Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Акмеологические условия развития профессионального Я государственных служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Содержанием процесса развития профессионального Я государственных служащих является увеличение когнитивной сложности, возрастание дифференцированности, цельности, устойчивости и обобщенности профессионального Я. Центральным конструктом самосознания государственных служащих является «актуальное Я». «Ретроспективное Я» позволяет государственным служащим осознать достигнутое в процессе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Образ Я в структуре самосознания
    • 1. 3. Акмеологические особенности профессионального Я у представителей различных профессиональных общностей
  • Выводы по первой главе 6
  • Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО Я ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ <
    • 2. 1. Представления государственных служащих о профессиональном Я
    • 2. 2. Представление государственных служащих о «реальном Я» и его соотношении с «идеальным «и «типичным «государственным служащим
  • Выводы по второй главе 1

Глава 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ Я ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО КАК СИСТЕМНЫЙ ОБЪЕКТ АКМЕОЛО-ГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА 111−131 3.1. Диагностика эффективности курсовой подготовки как фактор повышения уровня профессионального Я государственного служащего 111−120 3.2 Акмеологическая программно-целевая модель формирования профессионального Я современного государственного служащего 120

Выводы по третьей главе

Заключение

Акмеологические условия развития профессионального Я государственных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Профессиональное самосознание является одним из важнейших компонентов самосознания человека как субъекта деятельности. Возникнув, профессиональное самосознание становится важным звеном в регулировании как текущей деятельности (С.В.Васьковская, 1987), так и профессионального развития субъекта в целом (Е.М.Борисова, 1981; В. Н. Козиев, 1980; Л. Н. Корнеева, 1984).

Профессиональное самосознание как разновидность социально-специфического самосознания представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности (Т.Л.Миронова, 1999). Профессиональное самосознание и, в частности, его рефлексивная составляющая: профессиональное Я — является одним из важнейших и мало изученных регуляторов поведения и деятельности профессионала.

Практика позволила выявить следующие противоречия процесса формирования профессионального Я государственных служащих:

— между необходимостью повышения уровня профессионального Я государственных служащих и существующей системой непрерывного образования;

— между социальным заказом в области развития профессионализма государственных служащих и инертностью традиционной системы переподготовки РОУ;

— между уникальностью личностно-профессионального пути развития государственных служащих и недостаточным его учетом в моделировании и проектировании новых развивающих профессиональное Я технологий;

— между необходимостью формирования профессионального Я государственных служащих и неразработанностью целостной концепции его развития.

Состояние разработанности проблемы. В области исследования сознания, самосознания и самоопределения личности, стратегии ее жизнедеятельности, полноты жизни и удовлетворенности трудом, исследования человека в профессии, его интересов, мотивации, понимания своего места в профессиональном сообществе наиболее значительными являются работы К. А. Абульхановой, В. Г. Асеева, О. С. Анисимова, С. А. Анисимова, А.А. Бодале-ва, А. В. Брушлинского, Л. П. Буевой, В. В. Давыдова, А. А. Деркача, А. И. Донцова, В. П. Зинченко, И. И. Ивановой, Н. В. Кузьминой, Е. А. Климова, В. И. Купцова, Г. С. Никифорова, И. Н. Семенова, В. И. Слободчикова, С. Д. Смирнова, А. Г. Спиркина, В. М. Шепеля.

Значительный вклад в исследование самосознания и, в частности, проблемы образа Я внесли отечественные психологи И. С. Кон (1978), А. Н. Крылов (1984) М. И. Лисина (1980), Н. И. Непомнящая (1975, 1980, 1992), И. И. Чеснокова (1977) и др., а также зарубежные психологи Ч. Кули (1912), Д. Мид (1934), А. Маслоу (1987), Г. Олпорт (1961), К. Роджерс (1959), Т. Шибутани (1979), Р. Бернс (1986) и др.

Исследований, посвященных непосредственно профессиональному образу Я представителей различных профессиональных общностей, не так много. Происхождение и развитие профессионального самосознания исследуется в связи с уровнем профессиональной подготовки (В.В.Овсянникова, 1983; Г. Райнаи, 1991; Н. Ю. Ткачева, 1983), с овладением профессиональным мастерством (М.И.Жукова, 1990; А. Г. Васюк, 1992; Е. М. Борисова, 1981; Т. Л. Миронова, 1999), ценностными представлениями профессионалов (М.И. Мельникова, 1994). Наиболее интенсивно изучалось самосознание у педагогов (Ю.Н.Кулюткин и Г. С. Сухобская, 1978, 1981; В. Г. Козиев, 1980;К. М. Левитан, 1994 и др.).

Малая изученность проблемы профессионального Я объясняется неразработанностью методов исследования такого сложного образования, каким является феномен самопрезентации субъекту собственного Я. Особенно остро неразработанность данной проблемы ощущается в конкретных областях профессионального труда, в частности, в сфере государственной службы.

Таким образом, актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — выявить акмеологические условия развития профессионального Я государственных служащих.

Объект исследования — профессиональное самосознание государственных служащих.

Предмет исследования — процесс развития профессионального Я государственных служащих.

Гипотеза исследования.

Содержанием процесса развития профессионального Я государственных служащих является увеличение когнитивной сложности, возрастание дифференцированности, цельности, устойчивости и обобщенности профессионального Я. Центральным конструктом самосознания государственных служащих является «актуальное Я». «Ретроспективное Я» позволяет государственным служащим осознать достигнутое в процессе профессиональной деятельности, наметить планы в связи со своим профессиональным будущим. «Идеальное Я» («будущее Я») является ценностной перспективой личности и способствует самосовершенствованию и саморазвитию государственных служащих. В системе непрерывного образования развитие профессионального Я происходит наиболее эффективно, если оно рассматривается в контексте акмеологического мониторинга и создания акмеологического образовательного и развивающего пространства, которое обеспечивает формирование адекватного и высокого профессионального Я государственных служащих.

Задачи исследования.

1. Проанализировать теоретико-методологические основы и современные подходы к исследованию проблемы профессионального Я.

2. Выявить содержание профессионального Я государственных служащих в зависимости от стажа работы и уровня профессионализма.

3. Исследовать соотношение самооценки профессионально значимых свойств и оценки «идеального» и «типичного» государственного служащего.

4. Определить акмеологические условия, обеспечивающие оптимизацию процесса развития профессионального Я государственных служащих.

5. Внедрить полученные в ходе исследования результаты в виде специальных учебных курсов, программ, учебных и методических пособий, методик по изучаемой проблеме.

Теоретико-методологическую базу исследования составили акмеологические принципы активности, развития, детерминизма, системности, ин-тегративности (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, И. А. Зимняя, Н. И. Конюхов, Н. В. Кузьмина, Е. А. Климов, Л. Г. Лаптев, А. К. Маркова, В. Г. Михайловский, А. Ю. Панасюк, И. Н. Семенов, Е.А.Яблокова) — идеи системного анализа (П.К.Анохин, Р. Аккоф, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, В. И. Садовский, А. И. Уемов, В. Д. Шадриков и др.) — принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) — принцип целостного изучения личности во всем многообразии ее проявлений (А.Г. Ковалев, B.C. Мерлин, В. Н. Мясищев, К.К. Платонов) — принцип самодетерминации (А.А. Ухтомский) и др. Становление профессионального Я зрелой личности связывается с ее превращением из элемента системы в субъект деятельности (А.Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Л. Г. Лаптев, В.Г. Михайловский), с формированием системы внутренней регуляции деятельности (Д.А. Леонтьев, В. М. Грачев, В. Г. Зазыкин, О. И. Жданов, Р. Л. Кричевский, А. Ю. Панасюк, В. В. Петрусинский, М. Ф. Секач, А.П. Ситников).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего исследования и формирующего эксперимента. Основные методы: изучение литературных источниковретроспективный системно-ситуативный анализ процесса развития профессионального я государственных служащиханкетирование, психологическое тестирование, опрос, самонаблюдение. При обобщении и анализе материалов экспериментальной работы использовались методы статистической обработки данных с применением статистических пакетов «EXEL», «Statistika for Windows — 95» .

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили 950 государственных служащих. Из них 750 участвовали в формирующем эксперименте. Это позволяет считать выборку репрезентативной по отношению к генеральной совокупности слушателей.

Надежность и достоверность исследования обеспечивалась исходными методологическими принципами, теоретической обоснованностью, разнообразием и надежностью использованных методов, репрезентативностью выборки, математической обработкой полученных данных с использованием пакета компьютерных программ статистического анализа.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Дана акмеологическая интерпретация и уточнено содержание понятий «образ Я» и «профессиональное Я» .

2. Выявлены особенности самосознания у государственных служащих с учетом длительности работы в данной профессиональной области. По мере профессионального роста у государственных служащих обнаруживается динамика в самооценивании моральных свойств и волевых качеств в настоящем времени: молодые государственные служащие (стаж до 9 лет) оценивают уровень развития своих моральных свойств и волевых качеств ниже, чем государственные служащие со стажем 10−19 лет, а также 20 лет и выше. Для государственных служащих со стажем 10−19, 20 лет и выше при ретроспективной характеристике характерна идеализация уровня развития нравственно-психологических свойств, входящих в фактор оценки, а также волевых свойств, входящих в фактор силы, по сравнению с настоящим. Прошлое в данном плане является для них привлекательным.

3. Установлено, что большинство государственных служащих (97,8%) имеет позитивную самооценку профессионально значимых качеств. У государственных служащих независимо от стажа работы преобладает средний уровень позитивной самооценки. По мере профессионального развития государственных служащих самооценка профессионально значимых качеств становится все более адекватной и высокой.

Показано, что при оценке качеств «идеального» и «типичного» государственного служащего и самооценке наиболее актуальны черты, характеризующие отношение к труду: ответственность и добросовестностьпознавательные процессы, имеющие профессиональную специфику — профессиональное мышление и профессиональная интуицияа также гуманное отношение к людям. Сравнительный анализ самооценок профессионально значимых качеств у государственных служащих и оценок этих качеств у «идеального» и «типичного» государственного служащего показал, что наиболее высокие ранги при оценке «идеального» и «типичного» государственного служащего имеют: интерес к работе, профессиональное мышление, ответственное отношение к работе, профессиональная интуиция, целеустремленность, добросовестность. Однако оценка «идеального» государственного служащего включает, кроме перечисленных качеств, также организованность и заботливое и внимательное отношение к людям.

Установлено, что представления всех государственных служащих о профессионально значимых качествах «идеального» и «типичного» государственного служащего являются близкими к их самооценке, что также подтверждается результатами линейной корреляции между показателями оценок качеств личности у «идеального» государственного служащего и самооценок вышеуказанных качеств (г = 0,96) — оценок качеств личности у «типичного» государственного служащего и самооценок (г = 0,94). Высокая положительная линейная связь между оценками профессионально ценных качеств «идеального» государственного служащего и самооценкой у государственных служащих свидетельствует о высокой степени близости представлений об «идеальном» государственном служащем и реальном Я профессионала. Установлена высокая степень близости представлений о «типичном» государственном служащем и реальном Я профессионала.

4. Выявлена динамика когнитивной самооценки профессионально значимых качеств личности у государственных служащих с учетом длительности их работы в данной профессиональной области. Самооценка интереса к профессии, эмоциональной устойчивости, сосредоточенности внимания на выполняемой работе, инициативности, организованности, смелости, ответственного отношения к работе, заботливого и внимательного отношения к людям, отзывчивости, наблюдательности, профессиональной интуиции, настойчивости, свойств психомоторики не обнаруживает значимых изменений по мере профессионального развития государственных служащих. По мере профессионального развития государственные служащие отмечают большую выраженность самообладания, решительности, профессионального мышления, профессиональной интуиции.

Установлены особенности самооценки профессионально значимых качеств личности у государственных служащих, различающихся по уровню профессионализма. У государственных служащих с низким и средним уровнем профессионализма уровень самооценки ниже, чем у государственных служащих с высоким уровнем профессионализма, соответственно, г = 0,38- г = 0,67- различия между ними значимы (t = 61- а < 0,001). Общим у всех групп государственных служащих является высокая оценка интереса к своей работе. Государственные служащие с высоким уровнем профессионализма наиболее высоко оценивают моральные качества, профессиональное мышление и профессиональную интуициюгосударственные служащие с низким и средним уровнем профессионализма наиболее высоко оценивают ответственность и добросовестность.

5.Разработана целостная система акмеологического мониторинга развития профессионального Я государственных служащих, которая включает:

• создание комплексной диагностической методики «Государственный служащий сегодня и завтра» по сбору, обработке и анализу информации, определяющей портрет современного государственного служащего;

• два основных этапа реализация методики: изучение и анализ профессиональных интересов, потребностей ГС на местах в саморазвитиивыявление механизмов внутренней самореализации и способности к саморазвитию слушателей курсов и семинаров, диагностика ценностных ориентации и результатов обучения;

• компьютерную обработку информации, получение вторичной информации, сравнительный анализ, введение в банк данных;

• выявление «проблемного поля», формирование «дерева целей» и задач, корректировка программ и планов обучения. Выработка способов реализации инноваций в рамках общей программы «Государственный служащий сегодня и завтра» ;

• научно-методическую деятельность на основе полученных данных;

• проведение отдельных поисковых и корректирующих акме ©-логических исследований.

6. Доказательно представлено, что акмеологическая программно-целевая модель развития профессионального Я государственных служащих представляет собой систему, состоящую из шести блоков, содержащих информацию, ориентированную на формирование определенной группы профессионально и личностно значимых качеств в соответствии с моделью профессионального Я адекватными методами и средствами (по О. С. Анисимову,.

А.А.Деркачу, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой И.Н.Семенову и др.). Блок 1 ориентирован на развитие у государственных служащих личностно-гуманной ориентации. Блок 2 — на развитие акмеологического видения профессиональной реальности. Блок 3 — на овладение акмеологическими технологиями. Блок 4 — на развитие способности к интеграции с профессиональным опытом других. Блок 5 — на развитие креативных способностей. Блок 6 — на формирование рефлексивной культуры государственных служащих.

Практическая значимость исследования состоит в том, что диагностический инструментарий оценки уровня развития профессионального Я государственных служащих и практические рекомендации по оптимизации данного процесса могут быть использованы в системе подготовки и переподготовки государственных служащих, а также психологами в практике индивидуального консультирования для составления конкретных рекомендаций руководителям и акмеологического сопровождения процесса управленческой деятельности.

Разработанная система акмеологического мониторинга позволила выявить эффективность системы повышения квалификации государственных служащих как фактора повышения уровня их профессионального Я и построить акмеологическую программно-целевую модель развития профессионального Я современного государственного служащего муниципального управления, внедрение которой оптимизирует процесс развития профессионального Я государственных служащих.

Результаты исследования могут использоваться в учебных курсах по акмеологии, психологии личности, возрастной и педагогической психологии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись как в ходе формирующего эксперимента, так и непосредственно в профессиональной деятельности кадров управления. Результаты исследования обсуждались на заседаниях проблемных групп кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС. Они апробированы автором при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсу «Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы» в РАГС в 1997;2000 гг., а также использованы при проведении в системе переподготовки кадров управления спецкурсов по развитию профессионального Я. Отдельные положения и результаты работы обсуждались на научной сессии Акмеологического института (Москва, 1998;2000гг.), по материалам диссертации были сделаны доклады на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения-98» (СПб, 1998), «Ананьевские чтения-99» (СПб, 1999).

Положения, выносимые на защиту.

Образ Я — это динамическая система представлений человека о самом себе, включающая различные индивидные и личностные характеристики, свойства человека как субъекта разнообразных деятельностей, а также самооценку, отражающую степень развития различных характеристик Я и связанных с ними переживаний. В образ Я включается и поведенческая составляющая, предрасполагающая субъекта к определенному поведению, т. е. те действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

От уровня сформированности профессионального образа Я зависит процесс формирования профессионала, темп, успешность овладения профессиональной деятельностью, вхождение в профессиональную общность. Высокая профессиональная подготовка и овладение профессиональным мастерством невозможны без формирования профессионального самосознания и, в частности, профессионального Я.

Факторами, способствующими развитию профессионального Я, являются:

— профессиональная деятельность, в процессе которой проявляются, развиваются профессионально ценные свойства и особенности, которые могут стать объектом рефлексии субъекта деятельности;

— усвоение профессионалом профессиональных эталонов, ценностей под влиянием профессиональной среды, т. е. посредством общения с представителями своей профессиональной общности. Эти профессиональные эталоны представляют эмоционально насыщенные «представления-образцы» должного, которые усваиваются человеком и служат для него объективной мерой оценки окружающей действительности и, в частности, других людей и самого себя" (Б.А.Еремеев, 1975, с.31);

— направленность профессионала на самопознание, на поиск информации о себе как профессионале в связи с актуальностью проблемы профессионального самосознания.

В структуру профессионального Я государственных служащих включаются следующие компоненты: направленность, нравственно-психологические качества, волевые свойства, эмоциональность и ее проявления, интеллектуальные черты, познавательные процессы, имеющие профессиональную специфику, профессиональные действия, профессиональные опыт, знания и подготовленность субъекта, отношение к предметной области, к условиям профессиональной деятельности, профессиональное самосовершенствование, самообразование, обучение, индивидуализация.

Наиболее значимы для ГС отношение к работеинтеллектуальные качества, имеющие профессиональную спецификугуманное отношение к людям. Активность самопознания у ГС в меньшей степени направлена на интегральные качества, раскрывающие активность субъекта деятельности, его помехоустойчивость, волевые качества, коммуникативность.

Чем глубже профессионал проникает в сущность своей профессии, овладевает вершинами профессионализма, тем более адекватным становится представление о своем профессиональном Я. В свою очередь адекватный требованиям профессии профессиональный образ Я позволяет субъекту осуществить более тонкое, точное регулирование поведения и деятельности в профессиональной среде с учетом своих психологических возможностей.

По мере профессионального становления увеличивается вероятность включения в самохарактеристику профессионально значимых познавательных процессов и свойств: сенсорно-перцептивных характеристик, профессиональной наблюдательности, профессиональной памятиаттенционных свойствхарактеристик профессионального самосовершенствования, самообразования профессионалапредметной области своей деятельности. Наиболее актуальна для ГС качественная оценка результата своей деятельности.

Оптимизация развития профессионального Я государственных служащих требует внедрения акмеологической программно-целевой модели развития профессионального Я в процесс подготовки и переподготовки государственных служащих. Программно-целевая направленность модели выражается в ориентированности всей системы обучения на воссоздание целостного феномена профессионального Я, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности — государственной службы. Структурно модель развития профессионального Я государственных служащих можно представить как процесс овладения способами и средствами повышения уровня самосознания, интегрированными показателями которого выступает в субъективном плане — адекватная самооценка, а в объективном плане — профессиональная компетентность.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Результаты исследования показали, что в рамках акмеологического сопровождения деятельности государственных служащих важно целенаправленно использовать акмеологический мониторинг профессионального Я.

Дальнейшая разработка проблемы особенностей развития профессионального Я может быть связана с разработкой модели акмеологического сопровождения процесса самосовершенствования кадров управления, которая бы включала акмеологические мониторинг и моделирование профессионального Я государственных служащих как регулятора процесса их профессионализации и самосовершенствования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основной замысел исследования состоял в определении особенностей развития профессионального Я государственных служащих.

Выявлена структура профессионального самосознания, которая включает следующие компоненты: когнитивный — знания о себе как профессионалеэмоционально-ценностный — отношение к себе как профессионалурегулятивный — тенденции действовать по отношению к себе как к профессионалу и реальные действия, направленные на регуляцию своего поведения и профессиональной деятельности, профессиональное самосовершенствование и саморазвитие. Установлено, что благодаря самосознанию у профессионалов формируется субъективная картина профессионального пути, или профессиональное Я.

Исследование показало, что центральным конструктом самосознания профессионала является «актуальное Я». «Ретроспективное Я» позволяет профессионалу осознать достигнутое в процессе профессиональной деятельности, наметить планы в связи со своим профессиональным будущим. «Идеальное Я» («Будущее Я») является ценностной перспективой личности и способствует самосовершенствованию и саморазвитию профессионала.

Выявлено, что для государственных служащих характерно высокое самоуважение, они принимают себя как личность, обладающую социально желательными характеристиками. По мере профессионального роста у государственных служащих обнаруживается динамика в самооценивании моральных свойств и волевых качеств. Государственные служащие вне зависимости от стажа проявляют удовлетворенность уровнем актуального развития своей активности, общительности, эмоционального реагирования на соответствующие раздражители и в будущем не желают в данном плане больших изменений в степени их выраженности.

Сравнительный анализ самооценок профессионально значимых качеств личности у ГС и оценок этих качеств у «идеального» и «типичного» государственного служащего показал, что существуют общие черты при оценке качеств «идеального», «типичного» государственного служащего и самооценке.

Показано, что наибольшую ценность для государственных служащих имеют интегральные качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе: черты, характеризующие отношение к работе, интеллектуальные качества, имеющие профессиональную спецификугуманное отношение к людям.

Разработанная система акмеологического мониторинга развития профессионального Я государственных служащих позволила выявить эффективность системы повышения квалификации государственных служащих как фактора повышения уровня их профессионального Я и разработать целевую модель формирования профессионального Я современного государственного служащего муниципального управления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.М. Семантические характеристики профессиональной направленности медиков//Дис.. канд.психол. наук. М., 1993.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. НИ. Развитие образа самого себя у младенца: Автореф. дисс.. канд. психол. наук.М., 1982.
  4. Акмеология: методология, методы и технологии. Под. науч.ред. Заслуженного деят. науки РФ, докт. псих, наук, профессора, вице президента Международной акад. акмеология наук А. А. Деркача. М. 1998 232 с.
  5. А.А. Личность и сознание. Л., 1989. 152 с.
  6. Ф.Г. Психологические механизмы повышения эффективности профессиональной действий государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998, — 24 с.
  7. Н.М. Мысли и сердце. М.: Молодая гвардия, 1976. -320 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. -Т-1. С. 16−178.
  9. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Известия АПН РСФСР. М.- Л., 1948. Вып. 18. С. 97−124.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  11. П.Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Труды ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева. Л&bdquo- 1935.-Т. IV,-145 с.
  12. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338 с.
  13. В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления (на материале профессии врача-хирурга): Дис.. докт. психол. наук. Саранск, 1992.
  14. М.Андрущенко Т. Ю. Психологические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976.
  15. Н.С., Пантина Н. В., Полунина М. В. и др. К вопросу квалификационной характеристики врача // Здравоохранение Рос. Федерации. М., 1979. С. 34−38.
  16. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеоло-гии. М.: РАГС, 1995 264 с.
  17. С.А., Гордеева Т. П., Деркач А. А. и др. Методы акмеологиче-ских исследований. Кострома: Упр. образов. 1994 102 с.
  18. Н.Е. О развитии самосознания // Дошкольное воспитание. -1958,-№ 2.-С. 9−16.
  19. Н.Е. Об особенности оценки и самооценки учащихся 1−4 классов в учебной деятельности //Вопросы психологии. 1968. — № 3,-С.131−134
  20. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. В. кл. Принципы системной организации функций. — М. Наука. 1973 -с. 5−61.
  21. Л.И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М&bdquo- 1969.-С. 57−118.
  22. Л.И. Психологическое учение о человеке: Теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы. Психологический журнал. Том 19. — N 1 (январь — февраль). — 1998. — с 3.
  23. Л.И. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-365 с.
  24. Л.И. Эпигенетическая концепция Э. Эриксона // Принцип развития в психологии М., 1978. С. 212−242.
  25. Е.Ю., Вяткин Ю. Г. Психосемантические методы описания профессии // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 127−133.
  26. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976- 158 с.
  27. Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения //Вопр. психол. -1984. -1. С. 50−57.
  28. И.В. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997, — 28 с.
  29. В.А. Диалог в профессиональном самоопределении // Дис. .канд. психол. наук. М., 1990.
  30. Ф. Психотехника. Часть I. Исследование пригодности к профессиональному труду. Берлин, 1922. С. 118−126.21.
  31. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  32. Н.А. Очерки физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.
  33. Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.
  34. Е.М. Психологические особенности профессионального самопознания студентов педагогического вуза: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1989.
  35. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М. Изд-во МГУ, 1982. 199 с.
  36. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. -1955.-№ 1.-С.98−107.
  37. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 159−177.
  38. М.И. Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Вшца школа, 1980. -167 с.
  39. М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М&bdquo- 1966.
  40. В.Д. Представления о профессии и самооценка профессионально значимых качеств у учащейся молодежи // Вопросы психологии. 1976 -№ 2.-С. 146−150.
  41. И.Н. Особенности осознания поступков детьми от 2 до 5 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М. 1964,
  42. А.В. Принцип детерминизма в трудах С.Л.Рубинштейна //Вопр. психол. 1989. — 6. — С. 47−51.
  43. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: НП РАН, 1994. -109 с.
  44. А.В. Субъект и его деятельность // Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.- 1997. С. 208−261.
  45. Будасси С А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе//Вопросы психологии. -1971.-№ 2.-С. 138−144.
  46. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1968. 268 с.
  47. Т.Л., Павловичев С. А. Интерес и самостоятельность в становлении активной позиции студента в учебной деятельности. Интерес и самостоятельность как факторы успешности обучения студентов медиков. Оренбург. 1992.-7−11 с.
  48. В.А. Ценность и ценностное отношение //Проблема ценности в философии. Л., 1966.
  49. С.В. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя // Дис.. канд. психол. наук. Киев, 1987.
  50. А .Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача//Дис. канд. психол. наук. Калуга, 1992.
  51. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М&bdquo- 1978.
  52. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности // Дис.. канд. психол. наук. М., 1987.
  53. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 45 с.
  54. В.И. Психодиагностическое обеспечение формирования психологической готовности личности к профессиональной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996, — 21 с.
  55. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. М., 1979.-288 с.
  56. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
  57. JI.C. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. -Т. 5. -С. 153−165.
  58. JI.C. Мышление и речь //Собр. соч. в 6-ти т. Т. 2. — М., 1982. -С. 5−361.
  59. JI.C. Педология подростка // Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4. -С.5−243.
  60. Л.С. Развитие высших психических функций. М. :Педагогика, 1960.-500 с.
  61. А. Картина человека. СПб., 1834. 670с.
  62. О.И., Каверина Р. Д., Климов Е. А. Информационно-поисковая система «Профессиография». М., 1972.
  63. В.К. Исследование уровня притязаний в связи с индивидуально-типическими характеристиками эмоциональности и интеллекта. Автореф. дис. канд. психол. наук, 1970 16 с.
  64. Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. С. 293−297.
  65. Ю.Б., Пузырей А. А. Предисловие к фрагменту книги У. Джемса // Психология личности. Тексты /Под ред Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. -С. 60.
  66. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Нау-кова думка, 1984,-207 с,
  67. Ю.Н. Личные особенности профессионального развития государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997, — 32 с.
  68. В. А. К вопросу о формировании оценки и самооценки у детей // Известия АПН РСФСР. М.- Л., 1948. Вып. 18.
  69. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1977.-136 с.
  70. Л.П., Дикая Л. Г. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека. Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Наука. 1983 12−29 с.
  71. А.П. Осознание нравственно-психологических качеств личности школьниками 5−7 классов // Дис. канд. психол. наук. М., 1950.
  72. А.Г. Особенности познания себя студентами вузов в зависимости от половой принадлежности//Дис.. канд. психол. наук. М., 1981.
  73. А.С. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: Автореф. дис. док. психол. наук. М., 1997, — 64 с.
  74. В.В. О перспективах теории деятельности //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. — 2. — С. 25−31.
  75. Д.В. Соотношение самооценки и объективной оценки свойств личности школьников старших классов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Яросл., 1974.
  76. Демина И. В Формирование самооценки нравственных качеств личности как условие самовоспитания старших подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976.
  77. А.А., Дьячков В. М. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно-профессиональное развитие. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1996. — С. 39−58.
  78. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. (Психолого-акмеологические основы). М 1998 -166 с.
  79. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения профессионализма. М.: Луч, 1993. 23 с.
  80. А.А., Лазаренко B.C. Психология развития личности: развитие познавательных способностей. Лучанск «Шлях» 1998. 175 с.
  81. А.А., Марасанов Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование управленческих кадров. М.: РАГС, 1996. 128 с.
  82. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологического исследования. Монография. М.: МПА, 1998 — 148 с.
  83. А.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М. -1998 г.-248 с.
  84. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993. 71 с.
  85. А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности. М.: РАУ, 1993 -156 с.
  86. Джемс В. Научные основы психологии. СПб., 1902 448 с.
  87. Т.И. Содержание и функции образа самого себя у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1979.
  88. Т.В. Особенности самосознания подростка // Проблемы возрастной педагогики. Материалы научного совещания / Под ред. А. К. Бушля. Л., 1960. С. 47−50.
  89. ТВ. К характеристике некоторых психологических особенностей советских подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1951.
  90. Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971.-386 с.
  91. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999, — 28 с.
  92. . А. Изучение социальной перцепции по материалам речевых описаний // Дис. канд. психол. наук. Л., 1975.
  93. .А. О выявлении психологического содержания речевых описаний объекта отражения // Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1976.-Вып. 7.-С.36−41,
  94. .А. Статистические процедуры при психологическом изучении текста. СПб.: Образование, 1996. 55 с.
  95. Н.А. Психологические особенности профессионального менталитета государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997,-26 с.
  96. М.И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача //Дис. канд. психол. наук. ML, 1990.
  97. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека //Вопр. психол. 1989. — 6. — С. 100 107.99.3азыкин В.Г., Чернышов А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М., 1993. — 48 с.
  98. Закон Российской Федерации об основах государственной службы Российской Федерации от 31.07.95 N 119-ФЗ//СЗРФ. -N31. -31.07.95.
  99. Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога//Дис. докт. психол. наук. Свердл., 1985.
  100. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997 — 480 с.
  101. Иванков В Т. О формировании самосознания личности // Изв. Воронежского, пед. ин-та. Воронеж, 1976.-Т. 172:-С.5−14. «74.
  102. Иванова 3., Косев И. Личность и профессия. София, 1976. 178 с.
  103. Э.В. Что же такое личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982. -С. 11−19.
  104. З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. «Проблемы диагностики умственного развития учащихся». Под. ред. Калмыковой З. И. М., Педагогика, 1975, с. 14−18.
  105. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. 1976. 286 с.
  106. Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Автореф. дисс. докт. психол. наук. Л.: 1985. — 35 с.
  107. Т.Б. Изменения образа Я в ситуациях жизненных перемен.: Автореф. дис. канд-психол. наук. М,.1989.
  108. В.Т. Педагогические основы формирования профессионального самосознания учащихся: Автореф. дис. докт. пед. наук. Казань, 1996.
  109. Л. А. Особенности самосознания лиц с акцентуациями характера: Автореф. дис. канд. психол. наук. Саратов, 1991.
  110. Климов Е А. Путь в профессию. Л.: Лениздат, 1974. 190 с.
  111. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 200 с.
  112. Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. — N 1. — С. 8−17.
  113. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. -224 с.
  114. Е.А. Психология профессионала М., 1996. С. 386−389.
  115. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Р.-на-Дону, 1996. -512с.
  116. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. — ИЗ с.
  117. Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М., 1996. С. 386−389.
  118. Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Автореф. док. дис. психол. наук. М., 1997, — 52 с.
  119. М.Г. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1978.
  120. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания // Дис. канд. психол. наук. Л., 1980.
  121. Ч.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М&bdquo- 1998,-30 с.
  122. С.Н. Личностное самоопределение в формировании индивидуального стиля деятельности кадров государственной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 24 с.
  123. Я.Л., Кухарчук A.M., Ценципер А. Б. Зависимость профессиональных намерений учащихся от некоторых психических и социально-психологических факторов // Вопросы профессиональной ориентации школьников. Минск., 1972.-С.41−61.
  124. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 335 с.
  125. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол. ж-л. -1981. -Т.2. № 3. -С. 25−38.
  126. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  127. Кон И. С. Психология юношеского возраста М.: Просвещение, 1972. -175 с.
  128. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  129. И.М., Сухарев А. В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития// Вопросы психологии. 1989. -№ 5. — С. 158−164.
  130. О.А., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости студентов с индивидуально-типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии,-1984-№ 3.-С. 42−52.
  131. JI.H. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. -1989. Вып.4, — С .91−96.
  132. А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома// Вопросы психологии. -1995.-№ 5.-С. 69−78.
  133. Г. С. Принцип развития в психологии //Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. С. 118−152.
  134. Кочетов А. И О психолого-педагогической характеристике самосознания подростков // Учен. зап. Свердл. пед. ин-та. Шадринск, 1970. Сб. 130. — С.63−77.
  135. А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности // Дис.. канд. психол. наук., М., 1984.
  136. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии 1981. — № 2. — С. 20−30.
  137. Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. -183 с.
  138. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк. 1989. 167 с.
  139. Кукосян О Г. Профессия и познание людей. Р-на- Дону, 1981.-157с.
  140. И.А. Развитие психологической наблюдательности кадров государственной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. -28 с.
  141. Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога // Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской Л., 1978.-С.22.
  142. Ю.Н., Сухобская Г. С. Функциональные роли учителя // Творческая направленность деятельности педагога / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской Л., 1978.-С. 19−24.
  143. В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1968.
  144. В.Н. К вопросу о самооценке подростка // Учен. зап.ЛГУ. -№ 352. Вып. 2. Экспер. и прикл. психол. Д 1970. — С. 62−63.
  145. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога //Вопр. психол. 1988. — 2. — С. 87−96.
  146. А.М. Самооценки учащихся старших крассов в процессе профессионального самоопределения: Автореф. дис.канд. психол. наук. Минск, 1973.
  147. A.M., Ценципер А. Б. Профессиональное самоопределение учащихся. Минск, 1976.
  148. Р.В. Становление взаимооценок и самооценок учащихся группы токарей-универсалов в среднем профтехучилище // Вопросы психологии. -1980. -№ 6. С. 131−134.
  149. К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994. -192 с.
  150. Н. Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. 344 с.
  151. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Т.1. М., 1975. 224 с.
  152. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Т.2. М., 1975. 304 с.
  153. А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. II.-320 с.
  154. А.Н. К психологии образа //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1986. — 3. — С. 72−76.
  155. А.Н. Образ мира //Избранные психологические произведения. -М., 1983. Т. 2. — С. 251−260.
  156. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с.
  157. А.Н. Психология образа //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. -2−6 с.
  158. Д.А. Личностный смысл и трансформация психического образа//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1988. — 2. — С. 3−13.
  159. А.И. К вопросу о методах выявления самооценки как личностного параметра умственной деятельности // Проблемы диагностики умственного развития. М., 1975.-С.134−155.
  160. А.И. Проблема личности и ее самооценки в буржуазной психологии // Советская педагогика. 1975. — № 9. — С.94−105.
  161. А.И. Психология самооценки: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1974.
  162. Т. Самосознание. СПб., 1903. 72 с.
  163. М.И., Авдеева Н. Н. Развитие представления о себе у ребенка первого года жизни // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980.-С. 50−77.
  164. .Ф. К проблеме деятельности в психологии. Психол. ж., 1981, N 5. С. 3−22.
  165. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-431 с.
  166. .Ф. О системном подходе в психологии. Вопросы психологии. -1975 -N2. С. 31−45.
  167. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974. -172 с.
  168. Г. И. Психолого-акмеологическое консультирование как средство повышения психологической культуры кадров управления: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995, — 22 с.
  169. А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
  170. С.Н. Рефлексивно-инновационный практикум как метод развития творческого потенциала руководителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994 — 26 с.
  171. А. Самоактуализация личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
  172. М.О. Исследование структуры образа физического «Я» школьников // Дис.. канд. психол.наук. М., 1991.
  173. А.А. К вопросу о содержании сознания // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. С. 133−146.
  174. А.А. Личность и сознание. М.: Медицина, 1978. -176 с.
  175. Р. Различные аспекты Я // Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975. Вып. V. — С. 132−141.
  176. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа Я в ситуации социального перелома// Вопросы психологии. -1995. -№ 5. С. 61−68.
  177. Ю.И. Индивидуализация и деиндивидуализация как состояние самосознания в подростковом возрасте // Актуальные проблемы практической психологии. СПб., 1992. С. 35−42.
  178. М.И. Психологическое содержание ценностных ориентации работников разных видов сельскохозяйственного труда// Дис.. канд. психол. наук. М., 1994.
  179. Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1981. С. 153−158.
  180. Т.Д., Еремеев Б. А. Структура самохарактеристики учащихся ПТУ как субъектов учебно-производственной деятельности. Деп. в НТИ ВНИИ профте-хобр. 11.08.86,№ 79.-18с.
  181. T.JI. Развитие самосознания в онтогенезе // Вестник Бурятского ун-та. Серия 10. Психология. Улан-Удэ, 1998. Вып. 1. — С.34−48.
  182. Т.Л. Самосознание профессионала. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского ун-та, 1999. 200 с.
  183. Т.Л., Еремеев Б. А. Содержание самосознания учащихся ПТУ как субъектов деятельности // Сельская школа и труд. Иркутск, 1986, — С.97−103.
  184. Л.М. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. -С. 58−64.
  185. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпера // Вопросы психологии. 1975. — № 5. — С. 116−122.
  186. И.В. Роль самоанализа в профессиональном самоопределении учащихся старших классов // Новые исследования в психологии. М., 1976. -№ 1.
  187. Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры госслужащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998, — 28 с.
  188. О.М. Исследование некоторых условий формирования адекватной самооценки личностных качеств // Научн. труды Кубанского ун-та. Краснодар, 1977. Вып. 235.-С. 161−168.
  189. А.Н. Формирование эффективного стиля управленческой деятельности руководителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998, — 30 с.
  190. В. С. Детская психология. М., 1980. 272 с.
  191. В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Личность и неврозы. Л., 1960. С. 210−226.
  192. В.Н. Психология отношений. М.: «Ин-т практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 48 с.
  193. Е.В. Психологическое время в структуре самосознания: Автореф. дис.. канд. психол.наук. М., 1988.
  194. Н.И. и др. Ценностность как центральный компонент психологической структуры личности // Вопросы психологии. -1980, — № 1. С. 20−30.
  195. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992. -160с.
  196. Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 166 с.
  197. Ю.В. Особенности мотивационно-смысловой сферы кадров государственной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996, -26 с.
  198. А.В. Человек и государственное управление. М., 1987. С. 130−132.
  199. В.В. Самооценка учащегося ПТУ как субъекта профессиональной деятельности //Дис.. канд. психол. наук. Л., 1982.
  200. Л. Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования // Дис.. канд. философ, наук. М, 1975.
  201. Опыт системного исследования психики ребенка / Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: Педагогика, 1975. 231 с.
  202. С.В. Личностные особенности государственных служащих на разных этапах профессиональной социализации: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997, — 30 с.
  203. А.Ю. А что у него в подсознании? Двенадцать уроков по психотехнологии проникновения в подсознание собеседника. М., 1996. -266 с.
  204. А.Ю. Психологические основы убеждающего воздействия в профессиональной деятельности: теория и технология: Автореф. Дис. док. психол. наук. М., 1992, — 70 с.
  205. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: Изд-во МГУ, 1991.-108 с.
  206. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-С. 127−129.
  207. А.Б. Самосознание школьников и выбор профессии // Проблемы профориентационной работы в средней общеобразовательной школе. Р-на-Дону. 1973. С. 74−81.
  208. В.Ф. Психосемантика сознания. М: Изд-во МГУ, 1997. 400 с.
  209. В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психологии. -1982. № 5. — С.23−35.
  210. А.Р. Когнитивный и эмоциональный компонент в структуре образа Я у студентов//Дис.. канд. психол. наук. Л., 1984.
  211. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. Вестн. моек, ун-та. Секр. 14. Психология 1984. — 15 с.
  212. М.П. О понимании мальчиками и девочками 12−17 лет своей личности // Вестник ЛГУ. -1970. № И. — Вып. 2.- С. 154−156.
  213. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. -М., Высшая ппсола, 1984, с. 61−62.
  214. К.К. О системе психологии. М., 1972. — 54 с.
  215. К.К. Сознание и личность // Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966.
  216. О.А. Развитие рефлексивной компетентности кадров государственной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995, — 28 с.
  217. ТВ. О внутренней структуре самооценки личности // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно -воспитательного коллектива. М., 1975. С. 109−115.
  218. Я.А. Методологическое введение в психологию. М., 1983. — 205 с.
  219. В.А. Психология духовности профессионала. М.: РАО. -1997. -28 с.
  220. Принцип развития в психологии. М.: Наука, 1979. 368 с.
  221. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые зап. Пермского пед. ин-та. Пермь, 1970. Т. 77. -296 с.
  222. Г. С., Степанский В. И., Фарютин В. П. Влияние особенностей саморегуляции деятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников // Вопросы психологии. -1987. № 4. — С. 45−51.
  223. Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. Л., ЛГУ, 1976. — 248 с.
  224. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под. ред. А. В. Брушлинского М.: Изд-во «Иститут психологии РАН», 1997 — 322 с.
  225. Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., Изд. РАГС. 1998. — 198 с.
  226. Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. Отв. ред. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. М.: Изд-во РАГС, 1996, — с. 115.
  227. Психолого-педагогические технологии развития профессионального мастерства кадров управления. М 1997. — 235 с. Изд-во РАГС.
  228. А. Введение в психологию. СПб., 1909. 368 с.
  229. В.М. Проблема представления о себе в американской психологии // Обзор по важным научно-педагогическим проблемам. Психология межличностного познания. М., 1981.-Вып. 5.-С. 29−44.
  230. Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. М., 1974. 288 с.
  231. Развитие профессионализма государственных служащих: методология и практика. Под научной редакцией А. А. Деркача. Изд-во РАГС, 1998. -103 с.
  232. Г. Образ психотерапевта в обыденном сознании и самовосприятии// Дис.. канд. психол. наук. М., 1991.
  233. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. -479с.
  234. Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований // Зарубежные исследования по психологии познания. М., 1977.-С. 13−61.
  235. А. А. Генезис и структура самосознания личности // Дис.. канд. философ, наук. Л., 1979.
  236. С. Л. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. -1986.-№ 4.-С. 101−108.
  237. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР. 1957. 328 с.
  238. С.Л. Основы общей психологии: В. 2-х т. М.: Педагогика, 1989.
  239. С.Л. Принципы и пути развития психологии М.: Изд-во АН СССР, 1959.-354 с.
  240. С.Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 253−384.
  241. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -252с.
  242. В.П. Особенности развития профессионального самосознания будущего учителя//Дис.. канд. псих. наук. Л., 1986.
  243. Л.В. Эффективность аттестации государственных служащих регионального управления: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996, — 27 с.
  244. И.Н. Методологические проблемы гуманитаризации непрерывного образования на основе рефлексивно-акмеологического подхода. Философские проблемы инновационной деятельности в образовании. N 1. 1994. — С. 20−29.
  245. И.Н. Методологические проблемы системного исследования организации мыслительной деятельности. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982. — М.: Наука, 1982. — С. 301 319.
  246. А.И. Основные факторы развития образа самого себя у дошкольников // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. С. 119−139.
  247. А.И. Роль индивидуального опыта и опыта общения в формировании у дошкольников представления о своих возможностях: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1978.
  248. А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга программно-целевой направленности: Автореф. док. дис. психол. наук. М., 1995. — 58 с.
  249. А.П., Деркач А. А., Елшина И. В. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1994. — 168 с.
  250. А.Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1973.
  251. В.В. Психологические основы врачебной деятельности. М., 1997−264 с.
  252. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. 303 с.
  253. С.Ю. Развитие рефлексивной культуры госслужащих инновационно-гуманистическими методами. Автореферат дис. доктора психол. наук. М.: 1999 — 52 с.
  254. Е.И. Психология взрослых основа акмеологии. Санкт-Петербург: Спб акмеол. академия, 1995. — 168 с.
  255. Р.Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977
  256. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности //Дис. докт. психол. наук. М., 1985.
  257. В.В. Проблема самосознания личности с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева // Леонтьев и современная психология. М., 1983 (б).-С. 220−231.
  258. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. 284 с.
  259. Т.В. Основы психологии теории деятельности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-166с.
  260. Е.М. Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности госслужащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997, — 28 с.
  261. Творогова Н. Д, Орлов Ю. М. Психологические основы воспитания и самовоспитания. М., 1989.
  262. Э.Д. Мотивация в структуре мыслительной деятельности //Искусственный интеллект и психология. М., 1976. — С. 46−96.
  263. .М. Об объективном методе в психологии // Известия АПН РСФСР, 1953. -Вып. 45. С. 49−74.
  264. O.K. Понятия и принципы общей психологии. М.: Изд. МГУ.- 1992.-с. 273.
  265. Н.Ю. Профессиональная направленность как личностное новообразование юношеского возраста//Дис.. канд. психол. наук. М., 1983.
  266. В.П. Современные психологические теории личности. Д., 1990. -72 с.
  267. В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. 199 с.
  268. В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М., 1994.
  269. Д.Н. Теория установки. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 313 с.
  270. Фам Тхань Нги. Развитие профессионального самосознания студентов технических вузов//Дис. канд. психол. наук. М., 1989.
  271. И.Л. Влияние «образа Я» на особенности профессионального самоопределения // Дис. канд. психол. наук. Киев, 1990.
  272. Д.И. Психология современного подростка. М., 1987. 236 с.
  273. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. Дубровиной И. В. М., 1987. С. 65−95.
  274. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.АПузырея. М., 1982. С.118−126.
  275. В.Н. Воспитание государственных служащих в кризисном обществе: современное состояние, перспективы развития (психол ого-акмеологические основы). М. 1999. — 130 с.
  276. В.Н. Воспитание государственных служащих: истоки, наследие, духовно-нравственный потенциал. Монография. М.: Изд-во Центра «Феникс», 1998, — 195 с.
  277. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1990. — 3. — С. 4249.
  278. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб, 1997. 608 с.
  279. П.Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии // Психологическая наука в СССР. М., 1960. Т. 2. — С. 91−109.
  280. П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. М., 1966. С. 228−239.
  281. Человек и профессия / Под ред. Е. А. Климова. JI., 1980. Вып. 5. — 158 с.
  282. Человек и профессия / Под ред. Е. А. Климова. JI., 1979. Вып. 4.-151 с.
  283. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978. С. 316−337.
  284. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
  285. И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. С. 209−225.
  286. П.Р. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М.: Педагогика, 1981, — 91 с.
  287. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982, с. 293.
  288. M.JI. Принципы и особенности реализации психобиографического метода изучения личности в деятельности руководителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996, — 22 с.
  289. Т. Социальная психология. М.: Прогресс, 1969. 535 с.
  290. Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966, С. 217−227.
  291. Е.В. Проблемы сознания в философии и естествознании. М.: Соц-но-экон. л-ра, 1961.-263 с.
  292. А.И., Мудрик А. В. Психология учителя // Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. С. 258 283.
  293. Э. Детство и общество. СПб., 1996. 347 с.
  294. Э. Идентичность: Юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344.
  295. A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. -1983. № 2. — С. 106−112.
  296. Е.А. Субъекты общественной психологии. Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988 — 285 с.
  297. В.А. Обучение как процесс управления: Технологические аспекты. Л. ЛГУ, 1988. 160 с.
  298. Allport W.G. The fruits of eclecticism: Bitter or sweet? //Acta Psuchologica. 1964. v. 23. P. 27−44.
  299. Bindra D. Components of general activity and the analysis of behavior. //Psychol. Rev. 1961. — v. 68. — P. 205−215.
  300. Butler R.A., Harlow H.F. Persistence of visual exploration in monkey //J. Сотр. Physiol. Psychol. 1954/ - v. 47. — H. 258−263.
  301. Franken R.E. Sensation seeking, decision making styles, and preference for individual responsibility //Per. and individ. Differ., 1988. 9, N 1. — P. 139−146.
  302. Glaser R., Bussok M. Ltarning theory and study of instruction //Annu.Rew. Psychol, vol. 40. Palo Aito/Calif./ - P. 631−666.
  303. Goodwin M.P., Sawyers J.K., Baily K. The effects of exploration on preschoolers problem-solving ability //I.Genet Psychol. 1988. 149, N 3. — P. 317−333.
  304. Gross D.K., Guffman A. Effects of schedule and induced stereotipy and negative transfer in humans //Psychol. Rec. 1988. — 38, N 4. — P. 567−594.
  305. Gulford J.P. The nature of human intellegence. N.Y., 1967. — 255p.
  306. Hawkin W.Z., French L.C., Graford B.D., Enzie M. Depressed affect and time perception //I.Afnorm Psychol. 1988. — 97., N 3. — P. 275−280.
  307. Harlow H.F. Mice, monkeys, men and motives //Psychol. Rev., 1953. v. 60. — P. 23−32.
  308. Hant I.mc.V. Intrunsic motivation and its role in psychological development //Nebraska symposium on motivation. 1965. — Linkoln. — v. 13. — P. 189−282.
  309. Hermans H.J., Bonarius H. The Person as co-investigator in Personality Research //European Personality. -1991. v. 5. — N 3. — P. 199−216.
  310. Hollenbeck I.R., Klein H.J. Goal commitment and the goal-setting process: Problems, prospects and proposals for future research //Appl. Psychol. 1987. -72. -Nl. -P. 212−220.
  311. Hollenbeck J.R., Williams Ch.R. Goal importance, self focus and the goal-setting process //Appl. Psychol. 1987. — 72. — N 2. — P. 204−211.
  312. Lehr U., Thomae Alltagspsychologie. Aufgaben, Methoden, Ergebnisse. Wissenschaftliche. Buchgesellschaft. Darmstadt., 1991. — 252 s.
  313. Lewin K. Deffiming the «field at a given time» //Psychol. Rev. 1943. — v. 50.-N3.-P. 292−310.
  314. Lewin K. Behavior and development as a function of the total situation/1946/ //Field theoretical paper by K.Lewin. N.Y. Evantion and London. Harper and Row. — 1964. — P. 238−305.
  315. Leeuwenberg E., Boselie F. Against the likelihood principal in visual form perception //Psych.Rev. 1988. — 95. — N 4. — P. 485−491.
  316. Maslov A.H. A philosophy of psychology //Main Gurrents. 1956. — v. 13. -P. 27−32.
  317. Peterson M., Colavita F. Strategies type of solution and stage of learning //Exp. Psychol. 1964. — v. 68. — N 6.
  318. Pierters Rick G.M., Van Raay W. Fred Functions and management of affect. Applications to economic behavior //Econ. Psychol. 1988. — 9. — N 2. — P. 251 282.
Заполнить форму текущей работой