Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Общевозрастные особенности развития зрительного, слухового и осязательного восприятия в младшем школьном возрасте имеют наиболее значимые проявления в следующем: учащиеся всех экспериментальных групп (ЗПР, ОНР, НПР) более мотивированы на выполнение заданий, связанных с осязательным восприятием предметов, их признаков. Эмоциональная окраска этой деятельности, а возможно, и ее недостаточность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ КАК ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Анализ психологических исследований восприятия как процесса познавательной деятельности ребенка
      • 1. 1. 1. Психологическая характеристика различных модальностей восприятия
      • 1. 1. 2. Речь как фактор и механизм восприятия
    • 1. 2. Особенности восприятия у детей с нарушениями в развитии
      • 1. 2. 1. Процесс становления восприятия у детей с задержкой 33 психического развития
      • 1. 2. 2. Развитие восприятия у детей с общим недоразвитием речи
    • 1. 3. Развитие восприятия у младших школьников с различными формами дизонтогенеза в контексте учебной деятельности. Постановка проблемы исследования
  • Выводы по главе
  • Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
    • II. 1. Задачи и программа констатирующего эксперимента
    • II. 1.1. Изучение особенностей зрительного восприятия у младших школьников (1−3 классы) с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
    • II. 1.2. Изучение особенностей слухового восприятия у младших школьников (1−3 классы) с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
    • II. 1.3. Изучение особенностей осязательного восприятия у младших школьников (1−3 классы) с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
  • П. 2. Анализ результатов констатирующего эксперимента
  • П. 2.1. Особенности развития зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
  • П. 2.2. Особенности развития слухового восприятия испытуемых
    • 11. 2. 3. Специфика осязательного восприятия испытуемых
      • 11. 2. 4. Сравнительный анализ результатов исследования различных типов восприятия у учащихся с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи, нормой психического развития
  • Выводы по главе
    • Глава III. КОРРЕКЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
  • 111. 1. Цель, задачи и программа развития восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
  • 111. 2. Результаты формирующего эксперимента, их обсуждение и
  • выводы
    • 111. 2. 1. Динамика развития восприятия младших школьников с задержкой психического развития по итогам формирующего эксперимента
    • 111. 2. 2. Динамика развития восприятия младших школьников с общим недоразвитием речи
    • 111. 2. 3. Сравнительный анализ специфики развития восприятия учащихся экспериментальной и контрольной групп
  • Выводы по главе
  • Психологические особенности восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    В настоящее время в условиях обновления школьного образования усиливается его гуманистическая направленность в целях развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Процесс интеграции этих детей в социальные институты, инклюзивное обучение в массовой школе актуализирует и обостряет необходимость создания для учащихся с нарушениями в развитии максимально возможных условий для коррекции и адаптации.

    Восприятие играет важную роль в жизни человека, в его трудовой и познавательной деятельности, составляет основу ориентировки человека в окружающей его действительности. Изучению восприятия, его специфических свойств и типов посвящены работы Б. Г. Ананьева, П. К. Анохина, П. Я. Гальперина, А. В .Запорожца, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других.

    Нарушения перцептивной и речевой сфер у детей ограничивают получение информации из окружающего мира, приводят к нарушению средств общения, изменяют способы коммуникации, обедняют социальный опыт и создают трудности социальной адаптации (О.В.Алмазова, А. В. Закрепина, И. Г. Корнилова и другие).

    Общая динамика развития аномального ребёнка подчинена тем же закономерностям, что и при нормальном развитии, однако в восприятии детей с отклонениями в развитии проявляются свои специфические черты (З.И.Дунаева, А. А. Катаева, Г. В.Морозова), затрудняющие интеграцию этих детей в массовую школу.

    В связи с этим разработка дифференцированной психокоррекционной помощи этим детям в условиях перехода к инклюзивному обучению становится остроактуальной проблемой коррекционной психологии.

    Анализ исследований, в том или ином аспекте касающихся проблемы перцептивного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР).

    Т.А.Власова, Б. Диас Гонсалес, Р. И. Лалаева, В. И. Лубовский, И. Ф. Марковская, Л. И. Переслени, М. Н. Фишман и другие), позволяет сделать вывод о недостаточной изученности указанной проблемы. Исследования в этом направлении в основном затрагивают отдельные модальности восприятия (Ю.Г.Демьянов, З. Н. Дунаева, Н. Г. Минаева, Л. И. Переслени, З. Тржесоглава, С. Г. Шевченко, П. Б. Шошин и другие) — в центре внимания преимущественно дети раннего или дошкольного возраста (Т.Н.Волковская, Р. И. Говорова, А. В. Запорожец, О. В. Иванова, С. А. Клюжева Е.А.Стребелева и другие).

    Несмотря на имеющиеся в коррекционной психологии исследования, посвященные особенностям психического развития детей с общим недоразвитием речи (В.И.Бельтюков, И. В. Егорова, С. В. Зверева, Р. И. Лалаева, И. Ю. Левченко, Е. М. Мастюкова, Л. И. Переслени, Т. А. Фотекова и другие), остаются недостаточно изученными особенности формирования их перцептивной деятельности в младшем школьном возрасте, вопросы выявления специфики различных типов восприятия в сравнении с другими формами дизонтогенеза. В то же время, сходство некоторых проявлений познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи затрудняет дифференциальную диагностику, делает необходимым сравнительное изучение этих отклонения в развитии.

    Ограничивая круг своего исследования проблемой изучения и коррекции восприятия у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи как наиболее распространенных форм дизонтогенеза, встречающихся в общеобразовательной школе, полагаем, что актуальность изучения этой проблемы обусловлена рядом факторов:

    • восприятие играет важнейшую роль в процессе овладения учащимися опытом чувственного познания, специфическими знаниями об окружающем мире, учебными навыками. Для детей с нарушениями в развитии этот канал информации на начальных этапах обучения является важнейшим;

    • рост числа учащихся с различными отклонениями в развитии, обучающихся в массовой школе, ставит задачу профессионального дифференцированного подхода к коррекционно-развивающей помощи этим детям с учетом специфики имеющихся нарушений;

    • недостаток научных данных о психологических особенностях восприятия учащихся с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи в младшем школьном возрасте указывает на необходимость сравнительного изучения своеобразия этого психического процесса у детей с данными формами дизонтогенеза, выявления его типичных и индивидуальных особенностей, а также общевозрастных закономерностей развития в сравнении с нормой.

    В связи с недостаточностью научных данных сравнительного характера о перцептивном развитии младших школьников с вышеуказанными формами дизонтогенеза в условиях инклюзивного обучения, необходимостью разработки научно обоснованной коррекционно-развивающей программы с учетом типа нарушения мы полагаем, что проблема настоящего исследования является остроактуальной.

    Цель исследования: изучение особенностей развития различных типов восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи в условиях традиционного и целенаправленного обучения в общеобразовательной школе.

    Объект исследования: сфера перцептивного развития младших школьников с различными формами дизонтогенеза.

    Предмет исследования: специфические и общевозрастные характеристики развития зрительного, слухового и осязательного восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

    Гипотезы исследования:

    1. При отсутствии целенаправленного формирования к младшему школьному возрасту у детей с задержкой психического развития имеет место выраженное (по сравнению с нормой) отставание в развитии основных типов восприятия: зрительного (преимущественно), слухового и осязательного.

    2. Развитие восприятия учащихся с общим недоразвитием речи характеризуется существенными нарушениями основных его типов (зрительного, слухового, осязательного) при относительно более высоких показателях по сравнению с учащимися, имеющими задержку психического развития, что позволяет дифференцировать особенности развития восприятия младших школьников при ЗПР и ОНР.

    3. В условиях инклюзивного обучения младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи в начальной общеобразовательной школе можно оптимизировать развитие различных типов восприятия и преодолеть некоторые проявления отставания в их развитии при использовании специальной коррекционной программы, основанной на комплексном подходе к совершенствованию перцептивно-речевой сферы младших школьников.

    В соответствии с целью, гипотезами в исследовании были поставлены задачи:

    1. Проанализировать основные направления психологических исследований по проблеме развития восприятия младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

    2. Систематизировать и апробировать диагностический комплекс, направленный на изучение зрительного, слухового и осязательного восприятия у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи в сравнении с нормой психического развития.

    3. Разработать оценочные критерии и уровни сформированности зрительного, слухового и осязательного восприятия у младших школьников, учитывающие возрастной оптимум и возможные отклонения от него в развитии восприятия у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи.

    4. Выявить специфические и общевозрастные характеристики развития восприятия у младших школьников изучаемых категорий, осуществить сравнительный анализ полученных данных с результатами учащихся, имеющих возрастную норму развития.

    5. Разработать и апробировать программу по развитию зрительного, слухового и осязательного восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи в условиях специально организованного обучения в начальной общеобразовательной школе, оценить ее эффективность.

    Теоретико-методологической основой исследования стали фундаментальные положения специальной и возрастной психологии о значении сенсорно-перцептивных функций для психического развития ребенка (Н.А.Бернштейн, Л. А. Венгер, A.B.Запорожец, Е. М. Мастюкова, В. П. Озеров и другие), о единстве законов развития нормально развивающегося и ребенка с отклонениями в развитии (Л.С.Выготский) — принцип единства диагностики и коррекции развития (Л.С.Выготский, В. И. Лубовский, А.Р.Лурия) — положение о ведущей роли обучения в развитии (Л.С.Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина и другие) — принцип учета зон актуального и ближайшего развития в психическом развитии ребенка (Л.С.Выготский) — положения о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т.А.Власова, Г. М. Дульнев, И. Ю. Левченко, В. И. Лубовский, В. М. Мозговой, У. В. Ульенкова, Ж. И. Шиф и другие).

    Большую роль в разработке теоретических основ исследования сыграли работы специалистов в области коррекционной психологии, педагогики, логопедии: М. Ш. Адиловой, М. М. Безруких, Н. Л. Белопольской,.

    Н.Ю.Боряковой, Т. А. Власовой, Ю. Г. Демьянова, С. Д. Забрамной,.

    Т.Н.Князевой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, И. Ю. Левченко, Е. В. Мальцевой, Е. М. Мастюковой, М. С. Певзнер, Л. И. Переслени,.

    И.А.Симоновой, Л. Ф. Спировой, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенковой, Т. Б. Филичевой, Т. А. Фотековой, Г. В. Чиркиной, С. Н. Шаховской, А. В .Ястребовой.

    Для реализации задач исследования и проверки гипотез использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогических исследований, изучение медицинской и психолого-педагогической документацииконстатирующий эксперименттеоретико-организационное моделирование коррекционно-развивающей программы по отношению к учащимся с отклонениями в развитииформирующий экспериментконтрольный эксперимент. Кроме того, использовались наблюдение, беседа, методы математической статистики.

    Научная новизна исследования.

    Впервые в коррекционной психологии в качестве самостоятельного предмета исследования были определены особенности различных типов восприятия в сравнительном плане у младших школьников с разными формами дизонтогенеза — задержкой психического развития и общим недоразвитием речи:

    • обоснован, сконструирован и апробирован специальный диагностический комплекс, позволяющий оценить различные характеристики ведущих типов восприятия у младших школьников (зрительного, слухового, осязательного), выявить индивидуальные и общевозрастные особенности;

    • в рамках критериально-ориентированного подхода определена и апробирована система качественно-количественных критериев оценки различных показателей восприятия в младшем школьном возрасте, позволяющая выявить отклонения в развитии этой функции у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи, провести их дифференциальную диагностику в сравнении с нормой психического развитияполучены сравнительные данные о динамике различных типов восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи от первого к третьему классу в условиях традиционного обучения: у учащихся с задержкой психического развития наименьшая динамика проявляется в показателях зрительного и осязательного восприятия. У младших школьников с общим недоразвитием речи — зрительного и слуховогона основе полученного массива данных разработана психологическая карта дифференциальной диагностики особенностей развития различных типов восприятия у младших школьников с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи и нормальным развитиемнаучно обоснована, теоретически описана и апробирована специальная программа коррекции и развития перцептивно-речевой сферы у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного обучения в общеобразовательной школеопределены эффективные условия ее реализации.

    Теоретическая значимость исследования получили конкретизацию теоретические положения отечественной психологии:

    — о единстве закономерностей психического развития детей в норме, с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи в направлении изучения их перцептивной сферы;

    — о комплексном подходе к изучению психики ребенка, в частности в исследовании характеристик перцептивной и речевой сфер младших школьниковтеоретически обобщены и систематизированы психологические данные о развитии восприятия у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речинамечены важнейшие аспекты дальнейшего изучения проблемы в коррекционной психологиитеоретически определены, описаны и апробированы уровни развития различных типов восприятия младших школьников, позволяющие оценить зоны актуального и ближайшего развития изучаемых параметров восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речивыявлены специфические характеристики развития восприятия у изучаемых детских категорийу учащихся с задержкой психического развития нарушена целостность зрительного восприятияв развитии слухового и осязательного восприятия имеют место искажения звуковой структуры слова, трудности в дифференциации признаков длины, толщины, материалау испытуемых с общим недоразвитием речи отклонения преимущественно касаются зрительного и слухового восприятияопределены общевозрастные особенности развития восприятия в младшем школьном возрасте, в основном они касаются зрительно-моторной координации, фигуро-фонового различения, затруднений при вычленении слов из звукового потока, при восприятии словесных инструкций, в преобладании трудностей осязательного восприятия признаков предметов и графических знаков по сравнению с восприятием предметов на основе совокупности признаковопределены теоретические принципы и научно-методическое обеспечение специальной коррекционно-развивающей программы по развитию восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи, апробация которой показала эффективность предложенных способов и комплексного подхода к развитию перцептивно-речевой сферы младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи в условиях инклюзивного обучения.

    Практическая значимость исследования.

    Полученные в ходе экспериментального исследования данные могут быть использованы следующим образом:

    • разработанный диагностический комплекс может использоваться психологами, логопедами и учителями начальных классов для оценки уровня сформированности восприятия младших школьников с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи и нормальным развитием в практике различных коррекционных и общеобразовательных учреждений;

    • принципы и структура предлагаемого коррекционно-развивающего комплекса могут быть использованы при создании аналогичных комплексов для других категорий младших школьников с отклонениями в развитии;

    • результаты исследования могут быть использованы при разработке программ профессиональной подготовки студентов. психологических, педагогических и дефектологических специальностей, могут найти применение на курсах повышения квалификации учителей-дефектологов, педагогов-психологов, учителей коррекционных и общеобразовательных школ.

    Достоверность и научная обоснованность результатов обеспечивалась методологическим подходом, опирающимся на современные достижения психолого-педагогических знаний, адекватных задачам диссертационного исследованиярепрезентативной выборкой испытуемыхверифицируемостью результатов формирующего экспериментаиспользованием качественных методов анализа полученных результатов и применением методов математической статистики.

    Апробация и внедрение результатов исследования.

    Основные положения диссертационной работы представлялись и обсуждались на Международной научно-практическая конференции «Труд учителя и педагогическое образование в условиях реформирования общеобразовательной и высшей школы» (г. Курск, 2010), на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии образования» (г. Нижний Новгород, 2007), Региональной научно-практической конференции «Педагогика и психология детства» (г. Нижний Новгород, 2007), V Региональной научно-практической конференции «Психологическая наука в образовательном пространстве» (г. Нижний Новгород, 2008), Региональной научно-практической конференции «Современные технологии обучения младших школьников» (г. Нижний Новгород, 2009), Региональной научно-практической конференции «Современные проблемы начального образования» (г. Нижний Новгород, 2010). Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях различных научных и научно-методических изданий.

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Перцептивная сфера, являясь важным показателем общего психического развития, у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи имеет выраженное отставание в становлении зрительного, слухового, осязательного восприятия.

    2. Специально сконструированный критериально-ориентированный диагностический комплекс позволяет определить общевозрастные и специфические характеристики в развитии восприятия у детей с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи и нормальным психическим развитием, использовать эти данные для дифференциальной диагностики указанной функции у этих категорий учащихся.

    3. Специфическими особенностями развития восприятия у младших школьников с задержкой психического развития являются: преимущественное нарушение зрительного восприятия и его основных характеристик — фигуро-фонового различения, восстановления и воспроизведениям фигур на основе образца, зрительно-моторной координации. Отмечается значительное отставание в развитии показателей слухового' восприятия: затруднено восприятие оппозиционных звуков, вычленение слов из звукового потокаосязательного восприятия: восприятие признаков предметов^ графических знаков.

    4. У младших школьников с общим недоразвитием речи проявляются' выраженные отклонения в развитии? всех типов восприятия в отличие от нормально: развивающихся сверстниковпри? относительно более высоких результатах по сравнению с детьми с задержкой? психического развития: Наиболее. отстающими являются зрительное восприятие и: его характеристики: зрительно-моторная координациявосприятие пространственных отношенийособенно графических знаковслуховое восприятие словесных инструкций, осязательное восприятие графических знаков.

    5. Выявлены общевозрастные характеристикивосприятия, у детей с задержкой психического развития и общим" недоразвитием речи: высокий уровень, познавательного интереса при" выполнении заданий, связанных с осязательным восприятием? предметов, их признаков. Наибольшие затруднения связаны с восприятием, величины и материала предметов.

    6. Целенаправленное развитие восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи может быть эффективным при включении в систему коррекционно-развивающего обучения этих детей специальногопсихолого-педагогического курса развивающих занятий, направленного на комплексное развитие перцептивно-речевой сферы.

    Структура м объем работы.

    Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, содержащего 185 источников в т. ч. 7 на иностранном языке и 6 приложений. Общий объем работы — 176 страниц. Основной текст содержит 14 таблиц и 8 рисунков (диаграмм).

    Выводы по главе.

    1. По итогам констатирующего эксперимента нами была создана и апробирована коррекционно-развивающая программа, целью которой было создание условий для преодоления отставания в развитии восприятия учащихся с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи, выведение их на уровень оптимальных возрастных возможностей.

    2. Проведенное исследование показало необходимость использования комплексной программы коррекции недостатков восприятия, включающей блоки по развитию зрительного, слухового и осязательного восприятия. Совершенствование восприятия возможно при условии включения учащихся в специально организованную коррекционно-развивающую деятельность.

    3. По результатам формирующего эксперимента отмечена положительная динамика в развитии восприятия учащихся с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи: 26,7% учащихся с ЗПР, 46,7% детей с ОНР показали результаты, соответствующие возрастной норме. 66,7% младших школьников с ЗПР, 53,3% детей с ОНР продемонстрировали средний уровень развития восприятия. среди детей с ЗПР 73,3% имеют положительную динамику в развитии зрительного восприятия, 46,7% в развитии слухового и 73,3% в развитии осязательного восприятия. В группе учащихся с ОНР положительная динамика отмечена в развитии зрительного восприятия у 80% испытуемых, слухового восприятия — у 73,3%, осязательного — у 60% детей.

    4. К существенным особенностям восприятия учащихся с ЗПР в условиях экспериментального обучения можно отнести следующие: наиболее выраженные изменения были отмечены при диагностике зрительного восприятия: значительно улучшились показатели помехоустойчивости при поиске заданных фигур. Учащиеся испытывали меньше трудностей при копировании изображений, восстановлении фигур и узнавании их в разных положенияхяркая динамика отмечена в показателях восприятия оппозиционных звуков на слух, при выделении слов из звукового потокав выраженные положительные изменения отмечены в осязательном восприятии предметов и их признаков.

    5. К типичным особенностям формирования восприятия у младших школьников с ОНР в условиях экспериментального обучения можно отнести следующие: наибольшее продвижение было зафиксировано в восприятии пространственных отношений, фигуро-фоновом различении, в развитии зрительно-моторной координации учащихся. Однако сохраняются некоторые трудности при восприятии и копировании фигур, восстановлении их по воспринимаемому образцузначительные улучшения отмечены при восприятии оппозиционных звуков. Учащиеся с ОНР испытывали меньше трудностей при выделении слов из речевого потока при наличии определенных помехнаиболее яркое продвижение в осязательном восприятии отмечено в показателях восприятия признаков предметов и графических знаков.

    6. В ходе проведения формирующего эксперимента выявились и общевозрастные особенности формирования восприятия у младших школьников с ЗПР и ОНР: наибольший интерес у детей вызывали задания, направленные на развитие осязательного восприятиядля обеих категорий младших школьников значительно труднее оказались действия, направленные на развитие слухового восприятиясложности вызывали операции, непосредственно связанные с речью и использованием речевых знаков.

    7. Ученики контрольной группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи имеют более низкие результаты по всем типам восприятия. Результаты контрольного эксперимента показывают, что различия в уровне развития восприятия у учащихся контрольной и экспериментальной групп объясняются совокупной системой влияний, которые и привели к данным показателям.

    Таким образом, апробация специальной коррекционной программы развития восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи подтвердила выдвинутую гипотезу о положительном влиянии комплексного подхода к коррекции нарушенных функций на совершенствование показателей перцептивной сферы младших школьников с отклонениями в развитии.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    Проведенное теоретико-экспериментальное исследование, посвященное развитию зрительного, слухового и осязательного восприятия учащихся начальных классов с ЗПР и ОНР, подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сформулировать следующие выводы:

    1. Восприятие как важнейший механизм овладения опытом чувственного познания, знаниями об окружающем мире для детей с нарушениями в развитии является важнейшим каналом информации на начальных этапах обучения. В связи с этим изучение и коррекция перцептивной сферы применительно к младшим школьникам с такими формами дизонтогенеза, как ЗПР и ОНР, в условиях инклюзивного обучения, имеет особое значение. Несмотря на то, что многими учёными подчёркивается отставание в развитии перцептивной сферы этих детей, можно констатировать недостаточную изученность в коррекционной психологии проблемы их сравнительного исследования, а также целенаправленного и комплексного формирования восприятия указанных категорий младших школьников. Сходство в проявлениях отдельных параметров развития познавательной сферы у детей с ЗПР и ОНР затрудняет дифференциальную диагностику этих состояний, что делает сравнительное изучение данных аномалий развития чрезвычайно актуальным.

    2. Проведенное исследование, реализуя комплексный подход к изучению восприятия как психического процесса, позволило углубить знания по проблеме перцептивного развития младших школьников с ЗПР и ОНР, представив новые данные о характере формирования у них различных типов восприятия.

    3. Сконструированный диагностический комплекс, включающий теоретические принципы и научное обоснование его моделирования, а также критериально ориентированное построение методик оценки зрительного, слухового и осязательного восприятия позволили диагностировать актуальные и потенциальные возможности развития изучаемых типов восприятия у младших школьников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи. Учет количественных и качественных показателей зрительного, слухового, осязательного восприятия по выделенным структурным компонентам и их оценочным критериям позволил определить уровни развития ведущих характеристик исследуемых типов восприятия.

    4. Полученные эмпирические данные позволили выявить специфические особенности развития восприятия у младших школьников с задержкой психического развития, общим недоразвитием речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками: у младших школьников с ЗПР показатели всех изучаемых типов восприятия: зрительного, слухового, осязательного — отстают от возрастной нормыв наибольшей степени страдает зрительное восприятие и его основные характеристики: фигуро-фоновое различение, восстановление и воспроизведение фигур на основе образца, зрительно-моторная координация. Отмечаются недостатки зрительного восприятия графических знаков. Учащимся с ЗПР требуется больше времени для выполнения заданий, связанных с поиском изображений при восприятии, копированием графических символов. Среди характерных особенностей можно отметить большое количество исправлений при отображении воспринятогов по сравнению со сверстниками для младших школьников с ЗПР характерны сложности при дифференциации на слух оппозиционных звуков, смешения групп звуков, нарушения ритмической структуры слоговых рядовпропуски слов при вычленении слов из звукового потока, искажение звуковой структуры слов. При восприятии словесной инструкции воспринимается лишь ее часть. Учащихся с задержкой психического развития отличает повышенное реагирование на посторонние звуковые сигналы, значительное число исправлений собственных ответовв среди показателей осязательного восприятия наибольшие сложности у детей с ЗПР отмечены при диагностике восприятия признаков предметов (длины, толщины, материала) и графических знаков. Учащиеся используют две основные стратегии: длительное, многократное ощупывание или поверхностное, сопровождающееся многочисленной сменой варианта ответа- ® младшие школьники с ОНР имеют выраженные отклонения в развитии всех типов восприятия по сравнению со сверстниками с нормальным развитием. Наиболее отстающими являются зрительное восприятие и его характеристики: фигуро-фоновое различение, восприятие пространственных отношений, особенно графических знаков, зрительно-моторная координацияслуховое восприятие словесных инструкций, что проявляется в фрагментарном восприятии информации, повышенной отвлекаемости детей, трудностях понимания слов с пространственным значением, в частности предлогов- © учащиеся с ОНР имеют значительно более низкие по сравнению с нормальными сверстниками показатели осязательного восприятия графических знаков. 5. В ходе исследования установлены специфические особенности развития восприятия у младших школьников с ОНР по сравнению с учащимися, имеющими ЗПР: учащиеся с общим недоразвитием речи имеют более высокие результаты по всем изучаемым типам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному, особенно при восстановлении и воспроизведении фигур на основе образца, при восприятии пространственных отношений, неречевых, оппозиционных звуков, предметов и признаков предметов на ощупьв младшие школьники с ОНР испытывают меньшее количество сложностей при выделении фигуры из зашумленного рисунка, воспринимают фигуру в совокупности всех ее составляющих элементов, допускают меньше ошибок- © дети с ОНР допускают меньшее количество замен при идентификации предметов на основе осязания, затрачивают на узнавание предмета меньшее количество времени- «для данной категории испытуемых характерно большее количество трудностей при восприятии словесных инструкций. Математическая обработка полученных данных, проведенная с использованием t-критерия Стьюдента, подтвердила значимые отличия в результатах, показанных младшими школьниками с ЗПР, ОНР и НПР (р< 0,001).

    6. Общевозрастные особенности развития зрительного, слухового и осязательного восприятия в младшем школьном возрасте имеют наиболее значимые проявления в следующем: учащиеся всех экспериментальных групп (ЗПР, ОНР, НПР) более мотивированы на выполнение заданий, связанных с осязательным восприятием предметов, их признаков. Эмоциональная окраска этой деятельности, а возможно, и ее недостаточность в предшествующие этапы развития делают ее особо привлекательной для изучаемых детских категорий- ® для младших школьников наибольшую сложность представляли задания, связанные с целостным восприятием фигур, фигуро-фоновым различением, что проявлялось в неполном восприятии всех элементов наложенных изображений- ® у большинства испытуемых отмечаются выраженные затруднения при вычленении слов из звукового потока (по сравнению с другими характеристиками слухового восприятия). Характерны сложности при восприятии словесных инструкций, проявляющиеся во фрагментарности воспринимаемого, трудностях понимания слов с пространственным значениемв восприятие признаков предметов и графических знаков представляет большую сложность по сравнению с восприятием предметов на основе совокупности признаков. Затруднения связаны преимущественно с восприятием величины предметов и материала. Полученные данные подтвердили выдвинутые гипотезы об отставании учащихся с ЗПР и ОНР от нормально развивающихся сверстников в развитии зрительного, слухового и осязательного восприятия, наличии специфики в становлении указанных типов восприятия, обусловили необходимость создания специальной коррекционной программы, направленной на формирование ведущих компонентов выделенных типов восприятия.

    7. Разработанная и апробированная программа по развитию разных типов восприятия у младших школьников с ЗПР и ОНР показала свою эффективность и реализовала поставленные в ней цели — преодоление отставания в развитии восприятия учащихся, активизацию потенциальных возрастных возможностей перцептивной деятельности.

    8. Качественно-количественные изменения, выявленные по результатам этой программы, свидетельствуют о значимой положительной динамике изучаемых параметров после формирующего эксперимента. В частности: 26,7% учащихся с ЗПР, 46,7% детей с ОНР показали результаты, соответствующие возрастной норме. 66,7% младших школьников с ЗПР, 53,3% детей с ОНР продемонстрировали II (средний) уровень развития восприятия. Количество детей на III уровне сократилось с 26,7% до 6,7% у детей с ЗПР, до 0% у учащихся с ОНР;

    • среди детей с ЗПР 73,3% имеют положительную динамику в развитии зрительного восприятия, 46,7% в развитии слухового и 73,3% в развитии осязательного восприятия;

    • в группе учащихся с ОНР положительная динамика отмечена в развитии зрительного восприятия у 80% испытуемых, слухового восприятия — у 73,3%о, осязательного — у 60% детей;

    • проведенная математическая обработка результатов формирующего эксперимента в сравнении с данными констатирующей части исследования с использованиемкритерия Стьюдента выявила статистически значимые различия между показателями зрительного, слухового и осязательного восприятия учащихся (р< 0,001).

    Проведенное исследование определило направления дальнейшего изучения проблемы: выявление специфики развития восприятия учащихся с другими типами дизонтогенеза, проходящих инклюзивное обучение в общеобразовательных школахразработка программ, проектов, учебных пособий по данной проблеме для педагогов-психологов, учителей начальных классов, учителей-логопедов.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. М.Ш. Особенности психомоторики младших школьников с ЗПР / М. Ш. Адилова. — М., 1988.
    2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982
    3. .Г. Психология чувственного познания. М., 1999
    4. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: «Просвещение», 1964
    5. П.К. Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование // Труды науч. сессии по дефектологии. — М., 1958. -С.134−139
    6. В.А. Околомоторные структуры восприятия. М., ИПРАН, 1997
    7. В.А. Восприятие и событие. СПб.: Алетейя, 2002
    8. БарыбинаЕ.Б. Полимодальность восприятия как фактор развития перцептивных способностей учителя начальных классов: Дис. канд. психол. наук Курск, 2005
    9. A.A. Коррекция психомоторных и сенсорно-перцептивных нарушений учащихся с задержкой психического развития элементами спортивных игр: Дис. канд. пед. наук СПб., 2006
    10. М.М., Морозова Л.В .Методика комплексной диагностики зрительного восприятия у детей 5−7 лет. — Ульяновск, 1994
    11. Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. М., 1999
    12. В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). — М.: Педагогика, 1977
    13. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., «Медицина, 1966
    14. Т.Г. Нейрофизиологические механизмы зрительного восприятия. -М.: Наука, 1983
    15. Т.Г. Системная организация восприятия // Формирование системной организации психофизиологических функций в процессе индивидуального развития ребенка. — М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — С. 37−50 ¦
    16. И.С. Понимание графических изображений детьми с задержкой психического развития // Социальные и психологические проблемы образования лиц с интеллектуальной недостаточностью: Межвуз. сб. науч. тр. — Саратов, 2002. С. 53−56.
    17. И.С. Специфика понимания детьми с задержкой психического развития графических изображений: Дис. канд. психол. наук — СПб., 2002
    18. Большой психологический словарь / Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., М., 2003
    19. Н.Ю. Особенности формирования речевого высказывания старших дошкольников. Дис. канд. психол. наук-М., 1983
    20. Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н. Ю. Борякова. — М. Д999.
    21. Н.П. К вопросу дифференциальной диагностики олигофрении и задержек развития // Дети с временными задержками развития. — М., 1971-С.102−109
    22. Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем дошкольном возрасте // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965
    23. Т. А. Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития Дефектология. 1975. № 6 -С.8−17
    24. Т. А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М.- 1993
    25. Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1973
    26. Е.Ф. Формирование зрительного образа восприятия в условиях риска: Дис. канд. психол. наук Новосибирск, 1997
    27. Л.С. Коррекция нарушений устной речи у детей с глубокими дефектами зрения: Дис. доктора пед. наук Л., 1983
    28. Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Дис. канд. психол. наук М., 1999
    29. Л.С. Развитие высших психических функций. — М.: Изд. АПН СССР. 1960. 500 с.
    30. Л.С. Собрание сочинений: в 6 т., Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. — М.: Педагогика., 1983. — 368 с.
    31. В.И. Структура речевого процесса // Модели речевого процесса в норме и патологии. Л., 1980
    32. П.Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий. Доклады АПН РСФСР, № 2, 1958.
    33. A.B. Восприятие целостных объектов. Системные описания в психологии. СПб., обл. 2007
    34. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. — М. 1976. -157 с.
    35. Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2005
    36. Р.И. О константности восприятия формы детьми дошкольного возраста // Формирование восприятия у дошкольников. — М.: Просвещение, 1968. С. 217 — 233
    37. Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб., 1996.
    38. Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей с сенсорными нарушениями // Журнал Дефектология, 1996. № 3
    39. .М., Ляпидевский С. С. О классификации речевых расстройств // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969. — С. 40−59
    40. Ю.И. Неврологический анализ неуспевающих учеников массовых школ: Дис. канд. мед. наук. М., 1973. — 218 с.
    41. Ю.Г. Расстройства речи и патология психической деятельности // В сб. Принципы и методы логопедической работы. — Л., 1984.
    42. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984
    43. Диас Гонсалес Б. Особенности познавательной деятельности детей с задержкой психического развития 6−7 летнего возраста: Дис. канд. психол. наук- М., 1985
    44. А.О., Фишман М. Н. Клинико-психолого-нейрофизиологические механизмы ЗПР у детей // Диагностика и коррекция ЗПР у детей. М., 2001
    45. В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи // Дефектология, 1999. № 4, С.50−54
    46. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы ее коррекции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980. — 23 с.
    47. Е.А., Венгер А. Л., Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика Издательство: ИЦ «Академия», 2002. 312 с.
    48. И.В. Комплексная коррекция речевых и неречевых нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи на основеиспользования средств музыкального воспитания: Дис. канд. пед. наук -СПб., 2005
    49. Г. И. Психолого-педагогическое изучение учащихся с ЗПР // Дефектология. 1981. № 2. — С. 21 — 26
    50. Н. И. Механизмы речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
    51. Н.С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1990
    52. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М.: Просвещение, 1995
    53. A.A. К разграничению мотивационного и процессуального аспектов речевой деятельности // Психолингвистические исследования: Лексика. Фонетика. Калинин, 1985.
    54. A.B. Избранные психологические труды: В 2 т. — М., 1986
    55. С.В. Специфика отражения времени и нарушения речемыслительных функций у детей 7−9 лет с расстройствами речи в сравнении с нормативным вариантом развития: Дис. канд. психол. наук -СПб., 1998
    56. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения (в условиях массовой коммуникации). М., Наука, 1976
    57. В.П. Образ и деятельность. М. — Воронеж, 1997
    58. Е.С. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития // Матер. 3-го Всесоюзн. съезда о-ва психологов СССР: Тез. докл. -М., 1968.-Вып. 1.-С.123−129
    59. O.B. Логопедическая работа по развитию восприятия устной речи дошкольниками с задержкой психического развития: Дис. канд. пед. наук СПб, 2003
    60. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. М.: Медицина, 1982
    61. Е.И. Различение и узнавание как механизмы фонематического слуха: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М. 1967. — 22с.
    62. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики: Вопросы диагностики умственного развития учащихся. — Таллин, 1975. С.10−39
    63. И.Ю. Пускаева Т.Д Познавательная деятельность и ее детерминанты при ЗПР // Дефектология. 1989. -№ 1. — с. 12—15
    64. В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. —М.: Академия, 2006
    65. В.Б. Элементы общей лингвистики. М.: Наука, 1977.
    66. H.A. Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук Н. Новгород, 2003
    67. H.A. Психодиагностическая методика выявления минимальных отклонений развития у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук — Н. Новгород, 2003
    68. С.А. Значение изучения особенностей восприятия у детей с ограниченными возможностями развития в образовании специального психолога / Подготовка педагога в условиях модернизации образования. Нижний Новгород, 2003. — С. 260−261
    69. С.А. Нарушения восприятия и их коррекция у детей с задержкой речевого развития в условиях кризиса трех лет: Дис. канд. психол. наук М.,
    70. Клюжева С. А. Проблема изучения межфункциональной взаимосвязи анализаторов // Основы кризиологической диагностики. Н. Новгород, 2001.-Т.2.-С. 10−14
    71. Т.Н. Психологическая система обеспечения готовности младших школьников с задержкой психического развития к обучению в основной школе в условиях интеграции в общеобразовательную среду: Дис. д-ра. психол. наук — Н. Новгород, 2005
    72. В.А. О понимании устной речи детьми с экспрессивной алалией. // Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. Межвузовский сборник научных трудов. — Л., 1988.-С. 30−39
    73. Коллективные учебные занятия: обучение в разновозрастных группах: мультимедийное учебное пособие / В. Б. Лебединцев, О. В. Запятая, Н. М. Горленко, А. Ю. Карпинский. Красноярск, 2005
    74. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. -М.: Педагогика, 1973
    75. С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. — М.: «Издательство Гном и Д», 2000
    76. А.Н. О медико-психологических принципах предупреждения дислексии у детей. // Расстройства психических функций у детей и их медико-педагогическая коррекция. Межвузовский сборник научных трудов. Л., 1988. С. 54 — 58
    77. А.Н. О систематике клинических форм недоразвития речи у детей. // Расстройства речи, клинические проявления и методы коррекции. СПб., СПбМУ, 1994. С. 135 — 145
    78. Ю.Н. Кодирование звуковой структуры речевых сообщений человеком при восприятии и образовании речи. // Модели речевого процесса в патологии. 1989. — С. 68 — 79
    79. Р.И. Нарушения речи у детей с ЗПР. СПб., 1992
    80. Р.И., Серебрякова Н. В., Зорина C.B. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
    81. К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Невропатология и педиатрия. — 1980. № 3. — С. 407 — 412
    82. К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Актуальные проблемы задержки психического развития. М., 1982
    83. В.В. Нарушения психического развития у детей / Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1985
    84. М.С. Актуальные вопросы клиники речевых нарушений. // Вопросы патологии речи. Харьков. — 1959. — С. 15−17
    85. P.E. Идея Л.С.Выготского о планирующей роли речи ребенка // Вопросы психологии. 1968. — № 4. — С.105 — 115
    86. P.E. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., Изд-во АПН РСФСР, 1961
    87. P.E., Никашина H.A. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. М., 1968
    88. И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М., Академия, 2000.
    89. И.Ю., Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. М. Сфера, 2007
    90. И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001
    91. И.Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: Методическое пособие. — Психология, Дефектология М.: Просвещение, 2008
    92. А.Н. О механизме чувственного отражения. // В кн.: Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981. С. 161 — 192
    93. Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2009. — 368 е.: ил. — (Серия «Учебное пособие)
    94. В.И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой развития // Дефектология. — 1972. № 4. — С. 10−16
    95. В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1971. — № 6. — С. 15−19
    96. В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1995. № 1.
    97. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989
    98. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) М.: Педагогика, 1973
    99. А.Р. Высшие корковые функции человека —М.: Изд-во МГУ, 1969
    100. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963
    101. А.Р. Основы нейропсихологии. -М., 1973
    102. А.Р., Юдович Ф. Н. Речь и развитие психических процессов у ребенка. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1956
    103. Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1977
    104. М.Р. Изучение речевого развития детей, поступающих в первый класс.-Магнитогорск, 1975
    105. В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием // Дефектология. № 3. — 1999.
    106. Е.В. Недостатки речи у детей с ЗПР младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук. -М., 1991
    107. Е.В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР // Дефектология. 1990. — № 6. — С.20 — 24.
    108. Е.В. Особенности ориентации дошкольников с ЗПР в звуковой речи // Дефектология. 1989. — № 2. — С.13 — 18
    109. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб., 2000
    110. И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза. Автореф. канд. дис. — М., 1982
    111. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М.: Компенс — центр, 1993
    112. Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1996. — № 5. — С. 3−9
    113. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М., 1992
    114. H.H. Психологические условия изучения и коррекции задержки речевого развития в раннем возрасте: Дис. канд. психол. наук Н. Новгород, 2004
    115. JI.A., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. — М.: Просвещение, 2009
    116. В. И. Анализ психофизиологических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с ЗПР.— Автореф. дис. канд. психол. наук.— М., 1979.
    117. В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
    118. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред.
    119. B.И.Лубовского, Смоленск, 1994
    120. Обучение детей с задержкой психического развития: Пособие для учителей / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной. — М.: Просвещение, 1981
    121. В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте // Тр. Л Г П И им. Герцена. — 1946. — Т.З.1. C. 44−52
    122. И. П. Избранные произведения. — М.: Учпедгиз, 1949.
    123. М.С. Дети с временной задержкой развития // Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М., 1960. — С. 104 — 117
    124. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1072. — № 3. — С. З — 9
    125. М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития // Дети с временными задержками развития. -М., 1971. С. 15 — 20
    126. Л.И. Анализ корректурной пробы в дифференциально-диагностическом аспекте. // Дефектология. — 1981. № 3. — С. 23 — 31
    127. Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. Психофизиологические исследования. М., 1984.
    128. Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. — М., 1996.
    129. Л.И., Фотекова Т. А. Особенности познавательной деятельности младших школьников с недоразвитием речи и задержкой психического развития // Дефектология. 1993. № 5. С. 17 23
    130. Л.И., Шошин П. Б. Особенности внимания и восприятия у детей с задержкой психического развития // Обучение и воспитание детей с задержкой психического развития. М., 1981. — С. 10−14.
    131. H.H. Способы сенсорного воспитания в процессе конструктивной деятельности // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. — М., 1972
    132. Познавательные процессы и способности в обучении: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.- Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.
    133. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / A.B. Ястребова. М.: Аркти, 1999
    134. Психологический словарь / Под ред. В. Е. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1993
    135. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М., 1996
    136. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003
    137. Психолого-педагогический словарь / Под ред. С. Ю. Циркина. Рн/Д, 1998
    138. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте / Под ред. A.B.Запорожца, М. И. Лисиной. -М., 1966
    139. М.Г. Задержки психического развития у детей: клинико-психологическое обследование дифференцированного отбора и обучения: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1978
    140. C.JI. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000 — 712 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
    141. Е. Характеристика слуховой и зрительной памяти у детей с задержкой психического развития. // Здоровье ребенка. Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире»., СПб. -1993.-С. 43−44
    142. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М., 1999
    143. Е.В. Проблемы речевой системности. М.: Наука, 1988
    144. И.А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1991. № 3. — С. 10−15
    145. A.JI. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001
    146. А.Б. Особенности развития целенаправленного восприятия у первоклассников с ЗПР как важнейшего условия их успешной адаптации к школе: Дис. канд. психол. наук — Н. Новгород, 2006
    147. Т.Н. Развитие способностей зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук М., 1999
    148. E.H. Восприятие и условный рефлекс. -М., 1958
    149. Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей // Дошкольное воспитание, 1998 № 1, С. 70−73.
    150. H.H. О нарушении взаимодействия сигнальных систем. — Л., 1961
    151. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте / З.Тржесоглава. — М.: Медицина, 1986.
    152. Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология, 1985. № 5
    153. У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Но'вгород, 1994
    154. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. -М.: Педагогика, 1990
    155. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002
    156. Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. Балашов: «Николаев», 2004
    157. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. — М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та- Воронеж: МОДЭК, 2010.
    158. М.Е. Логопедия: уч. для пед. институтов. М., 1937
    159. Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка: Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития. М., 1964
    160. Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. В. М. Астапов. М., 1995
    161. Л.С. Аграфия, алексия. // Дети с нарушениями развития. — М.: Международная педагогическая академия. 1995. — С. 208 228
    162. Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность. М.: Изд. МГУ, 1985. — С. 25 — 108
    163. Г. В. Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2004
    164. Н.И. Психология умственного развития: Принцип дифференциации, М.: АО «Столетие», 1997
    165. ШамаринаЕ.В. Формирование познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития как условие повышения эффективности их обучения: Дис. канд. психол. наук М., 2002
    166. Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. —М.: Издательский центр «Академия», 2003.
    167. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Орг.-пед.аспекты: Метод. пособие для учителей кл. коррекц.-развивающего обучения / Шевченко Светлана Гавриловна- М.: ВЛАДОС, 1999.
    168. С.Г. Организация системы коррекционно-развивающего обучения для детей с ЗПР // Дефектология.-1998.-№ 5.
    169. Х.Р. Ощущение и восприятие / Х. Р. Шифман СПб.: Питер, 2003
    170. П.Б. Опознание простых изображений детьми с задержкой психического развития // Дефектология. 1972. № 4
    171. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М, Знание, 1974
    172. A.B. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. — М.: Просвещение, 1984.
    173. Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. СПб, ГП «ИМАТОН», 1999. — 184 с.
    174. Clements S.D. Learning disabilities who? — In Special Education: Strategies for Educational Progress, Council for Exceptional Children. N/Y., 1966, p. 188−189
    175. Conners C.R. The syndrome of minimal brain disfunctions. Psychological aspects. -Pediatr. Clin.N.Fmer., 1967, 14. p. 749−766
    176. Gross M., Wilson W. Minimal brain disfunctions — N.Y.: Brunner / Mazzel, Publishers, 1974. -206p.
    177. Kirk S. Kirk W. Psycholingvistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. Urdana etc.: Univ of Illinois Press, 1971. — 198 p.
    178. Paine R.S., Werry J.S., Quay H.G. A stady of celebral brain disfunctions. -Develop.Med., Child., Neurol., 1968, 10,4, P. 502 510
    179. Tarnopol L. Learning Disoders in children. — Boston, 1971. 378 p.
    180. Work H.H., Hakane I.E. Celebral disfunction in children. Am.J.Dis.child., 1966,111. P.573 — 584
    Заполнить форму текущей работой