Идеи и образы лирики И. Сельвинского
Приверженность Сельвинского к теме искусства, в частности — поэзии, характерная черта не только его лирики. Она соотносима с идейным содержанием, эмоциональным строем эпоса и драмы поэта. Герои Сельвинского-эпика и драматурга — это люди столь же напряженного, неустанного, порой драматичного поиска в осмыслении содержания своей деятельности. Они проявляют себя максималистски, в метаниях… Читать ещё >
Содержание
- I. UI ABA I. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ СЕЛБВИНСКОГО-ЛИРИКА
- I. От ранних стихов к «Рекордам»
- 2. Переломный характер исканий Сельвинского-лирика в
- 30-е годы
- 3. Значение теш войны и мира для становления лирического героя (в поэзии Сельвинского 40-х-60-х годов).¦
- Краткие
- выводы
- ГЛАВА II. ЛИРИКА И. СЕЛЬВИНСКОГО КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СИСТЕМА
- I. Лейтмотивы лирики Сельвинского, специфика ее образного строя
- 2. Основные закономерности осмысления действительности Сельвинским-лириком
- Краткие
- выводы
Идеи и образы лирики И. Сельвинского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Обоснование темы. Для современного марксистско-ленинского литературоведения не перестает быть насущно необходимым изучение многообразия, идейно-художественного богатства советской литературы, которое свидетельствует о широких возможностях ее художественного метода — социалистического реализма" В этом отношении показательным является то, что в последние два десятилетия наука о литературе все более и более пристально исследует как общие вопросы истории советской литературы и ее отдельных видов — прозы, поэзии, драматургии, так и творчество наиболее ярких ее представителей, в художественной практике которых отразились закономерности литературного процесса, это относится, если брать историю советской поэзии, к В. В. Маяковскому, Н. Асееву, Н. Тихонову, А. Твардовскому и многим другим художникам слова. В полной мере на углубленное изучение может претендовать и И. Сельвинский, чья творческая деятельность была органично сопряжена с рядом ведущих тенденций исторического развития русской советской поэзии в 20-е-60-е годы, чьи идейно-художественные искания свидетельствовали о неоднозначности поступательного движения советской литературы. Поэтическое наследие И. Сельвинского велико и поднимает существенные проблемы современности, истории, человека и его предназначения на земле.
И.Сельвинский, по преобладающему признанию критиков и литературоведов, является прежде всего эпическим и драматическим, поэтом. Действительно, в жанрах эпической, лиро-эпической и драматической поэзии художник достиг знаменательных успехов. Не менее интересной и показательной является его лирика, запечатлевшая яркость таланта, сложность творческих исканий и внутренний мир личности, преломивший значительнейшие события отечественной: истории XX века.
В литературоведении и критике неоднократно указывалось на недостаточную изученность поэзии й.Селъвинского. Не объясненной до конца остается, например, природа противоречивости его творчества.
Целый ряд произведений лирики Й. Селъвинского, созданных в 20−30-е годы, был опубликован лишь после Великой Отечественной войны. Особенно значимы среди них стихи середины 30-х годов, написанные под впечатлением поездки за рубеж. Они — заметный этап в творческой эволюции поэта, ибо свидетельствуют об обострившемся внимании художника к социальным проблемам. В его поле зрения, оказываются экономические контрасты, жизни буржуазной Европы, стремительная милитаризация Германии. Поэт говорит об ответственности рядового европейца за процесс фашизации. 0 нарастающей военной опасности. Сельвинский в середине 30-х годов пишет сурово и мужественно. Однако оценки его лирики, сложившиеся в предвоенное десятилетие, данные без учета этих произведений и содержавшие, упрек по поводу недостаточно глубокого внимания поэта к социальным проблемам, оказались очень устойчивы. Более того, они наложили отпечаток на отношение к последующему творчеству Сельвинского-лирика.
Стихи о капиталистической Европе кануна второй мировой войны, патриотическая лирика Сельвинского военных лет и антимилитаристский пафос многих послевоенных произведений приобретают все более современное звучание. Сложная творческая биография художника, свидетельствующая о напряженности его поисков, подчеркивает особую значимость найденного им. .
Единственная монография о Сельвинском — работа О. Резника «Жизнь в поэзии» (1967)-лереиздана дважды. Это свидетельствует о возрастающем интересе к наследию художника. Вышедшая в 1982 году книга воспоминаний о поэте собрала воедино многочисленные свидетельства соратников и учеников о том, как немаловажен творческий опыт И.Сельвинского. Лирика как никакой другой род литературы приближает нас к внутреннему миру поэта. Из всего сказанного следует, что выбор лирики И. Сельвинского в качестве предмета диссертационного исследования является вполне обоснованным, .
Актуальность исследования" Сегодняшнее напряженное состояние мира обусловило усилившееся внимание к вопросам идеологической работы, что нашло отражение в ряде партийных документов последнего времени. В этих условиях с особой остротой встала задача вовлечения в духовный актив нашей жизни максимума средств нравственного, политического воспитания. В свете таких требований современности немалое значение имеет пристальный взгляд в художественное наследие недавнего прошлого, запечатлевшего утверждение и расцвет социализма. «Идет борьба за умы и сердца миллиардов-людей на планете, — было сказано на июньском /1983 года/ Пленуме ЦК КПСС. — И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы» /1.2.5,с. 7. /. Действительность ставит перед необходимостью взять в художественном опыте на вооружение все талантливое и убедительное своей впечатляющей наступательностью.
ИЛ.Сельвинский — художник яркого поэтического темперамента. Немалую часть его творческой судьбы составила деятельность в качестве преподавателя литературного института, о чем с благодарностью свидетельствуют Р. Гамзатов, С.Наровчатов. За Великую Отечественную пройдя, путь от интенданта П. ранга до батальонного политрука и потом — подполковника, ИЛ. Сельвинский с гордостью вспоминал о том, что с началом войны весь его поэтический семинар добровольно ушел на фронт. Среди этих его студентов были П. Коган, М. Кульчицкий, Б. Слуцкий, С.Наровчатов. Высокий идейный потенциал обусловил непреходшций интерес к судьбам и стихам этих поэтов.
На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось: «Огромна тяга советских людей к искусству.» /1.2.3,с.223/. «Советская классика в литературе и искусстве, — пишет тов. В. В. Щербицкий в работе „Требовательность и ответственность“ , — отличается тем, что она создала образ положительного героя, который всей своей жизнью практически утверждает передовые коммунистические принципы и идеалы, дает. ответы на вопросы времени: как жить, за что бороться, в чем смысл жизни строителя нового общества. На каждом новом этапе коммунистического строительства эти вопросы обретают свою специфику, свои особенности» /2.1.50, с.316/. На апрельском (1984) Пленуме ЦК КПСС с новой остротой была поставлена проблема воспитания и образования, подчеркнута необходимость формировать «марксистско-ленинскую убежденность, способность к самостоятельному, творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности за судьбы социалистической родины. И, конечно, прививать, стойкий иммунитет к чуждым нам взглядам и нравам» /1.2.7, с.18/. Этим требованиям современности отвечают идеалы, утверждаемые в лучших произведениях лирики И.Сельвинекого.
Специальным объектом исследования она еще не быласуществующие точки зрения на лирическое наследие Сельвинского противоречивы.
О.Резник, размышляя об оценках творчества этого художника литературными критиками, говорит, что свойственное им «зачеркивание» «доброй половины» созданного поэтом «означает уход от решения самой трудной задачи, от раскрытия подлинной сложности его творчества» /2.1.147, с.4/. Обратиться к изучению лирики представляется актуальным еще и потому, что это та область, в которой авторские идейная, эстетическая позиции находят наиболее непосредственное выражение. При этом она дает материал для сопоставления многочисленных факторов творчества, ибо каждое лирическое произведение есть законченное целое, в котором, в большей или меньшей степени, реализовались творческие принципы поэта".
Победы, достигнутые И. Сельвинским на его нелегком пути, М. Храпченко назвал достижениями «блистательного труда», результаты «которого принадлежат как настоящему, так и будущему» /2,3,6, л. З/,.
Сельвинским активно разрабатывались темы, значение которых является непреходящим и в последние десятилетия становится все ощутимее — это темы войны и мира, судьбы планеты и человечества, взаимосвязи «человек и природа» .
Методологической основой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, касающиеся принципов анализа духовной деятельности человека, исторического и историко-культурного процесса, и прежде всего таких проблем, как художественное освоение мира, роль искусства в общественной жизни, диалектическое единство содержания и формы,.
В наибольшей степени руководством служили письма К. Маркса и Ф. Энгельса к Ф. Лассалю, «Немецкая идеология» К. Маркса и Ф, Энгельса, «К критике политической экономии» К. Маркса, положения работы Ф. Энегельса «Диалектика природы», «Искусство и общественная жизнь» Г. В. Плеханова.
При осмыслении творчества отдельного писателя с точки зрения реализации в нем принципов художественного метода определяющее значение имеет ленинская концепция единично-индивидуального и общего, согласно которой общее «существует лишь в отдельном, через отдельное», а «отдельное не существует иначе, как в той связи, которая ведет к общему» /1Л.4, с.318/. Для раскрытия характерных особенностей художествённого освоения мира первостепенную роль играет проблема взаимосвязи объекта и субъекта в процессе постижения человеком действительности, нашедшая глубочайшее обоснование в ленинской теории отражения.
В оценке исканий Сельвинского и их результатов имело значение соотнесение творчества этого писателя с резолюцией ЦК ЙСП/б/ от 18 июня 1925 года «О политике партии в области художественной литературы», с постановлением ЦК ВКП/б/ от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» .
Координирующими ракурс исследования, расстановку акцентов на тех или иных моментах творчества И. Сельвинского явились партийные документы последних лет, отразившие в себе наиболее острые требования современности: «Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года «О дальнейшем улучшении идеологической лолитико-восли-тательной работы», материалы ХХУ1 съезда КПСС, Постановления июньского /1983 года/ и апрельского /1984 года/ Пленумов ЦК КПСС.
В методологическом отношении одним из исходных стало положение М. Б. Храяченко о том, что «мировоззрение писателя вовсе не ограничивается его взглядами, выраженными в прямой публицистической форме. Оно заключено в его художественных произведениях. И так как образное мышление у писателя преобладает, то именно художественное творчество с наибольшей полнотой и раскрывает идейные, эстетические позиции писателя, его мировоззрение» /2.1.189,с.II/.
Соответственно опыту изучения поэзии Б. О. Корманом, Л. Я. Гинзбург, Б. П. Гончаровым и рядом других ученых, понятие «лирический герой» принято в качестве ключевого для выявления своеобразия того, как происходит объективация авторского сознания в лирике художника.
Целью исследования является обнаружение типологических признаков и индивидуального своеобразия лирики Сельвинскогохарактеристика направленности его творческих исканий в области лирики, ее художественной проблематики и поэтики.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
— охарактеризовать этапы становления и развития творчества И. Сельвинского — лирика;
— определить основные закономерности творчества й. Сельвинского, обусловливающие диалектическое единство его лирики.
Новизна работы состоит в том, что лирика Сельвинского рассмотрена с позиций постижения природы ее противоречивости. Осуществлен поиск внутренних закономерностей художественного мира Сельвинского на материале его лирики. Впервые в значительном объеме обследован и систематизирован метрический репертуар лирической поэзии этого художника.
Предметом критических оценок она являлась в наибольшей степени в 20-е и 30-е годы, период сложный исканиями поэта, формирования его мировоззрения, стиля. Но это все были лишь рецензии, нередко дискуссионного характера. Со второй половины 50-х годов вновь заметно оживление интереса к творчеству И.Сельвинского. Содержанием значительной части статей этого периода является попытка дать обобщенную характеристику творчества поэта, определить его место в литературном процессе. В 1967 году вышло первое издание книги 0. Резника «Жизнь в поэзии», содержанием которой стали и биография художника, и анализ его многостороннего творчества, а также размышления об оценках поэзии Сельвинского критикой предшествовавших лет. В начале 70-х годов было защищено несколько диссертаций на соискание ученой степени кандидата филологических наук о творчестве И.Сельвинского. Материалом для трех /М.Г.Ваня-шовой, Г. М. Павловой, И.С.Гринберг/ послужили драматические произведения, в четвертой /В.В.Захарова/ исследуются преломление твор
1 п ческих исканий поэта в его лирике и эпосе. Большую часть наследия И. Сельвинского составляют эпос и драматургия, поэтому диссертанты чаще всего касались именно этих аспектов его художественной деятельности. Несомненную ценность представляет собой и лирика поэта, остро переживавшего события своей эпохи, стремившегося к активному участию в становлении и развитии советской литературы.
Апробация диссертации осуществлялась в виде докладов, сообщений на межвузовских научных конференциях.
1. Сельвинский и Маяковский. — Маяковский и проблемы советской поэзии. — Фрунзе, Киргизский государственный ордена Трудового Красного Знамени университет им. 50-летия СССР- 1972.
2. Метрический репертуар лирики И.Сельвинского. — Проблемы изучения и преподавания советской литературы. — Челябинск, Челябинский государственный педагогический институт, 1975.
3. Художественные функции элементов фольклора в поэме И. Сельвинского «Улялаевщина». — Проблемы изучения и преподавания советской поэзии. — Москва, Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина, 1979.
4. Некоторые особенности переводов И. Сельвинского с таджикского и казахского. — Актуальные проблемы сравнительного стиховедения. — Фрунзе, Киргизский государственный университет им.5о-ле-тия СССР, 1980.
Кроме того, научьевских чтениях в Магнитогорском государственном педагогическом институте в 1980 году и на семи научно-теоретических конференциях преподавателей Челябинского государственного института культуры и Челябинского государственного университета автором диссертации сделан ряд докладов, которые также раскрывали аспекты диссертационного исследования и получили положительную оценку. Содержание диссертации нашло отражение в четырех публикациях ее автора. о/.
Анализ произведений Сельвинского включен в курс лекций по истории русской советской литературы, спецкурс по современной советской литературе о Великой Отечественной войне. В процессе научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов осуществлялось руководство по следующим проблемам: «Военная лирика И. Сельвинского — как средство патриотического воспитания», «Сельвинский и поэты военного поколения. /Коган, Кульчицкий, Наровчатов, Слуцкий и. другие/» ," Публицистическая лирика И. Сельвинского 50−60 годов" ," И. Л. Сельвинский о труде художника" .
Объем и структура диссертации. Диссертация, состоит из .двух глав: «Творческая эволюция Сельвинского-лирика» ," Лирика И. Сельвинского как художественная система" .
В I главе исследования, состоящей из трех параграфов, предметом анализа является процесс поисков и обретений Сельвинского-лирика от гимназического периода до поры творческой зрелости. Наибольшее место отводится исканиям поэта в 20-е и 30-е года, а также — решению темы войны и мира в лирике 40−60 годов.
В .двух параграфах II главы исследуются внутренние закономерности лирики Сельвинского, которые обусловили ее диалектическое единство.
Основной текст диссертации изложен на 174 страницах.
ШАВА I. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ СШШНСКОГО — ЛИРИКА.
Литературная судьба Ильи Львовича Сельвинского начиналась накануне революции. Впоследствии он писал: «Октябрьская революция дала мне все, о чем может мечтать поэт: биографию, мировоззрение, тематику, язык, факты.» /2.3.3, л.29/.
Наряду с такими поэтами, как В. Маяковский, Н. Тихонов, В. Ин-бер, Э. Багрицкий, В. Лутовской, он уже в самом начале творческого пути оказался перед необходимостью осознать величайшее событие в истории страны и человечества. Конец XIX и начало XX веков — были насыщены напряженными поисками в области философии, политической практики, искусства. Противоречивый общественный, в том числе и литературный, опыт предшествующей эпохи и сравнительно малый личный опыт, мелкобуржуазное происхождение определили сложное начало для целого ряда писательских судеб. Одни из представителей зарождавшейся советской литературы вошли в ее передовую когорту быстрее, например, В. Маяковский, Н.Тихонов. Для других /Э.Багрицкого, В. Инбер/ этот процесс оказался более продолжительным" Судьба И. Сельвинского характеризуется тем, что в 1917 году встав под знамя революции, в прямом смысле, и как начинающий поэт, он на протяжении двух десятилетий, вплоть до Великой Отечественной войны, все еще оставался объектом критики по поводу недостаточно верного и глубокого постижения действительности.
С 1926 года, после выхода в свет первого сборника /" Рекорды" /, стихотворные произведения этого автора, не считая переводов, издавались около полусотни раз. Сельвинский активно выступает в печати как литературовед и критик. В наибольшей степени предметом изучения творчество художника было в 20-е и 30-е годы, период, очень насыщенный напряженными исканиями. Исследования 20-х-30-х годов, касавшиеся поэзии Сельвинского, шли, за редким исключением, в плане рецензий, на отдельные произведения или сборники, часто имели дискуссионный характер.
Оживившийся со второй половины 50-х годов интерес к творчеству И. Сельвинского выразился в осуществлении попыток дать обобщенную характеристику творчеству поэта, определить его место в литературном процессе. Наиболее основательны работы А. Селива-новского, В.Огнева. В 1967 году вышло первое большое исследование, содержанием которого стала биография художника в комплексе с анализом его поэзии, прозы, теории стиха и отражением их в литературной критике предшествующих лет. Это книга О. Резника «Жизнь в поэзии» .
В настоящее время есть возможность сравнить оценки многих произведений Сельвинского, данные в разных ракурсах: с позиций того времени, когда стихотворения создавались и являлись начальными этапами писательской судьбы, и с точки зрения исследователя 50−70-х годов, имевшего возможность увидеть ранние произведения в контексте творчества зрелого поэта. В совокупности с проекцией стихов Сельвинского на сегодняшнюю жизнь это дает материал для размышлений над процессом взаимодействия литературы, критики и действительности.
Содержанием лирики является социальное сознание писателя, мир его идей и чувств. Лирика, таким образом, дает возможность наиболее открытого и непосредственного выражения авторской личности. Объективация авторского сознания в лирической поэзиипроцесс сложный, обладает индивидуальной неповторимостью. Условием индивидуального своеобразия является не только то, что объективируется отношение к миру конкретной творческой личности, но и то, что процесс объективации осуществляется самой этой личностью, то есть процесс этот субъективен. Исследователи лирики оперируют такими категориями, как «авторское «я», «лирический герой», «лирическое «я», «автор», «образ автора», «лирический характер» и другие. Цричем все они призваны обозначить близость, но не абсолютную адекватность личности поэта и того образа-характера, который предстает субъектом и объектом лирических переживаний. Попытки отказаться от специального обозначения этого явления не говорят об отрицании самого явления. Так, Сквозников В. Д. достаточным считает термин «образ переживания», подчеркивая его функцию обозначать соотнесенность содержания лирического стихотворения с личностью автора. «Лирическая мысль, — пишет Сквозников В. Д., — как бы далеко она не залетала в процессе объективации обобщения, какие бы опосредованные звенья она при этом ни просила, постоянно непосредственно замыкается в какой-нибудь точке личного переживания, интимного опыта поэта /2.1.174, с.183/. Такое понятие, как «лирический герой», представляется ему посредником, отстраняющим лирическое переживание от автора произведения. При этом ученый не отрицает процесса «отчуждения» переживания, того, что, например, Фет в своих лирических произведениях уже «и не Фет», что духовный облик личности писателя может быть воплощен лишь отдельными его сторонами. Именно эта не абсолютная полнота и избирательность воплощения духовной жизни художника в его лирике и создает образ личности близкой поэту, свойственной только его произведениям, но не идентичной самому художнику. Перед нами Фет «и не Фет», перед нами лирический герой Фета. Введенный в литературоведческий обиход в 20-е-30-е годы, термин «лирический герой» живет несмотря на то, что его много лет оспаривают или предлагают заменить.
Обращает на себя внимание то, что авторы ряда монографий, посвященных лирике конкретного поэта, оказываются не в состоянии ограничиться одним обозначением формы осуществления. авторского сознания в лирике. Даже если предпочтение отдается одному термину, исследователь неизбежно оказывается перед необходимостью • учесть, констатировать различные варианты явлений, обозначаемых этим термином. Характер терминологии в исследовании творчества того или иного поэта определяется и свойствами самой исследуемой лщ) ики. Так, Б. О. Корман для изучения поэзии Некрасова, которой свойственны сюжетность, ловествовательность, употребляет термины: «лирический герой», «герой „ролевого“ стихотворения», «герой-рассказчик». А в исследованиях лирики Маяковского чаще оперируют каким-либо одним термином, преимущественно «лирическое я» или «лирический герой» .
Б.П.Гончаров в недавно вышедшей работе «Поэтика Маяковского» так определяет функции понятия «лирический герой»: оно «дает возможность ввести проблему типизации в изучейие лирики», а также «является тем экстрастиховым фактором /т.е. явлением, находящимся за пределами речи и определяющим ее особенности/, который позволяет вскрыть опосредованные связи между содержанием и формой стиха, рассмотреть стих как содержательную форму, направленную на воплощение переживаний.» /2.1.42, с. Ю-П/. Убедительно и плодотворно то постоянство, с которым исследователь через всю свою книгу о поэте ведет. анализ лирического героя. Типизирующее значение этого термина Б. П. Гончаров видит в том, что он позволяет обозначить «личность поэтическую в отличие от «личности биографической» и тем самым давать возможность, обобщений. Именно к термину «лирический герой» обращается и 1.Я.Гинзбург, когда выявляет типологические особенности русской поэзии,. анализируя различные этапы ее исторического развития /2.1.39/.
Представляется, что «лирический герой» более других вышеназванных терминов способен осуществлять целостное и емкое обозначение, взаимодействия субъективного и объективного в лирике. «Авторское «я», «автор» акцентируют родство проявлений личности поэтической и биографической, тогда как эти проявления могут быть значительно отдалены друг от друга /например, в стихотворениях М. Исаковского «Первое письмо», «Юбка», в которых от первого лица передаются переживания молодой колхозницы/. «Лирический характер» означает прежде всего линию поведения, а «лирическое «я» — чувствование и осмысление. «Лирический герой» включает в себя и то и другое, предполагает их взаимообусловленность и взаимодействиеон теснее соприкасается с понятием «художественный метод» поскольку акцентирует внимание на многостороннем проявлении личности. Такое обозначение дает возможность выявить специфику героя, характеризующего возможности того или иного художественного метода на материале лирики.
В качестве производных понятия «лирический герой», помогающих уточнить свойства лирики отдельного поэта, очевидно, могут быть употребимы «автор», «образ-персонаж» и другие из вышеперечисленных.
Для выявления творческой индивидуальности художника существенно проследить строй его мыслей и чувств, находивших выражение в стихах в процессе становления жизненной и писательской концепции. Представляется целесообразным наблюдение над лирическим героем, то есть над внутренним обликом личности, предстающей через содержание того или иного стихотворения, а также через содержание группы произведений, объединенных тематически или хронологически. Поскольку предмет искусства не только человек в отношении к миру, но и мир в восприятии человека, немаловажным является исследование .того, какие реалии вводит художник в поле зрения и в поле деятельности своего лирического героя, то есть проследить своеобразие и функции предметной детали. В ходе этих наблюдений проявятся изменения, происходившие с поэтической речью, ее изобразительными и выразительными особенностями, с ее ритмическим строем, в том числе — со стихом. Лирика Сельвинского дает материал для наблюдения над функциями традиционных жанров поэзии: сонета, баллады, песни.
Периодизация творчества намечена таким образом, чтобы подчеркнуть в первую очередь факты и условия преодоления поэтом обстоятельств, встававших на пути его эволюции.
Прослеживается путь от юношеских стихов, воссоздающих мировосприятие гимназиста, стоящего на пороге жизни, к произведениям, в которых Сельвинский стремился проявить себя в качестве поэта-мастера с четкой творческой программой. Затем предметом исследования становится период переоценки программы, ибо она не выдержала проверки жизнью. Это время исканий, осуществлявшихся по разным направлениям и с разным результатом. Предметом анализа становятся также наиболее значительные проявления творческой зрелости поэта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Пафос поиска в лирике И. Сельвинского — яркое выражение активной жизненной позиции, проявление одного из самых ярких характерных свойств литературы социалистического реализма. Специфика проявления этого свойства в стихах Сельвинского состоит в том, что большое место принадлежит в них теме искусства, поэтического творчества прежде всего. Часто именно в русле этой темы он осмысливает взаимосвязь судеб отдельного человека и народа, историю культуры, нравственный потенциал личности, суть гражданского долга.
Эта особенность придает лирике Сельвинского некоторую литературную замкнутость. Но она же образует органическое единство с педагогической деятельностью поэта в литературном институте, что позволяет говорить о внутрилитературной педагогической значимости его лирики. В творчестве Р. Гамзатова, С. Наровчатова, Д. Самойлова, проходивших школу поэтического труда в семинаре И. Сельвинского, проблемы мастерства, долга и права поэта занимают заметное место, решаются с большой гражданской ответственностью.
Приверженность Сельвинского к теме искусства, в частности — поэзии, характерная черта не только его лирики. Она соотносима с идейным содержанием, эмоциональным строем эпоса и драмы поэта. Герои Сельвинского-эпика и драматурга — это люди столь же напряженного, неустанного, порой драматичного поиска в осмыслении содержания своей деятельности. Они проявляют себя максималистски, в метаниях и крайностях, подобно лирическому герою стихотворений Сельвинского. Таковы, например, Полуяров из «Цушторга», Иван Грозный в трилогии «Россия», Норден в фи-лософско-публицистической драме «Читая Фауста». Эрудиция в вопросах искусства — черта, свойственная многим действующим лицам пьес и поэм. Литературные дискуссии разворачиваются на страницах «Записок поэта». В «Большом Кирилле» рядом с революционером Чоховым — его дочь и соратник по борьбе Зоя, студентка-филолог, размышляющая над тем, как в пушкинском «Медном всаднике» решается проблема деяний великой личности и судьбы маленького человека. Бабек Сельвинского — не только могучий воин, мудрый правитель, но и создатель песен, зовущих к борьбе за свободу. Таким образом, одной из специфических своих особенностей лирика Сельвинского близка его эпосу и драме, что подчеркивает характерность этого свойства для творческой индивидуальности поэта.
Проблема взаимосвязи народа и поэта, народа и личности тоже общая для лирики, эпоса и драмы Сельвинского. Она получает, как и у других художников социалистического реализма, марксистское решение. Индивидуальной особенностью в осмыслении этой проблемы Сельвинским является то, что ему довелось идти к марксистскому осознанию социальных закономерностей путем преодоления индивидуалистических представлений, заблуждений, проявившихся в его позиции лидера литературного конструктивизма. В ходе активного социального опыта Сельвинский и его соратники (В.Инбер, В. Луговской, Е. Габрилович, К. Зелинский) преодолевают заблуждения, школа же мастерства и жажда служения эпохе сыграли в их судьбах положительную роль. Острота внимания Сельвинского к творческой лаборатории остается индивидуальной чертой его поэзии. Исследование взаимодействия его теоретических изысканий и художественной практики может представлять интерес с точки зрения изучения той линии в русской поэзии, которая идет от Ломоносова, Тредиаковского к Брюсову, Маяковскому, Асееву, продолжена Наровчатовым, Самойловым.
Яркая черта творчества Сельвинского — максимализм. Он проявляется в стремлении сказать о самом главном, вечном, имеющем непреходящее значение, охватить явления действительности как можно более широко, строя свой образ на сопоставлении контрастных, крайних явлений. Злободневных подробностей жизни не так много в лирике Сельвинского, но картина мира, создаваемая им, не распадается на несовместимые явления. Ее контрасты и противоположности — это полюсы, между которыми действует постоянное напряжение: отталкивание, но и притяжение. В том, как Сельвин-ский решает вечные темы, ярко и своеобразно отразилась современность.
Пробуждение в И. Сельвинском поэта совпало с грандиозной ломкой, с революционным утверждением новой социально-экономической формации.
Мир до сих пор расколот надвое. Нарастает напряженность между нежелающим сдавать свои позиции капитализмом и социализмом, жизнеутверждающие идеалы которого обретают все большее значение для человечества.
В этой обстановке максималистски утверждаемое чувство ответственности за судьбу земного шара, осознание изначального, биологического, материального родства всего, что есть на земле, вера в высокую гуманистическую миссию духовной культуры, особенно той, что создана в условиях социализма, дает право и обязывает к рассмотрению поэзии Сельвинского как большой нравственной ценности.
Интенсивность субъективного начала, экспрессия образности, проявившиеся в его лирике, дают основание характеризовать Сельвинского как художника, представляющего романтический тип творчества в литературе социалистического реализма.