Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы: выявление специфики интеллектуального потенциала как интегральной характеристики, охватывающей все уровни активности, под влиянием особенностей окружающей сред$л позволяет совершенствовать систему образования с учетом региональных факторовполученные данные целесообразно использовать как методологическую основу для диагностики подростков, проживающих в различных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Обзор теоретических и ¦ экспериментальных исследований интеллектуального потенциала, его регуляторных механизмов и эколого-психологических проблем
    • 1. 1. Актуальные проблемы исследования регионов экологического неблагополучия
      • 1. 1. 1. Понятие о регионе экологического неблагополучия
      • 1. 1. 2. Экологические проблемы регионов радиоактивного загрязнения
      • 1. 1. 3. Психология и экология.'
    • 1. 2. Интеллектуальный потенциал и его структура
    • 1. 3. Энергетические составляющие интеллектуального потенциала
    • 1. 4. Интеллект и волевая регуляция
    • 1. 5. Особенности подросткового возраста
      • 1. 5. 1. Особенности физического развития подростков
      • 1. 5. 2. Особенности психического развития подростков
  • Глава II.
  • Организация, программа исследования (методы и методология) и характеристика испытуемых
    • 2. 1. Описание методик, используемых в исследовании
    • 2. 2. Характеристика испытуемых.*. А
  • Глава III.
  • Анализ экспериментальный данный
    • 3. 1. Особенности интеллектуального статуса
    • 3. 2. Анализ особенностей внимания
    • 3. 3. Особенности интеллектуальной лабильности
    • 3. 4. Анализ психофизиологических и психомоторных характеристик
      • 3. 4. 1. Особенности динамики температурных характеристик
      • 3. 4. 2. Особенности спонтанной мышечной активности (характеристики тремора)
      • 3. 4. 3. Особенности силы мышечного напряжения (динамометрия)
      • 3. 4. 4. Проба с задержкой дыхания и особенности ЧСС
      • 3. 4. 5. Особенности волевого статического мышечного напряжения
    • 3. 5. Анализ межфункциональных связей интеллектуальных и регуляторных характеристик
      • 3. 5. 1. Анализ межфункциональных связей интеллектуальных и регуляторных характеристик контрольной группы испытуемых
      • 3. 5. 2. Анализ межфункциональных связей интеллектуальных и регуляторных характеристик экспериментальной группы испытуемых
    • 3. 6. Факторный анализ исследуемых групп
      • 3. 6. 1. Факторный анализ экспериментальной группы испытуемых
      • 3. 6. 2. Факторный анализ контрольной группы испытуемых
    • 3. 7. Описание результатов кластерного анализа
      • 3. 7. 1. Кластерный анализ контрольной группы испытуемых
      • 3. 7. 2. Кластерный анализ экспериментальной группы испытуемых
  • Обсуждение результатов и
  • выводы
  • Список литературы

Интеллектуальный потенциал подростков, проживающих в различных экологических условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Исследование интеллектуального потенциала подростков — одна из важнейших составных частей общей задачи комплексного изучения человека. Разработка этой проблемы связана с познанием роли психологических разноуровневых характеристик, что имеет большое значение для диагностики, коррекции, прогноза психического развития подростков.

Учитывая, что в силу своего географического положения более 50% населения территории России, включающей регионы интенсивного промышленного и сельскохозяйственного производства, характеризуются неблагоприятными факторами внешней среды, все большее внимание уделяется их влиянию на психическое развитие подрастающего поколения.

Все чаще используются термины «регионо-медицинская напряженность», «регионо-социальная напряженность». Однако научных и экспериментальных исследований психического развития в условиях неблагополучной окружающей среды остается крайне недостаточно. В связи с этим, как никогда остро, встает вопрос о психологическом изучении потенциалов развития подрастающего поколения, его ресурсов и резервов с целью оптимального управления ими с учетом региональных особенностей среды.

Целью исследования явилось сравнительное изучение особенностей психического развития подростков в неблагоприятных условиях окружающей среды.

Исходя из цели исследования были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях.

2. Исследовать регуляторные характеристики интеллектуального потенциала с позиции целостной психологической организации человека в условиях экологического неблагополучия.

3. Провести типологический анализ особенностей взаимосвязей интеллектуального потенциала и разноуровневых регуляторных систем в региона^ с? различной экологической обстановкой.

Объектом исследования явились психологические особенности подростков 13−14 лет, проживающих в экологически неблагоприятном регионе, характеризующемся повышенным радиационным фоном и промышленным загрязнением (г. Челябинск).

Предметом исследования явился интеллектуальный потенциал как интегральное образование и его особенности в экологически неблагоприятных условиях.

Основные гипотезы исследования:

1. Особенности развития интеллектуального потенциала подростков, проживающих в разных экологических условиях, обусловлены спецификой реагирования целостной психологической структуры человека.

2. Индивидуальная вариативность интеллектуальных показателей связана с влиянием разнообразных психологических факторов. В качестве одного из важнейших факторов может выступать влияние уровня организации психической активности.

3. Следует ожидать, что половой диморфизм определяет особенности функционирования интеллектуального потенциала и организма в целом в неблагоприятных условиях внешней среды.

Методы исследования: В программу комплексного изучения интеллектуального потенциала были включены методы, отражающие иерархическую систему энерго-информационных взаимоотношений. В качестве методов, определяющих энергетические характеристики были использованы: термометрия (температура висков и лба измерялась в динамике умственного напряжения), тремометрия кистей рук, волевая задержка дыхания (проба Штанге), динамометрия (измерялась в динамике физического напряжения), методика статического мышечного напряжения, показатели асимметрии и интеллектуальная лабильность. В качестве информационных характеристик мы рассматривали интеллект, измеряемый тестом Амтхауэра и показатели устойчивости внимания (кольца Ландольта).

Теоретическую и методологическую основу данного исследования составили принципы комплексности, системности и развития, разработанные в трудах Б. Г. Ананьева (1963, 1977), П. К. Анохина (1984), Н А. Бернштейна (1990), Л. С. Выготского (1984), В. А. Ганзена (1984).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Фактор экологических условий проживания детей и подростков оказывает существенное влияние на функционирование регуляторных систем интеллектуального потенциала.

2. В качестве важного фактора структурной организации интеллектуального потенциала выступают характеристики полового диморфизма. Половые различия обусловливают специфику функционирования психической активности, которая, в свою очередь, определяет взаимодействие организма с окружающей средой.

3. У подростков, проживающих в экологически неблагоприятных условиях, воздействие фактора среды сказывается в первую очередь на функционировании физиологических и психофизиологических систем.

4. Наиболее выраженное влияние неблагоприятных факторов среды проявляется в условиях напряженной интеллектуальной или физической деятельности.

5. Уровень психической активности является фактором, определяющим индивидуальную вариативность регуляторных систем.

6. Энерго-информационное соотношение интеллекта и разноуровневых характеристик активности определяется как целостной психологической структурой человека, так и условиями окружающей среды.

Научная новизна исследования. Сама постановка вопроса об изучении интеллектуального потенциала в соответствие с учетом экологических факторов в соответствии с поуровневой организацией регуляторных систем является новой и связана с проблемой целостного изучения человека.

Новизна исследования заключается в анализе интеллектуального потенциала и регуляторных систем разных уровней в единстве с энергоинформационными особенностями. Большинство имеющихся комплексных исследований интеллектуального потенциала относятся к периоду взрослости (Б.Г. Ананьев, 1977; Е. И. Степанова, 1997 и др.) В данном исследовании при изучении интеллектуального потенциала и энергоинформационных характеристик определены типологические особенности энегоинформационного обеспечения интеллектуальной активности подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что данная работа углубляет понимание особенностей и закономерностей психического (интеллектуального) развития подростков в неблагоприятных экологических условиях окружающей среды.

Практическая значимость работы: выявление специфики интеллектуального потенциала как интегральной характеристики, охватывающей все уровни активности, под влиянием особенностей окружающей сред$л позволяет совершенствовать систему образования с учетом региональных факторовполученные данные целесообразно использовать как методологическую основу для диагностики подростков, проживающих в различных регионах, и выявления групп риска;

— выявленные особенности развития интеллектуального потенциала позволяют разработать программы коррекционной работы с подростками, с учетом их индивидуально-типических особенностей и условий экологической среды.

Апробация результатов. Результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ, на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения» (Санкт-Петербург 1998, 1999, 2003), на III съезде РПО 2003 г. По результатам исследования опубликовано 4 научные работы.

Внедрение. Данные диссертационного исследования используются в учебном процессе подготовки специалистов на факультете психологии СПбГУ. По данным диссертационного исследования проведены индивидуальные консультации учащихся и педагогов в школах г. Челябинска и Санкт-Петербурга.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, выводов и библиографии. Работа изложена на 176 страницах, содержит 35 таблиц и 28 рисунков, включает 190 литературных источников.

1. Абульханова-Славская К. И. Личностные типы мышления. // Сб. Когнитивная психология / Под. ред. Б. Ф. Ломова, М., 1986, с. 154 -172.

2. Абульханова Славская К. И. Личностные типы мышления // Когнитивная психология: Материалы советско — финского симпозиума. М: Наука, 1986. с. 98−130.

3. Аверин В. А. Психология детей и подростков. 2-е изд. СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1998. с. 379.

4. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. М., 1995. № 1. с. 111−131.

5. Акимова М. К. Интеллект и его измерение // Проблемы психологической диагностики. Таллинн, 1977. с. 110−132.

6. Акинщикова Г. И. Соматическая и психофизиологическая организация человека. Л. Изд-во ЛГУ, 1977. с. 159.

7. Акинщикова Г. И. Телосложение и реактивность организма человека. ЛГУ, 1969, с. 89.

8. Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы. Москва-Барнаул. 1991;1994. Вып. 1 с. 314, вып.2 с. 276, вып. З с. 369.

9. Алимов A.A. Социальная экология: наука, образование, культура. // Сб. Экологические императивы устойчивого развития России, СПб. 1996. с.91−101.

10. Ананьев Б. Г. Очерки психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1945. с. 188.

11. Ананьев Б. Г., Веккер Л. М., Ломов Б. Ф., Ярмоленко A.B. Осязание в процессах познания и труда. М.: Изд. АПН СССР, 1959 с. 197.

12. Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения // Вопросы психологии. 1963, № 5, с.81−98.

13. Ананьев Б. Г. Психологическая структура субъекта деятельности. // Сб. «Человек и общество» вып.2, ЛГУ, 1967. с. 194−246.

14. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1969 с. 339.

15. Ананьев Б. Г. Проблемы комплексного изучения интеллекта и личости. // Человек и общество. Вып. XIII. JL: Изд-во ЛГУ, 1973. с.3−7.

16. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977 с. 380.

17. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. I / Под. ред. A.A. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: «Педагогика», 1980. с 213.

18. Архангельская Г. В., Зыков И. А. (СПб., НИИ гигиены). Социально-психологические последствия Чернобыльской аварии и оценка населением радиционного риска. // Тезисы докл. 16−17 апреля 1998 г. Минск, 1998 г.) с. 187.

19. Аршавский В. В., Ротенберг B.C. Межполушарная асимметрия в системе поисковой активности. К проблеме адаптации человека в приполярных районах северо-востока СССР. Владивосток, 1988. с. 135.

20. Аршавский H.A. Основы возрастной периодизации // «Возрастная физиология», М., 1975. с. 691.

21. Балева Л. С., Терлецкая Р. Н., Яковлева И. Н. Состояние здоровья детей, проживающих в зоне Брянской области с повышенным радиационным фоном. // Тезисы международного симпозиума по экологии Черновицы. 1990. с. 127−128.

22. Баранов A.A., Щеплягина Л. А., Балева J1.C. Научные исследования в области медицинской защиты детей в связи с аварией на Ч АЭС. // Вопросы охраны материнства и детства. 1992. № 12 с. 3−5.

23. Баранова JI.A., Сергеева В. И., Лесенкова Л, К. Методика Векслера и ее использование в исследовании возрастных особенностей интеллекта взрослых. // Сб. Тезисы докладов конференций по психологии в ЛГУ, Л&bdquo- 1967. с. 50−51.

24. Бережковская Е. Л., Голод В. И., Туровская З. Г. Сенсорная асимметрия у здоровых и у больных логоневрозом // Вопросы психологии, 1980. № 1. с.57−63.

25. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность. / Под ред. О. Г. Газенко. М. 1990 с. 490.

26. Бехтерев В. М. Избранные труды. Т. II, М., 1994. с. 103−275.

27. Бианки В. Л. (Санкт-Петербург). Некоторые аспекты освоения адаптивных возможностей человека. // Экологические императивы устойчивого развития России. Серия: Россия накануне XXI века. Раздел 1., СПб, — 1996. с. 62.

28. Бине, А (1998).Измерение умственных способностей. СПб., Союз. 1998.-c.432.

29. Блонский П. П. Избранные психологический произведения, М. Просвещение, 1964 с. 547.

30. Богоявленская Д. Б. Психолого-философский анализ творчества // Междисциплинарный подход к исследованию творчества. М.: Наука, 1990, с. 71−83.

31. Божович Л. И. Воля у подростков // Семья и школа, 1981, № 4. с.31−37.

32. Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека.-2-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 1988, — с. 240.

33. Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 1977 с. 412.

34. Брушлинский A.B. Взаимосвязь процессуального и личностного аспектов мышления. // Сб. Мышление: процесс, деятельность, общение, М&bdquo- 1982, с. 5−49.

35. Брушлинский A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994. с 197.

36. Брушлинский A.B. Субъект: Мышление, учение, воображение, М. -Воронеж: НПО «Модек», 1996. с. 234.

37. Василенко И. Я., Москалев Ю. И., Стрельцова В. Н. Современные проблемы канцерогенной эффективности малых доз радиации. Обзор. // Вопросы онкологии. 1985. № 4. с. 3−11.

38. Васина Т. Н. Медико-социальные аспекты радиационного воздействия на здоровье детей. (Учебное пособие). Орел, 1999 г. с. 129.

39. Веккер Л. М. Психологические процессы. Т.2, Л., ЛГУ, 1976. с. 342.

40. Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. Л., 1966. с 314.

41. Величковский Б. М., Капица М. С. (1987). Психологические проблемы изучения интеллекта Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, с. 120−141.

42. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989 — с. 258.

43. Владимиров Ю. А. Три гипотезы о механизме лазерного облучения на клетки и организм человека. Эффективная медицина. М., 1994. с.37−48.

44. Владимирова Н. М., Дворяшина М. Д. Интеллектуальное развитие и успешность обучения. // Комплексное иследование проблем обучения и коммунистического воспитания специалистов с высшим образованием. Л.: ЛГУ, 1980. с.112−133.

45. Властовский В. Г. Акцелерация роста и развития детей М.: МГУ, 1976 -с.263.

46. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.З. М.: Педагогика, 1984 с. 367.

47. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. -с.432.

48. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности. Пермь, 2000. с. 276.

49. Гербачевский В. К. Интеллектуальный потенциал: личностный аспект. Вестник ЛГУ, 1990, № 3, серия 6. с.68−76.

50. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. с. 216.

51. Гилфорд. Три стороны интеллекта. // Психология мышления, М., 1960, с. 433−456.

52. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: ЛГУ, 1984. с. 175.

53. Головей Л. А., Грищенко П. А. О некоторых особенностях физического развития психомоторики в зоне радиационного загрязнения //Актуальные проблемы в психологической теории и практике", СПбГУ, 1995. с. 119−175.

54. Григорьев С. И., Демина А. Д. Социолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1994. с. 131.

55. Дворяшина М. Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения. // Человек и общество. Вып. XIII. Л., Изд-во Ленинградского университета, 1973. с.97−105.

56. Дворяшина М. Д. Познавательная деятельность студентов и способности. // «Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе». Л., 1985. с. 125−147.

57. Дедов В. И., Дедов И. И., Степаненко В. Ф. Радиационная эндокринология. М.,. 1993 — с. 208.

58. Дедов И. И. и соавт. Медицинские аспекты влияния малых доз радиации на организм детей и подростков // Сб. научных трудов, вып.1. Обнинск Москва. 1992. с. 53−57.

59. Демина Л. Д. Социолог в регионе экологического благополучия, Барнаул, Алтайский Г. У. 1994 с. 131.

60. Демина Л. Д., Супрун А. П. Психологические аномалии в зоне влияния Семипалатинского полигона на Алтае // Ядерные испытания, окружающая среда и здоровье населения Алтайского края. Барнаул. 1993. Т. IX. с. 178.

61. Дерябо С. Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Автореферат диссертации канд. психол. наук. Москва, 1993. -с.21.

62. Дерябо С. Д., Левин В. А. Методологические проблемы становления и развития экологической психологии // Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 6. с.34−43.

63. Дерябо С. Д., Левин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996 с. 480.

64. Добрынин Н. Ф. Возрастная психология. Курс лекций, М.: Просвещение, 1965 с. 295.

65. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999 с. 368.

66. Загрядский О. П., Сулимо-Самуйлов З.К., Загрядский Ю. П. Методы исследования в физиологии труда, Л.: ВМА, 1991 — с. 110.

67. Жуковская О. В., Тушин Н. Н. Статус и функции информационной политики в постчернобыльский период. // Тезисы докл. 16−17 апреля 1998 г. Минск, 1998 г. с.79−80.

68. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: Издательство МГУ, 1991. с. 197.

69. Ильин Б. Н. Биологические и медицинские аспекты действия малых уровней радиации. // Радиационная гигиена: Сб. науч. трудов Ленинградского НИИ радиационной гигиены. Л., 1986. с. 27−35.

70. Ильин Е. П. Изучение свойств нервной системы. Ярославль: Яр. ГУ, 1978. с. 114.

71. Ильин Е. П. Мотивация и воля. СПб., 2001 с. 508.

72. Ильин Е. П. Психомоторная организация человека. СПб, 2003. с. 154.

73. Ильина М. Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека. Автореферат диссертации канд. психол. наук. JL, 1976 с. 22.

74. Иоганзен Б. Г., Лаптев И. П., Львов Ю. А. Экология, биогеоценология и охрана природы (очерки). Томск: Изд-во ТГУ, 1979 с. 256.

75. Казанц Е. Г., Андреева А. П., Карамян H.A. и др. Возможные механизмы развития анемий у детей Брянской области. // Сб. «Молекулярно-генетические механизмы действия малых доз радиации». М., 1993. с. 95−102.

76. Казначеев В. П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. -Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1989 с. 245.

77. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности. Автореферат дисс. доктора психол. наук. Тбилиси, 1989 с. 38.

78. Карвасарский Б. Д., Корабелъников К. В., Мясищев В Н. К психофизиологическому исследованию волевого усилия у больных с нервно-психическими. // Сб. «Исследования личности в клинике и в экстремальных условиях», 1969. с.82−91.

79. Карсаевская Т. В. Диалектика социального и биологического в целостном процессе развития человека. Автореферат диссертации доктора психол. наук. Л., 1979 с. 35.

80. Келлер A.A. (Санкт-Петеребург). Медицинская география России и окружающая среда. // Экологические императивы устойчивогоразвития России. Серия: Россия накануне XXI века. Раздел I. СПб, 1996. с. 39.

81. Киеня Ф. И., Кириченко О. В., Заика Э. М. Сенсомоторная реактивность студентов Гомельского медицинского института // Материалы 2 международной открытой сессии «Modus Academicus». Экология на пороге XXI века. Ульяновск, 19−21 ноября 1998 г. с. 127.

82. Коггл Дж. Биологические эффекты радиации: Пер. с англ. М.: Атомиздат, 1986. — с. 184.

83. Кон И. С. Психология юношеского возраста, М., Просвещение, 1985, с. 254.

84. Конопля Е. Ф. Проблемы радиологических и медико-биологических последствий аварии на ЧАЭС // Материалы 2 международной открытой сессии «Modus Academicus». Экология на пороге XXI века. Ульяновск, 19−21 ноября 1998;с. 127.

85. Коржуев П. А. Эволюция, гравитация невесомость. М., 1972 с. 197.

86. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психол. очерк. М.: Прогресс, 1977 с. 261.

87. Крылов A.A., Кудрявцева H.A. и др. Особенности интеллектуального статуса свойств личности и самосознания у детей в зоне радиационного загрязнения // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. с. 165−170.

88. Кудрявцева H.A., Серебрякова P.O. и др. Комплексное психологическое обследование детей в зоне Чернобыльской катастрофы. // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб, 1995. с. 165−170.

89. Куликов JI.B. Психологическое исследование. СПб., 2003, с. 202.

90. Кучма В. Р. Формирование здоровья детей и подростков в современных социальных и эколого-гигиенических условиях (проблемные лекции). М.: ММА имени И. М. Сеченова, 1996 с. 282.

91. Левин В. А. Личностное отношение к природе у школьников. Автореферат диссертации канд. психол. наук. Москва, 1993 с. 24.

92. Левитов Н. Д., Психологические особенности подростков, М., 1983 -с.247.

93. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -с.279.

94. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984,-с.435.

95. Лоскутов В. В. Структура интеллекта как основа его развития. Вестник ЛГУ, серия 6,1990, вып. 3. с. 43−49.

96. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ, 1961.-с. 142.

97. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М&bdquo- 1983. с. 179.

98. Маркосян A.A. Возрастная физиология. М., 1975, с. 69.

99. Матюхин В. А. Радиационно-экологическая ситуация и медикобиологические аспекты последствий аварии на ЧАЭС в Белоруссии. Здравоохранение Белоруссии. 1990. № 6. с. 8−11.

100. Мельник Ю. И. психологические предпосылки актуализации интеллектуального потенциал и особенности его проявления в интеллектуальной активности. Диссертация канд. психол. наук. СПб., 1994 с. 201.

101. Менчинская H.A. Проблема учения и умственное развитие школьника. М.: Педагогика, 1989. с. 218.

102. Мерлин B.C. Структура личности: характер способности, самосознание. Пермь: ПГПИ, 1990 с. 107.

103. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М., 1965. с. 259.

104. Моисеев H.H. Экология человечества глазами математика (человек, природа и будущее цивилизации). М.: Молодая гвардия, 1988 с. 251.

105. Морачевский В. Г. (Санкт-Петербург). Проблемы экологии России, сегодня и завтра. // Экологические императивы устойчивого развития России. Серия: Россия накануне XXI века. Раздел I, СПб., -1996;с. 30.

106. Москалев Ю. И., Стрельцова В. Н. Отдаленные последствия радиационного поражения. (Итоги науки и техники. Сер. Радиационная биология. Т.6). с.114−117.

107. Мясищев В. Н. Психологические методы исследования в клинике // Материалы симпозиума 14−17 февраля, 1967 с. 159.

108. Наенко Н. И., Психическая напряженность, М., МГУ, 1976 с. 112.

109. Небылицын В. Б. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвящение, 1966. с. 383.

110. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. -с.360.

111. Оргиш В. П. Посткатастрофная культура и ценностные ориентации молодежи, проживающей на реабилитационных территориях. // Тезисы докл. 16−17 апреля 1998 г. Минск, 1998. с. 229.

112. Палей И. М. и др. К исследованию возрастных изменений возбудимости по перцептивным, сенсомоторным и электрокожным показателям // «Человек и общество», вып. XIII, 1973. с.42−49.

113. Паршков Е. М., Князев Ю. А., Шахбарян В. В. (под.ред.). Медицинские аспекты влияния малых доз радиации на организм детей и подростков. Сборник трудов, вып.1. Обнинск-Москва, 1992. с. 146.

114. Печко Л. П. (ред.) Экологическое и эстетическое воспитание школьников. 1984 г. с. 136.

115. Пиаже Ж. Природа интеллекта, Избр. психол. труды, М. 1969, с.61−70.

116. Поливанова К Н. Психология возрастных кризисов, М., Академия, 2000, с. 206.

117. Поспишил JL, Ваха И. Индивидуальная радиочувствительность. М.: Энергоатомиздат, 1986 с. 47.

118. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. СПб, 2001, с.69−95, 207−233.

119. Природа, общество, радиация. // Сб. избранных докладов участников Южно-Уральских общественных слушаний 1996;2001 г. Правительство Челябинской обл. Гл. управление по радиации и экологической безопасности. Челябинск, 2001 г., с. 168.

120. Пронченкова Г. Ф., Иванов A.B. Влияние электромагнитных волн на организм человека. Учебное пособие. ГОСУНЦ «Колледж», 2000. с. 27.

121. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов / Под. ред. Бодалева A.A. Л.: изд. ЛГУ, 1976 с. 248.

122. Психология подростка. Полное руководство для психологов и педагогов / Под. ред. A.A. Реана. М-СПб, 2003, с. 432.

123. Психология современного подростка. / Под ред. Д.И. ФельдштейнаМ.: Педагогика, 1987. с. 240.

124. Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности. М.: Наука, 1980 с. 208.

125. Пуни А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте, М., 1973, с. 74.

126. Пушкин А. Л Социально-экономические процессы в регионах пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС // Институт социологии. Тезисы докл. Международной научной конференции. Минск, 1999 г. с.289−290.

127. Реан A.A. Психология человека от рождения до смерти. СПб М, 2001. с. 319−396.

128. Реймерс Н, Ф. Экология, теории, законы, правила, принципы, гипотезы. М&bdquo- 1994 с. 364.

129. Ремшмитд X., Подростковый и юношеский возраст. М.: Мир, 1994 -с.319.

130. Ролевич И. В., Маленченко А. Ф., Скураб В. В. Малые дозы радиации и антропогенные загарязнители // Тезисы докл. Международной научной конференции. Минск, 1999 г. с.206−207.

131. Романенко М. Ф. Экология Кузбаса. Проблемы и перспективы. Новокузнецк, 1992 с. 76.

132. Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М., 1999. с. 613.

133. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд. Ленинградского университета, 1990 с. 256.

134. Селиванов В. И. Психология волевой активности. Рязань, 1974 с. 137.

135. Семипалатинский полигон «Алтай» Научная программа (Барнаул), Новосибирск, 1994;с.367.

136. Сергеев Г. А., Биоритмы и биосфера. М., 1976 с. 104.

137. Серебрякова P.O., Кудрявцева H.A. Эмоциональные и волевые компоненты интеллектуального потенциала: патопсихологический аспект. Вестик ЛГУ, сер. 6,1990, вып. 4, № 27. с.149−160.

138. Сеченов И. М, Избранные произведения. М., 1958 с. 413.

139. Симонов П. В. Мотивированный мозг. М., 1987. с. 314.

140. Спитковский Д. М. Концепция действия малых доз ионизирующих излучений на клетки и ее возможные приложения к трактовкемедико-биологических последствий. Радиобиология, 1992, — Т. 32, вып.З. с. 382−400.

141. Стадницкий Г. В. Социальная экология в сб. Экологические эмпиративы устойчивого развития России. СПб, 1996. с. 24−26.

142. Степанова Е. И. Акмеология основа психологии взрослых. СПб, 1997 — с. 296.

143. Талызина Н. Ф., Карпов Ю. В. Педагогическая психология: психодиагностика интеллекта. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1987 с. 63.

144. Терещенко Н. Я., Зыкова A.C. и др. (Г.Н. Ц. Институт биофизики Минздрава PC. Материалы 2 международной открытой сессии «Modus Academicus». Экология на пороге XXI века. Ульяновск, 19−21 ноября 1998 г.) с. 187−188.

145. Терещенко Н. Я., Зыкова Д. С., и др., Состояние здоровья детей, проживающих на территории, загрязненной радиоактивными веществами, Материал межд. конф., 16−17 апреля 1999 г., Минск, с. 238.

146. Территориальная комплексная программа охраны окружающей среды Кемеровской области до 2005 года: В 4 кн. Кемерово, 1993, Кн. 1−197 е.- Кн.2- 178 е.- Кн.3.-196 е.- Кн.4, — с. 212.

147. Тихомиров O.K. (1969). Структура мыслительной деятельности человека. М. ГУ, 1969 с. 304.

148. Ушаков Г. В., Солодов Г А. Экология, биосфера и человек. Учебное пособие. Кемерово, 1999 с. 136.

149. Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — с.512.

150. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том. Ун-та. Москва: Изд-во «Барс». 1997. с. 392.

151. Чижевский А. Л., Земное эхо солнечных бурь, М., 1976 с. 333.

152. Чудновская Е. И., опыт использования энергообмена в оценке физического напряжения при трудовой деятельности. Автореферат диссертации канд. психол. наук, 1970 с. 17.

153. Шагиева Н. М. Особенности развития познавательных функций у детей школьного возраста в условиях Забайкалья. Автореферат диссертации канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1997; с. 18.

154. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М.: «Логос», 1994. с. 273.

155. Штейнбах Х. Э. Влияние городской среды на поведение человека (Средовая психология), 1997. с. 25.

156. Штерн В. Умственная одаренность, СПб, 1997 с. 126.

157. Эмме А. М., Биологические часы, Новосибирск, «Наука», 1967 с. 148.

158. Ядерные испытания, окружающая среда и здоровье населения Алтайского края. Барнаул. 1993. Т. VII с. 317.

159. Якунин В. А., Мешков Н И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГК. Серия: экономика, философия, право. Вып.2.№ 11, 1980. с.55−59.

160. Якунин В. А. Педагогическая психология. СПб. Изд-во Михайлова В .А.: Изд-во «Полиус», 1998. с. 639.

161. Deary I.L. Prospects for biology of Human intelligence. // Human Evolution, vol. 3,№ 6, 1988. p. 503−513.

162. Erikson E. Childhood and Sosiety. 1967. № 4 p.631.

163. Eysenk H.J. (Ed.) The structure & measurement of intelligence. Berlin: Springer. 1982. -p.284.

164. Finch S. C. The study of Atomic Bomb Surviors in Japan. Amer. J. Med.- 1979. V. 66-p.855.

165. Fuchs G. Zum Problem der Effekte kleiner Strahlendosen / Radionuklidin Korporation // Acta med. Austriaca, 1986. — Bd.13, № 4/5. p. 86−93.

166. Gardner H. Frames of mind. The theory of Multiple intelligences. N.-Y. Basic Books, 1983. p.87−98.

167. Gardner J.K. Readings in developmental psychology. BostonToronto: Little, Brown and Co., 1982. p.432.

168. Miller A., Wilson P. Cognitive differentiation and integration: A conceptual annals. Genetic psychology monographs. 1979. V. 99. p. 3−40.

169. Royce J.R. Cognition and knowledge: psychological epistemology. In: Carterette E., Fridman M. (Eds.) Handbook of perception. 1974. V. 1. N.Y.: Acad. Press, p. 149−176.

170. Staats A. Burns G. Intellegece and child development: What intelligence is and how it is learn are functions. Genetic psychological monograph. 1981. V.104. p. 237−301.

171. Sternberg R J. Human intelligence: the model is the message. Scilncev, 1986. V 230. p. 1 111−1118.

172. Hunt E. On the nature of intelligence. Science. 1983. V. 219. № 4581. p. 141−146.

173. Thurstone L.L. The nature of intelligence. N.Y. Harcourt. Brace and Company, Inc., 1924. p. 5−170.

174. Wardell D.M., Royce J R. Toward a multifactor theory of styles and their relationship to cognition and affect. J. of Personality. 1978. V. 46 (3). p. 474−505.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой