Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Институт высшего образования: социальная роль и социальные функции в современном российском обществе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. В основе гипотезы исследования лежит представление о институциональных изменениях. Рассматривая систему современного российского высшего образования как социальный институт при его анализе выделяем роль и целый ряд специфических, только ему присущих функций. Отечественная система высшего образования сложилась в советское время и выполняла четко регламентированные задачи… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОДХОДА К ИНСТИТУТУ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. Возрастающая' роль системы высшего образования в современном мире
    • 1. 2. Институциональный характер анализа системы современного высшего образования
    • 1. 3. Важнейшие социальные функции института высшего образования
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Социальные трансформации и изменения в институте высшего образования в современной России
    • 2. 2. Формирование новой роли и социальных функций в системе современного российского высшего образования
    • 2. 3. Социокультурные аспекты современного российского высшего образования

Институт высшего образования: социальная роль и социальные функции в современном российском обществе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В последние десятилетия мир меняет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску новых знаний и принятию нестандартных решений.

В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В нем занято более миллиарда учащихся и более 50 миллионов педагогов. Система современного высшего образования с полным правом заявляет о себе как социальный институт.

Существенно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. Как указано в работе Ю. Я. Клехо, именно в сфере образования завязан узел проблем современного общества.1 И в то же время все реальнее в последние годы становится очевидным и тот факт, что в преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль должна принадлежать образованию.

Практически все развитые страны, осознавая эту связь, проводили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем образования. Реформы высшего образования обрели статус государственной политики.

В русле этой политики решались вопросы, связанные: с ростом контингента студентов и числа вузов, качеством знаний, новыми функциями высшей школы, количественным ростом информации и распространением новых информационных технологий.

Но вместе с тем в последние десятилетия все настойчивее дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках реформ. Сложившиеся образовательные системы не выполняют свои главные функции — формировать созидающую силу, созидательные силы общества.

Одна из глобаЛьных проблем современности — кризис образования, который уже выявлен и описан в качестве свершившегося факта. О кризисе образования, в частности, свидетельствует дальнейшее увеличение числа неграмотных в мире, относительное, а иногда и абсолютное свертывание систем образования. В последние годы развивается такое сравнительно новое явление как функциональная неграмотность, наблюдаются очевидные дисфункции систем образования, обуславливающие повсеместное снижение его качества. В этих условиях предъявляются новые требования к образованию как социокультурной системе, во многом определяющей характер развития общества. Данные проблемы особенно важны для России, где тотальная переоценка сопровождается глубоким социально-экономическим кризисом.2.

Существующая система отечественного высшего образования также переживает кризисный период. Осуществление культурно-образовательных программ в условиях рыночной экономики претерпевает серьезные изменения, в связи с чем меняются и функции и роли этого социального института.

Исходя из сказанного, представляется правомерной и своевременной попытка социологического анализа института высшего образования в.

2 Борцов Ю. С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения, — М., 1997, — С.З. современной России. Особое внимание следует уделить тем изменениям, которые претерпели функции и роли данного института в связи с изменениями общего социально-экономического и культурного пространства в российском обществе.

Степень разработанности проблемы. Анализ различных систем и структур общества, в том числе и системы высшего образования, как социальных институт’ов — вопрос не новый. В отечественной науке вплоть до недавнего времени господствовали взгляды, выработанные еще в советский период на основе господствовавшей тогда социально-философской парадигмы. Среди исследователей того периода можно выделить в первую очередь С. Барулина, В. Келле, М. Ковальзона, С. Крапивенского, К. Момджяна, М. Плетникова и др. Однако эти исследования, базировавшиеся на критериях формационного подхода и стабильного общества, не могут быть адекватно применены при анализе того состояния общества, в котором находится современная Россия. А здесь неизбежно обращение к самой теории социальной структуры в той ее части, где речь идет о социальных институтах, их функциях и социальных ролях. Хорошо известные у нас работы Э. Гидденса, Г. Гарфинкеля, Г. Мида, Р. Мертона, А. Миллера, Т. Парсонса, Н. Смелзера, П. Сорокина, Я. Щепаньского и других зарубежных исследователей позволяют говорить о том, что сама теория социальных институтов разработана в таком объеме, что может служить методологическим основанием для социологических интерпретаций, в том числе и теорий среднего уровня.

Но иначе обстоит дело, когда речь идет о социальных институтах общества переходного типа (или кризисного общества, или постсоветского общества, или современного российского общества). Данная проблема пока практически не разработана.

В общетеоретических вопросах по современным проблемам социальных институтов основанием послужили работы Г. Арефьевой, Л. Буева, И. Кона, Г. Андреевой, К. Никонова, М. Кагана и других исследователей.

Анализ системы российского высшего образования проводился на основе общепринятых философских, социологических и педагогических подходов. Философская база исходных теоретических положений исследования обозначена в работах В. Розина, И. Савицкого, Н. Пахомова, Н. Розова и др.

Для уточнения проблемы методологии социально-педагогических исследований были использованы идеи, развиваемые в работах отечественных ученых теоретиков — Ю. К. Бабанского, Н. К. Гончарова,.

B.И.Загвязинского, Ф. Ф. Королева, Т. А. Ильиной, А. И. Пискунова, З. И. Равкина, М. Н. Скаткина и др.

Учитывая то, что институт высшего образования в странах с развитой рыночной экономикой функционирует на протяжении нескольких столетий, большую помощь в теоретическом осмыслении проблемы оказало изучение трудов отечественных исследователей высшей школы и педагогики развитых стран — С. М. Аскольдовой, И. О. Беюл, Б. А. Гонтаревой, Л. Н. Гончаровой,.

C.И.Змеева, З. А. Мальковой, И. Б. Марцинковского, Н. Д. Никандрова,.

B.Я.Пилиповского, В. А. Параила, К. И. Салимовой, Л. Д. Филипповой,.

C.А.Фрумова и др.

При раскрытии темы исследования принципиально важными оказались труды отечественных авторов, посвященных вопросам развития системы высшего образования в нашей стране — А. П. Владиславлева, Б. С. Гершунского, Г. П. Зинченко, А. Е. Иванова, В. Н. Турченко и др. Эти работы позволили составить общее представление о системе высшего образования в современной России в целом.

Основываясь на этом материале, автор предпринял попытку рассмотреть систему современного российского высшего образования как социальный институт и вычленить его основные функции и роли. При этом он опирался на целый ряд работ отечественных и зарубежных исследователей.

Большую помощь при рассмотрении российского высшего образования как социального института, его функций и ролей оказали труды Ю. С. Борцова, Т. Веблена, Ю. Г. Волкова, А. Миллера, И. В. Мостовой, В. Харчевой и др.

Однако все вышеперечисленные исследования рассматривали современное российское высшее образование либо только с точки зрения организации, содержания, форм и методов обучения, либо теоретические проблемы социальных институтов в целом. Практически не исследованы особенности рассмотрения современного российского высшего образования как социального института, не выделены его основные функции и роли.

Указанные обстоятельства подчеркивают необходимость более углубленного исследования системы современного российского высшего образования как социального института. Тем более, как показывает проведенный анализ, в данной области знания имеется свободная лакуна, поэтому данная диссертация и претендует на то, чтобы начать ее заполнение.

Объектом исследования данной диссертации является процесс трансформации института высшего образования в современной России.

Предмет исследования включает причины и механизмы изменения функций и роли института высшего образования в современной России, а также его зависимость и влияние на социальную сферу.

Цель диссертационного исследования можно сформулировать следующим образом: раскрыть основные направления развития, ведущие характеристики института высшего образования в современной России на основе анализа трансформации его функций и роли. Исходя из цели, были определены следующие задачи исследования:

• проанализировать влияние социальных изменений в мире на роль высшего образования;

• доказать, что система высшего образования современного общества имеет институциональный характер;

• зафиксировать основные функции и выделить основные роли института высшего образования на современном этапе;

• выявить взаимосвязь социально-экономических реформ и изменений института высшего образования в современной России;

• дать оценку новых ролей и функций института современного российского высшего образования;

• проследить тенденции развития социокультурных аспектов в институте российского высшего образования.

Указанные цель и задачи данной диссертации предполагают междисциплинарный характер исследования на стыке социологии, педагогики, управления образованием. В целом исследование построено на социологической основе, так как социальная детерминанта позволяет целостно представить процесс изменения роли и функций института высшего образования в современной России.

Теоретические основы исследования. Основу диссертации составляет анализ социальных явлений, влияющих на формирование современной роли и функций института высшего образования в России. Диссертационная работа базируется на использовании принципов теоретической социологии с применением общенаучной методологии. Методология работы основана на применении структурно-функционального и институционального подхода с использованием элементов компаративного анализа и социокультурного интегратизма. Труды ведущих социологов и педагогов акцентируют внимание на междисциплинарном подходе к данной проблеме. Всесторонний охват проблемы исследования изменения роли и функций института высшего образования в современной России стал возможен с помощью системного анализа, теоретического моделирования и научного обобщения. В работе широко используются труды как отечественных, так и зарубежных ученых.

Гипотеза исследования. В основе гипотезы исследования лежит представление о институциональных изменениях. Рассматривая систему современного российского высшего образования как социальный институт при его анализе выделяем роль и целый ряд специфических, только ему присущих функций. Отечественная система высшего образования сложилась в советское время и выполняла четко регламентированные задачи. Однако с течением времени изменилась политическая, экономическая и социальная реальность. Претерпевает изменения и институт высшего образования в современной России. Институциальные изменения — это сложный процесс. Хотя формальные правила можно изменить путем принятия политических и юридических решений очень быстро, неформальные ограничения, воплощенные в обычаях, традициях, кодексах поведения, гораздо менее восприимчивы к сознательным человеческим усилиям. Таков предположительно механизм функционально ролевой динамики института высшего образования в современной России. Данная работа посвящена поверке этой гипотезы.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор благодаря использованию структурно-функционального, ролевого и институционального подходов показывает социальные детерминанты, социальную значимость и социальные эффекты, возникающие в процессе изменения роли и функций высшего образования в современной России. Элементы научной новизны состоят в следующем:

• в работе проанализирован процесс изменений в социально-экономической структуре, трансформации ценностных ориентаций в современном мире ставший основной причиной дальнейшего развития института высшего образованиявыявлена глубинная социальная детерминация его ролей и функций, обусловленная тенденциями гуманизации и развития гражданского общества;

• доказательно обосновано, что система современного высшего образования может рассматриваться как самостоятельный, динамично развивающийся и высокозначимый для любого современного общества социальный институт, что подтверждается критериальными основаниями институциональных социологических теорий;

• выявлено, что анализ институциональных изменений современного высшего образования представляется наиболее продуктивным на уровне функциональных и ролевых изменений, он дает возможность анализировать обязанности между людьми, группами и общностями, которые обеспечивают стабильность данной социальной системы высшего образования, а также механизм ее воспроизводства;

• обосновано, что на данном этапе институт высшего образования в России представляет собой формирующуюся систему, структурные звенья которой характеризуются различными функциями, однако общей чертой является преобразование роли, места и значения знаний, науки, образования, обусловленное процессами социального перехода к рыночной экономике и рыночным отношениям;

• доказано, что функции и роль института высшего образования в России в настоящее время находятся в процессе трансформации, а современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы социальных институтов, функциональные изменения которых связаны в первую очередь с изменением базовых потребностей общества;

• выявлено, что интегративНая деятельность института высшего образования в современном российском обществе все более детерминируется социокультурными факторами, что указывает на глубинный характер взаимосвязи института высшего образования с общецивилизационными тенденциями развития.

Исходя из указанных моментов новизны, на защиту выносятся следующие тезисы:

• современное состояние института высшего образованиязакономерное следствие трансформации общества, где мы имеем дело с несколькими глобальными тенденциями развития. Первая связана усилением общего кризиса образовательной системы характерной для всего мирового сообщества, вторая — это возрастание роли психологического, личностного фактора, интеллектуальных функций в современном труде и жизни человека, наукоемкости труда, развитие управляющих и предвосхищающих функций во всех видах труда. Все это предполагает качественно иную стратегию организации образования, отличающуюся от традиционной, понимаемой как отражение социальных потребностей нового общества;

• институциональный подход к системе высшего образования как к социальному феномену в современной социологии предполагает четыре типа объяснения и обоснования — и базируется на том, что любой социальный институт есть коммуникативное по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью, рассматриваемый как результат исторического развития определенной сферы деятельности, при этом каждый институт существует как следствие определённых отношений с другими институтами в социальной системе, и, наконец, функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, эти положения целиком относятся и к институту высшего образования;

• основной функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует, однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников иные дифференцированные функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, которые стремятся к удовлетворению осознаваемых ими общесоциальных потребностей;

• социально-экономические реформы в России привели к изменениям в институте высшего образования, возникновению альтернативных форм и систем обучения, новых типов высших учебных заведений, более адекватных требованиям перехода Российской Федерации к рыночной экономике и рыночным отношениям, и объективному преобразованию роли, места и социального значения образования, вовлекая его в товарные отношения, выразившиеся в создании негосударственных, коммерческих вузов прагматизации и диверсификации ряда образовательных программ;

• функциональные изменения современного российского института высшего образования связаны с процессами деидеологизации, либерализации, автономизации, инновации и модернизации его содержания и социально-организационных формструктурные изменения выражаются в трансформации номенклатуры специальностей, повышении конкурентной адаптации вузов, ориентирующихся на рыночный спрос в области уровня профессионализма, диапазона потенциальных профессиональных возможностей, платности;

•институт высшего образования выступает в качестве одного из основных звеньев в социальном механизме воспроизводства, в первую очередь «среднего» и «высшего» слоев профессионалов и управленцев, а сущность гуманитаризации образования видится прежде всего в формировании культуры мышления, творческих способностей студента на основе глубокого понимания истории, культуры и цивилизации, всего культурного наследия конкретного национального сообщества и человечества в целом.

Изложенные положения характеризуют основное приращение знаний по проблеме изменения функций и роли института высшего образования в современной России.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования позволяют углубить представления в области социологии, педагогики и теории образования, они имеют определенное теоретическое и практическое значение, стимулируя дальнейшее исследование проблем, связанных с трансформацией функций и роли института высшего образования в современной России. Их можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по социологии и педагогике. Они имеют существенное значение для социологов и работников системы образования.

Апробация результатов исследования. Основные идеи диссертации прошли апробацию на Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Российский вуз: в центре внимания — личность» г. Ростов-на-Дону (март 1999 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Социальная политика России: история и современность» г. Новочеркасск (апрель 1999 г.) на научно-практической конференции ассоциации негосударственных вузов «Пути развития высшей школы» (февраль 19 998 г.), на региональной научно-практической конференции «Общество и человек: социологический анализ» г. Аксай (апрель 1999 г.).

Результаты диссертационного исследования обсуждались на ежегодном научно-методическом семинаре вузов Северного Кавказа «Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах» (октябрь 1999 г.).

Основные результаты и выводы диссертации опубликованы в 7 научных работах общим объемом около 5,0 п.л.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, 2 глав, по три параграфа в каждой, заключения, списка литературы, состоящего из 200 источников. Работа включает 7 таблиц, один график, один рисунок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема состояния института высшего образования в России появилась в современном виде всего несколько лет назад. Сегодня она стала одной из центральных и это связано, в первую очередь, с изменением роли человека в современном мире, с вступлением России в принципиально новую систему социально-экономических отношений. Радикальные изменения в сфере политики и экономики, сложная кризисная ситуация в стране делают проблему социальных функций и роли института высшего образования как никогда острой и актуальной.

Анализируя современное состояние общественной жизни России, автор приходит к выводу, что трансформации образовательных потребностей, отражающих состояние глобального социокультурного кризиса поразили не отдельные области экономики, политики, социальной сферы или культуры, а все общество сразу. В создавшихся условиях исследование и решение проблемы социальных функций и роли высшего образования требует принципиально новых подходов. Положение дел усугубляется тем, что у подавляющего большинства населения России произошла ценностно-нормативная переориентация, определенным образом изменилось и сознание. Перед автором стояла задача, во-первых, проанализировать общие положения данной проблемы, во-вторых, учесть функционально-ролевую специфику современной системы высшего образования в России. Система рыночных отношений заставляет рассматривать высшее образование как источник существования, функции и роль образования в этой связи в значительной мере определяются его включенностью в рыночную систему. Именно рыночные механизмы позволяют трансформирующейся системе высшего образования обеспечить работой сокращаемых из государственных вузов преподавателей, получить образование по желаемой профессии, которая пользуется спросом в настоящее время, а поэтому данные функции системы современного высшего образования можно рассматривать в рамках категории институализации.

Фундаментальной проблемой в исследовании данного явления было осмысление проблемы изменения функций и роли института высшего образования в современной России. Существуют различные концепции социальных институтов. В частности, в работе применена такая классификация:

1. Социальный институт представляет собой группу лиц, выполняющих определенные, важные для общественного дела социальные функции.

2. Термин «институт» используется для обозначения конкретных организационных форм комплексов функций, выполняемых некоторыми членами группы от имени всей группы.

3. Термин «институт» служит обозначением учреждений и средств деятельности, позволяющих индивидам выполнять общественно безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности.

4. Иногда термином «институт» именуют социальные роли, особенно важные для группы или общности.

Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей, ради чего он был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это, прежде всего, следующие функции. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Регулятивная функция, она состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Интегративная функция, она включает в себя' процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. Транслирующая функция. Общество не могло бы развиваться, если не было бы возможности передавать социальный опыт. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить путем как расширения социальных границ института, так и смены поколений. В связи с этим в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям.

Институциональная роль — наиболее постоянная в данном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Отклонение от таких ожидаемых ролей опасно, а потому социально осуждается.

Трансформация функций и роли высших учебных заведений в современной России проходит в несколько этапов. Первый — переходный с 1991 по 1995 гг. — период создания нормативной базы. Второй продолжается и в настоящее время и заключается в создании Федеральной программы развития образования. Она создаёт институциональную основу государственной политики в области образования и определяет стратегию развития системы образования, опираясь на разветвлённую систему мероприятий по её реализации на федеральном уровне и на республиканские, региональные и целевые программы развития образования.

Ход реализации программы рассчитан на несколько этапов. Первый этап, охватывающий 1999;2001 годы, предусматривает предотвращение кризисных процессов в области образования, принятие экстренных мер по сохранению и поддержанию образовательных учреждений, по реструктуризации подготовки кадров. Второй этап, охватывающий 20 022 005 годы, должен стать этапом выхода из кризиса и перехода к устойчивому развитию системы образования.79.

На основании проведенных исследований, процесс трансформации функций и роли института высшего образования в современной России можно рассматривать как двоякий процесс. С одной стороны — это изменение функций и роли института высшего образования, а с другой — влияние этого института на социальную систему в целом. Социальное воздействие современного российского института высшего образования заключается в формировании нового слоя выпускников, с одной стороны, мы получаем специалистов свободных от идеологических штампов прошлого, способных интегрироваться в общемировую систему производства, с другой стороны, формируется слой выпускников с узкой практической направленностью, дипломы которых котируются далеко не во всех организациях и учреждениях. Появление такого слоя специалистов отнюдь не способствует развитию фундаментальной науки и не повышает престиж российских специалистов на международном уровне. Данные факторы могут в дальнейшем отрицательно сказаться не только на развитии отечественной.

79 Справка о Федеральной программе развития образования // Образование в документах ,-1999.-№ 10.

129 науки в целом, но и всей хозяйственной деятельности России. Хотя в настоящее время есть и положительный эффект от выпуска специалистов подобного профиля и квалификации. В образовании тоже проявляется определенная поляризация, характерная для всего российского общества в целом.

Источниковой базой для исследования проблем функций и роли института высшего образования послужили конкретные факты деятельности высших учебных заведений, как описанные в литературе, так и исследованные автором.

Учитывая вышеперечисленные обстоятельства, автор считает не только возможным, но и необходимым дальнейшую разработку названной проблематики. Исследования можно проводить по целому ряду направлений. Например, можно пойти по пути более детальной разработки проблемы становления функций и роли института высшего образования применительно к специфике и условиям различных городов, регионов или отдельным образовательным сферам.

Перспективной представляется разработка проблем, связанных с исследованием влияния ценностей и потребностей в трансформирующемся обществе на изменения функций и роли института высшего образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. O.A. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски // Высшее образование в России. -1996-№ 1-С. 73−78.
  2. O.A. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России 1993.- № 3-С.165−170.
  3. В. Преподаватель и студент (Вопросы общения) // Высшее образование в России 1997 — № 1-С. 87−95
  4. Е.М., Вашенцев К. С. Потребности московских предпринимателей в специалистах экономического профиля // Социологические исследования 1997 — № 3 — С. 113−120.
  5. П.В. Опыт и проблемы развития бизнеса в высшей школе // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры: Материалы науч,-практич. конф.- Ставрополь, 1994.
  6. Н., Семенов И., Швырев В. Философия образования // Высшее образование в России 1997 — № 3 -С. 88−94.
  7. А. Образование через всю жизнь // Учительская газета-1998-№ 47 (9712).
  8. Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России- 1996 № 3 — С. 61−66.
  9. А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание и направления для дальнейших исследований // Политические исследования- 1995- № 3-С. 48−57.
  10. Ю.Асеев Ю. И. Автономия вуза: мировой опыт и наши проблемы // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы науч-практ.конф. Ставрополь, 1994.
  11. П.Астахова В. И. О развитии приватного высшего образования на Украине // Социологические исследования-1996- № 6-С. 97−101.
  12. JT.B. Новые ориентиры в развитии общества // Социологические исследования- 1995-№ 9-С. 110−113.
  13. В.И. Стандарты в непрерывном образовании: современное состояние.-М., 1998.
  14. Н.Бекренев А., Михелькевич В. Многоступенчатые структуры интегративных систем образования // Высшее образование в России- 1996-№ 3-С. 37−50.
  15. Л.Г. Право и отечественная наука: трудный путь навстречу (Заметки по поводу проекта Закона Российской Федерации о науке) // Государство и право- 1995- № 12-С. 76−78.
  16. О., Шибаева JI. Установка на развитие личности студента // Вестник высшей школы-1990- № 10-С. 46−49.
  17. В. Реформируется ли образование? // Мир образования- 1995-№ 10.
  18. C.B. Процессуальная характеристика профессиональной подготовки студентов // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры. Материалы науч.-практ. конф. Ставрополь. 1994.
  19. И.Ф. Эффективность подготовки молодых ученых // Социологические исследования-1998- № 9-С. 120−122.
  20. И.С., Козлова О. Н. Социология и образование // Социологические исследования-1997- № 3-С, 93−104.
  21. А. Гуманистическая ориентация высшего образования в Германии // Высшее образование в России- 1996- № 3-С. 119−129.
  22. Ю.С. Образование в век информации: человек и новые информационные технологии обучения- М., 1997.
  23. П. Система образования и система мышления // Высшее образование в России- 1997- № 2-С. 119−126.
  24. П. Социология политики. M.: Socio-Logos, 1993.
  25. М. Избранные произведения- М., 1990.
  26. Т. Теория праздного класса: Пер. с англ. М: Прогресс, 1984. -367с.
  27. Ю.А. Теория и практика переходных процессов в развитии российской государственности // Государство и право- 1995-№ 1-С. 107−131.
  28. Вербицкая J1. Гуманитарное образование в современной России // Высшее образование в России- 1996- № 1-С. 79−84.
  29. Ю.Р., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов // Социологические исследования-1997- № 10-С.56−69.
  30. В. Внебюджетная деятельность государственного вуза //Высшее образование в России- 1997- № 2С, 25−33.31 .Владимиров В. Государственный вуз в рыночной экономике // Высшее образование в России-1997- № 4.
  31. Ю.Г. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование в России // Социологические исследования- 1997- № 9-С. 56−66.
  32. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология: Учеб. для вузов / Под ред. В. И. Добренькова М: Фирма «Гардарика», 1998 — 427с.
  33. Высокие интеллектуальные технологии образования и науки: Материалы 3-ей Междунар. науч.-метод, конф.- СПб, 1996.
  34. Высшее техническое образование в России- М., 1997.
  35. В. Вузы Москвы в цифрах и фактах // Высшее образование в России. -1997.- № 3.-С. 4
  36. М.Л., Ашкинази Л. А. Исследование учебной мотивации абитуриентов вуза // Социологические исследования, — 1995.- №.9.-С. 143−145.
  37. К. Высшее образование: новые задачи и направления // Высшее образование в Европе. 1991.-Т. XVI- № 3.
  38. И.Б. Проблемы подготовки научно-педагогических кадров // Социологические исследования. -1997.- № 8.
  39. .С. Россия: образование и будущее. Кризис образования в России на пороге XXI века.- М., 1993.
  40. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. -1996, — № 5.-С. 46−54.
  41. С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  42. В.В. Циклы непрерывного образования // Проблемы проектирования и управления экономическими системами: инвестиционный аспект: Тез. докл. и выступ, межгос. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1998. Часть 2.
  43. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи // Социологические исследования-1998.- № 9.-С.123−127
  44. Н.В. О рынке труда выпускников вузов // Социологические исследования -1997.- № 3.-С. 105−112
  45. М.Т. Педагогика образования взрослых: (Учеб. пособие) М: ТОО «Интел Тех» 1995.-96с.
  46. В.Н., Соколовский В. Б. Модель образовательной и управленческой структуры инновационного процесса учебного заведения //
  47. Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры: Материалы науч.-практ.конф.- Ставрополь, 1994.
  48. И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий старшеклассников // Социологические исследования 1995. -№ 6.-С. 130−140.
  49. В.И., Кухтевич Т. Н. Социальные конфликты в высшей школе России.// Социально-политический журнал -1994.- № 3.-С. 78 110.
  50. Доклад о положении дел в области образования в мире за 1993 год./- ЮНЕСКО, 1993.
  51. О. Очерки по философии образования.- М: Промо-Медия, -1995.-240с.
  52. Д.В. Этнополитические процессы на постсоветском пространстве и реконструкция Северной Евразии // Политические исследования. -1995. -№ 3.-С. 40−47.
  53. JI.B. Неформальное образование: социально-философский анализ (на примере США): Автореферат. Ростов-на-Дону, 1994.
  54. В. Право на самостоятельность // Высшее образование в России. 1995. -№ 5.55.3адорожнюк И. Философия образования сегодня // Высшее образование в России.- 1997.-№ 2.-С. 150−155.
  55. В., Ляхович Е. Джон Ньюмен и его модель идеального университета// Aima mater.- 1993.-№ 1.
  56. А.И. Социология образования: вопросы остаются // Социологические исследования.-1994. -№ 3.-С. 102−108
  57. А.Е. Высшая школа России в конце XIX начале XX века. М., 1991.-392с.
  58. С.А. В Российской ассоциации трудового права и социального обеспечения // Государство и право.- 1995. -№ 5.
  59. B.C. О принципах и технологии моделирования образовательных систем // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры: Материалы науч.-практ. конф. Ставрополь, 1994.
  60. Инновационное образование/ В. Е. Шукшунов, В. Ф. Взятышев, А. Я. Савельев, JT. И. Романкова // Высшее образование в России.- 1994.- № 2.
  61. И. Острые проблемы современного высшего образования //Высшее образование в России.- 1997.- № 1.-С. 79−84.
  62. История теоретической социологии.- М., 1998., -Т.З.
  63. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993.
  64. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования в России. -М., -1995.
  65. Как реформировать естественнонаучное образование?/0. Голубева.,
  66. B.Кагерманьян, А. Савельев, А. Суханов // Высшее образование в России.-1997.- № 2.-С. 46−53.
  67. Н. Еще раз об ученых степенях и аттестации научных и научно-педагогических кадров // Высшее образование в России.- 1996.- № 2.1. C. 3−15.
  68. К вопросу о подготовке бакалавров/ В. Козлов, Н. Фролов, Л. Семушкина, И. Розина // Высшее образование в России. -1997.- № 1.-С. 4852.
  69. В. Образование и цивилизация // Высшее образование в России.-1996.-№ 3.с. 4−12.
  70. О.И., Черноморец А. Е. Развитие российской государственности и права в период перехода к рыночной экономике (Международная научно-практическая конференция в Тюменском государственном университете) // Государство и право. 1996.-№ 5.-С. 108 114.
  71. С. Образование через сообщество в Англии и Уэльсе // Новые ценности образования, — 1996.- № 5.
  72. В.Г. Студент и преподаватель глазами друг друга // Высшее образование в России.- 1996.- № 3.-С. 51−54
  73. Л.И. Кризис системы образования // Социологические исследования.- 1994. -№ 3.-С. 79−84.
  74. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода//Социологические исследования.- 1995.-№ 1.-С. 142−145.
  75. К. Проблемы реализации концепции базового образования // Alma-mater. 1993. — № 3. — С. 16−17.
  76. М. Социальные ценности в юридическом образовании // Высшее образование в России. -1997.- № 2.-С. 81−86
  77. Кон И. С. Социология личности.- М: Политиздат, 1967.-383с.
  78. Е., Кукушкин В., Плаксина О. Абитуриент и профессиональная ориентация // Высшее образование в России.- 1996. -№ 4.-С. 47−51.
  79. Концепция развития высшего технического образования в Российской Федерации // Высшее образование в России. -1993. № 2.-С. 3751
  80. Т.В., Григоренко Е. Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов (По опроснику А. Э. Эдварда) // Вопросы психологии.- 1995.- № 5.-С. 108−115
  81. Е. Пока не поздно // Высшее образование в России.- 1996.-№ 1- С.101−105.
  82. Л. рывкина Р. Симагин Ю., Рыночные реформы глазами разных поколений // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 7. С. 135−136.
  83. Л. Б. Кларк Т. Субъективные оценки экономического благополучия и поддержка реформ // Социологические исследования. 1998. № 5.
  84. А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение.- М: Наука, 1991.- 238с.
  85. В. Кадровый потенциал и финансовое обеспечение высшей школы России. Сравнение с развитыми странами мира // Высшее образование в России. -1996.- № 4.-С.22−30.
  86. В., Краснушкин Е., Назарова Т. Мировые системы высшего образования: сравнительный анализ профессиональной структуры выпусков // Высшее образование в России. 1996. -№ 2.-С. 130−138.
  87. В. Рейтинговая система диагностики учебного процесса в вузе // Высшее образование в России. -1996. -№ 2.-С. 100−102.
  88. Н.Б. Сообщество и образование: сообщество как образовательная среда, образовательная среда как сообщество // Новые ценности образования. -1996.- № 5.
  89. В.Н., Казимирчук В. П. Современная социология права.% Учебник- М: Юрист, 1995.- 297 с.
  90. А.Б. Мотивы получения высшего технического образования // Социологические исследования. -1997.- № 8.
  91. Л.Е. Социально-психологические основы построения региональных программ развития образования. М., 1996.
  92. М.И., Гаврилов O.A. Стратегия правотворчества и социальное прогнозирование // Государство и право.- 1995.- № 5.
  93. С. Пути реформирования вузовской науки // Высшее образование в России.- 1997.-№ 3.-С. 144−147.
  94. В.Н. Образование как феномен культуротворчества // Социологические исследования. -1995. -№ 1.-С. 138−142.
  95. Л.В. ' Американская система высшего и специального образования // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры: Материалы науч.-практ. конф. Ставрополь, 1994.
  96. Л.И. Образование в меняющемся мире: цели, функции, прогностические модели // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры: Материалы науч.-практ.конф. Ставрополь. 1994.
  97. Н.И. Влияние высшей школы на социально-экономическое развитие регионов // Проблемы экономики регионов России: Тез.докл. и выступ, межрегион, науч.-практ. конф. -Ростов-на-Дону, 19 984.1.
  98. Т. В. Рыночные реформы в российской Федерации // Социологические исследования. 1998. № 1. С.55−61.
  99. ЮО.Научный потенциал высшей школы России: проблемы сохранения и развития.- М., 1994.101 .Несветайлов Г. А. Научные кадры: возраст и творчество // Социологические исследования.- 1998.-№ 9.-С. 115−119.
  100. В. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России.- 1997.- № 1-С.34−44.
  101. ЮЗ.Нинциев К., Иванов В. Социально-экономический портрет преподавателя университета // Высшее образование в России.- 1995.- № 3-С.117−120
  102. О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в России: Приказ Министерства образования РФ от 8 августа 1995 г. № 444 // Вестник образования. -1995. -№ 9.
  103. З.Орлов В. Первые шаги многоуровневой системы // Высшее образование в России.- 1997.- № 3.-С. 78−80.
  104. Отчет об основных направлениях работы Министерства образования Российской Федерации в 1995 году. Материалы коллегии // Вестник образования. -1996.- № 4.
  105. Пб.Павлова В. В. Рыночное мышление студенческой молодежи // Социологические исследования. -1998.- № 8.-С. 138−139.
  106. С.П. Типы морального сознания молодежи // Социологические исследования. -1997.- № 10.-С. 69−78.
  107. В. Возможна ли новая революция в образовании? // Высшее образование в России.- 1997. -№ 2.
  108. Т. Новые тенденции в структурно-функциональной теории // Структурно-функциональный анализ в современной социологии. Информационный бюллетень.- 1968.- Вып.1- № 6.
  109. С.П. Гражданское общество: «трехчленная» или 'одночленная" модель? // Полис. -1995.- № 3.-С. 58−60.
  110. H.JI. Проблемы юридического образования в России // «осударство и право. 1996.- № 9.-С. 3−13.
  111. JI.H. Высшая школа в США: социально-политический юпект.- Харьков, 1992.
  112. Подготовка специалистов в области гуманитарных и социально-экономических наук: (Материалы для сравнительного анализа). М., 1995.
  113. . О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высшее образование в России. -1996.- № 3.-С. 57−60.
  114. В. Комплексный подход к формированию >бразовательных программ // Высшее образование в России. -1996. -№ 3.--.85−90.
  115. Проблемы усиления практической направленности преподавания юихологии в вузе // Вестник образования.- 1998.- № 6.-С. 78−81.
  116. C.B. Формирование студенческого контингента в Ожно-Сахалинском педагогическом институте // Социологическиеследования. -1998. -№ 8.-С. 94−97.
  117. Промышленному росту пока не на что опереться // Эксперт.- 1998. fo4.
  118. A.M. Инновационные образовательные технологии // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры: Материалы науч.-практ.конф. Ставрополь, 1994.
  119. З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования). // Педагогика. -1995. -№ 5.
  120. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. пособие- М.: Наука, — 1'995 -237с.
  121. A.A., Радугин К. А. Социология: Курс лекций.- 2-е изд. перер. и доп. М.: Центр, -1996.- 206 с.
  122. А.И. Будущее России: Социально-технологическая модель // Общественные науки и современность. 1996. — № 2.-С. 5−11.
  123. Реформа образования: тенденции и противоречия // Образование в документах. 1997. -№ 5.
  124. В. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. -М., 1992.
  125. Н.С. Конструктивная аксиология и интеллектуальная культура будущего // Философия образования для XXI века.- М., 1992.
  126. JI. На пороге XXI века // Высшее образование в России.- 1997. -№ 1.- С. 9−13.
  127. A.B., Юдин Б. Г. Новые ориентиры гуманитарного образования // Человек. -1995, — № 3, — С. 82−96.
  128. В.В. Поиск новой стратегии мирового социального развития. Социологические исследования.-1995.-№ 8. -С. 87−91.
  129. Ф. Социально-духовные основы рыночной модели хозяйствования в современной России // Высшее образование в России.-1996.- № 2.-С. 16−25.
  130. Ф., Журавлев А., Кулапов М. Эволюция образовательных систем в цивилизационном аспекте // Высшее образование в России. -1997.-№ 1.-С. 108−118.
  131. М.Н. Процессы социальной деградации в российском обществе // Социологические исследования.- 1998.- № 6.
  132. М.Н. Изменение социальной роли общеобразовательной школы в России // Социологические исследования.- 1996.- № 12.-С. 58−70.
  133. М.Н. Социальная поляризация // Социологические исследования.- 1992.-№ 9.
  134. М.Н., Филиппов Ф. Р. Социальные перемещения.- М.: Мысль, 1970.-253с.
  135. . А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования.- 1998. -№ 5.-С. 90−97.
  136. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. -1994. -№ 2.
  137. И. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века.- М., 1992.
  138. . Общество и образование: Пер. с англ.- М.: Прогресс,-1989.- 197с.15 2. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./JI. В. Бозрикова, В. В. Водзинская, Л. Д. Докторова и др.- под. ред. В. А. Ядова.- Л.: Наука, -1979.- 264с.
  139. П. Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России.- 1997.-ЖЗ.-С. 11−18.
  140. В. Преемственность общего среднего и высшего профессионального образования // Высшее образование в России.- 1997-. № 1.-С. 53−56.
  141. В.А., Головин H.A. Штрихи к портрету поколения 90-х годов // Социологические исследования.- 1998.- № 3.-С. 106−117.
  142. Н. Образование фактор социализации // Высшее образование в России.- 1997. -№ 3.-С. 43−48.
  143. H.JI. Высшая школа России: особенности послереволюционной реформы // Социологические исследования.- 1994.-№ 3.-С. 70−75.
  144. A.B. К новой модели обучения социокультурный подход // Социологические исследования. -1994.- № 3.-С. 88−92.
  145. В.Ф. Образование: образ культуры // Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  146. Система образования Российской Федерации в цифрах и фактах // Вестник образования.- М., 1995.- № 6.
  147. В.А., Шиянов E.H., Грачев В. В. Гуманистические аспекты высшего образования в условиях рыночной экономики // Образование в меняющемся мире: цели, инновационные подходы, кадры: Материалы науч.-практ.конф. Ставрополь, 1994.
  148. В. Новое образование как путь к новому сообществу // Новые ценности образования.- 1996.- № 5.
  149. Н. Социология: Пер. с. англ. / Науч. Ред. В. А. Ядов.- М.: Феникс, 1994.- 688с.
  150. Н.В. Социальные технологии реформирования образования в России // Социально-политический журнал.- 1996.- № 1.-С.57−69.
  151. A.B. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании // Информатика и образование. -1996.- № 1. -С. 13−19.
  152. А., Солонин В. Персонализированное обучение в контексте социализации //Высшее образование в России.- 1996.- № 3.-С. 101 108.
  153. П.А. Человек. Цивилизация. Общество- М: Политиздат, 1992. -542с.
  154. Становление гражданского общества и социальная стратификация/ 3. Т.' Голенкова, В. В. Витюк, Ю. В. Гричидин, и др.// Социологические исследования. -1995. -№ 6. -С. 14−24.
  155. Справочник для поступающих в вузы в 1998 г. /Л. А. Голенева, С. А. Зеленский, С. И. Артамонов и др.- под ред. С. А. Зеленского. -М: НТЦ «Университетский», «ACT-ПРЕСС», — 1998.- 608 с.
  156. Т. Рыночная экономика и смена приоритетов в образовательной практике // Высшее образование в России. -1997.- № 3.-С.54−56.
  157. Статистический сборник/ Госкомстат России, Ростовский обл. комитет гос. статистики. -Ростов-на-Дону, 1999.
  158. Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие. 2-е изд. перер. и доп. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 733с.
  159. Ю.Г. Высшее образование в России в XX веке // Высшее образование в России. -1994. № 3.-С. 140−155.
  160. П., Чухно А. Нетрадиционные формы организации учебного процесса // Высшее образование в России. -1997.- № 3.-С 158.
  161. .Н. Правовая реформа и развитие высшего юридического образования в России // Государство и право. 1996. — № 7.-С.34−52. •
  162. .Т. Социальное настроение феномен современной социологической теории и практики // Социологические исследования.-1998,-№ 1.-С. 21−35.
  163. Э. В контексте социальных перемен // Высшее образование в России.- 1997. -№ 2.
  164. Федеральная программа развития системы юридического образования в России // Высшее образование в России, — 1996. -№ 1.-С.37−47.
  165. Федеральный Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании // Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. -1996.- № 10.-С. 1−59.
  166. Федеральный закон от 13 января 19 956 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании"// Собрание Законодательств РФ 1996. — № 3. — Ст. 150.
  167. З.Филиппов В. Некоторые тенденции развития классических университетов // Высшее образование в России. -1996. -№ 3.-С. 13−16.
  168. С.С. Социология: Учебник. М.: Логос, 1998, — 360с.
  169. В. Основы социологии: Учебник М.: Логос, 1997.- 304с.
  170. Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение: Учеб. пособие: (пер. с англ.) — СПб.: Питер, 1997.-608с.
  171. В.П. Функциональная неграмотность проблема развития стран // Социологические исследования. -1994.- № 3.-С.98−102.
  172. В.И. Молодежь в общественном воспроизводстве // Социологические исследования. -1998.- № 3.-С.93−106.
  173. В. Структурно-содержательные реформы и качество образования // Высшее образование в России. -1996.- № 1.-С.65−73
  174. В. А. Высшее образование: современные модели, перспективы развития / Ставропольский гос. ун-т, Акад. соц. наук.-Ставрополь: СГУ, 1996.- 76с.
  175. В. А. Высшее образование в системе культуры / Ставропольский гос. ун-т, Акад. соц. наук.- Ставрополь: СГУ, 1996. 68с.
  176. Н., Дарчия Д., Медухо О. Нерешенные проблемы гуманитаризации высшего образования // Высшее образование в России.-1997. -№>2.-С. 79−81.
  177. В.Н. Социологические опыты (Методол. вопросы социальных исследований).- М.: Мысль, 1970.-288с.
  178. Е. Опыт историко-социологического анализа мотивации студентов // Высшее образование в России.- 1997.- № 2.
  179. А.Г. Преподаватель московского вуза.- М., 1996.
  180. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования.-1997,-№ 9.-С. 41−55.
  181. A.B., Зотов A.A. Исследование ситуации профессионального самоопределения студентов // Социологические исследования, — 1997, — № 3.-С. 84−92.
  182. С. Инновации и задачи подготовки инженера // Aima mater. — 1993. -№ 3.- С. 21−23.
Заполнить форму текущей работой