Финансовое состояние Фонда социального страхования Ханты-Мансийского автономного округа
Устойчивое, сбалансированное развитие производства, рост материального положения членов общества постоянно подвергается разнообразным возмущениям, воздействиям. Это и стихийные воздействия: землетрясения, ураганы, наводнения и др., которые невозможно точно предсказать и которые приводят к большим материальным потерям и даже гибели людей; это и техногенные воздействия: воздействия, вызванные… Читать ещё >
Финансовое состояние Фонда социального страхования Ханты-Мансийского автономного округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1 СУЩНОСТЬ И ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Сущность фонда социального страхования
1.2 Общее понятие и основные задачи ФСС
2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО
2.1 Анализ доходов фонда социального страхования ХМАО
2.2 Анализ расходов фонда социального страхования ХМАО
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО
3.1 Проблемы развития ФСС ХМАО
3.2 Перспективы развития Фонда социального страхования ХМАО ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
фонд социальное страхование Страхование представляет собой систему общественных отношений, направленных на стабилизацию производства материальных благ, обеспечение устойчивости и сбалансированности имущественных интересов членов общества и их семей.
Устойчивое, сбалансированное развитие производства, рост материального положения членов общества постоянно подвергается разнообразным возмущениям, воздействиям. Это и стихийные воздействия: землетрясения, ураганы, наводнения и др., которые невозможно точно предсказать и которые приводят к большим материальным потерям и даже гибели людей; это и техногенные воздействия: воздействия, вызванные деятельностью людей; это и несчастные случаи, болезни, эпидемии; это и социально-политические возмущения. Спектр таких возмущений чрезвычайно обширен. Они могут быть настолько велики, что в результате их действия могут быть утеряны все достижения как отдельных членов общества, так и общества в целом. Поэтому страхование представляет одну из важнейших форм общественных отношений.
Социальная защита населения — одна из важнейших составных частей политики государства. Это комплекс государственных гарантий, обеспечивающих социальные права человека. Одним из основных инструментов социальной защиты населения является социальное обеспечение, как система гарантированного государством материального обеспечения в случае наступления социального риска (старости, инвалидности и т. п.). Главными источниками средств для оказания социальной помощи населению являются Государственные внебюджетные фонды и в частности Фонд социального страхования.
Актуальность темы
работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни высокоразвитого рыночного общества. Реформы, происходящие в России, и направленные на реформирование прежде всего рыночных отношений, касаются и страхования. Страхование в России в современных условиях развивается на принципах, кардинально отличающихся от тех, которые существовали в течение семидесяти лет централизованной, командно-административной системы. Поэтому для современного менеджера, экономиста, предпринимателя, да и просто гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни. Фонд социального страхования помогает незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, безработным и т. д.) обеспечивать нормальную жизнь, поэтому так важно знать для чего и как он функционирует.
Цель данной работы — исследовать финансовое состояние Фонда социального страхования ХМАО. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. определить сущность и общее понятие ФСС;
2. проследить становление Фонда и особенности его функционирования;
3. провести анализ доходов и расходов Фонда;
4. выявить проблемы ФСС ХМАО;
5. рассмотреть основные перспективы развития Фонда.
Объектом исследования данной курсовой работы является Фонд социального страхования ХМАО.
При написании работы были использованы нормативно-правовые акты, в том числе Федеральные законы о Фонде социального страхования, учебники и учебные пособия наиболее известных авторов в области государственных и муниципальных финансов: Стадник., Шавишвили, Бабича А. М. и других, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернета.
1 СУЩНОСТЬ И ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
1.1 Сущность фонда социального страхования Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд. Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными обществами, техногенными факторами и различного рода случайностями.
С помощью страхового фонда во многом разрешается объективно существующее противоречие между человеком и природой, между природой и обществом. Одновременно обеспечивается непрерывность процесса общественного воспроизводства. Разрешение указанного противоречия, однако, не устраняет зависимости человека от стихийных сил природы.
Так, большую зависимость от природно-климатических условий испытывает сельское хозяйство (засуха, наводнение, выпревание и вымокание растений). Эксплуатация гигантских супертанкеров может обернуться экологической катастрофой в водах мирового океана. При этом все большее влияние на возникновение ущерба приобретает человеческий фактор — ошибки, допущенные в ходе эксплуатации сложных технических систем.
По современным научно-теоретическим представлениям страховой фонд — это средства, изъятые из национального дохода и совокупного общественного продукта. В целом абсолютный размер страхового фонда согласно этим представлениям указывает на размер потерь, которые несёт общество в результате ущерба, покрываемого страхованием.
Объективные условия производства выступают определяющей основой содержание страхового фонда. Эти условия не зависят от воли и сознания людей. Но их независимое существование нужно понимать в том смысле, что объективная логика развития общественного производства не может произвольно изменяться людьми и им, наоборот, приходится согласовывать с ней свою практическую деятельность. 7]
Функциональный аспект страхового фонда, во-первых, выявляет его природу и, во-вторых, строго ограничивает сферу его применения рамками материально-производственной деятельности.
В страховом фонде реализуются определенные экономические и общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства.
Страховой фонд способствует экономическому прогрессу общества. Аккумулированные в страховом фонде значительные материальные и финансовые ресурсы наряду с целевым страховым использованием на возмещение ущерба служат источником инвестиций в экономику.
Ключевые принципы функционирования страхового фонда включают комплексность, многообразие организационных форм, учет специфики отраслей экономики и субъектов собственности, государственное регулирование этих процессов.
Многообразие организационных форм страхового фонда служит основой для раскрытия многогранности экономического потенциала общества. Механизм рынка ускоряет и повышает эффективность всех форм общественного накопления, а следовательно, и страхового фонда. Для хозяйственной деятельности и предпринимательства страховой фонд создает те необходимые условия, без которых немыслима эффективная рыночная экономика.
Согласно Закону Российской Федерации «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807−1 представительный орган власти вправе принимать решение об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет:
— добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели;
— сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих при этом ущерб;
— сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущербе;
— иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
Начиная с 1992 г. в России создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные и региональные; по целевому назначению — на экономические и социальные.
Общее число федеральных внебюджетных фондов в 1995 г. составило 40, из них основные социальные фонды:
— Пенсионный фонд РФ (ПРФ);
— Фонд социального страхования (ФСС);
— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС);
— Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.
К экономическим относятся:
— Российский фонд технологического развития;
— отраслевые внебюджетные фонды НИОКР;
— финансовые фонды поддержки отраслей;
— фонды финансового регулирования;
— инвестиционные фонды.
1.2 Общее понятие и основные задачи ФСС Фонд социального страхования РФ — второй по значению внебюджетный социальный фонд. Он создан указом Президента РФ от 26 июля 1992 г. № 722. Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Положение о ФСС утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г.
Региональное отделение Фонда социального страхования РФ по Ханты-Мансийскому автономному округу образовано 15 июля 1994 года постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации № 429.
В Фонд социального страхования входят следующие исполнительные органы: региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Бюджет ФСС и отчет о его исполнении утверждается федеральными законами, а бюджеты региональных отделений и отчеты об их исполнении утверждаются председателем фонда после рассмотрения правлением ФСС. [11]
Согласно законодательству ФСС включает следующие исполнительные органы власти:
§ региональные отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации;
§ центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования в отдельных отраслях хозяйства; филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделениями Фонда по согласованию с председателем Фонда.
Руководство деятельностью Фонда осуществляется его председателем. Для обеспечения деятельности Фонда создается центральный аппарат Фонда, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах — аппараты органов Фонда. При Фонде образуется правление, а при региональных и центральных отраслевых отделениях — координационные советы, являющиеся коллегиальными совещательными органами. [Постановление Правительства от 12.02.1994]
Основные задачи Фонда:
— обеспечение гарантированных государством пособий;
— участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников;
— подготовка мер по совершенствованию страхования.
ФСС, как и ПФ, является автономным и строго целевым. Он предназначен для финансирования выплат различных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка. Кроме того, за счет средств ФСС осуществляется санаторно-курортное лечение — оздоровление трудящихся и членов семей.
Средства ФСС формируются за счет:
§ страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
§ страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
§ страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
§ доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
§ добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
§ ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
§ прочих поступлений.
Средства Фонда направляются на:
§ выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
§ оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
§ частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
§ частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
§ частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
§ оплату проезда к месту лечения и обратно;
§ создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
§ обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;
§ финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
§ проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;
§ осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения, поощрение внештатных работников Фонда, активно участвующих в реализации мероприятий по социальному страхованию;
§ участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.
Региональное отделение Фонда управляет средствами государственного социального страхования на территории Ханты-Мансийского автономного округа через свои исполнительные органы: 6 филиалов и 7 представительств.
В бюджет Фонда социального страхования подлежат зачислению следующие доходы:
1) налоговые доходы:
— единый социальный налог — по ставке 2,9%, установленной НК РФ в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ;
— налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%;
— налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 5%;
— минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, — по нормативу 20%;
— единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности — по нормативу 5%;
— единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 6,4%;
2) неналоговые доходы:
— страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
— недоимки, пени, штрафы по взносам в Фонд социального страхования;
— доходы от размещения временно свободных средств Фонда социального страхования;
— штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
— безвозмездные поступления;
— межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые фонду социального страхования;
— прочие поступления.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Комиссии или уполномоченные по социальному страхованию решают вопросы о расходовании средств социального страхования, предусмотренных на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, о распределении застрахованным путевок для санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания, приобретенных за счет средств Фонда, рассматривают спорные вопросы по обеспечению пособиями по социальному страхованию. [6]
2 АНАЛИЗ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО
2.1 Анализ доходов фонда социального страхования ХМАО Согласно данным на таблицы 1 с каждым годом доходы в ФСС увеличиваются. Такая положительная тенденция может объясняться увеличением поступлений от единого социального налога и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Таблица 1 — Состав и структура доходов бюджета ФСС ХМАО за 2006;2008 гг. в млрд. руб. [fss.ru].
Виды доходов | 2006 год | 2007 год | 2008 год | Изменения | ||||
млрд. руб. | удел. вес | млрд. руб. | удел. вес | млрд. руб. | удел. вес | +/; | ||
Налоговые доходы: Единый социальный налог Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения Минимальный налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Единый сельскохозяйственный налог | 40,5 15,3 8,5 6,7 5,4 2,7 1,9 | 27,2% 15,1% 11,9% 9,6% 4,8% 3,4% | 57,7 22,1 12,6 8,4 7,8 4,3 2,5 | 29% 16,6% 11% 10,3% 5,6% 3,3% | 77,2 28,4 15,8 13,6 9,5 6,7 3,2 | 24,8% 13,8% 11,9% 8,3% 5,9% 2,8% | 6,3 3,2 5,2 1,7 2,4 0,7 | |
Неналоговые доходы: Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Прочие поступления | 15,7 13,3 2,4 | 23,7% 4,3% | 18,3 15,7 2,6 | 20,6% 3,6% | 37,1 21,4 15,7 | 18,7% 13,8% | 5,7 13,1 | |
Всего доходов | 56,2 | 100% | 100% | 114,3 | 100% | |||
Рассмотрим изменение поступлений по каждому виду доходов. Налоговые доходы фонда социального страхования составили в 2006 году — 40,5 млрд. руб, в 2007 году — 57,7 млрд руб. Налоговые доходы увеличились в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 17,2 млрд руб. В 2008 году эти доходы составили 77,2 млрд руб., что на 19,5 млрд руб. больше, чем в 2007 году.
Неналоговые доходы фонда социального страхования в 2007 году составили 18,3 млрд руб., что на 2,6 млрд руб. больше, чем в предыдущем году. А в 2008 г. данные доходы выросли еще на 37,1 млрд руб.
На 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов общие доходы бюджета ФСС ХМАО должны составить: в 2008 году — 114,3 млрд руб., в 2009 году — 127,2 млрд руб., в 2010 году — 145,5 млрд руб. На основании этих и других данных можно составить таблицу 2 и провести анализ доходов на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 гг.
Таблица 2 — Состав и структура доходов бюджета ФСС ХМАО на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 гг., млрд. руб.
Виды доходов | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||||
млрд. руб. | удел. вес | млрд. руб. | удел. вес | млрд. руб. | удел. вес | ||
Налоговые доходы: Единый социальный налог Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения Минимальный налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности Единый сельскохозяйственный налог | 77,2 28,4 15,8 13,6 9,5 6,7 3,2 | 27,2% 15,1% 11,9% 9,6% 4,8% 3,4% | 86,9 17,4 15,2 11,2 8,3 4,8 | 23,6% 13,7% 11,9 8,8% 6,5% 3,8% | 100,6 32,2 19,7 17,5 13,5 10,6 7,1 | 22,1% 13,5% 12% 9,3% 7,3% 4,9% | |
Неналоговые доходы: Доходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Прочие поступления | 37,1 21,4 15,7 | 23,7% 4,3% | 40,3 17,3 | 18% 13,6% | 44,9 25,3 19,6 | 17,4% 13,5% | |
Всего доходов | 114,3 | 100% | 127,2 | 100% | 145,5 | 100% | |
Проанализируем важнейшие составные части структуры доходной части Фонда, используя данные 2007;2010 гг.: налоговые доходы фонда социального страхованию — в 2008 году — 77,2 млрд. рублей, или 74,7% к уровню 2007 года, в 2009 году — 86,9 млрд. рублей, или 86,3% к уровню 2008 года, в 2010 году — 100,6 млрд. рублей, или 88,8% к уровню 2009 года.
Неналоговые доходы фонда социального страхования — в 2008 году — 37,1 млрд. рублей или 49,3% к уровню 2007 года, в 2009 году — 40,3 млрд. рублей, или 89,7% к уровню 2008 года, в 2010 году — 44,9 млрд. рублей или 92% к уровню 2009 года.
На основании данных из таблиц 1 и 2 можно составить диаграмму, которая наглядно показывает, что в 2008 году и в показателях планового периода 2009;2010 гг. доходы должны возрасти (см. рис. 2).
Рисунок 1 — Динамика доходов ФСС ХМАО за 2007;2010 гг., млрд. руб.
2.2 Анализ расходов фонда социального страхования ХМАО Самыми обеспеченными в плане финансирования в 2008 году являлись программы, касающиеся социальной поддержки материнства и детства. Только на государственные пособия, связанные с ожиданием и рождением детей, югорчанкам было перечислено более двух миллиардов рублей. Из них пособие по временной нетрудоспособности составили 6,5 млрд. руб, пособия по беременности и родам — 1,4 млрд руб., при рождении ребенка — 293, 7 млн руб., по уходу за ребенком до1,5 лет для работающих женщин (подлежащих обязательному страхованию) — 1,2 млрд руб., другие социальные пособия за счет средств ФСС ХМАО.
Таблица 3 — Состав и структура расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию за 2006;2008гг., млрд. руб.
Виды выплат | 2006 год | 2007 год | 2008 год | ||||
млрд. руб. | удел. вес | млрд. руб. | удел. вес | млрд. руб. | удел. вес | ||
Пособия по временной нетрудоспособности | 3,6 | 72% | 4,3 | 66,2% | 6,5 | 65,6% | |
Пособия по беременности и родам | 0,5 | 10% | 0,9 | 13,8% | 1,4 | 14,2% | |
Единовременные пособия при рождении ребенка | 0,1 | 2% | 0,2 | 3% | 0,3 | 3% | |
Ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет | 0,5 | 10% | 0,8 | 12,4% | 1,2 | 12,2% | |
Другие социальные пособия за счет средств ФСС ХМАО | 0,3 | 6% | 0,3 | 4,6% | 0,5 | 5% | |
Всего | 100% | 6,5 | 100% | 9,9 | 100% | ||
Для наглядного представления построим несколько диаграмм, отражающих расходы по отдельным пособиям.
Рисунок 2 — Динамика расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию за 2005;2007 гг., млрд. руб.
На рисунке 2 видно, что расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности выросли с 2006 года до 2008 года на 2,9 млрд руб. Такая положительная тенденция также является причиной появления дефицита в бюджета ФСС ХМАО.
Рисунок 3 — Динамика расходов на выплату пособий по материнству и детству за 2006;2008 гг., млрд. руб.
Из данных диаграммы на рисунке 3 можно понять, что расходы на выплату пособий по материнству и родам выросли, по большей части, за счет увеличения в 2008 году размера пособий по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет.
Почти на 100% выполнены обязательства по предоставлению людям с ограниченными возможностями технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. В 2008 году им предоставили более 600 креселколясок и 750 различных протезов, порядка 1800 полупар ортопедической обуви, 234 слуховых аппарата, 37 телевизоров с приемом скрытых субтитров, 700 тысяч изделий абсорбирующего белья и памперсов. На приобретение изделий реабилитации направлено более 60,7 млн. рублей, в том числе порядка 9 млн руб. — на выплату компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации. Всего на выполнение всех программ, реализуемых региональным отделением Фонда социального страхования, направлено более 9,5 миллиардов рублей. Уже в 2009 году финансирование по ряду программ увеличено. Так, на детское оздоровление выделено более 358 миллионов рублей, а на обеспечение инвалидов средствами реабилитации 77 миллионов 874 тысячи рублей, что на 28% больше бюджетных показателей прошлого года.
Рисунок 4 — Общий объем расходов в ФСС ХМАО за 2008 г., на 2009 г. и на плановый период 2010;2011 гг., млрд. руб.
На основании данных из таблицы составим диаграмму, которая наглядно показывает, что в 2008, 2009 годах и в показателях планового периода 2010;2011 гг. расходы должны возрасти (см. рис.). Такая тенденция объясняется не только увеличением сумм по отдельным видам выплат из ФСС ХМАО, но и ростом рождаемости. В 2008 году расходы ФСС ХМАО составили 41,2 млрд руб. и с каждым годом расходы ФСС ХМАО увеличиваются.
Рисунок 5 — Общий объем доходов и расходов ФСС РФ за 2008 г., на 2009 г. и на плановый период 2010;2011 гг., млрд. руб.
Как видно из рисунка 5 на 2008,2009 года и на плановый период 2010 и 2011 годов" в 2008;2011 гг. дефицита бюджета ФСС ХМАО не наблюдается (см. рис.5).
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ХМАО
3.1 Проблемы развития ФСС ХМАО Все виды страхования имеют определенные проблемы, без решения которых невозможно создать эффективную систему социального страхования и обеспечить высокий уровень социальной защиты населения от различного рода социальных рисков. Система социального страхования имеет ряд общих и частных задач.
К общим проблемам можно отнести:
1. Сохранение нестраховых принципов, которые заключаются в следующем:
— существуют принципы нестрахового характера;
— отсутствует зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений.
2. Несбалансированность государственных обязательств и объема имеющихся финансовых ресурсов.
Проблему финансовой неустойчивости системы обязательного социального страхования постоянно воспроизводят, с одной стороны, сохранение в системе обязательного страхования нестраховых выплат, с другой, недостаточно высокий уровень администрирования доходов и расходов государственных внебюджетных фондов.
Для системы обязательного страхования характерна опережающая тенденция роста расходов над доходами.
3. Незавершенность правого регулирования системы государственного обязательного социального страхования, а именно:
— до настоящего времени не принят федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти»;
— отсутствует федеральный закон «о Фонде социального страхования Российской федерации».
Законодательно не утверждены порядок, процедуры, источники финансирования дефицита средств на выплату страховой части пенсий. Также существуют противоречия в Бюджетном и Налоговом кодексах по поводу единого социального налога.
4. Нет достаточного обоснования уровня социальных выплат.
По рискам, принимаемым на социальное страхование в связи со старостью, инвалидностью и потерей кормильца, которые составляют основную часть при определении ставок ЕСН, уровень социальных выплат ниже, чем это предусмотрено Конвенцией Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и стандартами Европейского союза.
5. Неблагоприятные демографические тенденции.
Проблемы демографии связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте и увеличение удельного веса престарелых и инвалидов (т.е. недееспособных), в результате чего, увеличивается коэффициент иждивенческой нагрузки [www.regions.ru].
6. Неэффективность введения ЕСН.
После введения ЕСН появились проблемы связанные с отказом от страхового принципа формирования доходной части государственных внебюджетных фондов, ликвидацией однопроцентного взноса в Пенсионный фонд застрахованными. В результате этого была утрачена заинтересованность в формировании личного «пая» в системе пенсионного страхования. При переходе к ЕСН, и в результате чего включение значительной части ресурсов в федеральный бюджет, минимизирует возможности реализации принципа самодостаточности в данной системе. Также это ограничивает самоответственность работников и работодателей за финансовую стабильность государственных внебюджетных фондов и нарушает баланс доходной и расходной частей бюджета. Негативные последствия включения финансовых ресурсов социального страхования в федеральный бюджет в результате снижения размера ЕСН могут резко обостриться.
Частным проблемам ФСС ХМАО являются:
а) Формирование большей части доходов Фонда происходит за счет налогов. Государство не может обеспечить нормальную социальную жизнь людей за счет только налогообложения. К тому же существует жёсткая зависимость: чем выше налоги, а значит и возможности для социальной сферы, тем хуже бизнесу. В условиях рынка социальное страхование должно играть свою роль и быть максимально эффективным.
б) Плохо развита система социального страхования на малых предприятиях. Как свидетельствует статистика, в малом бизнесе люди берут больничные листы в два раза реже, чем на крупных предприятиях, хотя вряд ли они реже болеют. Проблема в том, что в этой сфере царят такие беспорядки, из-за которых люди не используют больничный лист. Поэтому многие переносят болезни продолжая ходить на работу, а затем получают осложнения. В малом бизнесе больничные листы оплачивают по минимальным расценкам. Понятно, что они не покрывают тех потерь, которые человек несет, когда болеет. Другой нюанс — на малых предприятиях, как правило, нет профсоюзов, и следовательно, кроме как государству о людях заботиться некому. В таких условиях социальная защита является важным фактором.
в) Восприятие обществом социального налога как своего рода оброка. На самом деле природа платежей в Фонд совершенно другая. Ведь социальный налог — это часть фонда зарплаты, ее маленький кусочек, который отдается для того, чтобы если с человеком что-нибудь случится, компенсировать потерю его заработка.
г) Потери части дохода Фонда при стремлении крупных предприятий к минимизации налогов за счет деления на несколько малых. Например, предприятие с численностью в полторы тысячи работников реорганизовалось. В результате получилось 15 малых предприятий, которые выпускали ту же продукцию и в том же объеме, что и ранее, но при этом стали платить меньше налогов. Но одновременно снизилась и социальная защита.
д) Отсутствие конкретных законов, направленных на каждый вид отдельного риска, которые бы четко прописывали технологию, отвечающую сегодняшнему дню. Так, например, при досрочном выходе на пенсию, связанным с особыми условиями труда на производстве, работа Фонда по созданию благоприятных, нетравмоопасных рабочих мест, да и все, что имеет отношение к инвалидности, напрямую пересекается с пенсионным законодательством. То есть стоит задача не просто принять по каждому из основных страховых рисков необходимый закон, а создать такую систему, в которой правовые акты не противоречили бы друг другу.
е) Наличие большого числа нестраховых выплат. Кроме того, ряд организаций и индивидуальных предпринимателей имеют право на значительные льготы по уплате отчислений в ФСС. В то же время они пользуются теми же правами на получение страхового возмещения, что и другие плательщики, которые льгот не имеют. Таким образом, возникает проблема отсутствия зависимости уровня выплачиваемых пособий от размера отчислений. Это нарушает страховые принципы системы обязательного социального страхования и создает условия для возникновения дефицита средств в системе ФСС.
ж) Высокие цены на путевки в оздоровительные лагеря. Проблема в том, что цены на путевки устанавливают местные власти. Поскольку лагеря, как правило, летнего пребывания, зимой они пустуют и, естественно, прибыли предприятиям не приносят.
з) Расходы на выплату пособий при рождении ребенка, пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, предусмотрены в размерах в соответствии с действующими законодательными нормами без индексации.
и) Размер социального пособия на погребение в сумме 1,0 тыс. рублей, не индексировался с 2000 года;
к) Недостаточность средств федерального бюджета, выделяемых Фонду на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезноортопедических изделий [интервью с Калашниковым].
Следует понимать, что формирование национальной системы социального страхования — дело непростое. Такая система органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием рынка труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Необходимо критично признать, что пока формирование системы социального страхования не увязано с названными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики (уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся), построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.
Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, и прежде всего Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права — трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.
3.2 Перспективы развития Фонда социального страхования ХМАО Для решения проблем Фонда социального страхования ХМАО органы власти применяют различные меры: увеличивают размеры выплат и др.
Для реформирования системы обязательного страхования необходимо соблюдать следующие принципы:
· соблюдение конституционных прав граждан РФ;
· четкое определение целей, задач и источников финансирования для различных видов социального страхования;
· дальнейшее развитие страховых принципов;
· развитие персонифицированного учета во всей системе социального страхования;
· адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей;
· устранение дублирования функций;
· создание условий финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования.
Чтобы осуществить перечень данных принципов необходимо выполнить целый комплекс мероприятий. В частности, необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы обязательного социального страхования. Это предполагает, что Правительству ХМАО потребуется сосредоточить свои усилия на следующих направлениях:
· провести анализ законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере социального страхования, ведомственных активов, регулирующих вопросы социального страхования;
· осуществить ревизию перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе обязательного социального страхования, и на этой основе подготовить предложения по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определит источники финансирования для каждого их вида;
· осуществить меры, направленные на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;
· определить потребности системы обязательного социального страхования в финансовых средствах;
· обеспечить изменение законодательства о внебюджетных государственных социальных фондах, о системе управления системой и ресурсами социального страхования, об обеспечении паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы ОСС;
· создать условия для привлечения частных страховых компаний к системам ОСС и ОМС.
В региональном отделении Фонда социального страхования РФ по ХМАО-Югре прошло заседание Координационного совета, на котором были подведены итоги работы в 2008 году и обозначены задачи на 2009 год. В его работе приняли участие сотрудники регионального отделения, представители Правительства автономного округа, члены общественной палаты и лидеры профсоюзных организаций. В 2008 году выполнены все публичные полномочия. Теперь стоит новая задача — сохранить и в этом году высокий уровень социальных гарантий. Уже сегодня увеличено финансирование по ряду программ, обеспечение которых закреплено федеральным законом № 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов». Так, на детское оздоровление в этом году выделено более 358 млн. рублей. Как отмечают в региональном отделении, организация круглогодичного отдыха школьников с участием средств Фонда социального страхования в условиях нестабильной экономической ситуации станет достойной помощью родителям в организации каникул. На 28% больше, чем в прошлом году, выделено ассигнований на приобретение технических средств реабилитации для людей с ограниченными возможностями. В этом году на эти цели будет перечислено 78 млн руб. Не останутся без государственной поддержки и другие категории югорчан. В 2009 году будет увеличено число граждан льготной категорий, обеспеченных санаторно-курортным лечением. Поправить здоровье смогут 3317 граждан-получателей набора социальных услуг, из них 230 пройдут лечение в специализированных санаториях для людей с нарушениями органов слуха, зрения и функций спинного мозга. На приобретение путевок в общей сложности планируется направить порядка 51 млн. руб Стабильное финансирование по-прежнему у программ, касающихся демографии и социальной поддержки материнства и детства. Порядка 231,8 млн. рублей заложено на реализацию программы «Родовый сертификат» приоритетного национального проекта «Здоровье», а на государственные пособия, связанные с ожиданием, рождением детей и уходом за детьми по достижению ими 1, 5 лет — 3, 4 млрд. рублей. На координационном совете также обсудили вопросы сохранения здоровья работающих граждан. В санатории планируется направить порядка 1100 работников, перенесших серьезные заболевания и более двухсот беременных женщины «групп риска». Не меньшее внимание в 2009 году будет уделено и медицинскому обследованию работающих жителей округа. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» углубленные медицинские осмотры пройдут более 108 тысяч работников, занятых во вредных или опасных условиях труда.
Вступивший в силу с 1 января 2007 года Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «ОБ обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее-Закон) предусматривает ряд новых норм в части предоставления пособий по временной нетрудоспособности (определение размера пособий в зависимости от продолжительности страхового стажа, исчисление пособий в календарных днях вместо рабочих, выплата пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по всем местам работы застрахованного лица и др.).В соответствии со статьей 6 Закона пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности).
Согласно статье 7 Закона размер пособия по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы зависит от продолжительности страхового стажа. Каких-либо особенностей назначения и выплат пособия по временной нетрудоспособности, в связи с бытовой травмой и травмой, полученной по пути на работу (с работы), действующим законодательством не предусмотрено. В связи с этим указанное пособие назначается и выплачивается в общеустановленном порядке.
Данные изменения проводятся в связи с последствиями, сложившимися в результате экономического кризиса, произошедшего в конце 2008 года, а именно: рост числа безработных, увеличение цен и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе написания курсовой работы была поставлена цель, которая была достигнута с помощью поставленных задач, которые также были выполнены.
Был проведён анализ доходов и расходов, где был показан состав и структура доходов и расходов бюджета ФСС за определенные годы. И в связи с этим было выявлено, что налоговые доходы фонда социального страхования составили в 2006 году — 40,5 млрд. руб, в 2007 году — 57,7 млрд руб. Налоговые доходы увеличились в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 17,2 млрд руб. В 2008 году эти доходы составили 77,2 млрд руб., что на 19,5 млрд руб. больше, чем в 2007 году, а неналоговые доходы фонда социального страхования в 2007 году составили 18,3 млрд руб., что на 2,6 млрд руб. больше, чем в предыдущем году. А в 2008 г. данные доходы выросли еще на 37,1 млрд руб.
Так же был приведен состав и структура доходов и расходов на плановый 2009;2010 года и его анализ показал, что налоговые доходы фонда социального страхованию — в 2008 году — 77,2 млрд. рублей, или 74,7% к уровню 2007 года, в 2009 году — 86,9 млрд. рублей, или 86,3% к уровню 2008 года, в 2010 году — 100,6 млрд. рублей, или 88,8% к уровню 2009 года, а неналоговые доходы фонда социального страхования — в 2008 году — 37,1 млрд. рублей или 49,3% к уровню 2007 года, в 2009 году — 40,3 млрд. рублей, или 89,7% к уровню 2008 года, в 2010 году — 44,9 млрд. рублей или 92% к уровню 2009 года.
А расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности выросли с 2006 года до 2008 года на 2,9 млрд руб. Такая положительная тенденция также является причиной появления дефицита в бюджета ФСС ХМАО.
Так же были выявлены проблемы и перспективы развития ФСС ХМАО, которые показали, что данные изменения проводятся в связи с последствиями, сложившимися в результате экономического кризиса, произошедшего в конце 2008 года, а именно: рост числа безработных, увеличение цен и т. д.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бюджетный кодекс РФ. — М.: Финансы и статистика.-2001.
2. Гражданский кодекс РФ. -М.: Юридическая литература.-1998.
3. Конституция Российской Федерации 1993.-М.: Юридическая литература.-2003.
4. «ОБ обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» Федеральный закон от 28.11.2008 г. № 240-ФЗ
5. «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» Федеральным законом № 216-ФЗ
6. Консультант Плюс: Высшая школа (учебное пособие)-2008г.
7. Артемьева С. С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе. //Финансы. — 2002.-№ 3.-с.18−19.
8. Вахрин П. И., Нешитой А. С. Финансы. Учебник для ВУЗов. М.: Финансы и статистика.-2007.-532с.
9. Кудрин А. Л. Федеральный бюджет — 2007 // Финансы.- № 1.-2006г.с.3−8.
10. Яндиев М. И. Финансы регионов. — М.: Финансы и статистика.-2007г.-240с
11. Главбух № 3 2009 г.
Интернет
1. www.regions.ru
2. www.ndc.org.ru/
3. www.fss.ru