Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Содержание и организация начальной профессиональной подготовки учащихся в условиях Центра образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понимание этого и предопределило в Центре образования г. Ставрополя процесс становления и формирования специалиста на всех этапах его обучения и в оптимальные сроки. Молодому человеку, получающему документ о начальном профессиональном образовании, необходимы знания, умения и навыки не только для работы по определенной специальности или ведения предпринимательского дела, но и для успешного… Читать ещё >

Содержание

  • профессиональной подготовки учащихся в условиях центра образования
    • 13. 00. 01. — общая педагогика, история педагогики и образования
  • ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
  • НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доктор педагогических наук, профессор
  • ГУРОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ Ставрополь

Содержание и организация начальной профессиональной подготовки учащихся в условиях Центра образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стр. 3.

ГЛАВА I. Теоретические основы содержания начальной профессиональной подготовки учащихся в условиях Центра образования 11.

1.1. Анализ состояния проблемы начальной профессиональной 11 подготовки учащихся.

1.2. Современные научные подходы к содержанию и 30 организации начальной профессиональной подготовки учащихся.

1.3. Особенности начальной профессиональной подготовки учащихся в Центре образования 54.

Результаты исследования наглядно показывают, что представления родителей и детей об идеальном педагоге не всегда совпадают, а иногда и сильно отличаются. Тем не менее, суммировав всю информацию, мы попытались создать «образ» педагога, наиболее привлекательного и успешного в педагогическом процессе в условиях Центра образования. Получилось следующее.

Это педагог по призванию, творчески относящийся к своему делу, с высокой степенью включенности в развивающее педагогическое пространство, с направленностью на успех ребенка. Он склонен к «оптимистическому» подходу к учащимся, использует демократический стиль общения, реализует единство личностного и профессионального в педагогической деятельности. Свою деятельность он строит на основе опыта работы, жизненных установок, оценки собственной успешности, рефлексии.

В личностном плане это добрый, справедливый, тактичный человек, обладающий чувством юмора и высоким уровнем культуры (поведенческой, коммуникативной и т. д.). Кроме того, это человек состоявшийся в образовательном плане, сложившийся специалист.

Безусловно, это некий идеальный образ педагога. Однако его создание и широкая пропаганда на базе Центра образования способствуют стремлению педагогов различных возрастных категорий к его достижению. Что, в свою очередь, повышает эффективность педагогического руководства начальной профессиональной подготовкой учащихся Центра.

Повышению эффективности педагогического руководства начальной профессиональной подготовкой учащихся также способствует создание на базе Центра образования музея по истории образования в г. Ставрополе и параллельное исследование по истории образования и развития самого Центра образования, который является одним из старейших учебных заведений города, первым ремесленным училищем на Северном Кавказе. Сейчас налажено сотрудничество с краеведческим музеем г. Ставрополя, для учащихся выделен специальный день для посещения.

Музей Центра образования пополняется экспонатами в результате научно-теоретической и поисково-исследовательской работы. Итогом его деятельности явилось открытие двух мемориальных памятных досок на фасаде Центра образования, посвященным бывшим ученикам, выпускникам 1927 г. и 1996 г.: Хомякову В. И. — участнику войны Испании и Великой Отечественной войны, летчику-испытателю и Герою России Духину В. А., погибшему в Чечне.

Преемственность поколений, социализация через воспитание гражданственности, изучение истории малой родины становятся равноправными (наряду со спецподготовкой) составляющими в начальной профессиональной подготовке учащихся Центра. Этому способствует также и ежегодная выставка «Семейные раритеты», в которой принимают участие и учащиеся, и их родители.

Кроме того, в рамках краевой экспериментальной площадки «Формирование личности в поликультурной среде» систематически проводится большая работа, влияющая на процесс и результат начальной профессиональной подготовки учащихся через многогранное и богатое становление их личности.

В ходе эксперимента проанализирована инвариантная часть учебного плана и выявлено ядро, обеспечивающее приобщение учащихся к общекультурным и национальным ценностям. Все это как компонент содержания образовательного стандарта нашло свою реализацию в учебных предметах.

В ходе эксперимента была проведена большая работа по анкетированию участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей.

Что касается воспитательного аспекта экспериментальной работы, то здесь ведется поиск новых подходов к решению проблем формирования личности в условиях поликультурной среды. Его цель — убедить учащихся, что духовные и культурные ценности различных народов представляют собой проявление особенностей их быта, труда, менталитета в едином культурно-историческом процессе. Все это способствовало формированию современной ситуации в школе, характеризующейся духом товарищества, толерантности, взаимного уважения учителя и ученика.

Что касается педагогического руководства в рамках внеклассной деятельности, то самой яркой формой его проявления стало регулярное проведение КВН между учениками и учителями. Эта форма оказалась настолько успешной, что команда педагогов принимала участие в городских фестивалях школ, в конкурсе команд КВН всех учебных заведений города. В итоге команде КВН учителей Центра образования посчастливилось войти в краевую лигу КВН после участия в фестивале КВН «Большая перемена».

Педагогическое руководство процессом начальной профессиональной подготовки мы также видим и в оказании социально-психологической поддержки, и в осуществлении педагогической коррекции поведения учащихся. В Центре образования созданы медицинская и психологическая службы, которые участвуют в педагогическом процессе и помогают работе учителей. Благодаря тесному сотрудничеству, классные руководители и воспитатели решают проблемы возрастной психологии, налаживают и используют связи с городским Центром медицинской профилактики, наркологическим диспансером.

Обозначенный аспект деятельности Центра образования крайне важен, поскольку сама практика, к сожалению, гласит: подавляющее большинство учащихся системы начального профессионального образования (в том числе и Центра образования) — дети с отклонениями от нормы в физическом плане, с психологическими проблемами, девиантным поведением. Академик РАО Е. В. Ткаченко отмечает, что «более 90% учащихся, завершивших общее, среднее и начальное профессиональное образование, имеют отклонения в здоровье психоневрологического плана, а также в зрении, осанке, в желудочно-кишечном тракте. В связи с этим настала пора ставить вопрос о том, что здоровье детей является на сегодня более важным фактором, нежели само образование, что на современном этапе следует скорректировать в системе образования, проводить обучение не столько в рамках заранее определенной программы, сколько создавать учебные программы под соответствующего учащегося, с учетом его развития и состояния здоровья».

Все это осложняется тем, что у молодежи как субъекта образования и воспитания нет собственной истории. Она менее взрослых связана с догмами и обычаями, обладает высокой социальной динамичностью, быстрым восприятием нового как положительного, так и отрицательного. Однако при всей относительной самостоятельности учащиеся нуждаются в постоянном наставлении, советах, разъяснении типовых ситуаций и ошибок.

В своей деятельности мы не сводим процесс воспитания и реабилитации к правовому и идеологическому воздействию на маргинальную часть молодежи, сдерживанию негативных проявлений. Мы не ставим своей целью «бороться» с молодежью, а напротив, обеспечиваем ей поддержку и ситуацию взрослого ненавязчивого наставничества.

Подобное наставничество приходится осуществлять в ситуации, когда у учащегося нет уверенности в том, что успешно закончив образовательное учреждение, он сможет работать в той области, которая его привлекает и соответствует полученному образованию. А те, кто получает возможность работать, должны быть не только квалифицированными специалистами, но и обладать рядом социальных навыков: уметь общаться с различными категориями людей, быть способными к работе в команде, заинтересовывать и мотивировать других.

Все сказанное выше легло в основу организации и осуществления педагогического руководства процессом начальной профессиональной подготовки путем оказания социально-психологической поддержки и предоставления возможности педагогической реабилитации.

Специфика педагогического руководства в деятельности Центра образования объективно задается сферой типичных девиаций в развитии его учащихся. Наша практика показывает, что, как правило, это отклонения в области этики, состояния здоровья, поведенческих навыков, конфликты с моралью и правом, девиации в системе ценностных отношений, включая настрой на такие общественные институты, как семья, армия, трудовая деятельность, структурирование времени с помощью социально нежелательных видов и способов деятельности, общение в рамках групп с антисоциальным поведением.

Собственно ведущими направлениями компенсаторновосстановительной деятельности Центра образования являются:

— оздоровительные занятия;

— правовое просвещение;

— подготовка к семейной жизни;

— военная подготовка юношей;

— коррекция общения;

— просвещение и развитие способностей в сфере культуры;

— структурирование свободного времени учащихся и обеспечение возможностей самоутверждения с помощью социально приемлемых видов деятельности.

Более детально способы и формы организации, а также содержательные аспекты реализации этих направлений рассмотрены в п.п. 2.1 и 2.2 главы II, поэтому подробно на них мы останавливаться не будем.

Итак, учащиеся, требующие педагогической реабилитации, либо завышают, либо занижают свою самооценку. Все-таки большинство учащихся считают себя лучше, чем они есть на самом деле. Завышенный, не соответствующий возможностям уровень притязаний не дает возможности правильно оценивать себя, свои достижения. Отсюда неверие в свои силы и возможности и, естественно, неуспех, которого при трезвой реальной самооценке могло бы и не быть. Неуспех в учебной деятельности, например, влечет за собой снижение, а то и потерю интереса к ней.

Эта потеря интереса несколько компенсируется интересом к трудовой деятельности, т.к. в ней легче добиться хотя бы внешнего успеха, предметного результата, да и сама трудовая деятельность протекает проще, не требует такого нервного напряжения, как умственная. Именно в получении профессии учащиеся видят возможность утвердиться в жизни, обрести нравственное достоинство в современных условиях. При этом они стремятся овладеть теми профессиями, которые позволяют достичь самостоятельности, независимости, отличаются новизной и современностью, позволяют быть конкурентоспособным на рынке труда.

Цени себя, знай себе цену, не чувствуй себя хуже и ниже других" - с такой установкой проходят обучение и воспитание в Центре образования. Созданием благоприятного психологического климата, формированием у учащихся положительного самовоспитания, чувства собственного достоинства занимаются социальные педагоги и педагог-психолог Центра образования.

Укреплению чести и достоинства учащихся способствует их правовая грамотность. В Центре образования мы знакомим учащихся с отечественным законодательством, международной «Конвенцией о правах ребенка». Разработаны и проводятся спецкурсы: «Право и закон», «Экономика и право», «Живое право». Данные занятия показали, что учащиеся не умеют строить правильные отношения с окружающими в основном из-за отсутствия у них необходимого опыта (знаний, умений, навыков), положительного общения, средств и способов применения этого опыта в повседневном поведении. У них не развито как чувство уважения к собственной личности и к личности окружающих, так и деликатность, умение владеть собой и идти на компромиссы, считаться с мнением других, если оно не совпадает с их собственным, и т. д. Все это с неизбежностью ведет к возникновению постоянных эмоциональных и смысловых барьеров, трений и конфликтов. Конфликтность, грубость и агрессивность являются характерными особенностями этих учащихся в отношениях с окружающими, в частности с педагогами.

В соответствии с вышеизложенным, задачами педагогического руководства начальной профессиональной подготовкой учащихся в области оказания социально-психологической поддержки и обеспечения условий педагогической реабилитации на базе Центра образования мы ставим :

1) формирование у учащихся базисных личностных качеств :

— нравственные социально приемлемые качества личности;

— позитивное отношение к учению;

— умение включаться и поддерживать деловое общение, владение основными речевыми умениями;

— способность к рефлексии и творчеству;

2) подготовка выпускников Центра образования к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

3) формирование у выпускников более высокого уровня социальной зрелости.

Подводя итог, можно отметить, что в Центре образования действует рейтинговая система отслеживания результатов развития классных коллективов, ведутся паспорта классов. Отрабатываются возможности алгоритмизации учебной деятельности, внедряются приемы интерактивной техники и различные формы взаимодействия педагогов и учащихся. Складывается техника работ малых групп (коллегий): информации, науки, здоровья, безопасности, ремесла. Цель деятельности коллегий — побуждение к реализации творческих сил всех учащихся, к желанию работать согласованно, как одна команда. Информация, научные знания, эстетика, здоровье, безопасность заявляются как базовые ценности, осваиваются в целенаправленной развивающей деятельности, реализуются в практике обыденной жизни учащихся.

Таким образом, благодаря организованному педагогическому руководству, в начальной профессиональной подготовке учащихся проявляется способность определения актуальной информации, навыки ее поиска, преобразования и использования, стремление к объективным научным знаниям, способность к освоению рациональных способов учения, реализация и развитие эстетической культуры, возможностей свободного духовного и предметного творчества, освоение средств и навыков поддержания своего здоровья, оказание милосердной помощи окружающим.

Подобная работа требует от учителей высокой квалификации, исследовательской и аналитической деятельности, поэтому многие члены педагогического коллектива Центра образования обобщают свой опыт, выступая на городских и краевых мероприятиях, публикуя свои статьи в информационно-аналитических сборниках.

Нельзя не упомянуть о таком важном аспекте педагогического руководства, как действующая школа наставничества. В Центре образования, в том числе и на кафедре профессиональных дисциплин, к молодым специалистам прикреплены опытные педагоги-наставники, оказывающие им постоянную методическую помощь. Такая школа наставничества уже реально дала свои положительные результаты.

На кафедре профессиональных дисциплин Центра образования регулярно проводятся заседания, посвященные различным аспектам начальной профессиональной подготовки учащихся, в том числе и вопросу педагогического руководства упомянутым процессом. Так, одно из последних открытых заседаний кафедры было посвящено именно этому вопросу. Решения, принятые на заседании, являются своего рода обобщением всего, о чем шла речь в данном параграфе и диссертации в целом:

1. Строить работу кафедры на основе постоянного анализа результатов, проблем и перспектив развития профессионального обучения в Российской Федерации, Ставропольском крае и Центре образования.

2. Практиковать совместные заседания кафедр Центра по решению вопросов дальнейшего педагогического руководства начальной профессиональной подготовкой учащихся.

3. Создать банк информационно-дидактического обеспечения по введению на всех образовательных кафедрах компьютерного контроля и анализа знаний, умений и навыков учащихся.

4. Уделять постоянное внимание повышению качества работы кафедры профессиональных дисциплин, ее управлению, непрерывному совершенствованию и расширению предоставляемых населению образовательных услуг в целях социальной защиты молодежи средствами образования и повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

5. Усилить личностно ориентированный подход как способ не только обучения, но и развития личности. Уходить от директивного управления и построения обучения, когда обучаемый является субъектом, в сторону организации поддержки и стимулирования познавательной деятельности учащегося как творческой личности в процессе педагогики сотрудничества.

6. Систематически и целенаправленно проводить мониторинг качества обучения на основе существующих стандартов, осуществляя взаимосвязанную структуру контроля: входной, текущий, итоговый.

7. Добиваться сформироваиности профессиональных и коммуникативных умений будущего специалиста, а также мотивации получения специальности и перехода к производительному труду.

8. Участвовать в федеральных и региональных конкурсах в сфере начальной профессиональной подготовки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Будущее России во многом зависит от профессионализма, эрудиции и активности молодых специалистов. Уровень и качество образования имеют в этих условиях особое значение и свои критерии. Поэтому к обучению предъявляются требования, соответствующие времени со всеми его сложностями и проблемами.

Понимание этого и предопределило в Центре образования г. Ставрополя процесс становления и формирования специалиста на всех этапах его обучения и в оптимальные сроки. Молодому человеку, получающему документ о начальном профессиональном образовании, необходимы знания, умения и навыки не только для работы по определенной специальности или ведения предпринимательского дела, но и для успешного вхождения в рынок труда в условиях конкуренции. Социально-профессиональную направленность необходимо соотносить со сложившейся в регионе структурой предприятий, форм собственности и организации производственной деятельности. Расслоение общества и низкий жизненный уровень части населения, сложившаяся демографическая обстановка, изменившийся рынок труда поставили перед Центром образования задачу поиска новых подходов и методов обучения, а также оказание молодежи определенной социальной поддержки средствами профессионального образования.

За отправную точку нашей опытно-экспериментальной деятельности мы взяли выдержку из заключительных документов «круглого стола» промышленников Европы: «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группекомандный дух и вкус рискачувство ответственности и личная дисциплиначувство инициативы, любознательности, творчествадух профессионализмастремление к совершенствучувство соревновательностичувство служения общему делупатриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия». (Европейское образование — к обучающему обществу, Брюссель, 1994 г.).

В свете сказанного работа Центра образования в условиях инновационной деятельности — поиск комплекса мер и организационных решений повышения не только качества профессионального образования, но и способа выживания и развития самого учебного заведения в условиях современного финансирования, создание хозяйственного механизма адаптации к меняющимся условиям и требованиям общества, реалиям экономики региона и страны, обеспечение связей начального профессионального образования с потребностями рынка труда, привлечение служб занятости, создание системы переподготовки кадров для заинтересованных учреждений и организаций.

Проведенное исследование в целом позволило сделать ряд общих выводов:

1. В современной науке и практике начальная профессиональная подготовка рассматривается как процесс, непосредственно включающий учащихся уже в момент обучения в сферу экономических отношений, материального производства. Подобный «включенный» характер обучения не только вооружает учащихся практическими навыками, но и превращает учебное заведение и предприятия в равноправных членов системы социального партнерства.

2. Деятельность образовательного учреждения по начальной профессиональной подготовке учащихся требует использования целого ряда вариативных форм обучения, выбор которых определяется возможностями и потребностями самого учащегося. Это предопределяет переход учреждения к инновационной деятельности, т. е. переход в категорию учреждений инновационного типа.

3. Одной из важнейших составляющих деятельности учреждения, обеспечивающей эффективность начальной профессиональной подготовки учащихся является грамотное педагогическое руководство образовательным процессом. Это, в свою очередь, требует обеспечения системы начального профессионального образования преподавательскими кадрами высокого уровня, имеющими возможность повышения квалификации и переподготовки.

4. Педагогическое руководство начальной профессиональной подготовкой своей неотъемлемой частью имеет функцию социально-экономической поддержки и педагогической реабилитации учащихся. Практика работы убедительно показывает, что именно приобретение профессии (востребованной, окупаемой) предоставляет учащемуся самостоятельность, определенную независимость и, главное, социальную устойчивость и уверенность.

Дальнейшее углубление и совершенствование избранной проблемы мы видим в двух направлениях: научно-организационном: углубление и расширение междисциплинарных, межотраслевых и межрегиональных связей для решения проблем начальной профессиональной подготовки учащихся;

— практико-методическом: создание сети семинаров и «круглых столов» научно-практической направленности в рамках Ставропольского края для учреждений, осуществляющих начальную профессиональную подготовку учащихсясоздание курсов повышения квалификации для педагогов учреждений начального профессионального образования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. — Ставрополь: Кавказский край, 1996. -48 с.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании»: Федеральный закон от 13.01.96 № 12−83 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Изд-во Государственной Думы РФ. — 1995.-85 с.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета. 1996. — 29 августа.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 29.04.96 № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».
  6. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.96 № 884 «О доктрине развития российской науки».
  7. Указ Президента Российской Федерации от 05.12.96 № 1641 «О федеральной целевой программе: Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997−2000 годы».
  8. Указ Президента Российской Федерации от 17.12.97 № 1300 «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации».
  9. Указ Президента Российской Федерации от 13.06.96 № 902 «О поддержке Российской Федерацией процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств».
  10. Конвенция о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда // Официальные документы в образовании. 2004. — № 23. — С.24−30.
  11. Приказ Минобразования России от 08.07.03. № 2946 «О реализации решения коллегии Минобразования России от 24.06.03 № 10/1 «О деятельности органов управления образованием субъектов РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  12. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.92 № 33 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи».
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.97 «О мерах по реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации».
  14. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.97 № 908 «О концепции реформирования системы начального профессионального образования».
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.05.98 № 453 «Концепция реформирования российской науки».
  16. Приказ Минобразования России от 30.04.97 № 834 «Об организации научно-методического обеспечения Федеральной программы развития образования в России».
  17. В. Н. Приоритеты реформирования начального профессионального образования в Новгородской области // Модернизация образования в Новгородской области: опыт и перспективы. Сборник материалов. Великий Новгород: НРЦРО, 2003. — С. 113 — 125.
  18. Адаме Арвил В., Мидлтон Дж., Зайдерман А. Доклад Всемирного банка о политике в области профессионального образования // Перспективы.
  19. Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. № 2. — 1993. -С. 7−24.
  20. Актуальные вопросы развития средней специальной школы РФ: Сборник статей. Воронеж, 1977.
  21. Актуальные проблемы развития профессионально-технического образования // Научно-практическая конференция. Ленинград: ВИПК, 1999.- 144 с.
  22. Л.П., Укке Ю. В. Пути реализации потребности в непрерывном образовании. М.: НИИВО, 1990. — 40 с.
  23. С.Ю. Непрерывное образование: опыт развитых стран // Педагогика, 1990,-№ 8. -С. 131−136.
  24. Ф.В. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы. 1991. — № 2. — С. 17−21.
  25. Аналитический доклад «Анализ и оценка современного состояния и развития среднего и высшего профессионального образования». -М.: НИИВО, 1997.-94 с.
  26. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1 М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
  27. В. П. Каким быть начальному профессионально-техническому образованию? // Профсоюзы. Междунар. изд. 1991.- № 1. — С. 14.
  28. М.К. и др. Психолого-педагогические основы, формирующие личность учащихся профтехучилища: Пособие. М.: Высшая школа, 1991.-268 с.
  29. П.Ф. Российское среднее профессиональное образование: проблемы и перспективы / Инновации в российском образовании. Среднее профессиональное образование. М.: Изд-во МГПУ, 1999. — С. 5−10.
  30. О. Н., Бухарова Г. Д. Обоснование и разработка профессионально-личностной модели выпускника колледжа // Профессиональное образование. 2003.- № 1. — С. 47−57.
  31. С.Я. Методы теоретического и производственного обучения в условиях многоуровневой подготовки. СПб., 1996. — 66 с.
  32. М.П. Методологические основы развивающего обучения / АПН СССР, НИИ профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1991.-230 с.
  33. А.В. Педагогическая система преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе / Российская академия образования. Институт профессионально-технического образования, 1996. С. 43−50.
  34. С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М.: Педагогика, 1988. — 102 с.
  35. Белая книга Российского образования. М., 2000. — 246 с.
  36. М.Г., Смирнов И. П. Современные основы реабилитационной педагогики в профессиональном образовании / Академия профессионального образования. М., 2000. — С. 14−22.
  37. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. СПб.: Радом, 1997. — 226 с.
  38. А.П. Концептуальные основы развития начального профессионального образования. СПб., 1995. — 178 с.
  39. А.П. Политеоретические основы многоуровневой профессиональной подготовки. СПб., 1995. — 94 с.
  40. А.П. Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1991.-214 с.
  41. П.П., Андреева М. К. Проблемы всеобщего профессионального обучения в средних профтехучилищах. М.: Высшая школа, 1985. — 148 с.
  42. А.П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. — № 8. — С. 3−8.
  43. B.C. Содержание и организация руководства учебно-вопитательным процессом в училище. М.: Высшая школа, 1985. — 170 с.
  44. В.А., Бутко Е. Я., Лейбович А. Н. Основные направления реформы начального профессионального образования / Инновации в российском образовании. Начальное профессиональное образование. М.: Изд-во МГУП, 1999. — С. 6−22.
  45. Большая Советская Энциклопедия. 3-е изд.: В 30 т. Т.21. М., 1972, — С. 423.
  46. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Ростов н/Д, 1995. — 220 с.
  47. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000. — 352 с.
  48. М.И. и др. Развитие личности учащихся в процессе общения. Киев: Высшая школа, 1989. — 164 с.
  49. А.П. Профессиональное образование в России // Общество и экономика. 1996. — № 6. — С.79−89.
  50. Е.В. Педагогические аспекты правового обеспечения образования (проблемы начального профессионального образования). Автореф. дисс. канд. пед. наук. Москва, 1998. — 21 с.
  51. Е .Я. Особенности функционирования и развития системы профессионального образования России в условиях перехода к рыночной экономике / Профтехобразование России: Итоги XX века и прогнозы: В 2 т. Т. 1.-М., 1999.-423 с.
  52. О.А., Кучинская Г.К. Центр непрерывного профессионального образования в малом городе с многопроизводственной экономикой
  53. Модели непрерывного профессионального образования. М.: РАО.1996.-Вып. I.
  54. JI.H., Михайлова З. Е. Организация изучения, обобщения и внедрения передового опыта в учебно-воспитательный процесс. М.: Высшая школа, 1985. — 136 с.
  55. Г. Н. Проект интегративно-мо дульной технологии для обучения рабочих по слесарным профессиям в профессиональных училищах. СПб., 1996. — 42 с.
  56. В. Н. Школа взрослых. Теория и методика реабилитирующего обучения.- Ульяновск, 2002.- 113 с.
  57. Всемирный доклад по образованию: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии. ЮНЕСКО, Барселона, 1998. — 48 с.
  58. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.
  59. .З. Социальная педагогика и процесс формирования личности / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. 1. М.: Тула, 1996. — С. 59−72.
  60. .Л. Интернационализация современного мира и образование. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М., 1999. -С. 176−203.
  61. Высшее образование в XXI веке, подходы и практические меры. Всемирный статистический обзор по высшему образованию 1980−1995 гг. ЮНЕСКО, Париж, 1998, 5−9 октября. С.23−45.
  62. А.А. Профобразование и рынок труда // Профобразование.1997.-№ 1.- С.8−10.
  63. JI.А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 284 с.
  64. Л.А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. -М.: Ореол, 1997. 140 с.
  65. Л.А., Смирнов И. П. Национальный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. М., 1997. — 144 с.
  66. .С. Философия образования для XXI века— М.: Совершенство, 1998. 605 с.
  67. А.Т. Образовательный менеджмент в профессиональном лицее.-М., 1999. 112 с.
  68. Глоссарий терминов профессионального образования. Турин, 1998. — 26 с.
  69. Го луб С. Б. Профессиональное образование как социально-педагогическая проблема // Специалист.- 1999. № 10, — С. 37 — 39.
  70. Г. А. Вариативные модели управления учреждениями начального профессионального образования. СПб., 1996. — 58 с.
  71. В. Я., Мохов М. А. Основные направления и принципы системы непрерывного образования // Профессиональное образование. -2003, — № 1, — С. 11−14.
  72. В.И. Мониторинг начального профессионального образования. Дисс. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 2000. — 177 с.
  73. Н.Г. Самоактуализация в процессе социальной адаптации личности студентов // Среднее профессиональное образование. 1996. -№ 4.- С. 20−21.
  74. Н. И. Состояние и перспективы развития непрерывного профессионального образования в Ставропольском крае / Инновации в Российском образовании. Москва: МГУП. — 2000. — С. 106−110.
  75. Н.К. Профессионально-техническое образование в современных условиях. М.: Высшая школа, 1991. — 68 с.
  76. И.Д. Пространство детства: проблемы гуманизации. Москва- Ижевск, 1999.- 104 с.
  77. В. Золотая середина: О роли среднего профессионального образования в современном обществе // Поиск. 1998. — № 41. — С. 10.
  78. Ф.Е. Научные основы современных реформ в начальном профессиональном образовании. -М.: Издательский центр АПО, 2000. -203 с.
  79. Доклад международной комиссии по образованию 21 века, представленный для ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище». -М.: Изд. ЮНЕСКО, 1997. 295 с.
  80. JI. И. Структура и основные принципы построения адаптивных методических систем для профессионального образования // Профессиональное образование. 2003. — № 1.- С. 58−66.
  81. О.Я. и др. Система профессионального обучения по интегрированным группам профессий. СПб., 1996. — 88 с.
  82. А.А., Романцев Г. М., Ткаченко Е. В. Профессионально-педагогическое образование России: Организация и содержание. -Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф.-пед. ун-та, 1999. 234 с.
  83. Задачи по профессиональной педагогике. М.: Высшая школа, 1987. — 164 с. 86.3агвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Книга для социальных педагогов и социальных работников. -М., 1995.-200 с.
  84. В.Б. Эффективность деятельности органов управления НПО в регионе. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 1999. — 22 с.
  85. История социальной педагогики / Под ред. Галагузовой М. А. -М: Владос, 2000. 543 с.
  86. Из опыта работы краевой экспериментальной площадки Центра образования г. Ставрополя. Формирование личности в поликультурном пространстве. Ставрополь, 2002.- 64 с.
  87. Инновации в российском образовании: Среднее профессиональное образование, 1999. М.: Изд-во МГУП, 1999. — 180 с.
  88. Инновации в российском образовании: Начальное профессиональное образование, 1999. М.: Изд-во МГУП, 1999. — 202 с.
  89. Инновации в российском образовании: начальное профессиональное образование, 2000 г. М.: Издательство МГПУ, 2000. — 152 с.
  90. Инновация и эксперимент в профессиональном образовании: из опыта работы. Ставропольский ИРО, 1999. — 78 с.
  91. Интеграция содержания общего и профессионального обучения в профтехучилищах / Под ред. А. А. Плинской. Томск, 1988. — 132 с.
  92. А.Р. На пути к профессии. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. -63 с.
  93. Исследование приоритетных проблем развития профтехобразования. Сборник результатов научных исследований / Сост. Смирнов И. П., Глазунов А. Т. М., 2001.- 102 с.
  94. В.Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем в условиях многоканального финансирования: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Москва, 1998. — 28 с.
  95. В.Г. Педагогические основы управления профессиональным лицеем в условиях многоканального финансирования: Дисс.. канд. пед. наук. М.: ИРПО, 1998, — 150 с.
  96. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М., 2000. — 222 с.
  97. О.А., Макарычев А. С. Регионализм в России: проблема определения понятия // Регионология. 1999.- № 2. — С. 140−172.
  98. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.- Вступила в силу 17 декабря 1975.
  99. В.Б. Инновационная технология обучения // СПО.- 2001. -№ 12, — С. 24−36.
  100. Конвенция о техническом и профессиональном образовании. -Вступила в силу 29 августа 1991.
  101. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Начальная школа. 2002.- № 4.
  102. Концепция содержания непрерывного образования // Начальная школа.- 2000.- № 29.
  103. Концепция начального профессионального образования // Профессионал. -1997. -№ 1−2, — С. 2−11.
  104. Концепция программы «Развитие государственно-общественного управления системой образования на принципах федерализма» // Регионология. 1998.- № 3. — С. 34−48.
  105. Концепция реформирования начального профессионального образования. М., 1997. — С. 56.
  106. Концепция современной региональной образовательной политики в Российской Федерации // Регионология. 1999 .- № 2. — С. 36−47.
  107. С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. М.: Высшая школа, 1986. — 61 с. -(Библиотечка руководителя профтехучилища).
  108. С.И., Ромашин В. А. Технические средства обучения в профессиональной школе. М.: Высшая школа, 1988. — 230 с.
  109. Э.М. Формы и методы работы с подростками. Киев: Высшая школа, 1978. — 70 с. — (Профтехобразование. Морально-этическое воспитание учащихся).
  110. В.М. Психолого-педагогические условия формирования личности учащихся // Народное образование. 1994. — № 2. — 142 с.
  111. Ф. Кризис образования в современном мире. Системный анализ. М.: Прогресс, 1970. — 261 с.
  112. К.Г. Профессиональная подготовка и переподготовка безработных. -М, 1998. С. 2−14.
  113. Р.С. и др. Прогнозирование и реализация модели подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих в профтехучилищах региона. СПб., 1996. — 75 с.
  114. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  115. А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. М.: Высшая школа, 1996. — 240 с.
  116. В.М., Гуревич Р. С. Преемственность содержания трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся. М.: Высшая школа, 1990.- 109 с.
  117. А.И. Индивидуализация обучения рабочих в системе переподготовки и повышения квалификации. СПб., 1996. — 92 с.
  118. Т. Ю. Диверсификация профессионального образования. -М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2000. 97 с.
  119. А.Е. Комплект экспериментальных учебных модулей образовательной подготовки взрослых (экстернат, дистанционное обучение). СПб., 1998. — 108 с.
  120. Материалы Международной конференции «Окружающая среда и общество: образование и информирование населения в интересах устойчивости». Фессалоники, Греция, 1997, 8−12 декабря.
  121. Материалы Международной конференции «Экологическое образование и воспитание на пороге XXI века». Москва, 1998, 28−30 января.
  122. Материалы международной конференции «Проблемы непрерывного профессионального образования в странах, переходящих к устойчивому развитию». Москва, 1998, 9−13 ноября.
  123. Материалы Комитета по образованию и науке Государственной Думы по общественному обсуждению проекта Федеральной программы развития образования. Москва, май 1997.
  124. Материалы парламентских слушаний «О концепции реформирования системы образования Российской Федерации». Москва, 1998, 20 января.
  125. Материалы подгруппы «В» Европейского фонда образования. Турин, март 1999.-38 с.
  126. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. М.: Логос, 1993.
  127. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Вступил в силу 3 января 1976.
  128. Методика изучения личности учащихся ПТУ. М.: Высшая школа, 1989.-62 с.
  129. Методологические основы теории многоуровневой профессиональной подготовки в новых типах учебных заведений профтехобразования: Сб. науч. трудов / Под ред. А. П. Беляевой, С. Я. Баева, Н. Ф. Золотухина, И. А. Ивлевой. СПб., 1995. — 118 с.
  130. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М.: Издательский дом Ореол-лайн, 1998. — 160 с.
  131. В.И., Смирнов И. П. Региональная модель профессионального образования. М.: Ореол-Лайн, 1998. — 160 с.
  132. В.В., Смирнов И. П. Рынок труда и профессиональное образование / Издательский центр Академии профессионального образования. М., 2001. — 172 с.
  133. И.Н., Малов C.JI. Психология производственного обучения. -М.: Высшая школа, 1990. 206 с.
  134. Г. В. Стратегия реформирования системы среднего профессионального образования. М., 1995. — 140 с.
  135. А.Я. Педагогические основы профессионального обучения молодых рабочих. М.: Высшая школа, 1987. — 42 с.
  136. Научно-технический прогресс: Словарь. М., 1987. — 130 с.
  137. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751.
  138. Национальная доктрина образования // Поиск. 2000, 13 октября. -№ 41.-С.12−23.
  139. A.M. Профессиональное образование России: Перспективы развития. М., 1997. — 254 с.
  140. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. -М.: Высшая школа, 1986. 288 с.
  141. A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  142. П.Н. Опережающее образование. М., 1997. — 341 с.
  143. Новые исследования в профессиональном образовании: Сб. науч. статей. М.- Ноябрьск, 1998. — 108 с.
  144. Новые модели финансирования профессионального образования / Под науч. ред. И. П. Смирнова. М., 1996. — 152 с.
  145. В.А. Проблемные вопросы развития среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 1996. — № 9 — С. 2 — 4.
  146. Обзор национальной образовательной политики. Российская Федерация//ОЭСР, 1998.
  147. Образовательная политика на современном этапе / Доклад Катанандова С. на заседании Государственного Совета РФ, август 2001 // Управление школой. 2001. — № 32 — 33.
  148. Опыт руководства педагогическим и ученическим коллективами: Сборник. М.: Высшая школа, 1987. — 69 с. (Реформу профтехобразования — в жизнь).
  149. Организационные основы производственного обучения учащихся для работы на предприятиях в условиях экономической реформы: Сб. науч. тр./ВНИИ профессионально-технического образования / Под ред. В. И. Барило. Д.: ВНИИ профтехобразования, 1990. — 118 с.
  150. Основные направления национальной и региональной политики Ставропольского края. Комплексная программа гармонизации межэтнических отношений в Ставропольском крае на 2000−2005 гг.: Постановление губернатора Ставропольского края № 798 от 31.12.99.
  151. Отчет о работе Российской академии образования за 1995 год (часть 1). М.: 1996.-218 с.
  152. Отчет о работе Российской академии образования за 1996 год (часть 2). -М.: 1997.-266 с.
  153. Отчет о работе Российской академии образования за 1997 год (часть 1). -М.: 1998.-321 с.
  154. Отчет о работе Российской академии образования за 1998 год (часть 1). -М.: 1999.- 118 с.
  155. Очерки истории профессионально-технического образования в СССР / Под ред. Батышева С. Я. М.: Педагогика, 1981. — 100 с.
  156. Ю.Н. Модель непрерывного профессионального образования. Н. Новгород: Ай-Кью, 1994. 352 с.
  157. И.И. Педагогические основы межпредметных связей. М.: Высшая школа, 1985. — 79 с. — (Библиотечка руководителя профтехучилища).
  158. . Профессиональная школа в становлении менеджмента и цивилизации рынка // Российский экономический журнал. 1995. -№ 1. — С. 54−59.
  159. Н.Ю., Журавлева Е. Е. Научно-методические основы проектирования инновационных образовательных учреждений с учетом национально-региональных особенностей. Казань: ИССО РАО, 1996. -225 с.
  160. Проблемы всеобщего профессионального образования молодежи: Сб. науч. тр. ВНИИ профессионально-технического образования, 1987. С. 54 -76.
  161. Проблемы интеграции профтехобразования и производства: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ профтехнического образования / Под ред. В. В. Шапкина. Л.: НИИ профтехобразования, 1991. — 68 с.
  162. Проблемы организации профессионального образования на интегрированной основе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. С. Тюнникова. М.: АПН СССР, 1990.-86 с.
  163. Проблемы развития лицеев и колледжей в России: Матер. Всерос. науч.- практ. конф. / Под ред. А. П. Беляевой: В 2-х ч. 4.1. С. 23 — 35.
  164. Проблемы совершенствования содержания общего среднего образования в профессиональной школе: Сб. науч. тр. / Под ред. А. А. Кирсанова. М.: АПН СССР, 1989. — 100 с.
  165. Программа развития муниципальной системы образования и науки в г. Сургуте на 1999−2003 г.: Информационный сборник / Под ред. Н. Я. Стрельцова. Сургут: Дефис, 1999. — 138 с.
  166. Программа развития среднего профессионального образования Ростовской области на 1997−2000 гг. Ростов на Дону, 1997. — 23 с.
  167. Программа стабилизации и развития образования Красноярского края на 2000−2003 гг. Красноярск, 2000. — 85 с.
  168. Программа-прогноз подготовки специалистов со средним профессиональным образованием РТ 1996−2000 гг. / Под ред. Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИССО РАО, 1997. — 28 с.
  169. Проектирование региональной системы среднего профессионального образования в рыночных условиях: Пособие. Казань, 1996. — 124 с.
  170. Профессиональная коммуникация и деятельность в развитии личности специалиста: Материалы научно-практической конференции Ставропольского СКПУ, 1999. 156 с.
  171. Профессиональная подготовка рабочих в системе непрерывного образования развитых стран мира / Под ред. Г. С. Гуторова. СПб., 1996. — 123 с.
  172. Профессиональное образование в России. Новые тенденции: Тезисы докладов научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 21−22 сентября 1993 / Министерство образования РФ. — СПб, 1993. — 52 с.
  173. Профессиональное образование в Сибири. Ежегодник. Приложение к журналу «Образование в Сибири». Красноярск. — 2000. — № 1.- 127 с.
  174. Профессиональное образование в XXI веке: Материалы второго международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, Республика Корея, 26−30 апреля 1999.
  175. Профессиональное образование во Франции, 1973.
  176. Профессиональный лицей: концепция, типовой (примерный) устав, модель учебного плана / Институт развития образования / Сост. Ю. А. Лобейко и др. Ставрополь: ИРО, 1995. — 38 с.
  177. Профтехобразование России: итоги XX века и прогнозы / Под ред. Смирнова И. П.: В 2-х т. Т.1. М.: ИРПО, 1999. — 424 с.
  178. Профобразование России: итоги XX века и прогнозы / Под ред. Смирнова. И.П.: В 2-х т. Т.2. М.: ИРПО, 1999. — 816 с.
  179. Jl.В. Современные психолого-педагогические проблемы профессионального обучения: Лекция / Центр, ин-т. усовершенствования врачей. М.: ЦОЛИУВ, 1990. — 17 с.
  180. Развитие проблемы системы профессионального образования и обучения в Содружестве Независимых Государств и Монголии: Тематический обзор отчетов Национальных наблюдательных советов. -Консорциум ГУ О, 1998. 40 с.
  181. Реализация индивидуального подхода к трудному школьнику в воспитательной работе / Сост. Ахияров К. Ш., Юричка Ю. А. Бирск, 1986. — 134 с.
  182. Развитие содержания профессионального обучения в рамках концепции различных форм профтехобразования: Сб. науч. тр. / ВНИИ профтехнического образования / Под ред. Куприянова А. А. Л.: ВНИИ профтехобразования, 1990. — 80 с.
  183. Разработка социологического прогноза развития систем образования взрослых. СПб., 1996. — 56 с.
  184. В.М. Программирование и организация самостоятельной работы учащихся. М.: Высшая школа, 1989. — 52 с. -(Профтехобразование. Обмен опытом работы).
  185. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / ВНИИ профтехобразования. М.: Высшая школа, 1990. — 79 с.
  186. Региональная политика и национальная доктрина образования. М.: Издательство АПО, 1999. — 38 с.
  187. Региональная политика и национальная доктрина образования / По материалам собрания Академии профессионального образования. М., 1999.-62 с.
  188. Региональные системы начального профессионального образования. Проблемы развития, внебюджетная деятельность. М.: ИРПО, 2000. -106 с.
  189. Резолюция V съезда Российского союза ректоров высших учебных заведений «О ситуации в области высшего образования и мерах по выходу из создавшегося кризиса». М., 27 июня 1998.
  190. Решение Коллегии Минобразования России от 11.02.97 № ½ «Об организации работы по выполнению Федеральной программы развития образования в России».
  191. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 207 с.
  192. Реформа и развитие высшего образования. Программный документ. -ЮНЕСКО, 1995.
  193. Роль профессионально-технического образования в образовательной системе Российской Федерации // Бюллетень ЮНЕСКО / Под ред. Смирнова И. П. М., 1995. — 32 с.
  194. Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. -Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 333 с.
  195. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 1. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: БСЭ, 1998. — С. 340.
  196. М.В. Теоретические основы разработки государственного стандарта общего среднего образования. Москва, 1999. — 86 с.
  197. М.С. и др. Организация профориентационной и профконсультационной работы. М., 1998. — 75 с.
  198. В.И. Работа мастера в начальный период обучения. Киев: Высшая школа, 1987. — 88 с. — (Организация и методика профессионального обучения).
  199. Сборник документов по научно-техническому творчеству учащейся молодежи в системе профессионально-технического образования: В 2-хкн. СПб. Изд-во Санкт-Петербург, университета экономики и финансов, 1992.-С. 20−34.
  200. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М., 2000. — 154 с.
  201. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и методы обучения в среднеспециальных учебных заведениях. М.: Высшая школа, 1990. — 65 с.
  202. Система профессионального образования в Российской Федерации. -М.: Национальная Обсерватория профессионального образования, 1998. -102 с.
  203. Системный подход в педагогических исследованиях проблем профтехобразования / Под ред. Беляева А. П. СПб. — 1987. — 126 с.
  204. Словарь иностранных слов / Сост. Васюкова С. П. М., 1964. — 202 с.
  205. В.П., Смирнов И. П. Стандарты профессионального образования: типы, структура, оценка качества. М.: Академия профессионального образования. — 2001. — 87 с.
  206. И.П. Инновационные формы развития научного потенциала начального профессионального образования. Начальное профессиональное образование. 1999. М.: Изд-во МГУП, 1999. — С. 23−50.
  207. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М., 1998. — 102 с.
  208. И.П. Начальное профессиональное образование: современные реформы. М.: Ореол-Лайн, 1998. — 88 с.
  209. И. П., Ткаченко Е. В. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащихся Н Педагогика. 2000. — № 5.-С. 19−26.
  210. И.П., Хварцкия А. Х. Технология педагогического общения в профессиональной школе. М., 2000. — 74 с.
  211. Содержание и организация производственного обучения. М.: Высшая школа, 1985. — 168 с. — (Химическая промышленность).
  212. А.Г. Модели эффективной структуры управления учебными заведениями начального профессионального образования. СПб., 1996. -144 с.
  213. Социологический энциклопедический словарь / Под ред. акад. РАН Г. В. Осипова М., 1998. — 324 с.
  214. Специфика многоуровневости профессиональной подготовки в развитых зарубежных странах / Под ред. Г. С. Гуторова. СПб., 1996. -152 с.
  215. Среднее профессиональное образование в регионе: проблемы, поиски решения: Тез. докл. Всерос. науч. -практ. конф. 13−16 ноября 1995 г. / Под ред. Мухаметзяновой Г. В., Ибрагимова Г. И. Казань: ИССО РАО, 1996.
  216. Среднее профессиональное образование России на рубеже веков: доклад о состоянии и развитии СПО. М., 1999. — 90 с.
  217. В.А. Родительская педагогика. М., 1978. — 96 с. 227. 130-летию Центра образования посвящается: Из истории образования и развития учебного заведения и его роли в жизни города. Ставрополь, 2002. — 90 с.
  218. А.И. Необходима региональная кадровая политика // Профессиональное образование. 1999. — № 7. — С. 4 — 5.
  219. Творческое использование педагогического наследия А. С. Макаренко в воспитании будущих молодых рабочих: Сборник статей / Сост. Варнакова Е. Ф. М.: Высшая школа, 1991. — 162 с.
  220. Теоретические проблемы развития профессионально-технического образования: Сб. науч. тр. Ленинград, 1991. — 86 с.
  221. Теория и методика бригадного обучения / Под ред. С. Я. Батышева. -М.: РАО, 1996.- 132 с.
  222. Е.В. НПО Красноярского края. Рубежи стабильности // Профессиональное образование.- 1999. № 7. — С. 6−7.
  223. Е.В. О проблемных вопросах развития российского образования на современном этапе: Известия Уральского государственного научно-образовательного центра РАО // Образование и наука. 2000. — № 2. — С. 15−25.
  224. Е.В. Основные итоги, проблемы и пути развития российского образования. М.: Минобразования России, 1996. — 161 с.
  225. Е.В. Основные приоритеты НПО // Профессиональное образование. 1998. — № 7−8. — С. 10−11.
  226. Е. В. Основы регионализации базового профессионального образования. М., 2001. — С. 4−8.
  227. Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования // Педагогика. 1999. — № 2. — С.58−62.
  228. Е.В. Система соглашений между Министерством образования РФ и правительствами (администрациями) субъектов РФ о сотрудничестве в сфере образования и их реализация // Регионология. -1995, — № 1.-С. 118−126.
  229. Х.Г. О проблематике и тенденциях развития философии образования. Проблема регионального в философии образования. -Нальчик, 1997.-461 с.
  230. Факторы адаптации региональных систем начального профессионального образования к рынку образовательных услуг и рынку труда: Методические рекомендации / Под ред. А. П. Беляевой. СПб.: ИПГО РАО, 1997. — 64 с.
  231. Федеральная программа развития образования // Российская газета.-2000. 18 апреля (№ 15).
  232. Г. А. Профессиональное образование в ФРГ: Научный доклад. -М., 1997.-24 с.
  233. Л.Д., Читаева О. Б. и др. Профессиональное образование в коммерческой сфере. М., 2000. — 162 с.
  234. Философская энциклопедия. -М., 1962. 278 с.
  235. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Кемерова В. Е. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. 264 с.
  236. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Розенталя М. И. -М., 1997.-358 с.
  237. Ф. Профессиональное образование: сдвиг в политике Всемирного банка // Перспективы. Вопросы образования. 1993. — № 2. -С. 35−44.
  238. П. С. Образовательный комплекс в системе базового профессионального образования // Педагогика. 2002. — № 10. — С. 45 — 50.
  239. В.Л., Шапкин В. В. Педагогический поиск в процессе разработки методики / АПИ СССР, НИИ профессионально-технического образования. М.: Высшая школа, 1991. — 79 с.
  240. Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. М.: Высшая школа, 1988. — 166 с.
  241. Центр образования г. Ставрополя приглашает на учебу.- Ставрополь, 2002.- 16 с.
  242. И.Д. Профессиональное самоопределение учащихся инновационных учебных заведений. М., 1996. — 178 с.
  243. Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. -М., 1999.-30 с.
  244. IV съезд Российского союза ректоров. М.: МГУ, 1996.
  245. Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М., 1992.- 140 с.
  246. Н.В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся. М., 1994. — С. 12.
  247. JT.H. и др. Подготовка сельскохозяйственных рабочих для условий малого и среднего предпринимательства. СПб., 1996. — 100 с.
  248. В. ПТУ техникум: в одной связке // Профессионально-техническое образование. — 1991. — № 5. — С. 2−5.
  249. А.Х. Непрерывное профессиональное образование в интегративных структурах профессиональной школы: теория и практика. -Минск, 1995.- 136 с.
  250. В., Овсянников JL Системная модель организационно-экономической реформы в образовании в России. М., 1997. — 84 с.
  251. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. Т. 2 / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Академия профессионального образования, 1998. -С. 204.
  252. В.И. Организация многоуровневой и многопрофильной подготовки специалистов / Тезисы докладов научно-практической конференции. Ставрополь: СКИПКРО. — 1993, — С. 117−118.
  253. И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе М., 2000. — С.46−54.
  254. В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2001-С.23−26.
  255. Horner W. Einfiihrung- Bildunessysteme in Europa Uberlegungen zu einer vergleichenden Betrachtung / Bildunessysteme in Europa. 4 auft. Weinheim. -Basel, 1996.-P. 13−29.
  256. Положение о кафедре профессионального обучения Центра образования города Ставрополя1. Общие положения
  257. Кафедра составляет и представляет на методический Совет Центра для утверждения план работы на учебный год.
  258. Кафедра ведет следующую документацию: — план работы кафедры-- общий отчёт по итогам полугодия--отчет членов кафедры ежеквартально-- протоколы заседания кафедры--паспорт учебно-наглядных пособий и оборудования.
  259. Заслушивать своих членов о состоянии преподавания, конкретных результатах учебной деятельности, повышении теоретического и методического уровня преподавания.
  260. Кафедра организует и обеспечивает изучение, закрепление и повторение учебного материала в рамках образовательных стандартов Российской Федерации. Создает необходимые условия для выполнения лабораторно-практической части учебных программ.
  261. Статус заведующего кафедрой
  262. Заведующий кафедрой назначается приказом директора из кандидатур, предложенных на совместном заседании кафедры и Совета Центра сроком на три года с оплатой согласно штатному расписанию, учебная нагрузка заведующего кафедрой не может превышать 20 часов.
  263. Освобождение заведующего кафедрой от должности производится: — по его собственному желанию: — по истечении срока назначения: — по инициативе администрации Центра, как несоответствующего занимаемой должности.
  264. Является членом Методсовета, принимает участие в разработке и реализации планов Центра и Методсовета. Совместно с учебной частью осуществляет внутришкольный контроль на кафедре.
Заполнить форму текущей работой