Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Противоречие между недостаточной изученностью характера изменений в функционировании системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области и необходимостью её совершенствования с учётом потребностей и возможностей региона на современном этапе его развития определили проблему исследования: изучение особенностей развития… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы построения региональной модели коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
    • 1. 1. Ретроспективный анализ становления и развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России
    • 1. 2. Основные тенденции современного этапа развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России
    • 1. 3. Методологические основы построения региональной модели коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  • Выводы
  • Глава 2. Становление и развитие коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченнымй возможностями здоровья в Вологодской области
    • 2. 1. Становление системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в Вологодской области
    • 2. 2. Вариативность организации коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в регионе .V.". бо
  • Выводы
  • Глава 3. Региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области
    • 3. 1. Теоретическое построение модели коррекционно-педагогической помощи
    • 3. 2. Практическая реализация модели коррекционно-педагогической помощи

Региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе развития общества вопросы оказания коррекцион-но-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как предмет комплексного анализа. В трудах H.H. Малофеева указывается, что развитие коррекционно-педагогической помощи непосредственно связано с развитием общества и детерминируется эволюцией отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии: от негативизма, к созерцанию, пассивности и далее к таким действенным отношениям, как партнерство и интеграция.

Изменение политических, экономических условий, переоценка социокультурных, образовательных ценностей в российском обществе позволили регионам выбирать свою стратегию развития, в том числе и в вопросах, связанных с оказанием коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, учитывая социальные, экономические, географические и другие особенности, сохраняя сложившиеся традиции, обогащая их новым содержанием.

Исследования И. А. Архип, M.JI. Барановой, JI.A. Гараниной, A.B. Гущиной, O.A. Денисовой, JIM. Кобриной, О. В. Курбановой, Н. Л. Лестовой, Е. Т. Логиновой, Т. А. Лениной, Л. Ф. Сербиной, И. А. Юдиной и др. показывают, что совершенствование системы помощи в регионе возможно, если учитывается опыт, приобретенный в ходе её предшествующего развития, анализируется её современное состояние. Это позволяет оценить эффективность функционирования системы, адекватность потребностям региона, определить перспективные направления совершенствования системы коррек-ционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития региона.

Вологодская область — одна из крупнейших областей северо-запада России, обладающая огромным экономическим, культурным, образовательным потенциалом. В настоящее время имеются исследования, посвященные отдельным вопросам развития образования и коррекционно-педагогической помощи в регионе (O.A. Денисова, JI.M. Кобрина, П. А. Колесников, А. П. Коновалова и др.). Вместе с тем, изучение целостного процесса становления и развития системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья не получило должного, рассмотрения, вследствие чего возникла необходимость в научно обоснованном анализе сложившейся системы помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в регионе. Анализ современного состояния практики оказания коррекционно-педагогической помощи в России и регионе позволил разработать и внедрить региональную модель совершенствования коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области с учетом особенностей современного этапа развития системы, экономических, социальных, культурных, экологических особенностей региона. В данном’контексте становится очевидным актуальность нашего исследования.

Противоречие между недостаточной изученностью характера изменений в функционировании системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области и необходимостью её совершенствования с учётом потребностей и возможностей региона на современном этапе его развития определили проблему исследования: изучение особенностей развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области и определение возможных путей её совершенствования с целью повышения эффективности функционирования системы коррекционно-педагогической помощи в регионе. Актуальность, недостаточная разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования «Региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области».

Объект исследования: процесс развития системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области. .

Предмет исследования: региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области.

Цель исследования состояла в теоретико-экспериментальном изучении процесса развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области, в концептуальном обосновании и внедрении модели, способствующей совершенствованию системы помощи в регионе.

Выделение объекта, предмета, цели позволило сформулировать гипотезу исследования, согласно которой совершенствование коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области становится возможным, если:

• учитывать региональные особенности, обусловленные экономическим социальным, культурным, экологическим и другими условиями развития региона, и выявленные на основе изучения эволюционных процессов в системе оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

• создать региональную модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области на основе анализа сложившейся практики оказания коррекционно-педагогической помощи, выявления недостаточно сформированных или отсутствующих элементов в функционирующей системе;

• обеспечить условия реализации предложенной региональной модели коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области на практике, предусматривающие межведомственную скоординированность действий учреждений и организаций различной ведомственной подчиненностиповышение квалификации специалистов и образования родителейрасширение спектра предоставляемых услуг, обеспечивающих’потребности детей, родителей, педагогов, задействованных в процессе организации коррекционной помощи. Для проверки гипотезы и достижения цели исследования были поставлены следующие задачи.

1. Изучить процесс становления и развития коррекционно-педагоги-ческой помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России.

2. Определить этапы развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области с учётом культурно-исторических и региональных детерминирующих факторов в контексте становления общероссийской системы помощи.

3. Охарактеризовать особенности системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области на современном этапе её развития.

4. Разработать и внедрить. • региональную модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области.

Методологическую основу исследования составили: системный подход в области проектирования и моделирования педагогических систем (П.К. N.

Анохин, В. И. Бельтюков, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, H.H. Малофеев, В. А. Сластенин и др.), положения, разработанные в теории педагогических систем (А.П. Аверьянов, В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Т. А. Талызина, Э. Г. Юдин и др.) — концепция о социальной ситуации развития ребенка (Л.С. Выготский) — исследования,-посвященные региональным системам специального образования (И.А. Архип, M.JI. Баранова, O.A. Денисова, JI.M. Кобрина, Е. Т. Логинова, Т. А. Ленина, Л. Ф. Сербина и др.) — труды, раскрывающие общие и специфические закономерности обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (P.M. Боскис, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, С. А. Зыков, Л. В. Занков, О. И. Кукушкина, P.E. Левина, В. И. Лубовский, М. И. Никитина, О. С. Орлова, Т. Б. Филичева, М. Е. Хватцев и др.).

Для реализации поставленных в исследовании задач использовались следующие методы: теоретического исследования: междисциплинарный анализ и синтез концепций и идей философской, педагогической, медицинской, психологической, экономической, социологической, методической литературы и нормативных документов по проблемам исследованияобобщение, сравнение, абстрагирование, моделирование, прогнозирование, проектирование систем и процессов, системно-структурный (функциональный) и комплексные подходыэмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, собеседование, изучение архивных данных и педагогического опыта, статистический анализ эмпирических данных, анализ нормативных документов и экспериментальных материалов.

Организация исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2010 гг. в несколько этапов. На первом этапе (2003 — 2004) проводился теоретический анализ состояния проблемы. На втором (2004 — 2006) изучалось состояние коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области. Третий этап (2007 — 2009) — разработка и внедрение модели коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в систему помощи детям в Вологодской области. Четвертый этап (2009 — 2010) — обобщение результатов исследования, оформление диссертации. — ¦ ——.

Научная новизна исследования заключается в том, что на основе сопоставления этапов развития в контексте функционирования общероссийской системы помощи детям впервые исследовано своеобразие развития системы коррекционно-педагогической помощи детям с. ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области. Впервые научно обоснована, разработана и внедрена региональная модель коррекционно-педагогической помощи.

Теоретическая значимость исследования определяется осуществлением историко-педагогического обобщения процесса становления, развития системы коррекционно-педагогической. помощи в Вологодской области- .расширениемтеоретических представлений об эволюции взаимосвязей учреждений различных ведомств, в решении вопросов оказания специальной педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Разработаны теоретические основы построения модели, способствующей повышению эффективности функционирования региональной системы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении региональной модели помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области, обеспечивающей взаимодействие между субъектами, оказывающими коррекционно-педагогическую помощь (департаментами, институтами, центрами, специальными коррекционными учреждениями и т. д.), что способствовало проведению организационно-структурных, функциональных преобразований в системе коррекционно-педагогической помощи с учётом выявленных особенностей регионаполученные результаты исследования использованы разработчиками проекта «Концепция развития специального образования в Вологодской области». Получены результаты в виде экспериментальных программ, методических рекомендаций, лекций для родителей, монографий, используемых практическими работниками, студентами, слушателями курсов, родителями.

Достоверность научных результатов диссертационного исследования обеспечивается непротиворечивостью и последовательностью реализации теоретико-методологических основ исследования с опорой на системный, синергетический и гуманистический подходы, сравнительный анализ, методы систематизации и классификации научной литературы российских и зарубежных авторов, системный анализ практики образования в регионе и системный подход в реализации инновационных проектов с использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, подтверждающих исходную гипотезу результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация результатов исследования. Результаты исследований докладывались на заседаниях кафедры дефектологического образования Череповецкого государственного университета (2003 — 2009), кафедры коррекцион-ной педагогики и коррекционной психологии ЛГУ им. A.C. Пушкина (2006 -2010)-" на совещаниях и конференциях международного^, всероссийского и регионального уровней в Москве (2007), Череповце (2003 — 2009), Вологде (2006 — 2009), Санкт-Петербурге (2006 -2010). Материалы исследования использовались в процессе лекционных ипрактических занятий со студентамина курсах повышения квалификации педагогов — дефектологов и воспитателей общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений IVIII видана курсах подготовки и переподготовки специалистов на базе Череповецкого государственного университета (2005 — 2009), Вологодского института развития образования (2005 — 2009), Центра повышения квалификации педагогических работников г. Вологды (2005 — 2009), Центра повышения квалификации г. Череповца (2005 — 2009).

Материалы исследования отражены в содержании курсов «Основы специальной педагогики и психологии», «История олигофренопедагогики», курсов по выбору: «История, современное состояние, перспективы развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области», апробированных в Череповецком государственном университете, Вологодском институте развития образования. Материалы исследования «представлены в двух монографиях (2007 и 2008 гг.), программах курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов, психологов специальных и общеобразовательных учреждений.

Рекомендации по использованию результатов исследования. Разработанная региональная модель коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области может быть внедрена в практику совершенствования сложившихся систем коррекционно-педагогической помощи других регионовполученные результаты могут использоваться при подготовке студентов-дефектологов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», в сфере дополнительного профессионального образования педагогов-дефектологов, в курсах повышения квалификации практических работников, в обучении родителейимеющих детей с ограниченными возможностями здоровья;

На защиту выносятся следующие положения:

1. Развитие системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области происходит в контексте общероссийских тенденций, но имеет ряд особенностей: временное отставание от центральных районов Россиинеравномерное территориальное расположение учреждений, оказывающих коррекционно-педагогическую помощьдинамичный рост числа детей с нарушением интеллекта и задержкой психического развитиянедостаточное количество квалифицированных специалистов, что обусловлено социально-культурными, экономическими, экологическими и другими особенностями региона.

2. Разработанная с учётом региональных особенностей модель коррекционно-педагогической помощи включает комплекс взаимосвязанных компонентов с чёткой уровневойорганизацией: первый уровень — координационный межведомственный’совет, второй уровень — областной центр психолого-медико-социального сопровождения, третий уровень — научно-практический центр.

3. Условиями реализации региональной модели коррекционно-педагогической помощи детям-, с ограниченными возможностями здоровья являются: межведомственная скоординированность действий учреждений и организаций различной ведомственной подчиненностиповышение квалификации специалистов и образования родителейрасширение спектра предоставляемых услуг, обеспечивающих потребности детей, родителей, педагогов, задействованных в процессе организации коррекционной помощи.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов, заключения, списка литературы из 291 источника, 8 приложений. Основное содержание работы изложено на 198 страницах машинописного текста. Работа проиллюстрирована 8 рисунками и 9 таблицами. .

Заключение

.

1. Изучение процесса становления и развития коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России позволило констатировать, что в вопросах реализации приоритетных направлений развития коррекционно-педагогической помощи большая роль отводится регионам. Реализация приоритетных направлений в регионах России происходит в различных социокультурных, экономических условиях, что учитывается при построении региональных моделей коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья;

2. Проведенное исследование цоказало, что в развитии системы коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской области обнаруживаются те же этапы, что и в развитии общероссийской системы, но для них характерно более позднее их начало, чем в целом по России. Имеют место региональные особенности: неравномерное территориальное расположение учреждений, оказывающих кор-рекционно-педагогическую помощьдинамичный рост числа детей с нарушением интеллекта и задержкой психического развитиянедостаточное количество квалифицированных специалистов, что обусловлено социально-культурными, экономическими, экологическими особенностями региона.

3. Проведенный структурно-функциональный анализ практики оказания коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Вологодской, областй позволил выявить ряд проблем, требующих дальнейшего разрешения^ а. именно: отсутствие координирующего звена в. системе помощи, неравномерное. распределение учреждений по территории области, недостаточную разработанность системы раннего выявле-. ния и ранней комплексной помощи детям, отсутствие учреждений для детей со сложной структурой нарушения^ потребность в квалифицированных кадрах. ' - • .

4. Выделенные региональные особенности и проблемные моменты позволили констатировать, что в Вологодской области, несмотря на наличие учреждений различной ведомственной подчиненности, оказывающих коррек-ционно — педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья, не сложилась единая система профилактической, диагностической, коррекционно-педагогической помощи, отсутствует модель координированной коррекционно — педагогической помощи, предполагающая взаимодействие учреждений различных ведомств, расширение спектра предоставляемых образовательных, консультативных услуг для детей и родителей, целенаправленную подготовку специалистов системы коррекционно-педагогической помощи в регионе.

5. Теоретическое моделирование осуществлялось по принципу достраивания функционирующей в области системы коррекционно-педагогической I ¦ * ¦ помощи недостающими структурными элементами. Предложенная нами модель областной системы коррекционно-педагогической помощи представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов с чёткой уровневой организацией.

6. Условиями внедрения модели явились: межведомственная скоордини-рованность действий учреждений и организаций различной ведомственной подчиненностиповышение квалификации специалистов и образования родителейрасширение спектра предоставляемых услуг, обеспечивающих потребности детей, родителей, педагогов, задействованных в процессе организации коррекционной помощи.

7. Результаты внедрения региональной модели коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья свидетельствуют о том, что в Вологодской области создана единая система коррекционно-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья составные элементы которой (Департаменты, муниципальные органы управления, учреждения различных ведомств, центры, общественные организации, образовательные учреждения различных видов и уровней образования системы общего и специального образования), взаимодействуют друг с другом в межведомственном пространстве области, что позволяет считать работу по внедрению модели эффективной.

Таким образом, в представленном диссертационном исследовании решены поставленные задачи, цель достигнута. Полученные результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы видятся в разработке региональных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательно-воспитательный процесс в учреждениях, в дальнейшем развитии системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, создании условий для успешной интеграции, инклюзии детей с особыми образовательными потребностями в образовательную и социокультурную среду.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.А. Программно-целевое управление развитием профессиональной компетентности будущих учителей коррекционно-развивающего образования: Дис.. канд. пед. наук / Н. А. Абрамова. — Якутск, 2006. 203 с.
  2. А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов / А. К. Аксенова. М., 2002. — 315 с.
  3. Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. К. Аксенова. М., 2001.- 192 с.
  4. Л.И. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Н. М. Назаровой / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Беляков и др. 2-е изд., стереотип. — М., 2001. — 394 с.
  5. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. КС. Лебединской. М., 1982. — 127 с.
  6. Актуальные проблемы интеграции и обучения детей с нарушениями развития: Межвуз. сб. науч. трудов. — М., 2000. 57 с.
  7. Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебник для вузов / Л. И. Акатов. М., 2003. — 368 с.
  8. Актуальные проблемы социального воспитания / Под ред. Т.Ф. Ярки-ной, В. Г. Бочаровой, В. Е. Львова. — М., 1990. 168 с.
  9. Л.В. Педагогические условия осуществления интеграции детей с проблемами в развитии в общеобразовательную школу / Л. В. Андреева // Материалы Международного семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы». СПб., 1996. — 144 с.
  10. Л.В. Сурдопедагогика / Л.В. Андреева- под ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. М., 2005. — 576 с. г к Ч
  11. U.K. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. -М., 1980. 197 с.
  12. В.М. Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М., 1996. — 219 с.
  13. Д.И. Исторический очерк подготовки педагогов-дефектологов / Д. И. Азбукин // Ученые записки Московского государственного педагогического института. М., 1950. — С. 143 — 148.
  14. Ю.К. Комплексный-подход к воспитанию учащихся / Ю.К.
  15. , Г. А. Победоносцев. Киев, 1985. — 256 с.
  16. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М., 1982. 192 с.
  17. Н.В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С. Г. Шевченко. -М.: АРКТИ, 2001. С. 70−104.
  18. А. Г. Егоров С.Ф. История сурдопедагогики / А. Г. Басова, С. Ф. Егоров. -М., 1984.
  19. A.B. -Преемственность обучения в образовательной и профессиональной школе / A.B. Батаршев. СПб., 1996. — 79 с.
  20. Г. Н. История обучения слабослышащих детей в России: Дис.. канд. пед. наук / Г. Н. Батов. М., 1998. — 139 с.
  21. Т. А. Опыт деятельности общественных организаций по осуществлению реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Белова // Вместе (газета центра общественного развития г. Череповца). — 2004.-№ 4.-С. 4.
  22. В.И. Системный процесс саморазвития живой природы /
  23. B.И. Бельтюков. М.- СПб: «НАУКА-ПИТЕР», 2006. — 263 с.
  24. .В. Состояние и перспективы развития системы повышения квалификации работников специальных (коррекционных) учреждений в Российской федерации / Б. В. Белявский // Дефектология. 1995. — № 6. —1. C. 62−67.
  25. БеспалькоВ.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспаль-ко. Воронеж, 1997. — 304 с.
  26. И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1973. — 270 с.
  27. P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха / P.M. Боскис. -М., 1988.-128 с.
  28. JI.B. Детская инвалидность: социальные аспекты реабилитации / JI.B. Василенко. М., 1992. — 169 с.
  29. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики / З.П. Ва-сильцова. М., 1988. — 157 с.
  30. С.И. Межведомственный подход к реализации прав ребенка-инвалида в Красноярском крае / С. И. Веневцев // Инновации в российском образовании. М., 1999. — С. 11−13.
  31. Т.А. Дети с нарушениями зрения: О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М., 1973. — С. 32−46.i *
  32. Т. А. Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя / Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М.: Проев., 1983.-176 с.. :
  33. A.M. Волков // Дефектология.- 2002. № 3.
  34. Вологодский губернский отдел народного образования // Государственный архив Вологодской области. -Ф- 111, .оп.1, ед. хр. 31.
  35. Вологодский губернский отдел народного образования / Государственный архив Вологодской области. 1Щ. от 1, ед. хр. 33-
  36. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред.
  37. B.В. Воронковой.-М., 1994,-416 с.
  38. JI.C. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: 1982.-Т. 4.-432 с.
  39. Выготский Л".С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. М., 1995.-524 с.
  40. О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников/ 0-П- Гаврилушкина, ШД: Соколова. М., 19 541 — 72 с.
  41. М.А. Эволюция понятия «воспитание». Понятийно-терминологический аппарат современной педагогики / М. А. Галагузова. — Екатеринбург, 1996. 340 с.
  42. Л.А. Состояние и перспективы развития региональной логопедической службы для детей дошкольного возраста- Дис.. канд. пед. наук / Л. А. Гаранина. М., 2000. — 230 с.
  43. . С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры / Б. С. Гершунский // Педагогика. 1998. — № 2. — С. 49 — 57.
  44. .А. Моделирование как метод научного исследования / Б. А. Глинский, Б. С. Грязнов. М., 1965.
  45. Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха / Л. А. Головчиц. М., 2001. — 304 с.
  46. Гонеев, А Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие: для студ. высш. пед. учебн. заведений / А'.Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н.В. Ял-паева- под ред. В. А. Сластенина.- М., 2002. 271с.
  47. А.Н. Олигофренопедагогика / А. Н. Граборов, Н. Ф. Кузьмина, Ф. М. Новик.-М., 1941.-247с. .
  48. ЯЯ. Теоретическиепредпосылки интёграций лиц с нарушенным зрением / В. П. Гудонис // Дефектология. 1996. — № 2. — С. 19−21.
  49. В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением:Монография/ВГудонис. -М., 1999.-288 с.
  50. A.B. Региональная модель помощи детям с ограниченными возможностями: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. В. Гущина. -М., 2001. — 17 с.
  51. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Цыпиной. М., 1984. — 256 с.
  52. Дети с нарушениями развития: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов. — М., 1995.-262 с.
  53. Дело о перемещении из. Архангельской богадельни призреваемых умалишенных в заведения Вологодского- приказа // Государственный архива Вологодской области. Вологодский приказ общественного призрения. -Ф. 19, оп. 1, ед. хр. 1187.
  54. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании: Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. Д. Соколова, JI.B. Калинникова. М., 2001- — 448 е.-
  55. O.A. Комплексное многоуровневое психолого-педагогическое пространство как условие социокультурной интеграции лиц с сенсорными нарушениями: Дис.. д-ра пед. наук / O.A. Денисова. М., 2007. — 489 с.
  56. Диагностика и: коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителеи и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. М., 2001. — 224 с.
  57. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Под ред. ДБ. Элъконина, АЛ. Венгера. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1981.-157 с.
  58. A.A. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. 2005. — №•4. • ¦ ': .
  59. Э. Д. Четвертая школьная реформа в России / Э. Д. Днепров. -М., 1994.-24 с.
  60. АД. Очерк истории советской дефектологии (1917 — 1929): Дис.. канд. пед. наук / А. Д. Доброва. Mi, 1952. — 252 с.
  61. Доклад «Народное образование в Вологодской губернии» // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский отдел народного образования.-Ф. Ill, on. 1, ед. хр.355.
  62. Доклад Вологодской губернской рабоче-крестьянской инспекции о введении всеобщего обучения // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский отдел народного образования. Ф. Ill, on. 1, ед. хр. 1237.
  63. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. М., 1981. — 176 с.
  64. Х.Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития / З. М. Дунаева // Дефектология. 1980. —
  65. А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей / А. И. Дьячков.-М., 1967.-348 с.
  66. Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. М.,
  67. В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. М., 2000. —
  68. Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. — Л., 1970. — 334 с.
  69. А.И. Основные этапы развития дефектологического образования в СССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук / А. И. Живина. М., 1975. —4.-С. 27−34.2003.240 с. 23 с.
  70. Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. -М., 1994.- 96 с.
  71. Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. М., 1990. — 239 с.
  72. С.Д. Отбор, умственно отсталых детей в специальное учреждение: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов / С. Д. Забрамная. -М., 1988.-94 с.
  73. С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учебник для студ.- дефектол. фак. ун-тов. 2-е изд. / С. Д. Забрамная. — М., 1995. — 111 с.- ------
  74. Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. 1992. — № 11. -С. 17−25.
  75. X.G. История олигофренопедагогики / Х. С. Замский. М., 1980.-398 с.
  76. Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины 20 века /Х.С. Замский. М., 1995.-400 с.
  77. JI.B. Избранные педагогические труды / JI.B. Занков. М., 1990.-418 с.. • •
  78. JI.B. Психология умственно отсталого ребенка / JI.B. Занков. -М., 1939.-73 с.
  79. A.B. Избранные психологические труды / A.B. Запорожец- под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — 318 с.
  80. М.И. Изучение учащихся с нарушениями зрения и пути дифференциации обучения аномальных детей / М. И. Земцова. М.: Проев., 1956. -233 с. • •
  81. М.И. Изучение учащихся с нарушениями зрения и пути дифференциации обучения аномальных детей / М. И. Земцова. М., 1956. — 233 с.
  82. М.И. Обучение слепых и слабовидящих детей / М. И. Земцова. -М., 1978.-С. 18−20.
  83. А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. М., 2000. — 198 с.
  84. В.А. Социальная ситуация в регионе / В. А. Ильин, К. А. Тулин. Вологда: ЦЭМИ РАН, 1998. — 36 с.9А. Ильин В. А. Качество трудового потенциала населения Вологодской области / В.А. Ильин- H.A. Смирнова, Я. Б. Тимофеева. Вологда: ЦЭМИ РАН- 1998.-28 с.
  85. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы' Международного семинара / Под ред. H.H. Малофеева. СПб., 1996. — 144 с. .
  86. М.В. Воспитание детей с- церебральным параличом в семье/ М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова. М., 1980. — 47 с.
  87. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчедлидзе, Е. А. Гребенщикова, A.A. Лебеденко. М., 1987. — 432 с.
  88. Казакова ЕЖ Возможности общеобразовательных школ в организации интегрированного образования детей с особыми нуждами /Е.И. Казакова // Материалы международного семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы». — СПб-, 1996. — 144 с.
  89. A.A. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студ. пед. вузов / A.A. Катаева, Е. А. Стребелева. М., 1998. — 206 с.
  90. В.П. Педагогическая коррекция / В. П. Кащенко. М., 1994.-222 с.
  91. Л.М. Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной сельской школы: Дис.. д-ра пед. наук / JI: M. Кобрина. М., 2007. — 489 с.
  92. АЛ. Проблемы интегрированного обучения / А.Н. Коноп-лева // Дефектология. 1998. — № 1. — С. 21−24.
  93. А.Н. Теория и практика интегрированного обучения / А. Н. Коноплева, T.JI. Лещинская // Дефектология. — 2001. № 2. — С. 33−36.
  94. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. — 1989. — № 2 —. С. 3−15.
  95. В.В. Концептуальные положения развития специального образования в, регионе: от теоретических* моделей к практической реализации: Монография / В. В. Коркунов: Екатеринбург, 1998. — 124 с.
  96. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Б. П. Пузанова. -М., 1999.-155 с.
  97. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития детей с нарушением слуха / Под ред: И. А. Михаленковой. СПб., 1999. — 72 с.
  98. Коррекционные образовательные учреждения: нормативно правовые документы. — М.: ТЦ «Сфера», 2004. — 96 с.
  99. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании. Введение в научное исследование: .Учеб пособие для студентов пед. ин — тов / Под ред. В. И:Журавлева.-М., 1988.-122с. .
  100. КраининВ. Чёловек не слышит / В.' Краинин, 3. Краинина. М., 1981.-144 с. .
  101. Кузнецова В. М: Демографическое, настоящее и будущее Вологодской области- Росстат Территориальный орган- Федеральной службы государственной статистики по> Вологодской области / В. М- Кузнецова. Вологда, 2006.-С. 27. '
  102. Кулагина И. Ю: Личность школьника: От задержки психического развития до развития одаренности / И. Ю. Кулагина. М., 1999. — 189 с.
  103. Г. Ф. Педагогическая диагностика развития и обучения школьников в системе коррекционного обучения / Г. Ф. Кумарина. М., 1989. -45 с.
  104. А. Расстройства речи- Опыт патологии речи / А. Куссма-уль. Киев, 1879. — 276 с.
  105. Кузьмина С. Л, Философия и педагогика: Методологические аспекты истории взаимосвязи / С.Л. Кузьмина//Педагогика. 2001. -№ 5. -С. 8 — 12.
  106. В.А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. -М., 1990.-143 с. — н^
  107. Лебединская К.С. .Актуальные .проблемы диагностики задержки" психического развития детей/ К. С. Лебединская. М., 1982. — 127 с.
  108. Лебединский В В. Нарушение психического развития у. детей / В. В. Лебединский.-М^,. 1985--16? с-
  109. Р.Е. Об изучении и обучении детей с глубокими расстройствами речи / Р! Е. Левина // Психолого-педагогические проблемы восстановления речи при черепно-мозговых травмах. Вып. 2.-М., 1945.-С. 121 128.
  110. Левченко И.Ю.Психолого-педагогическая диагностика / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др. -М., 2003. 320 с.
  111. Лексикон социальной работь1 / Под ред. С. М. Кибардина, С. И. Михайлова, О. М. Чернышева. — Вологда, 1999. 204 с.
  112. П.С. Трудовое начало школы: концепция трудового воспитания / P.E. Левина. М.: ВНИК- Школа, 1990. — С. 44.
  113. Н.Л. Региональная модель системы специальной педагогической помощи детям с проблемами в развитии в Пермском крае (историко-генетический подход): Автореф.. канд. пед. наук / Н. Л. Лестова. Екатеринбург, 2007. — 23 с.
  114. П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / П. Ф. Лесгафт. -М., 1991. 176 с.
  115. В.В. Особенности социально-философского подхода к проблеме взаимоотношений -государства. и специального образования./ В .В. Линьков //Дефектология. 1999. № 1. — С. 15 — 23.
  116. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М., 1998.-680 с.
  117. Лубовский В. И, Некоторые актуальные проблемы советской дефектологии / В. И. Лубовский // Дефектология. 1987. — № 5. — С. З -11.
  118. В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий / В. И. Лубовский // Дефектология. 1988. -№ 1. — С. 3 — 8- № 6. — С. 3 — 9.
  119. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. М., 1989. — 100 с.
  120. В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития / В. И. Лубовский // Дефектология. 1994. -№ 1. — С. 3 — 10.
  121. А.Р. Умственно отсталый ребенок: Очерки изучения особенностей высшей нервной деятельности детей-олигофренов / А. Р. Лурия. — М., 1960.-203 с.
  122. Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками / Н. Б. Лурье: — М, 1979. 245. с.
  123. C.K. Новая стратегия планирования образования / С. К. Лурье // Перспективы. 1990. — № 2. — С. 3−8.
  124. Р.К. Развитие устной речи учащихся вспомогательных школ в процессе обучения / Р. К. Луцкина. Алма-Ата, 1984. — 55 с.
  125. H.H. Модернизация системы специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции / H.H. Малофеев // Интегра-тивные тенденции современного специального образования. М., 2003. -С. 12−29.
  126. H.H. Современное понятие «интеграция»: термин и смысл / H.H. Малофеев // Тезисы международного семинара: Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития. СПб., 1995.-С. 41−43.
  127. H.H. Социокультурные основы интеграции детей с особыми нуждами: опасность копирования западных моделей / H.H. Малофеев // Материалы международного семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы». — СПб., 1996. 144 с.
  128. H.H. Специальное образование в России и за рубежом / H.H. Малофеев. М., 1996.
  129. H.H. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Дис.. д-ра пед. наук / H.H. Малофеев. -М., 1996.-81 с.
  130. H.H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / H.H. Малофеев // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 3 -15.
  131. H.H. Стратегия и практика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами / H.H. Малофеев // Дефектология. 1998. -№ 3. — С. 17−21.
  132. H.H. Актуальные проблемы специального образования / H.H. Малофеев // Дефектология. 1994. — № 6. — С. 16−19.
  133. H.H. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 3−10.
  134. H.H. устроители школ для глухонемых обретают второе дыхание / H.H. Малофеев // Дефектология. — 2004. — № 2. С. 52−63.
  135. H.H. Основы -управления специальным образованием: Учеб. пособие / H.H. Малофеев, Э. Н. Макшанцева. М.: Академия, 2001. -336 с.
  136. H.H. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / H.H. Малофеев. М.: Проев., 2009.-319 с.
  137. H.H. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. В 2 ч. Ч. 1 / H.H. Малофеев. -М.: Проев., 2010.-319 с.
  138. А.К. Диагностика- и коррекция- умственного развития в школьном и дошкольном возрасте / А. К. Маркова, А. Г. Лидере, Е. Л. Яковлева. Петрозаводск, 1992. — 178 с.
  139. И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика / И. Ф. Марковская. М., 1993. — 198 с.
  140. Е. А. Система обучения студентов инвалидов в Челябинском государственном университете / Е. А. Мартынова // Дефектология. — 2004. — № 3. — С.25 — 29.
  141. Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А.Г. Московкина- под ред. В. И. Селиверстова. М.: 2003. — 408 с.
  142. E.H. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция / E.H. Мастюкова. М.: 1992. — 95 с.
  143. H.A. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / H.A. Менчинская- под ред. H.A. Менчинской. М., 1971. — 164 с.
  144. В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания / В. М. Мозговой. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — 292 с.
  145. В.М. Основы олигофренопедагогики / В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, A.A. Ерёмина. -М., 2006. 224 с.
  146. Муниципальное образовательное учреждение «Начальная школа — детский сад»: Буклет. Череповец, 1999. — 12 с.
  147. Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образования / Н. М. Назарова. М., 1992. — 164 с.
  148. В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов /В.Б. Никишина: Mi, 2004. — 126 с.
  149. В.Б. Причинная обусловленность задержки психического развития? у детей: социально-психологический — анализ / В .Б. Никишина- под ред. проф. В. В: Новикова. Ярославль, 2000. — 200 с.
  150. B.C. Проект многопрофильной социально-адаптивной школы / B.C. Николаева. М., 2000. -31 с.
  151. Новые модели образовательных учреждений. -М., 1994. 48 с.
  152. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 1999. — 270 с.
  153. Нормативно-правовые акты по вопросам социально-правовой защиты детей / Сост. А. П. Коновалова, В-В. Дементьева. Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.-156 с.
  154. Обучение детей с ЗПР / Под ред. В. И. Лубовского. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1981. -119 с. •
  155. Обучение и воспитание, детей «группы риска»: Хрестоматия / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: 1996. — 219 с.
  156. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы: Метод, рекомендации / Авт.-сост. Б. В. Белявский, F.C. Купцова. М., 1993. — 214 с.
  157. Обзор Вологодской губернии за 1880 год // Государственный архив Вологодской области: Вологодский губернский статистический комитет. Ф. 17, оп.1, ед. хр.206.
  158. Обзор Вологодской губернии за. 1908 год // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский статистический комитет. — Ф. 17, оп.1, ед. хр.567.
  159. Обзор Вологодской губернии за 1917 год // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский статистический комитет. — Ф. 17, оп.1, ед. хр.650.
  160. О деятельности Вологодского губернского попечительства детских приютов за 1907 год // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский статистический комитет. — Ф. 17, оп.1, ед. хр.468.
  161. О собирании статистических данных об учебных заведениях и приютах за 1886 год // Государственньш архив Вологодской области. Вологодский губернский статистический комитет. Ф. 17, оп.1, ед. хр.173.
  162. О сборе статистических сведений о числе слепых в Вологодской губернии за 1886 год // Государственный-архив ¡-Вологодской области. Вологодский губернский статистический.комитет. Ф. 17, оп.1, ед. хр.213.
  163. Отчёт о состоянии заведений приказа в Министерстве внутренних дел. 1863 — 1864 // Государственный архив Вологодской области. Вологодский приказ общественного призрения. Ф. 19, оп, 1, ед. хр. 1433:
  164. Отчёты и доклады о состоянии педагогического образования в Вологодской губернии //. Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский отдел народного образования. — Ф. 111, оп.1, ед. хр.1428.
  165. Отчёт о деятельности совета вологодского отделения попечительства о слепых за 1903 г. // Государственный-архив Вологодской области. Вологодский губернский статистический комитет. — Ф. 17, оп.1, ед. хр. 394.
  166. .П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального ч развития (олигофренопедагогика) / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. М., 2000. — 272 с.
  167. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим-Бад. М., 2002.
  168. Г. Н. Два века отечественной сурдопедагогики: этапы становления и развития / Г. Н. Пенин // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: Сборник. СПб., 2003. -С. 38−48.
  169. Г. Н. Нормативно-правовые основы совершенствования специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. Н. Пенин // Государственная политика в области специального образования: Сборник. СПб., 2004.
  170. Г. Н. Политехническое образование глухих школьников в процессе трудовой и профессиональной подготовки: Автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. Н. Пенин. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 47 с.
  171. Г. Н. Сурдопедагогика на рубеже тысячелетий: традиции и инновации / Г. Н. Пенин // Дети с проблемами в развитии. 2004. — № 1. -С. 21−27.
  172. М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студ. дефект, фак. педвузов. -4-е изд. / М. Н. Перова. М., 2001. — 408 с.
  173. В.Г. Психология умственно отсталого школьника (олигоф-ренопсихология) / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. М., 1996. — 48 с.
  174. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В. Г. Петрова. М., 1977. — 200 с.
  175. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив / A.B. Петровский.-М., 1982.-255 с.
  176. A.B. Теоретическая психология: Учеб. пособие / A.B. Петровский, М. Т. Ярошевский М., 2001. — 495 с.
  177. В.А. Личность в психологии / A.B. Петровский. Ростов-на-Дону, 1996. — 512 с.
  178. .И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. М., 1969. — 397 с.
  179. Подготовка дефектологов в системе высшей школы: состояние, перспективы развития: Материалы Междунар. научно-методического семинара. Минск, 18−19 мая 2005 г. / Бел. гос., пед. ун-т им. М. Танка. Минск: БГПУ, 2005.-203 с.
  180. Л.И. Школа: проблемы ждут решения / Л. И. Плаксина // Наша жизнь. 2005. — № 3.
  181. ММ. Инновационные школы России: становление и развитие / М.М. Поташник- М., 1996. — 317 с.
  182. О.В. Логопедия / O. BI Правдина. М., 1973. — 272 с.
  183. Проблемы реабилитации^ детей- с отклонениями в развитии: Материалы научно-практической конференции- состоявшейся 05−07.04.94 г. в Санкт-Петербурге: СПб., 1995. — 154 с.
  184. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида / Сост. К. Г. Коровин, A.F.- Зикеев, Л. И. Тигранова и др. М., 2003.-430 с.
  185. Психокоррекция: теория и практика / Под ред. ОН. Усановой, Ю. С. Шевченко. -М., 1995. 222 с.
  186. Программы специальных, (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для слабовидящих детей) (ясли сад — начальная школа) / Под ред. Л1И. Плаксиной. — М., 1997. — 326 с. г
  187. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида (для детей с нарушением зрения) / Под ред. Л. И. Плаксиной. — М., 2003.-256 с.
  188. Проект перспективного плана развития народного образования в вологодской губернии с 1926 по 1942 год // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский' отдел народного образования. — Ф. Ill, on. 1, ед. хр. 1225.
  189. Протоколы заседания школьного совета Вологодской вспомогательной школы // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский отдел народного образования. Ф. 111, оп.1, ед. хр.707.
  190. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2 т. / Под ред. В. В. Лебединского, М. К. Бардышевской. — М.: ЧеРо, 2002. Т. 2. — 818 с.
  191. Психология воспитания / Под. ред. В. А. Петровского М., 1995. — 151 с.
  192. Психология детей с задержкой психического развития: Хрестоматия / Сост. О. В. Защеринская. СПб., 2004. — 431 с.
  193. Психолого — педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю^Левченко, С. Д. Забрамной. М.: Академия, 2005. — 320 с.
  194. Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы / Е. Г. Речицкая. Л., 1988. — 114 с.
  195. Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. М., 1999. — С. 88−89. '
  196. C.JI. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2004. 713 с. 219 .Рубинштейн С. Я. Психология школьника / С .Я. Рубинштейн. М.: Проев., 1986.- 190 с.
  197. В.Г. Пути совершенствования коррекционно-педагоги-ческой подготовки студентов в условиях педагогического колледжа: Афто-реф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 16 с.
  198. Сведения о количестве глухонемых по Вологодской губернии // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский отдел народного образования. — Ф. 111. оп.1, ед. хр. 193.
  199. Сведения о деятельности попечительства императрицы Марии Александровны о слепых по Вологодской губернии за 1907 год // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский статистический комитет. Ф. 17, оп. 1, ед. хр. 449.
  200. Сведения о деятельности вологодского отделения попечительства о слепых за 1900 год // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский статистический комитет. Ф. 17, оп. 1, ед. хр. 352.
  201. Сведения о количестве колоний, интернатов при школах, детских садов, очагов, домов ребенка по уездам Вологодской губернии год // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский отдел народного образования. Ф. 111, оп. 1, ед. хр.265.
  202. Т.П. О готовности детей с нарушением зрения у детей к школьному обучению. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / Т.П. Свиридюк- под ред. М. И. Земцовой. М., 1978. — 370 с.
  203. В.И. Первые сведения о речевых расстройствах и приемах- их преодоления: Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой- В. И. Селиверстова. М., 1997. — С. 516 — 554.
  204. В.И. Формирование научной школы кафедры логопедии/ В. И Селиверстов, Б. М. Гриншпун, С. Н- Шаховская. // Преодоление речевых расстройств у детей и взрослых. Mi, 1981. — С. 3 — 21.
  205. Селиверстов ВЩ профессиональная характеристика дошкольного. дефектолога / В.И. Селиверстов- Н. В. Симонова // Актуальные проблемы дефектологии. М., 1991. — С. 76 -79.
  206. В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы: Учеб. пособие / В. И. Селиверстов. М., 2004. — 384 с.
  207. E.G., Формирование речи у дошкольников с ЗПР / Е. С. Слепович. -Минск, 19 891 62 с.
  208. Смирнова И. А: Специальное образование дошкольников с ДЦП / И. А. Смирнова. СПб., 2003. — 160 с.
  209. О.Н. Российская национальная «доктрина образования: размышление над концепцией / О. Н. Смолин // Педагогика. 1999. — № 7. — С. 3−14.
  210. Солнцева ЛИ Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения / Л. И. Солнцева // Дефектология. 1997. — № 2. — С. 27−29.
  211. Солнцева Л. И Воспитание слепых детей раннего возраста: Советы родителям / Л.И.Солнцева- С. М. Хорош. — М., 2004.
  212. ИМ. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей / ИМ. Соловьёв. М., 1966. — 247 с.
  213. Специальная педагогика / Под ред. НМ. Назаровой. М., 2002.
  214. Списки благотворительных обществ и учреждений, находящихся в вологодской губернии.' 1887 т. II Государственный архив Вологодской облас. ' Л68 •ти. Вологодский губернский статистический комитет. — Ф. 17, оп.1, ед.хр. 217.
  215. Списки учреждений и организаций- учебных заведений, правительственных учреждений по Вологодской губернии за 1918 год // Государственный архив Вологодской области. Вологодский губернский статистический комитет.-Ф. 17, оп.1, ед.хр. 662.
  216. Статистические сборники по образованию с 1996 по 2006 гг. Вологда, 2007.
  217. Статистический отчет Вологодской региональной общественной организации «Центрин». Череповец, 2004: — 42 с.
  218. Статистический отчет регионального отделения ВОГ. Череповец, 2004.-48 с.
  219. Статистический отчет ЧГОО «Дети-инвалиды». Череповец, 2004. -23 с.
  220. Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова // Дефектология. 1998. — № 4. — С. 21−25.
  221. Сурдопедагогика / Под ред. Е. Г. Речицкой. — М., 2004. 665 с.
  222. Л.И. Развитие логического мышления детей с недостатками слуха / Л. И. Тигранова. -М., 1991. 61 с.
  223. В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. 1999. — № 3. — С. 21−23.
  224. ВВ. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В. В. Ткачева // Дефектология. 1998. — № 4. -С, 20−24.
  225. У.В. Концептуальная модель коррекционнб-педагоги-ческой помощи детям с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова // Дефектология. 1997. -№ 4. — С. 13−18.
  226. У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У. В. Ульенкова. — М., 2002. -174 с.
  227. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.-М., 1990. 180 с.
  228. У.В. Шестилетние дети с. ЗПР / У. В. Ульенкова. М., 1990.- 182 с.
  229. Усанова О. Н, Дети с проблемами, психического развития / О. Н. Усанова. М., 1995. — 208 с.
  230. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. -М.5 1979 230 C.: «
  231. Федеральный закон РФ «О социальной’защите инвалидов .в РФ» от 24Л 1.95 // Российская газета. 02.12.1995.
  232. В.А. О перспективах качественного совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах для слепых и слабовидящих детей / В. А. Феоктистова // Дефектология. 1990. — № 4. — С. 77−78.
  233. В.А. Организация коррекционной работы в младших классах для слепых и слабовидящих детей / В. А. Феоктистова. Киев, 1977. -С. 48−54.
  234. Т.М. Особенности индивидуальной коррекционной работы с детьми со сложным дефектом / Т. М. Филина // Дефектология. — 2001. — № 1. -С. 54−57.
  235. Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева. М., 1987. — 142 с.
  236. Т.Б. Основы логопедии: Учеб. пособие / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М., 1989. — 223 с.
  237. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987. — С. 289.
  238. М.Е. Логопедия / М. Е. Хватцев. М., 1961. — 432 с.
  239. В.А. Психология аномального развития личности в детском и подростковом возрасте / В. А. Худяков. — Киев, 1993. — 260 с.
  240. С.Н. К вопросу о повышении эффективности логопедической работы / С. Н. Шаховская // Актуальные проблемы дефектологии. -М., 1991. С. 52 — 53. .
  241. С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. 2-е изд., испр. и доп. / С. Г. Шевченко. — М., 2004. -224 с.
  242. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение / С. Г. Шевченко.-М., 1999.-136 с.
  243. С.Г. Организация систем коррекционно-развивающего обучения для детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко // Дефектология. 1998. — № 5. — С. 21−28.
  244. С.Г. Особенности освоения элементарных общих понятий детьми с ЗПР / С. Г. Шевченко // Дефектология. 1976. — № 4. — С. 31−37.
  245. С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / С. Г. Шевченко. М., 2004. — 95 с.
  246. Н.В. Совершенствование системы специального образования в регионе и удовлетворение потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. В. Шевцова. — Екатеринбург, 1999. 216 с.
  247. С. Имитационное моделирование систем — искусство и наука/ С. Шеннон. Пер. с англ. -М., 1978. 418 с.
  248. JI.M. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья / JI.M. Шипицына // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. 2004. — № 2.
  249. JI.M. Актуальные аспекты интегрированного обучения детей с проблемами развития в России: Материалы международного семинара «Интегрированное обучение: проблемы и перспективы» / Л. М. Шипицына.-СПб., 1996.-144 с.
  250. Л.М. Интегрированное обучение «за» и «против» / Л. М. Шипицина // Народное образование. — 1998. № 6. — С. 11−17.
  251. Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики в процессе коррекционно-развивающего обучения / Л.М.-Шипицина // Дефектология. 1999. — № 5. — С. 41−46.
  252. Л.М. Современные тенденции развития специального образования в России: Материалы Междунар. научно-практической конференции «Актуальные проблемы интегрированного обучения» / Л. М. Шипицина. -М., 2001.-С. 56−60.
  253. Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушениями интеллекта / Л. М. Шипицына. СПб., 2002. -496, с.
  254. Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология: 1999. — № 1,2. — С. 41−45.
  255. Н.Д. Новые формы организации коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии / Н. Д. Шматко // Дошкольное воспитание. 1998. — № 3.
  256. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин- под ред. Д. И. Фельдштейна. М.- Воронеж, 1995. — 416 с.
  257. И. А. Становление коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в Республике Саха (Якутия) и пути её совершенствования: Автореф. дис.. канд. пед. наук / И. А. Юдина. Екатеринбург, 2001.-24 с.
  258. Е.А. Школа для всех. Адаптивная модель (теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. М., 1997. — 346 с.
  259. Foreman N. Special Education in the United Kingdom / N. Foreman // Special Education on the Move. Acco Leuven. Amersfoort, 1996. — P. 81−95.
  260. Kirk S.A. Education Exceptional Children / S.A. Kirk, J.J. Gallagher. -Bosston, 1983.-546 p.
Заполнить форму текущей работой