Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

История создания и деятельность рабочих факультетов в вузах Центрального Черноземья: 1919-1930 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучение материалов в государственных архивах (ГА) Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской и Липецкой областей, где представлены фонды вузов и рабфаков, позволило проанализировать положение в дневных и вечерних рабфаках, постановления, приказы, отчеты педсоветов и деканатов. Из этой группы источников отобраны наиболее характерные документы, касающиеся учебно-педагогической и воспитательной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Организация и создание материальной базы рабочих факультетов
    • 1. Организация и становление рабфаков
    • 2. Типы рабфаков и отделений
    • 3. Создание материальной базы рабочих факультетов
  • Глава II. Учебная и внеучебная деятельность рабфаков
    • 1. Организация приема и меры по соблюдению социально-классового состава учащихся
    • 2. Методическое обеспечение деятельности рабфаков
    • 3. Внеучебная работа на рабфаках

История создания и деятельность рабочих факультетов в вузах Центрального Черноземья: 1919-1930 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблемы и сложности, с которыми сталкивается общество в процессе своего развития, всегда способствуют росту интереса к его прошлому, переоценке событий далеких лет. В новом осмыслении прошлого общество пытается найти решение проблем сегодняшнего дня, особенно вопросов, связанных с духовной жизнью народа, развитием культуры и образования.

При современной политической и экономической ситуации в России существует большая группа молодежи, которая объективно отстает в уровне учебной подготовки от большинства выпускников средней школы. Такое отставание объясняется, например, слабой материальной базой сельской, особенно малочисленной, школы, политическими потрясениями и экономическими неурядицами. Пополняет эту группу значительно сократившаяся, но продолжающаяся миграция русскоязычного населения из стран ближнего зарубежья.

Катастрофическая демографическая ситуация в России, усугубляемая невнятной политикой государства в этом вопросе, а также наличие богатейших природных ресурсов при увеличивающемся дефиците их в большинстве регионов мира, скорее всего, приведут к легализации и резкому увеличению притока трудовых ресурсов в Россию из-за границы.

Перед частью молодежи из числа новых переселенцев, прежде всего, ставших гражданами России, а также их детей встанет вопрос о получении высшего образования на новой родине. Кроме того, всегда будут существовать молодые люди, поработавшие после окончания средней школы в промышленности и сельском хозяйстве, отслужившие в армии, да и в силу семейных обстоятельств не поступившие в вузы сразу после школы, но, тем не менее, желающие продолжить свое образование в высших учебных заведениях.

Кроме того, существуют планы у руководства российского государства, впервые представленные президентом В. В. Путиным 27 сентября 2005 года в телемосте «Страна-президент», согласно которым начиная с 2008 года солдаты, отслужившие 12 обязательных месяцев и после этого оставшиеся на три года на добровольной, оплачиваемой службе в вооруженных силах по контракту, после завершения своей краткосрочной военной карьеры имеют право на льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Им будет предоставлена возможность в течение одного года обучаться на подготовительных к вузам курсах с сохранением на это время зарплаты солдата-контрактника.

Наличие вышеперечисленных групп молодежи требует организации для них дополнительных учебных занятий, призванных скорректировать отставание в уровне знаний от абитуриентов из числа выпускников средней школы. Поэтому можно утверждать, что опыт рабфаков ЦЧО 20-х годов XX века по подготовке молодых рабочих и крестьян к учебе в высших учебных заведениях достоин изучения.

Степень изученности темы. Историография по проблеме обширна и разнообразна. Первые публикации о рабочих факультетах стали появляться с момента их основания, однако вопрос о деятельности рабфаков по подготовке кадров для народного хозяйства в 1920;е годы еще не стал предметом специального исследования. В этот период освещение данной темы не выходит за рамки отдельных статей видных деятелей Наркомпроса и Коммунистической партии: Н. К. Крупской, A.B. Луначарского, М. Н. Покровского, A.C. Бубнова и других. Они рассматривали роль рабфаков в деле подготовки кадров народной интеллигенции, отдельные проблемы рабочих факультетов. В эти годы публикуются юбилейные сборники документов и статей вузов и рабочих факультетов1. В них, наряду со статистическими материалами и воспоминаниями, содержатся статьи, в которых впервые делается попытка подвести итоги работы одного из рабочих факультетов или дать оценку их деятельности в целом.

С середины 30-х и до середины 50-х годов XX века деятельность рабочих факультетов не исследовалась. Первые обобщающие работы по истории рабфа.

1 Крупская Н. К. К вопросу о политехнизации рабфаков // Педагогические сочинения: В 10 т. — Т.4. -М., 1959; Луначарский A.B. К 10-летнему юбилею рабфаков // 10 лет строительства рабфаков. — М., 1929; Покровский М. Н. Ленин и высшая школа. — М., 1924 и др. ков в СССР появляются в середине 1950;х годов. Это, прежде всего, статья A.B. Красниковой, посвященная 35-й годовщине декрета «О рабочих факультетах"2. В статье оценивается роль В. И. Ленина, давшего направление развитию рабочих факультетов в подписанном им декрете СНК от 17 сентября 1920 года. В статье сделана попытка выделить этапы жизнедеятельности рабочих факультетов. Говоря о роли рабфаков, автор оценивает их как одно из решающих средств в борьбе коммунистической партии и Советского правительства за создание новой советской интеллигенции.

В эти же годы появляются статьи, кандидатские диссертации, в которых исследуется работа отдельных рабочих факультетов, рассматриваются некоторые проблемы из жизни рабфаков или подводится итог их деятельности за определённый период. Так, в кандидатской диссертации Т. М. Ярошевской анализируется одна из сторон деятельности рабочих факультетов страны — организация педагогического процесса. Автор выделяет три периода в развитии учебно-воспитательной работы: 1919;1925 годы, 1925;1930 годы, 1930;1940 годы. В основу такой периодизации Т. М. Ярошевской положено различение форм и методов преподавания.

В эти же годы начинают появляться работы обобщающего характера, отражающие историю культурного строительства в СССР. Определённое место в них уделяется рабфакам. Это, прежде всего, исследования М. И. Кима, Г. Г. Карпова, Е. В. Чуткерашвили, Ш. Х. Чанбарисова и других4.

2 Красникова A.B. Из истории строительства советской высшей школы // Вестник высшей школы. -1955.-№ 12.-С. 56−60.

3 Ярошевская Т. М. Организация педагогического процесса на рабочих факультетах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1958.-С. 3, 15.

4 Карпов Г. Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. — М., 1954; Он же. Партия и культурная революция в СССР. — М., 1967; Он же. Ленин о культурной революции. — Л., 1970; Ким М. П. Коммунистическая партия — организатор культурной революции в СССР. — М., 1955; Культурная революция в СССР 1917;1965 гг. — М., 1967; Советская интеллигенция (История формирования и роста 1917;1965 гг.). — М., 1968; Высшая школа за 50 лет. — М., 1967; Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. — М., 1961; КПСС во главе культурной революции СССР. — М., 1972; Чанбарисов Ш. К. Формирование советской университетской системы. — Уфа, 1973; Лутченко А. И. Создание инженерно-технических кадров в годы построения социализма в СССР 1926;1958 гг. -Минск, 1973; Советская интеллигенция. Краткий очерк истории (1917;1973 гг.). — М., 1971.

Особого внимания заслуживают две монографии Н.М. Катунцевой5. На основе большого архивного материала, статистических данных, других многочисленных источников автор показывает роль рабфаков в подготовке рабоче-крестьянской интеллигенции, прослеживает историю их развития, анализирует деятельность подготовительных отделений при вузах в 1970;е годы.

Большой интерес представляет обстоятельный труд В.В. Украинцева6, в котором значительное внимание уделено рабочим факультетам как одному из направлений деятельности по пролетаризации высшей школы в Советском государстве. В этот период появляются диссертации, посвященные рабочим факультетам, расположенным в различных регионах Советского Союза7.

Отдельным рабочим факультетам посвящены статьи в юбилейных сборо никах некоторых высших учебных заведений. В них содержится обширный материал о роли рабфаков и их выпускников в учебно-воспитательной и общественно-политической работе вузов.

История становления и деятельность некоторых рабочих факультетов РСФСР в первые годы их существования отражены в ряде статей, помещённых в различных книгах и журналах9.

Таким образом, анализ литературы по избранной теме свидетельствует о том, что, несмотря на определенное внимание к некоторым сторонам деятельности рабфаков ЦЧО в 20-е годы XX века в литературе, обобщающие труды о.

5 Катунцева Н. М. Роль рабочих факультетов в формировании интеллигенции СССР. — М., 1966; Она же. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. — М., 1977.

6 Украинцев В. В. КПСС — организатор революционного преобразования высшей школы. — М., 1963.-С. 69.

7 Титова Н. К. Деятельность КП (б)У по созданию и развитию рабочих факультетов на Украине: Авто-реф. дисс.. канд. ист. наук. — Харьков, 1976; Чудаев М. Ф. Организация и деятельность рабочих факультетов БССР: Автореф. дисс. канд. ист. наук. — Минск, 1980.

8 См.: Из истории Московского университета 1917;1941 гг. — М., 1955; Московский университет за 50 лет Советской власти. -М., 1967; Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. 50 лет института. — М., 1957; История Ленинградского университета. Очерки. — Л., 1969 и др.

9 См.: Бессонова В. И. Создание и развитие рабочих факультетов в 1919;1927 гг. // Из истории Великой Октябрьской социалистической революции. — М., 1957. — С. 148−178- Димов П. Г. Пролетаризация советской высшей школы (К истории рабочего факультета Иркутского государственного университета). — Иркутск, 1965; Шилов Л. А. Вовлечение рабочих и крестьян в университет // Вестник Ленинградского университета. Серия: История, язык, литература. — Вып. 1. — 1969. — № 2. — С. 36−44- Игумнова З. П. Из истории создания рабфака им. М. Н. Покровского // Вестник Московского университета. Серия: История. — 1970. — № 3. — С. 55−56 и др. создании рабочих факультетов, организации учебно-воспитательного процесса в них, роли рабфаков в подготовке новой советской интеллигенции в российской исторической науке отсутствуют.

Цель исследования состоит в том, чтобы с учетом современного уровня изучения проблемы исследовать и проанализировать роль и значение рабочих факультетов в Центральном Черноземье в деле подготовки кадров для народного хозяйства с момента их возникновения до 1930 года (до начала коренной их реорганизации).

В соответствии с поставленной целью определялись следующие задачи:

— раскрыть особенности и значение подготовки специалистов и формирования интеллигенции в ЦЧО;

— охарактеризовать практические меры партийных, государственных и профсоюзных органов областей ЦЧО по становлению и деятельности рабфаков, показать их роль в создании учебно-методической базы рабфаков;

— исследовать источники пополнения контингента рабфаков и, учитывая постоянный рост требований при поступлении, определить роль рабфаков в изменении социального состава студентов Черноземья и формировании новой советской интеллигенции;

— проанализировать состояние учебно-педагогического процесса на рабфаках;

— выявить основные формы и методы работы партийных и общественных организаций в идеологической и культурно-просветительной деятельности.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1919 по 1930 годы, который характеризуется зарождением и становлением системы рабочих факультетов. В рамках данного периода представляется возможным проследить основные формы и методы деятельности рабочих факультетов, участие в этом партийных и государственных органов. Кроме того, годы существования рабфаков (1919;1941) условно можно разделить на два периода: 1919;1930 годы и 1930;1941 годы. Границей двух периодов можно назвать 1930 год — время реорганизации рабфаков, когда начинается практическое выполнение решений ноябрьского (1929 года) Пленума ЦК ВКП (б), где в принятом постановлении.

О кадрах народного хозяйства" четко прослеживается линия на резкое увеличение сети рабочих факультетов и контингента обучающихся в соответствии с пятилетним планом комплектования втузов10.

Географические границы предлагаемого исследования охватывают территорию Центрально-Черноземной области, в которую входили Воронежская, Курская, Тамбовская, Орловская губернии, составляющие современный Центрально-Черноземный район. Эти территориальные образования обладают как географической близостью, так и общностью природных и экономических условий, примерно идентичным национальным составом, объединены общим историческим развитием.

Методологическая основа диссертации. В ходе исследования был использован принцип историзма, основанный на изучении фактов и событий в их становлении и развитии в связи с порождающими их условиями, принцип объективизма, утверждающий, что истинность научного познания не зависит от классовой оценки происходящих событий, а также традиционно исторические методы исследования, базирующиеся на разработанной в отечественной науке теории культуры.

Источниковую базу исследования составляют разнообразные печатные и неопубликованные источники, которые условно можно разделить на четыре группы.

Первую группу источников представляют материалы центральных и областных архивов. К центральным относятся Центральный государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), архив Минпроса РСФСР.

В ряде фондов (Всесоюзный Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР (ф. 8060), Всесоюзный Комитет по делам высшей школы при Совнаркоме СССР (ф. 8080), Центральное бюро пролетарского студенчества (ф. 5574)), в фондах ЦГА РФ (Наркомпрос РСФСР (ф. 2306) и Главный комитет профессионально-технического образования (ф. 1565)) нами получены.

10 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. — 9-е изд. — М., 1984. -Т. 5.-С. 24. важные статистические сведения и сводки о количестве учащихся и преподавателей, данные о классовом и партийном составе слушателей.

Изучение материалов в государственных архивах (ГА) Воронежской, Тамбовской, Курской, Орловской и Липецкой областей, где представлены фонды вузов и рабфаков, позволило проанализировать положение в дневных и вечерних рабфаках, постановления, приказы, отчеты педсоветов и деканатов. Из этой группы источников отобраны наиболее характерные документы, касающиеся учебно-педагогической и воспитательной работы. Следует отметить, что эти источники наиболее полно освещают деятельность ректоратов, деканатов и всех общественных организаций вузов и рабфаков. Среди документов особую ценность представляют сводки, обзоры, докладные записки, справки, составленные для Наркомпроса, в которых содержатся предложения и рекомендации по улучшению учебно-воспитательной работы, даются обобщающие сведения о деятельности рабфаков. Большим фактическим и статистическим материалом насыщены отчеты о работе за месяц, полугодие, год.

Ко второй группе источников относятся официальные документы, резолюции и постановления съездов и конференций ВКП (б), декреты и постановления Правительства о народном образовании.

Третью группу представляют собой материалы статистики, опубликованные в справочниках, сборниках, ежегодниках11 и т. д., Статистические материалы позволили всесторонне проанализировать основные вопросы развития как народного хозяйства, так и образования, и в частности, подготовку рабоче-крестьянской молодежи в вузы.

К четвертой группе относятся материалы периодической печати. Из центральных журналов и газет: «Знамя рабфаковца», «Вестник рабочих факультетов», «Рабфаковец», «Красная молодежь», «Известия» — взят материал, раскрывающий формы подготовки рабоче-крестьянской молодежи в вузы, условия и.

11 Культурное строительство СССР: Стат. сб. — М., 1940; Народное образование, наука и культура в СССР: Стат. сб. — М., 1977 и др. практическую повседневную работу ректоратов, деканатов, партийных, комсомольских и профсоюзных организаций рабфаков и вузов. В губернских газетах, и особенно в юбилейных выпусках, размещаются статистические данные за определённый период, публикуются сведения о судьбах и достижениях наиболее выдающихся рабфаковцев, практикуется печать воспоминаний непосредственных участников этой грандиозной реформы высшей школы.

Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней анализируется и обобщается деятельность рабфаков в условиях конкретного региона. Автор делает попытку рассмотреть в комплексе деятельность рабфаков по подготовке кадров для народного хозяйства, проанализировать достижения и недостатки в трудной работе по подготовке взрослых, часто малограмотных людей, к поступлению в высшие учебные заведения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе над историей народного образования, а также в лекционной и краеведческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Строительство социализма в многонациональной бывшей Российской империи выдвинуло задачу создания новой советской интеллигенции, вышедшей из рабочего класса и трудового крестьянства. В решении этой задачи большую роль сыграли рабочие факультеты. Они явились одним из основных средств, при помощи которых была осуществлена пролетаризация высшей школы. Преимущество рабфаков по сравнению со всеми другими учебными заведениями и секрет их успеха в том, что они находились в подавляющем большинстве непосредственно при вузах и беспрепятственно пользовались их лабораториями, кабинетами и оборудованием. На рабфаках, находящихся при высших учебных заведениях, проводили занятия ведущие ученые и наиболее квалифицированные преподаватели.

Рабфаки, действующие в ЦЧО, охватывали практически все районы. Это имело важное значение для приближения высшего образования к рабочим и трудящимся крестьянам, так как они получали широкую возможность готовиться к обучению в вузах. Учащиеся рабфаков обладали значительным жизненным опытом и трудолюбием, что способствовало их большой самостоятельности в учебе, а также активному участию в общественной жизни. Подготовка рабочей и крестьянской молодежи для обучения в высшей школе составляла основную, но не единственную задачу рабочих факультетов. Они помогли коммунистической партии и советскому государству революционизировать высшую школу, решить задачу изменения социальной структуры студенчества и преподавателей вузов, а также пополнения кадровой интеллигенции из рабочих и крестьян. Большинство рабфаков, возникнув при высших учебных заведениях и являясь их составной частью, не замкнулись в узко-цеховых рамках подготовительных к вузам отделений. На рабочих факультетах смело экспериментировали, вводили преподавание новых предметов, старались, чтобы учебные планы и программы отвечали особенностям пролетарского состава слушателей. Будучи выходцами в основном из среды рабочих и крестьян, рабфаковцы всегда поддерживали тесную связь с производством, этому способствовала и вся организация учебного процесса. Являясь органической частью вузов, рабочие факультеты обслуживались, главным образом, преподавательским составом этих учебных заведений. Это, с одной стороны, ставило обучение на рабочих факультетах на уровень высшей школы, а с другой — невольно заставляло преподавателей изменять во многом устаревшие методы преподавания в вузах, облегчая тем самым переход из рабочих в основные факультеты высших учебных заведений.

Отсутствие систематизированных фактических данных не позволяет представить детальную картину распределения выпускников рабфаков ЦЧО по вузам, но имеющийся материал по распределению закончивших Воронежский рабфак в 1923, 1925, 1926 годах позволяет проследить общие тенденции, характерные для всех рабфаков региона.

Распределение выпускников рабочих факультетов происходило соответственно запросам высших учебных заведений: учитывалась важность профиля вузов для нужд народного хозяйства.

В начале 20-х годов XX века рабфаковцы поступали в основном в местные и столичные вузы (Москва, Ленинград). С 1925/26 учебного года наблюдается расширение географии распределения. Рабфаковцы разъезжаются по всей стране. В то же время сохраняется приоритет за вузами местными, столичными и расположенными в центральном регионе. Данные особенности в распределении объясняются как повышенным авторитетом столичных высших учебных заведений, так и стремлением части выпускников рабфаков продолжить образование на родине.

В 1928 году вышла инструкция Главпрофобра, которая ориентировала рабфаковцев поступать только в местные вузы.

На протяжении всего изучаемого периода выпускники-рабфаковцы стремились учиться в основном в технических или сельскохозяйственных вузах. Это объясняется тем, что большинство рабфаковцев, определённое время отработавших в промышленности и сельском хозяйстве, стремилось вернуться в привычную жизненную среду. Остальная часть слушателей, закончивших рабфаки, распределялась в медицинские, педагогические и другие высшие учебные заведения.

На отдельных рабфаках нежелание выпускников данных учебных заведений поступать в гуманитарные вузы приводило к столкновениям с местными властями.

В 1930 году на Елецком рабфаке произошёл конфликт между выпускниками, которые требовали распределения в технические вузы, и председателем Елецкой городской РКИ, который требовал поступления только в педагогический вуз. 15 рабфаковцев подали жалобу в Центральное Бюро Пролетстуда, по ходатайству которого законные требования рабфаковцев в итоге были удовле.

280 творены .

Следует отметить и то, что не все слушатели, закончившие рабфаки, отправлялись в вузы. Например, 8 человек из числа закончивших Воронежский рабфак в 1924 и 1925 годах не поступили в вузы по причине их отзыва губко-мом ВКП (б) на партийную работу281.

Кроме того, согласно положению о выпуске оканчивающих рабфаки весной 1924 года, утверждённому коллегией Главпрофобра, студенты, слабоуспевающие и признанные по своему общему развитию непригодными для учёбы в высшей школе, выпускались с рабфака без права поступления в вузы, но с правом поступления в техникумы, о чём выдавалось соответствующее удостоверение282.

На Елецком рабфаке в 1925 году из 159 выпускников 4 человека были на.

ЛОЛ правлены на дальнейшую учебу в техникумы .

Среди всех студентов, принятых в высшие учебные заведения, рабфаковцы составляли весьма значительное количество, особенно в технических и сельскохозяйственных вузах.

Не менее важная задача рабочих факультетов — коренное перерождение высшей школы — вытекала из того положения, что рабфаки по отношению к самой высшей школе являлись силой внешней, вышедшей из революционного переворота, всегда рассматривались партийным и государственным руководством страны как главное орудие реформирования высшей школы с новаторскими методами преподавания и новой пролетарской аудиторией.

Рабочие факультеты, органически врастая в старую высшую школу, вовлекая в этот процесс роста все научные силы вузов и используя их в своих целях, слились в единое целое с высшими учебными заведениями, изменив весь их уклад и характер.

Рабфаки в значительной мере способствовали тому, что встречные коренные реформы в самой высшей школе увенчались успехом.

Исследование деятельности рабочих факультетов в ЦЧО, их роль в подготовке контингентов для вузов позволяет сделать следующие выводы:

— руководящая и решающая роль в подготовке интеллигенции области принадлежала ВКП (б);

— рабочие факультеты сыграли важную роль в изменении социального состава студенчества области;

— рабфаки накопили большой опыт по организации учебного процесса, методической работы, учета успеваемости, контроля за самостоятельной работой слушателей;

— новые формы и методы занятий, практикуемые на рабфаках, получили развитие в последующий период. Они прочно вошли в жизнь советской, а затем и российской высшей и средней школы. Это — семинары, экскурсии, производственная практика, связь учебного процесса с производством и т. д.;

— деканаты и общественные организации рабфаков поддерживали тесную связь с производственными коллективами промышленных предприятий, сельскими советами, воинскими частями, которая выражалась в шефских контактах рабфаковцев, военно-патриотической и культурно-массовой работе.

Заслуживает внимания создание национальных рабфаков и отделений в районах смешанного проживания русского и украинского населения. Это особенно важно в настоящее время, когда национальные противоречия приобретают крайне острые формы, вплоть до вооруженного противостояния. Следует обратить внимание на чисто технические детали организационного характера: подбор преподавателей и студентов, методика изучения украинского языка людьми, в значительной степени утратившими литературный язык своих предков, взаимодействие национальных отделений в России с вузами Украины в плане обмена преподавателями, методическими пособиями и т. д.

В конце 60-х годов XX века вновь вернулись к идее рабфаков, когда постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 августа 1969 года были открыты подготовительные отделения для «повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодежи и создания ей необходимых условий для поступления в высшие учебные заведения"284.

Подготовительные отделения обеспечивали поступление в вузы юношей и девушек, работающих непосредственно на производстве.

Изучение деятельности рабочих факультетов в ЦЧО в 1920;е годы позволяет дать ряд рекомендаций по практическому использованию результатов исследования, которые будут содействовать выполнению задач, стоящих перед средней специальной и высшей школой. В учебном процессе вузов и техникумов на современном этапе возможно использовать опыт организации тематических и предметных экскурсий, проводимых на рабочих факультетах. Целесооб.

284 Народное образование СССР. — 1969. -№ 6. — С. 440. разно практиковать в вузах, техникумах на подготовительных отделениях систематическое обсуждение результатов зачетных и экзаменационных сессий на совместных собраниях студентов и преподавателей групп и курсов. Думается, что совместное обсуждение результатов экзаменационных сессий всеми студентами групп и преподавателями, ведущими занятия в этих группах, дадут положительный эффект в учебном процессе.

Может заинтересовать преподавателей вузов и техникумов опыт рабфаков по постановке внеаудиторной работы и, прежде всего, в организации предметных кружков. Заслуживает внимание деятельность научно-методических советов рабочих факультетов по обобщению и внедрению передового опыта в учебно-воспитательном процессе, пропаганде достижений педагогики и методики высшей школы.

Возможно использование в учебно-воспитательной работе высшей школы результатов конкретных социологических исследований, в том числе сравнительного анализа качества учебы и общественной активности студентов, имеющих производственный стаж.

Важное значение имеет накопленный рабфаками опыт создания органов самоуправления, развития внутривузовской демократии, особенно в первой половине 20-х годов XX века.

Материалы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих трудов по освещению истории высшего образования в России, в лекционной и методической работе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Источники Неопубликованные
  2. Архив Министерства просвещения РСФСР. Ф. Главпрофобра, д. 66.
  3. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 298 (Государ-(ственный ученый совет (ГУС) Наркомата просвещения РСФСР), on. 1, д. 1.
  4. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 5574 (Центральное бюро пролетарского студенчества), on. 1, д. 22- оп. 8, д. 40- д. 46- оп. 2, д. 6- оп. 3, д. 42.
  5. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 2306 (Наркомат просвещения РСФСР (Наркомпрос РСФСР)), оп. 9, д. 2.
  6. Государственный архив Курской области. Ф. 309 (Курский губернский отдел народного образования), оп. 3, д. 403- д. 462- оп. 5, д. 188.
  7. Государственный архив Липецкой области. Ф. 687 (ЕлецкийVуездный отдел народного образования), on. 1, д. 238- д. 248.
  8. Государственный архив Орловской области. Ф. 487 (Рабочий факультет Орловского государственного университета (рабфак)), оп. 1−3- д. 8- д. 12- д. 23- д. 83- д. 89- д. 98.
  9. Великая Октябрьская Социалистическая революция и становление советской культуры, 1917−1927. М., 1985. — 526 с.
  10. Вестник рабочих факультетов. 1922. — № 2−6. — С. 82, 83, 87, 98,112, 119, 121,122.
  11. Вестник рабочих факультетов. 1922. -№ 3. — С. 15.
  12. Во главе культурного строительства (ноябрь 1917 июнь 1941 гг.). — М., 1983.-464 с.
  13. Воспоминания преподавателей и учащихся первых уральских рабфаков / Под ред. В. Адамова и др. Свердловск, 1963. — 62 с.
  14. Высшая школа за 50 лет. М., 1967. — 272 с.
  15. Высшая школа и научно-педагогические кадры Сибири, 19 171 941. Новосибирск, 1980. — 368 с.
  16. Голос студента. Самара: Изд-во студкома Самарского рабфака, 1922. — 14 с.
  17. Деятельность коммунистической партии Азербайджана по дальнейшему развитию культуры Советского Азербайджана (1971−1980). -Баку, 1985.- 142 е.
  18. Директивы ВКП (б) по вопросам просвещения. С. 160
  19. Достижения Советской власти за сорок лет в цифрах: Стат. сб. -М., 1958.-280 с.
  20. Еженедельник Наркомпроса РСФСР. 1927. — № 4. — С. 18−19.
  21. Закавказский институт инженеров путей сообщения. Железнодорожный рабфак на 1931/32 г. Тифлис, 1932.
  22. Знамя рабфаковца. 1922. -№ 1. — С. 2, 3, 46, 47.
  23. Знамя рабфаковца. 1923. -№ 8/9. — С. 21, 28.
  24. Из истории выполнения второй программы партии в области культурного строительства: Сб. М., 1968. — 216 с.
  25. Из истории Московского университета 1917−1941 гг.: Юбилейный сборник к 200-летию МГУ. М., 1955. — 285 с.
  26. Из истории партийно-государственного руководства культурным строительством в СССР. М., 1983. — 221 с.
  27. Из истории советской интеллигенции: Сб. ст. М., 1966. — 223 с.
  28. Из истории строительства высшей школы СССР. (Материалы и документы) // Вестн. высш. шк. 1957. — № 11.
  29. Из истории формирования социалистической интеллигенции: Сб. науч. работ. Л., 1972. — 240 с.
  30. Известие ВЦИК. 1919. — 12 февраля.
  31. Изменение социальной структуры народов СССР. М., 1982.128 с.
  32. Изменение социальной структуры советского общества: октябрь 1917−1920 гг. М.: Мысль, 1966. — 63 с.
  33. Интеллигенция и революция. XX век / Отв. ред. К. В. Гусев. М.: Наука, 1985.-335 с.
  34. Интеллигенция и социалистическая культурная революция: Сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 1975. — 168 с.
  35. История культурного строительства в Таджикистане, 1917−1977. -Душанбе, 1979.-283 с.
  36. История культуры Советского Туркменистана, 1917−1970. Ашхабад, 1975.-466 с.
  37. Казанский университет. На путях к высшей школе. Восемь лет работы 1919−1927 гг. Казань, 1927. — 176 с.
  38. Казанский университет. Рабочий факультет. Из истории рабфака Казанского университета /. Гос. музей ТАССР. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1976.- 131 с.
  39. Коммуна. 1929. — 24 марта.
  40. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. — М., 1984. — Т. 3. — С. 79−88, 270−271.
  41. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. — М., 1984. — Т. 5. — С. 24.
  42. Красная молодежь. 1924. — № 4. — С. 86.
  43. Красная молодежь. 1925. -№ 1. — С. 97.
  44. Красная молодежь. 1925. — № 8. — С. 12-
  45. Красное студенчество. 1927. — № 3. — С. 31.
  46. Красное студенчество. 1929−30. -№ 21. — С. 15.
  47. Красный студент: Сборник рабочего факультета при Белорусском государственном университете. Минск, 1922. — 59 с.
  48. Культурная жизнь в СССР, 1917−1927. -М., 1975. 768 с.
  49. Культурное строительство в Бурятской АССР (1917−1981). -Улан-Удэ, 1983.-567 с.
  50. Культурное строительство в Воронежской губернии (19 181 928 гг.). Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1965.-372 с.
  51. Культурное строительство в РСФСР, 1917−1927. М., 1983. -Т. 1.-Ч. 1.-462 с.
  52. Культурное строительство в РСФСР, 1917−1927. М., 1984. -Т. 1.-Ч. 2.-364 с.
  53. Культурное строительство в РСФСР, 1917−1927. М., 1985. -Т. 2.-Ч. 1.-398 с.
  54. Культурное строительство в РСФСР, 1917−1927. М., 1986. -Т. 2.-Ч. 2.-382 с.
  55. Культурное строительство в Тамбовской губернии (1918−1928 гг.). Воронеж: Центрально-Черноземное книжное изд-во, 1983. — 206 с.
  56. Культурное строительство на Дону (1920−1941 гг.). Ростов-на-Дону, 1981.-303 с.
  57. Материалы по реорганизации вузов, втузов, техникумов и рабфаков: Сборник постановлений и распоряжений ЦИК и СНК СССР. М., 1930.-С. 4.
  58. На пороге вуза. 1925−1928 гг. Кострома, 1928. — 28 с.
  59. На путях к высшей школе. Восемь лет работы 1919−1927. К годовщине Октябрьской революции. Казань, 1927. — 176 с.
  60. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов. 1917−1973 гг. С. 414.
  61. Народное образование СССР. 1969. — № 6. — С. 440.
  62. Народное просвещение. 1927. — № 6. — С. 11.
  63. Октябрь и наука. М., 1977. — 659 с.
  64. Очерки истории партийного руководства культурным строительством в СССР (1921 1925 гг.). — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. — 176 с.
  65. Партийные организации Урала во главе культурной революции (1917−1941 г).-Пермь, 1985.-140 с.
  66. Пермский рабочий факультет за 10 лет (1919−1929 гг.). -Пермь, 1929. 163 с.
  67. Пермский рабочий факультет. На путях к вузу. Итоги работы Пермского рабфака за три года 1925−1928 гг. Пермь, 1928. — 50 с.
  68. Пермский рабфак: Сб. Пермь, 1975. — 279 с. 75. Правда. 1924. — 24 июня.
  69. Пролетаризация высшей школы // Революция и культура — 1929.-№ 4.
  70. Пять лет работы рабфака при Тверском педагогическом институте // Известия Тверского пединститута. Вып. 3. — Тверь, 1927. — 26 с.
  71. Пять лет рабочего факультета Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 1927.
  72. Рабочие факультеты и профессиональное образование Сибирского края.-М., 1928.
  73. Рабочий факультет Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 7. — Казань, 1926. — С. 28.
  74. Рабочий факультет Ленинградского электротехнического института имени В.И. Ульянова-Ленина. 1921−1931 гг.-Л., 1932.-32 с.
  75. Рабфак на новых путях. Итоговый сборник. Л., 1925.
  76. Рабфаки на Урале и как в них поступить? Свердловск, 1930.18 с.
  77. Развитие социалистической культуры в союзных республиках: Сб.статей. М., 1962. — 612 с.
  78. Роль рабочего класса в развитии советской культуры: Сб. статей. -М., 1976.-303 с.
  79. Смоленский государственный университет. Рабочий факультет. — Смоленск, 1922.
  80. Советская интеллигенция (История формирования и роста. 19 171 965 гг.) / Под ред. М. П. Кима. М., 1968. — 432 с.
  81. Советская интеллигенция: Крат, очерк истории, 1917−1975. М., 1977. — 318 с.
  82. Советская культура: История и современность. М., 1983. — 431 с.
  83. Советский Союз в 20-е годы («круглый стол») // Вопросы истории.-1988.-№ 9.-С. 3−58.
  84. Социальное развитие советской интеллигенции. М.: Наука, 1986.-335 с.
  85. Справочник для поступающих на рабфак Казанского государственного университета. Казань, 1927. — 63 с.
  86. Становление и развитие социалистической культуры 1917−1939: Лекции по курсу. Л., 1984. — 72 с.
  87. Страницы истории высшей школы Чувашии: Учеб. пособие / Сост. Ю. П. Смирнов. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 1992. — 400 с.
  88. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1918. — № 72. — Ст. 780.
  89. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1919. — № 45. — Ст. 443.
  90. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1920. -№ 80. — Ст. 381.
  91. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1920. — № 82. — Ст. 396.
  92. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1921. -№ 80. — Ст. 695.
  93. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1924. — № 57. — Ст. 567.
  94. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1924. — № 84. — Ст. 857.
  95. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1928. — № 7. — Ст. 68.
  96. Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР. 1929. — № 84. — Ст. 827.
  97. Тамбовская правда. 1923. — 15 мая.
  98. Торжество ленинских идей пролетарского интернационализма: на материалах республик Средней Азии и Казахстана, 1917−1972. М., 1974. — 530 с.
  99. Уральский политехнический институт имени с.М. Кирова. Исторический очерк. 1920−1970 гг. Свердловск, 1970. — 403 с.
  100. Четыре года работы Томского рабфака: Сборник к 5-летию. -Омск, 1924.-66 с.
  101. Школа и учительство Сибири, 20-е начало 30-х годов: Материалы по истории культуры и интеллигенции Советской Сибири. — Новосибирск, 1978. — 190 с.
  102. Юбилейный сборник Костромского государственного рабочего факультета (1919−1924 гг.). Кострома, 1924. — 56 с. 1. Исследования
  103. М.С. Коммунистическая партия организатор культурно-просветительной работы в СССР (1917−1933 гг.) / М. С. Андреева. — М., 1963.-99 с.
  104. И.А. Партийное руководство начальным этапом культурной революции в Якутской АССР (1920−1927 гг) / И. А. Аргунов. Якутия, 1970.- 17 с.
  105. А.И. В.И. Ленин и культурная революция / А. И. Арнольдов. М., 1969. — 22 с.
  106. А.И. Социализм и культурная революция (Некоторые философские проблемы культурной революции) / А. И. Арнольдов. М., 1967.-32 с.
  107. А.И. Великий Октябрь и становление советской культуры в Карелии, 1918−1927 / А. И. Афанасьева. Петрозаводск, 1983. — 240 с.
  108. Л.Г. Рабфаки и пролетарская интеллигенция (Из истории формирования технической интеллигенции Западной Сибири в 1920— 1930 гг.) Л. Г. Баландина // Из истории советской интеллигенции. Новосибирск: Наука, 1974.-С. 107−115.
  109. М.С. Становление советской системы организации науки, 1917−1922 / М. С. Бастракова. М., 1973. — 294 с.
  110. Я.Н. Культурная революция в Коми АССР / Я. Н. Безносиков. М., 1968. — 294 с.
  111. А.Е. Кадры специалистов в СССР: их формирование и рост / А. Е. Бейлин. М., 1935. — 420 с.
  112. М.М. Партийное руководство культурным строительством в Карачаево-Черкесске, 1920−1967. Черкесск, 1969. — 192 с.
  113. М.М. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа, 1917−1941 / М. М. Бекижев. Черкесск, 1978. — 285 с.
  114. И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР: Ист.-стат. очерки / И. М. Богданов. М., 1964. — 195 с.
  115. .В. Кузница первых отрядов советской интеллигенции: (О создании рабфака при Казанском университете. 1921 г.) / Б. В. Болгарский // Математика в школе. 1977. — № 4. — С. 5−7.
  116. Ю.С. Производственные кадры деревни, 1917−1941 гг. Цивилизованные хозяйственники или «винтики» государственной машины? / Ю. С. Борисов. М., 1991. — 227 с.
  117. Е.М. Из истории борьбы Коммунистической партии за вузовскую интеллигенцию в 1917—1922 гг.. / Е. М. Брусникин // Вопросы истории КПСС. 1972. — № 8. — С. 81−93.
  118. К. Детище М. Н. Покровского (К XV-летию рабфаков) / К Былинский // Фронт науки и техники. 1934. — № 4.
  119. А.К. Октябрь, культура, интеллигенция / А. К. Валиев. -Ташкент, 1977.-198 с.
  120. А.К. Формирование и развитие советской национальной интеллигенции в Средней Азии / А. К. Валиев. Ташкент, 1966. — 159 с.
  121. B.C. Коммунистическая партия и техническая интеллигенция в период строительства социализма в СССР (1928−1937 гг.) / B.C. Волков.-Л., 1975.- 168 с!
  122. С.А. В.И. Ленин о культурной революции / С. А. Галин. — М., 1980.-96 с.
  123. С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти 1917−1925 / С. А. Галин. Москва: Высшая школа, 1990. — 142 с.
  124. М.Е. КПСС и формирование технической интеллигенции на Урале, 1926−1937 / М. Е. Главацкий. Свердловск, 1974. — 215 с.
  125. В.В. В.И. Ленин и Пролетариат / В.В. Горбунов. М., 1974.-239 с.
  126. В.В. Ленин и социалистическая культура: Ленинская концепция формирования соц. культуры / В. В. Горбунов. М., 1972. — 340 с.
  127. А.К. Формирование и развитие технической интеллигенции Армении, 1920−1965 / А. К. Григорьянц. Ереван, 1966.
  128. С. Таджикская советская интеллигенция: История формирования и роста за годы Советской власти / С. Гулямов. Душанбе, 1974. -174 с. 29. ДанияровС.С. Становление киргизской советской культуры (1917−1924 гг.)/ С. С. Данияров. — Фрунзе, 1983.-201 с.
  129. П.Г. Пролетаризация советской высшей школы. (К истории рабочего факультета Иркутского гос. ун-та) / П. Г. Димов. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1965. — 67 с.
  130. Т. Формирование и развитие туркменской советской интеллигенции, 1917−1958 / Т. Дурдыев. Ашхабад, 1972. — 285 с.
  131. В.П. Высшая школа страны социализма / В. П. Елютин. -М., 1959.-159 с.
  132. В. Путь в студенчество / В. Емельянов // Студенты 20-х годов // Новый мир. 1972. — № 9. — С. 210−235.
  133. В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР / В. Т. Ермаков. -М., 1968. 152 с.
  134. С.З. Развитие культуры в БССР за годы советской власти / С. З. Ешин. Минск, 1970. — 256 с.
  135. Зак JI.M. История изучения советской культуры / JI.M. Зак. -М., 1981.-176 с.
  136. Зак JI.M. Проблемы формирования советской интеллигенции в современной историографии / JI.M. Зак // История СССР. 1968. — № 2. — С. 12.
  137. Ф.Н. Коммунистическая партия организатор создания научной и производственно-технической интеллигенции СССР / Ф. Н. Заузолков. -М., 1973.- 127 с.
  138. JI.B. Формирование советской научной интеллигенции (1917−1927 гг.) / Л. В. Иванова / Отв. ред. М. П. Ким. М.: Наука, 1980. — 392 с.
  139. B.C. Формирование советской интеллигенции в Мордовии, 1917−1941 / B.C. Ивашкин.-М., 1966.-22 с.
  140. З.П. Из истории создания рабфака имени М.Н. Покровского / З. П. Игумнова // Вестник Московского ун-та. 1970. — № 3. — С. 55−56.
  141. Г. И. Культурное строительство в Петрограде, октябрь 1917−1920 / Г. И. Ильина. Л., 1982. — 240 с.
  142. Н.Ш. В.И. Ленин и становление социалистической культуры в Узбекистане, 1917−1925 / Н. Ш. Иноятов. Ташкент, 1969. — 71 с.
  143. М.Т. Советская социалистическая культура. Исторический опыт и современные проблемы / М. Т. Иовчук, Л. Н. Коган. М., 1979. — 208 с.
  144. Ц.П. Культурная революция в Грузии / Ц.П. Калан-дадзе. — Тбилиси, 1963. 109 с.
  145. Е.С. Развитие сети рабочих факультетов в Нижегородском крае в годы первой пятилетки / Е. С. Калинин // Учен. зап. Горьковского ун-та. 1973. — Вып. 156. — С. 85−99.
  146. Г. Г. Ленин о культурной революции / Г. Г. Карпов. Л., 1970.-407 с.
  147. Г. Г. О советской культуре и культурной революции в СССР / Г. Г. Карпов. М., 1954. — 244 с.
  148. Г. Г. Партия и культурная революция в СССР / Г. Г. Карпов. -М, 1957.-72 с.
  149. Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян / Н. М. Катунцева. М., 1977. — 205 с.
  150. Н.М. Роль рабочих факультетов в формировании кадров народной интеллигенции в СССР / Н. М. Катунцева. М., 1966. — 192 с.
  151. .Е. Коммунистическая партия организатор культурной революции в Закавказье (1921−1937 гг). / Б. Е. Квараухелия Тбилиси, 1986.- 197 с.
  152. Ким М.П. 40 лет советской культуры / М. П. Ким. М., 1957.388 с.
  153. Ким М. П. Коммунистическая партия организатор культурной революции в СССР / М. П. Ким. — М., 1955. — 340 с.
  154. Е.А. Генезис высшего педагогического образования в России XVIII начала XX века: смена парадигм / Е. А. Князев. — М., 2001. — 239 с.
  155. В.А. Культурная революция и крестьянство, 1921−1927: По материалам губерний Европейской части РСФСР / В. А. Козлов. М., 1983.-215 с.
  156. A.B. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки (1928−1930) / A.B. Кольцов. М.-Л., 1960. — 208 с.
  157. М.К. Казанский государственный университет за сто двадцать пять лет. 1804/05−1929/30 гг. / М. К. Корбут Т. И. — Казань, 1930. — 382 с.
  158. Ф.Ф. Великая Октябрьская социалистическая революция и высшая школа (1917−1920 гг.) / Ф. Ф. Королёв // Советская педагогика. 1957. -№ 11.-С. 76−92.
  159. Ф.Ф. Из истории народного образования в Советской России (Низшие и средние профессиональные школы и высшее образование в 1917—1920 гг.) / Ф. Ф. Королёв // Изв. Акад. пед. наук РСФСР. Вып. 102. -1959.-С. 3−156.
  160. Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921−1931 гг. / Ф. Ф. Королев, Т. Д. Корнейчик, З. И. Ривкин. -М., 1961.-508 с.
  161. В.М. Пролетариат на учёбе (Агрорабфак имени Тимирязева) / В. М. Костенников М., 1931. — 48 с.
  162. Е.А. Из истории народного образования в России в 1917—1932 годах / Е. А. Котомкина. Тверь: Лилия Принт, 2002. — 244 с.
  163. A.B. Из истории строительства советской высшей школы (К 35-летию Декрета о рабочих факультетах) / A.B. Красникова // Вестник высшей школы. 1955. -№ 12. — С. 56−60
  164. М.Р. Строительство советской высшей школы в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне (1917−1941) / М. Р. Круглянский // Учён. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской. 1967. — Т. 183. -Вып. 2.-С. 375−399.
  165. М.С. Борьба партийных организаций Дальнего Востока за становление советской культуры, 1922−1927 / М. С. Кузнецов. -Томск, 1978.-284 с.
  166. Ю.С. Вовлечение интеллигенции в социалистическое строительство, 1917−1925 / Ю. С. Кузнецов. Минск, 1982. — 174 с.
  167. В.А. Революция и просвещение масс / В. А. Куманев. -М., 1973.-335 с.
  168. А.П. Высшая школа Ленинграда в первые годы Советской власти, 1917−1925 / А. П. Купайгородская. Л., 1984. — 197 с.
  169. М.К. Культура Советского Азербайджана / М.К. Кур-банов. Баку, 1959. — 138 с.
  170. И .Я. Революция и культура: Очерк истории борьбы партийных организаций Северного Кавказа за осуществление культурной революции в 1918—1932 гг. / И. Я. Куценко Краснодар, 1973. — 245 с.
  171. М.М. Культурная революция в СССР и армии / М. М. Лисенков. М., 1977. — 220 с.
  172. А.И. Высшая школа и формирование советской интеллигенции / А. И. Лутченко // Из истории отечественной высшей школы. -1969.-№ 1.-С. 81−86.
  173. А.И. Подготовка инженерно-технических кадров в годы первых пятилеток/ А. И. Лутченко //Вестн. высш. шк. — 1966. — № 10. С. 67−74.
  174. А.И. Советская интеллигенция. (Формирование кадров советской интеллигенции) / А. И. Лутченко. М., «Знание», 1962. — 32 с.
  175. И.А. Культура возрожденного народа / И. А. Маркелов. Чебоксары, 1969. — 207 с.
  176. О. О работе рабфаков Средней Азии / О. Марков // Подготовка кадров железнодорожного транспорта. 1935. — № 4−5.
  177. Ю.Г. Очерки истории культурного развития рабочих Сибири, 1920−1928 / Ю, Г. Марченко. Новосибирск, 1977. — 171 с.
  178. П.М. Культурная революция в Чувашии / П. М. Михайлов. Чебоксары, 1957. — 103 с.
  179. C.B. Деятельность КПСС по формированию советской интеллигенции в период строительства социализма / C.B. Морозова. Казань, 1974.-30 с.
  180. C.B. Роль рабфаков в завоевании высшей школы (Из истории деятельности рабфаков Татарии в 20-е годы) / C.B. Морозова // Культурная революция и духовное развитие. Свердловск, 1974. — С. 298−303.
  181. Т.А. К созданию рабочих факультетов в Азербайджане (1920−1925 гг.) / Т. А. Мусаева // Изв. АН АзССР. Сер. истории, философии и права. 1977. -№ 3.
  182. Д.И. Высшая школа на Северном Кавказе: история и современность / Д. И. Нагучев. Майкоп: Адыг. кн. изд-во, 1992. — 311 с.
  183. H.H. Реформы и контрреформы. Из истории российских университетов / H.H. Нечаев // Народное образование. 1991. -№ 3. — С. 156−162.
  184. H.A. Победа культурной революции в Советском Азербайджане / H.A. Пашаев. М., 1976. — 263 с.
  185. A.B. Преподавание физики на рабфаках (1920−1930 гг.) / A.B. Перышкин, Ш. И. Кудебаева // Физика в школе. 1977. — № 3. — С. 18−22.
  186. В.А. Участие рабочего класса в создании советской системы народного образования (1917−1920 гг.). / В. А. Разумов // Из истории советской культуры. М., 1972. — 167 с.
  187. Т.А. Культурно-просветительная работа в РСФСР, 1921−1925 / Т. А. Ремизова. M., 1962. — 256 с.
  188. И. Что такое рабфаки и для чего они нужны? / И. Ро-зенталь М., 1930. — 8 с.
  189. Я. Достижения и задачи рабочих факультетов УССР / Я. Рузина // Просвещение Донбасса. 1923. — № 10−19.
  190. Н.Л. Борьба КПСС за строительство советской высшей школы, 1921−1927 / Н. Л. Сафпазьян. М., 1977. — 158 с.
  191. А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы СССР / А. Я. Синецкий. М., 1950. — 235 с.
  192. В.Л. Культурная жизнь Сибири в первые годы новой экономической политики, 1921−1923 / В. Л. Соскин. Новосибирск, 1971. — 350 с.
  193. В.Л. Ленин. Революция. Интеллигенция / В.Л. Соскин-Новосибирск, 1973- 108 с.
  194. В.Л. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны. Конец 1917 начало 1921 /В.Л. Соскин. — Новосибирск, 1965.-281 с.
  195. В.Л. Сибирь, революция, наука / В. Л. Соскин. Новосибирск, 1989.- 173 с.
  196. З.В. Культурная жизнь Ленинграда 20-х начала 30-х годов / З. В. Степанов. — Л., 1976. — 288 с.
  197. Р.Б. Ленинские идеи культурной революции и их осуществление в Казахстане: Исторический опыт развития социалистической культуры народов, миновавших стадию капитализма / Р. Б. Сулейменов. Алма-Ата, 1972.-491 с.
  198. Ш. Ю. Советский опыт формирования и развития интеллигенции ранее отсталых народов / Ш. Ю. Тастанов. Алма-Ата, 1975. — 200 с.
  199. В.П. В.И. Ленин об интеллигенции в переходный период от капитализма к социализму / В.П. Точеная // Вестник МГУ. 1970. — № 2. -Серия «История».
  200. М.З. Октябрь и просвещение (Очерк истории просвещения в Татарии накануне Октябрьской революции и в первые годы Советской власти) / М. З. Тутаев Казань, 1970. — 444 с.
  201. В.В. КПСС организатор революционного преобразования высшей школы /В.В. Украинцев. — М., 1963. — 298 с.
  202. В.А. Формирование научной интеллигенции в СССР. 1917−1937 гг. /В.А. Ульяновская-М., 1966.-215 с.
  203. С.А. Борьба с буржуазной идеологией в условиях перехода к НЭПу / С. А. Федюкин. М., 1977. — 352 с.
  204. С.А. Великий Октябрь и интеллигенция: Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма / С. А. Федюкин. -М., 1972.-471 с.
  205. С.А. Октябрь и интеллигенция / С. А. Федюкин // История СССР. 1977. — № 5. — С. 83−84.
  206. С.А. Советская власть и буржуазные специалисты / С. А. Федюкин. М., 1965. — 255 с.
  207. Е.И. Осуществление в Белоруссии ленинских идей о всеобщей грамотности / Е. И. Фирсова. Минск, 1970. — 83 с.
  208. А.И. Культурное строительство в первые годы Советской власти (1917−1920 гг.) / А. И. Фомин Харьков, 1987. — 151 с.
  209. Фрид J1.C. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР, 1917−1929/JT.С. Фрид.-Л., 1941.- 184 с.
  210. К.Х. Формирование кадров национальной интеллигенции в автономных республиках Сибири / К. Х. Халзанов. М., 1965. — 78 с.
  211. К.С. Культурная революция в Советской Армении, 1920−1940 / К. С. Худавердян. Ереван, 1966. — 304 с.
  212. К.С. Культурные связи Советской Армении: Крат, ист. очерк / К. С. Худавердян. Ереван, 1977. — 161 с.
  213. Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии / Х. С. Черджиев. Орджоникидзе, 1958. — 91 с.
  214. Е.В. В годы строительства социализма: (О развитии высшего образования. 1921−1937 гг.) / Е. В. Чуткерашвили // Вестн. высш. шк. 1978.-№ 1.-С. 38−42.
  215. Е.В. Кадры для науки / Е. В. Чуткерашвили. -М., 1968.-357 с.
  216. Е.В. Развитие высшего образования в СССР / Е. В. Чуткерашвили. М., 1961. — 240 с.
  217. В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции, 1920−1937 / В. Г. Чуфаров. Свердловск, 1970.-378 с.
  218. Э.А. КПСС организатор культурного строительства в национальных областях Северного Кавказа (1921−1925 гг.) /Э.А. Шеуджен. -Ростов-на-Дону, 1971.-21 с.
  219. М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана, 1917−1941 / М. Р. Шукуров. Душанбе, 1970. — 494 с.
  220. Д.Ю. На культурном фронте: Из истории борьбы за ликвидацию неграмотности в СССР / Д. Ю. Элькина. М., 1959. — 143 с.
  221. А. Формирование советской интеллигенции в Дагестане, 1920−1940 / А. Эфендиев. Махачкала, 1960. — 155 с.
  222. С.Ю. Очерк истории культурно-просветительной работы в советском Киргизстане, 1918−1965 / С. Ю. Юсупов. Фрунзе, 1965. — 240 с.
Заполнить форму текущей работой