Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Лишь толкования Степаноса Сюнеци (УШ век) было данью традициям прошлого. Считая красивое и выразительное чтение средством эстетического воспитания учащихся, Ст. Сюнеци предлагает ряд канонов дикции, выразительного чтения. Одновременно он особо отмечает принципы чтения произведений различных жанров. Следование этим принципам было строго необходимо и обязательно, ибо это помогало не только… Читать ещё >

Эстетическое воспитание старшеклассников в процессе преподавания армянской литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Программа КПСС и решения ХХУ1 съезда партии четко определяют значительную роль литературы в деле коммунистического воспитания молодого поколения. В программе КПСС отмечается: «Партия будет неустанно заботиться о расцвете литературы, искусства, культуры, о создании всех условий для наиболее полного проявления личных способностей каждого человека, об эстетическом воспитании всех трудящихся, формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков» .*.

Претворяя в жизнь эти решения, советская школа стремится всесторонне и гармонично воспитывать подрастающее поколение, прививать ему высокие нравственные и эстетические идеалы. Задачи эти, однако, трудно осуществить без развития и совершенствования дела обучения и воспитания.

Исходя из постановлений Верховного Совета СССР (июль, 1973 г.) «О состоянии народного образования и мерах по дальнейшему совершенствованию общего среднего специального и высшего образования СССР», школа приступила к перестройке своей работы так, чтобы до конца осуществить поставленные перед ней задачи. Одно из вышеот-меченных требований постановления — поднять на должный уровень эстетическое воспитание школьников.

В соответствии с этими задачами Академия педагогических наук СССР разработала новые программы и учебные планы для школ, где особое место отводится факультативным занятиям по этике и эстетике.

Еще в июне 1970 г. вопросу эстетического воспитания учащихся была посвящена очередная сессия Верховного Совета Армянской ССР, которая приняла решение «О состоянии эстетического воспитания молодежи и мерах по его улучшению». Согласно этому решению в учеб.

I Программа КПСС, М., Политиздат, 1976, с. 130. ные планы средних школ нашей республики был включен предмет «Основы этики и эстетики». Для достижения высокого уровня преподавания данного предмета в специальных вузах республики готовятся соответствующие квалифицированные специалисты.

В материалах ХХУ съезда КПСС указывается на то, что путь к повышению эффективности идеологической работы в «комплексном подходе к постановке всего дела воспитания» .^.

В советской школе эстетическое воспитание учащихся проводится в процессе преподавания всех предметов и презде всего литературы, музыки и живописи, которые призваны формировать в них коммунистическое мировоззрение и идеалы, прививать им эстетические чувства и вкус, развивать творческие способности и возможности.

В армянской методической литературе были отдельные статьи об эстетическом воспитании,(см.

список литературы

) однако до сих пор роль армянской литературы в системе эстетического воспитания подрастающего поколения специально не исследована. Вот почему разработанная нами проблема приобретает актуальность для теории воспитания вообще и в частности для эстетического воспитания.

Данная диссертационная работа посвящена проблеме эстетического воспитания учащихся в процессе преподавания армянской литературы.

Цель исследования — выявить роль преподавания армянской литературы в системе эстетического воспитания старшеклассников. Исходя из этой цели были определены следующие задачи:

1. Выявить роль литературы, как искусства слова, в деле эстетического воспитания старшеклассников.

2. Отметить пути и методы эстетического воспитания на различных этапах преподавания армянской литературы.

3. Разработать эффективные формы в преподавании раз.

I Материалы ХХУ съезда КПСС, Политиздат, М., 1976, с. 74. ных литературных жанров, предусмотренных программой армянской литературы.

4. Выявить роль внеклассных занятий по армянской литературе в эстетическом воспитании старшеклассников.

5. Обобщить результаты наших исследований, а также передовой опыт лучших преподавателей литературы армянских школ и сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования. Изучение армянской литературы в старших классах должно служить эстетическому воспитанию учащихся, формированию эстетических чувств, вкуса, эстетических и нравственных идеалов, должно вырабатывать более действенные навыки литературного анализа, способствовать более углубленному усвоению школьного курса армянской литературы.

Методологической основой настоящего исследования является марксистско-ленинская философия. Диссертационная работа опирается на труды классиков марксизма-ленинизма о воспитательной роли литературы и искусства в эстетическом воспитании молодого поколения. Руководствовались также постановлениями Программы КПСС, решениями съездов и пленумов ЦК КПСС, ЦК КП Армении, Верховного Совета СССР и Армянской ССР, ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМ Армении, документами органов народного образования по эстетическому воспитанию. Изучали философскую, психологическую, литературоведческую и педагогическую литературу по избранной проблеме. Проанализированы программы древних и советских армянских школ, учебники по армянской литературе и языку, планы учебно-воспитательной работы разных школ г. Еревана и Армянской ССР, планы руководителей литературных кружков и кабинетов.

Для решения поставленных задач применены следующие методы исследования:

1. Метод опроса: (беседы индивидуальные, групповые, анкетирование, интервьюирование).

Этими методами было охвачено более 1000 учащихся старших классов, выпускников школ, более 100 учителей армянской литературы и руководителей кружков по литературе.

2. Эсперимент: Совместно с учителями армянских школ были проведены экспериментальные уроки и внеклассные занятия.

3. Изучение и обобщение опыта лучших учителей республики, материалы районных, городских, республиканских педагогических чтений и собственного опыта работы. Будучи руководителем-методистом педагогической практики студентов филологического факультета Ереванского государственного университета на протяжении.

10 лет мы собрали большой фактический материал по теме диссертации, который и был использован.

Армянский народ во все времена культурной жизни никогда не упускал из поля зрения вопросы просвещения, обучения и воспитания, ставя целью дать в пределах возможности подрастающему поколению соответствующие образование и воспитание.

Создание письменности (406 г.) послужило важным толчком к укреплению армянской государственности, развитию культуры и созданию просветительных очагов. Вскоре в Армении открывается ряд светских школ, где обучались дети простого народа, и церковные школы при монастырях и церквах. Затем открываются университеты. Среди армянских университетов особое место занимают Гладзорский (13−14 в.в.) и Татевский (14−15 в.в.) университеты, где преподавали такие известные педагоги как Оганес Воротнеци, Григор Татеваци, Есаи Нчеци и др. В этих университетах предусматривалась не только широкая программа обучения, но и эстетическое, нравственное и физическое воспитание.1.

Как в университетах, так и в школах специальным предметом обучения была грамматика, наряду с которой преподавалась также литература. Анализировались произведения отдельных авторов, давалось представление об отдельных жанрах, содержании произведения, образах, композиции, языке, особенностях стиля, что помогало учащимся глубже, цельно и эстетически воспринимать литературное произведение, а также способствовало воспитанию. Специальными учебными предметами в школах были рисование, искусство художественного оформления книг и миниатюра. В процессе обучения этим предметам выявлялись способности учащихся к рисованию и развивались их творческие возможности.

В древней и средневековой Армении пишется ряд трудов по грамматике, которые чрезвычайно ценны для изучения истории армянской филологии. Эти труды в разное время и в различной степени использовались в учебном процессе.

Первым учебным пособием в Армении нужно считать «Искусство грамматики» Дионисия Фракийского, переведенное уже в У веке. Армяне перевели этот труд, приспособив к закономерностям своего языка.

Армянская грамматическая мысль, достигшая высшей ступени своего развития в У веке, переживала упадок. Христианские религиозные догмы царили всюду. Преподавание, согласно требованиям церкви, велось «по семи свободным искусствам», в которые входили: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Подобный принцип преподавания продолжался до 15−16 в.в. Постепенно понизился интерес к «Грамматике» Дионисия Фракийского.

I Институт древних рукописей «Матенадаран» имени Месропа Машто-ца при Совете Министров Армянской ССР, рукопись .№ 7823.

Лишь толкования Степаноса Сюнеци (УШ век) было данью традициям прошлого. Считая красивое и выразительное чтение средством эстетического воспитания учащихся, Ст. Сюнеци предлагает ряд канонов дикции, выразительного чтения. Одновременно он особо отмечает принципы чтения произведений различных жанров. Следование этим принципам было строго необходимо и обязательно, ибо это помогало не только различать произведение по его жанровым особенностям, но и способствовало приобретению навыков выразительного чтения данных произведений. Ст. Сюнеци был известен также как музыкант, композитор и музыковед. Его перу принадлежит много песен духовного и светского содержания. В Сюникской школе он преподавал музыку и рассматривал ее как один из важных предметов. Его сестра Саака-духт Сюнеци была первой армянской женщиной музыкантшей и певицей. Она сочиняла музыку, писала стихи для песен и преподавала. Фактически благодаря Степаносу и СаакаДухт Сюнеци музыка стала учебным предметом и была введена в программный курс армянских школ. В последствии на этом опыте в татевском университете был открыт музыкальный факультет, где много поколений получало музыкальное образование и воспитание.

Средневековье богато также именами крупнейших педагогов-грамматистов среди которых самым талантливым был Григор Магист-рос (X-XI в.в.). Он пишет труд «Толкование грамматики», который долгое время служил школьным учебником и способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Большую роль в преподавании литературы в средневековых школах сыграла новая теория Ованеса Саркавага (Х1-ХП в.в.) о литературе и музыке. Согласно этой теории прекрасно то, что близко к природе, стремится к ней, пробует уподобиться ей. Эта новая теория проникает и в сферу преподавания и способствует эстетическому восприятию учениками литературных произведений.

В позднее средневековье дальнейшее развитие духовной жизни и, в частности, литературы, тесно связывается с экономической и политической жизнью Армении. Открываются ноше очаги науки, широкое развитие получает печать. Затем формируется новый литературный язык ашхарабар, апологетами которого были Х. Абовян, М. Налбандян и др. (первая половина XIX века).

Создание новой армянской школы связывается с именем Хачатура Абовяна. Выступая против старой схоластической школы, решительно отвергая ее, он основывает народную школу. Он пишет учебник на новом армянском языке («Нахашавих» — «Предтропье»), по которому предусматривалось преподавание не только грамматики, но и литературы. Одновременно Х. Абовян предложил научные методы и принципы преподавания языка и литературы, не утратившие своей научной ценности. Армянская школа и сейчас может очень многое почерпнуть из учебника X.Абовяна. Он преследовал еще одну, не менее важную, цель всестороннего и гармонического развития и воспитания нового поколения.

В армянских школах в качестве учебника использовались пособия «Искусство риторики» (1832 г.) Е. Сетяна, «Настольная (книга) риторики» (1839 г.) Зд. Юрмузяна, «Искусство риторики» М. Гарагашья-на, где были помещены не только избранные отрывки из художественных произведений, но и представлены определенные сведения по теории литературы, что помогало ученикам эстетически воспринять и оценить литературное произведение.

В западноармянской действительности известно имя педагога и литературного деятеля Н.Зораяна. В составленных им учебниках и книгах для чтения можно найти замечательные образцы художественных произведений, или отрывки из них, изучение которых очень способствовало эстетическому воспитанию учащихся.

В русской действительности того времени большую роль в деле просвещения сыграли русские революционные демократы В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, теоретические статьи которых были призваны поставить на новые рельсы преподавание литературы в русских школах. Они высоко оценили ее эстетическую роль в воспитании и обучении учащихся. Особый интерес представляли статьи В. Г. Белинского, дающие глубокий, насыщенный эстетический, научный и критический анализ художественных произведений. Он высоко ценил роль литературы. Его статьи явились методическим руководством для преподавателей русской литературы. И по сей день они не утеряли своей актуальности.

Большую ценность представляет труд Н. Г. Чернышевского «Эстетическое отношение искусства к действительности». Критикуя ряд принципов идеалистической эстетики, он одновременно указывает на неразрывную связь искусства и действительности, высоко оценивает эстетическую, познавательную и воспитательную сущность современных образцов искусства.

В русской педагогической действительности 60-ых годов большое место занимает Л. Н. Толстой. Он в своей школе «Ясная поляна» использовал различные методы воспитания в процессе обучения.

Высока была роль знаменитого русского педагога К. Д. Ушинского в деле научной педагогики и народной школы России. Он разработал очень много теоретических вопросов обучения и воспитания. Ушинс-кий понимал воспитание как целенаправленный процесс умственного, нравственного, эстетического и физического формирования цельной личности. Основной задачей воспитания Ушинский считал подготовку человека к жизни.

60-ые годы XIX века тесно связаны с именами русских педагогов.

Ф.Х.Буслаева, В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, а в дальнейшем и В. П. Острогорского и других. Все они обращали серьезное внимание на эстетическое воспитание учащихся. Острогорский написал цикл статей «Письма об эстетическом воспитании», где изложил свои эстетические взгляды, а в статье «Беседы о преподавании словесности» подчеркнул ту великую роль литературы, которую она должна исполнить в деле эстетического воспитания учащихся.

Во второй половине XIX века составляется ряд книг для чтения, пишутся ценные труды и учебники, как, например, «История армянской литературы» (1851 г.) Г. Еатырчяна, «История армянской литературы» (1865 г.) Ст. Паласаняна, «История армянской литературы» (1865 г.) Г. Зарбаханаляна, «История армянской литературы с древнейших времен до наших дней» (1885 г.) Е. Дуряна и другие. В это время вышли в свет книги для чтения, составленные Г. Агаяном, Н. Тер-Гевондяном, А.1Укасяном и труды А. Багатряна, С. Мандиняна и других.

Велика роль Гарегина Левоняна в деле развития эстетической мысли и воспитания. Он издавал журнал «Гегарвест» (1908;1922 г. г.), который содействовал образованию и воспитанию многих поколений армянской молодежи, расширил их кругозор в различных областях искусства, воспитал эстетический вкус и чувства. Г. Левонян преподавал в ряде школ теорию искусства, эстетику, рисование, ваяние. Он первым в армянской школьной жизни организовал выставку ученических работ (1903 г.), впоследствии периодически такие выставки устраивались каздый год. аурнал «Гегарвест» имел раздел «Искусство в семье и школе», большая часть изданных здесь статей относилась к вопросам эстетического образования и воспитания учащихся.

В первые два десятилетия XX века обращается серьезное внимание на издание программ для армянских школ. В 1906 году вышел в свет «Проект устава и программы армянских начальных церковных школ». Учитывая необходимость осуществления эстетического воспитания учеников, программа предъявляла большие требования к таким предметам, как армянский язык и литература, геометрия, математика и, в особенности, рисование, пение, рукоделие.

В 1915 году выходят в свет «Программа бакинской армянской женской школы Рипсиме», а в 1916 году «Программа епархиальных духовных школ», которые заключали особый материал для эстетического воспитания учащихся. Конечно, программы не лишены недостатков как в отношении содержания, так и в отношении объема и структуры (однако мы не преследуем цели останавливаться на их разборе).

В первых десятилетиях XX века издается ряд новых учебников, среди которых можно особо отметить книги А. Исаакяна и Т. Рашмачя-на, О. Туманяна и С. Лисициана, Г. Агаяна и К. Кусикяна, А. Цатуряна и других. Учебники истории литературы А. Арпиаряна и Лео, Л. Манве-ляна и М. Абегяна, Врт. Папазяна и Г. Ачаряна, из которых особо нужно отметить «Историю армянской литературы» Врт.Папазяна. Эта книга представляет собой избранные произведения западноармянской и восточноармянской литературы. Книга эта долгое время служила учебником и очень способствовала развитию литературного и эстетического вкуса и вообще делу эстетического воспитания учащихся.

После установления Советской власти закладывается основа новой советской школы, дается толчок развитию теоретической и педагогической мысли. В соответствии с новыми требованиями школы создается новая система обучения и воспитания, программы, учебники методические указатели и т. д.

Велик вклад классиков марксизма-ленинизма в дело развития педагогики и теории эстетического воспитания. Обратив серьезное внимание на обучение и воспитание подрастающего поколения, Марко, Энгельс и Ленин, предопределили пути и методы их достижения, предложенные ими положения важны для осуществления коммунистического воспитания нового поколения, ибо они не утеряли своей актуальности и по сей день.

В этом вопросе неоценимые также труды Н. К. Крупской. В ее чрезвычайно интересных статьях, посвященных обучению и воспитанию и, в частности, эстетическому воспитанию, развивается и обогащается марксистско-ленинское учение новыми положениями и выводами. Особо высокой оценки в трудах Крупской удостаивается роль литературы, музыки и живописи в деле художественного, а в более широком смысле, и эстетического воспитания учащихся.

В теорию коммунистического воспитания подрастающего поколения и в практическую деятельность советской школы свой неоценимый вклад внесли А. В. Луначарский и А. С. Макаренко.

Особенно нужно отметить роль В. А. Сухомлинского, который не только практически, но и теоретически развивал вопросы эстетического воспитания. Он большое место отводил в этом деле природе, музыке, живописи и литературе.

Особое внимание советская педагогика уделила проблеме эстетического воспитания, проблеме необыкновенно сложной и обширной и имеющей различные грани исследования. Создание теории эстетического воспитания невозможно без взаимодействия педагогики, психологии, этики, эстетики, физиологии и социологии. Среди этих наук особое место занимает психология. Без психологии эстетическое воспитание, как и воспитание вообще, лишается научной основы. К данной проблеме обратились психологи Выгодский Л. С., Шацкий С. Т., Б. М. Теплов, В. А. Артемов, Д, Н. Узнадзе, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. М. Якобсон, М. Мазманян и другие. Однако нельзя утверждать, что данная проблема получила уже свое окончательное решение.

К проблеме эстетического воспитания обратились также представители буржуазной педагогики и эстетики: Жак Маритен, Джон Дьюи, Герберт Рид, Томас Манро и другие. Классовый характер общества, который они представляют, предопределил и их выводы относительно классового облика образования и воспитания.

Эта проблема заинтересовала педагогов и психологов социалистических стран. Исходя из специфики истории своей страны и национальных традиций, они дали глубокую и цельную трактовку не только эстетического воспитания, но и воспитания вообще. В западногерманском городе Дармштаде в 1976 г. состоялся УШ Международный эстетический конгресс. На конгрессе представители марксистско-ленинской эстетики впервые на обсуждение вынесли проблемы художественного воспитания. На секции «Художественное воспитание» было поставлено 10 сообщений, из них 6 представители эстеты из социалистических стран.

Эстетическое воспитание советская педагогика рассматривает как составную часть коммунистического воспитания, а именно в тесной связи с умственным, нравственным, трудовым, патриотическим, физическим воспитанием. Эстетическое воспитание приобщает человека к миру прекрасного, помогает глубоко почувствовать и понять прекрасное в природе, общественной жизни и искусстве. В человеке воспитываются эстетические чувства, идеалы и высокий вкус. Теоретическому анализу этой проблемы посвящена докторская диссертация А. Бальяна «Основы, категории и принципы эстетического воспитания» .

После установления Советской власти в Армении была проделана большая работа по постановке и развитию школьного дела. В 1920 — 1930;х годах, с учетом опыта русских школ, в Армении составляется и издается ряд программ. Однако, отдавая дань установившейся традиции, в это время язык и литература представляются в единой, общей программе. Особо нужно отметить комплексную программу 1923 годанесмотря на серьезные недостатки, эта программа предусматривала эстетическое воспитание учащихся.

Согласно решению ЦК БКП (б) от 25 августа 1932 года составляется единая программа по языку для младших и средних классов и отдельные программы по литературе и языку — для старших классов. Эти программы, должны были способствовать формированию их мировоззрения, нравственному и эстетическому воспитанию.

В 1934 году издается сравнительно полная программа по армянскому языку и литературе, однако в ней в определенной степени отдавалась дань вульгарной социологии, против которой развернулась широкая борьба.

Перед советской школой была поставлена большая задача — всесторонне обучить и воспитать новое поколение. Для этого были нужны совершенные и полные программы. В 1938 году издается новая программа по армянскому языку и литературе, в которой особое внимание уделяется воспитательной сущности литературы, в частности, ей отводится главенствующая роль и в эстетическом воспитании учеников. Программой затрагиваются вопросы преподавания литературы как в младших, так и в старших классах. Основная цель программы — развить в учениках способность и навыки самостоятельного восприятия и анализа художественного произведения, обогатить их литературно-теоретические знания. Эта программа, почти без изменений, использовалась до 1958 г.

В эти годы издаются также новые учебники и хрестоматии, среди которых примечательна хрестоматия А. Сурхатяна «Гракан гоарнер» (1922 г.), которая вызвала интерес как с точки зрения литеравед-ческой, так и педагогической. Она сыграла большую роль в деле эстетического воспитания подрастающего поколения.

В 1923 году выходит в свет труд известного армянского педагога, психолога, методиста Г. Эдиляна «Методика армянского языка», где дается детальный анализ методов и основ изучения не только языка, но и литературы. В работе указываются формы и методы выразительного чтения художественного литературного произведения.

Публикуются также книги Л. Айвазяна «Материалы по теории литературы» (1950 г.), Г. Давтяна «Работа над литературными художественными произведениями в 8−10 классах» (1956 г.), О. Кюркчяна «Работа над литературными текстами в 5−7 классах» (1959 г.). Помимо своего основного назначения эти труды преследовали также цель способствовать развитию и формированию эстетического воспитания в процессе изучения литературы.

В этом вопросе большой вклад внесли и вносят русские литературоведы и педагоги А. Рыбникова, В. Голубков, Л. Тимофеев, Г. Поспелов, В. Сорокин, Н. Кудряшев, В. Никольский и другие.

В 1960;80 годах издается ряд книг и сборников, посвященных вопросам эстетического воспитания, где подвергаются широкому обсуждению почти все вопросы системы эстетического воспитания. Теоретическим и практическим осмыслениям данных вопросов посвящены труды М. Мелкумяна «Общие задачи эстетического воспитания» (1961 г.), «Воспитание эстетических чувств школьников» (1967 г.), «В. И. Ленин о воспитании и образовании» (1972 г.) и т. д. Вышли в свет книги А. Вальяна «Что такое прекрасное» (1963 г.)." Психологические основы воспитания" (1973 г.)," Теория эстетического воспи-тания" (1980 г.), и А. Калантара «Проблема прекрасного» (1981 г.) и др. Вопросами эстетики занимались А. Адамян, Я. Хачикян, В. Оси-пян и др.

Перу методиста Г. Махчаняна принадлежит книга «Преподавание литературно-теоретических знаний в средней школе» (1963 г.). На основе не только теоретического, но и большого практического материала он показывает, насколько важны литературно — теоретические знания в восприятии и оценке литературных произведений. Он же автор книги «История обучения армянской литературы» (1979 г.), которая дает общий обзор преподавания армянской литературы с У в. до XX века. Она представляет большую ценность не только для методики армянской литературы, но и для истории армянской педагогики.

Процесс перестройки советской школы предъявил новые требования и задачи к авторам программ и учебников. Именно в этом причина того, что программы для армянских школ, вышедшие в последнее время,* отличаются богатством и широтой охвата литературного материала, его правильным и последовательным расположением с педагогической и дидактической точек зрения, новым пониманием задач обучения и воспитания учащихся.

В комментариях к программе по армянскому языку и литературе отмечается, что цель преподавания литературы — формирование марксистско-ленинского мировоззрения учащихся, их умственное, эстетическое и нравственное воспитание. Для осуществления этого, программа насыщена произведениями как армянских писателей, так и писателей других народов, знаниями по теории литературы и предусмотренной литературой для внеклассного чтения.

В армянской педагогической печати до 80-ых годов издан ряд статей, посвященных вопросам эстетического воспитания учащихся, авторами которых являются известные ученые, педагоги, работники различных областей искусства. Все эти работы преследуют цель ока.

I См. Программа средней школы, армянская литература для 8−10 классов, Ер., «Луйс», 1982 (на арм. языке). зать школе не только теоретическую, но и практическую помощь.

Вопросам осуществления эстетического воспитания учащихся с помощью литературы, музыки и живописи посвящены материалы республиканских педагогических чтений 1970;83 годов, которые являются школой передового опыта для любого педагога.

Вопросам преподавания и методике армянской литературы посвящены труды известного методиста Т. Джугаряна «Очерки по методике литературы» (1962 г.), «Методика армянской литературы» (1966 г.), «Методика армянской литературы» (1980 г.). Они примечательны широким охватом материала, глубокой научностью трактовки. Автор обратился к вопросам преподавания литературы в средних и старших классах, дал тонкий анализ литературного произведения.

В последние годы для армянских школ были написаны довольно удачные учебники, которые примечательны широким охватом материала, тонким художественным и эстетическим анализом произведений, относительным совершенством, с точки зрения методической, педагогической и воспитательной. Таковы, например, учебники М. Мкряна «Армянская литература» (8 класс), Г. Тамразяна «Армянская литература» (9 класс), С. Агабабяна «Советская армянская литература» (10 класс).

Вшили в свет также вузовский учебник Эд. Лдрбашяна «Теория литературы», «Литературоведческий словарь» Эд. Джрбашяна и Г. Махча-няна, а также труды известных литературоведов В. Партизуни, М. Мкрян и др., которые используются также и в средних школах и помогают обогащению литературных и теоретических знаний учеников.

Все это преследует цель совершенствовать преподавание литературы в школе, способствовать всестороннему обучению и воспитанию школьников.

Научная новизна исследуемой проблемы заключается в том, что предпринята попытка монографического исследования роли преподавания армянской литературы в деле эстетического воспитания старшеклассников, выявлены педагогические условия, эффективных путей, средств, форм и методов для дальнейшего совершенствования эстетического воспитания подрастающего поколения.

Практическая ценность исследования заключается в возможности широкого использования педагогами-методистами, студентами вузов, организаторами внеклассной воспитательной работы, авторами учебников армянской литературы и составителями программ, разработанных нами вопросов методики преподавания армянской литературы с учетом эстетического воспитания старшеклассников. Кроме того материалы диссертации могут быть использованы студентами филологического факультета вузов Армении и при преподавании вузовских курсов по «Методике воспитательной работы», а так же спецкурса «Эстетическое воспитание школьников» .

По основным вопросам проведенного исследования автор выступил с докладами и сообщениями на кафедре педагогики Ереванского ордена Трудового Красного Знамени государственного университета (1970;1983 г.), на научной конференции по общественным наукам в Е1У (1970 г.), на республиканской конференции посвященной 100-летию со дня роздения В. И. Ленина (1970 г.), на Всесоюзной конференции молодых научных работников по гуманитарным наукам, посвященной 50-летию образования СССР (1972 г.), на республиканской конференции молодых научных работников (1974 г.), на республиканских межвузовских конференциях (1975,1976,1977,1978,1980,1982,1983 г. г.), участвовал на районных, городских и республиканских педагогических чтениях (1970;1983 г. г.), на юбилейной научной конференции молодых ученых посвященной 60-летию образования Ереванского государственного университета (1981 г.).

Для учителей, учеников и родителей в школах г. Еревана читал лекции и проводил беседы по эстетическому воспитанию. Вся диссертация по отдельным главам неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры педагогики ЕГУ. Замечания учитывались и вносились соответствующие коррективы.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В кратком заключении диссертационной работы подводятся итоги исследования, позволяющие автору сделать следующие выводы и предложения:

1. Армянская художественная литература, являясь предметом «эстетического цикла» (литература, музыка и т. д.), играет чрезвычайно важную роль в системе учебных предметов общеобразовательной школы. Благодаря своим специфическим особенностям литература выступает как эффективное средство эстетического воспитания старшеклассников, как средство формирования у них коммунистических идеалов и мировоззрения.

2. Наиболее высокую эффективность педагогического воздействия на учащихся дает комплексная система работы над литературными произведениями. К такому выводу мы пришли анализируя такие произведения, как роман «Геворг Марзпетуни» Мурацана, повесть «Высокочтимые попрошайки» А. Пароняна, рассказ А. Бакунца «Альпийская фиалка», стихи Г. Нарекаци, М. Мецаренца, баллада Г. Саряна «Портрет», стихотворная новелла Е. Чаренца «Кудрявый мальчик» .

3. Изучение биографии X. Абовяна, Мурацана, Е. Чаренца и других писателей и анализ их творчества приводит нас к выводу о том, что благодаря теоретическому и практическому поиску осуществляется эстетическое воспитание учащихся.

4. Выявление межпредметных связей и использование их в процессе преподавания армянской литературы чрезвычайно важно в деле эстетического воспитания учащихся. В помощь учителям (см. в приложении) предлагаются 3 таблицы, где параллельно приводятся литературные произведения и их музыкальная обработка, иллюстрации, театральное представление или экранизация и т. д. Эти таблицы смогут активизировать учащихся и пробудить в них чувство самостоятельного поиска.

5. Успех внеучебной работы по эстетическому воспитанию средствами литературы во многом зависит не только от учителя, но и от активности учащихся. Следовательно, в центре внимания учителей литературы должно быть обеспечение широкого участия школьников в организации, подготовке и проведении литературных мероприятий (вечера, диспуты, встречи и т. д.), чтобы система внеклассной работы по литературе стала обязательной для каждого старшеклассника.

6. Широко используя возможности классных и внеклассных работ, эти трудности должны быть преодолены в процессе учебы под непосредственным руководством и с помощью учителя. Это дает возможность осуществить эстетическое воспитание через литературу, повысить вкус, чувства, развить эстетический и нравственный идеал учащихся.

7. Благодаря анкетированию, опросу и беседам (табл.1) и анализу программы по армянской литературе было выявлено: -а) В программе армянской литературы значительное место занимает проза и поэтому большинство учеников отдает предпочтение прозаическим произведениям.

— б) По программе армянской литературы поэтические произведения распределены непропорционально, они в основном предусмотрены для 9−10-ых классов: помимо того, восприятие и понимание поэзии сложнее прозы, этим также объясняется предпочтение прозаических цроизведений.

— в) Из опроса видно, что лишь незначительное число учеников предпочитают драму.

Исходя из вышеизложенного видно, что неравномерность изучения разных литературных жанров приводит к неравномерному восприятию этих произведений. Поэтому предлагаем при составлении программ учесть это и равномерно располагать эти жанры, чтобы успешнее осуществлять эстетическое воспитание старшеклассников.

Чтобы ученики эстетически воспринимали поэзию и драму, необходимо преодолеть те трудности, которые возникают при чтении, восприятии и воспроизведении поэзии и драмы. Если учесть психологические особенности учащихся старших классов, их нравственный и эстетический идеал, то программой по армянской литературе 8−10-ых классов необходимо предусмотреть больше драматических произведений, что будет способствовать более глубокому эстетическому воспитанию школьников.

8. Данные исследований свидетельствуют о том, что в процессе преподавания литературных произведений разных жанров (табл.2) в различной мере осуществляется эстетическое воспитание старшеклассников. Детальный анализ полученных ответов анкет дает возможность вернее и точнее понять литературные вкусы и эстетические критерии учеников. Знание этого необходимо для учителя литературы, чтобы он смог правильно соорен-тироваться в своей работе. Чтобы сделать процесс преподавания литературы более эффективным, плодотворным и результативным, нужно: а) развивать и укреплять в учениках чувство жанраб) литературный материал распределить в программах равномерно (с точки зрения эстетического воспитания) по классам.

9. Предполагаем, что назрела необходимость совершенствовать современные учебники, хрестоматии для старших классов по армянской литературе в соответствии с современным уровнем педагогики, методики и литературоведения.

10. Из анализа соответствующих материалов считаем необходимым при переиздании учебников армянской литературы обогатить разделы теоретических знаний об эстетическом идеале, категориях, языке, метрике и т. д., что несомненно будет способствовать эстетическому воспитанию учащихся.

11. Считаем целесообразным создать учебник по теории литературы для 8−10-ых классов.

12. При создании новых программ по армянской литературе для 8−10-ых классов учитывать следующие требования: а) усилить идейно-эстетическое содержание программыб) расширить круг задач по эстетическому воспитанию в каждом классев) обеспечить комплексный подход к анализу литературных произведений и эстетическому воспитаниюг) определить межпредметные связи литературы с другими предметами, конкретно по кавдой темед) освободить программы и учебники армянской литературы от перегруженности, повторений и т. д.- е) в программах и объяснительных записках к ним, методических пособиях необходимо четко определить задачи, основные пути и методы реализации эстетического воспитания, учитывая возможности отдельных литературных жанров.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, в двух томах, т. I, М., изд."Искусство", 1967, с. 584.
  2. К.Маркс и Ф. Энгельс, 0 воспитании и образовании, т.1, М., изд."Педагогика", 1978, с. 543.
  3. В.И.Ленин, 0 воспитании и образовании, изд. 2-е, М., изд."Просвещение", 1970, с. 675.
  4. Программа КПСС, М., «Политиздат», 1976, с. 62.
  5. Материалы ХХУ съезда КПСС, М./'Политиздат", 1976, с. 256.
  6. Материалы ХХУ1 съезда КПСС, М./'Политиздат", 1981, с. 223.х х х
  7. X., Раны Армении, изд."Сов.грох", 1977, с. 320.
  8. Г., Из моей жизни,(на арм. языке), Ереван, «Арм. Госиздат», 1955, с. 176.
  9. Г., Произведения, т.З, (на арм. языке), Ереван, «Армгосиздат», 1963, с. 310.
  10. Н., Дионисий Фракейский и армянские толкователи, Петербург, 1915, с.307.
  11. О.А., Очерки по истории художественного воспитания в советской школе", М., изд. АПН РСФСР, 1956, с. 224.
  12. Г. З., Эстетические отношения к природе в социалистическом обществе, М., изд. «Знания», 1981, с. 95.
  13. Армянские новеллы, Ереван,"Армгосиздат", 1962, с. 647.
  14. Г. А., Школа и педагогическая мысль в восточной Армении в 50−60-х годах XIX века,(на арм. языке), Ереван, изд. Е1У, 1979, с. 106.
  15. Р.А., Эстетическое воспитание учащихся,(на арм. языке), Ереван, изд. «Луйс», 1974, с. 204.
  16. Бакунц А. Рассказы, Ереван, изд."Айастан", 1956, с. 287.
  17. А.А., Что такое прекрасное,(на арм. языке), Ереван, «Армгосиздат», 1963, с. 78.
  18. А.А., Основы, категории и принципы эстетического воспитания, Автореф.док.дис., Тбилиси, 1971.
  19. А.А., Психологические основы воспитания,(на арм. языке), Ереван, изд."Луйс", 1973, с. 56.
  20. А.А., Теория эстетического воспитания (учебно-воспитательное пособие).Ереван, изд.Армпединст., 1980, с. 154.
  21. Бальзак 0., Избранные произведения, М. /'Гослитиздат", 1973, с. 438.
  22. В.Г., Собрание сочинений в 3-х томах, т.2, 1948, М.,"Госполитиздат", с. 643.
  23. В.Г., Собрание сочинений, т.З, М./'Политиздат", 1941, с. 665.
  24. Ваган Терян в воспоминаниях современников, Ереван, «Армгосиздат», 1964, с. 581.
  25. Д., Собрание сочинений,(на арм. языке), Ереван, изд."Айастан", 1969, с. 355.
  26. Вопросы теории эстетического воспитания, под ред. Апресяна, М., изд. МГУ, 1970, с. 109.
  27. Вместе с Чаренцом воспоминание,(на арм. языке), Ереван, изд."Армгосиздат", 1961, с. 127.28. «Выразительное чтение», Сборник, М., изд. АПН РСФСР, 1963, с. 136.
  28. Выразительное чтение, М.,"Просвещение", 1972, с. 190.
  29. У.Х., Беседа о воспитании школьников, (на арм. языке), Ереван, изд."Луйс", 1974, с. 121.
  30. Г. В., Грамматические и орфографические труды в древней и средневековой Армении,(на арм. языке), Ереван, изд. ЕГУ, 1954, с. 396.
  31. Г. Н., Принцип эстетического воспитания, Тбилиси, изд.ТГУ, 1971, с. 347.
  32. Эд.М., Мисак Мецаренц,(на арм. языке), Ереван, изд."Айастан", 1976, с. 462.
  33. П., Собрание сочинений в двух томах, (на арм. языке), т. Г, 1феван, изд. АН Арм. ССР, 1971, с. 365.
  34. Ст., Избранные произведения, т.10, Ереван,(на арм. языке), изд."Айастан", 1962, с. 565.
  35. Институт древних рукописей «Матенадаран» им. М. Маштоца при Совете Министров Арм. ССР, рукопись № 7823.48. «Искусство и дети», Сборник, М.,"Искусство", 1963, с. 272.
  36. Из истории эстетической мысли в Армении (конец XIX- начало XX вв.), книга I, Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1975, с. 273.
  37. Р.А. Природа в произведениях А.Бакунца,(на арм. языке), Ереван, изд. ЕГУ, 1962, с. 85.
  38. М.С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, М., изд. МГУ, 1971, с. 766.
  39. Н.И., Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР, М., изд./'Искусство", 1971, с. 160.
  40. Н.И., Эстетика, жизнь, искусство,(Итоги УШ Международного эстетического конгресса), М., изд.11 Знание «, 1977, с. 64.57. „Комплексное совершенствование учебно-воспитательного процесса“, Сб. научных трудов, М., изд."Педагогика», 1978, с. 127.
  41. Н.К., Избранные педагогические произведения, М., изд."Просвещение", 1965, с. 695.
  42. В.А., Психология обучения и воспитания школьников, М., изд."Просвещение", 1976, с. 303.
  43. И.С. Критика эстетических концепций современного буржуазного искусства, М., изд."Знание", 1976, с. 64.
  44. Т.Ф., Пейзаж средство эстетического воспитания, М., изд."Просвещение", 1971, с. 157.
  45. В.Г., Биография писателя в системе эстетического воспитания школьников, М.-Л., изд."Просвещение", 1965, с. 75.
  46. М.С., Общие задачи эстетического воспитания и некоторые пути их осуществления,(на арм. языке).Ереван, изд. Е1У, 1961, с. 92.
  47. М.С., Воспитание эстетических чувств школьников, (на арм. языке) .Ереван, изд." Луйс", 1967, с. 202.
  48. М.С., В.И.Ленин о воспитании и образовании, (на арм. языке), Ереван, изд."Луйс", 1973, с. 200.
  49. М., Собрание сочинений,(на арм. языке), Ереван, «Армгосиздат», 1956, с. 387.
  50. М., Под тенью акаций,(на арм. языке), Ереван, изд."Айастан", 1969, с. 44.
  51. М.М., Григор Нарекаци,(на арм. языке), Ереван, изд. ЕГУ, 1955, с. 308.
  52. А.К., Изучение биографии писателя в школе,(на арм. языке), Ереван, изд."Луйс", 1978, с. 72.
  53. Мурацан, Геворг Марзпетуни, Ереван, изд."Айастан", 1966, с. 358.
  54. ОДурацан, Собрание сочинений,(на арм. языке), т.7, Ереван,"Армгосиздат", 1965, с. 348.
  55. А.Х., Очерки по истории армянской школы и педагогики, (на арм.яз.), Ереван,"Армучпедгиз", 1950, с. 527.
  56. Г., Песни,(на арм. языке), Ереван «Армгосиздат», 1957, с. 128.
  57. В.А., История эстетических учений,(на арм. языке), Ереван, изд. Е1У, 1979, с. 239.
  58. Основы эстетического воспитания, М., изд."Высшая школа", 1975, с. 327.
  59. А., Избранное, т.8,(на арм. языке), Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1955, с. 497.
  60. А., Избранное, т.9,(на арм. языке), Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1965, с. 287.
  61. А., Избранное, Ереван, изд."Айастан", 1965, с. 265.
  62. B.C., Ваган Терян,(на арм. языке), Ереван, изд."Айастан", 1968, с. 689.
  63. B.C., Мурацан (жизнь и творчество), Ереван, (на арм. языке), Армгосиздат", 1956, с. 558.
  64. Поэзия Армении, Ер."Армгосиздат", 1973, с. 543.
  65. Проблемы этики и эстетики, вып. I, Л., изд. ЛГУ, 1973, с. 147.
  66. Проблемы этики и эстетики, вып.2,Л., изд. ЛГУ, 1975, с. 205.
  67. Я.В., Эстетическое воспитание и художественное воспитание, Автореф.канд.дис., М., 1964.
  68. В.А., Эстетическое воспитание, М., изд."Мысль", 1969, с. 190.
  69. Работа словесника в школе, Сб. статей, М.-Тб., 1922.
  70. .П. и др., Эстетическое воспитание учащихся в средней школе во внеклассной работе, Казань, изд. Казан, ун-та, I960, с. 410.
  71. Г., Сочинения, т.2 (на арм. языке), Ереван, изд. «Айастан», 1969, с. 411.
  72. Система эстетического воспитания школьников (Б.Т.Лихачев, Е. В. Квятковский, А. И. Буров и др.) под ред. С. А. Герасимова, М., Педагогика, 1983, с. 264.
  73. Г., Избранное, М.,"Гослитиздат", 1953, с. 359.
  74. В.А., О воспитании, изд.2-е, М., «Политиздат», 1975, с. 272.
  75. Г. С., Ширванзаде, жизнь и творчество, (на арм. языке), Ереван, «Армгосиздат», 1967, с. 591.
  76. А.А., Мурацан, (на арм. языке), Ереван, изд. ЕГУ, 1971, с. 279.
  77. А.А., Армянские классики, (на арм. языке), Ереван, изд. ЕГУ, 1944, с. 906.
  78. Тер-Григорян А.Е., Преподавание художественных произведений в начальных классах,(на арм. языке), Ереван, изд. Мин.прос. Арм. ССР, 1971, с. 92.
  79. Теория и методика коммунистического воспитания в школе, М., изд. «Просвещение», 1974, с. 288.
  80. Теория эстетического воспитания, М., изд. «Искусство», 1979, с. 255.
  81. С.Э., Эстетические взгляды Раффи,(на арм. языке), изд. АН Арм. ССР, 1971, с. 187.
  82. К.Д., Собрание сочинений, т.8, М.-Л., «Госучпедгиз», 1950, с. 645.
  83. К.Д. Собрание сочинений, т.10, М., изд. АПН РСФСР, 1950, с. 668.
  84. Е., Сочинение, т.З, (на арм. языке), Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1964, с. 374.
  85. Е., Сочинение, т.4, (на арм. языке), Ереван, изд. АН Арм. ССР, 1968, с. 625.
  86. А.С., Петрос Дурян, (на арм. языке), Ереван, изд. ЕГУ, 1972, с. 337.
  87. А., Избранное, М., «Гослитиздат», 1952, с. 789.
  88. Эстетическое наследие В. И. Ленина и проблемы искусства, М., изд. «Искусство», 1971, с. 380.
  89. Эстетическое воспитание в начальной школе. Сб. статей, М., изд. АПН РСФСР, 1959, с. 216.123. «Эстетическое воспитание в школе», Сборник, из опыта работ, Л., «Учпедгиз», 1962, с. 376.
  90. Эстетическое воспитание школьников, Свердловск, изд. Сверд. пединститут, 1974, с. 134.
  91. Эстетическое воспитание во внеклассной работе восьмилетней школы, М., изд. АПН РСФСР, 1963, с. 327.
  92. Эстетическое воспитание в школе, М., изд. «Педагогика», 1980, с. 136.
  93. Е.В., Выразительное чтение как средство эстетического воспитания, изд.2-е, Л."Учпедгиз", 1963, с. 399.
  94. Е.Г., Проблемы художественного творчества, М., изд."Высшая школа", 1972, с. 70.
  95. П.М., Психология художественного творчества, М., изд. «Знания», 1971, с. 47.
  96. Проект устава и программы армянских церковных начальных школ, Тифлис,(на арм. языке), 1906.
  97. Программа армянских епархиальных духовных школ,(на арм. языке), Эчмиадзин, 1916.
  98. Программа бакинской армянской женской школы им. Рипсиме, (на арм. языке), Баку, 1916.
  99. Программы факультативных курсов средней школы, М., «Просвещение», 1974.
  100. Программа восьмилетней школы, Живопись I-4-х классов, (на арм. языке), Ереван,"Луйс", 1982.
  101. Программа восьмилетней школы по музыке для I-8-х классов, (на арм. языке), Ереван,"Луйс", 1982.
Заполнить форму текущей работой