Расцвет древнееврейской государственности при Давиде и Соломоне в X в до н.э
Политику Саула по созданию централизованного государства успешно продолжил его зять Давид и сын Давида Соломон. Оба преемника Саула умело ориентировались в сложной международной обстановке, укрепили внутренние единство общества, развили активную строительную деятельность. Они сумели превратить непрочное слабое царство в достаточно крупное и влиятельное в Восточносредиземноморском регионе… Читать ещё >
Расцвет древнееврейской государственности при Давиде и Соломоне в X в до н.э (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Политику Саула по созданию централизованного государства успешно продолжил его зять Давид и сын Давида Соломон. Оба преемника Саула умело ориентировались в сложной международной обстановке, укрепили внутренние единство общества, развили активную строительную деятельность. Они сумели превратить непрочное слабое царство в достаточно крупное и влиятельное в Восточносредиземноморском регионе государство, с которым должны били считаться и Тиро-Сидонское царство, и Дамаск, и даже фараоновский Египет.
(Сноска 1 Кузищин В. И. «История Древнего Востока» стр.139−141).
Образование Израильского царства. Правление Саула
Период после вторжений «народов моря» и новых семитских народов из степи и пустыни и до ассирийского завоевания был временем независимости палестинских и сирийских государств. К концу этого периода серьезной угрозой стала Ассирия, но до правления царя Тиглат-Паласара III (745 — 727 гг. до н. э.) она не ставила своей целью прямой захват сиро-палестинских государств, ограничившись по существу грабительскими походами. Сами эти государства в то время вступали в самые разнообразные отношения и между собой, и с вновь набирающими силы крупными державами, как та же Ассирия и Египет. Среди новых государств, возникших в Сиро-Палестинском регионе на рубеже II — I или в начале I тысячелетия до н. э., было Еврейское царство, позже разделившееся надвое.
Тяжелое поражение, нанесенное евреям филистимлянами, привело к тому, что даже Ковчег Завета попал в руки врагов. Это поражение не только подчиняло израильтян филистимлянам, но из-за утраты религиозной святыни грозило полной потерей религиозно-национальной идентичности. Сокрушительное поражение резко усилило в народе монархические настроения, ибо казалось, что только могучий царь сможет спасти Израиль от покорения филистимлянами. Известную роль сыграл и пример соседей, ибо «монархисты» стремились к тому, чтобы и в Израиле был царь, как у других народов. Антимонархические настроения тоже были сильны, и их выразителем стал пророк Самуил, который, к тому же, занимал пост «судьи» и успел передать свои полномочия сыновьям, так что был лично заинтересован в сохранении старых порядков. В Библии содержится красноречивая речь Самуила, пытавшегося отговорить народ от установления царской власти, перечисляя все виды насилия, которые царь обрушит на народ, который станет рабом царя. Однако шок от поражения был столь велик, что попытки воспрепятствовать политической реформе провалились. И сам Самуил был вынужден совершить обряд помазания, признав первого законного царя Израиля. Им стал Саул, сын Киша, из племени Вениамина. Главной задачей нового царя стало спасение народа от внешних врагов. Провозглашение Саула царем произошло на общесоюзном народном собрании.
Иосиф Флавий пишет, что при жизни Самуила Саул царствовал 18 лет, а после его смерти — еще 22. Нам не известен источник знаний Иосифа. В остальном изложении этот историк просто следует библейскому тексту, повторяя не только факты, но и их оценки. Может быть, в его распоряжении был какой-то вариант I Книги Самуила, который позже не попал в канонический текст. Однако то, что в этом тексте сохранилось, не дает оснований для констатации такой продолжительности царствования Саула. После упоминания о смерти и погребении Самуила говорится о пребывании отряда Давида в южной части территории племени Иуды, а затем о его бегстве к филистимлянам, где он пробыл один год и четыре месяца. Едва ли его блуждание по иудейской пустыне и прилегающим к ней местностям могло продолжаться двадцать с половиной лет, тем более, что, по II Книге Самуила, Давиду было всего 30 лет, когда он сразу после смерти Саула укрепился в Хевроне. Поэтому, учитывая сообщение Иосифа о 18 годах царствования Саула при жизни Самуила, можно принять, что правил первый израильский царь около 20 лет, т. е. примерно в 1023 — 1004 гг. до н. э.