Развитие высших органов государственной власти и управления Калмыкии во второй половине XX века
В-четвертых, анализируя разработку и принятие Конституции КАССР 1978 г. можно отметить, что происходила грандиозная мистификация активного участия народа в правотворчестве путем всенародного обсуждения законопроекта. Опубликованный проект вызывал интерес, затем следовало множество поправок, дополнений, предложений. Они широко публиковались в прессе. Но для публикации отбирались лишь лояльные… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. СОЗДАНИЕ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В КАЛМЫКИИ
- 1. 1. Создание оргкомитета Калмыцкого Облисполкома
- 1. 2. Деятельность Калмыцкого областного исполкома по восстановлению органов государственной власти на местах
- 1. 3. Преобразование Калмыцкой автономной области в автономную республику
- Глава 2. ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ КАССР В КОНЦЕ 50-х — НАЧАЛЕ 80-х ГОДОВ
- 2. 1. Деятельность Верховного Совета в рассматриваемый период
- 2. 2. Деятельность органов государственного управления по развитию экономики и культуры Калмыки
- 2. 3. Разработка и принятие Конституции КАССР 1978 г. и ее основные положения
- Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЛМЫКИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 80-х -НАЧАЛЕ 90-х ГОДОВ
- 3. 1. Общественно-политическое развитие Калмыкии в условиях перестройки
- 3. 2. Реформирование высших органов государственной власти и управления Калмыкии
- 3. 3. Организация и деятельность временного парламента Республики Калмыкия (30 апреля 1993 г.)
Развитие высших органов государственной власти и управления Калмыкии во второй половине XX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Актуальность изучения проблемы восстановления и развития государственной власти Калмыкии во второй половине XX века определяется рядом факторов объективного и субъективного характера. Прежде всего, это связано со становлением и развитием новой российской государственности. С одной стороны это сильное государство, способное решать крупные гражданские и военные, внутренние и внешние проблемы, С другой стороны, оно должно быть правовым, демократическим, социально ориентированным, подконтрольным народу. В практическом плане реальным проводником обеих идей государственности являются высшие органы власти. Они должны быть эффективными, правовыми, четко организованными, прочно связывающими государство с гражданским обществом.
В условиях рыночной экономики старые методы не подходят, а новые еще не выработаны, в большинстве своем они лишь в стадии поиска и разработки. В результате этого значительно ослабла управляемость страной, резко снизилось производство жизненно важных для ее выживания промышленных и сельскохозяйственных товаров, социальных услуг. В то же время управление является основной функцией государственной власти.
В связи с этим возникает проблема активного изучения отечественного исторического опыта организации и функционирования государственной власти в интересах общества и каждого человека.
В советский период государственный аппарат представлял собой совокупность взаимодействующих органов, наделенных определенными правами, имевших свои обязанности, свою структуру и штаты, соответствующие материально-технические средства.
Ни чем от них не отличались высшие органы государственной власти Калмыкии. Переосмысливая опыт государственного управления в Калмыкии во второй половине XX века, необходимо использовать в новом государственном управлении все ценное, что в нем было.
Кроме того, тема представляет несомненный интерес, прежде всего тем, что она еще недостаточно разработана. С этой точки зрения данное диссертационное исследование представляется актуальным и является первой попыткой комплексного раскрытия этой большой, многогранной проблемы.
Степень изученности проблемы.
Литература
по истории Калмыкии советского периода весьма обширна, хотя многие вопросы национальной государственности здесь почти не затрагиваются, а в отдельных трудах содержатся лишь фрагментарные сведения. Вопросы национальной государственности Калмыкии советского периода разрабатывались и изучались, как известно, с позиции господствующей советской идеологии, что не могло не отразиться на объективности и всесторонности видения этой темы.
В 60-Х-70-Х годах внесли заметный вклад в научную разработку проблем советского государства и национальной государственности крупные коллективные работы обобщающего характера российских ученых.1.
В эти же годы активно изучались организация, функции, компетенция и структура высших органов государственной власти и управления СССР, союзных и автономных республик.2.
В работах Шевцова B.C., 3 Чехарина Е.М.4, Кузнецова К.А.5, Лепешкина А.И.6 раскрывается содержание экономического устройства СССР,.
1 История советского государства и права. В 3-х кн. М., 1968; Национальная государственность союзных республик. М., 1968; Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М, 1977; Советское государство в условиях развитого социалистического общества. М., 1978; Основной Закон нашей жизни., М., 1978; История национально-государственного строительства в СССР 1917;1978 гг. Изд. 3-е, дополненное и переработанное. В 2-х т. М., 1978 и др,.
2 Лепешкин А. И. Советы — власть народа, М., 1967; Кузнецов И. Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР. М., 1969; Муксинов И. Ш. Совет Министров союзной республики. М., 1969; Коржихина Т. П. История и современная организация государственных учреждений СССР (1917;1972 гг.). М., 1974; Чехарин Е. М. Советская политическая система в условиях развитого социализма. М., 1975; Верховный Совет СССР. М., 1975; Смирнова T.M. Государственные учреждения СССР в условиях развитого социализма. М., 1977; Куликова Г. Б. Демократические основы деятельности местных Советов в развитом социалистическом обществе. М., 1978 и др.
3 Шевцов B.C. Суверенитет советского государства. М., 1972; Он же. КПСС и государство в развитом социалистическом обществе. М., 1974; Он же. Государство развитого социализма. М., 1978; Он же. показывается руководящая роль КПСС, рассматриваются проблемы политической организации советского общества, место в ней партии и государства, особое место в разработке проблем, связанных с развитием национально-государственного строительства, занимают вопросы методологии и теории.
В коллективных работах, как «Советы за 50 лет"7- «Партия и Советы"8- «Советы народных депутатов"9 освещается история Советов от Октября 1917 года до 80-х гг. XX века, показан процесс изменения самих Советов в зависимости от поставленных перед ними задач.
Заслуживает внимания работа Пихоя Р. Г., основанная по преимуществу на архивных документах, посвященная деятельности высшего эшелона власти СССР, ходу политического процесса, механизму принятия важнейших политических решений в стране10.
Одним из ведущих специалистов в этой области является так же Коржихина Т. П11. В своих работах она рассматривала историю создания, компетенцию, организационное устройство и основные направления деятельности высших, центральных и местных государственных учреждений страны12.
Национальный суверенитет. Проблемы теории и методологии. М., 1978; Он же. Общественно-политическое устройство СССР. М., 1978.
4 Чехарин Е. М. Развитие политической системы советского общества на современном этапе. М., 1977; Он же. Советы народных депутатов — воплощение народовластия. М., 1978 э Кузнецов К. А. Ведущая сила строительства коммунизма: Деятельность КПСС по повышению социалистической активности рабочего класса в условиях развитого социализма (1966;1976 гг.). Ленинград, 1983.
6 Лепешкин А. И. Курс советского государственного права. В 2-х т. М., 1961; Он же. Советский федерализм. М., 1977.
7 Советы за 50 лет. М., 1967.
8 Партия и Советы. М., 1982.
9 Советы народных депутатов. М., 1984.
10 Пихоя Р. Г. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. М., 1997; Советский Союз: история власти. 1945;1991. Новосибирск, 2000.
11 Коржихина Т. П., Сенин А. С. История российской государственности, М, 1995.
12 Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М., 1986; Она же. История государственных учреждений СССР: Материалы к источниковедению и историографии. М., 1992; Она же. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917;декабрь 1991 гг. М., 1994.
В статье совместно с Ю. Ю. Фигатнером анализировала процесс возникновения, становления и утверждения советской номенклатуры. Так как изучение номенклатуры как механизма власти дает возможность понять природу властно-собственнических отношений в процессах функционирования советского государства. Этими вопросами занимались также и другие авторы14. О. В. Крыштаыовскаяь, Г. К, Ашин16 рассматривали процесс трансформации старой номенклатуры в новую российскую элиту.
Особое внимание в ряде работ уделялось организации государственной службы в России в контексте развития российской государственности.17.
Изучение истории создания государственных органов власти в Калмыкии начинается после восстановления калмыцкой национальной автономии.
Для работ этого периода характерно, что авторы непосредственно ссылались на документы и материалы упразднения и восстановления, в последующем развития калмыцкой национальной государственности, обращая больше внимания на эти вопросы. Между тем, важные проблемы развития национально-государственного строительства остались вне поля зрения исследователей.
Так, например, в «Очерках истории Калмыцкой организации КПСС», вышедшим в 1980 году, не в полной мере была освещена структура партийных органов, которые по существу не только руководили деятельностью советских органов государственной власти, а занимались их становлением и развитием. ь Коржихина Т. П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление, механизмы действия. // Вопросы истории. 1993. № 7. С. 25−38.
14 Восленский М. С. Номеклатура. М., 1991; Каратуев А. Г. Советская бюрократия: система политико-экономического господства и ее кризис (1919;1991). Белгород, 1993; Свириденко Ю. П., Пашин В. П. Коммунистическая номенклатура: истоки, сущность, содержание. М., 1995; Оболонский А. В. Бюрократия и государство. М., 1995; Свириденко Ю. П., Пашин В. П. Кадры коммунистической номенклатуры: методы набора и воспитания. М., 1998.
15 Крыштановская О. В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту. // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 51−64.
16 Ашин Г. К. Смена элит. // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С. 40−50.
17 Государственная служба: теория и организация. Ростов-на-Дону, 1998; Государственная служба (комплексный подход). М., 2000; Архипова Т. Г., Сенин А. С. История государственной службы в России XVII—XX вв.ека. М., 2000; Государственная служба РФ: основы управления персоналом. М., 2003; Архипова Т. Г. Государственность современной России. М., 2003.
18 Очерки истории Калмыцкой организации КПСС. Элиста, 1980.
По такой же схеме описательной истории была издана коллективная работа по истории Калмыцкой АССР19. Издание «Очерков истории Калмыцкой АССР» осуществлялась по единой для всех «Очерков» историй автономных республик программе, что придало этому труду отпечаток схематизма, так как движение научной мысли проходило под прямым воздействием правящей партии коммунистов. История калмыцкого народа оставалась зависимой от существующей тогда идеологии и политики и, несмотря на возросшее обращение к документам и архивам, подчинялась обязательным шаблонам и образцам. И хотя все два тома несут явно на себе печать «положительно воспитательной» историографии, они все же представляют определенный интерес для науки и в наши дни.
Особый интерес представляют книги Б. Б. Городовикова, относящиеся к периоду 60-х — 70-х годов, когда советская Калмыкия под его руководством добилась крутого подъема экономики и культуры республики.
С началом перестроечных изменений в СССР многие калмыцкие исследователи все чаще стали обращаться к освещению роли Б. Б. Городовикова в подъеме экономики и культуры Калмыкии в 1960;х — 1970;х годах21.
В настоящее время имеется большое число книг, статей о жизни и деятельности Б.Б.ГородовиковаВ числе новейших работ следует назвать диссертацию Чимидова З. И., посвященную анализу жизни и деятельности общественно-политического деятеля Городовикова Б. Б," на базе которой в дальнейшем была издана монография24.
19 Очерки истории Калмыцкой АССР. Эпоха социализма, М., 1970.
20 Городовиков Б. Б. Советская Калмыкия на подъеме, М&bdquo-, 1984. Он же. Орденоносная Калмыкия. Элиста, 1972. Он же. Свет над степью (Калмыцкая АССР) // В большой семье российской. М., 1977. С. 91−100. Он же. Партия организатор масс // Под ленинским знаменем. Элиста, 1977.
21 Басан Городовиков: Воспоминания, исследования, документы. Элиста, 1995; Басан Городовиков: Воспоминания, исследования, документы. Элиста, 2000.
22 Балакаев А. Г. Народный генерал. Элиста, 1995.
J Чимидов З. И. Б. Б. Городовиков — военачальник, государственный и общественно-политический деятель. Автореф. на соискание уч. Степени канд. ист. наук. Волгоград, 2003.
24 Он же. Б. Б. Городовиков — военачальник, государственный и общественно-политический деятель. Элиста, 2005.
Необходимо отметить, что большое количество публикаций о Б. Б. Городовикове вышло в периодической печати, они дополняют и подтверждают многие общеизвестные факты о деятельности Б. Б. Городовикова за период работы первым секретарём Калмыцкого обкома партии23.
В современный период к исследованию национальной истории Калмыкии обратились государственные деятели Калмыкии — Президент Республики Калмыкия К. Н. Илюмжинов, Председатель Народного Хурала (Парламента) первого созыва К. Н. Максимов. В их работах прослеживается стремление, с одной стороны выявить истоки и традиции национальной культуры, корни и преемственность в ее развитии, с другой — осмыслить историю Калмыкии как в рамках Российской Федерации, так и в более крупных геополитических образованиях26.
Монография доктора исторических наук, К. Н. Максимова «История национальной государственности Калмыкии (начало XVII в.- XX в.) является логическим продолжением его предыдущих трудов по истории становления и развития государственности Калмыкии27. Не претендуя на полноту освещения такой многоаспектной, сложной темы, охватывающей значительный исторический период (начало XVII в.- XX в.), автор поставил перед собой задачу проанализировать и обобщить процессы становления различных форм национальной государственности, показать основные этапы в связи с внутренними процессами калмыцкого общества и взаимосвязи с развитием российской государственности, федеративных отношений.
25 Убушаев В. Б. Человек, политик, руководитель // Советская Калмыкия. 1990. 15 ноябряБадмаев А.У. Б. Б. Городовиков: человек и личность // Известия Калмыкии. 1996. 10,11 январяУбушиев А. К. Имя его хранится в памяти народной // Элистинские новости. 2000. 18 мартаОглаев Ю. О. Городовиков и историческая наука в Калмыкии // Ленинский путь. 2000. № 11, 12- Манджиев Н. Ц. Помнят в Калмыкии Городовикова // Красная Звезда. 2000. 17 ноября.
26 Илюмжинов K.H., Максимов К. Н. Калмыкия на рубеже веков. М., 1997; Илюмжинов K.H., Максимов К. Н. На пути к демократии. Элиста, 1998.
27 Максимов К. Н. Развитие советской национальной государственности. Элиста, 1981; Он же. Калмыкиясубъект Российской Федерации. М., 1995; Илюмжинов K.H., Максимов К. Н. На пути к демократии. Элиста, 1998.
Авторская концепция строится на комплексном подходе: эволюция правового статуса Калмыкии в составе России показана как часть широкого и непрерывного процесса русско-калмыцких отношений на многослойном историческом фоне и в исторической ретроспективе. Картина развития калмыцкой государственности представлена в контексте социально-политического развития России, изменений в общественно-политической ситуации и учета национальных, местных и общих интересов в едином территориальном, правовом, экономическом пространстве. Такой подход помогает глубже понять и процессы, происходящие в строительстве федеративной российской государственности.
К сожалению, не все поставленные в монографии проблемы рассмотрены с одинаковой глубиной. Стремление автора избежать субъективного толкования современных процессов в государственном строительстве республики только на том основании, что он являлся активным участником преобразований в Калмыкии 90-х годов, обеднило содержание третьей главы. К. Н. Максимов, возглавлявший законодательный орган республики, детально знаком с мнениями и оценками республиканских политических деятелей, чиновников высшего ранга, экспертов и практиков государственного строительства Калмыкии и России.
Среди работ по актуальным проблемам истории национальной государственности Калмыкии книга «Высшие органы исполнительной власти Калмыкии: история и современность (1918;2000 гг.)» привлекает к себе особое внимание. Она, пожалуй, первая в отечественной научной литературе, специально и целиком посвященная образованию и развитию высших исполнительных органов государственной власти республики в новейшее время. Исследование, проведенное в рассматриваемой книге, представляется как итоговое и обобщающее, хотя не претендующее на то, чтобы закрыть эту неисчерпаемую тему.
Перед нами научное историко-политологическое исследование, базирующееся на скрупулезном анализе огромного количества фактов и документов, оснащенное подробнейшим справочно-библиографическим аппаратом. Не со всеми суждениями, акцентами и оценками автора можно согласиться. Так, в первой главе, посвященной начальному этапу новейшей истории национальной государственности необходимо было, на наш взгляд, осветить историю попыток государственного строительства в досоветский период. Но это не умаляет его актуальности, научной значимости, большого познавательного интереса.
Вопросы становления и деятельности высших органов власти рассматривались также юристами и экономистами. Так Буринова Л.Д.28 в своей книге анализировала отношения, связанные с формированием парламента Республики Калмыкия, регулированием статуса его депутатов, внутренней организации и структуры Народного Хурала, отношений с Президентом и Правительством Республики Калмыкия, органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Весьма обстоятельно рассматриваются ею нормы, регулирующие законодательный процесс и процедуры в комитетах Народного Хурала.
Кроме того, был опубликован ряд литературы, в которой в той или иной степени рассматривается деятельность государственных учреждений или характеризуется деятельность отдельных руководителей учреждений разного.
->Q ->Q 1J ранга. Это работы Катушова К.П.", Кичикова М. Л/, Бакаева П. Д, Иванова.
Я").
I' М.П. написанные в советский период.
28 Буринова Л. Д. Становление парламентаризма в Республике Калмыкия. Элиста, 2ООО.
29 Катушов К. П. Становление автономии калмыцкого народа и развитие социалистического образа жизни. // Основные этапы и закономерности развития Калмыцкой АССР в условиях социализма. Элиста, 1982.
30 Кичиков М. Л. Об особенностях проявления закономерностей переходного периода в условиях Советской Калмыкии. // Основные этапы и закономерности развития KACCP в условиях социализма. Элиста, 1982.
31 Бакаев П. Д. Некоторые особенности развития сельскохозяйственного производства Калмыцкой АССР в 1960;1970 гг. // Основные этапы и закономерности развития КАССР в условиях социализма. Элиста, 1982.
32 Иванов М. П. Борьба партийной организации Калмыкии за интенсификацию сельскохозяйственного производства (1959 г. — 1965 г.). Ставрополь, 1967. Он же. За новый подъем сельского хозяйства (из опыта работы Калмыцкой партийной организации в годы семилетки). Элиста, 1964. Он же КПСС — организатор и.
В завершение историографического анализа необходимо подчеркнуть, что деятельность органов управления по своему содержанию и характеру настолько многогранна, что требует объединения усилий историков, юристов, чтобы сделать объективные выводы для грядущих поколений.
Цель и задачи исследования
Цель настоящей диссертации — изучить процесс становления и развития высших органов государственной власти и управления Калмыкии во второй половине XX века.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи: рассмотреть процесс восстановления национальной автономии калмыцкого народапроанализировать деятельность Калмыцкого облисполкома по восстановлению органов государственного управления на местахпоказать процесс преобразования Калмыцкой автономной области в автономную республикупроанализировать деятельность высших органов государственной власти и управления Калмыкии в конце 50-х — начале 80-х годовизучить проблемы, связанные с реформированием высших органов государственной власти и управления в начале 90-х годов.
Хронологические рамки исследования охватывают 1956;1993 гг. Выбор нижней даты диссертации обусловлен началом восстановления национальной государственности калмыцкого народа, когда были приняты официальные документы высших органов государственной власти СССР и РСФСР.
Выбор верхней границы исследования объясняется началом нового исторического периода в жизни Калмыкии, когда в республике на смену коммунистическому режиму пришла форма президентского правления. В руководитель социалистического и коммунистического строительства в Советской Калмыкии // Основные этапы и закономерности развития Калмыцкой АССР в условиях социализма. Элиста, 1982 связи с этим изменились компетенции становления и развития национальной государственности в Калмыкии.
Методологической основой исследования явилось сочетание различных принципов в изучении рассматриваемой проблемы. Метод историзма является основным методом, позволяющим проследить процесс восстановления органов государственной власти и управления, их деятельность во второй половине XX века.
Системный метод позволил изучить события восстановления и деятельности органов власти как комплексный процесс, проследить все эти явления в их конкретной связи, оценить накопленные факты и явления в рамках 1956;1994 гг.
Использование сравнительно-исторического метода способствовало выявлению объективных закономерностей развития исследуемого объекта, позволило сделать определенные выводы и заключения в ходе научной работы. Сравнительно-исторический метод дал возможность выделить общее и особенное в изучении исследуемой темы, определить общую картину развития органов власти Калмыкии на протяжении длительного времени.
Источниковая база. Диссертационное исследование выполнено на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения по изучаемой теме. Весь массив источников условно можно разделить на несколько связанных между собой групп: нормативно-правовые акты, сборники документов и материалов, статистические данные, архивные документы, материалы периодической печати.
Основная группа источниковой базы представлена нормативно-правовыми актами. Хронологические рамки исследования потребовали привлечения к исследованию следующих законодательных актов: Конституции СССР, РСФСР, Калмыцкой АССР, Указы, постановления и распоряжения Президиума.
Верховных Советов СССР, РСФСР, КАССР33, постановления и распоряжения Совета Министров СССР, КАССР34.
В качестве одного из важнейших источников выступают опубликованные материалы местных органов управления в Калмыкии. Использованы так же журналы, опубликованные материалы заседаний Верховного Совета КАССР. Стенографические отчеты заседаний помогают понять весь спектр вопросов, интересующих представителей местной власти в Калмыкии, Анализ содержания этих документов проливает свет на взаимоотношения органов местной государственной власти с центральными органами РСФСР и СССР.
Основную группу источников составляют архивные документы и материалы. Диссертантом проводилась работа по выявлению и изучению материалов в Национальном архиве Республики Калмыкия (НА РК), архиве Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН (Научный архив КИГИ РАН). Большую ценность как официальные источники представляют хранящиеся в НА РК документы партийных и советских органов, стенографические и протокольные записи конференций и заседаний Калмыцкого обкома КПСС (Ф.А-1), Калмыцкого облисполкома (Ф.Р-3), в частности, протоколы заседаний Организационного Комитета по Калмыцкой автономной области, переписка оргкомитета с бюро ЦК КПСС по РСФСР, Советом Министров РСФСР и Ставропольским крайсполкомом по вопросам организации Калмыцкой автономной области, постановления и распоряжения облисполкома, протоколы сессий областного Совета депутатов трудящихся, заседаний исполкома Калмыцкой автономной области.
Следует выделить фонд Совета Министров (Ф.Р-309), в которых находятся постановления и распоряжения Совета Министров, протоколы заседаний, информации о работе министерств и ведомств КАССР, переписка с министерствами и ведомствами по вопросам развития капитального и.
33 НАРК. Ф. Р-1.
34 НАРК. Ф. Р-309. дорожного строительства, транспорта, связи, торговли, культуры, народного образования, здравоохранения и социального обеспечения. Так же следует отметить фонд Верховного Совета Калмыцкой АССР (Ф.Р-1), в которых содержится огромный массив нормативных документов, делопроизводственной документации, деловой переписки и отчетных документов, который позволяет нам составить объективное представление обо всех важнейших событиях, явлениях и процессах, связанных с деятельностью высших органов государственной власти.
Отдельную группу источников составляют материалы центральной и местной периодической печати, освещающие определенные аспекты исследуемой темы — «Известия», «Правда», «Советская Калмыкия», «Хальмг Унн», «Известия Калмыкии». Хотя пресса никогда не была свободной от политики, все же она содержит ценную информацию, которая позволила воссоздать атмосферу тоговремени, составить представление о высших органах власти.
Особую роль в источниковой базе данной работы составили статистические материалы (статистика промышленности и транспорта, сельского хозяйства, народонаселения)35, несмотря на то, что многие показатели были искажены, создавая тем самым видимость большой деятельности государственных органов, хотя статистика дает возможность выявить динамику развития общества и результаты социально-экономических процессов.
Эти источники позволили при изучении некоторых вопросов национально-государственного строительства провести сравнительный анализ, раскрыть общие закономерности, установить особенности в формировании органов.
35 КАССР за 50 лет Советской власти. Ст. сб. Элиста, 1967; Калмыцкая АССР. Административно-территориальное деление. 1918;1982гг. Справочник. Элиста, 1984. Народное хозяйство КАССР за 70 лет (1917;1987 гг.). Юб. стат. сб. Элиста, 1987. Население КАССР (по итогам Всесоюзной переписи населения 1979 г.). Элиста, 1980; Экономическое и социальное развитие Калмыцкой АССР за годы советской власти (1920;1980 гг.). Юб. стат. сб. Элиста, 1982; Народное хозяйство Калмыцкой АССР (1922;1982 гг.): К 60-летию со дня образования СССР. Элиста, 1982; Здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт в РСФСР и Калмыцкой АССР: Стат. сб. Элиста, 1988 и т. д. государственной власти Калмыкии и во взаимоотношениях их с органами власти центра.
В целом совокупность всех групп использованных источников обеспечивает базу для проведения диссертационного исследования.
Научная новизна диссертации заключается в следующем: данная проблема исследуется впервые как комплексная научная проблема на основе изучения вопросов развития и деятельности высших органов государственной власти и управления Калмыкии во второй половине XX века. Следовательно, рассматриваемая диссертация — первое полномасштабное, самостоятельное, научное исследование процесса развития калмыцкой государственности. подробно исследованы с учетом имеющихся официальных материалов и привлечением новых выявленных документов вопросы восстановления органов государственной власти Калмыкии — сначала образование Калмыцкой автономной области в составе Ставропольского края РСФСР, затем преобразование ее в автономную республику. тщательно прослеживается в диссертации многосторонний процесс организации выборов высших органов государственной власти, в областные, поселковые и сельские советы Калмыцкой автономной области. исследуется деятельность органов государственной власти в Калмыкии в советский период, обоснована концепция территориальной организации органов власти в Республике Калмыкия, основанная на принципе подчиненного существования органов местного законодательства и органов центральной власти и особенностях социально-экономической ситуации. рассматривается партийно-организационная и массово-политическая работа КПСС по повышению роли высших органов власти Калмыкии в реализации социально-экономической политики, в создании материально-технической базы республики. анализируется разработка и принятие Конституции КАССР 1978 г. В диссертации отмечается, что происходила грандиозная мистификация активного участия народа в правотворчестве путем всенародного обсуждения законопроекта. Делается вывод, что допущение всенародного обсуждения проекта Конституции Калмыцкой АССР преследовало скорее политическую, чем практическую цель. рассмотрено социально-экономическое, культурное и общественно-политическое развитие Калмыкии в условиях перестройки, когда в республике началось формирование многоукладной экономики, когда предпринимались меры по расширению демократических начал и принципов самоуправления на предприятиях республики. анализируются предпосылки и процесс образования новых политических партий и общественных движений в Калмыкии в 90-е годы XX в. подробно рассматриваются вопросы образования и деятельности органов государственной власти в постсоветский период, когда коренные изменения в области экономических отношений, форм собственности, переход к рыночным методам хозяйствования вызвали необходимость осуществления радикальной реформы политической системы. введены впервые в научный оборот новые документы и материалы, выявленные в Национальном архиве Республики Калмыкия и других местных архивах.
Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования ее конкретных фактических, статистических материалов и выводов в дальнейшей научно-исследовательской работе. Материалы и выводы данной диссертации могут быть использованы в лекционных курсах, спецсеминарах, посвященных проблемам деятельности высших органов власти. И, наконец, систематизированные сведения могут быть востребованы при подготовке новых исследований по вопросам деятельности органов государственной власти, а также при разработке законопроектов по данной проблеме и использованы в практической деятельности современных органов власти в качестве опыта.
Апробация работы. Основные выводы и положения работы прошли апробацию на российских (г. Элиста, 2002 г., Элиста, 2005 г.), международной (г. Элиста, 2003 г.) конференциях. По теме диссертации опубликовано 5 научных работ.
Структура диссертации. Основные задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и 8 приложений.
Заключение
.
Рассмотрев вопросы истории национальной государственности Калмыкии на протяжении второй половины XX века как целостный процесс ее становления и развития в составе многонационального российского государства, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, анализируя процесс восстановления национальной автономии калмыцкого народа, отметим, что потребовалось более тринадцати лет для восстановления Калмыцкой государственности. Однако, территориально, вновь созданная Калмыцкая автономная область, не соответствовала упраздненной в 1943 году Калмыцкой АССР. Калмыцкая автономная область была восстановлена в составе Ставропольского края. Этим решением Центральные органы считали, что оказывают помощь в дальнейшем ее экономическом развитии. Действительно, благодаря содействию Ставропольского края и Центральных органов Калмыцкая автономная область взяла необходимые темпы экономического и культурного роста и в дальнейшем была превращена в аграрно-сырьевой регион.
Во-вторых, на начальном этапе восстановления национальной государственности Калмыкии формирование органов государственной власти строилась по схеме центральных органов. Сложность и многоплановость восстановительного периода отразились на компетенции Калмыцкого облисполкома. Она была достаточно многогранна, охватывала важнейшие вопросы хозяйственной, государственной и культурной жизни Калмыкии. Облисполком объединял, координировал и направлял деятельность своих отраслевых отделов и управлений, руководил работой исполкомов районных и сельских Советов области. Безусловно, это происходило под руководством и контролем со стороны партийных органов области и центра.
В-третьих, к концу 60-х годов полностью сложилась система органов власти и управления Калмыцкой автономной республики, которая представляла собой как бы одно звено единой системы органов власти и управления унитарного государства. Чтобы не записывали в Конституциях, от унитарного государства не возможно было уйти, поскольку основной его признак — принцип демократического централизма — был заложен законодательно в основу организации и деятельности государства (статья 3). Поэтому не случайно Президиум Верховного Совета РСФСР осуществлял руководство деятельностью местных Советов, имел право отменить постановления и распоряжения Правительства РСФСР, Советов Министров автономных республик, А Правительство РСФСР могло приостановить исполнение постановлений и распоряжений Совета Министров АССР. Партийные структуры центрального и соответственно местного уровня принимали все ключевые решения в сфере законодательной, исполнительной и правовой, в то время как республиканские органы государственной власти послушно претворяли их в жизнь, осуществляя повседневное, рутинное администрирование.
В период так называемого развитого социализма никаких принципиальных изменений в социальной структуре общества, положении социальных слоев населения, сущности государства не произошло. Демократизация общества происходила на словах, на деле же была лозунговая демократия. Поэтому, естественно, ни каких изменений не наблюдалось ни в принципах и методах формирования, ни в составе органов государственной власти. В советах всех уровней организуемое партией представительство от слоев населения, национальностей, по различным критериям по-прежнему было формальным. Во всех предвыборных кампаниях запускалось в действие огромное количество агитпунктов, в которых, в которых на общественных началах работали по заданию партийных организаций десятки тысяч людей. Все проводимые ими мероприятия носили формальный характер и не вызывали интереса у избирателей, поскольку результаты голосования были предопределены.
Показатели, характеризующие состав депутатов Верховного Совета республики по социальному положению, полу, возрасту, образованию и другим признакам, при подборе кандидатов тщательно регулировались обкомами КПСС в соответствии с партийными выводами, положениями о советском обществе, народе. В Верховный Совет Калмыцкой АССР всех созывов две трети мандатов предоставлялось членам партии. Значительное место занимали в верховном органе республики партийные, советские, комсомольские функционеры (номенклатурные работники), а учителям, врачам выделялось всего два-три мандата.
Работники высшей номенклатуры республики (секретари, заведующие отделами Калмыцкого обкома КПСС, первые секретари городского, районных комитетов КПСС, председатель Совета Министров республики и его заместители и т. д.) пока находились в должности должны были быть депутатами.
Эти же принципы строго соблюдались и при формировании состава Президиума Верховного Совета и Совета Министров республики.
В соответствии с номенклатурой ЦК КПСС руководители партийных и государственных органов республик, краев, областей и крупных городов назначались в особом порядке с разрешения ЦК КПСС. В решении таких кадровых вопросов местные власти были лишены самостоятельности. Руководители (председатель, заместитель председателя) правительства республики назначались Верховным Советом КАССР, но только после изучения кандидатуры по анкетным данным, собеседования в организационном и других отделах ЦК КПСС. Министры, руководители республиканских ведомств назначались Верховный Совет КАССР после согласования в соответствующих федеральных министерствах и ведомствах.
Аналогично в таком же порядке, но уже в соответствии с номенклатурой обкома КПСС, решались местные кадровые вопросы, вплоть до назначения директоров крупных предприятий, совхозов, председателей колхозов. Следовательно, народ, трудовые коллективы не принимали абсолютно никакого участия в выборах местных государственных и хозяйственных руководителей.
Однако, в условиях так называемого развитого социализма органы государственного управления автономных республик получали свое дальнейшее развитие, совершенствовались формы и методы, содержание их деятельности, повышалась их роль в решении вопросов государственной и общественной жизни.
В-четвертых, анализируя разработку и принятие Конституции КАССР 1978 г. можно отметить, что происходила грандиозная мистификация активного участия народа в правотворчестве путем всенародного обсуждения законопроекта. Опубликованный проект вызывал интерес, затем следовало множество поправок, дополнений, предложений. Они широко публиковались в прессе. Но для публикации отбирались лишь лояльные дополнения, которые если и содержали критику, то только в рамках допустимой нормы. Поправки, критиковавшие недостатки, действия местной власти, их злоупотребления, а также письма, в которых говорилось о тяжелом положении и тому подобные, не публиковались. Отсюда можно сделать вывод, что допущение всенародного обсуждения законопроекта Конституции преследовало скорее политическую, нежели практическую цель. Руководство хотело продемонстрировать перед мировой общественностью широкое развитие в стране демократии, что должно было отвечать замыслу провозглашения победы социализма в СССР.
В-пятых, предпринятые в последующих годах официальными властями страны меры, не затрагивающие принципиальных основ существующей системы власти и ее органов, по совершенствованию внутригосударственных отношений, полномочий органов власти субъектов РСФСР не дали положительного эффекта в решении назревших проблем национально-государственного строительства.
Принципиальные изменения только были внесены в правовой статус автономных республик, в том числе и Калмыцкой АССР, законодательными актами Союза ССР и РСФСР в 80-х — начале 90-х годов, а так же в соответствии с Декларациями о Государственном суверенитете национальных республик. В связи с принятием (18 октября 1990 г.) Декларации о государственном суверенитете республики Калмыцкая АССР стала именоваться «Калмыцкая Советская Социалистическая Республика». Вскоре (20 февраля 1992 г.), в связи с происходящими изменениями в сущности национального государства, калмыцкая ССР была переименована в Республику Калмыкия — Хальмг Тангч.
История свидетельствует, что Калмыкия жила и продолжает жить общими делами и заботами единого государства. Республика Калмыкия занята созидательным трудом, и все ее помыслы и действия направлены на укрепление единства и сохранение целостности Российской Федерации.
Список литературы
- Опубликованные источники.
- Великая Отечественная война: Люди, события, история. Элиста: АПП «Джангар», 2001.-236 с.
- Высшие органы исполнительной власти Калмыкии: история и современность. Элиста: АПП «Джангар», 2001, — 254 с.
- Восстановление автономии и реабилитация калмыцкого народа. Сборник документов и материалов. Т.1. Кн.З. Часть 1, 2. Восстановление автономии (1956−1963гг.). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004.-590 е., 684 с.
- В братском союзе народов. Документы и материалы. Элиста: Калм. издат, 1991.-153 с.
- Вопросы истории социалистического строительства в Калмыкии: Сб. ст. Элиста: НИЖЛИ, 1975.-174 с.
- Годаев П. О. Боль памяти. Элиста: АПП «Джангар», 1999.- 351 с.
- Декларация о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению и обеспечению их прав // Депортация народов СССР. М. 1993.
- Декларация о государственном суверенитете Калмыцкой АССР // Заседания Верховного Совета КАССР девятого созыва. Четвертая внеочередная сессия (18 октября 1990 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. Госиздат, 1990.109 с.
- Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в закон РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» // Ведомости съездов народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 32. 12 августа.
- Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов» от 25 апреля 1991 года // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 18. 2 мая.
- Закон «О Совете Министров Калмыцкой АССР» от 16 августа 1979 г. // Заседания Верховного Совета КАССР шестого созыва. Одиннадцатая сессия (16 августа 1979 г.). Стенографический отчет. Элиста. 1979
- Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Калмыкия Хальмг Тангч» от 30 апреля 1993 г. // Заседания Верховного Совета Республики Калмыкия девятого созыва.(30 апреля 1993 г.)
- Заседания Верховного Совета Калмыцкой АССР второго созыва. Первая сессия (28 октября 1958 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. Госиздат, 1958.-88 с.
- Заседания Верховного Совета КАССР третьего созыва. Первая сессия (16 марта 1963 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. Госиздат, 1963.-93 с.
- Заседания Верховного Совета КАССР четвертого созыва. Первая сессия (21 марта 1967 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. Госиздат, 1967.-119 с.
- Заседания Верховного Совета КАССР пятого созыва. Первая сессия (25 июня 1971 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. Госиздат, 1971.-110 с.
- Заседания Верховного Совета КАССР шестого созыва. Первая сессия (3 июля 1975 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. Госиздат, 1975.-105 с.
- Заседания Верховного совета КАССР седьмого созыва. Первая сессия (12 марта 1980 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. Госиздат, 1980.-116 с.
- Заседания Верховного Совета КАССР восьмого созыва. Первая сессия (22 марта 1985 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1985.-105с.
- Заседания Верховного Совета КАССР девятого созыва. Первая сессия (30 марта 1990 г.). Стенографический отчет. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990, 98 с.
- Здравоохранение, социальное обеспечение, физкультура и спорт в РСФСР и КАССР. Статистический сборник. Элиста: Калмиздат, 1988.-79 с.
- Иосиф Сталин Лаврентию Берии: «Их надо депортировать». М: Дружба народов, 1992.-288 с.
- Итоги Всесоюзной переписи 1989 г. по КАССР. № 1. Элиста: Госкомстат РСФСР- Калм. рес. упр-е стат., 1990.-53 с.
- Калмыкия: этнополитическая панорама. Очерки, Документы. Материалы, Т.2. М: Центр по изучению межнац. отношений ин-та этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1996.- 364 с.
- Калмыцкая АССР. Административно-территориальное деление. 1918−1982 г. г. Справочник. Элиста: Калмиздат, 1984.-124 с.
- КАССР. Административно-территориальное деление. На 1 янв. 1985 г. 4-е доп. изд-е. Справочник, Элиста: Калм. кн. изд, 1985.-35 с.
- КАССР за 50 лет Советской власти. Статистический сборник. Элиста: Калмиздат, 1967.-198 с.
- Калмыкия в Великой Отечественной войне 1941−1945 г. г. // Сборник документов и материалов. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1966, — 551с.
- Конституция (Основной Закон) СССР. Элиста: Калм. гос. издат., 1989.-45с.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Элиста: АПП «Джангар», 1993.56 с.
- Конституция (Основной Закон) КАССР. Элиста: Калмиздат, 1978.-47 с.
- Конституционный Закон Республики Калмыкия Хальмг Тангч «О законодательной власти Республики Калмыкия — Хальмг Тангч. Элиста. 1993. 30 апреля.
- Лейбович О. Россия. 1941 -1991: Документы, материалы, комментарии. Пермь: Пермск. ун-т, 1993.-208 с.
- Материалы XX областной партийной организации. Элиста: Калмиздат, 1960.- 115 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС. 19−20 сентября 1989 г. М. 1989
- Народное хозяйство Калмыцкой АССР. Статистический сборник. Элиста: Калмиздат, I960.- 137 с.
- Народное хозяйство Калмыцкой АССР (1922−1982 г. г.): К 60-летию со дня образования СССР. Элиста: Калмиздат, 1982.-123 с.
- Население Калмыцкой АССР (по итогам Всесоюзной переписи населения 1979 г.). Элиста: Калмиздат, 1980.-137 с.
- Национальный состав и языки народов КАССР. Итоги Всесоюзной переписи населения. 1989 г. (часть 2). Элиста: Калм. респ. упр. стат., 1991.-110 с.
- О культе личности и его последствиях. Доклад первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. // Известия ЦК КПСС. 1989.№ 3.
- Основные показатели развития отраслей народного хозяйства Калмыцкой АССР за X и XI пятилетки и на период до 1990 года. Элиста: Калмиздат, 1986.158 с.
- Постановление Конституционного Собрания Республики Калмыкия -Хальмг Тангч «О принятии Степного Уложения (Основного Закона) Республики Калмыкия». Элиста. 1994. 5 апреля,
- Первый Съезд народных депутатов РСФСР (16 мая-22 июня 1990 г.). Стенографический отчет. В 6 т. М. 1992. Т.1
- Протоколы Заседаний Президиума Верховного Совета Калмыцкой АССР.
- Реабилитация: как это было. Документы и материалы. 1953 1956 г. г. М. 2000, — 503 с.
- Сборник документов и материалов Калмыцкой организации ВЛКСМ. Элиста: Калмиздат, 1978, — 319 с.
- Сборник законов СССР и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938−1975 г. г.Т. 1.М. 1975, — 751 с.
- Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М.: Изд. Верховного Совета РФ, 1993.-223 с.
- Сборник нормативных актов Республики Калмыкия (май 1993 г. август 1995 г.). Элиста: Калм. кн. изд., 1996.-364 с.
- Собрание действующего законодательства Калмыцкой АССР. В 2 томах. Т. 1. Элиста: Калм. кн. изд., 1981.-546 с.
- Советы народных депутатов. Сборник документов. М. 1980.
- Ссылка калмыков: как это было. Сб. документов. Т.1. Кн. 1. Элиста: АПП «Джангар», 1992.- 282 с.
- Ссылка калмыков: как это было. Сб. документов. Т. 1, Кн. 2. Элиста: АПП «Джангар», 2001.- 238 с.
- Съезды Советов в документах. М: Политиздат, 1963.- 399 с.
- Так это было: национальные репрессии в СССР 1919−1957 г. г. Т.1-ТТТ. М. 1993. Т.1 336 е.- Т.2 335 е.- Т. З 351 с.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР «О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении» от 17 марта 1956 г. // Бугай Н. Ф. Операция «Улусы». Элиста: АПП «Джангар», 1991.-88 с.
- Федеративный Конституционный закон от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации». 1995. № 42. С. 3921. 61. Численность и состав семей в КАССР: Итоги Всесоюзной переписи населения 1989 (часть 4). Элиста: Калм. респ. упр. стат., 1991.-58 с.
- Численность, состав и движение населения КАССР (по данным всезоюзных переписей населения и текущего учета населения). Элиста: Калм. респ. управление статистики, 1992.-174 с,
- Экономическое и социальное развитие Калмыцкой АССР за годы советской власти (1920−1980 гг.). Юбилейный статистический сборник. Элиста: Калмиздат, 1980.-143 с. 1. Мемуары, воспоминания:
- Балакаев А.Г. Тринадцать лет и тринадцать дней. Элиста: Изд-во «Санан», 1995.-496 с.
- Б. Городовиков: Воспоминания, исследования, документы. Элиста: АЛЛ «Джангар», 1995.-234 с.
- Б.Городовиков: Воспоминания, исследования, документы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2000.-320 с.
- Годаев И.О. Боль памяти. Элиста: АПП «Джангар», 1999.- 351 с.
- Журавлиный полет. Труды и дни Морхаджи Нармаева. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2005,-115 с.
- Иванов М.П. Годы ссылки. Элиста: АПП «Джангар», 1997.- 77 с.
- Коваева Н.Х. История, которая умалчивается. Элиста: «Контекст», 1992.-77с.1. Периодическая печать:
- Советская Калмыкия. 1958. Март-декабрь- 1959. Январь-декабрь.
- ХальмгУнн. 1959, Январь-декабрь,
- Известия Калмыкии. 1997. 19 февраля, 25 февраля, 11 июля.
- Комсомолец Калмыкии. 1988. 13 августа, 3 сентября.5. Теегин герл. 1991. № 5
- Хальмг Унн. 1992. 8 февраля.
- Элистинские новости. 1992. 25 января- 1996. 17 января.
- Неопубликованные источники.
- Национальный архив Республики Калмыкия: НАРК Ф. 147- отдел переселения и оргнабора рабочих при Совете Министров Калмыцкой АССР.
- Актуальные проблемы российского законодательства. Ставрополь: Ставрополь издат, 1998.-244с.
- Архипова Т. Г. Государственность современной России. М.: Рос, гос. гум. ун-т, 2003.-287 с.
- Архипова Т.Г., Румянцева М. Ф., Сенин А.С, История государственной службы в России 18−20 века. М.: РГГУ, 2000.-230 с.
- Актуальные проблемы Советского государства и права в период строительства коммунизма. Ленинград: ЛГУ, 1967.-518 с.
- Ашин Г. К. Смена элит.// Общественные науки и современность. 1995. № 1. С.40−50.
- Бадмахалгаев Л.Ц. Калмыкия в условиях перехода к рыночной экономике: теория, методы, практика. Элиста: Калм. кн. издательство, 1992.-204 с.
- Бадмаев С.Б. Развитие экономики Калмыкии. Элиста: Калмиздат, 1979. -172с.
- Бакаев П.Д. Геноцид. Элиста: АПП «Джангар», 1992.- 115 с.
- Борисенко И. Как калмыки возвращались на родину. // Известия Калмыкии. 1997. 19 февраля.
- Борисенко И.В., Убушиева С. И. Очерки исторической географии Калмыкии. 1917- начало 90-х гг. 20 в. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.-118 с.
- Бугай Н.Ф. Операция «Улусы», Элиста: АПП «Джангар», 1991.- 88 с.
- Бугай Н.Ф. Репрессированный характер национальной политики в бывшем СССР: уроки истории // Репрессированные народы: упразднение их государственности и проблемы реабилитации. Элиста. 1993. С.3−5.
- Буринова Л.Д. Становление парламентаризма в Республике Калмыкия. Элиста: КалмГУ, 2000.-110 С.
- Буров А.Н. Деятельность Калмыцкой областной организации КПСС по осуществлению аграрной политики партии в условиях развитого социализма (1965−1975 гг.). Автореферат дисс, на соискание уч. степени канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 1982. 200 экз.
- Бурчинова Л.С. Источниковедческие вопросы изучения истории Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.-118 с.
- Бурчинова Л.С., Тапкина А. О. Документальные материалы государственных архивов Российской Федерации о депортации калмыцкого народа // Репрессированные народы: упразднение их государственности и проблемы реабилитации. Элиста. 1993. С.37−38.
- Бугай Н.Ф. Вынужденная миграция калмыцкого народа: 1943−1944 годы II Время перемен. Сборник. Элиста. 1990. С.86−98.
- Вишняков В.Г. Конституционные основы управления социалистической экономикой. М: Экономика, 1978.-62 с.
- Вишняков В.Г. Структура и штаты органов Советского государственного управления. М.: Наука, 1972.-278 с.
- В большой семье Российской. М.: Правда, 1977.-381 с.
- Васькин П.И. Становление социалистических производственных отношений в Калмыкии. Элиста. 1971.
- Время перемен. Перестройка: дела и люди. Элиста: Калмиздат, 1990.-120с.
- Вклад трудящихся Калмыкии в победу над фашистской Германией. Выпуск
- Сб. статей. Элиста: Изд-во КГУ, 1999.- 158 с.
- Вклад трудящихся Калмыкии в победу над фашистской Германией. Выпуск
- Сб. статей. Элиста: Изд-во КГУ, 2002.- 120 с.
- Годаев П.О. О территориальной реабилитации репрессированных народов // Репрессированные народы: история и современность. Элиста. 1992. С. 143−146
- Городовиков Б.Б. Орденоносная Калмыкия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1972,163 с.
- Городовиков Б.Б. Советская Калмыкия на подъеме. М.: Советская Россия, 1984.-224 с.
- Городовиков Б.Б. Свет над степью. (Калмыцкая АССР) // В большой семье российской. М.: Правда, 1977. С.91−100.
- Городовиков Б.Б. Партия организатор масс. // Под ленинским знаменем. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1977. С. 47.
- Гиляшаева М.Н. Воспоминания спецпереселенцев важный источник по истории депортации народов // Репрессированные народы: история и современность. Элиста. 1992. С. 82−84
- Джимбинов Б.О. Советская Калмыкия. М.: Советская Россия, 1960.-143 с.
- Дорджиев В.П. Экономика сельского хозяйства КАССР. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981.-85 с.
- Зиновьев А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М.: Центрполиграф, 1994.-496 с.
- Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность 1945−1953. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.-229 с.
- Иванов М.П. За новый подъем сельского хозяйства (из опыта работы Калмыцкой партийной организации в годы семилетки). Элиста: Калм, гос. издат, 1964.-60 с.
- Иванов М.П. Борьба партийной организации Калмыкии за интенсификацию сельскохозяйственного производства (1959−1965). Ставрополь, 1967.- 98с.
- Иванов М.П. Проблемы изучения истории восстановления национальных автономий репрессированных народов (на примере Калмыкии) // Репрессированные народы: история и современность. Нальчик. 1994. С. 176 181
- Иванов М.П. Проблемы восстановления национальной автономии репрессированных народов // Репрессированные народы: упразднение их государственности и проблемы их реабилитации. Элиста. 1993. С.97−100
- Иванов М.П. Россия и Калмыкия на путях преобразований (к 10-летию перестройки). Элиста: АПП «Джангар», 1997.-95 с.
- Илюмжинов К.Н., Максимов К. Н. Калмыкия на рубеже веков. М.: «Зело», 1997.-493 с.
- Илюмжинов К.Н., Максимов К. Н. На пути к демократии. Элиста: АПП «Джангар», 1998.- 288с.
- Источниковедческие и историографические проблемы истории Калмыкии. Элиста: Изд-во КГУ, 1988.-156 с.
- История национально-государственного строительства в СССР в период социализма и строительства коммунизма (1937−1978 гг.). В 2-х т. М.: Мысль, 1979.-399 с.
- История советского государства и права. М.: Наука, 1968.-358 с.
- Каратуев А.Г. Советская бюрократия: система политико-экономического господства и ее кризис (1919−1991). Белгород: Везелица, 1993.-371 с.
- Кириченко М.Г. Высшие органы государственной власти РСФСР. М.: Советская Россия, 1968.-244 с.
- КАССР в условиях развитого социализма. Элиста- Калмиздат, 1978.-194с.
- Коваева Н.Х. История, которая умалчивается. Элиста: «Контекст», 1992.-77с.
- Коржихина Т.П., Сенин А. С. История российской государственности. М.: Интерпракс, 1995.-347 с.
- Коржихина Т.П. История государственных учреждений. М.: Высшая школа, 1986.-399 с.
- Коржихина Т.П. История государственных учреждений СССР: Материалы к источниковедению и историографии. М.: РГГУ, 1992.-234 с.
- Коржихина Т.П., Фигатнер Ю. Ю. Советская номенклатура: становление и механизм действия. //Вопросы истории. 1993. № 7. С.25−38.
- Коржихина Т.П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 -декабрь 1991 гг. М.: РГГУ, 1994.-418 с.
- Кугультинов Д. От правды я не отрекался. // Комсомолец Калмыкии. 1988. 3 сентября.
- Куменова Н. Помню папа. // Известия Калмыкии. 1997. 25 февраля.
- Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М.: Мысль, 1972.-564 с.
- Крыштановская О.В. Трансформация старой номенклатуры в новую российскую элиту. // Общественные науки и современность. 1995. № 1. С.51−64.
- Ленкова М.В. История Калмыкии XX века в общероссийской историографии. Элиста: АПП «Джангар», 2000.-96 с.
- Ленкова М.В. История Калмыкии в современной историографии. Элиста: АПП «Джангар», 2001 .-248 с.
- Лепешкин А. И. Советы власть народа.(1936−1967 гг.). М: Юрид. лит., 1967.-375 с.
- Лазарев Б.М. Аппарат управления общенародного государства. М.: Юрид. лит. 1978.-278 с.
- Лазарев Б.М. «Разделение властей» и опыт советского государства. // Коммунист. 1988.- № 16. С. 42−52.
- Максимов К.Н. История национальной государственности Калмыкии. М.: Профиздат, 2000.-311 с.
- Максимов К.Н. Развитие советской национальной государственности. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981.-191 с.
- Максимов К.Н. Парламент Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1996.-196с.
- Максимов К.Н. Калмыкия в национальной политике, системе власти и управления России. М.: Наука, 2002.-524 с.
- Максимов К.Н. Калмыкия субъект Российской Федерации. М.: Республика, 1995.-320 с.
- Максимов К.Н., Наберухин А. И. Советская Калмыкия в составе СССР. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1983.-128 с.
- Надь Ф. Помнит земля сибирская.// Комсомолец Калмыкии. 1988. 13 августа.
- Наминов-Бурхинов Д. Делали все, что могли. // Теегин герл. 1991. № 5
- Наминов-Бурхинов Д. Борьба за гражданские права калмыцкого народа. (На рус. и англ.). Элиста-Москва. 1997.- 182 с.
- Навеки вместе. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1984.-239 с.
- Национально-государственное строительство в КАССР. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981.-366 с.
- Некрич А. Наказанные народы. Нью-Йорк. 1978. -170 с.
- Номинханов Д.Ц.-Д. В единой семье. Элиста: Калмиздат, 1967, — 108 с.
- Национальная политика КПСС: Очерк историографии. М.: Политиздат, 1981.-255 с.
- Национальные отношения в развитом социалистическом обществе. М.: Мысль, 1977.-335 с.
- Основной Закон нашей жизни. М.: Политиздат, 1978.-415 с.
- Оглаев Ю.О. В начале было слово,.//ХальмгУнн, 1992. 8 февраля.
- Оглаев Ю.О. Проблемы депортации калмыцкого народа в советской историографии // Репрессированные народы: история и современность. Элиста. 1992. С. 40−44.
- Основные этапы и закономерности развития Калмыцкой АССР в условиях социализма. Элиста: Калм. научно-исслед. институт истории, филологии и экономики, 1982.-182 с.
- Очерки истории Калмыцкой АССР. Т.2. М.: Мысль, 1970.- 432 с.
- Очерки истории Калмыцкой организации КПСС. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980, — 454 с.
- Павлов Э. Возвращение. // Известия Калмыкии. 1997. 11 июля.
- Партия и перестройка. М.: Правда, 1990.-381 с.
- Партия и государство в период строительства коммунизма. М: Изд-во Моск. ун-та, 1973.-444 с.
- Партия и Советы. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Панькин А.Б., Папуев В. Б. Дорогой памяти. Элиста: АПП «Джангар», 1994.92 с.
- Портнов В.П., Славин М. М. Этапы развития советской Конституции (Историко-правовое исследование). М.: Наука, 1982.-308 с.
- Под ленинским знаменем. Сб. статей. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1977.- 285с.
- Пихоя Р.Г. СССР: История власти. 1945−1991. Новосибирск. 2000
- Пыжиков А.В., Данилов А. А. Рождение сверхдержавы. 1945−1953 г. г. М.: Олма-Пресс, 2002.-319 с. 99. 50 лет под знаменем Октября. Сб. статей. Элиста: Калмиздат, 1967.- 330с.
- Развитой социализм. М.: Политиздат, 1978.-432 с.
- Развитие трудовой и политической активности трудящихся Калмыкии в период социализма. Сб. Элиста: КНИИИФЭ, 1984.- 150 с.
- Развитие Советской Калмыкии в Братской семье народов СССР. Сб. статей. Ставрополь: Ставропольская краевая типография, 1981.- 151 с.
- Репрессированные народы: история и современность. Элиста: АПП «Джангар», 1992.- 191 с.
- Репрессированные народы: упразднение их национальной государственности и проблемы реабилитации. Элиста: АПП «Джангар», 1993.229 с.
- Сангаджиев П.Д. Самые демократичные. Элиста: Калм. кн. изд., 1974.-68 с.
- Смирнова Т.М. Государственные учреждения СССР в условиях развитого социализма. М. 1977
- Свириденко Ю.П., Пашин В. П. Коммунистическая номенклатура: истоки, сущность, содержание. М. 1995
- Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. М.: РГГУ, 1997.-510 с.
- Советское государство в условиях развитого социалистического общества. М.: Наука, 1978.-372 с.
- Советы народных депутатов и органы государственного управления. М.: Изд-во МГУ, 1987.-254 с.
- Советы за 50 лет. М.: Мысль, 1967.-495 с.
- Советы народных депутатов. М: Политиздат, 1984.-382 с.
- Социалистический образ жизни и перестройка (на материалах Калмыцкой АССР). Сборник. Элиста: КНИИФЭ, 1989.-145 с.
- Сусеева Д. История одной фотографии. // Элистинские новости. 1996. 17 января.
- Топорин Б.Н. Конституционная реформа-путь к правовому государству.// Советское государство и право. 1990. № 4. С.8
- Тюменов Б.Н. Перестройка и проблемы межнациональных отношений в СССР. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Элиста. 1998. С. 98 117. Убушаев В. Б. Калмыки: выселение и возвращение. Элиста. 1991.
- Убушаев К. В, Об установлении правового режима спецпоселения и административного надзора над калмыками в годы их депортации. // Актуальные проблемы экономики, истории и права. Элиста. 2001. С. 60−67.
- Хмара Н.И. Проблемы восстановления национальной автономии репрессированных народов. // Репрессированные народы: упразднение их государственности и проблемы реабилитации. Элиста. 1993. С. 203−206.
- Чекалов В.П. К вопросу о самоопределении и возможности его реализации сквозь призму национального самоуправления. // Репрессированные народы: история и современность. Нальчик. 1994. С. 80−85.
- Шевцов B.C. Суверенитет советского государства. М.: Юрид. лит., 1972.264 с.
- Шевцов B.C. КПСС и государство в развитом социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1974.-144 с.
- Шевцов B.C. Государство развитого социализма. М.: Политиздат, 1978.190 с.
- Шевцов B.C. Национальный суверенитет. Проблемы теории и методологии. М.: Юрид. лит., 1978.-232 с.
- Шевцов B.C. Общественно-политическое устройство СССР. М.: Знание, 1978.-96 с.
- Шуграев Э-Г. Калмыки: выселение и возвращение. // Элистинские новости. 1992. 25 января,
- Янова М.В. Источниковедческие и историографические проблемы истории Калмыкии (конец 17- конец 20 вв.) в историческом познании прошлого. М.- Невинномыск: Невинномыский ин-т экономики, управления и права (НИЭУП), 2005.-516 с.