Психология молодости и зрелости
Существуют разные классификации возрастных отрезков, более или менее подробные. Наша задача — показать наиболее характерные возрастные особенности молодости и зрелости. Молодость или ранняя зрелость. Кризис 30 лет и проблема смысла жизни. Психология зрелого возраста. Кризис середины жизни. Дальнейшие этапы возрастного развития человека делятся на несколько периодов. Молодость — ранняя взрослость… Читать ещё >
Психология молодости и зрелости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Молодость или ранняя зрелость. Кризис 30 лет и проблема смысла жизни. Психология зрелого возраста. Кризис середины жизни.
Дальнейшие этапы возрастного развития человека делятся на несколько периодов.
- 1. Молодость — ранняя взрослость (от 20−23 до 30 лет).
- 2. Тридцатилетний кризис (28−33 года).
- 3. Зрелость — средняя взрослость (33−50 лет).
- 4. Пожилой возраст — поздняя взрослость (50−70 лет).
- 5. Старость (от 70 и старше).
Существуют разные классификации возрастных отрезков, более или менее подробные. Наша задача — показать наиболее характерные возрастные особенности молодости и зрелости.
Молодость или ранняя зрелость
Основные задачи этого этапа возрастного развития — создание семьи, освоение родительских и супружеских ролей (чувство компетентности в семейных ролях), а также достижение чувства профессиональной компетентности в профессиональной деятельности.
Создание семьи. Согласно теории Э. Эриксона, это шестая стадия жизненного пути, соответствующая молодости. Еще одно название этого периода — зрелая генитальность. Э. Эриксон характеризует эту стадию наличием дилеммы: «близость против изоляции». Она наступает в начале зрелого периода жизни. Это время завоевания независимости от родителей, период установления дружбы и близких взаимоотношений. Это возможно только после того, как у человека сформировалось чувство идентичности. Человек готов смешать свою добытую столькими усилиями идентичность с партнером, с которым он будет разделять цикл: «работа — рождение детей — отдых» .
Кризисом этой стадии становится обычно происходящая в этот период подлинная взаимность с любовным партнером. Уровень близости значительно отличается от прежних сексуальных опытов и интенсивного поиска сексуальной идентичности. В противном случае человек оказывается в одиночестве и близость с другим воспринимается им как опасность.
Это стадия развития повой добродетели возраста — любви. Э. Эриксон доказывает, что это одна из мощнейших сил в человеке: «Любовь состоит во взаимной преданности, подавляющей антагонизм, присущий разделенным функциям». Любовь принимает много различных форм. Но если между взрослыми людьми наступает настоящая близость, то любовь включает в себя разделенную идентичность и взаимное уважение. Выбор изоляции дает «сердцевинную патологию стадии» — исключительность, отвержение.
Известный русский философ В. С. Соловьев утверждал, что только эротическая любовь позволяет человеку раскрыть свою индивидуальность, что непременным условием обретения им своей сущностной целостности является единение с предназначенной ему половиной. Мужчина и женщина, имея противоположность характеристик, в единстве друг с другом достигают завершенности и целостности.
Профессиональная деятельность. Вторая сторона социальной ситуации развития в этот период — овладение выбранной профессией. В молодости человек утверждает себя в выбранном деле, обретает профессиональное мастерство. В молодости завершается профессиональная подготовка, сроки которой в связи с научно-техническим прогрессом сейчас значительно расширены. А. В. Толстых подчеркивает, что в молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие физические и психические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые в выбранной профессии знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, необходимые в ряде профессий, четкость и аккуратность, быстрота реакции и т. д.). При удачном выборе жизненного пути уже в молодости человек достигает в своей профессии достаточно высокого уровня мастерства и его объективного признания. Особенно благотворно развитие по этой линии идет, конечно, в том случае, когда выбранная профессия соответствует призванию, становится сущностной связью с миром.
Таким образом, в молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастными новообразованиями этою периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.