Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как подчеркивает X. Гантрип, «проблема идентичности — это величайший и единственный вопрос, который может быть поднят о человеческом существовании. Это всегда было секретом. и только в наше время мы приближаемся к эксплицитному осознанию этого». Именно поэтому «понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа Я его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению феномена идентичности в психологической науке
    • 1. 1. Идентичность личности как предмет психологического анализа
    • 1. 2. Становление идентичности в процессе жизнедеятельности личности 36 Основные
  • выводы
  • Глава 2. Влияние музыкального воздействия на идентичность личности
    • 2. 1. Психофизиологические аспекты музыкального восприятия
    • 2. 2. Музыка как форма межличностного общения
    • 2. 3. Музыка как форма внутриличностного общения 105 Основные
  • выводы
  • Глава 3. Экспериментальное изучение влияния музыкального воздействия на становление идентичности личности
    • 3. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 3. 2. Анализ экспериментальных данных по проблеме влияния музыкального воздействия на становление идентичности личности
    • 3. 3. Модель поэтапного становления продуктивной идентичности личности средствами музыкального воздействия 153 Основные
  • выводы
  • Заключение 195 Библиографический
  • список
  • Приложения

Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В период глобальных изменений, происходящих в современном обществе, наблюдаются такие явления, свойственные массовому сознанию, как крушение «устоявшихся социальных стереотиповизменение системы ценностей, размывание социально-ролевой структуры общества» [10, С. 362 364]. Э. Эриксон полагает, что, поскольку «нельзя разделять личный рост и изменение общества, кризис идентичности в индивидуальной жизни и современные кризисы в историческом развитии», проблемы, связанные с поиском идентичности, встают практически перед каждым человеком [15, С. 212−242].

Как подчеркивает X. Гантрип, «проблема идентичности — это величайший и единственный вопрос, который может быть поднят о человеческом существовании. Это всегда было секретом. и только в наше время мы приближаемся к эксплицитному осознанию этого» [244, С. 119]. Именно поэтому «понятие идентичности как защиты личного, соответствие образа Я его жизненному воплощению, состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному целому, охватывающему и субъективное время, и личностную деятельность, и национальную культуру, стало одной из главных тем в общественной мысли XX столетия» [198, С. 28].

Постановка проблемы идентичности личности, ее структуры и генезиса, определение психологических оснований ее понимания и изучения являются актуальными задачами не только по причине кризиса идентичности современного человека, отмечаемого такими исследователями, как У. Джеймс, 3. Фрейд, G. Mead, Р. Берне, О. Kernberg, J. Marscia, Е. Erikson, Н. Hartmann, R. Stoller, D. Winnicott, N. Holland, H. Tajfel, G. Briakwell, Г. Аммон, X. Ремшмидт, Б. Шефер, Г. М. Андреева, М. В. Заковоротная, Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева, О. В. Лукьянов, М. К. Мамардашвили, О. Н. Павлова и другими, но и в силу необходимости решения возникающих в связи с этим психокоррекционных задач.

Вместе с тем, данный вопрос в существующих исследованиях остается недостаточно проясненным. Встречающиеся в литературе данные зачастую носят характер теоретических предположений, объем эмпирических исследований ограничен, не изучен вопрос о стратегиях становления идентичности личности.

В основе нашего исследования лежит идея о реципрокных отношениях двух аспектов идентичности — личностного (определение себя в терминах личностных качеств) и социального (определение себя в терминах группового членства), являющихся онтогенетически, структурно и содержательно взаимосвязанными, при этом феноменологически их актуализация может быть связана с ситуацией взаимодействия [13].

Социальная ситуация нестабильности приводит человека к появлению межличностных и внутриличностных конфликтов и тенденции к избеганию сложных ситуаций в общении. В связи с этим проблема поиска эффективных методов становления продуктивной идентичности личности, являющейся субъектом общения, становится чрезвычайно актуальной.

Между тем, анализ психологической литературы показывает, что целенаправленное развитие личности как субъекта общения часто остается вне поля зрения психологов-исследователей и практиков. Вместе с тем известно, что диапазон функций, выполняемых невербальными средствами в общении, весьма разнообразен. Однако, ни в одной из указанных в литературе программ не ставится задача целенаправленного становления продуктивной идентичности личности путем всестороннего развития ее невербального коммуникативного потенциала с помощью музыкальных средств.

В отечественной и зарубежной психологической литературе опубликован ряд работ, посвященных некоторым проблемам музыкальной психологии. В работах зарубежных ученых Э. Курта, А. Веллека, А. Моля, П. Михеля, X. Швабе, Р. Франсе рассматриваются различные аспекты музыкально-эстетической коммуникации. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внесли Ф. Брентано, Ю. Майнуоринг, В. Келлер, К. Штумпф, Г. Ревеш, 3. Надель, К. Сишор. В качестве модели изучения музыкального развития западные исследователи обращаются к теории Ж. Пиаже.

В отечественной психологической традиции фундаментом музыкально-психологических исследований явилась теория деятельности (Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., Давыдов В. В., Гальперин П.Я.). Одними из самых значительных работ в этой области до сих пор остаются монография Б. М. Теплова «Психология музыкальных способностей» [196] и исследование Л. С. Выготского, посвященное искусству [47]. В той или иной форме на музыкальную проблематику откликались исследования Б. Г. Ананьева, Н. А. Гарбузова, А. В. Запорожца, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна. Важные исследования в этой области выполнены Т. Л. Беркман, Н. В. Ветлугиной, Ю. Б. Гиппенрейтер, Г. И. Кечхуашвили, А. Г. Ковалевым и В. Н. Мясищевым, А. Г. Костюк, А. Н. Леонтьевым, В. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, О. В. Овчинниковой, К. В. Тарасовой и другими. Однако, нам не встретилось ни одного системного изложения проблемы, в котором бы рассматривался вопрос о влиянии музыкального воздействия на становление идентичности личности.

В связи с вышеизложенным мы пришли к необходимости проведения теоретического анализа и организации специальных экспериментальных исследований, направленных на решение данного вопроса.

Анализ научных исследований свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме поиска методов становления идентичности личности, к числу которых относится музыкальное воздействие, которые обеспечат разрешение противоречий между:

— существующей потребностью общей психологии и психологии личности в теоретическом осмыслении феномена становления продуктивной идентичности личности и крайне недостаточной разработанностью вопроса о влиянии музыкального воздействия на становление идентичности личностисоциальным заказом, предъявляемым психологическим и образовательным учреждениям, на разработку эффективных методов становления идентичности личности и недостаточной разработанностью данного вопроса.

Данные противоречия подчеркивают актуальность выделенной проблемы, которая заключается в разрешении вопроса о возможности становления идентичности личности с помощью музыкального воздействия.

Цель исследования состоит в выявлении влияния музыкального воздействия на становление идентичности личности.

Объект исследования: идентичность личности.

Предмет исследования: воздействие музыки на становление идентичности личности.

Гипотеза исследования: если идентичность является динамичным состоянием, то с помощью поэтапного музыкального воздействия, осуществляемого на психофизиологическом, личностном и социальном уровнях, можно влиять на ее становление.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в ходе исследования решались следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую зарубежную и отечественную литературу для определения сущности, видов и структуры идентичности личности и взаимосвязи идентичности и общения.

2. Исследовать психологические особенности процесса становления идентичности личности под влиянием музыкального воздействия.

3. Выявить влияние психофизиологического, социального и личностного уровней музыкального воздействия на процесс становления идентичности личности.

4. Разработать модель поэтапного становления продуктивной идентичности средствами музыкального воздействия, направленную на совершенствование состояния идентичности личности как субъекта невербальной коммуникации, и экспериментально подтвердить ее эффективность посредством анализа изменений личностной сферы испытуемых.

Теоретико-методологической основой исследования явились:

— конкретная научная методология изучения человека в психологии — принцип деятельностного подхода, согласно которому идентичность личности обретает структуру в процессе осуществления субъектом соответствующей деятельности;

— общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, понимаемые как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов, разработанные C. JL Рубинштейном [168] и А. Н. Леонтьевым [107];

— положения отечественной психологии о личности как системном образовании и о системной детерминации—личностного развития, сформулированные в трудах JI.C. Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, К. К. Платонова, Б. Ф. Ломова и др.;

— принципы анализа идентичности и общения, выработанные в зарубежной психологии Э. Эриксоном [220], Дж. Марсиа [257], Дж. Мид [260], А. Ватерман [280], X. Тэджфел [272], Г. Брейкуэлл [226], оказавшими влияние на становление понятия идентичности личностив отечественной психологии — Г. М. Андреевой [10], А. А. Бодалевым [32], Л. А. Петровской [148] и другими.

Принцип личностного подхода лежит в основе такого изучения личности, при котором через личность познаются ее элементы и связи этих элементов между собой и целостной личностью.

Системный подход позволяет говорить о структуре психической реальности, представляемой как динамическое целое. «Целостность и сложность (делимость) психики при этом достигается через порождение и понимание смыслов, сущностей динамических связей, а не узлов и элементов конструкций, которые для нас только поводы для поиска смысла и соответствующего ему понятия» [113, С. 9].

Методы исследования:

1) теоретический анализ, включающий изучение литературы по проблеме исследованияобобщение, сравнение, систематизацию;

2) эмпирические, включающие формирующий эксперимент, наблюдение, включенное наблюдение, беседу, анализ продуктов деятельности. Проводилось тестирование, направленное на выявление личностных особенностей, в том числе релевантных состоянию идентичности показателей, с использованием комплекса тестовых методик;

3) интерпретационно-описательные;

4) количественные и качественные методы статистического анализа: вычисление средних, стандартного отклонения, определение t-критерия Стьюдента для установления достоверности различий средних значений, корреляционный анализ и способы графического представления результатов.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием набора статистических функций Пакета Microsoft Office 2000, MS Excell 2000.

Основные этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось в 2000 — 2003 гг. и включало в себя три этапа.

На первом этапе (2000;2001 гг.) осуществлялась теоретическая разработка проблемы на основе анализа философской, психологической, социологической, педагогической литературыуточнялись тема, объект и предмет исследования, его цели, задачи, гипотезы, методы, а также составлялся план эмпирического исследования.

На втором этапе (2001;2002 гг.) организовывалась и проводилась опытно-экспериментальная работа по изучению влияния музыкального воздействия на становление идентичности личности: формировался и разрабатывался банк диагностических методик исследованияразрабатывалась программа и определялась база проведения экспериментапроводилось экспериментальное исследованиекачественный и количественный анализ результатов и их интерпретация.

На третьем этапе (2002;2003 гг.) были систематизированы основные результаты теоретического и эмпирического исследования, завершено оформление диссертации и ее обсуждение, сделаны выводы, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы.

Экспериментальная база исследования: Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. Участниками исследования являлись студенты факультетов психологии и промышленного и гражданского строительства. Общее число испытуемых составило 110 человек.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна:

1. В работе рассмотрена идентичность личности как интегративное психологическое состояние субъекта, становление которого осуществляется в результате взаимодействия личностных и социальных факторов в процессе музыкальной деятельности.

2. Впервые выявлены и теоретически обоснованы этапы становления продуктивной идентичности личности под влиянием музыкального воздействия (эмоциональная стимуляцияотреагированиетренировкапереработкасогласование, единое целое), предусматривающие последовательный переход от простых упражнений к сложнымот исполнения — к сочинению и затем к слушаниюот эмоционально активирующих, активных видов музыкальной деятельности — к более сложным, творческим, стрессообразующим и затем — к пассивным, успокаивающим, миорелаксирующим.

3. Экспериментально установлено и доказано, что музыкальное воздействие является средством, влияющим на становление идентичности личности.

Теоретическое значение. В результате проведенного исследования:

1) Разработаны теоретические и методические основы становления продуктивной идентичности личности путем развития межличностных и внутриличностных невербальных коммуникаций с помощью музыкального воздействия.

2) Осуществлен методологический и теоретический анализ проблемы идентичности личности. Изучены личностный и социальный аспекты идентичности, которые взаимосвязаны генетически и содержательно.

3) Проведен системный структурно-уровневый анализ музыкального воздействия на состояние идентичности личности: выявлены и систематизированы особенности становления продуктивной идентичности личности с помощью средств музыкальной выразительности на социальном, личностном и психофизиологическом уровнях.

4) Выявлено, что все виды музыкальной деятельности обеспечивают становление продуктивной идентичности личности.

5) Выявлена роль коммуникативного механизма музыки в становлении идентичности личности.

6) Разработана модель поэтапного становления продуктивной идентичности личности средствами музыкального воздействия.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1) представленный в работе теоретический и экспериментальный материал является основой для последующих исследований становления идентичности и отработки теоретических и практических подходов совершенствования коррекции лиц, переживающих кризис идентичности;

2) разработан музыкальный тренинг, оказывающий влияние на становление идентичности личности;

3) предложенные нами идеи становления идентичности личности средствами музыкального воздействия могут быть использованы в обучающих курсах высших учебных заведений, а также на курсах и циклах повышения квалификации с целью улучшения качества образования;

4) приводимые в исследовании приемы становления идентичности личности (двигательные упражнения и танцы, ритмические упражнения, музыкально-психологический массаж, исполнение формул музыкального самовнушения, музыкально-медитативные упражнения, музыкальная релаксационная терапия и другие) могут быть включены в комплексные психокоррекционные программы индивидуальной и групповой работы.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на работы отечественных и зарубежных ученыхвнутренней согласованностью всех методологических уровней исследованиявыбором надежных и валидных методик, адекватных предмету изучениякомплексностью исследуемых показателей идентичности и общенияприменением методов математической обработки полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Апробация результатов исследования.

Материалы исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социологии, психологии и педагогики Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета в 2001;2002 гг., кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, аспирантских семинарах в 2003 г. Результаты исследования обсуждались на Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной психологии в образовании» в 2003 г., на XLI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» в 2003 г.

Основные теоретические и практические положения данного исследования используются в разработанных автором учебных курсах: «Психология творчества» для студентов НГАСУ- «Социальная психология», «Психологическая служба в организациях (на предприятиях)», «Тренинг лидерства» для студентов психологической специальности Сибирского государственного университета путей сообщения.

Результаты исследования легли в основу создания методической разработки «Программа психологического тренинга по формированию продуктивной идентичности первокурсников с помощью музыкального воздействия», рекомендованной в качестве методических рекомендаций для психологов, корригирующих психологические проблемы студентов с кризисом идентичности.

Основные идеи и результаты экспериментальной работы отражены в 11 публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Взаимовлияние идентичности и эмоциональных состояний обусловлено субъектно-личностными отношениями.

2. Взаимосвязь музыкального воздействия и становления идентичности личности реализуется через общение, поскольку идентичность и общение взаимосвязаны. Изменяя характер общения личности, можно изменить структуру ее идентичности.

3. Музыка, как форма невербальной коммуникации, является одним из важнейших средств межличностного и внутриличностного общения.

4. Наиболее значимые изменения в структуре идентичности в процессе музыкальной деятельности происходят как на уровне внешнего, межличностного общения, способствующего становлению социальной идентичности, так и на внутреннем, внутриличностном уровне общения, влияющем на становление личностной идентичности.

Структура диссертационной работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы, заключение, библиографический список и 9 приложений. Общий объем диссертации составляет 248 страниц. Работа содержит 15 таблиц, 2 гистограммы, 1 рисунок. Библиографический список включает 280 наименований литературных источников, в том числе 55 на иностранных языках.

Результаты исследования показали, что, несмотря на то, что в результате воздействия ранги высказываний у студентов НГПУ и студентов НГАСУ не изменились, в результате воздействия рост профессиональных ролей происходит более интенсивно по сравнению с общими и семейными ролями как у студентов-психологов, так и у студентов-строителей. Например, соотношение общих ролей до и после воздействия у студентов НГПУ 5,35 и 5,38, профессиональных — до воздействия: 1,69, после воздействия — 1,77.

Для субъективных характеристик ранговые соотношения не изменились. Наиболее значимые изменения и у студентов-психологов, и у будущих строителей произошли в сфере межличностного общения. Характеристики интимно-личностного общения также приобрели для студентов большую значимость: для студентов НГПУ до воздействия 2,23, после воздействия 2,38- для студентов НГАСУ до воздействия 2,07, после воздействия 2,21.

Гистограмма !

Соотношение объективных и субъективных высказываний по тесту «Кто Я?» до и после воздействия для студентов НГПУ и НГАСУ V.

После.

КГ (28 чел.).

Студенты НГПУ (53 чел).

Студенты НГАСУ (57 чел) ОБЪЕКТИВНЫЕ и СУБЪЕКТИВНЫЕ.

Анализ полученных результатов по тесту «Кто Я?» позволяет констатировать, что, несмотря на статусные различия между студентами-психологами и студентами-строителями, ответы опрошенных респондентов схожи (например, в объективных высказываниях преобладают общие роли: 5,38 для студентов НГПУ и 5,04 для студентов НГАСУв субъективных высказываниях значительная роль отводится характеристикам общения: 3,65 и 2,93 соответственно).

Ведущим в плане формирования единиц идентичности оказалось общение («хороший собеседник», «люблю общаться с людьми»). Процесс становления идентичности у студентов обеих специальностей происходит, в основном, в сфере межличностного общения, интимно-личностного общения, сферах любви, самопознания, развлечений. щ Позитивно окрашенные высказывания (50 — 52%) преобладают над негативно окрашенными (23 — 29%). Количество амбивалентных высказываний составляет в среднем (22,88%). Такова эмоциональная окраска высказываний.

В то же время, наблюдается незначительный разброс между объективными и субъективными высказываниями, поскольку они Щ взаимосвязаны, развитие социального аспекта идентичности предполагает развитие личностного аспекта идентичности и наоборот.

Таким образом, в структуре идентичности опрошенных важное место занимает «Я-будущее», с большей выраженностью личностного аспекта идентичности. Большее количество субъективных высказываний, их меньшая оценочность свидетельствуют о том, что студенты готовы к принятию нового опыта и личностным изменениям.

Сравнение показателей теста «Кто Я?» для студентов-строителей и студентов-психологов показало, что изменениям подверглись ответы всех групп респондентов, но студенты-психологи оказались более продуктивными в своих изменениях по критериям межличностного и интимно-личностного общения. По всей видимости, это связано с более развитыми коммуникативными навыками студентов-психологов в процессе накопления психолого-педагогических знаний.

Анализ данных по тесту «Кто Я?» позволил сделать вывод, что (ф разработанная нами музыкальная методика, направленная на становление продуктивной идентичности личности с помощью невербальной коммуникации, эффективна для разных групп, отличающихся разными коммуникативными и рефлексивными навыками, свойственными студентам «гуманитарного» и «технического» направления образования.

Опираясь на полученный нами вывод, что процесс становления идентичности у студентов идет, в основном, в сфере межличностного общения, интимно-личностного общения, сферах любви, самопознания, % развлечений, для более тщательного анализа особенностей общения студентов мы использовали две методики: стандартизированный тест Томаса [66] (Приложение 9) и рисуночный тест, основанный на методике Розенцвейга [189]. Следует отметить, что данные методики направлены на изучение одной реальности, не дублируют друг друга: разница между ними заключается в степени приближения к реальному общению. Результаты исследования по тесту Томаса мы интерпретируем как оценку студентами особенностей своего поведения в конфликтной ситуации. Ответы на ситуации модифицированного теста Розенцвейга рассматривались нами как реакция на нереальную, искусственно созданную ситуацию общения.

3.2.4. Результаты обработки теста Томаса представлены в таблице 14 и гистограмме 2.

Показать весь текст

Список литературы

  1. X. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию/Пер. с нем. под общ. ред. Н. А. Головина, В. В. Козловского — СПб.: Алетейя, 1999. — 265 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Г. Г. Гносеологические вопросы происхождения и развития искусства//Вопросы философии. — 1963. — № 9. — 116−124.
  4. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально- психологические проблемы. — М.: изд-во МГУ, 1990. — 239 с.
  5. B.C., Толмасова А. К. Теория социальной идентичности и ее эмпирические верификации // Идеологические и психологические аспекты общения. — М., 1987. — 242 с.
  6. СВ. и др. Прикладной статистический анализ данных. Теория. Компьютерная обработка. Области применения. — М.: ПРИОР, 1998.-688 с.
  7. Н.В. Самораскрытие педагога в общении со старшеклассниками. — Автореф. дисс. …канд. психол. наук. — М., 1989.- 22 с.
  8. Л.И. Эпигенетическая концепция развития личностищ Эрика Г. Эриксона/Принцип развития в психологии. — М.: Наука, 1978. — С. 212−242.
  9. Н.К. Психосоциальное развитие младенцев и детей, воспитывающихся в учреждении /Институт детской психотерапии и психоанализа, Академия гуманитарных исследований- Под ред. Асановой Н. К. — М.: Владос, 1997. — 505 с.
  10. .В. Музыкальная форма как процесс: Кн. 1 и 2. — Л.: Музыка. Ленингр. отд-е, 1971. — 376 с. 1″
  11. В.Асафьев Б. В. Речевая интонация. — М.-Л.: Музыка, 1965. — 136 с.
  12. А.Г. Деятельность и установка. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.-151 с.
  13. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. — Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1976. — 218 с.
  14. А.В. Функциональная специализация полушарий и опознавание речевых и неречевых звуковых сигналов // Сенсорные системы. — Л.:
  15. М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. Бочаров Г. — М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  16. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология ('^ личности.-М., 2001.-230 с. щ 26. Белякова Е. П. Артсинтезтерапия в лечении больных с пограничными расстройствами. — М.: типография ПКЦ «Шаг», 2000. — 68 с.
  17. В.М. Работа головного мозга в свете рефлексологии. — М.-Л.: Госиздат, 1926. — 496 с.
  18. Н.П. Здоровый и больной мозг человека. — Л.: Наука. Ленингр. отд-е, 1988. — 262 с.
  19. О.Блинова М. П. Временная природа музыкального восприятия в свете учения о высшей нервной деятельности // Вопросы теории и эстетики музыки. Сборник статей. Выпуск 8. — Л.: Музыка, 1968. — 242 с.
  20. О.А. Современная музыка как психодиагностический стимульный материал // Всероссийская научно-практическая конференция «Современное искусство в контексте культуры»: Тезисы докладов. Астрахань, 1994. — 20 — 21 .
  21. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд- во Моск. ун-та, 1982. — 199 с, ЗЗ. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 1| - М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 326 с.
  22. БОЖОВИЧ Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка/ТИзучение мотивации поведения детей и подростков. — М.: Педагогика, 1972.-351 с.
  23. Л.Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности: Автореф. дисс… канд. психол. наук. — Новосибирск, 2000. -17 с. ^^
  24. К. Работа и ритм. — М.: Новая Москва, 1923. — 342.
  25. И.А. Звук — слух — мозг. — Л.: Наука. Ленингр. отд., 1981. — 175 с.
  26. И. Л, Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. -М., 1980. — 15 с.
  27. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности/МГУ им. М. В. Ломоносова, ф-т психологии. Автореф. дисс. … канд. психол. наук.-М., 1987.-20 с.
  28. Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: Автореф. дис. …канд. психол. наук: 19.00.07/Рос. акад. образования. Психол. ин-т. — М., 1992. — 20 с.
  29. О.Д. Значение доминирующей частоты речи и музыки: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — Л., 1986. — 22 с.
  30. Л.С. Вопросы возрастной психологии//Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. -М.: Педагогика, 1984. — 251.
  31. Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1982. — С. 96−131.-487 с.
  32. Л.С. Проблемы развития психики// Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1983. — 141, 196. — 367 с.
  33. ВЫГОТСКИЙ Л. С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 341 с.
  34. Ю.Б. О восприятии высоты звука. Автореф. дисс. … канд. пед. наук. — М., 1960. — 19 с.
  35. П.И., Павленко В. Н. Идентичность: философский и Ш психологический анализ. — Киев: Арт-Пресс, 1999. — 235 с.
  36. Л.Я., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 91−114.
  37. Г. Л. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. — М.: Советский композитор, 1980. — 136.
  38. А. Л. Музыкальная психология: Учебное пособие/Международная академия педагогических наук. Московский гуманитарный актерский лицей. — М., 1993. — 190 с.
  39. Н.В., Васильева А. Г., Удачина Е. Г. Влияние различных видов музыки на психическое состояние человека // Невербальное поле культуры. — М., 1995.
  40. В.Е. Половая идентичность у детей и подростков в норме и патологии: Автореф. докт. дис. — Л., 1991. — 32 с.
  41. А.А. Влияние функциональной музыки на состояние центральной нервной системы и работоспособность лиц умственного труда: Дис… канд. мед. наук. — Донецк, 1975. — 27 с.
  42. О. Отношения любви: Норма и патология/Под ред. М. Н. Тимофеевой, Т. С. Драбкиной. — М.: Класс, 2000. — 252 с.
  43. Г. И. Музыка и фиксированная установка/ТБессознательное: природа, функция, методы исследования В 4-х т… — Т. 2/Под общ. ред. А. С. Прангишвили и др. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — 686 с.
  44. Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной одаренности//Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — 47−57.
  45. М.А. Психосоциальная идентификация современного российского менеджера-предпринимателя / МГУ им. М. В. Ломоносова, ф-т психологии. Автореф. дисс.канд. психол. наук. — М., 1997. — 15 с.
  46. СВ. К вопросу о различении диссонирующих и консонирующих созвучий. — Труды физиологических лабораторий акад. И. П. Павлова. — Т. 10. — М.-Л., 1941. — 338 — 344.
  47. М.О. Поэзия педагогики. — М.: Всероссийское театральное общество, 1984. — 527 с. ^^ (iP
  48. Князева Т. С, Пашина А. Х. Связь тревожности и эмоционального фона личности с особенностями восприятия музыки/Шсихологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 1. — 123−127.
  49. Г. А. Механизмы и эффекты процесса активного социального обучения//Вопросы психологии межличностного познания и общения: Сб. науч. тр./Кубан. гос. ун-т. -Краснодар, 1985. — 192 с.
  50. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). — Минск: Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, 1976.-350 с.
  51. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. — М.: Политиздат, 1984. — 336 с.
  52. Кон И. С. Открытие «Я». — М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  53. Ц.П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психология. — Новосибирск: Транс-пресс, 1999. — 420 с.
  54. Ц.П., Дмитриева Н. В., Загоруйко Е. Н. Идентичность в норме и патологии. — Новосибирск: НГПУ, 2000. — 256 с.
  55. А.Г. Сприймання музики i художня культура слухача. — KniB, 1965.-С. 75−91- 123.
  56. А.А. Саморегуляция высшей нервной деятельности. — Рига: Изд-во Акад. наук Латв. ССР, 1964. — 291 с.
  57. Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность/Рос. акад. наук. Институт психологии, Московский гос. пед. ун-т. — М.: Институт психологии РАН, 1999. — 235 с.
  58. Кун М., Макпартлэнд Т. Эмпирическое исследование установок личности на себя//Современная зарубежная социальная психология. Тексты./Под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. -М.: Изд-во МГУ, 1984.-С. 180−187.
  59. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. — СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  60. Г. М. Психология внутреннего диалога. — Минск: Университетское, 1988. — 206 с.
  61. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского университета, 1986.-136 с.
  62. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 608 с.
  63. А.Н., Князева Т. С. Электрофизиологические предикторы субъективных оценок музыки разных композиторов//Психологический журнал.-1999. — Т. 20.-№ 6.-С. 72−79.
  64. Лебедева Н.М.' Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности/ЯТсихологический журнал. — 1996. — № 4. — 32−42.
  65. Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла// Психологический журнал. — 1999. — Т. 20. — № 3. — 48−58.
  66. В. Музыкопея, или Хорошо забытое старое//"Знание — сила". — 1968. — № 10. — 44 — 46.
  67. А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. — 139 с.
  68. А.А. Искусство как форма общения//Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе Сб. статей. — Тбилиси: Мецниереба, 1973. — 403 с.
  69. А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для вузов по специальности «Психология». — М.: Смысл, 1999. — 287 с.
  70. А.А. Проблемы изучения детской и молодежной аудитории массовой коммуникации. Материалы семинара, проведенного 26 февраля 1976 г. в г. Москве/Под, ред. А. А. Леонтьева -М., 1976.-73 с. %
  71. А.А. Психология общения. Учебное пособие для студентов-психологов. — Тарту: Тарт. ун-т, 1974. — 219 с.
  72. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  73. А.Н. Проблемы развития психики. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-584 с.
  74. Д.А. Тест смысложизненных ориентации. — М.: Смысл, 1992.-16 с.
  75. М.Н., Шульгина Г. И. Об участии тормозных процессов в физиологических механизмах • сенсорной депривации/Сенсорный дефицит и работоспособность организма: Сб. статей. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1986. — 271 с.
  76. М.И. Проблемы онтогенеза общения/НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. -М.: Педагогика, 1986.-143 с.
  77. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии/Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1984.-444 с.
  78. О.В. Проблемы идентичности и психическая ригидность в психологической и образовательной практике: Автореф. дис… канд. психол. наук. — Томск, 1999. — 28 с.
  79. Ф. Особенности половой идентичности у пациентов с i>t личностными расстройствами: Автореф. дис. … канд. психол. наук: МГУ им. М. В. Ломоносова. — М., 1999. — 23 с.
  80. Л.А. Строение музыкальных произведений. — М.: Музыка, 1986.-527 с.
  81. B.C. Неудобства с идентичностью//Вопросы философии. -1998.-№ 2. -С. 43−54.
  82. А.С. Изучение российской этнической самоидентичности / МГУ им. М. В. Ломоносова, ф-т психологии. 'Ф Автореф. дисс.канд. психол. наук. — М., 1995. — 16 с.
  83. Э.Л. Внесловесный язык//Культуры. — 1986. — № 2. — 12−26.
  84. Н.В. Экспериментальное исследование специального способа музыкотерапии // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. — 1992. — № 2. — 65 — 67.
  85. В.А. Диалогический подход в психологии музыки//Психологический журнал. — 2000. — Т. 21. — № 5. — 117−120.
  86. В.В. Интонационная форма музыки. — М.: Композитор, 1993. — 192 с.
  87. В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.
  88. В.В. Строение музыкального произведения в связи с его направленностью на слушателя. Автореф. канд. дне. — М., 1971. -26 с.
  89. В.В. Человек в зеркале интонационной формы // Советская музыка. — 1980. — № 6. — 39−48.
  90. А. Введение в онтопсихологию/Пер. с итальянского Д. Ю. Петрова. — Пермь: Хортон Лимитед, 1993. — 61 с.
  91. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986. — 254 с.
  92. М.Р., Полякова Б. В. К физиологическому анализу влияния музыки на человека//Совещание по проблемам высшей нервной деятельности. 21-е: Тез. докл. — М., 1966. — 204 — 205.
  93. В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация/Под общ. ред. Медведева В.И.- Рос. Акад. наук. Ин-т психологии, Центр «Искусство и наука». — М.: ИП РАН, 1998. — 164 с.
  94. В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования//Проблемы экологической психоакустики: Сборник научных трудов/АН СССР. Институт психологии, межведомственный • коллектив «Человек — техника — акустическая среда». — М., 1991 .-247 с.
  95. В.Н., Готсдинер А. Л. Влияние музыки на человека по данным электроэнцефалографических и психологических показаний//Вопросы психологии. — 1975. — № 1. — 54 — 67.
  96. Е.В. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982.-С. 214.
  97. Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.: Музыка, 1972. — 383 с.
  98. Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психическое состояние человека//Психологический журнал. — 1984. — № 6.-С. 79−85.
  99. В.Н., Самойленко Е. С. Вербальный метод в изучении восприятия изменений в среде//Психология и окружающая среда. — М.: ИПРАН, 1995.-С. 13−59.
  100. Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. «к Андреевой. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 302 с. 104. Овчинникова О. В. Опыт формирования звуковысотного слуха. Автореф. дис… канд. пед. наук (по психологии). — М., 1960. — 19 с.
  101. В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии// Вопросы психологии. — 2000. — № 1. — 135−141.
  102. СР. Методика исследования самоотношения. — М.: Смысл, 1993.-32 с.
  103. А.Х. О структуре эмоционального слухаУ/Психологический журнал. — 1992. — № 3. — 76−83.
  104. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-176 с.
  105. В.Ф. Психосемантика сознания. — М.: Изд-во МГУ, 1988.-208 с.
  106. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 168 с.
  107. Я.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник. — 2-е (t изд. — М.: Академия, 2001. — 512 с.
  108. В.И. Моделирование эмоций средствами музыки //Вопросы психологии. — 1988. — № 5. — 141−144.
  109. В.И. Музыкальная психология: Для средних и высших музыкальных учебных заведений. — М.: Владос, 1997. — 383 с.
  110. В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Владос, 1999. -176 с.
  111. Ю.Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности (на материале исследования личности несовершеннолетнего правонарушителя). Автореф. дисс. … канд. психол. наук. — М., 1984. — 24 с.
  112. Л.В. Модернизационный процесс в России: социальные сдвиги и кризисы идентичности. Автореф. дисс.докт. филос. наук. — М., 1994.-76 с.
  113. .В. К вопросу о влиянии музыки на мышечную и сердечную деятельность человекаУ/Новое в физиологии и патологии моторно-висцеральных рефлексов. — Пермь, 1967. — 302 с.
  114. .В. О возможности применения музыки для стимуляции умственной работоспособности//Физиологические характеристики умственного и творческого труда. — М., 1969. — 103 -104.
  115. Проблема общения в психологии: Сб. статей./АН СССР, Институт психологии- Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М: Наука, 1981.-280 с.
  116. В.В. Интегральная духовность как преодоление кризиса культурной идентичности молодежи. Автореф. дисс… канд. культурол. наук. — Н. Новгород, 1997. — 31 с.
  117. B.C., Шалавеювене Г. Ю. Влияние музыки, транслируемой в начале работы, на функциональное состояние организма человека/УФункциональная музыка на производстве. — М., 1977.-С. 57−65.
  118. В.Г. Исследование музыкального исполнительского образаУ/Вопросы психологии. — 1978. — № 2. — 70 — 80. ^ 162. РажникоБ В. Г. Партитурная транскрипция/ТВопросы психологии. — 1980.-№ 1.-С. 137−141.
  119. Х. О природе художественного мышления//Эстетические очерки, вып. 2. — М., 1967. — 312−355.
  120. Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств//Вопросы психологии.-•'* 1995.-№ 1.-С. 132−139.
  121. В.Е. Руководство по психотерапии В.Е. Рожнов, С. Либих, Ю. П. Чаргейшвили и др.- Под ред. В. Е. Рожнова. — Ташкент: Медицина, 1985. — 720 с.
  122. И.В. Особенности половой идентичности подростка//Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — 39−48.
  123. А.Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков / МГУ им. М. В. Ломоносова, ф-т психологии. Автореф. дисс.канд. психол. наук. -М., 1994.-20 с.
  124. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. — 328 с.
  125. Л. Основы общей психологии. — СПб: Питер, 1998.-712 с.
  126. Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: «Изд-во Академии наук СССР, 1959. — 354 с.
  127. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Изд-во Академии наук СССР, 1976. — 234−245.
  128. К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика/Пер. с англ. Л. В. Трубицина, Э. Л. Дикий. — М.: Издательская группа «Прогресс»: Универс, 1993. — 368 с.
  129. B.C., Гриндель О. М., Брагина И. Н. Методика исследования в физиологии труда. — М., 1974. — 52 — 80. щ 174. Руткевич A.M. «Психо-история» Э.Г. Эриксона//Эриксон Э. Молодой Лютер. — М., 1996. — 3−22.
  130. Г. Стресс без дистресса: Пер, с англ./Общ. ред. Е.М. Крепса- Предисловие Ю. М. Саарма. — М.: Прогресс, 1979. — 124 с.
  131. П.В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. — 215 с.
  132. В.В. Развитие личности в особых условиях '9i деятельности/Новосибирский государственный педагогический университет. Новосибирская государственная академия строительства. — Новосибирск: НГАС, 1997. — 256 с.
  133. Е.Т., Бурлакова Н.С, Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства гендерной идентичности/ТВопросы психологии. — 2001. — № 6. — с. 3 — 16.
  134. Е.Т., Ильина СВ. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией//Психологический журнал.-2000.-Т. 21,-№ 5. — 70−81.
  135. Г. У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация//Дробижева Л.М. и др. (ред.). Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. — М.: Мысль, 1996. -С. 296−367.
  136. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия//Проблемы музыкального мыщления/Под ред. 4к М. Г. Арановского. — М.: Музыка, 1974. — 336 с.
  137. А.Н. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы. -М., 1971.-124 с.
  138. Социальная идентичность/Под ред. В. А. Ядова.-М., 1993.-289 с.
  139. Социальная психология в современном мире/Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 335 с.
  140. Г. Происхождение и деятельность музыки/ТНаучные, политические и философские опыты. Т.2. — СПб.: Тип. Н. Л. Тиблен, i# 1989.-с. 161−175.
  141. Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности//Этническая психология и общество. — М.: Старый Сад, 1997. — 97−104.
  142. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности./МГУ им. М. В. Ломоносова, ф-т психологии. Дисс. … докт. психол. наук. -М., 1985. — 530 л.
  143. В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983.- 286 с.
  144. Н.В. Методика изучения фрустрационных реакций/ТИностранная психология. — 1994. — Т. 2. — № 2 (4). — 68−76.
  145. Г. С. К вопросу об интонационной природе музыкального слуха//Психологический журнал. — 1996. — Т. 17. — № 5. — 132−134.
  146. Г. С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психологический журнал. — 1994.-Т. 15. — № 6.- 130−132.
  147. Г. С. Потребность в классическом музыкальном искусстве как психологический феномен/ЛПсихологический журнал.-1993.-Т. 14.-№ 6.-С.71−77.
  148. Г. С. Проблема духовной потребности: На материале музыкального восприятия. — М.: Наука, 1979. — 191 с.
  149. .М. Избранные труды: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.-329 с.
  150. .М. Проблемы индивидуальных различий. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1961.-536 с.
  151. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947. — 345.
  152. Л.Н. о музыке//Музыка и революция. -1928.- № 9.- 14.
  153. А.А. Заслуженный собеседник: Письма к Е.И. Бронштейн-Шур//Интуиция совести. — СПб.: Петербург, писатель, 1996.-С. 248−308. '• 201. Ухтомский А. А. Усвоение ритма в свете учения о парабиозе/Собр. соч., в 2-х т. — Т. 2. — Л., 1951. — 180 с.
  154. Физиология человека: Агаджанян Н. А., Афанасьев В. Г. и др.- Под ред. Смирнова В. М. — М.: Медицина, 2001. — 606 с.
  155. П.А. Столп и утверждение истины: в 2-х т. — Т. 1. — М.: Правда, 1990. — 490 с.
  156. Э. Анатомия человеческой деструктивности / Общ. ред. и ^ поел. П. С. Гуревича. — М.: Республика, 1994. — 447 с.
  157. Н.А., Тараканов О. П., Классик Я. Музыка как средство улучшения функционального состояния студентов перед экзаменом//Физиология человека. — М., 1996. — Т. 22. — № 2. — с. 46−48.
  158. Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. — М.: Наука, 1971. — 223.
  159. Л.Б. Профессиональная идентичность/Моск. открытый социал. ун-т. — М.: МОСУ, 2000. — 256 с. II 211. Шостакович Д. Д. Знать и любить музыку. — М.: Молодая гвардия, 1958.-С. 58.
  160. К. Происхождение музыки. — Л.: Тритон, 1927. — 33 кадра — (Кн. по музыке/Под ред. И. Глебова).
  161. СВ. Здоровье по нотам. — М., 1994. — 148 с.
  162. СВ. Музыкотерапия и резервы человеческого <�• организма. — М., 1998. — 191 с.
  163. СВ. Физиологические особенности воздействия вокалотерапии на организм человека. Автореф. дис. … канд. мед. наук. -М., 1996.-16 с.
  164. СМ. Психология искусстваУ/Психология процессов художественного творчества.-Л.: Наука, 1980. — 173−202.
  165. Эмоциональные и познавательные характеристики общения/Отв. ред. В. А. Лабунская. — Ростов-на-Дону: Изд. Ростовского университета, 1990.-176 с.
  166. ЭнгЭ. Музыка и душа.-М., 1913.-С 24.
  167. Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека/ТМаркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. Т. 20. — 1961. — 827 с.
  168. Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. -342с.
  169. Э.Г. Детство и общество/Пер. с англ. — СПб.: ООО ^ «Речь», 2000.-416 с.
  170. Юнг К. Об отношении аналитической психологии к поэтико- художественному творчеству/ТХрестоматия по психологии художественного творчества. — М.: Магистр, 1998. — 200 с.
  171. В.А. Символические и примордиальные солидарности (социальные идентификации личности)//Проблемы теоретической социологии. — СПб.: Петрополис, 1994.- 248 с.
  172. П.М. Психология художественного восприятия. — М.: ijf Искусство, 1964. — 1 негатив. — 720 с.
  173. Bosma H.A. Identity Development in Adolescence: Coping with Commitments. Groningen, 1985. — 236 p.
  174. Breakwell G.M. Coping with threatened identities. — L.- N.Y., Mithuen, 1986.-222 p.
  175. Breakwell G.M. Integrating paradigms, methodological implications // Breakwell G.M., Canter D.V. (eds). Empirical approaches to social representations. Oxford: Clarendon Press, 1993. P. 180−201.
  176. Bull P. Body movement and 1п1ефег8опа1 communication. Chichester, 1984.209 р.
  177. Coleman L.C. Relationships in Adolescence. L.: Routledge & Kegan Paul, 1974.
  178. Coleman L. C, Husen N. Becoming adult in a changing society. — Paris: OECD.-1985.-82p.
  179. Deschamps J.-C, Devos T. Regarding the relationship between social identity and personal identity // Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998.P. 1−12.
  180. Dion K.L. Names, Identity and Self// Names. — V.31 (4). — 1983. — P. 245−257.
  181. Doise W. Social representations in personal identity // Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity: International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 13−25.
  182. Ekman P., Scherer R. Methological issues in studying nonverbal behavior//Handbook of methods in nonverbal behavior research/Ed. by P. Ekman, R. Scherer. Cambridge, 1982. P. 1−44.
  183. Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. — N.Y., L.: Norton, 1980.
  184. Freud S. The Future of one Illusion. N.Y., 1961.
  185. Friedman J.A., Faber B.A. Professional Self-concept as a predictor of teacher bumout// J. of Educational Research. — 1992. — V. 86.- N. 1. — 28 p.
  186. Goffman E. Stigma: Notes on the management of spoiled identity. Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1963.
  187. Goffman E. The neglected situation // Amer. Anthropol. 1964. V. 66. N.
  188. Greenacre P. Early physical determinants in the development of the sense of identity // Greenacre P. Emotional growth. V. 1. N.Y.: Inter. Univ. Press, 1971. P. 199−224.
  189. Guntrip H. Psychoanalytic theory, therapy and the self. N.Y.: Basic Books, 1971.
  190. Habermas J. Identitat // Zur Reconstruction des Historischen -*. Materialismus. Frankfurt: Suhrkamp Verl., 1976.
  191. Haeberlin U., Niclaus E. Identitat Krisen. Bem, Stuttgart: Haupt. — 1978. -201 p.
  192. Identity in adolescence, processes and cotents / Ed. By A.S. Waterman. — San Francisco, L.: Jossey-Bass, 1985. — 235 p.
  193. Jacobson E. The self and the object world. N. Y: Inter. Univ. Press, 1964.
  194. Jaromowic M. Self-We-Others schemata and social identifications // Worchel S., Morales J.F., Paez D., Deschamps J. (eds). Social identity: Щ International perspective. N.Y.: Sage Publ., 1998. P. 44−52.
  195. Jenkins R. Social identity. L.: Routledge, 1996.
  196. Kohut H. The analysis of the self. N.Y.: Inter. Univ. Press, 1971.
  197. Krappman L. Soziologische Dimensionen der Identitat. Stuttgart: Klett, 1969.
  198. Lida — Pulik H., de-Bonis M., Feline A. Self concept: toward a cognitive approach to identity disorders//Ann-Med-Psychol-Paris. — 1993. — Jan- 151 (1).-P. 75−83.
  199. Lowen A. The body in personality theory/ZOperational theories of personality. N.Y., 1974.P.86−126.
  200. Mahler M., Pine F., Bergman A. The psychological Birth of the Human Infant. N.Y.: Basic Books, 1975.
  201. Marcia J.E. Development and validation of Ego- identity status. Journal of Personality and Social Psychology, 1966, 3, — P. 551−558.
  202. Marcia J.E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. N.Y.: John Willey, 1980. P. 213−231.
  203. Marcia J.E., Friedman M.L. Ego identity status in college women. // Journal of Personality. 1970. — v.38. — N 2. — P. 249−268.
  204. Matteson D.R. Adolescence Today. Sex Roles and the Search for Identity. — Homewood (111.) e.a.- Dorsey Press, 1975.-400 p.
  205. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: Chicago Univ. Press, 1975.
  206. Miller. Du soUst nicht merken. ТВ 1983. Frankfurt / M. (Suhrkamp). — 1981.
  207. Moscovici S. Notes towards a description of social representation // Europ. J. Soc. Psychol. 1988. V. 18. P. 211−250.
  208. Osgood Ch. Studies on Generality of affective meaning system/ZAmer. Psychol. 1962. V. 17. P. 10−28.
  209. Roker D., Banks M.H. Adolescent identity and school type//Br-J-Psychol. — 1993. — Aug- 84 (Pt 3). — P. 297−300.
  210. Schutz W.J. Expanding human awareness. N.Y., 1967. 140 p. ' • 268. Schwabe С Music Therapy — therapeutic music pedagogy — teaching of music. An attempt of difination // Psychiat. Neurol, med. Psychol. — 1974. -Bd26.-N12.-S.705−713.
  211. Stephen J., Eraser E., Marcia J.E. Moratorium-achievement (MAMA) cycles in lifespan identity development: value orientations and reasoning system correlates/ZJournal of Adolesc- 1992. — Sep- 15 (3).-P. 283−300.
  212. Strauss A. Spiegel und Masken. Die Suche nach der Identitat. — Frankfurt: Suhrkamp. — 1968. — 186 p.
  213. Tajfel H. Individuals and groups in social psychology // Brit. J. Soc. And Clin.Psychol. 1979.V. 18.
  214. Tajfel H. Social identity and intergroup relations. Cambridge Univ. Press. 1982.
  215. Threatened identities / Breakwell G.M. (ed.). Chichester: Wiley, 1983.
  216. Turner J.C. A self-categorization theory // Turner J. C, Hogg M.A., Oakes P.J., Reicher S.D., Wetherel M.S. (eds). Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Oxford: Basil Blackwell, 1987. P. 42−67.
  217. Turner J.C. Social categorization and the self-concept: a social cognitive (f theory of group behavior. // Advances in group process. Theory and research. / Ed. by E.J.Lawler., v. 2.- Greenwich, Connecticut.-1985.-P. 365−412.
  218. Von Broembsen F. Transformations of identity: referent location, agency, and levels of integration in the progress from potential self to existential identity// American Journal of Psychoanalysis. — 1989. — Vol. 49 (4). — P. 329−338.
  219. Von Carvalho Garten, Garten N.//Akupunktur.-1989.-Bd 17. N 1.- S.22- 24.
  220. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: an extension of theory and a review of research // Developmental psychology, 1982. V. 18. N3.-P. 341−358. Щ Анкета по тесту «Я — концепция»
Заполнить форму текущей работой