Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конституционное право на тайну сообщений как элемент института неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Диссертантом предлагается рассматривать содержание права каждого на тайну сообщений состоящим из следующих отдельных правомочий: а) возможность принимать меры по обеспечению сохранности тайны сообщений (возможность устанавливать определенный порядок доступа к информации, передаваемой с помощью различных средств связи, а также возможность предоставлять соответствующую информацию (полностью или… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-правовые основы конституционного права на тайну сообщений как составного элемента института неприкосновенности частной жизни
    • 1. 1. Право на неприкосновенность частной жизни как комплексный правовой институт
    • 1. 2. Международно-правовые основы и зарубежный опыт охраны тайны корреспонденции
    • 1. 3. Содержание конституционного права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений
  • Глава 2. Механизм реализации конституционного права каждого на тайну сообщений
    • 2. 1. Понятие и сущность механизма реализации права каждого на тайну сообщений
    • 2. 2. Законодательные ограничения конституционного права каждого на тайну сообщений
    • 2. 3. Гарантии реализации и охраны конституционного права на тайну сообщений

Конституционное право на тайну сообщений как элемент института неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита — обязанность государства1.

Признание приоритета прав и свобод человека и гражданина влечет и признание совершенно иной, новой роли государства по отношению к личности — именно государство существует для человека, основной целью органов государственной власти является защита основных прав и свобод человека. Вместе с тем, возложение на государство обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина требует четкого законодательного урегулирования отношений между личностью и государством.

Конституция Российской Федерации 1993 г., признавая необходимость расширения свободы личности и усиления её правовой охраны, законодательно закрепила право каждого на неприкосновенность частной жизни (ч. 1 ст. 23) и недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ч. 1 ст. 24).

Стремительный рост информационной инфраструктуры как во всем мире, так и в России в частности, активное совершенствование современных информационных технологий в начале XXI века привели к необходимости по иному взглянуть на правовую природу и способы защиты в Российской Федерации одного из базовых институтов как международного, так и отечественного законодательства — права на неприкосновенность частной жизни, составным элементом которого является закрепленное в части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

1 Конституция Российской Федерации. — М., 2006. С. 4.

Международные компьютерные сети (прежде всего, глобальная компьютерная сеть Интернет) призваны охватить практически все страны мира, благодаря чему открываются новые возможности в мировой экономике, политике, бизнесе, в сфере межличностных коммуникаций: появляются все новые способы общения как граждан между собой, так и с органами государственной власти.

Развитие новых информационных технологий, формирование единой многоуровневой базы персональных данных, воплощение в жизнь идеи строительства электронного государства подчеркивают необходимость создания действенного механизма, обеспечивающего неприкосновенность сферы частной жизни человека, гарантирующего тайну индивидуальных сообщений, передаваемых как с помощью телекоммуникационных сетей, так и без таковой. .

Актуальность выработки механизма реализации конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обусловлена и тем, что к числу национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере относится соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею. Для достижения этого требуется: во-первых, обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имениво-вторых, создать условия для соблюдения установленных федеральным законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информациив-третьих, обеспечить запрет на сбор, хранение и использование информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством2.

2 Доктрина информационной безопасности Российской Федерации // Российская газета, 28 сентября 2000 г., № 187.

Словом, современный этап развития российского общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, а обеспечение ее безопасности становится одним из приоритетов национальной политики нашего государства.

Наконец, государство при. решении возложенных на него обществом задач, связанных с обеспечением безопасности граждан и страны, а также в целях предотвращения или раскрытия преступлений, выявления лиц, занимающихся преступной деятельностью, вправе допускать определенные ограничения конституционных прав и свобод граждан, в частности, права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической, электронной или почтовой связи. Согласно части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации ограничение этого права допускается только на основании судебного решения .

В соответствии с действующим законодательством оператор связи (провайдер), на которого законом возложена ответственность за соблюдение тайны связи, предоставляя возможность снятия информации лицу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность, лишен возможности удостовериться в том, что данное мероприятие проводится на основании судебного решения.

Представляется, что вопросы, связанные с осуществлением контроля за проведением оперативно-розыскных мероприятий, которые могут привести к нарушению тайны телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям связи, нуждаются в дополнительной регламентации.

Именно необходимость создания действенного механизма реализации права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в условиях современного состояния развития науки и.

3 Конституция Российской Федерации. — М., 2006. С. 9. техники и обусловили постановку цели и задач диссертационного исследования.

Степень разработанности темы и круг источников. Теоретическую основу исследования составляют достижения таких наук, как теория государства и права, конституционное право, административное право, трудовое право, гражданское право, уголовное право, уголовно-процессуальное право, уголовно-исполнительное право, международное и международное частное праводокументы ООН, межправительственных организаций, действующее законодательство Российской Федерации и зарубежных стран.

Важное значение при сборе материалов для диссертационного исследования имели труды таких авторов, как С. С. Алексеев, С. А. Авакьян, М. В. Баглай, В. В. Бойцова, JI.B. Бойцова, Н. В. Витрук, Л. Д. Воеводин, Г. А. Гаджиев, Ю. А. Дмитриев, O.E. Кутафин, В. В. Лазарев, Е. А. Лукашева, Н. И. Матузов, Г. В. Мальцев, A.C. Мордовец, И. В. Ростовщиков, В. П. Сальников, И. Л. Петрухин, Т. Н. Радько, Ф. М. Рудинский, Б. Н. Топорнин, М. А. Утяшев и др., посвященные разработке общей теории прав человека, структуры субъективного права, правового статуса человека и гражданина, вопросам взаимоотношения личности и государства.

Серьезный научный потенциал для достижения поставленной автором цели представляют собой работы Н. Г. Беляевой, В. Н. Блоцкого, Н. С. Бондаря, О. Н. Булакова, В. Н. Бутылина, A.B. Бурылова, H.H. Волошкиной, К. К. Гасанова, И. Н. Глебова, С. А. Глотова, Р. Б. Головкина, И. В. Гончарова, В. Н. Григорьева, В. В. Гущина, Т. В. Дробышевской, A.B. Ендольцевой, М. С. Дунаевой, В. П! Иванского, Е. Е. Калашниковой, В. А. Карташкина, В. Я. Кикотя, A.M. Кононова, Л. О. Красавчиковой, В. П. Лаврова, С. Я. Лебедева, Н. Г. Лопухиной, С. С. Маиляна, В. А. Мазурова, В. П. Малахова, М. Н. Малеиной, А. Г. Мамонтова, Г. А. Митцуковой, Ю. А. Новикова, В. М. Плескачевского, A.C. Прудникова, Г. Б. Романовского, И. В. Смольковой, С. И. Сусловой, О. И. Тиунова, В. А. Туманова, E.H. Хазова, В. Н. Фадеева, В. И. Червонюка, С. М. Шахрая, Б. С. Эбзеева, М. Л. Энтина и ряда других современных российских ученых, предметом исследования которых являются определенные конституционные права личности, в частности право каждого на неприкосновенность частной жизни и его отдельные элементы.

Отдельно хотелось бы упомянуть труды таких иностранных исследователей, как К. Васак, М. Дженис, Р. Кей и Э. Брэдли, Д. Гомьен, Д. Харрис и Л. Зваак, Ф. Люшер, К. Экштайн и др.

Объектом проводимого исследования являются общественные отношения, регулируете конституционнолг правой граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также комплекс теоретических и практических проблемвозникающих в связи с рассмотрением этого права как составного элемента института неприкосновенности частной жизни в РФ.

Предметом исследования является отечественное и зарубежное законодательство, регламентирующее правовые институты тайны и неприкосновенности частной жизни, их составные элементыпублично-правовые нормы, регулирующие право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщенийотдельные термины, обозначающие различные формы осуществления коммуникаций между людьми, их соотношение между собой, а также их место в системе правовых норм, охраняющих и закрепляющих право каждого на неприкосновенность частной жизни, деятельность отдельных правоохранительных органов по реализации рассматриваемого права.

Цель настоящей диссертации состоит в выявлении и разрешении актуальных теоретических и практических проблем, возникающих, с одной стороны, в связи с закреплением в Конституции РФ права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений как составного элемента института неприкосновенности частной жизни, а с другой стороны — в связи с бурным развитием научно-технического прогресса, появлением новых способов связи и средств межличностного общения, со стремительным ростом информационной инфраструктуры, с тенденцией к увеличению открытости общества, повышением интенсивности конкретно-социологическийлингвистическийтехнико-юридическийсравнительного правоведения.

Новизна диссертационной работы определяется тем, что в ней предметом отдельного комплексного исследования стало конституционное право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как составной элемент института неприкосновенности частной жизни в Российской Федерациив научный оборот вводится новый, более краткий термин, обозначающий рассматриваемое в исследовании конституционное право — право на тайну сообщенийпредставлена авторская позиция относительно сущности, содержания, структуры личного права на тайну сообщений, очерчена система гарантий и определен механизм его реализации. Все эти моменты рассматриваются с учетом современного уровня развития науки и техники. Автором отражается появление новых способов связи и средств межличностного общения, стремительный рост информационной инфраструктуры.

На защиту выносятся положения:

1. Определено, что термин «право на тайну» является более широким по своему содержанию, чем термин «право на неприкосновенность (тайну) частной жизни», так как наряду с тайной частной жизни включает и другие тайны (коммерческую, государственную). В связи с этим диссертантом предлагается рассмотрение права на неприкосновенность частной (личной) жизни в следующих четырех аспектах: а) как основное субъективное право человека — закрепленное в Конституции Российской Федерации личное право каждого на самостоятельное определение своего образа жизни, свободного от каких бы то ни было посягательств, а также право на тайну информации о частной жизни лица, охрану и защиту этой информацииб) как система составных элементов, к которым относятся право на личную тайну, право на семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилищав) как система правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в сфере обеспечения тайны личной жизни каждого человека — не только комплексный, но смешанный (межотраслевой) правовой институтг) как составной элемент (субинститут) более широкого по содержанию комплексного правового института — системы правовых норм, регламентирующих право физических и юридических лиц, государства на тайну.

2. Положение о том, что конституционное право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является составным элементом института неприкосновенности частной жизни и имеет двойственную конституционно-правовую природу.

Во-первых, это право, которое можно рассматривать как в субъективном, так и в объективном смысле.

В субъективном смысле — это самостоятельное конституционное право каждого, имеющее собственное содержание и структуру, объекты неприкосновенности («тайна сообщений»), определенные ограничения, механизм и гарантии реализации, строго регламентированные законом;

В объективном смысле — это субинститут права на неприкосновенность частной жизни, т. е. система правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения конфиденциальности таких сведений личного характера, которые входят по своему содержанию в сформулированное диссертантом понятие «сообщение».

Во-вторых, независимо от субъективного или объективного подхода, это конституционно-правовая гарантия права каждого человека на неприкосновенность частной жизни.

3. Обосновывается вывод о том, что конституционное право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — один из аспектов более широкого по своему содержанию правового института — права на тайну. Вместе с тем, выстраивая иерархическую систему правового института тайны в отечественном законодательстве (право на тайну — право на неприкосновенность частной (личной) жизни — право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), автор делает вывод, что одним из важных критериев отнесения тех или иных сведений к соответствующей категории конфиденциальной информации является их субъектная принадлежность.

При рассмотрении права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как системы правовых норм автором отмечается, что анализируемая здесь тайна может быть отнесена к числу профессиональных тайн. Однако Конституция Российской Федерации гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений независимо от способа их передачи, независимо от того, привлекаются ли к осуществлению различных форм коммуникаций «профессионалы» или нет.

Таким образом, по мнению диссертанта, сама тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений по своей правовой природе в большей степени относится к личным тайнам, а не к профессиональным.

4. Автором доказывается, что содержащаяся в ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации формулировка личного права соответствует содержанию общепризнанного в международных актах права на тайну корреспонденции. «Переписка», «телефонные переговоры», «почтовые сообщения», «телеграфные сообщения» и «иные сообщения» — это отдельные, более узкие термины, исчерпывающе входящие в состав понятия «корреспонденция» в его международно-правовом понимании.

5. Сформулировано авторское определение конституционного права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — это право каждого на тайну сообщений, где тайна сообщений — это неприкосновенность передаваемой одним человеком другому или другим с помощью различных средств межличностного общения информации, предполагающей ее известность только этим лицам, охраняемой и гарантируемой законодательством Российской Федерации, незаконное получение, использование, разглашение которой причиняет вред (создает угрозу его причинения) правам и законным интересам данных лиц.

Термины «переписка», «телефонные переговоры», «почтовые сообщения», «телеграфные сообщения», «иные сообщения» — составные части более широкого по своему содержанию термина «сообщение».

6. Обосновывается вывод о том, что механизм реализации конституционного права каждого на тайну сообщений — это организационно-технически, а самое главное — законодательно обеспеченный и охраняемый государством процесс реального осуществления личностью всего комплекса правомочий, составляющих содержание конституционного права каждого на тайну сообщений.

Диссертантом предлагается рассматривать содержание права каждого на тайну сообщений состоящим из следующих отдельных правомочий: а) возможность принимать меры по обеспечению сохранности тайны сообщений (возможность устанавливать определенный порядок доступа к информации, передаваемой с помощью различных средств связи, а также возможность предоставлять соответствующую информацию (полностью или частично) по своему усмотрению другим лицам) — б) возможность требовать, в частности, от сотрудников почтовой службы, операторов телефонной связи, телеграфа, провайдеров Интернет-услуг и др., от должностных лиц органов государственной власти и иных служащих правоохранительной службы, производящих в рамках закона следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие право личности на тайну сообщений, не разглашать сведений личного характера, составляющих ее содержаниев) возможность прибегнуть к государственному принуждению путем обращений к правоохранительным органам, органам прокуратуры, в суды, а также в органы и учреждения по защите прав и свобод человека в случаях нарушения (создания угрозы нарушения) тайны сообщенийг) возможность пользоваться на основе закрепленного в части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации личного права каждого на тайну сообщений различными услугами сферы связи.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем систематизируются знания о содержании, правовой природе и механизме реализации конституционного права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (права каждого на тайну сообщений), отмечаются существующие проблемы в понимании его сущности и соотношения с другими конституционно-правовыми институтами, в частности с институтом неприкосновенности частной жизни в Российской Федерации, а также с правовым институтом тайны в российском законодательстве.

Практическая значимость исследования определяется необходимостью совершенствования конституционно-правового регулирования отношений, складывающихся в сфере реализации права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Основные положения диссертационной работы могут быть использованы в ходе дальнейших научно-теоретических исследований механизма реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Кроме того, положения диссертации могут служить базой для разработки нормативных правовых актов, регулирующих конституционное право каждого человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также основой для совершенствования законодательства в сфере охраны права каждого на неприкосновенность частной жизни.

Полученные в ходе исследования выводы и сформулированные на их основе практические предложения позволяют использовать их в научно-исследовательской работе по изучению актуальных проблем прав человека, в учебном процессе при изучении курсов «Конституционное (государственное) право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Права и свободы человека и гражданина» и др., а также отраслевых юридических наук в образовательных учреждениях, при подготовке лекций и учебных пособий по данной проблематике, в практической деятельности органов государственной власти по совершенствованию законодательства в области защиты прав и свобод человека и его эффективного применения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры конституционного и муниципального права Московского университета МВД России, а также на Всероссийской научно-методической конференции, проводившейся 24−25 мая 2002 г. в Тверском филиале Московского гуманитарно-экономического института, на межвузовских научно-практических конференциях, проходивших в Москве и в Твери с 2003 г. по 2006 г.

Теоретические положения и выводы диссертации используются в учебном процессе по курсу «Конституционное право Российской Федерации», «Конституционное право зарубежных стран» в Московском университете МВД Россиивнедрены в деятельность подразделения службы криминальной милиции УВД Тверской области по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологийиспользуются в процессе обучения персонала ФГУП «Почта России» в Учебно-производственном центре УФПС Тверской области, что подтверждено актами внедрения.

Основные идеи, теоретические и практические положения, изложенные в диссертации, нашли отражение в семи опубликованных автором работах, общим объемом 1,79 п.л.

Структура диссертации обусловлена содержанием темы, задачами и логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованной литературы. Работа выполнена в соответствии с требованиями ВАК Минобрнауки России.

Заключение

.

Настоящая диссертационная работа посвящена конституционно-правовому анализу закрепленного в части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации личного права каждого на тайну переписки, телефонных, переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений как составного элемента более широкого по своему содержанию конституционного права каждого на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации. В ходе проведенного исследования автором сформулированы и доказаны следующие теоретические положения:

1. Термин «право на тайну» является более широким по своему содержанию, чем термин «право на неприкосновенность (тайну) частной жизни», так как наряду с тайной частной жизни включает и другие тайны (коммерческую, государственную).

2. Предлагается рассмотрение права на неприкосновенность частной (личной) жизни в следующих четырех аспектах: а) как основное субъективное право человека — закрепленное в" Конституции Российской Федерации личное право каждого на самостоятельное определение своего образа жизни, свободного от каких бы то ни было посягательств, а также право на тайну информации о частной жизни лица, охрану и защиту этой информацииб) как система составных элементов, к которым относятся право на личную тайну, право на семейную тайну, право на защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилищав) как система правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения в сфере обеспечения тайны личной жизни каждого человека — не только комплексный, но смешанный (межотраслевой) правовой институтг) как составной элемент (субинститут) более широкого по содержанию комплексного правового института — системы правовых норм, регламентирующих право физических и юридических лиц, государства на тайну.

3. Конституционное право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является составным элементом института неприкосновенности частной жизни и имеет двойственную конституционно-правовую природу. Во-первых, это право, которое можно рассматривать как в субъективном, так и в объективном смысле. В субъективном смысле — это самостоятельное конституционное право каждого, имеющее собственное содержание и структуру, объекты неприкосновенности («тайна сообщений»), определенные ограничения, механизм и гарантии реализации, строго регламентированные законом.

В объективном смысле — это субинститут права на неприкосновенность частной жизни, т. е. система правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения в сфере обеспечения конфиденциальности таких сведений личного характера, которые входят по своему содержанию в сформулированное диссертантом понятие «сообщение». Во-вторых, независимо от субъективного или объективного подхода, это конституционно-правовая гарантия права каждого человека на неприкосновенность частной жизни.

4. Конституционное право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — один из аспектов более широкого по своему содержанию правового института — права на тайну. Вместе с тем, выстраивая иерархическую систему правового института тайны в отечественном законодательстве (право на тайну — право на неприкосновенность частной (личной) жизни — право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), автор делает вывод, что одним из важных критериев отнесения тех или иных сведений к соответствующей категории конфиденциальной информации является их субъектная принадлежность.

5. Тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений по своей правовой природе в большей степени относится к личным тайнам, а не к профессиональным.

6. Содержащаяся в ч. 2 ст. 23 Конституции Российской Федерации формулировка личного права соответствует содержанию общепризнанного в международных актах права на тайну корреспонденции. «Переписка», «телефонные переговоры», «почтовые сообщения», «телеграфные сообщения» и «иные сообщения» — это отдельные, более узкие термины, исчерпывающе входящие в состав понятия «корреспонденция» в его международно-правовом понимании.

7. Термины «переписка», «телефонные переговоры», «почтовые сообщения», «телеграфные сообщения», «иные сообщения» — составные части более широкого по своему содержанию термина «сообщение».

8. В связи с этим право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений — это право на тайну сообщений.

Тайна сообщений — неприкосновенность передаваемой одним человеком другому или другим с помощью различных средств межличностного общения информации, предполагающей ее известность только этим лицам, охраняемой и гарантируемой законодательством Российской Федерации, незаконное получение, использование, разглашение которой причиняет вред (создает угрозу его причинения) правам и законным интересам данных лиц.

9. Содержание права каждого на тайну сообщений состоит из следующих отдельных правомочий: а) возможность принимать меры по обеспечению сохранности тайны сообщений (возможность устанавливать определенный порядок доступа к информации, передаваемой с помощью различных средств связи, а также возможность предоставлять соответствующую информацию (полностью или частично) по своему усмотрению другим лицам) — б) возможность требовать, в частности, от сотрудников почтовой службы, операторов телефонной связи, телеграфа, провайдеров Интернет-услуг и др., от должностных лиц органов государственной власти и иных служащих правоохранительной службы, производящих в решках закона следственные действия и оперативно-разыскные мероприятия, ограничивающие право личности на тайну сообщений, не разглашать сведений личного характера, составляющих ее содержаниев) возможность прибегнуть к государственному принуждению путем обращений к правоохранительным органам, органам прокуратуры, в суды, а также в органы и учреждения по защите прав и свобод человека в случаях нарушения (создания угрозы нарушения) тайны сообщенийг) возможность пользоваться на основе закрепленного в части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации личного права каждого на тайну сообщений различными услугами сферы связи.

10. Механизм реализации конституционного права каждого на тайну сообщений — это организационно-технически, а самое главноезаконодательно обеспеченный и охраняемый государством процесс реального осуществления личностью всего комплекса правомочий, составляющих содержание конституционного права каждого на тайну сообщений.

11. По мнению автора, существуют следующие элементы механизма реализации конституционного права каждого на тайну сообщений:

1. Осуществление государством целого комплекса организационно-технических и законодательных мер, направленных на функционирование отрасли связи как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

2. Закрепление права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в Основном законе страны — в части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации. Признание государством на самом высоком законодательном уровне наличия у каждого человека этого личного права.

3. Уточнение, конкретизация закрепленного в части 2 статьи 23 Конституции Российской Федерации права каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений в текущем законодательстве.

4. Установление на государственном уровне системы законодательных ограничений права каждого человека на тайну сообщений.

5. Непосредственно действия личности с целью реального осуществления всего комплекса правомочий, составляющих содержание конституционного права каждого на тайну сообщений.

6. Наличие и действительное функционирование на территории Российской Федерации системы гарантий охраны права каждого человека на тайну сообщений (конституционный контроль и надзормеры защитымеры ответственности виновных в нарушении права лицсудебный контроль и прокурорский надзор).

12. Сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию конституционно-правовых отношений в рассматриваемой сфере.

1. Предлагается новая редакция статьи 56 Конституции Российской Федерации: «В условиях чрезвычайного и военного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия».

2. Статью 55 Конституции Российской Федерации предлагается дополнить частью четвертой: «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации».

3. Предлагается исключить из статьи 56 Конституции Российской Федерации часть третью.

4. Предлагается внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», изложив часть 8 статьи 9 названного федерального закона в следующей редакции: «запрещается требовать о гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами».

5. Предлагается внести изменения в «Перечень сведений конфиденциального характера», утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 18 8365, изложив его содержание в следующей редакции:

1). Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные) (в том числе информация о личной и семейной тайне человека, тайне его переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2). Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3). Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4). Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна и так далее).

5). Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6). Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

6. Статью 182 ГПК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «в целях охраны тайны личных сообщений переписка, телефонные.

365 Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 10. Ст. 1127 (в ред. 23.09.2005 г.) переговоры, почтовые, телеграфные и иные сообщения граждан могут быть оглашены и исследованы судом в открытом судебном заседании только с согласия лиц, между которыми они происходили. Без согласия этих лиц личные сообщения оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании".

7. Статью 150 ГК РФ предлагается изложить в следующей формулировке: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

8.Предлагается дополнить все нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы проведения систем оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ, СОРМ-2) обязательной фразой следующего содержания: «При введении систем оперативно-разыскных мероприятий на линиях и каналах электрической связи, а также в информационно-телекоммуникационных сетях гарантируется соблюдение законодательства Российской Федерации».

9. Предлагается включить в Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г., № 207, а также в саму ФЦП «Электронная Россия» положение о том, что при реализации данной программы должны быть решены вопросы информационной безопасности, обеспечены конкретные меры по реализации конституционных прав граждан, и в частности — конституционного права каждого на тайну личных сообщений в информационно-телекоммуникационных сетях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Правовые нормативные акты и иные официальные документы1. Российской Федерации
  2. Конституция Российской Федерации. М., 2006.
  3. Декларация прав и свобод гражданина // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991, № 52. Ст. 1852.
  4. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права и свободы личности. Библиотечка «Российской газеты» совместно с библиотечкой журнала «Социальная защита». Вып. 11.- М., 1995. С. 10 17.
  5. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996. С. 483 -485.
  6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 8 января 2001 г. N2. Ст. 163.
  7. Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 г. N 1 // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. N 5 ст. 375.
  8. Федеральный Конституционный закон от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в ред. от 07.06.2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1994. № 13. Ст. 1447.
  9. Федеральный Конституционный закон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997. № 9. Ст. 1011.
  10. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 46. Ст. 4532.
  11. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (чЛ). Ст. 1.
  12. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2066.
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1. Ст. 3.
  14. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52(ч.1). Ст. 4921.
  15. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.
  16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 18 января 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 2. Ст. 198.
  17. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300−1 (в ред. от 21.12.2004) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства Российской Федерации .15.01.1996. N 3. Ст. 140.
  18. Федеральный закон от 12.08.1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
  19. Федеральный закон от 25.07.1998 г. «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. Ст. 3808.
  20. Федеральный закон от 20.02.95 г. «Об информации, информатизации и защите информации // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8. Ст. 609.
  21. Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // справочно-правовая система „Консультант-плюс“.
  22. Федеральный закон от 08.01.98 г. „О наркотических средствах и психотропных веществах“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 2. Ст. 219.
  23. Федеральный закон от 16.02.95 г. „О связи“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 8. Ст. 600.
  24. Федеральный закон от 07.07.03 г. „О связи“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 28. Ст. 2895.
  25. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. „О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений“ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995. № 29. — Ст. 2759.
  26. Федеральный закон от 17.07.99 г. „О почтовой связи“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 29. Ст. 3697.
  27. Федеральный закон от 17.01.92 г. года „О Прокуратуре Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
  28. Федеральный закон от 03.04.95 г. „О Федеральной службе безопасности“ // Собрание законодательства Российской Федерации.№ 15. Ст. 1269.
  29. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 „Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 12. Ст. 1099.
  30. Указ Президента РФ от 1 сентября 1995 г. № 891 „Об упорядочении организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий с использованием технических средств“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 24. Ст. 2954.
  31. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 „О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации“ // Собрание законодательства Российской Федерации. Ст. 1101.
  32. Указ Президента Российской Федерации N 1013 „Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации“ от 07.08.2004 (в ред. от 05.04.2006) // Собрание законодательства Российской Федерации, 09.08.2004, N32. Ст. 3314.
  33. Указ Президента Российской Федерации N 1314 „Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний“ от 13.10.2004 (в ред. от 02.12.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации, 18.10.2004, N42. Ст. 4109.
  34. Постановление Правительства Российской Федерации N 429 „О Федеральной таможенной службе“ от 21.08.2004 (ред. от 10.06.2005) // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.08.2004, N 35. Ст. 3637.
  35. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2006 N 32 „Об утверждении правил оказания услуг связи по передачеданных“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.01.2006. N 5. Ст. 553.
  36. Постановление Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 (ред. от 30.06.2005) „Об утверждении правил оказания услуг подвижной связи“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 30.05.2005. N 22. Ст. 2133.
  37. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 353 „Об утверждении правил оказания услуг связи проводного радиовещания“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 13.06.2005. N24. Ст. 2372.
  38. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 222 „Об утверждении правил оказания услуг телеграфной связи“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.04.2005. N 17 Ст. 1557.
  39. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 N 221 „Об утверждении правил оказания услуг почтовой связи“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 25.04.2005. N 17. Ст. 1556.
  40. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2005 г. № 87 „Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий“ // Собрание законодательства РФ, 28.02.2005, N 9. Ст. 719.
  41. Приказ Министерства связи и информатизации РФ № ИЗ от 9 сентября 2002 г. „Об утверждении „Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи“ // Российская газета, 2002, 19 сентября.
  42. Приказ Генерального прокурора РФ от 25 апреля 2000 г. № 56 „Об организации надзора за исполнением Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности““ // Справочная правовая система „Консультант-Плюс“.
  43. Приказ ГТК РФ от 03.12.2003 № 1381 „Об утверждении правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемыхчерез таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях“ // Российская газета, 2004. 30 янв.
  44. Постановление Конституционного суда РФ от 18 января 1996 г. № 2- П „По делу о проверке конституционности положений Устава (Основного За кона) Алтайского края“ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 4. Ст. 409.
  45. РСФСР и частью второй статьи 8 Федерального закона „Об оперативно-розыскной деятельности““ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 11. Ст. 1069.
  46. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. „О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации“ //Российская газета. 1995. 28 дек.
  47. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 24 декабря 1993 г. „О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации“ // Бюллетень Верховного суда РФ. 1994. № 12.
  48. Конституции буржуазных государств. — М., 1982. —408с.
  49. Конституции буржуазных государств Европы. — М., 1957. — 1140с.
  50. Конституции государств Европы. — М., 2001. — 824 с.
  51. Конституции зарубежных государств. — М., 2000. —366с.
  52. Новые конституции стран СНГ и Балтии. Сборник документов. М., 1994.
  53. Конституции республик в составе Российской Федерации. Выпуск 1.М., 1994.
  54. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Выпуск 1. М., 1995.1. Монографии, учебники и учебные пособия
  55. С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000 — 528 с.
  56. С.А. Конституционное право России. Учебный курс: в 2-х томах, т. 1, М., 2005 719 с.
  57. С.С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность. М., 2001 -161 с.
  58. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. 5-ое изд., изм. и доп. — М., 2005 -784 с.
  59. Белая книга российских спецслужб, М., 1995, с. 97−169.
  60. Л.Л. Ограничение прав человека. М., 2003 -143 с.
  61. А.В. Законодательное ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Пермь, 2003 -47 с.
  62. А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2-ое изд. -М., 2005−608 с.
  63. Н.В. Механизм реализации политических прав и свобод граждан // Советское государство в условиях развитого социалистического общества / Отв. Ред. Ю. А. Тихомиров. М. 1978 — 124 с.
  64. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979 — 163 с.
  65. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М, 1985 — 175с.
  66. Л.Д. Юридический статус личности в России. — М., 1997. —304 с.
  67. .Н., Чернявский А. Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. М., 2005 — 1124 с.
  68. .Н. и др. Конституционное право Российской Федерации: учебник. М., 2003 — 472 с.
  69. К.К. Конституционный механизм защиты основных прав человека. — М., 2004. — 431 с.
  70. О.А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М., 1998 312 с.
  71. С.И. Права человека в России: теория, история, практика. М., 2003 — 479 с.
  72. П.П., Кикоть В. Я. Теория и практика социально-правовой защиты конституционных прав, свобод и интересов граждан в Российской Федерации. Учебник. М., 2002 — 448 с.
  73. Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М., 1998.
  74. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2001 — 348 с.
  75. Л.А. Неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки и телефонных переговоров. М., 1980 — 64 с.
  76. А.С. Документы и тайна. Личная (персональные данные). Почтово-телеграфных отправлений. М., 2003 — 396 с.
  77. Т.В. Личные неимущественные права граждан и их гражданско-правовая защита. Красноярск, 2001 — 187 с.
  78. Н.И. Организационно-правовая защита информации. -Уфа, 2003−108 с.
  79. Л.Н. Механизм реализации права М., 1992 — 287 с.
  80. Г. И., Калинский И. В., Червонюк В. И. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В. И. Червонюка. -М., 2002−432 с.
  81. В.П. Правовая защита информации о частной жизни граждан: опыт современного правового регулирования. М., 1999 — 123 с.
  82. Р.Б. Уголовно-правовые меры защиты коммерческой, налоговой и банковской тайн: история и зарубежный опыт. Воронеж, 2003 -91 с.
  83. Информационная политика / Под общ. ред. Попова В. Д. М., 2003−463 с.
  84. Информационные ресурсы развития Российской Федерации: правовые проблемы. М., 2003 — 403 с.
  85. А.Т. Конституционное право Российской Федерации. — Екатеринбург, 2004. — 141 с.
  86. Килкли Урсула. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Ст. 8 Право на уважение частной и семейной жизни, жилища, корреспонденции. — М., 2001.— 124 с.
  87. Е.И., Кутафин O.E. Конституционное право России. — М., 2001. —212с.
  88. А.И. и др. Государство и ты: права и обязанности. -М., 1998−557 с.
  89. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под. общей ред. Топорнина Б. Н. — М., 1997. — 624 с.
  90. Комментарий к трудовому кодексу РФ. / Под. ред. Ананьевой К. Я. — М., 2002. — 512 с.
  91. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Петрухина И. Л. — М., 2002. — 816с.
  92. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под ред. Смирнова Л. В. — СПб., 2003. — 1008 с.
  93. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Отв. ред. Лебедев В. М. — М., 2004. — 917 с.
  94. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. — М., 2003. — 768 с.
  95. Конституционное право России: учебник для студентов юридических вузов / Под ред. A.C. Прудникова- 2-ое изд., перераб. и доп. -М., 2005−687 с.
  96. Конституция общенародного государства. — М., 1979. — 359 с.
  97. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. —М., 1997.—228 с.
  98. Конституционное право государств Европы: учеб. пос. / Отв. ред. Д. А. Ковачев М., 2005 -320 с.
  99. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / Под ред. М. В. Баглая и др., 2-ое изд., перераб. и доп. М., 2005 — 1056 с.
  100. Конституционное (государственное) право зарубежных стран в 4-х томах: учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Отв. ред. Б. А. Страшун 3-е изд., обновл. и дораб., Т. 1,2- М., 2000 — 784 с.
  101. Конституционное право России / Под ред. Кокотова А. Н., Кукушкина М. И. — М.: Юристь, 2001. — 538 с.
  102. Конституционный статус гражданина. / Под ред. Топорнина Б. Н. — М., 1989.—350 с.
  103. Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. 374 с.
  104. В.А. Информационное право. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003 — 472 с.
  105. .А. Юридический справочник руководителя. Тайна: коммерческая, государственная, служебная, банковская, профессиональная, личная. -М., 1999- 128 с.
  106. JI.O. Понятие и система личных неимущественных прав граждан (физических лиц) в гражданском праве Российской Федерации. — Екатеринбург: УрПОА, 1994. — 200 с.
  107. JI.O. Личная жизнь под охраной закона. М., 1 983 123 с.
  108. В.Ф. Прокурорский надзор. Учебник. М., 2006 — 783 с.
  109. O.A. Конституционное право Российской Федерации: Уч. пос. М., 2005−192 с.
  110. O.E. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. М., 2004 — 407 с.
  111. И.И. Налоговая тайна: правовой режим защиты информации. М., 2003 — 328 с.
  112. Ю.И., Толстопятенко Г. П., Экштайн К. А. Права и свободы человека и гражданина: научно-практический комментарий к главе 2 Конституции Российской Федерации. -М., 2000 207 с.
  113. В.А. Тайна государственная, коммерческая, банковская, частной жизни. Уголовно-правовая защита. М., 2003 -152 с.
  114. М.Н. Личные неимущественные права граждан: понятие осуществление, защита. — М., 2001. — 153 с.
  115. H.A. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Уч. пос.-М., 1999−352 с.
  116. A.A. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 6-ое изд., перераб. и доп. — М., 1999 — 456 с.
  117. A.C. и др. Права человека и деятельность ОВД. -Саратов, 1994- 131 с.
  118. JI.A. Теория государства и права. Учебник. М.: „Юрист“, 2003, -435 с.
  119. Неправительственные правозащитные организации Российской Федерации: Справочник / Под общ. ред. Миронова О. О. М., 2002 -318 с.
  120. В.М. США: полицейский контроль над обществом. М, 1987, с. 4.
  121. Общая теория права и государства: учебник / под ред. Лазарева В.В.-М., 1994−360 с.
  122. И.Л. Личная жизнь: пределы вмешательства. М., 1989.
  123. И.Л. Личные тайны (Человек и власть). М., 1 998 230 с.
  124. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е. А. Лукашевой. -М., 2002 435 с.
  125. Права человека: проблемы и перспективы. М., 1990 — 53 с.
  126. Права человека: пути их реализации. Часть 1. М., 1999 — 189 с.
  127. Права человека: пути их реализации. Часть 2. М., 1999 — 151 с.
  128. Правовые основы защиты государственной и иной охраняемой законом тайны: Хрестоматия. Составитель Савченко Д. А. Новосибирск, 1998- 191 с.
  129. Прокурорский надзор. Учебник / Под ред. Галустьяна O.A. М. 2004 — 399 с.
  130. Прокурорский надзор. Учебник для вузов / Под ред. Сухарева А.Я.-М.2005 -480 с.
  131. М.М. Интернет право. — М., 2004 — 143 с.
  132. М.М. Информационное право. Учебное пособие. М., 1999−400 с.
  133. A.A. Профессиональная тайна в уголовном праве России (история и современность). Ульяновск, 2002 — 165 с.
  134. Г. Б. Право на неприкосновенность частной жизни. -М., 2001 -309 с.
  135. И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита ОВД / Научн. ред. Н. В. Витрук. Волгоград, 1997 -188 с.
  136. В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история. Развитие, понятие, соотношение. Спб., 2003 — 305 с.
  137. В.П. Правовая культура. Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород — 1993 — 98 с.
  138. С.А. Приватность (право на неприкосновенность частной жизни) в российском Интернете. М., 2003 — 52 с.
  139. A.A. Обеспечение и защита права на информацию. -М., 2001 -338 с.
  140. Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. М., 2002 127 с.
  141. Т.В. Совершенствование государственной защиты демократических прав и свобод человека и гражданина в ходе реформирования российского общества. М., 2001 — 95 с.
  142. Теория государства и права. учебник для юридических вузов / Под ред. Пиголкина A.C. М., 2003 — 539 с.
  143. Теория государства и права. Учебник / Под ред. Ромашова P.A. -Спб., 2005−630 с.
  144. И.В. правовое регулирование естественных прав человека в местах лишения свободы. Рязань, 1998 — 95 с.
  145. М.М., Утяшева JI.M. Права человека в России: состояние и перспективы. Уфа, 1997 — 111 с.
  146. A.A. Тайна и право (основные системы ограничений на доступ к информации в российском праве). М., 1998 — 284 с.
  147. А. Ваше право на неприкосновенность частной жизни. Пособие по защите законных прав в информационном обществе. Спб, 1996 — 120 с.
  148. B.C. Право человека на информацию: механизм реализации. Саратов, 1998 — 64 с.
  149. В.И. Конституционное право России: Уч. пос. М., 2003−432 с.
  150. В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник, 4-ое изд., перераб. и доп. М., 2005 — 669 с.
  151. В.Е. Конституционное право России. Учебник, 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004 — 463 с.
  152. A.A. Оперативно-розыскное право. М., 1999. С.49−50.
  153. А.Ю. Проблемы законодательного регулирования ОРД в России. М., 1997 г. 1.I. Научные статьи
  154. С. А. Конституция России: сложный юбилей // РФ сегодня, 2003, № 22, с. 10−13.
  155. М. В., Байков В. И. Состояние информационной безопасности в России // Национальная безопасность и геополитика России, 2003, № 1−2, с. 42−44.
  156. C.B. и др. Первоочередные задачи компьютерной телефонии ОВД России // Компьютерные технологии в криминалистике и информационной безопасности: Труды Академии управления МВД. М., 1997, с. 32−41.
  157. Н.Г. Право на неприкосновенность частной жизни: международно-правовое и внутригосударственное регулирование. // Российский юридический журнал. 2000. № 1, с. 23−27.
  158. Н.Г. Право на неприкосновенность частной жизни и доступ к персональным данным // Известия вузов. Правоведение, 2001, № 1, с. 101−114.
  159. И.Ю. „Электронное государство“ // Общественные науки и современность, 2004. № 6, с. 105−111.
  160. В. Контроль и запись телефонных и иных переговоров // Законность, 2001, № 10, с. 12−14.
  161. В. Угроза информационной безопасности не миф // РФ сегодня, 2002, № 5, с. 24−25.
  162. Н. Что понимать под „неприкосновенностью частной жизни“ // Российская юстиция, 2000, № 3, с. 9−10.
  163. В.В. Интернет и ОРД // Законодательство, 1999, № 11, с. 71.78.
  164. С. А. О гарантиях прав российских граждан Европейской конвенцией по защите прав человека // Международное публичное и частное право, 2003, № 1, с. 19−24.
  165. A.B. Конституционные гарантии прав и законных интересов участников досудебного производства по уголовному делу // Адвокатская практика, 2002, № 1, с. 38−43.
  166. К.Ф. Конституция РФ и вопросы уголовного судопроизводства // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 1994, № 5, с. 38−41.
  167. С., Виноградов С., Щерба С. Как прослушать телефонный разговор // Социалистическая законность. 1991. № 2, с. 32.
  168. Доступ граждан к законодательству субъектов Российской Федерации. Защита прав граждан и неприкосновенность частной жизни: Материалы международного круглого стола 24−26 сентября 2001 г. -Иркутск, 2003 222 с.
  169. Доступ граждан к правовой информации и защита неприкосновенности частной жизни: Материалы международного круглого стола 31 мая 2 июня 1999 г. — Иркутск, 2000 — 155 с.
  170. М.С. Проблемы защиты частной жизни граждан при осуществлении контроля и записи переговоров // Адвокатская практика, 2003, № 3, с. 13−17.
  171. A.C. Безопасность компьютерной информации в XXI веке // Общество, государство и право России на пороге XXI века: Межвузовский сборник научных трудов Уфа, 2000, с. 137−139.
  172. Е.В. Правовое регулирование сохранности тайны // Государство и право, 2002, № 8, с. 16−23.
  173. A.B. Концепция первоочередных поправок в Конституцию Российской Федерации // Правоведение, 2000, № 4, с. 46−61.
  174. В.Д. и др. Выдерживает ли испытание временем Конституция Российской Федерации // Российская Федерация сегодня, 2003, № 21, с. 11−14.
  175. В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права, 2003, № И, с. 3−10.
  176. B.C. Перлюстрация в первые годы советской власти // Вопросы истории, 1995, № 8, с. 32−37.
  177. А.Д. Обеспечение информационной безопасности в современной России // Компьютерная преступность: состояние и превентивные меры. Материалы международной научно-практической конференции. 4.1 Спб., 1999. с. 30−33.
  178. Ю.В. „Электронное правительство“ и общество: мировые реалии и Россия (Сравнительный анализ) // Социологические исследования, 2006, № 1, с. 73−82.
  179. Килк Элли У., Чефранова Е. А. Право на уважение частной и семейной жизни, жилища и корреспонденции. Прецеденты и комментарии. М., 2001.
  180. Контроль и надзор за деятельностью ОВД важнейшая гарантия обеспечения прав человека: Материалы международной научно-практической конференции (26−27 октября 1999 г.) / Отв. ред. Берекашвили JI.UI. и др. — М., 2000.
  181. Круглый стол по правам человека в субъектах Российской Федерации. Саратов, 2002, выпуск 5.
  182. М. Информационные права личности // Законодательство и практика средств массовой информации, 1997, Вып. 5 (33).
  183. К. Россия на пути к информационному обществу // Вопросы экономики, 2005, № 4, с. 113−120.
  184. С., Сурняев В. Информационно-коммуникационные технологии в общественном производстве // Экономист, 2006, № 4, с. 37−49.
  185. В.П., Петровичев Ю. В. Информация и право // Журнал российского права, 2004, № 8, с. 54−64.
  186. A.B. Право гражданина на информацию: необходимость, природа, гарантии реализации // Правоведение, 1995, № 3, с. 12−14.
  187. Л.Г. Охрана права на тайну сообщений в уголовном законодательстве России и зарубежных стран // Журнал российского права, 2003, № 4, с. 85−92.
  188. Г. Д. О неприкосновенности личной документации граждан в уголовном процессе // Государство и право, 1996, № 1, с. 73−79.
  189. Л.Х. Эффективность норм международного права. Теоретические проблемы. Казань. Изд-во Казанского ун-та. 1999. с. 251.
  190. В. Право на тайну // Закон, 1998, № 2, с. 5−12.
  191. Т.В. Судебный контроль за соблюдением права граждан на тайну телефонных переговоров и иных сообщений // Журнал российского права, 2001, № 1, с. 54−58.
  192. С. П. ОРД и права человека в сфере информационной безопасности // Вестник Белгородского юридического института МВД РФ, 2003, № 1, с. 46−49.
  193. Н.В. Осторожно, вас подслушивают // Человек и закон, 1994, № 12.
  194. С.О. О необходимости изменения законодательства об информации // Хозяйство и право, 2005, № 10, с. 30−38.
  195. М.Е. Неприкосновенность частной жизни в эпоху современных информационных технологий. Семинар (27−28.02.2000). Стенографический отчет. Спб, 1999.
  196. Прослушивание телефонных переговоров в международном праве и законодательстве одиннадцати европейских стран. Харьков, 1999. Вып. 12(49). С.9−11.
  197. И.М. Правовое регулирование электронной среды Интернет. Интернет-право новое направление юридической науки // Правовые вопросы связи, 2005, № 1,31−38.
  198. В.А. Правовые проблемы обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 2000, № 4, с. 20−30.
  199. В.А. Правовое регулирование информационных отношений //Юрист, 2001, № 7, с. 2−10.
  200. Е.А. Права человека и информационная безопасность // Общество и право в новом 2001-м тысячелетии. Материалы международной конференции (4−5 октября 2000), т. 1, МЮИ МВД РФ, с. 276−281.
  201. O.A. Теоретико-правовая оценка развития сферы информационно-электронных технологий // Право и политика, 2001, № 2, с. 12−16.
  202. O.A. Перспективы обеспечения общественной безопасности в рамках построения „электронного государства“ в России // Современное право, 2005, № 3, с. 34−38.
  203. A.A. Структура правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации // Компьютерные технологии, защита информации и моделирование в деятельности ОВД: Труды Академии управления. М., 2003, с. 47−59.
  204. H.H. Криминогенные аспекты глобальной сети Интернет // Налоговый вестник, 2001, № 4, с. 124−128.
  205. A.A. Тайна как социальное и правовое явление. Ее виды // Государство и право, 1998, № 6.
  206. Ю.А. Вопросы информационной безопасности личности, общества и государства накануне XXI века // Международная конференция
  207. Информатизация правоохранительных систем» (7−8 июня 2000) / Академия управления М., 2000, с. 86−92.
  208. .А. О правовом регулировании и практике прослушивания телефонных переговоров в уголовном процессе германии // Вестник, 1991, № 5, с. 55−60.
  209. Д.С. и др. Актуальна ли для России проблема защиты персональных данных // Вестник российского общества информатики и вычислительной техники, 1995, № 6, с. 12−15.
  210. В.Е. О некоторых проблемах реформы российской Конституции // Государство и право, 2000, № 6, с. 5−11.1.Cnoeapu, сборники нормативных актов и конференций
  211. Государственно-правовые проблемы обеспечения и защиты прав граждан: Сборник научных работ. Тверь, 1997 — 154 с.
  212. В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.4. -М., 1982.- 653 с.
  213. Защита прав человека и соблюдение законности ОВД: Материалы международной научно-практической конференции. М., 1999, с. 59−66.
  214. Информационная безопасность и внешняя политика России в XXI веке: Материалы научно-практической конференции 14 декабря 2001, М., 2001.
  215. Конституционное право: словарь / Отв. ред. В. В. Маклаков. М., 2001−560 с.
  216. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Отв. ред. С. А. Авакьян М., 2000 — 688 с.
  217. Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. И. Червонюка. М., 2002 — 430 с.
  218. Научно-практический комментарий к Конституции / Под ред. В. В. Лазарева, изд. 2-ое, перераб. и доп., М., 2001.
  219. Общество и право в новом 2001-м тысячелетии. Материалы международной конференции (4−5 октября 2000), т. 1, МЮИ МВД РФ, 298 с.
  220. С.И. Словарь русского языка. М., 1984.
  221. Словарь русского языка в пяти томах. М., 1981.
  222. Советский энциклопедический словарь. М., 1961.
  223. У.Диссертации, авторефераты диссертаций
  224. Н.Г. Право на неприкосновенность частной жизни: соотношение международно-правовой и внутригосударственной регламентации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.10. Казань, 2000 — 201 с.
  225. В.Н. Конституционное обеспечение права человека на неприкосновенность частной жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02. М., 2001.311 с.
  226. И.В. Тайна по российскому законодательству: проблемы теории и практики. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01. Н. Новгород, 2004 — 203 с.
  227. Д.В. Тайна личной корреспонденции в уголовном праве. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08. Ставрополь, 2003 — 159 с.
  228. С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02-Волгоград, 1999 22 с.
  229. H.H. Обеспечение конституционного права на неприкосновенность частной жизни при производстве предварительного следствия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.09. М., 2000 — 199 с.
  230. В.В. Право на неприкосновенность частной жизни по гражданскому законодательству Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03.- М., 2004−154 с.
  231. Р.Б. Правовое и моральное регулирование частной жизни в современной России. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.01.- Н. Новгород, 2005 -516 с.
  232. A.B. Конституционные критерии допустимости ограничения основных прав человека и гражданина в Российской Федерации.
  233. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02. Тюмень, 2003 — 22 с.
  234. Д.И. Правовое положение осужденных к лишению свободы в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08. -Иркутск, 2003.- 24 с.
  235. М.Т. Соблюдение прав и свобод граждан в деятельности милиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02. М., 1995.24 с.
  236. Е.Е. Уголовно-правовое обеспечение неприкосновенности информации о частной жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.08.-М., 2001−221 с.
  237. И.Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02.-М., 1981−23 с.
  238. Е.А. Государственно-правовое обеспечение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02. Спб., 2000 — 23 с.
  239. Е.С. Право на информацию и информационную деятельность в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02-М., 2003 -23 с.
  240. И.В. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.11-Спб., 2001.
  241. Н.Г. Уголовно-процессуальные аспекты охраны конституционного права на тайну телефонных переговоров. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.09.-М., 2001- 195 с.
  242. М.Н. Личные неимущественные права граждан (понятие, осуществление, защита). Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.03 М., 1997−40 с.
  243. К.А. Банковская тайна: правовые аспекты. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.12 Саратов, 2000 — 184 с.
  244. Г. А. Право на неприкосновенность частной жизни как конституционное право человека и гражданина. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02 -Екатеринбург, 2005 182 с.
  245. Ю.А. Право личности на информацию и деятельность ОВД по его обеспечению и охране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01. -М., 2001−23 с.
  246. М.А. Безопасность личности в российском обществе в условиях становления правового государства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 23.00.02.-М., 2003.- 23 с.
  247. Г. Б. Конституционное регулирование права на неприкосновенность частной жизни. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02. Спб., 1997.
  248. C.B. ОВД в механизме обеспечения прав и свобод гражданина. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02. Р-н-Д, 1999 — 23 с.
  249. М.В. Конституционные права, свободы и обязанности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02. Спб., 2000 -22 с.
  250. Н.И. Контроль законодательной власти за деятельностью спецслужб. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.01. М., 1998.
  251. И.В. Проблемы охраняемой законом тайны в уголовном процессе. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальности 12.00.09. Иркутск, 1998.
  252. Н.С. Иммунитеты в конституционном праве Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02. -Челябинск, 2003 23 с.
  253. С.И. Тайна в праве России: цивилистический аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.03. Иркутск, 2003. — 204 с.
  254. С.Н. Проблема конституционно-правового регулирования информационных отношений в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук по специальности 12.00.02-М., 2002.
  255. VI. Источники на иностранных языках
  256. Refome de la Constitution federate. 1996.
  257. Whitaker R. The end of privacy: How total surveillance is becoming a realty. New York, 1999 — 235 p.
  258. Szivos M. From individual privacy to the privacy of groups and nations. // EUI, 1992, p. 24−58.1. УИ. Периодические издания
  259. Аргументы и факты, 2005, № 49.
  260. Биллинг. Компьютерная телефония, 2004, № 2−6.
  261. Вестник связи, 2005, №№ 1−9.
  262. Вопросы защиты информации. Научно-практический журнал, 2004, № 1−4.
  263. Государство и право, 1994, № 10.
  264. Государство и право, 1998, № 6.
  265. Государство и право, 2000, № 5.
  266. Государство и право, 2002, № 7−8.
  267. Журнал российского права, 1998, № 3.285. Закон, 1998, № 2.
  268. Конституционное право: Восточно-европейское обозрение, 2003, № 4.
  269. Мобильные телекоммуникации, 2004, №№ 1−10,2005, №№ 1−5.
  270. Почтовая связь. Техника и технологии, 2005, № № 1 -4.
  271. Право и безопасность, 2004, №№ 1−2.
  272. Правовые вопросы связи, все №№ за 2004. 2005 гг.291. PC-mobile, 2005, №№ 4−8.
  273. Российский юридический журнал, 1998, № 3.
  274. Российская Федерация сегодня, 2003, №№ 21−22.
  275. Russian Mobile, 2005, №№ 1−4.
  276. Сети и системы связи. Журнал о компьютерных сетях и телекоммуникационных технологиях, 2005, №№ 7−8.
  277. Системы безопасности связи и телекоммуникаций, 2005, № 2.297. SMS Life, 2004, № 3−5.298. Электросвязь, 2005, № 1.
Заполнить форму текущей работой