Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологическая база исследования. Важными теоретическими предпосылками диссертации выступили идеи и концепции мыслителей прошлого, труды отечественных и зарубежных ученых по философской проблематике, а также результаты социально-философских исследований культуры управленческой деятельности, ее различных аспектов и проявлений. В работе автор применяет понятийно-категориальный аппарат… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования культуры управления обществом как вида человеческой деятельности
    • 1. 1. Историко-философские подходы в исследовании культуры управления обществом
    • 1. 2. Культура управленческой деятельности как социальный феномен: сущность и содержание
    • 1. 3. Развитие культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности.'
  • Глава 2. Особенности и перспективы совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности
    • 2. 1. Социально-философские особенности культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности
    • 2. 2. Основные направления совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности на современном этапе

Культура управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе Российская Федерация осуществляет переход к демократическому типу общественно-государственного устройства и продолжает укреплять цивилизованные рыночные отношения, а также развивать институты гражданского общества, что обусловливает необходимость формирования и осуществления эффективного, в том числе гуманитарно-ориентированного управления. Как показывает практика, решение социальных и экономических проблем, стоящих перед российским обществом, й целом, и пограничными органами федеральной службы безопасности1, в частности, в конечном счете, обращается к необходимости совершенствования культуры управленческой деятельности. Это подтверждается наличием значительного числа отрицательных примеров административной практики, повторяющимися ошибками и просчетами в управленческих решениях, «кричащими» фактами непрофессионализма, усугубляющимся бюрократизмом, неадекватной оценкой существующих реалий, неумением управлять по-новому, с опорой на достижения науки.

В связи с этим, достойное выполнение пограничными органами федеральной службы безопасности своих функций предполагает наличие высококвалифицированных кадров на всех направлениях и уровнях профессиональной деятельности, в том числе и административно-распорядительной (управленческой). Именно на данном аспекте акцентирует внимание руководство ФСБ России. Так, Е. Н. Ловырев отмечает: «Мы живем в интересное, но очень непростое время. Мир, наша страна и общество динамично меняются. Усугубляются интеграционные процессы между странами, расширяются информационные сети. В этих условиях от ФСБ России требуется высокоэффективная работа, которая напрямую зависит от профессиональных и личностных качеств сотрудников» .

Субъекты управленческой деятельности любого ведомства, в том числе и пограничных органов федеральной службы безопасности, являются наиболее зна.

1 Здесь и далее термин «пограничные органы федеральной службы безопасности» применяется в соответствии со ст. 2 Федерального закона Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» с изменениями и дополнением от 8 декабря 2011 г. Термины «пограничные органы федеральной службы безопасности» и «пограничные органы» используются как синонимы.

2 Цит. по: Павлова Е. Укрепление кадровой безопасности: ответ на вызовы времени // ФСБ за и против.-2011. № 3 [14]. -С. 11. чимым элементом, от профессионализма и культуры управленческой деятельности которых, в конечном счете, зависит эффективность и результативность не просто управления как процесса, а безопасность личности, общества и государства.

Кроме того, актуальность социально-философского исследования культуры управленческой деятельности в пограничных органах определяется следующими обстоятельствами: во-первых, перманентной потребностью осмысления динамичного развития социальной реальности, форм, способов, технологий и процессов ее преобразования, в которых определяющим фактором выступает управление в пограничных органах федеральной службы безопасности. Высокие требования, предъявляемые к культуре управленческой деятельности в пограничных органах, обусловлены характером вызовов и угроз в пограничной сферево-вторых, необходимостью исследования культуры управленческой деятельности в пограничных органах в качестве социального феномена, определения ее сущности, специфики, приоритетов развития применительно к сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства в пограничном пространстве Россиив-третьих, характер угроз и вызовов безопасности Российской Федерации определяет степень сложности современных управленческих задач, стоящих перед пограничными органами федеральной службы безопасности, требует высокого уровня образования и профессиональной компетенции управленческих кадров, способных осуществлять управление сложными социальными процессамив-четвертых, реформирование системы высшего профессионального образования влечет за собой корректировку содержания и осуществления профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в области управления, в том числе и для пограничных органов, что невозможно без учета сложившихся традиций и духовных ценностей пограничной деятельностив-пятых, интерес к культуре управленческой деятельности связан с гуманизацией и гуманитаризацией профессионального образования сотрудников пограничных органов в образовательных учреждениях ФСБ России1, обращенных к таким проблемам, как: духовное становление субъектов управленческой деятельности в пограничных органахразвитие их социальных качеств и убежденийспособность принимать своевременные, целесообразные, нестандартные и обоснованные решения, прогнозировать их ближайшие и отдаленные социально-политические и экономические последствия.

Степень научной разработанности проблемы представлена работами, которые можно разделить на следующие группы:

Первую группу работ составляют труды, в рамках которых были подняты фундаментальные проблемы управления, сформулированы онтологические точки зрения на сущность социального управления, на развитие общества, а, следовательно, и на культуру управленческой деятельности. Прежде всего, к ним относятся труды Конфуция, Мо-цзы, JIao-цзы, Шан Яна, Платона, Аристотеля, Т. Мора, Т. Кампанеллы, Т. Мюнцера, Н. Макиавелли, Э. Роттердамского, М. Монтеня, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, К. Маркса, Ф. Энгельса, О. Конта, Г. Спенсера, М. Вебера, М. Шлика, Р. Карнапа, А. Тарского, Л. Витгенштейна, Б. Рассела, К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда, Г. Гадамера, П. Рикера, К. Леви-Строса, Т. Парсонса, Р. Мертона и др.2.

1 В диссертации термин «образовательные учреждения ФСБ России» употребляется в соответствии с приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 8 июля 2010 г. N 335 «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема граждан Российской Федерации в образовательные учреждения ФСБ России».

Мор Т. Утопия / Пер. с лат. Ю. М. Каган. М.: Наука, 1978. 417 е.- Кампанелла Т. Город солнца / Пер. с лат. Ф. А. Петровского. М. — JI.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. 168 е.- Сми-рин М. М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. М. — JT.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. 532 е.- Макиавелли Н. Государь: Сочинения / Пер. с итал. Муравьевой Г., Хлодовского Р., Рыковой Н. и др. / Под ред. Дживелегова А. М.: Эксмо, Харьков: Фолио, 1999. 656 е.- Роттердамский Э. Воспитание христианского государя. Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного. Похвальное слово глупости / Эразм Роттердамский. М.: Мысль, 2001. 365 е.- Монтень М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. М.: Голос, 1992. Т. 1. — 384 е., т. 2 — 560 е., т. 3 — 418 е.- Фихте И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер. с нем. М. О. Лосского, О. Давыдовой, В. М. Бродиса и др. Мн.: Харвест, 2000. 783 е.- Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2-х т. — Т. 1. М.: Мысль, 1987. 637 е.- Гегель Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х томах. М.: «Мысль», 1970. Т. 1 — 504 е., т. 2 — 248 е., т. 3 -371 е.- Монтескье Ш. J1. О духе законов / Перевод А. Матешука. М.: Мысль, 1999. 674 е.- Руссо Жан Жак. Об общественном договоре, или Принципы политического Права / Перевод с франц. А. Д. Хаютина и В. С. Алексеева-Попова. По изд.: Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре.

Теоретические исследования управления государством, в целом, и феномена культуры управленческой деятельности в частности, внесли не только значительный вклад в развитие философского осмысления культуры управленческой деятельности, но и способствовали формированию научного обобщения накопленного опыта и основ науки управления.

Вторую группу работ составляют труды отечественных исследователей, которые в своих работах на основе проведения эмпирических и прикладных исследований касаются не только проблем в сфере социального управления, но и его научной организации. Это работы В. Г. Афанасьева, А. А. Богданова, Н. А. Витке, А. К. Гастева, Д. М. Гвишиани, О. А. Ерманского, П. М. Керженцева и др.1.

Данные исследования были направлены на изучение различных аспектов научной организации труда. В своей основе они рассматривали не только вопросы изучения отношений в коллективе и стимулирования труда, но и обращались к исследованиям культуры труда.

Третью группу работ составляют исследования, посвященные осмыслению многовариантности определения культуры, в том числе и культуры управленческой деятельности, а также особенностей понимания их общественно.

Трактаты / Пер. с фр. М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. 416 е.- Сен-Симон А. Избранные произведения. М. — JI.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. Т. 1 — 468 е., т. 2 — 486 е.- Оуэн Р. Избранные сочинения. — Том 1. М. — J1.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 419 е.- Утопический социализм: Хрестоматия / Под ред. А. И. Володина. М.: «Политиздат», 1982. 512 с.- Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения 2-е изд. — Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961. 745 е.- Конт О. Дух позитивной философии. М.: Директ-Медиа, 2002. 201 е.- Социология Конта: С приложением двух вступительных лекций Конта в «Курс положительной философии» / РиголажПер. с франц. Н. Лосского. Спб.: Изд. J1. Ф. Пантелеева, 1898. 406 е.- Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. в 2-х томах. — Т. 1. СПб., 1898. 512 е.- Спенсер Г. Основные начала. СПб., 1898- Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. ДавыдоваПредисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

1 Афанасьев В. Г. Научное управление обществом: опыт системного исследования. М.: Политиздат, 1973. 392 е.- Афанасьев В. Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат, 1975. 408 е.- Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977. 382 е.- Богданов А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука / Под ред. акад. JI. И. Абалкина, акад. А. Г. Аганбегяна, акад. Д. М. Гвишиани, акад. A. JI. Тахтаджяна, докт. биол. наук А. А. Малиновского. М.: Экономика, 1989. Кн. 1 — 304 е., кн. 2−351 е.- Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие. М., 1925. 320 е.- Гастев А. К. Трудовые установки. М.: Экономика, 1973. 343 е.- Гастев А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. М.: Экономика, 1972. 478 е.- Гвишиани Д. М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу / Д. М. Гвишиани. М.: Канон, 2007. 672 е.- Керженцев П. М. Борьба за время. М.: Красная Новь, 1924. 55 сКорицкий Э. Б. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. JI.: Изд-во ЛГУ, 1990. 336 с. исторического развития. В данных работах культура рассматривается как форма социального явления, духовно-практического освоения действительности и общественного сознания. Теоретико-методологические аспекты культуры управленческой деятельности, ее сущность, содержание, проблемы формирования и совершенствования наиболее емко представлены в работах А. И. Арнольдова, А. Г. Ар-сеньевой, Е. В. Боголюбовой, Г. П. Выжлецова, М. В. Григорьева, А. Я. Гуревича, Г. В. Драча, JI. Г. Ионина, М. С. Кагана, С. П. Кирикова, Е. И. Комарова, Н. А. Костикова, JI. А. Косторновой, С. Н. Краснопира, Т. Ф. Кузнецовой, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, И. А. Мяготиной, JI. И. Пироговой, О. А. Плотниковой, Р. М. Тимошева, А. Швейцера, О. В. Ходоренко и др1.

Анализ работ данной группы свидетельствует о различных взглядах на феномен культуры управленческой деятельности. Обращение к философскому, историческому, культурологическому, социологическому и антропологическому ас.

1 Арнольдов А. И.

Введение

в культурологию. М.: НАКиОЦ, 1993. 349 е.- Боголюбова Е. В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. 232 е.- Вы-жлецов Г. П. Аксиология культуры. Спб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1996. 152 е.- Григорьев М. В. Педагогические основы повышения эффективности формирования культуры управленческой деятельности у слушателей Российской таможенной академии: дис.. канд. пед. наук. М., 2001. 269 е.- Гуревич А. Я. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. 544 е.- Ионин JL Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. 280 е.- Давыдова Л. Е. Формирование культуры управленческой деятельности у студентов юридических факультетов высших учебных заведений: дис.. канд. пед. наук. Спб., 2006. 192 е.- Драч Г. В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. 325 е.- Каган М. С. Философия культуры: учебное пособие СПб., 1996. 415 е.- Кириков С. П. Педагогические основы формирования культуры управленческой деятельности у курсантов вузов МВД России: дис.. канд. пед. наук. Спб., 2000. 182 е.- Комаров Е. И. Культура управления: измерение и изменение // Управление персоналом. — 1997. -№ 3- Костиков Н. А. Культура офицера ФСБ. Курс лекций. Академия ФСБ России. Редакцион-но-издательский отдел. М., 1997. 108 е.- Косторнова Л. А. Культура управления как проблема философско-антропологического исследования: автореф. дис.. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2001. 28 е.- Краснопир С. Н. Управленческая культура офицера современной Российской армии (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2010. 18 е.- Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. 164 е.- Культура: теории и проблемы / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. 284 е.- Мяготина И. А. Управленческая культура личности руководителя современной России (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2005. 23 е.- Пирогова Л. И. Культура управленческой деятельности: монография. М.: Изд-во МГОУ, 2010. 135 е.- Плотникова О. А. Социально-философский анализ управленческой культуры: автореф. дис.. канд. филос. наук. Пятигорск, 2010. 22 е.- Ходоренко О. В. Управленческая культура и кадровая политика в современном российском лечебно-профилактическом учреждении: состояние и перспективы развития. На примере лечебно-профилактических учреждений Алтайского края: автореф. дис.. канд. соц. наук. Барнаул, 2005. 18 е.- Тимошев P.M. Методологическая культура военно-управленческой деятельности: автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1997. 49 е.- Швейцер А. Культура и этика. Перевод с немецкого Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского. М.: Прогресс, 1973. 343 с. пектам раскрывает сущностные характеристики культуры управленческой деятельности, ее структуру и взаимодействие элементов.

Четвертую группу работ составляют исследования, посвященные некоторым аспектам специфики культуры управленческой деятельности в пограничных органах, ее ценностных оснований. К ним можно отнести работы В. И. Боярского, С. В. Волкова, Г. П. Герейханова, А. И: Горячева, В. П. Давыдова, И. В. Дениско, Е. Л. Ежукова, Н. И. Макарова, В. Б. Мешалкина, В. Ф. Молчановского, В. И. Морихина, Н. Ю. Москалюка, В. А. Муратова, А. В. Мяготина, А. А. Плеханова, А. М. Плеханова, В. Н. Рыжкова, В. А. Сухарева, Л. Д. Шарого и других авторов1.

1 Боярский В. И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства. М.: Граница, 1992. 168 е.- Боярский В. И. Партизанство: Вчера, сегодня, завтра. М.: Граница, 2003. 448 е.- Волков C.B. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993. 368 е.- Герейханов Г. П. Философско-методологические проблемы управленческой деятельности: учебное пособие. М.: Издательство Пограничной академии ФСБ России, 2011. 370 е.- Давыдов В. П. Психология и педагогика профессионального образования сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации: учеб. пособие / В. П. Давыдов. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009. 308 е.- Дениско И. В. Формирование политической культуры курсантов образовательных учреждений ФСБ России пограничного профиля в современных условиях (социально-философский анализ): дис.. канд. филос. наук. М., 2011. 174 е.- Ежу-ков Е. JI. Становление и развитие пограничной охраны России (XV — начало XX вв.) — 2-е изд., в 2-х частях. М.: Академия ФПС России, 1997. Ч. 1 — 108 е., ч. 2 — 136 е.- Макаров Н. И. Некоторые вопросы управленческой этики в пограничных войсках. М., 1990. 114 с.-, Мешалкин В. Б. Социально-философский анализ управленческой культуры личности: на примере пограничной службы ФСБ России: дис.. канд. филос. наук. М., 2011. 140 е.- Молчановский В. Ф. Философия и погранология: учебное пособие. М., 1999. 81 е.- Морихин В. И. Традиции офицерского корпуса России. Научно-историческое исследование. М.: Граница, 2003. 464 е.- Моска-люк Н. Ю. Духовность в деятельности сотрудников пограничных органов: содержание, направления формирования (социально-философский анализ): дис.. канд. филос. наук. М., 2010. 182 с. — Муратов В. А. Формирование мотивационно-ценностной структуры профессиональной деятельности офицеров Федеральной пограничной службы: социолого-управленческий аспект: дисс.. канд. социолог, наук. М., 1995. 200 е.- Мяготин А. В. Профессиональная этика сотрудника пограничных органов как социальная система (социально-философский анализ): дис.. д-ра филос. наук. М., 2011. 392 е.- Мяготин А. В., Рыжков В. Н., Горячев А. И. Профессиональная этика и культура управления руководителя: учебное пособие. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. 335 е.- Плеханов A.A., Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893−1917): Исторический очерк. М.: Граница, 2003. 287 е.- Рыжков В. Н. Культура офицера пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации: учебное пособие. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2007. 112 е.- Сухарев В. А. Социально-профессиональные качества офицера-пограничника и их формирование: социально-философский анализ. М.: Академия ФПС России, 2003. 218 е.- Шарый JI. Д. Профессиональное образование военных кадров Пограничной службы России и пути его совершенствования: монография. М.: Академия ФПС России, 2002. 156 с.

Указанные работы позволяют выявить историко-философские основания профессиональной деятельности пограничных органов и определить эволюцию культуры управленческой деятельности в них.

Несомненно, перечисленные работы внесли существенный вклад в исследование и формирование культуры управленческой деятельности. В то же время, анализ социальной реальности и процессов, происходящих в пограничном пространстве, требует нового философского осмысления формирования культуры управленческой деятельности в пограничных органах.

Таким образом, актуальность темы исследования и недостаточная степень научной разработанности явились побудительным мотивом для ее выбора в качестве научной задачи.

Объектом исследования выступает культура управленческой деятельности как социальный феномен.

Предмет исследования — культура управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности и ее особенности.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе универсальных, общенаучных и специальных (социально-философских) методов осуществить анализ эволюции, сущности и содержания культуры управленческой деятельности в пограничных органах. Предложить направления ее совершенствования на современном этапе. Достижением цели исследования является решение следующих задач:

1. Раскрыть историко-философский аспект проблемы и социально-исторические предпосылки возникновения культуры управления обществом.

2. Выявить сущность и содержание культуры управленческой деятельности как социального феномена, сформулировать и обосновать ее социально-философский концепт.

3. Рассмотреть развитие культуры управленческой деятельности в пограничных органах как составную часть эволюции культуры общества.

4. Проанализировать социально-философские особенности культуры управленческой деятельности в пограничных органах.

5. Определить и обосновать приоритетные направления совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах на современном этапе.

Гипотеза исследования. В современных условиях объективно существует противоречие между осознанием важности совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности и реальным состоянием культуры управления субъектов пограничной деятельности. Данное противоречие может быть разрешено в результате определения особенностей и основных направлений совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах с учетом влияния межцивилизацион-ных процессов на безопасность России.

Теоретико-методологическая база исследования. Важными теоретическими предпосылками диссертации выступили идеи и концепции мыслителей прошлого, труды отечественных и зарубежных ученых по философской проблематике, а также результаты социально-философских исследований культуры управленческой деятельности, ее различных аспектов и проявлений. В работе автор применяет понятийно-категориальный аппарат социальной философии, широкий круг общефилософских методологических средств, среди которых ведущими выступают диалектический метод, принципы объективности исследования, всесторонности рассмотрения, движения от общего к особенному и единичному, единства исторического и логического, формационного и цивилизационного, объективного и субъективного, восхождения от абстрактного к конкретному и обусловленности общественного сознания общественным бытием. Привлекаются аксиологический, нормативный, социокультурный, цивилизационный, системный, деятельностный, субстанционально-деятельностный и другие подходы.

Эмпирическую базу исследования составили данные конкретных социологических исследований, результаты контент-анализа периодической печати, нормативно-правовая база федерального и регионального уровней, 1п1егпе1-ресурсы, а также практический опыт работы исследователя в профильном вузе.

Границы исследования определяются объектно-предметной областью, возможностями социально-философского анализа научной задачи, а также конкретной адресностью исследования, осуществленного в интересах повышения эффективности управленческой деятельности в решении вопросов обеспечения безопасности личности, общества и государства, а также оптимизации профессионального образования сотрудников пограничных органов.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке авторского подхода, основанного на социально-философском осмыслении процессов, происходящих в пограничном пространстве и связанного, прежде всего, с гуманизацией и гуманитаризацией процесса формирования культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности.

Более подробно научная новизна проявляется в следующем:

— историко-философский анализ эволюции культуры управления обществом показал, что социокультурные условия конкретного исторического периода оказывают существенное влияние на формирование и совершенствование культуры управленческой деятельности через трансформацию субъектов и объектов отношений;

— на основе методологии социально-философского анализа уточнено понятие «культура управленческой деятельности», включающее качественную (эффективность) и культурную (уровень субъекта) характеристики, а также социальные, аксиологические и психологические параметры субъектов и объектов данной деятельности;

— исследование исторических периодов развития культуры управленческой деятельности в пограничных органах выявило влияние цивилизационных отличий сопредельных государств на социально-политическую и военную обстановку в конкретных исторических периодах, оказывающих воздействие на развитие профессиональной мысли об охране государственной границы и совершенствование культуры управленческой деятельности в пограничных органах;

— на основе анализа социально-философских особенностей культуры управленческой деятельности в пограничных органах рассмотрена сущность, структура и закономерности функционирования основных сфер жизни общества в пограничном пространстве. Обосновано их влияние на пограничную деятельность, осуществляемую пограничными органами. Определена роль и значение гуманитарных регуляторов общественной жизни в изменении характера управленческих отношений и совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах;

— определены и обоснованы основные направления совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах на современном этапе. Первое направление связано с формированием духовной сферы, ее образовательного компонента, которая, в свою очередь, предполагает непрерывное профессиональное образование управленческих кадров. Автор предлагает модель, отражающую особенности формирования и совершенствования профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов. Второе же связано с гуманизацией и гуманитаризацией профессионального образования сотрудников пограничных органов в образовательных учреждениях ФСБ России и рассматривается как основа формирования гуманистической направленности субъектов управленческой деятельности.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами научного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по главе.

1. Анализ социально-философских особенностей культуры управленческой деятельности в пограничных органах, позволяет осуществить движение мысли к адекватному постижению социальной действительности, формулировки принципов и законов, значимых для любой сферы общественной жизни, в том числе и пограничной. Сегодня степень эффективности управленческой деятельности в пограничных органах во многом зависит от действенности таких регуляторов, как: культура, традиции, нормы морали, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т. п. Роль и значение этих регуляторов не только постоянно возрастают, но и, наряду с интеллектуальным фактором, пронизывают всю систему управления в пограничных органах.

2. Высокая культура управленческой деятельности в пограничных органах является решающим фактором оптимизации управленческой деятельности. В свою очередь, качество управленческой деятельности зависит от уровня профессионального образования субъектов управленческой деятельности.

3. Профессиональное образование сотрудников пограничных органов осуществляется посредством их обучения и воспитания в образовательных учреждениях ФСБ России. Особенность этого процесса заключается в наличии многообразия взаимосвязанных ступеней (уровней) профессионального образования управленческих кадров для пограничных органов. Последовательное прохождение данных уровней обеспечивает не только непрерывность образовательной деятельности сотрудников пограничных органов, но и совершенствование культуры управленческой деятельности.

4. Одним из приоритетных направлений формирования и совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах является гуманизация и гуманитаризация профессионального образования в образовательных учреждениях ФСБ России. Гуманитаризация образования способствует культурному развитию сотрудников пограничных органов, участвует в формировании нового восприятия социальной реальности, в центре которой стоит человек — высшая ценность.

Заключение

.

Подводя итоги исследовательской работы, следует отметить, что культура управленческой деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности, являясь сложным социальным феноменом, требует систематического научного исследования. Это обусловлено тем, что роль культурного фактора в решении современных проблем управления в пограничных органах постоянно растет, поскольку духовно-культурные регуляторы становятся системообразующими в совокупности всех взаимодействующих сил в обществе.

Социально-философский анализ эволюции, сущности, содержания, специфики, направлений совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах в современных условиях, позволил определить перспективы и тенденции ее развития.

Несмотря на специфику предмета исследования, он представляет собой определенную область философского знания. Социальный аспект вычленен потому, что культура управленческой деятельности — это атрибут не только экономических, но, прежде всего, социальных, духовных отношений. Анализ культуры управленческой деятельности, как социального феномена, основывался на методологической позиции, заключающейся в том, что основными субъектами, носителями культуры управленческой деятельности в пограничных органах на различных уровнях управления, выступают не только сотрудники, но и управленческие структуры пограничных органов.

Следует отметить, что управленческая деятельность в пограничных органах в определенной степени обусловлена культурной деятельностью и культурными процессами в обществе. Если субъект управления учитывает специфику этого процесса, способствует его развитию в соответствии с его собственными внутренними закономерностями, то это ведет к качественному итогу управленческой деятельности.

Кроме того, сегодня следует в наибольшей степени осознать тот факт, что культура управленческой деятельности государственной власти, как главного субъекта управленческой деятельности, характеризуется не только правовым и административно-командными типами регулирования социальных отношений в обществе, но и обращенностью к социальной мотивации.

Исследование культуры управленческой деятельности в пограничных органах на современном этапе позволило автору сделать следующие теоретические выводы:

1. Теоретическое осмысление культуры общества в общем, и культуры управления им в частности, является не чем иным, как отражением реальной мно-гоаспектности данного понятия, которое признано историческим феноменом, содержащим и преломляющим в себе многие диалектические закономерности природы, общества и мышления. Культура, пожалуй, как никакое другое явление носит всеобщеисторический характер и неразрывно связана с предыдущей историей. Она всякий раз выступает как качественная характеристика конкретного этапа развития человеческой цивилизации.

Обращаясь к историко-философским подходам в исследовании культуры управления обществом, автор определил, что глубинная сущность проблем культуры управления обществом неизменна, меняются лишь исторически определенные формы решения той или иной управленческой задачи.

Историко-философская мысль об управлении, вобрала в себя основополагающие идеи и теоретические обобщения управленческого опыта предыдущих поколений, оставив богатое наследие трудов, в рамках которых подняты фундаментальные проблемы культуры управления обществом. В своих трудах с позиций религиозных, философских и научных взглядов большинство философов не просто фиксируют состояние культуры управления обществом с учетом социально-экономического развития и характера социальных отношений в нем, но и ищут «лучшие» их формы. Таким образом, общество всегда находится в поиске активных форм общественного сознания, способов мышления, нацеленных на достижение идеального управления.

2. Определенный контекст философского понимания понятия «культура управленческой деятельности» позволяет представить ее как комплексную обобщающую характеристику управленческого труда, отражающую его качественные черты и особенности в рамках профессиональной деятельности, а именно сформированное&tradeу субъектов и объектов управления совокупности моральных, этических, эстетических, политических, физических качеств, психологических, правовых, а также специальных знаний, умений и навыков. Подобный подход позволяет представить исследуемый предмет комплексно, системно вычленив в нем онтологические основания и связи.

3. В основе развития культуры управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности лежит характер изменений, происходящих в обществе. Каждому историческому этапу становления Российской государственности был присущ свой подход в управлении обществом, что непосредственно отражалось на культуре управленческой деятельности в пограничных органах.

Данная особенность обусловливалась характером складывающейся социально-политической и военной обстановки как Российского государства, так и сопредельных стран. Наличие и характер угроз национальной безопасности Российской Федерации и сегодня определяет не только приоритетные направления совершенствования пограничной политики, проводимой государством, но и предполагает развитие системы непрерывного профессионального образования сотрудников пограничных органов федеральной службы безопасности. Речь идет о том, что приоритетным в совершенствовании культуры управленческой деятельности становится формирование компетентностных качеств субъектов управленческой деятельности, способных решать сложные задачи в условиях обострения социально-политических и иных процессов в обществе.

4. Использование категорий социальной философии в рамках формационного и цивилизационного подходов, раскрывающих сущность, структуру и закономерности функционирования всех сфер жизни общества, позволили определить особенности культуры управленческой деятельности в пограничном пространстве. Опора субъектов управления на такие регуляторы общественных отношений, как культура, традиции, нормы, мораль, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т. п. позволяет им адекватно реагировать на угрозы, проявляющиеся в пограничном пространстве. Сегодня они детерминированы, прежде всего, этическими, конфессиональными, политическими и экономическими факторами. Следовательно, роль и значение этих регуляторов не только должна постоянно возрастать, но и пронизывать всю систему управления в пограничных органах федеральной службы безопасности.

5. Процесс совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах предполагает развитие сформированной и сложившейся исторически культуры управленческой деятельности.

Переход культуры управленческой деятельности на качественно новый уровень связан с универсализацией профессиональных знаний и практической деятельности в сфере управления. Данная универсализация проявляется не только в повышении эффективности управленческого труда, но и в способности субъектов управленческой деятельности профессионально и качественно решать задачи в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Реализация основных направлений совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах на современном этапе предполагает рассматривать культуру как меру реализации и развития сущности человека в процессе его социальной деятельности. Опираясь на данное положение, предложенные основные направления совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах не только дают представление об особенностях формирования и совершенствования культуры управленческой деятельности, но и актуализируют потребность непрерывного профессионального образования управленческих кадров в образовательных учреждениях ФСБ России. Предложенные направления выступают в качестве основы формирования гуманистической направленности управленческой деятельности в пограничных органах.

Теоретические результаты и апробация предложенных направлений совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах свидетельствуют о достоверности и практической значимости исследования.

В соответствии с вышеизложенным, представляется целесообразным предложить следующие группы рекомендаций, связанные с изучением феномена культуры управленческой деятельности в российском обществе в целом, и специфики его проявления в пограничных органах, совершенствованием культуры управленческой деятельности в пограничных органах.

Первая группа рекомендаций связана с дальнейшим теоретико-методологическим и практическим исследованием актуальных аспектов формирования и совершенствования культуры управленческой деятельности пограничных органов в различных областях научного знания (социологии, социальной психологии, социальной философии, истории философии, политологии) на основе всеобщих закономерностей развития общества и его особенностей в пограничном пространстве.

Вторая группа рекомендаций представляет практические предложения, и рекомендации:

1. Организовать и регулярно проводить на базе образовательных учреждений ФСБ России, а также вузов, расположенных в приграничных регионах межвузовские научно-практические конференции, посвященные проблемам совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах и вопросам оптимизации взаимодействия с местными органами власти и населением приграничья с целью повышения качества и эффективности пограничной деятельности.

2. С целью повышения культуры управленческой деятельности внедрить в программу профессиональной учебы офицеров-руководителей пограничных органов предложенный автором специальный тематический курс «Основы культуры управленческой деятельности в пограничных органах» (Приложение 5).

3. Рекомендовать материал данного диссертационного исследования для использования:

— в оперативно-служебной деятельности;

— воспитательной работе в подразделениях пограничных органов;

— в подготовке материалов к проведению занятий в рамках профессиональной учебы с различными категориями сотрудников пограничных органов;

— в подготовке профессорско-преподавательским составом материалов для проведения занятий по философии, философии управления и основам профессиональной этики с курсантами и слушателями образовательных учреждений ФСБ России.

4. Использовать в образовательном процессе индивидуальное задание, разработанное автором для курсантов, выезжающих на практику в пограничные органы (Приложение 6). Реализация индивидуального задания позволит изучить особенности участков Пограничных управлений ФСБ России, опыт охраны государственной границы, анализ положительных и отрицательных примеров управленческой деятельности, а также качественно провести оценку экономического положения населения приграничных районов, выявить его социальную структуру, определить этнополитические и другие особенности.

Включить в планы воспитательной работы с курсантами 4−5-х курсов образовательных учреждений ФСБ России цикл семинаров с учетом особенностей социально-политической обстановки в приграничных регионах, отражающих специфику реализации культуры управленческой деятельности в каждом из них. К проведению семинаров активно привлекать специалистов в области культуры народов России из ведущих вузов страны.

5. В целях гуманизации и гуманитаризации процесса совершенствования культуры управленческой деятельности в пограничных органах рекомендуется:

— в образовательных учреждениях ФСБ России рассматривать гуманитаризацию и гуманизацию не как односторонний процесс преподавания дисциплин профессионализации и социально-экономических дисциплин, а как процесс их сближения, основанный на принципах системного анализа и аналогиях. Согласованное и сбалансированное сближение этих дисциплин позволит достичь не только качественно новый уровень социального познания окружающего мира, но и получить новое, многократно усиленное качество профессионального образования сотрудников пограничных органов;

— осуществлять построение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ФСБ России на основе гуманитарно-гуманистического подхода к преподаванию различных учебных дисциплин. Данный подход представляет собой особую мировоззренческую и методологическую позицию, посредством которой происходит создание определенных психолого-педагогических условий, позволяющих на основе изучаемых дисциплин раскрыть в сотруднике пограничных органов его личностный потенциал, определить пути самореализации в системе социальных связей и отношений, а также учитывать гуманитарные аспекты управленческой деятельности в пограничных органах;

— внедрять в учебные дисциплины материал, направленный на изучение исторических, национальных, религиозных, культурных и иных особенностей народов, проживающих в приграничных регионах Российской Федерации.

Сделанные теоретико-методологические и практические выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными. Их учет в практической деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности, а также в профессиональном образовании будет способствовать совершенствованию культуры управленческой деятельности, что непосредственным образом найдет свое выражение в конкретных показателях эффективности пограничной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовая база:
  2. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. М.: Проспект, 2012.-32 с.
  3. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266 I: с изменениями от 17.12.2009 г. № 313-ФЭ. — М.: Рид Групп, 2011.-112 с.
  4. Федеральный закон Российской Федерации от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»: федер. закон: принят Гос. Думой 22 февраля 1995 г.: по состоянию на 8 дек. 2011 г. М.: Омега-Л, 2012. — 27 с.
  5. Указ Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации»: Указ подписан Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 5 февраля 2010 г. М.: Проспект, 2010. — 24 с.
  6. Основы пограничной политики Российской Федерации: утверждены Президентом Российской Федерации 5 октября 1996 г. // Российская газета. -1996. 6 ноября.
  7. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере: утверждена решением Государственной пограничной комиссии от 28 января 2005 года. Протокол № 1. — М., 2005.
  8. , П. А. Профессиональная культура офицеров в условиях трансформации российского общества : учеб.-метод. пособие / П. А. Амбарова. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. 152 с.
  9. , П. В., Панин, А. В. Философия: учебник для Вузов М.: Те-ис, 1996.-504 с.
  10. Антология мировой политической мысли: В 5 т. / А. А. Миголатьев. Т. 1. Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. М.: Мысль, 1997. -32 с.
  11. , А. Я., Кандыбович, С. Л., Крук, В. М., Тимченко, Г. Н., Харитонов, А. Н. Проблемы психологического исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций. 1935−2007 гг. / Под ред. А. Я. Анцупова. М.: Студия «Этни-ка», 2007. — 223 с.
  12. , А. И. Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М.: НАКиОЦ, 1993.-349 с.
  13. Артхашастра, или Наука политики. М. Л.: АН СССР, 1959. — 800 с.
  14. , В. Г. Социальная информация и управление обществом / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1975. — 408 с.
  15. , В. Г. Человек в управлении обществом / В. Г Афанасьев. -М.: Политиздат, 1977. 382 с.
  16. , В. Г. Научное управление обществом : опыт системного исследования / В. Г. Афанасьев. М., 1973. — 392 с.
  17. , С. А., Зинченко, Ю. П., Шаряпов, Р. А., Шилко, Р. С., Ящен-ко, В. В. Современный терроризм и борьба с ним: социально-гуманитарные измерения / Под ред. В. В. Ященко. М.: МЦНМО, 2007. — 216 с.
  18. , А. М., Бочарова, С. П., Землянская, Е. В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998. — 464 с.
  19. , С. В. Профессиональная подготовка управленческих кадров полиции в Федеративной Республике Германия : монография / С. В. Баранов. -М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. 190 с .
  20. , В. С. Социальная философия : учебник / В. С. Барулин. Изд. 2-е. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. — 560 с.
  21. , А., Елканова, Т. Общегуманитарный базис современной системы образования (попытка концептуально-теоретической модели) // Высшее образование в России. 1995. — № 4. С. 64−65.
  22. , А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука / Под ред. акад. JI. И. Абалкина, акад. А. Г. Аганбегяна, акад. Д. М. Гвишиани, акад.
  23. A. JI. Тахтаджяна, докт. биол. наук А. А. Малиновского. М.: Экономика, 1989. -Кн. 1.-304 е., кн. 2.-351 с.
  24. , Е. В. Культура и общество: Вопросы истории и теории / Е. В. Боголюбова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. — 232 с.
  25. , В. А. Религиозные процессы, их влияние на деятельность пограничной службы : монография / Под общ. ред. доктора философских наук
  26. B. М. Родачина. М.: Академия ФПС России, 2002. — 192 с.
  27. , Н. В., Реан, А. А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 304 с.
  28. , Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания : монография / Науч. Ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
  29. , В. И. На стороже Руси стояти. Страницы истории пограничной стражи Российского государства / В. И. Боярский. М.: Издательство «Граница», 1992.- 168 с.
  30. , В. И. Партизанство : Вчера, сегодня, завтра / В. И. Боярский. -М.: Граница, 2003. 448 с.
  31. , JI. П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия (Выступление на «круглом столе» «Культура, культурология и образование») // Вопросы философии. 1997. — № 2. С. 12−16.
  32. , JI. А. Теория управления : учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2007.- 139 с.
  33. , М. Избранные произведения : Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и по-слесл. Ю. Н. Давыдова- Предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. — 808 с.
  34. , А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании : проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М.: Логос, 2011.-336 с.
  35. , Н. А. Организация управления и индустриальное развитие. М., 1925.-320 с.
  36. , О. О., Наумов, А. И. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2008. — 670 с.
  37. Военная дидактика: учебник 2-е изд., переработ. / Под общей ред. В. Г. Михайловского. — М.: ИД «Куприянова», 2010. — 503 с.
  38. Военно-социальное управление: учебное пособие / Под ред. П. А. Денисенко. М.: ВУ, 2008. — 320 с.
  39. , С. В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.368 с.
  40. , С. А., Плотников, Ю. К. Категория деятельности в историческом материализме. М.: Мысль, 1975. — 64 с.
  41. , Г. П. Аксиология культуры. Спб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1996.-152 с.
  42. Высшие пограничные ордена Ленина, Краснознаменные командные курсы / Под ред. К. Н. Болдина, В. М. Сушкова. М., 1978. — 96 с.
  43. , В. И. Религиоведение : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. 2-е изд., дополненное. — М.: Аспект Пресс, 1995.-351 с.
  44. , А. К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда / А. К. Гастев. М.: Экономика, 1972 — 478 с.
  45. , А. К. Трудовые установки / А. К. Гастев. М.: Экономика, 1973. — 343 с.
  46. , Д. М. Избранные труды по философии, социологии и системному анализу / Под ред. Ю. С. Попкова, В. Н. Садовского, А. А. Соитова. -М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2007. 672 с.
  47. , Г. В. Ф. Наука логики. В 3-х т. М.: «Мысль», 1970. — Т. 1. — 504 е., т. 2.-248 е., т. 3−371 с.
  48. , М. С., Дмитриев, И. В. Социально-психологические детерминанты информационно-пропагандистского сопровождения деятельности пограничных органов: монография. М: Ваш полиграфический партнер, 2010.- 108 с.
  49. , Г. П. Государственно-исламские отношения в России и пограничная безопасность (социально-философский аспект): монография. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2005. — 276 с.
  50. , Г. П. Философско-методологические проблемы управленческой деятельности : учебное пособие. М.: Издательство Пограничной академии ФСБ России, 2011.-370 с.
  51. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на национальную безопасность Российской Федерации: материалы межвузовской научно-практической конференции. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2012. -304 с.
  52. Голицынский военный институт: краткий исторический очерк / Под ред. Ю. А. Коровенко. М.: Граница, 2000. — 232 с.
  53. , А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко. М.: КНОРУС, 2009. — 432 с.
  54. Гуманитарные основы управленческой деятельности в войсках и органах Пограничной службы России: учебник: В 2-х т. М.: Академия ФПС России, 2000. — Т. 1. — 560 е., т. 2. — 472 с.
  55. , А. Я. Культура средневековой Европы. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. — 544 с.
  56. , П. С. Философия культуры : пособие для студентов гуманит. вузов. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. — 317 с.
  57. , В. П. Воспитательная деятельность руководителя подразделения пограничных органов : монография. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2012.- 150 с.
  58. , В. П. Психология и педагогика профессионального образования сотрудника Федеральной службы безопасности Российской Федерации : учеб. пособие / В. П. Давыдов. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009. — 308 с.
  59. , Ф. Д., Петренко, Е. Д., Сумелов, В. А., Торукало, В. П. Компе-тентностный подход к образованию и профессионально-личностное развитие государственных служащих: методическое пособие. М.: Издательство РАГС, 2009.- 156 с.
  60. , В. А. Общественное бытие и общественное сознание, механизм их взаимосвязи. Кишинев: Изд-во ЦК КП Молдавии, 1969. — 216 с.
  61. Диалог культур и проблемы обеспечения национальной безопасности России / Под общ. ред. доктора философских наук, профессора Кулакова А. В. -М.: Пограничная академия ФСБ России, 2007. 124 с.
  62. , Г. В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996. — 325 с.
  63. Древнекитайская философия. Собрание текстов в 2-х т. М.: Мысль, 1972−1973.-Т. 1.-363 с, т. 2−384 с.
  64. , Е. JI. Становление и развитие пограничной охраны России (XV- начале XX вв.). М., 1991. — 264 с.
  65. , Е. JI. Становление и развитие пограничной охраны России (XV- начало XX вв.) 2-е изд., часть I. — М.: Академия ПВ ФПС РФ, 1997. — 108 с.
  66. , Е. JI. Становление и развитие пограничной охраны России (XV- начало XX вв.) 2-е изд., часть И. — М.: Академия ПВ ФПС РФ, 1997. — 136 с.
  67. , М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2010. — 560с.
  68. Законы Ману. Манавадхармашастра / Перевод С. Д. Эльмановича, проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным. М.: ГРВЛ- Ладомир, 1992. — 360 с.
  69. , Г. Е. Социология образования: в 2 ч. Ч. 1. Социология до-профессионального образования: учеб. пособие. Екатеринбург: Свердл. инж. -пед. ин-т, 1993. — 150 с.
  70. , Г. Е., Костина, Н. Б. Социология управления. М.: Гарда-рики, 2004. — 272 с.
  71. , Г. Е., Шуклина, Е. А. Социология образования: учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. — 383 с.
  72. , В. П. Формирование личности офицера. М.: Воениздат, 1986.- 153 с.
  73. Индивидуальная воспитательная работа в системе воспитания сотрудников пограничных органов: учебно-методическое пособие / О. М. Корольков, А. И. Соловов. Назрань: ООО «Пилигрим», 2012. — 248 с.
  74. , Л. Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. — 280 с.
  75. История управления в сфере обеспечения государственной безопасности: учебно-методическое пособие. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010.-276 с.
  76. , М. С. Философия культуры: учебное пособие. Санкт-Петербург, 1996. — 415 с.
  77. , М. С. Философская теория ценности. Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.-205 с.
  78. , А. С. Личностно-ориентированное воспитание в высшей школе : монография. Н. Новгород: НФВИУ, 2004. — 214 с.
  79. , Т. Город солнца / Пер. с лат. Ф. А. Петровского. М. — Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1947.-168 с.
  80. , И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным- Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. -М.: Мысль, 1994. 591 с.
  81. , Л. В. Управление человеческими ресурсами : учебник. М.: ИНФРА — М, 2010. — 235 с.
  82. , А. С. Профессиональная подготовка сотрудников специальных видов государственной службы. Институциональный анализ. Хабаровск: Изд-во ТОГУ, 2006.- 130 с.
  83. , П. М. Борьба за время. М.: Красная Новь, 1924. — 55 с.
  84. , В. И. Теория, практика и искусство управления : учебник / В. И. Кнорринг. 3-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2009. — 544с.
  85. , Е. И. Культура управления: измерение и изменение // Управление персоналом. 1997. № 3. — С. 32−37.
  86. , О. Дух позитивной философии. М.: Директ-Медиа, 2002. -201 с.
  87. Конфуций. Изречения // Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 1. М.: Мысль, 1997. — 832 с.
  88. , Э. Б. У истоков НОТ. Забытые дискуссии и нереализованные идеи. Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1990. — 336 с.
  89. , И. А. Культура офицера Федеральной службы безопасности : курс лекций. М.: Академия ФСБ РФ, 1997. — 108 с.
  90. , А. И. Культурология : словарь. М.: Акад. Проект, 2000.671 с.
  91. , JI. П. Толковый словарь иноязычных слов / Крысин JI. П. М.: ЭКСМО, 2010.-944 с.
  92. , А. В. Глобализация как многомерный процесс и ее влияние на пограничную безопасность Российской Федерации : монография. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010. — 406 с.
  93. Культура: теории и проблемы / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. — 279 с.
  94. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977, — 269 с.
  95. Личность, общество и государство в современной России: материалы заседания Философского клуба: коллективная монография. М.: Холдинговая компания «Издательский дом Ассоциации офицеров запаса Вооруженных Сил (Мегапир), 2004. — 336с.
  96. , Дж. Сочинения в 3-х томах / Пер. А. Н. Савин и др. М.: Мысль, 1985. — Т.1 — 622 е., т.2 — 560 е., т. 3 — 670 с.
  97. , Н. И. Некоторые вопросы управленческой этики в пограничных войсках. М., 1990. — 114 с.
  98. , Н. Государь : Сочинения / Пер. с итал. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского, Н. Рыковой и др. / Под ред. А. Дживелегова. М.: Эксмо, Харьков: Фолио, 1999. — 656 с.
  99. , К. Б. Психология управления : научно-методическое пособие для вузов / К. Б. Малышев. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 144 с.
  100. , Н. Л. Человек и человечество: на пути к устойчивому развитию: монография. — Волгоград: Изд-во института качества, 1996. 176 с.
  101. Манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму // Здравый смысл.- 1999. № 13. — С. 2 — 36.
  102. , Э. С. Теория культуры и современная наука / Э. С. Марка-рян. М.: Мысль, 1983. — 284 с.
  103. , К., Энгельс, Ф. Сочинения 2-е изд. Т. 21. М.: Госполитиздат, 1961.-745 с.
  104. , Ю. Во что обходится компетентность? // Антикризисный менеджмент. 2004. — № 5. — С. 43−45.
  105. , Б. 3. Теория организации. М.: Инфра-М, 2006. — 864 с.
  106. , П. В. Управленческая культура личности и факторы ее развития // Власть. 2007. — № 5. — С. 90−92.
  107. , О. А. Философия : учебник / Под ред. проф. О. А. Митрошенкова. М.: Гардарики, 2002. — 655 с.
  108. , И. М., Модель, Б. С. Профессиональная культура предпринимателя / И. М. Модель, Б. С. Модель // СОЦИС. 1997. — № 10. — С. 10−15.
  109. , В. Ф. Философия и погранология : учебное пособие. -М., 1999.-81 с.
  110. , К. X. Введение в социальную философию : учеб. пособие. -М.: Высш. шк., КД «Университет», 1997. 448 с.
  111. , М. Опыты. Избранные произведения в 3-х томах. М.: Голос, 1992. — Т.1 — 384 е., т.2 — 560 е., т. 3 — 418 с.
  112. Монтескье, Ш. JL О духе законов / Перевод А. Матешука. М.: Мысль, 1999.-674 с.
  113. Мор, Т. Утопия / Пер. с лат. Ю. М. Каган. М.: Наука, 1978. — 417 с.
  114. , В. Е. Традиции офицерского корпуса России: Научно-историческое исследование. М.: Кучково поле, Граница, Гала Пресс, 2003. -464 с.
  115. , Ю. А. Истина. Культура. Идеал / Ю. А. Муравьев. М.: Прометей, 1995. — 194 с.
  116. , А. В. Профессиональная этика государственного служащего (социально-философский анализ): монография. М.: Моск. городе, ун-т управления Правительства Москвы, 2005. — 168 с.
  117. , А. В., Рыжков, В. Н., Горячев, А. И. Профессиональная этика и культура управления руководителя: учебное пособие. — М.: Пограничная академия ФСБ России, 2010.-335 с.
  118. , А. Н. Офицеры России: подготовка, культура, традиции. -М.: МВИ ФПС РФ, 1997. 117 с.
  119. , А. М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика. 2000. — № 9. — С. 3−10.
  120. , А. М. Российское образование в новой эпохе : Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  121. Основы социального управления: учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И. Патрушев и др. / Под ред. В. Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001.-271 с.
  122. , А. А. Непрерывность образования : Теоретические основы концепции развития системы непрерывного образования Кубани. Краснодар: Кубанский учебник, 2001. — 60 с.
  123. , Р. Избранные сочинения. Том 1. М. — Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950.-419 с.
  124. , Е. Укрепление кадровой безопасности: ответ на вызовы времени//ФСБ за и против. 2011 .-№ 3 14.-С. 11.
  125. , Т. В. О содержании понятия «гуманизм» // Философские науки. 1990. -№ 9. -С. 113.
  126. , А. Е. Угрозы безопасности России в пограничном пространстве // Пограничник. 2011. — № 5. — С. 4−9.
  127. , А. Граница России. № 11 (793) 23−29 марта 2011 г.
  128. , Л. И. Культура управленческой деятельности : монография. М.: Изд-во МГОУ, 2010. — 135 с.
  129. , А. А., Плеханов, А. М. Отдельный корпус пограничной стражи императорской России (1893 1917): Исторический очерк. — М.: Граница, 2003.-287с.: 8л. ил.
  130. Плутарх. Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т. 2.: Пер. с древнегреч. / Плутарх- Сост. и примеч. М. Томашевской- Ил. и оформ. Вл. Медведева. М.: Правда, 1987. — 605 с.
  131. Пограничный словарь. М.: Академия ФПС России, 2002. — 280 с.
  132. Проблемы реализации требований норм Военной Доктрины Российской Федерации в пограничной сфере государства: материалы межкафедрального научного семинара, состоявшегося 2 сентября 2010 года. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2011. — 166 с.
  133. Профессионально-этические основы деятельности руководящих кадров силовых структур государства. Материалы межвузовской научно-практической конференции // Под общ. ред. доктора философских наук, профессора Кулакова А. В. М.: ПА ФСБ РФ, 2006. — 135 с.
  134. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 2-е изд. перер. и доп. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-279 с.
  135. Психология и этика делового общения: учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -415 с.
  136. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов / О. В. Афанасьева, В. Ю. Кузнецов, И. П. Левченко и др. / Под ред. проф. Ю. В. Наумкина. М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1999. — 350 с.
  137. РГВИА. Ф. 1859. Оп. 1. Д. 374. С. 7−21.
  138. Региональная экономика: учебник / Под ред. Т. Г. Морозовой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 526 с.
  139. , М. А. Социально-политическая безопасность России : учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2009. — 146 с.
  140. , В. А. Психология управления : учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес — школа «Интел — Синтез», 2000. — 384 с.
  141. , Э. Воспитание христианского государя. Жалоба мира, отовсюду изгнанного и повсюду сокрушенного. Похвальное слово глупости / Э. Роттердамский. М.: Мысль, 2001. — 365 с.
  142. , С. А. Основы управленческой деятельности : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / С. А. Русаков. М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240 с.
  143. , H. Н. Философия безопасности : монография / H. Н. Рыбалкин. 2-е изд., исправл. и дополн. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 253 с.
  144. , В. Н. Культура офицера пограничных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации : учебное пособие. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2007. — 112 с.
  145. , В. Н. Деятельность как философская категория // Философские науки. 1978. — № 2. — С. 47−54.
  146. , В. А. Государственные границы : история и современность. -М, 1990.-298 с.
  147. Сен-Симон, А. Избранные произведения. M. — JI.: Изд-во Академии наук СССР, 1948. — Т.1 — 468 с, т. 2 — 486 с.
  148. , M. М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война. M. — JI.: Изд-во Академии наук СССР, 1947. — 532 с.
  149. Социология Конта: С приложением двух вступительных лекции Конта в «Курс положительной философии» / Риголаж- Пер. с франц. Н. Лосского. -Спб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1898. 406 с.
  150. , Г. Основные начала. СПб., 1897. — 467 с.
  151. , Г. Система синтетической философии. Соч. в 2-х т. Т. 1. -СПб., 1898.-512 с.
  152. , В. А. Социально-профессиональные качества офицера-пограничника и их формирование : социально-философский анализ. М.: Академия ФПС России, 2003. — 218 с.
  153. , В. А. Этика и психология делового человека. М.: Агентство «ФАИР», 1997.-400 с.
  154. , В. В. На охране рубежей Отечества. М.: Кучково поле, 2008.-576 е., 16 л. ил.
  155. Утопический социализм: Хрестоматия / Под. ред. А. И. Володина. -М.: «Политиздат», 1982. 512с.
  156. , Р. А. Управленческие решения : учебник. 6-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 344 с.
  157. Федеральные округа России. Региональная экономика: учебное пособие / Под ред. В. Г. Глушковой и Ю. А. Семигина. М.: КНОРУС, 2009. — 352 с.
  158. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М. 2011.570 с.
  159. , И. Факты сознания. Назначение человека. Наукоучение / Пер. с нем. М. О. Лосского, О. Давыдовой, В. М. Бродиса и др. Мн.: Харвест, 2000. -783 с.
  160. , М. В. Избранные произведения. М., 1984. — 558 с.
  161. , М. Письмо о гуманизме // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — С. 192−220.
  162. , В. И. Деловое общение в пограничных органах федеральной службы безопасности : Научно-практическое пособие. М.: Пограничная академия ФСБ России, 2009. — 112 с.
  163. , В. Государство Элам. М.: Наука, 1977. — 208 с.
  164. , С. В. Духовность и духовные традиции : монография / С. В. Хомутцов. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. — 180 с.
  165. , А. Н. Курс лекций по древней философии : учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. Школа, 1981. — 374 с.
  166. , М. П. Материалы к истории пограничной стражи: В 2-х частях. Ч. 1. Вып. 1. Спб., 1900.
  167. , М. П. Материалы к истории пограничной стражи. Ч. 1. Служба в мирное время. Вып. 1-й. 1894−1904. Спб., 1904.
  168. , А. М., Ковалевич, Ю. В. Социальное управление в пограничных органах ФСБ России: некоторые вопросы теории и практики: монография. -М.: Пограничная академия ФСБ России, 2006. 340 с.
  169. , А. М., Ковалевич, Ю. В. Социальное управление. Антология. М.: ПА ФСБ России, 2007. — 400 с.
  170. , О. Системное образование. М.: Дрофа, 1991.-215 с.
  171. Шарый, JL Д. Профессиональное образование военных кадров Пограничной службы России и пути его совершенствования: монография. М.: Академия ФПС России, 2002. — 156 с.
  172. , А. Культура и этика / Пер. с немецкого Н. А. Захарченко, Г. В. Колшанского. М.: Прогресс, 1973- 343 с.
  173. , Ф. В. Й. Сочинения в 2 -х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1987.637 с.
  174. , А. П. Диалектический метод познания. М.: Политиздат, 1983.-320 с.
  175. , Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. — 215 с.
  176. , Э. Г. Деятельность и системность // Системные исследования. Ежегодник. 1976. М.: Наука, 1977. — С. 11−37.
  177. , К. Духовная ситуация времени. М., 1990. — 49 с.
  178. Диссертации и авторефераты:
  179. , Г. П. Государственно-исламские отношения в России, их влияние на пограничную безопасность (социально-философский анализ): дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11/ Герейханов Гаджи Пирмурадович. М., 2006. — 395 с.
  180. , В. И. Патриотическое сознание российских пограничников в условиях глобализации (социально-философский анализ): дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Городинский Владимир Иванович. М., 2005. — 160 с.
  181. , М. В. Педагогические основы повышения эффективности формирования культуры управленческой деятельности у слушателей Российской таможенной академии : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Григорьев Михаил Викторович М., 2001. — 269 с.
  182. , JI. Е. Формирование культуры управленческой деятельности у студентов юридических факультетов высших учебных заведений : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Давыдова Любовь Евгеньевна. Санкт-Петербург, 2006. -192 с. ил.
  183. , А. П. Государственная образовательная политика и ее влияние на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации : дис.. канд. полит, наук: 23.00.02 / Жукова Анна Павловна. М., 2008. — 184 с.
  184. , Г. Н. Философский аспект проблемы социальной активности : дис.. канд. филос. наук: 09.00.01 / Зыкова Галина Николаевна Ленинград, 1983. — 195 с. ил.
  185. , Б. И. Методологические проблемы связи общественного сознания и мировоззрения советских воинов : автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.01 / Каверин Борис Иванович. М., 1989. — 42 с.
  186. , С. П. Педагогические основы формирования культуры управленческой деятельности у курсантов вузов МВД России : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Кириков Сергей Павлович. Санкт-Петербург, 2000. — 182 с.
  187. , Л. О. Профессиональная компетентность (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Колбасова Людмила Олеговна. Чебоксары, 2009. — 20 с.
  188. , Л. А. Культура управления как проблема философско-антропологического исследования: автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.13 / Косторнова Людмила Арсентьевна Ростов-на-Дону, 2001. — 28 с.
  189. , С. Н. Управленческая культура офицера современной Российской армии (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Краснопир Сергей Николаевич. М., 2010.- 164 с.
  190. , В. А. Формирование профессиональной культуры офицера Российской Армии. Основы социологического исследования: дис.. д-ра социол. наук: 22.00.01 / Лапшов Валерий Александрович. М., 1999. — 440 с. Прил. (203 е.).
  191. , В. Б. Социально-философский анализ управленческой культуры личности : на примере пограничной службы ФСБ России: дис.. канд. фи-лос. наук: 09.00.11 / Мешалкин Вячеслав Борисович. М., 2011. — 140 с.
  192. , Н. Ю. Духовность в деятельности сотрудников пограничных органов: содержание, направления формирования: социально-философский анализ: дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Москалюк Никита Юрьевич. М., 2010.- 182 с. ил.
  193. , И. В. Управление как предмет социально-философского анализа : дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Муравьев Игорь Вячеславович М., 2007.- 152 с.
  194. , А. В. Профессиональная этика сотрудника пограничных органов как социальная система (социально-философский анализ): дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Мяготин Анатолий Валерьевич. М., 2011. — 392 с. ил.
  195. , И. А. Управленческая культура личности руководителя современной России (социально-философский анализ): автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Мяготина Ирина Александровна. Москва, 2005. — 23 с.
  196. , И. А. Управленческая культура личности руководителя современной России (социально-философский анализ): дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Мяготина Ирина Александровна. Москва, 2005. — 181 с.
  197. , П. В. Духовные ценности общества и армия : дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Петрий Петр Владимирович. М., 2002. — 428 с.
  198. , О. А. Социально-философский анализ управленческой культуры : автореф. дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Плотникова Ольга Анатольевна. Пятигорск, 2010. — 22 с.
  199. , Д. Д. Гуманитаризация образования в командных училищах Российской Армии : дис.. канд. социол. наук: 22.00.06 / Пожидаев Дмитрий Дмитриевич. М., 1996. — 174 с.
  200. , Е. А. Специфика современной интеграции образования и науки (социально-философский анализ): автореф. дис.. д-ра фил ос. наук: 09.00.11 / Пушкарева Елена Александровна. Новосибирск, 2009. 43 с.
  201. , В. Д. Концептуальные вопросы формирования и развития культуры управленческой деятельности : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Семенов Владимир Дмитриевич. Екатеринбург, 2001. — 170 с.
  202. , В. А. Социальные качества офицера-пограничника : сущность, содержание, система, формирование (социально-философский анализ): дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Сухарев Владимир Александрович. М., 2004. — 398 с. ил.
  203. , Н. В. Формирование управленческой культуры педагога в системе непрерывной профессиональной подготовки : дис.. д-ра пед. наук: 13.00.08 / Тамарская Нина Васильевна. Калининград, 2004. — 367 с. ил.
  204. , Р. М. Методологическая культура военно-управленческой деятельности : автореф. дис.. д-ра филос. наук: 09.00.01 / Тимошев Рафаэль Миргалиевич М., 1997. — 49 с. ил.
  205. , С. И. Гуманитаризация образования как фактор формирования профессиональной культуры будущего специалиста : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Уляев Сергей Иванович. Ставрополь, 2002. 187 с. ил.
  206. , В. А. Пофессионализм (социально-философский анализ): дис.. д-ра филос. наук: 09.00.11 / Цвык Владимир Анатольевич. М., 2004. — 347 с.
  207. , О. А. Профессиональная культура российского офицера (социально-философский анализ): дис.. канд. филос. наук: 09.00.11 / Черницкий Олег Анатольевич. М., 2001. — 172 с.
  208. Bruno Colson. La strategique francaise / Strategique. Paris, n. 53. 1992. -P. 27−28.
  209. David Carr. Professionalism and Ethics in Teaching. Routledge, UK. October 1999.-548 p.
  210. Feigenbaum A.V. Quality education and Americas competitiveness / Quality Progress. Vol. 27. — № 9. — 1994. — P. 83.
  211. Parsons T. Social system and the evolution of action theory. T.Y. L. 1977.
  212. Википедия. Сводная энциклопедия Электронный ресурс. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 20 февраля 2012 г.).
  213. Википедия. Сводная энциклопедия Электронный ресурс. Режим Доступа: Ь"р://ш^1Ырес11а.ог^к1/%СО%РО%Е8%Р1%Р2%ЕЕ%Р2%Е5%ЕВ0/оРС (дата обращения 15 марта 2013 г.).
  214. , А. С. Гуманизация и гуманитаризация высшего образования Электронный ресурс. / А. С. Кравец. Режим доступа: http://www.rciabc.vsu.ru/ (дата обращения 15 декабря 2012 г.).
  215. , В. Н. Философия Электронный ресурс. / В. Н. Лавриненко. М.: Юристь, 1998. — Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/lavr/17.php (дата обращения 20 марта 2013 г.).
  216. , Д. А. Выступление на расширенном заседании коллегии ФСБ, посвященном итогам работы службы в 2011 году Электронный ресурс. / Д. А. Медведев. Режим доступа: http://пpeзидeнт.pф/news/14 459 (дата обращения 8 февраля 2012 г.).
  217. Платон. Государство. Собрание сочинений в 3-х т. Т. 3 (1) Электронный ресурс. / Платон М., 1971. — Режим доступа: http://www.gyusin.ru/library/book/Platonstate.pdf (дата обращения 20 мая 2011 г.).
  218. , В. В. Форпост пограничной безопасности Электронный ресурс. / В. В. Слабука // Граница России Северо-Восток. 2012. — № 13 (4136). -9−16 апреля. — Режим доступа: http://www.svrpu.ru/psv/4136/303 636.php (дата обращения 15 января 2013 г.).
  219. Социальная деятельность понятие, сущность и виды (статьи по общей социологии) Электронный ресурс. Режим доступа: http://socialengec.ucoz.ru/publ/obshhajasociologija/l-5−2 (дата обращения 20 сентября 2012 г.).
  220. Социологический словарь Электронный ресурс. Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/Dejatelnost-Socialnaja-1855.html (дата обращения 11 января 2013 г.).
  221. Федеральная служба государственной статистики. Регионы России. Социально-экономические показатели 2011 г. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/Bll14p/Main.htm (дата обращения 11 сентября 2012 г.).
  222. , А. Пограничная безопасность России Электронный ресурс. / А. Щербаков // Обозреватель Observer. — № 3 (134).
  223. Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N0301/314.HTM (дата обращения 10 апреля 2012 г.).
  224. Структура культуры управленческой деятельности в пограничных органахфедеральной службы безопасности
  225. Модель формирования и совершенствования профессиональной деятельности сотрудников пограничных органов1. Социализация личности
  226. Профессионализм сотрудника пограничных органов, как субъекта управленческой деятельности31
  227. Уровни профессионализации сотрудника пограничных органов, как субъекта управления
  228. Эффективность управленческой деятельности оценка сформированности профессионализма сотрудника пограничных органов, как субъекта управленческойдеятельности
  229. Гуманистический характер управленческой деятельности в пограничных органах федеральной службы безопасности
  230. Содержание пограничной деятельностий
  231. Образовательные учреждения ФСБ России Цель-Профессиональное образование и подготовка к будущей управлен ческой деятельности в пограничных органах
Заполнить форму текущей работой