Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию мужчин
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на региональных научно-практических конференциях «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль 2003;2004) — «Образ человека в картине мира» Новосибирского института экономики психологии и права (2003;2004) — на Научных конференциях «Наука. Университет» Нового Сибирского университета… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
- 1. 1. Формирование понятий психологической адаптации и их соотношение
- 1. 2. Соотношение социально-психологической адаптации и социализации
- 1. 3. Виды социально-психологической адаптации
- 1. 4. Факторы социально-психологической адаптации
- ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
- 2. 1. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности
- 2. 2. Идентификационные механизмы онтогенеза мужчин в отечественной и зарубежной психологии
- 2. 2. 1. Понятие тендера и тендерных исследований
- 2. 2. 2 Развитие представлений о тендерной идентичности
- 2. 3. Формирование тендерной идентичности мужчин в интерпретации различных теоретических подходов
- 2. 4. Проблема мужественности
- ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОДЕРЖАНИЯ ТЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МУЖЧИН
- 3. 1. Концептуальная схема исследования
- 3. 1. 1. Основные гипотезы, характеристика выборки и методов исследования
- 3. 1. 2. Описание этапов эмпирического исследования
- 3. 2. Основные результаты исследования и их анализ
- 3. 2. 1. Результаты исследования содержания гедерной идентичности мужчин
- 3. 2. 2. Результаты исследования связи содержания тендерной идентичности мужчин и социально-психологической адаптации
- 3. 2. 3. Результаты исследования внутренних связей между показателями категорий тендерной идентичности. Описание выделенных типов идентичности
- 3. 2. 4. Описание типов идентичности, обеспечивающих наиболее эффективную социально-психологическую адаптацию
- 3. 1. Концептуальная схема исследования
Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию мужчин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Работа посвящена теоретическому и экспериментальному исследованию содержания тендерной идентичности мужчин и его влияния на социально-психологическую адаптацию.
Одна из особенностей современного этапа тендерных исследований, состоит в том, что их объектом, наряду с женщинами все чаще становятся мужчины. Этот сдвиг имеет свои социально-культурные, политические и интеллектуальные предпосылки, вызвавшие обсуждение мужского вопроса в общественных и естественных науках. Начиная с 1970;х годов, в зарубежной, а затем и в отечественной науке говорят и пишут о «кризисе маскулинности», о том, что традиционный мужской стиль жизни, и сами психологические свойства мужчины не соответствуют современным социальным условиям, и мужчинам приходится платить за свое господствующее положение в обществе и культуре слишком большую цену. Кризис маскулинности связывают с глобальными изменениями, происходящими в обществе в последние десятилетия. В первую очередь это разрушение традиционной системы тендерного разделения труда, утрата мужчинами монополии на публичную власть в политической сфере, эволюция брачно-семейных отношения: в современном браке гораздо больше равенства, понятие отцовской власти все чаще заменяется понятием родительского авторитета, существенное изменение характера социализации мальчиков, совместное школьное обучение уменьшает половую сегрегацию. Хотя в массовом сознании нормативные мужские и женские свойства по-прежнему выглядят альтернативными, многие социально-значимые черты личности считаются гендерно-нейтральными. Все перечисленные изменения отражаются на социокультурных стереотипах маскулинности.
В связи с этим перед социальной психологией встает ряд новых задач, связанных с осмыслением проблемы не просто личности, а личности с точки зрения ее половой принадлежности. Актуализируется интерес к социально-психологическим проблемам, ранее находившимся на периферии научного анализа. В частности, к проблемам формирования, развития и содержания тендерной идентичности мужчин, которые в силу жесткости предъявляемых к ним тендерных требований оказались особо уязвимыми в свете происходящих изменений.
Актуальность настоящей работы определяется тем, что в ней предпринята попытка, исследовать входящие в содержание тендерной идентичности представления, убеждения и образы, и их влияние на психологическое благополучие мужчин. Решение этой задачи определяется тем, что данный вопрос еще не достаточно разработан в психологии. Согласно анализу состояния проблемы, сделанного И. С. Коном [62] и Ц. П. Короленко [69], до середины 1980;х годов мужскими проблемам посвящались преимущественно популярные и медико-биологические исследования. Далее, количество публикаций возросло, однако в них представлены исследования психотерапевтов и психологов, основанные на клиническом опыте, и переносить эти данные на «среднего» мужчину в популяции не представляется возможным. Очень велика возрастная и предметная диспропорция исследований. Преобладают исследования развития тендерной идентичности детей дошкольного, школьного и подросткового возраста (В.Е. Каган, 2000; И. С. Клецина, 1998; Я. Л. Коломенский, М. Х. Мелтсас, 1985; И. В Романов, 1997; 1985; Ф. Тайсон Р. Тайсон, 1998; И. В. Тельнюк, 1999; Т. И. Юферова, 1982; С. Martin, 1990; S. Tompson, 1975), и практически нет научных фактов по вопросам тендерной идентичности взрослых мужчин, кроме умозрительных рассуждений. Представленный в них анализ образов, маскулинности, существующих в культуре, в средствах массовой информации, и обыденном сознании не подкреплен социально-психологическими исследованиями и не позволяет разрешить вопросы содержания тендерной идентичности мужчин способствующей достижению эффективной адаптации.
Недостаток исследования данной темы связан со сложностью самого феномена и как следствие отсутствием разработанных объективных методов исследования идентичности [68] Таким образом, существует необходимость в расширении методологического аппарата при исследовании содержания идентичности. В связи с этим, нами разработана и апробирована в качестве инструмента исследования процедура анализа текстов самоописаний мужчин, позволяющая выявить показатели не подверженные сознательному контролю и свидетельствующие о глубинных, убеждениях и личностных установках.
Сочетание высокой теоретической и практической значимости с недостаточной разработкой многих аспектов состояния и содержания тендерной идентичности мужчин и ее влияния на социально-психологическую адаптацию обусловило актуальность исследования и постановку его целей.
Цель исследования заключается в определении зависимости между смысловым содержанием тендерной идентичности и социально-психической адаптацией мужчин.
Для реализации поставленной цели в диссертации были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать зарубежные и отечественные теоретические подходы к диагностике социально-психологической адаптации и феномена тендерной идентичности мужчин.
2. Разработать концептуальную схему исследования, программу и процедуру исследования тендерной идентичности мужчин и ее влияния на социально-психологическую адаптацию.
3. Изучить смысловое содержание тендерной идентичности мужчин.
4. Исследовать связь содержания тендерной идентичности мужчин с показателями социально-психологической адаптации.
5. Выделить типы тендерной идентичности мужчин по содержанию.
6. Определить типы идентичностей, обеспечивающие наиболее эффективную социально-психологическую адаптацию.
Объект исследования — социально-психологическая адаптация.
Предметом исследования является содержание тендерной идентичности мужчин и ее влияние на социально-психологической адаптацию.
Гипотезы исследования:
1. Содержание тендерной идентичности мужчин включает самоопределения в категориях мужественности/женственности, содержание целей, ценностей, и представления об отношении с окружающими и собой, которые соответствуют традиционным канонам маскулинности.
2. Представления о качествах и поведении мужчин, входящие в содержание тендерной идентичности незначительно отличаются от традиционных канонов маскулинности. Они смягчаются и сдвигаются в сторону качеств неавторитарной масулинности.
3. Существует прямая связь между содержаниями идентичности, имеющими ярко выраженную тендерную специфику и показателями социально-психологической адаптации.
4. Эффективная социально-психологическая адаптация прямо связана с наличием в содержании тендерной идентичности представлений и идентификаций с культурными образцами мужественности. Отсутствие идентификаций с культурными образцами мужественности снижают эффективность адаптации.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют социально-психологические концепции адаптации личности (Г.М. Андреева, А. А Налчаждян) — методологические положения о значении защитных механизмов для адаптации в психоаналитической концепции личности (Г. Гартманн, З. Фрейд, А. Фрейд,) — эпигенитическая концепция развития личности (Э.Эриксон) феноменологический подход к исследованию личности (К. Rogers) — интеракционистская концепция личности (Y. Marcia, J Mead, L. Philips) — теоретические подходы к изучению системы факторов социально-психологической адаптации.
Ю.А. Александровский, Б. Ф. Березин, И. К Кряжевой, И. С Ларионова, Т. Шибутани) — социально психологические концепции понимания социальной и персональной идентичности (J. Tejfel, J. Temer, М. Sherif, A. Watterman, B.C. АгеевЕ.П. Белинская, O.A. Тахимандрицкая) — методологическую основу исследования тендерной идентичности составили: психоаналитический подход (3. Фрейд, Р. Столлер, Р. Тайсон, Ф. Тайсон), аналитическая психология (К.Г. Юнг и его последователи А. Г. Крейг, Дж. Уайли, Э. Самюэльс, О. В. Лаврова и др.), теория социального научения (А. Бандура), когнитивное направление (Л. Колберг), и теория половых схем (С. Бем) и социально-психологический (И.С. Клецина, И. С. Кон, Е.Р. Ярская-Смирнова, и др.), а так же теоретические подходы к исследованию тендерной идентичности в рамках изучения закономерностей формирования самосознания, и самоотношения (В.В. Столин, А. Н. Леонтьев и др.).
Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования, тестирование, анкетирование, контент-анализ. В качестве методического инструментария, адекватного целям и задачам исследования были использованы следующие методики: Методика определения самоактуализации личности (CAT) Э. Шостром- «Опросник самоотношения» В. В. Столина. (ОС) — Методика диагностики социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса, и Р. ДаймондаОпросник «Я — мужчина .».
Результаты обрабатывались с помощью компьютерных программ математической статистики, с применением рангового корреляционного коэффициента по Спирману, коэффициента корреляции Пирсона, факторного анализа.
Достоверность и обоснованность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивается соответствующим выбором методов теоретического и эмпирического анализа предмета изучения, репрезентативностью выборки (104 человека) испытуемых, выбором методик, адекватных целям исследования, сочетанием качественного анализа и методов математической обработки с применением пакета компьютерных программ статистического анализа.
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые в отечественной психологии поставлена проблема изучения содержания тендерной идентичности взрослых мужчин, проведено эмпирическое исследование содержания образов, представлений, убеждений, установок включенных в тендерное самосознание мужчин. Осуществлена попытка построения общего семантического пространства представлений о мужественности и женственности у мужчин. Впервые исследованы взаимосвязи содержания тендерной идентичности и социально-психологической адаптации мужчин. Выявлены различные типы тендерной идентичности по содержанию входящих в нее представлений и категорий содержания, обеспечивающих эффективную социально-психологическую адаптацию.
Теоретическая значимость исследования. В результате проведенного исследования были систематизированы исследования в области проблем формирования и развития идентичности мужчин. В эмпирическом исследовании выявлены содержательные категории, характеризующие тендерную идентичность мужчин. В исследовании доказано, что существует достоверная связь между содержанием входящих в образ-Я мужчин и факторами, определяющими социально-психологическую адаптацию.
В результате анализа содержаний идентичности и их сочетаний в выделенных типах и их связи с показателями адаптации, позволяют утверждать о том, что достижение психологического благополучия у мужчин определяется наличием в идентичности содержания, соответствующего традиционным представлениям о мужественности. Идентичности со слабо выраженным тендерным (маскулинным) ядром свидетельствуют о социально-психологическом неблагополучии.
Практическая значимость. Знание основных причин социально психологической дезадаптации мужчин, связанных с формированием их тендерного самосознания, позволяет организовать как психопрофилактическую работу психологами в школе, так и психокоррекционную социальных и психологических служб.
Результаты, полученные в ходе теоретического и эмпирического исследования могут бть использованы для разработки учебных курсов в высших учебных заведениях по «Психологии личности», «Гендерной психологии», «Психологии развития», «Психологическое консультирование» и др. Разработанный нами метод исследования глубинных убеждений и представлений, на основе анализа самоописаний, может быть использован в психодиагностике идентичности.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на региональных научно-практических конференциях «Проблемы социальной психологии XXI столетия» (Ярославль 2003;2004) — «Образ человека в картине мира» Новосибирского института экономики психологии и права (2003;2004) — на Научных конференциях «Наука. Университет» Нового Сибирского университета (2001;2004). Материалы диссертации были использованы при чтении учебных дисциплин: «Гендерная психология», «Психология личности», «Психология лидерства», «Психологическое консультирование», а так же при проведении авторских тренингов по психологии управления, формирования имиджа и развитию лидерских качеств руководителя, проводимых в новосибирских организациях. Содержание работы отражено в 6 публикациях.
Эмпирическая база исследования. В исследовании участвовало 104 студента мужского пола факультетов экономики, менеджмента и юриспруденции И-Ш курсов новосибирских вузов (Новосибирский институт экономики психологии и права, Новый Сибирский университет). Возраст испытуемых от 19 до 23 лет.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Содержание тендерной идентичности мужчин можно рассматривать как гипотетическую структуру входящих в нее самоопределений, на основе сознавания принадлежности к мужскому роду.
2. Содержания тендерной идентичности составляет ядро социальной идентичности мужчин и представляет собой многообразие входящих в нее представлений, имеющих ярко выраженную тендерную специфику, и которое можно отнести к трем основным сферам: 1) самоопределение в категориях маскулинности-фемининности, 2) содержание жизненных целей и ценностей 3) отношение к другим и себе, представленное набором установок и самооценкой.
3. Гендерная идентичность мужчин в период ранней зрелости имеет тенденцию к сохранению характеристик, связанных с традиционными представлениями о мужественности, среди которых преобладают черты неавторитарной мужественности, и представления о мужской чести и достоинстве, идентификация с образом Героя. Компоненты мужественности, с которыми идентифицируют себя мужчины, определяются ими в категориях тендера как достижение индивидуального опыта.
4. Существует прямая связь между содержанием тендерной идентичности, соответствующим традиционным представлениям о мужественности и факторами, определяющими эффективность социально-психологической адаптации: ценностные ориентации и направленность личности, эмоционально-волевые особенности личности, удовлетворение базовой социальной потребности в позитивном отношении и самоотношении.
6. Эффективной социально-психологическая адаптация соответствует тип идентичности, включающий содержания, соответствующие традиционным нормам мужественности. Идентичности со слабо выраженным тендерным ядром имеют связь с показателями социально-психологической дезадаптации.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст изложен на 204 страницах, содержит 14 таблиц, и 6 приложений. Библиография включает 197 наименований литературных источников, в том числе 29 иностранных.
3.2.3 Результаты исследования внутренних связей меяеду показателями категорий тендерной идентичности. Описание выделенных типов идентичности.
Мы предположили, что Я-представления и показатели самоотношения, входящие в содержания тендерной идентичности имеют устойчивые связи, выявление которых позволяет определить и описать типы идентичности мужчин.
Обработка текстов самоописания осуществлялась с помощью контент-анализа. Далее из полученных данных была сформирована матрица «переменные объекты» и проведен факторный анализ (метод Главных компонент) с последующим вращением методом веримакс с применением преобразования Кайзера (нормализация). Для статистической обработки использовался статистический пакет SPSS 11 для WINDOWS.
В исследовании принимало участие студенты-мужчины II-III курсов новосибирских вузов, факультетов экономики, менеджмента и юриспруденции в количестве 104 человека. Возраст испытуемых от 19 до 23 лет.
Факторный анализ показателей позволил выделить 11 факторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Теоретическое и экспериментальное исследование содержания тендерной идентичности мужчин и его влияние на социально психологическую адаптацию и полученные в результате данные позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Нами была разработана методика выявления и анализа содержаний, входящих в образ-Я мужчин. На основании изучения содержания лексических единиц текстов самоописания, экспрессивных элементов, грамматического строя текстов, были выявлены категории для психолингвистического контент-анализа. К каждой категории были подобраны объективные единицы анализа, присутствие в тексте которых, свидетельствует о наличии той или иной категории.
2. Содержание тендерной идентичности мужчин включает представления и идентификации, которые можно отнести к трем основным сферам: «Самоопределение в категориях маскулинностифемининности», «Содержание целей и ценностей», «Отношения».
3. В сфере «Самоопределение в категориях маскулинности/фемининности» содержание тендерной идентичности включает характеристики связанные с традиционными представлениями о мужественности, среди которых преобладают черты неавторитарной мужественности, и представления о мужской чести и достоинстве. Таким образом, вопреки социальным, экономическим и как следствие психологическим изменениям многие традиционные нормы мужского самосознания не исчезают, а скорее смягчаются и видоизменяются. Компоненты мужественности, с которыми идентифицируют себя мужчины, определяются ими как тендерный фактор, как достижение индивидуального опыта, то, что необходимо создавать, а не как данное от природы. Мужской образ-Я включает в себя образ Героя, идентификация с которым придает уверенности в достижении и утверждении мужественности.
4. Сфера целей и ценностей содержит убеждения и представления, характеризующие проекцию вовне: желание стать чем-то, потребность завоевать авторитет и признание окружающих. Конкретное содержание варьирует, но базовый тип мотивации сохраняется и отражает явную тендерную специфику — стремлении к достижениям, подтверждающим мужественность.
5. Сфера «Отношения», содержит набор установок по отношению к окружающим, к себе, и так же имеющих тендерное наполнение. Включает с одной стороны стремление принадлежать к группе своего пола, необходимое для поддержания специфических маскулинных ценностей и самосознания. С другой, на отрицание отношений, стремление к индивидуализму, опоре только на себя что субъективно может повышать ощущение собственной мужественности.
6. В сфере «Отношение к себе» показатели и позитивной и негативной оценки себя так же имеют тендерную специфику и отражают субъективное переживание соответствия или несоответствие стандартам мужественности.
7. Выявлена достоверная связь между содержанием тендерной идентичности и качеством социально психологической адаптации. Содержания, соответствующие традиционным представлениям о мужественности (характеристики неавторитарной маскулинности, идентификация с образом Героя, восприятие собственной мужественности как тендерного фактора, следование мужскому кодексу чести, принятие тендерной роли стремление ей соответсвовать) прямо связаны с показателями, адаптации и обратно связаны с показателями, свидетельствующими о дезадаптации.
8. Существует прямая связь между содержанием тендерной идентичности и факторами определяющими качество социально-психологической адаптации.
9. Построение системы ценностей, способствующей более эффективной социально-психологической адаптации личности связана с принятием мужского кодекса чести, определением себя в категориях неавторитарной маскулинности, определение мужественности в категориях тендера.
10. Достижению адаптации в эмоционально-волевой сфере предполагающей умение принимать и управлять своими эмоциями интернальность, самомотивированность, высокий уровень притязаний, активную стратегию в жизни способствуют идентификация с образом Героя, выраженная направленность во вне и стремление к достижениям в совокупности с качествами неавторитарной маскулинности.
11. Разнообразия сочетаний содержания, входящих в образ-Я мужчин позволяют говорить о множестве типов тендерной идентичности мужчин. В своем исследовании мы выявили 11 типов идентичности.
12. Не все типы идентичности имеют ярко выраженную тендерную специфику, и могут включать гендерно-нейтральные характеристики и предпочтения.
13. Тендерное самосознание в выявленных типах идентичности выражается через Я-представления о качествах и свойствах, входящих в мужское «Я» (в пяти типах), через «возможное Я», куда входит содержание целей и ценностей, то есть представления о том к чему должен стремиться мужчина (в двух типах), через совокупность установок и представлений об отношении с окружающими и миром в целом (в двух типах).
14. Идентичности со слабо выраженным тендерным ядром (таких в нашем исследовании было выявлено 4 четыре) включают фемининные характеристики и содержание, свидетельствующее о неблагополучии испытуемых: критичность, пессимизм в сфере самоотношений, неуверенность в будущем и стремление к независимости из страха быть униженным и подвергнуть сомнению свою мужественность.
15. Выявленное нами разнообразие типов идентичностей свидетельствуют о том, что не существует единого образа маскулинности, который обнаруживался бы всюду. Необходимо говорить не о маскулинности (идентичности), а о маскулинностях (идентичностях), которые допускают существенные социально-групповые и индивидуальные вариации.
Список литературы
- Абубикирова Н.И. Что такое «тендер»?// Общественные науки и современность. 1996. — № 6.- С. 123−125.
- Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход. // Гуманистические проблемы психологической теории. М., Наука, 1995. С. 27−47.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990. 275 с.
- Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов. //Вопросы психологии. 1987. № 2. — С. 152−158.
- Айслер Р. Чаша и клинок (взгляд на историю сквозь призму взаимоотношений мужчины и женщины). М., 1993.
- Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. 3-е изд, перераб. И доп. — М: Медицина, 2000. — 496 с.
- Алешина Е.Ю., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М., Кроз М. В. Измерение уровня самоактуализации личности //Социально-психологические методы исследования супружеских отношений М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. — С.74−82.
- Ананьев Б.Г. О психических эффектах социализации. М., 1971.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2002. -378 с.
- З.Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения // Вопросы психологии. 1996. — № 1.-е. 131 141.
- Антонова Н.В. Личностная идентичность педагога и особенности его общения: Автореферат дисс. Канд. психол. Наук. М., 1995.
- Арканцева Т. А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как дейчтвенный фактор их самооценки // Мир психологии. -1999. -№ 3.- С. 147−155.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.- Воронеж, 1996.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.
- Бадентер Э. Мужская сущность. М., 1991.- 276 с.
- Баклушинский С. А. Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» /Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. С. 356−364.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность. //Мир психологии. 1999. -№ 3. С. 140−147.
- Белинская Е. П. Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. М., Аспект пресс, 2001. — 301 с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
- Белкин А. И. Почему мы такие. Психологические этюды. М., 1993. С. 82.
- Березин Ф.Б. Психическая и физиологическая адаптация человека. Л., 1988- 270 с.
- Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. М.: ПЕР СЭ, 2001.-319 с.
- Берн Ш. Тендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.-320 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. с англ. / общ. ред. Пилиповского С. А. М: Прогресс. 1986. — 420 с.
- Бодалев A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика СПб.: Изд-во «Речь», 2003.-440 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., Воронеж, 1995.
- Бреслов Г. М. Засан Б. И. Пол и образование. Красноярск, 1995. 197 с.
- Бреслов Г, Хасан Б. Половые различия и современное школьное образование //Вопросы психологии. 1990. № 3 с. 64−69.
- Бузин В.Н. Критический анализ исследования феномена идентификации //Методологические и теоретические проблемы современной психологии. М., Институт психологии АНСССР, 1988, 265 с.
- Введение в тендерные исследования: Учебное пособие /под.ред. И. В. Костиковой. М., Изд-во МГУ, 2000. — 224 с.
- Визгина A.B. Пантилеев С. Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин. //Вопросы психологии 2001. № 3. — С. 91−100.
- Войтко В.И. Научно-техническая революция и проблема социализации личности в социалистическом обществе. // Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса. Киев, 1975, с. 3−9.
- Ворник Б.М., Говорун Т. В. Роль стереотипов в возникновении сексуально-психологических дисгармоний // Материалы научно-практич. Конф. Сексопатологов «Проблемы современной сексологии и сексопато логии» М., 1996. С. 26−27.
- Воронина O.A. Философия пола // Философия: Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. М.- 1998. 318 с.
- Гаджиева Р.Г. Динамика тендерных стереотипови их влияние на профессиональную реализацию личности. Автореферат на соиск. к. псих. Н. М., 2000.-23 с.
- Гидденс Э. Социология. М., 1999.
- Донцов А. И О ценностных отношениях личности//Советская педагогика. 1974. № 5. С.67−76.
- Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика. 1991.-367 с.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.- 192 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. // Психологические механизмы регуляции социального поведения. / Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е.В.М., 1979. С. 67−79.
- Зуева Ж.В. Особенности половой идентичности женщин, обращающихся за психологической помощью. Автореферат дисс канд. псих. наук. Институт психологии. РАН. М., 1999.- 19 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. / Под ред. Бобневой М. И., Шороховой Е. В. М., 1979.
- Иванова Е. Тендерные исследования в психологии. //Введение в тендерные исследования Ч. 1: Учебное пособие /Под. ред. И. А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001- Спбю: Алетейя, 2001. С. 312−345.
- Каган В.Е. Половые аспекты индивидуальности. // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984. Вып. 2. С. 109−112.
- Каган В.Е. Половая идентичность и развитие личности. // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. Бехтерева. 1991. № 4. С 25−33.
- Карвасарский Б. Д. Неврозы. М., 1980.
- Кирилина A.B. О применении понятия тендер в русскоязычном лингвистическом описании. // «Филологические науки» 2000 г. № 3. С. 1819.
- Кле М. Психология подростка: психосоциальное развитие. М., 1991. -135 с.
- Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отношения. М., 1997. 53 с.
- Клецина И.С. Тендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. сПб.6 Изд-во СпбГУ 1999. Вып. 3. 154−168.
- Клецина И.С. Тендерная социализация. СПб., 1998. 197 с.
- Клецина И.С. От психологии пола к тендерным исследованиям в психологии //Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 61−78.
- Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М., 1984.
- Клименкова Т.А. Секс и тендер // Материалы первой летней школы по женским и тендерным исследованиям «Валдай 96». М.- 1996.
- Козлов В.В. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2004. — 625 с.
- Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. — 384 с.
- Колесов Д.В. Нравственность и пол: психологические аспекты. М., 2000.
- Коломенский Я. Л. Мелтсас М.Х. Ролевая дифференциация пола у дошкольников //Вопросы психологии. 1985. — № 3 — С165−171.
- Кон И. С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. //Введение в тендерные исследования Ч. 1: Учебное пособие /Под. ред. И. А. Жеребкиной Харьков: ХЦГИ, 2001- Спбю: Алетейя, 2001. С. 562−599.
- Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
- Кон И. Психология половых различий// Психология индивидуальных различий / Тексты под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М., 1982. С. 78−83.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Короленко Ц.П., Дмитриева Н. В., Загоруйко E.H. Идентичность в норме и патологии. Новосибирск, НГПУ, 2000. — 256 с.
- Короленко Ц.П. Мифология пола. Красноярск. 1994. 277 с.
- Котовская М.Г. Мужские и женские образцы поведения в традиционном обществе. // Тендерные и этнические стереотипы. М., 1999. 96−104.
- Коул М. Культурно историческая психология: наука будущего. М., 1997. 378 с. (С. 27)
- Кочарян A.C. Личность и половая роль. Харьков: Основа, 1996.
- Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности. Автореферат дисс. канд. психол. наук. М., 1980. 21с
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 1991.
- Кузьмина Е. С. Основы социальной психологии. М., 1967.
- Кэндес У., Зиммерманн Д. Создание тендера (Doing gender) //Приображение. Русский феминистский журнал. 2001. № 2. С. 95−121.
- Лаврова O.B. Глубинная топологическая психотерапия: идеи трансформации. Введение в философскую психологию: Монография (серия «Новые идеи в психологии»). СПб.: «Издательство ДНК», 2001.- 424 с.
- Ларионова С.А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности. Автореферат дисс к. псих. наук. Институт психологии. РАН. М., 2001. 21 с.
- Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. Белград, 2002. — 200 с. 8066. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М., 1989.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
- Лоеонтиу Ф. Особенности половой идентичности у пациентов с личностными расстройствами. Автореферат дисс. к. псих. наук. 1999. 21 с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностей регуляции деятельности //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1996. С.27−39.
- Лейбин В.М. Эдипов комплекс: инцест и отцеубийство. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. — 432 с.
- Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. Вест. Моск. ун-та, Сер. 14. Психология. 1996, N4- 1997, N 1. с. 20−27.
- Мерлин В. С Становление индивидуальности и социализации индивида. 1970.
- Моник Ю. Кастрация и мужская ярость: Фаллическая травма. Пер. с англ. М.: «Радуга"1999. — 87 с.
- Моник Ю. Фаллос. Священный мужской образ. Аналитическая психология: Пер. с англ. М.: ИНФА-М, 1000. 136.
- Мюллер В.К. Англо-русский словарь 22е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1989.- 848 с.
- Налчаждян A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). /АН Арм. ССР, Ин-т философии и права, Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1998. 263 с.
- Найссер У. Познание и реальность. М., 1981.-312 с. с 194.
- Наранхо Клаудио Песни просвещения. Эволюция сказания о герое в западной поэзии. Пер. с английского К. Бутырина под общей редакцией В. В. Зеленского. СПб.: «Б.С.К.» 1997. — 266 с.
- Новиков В.В. Социальная психология. Москва., 2002.
- Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-Бук, Ваклер, 1998.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. М: Русский язык, 1990. — С. 550.
- Основы социально-психологической теории. / Под ред. Бодалева A.A., Сухова А. Н. М.: Междунар.пед.акад., 1995. 420 с.
- Павленко В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии. 2000. № 1. С. 135−131.
- Пайнс Э. Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993.
- Парыгин В. Д. Социальная психология как наука. 1967.
- Поддубный Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем: онтологический и гносиологический аспекты. Рост. Гос ун-т, Белгород. Гос ун-т. Ростов н/Д., Белград: БГУ, 1999. -351 с.
- Поддубный Н.В. Самоорганизующиеся системы: онтологический и методологический аспекты. Автореф. дисс. докт. философ, наук. Ростов-н/Д., 2000. 41с.
- Поддубный Н.В. Проблема личности и индивидуальности с точки зрения синергетики // Синергетика в современном мире: Материалы первой международной научной конференции.- Белгород: БГТАСМ, 2000.
- Попова JI.B. Тендерные аспекты самореализации личности. М., 1996.
- Попова JI.B. Тендерный анализ концепции психологии творчества // Материалы первой российской летней школы по женским и тендерным исследованиям, М., 1997.
- Попова JI. Психологические исследования и тендерный подход// Женщина. Тендер. Культура. М., 1999. С.119−130.
- Практикум по тендерной психологии / Под ред. И. С Клециной. -СПБ.: Питер, 2003. 379 с.:ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
- Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. — 672 с.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского Н. Г. М., 1990.-583 с.
- Пушкарева Н. Тендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы в системе исторических наук. / Женщина, тендер, культура. М., 1999.
- Радина Н.К. Об использовании тендерного анализа в психологических исследованиях// Вопросы психологии. 1999, № 2 с. 22−27.
- Растова A.M. К вопросу о содержании понятия «социальная адаптация». // Труды Алтайского политехи, ин-та. Вып. 20. Барнаул, 1972, с. 348−356.
- Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1 999 448 с.
- Ранк О. Миф о рождении героя. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. -252 с.
- Реан H.A. Психология адаптации личности /A.A. Реан, H.A. Баранов- СПб.: Медпресса, 2002. -349 с.
- Реан A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999.
- Репина Т. А «Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии"//Вопросы психологии. № 2. 1987. -С. 128.-161
- Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков// Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 39−47.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.- 720 с.
- Рубинштей СЛ. Проблемы общей психологии. М: Педагогика. 1976. -416с.
- Руденский Е.В. Психология неадаптивного развития личности: введение в патопсихопедагогику /Институт психологии личноссти. Сибирский психосоциальный институт. Новосибирск. 1998. -249 с.
- Рябова Т.Б. Маскулинность в российском политическом дискурсе: история и современность. //Женщина в российском обществе. № 4. 2000. С. 47−51.
- Самюэльс Э. Юнг и постюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Пер. с англ. М.: ЧеРо, 1997. — 416 с.
- Сообчик JI.H. Введение в психологию индивидуальности: теория и практика психодиагностики. 3-е изд., испр. М: ИПП-ИСП, 2000. — 512 с.
- Собчик JI.H. Диагностика индивидуально-топологических свойств и межличностных отношений: Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002. — 95 с.
- Соколова Е. Т. Бурлакова Н.С. леонтиу ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройств тендерной идентичности. Вопросы психологии. 2001. № 6. С. 3−16.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., Изд-во 1995.
- Соколова Е. Т. Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения расстройства тендерной идентичности.
- Столин В. В Самосознание личности. М., 1983, — 286 с.
- Социальная идентификация личности. Годичн. отчет. / Рос. акад. наук, Ин-т. социол.-М., 1993.
- Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе: Методология и методика измерения социальной идентичности: Информационные материалы / Рос. акад. наук, Ин-т социол. -М., 1992.
- Социальная идентификация личности (под ред. В.А. Ядова). М., 1993.
- Тайсон Ф. Тайсон Р. Психоаналитическте теории развития. Екатеринбург. Деловая книга, 1998. 528 с.
- Теория и история феминизма / Под ред. Жеребкиной И. А. Харьков: «Ф-Пресс», 1996.
- Толстых H.H. Возрастные и половые различия в представлениях подростков о своей будущей семейной жизни. // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. М., 1980. С. 68−79.
- Уайли Дж. В поисках фаллоса: Приап и инфляция мужского. Пер. с англ. 2-е издд., перераб. и доп. СПб.: Б.С.К. 1996. — 128 с.
- Ушакин С. Пол как идеологический продукт /Человек. 1997. № 1.
- Философские проблемы теории адаптации. / Под ред. Царегородцева Г. И. М.: «Мысль», 1975. 277 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 340 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. -М., 1993.
- Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. Вступ. Ст. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990.-448 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991, с 275 -1286.
- Фромм Э. Бегство от свободы- Человек для себя/Пер с англ. Д. Н Дудинский. -Мн.: ООО «Попури», 1998. 672 с.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. с. 282. с. 286
- Холлис Дж. Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста. Аналитическая психология: Пер. с англ. М.: ИНФА-М, 2002. — 141 с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты /Пер. с англ. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2000. — 560 с.
- Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований» / Отв. Ред. O.A. Воронина, Н. С. Григорьева, Л. Г. Лунякова. М.: МЦГИ/МВШСЭН, 2000
- Чодороу Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола / Антология тендерной теории. Под ред. Е. И. Гаповой, А. Р. Усмановой. Минск, Пропилеи. 2000.
- Шапкин С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал. Т. 17, N1,1996, с. 19−34.
- Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы//Психол.журн., 1982. Т.З. № 3. С. 137.
- Шибутани Т. Социальная психология. М. /Пер. с англ. В. Е. Алыпанского М. ACT- Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 539 с.
- Щеглова С.Н. Тендерные модели поведения: анализ школьных учебников //Женщины в России на рубеже 20−21 вв. Иваново, 1998. С. 208.
- Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, /пер. с англ. — СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996, — 592с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 340 с
- Юнг К. Г Психологические типы. СПб: «Ювента», М.: «рогресс-Универс», 1995, 716 с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного /Пер. с нем. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД», «Канон», 1998. 400 с.
- Юнг К.Г., фон Франц М.-Л. Хендерсон Дж. Л. Яккоби И. Яффе А. Человек и его символы./Под общ. редакцией С. Н. Сидоренко. М.: Серебряные нити, 1998. — 368 с.
- Юферова Т.И. Особенности формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и интернате. // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982. С. 122−131.
- Юферова Т.И. Формирование психологического пола //Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М., Педагогика, 1987. С. 130−146.
- Ядов В. А Круглый стол. «Психологического журнала»: ценности в кризисном социуме //Вопросы психологии, 1986. № 4. С. 24−37.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе. // Социологический журнал. 1994, № 1. С35−52.
- Ядов В. А. Социальная идентичность. М., 1993.
- Ядов. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности //Мир России. 1995. Т.4, M 3−4. С. 158−182.
- Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. Новосибирск., 2000. 41.с.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности // Социокультурный анализ тендерных отношений. / Под ред. Е. Ярской-Смирновой. Саратов: Изд-во. СГУ, 1998.
- Bern S.L. Gender schema theory A cognitive account of sex typing. Psychological Review, 1981.
- Bussey K. Bandura A. Self-regulatory mechanism governing gender development // Child Development. V. 69. 1992.
- Cooley Ch. Human Nature and the Social Order. N.Y., 1964. P. 166.
- Eysenck HJ. The Biological Basis of Personality. Springfield, IL: Charles C. Thomas 1967.
- Goffman E. Stigma: Notes of the Manegement of Spoiledldentity. -Engleewood Cliffs. New York: Prentice.-Hall. 1963. — 147 p.
- Hartmann H. Ego Psychology and the Problem of Adaptation. New York: International Universities Press. 1939.
- Herskovits M.J. Les bases de F anthropologic culturelle. Paris, 1967.
- Kohlberg L.A. A cognitive-development analysis of children' sex-role concepts and attitudes //The development of sex differences. Standford, CA: Standford Univercity Press. 1966.
- Lauretis T.de. Technologies of Gender/.Blumington, 1987.
- Maccoby E.E., Jacklin C.N. The Osychology of sex differences. Standford, CA: Standford University Press. 1974.
- Marsia J. E. Ego Identity Status: Relationship to Change in Self-estem «general maladjastment» and authoritarianism» Jornal of Psycholody, 3, P. 551−558.
- Marsia J. E. Identity in adolescence //Handbook of Adolescent Psycholody. / Ed. By J Adelson. N.Y.: John Willey. -P. 213−231.
- Masters J.C. Modelling and labelling as intergraded determinants of children’s sex-typed imitative behavior //Child Development. 1979. v.50, p. 364−371.
- Martin C.L. Halverson C.F. Gender constancy: A methodological and theoretical analysis. Sex Roles, 9, 775−790. 1983.
- Martin C.L., Halverson C.F. A schematic processing model of sex typing and stereotyping in children. //Child development. 1981, v.54, p. l 119−1134.
- Martin C.L. Attitudes and expectations about children with nontraditional traditional gender role. Sex roles, 22, 151−165.
- Mead G. H Mind, Self and Society. / Ed. By C.W. Morris.- Chicago Press Univ. Of Chicago. 248 p.
- Mischel W. Sex typing and socialization //Carmichael's manual of child psychology. Vol. 2. New York: Wiley. 1970.
- Mitscherlich M. Sosiety without Father. 1963.
- Money J. Hampson J. G, Hampson J.L. An examination some Basic sexual Consepts: The Avidence of Human Hermophroditism. Bull. Johns Hopkins Hasp., 1955.97:301−319.
- Perry D.G., Perry L.C. sex differences in the consequences that children anticipate for aggression. Developmental Psychology 25, 1989.
- Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, New York and London, 1968.
- Roceach MI The Natural of Human values. N.Y., 1973.
- Rogers C. R. On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy. Boston: Hough-ton Mifflin, 1961.
- Schwartz S.H., Bilsky W. Towards a Theory of the universals content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications//!. Jf Personality and Social Psychology. 1990. V. 58. P. 878−891.
- Steriker A.B., Kurdek L.A. Dimensions and corelates of third through graders' sex-role self-concepts. Sex-roles. 1982.
- Stoller RJ. Sex and Gender: On the Development of masculinity and femininity. New York: Science House. 1968.
- Tejfel H. Social Identity and intergroup relations. Cambridge, 1982.
- Tejfel H., Turner J The social identity theory of intergroup behavior //Psychology of intergroup relations. Chicago, 1986. P. 7−24.
- Winch Robert F. Identification and Its Familial Determinants. 1962.