Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Культура фирмы как фактор ее экономической деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, из ряда терминов, обозначающих у различных авторов предмет нашего изучения, — «корпоративная культура», «деловая культура», «культура бизнеса», «хозяйственная культура», «культура экономической организации» или «организационная культура», «культура фирмы» — мы выбираем последний — «культура фирмы». На наш взгляд, термин «культура фирмы» является наиболее корректным с политэкономической… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Исходные характеристики культуры фирмы
    • 1. Понятие экономической культуры
    • 2. Природа и эволюция фирмы. Предпосылки формирования культуры фирмы. /Q
  • Глава II. Содержание и структура культуры фирмы
    • 1. Понятие и функции культуры фирмы
    • 2. Структура культуры фирмы
  • Глава III. Ценности культуры фирмы
    • 1. Ценности как составляющая системы фирмы
    • 2. Различие систем ценностей. Многообразие культур фирмы
    • 3. Внешняя среда и ценности российской экономической организации

Культура фирмы как фактор ее экономической деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертационная работа посвящена исследованию культуры фирмы: ее сущности, форм реализации и способов практического применения ее инструментов.

В условиях переходного состояния современного российского общества крайне важным является выбор такой модели экономики, которая в состоянии обеспечить стабильность и эффективность как экономической системы в целом, так и ее отдельных составляющих. Оптимальной может быть признана модель, основанная на учете всех параметров хозяйственных процессов и полного объема характеристик экономических субъектов. Следовательно, в область исследований и практических разработок, помимо традиционных для экономической теории и практики утилитарно-экономических факторов, должны быть включены гуманитарные и связанные с ними цивилизационные, социальные, духовные и прочие факторы экономического развития, вместе составляющие культурное пространство экономики. Значение культурных факторов для функционирования экономической системы чрезвычайно велико, поскольку они в большой мере определяют принятие людьми и сообществами людей тех или иных экономических решений, эффективность их экономического выбора.

Не менее значительным, чем изучение влияния культурных факторов на экономическую систему в целом, является исследование их воздействия на отдельные элементы системы и их хозяйственные взаимосвязи — в данном случае речь идет о фирме (экономической организации) и ее взаимодействии со своей средой. Культура фирмы является новым способом овладения ею своей хозяйственной реальности, еще не до конца изученным и освоенным и, вместе с тем, заключающем в себе широкие перспективы. Исследование на данную тему может представлять ценность как с теоретической точки зрения — в смысле обогащения традиционной теории фирмы, так и в рамках практического подхода — в смысле формирования целостной системы фирмы и разработки новых форм и инструментов хозяйствования.

Предметом исследования является специфическая форма культурыкультура такого экономического субъекта как отдельная, автономная хозяйственная единица. Здесь необходимо сделать три уточнения:

— во-первых, хозяйственная единица — носитель специфической формы культуры, действует в условиях рыночного порядка. Исторически и логически концепция культуры фирмы сложилась применительно к фирме как субъекту рыночного хозяйства. В отдельных случаях автор работы анализирует культурное пространство советского предприятия, соотнося, но не включая его в предмет своего исследования.

— вовторых, феномен культуры фирмы рассматривается применительно как к зарубежному, так и к российскому хозяйственному опыту. Зарубежный опыт предоставляет нам достаточно зрелую модель культуры фирмы, особенно в отношении экономически развитых стран. Отечественный опыт демонстрирует проблемы формирования отечественной модели культуры фирмы и возможные тенденции ее развития.

— в-третьих, из ряда терминов, обозначающих у различных авторов предмет нашего изучения, — «корпоративная культура», «деловая культура», «культура бизнеса», «хозяйственная культура», «культура экономической организации» или «организационная культура», «культура фирмы» — мы выбираем последний — «культура фирмы». На наш взгляд, термин «культура фирмы» является наиболее корректным с политэкономической точки зрения, позволяет рас-сматреть выбранную проблему в наиболее универсальном, общеэкономическом ключе. В прикладных исследованиях чаще используется понятие «организационная культура». Остальные понятия либо шире предмета исследования («хозяйственная культура»), либо уже («корпоративная культура», «культура бизнеса») — их содержание будет определено в исследовании.

Объектом исследования является фирма, действующая в условиях рыночного порядка на таком этапе развития экономики, для которого характерно нарастание постиндустриальных тенденций.

В рамках разработки проблемы культуры фирмы происходит изменение традиционных представлений об объекте исследования. Разработка проблемы культуры фирмы позволяет преодолеть обезличенность традиционной теории фирмы. Современная экономике рассматривает фирму как субъект, максимизирующий прибыль и минимизирующий издержки. Модель фирмы предстает перед нами как система, которая может быть описана при помощи ряда количественных зависимостей и обезличенных схем. В этом смысле трактуется и такое на первый взгляд очеловеченное понятие, как поведение фирмы. То есть, в этом термине практически не отражены потребности, мотивы действий, интересы людей — участников фирмы. Исключение, может быть, составляют интересы высших управляющих, которые, как признано в экономической теории, могут не совпадать с целями максимизации прибыли. Давно назревшая потребность в определении взаимодействия человека и сообществ людей с процессами, происходящими во внутренней и внешней среде фирмы, в свое время получила отражение в понятии «человеческий фактор». Однако это понятие нуждается в конкретизации и развитии, в том числе путем разработки концепции внутрифирменной культуры, или, другими словами, культуры фирмы.

Культура фирмы не отменяя, то есть не замещая основные положения традиционной количественной теории фирмы, в состоянии эффективно дополнить их. Таким образом обеспечивается качественный подход к описанию организационных процессов. Возрастают корректность и объективность экономического исследования. Экономическая теория дополняется новыми категориями, обогащается ее понятийный аппарат.

В результате формируется целостная система знаний о деятельности фирмы. Модель фирмы превращается из одномерной в объемную. Появляется возможность синтеза теоретических положений, принадлежащих к различным направлениям экономической мысли, ранее признававшимся несовместимыми (маржинализм, институционализм, историческое направление). Концепция культуры фирмы очерчивает несколько относительно автономных пространств жизнедеятельности фирмы, для каждого из которых характерны специфические закономерности функционирования.

Степень разработанности проблемы определяется недавним оформлением1 концепции культуры фирмы (организационной культуры). Теория культуры фирмы получает достаточно определенные очертания на рубеже семидеся-тых-восьмидесятых годов нашего столетия в рамках западной, в первую очередь американской, экономической науки. Круг исследователей культуры фирмы нельзя назвать очень широким, поскольку данная концепция находится в процессе становления. Среди наиболее известных авторов — Э. Шейн, Т. Дил и А. Кеннеди, К. Хикман и М. Силва, Г. Хофштеде и некоторые другие. Со вре.

1 отдельные элементы концепции культуры фирмы в том или ином виде были представлены в более ранний период в рамках теории научной организации труда, работах школы человеческих отношений, экономических исследованиях Кондратьева и др. мени своего возникновения проблема исследуется почти исключительно в ее прикладном аспекте, хотя названные авторы рассматривают ее в некоторых случаях в более широком философско-экономическом контексте. В рамках разработки проблемы:

• определено понятие культуры фирмы,.

• установлены наиболее значимые ее компоненты,.

• описан процесс управления культурой фирмы и конкре тизированы его этапы,.

• выделены основные признаки классификации организационных культур и описан ряд разновидностей культур экономической орга низации,.

• поставлен вопрос о совместимости различных организационных культур и обозначены некоторые подходы к его решению.

Говоря об этапах разработки концепции культуры фирмы, можно выделить две ступени исследования. На первой ступени (во времени развернувшейся приблизительно на десятилетие от конца семидесятых до конца восьмидесятых годов) были обоснованы наиболее общие положения концепции, определены элементы культуры фирмы. На второй ступени (от конца восьмидесятых до настоящего времени) произошла конкретизация исследований, они сосредоточились на выявлении специфики различных типов культур фирмы. Сегодня, на наш взгляд, теория культуры фирмы находится в преддверии третьей ступениизучения совместимости, взаимозависимости и интеграции различных культур фирмы. Кроме того, в силу недостаточной проработки концепции, продолжаются исследования, начатые на первых двух ступенях.

Отечественная экономическая наука пока не предоставила фундаментального исследования в области культуры фирмы. Среди авторов, так или иначе занимавшихся вопросами именно культуры фирмы и имеющих публикации по этой теме, можно назвать А. Агеева, Вад. Радаева, Э. Уткина, Е. Май-минаса, Ю. Давыдова и некоторых других. Целый ряд исследователей затрагивает смежные с культурой фирмы области (О. Леонова, Ю. Осипов, В. Кульков, Я. Кузьминов, В. Автономов, В. Марцинкевич, О. Шкаратан и др.). В последние полтора — два года начались достаточно интенсивные эмпирические исследования зарождающейся культуры новых российских фирм, результаты которых публикуются на страницах российской экономической периодики. Можно предположить, что теоретическая модель российской культуры фирмы будет формироваться и совершенствоваться по мере накопления опыта самостоятельного хозяйствования российских предприятий в условиях новой экономической системы.

В целом в теории культуры фирмы существуют определенные области, так называемые «белые пятна», где исследования либо не проводились, либо проводились в недостаточном объеме. Преодоление отдельных пробелов определяет характер целей и задач диссертационного исследования.

Цели и задачи исследования. Главная цель исследования — построение целостной концепции культуры фирмы, восполнение пробелов в теории культуры фирмы. Задачи по восполнению пробелов включают:

• анализ культуры фирмы с точки зрения общей экономической теории;

• определение места и значения культуры фирмы для ее деятельности в целом;

• исследование культуры фирмы как системы, определение ее структуры ;

• глубокий, наиболее полный анализ ценностей культуры фирмы ;

• изучение проблем формирования российской модели культуры фирмы.

К целям исследования можно также отнести разработку практических рекомендаций по тем или иным аспектам культуры фирмы.

При исследовании феномена культуры фирмы автор придерживается следующих подходов и методов:

• диалектический подход. Автор считает его чрезвычайно полезным для определения двойственной природы современной фирмы, в которой сталкиваются и взаимодействуют две противоположные стороны: формальная, количественная и неформальная, культурная. Природа фирмы действительно противоречива по своему содержанию, и поиски определенного баланса между этими противоположностями способствуют эффективному функционированию и развитию фирмы.

•Генетический подход в сочетании с функциональным. Функциональный подход целесообразен в случае прикладного исследования для определения текущего состояния системы культуры фирмы, функциональных зависимостей ее элементов, реакции системы на возможные воздействия. Генетический подход предпочтителен при определении природы культуры фирмы и ее формирования с точки зрения общей экономической теории.

• Стохастический подход. Он позволяет преодолеть жестко и однозначно детерминированную оценку явлений и процессов, которая дает плохие результаты в случае изучения человека: его потребностей, интересов, поведенческих актов.

• Цивилизационный, системный, процессный, позитивный (в противоположность нормативному) подходы как способы, обеспечивающие максимальную полноту и объективность исследования.

Среди конкретных методов, используемых в работе, можно выделить метод эмпирического наблюдения с частичным использованием статистических данных, методы выдвижения гипотез, анализа и синтеза, метод создания гипотез и некоторые другие.

Теоретическими источниками исследования являются работы классиков экономической науки — А. Смита, К. Маркса, произведения в области традиционной теории фирмы (в рамках маржиналистского, неоклассического направлений), продолжающая эту традицию концепция фирмы Р. Коуза, работы Ф. Хайека, посвященные моральной составляющей рыночных процессов, материалы из работ Я. Корнай, посвященные целям и этике социалистического предприятия, исследования ученых институциональной (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт) и исторической (В. Зомбарт) школ, работы признанных представителей современной управленческой науки — Р. Акоффа, П. Уотмена и других, исследования культуры фирмы и смежных областей названных выше авторов, другие источники.

Общее значение работы для практической деятельности фирмы объясняется тем, что фирма:

— используя концепцию культуры фирмы, открывает новую сферу воздействия и усилий, расширяется ее хозяйственное пространство.

— получает доступ к использованию дополнительных ресурсов, связанных с жизнедеятельностью человека и сообществ людей.

— осваивает новые инструменты хозяйственной деятельности, предоставляемые организационной культурой.

— увеличивает возможности контроля над своей внешней и внутренней средой, осуществляя адаптацию к ней в рамках культурного пространства.

В работе даны практические рекомендации по освоению фирмой инструментов культуры фирмы.

Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе могут быть использованы:

— в научноисследовательском процессе при дальнейшей разработке концепции культуры фирмы,.

— в учебном процессе и учебно-методической работе по курсу экономической теории, при повышении квалификации практических работников.

Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов и заключения. В первой главе определены исходные характеристики культуры. Дан анализ культуры как составляющей общего культурного порядка и элемента экономической культуры общества. Определены признаки и свойства экономической культуры, исследованы проблемы соотношения материального и нематериального, утилитарно-экономического и неэкономического в структуре экономической культуры. Определены предпосылки формирования культуры фирмы как особого феномена хозяйственной жизни и новой теоретической концепции.

Во второй главе проведено исследование основного содержания культуры фирмы. Здесь автором сформулировано понятие культуры фирмы, описаны ее свойства и признаки. Раскрыто значение культуры для деятельности фирмы путем определения и классификации функций культуры фирмы. Установлена структура культуры фирмы, охарактеризованы элементы культурной структуры.

Третья глава посвящена исследованию ключевого элемента культуры фирмы — системы культурных ценностей. Выяснено место и значение ценностей в общефирменном пространстве. Проведен сравнительный анализ ценностей и целей в рамках определения соотношения между неформальной и формальной системами жизнедеятельности фирмы. Определена структура системы ценностей. Установлены некоторые подходы к описанию исторических особенностей российской экономической этики с точки зрения перспектив развития российской модели культуры фирмы.

В заключении приведены основные результаты исследования и сформулированы вопросы, требующие дальнейшего изучения.

Заключение

.

В результате исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Культура фирмы как важная составляющая ее жизни возникла в результате развития общества, рыночного порядка и такой эволюции фирмы, которая:

— превратила фирму в гибкую, чувствительную к различного рода воздействиям систему. Фирма начала осуществлять такой учет интересов и ценностей субъектов внешней и внутренней среды, который определяют как «социальная ответственность». Возникла необходимость адаптации фирмы к культурному пространству общественного и экономического порядка.

— общеэкономические и внутрифирменные процессы существенно повысили значение гуманитарного фактора. Особое значение для эффективной деятельности фирмы приобретает ее «человеческая среда», представляющая собой весь комплекс мотивов и форм поведения человека и групп людей в рамках фирмы.

В результате формируется особое, слабо формализованное, тонкое и чувствительное пространство, заключающее совокупность ценностей различных гуманитарных уровней организационной среды и способов их воплощения, называемое организационной культурой. Особенности природы фирмы определяют сознательный характер процессов, связанных с формированием и развитием культуры фирмы.

2. Культура фирмы является одной из двух противоположных сторон, образующих систему фирмы. Она составляет противоречивое единство с формальной, количественно определенной, имеющей преимущественно финансовую ориентацию структурой организационной системы. Эффективное развитие современной организации обеспечивает определенный баланс между двумя названными сторонами организационной жизни.

3. Устойчивость и развитие фирмы обеспечивает выполнение культурой фирмы ряда специфических функций: охранной, интегрирующей, регулирующей, замещающей, адаптивной, цел сформирующей, образовательной и развивающей, функции приспособления к нуждам общества и других. Каждая из функций обоснована автором работы.

4. Выполнение культурой фирмы своих функций происходит в рамках определенной структуры. Автор работы предложила собственный взгляд на строение культуры фирмы и содержание ее элементов, основанный на восприятии существующих представлений о составе культуры фирмы. Ключевым элементом культурной структуры являются разделяемые ценности, системообразующим элементом — лидеры культуры. Ценности культуры фирмы реализуются в культурных процедурах. Взаимосвязь между ячейками культурных сетей осуществляется при помощи культурных коммуникаций. Воздействие на культурное пространство и носителей культуры производится в рамках форм управления организационной культурой.

5. Ключевой элемент культуры фирмы — ценности — воплощает собой единство гуманитарного пространства фирмы и в то же время своеобразие и богатство уровней человеческой среды. Ценности имеют свой аналог в формальной системе организации. Это такие ориентиры деятельности фирмы как цели. Автором работы обоснованы различия в природе и содержании ценностей и целей, указано на наличие области пересечения этих категорий.

6. Различное содержание и комбинации факторов внешней и внутренней среды фирмы определяют разнообразие систем ценностей и соответствующих им моделей культур фирмы. Автор работы выделила признаки, по которым осуществляется классификация культур фирмы и привела наиболее распространенные из классификаций.

7. Среда российской фирмы имеет ряд специфических характеристик. Они обусловлены особенностями экономического и культурного развития России, своеобразием текущей ситуации. Автор в первом приближении постаралась очертить указанные особенности, учет которых необходим при описании и определении перспектив развития культуры в российских фирмах.

Таковы тезисы основных результатов проведенного исследования. Каков круг проблем, требующих дальнейшего изучения? На наш взгляд, это следующие вопросы.

1. Более тщательная и конкретная проработка структуры культуры фирмы.

2. Разработка российской модели культуры фирмы с учетом национальных, региональных и других особенностей.

3. Общий анализ взаимодействия и совместимости различных культур фирмы и, в частности, российской модели с другими страновыми моделями.

4. Выявление отрицательных эффектов воздействия культуры фирмы на деятельность фирмы в целом, отдельных участников организации и рабочих коллективов.

Автор данной работы планирует обратиться к решению этих вопросов в своих будущих исследованиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993.
  2. В. Образ человека в политической экономии// «МЭиМО», 1990, № 2.
  3. А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.
  4. А., Грачев М., Кузин Д. Предпринимательство: стратегия нового поколения// МЭиМО, 1991, № 3.
  5. Аккорнеро А.'Тибкие трудовые отношения: что лежит в их основе?"// МЭиМО, 1991, № 5.
  6. Р. Планирование будущего корпорации. М., 1985.
  7. И. Моральный фактор в деятельности хозяйственного руководителя. М., 1989.
  8. В. «Экономическое сознание как предмет изучения» в ж. «Вестник МГУ», сер. «Экономика», 1989, № 5.
  9. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  10. Ю.Ассонов Г. Ф. и др. Особенности экономической культуры в США, Японии, странах Западной Европы. Киев, 1992.
  11. Э. О некоторых православных принципах формирования рыночной экономики// Вопросы экономики, 1993, № 3.
  12. В., Согомонов И. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства. Томск, 1992.
  13. Бенвенисте Г."Овладение политикой планирования". М., 1994.
  14. Н. О назначении человека. М., 1993.
  15. С. «Тойотизм» как форма взаимоотношений труда и капита-ла//Вопросы экономики, 1984, № 3.
  16. А. Тектология: всеобщая организационная наука. М., 1989.
  17. Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. Время мира. М., 1992.
  18. С. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. Сергиев посад, 1917.
  19. С. Философия хозяйства/ Соч., т. 1. М., 1993.
  20. Ю. «Дорогой человек» эпохи НТР// МЭиМО, 1991, № 1.
  21. М. Избранные произведения. М., 1990.
  22. Т. Теория праздного класса. М., 1984.
  23. П. Экономика и нравственность. Саратов, 1992.
  24. В. Избранное. М., 1994.
  25. ., Шарпф С. Управление на стыке культур: совместные предприятия в КНР// МЭиМО, 1991, № 2.
  26. Д. Этика бизнеса: прошлое и настоящее// Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. 1992, № 2.
  27. Всемирная история исторической мысли. В 6 т. Гл.ред. В. Черковец. М., 1987 1994.
  28. Грандберг 3. Развитие личного фактора в условиях НТР. М., 1982.
  29. Дж. Новое индустриальное общество. М., 1969.
  30. Данилов-Данильян В. Бегство к рынку. М., 1991.
  31. Э. Развитие обобществления производства. М., 1980.
  32. . Социальная культурология. М., 1996.
  33. И. Творческий потенциал трудовой морали. М., 1986. 34.3омбарт В. Очерки промышленного развития Германии. СПб, 1901.
  34. Ф. Этика и политическая экономия. СПб, 1895.
  35. Как работают японские предприятия. М., 1989.
  36. . «Деловая стратегия». М., 1991.
  37. Зв.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег//Антология экономической классики. Т. 2. М., 1992.
  38. А. Коллективная собственность и коллективное производство. М., 1993.
  39. Н. Основные проблемы экономической статики и динамики. Предварительный эскиз. М., 1992.
  40. Я. Эффективность и принципы социалистической этики// ЭКО, 1988, № 6.
  41. Корпоративная культура: как ее родить и выпестовать// Коммерсант-Daily. 1995. № 169.
  42. Р. Природа фирмы. ЭКО, 1993, № 6, с. 66.
  43. В. Западный опыт и наши экономические реформы// МЭиМО, 1989, № 3.
  44. Я. Советская экономическая культура: наследие и пути модернизации// «Вопросы экономики», 1992, № 3.
  45. В. Экономика и неэкономический контекст: методология, теория, российская специфика. В кн. «Экономическая теория на пороге XXI века"/ Под. Ред. Ю. Осипова, В. Пуляева. СПб, 1996.
  46. В. Российская самобытность: социокультурные аспекты экономической трансформации. В кн. «Переходная экономике: закономерности, модели, перспективы» /Под ред. А. Бузгалина. М., 1995.
  47. В. Социокультурный аспект экономической методологии. В кн. «Творческое наследие С. Н. Булгакова и современное социально-экономическое знание"/ Под ред. Ю. Осипова, Е. Зотовой. М., 1996.
  48. Г., О’Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М., 1981.
  49. JIe Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. М., 1992.
  50. О. Феномен хозяйственной культуры. «Российский экономический журнал», 1993, № 9.
  51. В. Экономические эссе. М., 1990.
  52. Н. Характер русского народа. М., 1990.
  53. В. Трудовые ценности российского населения//Вопросы экономики, 1996, № 1.
  54. С. Системные ориентиры российской экономической реформы. В кн. «Шансы российской экономики». Вып. 4. Под. Ред. Ю. Осипова, Е. Зотовой. М., 1996.
  55. Малков А."НТП и экономическая культуре"//ЭКО, 1993, № 3.
  56. С.П. Основы культурологии. М., 1994.
  57. К. Восемнадцатое Брюмера Луи Бонапарта. Соч., II изд., т. 8.
  58. К. Процесс Готшалька и его товарищей. Соч., II изд., т. 6.
  59. В. США: человеческий фактор и эффективность экономики. М., 1992.
  60. . Философия морали А. Смита// Свободная мысль. 1993, № 16.
  61. П. Очерки истории русской культуры. М., 1894.
  62. В. Гибкие формы трудовых отношений в Западной Евро-пе//Профсоюзы и экономика. 1992, № 4.
  63. В. Об этике деловых отношений или некоторые причины неэффективности организационных систем. Киев, 1984.
  64. Моральные ценности в технологический век. М, 1990.
  65. Нация и национальное в экономике//Вопросы экономики, 1996, № 12.
  66. Ф. По ту сторону добра и зла. К генеалогии морали. Минск, 1992.69,Окумура X. Корпоративный капитализм в Японии. М., 1986.70.0пыт формирования организационной культуры предприятия, учреждения: зарубежный опыт. М., 1986.
  67. Ю. Опыт философии хозяйства. Хозяйство как феномен культуры и самоорганизующаяся система. М., 1990.72.0ссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. М., 1987.
  68. А. Человеческие качества. М., 1985.
  69. Д. Православие в его хозяйственных возможностях.//Вопросы экономики. 1993, № 8.
  70. К. Открытое общество и его враги. М., 1992.
  71. Н. Н. Культура корпорации// ЭКО, 1991, № 6.
  72. Радаев Вад. Цикл статей «Экономическая социология"//Российский экономический журнал, 1994- 1996.
  73. Радаев Вад. Хозяйственная мотивация в условиях монополизма советского типа// Вопросы экономики. 1990, № 6.
  74. Радаев Вад. Малый бизнес и проблемы деловой этики: надежды и реаль-ность//Вопросы экономики, 1996, № 7.
  75. Радаев Вад. Хозяйственная организация в свете экономических и социологических теорий// Вопросы экономики, 1996, № 12.
  76. А. Мораль индивидуализма. М., 1993.
  77. Р. Культура предпринимательства. М., 1992.
  78. П., Федорова М. Социальная сфера предприятий//Экономист, 1996, № 4.
  79. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. М., 1992.
  80. Е. Актуальные проблемы генезиса моральных представлений в Японии. М., 1983.вб.Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1931.
  81. М. Социализм (нравственность и хозяйство). Сергиев Посад, 1913.
  82. Теория фирмы/ Под. Ред. В. Гальперина. Спб., 1995
  83. Традиции в современном обществе: исследования этнокультурных процессов. М., 1990.
  84. Трудовая этика как проблема отечественной культуры: современные аспекты// Вопросы философии. 1992, № 1.
  85. Туган-Барановский М. Социализм как положительное учение// Вопросы экономики. 1990, № 2.
  86. Э. Стратегический менеджмент: способы выживания российских банков. М., 1996.
  87. Ю., Клынина Е. Внутрифирменный механизм финансово-экономических отношений и мотивация эффективного труда//Экономист, 1996, № 10.
  88. Г. «Моя жизнь, мои достижения», «Сегодня и завтра». В кн. «Управление это наука и искусство». М., 1992.
  89. Э. Иметь или быть. М., 1990.
  90. Ф. А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.
  91. Ф. А. Происхождение и действие нашей морали: проблема науки// ЭКО, 1991, № 12.
  92. В. Новое мышление в управлении// ЭКО, 1990, № 6.
  93. Человек на производстве. // Вопросы экономики, 1990, № 12.
  94. ЮО.Человек на производстве// Вопросы экономики, 1991, № 1.
  95. Человек, общество, этика. М., 1990.
  96. А. Новая теория фирмы. М., 1996.
  97. ЮЗ.Швейцер А. Культура и этика. М., 1974.
  98. В. Управленческая этика. М., 1989.
  99. О., Перепелкин JI. «Экономический рост и национальное развитие»//ЭКО, 1988, № 10.
  100. Юб.Энгельс Ф. Диалектика природы. Соч., II изд., т. 20.
  101. Эрн В. Христианское отношение к собственности. Вопросы экономики// 1990, № 4.
  102. М. Культура экономической организации// Социально-политический журнал. 1995, № № 1−2.
  103. Brown M. Working ethics: stratigies for decision making and organizational responsibility. Oxford, 1989.
  104. Contemporary moral controversies in business. Oxford, 1989.
  105. Corporation and common good. Notre dame, 1980.
  106. Deal Т. E., Kennedy A. A. Corporate cultures: the rites and rituals of corporate life. Adisson Wesley, 1982.
  107. Davis S. M. Managing corporate culture. Harper & Row, 1984.
  108. Davis K., Newstrom J. W. Human behavior at work. Organizational behavior. McGraw-Hill, 1989.
  109. Ethical issues in business. Prentice hall. 1979.
  110. M. «Business social responsibility», in the collected articles «Business ethics». N. Y., 1984.
  111. Goldman A. The moral foundation of professional ethics. Totowa, 1982.
  112. Hickman С. R., Silva M. A. Creating excellence (managing corporate culture, strategy and change in the new age). L., 1984.
  113. HofFman N. Business ethics. N. Y., 1984.
  114. G. «Behaviour in organizations». In «Organization theory», Penquin Books, 1993.
  115. Human behavior in economic affairs. Essays in honor of G. Katona. Amsterdam, 1972.
  116. Kelly С. M. The distractive achiever. Power and ethics in the american corporation. Addison Wesley, 1988.
  117. R. «Corporate culture». Psihology today, April 1985.
  118. Kilmann R., Sakston M. Kilmann-Sakston Culture-Gap Survey. Pittsburg, 1989.
  119. Kravetz D. J. The human resourses revolution. Jossey Bass, 1990.
  120. Luthans F. Organizational behavior. McGraw-Hill, 1989.
  121. Morrow G. R. The ethical and economic theories of Adam Smith. N. Y., 1969.13I.Olive D. Jast rewards: the case for ethical reform in business. Toronto, 1987.
  122. Petit T. A. The moral crisis in management. N. Y., 1967.
  123. Robbins S. R. Essentials of organizational behavior. Prentice Hall, 1992.
  124. Shein E. H. Organizational culture and leadership. Jossey Bass, 1985.
  125. Silk 1., Vogel D. Ethics and profits. The crisis of confldense in business. N.Y., 1976.
  126. The ethics of organizational transformation: mergers, takeovers and corporate restracting. N. Y., 1989.
  127. The new paradigme in business. Los.-Ang., N. Y., 1993.
  128. Walker Ch. R. Towards the Automatic Factory. New Hawen, 1959.
Заполнить форму текущей работой