Социально-этические ориентиры профессиональной социальной работы: Сущность и эволюция; социально-философский анализ
Профессиональная социальная работа в России переживает период становления в специфических социально-экономических, культурных и духовно-нравственных условиях. В настоящее время специалистами используется в качестве общепринятых свыше двадцати разнообразных, не противоречащих друг другу и взаимодополняющих определений социальной работы, раскрывающих различные аспекты ее сущности. Однако… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. К вопросу о месте и роли этики в системе социальной работы
- 1. 1. Социальная работа как специфический вид социальной деятельности
- 1. 2. Место и роль этического подхода в системе социальной работы
- ГЛАВА 2. Тенденции в развитии этических императивов и ценностей в области социальной работы
- 2. 1. Сущность и эволюция этических идеалов и ценностей в социальной работе
- 2. 2. Основные тенденции в развитии этики социальной работы в современных условиях
Социально-этические ориентиры профессиональной социальной работы: Сущность и эволюция; социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Профессиональная этика, относящаяся к наиболее общим видам нормативной регуляции поведения специалиста в процессе профессиональной деятельности, прошла длительный путь развития от единичных и противоречивых этических норм до научно обоснованных, целостных профессиональных этических систем, которые, наряду с другими видами регуляции профессиональной деятельности, составляют основу многих профессий. В качестве подвида общей этики, изучающего профессиональную мораль специалистов, она получила признание примерно с середины XX века, хотя, подобно большинству отраслей знания, развивалась с глубокой древности в рамках философии, этики, теологии и других научных дисциплин, а также профессиональной практики.
Первые известные, достаточно еще общие и наивные этические требования к действиям специалиста в процессе выполнения им профессиональных обязанностей содержатся в древнеегипетском манускрипте «Наставления начальника города и визиря Птаххеттепа» (III тыс.л. до н.э.). В числе требований к работнику указывается на необходимость добросовестного выполнения обязанностей, скромного поведения, поскольку это является условием достижения высокой должности и богатства в будущем1. Однако этические требования к поведению специалиста в сфере профессиональной деятельности еще не носят системного характера и входят в число общих требований к индивиду, наряду с требованиями к его поведению в семье и обществе.
1 Очерк истории этики. Под ред. Чагина Б. А. — М.: Мысль, 1969., с. 21.
Как известно из исследований культуры Древнего Рима, уже в этот период свободные ремесленники имели определенные профессиональные этические и ценностные представления1. Можно сделать вывод, что важность этичности профессионального поведения и действий специалиста, нравственности его личности осознавалась уже в Древнем мире, хотя целостных и развитых профессиональных этических систем в этот период еще не существовало.
Становление и легитимизация профессиональных этических систем в различных сферах профессиональной деятельности происходили не одновременно. Показательным при этом является факт, что существенно большее, нежели в других областях, значение придавалось этичности действий человека преимущественно в тех сферах профессиональной деятельности (в современном понимании этого феномена, поскольку в Древнем мире жесткая специализация по сферам деятельности еще не имела места), которые оказывали существенное влияние на жизнедеятельность индивидов, групп и социума в целом — медицине, политике и других, что вызывало необходимость предъявления к действиям и личности специалиста специфических этических требований, со временем складывавшихся в профессиональную этическую систему. Именно в этих сферах профессиональной деятельности ранее, чем в других, сложились этические кодексы (например, Клятва Гиппократа в медицине).
Тенденции в развитии профессиональных этических систем свидетельствуют о возрастании потребности в этической регламентации профессионального поведения и действий в жизненно важных сферах человеческой жизнедеятельности, о повышении требований как социума, так и самой профессиональной группы к личностностно-нравственному.
1 См. подр.: Ляпустин Б. С. Ремесло и мораль в Древнем Риме. — В кн.: Под ред. Малькова В. Л., Мильской Л. Т. Организация труда и трудовая этика. Древность. Средние века. Современность. — М.: Ин-т всеобщей истории РАН, 1993., с. 31. облику специалиста. По-прежнему наиболее остро вопрос этической регламентации работы специалистов стоит в тех сферах профессиональной деятельности, в которых человек является объектом прямого воздействия со стороны специалиста (группы специалистов), где контакт специалиста с его клиентом осуществляется непосредственно и связан главным образом с потреблением медицинских, социальных, психолого-педагогических, правовых и прочих услуг.
Исследования в области профессиональной этики активно проводятся в нашей стране и за рубежом в основном с середины 60-х годов нашего века1. В работах, посвященных исследованиям в этой области, подчеркивалось, что этика — одна из важнейших форм регламентации профессиональной деятельности, оказывающая существенное влияние на все структурные элементы деятельности и личность специалиста, в связи с чем признавались необходимыми изучение этических основ различных видов профессиональной деятельности, систематизация этических норм и разработка на их основе профессиональных этических кодексов. Теоретические и методологические проблемы общей и профессиональной этики рассмотрены в работах отечественных философов Архангельского JI.M., Гусейнова A.A., Журавлева В. В., Чеботаревой Э. П., Целиковой О. П., Туманова C.B., Рувинского С. И., Гришина Э. А., Согомонова Ю. В., Уткина С. С., Титаренко А. И., Нестерова В. Г., Федоренко Е. Г., Беляковой Г. И. и других.
Особенностью современного этапа развития общества является стремление не только и не столько привнести, сколько превратить критерий этической оценки в имманентную характеристику профессиональной деятельности, в первую очередь, социальной работы. Это обусловлено возрастанием роли профессиональной социальной работы в жизнедеятельности личности, общества и человечества в целом,.
1 Наука и этика. Реферативный сборник. Отв. ред. Горбовский A.A. — М.: 1979., с. 5−6. поскольку итоги взаимодействия специалиста с клиентом могут оказывать значительное влияние на судьбу клиента, его социального окружения и социума в целом, налагая тем самым огромную ответственность на специалиста.
Профессиональная этика должна отражать не только и не столько нормы и требования господствующей в обществе морали, сколько сущность и специфику конкретной профессии, способствуя выполнению ею основных задач и повышая эффективность деятельности. При этом условии она приобретает значение одной из фундаментальных основ профессиональной деятельности, становясь в то же время значимой составной частью общественной морали.
Профессиональная этика систематизирует и конкретизирует требования общей, господствующей в обществе этической системы применительно к сфере профессиональной деятельности, а этическая система каждой отдельно взятой профессии, в свою очередь, конкретизирует требования профессиональной морали с учетом специфики этой профессии. На основании этого можно сделать заключение, что общая этика, профессиональная этика и этика конкретного вида профессиональной деятельности соотносятся как общее, особенное и специфическое.
В настоящее время профессиональная этика определяется как «кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности» 1, а сам этический кодекс трактуется как «свод нравственных норм, предписываемых к исполнению» .
Такое определение профессиональной этики представляется не вполне корректным, поскольку отсутствие кодекса (наличие которого предполагает предварительную работу по изучению, анализу,.
1 Словарь по этике. Под ред. Кона И. С. — М.: Политиздат, 1981., с. 274.
2 Там же, с. 125. систематизации профессиональных этических норм, а затем легитимизацию этого свода) не означает отсутствия самих норм и даже целостных этических систем, сложившихся в данной сфере профессиональной деятельности. В связи с этим в данной работе в качестве базового используется определение профессиональной этики, предложенное Федоренко Е.Г.1.
В настоящее время имеется значительное количество профессиональных этических систем: в медицине, педагогике, юриспруденции, политике и др. Необходимость проведения исследований в области этических основ социальной работы определяется тем, что человек является основной целью в профессиональной социальной работе и в то же время ее основным субъектом и объектом. Социальная работа требует в связи с этим адекватной этической регламентации, что обусловливает необходимость исследований как самой профессиональной деятельности и ее специфики, так и отдельных ее элементов, таких, как этическая система. Важным при этом представляется наличие целостной, обоснованной этической системы, учитывающей специфичность современных условий, общественных отношений и социальной работы как социально обусловленной профессиональной деятельности.
Актуальность темы
диссертационного исследования определяется тем фактом, что профессиональная этика является относительно самостоятельной научной дисциплиной, поскольку она органично включена в общие этические основы человеческой жизнедеятельности в качестве одного из подвидов, несущих в себе основные характерные признаки системы в целом, а ее основные нормы и принципы представляют собой конкретизацию общих требований господствующей в обществе этической системы для данного вида профессиональной деятельности, отражая ее сущность и специфику.
1 Федоренко Е. Г. Профессиональная этика. — Киев: Вща школа, 1983., с. 15.
Профессиональная социальная работа в России переживает период становления в специфических социально-экономических, культурных и духовно-нравственных условиях. В настоящее время специалистами используется в качестве общепринятых свыше двадцати разнообразных, не противоречащих друг другу и взаимодополняющих определений социальной работы, раскрывающих различные аспекты ее сущности. Однако профессиональная социальная работа как специфический вид социальной деятельности заключается в обеспечении и/или восстановления нормального социального функционирования личности, группы, общества и существенного улучшения их взаимосвязей. В связи с этим в качестве базового определения социальной работы, раскрывающего ее смысл, используется определение, в основу которого положено понимание ее как специфического вида профессиональной социальной деятельности, направленной на улучшение или восстановление социального функционирования личности, группы и социума и их взаимосвязей.
Развиваясь в рамках общественной морали и не противореча ей, социальная работа является специфической сферой профессиональной деятельности, что становится одним из важнейших факторов, обусловливающих необходимость введения собственной этической системы, учитывающей специфику профессиональной социальной работы и включающей в себя гармонично сочетающиеся, взаимодополняющие, не противоречащие нормам и принципам общественной морали собственные специфические нормы и принципы, обязательные для исполнения специалистами в повседневной практической деятельности, и предъявляющей особые требования к личности специалиста.
Можно сделать вывод, что этика социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности:
• является одним из подвидов профессиональной этики;
• представляет собой специфическое по отношению к общей этике, являясь одним из ее подвидов;
• имеет все характерные признаки профессиональной этической системы.
Нельзя не заметить, что вопросы этических основ социальной работы с точки зрения теоретической их проработки и обоснования еще не получили достаточного развития, поэтому научная разработка сущности и эволюции этических идеалов и ценностей социальной работы остается важной теоретической и практической задачей. Отдельные проблемы профессиональной этики социальной работы затрагивались в статьях, параграфах и разделах учебных пособий и монографий. Некоторые проблемы рассмотрены в опубликованных в 90-х годах работах Бербешкиной З. А., Бочаровой В. Г., Воронина C.B., Григорьева С. И., Гусляковой Л. Г., Козлова A.A., Павленка П. Д., Панова A.M., Сластенина В. А., Топчия Л. В., Холостовой Е. И., Фирсова М. В., Юнгхолма С.-Э., Шмелевой Н. Б., и других исследователей. Но специальных философских работ, посвященных профессиональной этике социальной работы, философскому анализу и обоснованию основных этических компонентов социальной работы, рассматривающих весь комплекс этических проблем в этой сфере, пока не издано.
Отдельные аспекты этики социальной работы рассмотрены в одном из первых в нашей стране учебных пособий по социальной работе «Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии» 1.
Так, например, в статье Бербешкиной З. А. «Этика социального работника» 2 впервые намечены теоретические подходы к определению основных компонентов профессиональной этики в социальной работе, причем необходимость этической регламентации деятельности.
1 Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Отв. ред. Холостова Е. И. -M.: РГСИ, 1992.
2 Бербешкина З. А. Этика социального работника. — В кн.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Отв. ред. Холостова Е.И.-М.: РГСИ, 1992., с. 210−216. социального работника выводится из специфики содержания его деятельности. В статье кратко обозначены предмет и объект изучения этики социальной работы, ее структура, в которую включены основные этические принципы и нормы. Вместе с тем, в данной статье не сделан анализ места и роли профессиональной этики в системе социальной работы, вследствие чего нельзя считать обоснованным наличие специфической этической системы в профессиональной социальной работе.
Холостова Е.И. в статье «Личность социального работника» 1 перечисляет основные профессионально необходимые черты личности социального работника, которые затем в работе «Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника» 2 подверглись уточнению. Однако данные работы не содержат анализа специфики социальной работы и обоснования ее этических компонентов, которые являются одной из ведущих детерминант профессионально необходимых личностных качеств специалиста. Вследствие этого необходимость названных качеств социального работника хотя и является очевидной, но не может считаться обоснованной и доказанной. о.
В публикациях Фирсова М. В. рассмотрены исторические аспекты становления этических основ социальной работы. Основные положения этики социальной работы выводятся автором из содержания исторически сложившихся форм и видов профессиональной и непрофессиональной социальной работы на Руси и в России и с учетом опыта социальной работы за рубежом.
1 Холостова Е. И. Личность социального работника. — В кн.: Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Отв. ред. Холостова Е. И. — М.: РГСИ, 1992., с. 203−209.
2 Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1993.
3 Фирсов М. В.
Введение
в специальность и основы профессиональной этики социального работника. -М.: МПА, 1993 г. Фирсов М. В. Профессионально-этические принципы социальной работы и их исторические корни. — М.: 1997.
В учебном пособии «Теория и методика социальной работы» 1 содержится параграф «Этические основы социальной работы», дающий представление о диалектике добра и зла в социальной работе, альтруизме как желательной направленности личности социального работника, а также профессиональном долге специалиста в области социальной работы и необходимости системной моральной регуляции его профессионального поведения и действий.
Работа Юнгхолма С.-Э.2 посвящена исследованию сущности и содержания светских и религиозных гуманистических ценностей социальной работы и моральных регуляторов деятельности социального работника, среди которых приоритетом обладают долг и совесть. В качестве высшей ценности социальной работы признана человеческая личность — человека вообще, клиента социальных служб и личность самого социального работника, что является весьма важным для анализа этических аспектов отношений, возникающих в процессе социальной работы.
В статье Шмелевой Н. Б. «Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального.
•5 работника" рассматриваются три основных взаимообусловленных группы ценностей социальной работы, идентичных по значимости: определяемые спецификой деятельности, этической ответственностью перед профессией и связанные с потребностью в самореализации. В качестве гуманистического идеала выдвинута самоценность личности, как предмета, объекта и цели деятельности. Автор статьи подчеркивает высокую значимость формирования ценностных ориентаций специалиста в процессе его профессиональной подготовки.
1 Теория и методика социальной работы. Под ред. Жукова В. И. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1994., с. 3338.
2 Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1995.
3 Шмелева Н. Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника. // Российский журнал социальной работы. 1997., № 1/5, с. 115−124.
Изданный в 1997 году в рамках Энциклопедии социального образования Российский энциклопедический словарь1 содержит раздел «Философско-этические основы социальной работы», в котором приведены основные философские и этические категории и понятия, такие, как альтруизм, добро и зло, справедливость и другие. Однако данные статьи «Словаря» носят общефилософский характерэтические категории, приведенные в них, не отражают специфики социальной работы, ее сущности, не раскрывают специфичности проявления общих этических принципов и категорий в социальной работе, в связи с чем не дают представления об этических основах социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности и специфике самой этической системы социальной работы.
В учебнике «Теория социальной работы» 2 глава «Нравственно-гуманистический характер социальной работы» содержит рассуждения о необходимости моральной регуляции социальной работы на основе нравственного выбора специалиста. В главе «Личность социального работника: профессиональные и духовно-нравственные качества» приведены основные требования к личностным качествам, профессиональным знаниям и навыкам специалиста.
Как видно, исследованием проблем этики социальной работы занимались различные авторы, специализирующиеся на отдельных областях знания в сфере социальной работы: историки, педагоги, психологи, экономисты, причем основное внимание уделялось вопросам становления и развития этической системы. Философами данная проблема практически не исследовалась. В работах отсутствует в целом философский комплексный системный подход к определению и изучению этики профессиональной социальной работы, не определены и не.
1 Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. Под. ред. Жукова В. И. — М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997., с. 204−217.
2 Теория социальной работы. Под ред. Холостовой Е. И. — М.: Юристъ, 1998., с. 183−191. обоснованы место и роль этики в социальной работе и профессиональной подготовке специалиста.
Вместе с тем, в них содержится идея, что для повышения эффективности, значимости и обеспечения высокого социального статуса социальной работы в обществе недостаточно только технологической или правовой регламентации. Профессиональная этика социальной работы дает обоснование профессионального поведения специалиста, его объективно необходимых моральных качеств, норм и принципов, которыми он должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности и отношениях, складывающихся в ее процессе.
Объектом данного диссертационного исследования является этика социальной работы как общественного института, предметомсущность и эволюция социально-этических ориентиров профессиональной социальной работы.
Целью работы является социально-философский анализ специфики и тенденций развития этических ориентиров социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности. В рамках поставленной цели необходимым представляется решение следующих основных задач:
• анализ социально-философских основ профессиональной этики в системе теории и практики социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности;
• анализ нравственного идеала социальной работы;
• анализ основных принципов и функций этики социальной работы как ее основных компонентов;
• исследование и обоснование тенденций в развитии этических ориентиров профессиональной социальной работы.
Важнейшей методологической основой исследования является многомерно-диалектический подход к социальным проблемам в целом и к социальной работе в особенности в соединении с традициями деятельностно-гуманистического рассмотрения человека как активной творческой силы в социальном развитии и социально ответственной личности в истории русской философии и прогрессивных течений зарубежной мысли. Одним из компонентов методологии исследования стало учение о специализации человеческой деятельности. В работе автор опирался на результаты исследований в области общей теории этики, проведенных Архангельским Л. М., Гусейновым A.A., Дробницким О. Г., Журавлевым В. В., Смоленцевым Ю. М., Титаренко А. И., Тугариновым.
B.П., Харчевым А. Г., Яценко А. И., а также исследований в области теории и практики социальной работы, проведенных Бочаровой В. Г., Ворониным.
C.B., Григорьевым С. И., Гусляковой Л. Г., Дементьевой Н. Ф., Жуковым В. И., Козловым A.A., Никитиным В. А., Павленком П. Д., Пановым A.M., Сорвиной A.C., Топчим Л. В., Холостовой Е. И., Фирсовым М. В. и другими.
Решение проблем цели и смысла деятельности, соотношение этических идеалов и действительности, сущего и должного, добра и зла, справедливости и несправедливости, блага человека и общества в профессиональной деятельности социального работника требует философских методов исследования. Такой подход позволяет выявить социальную и профессиональную значимость этики социальной работы, ее место и роль в теории и практике социальной работы. Важным представляется учет диалектического взаимодействия и взаимовлияния общественной морали и профессиональной морали социальных работников, являющихся носителями моральных норм, характерных как для той социальной группы, в которой проходит их жизнедеятельность вне профессиональной сферы, так и для морального сознания клиентов и оказывающих влияние на моральное сознание, поведение и действия представителей этих групп.
С другой стороны, профессиональная этика в социальной работе базируется не только на общей философской этике и общественной и групповой морали, но и учитывает сущность и содержание профессиональной деятельности в ее историческом развитии, ее место и роль в жизнедеятельности социума, ожидания общества в отношении социальной работы, социальную ответственность представителей профессиональной группы и справедливость их действий, а также необходимые черты личности специалистов, детерминируемые спецификой социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности.
В своем исследовании автор опирался на понимание этики как учения о роли морали, ее функций, норм и принципов, идей о должном, о добре и зле, справедливости и несправедливости, нравственном идеале применительно к конкретной сфере человеческой жизнедеятельности.
1 «-» ЧУ Г* и к/ профессиональной социальной работе, являющейся неотъемлемой функцией социального государства, оказывающей полифакторное влияние как на отдельных индивидов и социальные группы, так и на социум в целом.
В диссертации содержится ряд новых или включающих элементы новизны положений:
• конкретизированы цели, задачи, функции этики социальной работы в контексте общей философской этики с учетом специфики профессиональной социальной работы как вида социальной деятельности;
• уточнено содержание некоторых норм и принципов этики социальной работы, таких, как «не навреди», превентация;
• выявлены и проанализированы тенденции в развитии этики профессиональной социальной работы на современном этапе развития общества и социальной работы.
Научно-практическая значимость исследования состоит в возможности и целесообразности применения его результатов в научных, учебных и практических целях. Материалы диссертации, положения и выводы, сделанные в ходе исследования, систематизируют и углубляют представления по проблемам этики социальной работы и могут служить основой для дальнейших исследований в этой области. Материалы могут быть использованы при преподавании учебного курса «Этика социальной работы» по специальностям «Социальная работа» и «Социальная педагогика», а также при подготовке учебно-методических и учебных пособий по ряду проблем теории и этики социальной работы, при дипломном проектировании и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров социальных работников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Итак, этическая система является одной из важнейших структурообразующих и смыслообразующих основ современной профессиональной социальной работы, непременной составляющей повседневной практической деятельности. Выполнение специалистами этических норм, требований и принципов способствует достижению идеала социальной работы и реализации ее ценностей. Ее значимость обусловливается ее местом и ролью как непосредственно в профессиональной социальной работе, так и в этической системе общества. Она имеет собственные цели и задачи, выполняет функции, руководствуясь профессиональными идеалом и ценностями, одновременно способствуя гуманизации общественных отношений, реализации социально значимых ценностей и общественных идеалов, движению общества по пути социального прогресса. Этика социальной работы оказывает всестороннее нравственное, гуманизирующее воздействие на социальных работников, их клиентов и общество в целом, в связи с чем может быть признана важнейшим фактором, детерминирующим конкретно-исторический уровень гуманности общества, совершенствования личности, общества и их взаимосвязей.
Роль этики социальной работы в обществе двояка: с одной стороны, она, наряду с социальной работой стабилизирующе воздействует на общественные отношения, давая возможность обществу, как и конкретной личности, развиваться в избранном направлении. Но с другой стороны, общество не может свести все существующие в нем типы отношений к отношениям купли-продажи, вследствие чего требования рыночной экономики к общественным отношениям и качествам личности должны быть уравновешены антирыночными факторами, важнейшими из которых являются гуманистический смысл социальной работы и ее этическая система. Этическая система социальной работы является одним из наиболее значимых фактором, противодействующим процессу вырождения общественной морали, стабилизирующим общество и ограничивающим до некоторой степени рыночность отношений и требований к личности при помощи своих норм и принципов.
Как известно, личность не является единственным «автором» своих моральных ориентировона аккумулирует представления, нормы, принципы, функционирующие в данном обществе, микросоциуме и профессиональной среде. Поэтому реализация специалистами норм и принципов этики социальной работы является задачей не только самих социальных работников. Огромное значение приобретает при этом неформальный этический контроль со стороны клиентов социальных служб и общества: хотя клиенты или представители общественности не всегда в состоянии квалифицированно сделать заключение о профессиональных знаниях и навыках специалиста, они могут оценить его нравственный облик и этичность поведения с точки зрения общепринятых этических стандартов и моральных норм. Достижение идеала социальной работы также не будет возможным без всесторонней деятельной поддержки общества, поскольку деятельность системы социальной защиты во многом детерминирована не только нравственным характером деятельности и моральным обликом специалистов, но и наличием ресурсов, которые общество выделяет в ее адрес для оказания всесторонней помощи и поддержки клиентам.
Являясь одной из фундаментальных основ социальной работы, детерминирующих ее эффективность, ее профессиональная этика должна являться неотъемлемой частью программ подготовки квалифицированных специалистов всех уровней для работы в социальных службах, причем система этической подготовки должна быть ориентирована не столько на запоминание этических норм и принципов, сколько на формирование этического мышления, этического «чутья» специалистов, усвоение и присвоение ими этических ценностей, превращения их в элемент индивидуального и коллективного профессионального сознания1. Это, в свою очередь, означает, что этические ценности профессии должны принять форму цели и стать источником активности, направленной на их реализацию путем преодоления противоречия между объективно существующей реальностью и субъективно желаемым будущим.
Тенденции в развитии этической системы социальной работы делают перспективными дальнейшие исследовательские работы в области уточнения и детализации ее основных структурных элементов, разработки единого для российских специалистов в области социальной работы этического кодекса, учитывающего реалии современной российской действительности и социальной работы, традиционный менталитет и ожидания российского народа и рекомендации Международной Федерации социальных работников. Такие исследовательские работы могут раскрыть творческий потенциал социальной работы и ее этической системы как способа социального конструирования.
1 См. подр.: Солнцев Н. В. К вопросу о специфике социального образования. // «Диалог», № 9, 1996., с. 4952.
Список литературы
- Андреев Л.А. Общественное сознание и нормы поведения. -Чебоксары: 1983.
- Антология социальной работы. В Зт. Сост. Фирсов М. В. М.: Сварогъ, 1995.
- Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.-Л.: Наука, 1968.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985.
- Античная философия (фрагменты и свидетельства). М.: 1940.
- Антропология. Хрестоматия. Авторы-составители: Россолимо Т. Е., Рыбалов Л. Б., Москвина-Тарханова И.А. М.-Воронеж: МОДЭК, 1998. -416с.
- Анчел Е. Этос и история. М.: Мысль, 1988 г.
- Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине (по австралийским этнографическим данным). -М.: Наука, 1987.
- Архангельский Л.М. Сущность этических категорий. // Философские науки, 1961 г., № 3.
- Бадя Л.В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения) // Российский журнал социальной работы, 1995 г., № 1.
- Бакунин М.А. Избранные философские сочинения и письма. М.: Мысль, 1987.
- Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М.: Наука, 1979.
- Батенин С.С. Человек и его история. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
- Беклешов Д.В. Манеры и поведение делового человека. М.: Молодая гвардия, 1993.
- Белякова Г. И. Профессиональная этика. М.: Знание, 1975.
- Бербешкина З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е. И. М.: РГСИ, 1993.
- Бердяев Н. Судьба России. М.: Сварог и К, 1997.
- Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Сварог и К, 1997.
- Бердяев H.A. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды. М.: МПСИ-Флинта, 1999.
- Бердяев Н. Русская идея. Спб.: Наука, 1992 г.
- Бирман И. Экономика недостач. (2 изд.) Нью-Йорк, 1995.
- Бодалев A.A. Психология общения. М.-Воронеж: МОДЭК, 1996.
- Борзенко A.B. Проблема цели в общественном развитии. М.: Прогресс, 1966.
- Буева Л.П. Человек и общение. М.: Мысль, 1978.
- Вардомацкий А.П. Моральная регуляция поведения личности. -Минск: 1987.
- Вебер М. Социология религии. М.: Юрист, 1994.
- Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978.
- Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. -М.: Прогресс, 1992.
- Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль. М.: Прогресс, 1982.
- Герцен А.И. С того берега. Собр. соч. в 30-и томах. Т.6. М.: Мысль, 1955.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: МПСИ, «Флинта», 1998.
- Голохвастов Д.П. «Домострой» Благовещенского попа Сильвестра. -М., 1845.
- Гриневич Г. Праславянская письменность (результаты дешифровки фестского диска). М.: Сварогъ, 1994.
- Гумилев JI.H. От Руси до России. М.: Мир, 199 г.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. М.: Мир, 1994.
- Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М., Изд-во МГУ, 1974.
- Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М.: Молодая гвардия, 1988.
- Гусейнов A.A. Великие моралисты. М.: Изд-во МГУ, 1994.
- Гусейнов A.A., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
- Гусейнов A.A., Апресян Р. Г. Этика. М.: Гардарика, 1998.
- Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы. // Российский журнал социальной работы, 1995 г., № 1.
- Дегтярев А., Дубов Н. Начало отечества. М.: Советская Россия, 1990.
- Демидова Т.Е. Профессиональное общение социального работника. М.: Изд-во МГСУ Союз, 1994.
- Джунусов М.С. Достоинства человека и опасность их превращения в недостатки. // Российский журнал социальной работы, 1996 г., № 2.
- Добролюбов H.A. Основные законы воспитания. С-Пб.: 1859.
- Долгов K.M. От Кьеркегора до Камю. М.: Искусство, 1991.
- Дробницкий О.Г. О нравственности. М.: Наука, 1977.
- Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Высшая школа, 1974.
- Дробницкий О.Г., Кузьмина Т. А. Критика современных буржуазных этических концепций. М.: Высшая школа, 1967.
- Дюркгейм Э. Самоубийство. Спб.: Союз, 1998.
- Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, противоречия развития. 2-е изд. М.: Союз, 1995.
- Зеньковский Н.В. История русской философии. -JL: Эго, 1991.
- Зиммель Г. Общественный конфликт. Спб.: 1898.
- Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
- Ильин И.А. Путь к очевидности. М., Республика, 1993 г. 431с.
- Каган М.С., Иванов В. Г. Этическое и эстетическое. Л., изд-во ЛГУ, 1971.
- Камю А. Миф о Сизифе. М.: Попурри, 1997.
- Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Ин-т национальной модели экономики, 1994.
- Кобляков В.П. Этическое сознание. Л.: Знание, 1979.
- Кобляков В.П. Мораль и мировоззрение. Л.: Знание, 1981.
- Коган Л.И. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
- Козлов A.A. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы. М.: МПСИ-Флинта, 1998.
- Козыревская Л.П., Анисимова Л. М., Гуревич Н. Ю. Этическое поведение и культура поведения. Манера поведения. Горький: Изд-во Горьк. мед. ин-таим. С. М. Кирова, 1980.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.
- Косолапов Р., Марков В. Свобода и ответственность. М.: Наука, 1969.
- Костомаров Н.И. История раскола и раскольников. // Вестник Европы, 1871 г., № 4.
- Котов Д.П. Профессиональный долг. М.: Мысль, 1979.
- Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. Спб.: 1907.
- Крутов H.H. Мораль в действии: о закономерностях влияния морали на поведение личности. М.: 1977.
- Куликова H.H. Содержание и критерий нравственного прогресса (Опыт философско-этического исследования проблемы). М.: Наука, 1967.
- Культура. Нравственность. Религия. (Материалы «Круглого стола»). // Вопросы философии, № 11, 1989 г.
- Курочкина И.Н., Черник Т. В. Этикет в нашей жизни: исторический и методический аспекты. М.: 1994.
- Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт). // Российский журнал социальной работы, 1996 г., № 2.
- Лавров ПЛ. Цена прогресса. Избранные произведения в 2-х т. Т. 2.-М.: Мир, 1965.
- Ламберт Д. Доисторический человек: Кембриджский путеводитель. Л.: Недра, 1991.
- Лисицын Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин И. Ф. Медицина и гуманизм. М., Медицина, 1984 г.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских. // Вопросы философии, № 4, 1990 г.
- Личность и ее ценностные ориентации. Отв. ред. Ядов В. А., Кон И. С. М.: Высшая школа, 1969.
- Локк Дж. Мысли о воспитании. // Педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1939.
- Малахов С.П. Безработица Югры: социальный портрет. Сургут: 1996.
- Макарий (Булгаков М.П.). История Русской церкви. В 10-и томах. Т.8.- СПб.: 1867.
- Матюшин Г. Н. У истоков человечества. М.: Мысль, 1982.
- Медицинская этика и деонтология. Под ред. Морозова Г. В., Царегородцева Г. И. М.: Медицина, 1983.
- Минюшев Ф.И. Социальная антропология (курс лекций). М.: Международный Университет Бизнеса и Управления, 1997.
- Миренков В.И. Профессиональный долг. Д.: Знание, 1986.
- Миренков В.И. Профессия и мораль. Л.: Знание, 1982.
- Михайловский Н.К. Записки профана. Собр. соч. в 8-и т. Т. 3. -Спб.: 1987.
- Мордовцев Д.Л. Идеалисты и реалисты. Очерки. М.: 1989.
- Мосеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения. Москва-Воронеж, МОДЭК, 1997.
- Мур Дж. Э. Принципы этики. М.: Прогресс, 1984.
- Назаров В.Н. Энциклопедия нравственной мудрости. М. Техника, 1993.
- Наука и этика. Реферативный сборник. Под ред. Горбовского A.A. М.: 1979.
- Никитин В.А. Начала социальной педагогики. М.: МПСИ-Флинта, 1998.
- Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: ТОО «Транспорт», 1994.
- Ночевник М.Н. Культура и этика общения. Ташкент: 1985.
- Нуйкин А. Идеалы или интересы. // Новый мир, № 1,2 1988г.
- Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987.
- Очерк истории этики. Под ред. Чагина Б. А. М.: Высшая школа, 1969.
- Перспективы гуманитарного образования в средней школе. Доклады Российско-американской конференции. Под ред. Мацковского М. С. и Шейермана Р. М.: 1992.
- Петражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. Спб.: 1905.
- Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.
- Политическая история: Россия-СССР-Российская Федерация: в 2 т. -М.: Терра, 1996.
- Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: 1972.
- Ребрин В.А. Общественное благо и общественный долг. М.: Мысль, 1971.
- Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: 1995.
- Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием. Под ред. Гришина Э. А., Согомонова Ю. В. Владимир: 1980.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во МГУ, 1981.
- Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. М.: 1911.
- Рывкина Р.В. Между социализмом и рынком: судьба экономической культуры в России. М.: Наука, 1994.
- Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы (формы и методы). М.: Союз, 1993.
- Писаренко В.И., Писаренко ИЛ. Педагогическая этика. Минск: «Народная асвета», 1977.
- Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Социальное здоровье России, 1993.
- Радов А.Г. Порядок и порядочность. М.: Прогресс, 1988.
- Рогинский Я.Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М.: 1978.
- Рьюз М. Уилсон Э. О. Дарвинизм и этика. // Вопросы философии, 1987 г., № 1.
- Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989.
- Сафьянов В.И. Этика общения. М.: Эко, 1991.
- Секст Эмпирик. Против ученых. Соч. в 2 т. Т.2. М.: Наука, 1976.
- Сенченко И. Этика и этикет деловых отношений. В кн.: Основы менеджмента. М.: Экономика, 1993.
- Словарь по этике. Под ред. Кона И. С. М.: Политиздат, 1981.
- Словарь-справочник по социальной работе. Под ред. Холостовой Е. И. М.: Юрист, 1997.
- Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Соловьев B.C. Духовные основы жизни. Собр. соч в 10-и т. Т.З. -М.: Мысль, 1988.
- Соловьев B.C. Смысл любви. Собр. соч. в 10-и т. Т.2. М.: Мысль, 1988.
- Солнцев Н.В. К вопросу о специфике социального образования. // «Диалог», № 9, 1996 г., с. 49−52.
- Солнцев Н.В. Наследие и время. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1995.
- Социальная идентификация личности. Отв ред. Ядов В. А. В 2ч. 4.1,2. М., Ин-т социологии РАН, 1994.
- Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. Под ред. Жукова В. И. М.: Союз, 1997.
- Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов. Отв. ред. Жуков В. И. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.
- Социальные индикаторы доходов и уровня жизни населения. Аналитический материал Департамента доходов, оплаты труда и социального страхования Министерства труда и социального развития российской Федерации. № 11 (49), 1997.
- Степун Ф.А. Пролетарская революция и революционный орден русской интеллигенции. В сб.: Интеллигенция. Власть. Народ. — М.: Наука, 1993.
- Строгович М.С. Проблемы судебной этики. М.: Наука, 1974.
- Теория и методика социальной работы. Ч. 1,2. Под ред. Жукова В .И. М.: Союз, 1994.
- Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е. И. М.: РГСИ, 1992.
- Теория социальной работы. Под ред. Холостовой Е. И. М.: Юристъ, 1998.
- Тинберген Н. Социальное поведение животных. М.: Мир, 1993.
- Титаренко А.И. Нравственные основы общения. М.: 1979.
- Толстых A.B. Морально-этические проблемы психологической практики. М.: Наука, 1988.
- Топчий JI.B. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М.: ИСР, 1997.
- Тугаринов В.П. Личность и общество. М.: Мысль, 1965.
- Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: изд-во ЛГУ, 1960.
- Федоренко Е.Г. Профессиональная этика. Киев: Вща школа, 1983.
- Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
- Философия и методология науки. Под ред. Купцова В. И. М.: Аспект-пресс, 1996.
- Философия социальной работы. Отв. ред. Митрохин В. И. М.: Союз, 1998.
- Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника. М.: МПА, 1993.
- Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. М.: Изд-во Союз, 1998. — 295с.
- Фоули Р. Еще один неповторимый вид: экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Мысль, 1990.
- Под ред. Фролова И. Т. Философский словарь. М.: Политиздат, 1991.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1992.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Республика, 1993.
- Функции и роли социальных работников в условиях обеспечения адресной системы социальной защиты населения. Отв. ред. Сорвина A.C. -М.: 1997.
- Ходаков М.С. Мораль и культура поведения. М.: Знание, 1976.
- Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1993.
- Холостова Т.В. Этическое воспитание. Л.: Знание, 1970.
- Хрисанфова E.H., Перевозчиков И. В. Антропология. М.: 1991.
- Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранных писем. Т.1. -М.: 1991.
- Чангли И.И. Философские аспекты труда. М., Знание, 1981 г.
- Чеботарева Э.П. Врачебная этика. М., Медицина, 1970 г.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. Под ред. Фролова И. Т. -М.: Республика, 1991.
- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. Под ред. Фролова И. Т. М.: Республика, 1995.
- Чернокозов И.И. Профессиональная этика учителя. Киев: Радяньска школа, 1988.
- Чернокозова В.Н. Этика молодого человека: беседы о простых нормах нравственности. Ростов-на-Дону: 1976.
- Чернышевский Н.Г. Антропологические принципы в философии. Избр. филос. соч. в 3-х т. М.: Политиздат, 1951.
- Чорбинский. С.И. Социальная работа и социальные программы в США.-М.: 1992.
- Шварцман К.А. Теоретические проблемы этики. М.: Мысль, 1969.
- Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992.
- Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973.
- Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. М.: Знание, 1959.
- Школенко Ю.А. Ценности XX века. М.: Прогресс, 1990.
- Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров. Ульяновск: 1994.
- Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника. // Российский журнал социальной работы. 1997 г., № 1/5.
- Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики. М.: Попурри, 1997.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М.: МИРОС, 1994.
- Энгельгардт А.Н. Из деревни. 12 писем 1872 1888гг. — М.: Мысль, 1987.
- Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т.21.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., т.З.
- Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т.З. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
- Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР). // Российский журнал социальной работы, № 2, 1995 г.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. Библиотека зарубежной психологии. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. — 336с.
- Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы. -М.: Союз. 1996.
- Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен. // Социальная идентификация личности. Отв. ред. Ядов В. А. М.: Ин-т социологии РАН, 1994.
- Ядов В.А. Апрельский референдум 1993г. и признаки адаптации россиян к кризисным условиям // Массовое сознание и массовые действия. М.: Ин-т социологии РАН, 1994 г.
- Ярская В.Н. Философия социальной работы. Саратов, 1994.
- Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев: Наукова думка, 1977.