Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Коррекционно-педагогическая работа по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическую основу исследования составили положения о пластичности центральной нервной системы и ее компенсаторных возможностяхосновные теоретические положения о единстве законов развития нормального и аномального ребенкаположения о строении языка как целостной системыположения о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, а также теория уровневой организации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом
    • 1. 1. Структура нарушения речи при дизартрии, осложненной детским церебральным параличом-.91.2. Развитие мелодико-интонационной стороны речи при нормальном и нарушенном онтогенезе
    • 1. 3. Методы работы по преодолению дизартрии у детей с церебральным параличом
  • Глава II. Особенности мелодико-интонационной стороны речи и коммуникативных навыков у дошкольников с церебральным параличом
    • 2. 1. Методика проведения, материалы и организация констатирующего эксперимента
      • 2. 1. 1. Цели и задачи исследования
      • 2. 1. 2. Методика проведения психолого-педагогического обследования
      • 2. 1. 3. Методика проведения логопедического обследования
    • 2. 2. Результаты экспериментального исследования мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом
      • 2. 2. 1. Результаты анализа медицинской документации
      • 2. 2. 2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования
      • 2. 2. 3. Анализ результатов логопедического обследования
      • 2. 2. 4. Систематизация данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента
  • Глава III. Формирование мелодико-интонационной стороны речи у детей с церебральным параличом
    • 3. 1. Цели, задачи, принципы и направления обучающего воздействия
    • 3. 2. Основные направления и этапы коррекционного обучения
    • 3. 3. Анализ результатов экспериментального обучения

Коррекционно-педагогическая работа по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы В последние годы намечается тенденция к увеличению числа детей со сложной речевой патологией при детском церебральном параличе. По данным JI.O. Бадаляна (1975), число лиц с детским церебральным параличом составляет 1,7 — 1,9 на 1000 родившихся младенцев, К. А. Семенова (1999) приводит данные, согласно которым их число достигает 2−3 на 1000 родившихся^.

В связи с этим становится актуальной проблема адаптации таких детей в современном обществе. Одним из критериев успешности данной работы является уровень сформированное&tradeкоммуникативной деятельности дошкольников с указанной патологией. Голос, являясь инструментом, позволяющим выразить эмоциональное состояние говорящего, обеспечивает полноценный процесс общения, таким образом, голос является операционно-техническим средством коммуникации.

В отечественной и" зарубежной литературе подчеркивается важность усвоения коммуникативных умений для развития личности ребенка, овладения им нормами социального поведения и формирования его эмоционально-волевых процессов.

В литературе неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. Мелодико-интонационные средства выразительности организуют устную речь в целом, делая процесс коммуникации более информативным.

У детей с дизартрией при церебральном параличе нарушаются уже базовые компоненты речевой коммуникации, такие как дыхание, голос, интонация, что препятствует овладению навыками полноценной коммуникативной деятельности (Е.С. Алмазова, Е. Ф. Архипова, Г. В. Бабина, JI.C. Волкова, Т. В. Волосовец, E.H. Винарская, O.E. Грибова, Г. С. Гуменная, Л. А. Данилова, Г. В. Дедюхина, М. В. Ипполитова, Э. С. Калижнкж, И. Б. Карелина, Е. В. Кириллова, A.B. Кроткова, Г. В. Кузнецова,.

И.Ю. Левченко, H.H. Малофеев, И. И. Мамайчук, E. Mi Мастюкова, О. С. Орлова, И. И. Панченко, О. Г. Приходько, Ю. А. Разенкова, О. Л. Раменская, Е. Ю. Румянцева, К. А. Семенова, Н. В. Симонова, И. А. Смирнова, Т. Б. Филичева, Л. Б. Халилова, Г. В: Чиркина, Л. М: Шипицына, М. Б. Эйдинова и другие).

В научно-методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния дыхания: ш голосапридизартриии влиянияих нарушения на развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с церебральным параличом (Е.С. Алмазова, Е. Ф. Архипова, E.H. Винарская, И. И. Панченко и другие).

Таким образом, отсутствие эффективных методик по формированию операционно-технических компонентов коммуникации у детей с церебральным параличом побудило нас к созданию системы работы по формированию мелодико-интонационной стороны речи как средства общения у детей с указанной патологией.

Цель исследования Теоретически обосновать, разработать и оценить эффективность системы коррекционного воздействия, направленной на нормализациюмелодико-интонационной стороны: речи как операционно-технического средства общения у дошкольников с церебральным параличом.

Объект исследования — особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей с церебральным параличом.

Предмет исследования — система: коррекционно-педагогического воздействия, направленная на формирование мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с детским церебральным параличом.

Проблемаисследования: Изучение особенностей мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников ввозрасте 4 — 5,5 лет с церебральным параличом и обоснование возможностей целенаправленной коррекционно-развивающей работы по ее нормализации у данной категории детей.

Цель, объект и предмет исследования определили и формулировку гипотезы: можно предположить, что логопедическая работа, направленная на формирование мелодико-интонационной стороны речи как средства общения, способствует более успешному формированию коммуникативных навыков и содействует лучшей адаптации ребенка с церебральным параличом.

В соответствии с целью и гипотезой былипоставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности мелодико-интонационной стороны речи у детей с дизартрией при детском церебральном параличе.

2. Разработать * комплексную психолого-логопедическую методику обследования дошкольников с детским церебральным параличом.

3. Определить уровень овладения коммуникативными навыками детей с церебральным параличом.

4. Разработать, апробировать и оценить эффективность дифференцированной методики коррекционного воздействия по нормализации мелодико-интонационной стороны речи как средства общения у дошкольников с церебральным параличом.

Методологическую основу исследования составили положения о пластичности центральной нервной системы и ее компенсаторных возможностяхосновные теоретические положения о единстве законов развития нормального и аномального ребенкаположения о строении языка как целостной системыположения о языке как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, а также теория уровневой организации движенийположения о компенсаторной направленности обучения и воспитания детейкомплексном и системном подходе к его организациипринцип двигательно-кинестетической стимуляции (H.A. Бернштейн, JI.C. Волкова, Т. А. Власова, JI.C. Выготский, М. В. Ипполитотва, P.E. Левина, И. Ю. Левченко, А. Н. Леонтьев, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия, H.H. Малофеев,.

Е.М. Мастюкова, И. П. Павлов, М. С. Певзнер, К. А. Семенова, Т. Б. Фшшчева, Г. В. Чиркина, Л.М. Шипицана).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследованияанализ анамнестических данных, изучение медико-педагогической документациикомплексное психолого-педагогическое обследование детейпроведение, констатирующего* обучающегои контрольного экспериментаобработка и обобщение полученных результатов.

Этапы исследования.

1 этап (1999 — 2001) — изучение и анализ педагогической, медицинской, психологической и психолингвистической литературы, постановка проблемы и определение задач исследования;

2 этап (2001 — 2002) — теоретическое обоснование методики экспериментального обучения, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных.

3 этап (2002 — 2003) — проведение экспериментального обучения, анализ результатов контрольного эксперимента, формулировка выводов.

Научная новизна заключается в том, что:

•нарушения мелодико-интонационной стороны речи при церебральном параличе рассматриваются с позиций коммуникативно-деятельностного подхода;

•мелодико-интонационный компонент речи представлен как операционно-техническое средство общения;

•разработана система балльной количественно-качественной оценки уровнясформированное&tradeпросодических характеристик речи и уровня коммуникативных возможностей у детей с церебральным параличом;

•модифицирована и апробирована дифференцированная система коррекционно-педагогического воздействия по формированию мелодико-интонационной стороны речи как операционно-технического средства коммуникации на основе биологической обратной связи (БОС) у данной категории детей и доказана ее эффективность.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

Уточнены и дополнены знания о механизмах нарушения мелодико-интонационной стороны, речи при дизартрии при детском церебральном параличе.

Обоснована необходимость формирования, мелодико-интонационной-стороны речи как операционно-технического средства общения у дошкольников с церебральным параличом.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке на основе экспериментального обучения балльной системы оценки уровня развития дыхания, голоса и интонационной системы речи для дошкольников с церебральным параличом, которая может быть использована для работы с детьми при других нарушениях голосового аппаратаразработана система специальных коррекционных мероприятий по формированию мелодико-интонационной стороны речи как средства общения у дошкольников с церебральным параличомполученные материалы могут использоваться в лекционных курсах при подготовке студентов дефектологических факультетов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается применением методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачамсочетанием количественного и качественного анализа полученных материаловиспользованием для обработки результатов современных методов статистикидинамическим характером изучения и личным участием автора в проведении экспериментальной работы.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Средством обеспечения, операционно-технического компонента коммуникативной деятельности выступает мелодико-интонационная сторона речи, степень нарушения которой препятствует формированию полноценных межличностных отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

2. У дошкольников с дизартрией, обусловленной детским церебральным параличом, имеются нарушения мелодико-интонационной стороны речи, которые препятствуют полноценному формированию коммуникативной деятельности.

3. Система коррекционно-развивающего воздействия, направленнаяна развитие мелодико-интонационной стороны речи с использованием биологической обратной связи, способствует повышению эффективности коррекционной работы и развитию коммуникативных навыков у детей с ДЦП.

Апробация результатов исследования Выступление на конференциях молодых ученых МПГУ (2000, 2001, 2002, 2003), на международной конференции «Современная логопедия: теория, практика, перспективы» (12−14 сентября 2002 года в МГОПУ им. М.А. Шолохова), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы фониатрии» (г.Звенигород, 2002), результаты исследования обсуждались на кафедре дошкольной дефектологии МГЛУ и на кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии МОСУвнедрение: в практику работы некоммерческого негосударственного учебно-консультационного центра «Генезис», ГОУ детский сад № 2022, результаты исследования использовались при чтении лекций студентам отделения дошкольной дефектологии МПГУ.

Публикации Основное содержание диссертационного исследования изложено в десяти печатных работах, одна из: которых представлена на английском языке.

Структура работы Диссертация состоит из трех глав, введения, заключения и библиографического списка.

— результаты исследования коррелировали с результатами обследования интонационных характеристик речи и. позволяли уточнить их (удержание слогового ряда и мелодико-интонационного рисунка);

— разборчивость речи в некоторой степени зависела от сохранности слоговой структуры слова;

— анализ результатов исследования, проведенного с использованием пробы И. Паана, позволил, установить, на каком этапе (восприятие — переработка — реализация речевой информации) ребенок испытывает затруднения.

Нарушение слоговой структуры слов было характерно для всех обследуемых. Только 14 (16,9%) детей сохраняли абрис слова и искажения слогового состава у них соотносилось со способами слогового оформления слов, имеющими место на более ранних ступенях речевого онтогенеза. У 69 (83,1%) дошкольников наблюдали комбинации различных типов искажений в рамках одного слова (сокращение согласного в стечениях и сокращение количества слогов, усечение начала слова-и-недоговаривание его конца). При сопоставлении выделенных особенностей с показателями речевого онтогенеза было установлено, что подобные трудности являлись специфическими и при нормальном развитии не встречались. При анализе результатов изучения состояния: слоговой структуры слов были выделены следующие причины ее нарушения: несформированность фонетического оформления речевого потоканесформированность серийно-последовательного способа обработки программы (двигательной, словестной, мыслительной) — недостаточная сформированность базовых предпосылок формирования слоговой структуры слова (недостаточность оптико-пространственной ориентации, динамической ритмической организации двигательных серий) — нарушение удержания слогои звукоряда.

Анализ результатов исследования, проведенного с использованием пробы И. Паана, показал, что 13 (15,6%) детей слышали ошибки в произнесенных словах, что позволяло сделать вывод о том, что они испытывают трудности на уровне реализации^ речевого высказывания. У дошкольников (21 — 25,3%), выделяющих ошибки только при организующей помощи взрослого, (предъявлении правильного образца, фиксации внимания на ошибке, в случае, когда неправильное произнесение меняет смысл слова), были трудности в переработке воспринимаемой информации. Обследуемые (49 — 59,0%), не слышащие ошибки в речи даже при фиксации внимания, испытывали трудности уже на уровне восприятия вербальной информации.

Заключение

.

Теоретический анализ проблемы формирования мелодико-интонационной стороны речи как средства общения у детей с церебральным параличом, результаты экспериментального изучения и обучения позволили сделать следующие выводы:

1. Анализ литературных источников показал, что проблема развития дыханияи голосаа также*формирования просодических компонентов речи у дошкольников с детским церебральным параличом остается малоизученной и имеет ряд спорных моментов. В литературе сведения и рекомендации по работе над мелодико-интонационной стороной речи с дошкольниками с указанной патологией малочисленны и не систематизированы.

2.Выявленные особенности мелодико-интонационной стороны речи (задержанные сроки формирования восприятия-воспроизведения интонации в речи, недостаточность интонирования речи, невозможность спонтанного овладения интонационной системой языка) выступают как факторы, тормозящие формирование коммуникативной деятельности и навыков межличностного взаимодействия у детей с церебральным параличом.

3.Разработанная количественно-качественная оценка нарушений мелодико-интонационной стороны речи позволяет выявлять их вариативность и установить взаимосвязь между характером нарушения мелодико-интонационной стороны речи и уровнем развития коммуникативных навыков у дошкольников с церебральным параличом.

4.Коммуникативные возможности дошкольников с детским церебральным параличом зависят не только от тяжести дизартрического нарушения, но и от особенностей их личностного развития (адекватность самооценки, направленность на межличностное взаимодействие, демонстративность, адекватность отношения к своему дефекту и другие).

5.Для оптимизации коррекционного воздействия следует учитывать степень выраженности дизартрического нарушения и уровень сформированности коммуникативных навыков с целью реализации дифференцированного, личностно-ориентированного подхода к организации их обучения. б. Применение дифференцированной системы коррекционного воздействия на основе биологической обратной связи (БОС), учитывающей структуру дефекта при церебральном параличе, позволяет четко организовать педагогический процесс, сократить сроки реабилитации, добиться устойчивых положительных результатов и, в целом, повысить эффективность коррекционной работы, направленной на развитие коммуникативной деятельности дошкольников с церебральным параличом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Акош- К. и М. Помощь детям с церебральным параличом -Кондуктивная педагогика: Книга для родителей./ Пер. с англ. М.: «Улисс», 1994.- 194с.
  2. Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М.: Просвещение, 1973. — 149с.
  3. Алмазова* Е.С. О" возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. М.: Просвещение, 1962. — 175с.
  4. Н.Я. Логопедическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом в условиях санаторно-курортного лечения: Дис. канд. пед. наук. М., 1981. — 158 с.
  5. П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. -М.: Наука, 1979.-453с.
  6. В.А. Языковая структура речи. М.: Знание, 1961. — 47с.
  7. В.А. Психология речевой интонации/Интонация и просодия. Лекции к спецкурсу. Ч. 1. — М.: Знание, 1976. — 79 с.
  8. Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа в доречевой период с детьми страдающими церебральным параличом.: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М, 1980. — 18с.
  9. Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом: Доречевой период: Книга для логопеда.-М.:Просвещение, 1989.-79с.
  10. Ю.Бабина Г. В. Речевые нарушения при ДЦП. // Вопросы логопедии. М.: МГПИ, 1978. — 15−27с.
  11. Л.О. и др. Вопросы классификации детских церебральных параличей.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1987.-т. 87, вып. 10.-с. 1445−1448.
  12. JI.O., Журба JI.T., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи. Киев: Здоровья, 1988.- 328с.
  13. В .И., Системный подход к анализу процесса усвоения звуков речи детьми// Дефектология, 1981.- № 3. С. 29−38.
  14. Л.И., Асланова С. Р. Характеристика показателей неплавности речи у дошкольников// Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление./ Под ред. Гаркуши Ю. Ф. М.: МПСИ, — 2001.-С.61−66.
  15. H.A. О построении движений. М.: Медгиз, 1947.- 225с.
  16. Н.И. К изучению просодических компонентов звучащей речи детей с речевой патологией.// Особенности формирования психических процессов у детей с нарушениями умственного и физического развития. — Минск: МГПИ, 1987. С.97−101.
  17. С.А., Рогачева Е. И. Лечебная физическая культура и массажпри детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986. — 173с.
  18. Е.А. Интонация как средство выражения субъективно-модальных значений.// Русская грамматика в 2-х томах. М.: Просвещение, 1980. — Т.2. — С. 96 — 97.
  19. Е.А., Зимняя И. А. Речь как интермодальный процесс.// Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку. М.: Знание, 1976.--G.55— 57.
  20. JI.JI. Фонетика современного русского языка. М: Высшая школа, 1970. С. 167 — 193.
  21. Ю.С., Уланов С. Е. Нарушение голоса у детей и подростков. // Вестник оториноларингологии. 1984. — № 6.- С. 38−42.
  22. Ю.С., Орлова O.G. Функциональные нарушения голоса в детском возрасте./Нарушения речи и голоса у детей и взрослых. М.: МГПИ, 1979.-С.80−83.
  23. Волосовец T. Bi- Логопедическая работа с детьми в возрасте 1−3 лет с врожденной расщелиной губы и неба. Дис. канд. пед. наук. М., 1995. — 172с.
  24. Волосовец Т. В1 и др. Основы дошкольной логопедии с практикумом по звукопроизношению. — М: Академия, 2000 — 200с.
  25. Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие. М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. — 256с.
  26. Т.В. Проблемы трудоустройства выпускников специальных* (коррекционных) образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. — № 4. — С. 3−10.
  27. Т.Г. Нейролингвистический подход к восстановлению и коррекции речевой функции.// Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии: Тезисы докладов в сб. Московские педагогические чтения. М.: МГЛУ, 1999 — С. 88−89.
  28. Д.К. Нарушение голоса у детей: Пер. с англ. М.: Медицина, 1990. -448с.
  29. E.H. Раннее речевое развитие и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки развития языка: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1987. — 159(1)с.
  30. E.H., Пулатов A.M. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. 2-ое изд-ие, дополненное и переработанное. — Ташкент: Медицина, 1989.-168с.
  31. JI.C. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка. // Собр. соч. в 6-ти т. Т.5. — М.: Педагогика, 1983.-С. 115−136.
  32. JI.C. Проблемы дефектологии.-М.:Просвещение, 1995.-527с.
  33. А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-417с.
  34. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. -М.:3нание, 1980.- 104с.
  35. Гранстрем-М.П-, Кожевников В-А*. Дыхание и речь: Руководство по физиологии: Физиология дыхания. JL: Наука, 1973. — С. 287 — 295.
  36. O.E. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предложения. // Дефектология. -1999.- № 3.- С.3−11.
  37. М., Лойд. Л. НЛП в педагогике. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.- 320с.
  38. Г. Ф. Сенсомоторные нарушения и пути восстановления произвольных движений руки при детских церебральных параличах. -Автореф. дис. канд. мед. наук. Л., 1972. — 20с.
  39. Л.А. Особенности психолого-логопедического обследования больных с церебральным параличом./ Реабилитация детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. М.: Просвещение, 1972. — 202с.
  40. Л.А. Дифференциальная диагностика различных форм дизартрии у детей, страдающих церебральным параличом.// Дефектология. -1975.- № 6.- С.33−40.
  41. Л. А. Особенности формирования познавательной деятельности и речи у детей с церебральным параличом. Л.: ЛГПИ им. И. А. Герцена, 1976.-С.120- 136.
  42. Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом. Л.: Медицина, 1977. — 95с.
  43. Л.А., Стока К., Казицына Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе./ Методические рекомендации для учителей и родителей. — СПб.: Изд-во Международного университета семьи иребенка им. Р. Валленберга, 1997. 46с.
  44. Г. В. Формирование неречевых и речевых функций у дошкольников с церебральным параличом в процессе педагогической коррекции. Дисканд. пед. наук. М., 2002. — 202с.
  45. Дедюхина F. B: Начальные этапы работы над дыханием при дизартрии у дошкольников с детским церебральным параличом./ Развитие и коррекция. Выпуск 9. — М.: Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001. С. 37 -41.
  46. Г. В., Могучая Л. Д., Яньшина T.A. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3−5 лет, страдающими детскими церебральными параличом. Учебно-практическое: пособие для логопедов и медицинских работников. М.: Гном Пресс, 1999. — 32с.
  47. Детский голос. Экспериментальное исследование. / Под. ред. В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1970. — 232с.
  48. Дифференциальная диагностика дизартрии у детей, страдающих церебральным параличом./ Балтишевич Н. Ф., Данилова Л. А., Клименко В. А. и др.// Дефектология. 1975. — № 6. — С. 33−34.
  49. Г. Дмитриев Л. Б., Телеляева Л. Мм Таптапова С. Л., Ермаков И. И. Фониатрия и фонопедия. М-: Медицина, 1990. — 272с.
  50. В.Г., Лебедева Н. Ф. Особенности развития голосового аппарата у детей. // Развитие детского голоса. М.: Наука, 1963. — С. 111−123.
  51. H.H. Особенности двигательных нарушений у дошкольников с церебральным параличом и пути их коррекции средствами физического воспитания.: Дис. канд. пед. наук. —Одесса, 1987. —205с.
  52. Ефименко Н: М, Сермеев Содержание и методика занятий" физкультурой с детьми с ДЦП. М.: Советский спорт, 1991. — 55с.
  53. Н.И. Механизмы речи.-М.:Изд-во АПН РСФСР, 1958.-370с.
  54. Н.И. О теориях голосообразования.//Речь и мышление. М-Наука, 1963. С.219−271.
  55. Н.И. Язык. Речь. Творчество. Избранные труды. М.: Лабиринт, 1998. — 368с.70.3апарожец A.B. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошкольное воспитание. 1965. — № 10. — С. 6— 14.
  56. C.B. Речевой слух и культура речи.-М.:Просвещение, 1970.96с.
  57. Л.А., Осипова И. В. Социальная адаптация детей-инвалидов.// «Традиции и современность в образовании»: Материалы научно-практическойконференции. СПб.: ЛГОУ, 1996. — Ч. 3. — с. 119 — 121.
  58. Иванова -Лукьянова Г. И. Чтение вслух с опорой на интонацию. — М.: Русский язык, 1988 182с.
  59. Ф. А. Сборник логопедических упражнений при расстройстве голоса. М.: Просвещение, 1961. — 56с.
  60. Интонация./Подгот. И. Г. Торсуевой, Е. А. Брызгуновой, С. М. Гайдучик и др. —Киев: Вища школа- 1978- 240с.
  61. М.В. Логопедическая и педагогическая характеристика детей, страдающих церебральным параличом.// Специальная школа, 1966. -вып.4. С. 134−139.
  62. М.В. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими- церебральными параличами./ Очерки по патологии речи и голоса. Под. ред. Ляпедевского С. С. М.: Просвещение, 1967. -вып. № 3. — С.214 — 222.
  63. М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Пособие для родителей и воспитателей. — 2-изд. М.: Просвещение, 1993. 52с.
  64. И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии.// Дефектология. 1996. — № 5. — С.10−14.
  65. Э.С. К вопросу о реабилитации и социальной адаптации детей, страдающих церебральными параличами./ Реабилитация больных с нервными и психическими заболеваниями. Л.:ЛГОУ, 1973. — 85с.
  66. Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев: Вища школа, 1987. — 272с.
  67. Э.С., Шевченко Ю. С. Роль личностных реакций в патологии формирования характера при детских церебральных параличах (клинико-психологическое исследование)./ Невропатология и психиатрия. -1985.-№ 3-с. 416−421.
  68. В.А., Овчинникова Т. С. Роль эмоций для полноценногоразвития ребенка. // V Царскосельские чтения. Материалы научно-технической конференции с международным участием. СПб.: ЛГОУ им. A.C. Пушкина, 2001. — Том V. -С. 63 -66.
  69. Е.В. К вопросу о некоторых сторонах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей второго года жизни, страдающих церебральным параличом.// Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С. С. Ляпедевского -М: г Просвещение, 1986. С-7579.
  70. Клиническое обоснование принципов коррекционно-педагогической работы с детьми-дошкольниками, страдающими церебральными параличами и задержкой психического развития. М.: Просвещение, 1978. — 36с.
  71. И.М. Основные факторы развития голосовых реакций детей 1-го года жизни. // Научные труды ЦИУВ.-М.: ЦИУВ, 1974.- 72с.
  72. A.B. Коррекционно-педагогическая работа по формированию межличностных процессов, в группе детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом. Дис.. канд. пед. Наук М., 1999.- 190с.
  73. Т.Д. Возрастные особенности дыхания у детей и подростков. М.: Медицина, 1986. — 32с.
  74. Е.В. Методика восстановления голоса при некоторых нарушениях функции голосового аппарата: Дис. канд. пед. наук. М., 1974. -131с.
  75. Е.В. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани.// Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. — М.: Просвещение, 1984. С. 21−35.
  76. Е.В. Характеристика и классификация нарушений голоса. //Дефектология. 1987. — № 1. — С.
  77. P.E. Связь заикания у детей с особенностями их речевого общения. М.: Специальная школа, — Вып.4 (112). — 1964. — 36с.
  78. И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. -192с.105 .Левченко И. Ю., Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика. М.: Академия, 2003. -320с.
  79. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М/. Политиздат, 1975.-304с.
  80. А.Н. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, — Т.1. -1983. — 579с.
  81. Ю8.Леханова О. Л. Особенности понимания и использования невербальных средств общения детьми с общим недоразвитием речи. // VI Царскосельские чтения. Материалы международной научно-практическойконференции. СПб.: ЛГОУ, 2002. — Том VII. — С. 69 — 74.
  82. В. А. Плотников В.И. Медико-педагогические мероприятия при ДЦП, протекающее с. нарушением голоса. // Коррекционная учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: Сборник научных трудов. -Свердловск, 1978. С.49−55.
  83. Ю.Лопатина Л. В. Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников- со- стертой- дизартрией.// Принципы и метооды коррекции нарушений речи: Мевуз. сб. науч. тр. СПб.: Образование, 1997. — 140с.
  84. Ш .Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1986.- 144с.
  85. М.И. Проблемы и задачи исследования речи у детей.// Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым. М.: Просвещение, 1985. — 354с.
  86. ПЗ.Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. — 252с.
  87. А.Р. Язык и сознание. 2-е изд.- М.: Изд-во МГУ, 1998. 336с.
  88. И. Фониартрия: Пер. с болг. М.: Медицина, 1987. — 288с.
  89. Иб.Максаков А. И. Развитие речевого голоса у дошкольников. //
  90. Дошкольное воспитание. 1988. — № 1. — С.31−38.
  91. А.И. О развитии внеречевого и речевого дыхания. // Дошкольное воспитание. 1992. — № 1. — С.45−52.
  92. И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 168 с.
  93. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220с.
  94. И.И. Нейрорпсихологическое исследование гностических процессов у детей с различными формами детского церебрального паралича.// Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова-1992 № 4-с.42−47.
  95. Мамайчук И. И: Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. — 168 с.
  96. Е.М. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с церебральным параличом преддошкольного возраста. // Дефектология. 1988. -№ 1. — С.
  97. Мастюкова< Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младший- ранний-и-дошкольный возраст. МГ: Просвещение, 1991.-156с.
  98. Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. — 303с.
  99. Е.М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Книга для логопеда. М.: Просвещение, 1985. -191с.
  100. Н.М., Курбанов У. К., Стерник O.A. Детский церебральный паралич (Клиника, терапия и организация медицинской реабилитации). Ташкент: Медицина, 1978. — 230с.
  101. Л.С. Развитие чувства ритма у дошкольников с отставанием в умственном развитии.: Дис. канд. пед. наук.-М., 1995. 207с.
  102. Митринович-Моджеевская А. Патофизиология речи, голоса и слуха. -Варшава, 1965. 354с.
  103. И.П. К функциональной характеристике слухового анализатора ребенка первых месяцев жизни: Автореф. дис.. канд. психол. Наук.-М., 1956.-23с.
  104. Т.М. Языковые функции интонации и ее лингвистический статус.// Вопросы фонологии и фонетики. М.?Знание,. 1971. — С. 169- 175.
  105. Т.М. Семантика акцентного выделения. -М.:Наука, 1982.—104с.
  106. М.А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002. — 160с.
  107. И.И. Дизартрические и анартрические расстройства речи у детей с церебральным параличом и особенности логопедической работы с ними: Автореф. дисканд. пед. наук. М., 1974. — 23с.
  108. И.С., Лизинович В. М., Сологубов E.F. Регуляция позы и ходьбы при ДЦП и некоторые способы их коррекции. М.: Книжная палата, 1996.-242с.
  109. Е.П. О динамике звука певческого голоса.-М.:Музиз., 1963 .—48с.
  110. Е.П. Экспериментальное исследование динамики звука певческого голоса. Киев: Мистецтво, 1966. — 40с.
  111. A.M. Интонация и грамматика.// Пешковский A.M. Избранные труды.-М.: Знание, 1959.-С. 177−191.
  112. Попова Л. М- Клиника и лечение расстройств дыхания при заболеваниях нервной системы. Л.: Медицина, 1965. — 343с.
  113. Правдина- О. В. Патология голоса. // Очерки по патологии речи и голоса./ Под ред. С. С. Ляпидевского. М.: Просвещение, 1960,-Вып. 1.-С.25−29.
  114. Е.А., Огородникова Е. А. Некоторые характеристики слуховой чувствительности у детей, страдающих детским церебральным параличом./ Сенсорные системы. М.: «Наука», 1995. — Т.9. — 102 — 108с.
  115. О.Л. Психологическое изучение личности дошкольников с детским церебральным параличом.: Дис. канд. пед. наук. -М., 1979. — 180с.
  116. С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Музиздат, 1972.-64с.1 бО. Рулле И. Ж. Лечебная фонопедия восстановления голосовой функци и при порезах возвратного нерва различной этиологии: Методическое указание. -М.: Медицина, 1973. 39с.
  117. A.T. Состояние внешнего дыхания при функциональных нарушениях голоса и основные мероприятия по редукции голоса. // Очерки по патологии речи и голоса. М.: Просвещение, 1967. — вып. № 3. — С. 223 — 231.
  118. К.А. Детские церебральные параличи. -М.:Медицина, 1968. -258с.
  119. К. А. Мастюкова Е.М. Смуглин М. Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей М.: Медицина, 1972.-328с.
  120. К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных ДЦП: Руков. для врачей./ Под ред. Н. М- Маджидова. Ташкент: Медицина, 1979. — 490с.
  121. K.A., Попова Н. И. Клинико-морфологический анализ течения детского церебрального паралича.// «Педиатрия», 1977.- № 5.-с. 55 — 60.
  122. И.А. Дизартрия у дошкольников с церебральным параличом. / Международная конференция: Ребенок в современном мире. Здоровье ребенка. СПб.: ЛГОУ, — Т.2. — С.45−47.
  123. И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом. // Дефектология. 1995. — № 5 -С.9−15.
  124. А.С. Нарушение игровой деятельности. -М.:Изд-во МГУ, 1980.- 133с.
  125. Н.В. Динамика игровой деятельности у дошкольников сцеребральным параличом. // Дефектология. 1990. — № 5 — С. 71 — 78.
  126. С. Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М.: Просвещение, 1984. — 150с.
  127. Л.М., Крушевская И. И. Заболевания голосового аппарата у детей и подростков. М.: Просвещение, 1988. — С. 35 — 42.
  128. Тонкова-Ямпольская Р. В. Формирование второй сигнальной системы у детей, М-: Просвещение- 1970: — 210с.
  129. М. П. Кожевников В.А. Дыхание и речь.// Физиология дыхания. Л.: Наука, 1973. — С.287−295.
  130. О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995. — 208с.
  131. О.Н. Психологические основы взаимодействия субъектов практической помощи детям с проблемами в развитии: Дис.. док. псих наук. -М., 1996.-311с.
  132. Физическая реабилитация детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата./Под. ред. Н. А. Гросс. М.: Советский спорт, 2000. -224с.
  133. И.А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: Дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1998. — 217с.
  134. В.И. Состояние голоса у детей с речевой патологией: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 159с.
  135. М.И. Основы фониартрии. Л.: Медгиз, 1949. — 185с.
  136. Фониартрия и фонопедия./Дмитриев Л.Б., Телеляева Л. М., Таптапова С. Л., Ермакова И. И. М.: Медицина, 1990. — 272с.
  137. К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения./ Пер. с нем. В 4-х томах. М.: Изд-во «Генезис», 2001. — 160с.
  138. Л.Б. Вопросы теории обучения речевой коммуникации учащихся с церебральным параличом. Калуга, 1975. — с. 66 — 68.
  139. Л.Б. Анализ речевых расстройств с позиции психолингвистического подхода.//Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушением развития. СПб.: ЛГОУ, 1995. — 146с.
  140. М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками: Пособие для логопедов и родителей. М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. — 384с.
  141. Т.П., Еремеева В. П., Лоскутова Е. Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка: М: Педагогика, 1991. — 232с.
  142. Л.С. методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: «Российское педагогическое агентство», «Когито-центр», 1998. — 128с.
  143. С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. — 240с.
  144. М.Б. Введение в невропатологию детского возраста. М.: Медицина, 1970.-286с.
  145. Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь.- М.: Русский язык, 1982. С. 15 — 32.
  146. Л.А. Проблемы исследования временной организации речи.// Вопросы теории и методов исследования восприятия речевых сигналов.- Вып.З. Л.: АН СССР, 1972. — С.5 — 32.
  147. С.Н. Индивидуальный подход к коррекционно-логопедической работе.// Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы международного семинара. -СПб.: ЛГОУ, 1995.-с. 142.
  148. Л.М., Иванова Е. С., Данилова Л. А., Смирнова H.A. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии.- СПб: Образование, 1995. 80с.
  149. Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционо развивающего бучения. //Дефектология. — М., 1999. №
  150. Л.М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. -СПб.:Дидактики Плюс, М.:Инс-т общегуманитарных исследований, 2001.-272с.
  151. Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Русский язык, 1974.- 158с.
  152. М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: Физкультура и спорт, 1999.- 157с.
  153. М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР. Инс- т дефектологии, 1959.-216с.
  154. Д.Б. Психология игры. М.: Просвещение, 1999.- 374с.
  155. К.В. Развитие кинетических средств коммуникации у дошкольников с нарушением речи. Дис. канд. пед. наук. М, 1999. — 224с.
  156. О.И. Становление интонационной системы детей младшего дошкольного возраста// Становление речи и усвоение языка ребенком. М.: Знание, 1985.-С. 33−46.
  157. McDonald Е.Т., Chance В. Cerebral Palsy. Englewood Cliffs, NJ, 1964.
  158. Mysak E.D. Neuroevolutional approach to cerebral palsy and speech. -New York, Teachers college press, 1968.
  159. Perkins W.H., Garwood V.P. An approach to speech therapy for the cerebral palsied individual. // Travisl. E. (Ed) Handbook to speech pathology. New York.: Appleton — Century — Crofts. — 1957. — P 552 — 570.
  160. Bolinger D. Intonation and Gesture // American Speech. Vol. 58. -'2.-1983-P. 156−174.
  161. Bondy K.N. Assessing cognitive function: a guide to neuropsychological testing // Rehabil. Nurs. 1994. — V/19, № 1. — P. 24−30.
Заполнить форму текущей работой