Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Информационные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества. // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 30−35- Артамонов Г. Т. О проекте федерального закона «Об электронной цифровой подписи». // Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 39- Борисов Н. В., Чугунов А. В. Создание информационной среды для местного самоуправления и сети муниципальных Интернет-клубов на Северо-Западе… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы социологического анализа роли и значения информационных технологий в профессиональной деятельности государственных служащих
    • 1. Становление и развитие теорий и концепций применения информационных технологий в государственном управлении
    • 2. Профессиональная деятельность государственных служащих как объект информатизации (отечественный и зарубежный опыт)
    • 3. Роль и место компьютерных технологий в профессиональной деятельности государственных служащих
  • ГЛАВА II. Информационные технологии и профессиональная деятельность государственных служащих
    • 1. Социальное восприятие информационных технологий государственными служащими в современной России
    • 2. Основные факторы, детерминирующие отношение работников государственной службы России к использованию новых информационных техно- 97 логий
    • 3. Социальное значение и перспективы использования информационных технологий в профессиональной деятельности государственных служа- 120 щих

Информационные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Общемировые тенденции постиндустриального развития существенно изменяют информационные отношения в обществе. Нарастание разнообразных информационных потоков, их интенсификация служат признаком перехода общества от индустриальной к информационной стадии развития. Информация постепенно превращается в фактор, решающим образом влияющий практически на все сферы общественной жизни, она становится стратегическим ресурсом, во многом определяющим экономический и политический потенциал государства.

В России активно развивается процесс становления новой государственности и государственной службы. Этот процесс определяют ряд факторов: а) кризисно-депрессивное состояние общества и, соответственно, кризис управленияб) влияние общемировых тенденций на изменение роли и места информационных технологий в системе государственного управления. Здесь особую остроту приобретает проблема рационального формирования и использования информационных ресурсов и перспективных компьютерных технологий в интересах совершенствования принципов и методов государственного управления в России. В этих условиях предъявляются особые требования к профессиональной культуре государственных служащих, профессионально-функциональному развитию государственной службы.

Решение этих проблем — одно из приоритетных направлений деятельности высших органов государственной власти. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р разработан проект федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002;2010 годы». Данный проект предусматривает создание предпосылок для развития эффективного отечественного сектора новейших информационных технологий, ориентированного как на внутренний, так и внешние рынки.

Однако выполнение данной Программы затруднено сложившимися стереотипами управленческой деятельности, не учитывающими современные подходы к реализации процесса управления. В числе их можно отметить несоответствие кадрового потенциала государственной службы требованиям современного уровня, слабое использование передовых информационных технологий в государственном управлении.

Проблема отношения к процессу информатизации на местах остро актуализирована практически во всех субъектах Российской Федерации. Разработан достаточно широкий спектр компьютерных программ, призванных облегчить и интеллектуализировать труд работников сферы государственного управления. Это различные правовые информационные системы («Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс»), ведомственные АРМы (автоматизированные рабочие места) (АРМ бухгалтера, АРМ экономиста, АРМ руководителя и т. п.), экспертные системы. Они доступны органам государственного и муниципального управления всех уровней и рекомендованы департаментами информатизации федеральных министерств и ведомств для широкого практического применения. Однако в их реализации есть определенные сложности. Если правовые информационные системы получили признание и широко используются практически всеми управленческими звеньями, то другие программные продукты, направленные непосредственно на повышение качества управленческой деятельности либо не используются, либо используются крайне недостаточно.

Эти тенденции были отражены в ходе социологических исследований, проведенных в ряде региональных министерств и ведомств Курской области и Карачаево-Черкесской республики. Из числа опрошенных работников ранга начальников ведомств и их заместителей только 15 процентов сообщили, что руководимые ими организации в своей служебной деятельности активно и в полной мере используют современные компьютерные технологии. Остальные 85 процентов сослались на различные причины объективного и субъективного свойства, препятствующие этому процессу. Обобщив и структурировав их ответы, можно прийти к выводу, что технический и человеческий факторы примерно в равной мере ответственны за отсутствие должного уровня информатизации органов государственной власти: 44 процента респондентов отметили в числе причин медленных темпов информатизации недостаток современной компьютерной техники и средств телекоммуникаций, а также отсутствие программных продуктов, в полной мере отвечающих потребностям их ведомства, а 41 процент — недостаточную квалификацию работников и отсутствие специалистов, способных внедрить необходимые программы и обучить персонал, а также безответственное отношение к этому процессу самих руководителей.

Это свидетельствует о том, что в практике государственного управления информационные технологии используются эпизодически, слабо включены в процесс разработки управленческих решений, отчего их эффективность низка.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена: во-первых, необходимостью теоретико-методологического изучения роли и места информационных технологий в системе государственного управленияво-вторых, востребованностью использования информационных технологий в силу неадекватности эффективности и качества принимаемых органами власти управленческих решений сложности решаемых ими задачв-третьих, необходимостью выработки оптимальных направлений и методов внедрения новых информационных технологий в деятельность органов государственного управления.

Состояние научной разработанности проблемы исследования.

Проблемы внедрения информационных технологий в структуры управления опираются на серьезную теоретико-методологическую базу изучения вопросов социального управления.

Фундаментальным и общеметодологическим основанием для анализа исследуемой темы является теория систем и системный подход, разработанные в трудах В. Г. Афанасьева, А. И. Берга, А. А. Богданова, Ф. И. Перегудова, Ф. П. Тарасенко, А. И. Уемова, А. Д. Урсула, Н. Винера, Дж. Эшби, JI. Берталанфи и других1.

Анализ общих проблем техники и технологии сбора и обработки информации содержится в трудах А. И. Афоничкина, В. К. Бонько, Ю. А. Бессонова, Г. Р. Громова, В. А. Ерофеевой, В. М. Жеребина, Н. Н. Моисеева, Е. И. Орлова, А. И. Позднякова, А. И. Ракитова, Г. Л. Смоляна и других2.

Особую группу исследований составляют работы, посвященные совершенствованию государственного управления: Г. В. Атаманчука, В. Э. Бойкова, В. Н. Иванова, В. А. Мальцева, В. И. Патрушева, В. А. Столяро.

1 См.: Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981; Берг А. И. Управление, информация, интеллект. М., 1976; Богданов А. А. Всеобщая организационная наука (тектология). В 3 т. М., 1905;1921. Т .3- Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П.

Введение

в системный анализ: Учебн. Пособие для вузов. — М.: Высш. шк., 1989; Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. — М.: Мысль, 1978; Винер Н. Кибернетика и общество. — М.: ПЛ, 1958; Эшби Дж. Кибернетика в управлении. М., 1959; Bertalanfi L. An Outline of General System Theory — British J. For Phil. Sci. 1950.

2 См. напр.: Афоничкин А. И. Техника и технология обработки информации. Саранск, 1992; Бонько В. К. Мышление человека и проблемы компьютеризации. Минск, 1995; Бессонов Ю. А. Информация и самоорганизация. М.: РАГС, 1996; Громов Г. Р. Очерки информационных технологий. М.: РАУ, 1993; Ерофеева В. А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. М.: Финансы и статистика, 1992; Жеребин В. М. Информационное обеспечение АСУ. М.: Наука, 1985; Моисеев Н. Н., Фролов И. Т. Высокое соприкосновение. // Вопросы философии. 1984, № 9- Орлов Е. И. Концепция создания систем информационного обеспечения в Совете Федерации РФ. М.: РАГС, 1995; Поздняков А. И. Информатика, как комплексная научно-техническая дисциплина. // Вопросы философии. 1986, № 5- Ракитов А. И. Философия компьютерной мысли. М.: Политиздат, 1991; Смолян Г. Л. Социально-философские проблемы информатики. // Вопросы философии. 1984, № 11 и другие. вой, Ж. Т. Тощенко, О. А. Уржа, Ю. Г. Федулова, В. И. Франчука, С. В. Штаркова и других1.

Современное состояние вопросов государственной политики формирования информационного общества нашло отражение в трудах И. Ю. Алексеевой, Г. Т. Артамонова, Н. В. Борисова, E. J1. Вартановой, JI.A. Василенко, Т. В. Ершовой, Б. В. Кристального, А. Е. Крупнова, И.С. Мелю-хина, Б. В. Наумова, Г. Л. Смоляна, О. В. Сюнтюренко, Ю. Е. Хохлова, Д. С. Черешкина. В этих разработках органически увязываются между собой.

1 См.: Атаманчук Г. В. Базовые аспекты концепции государственной службы в РФ. // Ежегодник РАГС. М., 1995; Он же. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский диалог, 1996; Бойков В. Э. Социально-политические факторы развития российского общества. // Социс, 1995; Иванов В. Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. М. Н. Новгород. Изд. Волго-Вятской академии госслужбы, 1995; Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.-Н. Новгород, 1996; Опросы взрослого населения как элемент мониторинга общественных перемен. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1993, № 4- Столярова В. А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления. М., 1995; Тощенко Ж. Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа). // Социс, 1997, № 6- Федулов Ю. Г. Основы автоматизированного организационного управления. М.: РАГС, 1997; Штарков С. В. Актуальные проблемы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления. // Информационные технологии в структурах государственной службы. Вып. № 2. М.: РАГС, 1997 и другие. л.

См.: Алексеева И. Ю. Возникновение идеологии информационного общества. // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 30−35- Артамонов Г. Т. О проекте федерального закона «Об электронной цифровой подписи». // Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 39- Борисов Н. В., Чугунов А. В. Создание информационной среды для местного самоуправления и сети муниципальных Интернет-клубов на Северо-Западе России. // Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 45−47- Вартанова E. J1. Универсальный доступ к Интернет как форма государственной информационной политики. // Информационный бюллетень, 2000, вып. 8- Василенко В. И., Василенко Л. А. Интернет в системе государственной службы. М., 1998. — 257 сЕршова Т. В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века. // Вестник РФФИ, 1999, вып. 3- Артамонов Г. Т., Кристальный Б. В., Курносов И. Н., Мелюхин И. С., Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. О концептуальной базе построения в России информационного общества. // Информационное общество, 1999, вып. 3- Крупное А. Е., Финько О. А., Черешкин Д. С. О государственной политике России в области формирования информационного общества. // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 4−9- Мелюхин И. С. Концепция «Информационного общества» и кризис. // Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 20−22- Смолян Г. Л., Черешкин Д. С. О формировании информационного общества в России. // Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 8−13- Чекатегории «управление», «информация», «информационная технология» и другие.

Следует выделить ряд работ, посвященных непосредственно технологии развития информационной среды государственной власти: М. М. Тихомирова, М. Я. Клепцова, Е. П. Тавокина, А.Н. Райкова1. В них рассматриваются методологические основы использования системного анализа в структурах государственной службы, на основе анализа управленческой деятельности, методов и средств выработки управленческих решений формируются основные требования к системе информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности.

Значительный интерес для темы исследования представляют материалы и дискуссии по проблемам информационного обеспечения, развернутые в средствах массовой информации, данные с Web-сайтов в Интернете, в частности новостные ленты агентства «monitoring.ru», электронного журнала «internet.ru», «polit.ru», Российской сети информационного общества и других.

В последнее время защищен ряд диссертационных работ, раскрывающих тот или иной аспект процесса информатизации государственной службы различных уровней2. Это свидетельствует об интенсивных научрешкин Д.С., Смолян Г. Л. Россия начинает движение к информационному обществу // Информационное общество, 2000, вып. 1, с. 23−25.

1 См.: Тихомиров М. М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы. М.: РАГС, 1995; Клепцов М. Я. Информационные системы органов государственного управления. М.: РАГС, 1996; Тавокин Е. П. Информационное обеспечение социального управления. Центр Социологич. обеспеч. подготовки госсл-х. М.: РАГС, 1996; Райков А. Н. Совершенствование информационного обеспечения органов управления. М.: РАГС. // Информационные технологии, № 1, 1994; Райков А. Н. Интеллектуальные информационные технологии. М.: МИРЭА, 2000.

2 См.: Кускова Л. И. Социологическая информация в структуре информационного обеспечения местных органов власти. М., 1998; Мухамедзянов Р. А. Проблемы оптимизации информационного обеспечения социального управления на региональном уровне. Уфа, 2000; Царицынцева Е. В. Социологическая информация в системе управления субъекта Российской Федерации (на примере Оренбургской области). М., ных разработках проблемы применения информационных технологий в системе государственного управления. Вместе с тем следует отметить то, что в этой сфере ряд научных аспектов еще не нашел должного изучения. В их числе: теоретическое осмысление реального состояния информационного обеспечения управленческих решений в органах властикачество управленческого труда, включенного в совокупную деятельность работников государственной службы.

Все это в целом и обусловило определение цели, задач, объекта и предмета исследования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования — определение факторов и обоснование социальной значимости использования информационных технологий в профессиональной деятельности органов государственной власти.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: уточнение теоретико-методологйческих основ социологического анализа роли информационных технологий в деятельности органов государственной властивыявление качественно-количественных характеристик состояния информационного обеспечения профессиональной деятельности государственных служащихвыявление отношения органов государственного управления к проблемам информационного обеспечения;

2000; Попов А. В. Информационное обеспечение регионального управления в России (социологический аспект). М., 2001 и др. определение характера влияния применения информационных технологий на качество управленческих решенийвыработка практических рекомендаций по оптимизации информационного обеспечения органов государственного и муниципального управления регионального уровня.

Объектом исследования являются информационные технологии в профессиональной деятельности государственных служащих.

Предметом исследования являются факторы, влияющие на использование информационных технологий в управленческой деятельности государственных служащих.

Теоретико-методологическую и методическую основу диссертационного исследования составили общенаучные принципы познания социальных явлений, прежде всего — диалектический метод познания социальных процессов и явлений, общеметодологические принципы социологической теории, социологии управления с учетом особенностей объекта и предмета диссертационного исследования.

Автор также опирался на работы отечественных и зарубежных ученых в области социологии, политологии, социальной философии, государственного управления, в которых в той или иной степени затрагивалась рассматриваемая проблема.

Базовой методологической основой диссертации явилась общая теория систем в рамках анализа систем социальной природы с позиций категории «социальное управление». Эта методологическая основа конкретизируется и дополняется: эволюционистским подходом к категории «социальное управление», позволяющим выявить современные общую систему социального управления (информационную) и ее формы (федералистские) — общесоциологическим анализом категории «социальное управление" — специальным анализом категории «социальное управление», позволяющим вычленить специфический блок проблем, связанный с информационным обеспечением как одним из важнейших аспектов сферы государственного управления в современных условиях.

Документальная и эмпирическая база исследования: законодательные и нормативные акты СССР, РСФСР, Российской Федерации и региональных органов властидокументальные источники названных органов власти, связанные с информацией и информатизацией структур государственного управления, а также государственным регулированием информационных процессов в обществерезультаты социологических исследований, проведенных под руководством или с участием диссертанта:

• «Уровень владения государственными служащими современными компьютерными технологиями и Internet» (ИТ-01), ноябрь 2001 г. Институт повышения квалификации государственных служащих РАГС, опрошено 350 госслужащих. Выборка репрезентативна по занимаемой должности и региональному признаку.

• «Проблемы информатизации органов государственного регионального управления», август 2001 г. Аппарат Правительства Курской области, опрошено 75 госслужащих различных министерств и ведомств ранга руководителей и их заместителей.

• «Роль Internet в получении оперативной информации для выработки управленческих решений», июль-август 2000 г. Правительство Карачаево-Черкесской Республики, опрошено 60 руководителей министерств и ведомств и их заместителей. результаты вторичного анализа материалов социологических исследований:

• «Уровень компьютерной грамотности государственных служащих, поступающих на учебу в РАГС», 2001;2002 уч. год. Кафедра ИСГС РАГС, протестирован 371 абитуриент. Выборка репрезентативна по занимаемой должности и региональному признаку.

• «Информационная поддержка управленческой деятельности» (ИП-98), ноябрь 1998 г. Администрация Балашихин-ского района Московской области, опрошено 106 работников различных звеньев управления, от руководителей подразделений до работников низовых звеньев. результаты экспериментов, полученные автором в ходе проведения в ряде министерств и ведомств Карачаево-Черкесской республики эксперимента по поиску и сортировке необходимых для деятельности вышеуказанных ведомств данных в сети Internet, и предоставление выполненных заявок руководителям этих ведомств. При этом наблюдалось сокращение времени на выработку управленческого решения, и это решение отличалось полнотой и всесторонностью.

Основные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна заключаются в обосновании эффективности применения новых информационных технологий в сфере профессиональной деятельности работников государственной службы России. В работе: уточнено понятие «информационное обеспечение профессиональной деятельности государственных служащих», под которым понимается органически взаимосвязанная совокупность элементов, взаимодействие которых организовано в единую технологию, реализующую правила и принципы эффективного преобразования информации в соответствии с потребностями управлениявыявлены основные аспекты получения и использования управленческой информации в системе профессиональной деятельности государственных служащих: структуризация и систематизация информации, дальнейшая интеграция массивов социальной информации, укрепление технико-технологической базы органов государственного управлениявыявлены показатели, позволяющие оценить эффективность управленческих решений при использовании информационных технологий в сфере деятельности работников государственного управлениядан анализ состояния информатизации деятельности работников государственных органов на региональном уровне, выявлены основные недостатки: слабая оснащенность средствами вычислительной техники, неразвитость телекоммуникационных структур, отсутствие навыков работы с компьютерной техникой, нехватка специалистов, владеющих как знаниями информационных технологий, так и навыками управленцеввыработаны практические рекомендации по оптимизации процесса внедрения современных информационных технологий в деятельность органов государственного и муниципального управления:

• обновление и модернизация существующего парка вычислительной техники;

• повышение профессиональной и информационной культуры работников, их обучение и переобучение;

• повышение оперативности и качества вырабатываемых управленческих решений за счет активного использования возможностей, предоставляемых телекоммуникационными сетями.

Надежность и достоверность основных результатов диссертационного исследования обоснована репрезентативностью исходной и обобщенной информации, применением теории и методологии социологической науки, современными методами социологического анализа, логикой построения доказательных выводов, а также успешной апробацией работы. В диссертации применены системный подход, методы структурно-функционального, сравнительного, кластерного, логического и факторного анализа.

Надежность научных положений определяется репрезентативностью выборок проведенных исследований, сопоставимостью применяемых методик сбора эмпирических данных (опроса, интервью, наблюдения, контент-анализа документов, экспертного опроса, тестирования) и технологий диагностики управленческого персонала, кластеров государственных и муниципальных служащих, а также корректным применением методов количественной и качественной обработки информации.

Научные выводы и практические результаты автора базируются на законодательных актах Российской Федерации, решениях органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по проблемам кадровой политики, управления персоналомстатистических материалах Госкомстата России, нормативно-методических, аналитических и инструктивных материалах органов власти разного уровня, обзорных, справочных документах и соответствующих разработках отечественных и зарубежных исследователей.

Практическая значимость исследования. Выводы и предложения, выдвинутые в диссертации, вносят вклад в дальнейшую разработку концепции информатизации органов государственного управления. В силу этого они представляют интерес для руководителей органов государственной региональной и муниципальной власти, ответственных работников информационно-аналитических служб, в том числе специалистов, занимающихся разработкой и внедрением информационных систем, а также научно-исследовательских учреждений, занимающихся проблемами управления.

Основные положения диссертации могут быть использованы при разработке учебных курсов и спецкурсов по обучению государственных служащих работе с компьютерной техникой и информационными технологиями.

Теоретический анализ, осуществленный в диссертации, предложенные методологические принципы, а также теоретический и методический инструментарий могут быть применены при проведении эмпирических социологических исследований в рамках рассматриваемой проблемы.

Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждались руководителями органов государственного управления Курской области и Карачаево-Черкесской республики. Практическая апробация работы производилась в министерствах и ведомствах Карачаево-Черкесской республики (министерство экономики, министерство здравоохранения и др.). Работа обсуждена на проблемной группе кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные положения и.

16 выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, нашли свое отражение в научных публикациях и выступлениях на научных семинарах и конференциях (научно-практическая конференция «Информационные войны: мифы и реальность», РАГС, 2001 г.- совместная междисциплинарная аспирантская конференция РАГС-СЗАГС «Государственность и государственная служба России: пути развития», Санкт-Петербург, 2002 г.).

Выводы из сказанного можно сделать следующие: поскольку государство было и остается в обозримом будущем единственной формой устройства общественной жизни, совершенствованию государственного управления всегда придавалось первостепенное значениетак как информация является необходимым условием для любой целесообразной деятельности, совершенствование государственного управления на современном этапе подразумевает информатизацию структур государственной службы, и чем выше степень этой информатизации, тем эффективнее осуществляется управление, что подкрепляется мировым и отечественным опытом.

§ 3. Роль и место компьютерных технологий в профессиональной деятельности государственных служащих.

Информационное общество, к которому уже сегодня переходят многие страны мира, имеет две важные характеристики: во-первых, изменение управленческих процессов за счет способности использовать сложные системы информации и коммуникаций, в результате превращения новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений, во-вторых, широкое использование развитых технологий информационного взаимодействия в механизмах организации и самоорганизации общества. Это влечет за собой пересмотр подходов к организации эффективного административного управления и организации, связанных с готовностью организационных структур к инновациям, применению интеллектуальных технологий в служебной деятельности, а также технологий партнерского взаимодействия с социальными структурами.

Наиболее объемными, ключевыми понятиями по отношению к другим, используемым в анализируемой предметной сфере, являются понятия «информация» и «информатика».

В ходе дискуссии о природе и сущности информации, развернувшейся в 60−70 гг. нашего века, оформились два основных подхода к пониманию этого феномена. Атрибутивная концепция (А.Д. Урсул, Р. Ф. Абдеев, J1.A. Петрушенко и другие) рассматривает информацию как фундаментальное свойство материи, которое существует объективно, вне зависимости от познания ее и использования. В этой логике информация рассматривается как атрибутивная характеристика систем любого типа, любого уровня организации и сложности. Функциональная концепция информации (Н.Н. Моисеев, В. В. Вержбицкий, Г. И. Царегородцев и другие) считает ее не субстанциональным свойством всей материи, а лишь функциональным свойством систем управления, связью управляющих систем с управляемыми. По мнению М. Ю. Тихонова, эти концепции применимы в разных сферах анализа, и, следовательно, различие этих подходов условно, каждый содержит «зерно понимания». Множество определений понятия информации в равной степени имеют право на существование, фиксируя различные аспекты многогранности этого феномена.

При подходе, акцентированном на гносеологических и социальных характеристиках информации, важным моментом является понимание того, что понятие «информация» включает в себя не само содержание действительности, а отражение, выражение и обозначение этого содержания. Информацией называются результаты процессов отражения, выражения и обозначения фрагментов содержания объективной реальности.

Можно обозначить следующие качественные характеристики информации как явления: является объективно существующим феноменом универсумавыражает и обозначает элементы объективной реальностиимеет материальную и идеальную формуявляется двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и цельюимеет качественные и количественные характеристики.

Социальная информация необходима в процессе осознания и постановки целей, выбора средств, обеспечения ресурсов, прогнозирования и планирования деятельности субъектов управления. Содержание деятельности структур системы государственного управления составляют: а) производство управленческих решений (т.е. перевод социальной информации в содержание нормативных актов, обеспечивающих управление) — б) реализация управленческих решений (т.е. трансформация нормативно-правовой системы в социальное поведение людей) — в) контроль последствий реализации управленческих решений (т.е. отслеживание адекватности изменений в социуме целям, ради которых производилось управленческое решение).

Различные исследователи размышляли о том, каким требованиям должна отвечать социальная информация, для того, чтобы ее можно было использовать с наибольшей пользой для достижения поставленных целей (работы Афанасьева В. Г., Тихонова М. Ю., Аверина А. И. Урсула А.Д., Кхола Й.). Выделяется перечень характеристик, каждая из которых указывалась большинством исследователей этой проблемы: адекватность актуальной потребности управления, полезностьистинность, достоверностьдостаточность, оптимальностьточностьсвоевременность, оперативностьсистематизированностьлаконичность, рациональность формысоответствие компетенции и полномочиям субъекта управления.

Этим требованиям, несомненно, должны соответствовать все виды информации, которые привлекаются при подготовке управленческих решений. Краткий анализ таких требований, перечень мер по их обеспечению и применяемых для этого методов приведен в таблице 1.2.

Заключение

.

Информатика в настоящее время — одна из фундаментальных областей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации, стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Информатика обслуживает различные сферы деятельности человека, и прежде всего — сферу управления. Уже давно ясно, что сфера управления охватывает все без исключения стороны жизни общества — не только экономику и непосредственную реализацию государственной власти, но также и все грани социально-политического, национально-этнического, культурного развития, демографические процессы, научно-технический прогресс, проведение экологической политики и др.

В конечном счете, объектами управления выступают все стороны образа жизни общества в их неразрывной связи, взаимодействии и развитии. Понятно, что это с необходимостью требует и очень богатой, разносторонней информационной базы управления.

Важной стороной всякого управления является его информационный характер, так как оно реализуется через получение, сохранение, переработку и передачу информации о состоянии управляемой системы объекта управления и внешней среды. Субъект управления только потому может воздействовать на управляемую систему, что непрерывно получает информацию о ее состоянии, о состоянии окружающей среды, об отклонениях в движении системы к заданной цели, перерабатывает эту информацию в решения, команды, передает их объекту управления, корригируя его поведение, обеспечивая выполнение заданной программы.

Разработка перспективных целей и задач управления, выработка и выбор управленческих решений, организация их выполнения, регулирование и контроль, подведение итогов исходят из потребления полученной информации и завершаются выдачей новой информации.

Информация является непрерывным атрибутом управления, пронизывающим все его уровни и функции. Иначе говоря, управляет тот, кто обладает информацией.

Вот почему серьезной проблемой в управленческой деятельности является наличие достаточной информации, которая должна быть коммуникативной, своевременной, объективной, безусловно достоверной, надежной, полной, аналитической.

Своевременное, правильно организованное, полное оперативное обеспечение информацией выступает как неотъемлемая сторона четкого функционирования различных управляемых систем в обществе.

Управлять сегодня — это значит своевременно принимать и реали-зовывать решения, оперативно корректировать их. Одну из основных целей, которую преследует человек в процессе управления — поиск оптимального варианта. Особая роль в этой связи принадлежит людям, решающим задачи управления любой стороны жизни общества и находящимся во взаимодействии друг с другом и с новыми техническими средствами.

Информационное обеспечение является базой, на которой строится управленческая деятельность государственного аппарата. Информацию здесь следует рассматривать как некую совокупность различных сообщений, сведений, данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т. д. Эти сведения, будучи собранными, систематизированными и преобразованными в пригодную для использования форму, играют в управлении исключительную роль.

Главная цель системы информационного обеспечения государственного управления состоит в том, чтобы на базе собранных исходных данных получить вторичную, обработанную информацию, которая служит основой для принятия управленческих решений. Достижение этой цели складывается из решения ряда частных задач, таких, как сбор первичной информации, ее хранение, распределение между структурными подразделениями органа управления и их работниками, подготовка к переработке, собственно переработка, предоставление органу управления в переработанном виде, обеспечение прямых и обратных связей в ее циркуляции и т. д.

В представленной работе была сделана попытка проанализировать состояние информационной обеспеченности органов государственного управления на различных уровнях государственной власти и выработать рекомендации по максимально эффективному использованию новых информационных и коммуникационных технологий в плане повышения с их помощью эффективности процесса управления и сокращения сроков принятия управленческих решений с параллельным повышением качества этих решений.

В ходе исследования выявились следующие факторы и тенденции.

1. Современный уровень оснащения органов государственного управления средствами вычислительной техники является недостаточным и сильно разнится в зависимости от регионализации органа управления. Степень развития средств телекоммуникационного доступа к глобальным информационным сетям отличается дискретностью и неравномерностью, зависимостью от общего уровня развития региона.

2. Уже имеющиеся средства вычислительной техники в органах государственной службы используются при выполнении их работниками своих служебных обязанностей далеко не всегда рационально, зачастую автоматизируя лишь наиболее рутинные операции, присущие работникам низших звеньев государственных органов.

3. При использовании современных компьютерных технологий и, в частности, сети Internet, в работе различных структур государственного управления повышается, причем значительно, производительность труда, связанного с получением, обменом и обработкой необходимой этим ведомствам оперативной информации, а также более ясно вырисовывается общая картина служебной деятельности ведомства.

4. В связи с этим повышается оперативность и качество принятия управленческих решений руководителями министерств и ведомств, входящих в структуры органов государственного управления, уменьшается количество ошибок при составлении отчетности и ликвидируется почва для допущения различного рода служебных нарушений и злоупотреблений.

5. Вместе с тем, широкое внедрение средств вычислительной техники в деятельность органов государственного управления может повлечь за собой ряд негативных моментов социального характера, таких как ухудшение психологического климата в коллективе и нарастание душевного дискомфорта работников, связанных, в основном, со сложностью освоения новых технологий и перераспределением служебных обязанностей по соображениям достижения наибольшей выгоды для управленческого процесса.

Даны рекомендации относительно форм внедрения новых компьютерных технологий в деятельность органов государственной службы.

1. На базе существующего в государственных органах парка вычислительной техники необходимо более активно внедрять современное программное обеспечение, специально разработанное для нужд и потребностей органов государственного управления с учетом специфики их деятельности.

2. Если функциональность существующего компьютерного программного обеспечения недостаточна для решения задач, стоящих перед той или иной структурой государственного управления, следует осуществлять постановку задачи разработки специализированного программного обеспечения перед фирмами и организациями, занимающимися разработкой прикладного программного обеспечения. В связи с этим представляется целесообразным осуществление соответствующих программ по заказу разработок и целевому финансированию затрат на создание и внедрение такого программного обеспечения на федеральном уровне. При этом исполнители должны разрабатывать программное обеспечение в тесном сотрудничестве с работниками всех звеньев организаций-заказчиков для обеспечения наиболее полной функциональности конечных программных средств.

3. В связи с бурным развитием, особенно в последние годы, телекоммуникационных технологий, и, в частности, глобальной компьютерной сети Internet, появилась возможность использования в деятельности органов государственной службы средств и возможностей, предоставляемых этими технологиями. К их числу можно отнести оперативный обмен служебной информацией и данными, организация телеи видеоконференций, использование регулярно обновляемых баз данных различного рода (ведомственных, правовых и т. п.), используемых в служебной деятельности. Также сеть Internet предоставляет уникальную возможность практически мгновенного получения информации почти из любой страны мира, переводе ее (если необходимо) на нужный язык и обмен электронными почтовыми сообщениями (E-mail). Такая форма организации работы государственных структур существенно повышает оперативность и качество служебной деятельности, и поэтому ее можно рекомендовать для внедрения в повседневную работу этих организаций.

4. Следовало бы организовать в Internet централизованную сеть государственных Web-серверов, где все структуры федерального и регионального управления могли бы иметь свои сайты, предоставляющие заинтересованным лицам открытую или служебную информацию в зависимости от прав доступа зашедшего на сайт. Кроме того, это повысило бы информативность работы структур государственной власти, повысило бы прозрачность и открытость их деятельности для рядовых граждан.

5. Для организации высокоскоростного доступа органов государственного управления к глобальным компьютерным сетям следует продвигать, развивать и совершенствовать технические средства телекоммуникаций. Здесь также представляется необходимой поддержка внедрения таких средств на государственном уровне и разработка соответствующих технических и экономических программ.

6. Как вариант оптимизации формы работы органов государственного управления с информацией, передаваемой и получаемой при помощи сети Internet, как показывают исследования и результаты опросов государственных служащих, явилось бы создание в составе структур органов государственной власти специализированных отделов, работники которых выполняли бы соответствующие задания и несли ответственность за результаты их выполнения. В связи с этим представляется целесообразным расширить штат органов государственной службы на количество работников этих отделов, либо же изыскать возможность создания таких отделов за счет сокращения численности работников других отделов государственных органов и повышения интенсивности и эффективности трудовой деятельности оставшихся сотрудников, использующих компьютерную технику и новые информационные технологии.

Как предполагается, предложенные меры должны явиться действенным механизмом для повышения уровня качества деятельности органов государственного управления. Это согласуется с взятым в последнее время на государственном уровне курсом на формирование в России единого информационного и телекоммуникационного пространства, и тесной интеграцией всех уровней общественной и политической жизни государства с новейшими информационными технологиями. Основными целями информатизации государственного управления, как частного случая этого процесса, являются: повышение эффективности работы государственных и муниципальных органов власти, реализация прав граждан.

162 на доступ к информации, находящейся в распоряжении государства и не носящей секретного характера.

Очевидным признаком важности рассматриваемой проблемы явилось утверждение Правительством РФ специальной целевой программа «Электронная Россия на 2002;2010 годы». В реализацию этой программы заложены огромные бюджетные средства на «электронизацию» всей страны. То есть, впервые за нашу историю не просто ставится задача формирования в России единого информационного и телекоммуникационного пространства, но прописывается механизм ее реализации и государственного финансирования. Именно поэтому программа «Электронная Россия» является беспрецедентной и очень важной для будущего нашей страны. Это, действительно, программа XXI века. Ее историческое значение в том, что Россия получает шанс войти в мировое информационное сообщество в качестве равноправного партнера и полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Ф., Философия информационной цивилизации: Учебное пособие, М, Владос, 1994.
  2. В. Межгрупповое взаимодействие. М.: Изд. Моск. ун-та, 1990.
  3. И.Ю. Возникновение идеологии информационного общества. // Информационное общество, 1999, вып. 1, с. 30−35.
  4. Т.В. Методологические проблемы организации информации в области общественных наук. М.: Наука, 1980.
  5. Н.Р. Современные концепции развития методов и средств организационного управления. // Материалы Всесоюзной научно-технической конференции «Проблемы автоматизации организационного управления». Кишинев, 1991.
  6. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышление. М., 1991.
  7. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой ак-меологии. М., 1995.
  8. Т. Цели и пути компьютеризации делопроизводства. // Электронный офис. Январь-февраль 1996.
  9. Г. Т., Кристальный Б. В., Курносов И. Н., Мелюхин И. С., Смолян Г. JL, Черешкин Д. С. О концептуальной базе построения в России информационного общества. // Информационное общество, 1999, вып. 3.
  10. Г. Т. О проекте федерального закона «Об электронной цифровой подписи». // Информационное общество, 2000, вып. 4, с. 39.
  11. Г. В. Базовые аспекты концепции государственной службы в РФ. // Ежегодник РАГС. М., 1995.
  12. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М.: Славянский диалог, 1996.
  13. Г. В. Управление социальная ценность и эффективность. М., 1995.
  14. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981.
  15. В.Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994.
  16. А.И. Техника и технология обработки информации. Саранск, 1992.
  17. ., Чаморро С. М. Особенности воздействия политической культуры на политическую систему общества. М.: Наука, 1998. -455 с.
  18. В.А., Чугунов А. В. Демократия и Интернет: Роль Интернет в формировании «просвещенного понимания». // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7−11 декабря 1998 г. СПб, 1998, С.43−46.
  19. Н.М. Государственная служба в социальном измерении. Хабаровск, 2000.
  20. Р. Война языков. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
  21. Д. Социальные рамки информационного общества. // Новая технократическая волна на Западе Под ред. П.Гуревича. М.: Прогресс, 1986, с. 330.
  22. А.И. Управление, информация, интеллект. М., 1976.
  23. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Наука, 1995.-564 с.
  24. Бердяев Н. А. Смысл истории, Берлин, 1923
  25. Ю.А. Информация и самоорганизация. М.: РАГС, 1996.
  26. А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). В 3 т. М., 1905−1921. Т.3
  27. В.И. Информационные иерархически-сетевые структуры для представления знаний в информационных системах. // Сб. тр. Проблемно-ориентированные программы (модели, интерфейс, обучение). М.: ИПУ, 1990.
  28. В.И. Контуры религии будущего (взгляд информатика-атеиста из 2000-го), 1999.
  29. В.И. Куда идешь, человек? Основы эволюциологии (информационный подход). М.: СИНТЕЗ, 1998.
  30. В.Э. Социально-политические факторы развития российского общества. // Социс, 1995.
  31. В.К. Мышление человека и проблемы компьютеризации. Минск, 1995.
  32. Н.В., Чугунов А. В. Создание информационной среды для местного самоуправления и сети муниципальных Интернет-клубов на Северо-Западе России. // Информационное общество, 2000, вып. 1.
  33. А.Б. Англо-русский словарь по программированию и информатике. М. 1992.
  34. JI. Наука и теория информации. М., 1960.
  35. А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность. // Деятельность: теория, методология, проблема. // Сост. Ка-савин К.Т. М.: 1990.
  36. E.JI. Универсальный доступ к Интернет как форма государственной информационной политики. // Информационный бюллетень, 2000, вып. 8.
  37. В.И., Василенко JI.A. Интернет в системе государственной службы. М., 1998. 257 с.
  38. JI.А. Интернет в информатизации государственной службы России (социологические аспекты). М.: РАГС, 2000.
  39. Л.А., Митин А. И., Пасхин Е. Н. Принципы разработки программ обучения государственных служащих для работы в условиях новых информационных технологий. // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. 1996. № 1.
  40. Г. Г. Роль конкретных социологических исследований в научном управлении социальными процессами. М.: МГУ, 1981.
  41. Н.П., Абрамов Ю. Ф. Информационная деятельность и мировоззрение. Иркутск, 1990.
  42. Венда В. Ф" Ломов Б. Ф. Философские вопросы технического знания. М., 1984.
  43. Н. Кибернетика и общество. М.: ПЛ, 1958.
  44. Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. М., 1968.
  45. М. Созрели ли США для охраны частных данных? // PCWeek/RE, 1998, № 44.
  46. . С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987.
  47. Г. К. На путях к государству будущего, Харбин, 1930, гл. 3.
  48. Государственная служба: поиски эффективности. Зарубежный опыт. Реф. Сб. Вып. 13. М.: РАГС, 1996.
  49. В.Д. Государственная служба как профессиональная деятельность. Воронеж.: Квадрат, 1997.
  50. М.Т. Педагогические основы образования взрослых. М., 1993.
  51. Г. Р. Очерки информационных технологий. М.: РАУ, 1993.
  52. В.И. Базовое обучение информатике. // Вестник Московского университета. Серия 15. Вычислительная математика и кибернетика 1995. № 2.
  53. Ю. В. Олейников А.Я., Филипов Е. Н. Развитие и применение открытых систем в Российской Федерации. // Информационные технологии и вычислительные системы. 1995. № 1.
  54. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. // Российская газета. 2000, 28 сентября.
  55. Е.Н., Соколова И. В. Основы социальной информатики (конспект лекций), МГСУ, Кафедра социальной информатики, М.: 1996.
  56. Ежегодник 95: Государственная служба России. М., 1996.
  57. В.А. Учет, информация, управление: прямые и обратные связи. М.: Финансы и статистика, 1992.
  58. А.П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2.
  59. Т.В. Концептуальные вопросы перехода к информационному обществу XXI века. // Вестник РФФИ, 1999, вып. 3.
  60. О. Искусство управлять искусство побеждать. // Электронный офис. Март-апрель 1997.
  61. В.М. Информационное обеспечение АСУ. М.: Наука, 1985.
  62. М.В. Информационное общество: новые пути организации повседневной деятельности. Ростов н/Д. 1994.
  63. В.А. Проблема отношений человека и машины в компьютерной революции. // Вопросы философии. 1986. № 3.
  64. С.П., Калмантаев Б. А., Кусжанова А. Ж. Социализация как ресурс регионального развития. Оренбург: Саманта, 1998.
  65. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М. Н. Новгород, 1996.
  66. В.Н., Мальцев В. А., Патрушев В. И. Ресурсы региона: инновационные технологии реализации. М. Н. Новгород. Изд. Волго-Вятской академии госслужбы, 1995.
  67. Иноземцев B. J1. За пределами экономического сообщества. М.: «Academia» «Наука», 1998.
  68. Иноземцев B. J1. Расколотая цивилизация. М.: «Academia» «Наука», 1998.
  69. Интеллектуальные процессы и их моделирование. Сб. под ред. Е. П. Велихова, М., Наука, 1987.-400 с.
  70. К.Леонтьев, собр. соч., т. V, стр. 145, 202, 360- т. VII.
  71. М. Человеческая деятельность. М.: Наука, 1967. 502 с.
  72. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. М., 1997.
  73. Ю.М., Калитич Г. И. Основы теоретической информатики. Киев, 1990.
  74. А., Пиддэ А., Малов К. Друг-компьютер, подскажи! // Муниципальная власть. 2001. № 5.
  75. М.Я. Информационные системы органов государственного управления. М.: РАГС, 1996.
  76. П. Культура постмодерна. М., 1997.
  77. Компьютеризация и информатизация общества. // Сост. Е.Н. Пас-хин. М., 1988.
  78. Н.И. Логический словарь. М., 1971.
  79. Концепция государственной информационной политики. Государственная Дума Российской Федерации. 1999.
  80. А.Е., Финько О. А., Черешкин Д. С. О государственной политике России в области формирования информационного общества. // Информационное общество, 1999, вып. 1.
  81. В.В., Малюгин В. Д., Шубин А.Н., Bye М. А. Введение в информационное управление. Санкт Петербург, 1999.
  82. Л.И. Социологическая информация в структуре информационного обеспечения местных органов власти. Дисс. канд. соц. наук. М., 1998.
  83. Й. Эффективность управленческих решений. М.: Прогресс, 1975
  84. Н.И. Изменение ценностей и новые социокультурные структуры: Куда идет Россия? М.: Перспектива, 1998. 110с.
  85. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  86. Д.А. Информационные аспекты комплексного подхода к исследованию систем управления. // НТИ РАН. Сер. 2. Информ. процессы и системы. 2001.
  87. В.А., Урсул А. Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. М., 2000.
  88. А., Роуз Э. Организация и управление в государственных учреждениях. М., 1993.
  89. В., Узуев А. Опыты раскрытия информации в США. // Компьютерра, 1998, № 6, С.46−49.
  90. В.Я. Инновационное обучение и наука: Научно-аналит. обзор. М., 1992.
  91. М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.
  92. К. Диагноз нашего времени. М.: Наука, 1994. 420 с.
  93. Д. и др. За пределами роста. М., 1994.
  94. Д. и др. Пределы роста. М., 1989.
  95. И.С. Концепция «Информационного общества» и кризис. // Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 20−22.
  96. Методика проведения занятий в форме открытой дискуссий в компьютерной сети Интранет. // Василенко Л. А., Митин А. И., Калини-ченко Л.А., Пасхин Е. Н. М., 1999.
  97. А.И. Информатизация образования и развитие социальных технологий. // Информация и самоорганизация: Сб. статей. М., 1996. С.263−275.
  98. А.И., Сергазин Ж. Ф. Информатизация управления: новая парадигма? // Самоорганизация, организация, управление: Сб. статей, М., 1995.
  99. А. И. Использование сред ориентированного подхода в информатизации профессионального обучения государственных служащих. // Информационные технологии в структурах государственной службы. Выпуск 4. М., 2000.
  100. А.И. Гипертекстовые представления как основа систематизации знаний. // Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика: Тезисы. М., 1997. С. 191.
  101. А.И. Средоориентированный подход как системный базис процессов информатизации обучения. // Доклад на международной научно-практической конференции «Анализ систем на рубеже тысячелетий: теория и практика — 99». М., 1999.
  102. А.И., Василенко Л. А. Глобальная компьютерная сеть INTERNET (история, организация, доступ, перспективы). М., 1996.
  103. Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 304с.
  104. Н.Н. Математические задачи системного анализа. М., 1984.
  105. Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997,
  106. Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.
  107. Н.Н. Универсальный эволюционизм. // Вопросы философии. 1991, № 3.
  108. Н.Н., Фролов И. Т. Высокое соприкосновение. // Вопросы философии. 1984, № 9.
  109. К.Х. Введение в социальную философию. М.: Высш. школа 1997. 447с.
  110. В.А. Социализация личности. Киев: В. школа, 1986, -200 с.
  111. Р.А. Проблемы оптимизации информационного обеспечения социального управления на региональном уровне. Дисс. канд. соц. наук. Уфа, 2000.
  112. З.Р. Информационные технологии: социально-философские аспекты: Автореф. дис. канд. филос. наук. // Бурят, науч. центр СО РАН, Вост.-Сиб. гос. технол. ун-т. Улан-Удэ, 1998.-24 с.
  113. В.Б. Особенности правового регулирования сети Интернет. // Интернет и современное общество: Тезисы Всероссийской научно-методической конференции. СПб, 7−11 декабря 1998 г. СПб, 1998, С.51−53.
  114. В.А. и др. Информационное обеспечение государственного управления. М.: Славянский диалог, 2000.
  115. И.Б., Мамедов Н. М. Метод моделирования в современной науке. М., 1981.
  116. Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М.: Наука, 1992. 506 с.
  117. А.П., Юдин Э. Г. Деятельность. // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.
  118. Опросы взрослого населения как элемент мониторинга общественных перемен. // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1993, № 4.
  119. Е.И. Концепция создания систем информационного обеспечения в Совете Федерации РФ. М.: РАГС, 1995.
  120. Д., Гэблер Т. Перестройка правительства. // Государственная служба. Поиски эффективности. Зарубежный опыт. Вып. 13. М., 1996.
  121. Охэндзан Эдвард Гжегож. Информация в управленческом решении в условиях перехода к рыночным отношениям. Диссертация канд. эконом, наук, М., 1992.
  122. В.И. Качество социологической информации. Киев: Нау-кова думка, 1986.
  123. Е.М. Педагогическая информатика. // Высшее образование в России. 1994.№ 1.
  124. Е.Н. Информатика и устойчивое развитие (Методологические аспекты). М., 1996.
  125. Е.Н. Современное состояние и тенденции развития вычислительной техники. М., 1991.
  126. Е.Н., Митин А. И. Автоматизированная система обучения ЭКСТЕРН. М., 1985.
  127. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ: Учебн. Пособие для вузов. М.: Высш. шк., 1989.
  128. А.В. Принципы создания и подходы к организации информационного обеспечения органов государственной власти и управления на региональном уровне. М., 1994.
  129. С.А. Труд человека и его отношение к распределению энергии. М.: Ноосфера, 1991. 82с.
  130. А.И. Информатика, как комплексная научно-техническая дисциплина. // Вопросы философии. 1986, № 5.
  131. А.В. Информационное обеспечение регионального управления в России (социологический аспект). Дисс. канд. соц. наук. М., 2001.
  132. Г., Голдстайн Б. Информационная технология миллионные прибыли. М., 1990.
  133. Г. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. М., 1988.
  134. Д.А. «Десять горячих точек» в исследованиях по искусственному интеллекту. // Интеллектуальные системы. М., 1996.
  135. Г. Теория коммуникации. К.: Либщь, 1996. 448 с.
  136. И. Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986.
  137. В.Г., Урсул А. Д. Информатика, кибернетика, интеллект. Кишинев, 1989.
  138. В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала управления. Политическая профессиология. М.: РАГС, 1999.
  139. Развитие профессионализма государственных служащих: Методология и практика. // Под ред. А. А. Деркача. М., 1998.
  140. А.Н. Интеллектуальные информационные технологии. М.: МИРЭА, 2000.
  141. А.Н. Совершенствование информационного обеспечения органов управления. М.: РАГС. // Информационные технологии, № 1, 1994.
  142. А.И. Информатизация общества: Состояние, структура, перспективы (Аналитическое введение). // Перспективы информатизации общества: Реферативный сборник. Часть 1. М., 1990.
  143. А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России. // Вопросы философии, 1994. № 4. С. 1434.
  144. А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991.
  145. .В. На пути к целостному рационально-образному мировосприятию. // О человеческом в человеке. М., 1991.
  146. Н.В. Социология и институт государственной службы. // Социологические исследования. М., 1999.
  147. Россия в цифрах: Краткие статистические сборники. // Госкомстат России. М., 1995−2001 гг.
  148. Ш. Г. Кадровая политика компании и новая технология. // Микропроцессоры: социально-экономические аспекты внедрения. М., 1989.
  149. В.Н. Категориальный анализ деятельностного подхода. //Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.
  150. А. Неизбежность новой методологии. И Коммунист. 1989. № 1.
  151. Г. А. Социально-философские проблемы развития электронной вычислительной техники. // Вопросы философии. 1984. № 11.
  152. Г. А. Человек и компьютер. М., 1981.
  153. Г. Л. Социально-философские проблемы информатики. II Вопросы философии. 1984.
  154. Г. Л., Черешкин Д. С. О формировании информационного общества в России. // Информационное общество, 1998, вып. 6, с. 813.
  155. Социальные технологии государственного управления. Москва -Нижний Новгород, Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 1995.
  156. Социологическая наука: информационные аспекты. М.: Институт социологии РАН, 1980.
  157. В. «Хватит» ли на наш век традиционных технологий, или теоретический взгляд на практическую проблему. // Библиотека. 1998.- № 7.
  158. В.А. Функции и оценка результатов труда работников аппарата управления. М., 1995.
  159. .А. Динамическая модель закрытого общества. // Социальная информатика '99. М.: Изд-во Соц.-тех. Ин-та, 1999.
  160. О.С. Структурные изменения в экономике: Философия, ин-ты, инвестиции. Брянск: Изд-во БГИГА, 1998.
  161. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988.
  162. Г. В. Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л., 1976.
  163. Е.П. Информационное обеспечение социального управления. Центр социологич. обеспеч. подготовки госсл-х. М.: РАГС, 1996.
  164. Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993.
  165. В.П. Массовая коммуникация и исследования в США. // Вопросы философии, № 12. 1970.
  166. В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации. // Социологические исследования, № 11. 1997.
  167. М.М. Системы информационной и интеллектуальной поддержки управленческой деятельности в структурах государственной службы. М.: РАГС, 1995.
  168. М.Ю. Информация. Информационные технологии. Информационное общество (философские и методологические аспекты). М.: ЗеЛо, 1997.
  169. О., Морэн Э. Кризис властей, знание и власть. // Сегодня.1994. № 3.
  170. .Т., Цветкова Г. А. Местное самоуправление: проблемы становления (опыт социологического анализа). // Социс, 1997, № 6.
  171. А. От обмена к коммуникации: рождение программированного общества. // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986, с 414−415.
  172. А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
  173. А.Д. Путь в ноосферу: Концепция выживания и устойчивого развития человечества. М., 1993.
  174. А.Д. Становление ноосферного интеллекта и опережающее образование. // Синергетика и образование. М., 1997.
  175. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Комментарий. М. 1996.
  176. Ю.Г. Основы автоматизированного организационного управления. М.: РАГС, 1997.
  177. Фейнберг E. JL Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.
  178. А.Г. Россия: от мобилизационного общества к инновационному. М.: Наука, 1993. 465 с.
  179. В.И. Современные основы социального управления. М., 1993.
  180. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  181. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Дем. инициативы, 1995. 450 с.
  182. Е.В. Социологическая информация в системе управления субъекта Российской Федерации (на примере Оренбургской области). Дисс. канд. соц. наук. М., 2000.
  183. Д.С., Смолян Г. Л. Россия начинает движение к информационному обществу. // Информационное общество, 2000, вып. 1.
  184. А.Г. Системная организация информационных технологий и их влияние на развитие и повышение эффективности субъектов экономической деятельности. Дисс. доктора экон. наук. М.: 1998.
  185. B.C. Задачи разработки категории деятельности как теоретического понятия. // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. № 10. М., 1976.
  186. . Государственная служба. М., 1996.
  187. Ю.И., Романов А. А. Компьютерная семантика. М., 1995.
  188. К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1963.
  189. О.И., Коршунов A.M. Технологический переворот и судьбы молодых. М.: Знание, 1989.
  190. С.В. Актуальные проблемы информационного обеспечения деятельности органов государственного управления. // Информационные технологии в структурах государственной службы. Вып. № 2. М.: РАГС, 1997
  191. В.П., Гениальность и генетика, М.: Русский мир, 1998.
  192. Эффективность государственного управления. Под ред. С.А. Бат-чикова и С. Ю. Глазьева. М.: Консалтбанкир, 1998.
  193. Дж. Кибернетика в управлении. М., 1959.
  194. Almond G.A. Comparative political system. // Political behavior. A reader in theory research. Glencoe: w/e, 1956. — P. 34−58.
  195. Almond G.A. Verba S. The civil culture: Polite attitudes a. Democracy in five nations. Princeton (N.Y.): Princeton univ. press, 1963. — 281 p.
  196. Alvin and Heidi Toffler. Creating a New Civilization. The Politics of the Third Wave. Turner Publishing, Inc. Atlanta, 1995
  197. American Economic Review Proceedings. N.Y., 1984, p.74.
  198. Bell D. The Coming of Post-industrial Society. A Venture in Social Forecasting. N.Y., Basic Books, Inc., 1973.
  199. Benford R. D. Frame Disputes within the Nuclear Disarmament Movement. // Social Forces. 1993. Vol.71, № 3.203 204 205 206 207 221 436 396 522 172 317 696,215.
  200. Benford R. D., Hunt S. A. Social Movement Myths and Taboos: Sacred Frames within the U.S. Peace Movement, 1982−1991. Paper prepared for the First European Conference on Social Movements, Berlin, October 29−31,1992.
  201. Bertalanfi L. An Outline of General System Theory British J. For Phil. Sci. 1950.
  202. Bildung und neue Technologien Symposion im Rahmen des Kongresses der Deutschen Gesellshaft fur Erziehungswissenschaft: Heidelberg, 1986. Frankfurt a. M.: G.A.F.B., 1986.
  203. Blumer H. The Mass, The Public, and Public Opinion. // Reader in Public Opinion and Communication. N.Y.: Berelson ed., 1953 Brod C, Technostress: The human cost of the computer revolution. Reading, 1984.
  204. Brzezinsky Z. Between Two Ages. America’s Role in the Technotronic Era. N.Y.: The Viking Press, 1970.
  205. Carroll W. K. Master Framing and Cross-Movement Networking in Contemporary Social Movement. // The Sociological Quarterly. 1996. Vol. 37, № 4.
  206. Comparative politics today: A world view. // Ed. Almond G.A. Boston- Toronto: Little, Brown а. со., 1974. — 477 p.
  207. Cooly Ch.H. The Significance of Communication. // Reader in Public Opinion and Communication. N.Y.: Berelson ed., 1953 Deutsch K. The Nerves of Government: Models of Political Communication and Control. N.Y., 1963.
  208. Die Zukunft der Informationssystems: Lehren der 80-er Jahre. Hrag. von Schules. A.-B- etc. Springer-Verlag, 1986.
  209. Donati P. R. Political Discourse Analysis. // Studying Collective Action. IIEd. by M. Diani and R. Eyerman. L.- Newbury Park: Sage Publ., 1992. Francis A. New technology at work. Oxford, 1986.
  210. Gamson W. A. Constructing Social Protest. 11 The Sociological Quarterly. 1996. Vol.37, № 4.
  211. Gamson W. A. Political Discourse and Collective Action. // International Social Movement Research. Vol.1. Greenwich- London: JAI Press Inc., 1988.
  212. Giddens, A. Leben in einer posttraditionalen Gesellschaft. In: Beck, U.
  213. Giddens, A., Lash, S. Reflexive Modernisierung: Eine Kontroverse. Frankfurt: Suhrkamp, 1996.
  214. Groch S. A. Oppositional Consciousness: Its Manifestation and Development. The Case of People with Disabilities. // Sociological Inquiry. 1994. Vol.64, № 4.
  215. Habermas, J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Frankfurt: Suhrkamp, 1985.
  216. Harris R. The impact of the micro-electronics revolution on the basic structure of modern organizations. // Science, technology & human values. Massachusetts, 1986. Vol. 11. № 4. P. 31−44.
  217. Human factors: Man, machine & new technology. Bedford, 1986.
  218. Klandermans B. Social Construction of Protest and Multiorganizational Fields. // Frontiers in Social Movement Theory /Ed. by Aldon D. Morris and Carol McClurg Mueller. New Haven and London: Yale Univ. Press, 1992.
  219. Lasswell H.D. The Structure and Function of Communication in Society. // Mass Communication. Urbana: Shramm, 1960.
  220. Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste and Organized Social Action. // Mass Communication. Urbana: Shramm, 1960.
  221. Masuda Y. The Information Society as Postindustrial Society. Wash.: World Future Soc., 1983.
  222. Negrine R. Politics and mass media in Britain. London: Hook, 1994. -566 p.
  223. Rosenbaum W.A. Political culture: Basic concepts in political science. -N.Y.: Praeger publ., 1975. 182 p.
  224. Schudson M. The Menu of Media Research //Media Audience and Social Structure. Newbury Park, 1986. — P. 115−153.
  225. Schwartz B. Memory as a Cultural System: Abraham Lincoln in World War II. // American Sociological Review. 1996. Vol.61, № 5.
  226. Snow D. A., Benford R. D. Ideology, Frame Resonance, and Participant Mobilization. // International Social Movement Research. Vol. 1. Greenwich- London: JAI Press Inc., 1988.
  227. Snow D. A., Benford R. D. Master Frames and Cycles of Protest. // The Sociological Quarterly. 1996. Vol.37, № 4.
  228. Snow D., Rochford E.B., Worden S., Benford R. Frame Alignment Processes, Micromobilization, and Movement Participation. // American Sociological Review. 1986. Vol.51, № 4.
  229. Stoner T. The Wealth of Information Profile of a Post-Industrial Economy. London, 1983.
  230. The spatial impact of technological change. // Ed. by Brotchie J. L.: Croom- Helm, 1987.
Заполнить форму текущей работой