшей медицинской сестры в организации ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе.
Исходя из целей, мы определили следующие задачи:
Изучить литературу по организации паллиативной помощи.
Дать характеристику деятельности отделения Хоспис за 3 года.
Провести анализ направлений деятельности старшей медицинской сестры по обеспечению ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами в хосписе.
Проанкетировать медицинский персонал отделения по вопросу обучения на рабочем месте.
Разработать рекомендации по обучению медицинских сестер в условиях лечебно-профилактического учреждения организации ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами.
Практическая часть дипломной работы проводилась на базе муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 3» г. о.Сызрань в отделении Хоспис.
Объектами исследования стали пациенты отделения Хоспис — 12 человек; родственники пациентов — 30 человек; медицинские сестры МУЗ «Городская больница № 3» — 30 человек.
Материалы исследования:
медицинская карта стационарного больного форма — № 003/У;
статистическая карта выбывших из стационара, форма № 066/У;
отчет отделения хоспис за 2008 г.;2009г.;2010г.;
карта больного, обслуживаемого бригадой паллиативной терапии хосписа форма № 003−2/У-53.
Методы исследования:
общетеоретический;
статистический;
социологический (анкетирование);
аналитический.
Глава I. Организация оказания паллиативной помощи в учреждениях хосписного типа.
1.1 Организация деятельности учреждений хосписного типа в России Слово «хоспис» имеет латинские корни и буквально означает приют, богадельню.
Первые учреждения, основной задачей которых была помощь умирающим, возникают в Европе в XIX веке. В России общиной сестер милосердия была Петербургская Свято-Троицкая обитель (1844), где наряду с женской больницей имелась также богадельня на 6 коек для неизлечимо больных.
Активное становление хосписов современного типа происходит после Второй мировой войны. Первый такой хоспис был открыт в Лондоне в 1967 г. Его основательницей стала Сесилия Сондерс, сама личность которой отразила междисциплинарный подход к помощи умирающим: на протяжении своей карьеры она последовательно получила дипломы медсестры, социального работника и врача.
Научными предпосылками к формированию хосписов современного типа стали достижения в области эффективного лечения хронической боли.
Первый хоспис в России был открыт в 1990 году по инициативе и при активном личном участии английского журналиста Виктора Зорзы и врача-психиатра А. В. Гнездилова в Лахте (Санкт-Петербург).
В России на сегодняшний день действует более 70 хосписов. В Самарской области: 6 хосписов и хосписных отделений (на 68 коек), 6 выездных бригад при хосписах, отделение паллиативной помощи при областном онкологическом диспансере.
Организация работы и предназначение хосписов В «Концепции развития здравоохранения РФ до 2020 года» в качестве одной из задач раздела «Обеспечение качества и доступности медицинской помощи» выделено планирование развития сети ЛПУ с их профилизацией, перераспределением кадров и лечебно — диагностических мощностей, формированием маршрута движения больных и созданием системы поэтапной преемственности медицинской помощи.
Хоспис является государственным учреждением здравоохранения, предназначенным для оказания специализированной медицинской, социальной, психологической, юридической и духовной помощи инкурабельным онкологическим больным, с целью обеспечения им симптоматического (паллиативного) лечения, подбора необходимой обезболивающей терапии, оказания медико-социальной помощи, ухода, психосоциальной реабилитации, а также психологической и социальной поддержки родственников на период болезни и утраты ими близкого.
Основные задачи хосписа:
оказание паллиативной помощи, медико-социальной реабилитации и психологической поддержки онкологическим больным на поздних стадиях заболевания и их родственникам;
повышение доступности специализированной паллиативной помощи и квалифицированного ухода в стационаре и на дому;
купирование болевого синдрома и другой отягощающей симптоматики;
оказание психотерапевтической помощи больным в стационаре и на дому, психологической поддержки родственникам;
обучение родственников пациента навыкам ухода за инкурабельными онкологическими больными IV клинической группы;
1.2 Принципы паллиативной помощи В Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеется раздел (ст.36), определяющие понятие паллиативной медицинской помощи: она представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.
В обобщенном виде общие принципы паллиативной помощи можно сформулировать следующими положениями:
Оценка состояния и определение приоритетной проблемы должны предшествовать проведению мероприятий помощи.
Объяснение механизмов развития и проявления симптомов понятными больному словами.
Помощь должна быть индивидуальной.
Не ограничивайте помощь только лекарствами.
Никогда не говорите себе, а тем более, больному и его родственникам: «Я испробовал все!», «Я не знаю, что я могу сделать, и никто не знает этого».
Паллиативная помощьэто подход, направленный на улучшение качества жизни пациентов и членов их семей, находящихся перед лицом смертельного заболевания, путем предупреждения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, точной оценке, лечению боли и других проблем — физического, психологического, социального и духовного характера.
1.3 Особенности организации сестринского ухода при паллиативной помощи Цель общего ухода в паллиативной медицине — создание максимально комфортных условий для пациента. Хороший уход в паллиативной помощи является важным психологическим фактором, влияющим на настроение больного, желание жить, облегчает общение и взаимопонимание.
«Эпидемия боли» — так характеризовала ВОЗ ситуацию во многих странах мира. Как ни трагично, но раковую боль часто оставляют без лечения; если ее все же лечат, облегчение часто недостаточное. Эту проблему можно минимизировать, обеспечив соответствующее образование и подготовку медицинских работников и облегчив доступ к услугам снятия боли и паллиативного ухода.
В традиционном варианте, рекомендованном комитетом экспертов ВОЗ в 1986 г., для лечения хронического болевого синдрома используется ступенчатый подход в лечении с определением эффекта каждого анальгетика при назначении более сильных препаратов.
1.4 Безопасность и защита сестринского персонала Сестринский персонал, оказывающий паллиативную помощь умирающим больным, находится в состоянии непрерывного эмоционального и физического напряжения.
Облегчая тягостные симптомы, уменьшая страдание и боль, находясь рядом с больным до последних минут его жизни и видя смерть, медицинские сестры испытывают многие проблемы: профессиональную и человеческую ответственность не только перед больным, но и перед его окружением, ощущение собственной смерти, восприятие и переживание собственной беспомощности, нехватку времени.
Физическая перегрузка, токсические вещества, опасность инфицирования — не единственные из вредных факторов, воздействию которых медицинская сестра может подвергаться на своем рабочем месте. Работа в службах, связанных с оказанием ухода, концентрируется на тех участках общества, где возникают проблемы — социальные, психологические и связанные со здравоохранением. Это означает, что медицинская сестра очень много времени уделяет таким проблемам, которые рассматриваются как социально-психологические.
Отсутствие квалифицированной психологической помощи и поддержки объясняет текучесть среднего и младшего персонала хосписа.
Хотя ситуация постепенно меняется, но традиционно паллиативной помощи уделялось мало внимания в процессе общего и практического обучения медицинских работников. Тем не менее, многим необходимым навыкам можно обучить в процессе преддипломной и последующей подготовки медицинских работников.
Обучение путем повседневной практики.
Оказание медицинской помощи, особенно при прогрессирующих и тяжелых заболеваниях, связано со все более сложными этическими проблемами.
Поэтому крайне важное значение имеет коллективное обсуждение этих аспектов и соответствующее повышение квалификации медицинских работников. Речь идет о таких вопросах, как соблюдение принципа конфиденциальности; обсуждение прогноза и сравнение ожидаемой пользы от лечения с его неизбежными издержками; правильное ориентирование в условиях сложных взаимоотношений между больным и его близкими; документальные волеизъявления пациентов, связанные с терминальным периодом и смертью; справедливое распределение ограниченных ресурсов; анализ ситуации и общение с больным и его родственниками в случае поступления просьбы ассистированного суицида или эвтаназии; отказ от осуществления медицинских вмешательств или отмена лечения; принятие решений за пациентов, лишенных возможности общения (например, находящихся в коме).
Повышение квалификации всех категорий медицинских работников.
Было бы нереалистичным предполагать, что растущие нужды в оказании паллиативной помощи можно удовлетворить за счет увеличения числа специалистов, занятых в этой области. Более вероятным путем решения данной проблемы, по-видимому, станет распространение соответствующих знаний и навыков среди широких кругов медицинских работников.
Специальная подготовка и обучение обязательны для врачей и медсестер, собирающихся работать в хосписе. Необходимо пройти основной теоретический подготовительный курс, дающий широкие возможности перехода от теории к практике в реальной ситуации. При этом высококвалифицированный персонал контролирует практикантов с целью совершенствования их навыков.
Необходима возможность повышения уровня знаний и формирования более правильных установок по вопросам паллиативной помощи среди работников первичного звена системы здравоохранения, однако потребуется двусторонний обмен опытом между специалистами и медицинскими работниками общего профиля.
Глава II. Анализ направлений деятельности старшей медицинской сестры отделения Хоспис.
Практическую часть нашей работы мы проводили на базе отделения хоспис МУЗ «Городская больница № 3» г. о.Сызрань.
Первым этапом нашего исследования стал анализ статистических данных работы отделения хоспис за 3 года.
2.1 Характеристика деятельности отделения хоспис Хоспис города Сызрани является структурным подразделением МУЗ «Городская больница № 3» г. о.Сызрань.
Структурные подразделения хосписа:
1. Отделение паллиативной помощи на 10 человек (круглосуточный стационар) (Приложение 1, рисунок 1).
2. Стационар (хоспис) на дому, обслуживаемый одной бригадой паллиативной помощи (выездной бригадой).
В отделении 5 палат, рассчитаны на 1−2 койки, соответствуют гигиеническим нормам.
Отделение хоспис предназначено для оказания паллиативной помощи и медико-социальной реабилитации онкологическим больным IV клинической группы, а также психологической и социальной поддержки пациентов и членов их семей в период болезни и после утраты.
Всего за три года поступило 336 больных (Приложение 1, рисунок 2.); выписано 243 больных; умерло 95 больных; летальность -28,2%. (Приложение 1, таблица 2).
Стационар на дому — организационно-медицинская основа паллиативной помощи инкурабельным больным в амбулаторных условиях. В состав выездной бригады (хосписа на дому) входят врачи, медсестры, психолог. Бригада осуществляет свою работу 5 дней в неделю.
Выездная служба тесно контактирует с районными онкологами, врачами и руководителями прикрепленных поликлиник. Взаимозаменяемость, преемственность и взаимодействие — необходимые условия работы в бригаде при том условии, что каждый из членов бригады имеет свои строго определенные должностные обязанности.
Патронирование на дому больных, страдающих прогрессирующими формами заболеваний, свидетельствует о высокой социально-психологической и медицинской эффективности паллиативной помощи, позволяющей насколько это возможно обеспечить качество жизни инкурабельных больных. Анализ работы стационара на дому показал, что наблюдается увеличение и количества выездов (в 2010 г. на 3%) и количества дней лечения (в 2010 г. на 14%).
Следующим этапом работы стал анализ выборки по возрасту и полу, он показал, что наибольшую ее часть (16,84%) составили мужчины в возрасте от 70 до 79 лет.
Вопросы оказания паллиативной помощи приобретают особую актуальность у пациентов пожилого и старческого возраста в связи с тем, что более 65% случаев онкологических заболеваний диагностируется именно у пожилых людей в возрасте от 60 лет и старше.
Для отделений паллиативной помощи и хосписов жизненно необходимо штатное расписание, адекватное целям и задачам и объему выполняемой работы. Особенно важно его соответствие стандарту обеспечения медсестрами, поскольку на их плечи ложится самый большой объем работы в отделениях паллиативной помощи и хосписах.
Согласно Приказу № 19 МЗ РФ от 1991 г. и Приказу № 944 Минздравсоцразвития РФ от 2009 г., расчетное количество ставок медсестер на 10 коек в хосписе — 3,2,что более чем в 3 раза (!) меньше, чем в стандартах, установленных ЕАПП (на 10 коек в хосписе должно приходиться 12 ставок медсестер).В хосписе МУЗ ГБ № 3 на 2008 г. было-6,25 ставки на 10 коек; на 2009 г — 6,25 ставки; на 2010г-6,75 ставки.
Обеспеченность врачами хосписа в г. Сызрани составляет 40%; средним медицинским персоналом 71%; младшим медицинским персоналом 69%. (Приложение 1, рисунок 3).
Квалификационные категории имеют 43% медицинских сестер.
60% медсестер имеют стаж работы от 3 до10 лет. Не имеют категории 4 медсестры — 57%.
2.2 Роль старшей медицинской сестры в организации ухода за пациентами Следующим этапом практической работы стал анализ направлений деятельности старшей медицинской сестры отделения хоспис. Основная роль ее заключается в.
рациональной организации труда сестринского и младшего медицинского персонала,.
обеспечение медикаментами, медицинским инструментарием и изделиями медицинского назначения для осуществления надлежащего ухода за больными;
осуществление контролирующих функций,.
организация переобучения и повышения квалификации медперсонала.
Работа с кадрами направлена на повышение их профессионального уровня (курсы, семинары, конференции, конкурсы и т. д.), воспитательную работу с молодыми специалистами, привитие принципов этики, деонтологии и милосердия, наставничество (помощь опытных медсестер молодым), обобщение и распространение передового опыта.
Внутренний контроль выполнения работы персоналом осуществляют старшая медсестра и заведующий отделением при ежедневных обходах, личных бесед с пациентами в отделении и наблюдении за работой персонала на рабочих местах. Важнейшим критерием в оценке качества ухода за пациентами является отсутствие осложнений, связанных с выполнением манипуляций и осуществления ухода.
Обеспечение медикаментами является одной из важной составной частью работы старшей медицинской сестры, поскольку речь идет о сильнодействующих и наркотических препаратах, используемых в отделении Хоспис.
В ходе работы мы проанализировали лекарственное обеспечение данными препаратами за 3 года. (Приложение 1, рисунок 4.).
Для лечения хронического болевого синдрома также используется трансдермальная терапевтическая система фентанила (Дюрогезик матрикс ТТСпластырь, содержащий активное вещество (фентанил), которое постоянно в микродозах поступает в организм через кожу и оказывает обезболивающий эффект в течение 3 суток. Сильный анальгетик (100 раз сильнее морфина). Используется для лечения сильной боли. Такие препараты более эффективны в лечении хронической боли, так как менее травматичны в использовании в отличие от инъекционных форм применения анальгетиков.
В рамках научного исследования нами были опрошены пациенты (12 человек), им было предложено оценить профессиональную деятельность персонала и организацию работы в отделении.
33% пациентов считают, что основным компонентом профессиональной деятельности медицинских сестер является сострадание и сочувствие, профессионализм персонала отметили 16% респондентов.
92% пациентов довольны отношением к ним медицинских сестер.
Для того чтобы правильно оценить состояние больного и быть способными ему помочь, необходимо располагать специальными знаниями и сведениями о возможностях современной паллиативной помощи. Анонимное анкетирование 30 медсестер разных профилей МУЗ «Городская больница № 3», проведенное в рамках практической части работы показало, что респонденты не только имели низкий уровень знаний по вопросам паллиативной помощи; многие из них не могли даже интерпретировать сам термин. (Приложение 1, рисунок 5).
Медицинским сестрам отделения хоспис было предложено ответить на вопросы анкеты о необходимости обучения на рабочем месте по вопросам паллиативной помощи.
44% полагают наиболее приемлемым обучение на рабочем месте. 14% респондентов указали региональные конференции и столько же — занятия по учебным программам, а 28% циклы усовершенствования для специалиста сестринского дела. Для решения данной проблемы с целью организации качественного ухода за тяжелобольными и умирающими пациентами старшей медицинской сестрой разрабатываются и используются различные формы повышения квалификации и обучения медицинских сестер отделения:
сестринских конференций;
обучающих семинаров;
зачетов по основным регламентирующим приказам;
освоения смежных специальностей;
самообразования.
Проводятся ежемесячно циклы обучения и родственников больных правилам ухода за тяжелобольными. В ходе исследовательской работы увеличена кратность проведения занятий с медицинскими сестрами, используя современные источники информации.
Организовано сотрудничество с Самарским хосписом, координатором образовательной программы по паллиативной помощи в Шетланде (Англия) Брюсом Клеминсоном, а также Натали Стейнер, медицинским координатором бригады паллиативной помощи в Женеве (Швейцария), которые не раз бывали в Сызранском хосписе и предоставляют материалы и помощь в практической работе по облегчению состояния больных хосписа.
Забота о родственниках является важной составной частью заботы об умирающем в нашем хосписе. Цель заботы о родственниках во время болезни их близкого — поддержать их и помочь перейти от первой шоковой реакции к большой открытости и правдивости.
Помощь родственникам на этом этапе заключается в поддержке, подбадривании их, при необходимости — в обучении приемам ухода за пациентом, в обеспечении информацией об особенностях течения заболевания в терминальный период, о потребностях больного человека и как их удовлетворить.
Заключение
Таким образом, по результатам нашего исследования можно сделать выводы.
1. Проведя обзор научной и научно-популярной литературы, мы выявили, что вопросу подготовки сестринских кадров для паллиативной помощи необходимо уделять большое внимания. Законодательно понятие паллиативной помощи закреплено лишь только в 2011 году в новом законе «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
2. Обеспеченность отделения Хоспис МУЗ «Городская больница № 3» средним медицинским персоналом составляет 71%, 57% медицинских сестер не имеют квалификационной категории и поэтому 44% хотели бы проходить обучение на рабочем месте, а 28% - пройти циклы усовершенствования. Для решения данной проблемы старшей медицинской сестрой разрабатываются и используются различные формы повышения квалификации и обучения медицинских сестер отделения в условиях лечебно-профилактического учреждения.
3. В ходе работы нами были разработаны рекомендации администрации лечебно-профилактического учреждения, а также определены направления совершенствования работы старшей медицинской сестры отделения Хоспис МУЗ ГБ № 3 г. о.Сызрань:
Ходатайствовать перед администрацией ЛПУ о приобретении компьютера для оптимизации работы медицинских сестер, а также с целью сотрудничества с другими хосписами в Российской Федерации и за ее пределами с использованием современных информационных технологий.
Для повышения уровня знаний в области ухода за тяжелобольными организовать обучающие семинары для медицинских сестер, лекции с привлечением представителей фирм-производителей, которые проводят презентации продукции средств для ухода и методов ее эффективного использования.
Организовать Школу ухода для обучения персонала и родственников пациентов основам ухода за тяжелобольными и умирающими.
Разработать и применять в отделении нормативный правовой акт «Положение об оценке теоретических и практических знаний специалиста»; результаты данной оценки можно учитывать при направлении специалиста на аттестацию.
По итогам выполнения дипломной работы нами были подготовлены рекомендации для родственников тяжелобольных: «Раздели этот путь. Общий уход за больными», «Потребность в личной гигиене», для пациентов: «Жизнь со стомой», «Уростома».
Материалы дипломной работы можно использовать:
в учебном процессе ссузов медицинского профиля;
в качестве информационной базы для организации обучения медицинских сестёр, осуществляющих уход за тяжелобольными пациентами, в других ЛПУ г. о. Сызрань.
Список литературы
Алмазова И. В., Цыпкина Е. В. Опыт организации единой службы сестринского ухода.//Сестринское дело.2011.№ 3 — с. 44.
Бахтина И. С. Особенности лекарственной терапии хронического болевого синдрома у онкологических больных.//Сестринское дело.2008.№ 2. с. 46.
Бахтина И. С. Паллиативная помощь.//Сестринское дело.2008.№ 7. с. 42.
Бурыка Н. Н. Инновационные технологии в уходе за тяжелыми пациентами.//Сестринское дело.2011.№ 3 — с. 46.
Вишнякова В.А., Володин И. И., Дружинина Т. В. Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи. //Сестринское дело.2007.№ 2. — с.22.
Вишнякова В.А., Володин И. И., Дружинина Т. В. Роль семьи в уходе за неизлечимо больным. //Сестринское дело.2007.№ 8. — с.47.
Вишнякова В.А., Володин И. И., Дружинина Т. В. Философия паллиативной помощи //Сестринское дело.2007.№ 1. — с.46.
Жолобова А.А., Кощеева Н. А. Особенности сестринского ухода за больными рака легкого.//Медицинская сестра.2010.№ 6. — с.21−23.
Иванюшкин А.Я., Хетагурова А. К. История и этика сестринского дела. Учебное пособие.- М.:ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003. — 320 с.
Краснов А. В. Семейная медицина. (Руководство); «Самарский Дом печати», 1994.
Крюков Н.Н., Шампанская М. А., Мартимов М. А., Коркунова О. С., Лизунова О. В., Парфенова Т. А. Паллиативная терапия /Учебное руководство. Самара, СамГМУ, 2000. 192 с.
Методические рекомендации по организации паллиативной помощи.- Минздравсоцразвития РФ 22.09.2008. № 7180-РХ.
Полунина А. К. Проблемы организации паллиативной помощи населению.// Сестринское дело.2008.№ 3. — с.30.
Туркина И.В., Петрова А. И., Аверин А. А. Паллиативная медицина. Особенности ухода за пациентами. Учебное пособие. — М.:ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006.
Хетагурова А. К. Профессиональное выгорание медицинской сестры как следствие специфики трудового процесса.//Сестринское дело.2010 № 3. — с.27.
Хетагурова А. К. Роль сестринского персонала в оказании помощи онкологическим больным.//Сестринское дело.2007.№ 3. -с.36.
Юн Ж.В., Волосова Н. Б. Повышение квалификации медицинских сестер в условиях ЛПУ.//Сестринское дело.2011.№ 3 — с. 27.
Приложение 1.
Рис. 1 Круглосуточный стационар.
Рис. 2. Количество пациентов отделения хоспис по годам (в чел.).
Таблица 2.
Качественные показатели работы круглосуточного стационара отделения хоспис.
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | ||
Поступило. | ||||
Выписано. | ||||
Проведено к/д. | ||||
Умерло. | ||||
Летальность%. | 26,7%. | 31,4%. | 26,5%. | |
Рис. 3 Обеспеченность медицинским персоналом отделения хоспис.
Рис. 4. Количество выписанных анальгетиков в динамике за 3 года.
Рис. 5. Знаете ли Вы, что такое паллиативная помощь.
Приложение 2.
Анкета для медицинских сестер по вопросу паллиативной помощи.
Уважаемые медицинские сестры! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, Ваши ответы для нас очень важны. Заранее благодарны.
Вопрос. | Да. | Нет. | Затрудняюсь ответить. | |
Знаете ли Вы, что такое паллиативная помощь? | ||||
Участвовали ли Вы в оказании помощи тяжелобольному или умирающему пациенту? | ||||
Готовы ли Вы, если потребуется, оказать помощь умирающему пациенту? | ||||
Нужна ли дополнительная подготовка для оказания паллиативной помощи? | ||||
Целесообразно ли тратить государственные финансовые средства на пациентов, нуждающихся в паллиативной помощи? | ||||
Достаточно ли внимания уделяется паллиативной помощи в Сызрани и Самарской области? | ||||
Приложение 3.
Анкета «Отзыв пациента о работе медицинского персонала».
Уважаемые пациенты! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, Ваши ответы для нас очень важны. Заранее благодарны.
1.Пол:
а) мужчина.
б) женщина.
2. Возраст:
а) 18−25 лет.
б) 25−40 лет.
в) 40−55 лет.
г) 55−70 лет.
д) старше 70лет.
3. Образование:
а) среднее.
б) среднее профессиональное.
в) высшее.
г) начальное.
4.Как Вас приняли в приемном отделении нашей больницы?
а) в течение 30 мин.
б) от 30 минут до 1 часа.
в) от 1 до 2 часов.
г) более 2 часов.
д) другое.
5.При поступлении в отделение ознакомили ли Вас с режимом дня?
а) да.
б) нет.
6.Интересует ли Вас информация о назначенных Вам лекарственных препаратах?
а) да.
б) нет.
7.Получали ли Вы информацию о предстоящей процедуре, каком-либо исследовании (УЗИ и др.) и рекомендации, как необходимо вести себя при этом?
а) да.
б) нет.
в) другое.
8.Был ли Вам обеспечен необходимый уход?
а) да.
б) частично.
в) нет.
г) другое.
9.Была ли оказана Вам психологическая поддержка со стороны сестринского персонала?
а) да.
б) нет.
10.Были ли Вам т даны рекомендации правилам самоухода?
а) да.
б) нет.
11.Оцените атмосферу и микроклимат, который медицинский персонал создает в отделении:
а) доброжелательная атмосфера.
б) атмосфера терпимости.
в) безразличие медицинского персонала к пациенту.
г) другое.
12.Какими качествами обладает медицинские сестры, осуществляющие уход за Вами?
а) профессионализм.
б) заинтересованность в каждом пациенте.
в) сострадание и соучастие.
г) доброжелательность.
д) безразличие к больному.
е) другое.
13. Отличается ли уход за пациентами в выходные и праздничные дни от ухода в рабочие дни?
а) да (чем).
б) нет.
14.Довольны ли Вы отношением к Вам медицинских сестер отделения?
а) да.
б) нет.
15. Довольны ли Вы отношением к Вам медицинского персонала отделения?
а) да.
б) нет.
Приложение 4.
Анкета для медицинских сестер отделения хоспис по вопросу обучения на рабочем месте.
Уважаемые медицинские сестры! Просим Вас ответить на вопросы анкеты, Ваши ответы для нас очень важны. Заранее благодарны.
1.Как часто Вы бы хотели, чтобы проводились обучающие семинары на рабочем месте:
а)1 раз в месяц.
б) 1 раз в 2 недели.
в) еженедельно.
2. Какие формы обучения наиболее приемлемы для Вас?
а)обучение на рабочем месте.
б) обучающие семинары, показательные мастер — классы.
в) региональные конференции.
г) циклы повышения квалификации для специалистов сестринского дела.
д) занятия по учебным программам.
3. Хотели бы Вы пройти специальное обучение на сертификационном цикле для специалистов сестринского дела?
а) да.
б) нет.
в) другое.
4. Какие разделы в общем уходе за тяжелобольными у вас вызывает трудности:
а) уход за кожей б) профилактика пролежней.
в) кормление пациента.
г) перемещение пациента.
5.В общении с пациентом Вы испытываете трудности какого характера а) душевного.
б)физического.
6. Каким по Вашему мнению, должен быть хороший уход? Что он должен в себя включить?
а) помощь человеку при удовлетворении им основных потребностей и соблюдении личной гигиены.
б) помощь при болезненных состояниях (боль, удушье, запор и т. д.).
в)создание условий комфорта и заботы (в постели, при приеме пищи, при передвижении и т. д.).
г)выполнение врачебных рекомендаций и назначений.
д)обучение родственников уходу за пациентом.
е) забота о состоянии собственного здоровья.
Приложение 5.
Памятка-рекомендация для пациентов и родственников.
«Жизнь со стомой».
Прооперировав вас, хирург отвел естественное выведение испражнений. У вас на животе появилось отверстие, которое называется цекостомой/илеостомой.
Испражнения выделяются из него самопроизвольно. Это небольшое руководство поможет вам найти ответы на некоторые вопросы. Здесь вы найдете несколько простых советов практического характера.
Уход за стомой.
Уход предельно прост. Стома не стерильна, это слизистая оболочка, которая всегда остается влажной и не чувствительной.
Пользуйтесь только нейтральным мыло без запаха и водой из-под крана, поскольку другие вещества (спирт, эфир, бензин) могут отсоединить приспособление или вызвать аллергическую реакцию.
Мойте отверстие и кожу вокруг него одноразовыми салфетками или специальной перчаткой.
Тщательно вытирайте кожу, промокая ее полотенцем.
Делайте все осторожно, чтобы избежать кровотечения — оно может иногда произойти, но это не представляет опасности.
Вы можете принимать ванну или душ с приемником. После этого следует хорошо осушить приспособление и проверить, хорошо ли оно держится. Приспособление противостоит воде, поэтому можно принимать душ, купаться в бассейне или в море.
Можно также принимать ванну или душ без приемника, поскольку вода не проникает в стому.
Волоски вокруг стомы следует сбривать или срезать ножницами.
Как сменить приспособление.
Перед тем, как снять приемник, приготовьте все необходимое: новый приемник, ножницы и т. д. Затем встаньте около раковины, чтоб сменить приспособление.
Вырежьте в приемнике отверстие по величине стомы. Окружность надреза должна быть на 1 — 2 мм больше диаметра стомы. Снимите защитный слой бумаги.
Опорожнив старый приемник, снимите его, сотрите слизь со стомы туалетной бумагой или салфеткой, положите все в непрозрачный мешочек для мусора.
Тщательно вымойте и вытрите кожу, затем прикрепите новый приемник.
Приспособление.
Предпочтительно использовать закрытый приемник, состоящий из одного предмета, с фильтром для газов. Меняйте приемник по крайней мере 2 раза в день и по мере выделения испражнений.
Во время диареи используйте приемник, который можно опорожнять, чтобы избежать слишком частых замен. Такой приемник позволяет предохранять кожу, поскольку его можно не менять в течение примерно 3 дней.
Питание.
Вы можете нормально питаться. Следует лишь придерживаться некоторых простых правил гигиены, приемлемых для всех.
Ешьте через одинаковые промежутки времени, в тихой, спокойной обстановке.
Хорошо прожевывайте пищу. Не разговаривайте во время еды, чтобы избежать заглатывания воздуха и образования газов.
Ваше менюд олжно быть сбалансированным и разнообразным.
Каждое новое блюдо вводите в меню постепенно, ешьте его каждый день в небольших количествах. Это позволит выяснить, подходит ли вам это блюдо. Затем вы определите ваш тип питания в допустимых для вашего организма порциях.
Выпивайте 1,5 — 2,0 л жидкости в день, увеличивая это количество во время диареи (пить можно воду, травяные настои, бульон).
Ваше настроение, новые впечатления, некоторые медикаменты могут вызвать кишечные расстройства.
Кое — что о продуктах питания, влияющих на функционирование стомы:
Увеличивают выделение из стомы:
фруктовые соки пиво алкоголь напитки, содержащие кофеин шоколад свежие фрукты свежие овощи острая пища со специями продукты из непросеянной муки сухие завтраки Уменьшают выделение из стомы:
яблочный сок вареный рис бананы сыр белый хлеб макаронные изделия ореховое масло картофель Вызывают раздражение кожи вокруг стомы:
цитрусовые кокос сладкая кукуруза орехи свежие фрукты (яблоки) свежие овощи (горох, сельдерей) Увеличивают выделение газов:
пиво минеральная вода молочные продукты сухая фасоль свежие овощи чечевица Неудобства и их причины.
1. Запахи.
Причина: некоторые виды пищи — яйца, рыба, лук, специи, некоторые виды сыра, грибы, спаржа; некоторые медикаменты (антибиотики); излишки в питании.
Что делать? Использовать современные приспособления, содержать их в чистоте и регулярно менять; разнообразно питаться (есть йогурт, шпинат, зеленый салат, петрушку, бруснику — все это уменьшает запахи); пользоваться дезодорирующими каплями или пудрой для приемника.
2.Газы Причины: они могут быть вызваны некоторыми видами пищи: капуста, лук, чеснок, чернослив, овощи, свежий хлеб, газированные напитки, пиво, яйца, кондитерские изделия.
Что делать? Принимать активированный уголь, употреблять в пищу йогурт, использовать современные приспособления с фильтром, уменьшить потребление тех видов пищи, которые вызывают скопление газов.
3.Диарея Причины: слишком острые блюда, некоторые виды пищи (чернослив, свежие фрукты, шпинат, мороженое, различные соусы и фритюры, ревень), холодные напитки.
Что делать? Уменьшить употребление свежих фруктов, соков, сырых овощей; есть бананы, ввести в меню рис и рисовый отвар, продолжать пить в достаточных количествах.
4.Запор Причины: недостаточное количество жидкости, некоторые продукты (рис, картофель, какао, шоколад), недостаток физических упражнений, недостаточно сбалансированное меню.
Что делать? Увеличить количество питья, употреблять больше фруктов, соков, овощей, ввести в меню хлеб из муки грубого помола, кукурузу, делать физические упражнения, ходить (все это усиливает работу кишечника), употреблять в пищу продукты, оказывающие мягкое слабительное действие (чернослив, инжир).
Одежда.
Современное оборудование компактно и незаметно. Вы можете сохранять прежний стиль одежды, следя только за тем, чтобы стома не зажималась одеждой или бельем.
Приемник плотно прилегает, он непроницаем и удобен; вы можете себя чувствовать абсолютно уверенно! Вы можете двигаться, бегать, плавать, ходить… как все!
Приложение 6.
Памятка для пациентов и родственников.
«Уростома».
Прооперировав Вас, хирург отвел естественное выведение мочи. У Вас на животе появилось отверстие, которое называется уростомой; через это отверстие моча вытекает самопроизвольно. Этот буклет поможет найти ответы на некоторые вопросы, которые могут возникнуть у Вас. Здесь Вы найдете несколько простых советов практического характера.
Уход за стомой Уход предельно прост. Стома не стерильна. Это слизистая оболочка, которая всегда остается влажной и не чувствительной.
Пользуйтесь только нейтральным мылом без запаха и водой из-под крана, поскольку * другие вещества (спирт, эфир, бензин) могут отсоединить приспособление или вызвать аллергическую реакцию.
Мойте отверстие и кожу вокруг него одноразовыми салфетками или специальной перчаткой.
Тщательно вытирайте кожу, промокая ее полотенцем.
Делайте все осторожно, чтобы избежать кровотечения-оно может иногда произойти, но это не представляет опасности.
Вы можете принимать душ или ванну с приемником. После этого следует хорошо осушить приспособление и проверить — хорошо ли оно держится. Приспособление противостоит воде, поэтому можно принимать душ, купаться в бассейне или в море.
Можно также принимать ванну или душ без приемника, поскольку вода не проникает в стому.
Волоски вокруг стомы следует сбривать или срезать ножницами.
Приспособление Система из одной части: приемник меняется в среднем каждые три дня.
Система из двух частей: пластинка с протектором для кожи + приемник.
Пластинку следует менять каждые 4 дня, а приемник — каждый день или раз в два дня. Приемник снабжен закрывающим клапаном и системой для опорожнения. Приемник следует опорожнять часто: примерно каждые 3 часа. На ночь можно прикреплять к приемнику пакет — коллектор, чтобы не вставать ночью для опорожнения приемника. Большинствоночных коллекторов предназначены для многоразового использования. Вы можете каждое утро мыть коллектор водой, а затем полоскать водой с уксусом. Когда Вам покажется, что он уже грязный, замените новым.
Как сменить приспособление Моча вытекает практически постоянно, особенно после питья. Чтобы было легче сменить приемник, следует это делать утром натощак. Во время процедуры к отверстию можно приложить небольшой марлевый тампон, чтобы моча впитывалась.
Перед тем, как снять приемник, приготовьте все необходимое: новый приемник, ножницы и т. д. Затем встаньте около раковины, чтобысменить приспособление.
Вырежьте в приемнике отверстие повеличине стомы (пользуясь картонной моделью, которая прикреплена на новом приемнике). Окружность надреза должна быть на 1 — 2 мм больше диаметра стомы. Снимите защитный слой бумаги.
Опорожнив старый приемник, снимите его, сотрите слизь со стомы туалетной бумагой или салфеткой, положите все в непрозрачный мешочек для мусора.
Тщательно вымойте и вытрите кожу, затем прикрепите новый приемник.
Питание Вы можете нормально питаться. Ваше меню должно быть сбалансированным и разнообразным. Нетнеобходимости соблюдать какой-либо режим, но следует сохранять стабильный вес.
Пейте обильно: 1,5 — 2 л в день (можно пить слабо минерализованную воду, травяные настои, бульон). Количество жидкости следует равномерно распределить на весь день.
Количество жидкости нужно увеличить при обильном потоотделении (например, в сильную жару или при занятиях спортом).
Неудобства и их причины. Что делать?
1. ЗАПАХИ Причиной их может быть: концентрированнаямоча, некоторые медикаменты (например, антибиотики), некоторые виды пищи (например, спаржа).
Что делать? Использовать современные приспособления, содержать их в чистоте и регулярно менять; опорожнять приемник примерно каждые 2,5 часа; много пить (по крайней мере 1,5 — 2 л в день во время еды);пользоваться пудрой или дезодорирующими каплями для приемника.
2. КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ (на коже вокруг стомы выступают беловатые кристаллы; это вызвано выделением кристаллов фосфата).
Причина этого — щелочность мочи. Это явление может усилиться из-за инфекции мочевыделительной системы.
Что делать? Увеличить количество питья; окислять мочу — пить сок черники, брусники, есть чернослив (у цитрусовых кислый вкус, но они делают мочу мутной).
3. МУТНАЯ МОЧА На прозрачность мочи может повлиять избыток слизи. Если, несмотря на увеличение количества питья, моча остается мутной, это может быть обусловлено инфекцией.
Что делать? Много пить (2 — 2,5 л в сутки);обращатьвниманиена сопутствующие симптомы (жар, озноб, боли) и, при необходимости, проконсультироваться с врачом.
Несколько советов Всегда имейте при себе все для смены: приспособление, пакеты для мусора, бумажные платочки, влажные салфетки.
Храните копию предписаний, касающихся приспособлений, а также инструкции по их применению.
Во время путешествия храните приспособление при себе, поскольку существует риск потерять его в багажном отделении.
Одежда Современное оборудование компактно и незаметно. Вы можете сохранять прежний.
Стиль одежды, следя только за тем, чтобы стома не зажималась одеждой или бельем.
Приемник плотно прилегает к телу, он непроницаем и удобен. Вы можете чувствовать себя абсолютно уверенно!