Обрушение кровли Басманного рынка в Москве23 февраля2006 г
Специализированный сайт Стройнаука.ru отмечает уникальную особенность Басманного рынка — «висячую вогнутую оболочку диаметром 80 м». «Покрытие имеет 80 радиальных вант (тросов), закрепленных в наружном (бетонном) и внутреннем (стальном) кольцах», — отмечают эксперты. На ванты сначала были уложены керамзитобетонные плиты, а уже потом стальные тросы натягивали при помощи специального устройства… Читать ещё >
Обрушение кровли Басманного рынка в Москве23 февраля2006 г (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Здание Басманного рынка (ул. Бауманская, д. 47/1) было построено в1974 г. Главный архитектор проекта — Л. Гильбурд («Мос-проект-3»), конструктор перекрытий — Н. В. Канчели.
Крыша рынка рухнула в 5 ч45 мин 23 февраля 2006 г. На площади в2000 м2. В 14 ч 30 мин под обломками начался пожар, ликвидированный к16 ч 20 мин. Погибло 66 человек, было ранено не менее 32. Комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее — следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы [7].
Рисунок 6 Обрушение кровли Басманный рынок обрушился полностью, рисунок — 6. Помимо кровли рухнули железобетонные конструкции, а общая площадь обрушения составила3 тыс. м2.
Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых были коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.
Согласно одной из версий, причиной обрушения стало большое количество снега, скопившегося на крыше. Однако снежная масса не могла стать причиной обрушения рынка. Нагрузка снега на крышу была ниже расчетной и не была предельной.
Характер завала был очень сложным — железобетонные конструкции купола сложились как слоеный пирог.
Людей, которые остались в этом завале живыми, согревали при помощи тепловых пушек. Спасатели МЧС, сменяя друг друга, работали в круглосуточном режиме почти двое суток. Благодаря их усилиям были спасены жизни 33 человек; 66 человек, которые находились на момент обрушения купола на рынке, погибли.
Архитектор пояснил, почему «причиной обрушения мог стать снеговой перегруз»: «Никто его не убирал, а крыша там не выгнутая как в „Трансвааль-парке“, а вогнутая, как тарелка». Канчели сказал, что здание рынка у метро Бауманская эксплуатируется около30 лет и было построено согласно действовавшим нормам. При этом он добавил, что «в те годы нормативная нагрузка была100 кг/м2, расчетная 140 кг/м2, а сейчас действует уже норма расчетной нагрузки 220 кг/м2». Он не исключил, что причиной обрушения могла стать перегрузка второго этажа товаром торговцев — весь он был застроен палатками.
Кроме того, по словам архитектора, причиной трагедии могла стать коррозия железных тросов, которые держат купол. Между тем профессор кафедры железобетонных конструкций Московского государственного строительного университета Владлен Алмазов обратил внимание на то, как падало здание. По его словам, причиной трагедии могло оказаться смещение опор здания, которое и привело к падению купола.
«Возможно, конструкции были плохо защищены от атмосферных воздействий, но снег не мог вызвать такую перегрузку, — заявил Владлен Алмазов. Больше всего меня смущают опоры, на которых стояло здание. Рынок „лег“ настолько плавно, что даже стекла на фонаре под крышей не разбились». Вполне мог поехать фундамент. Поддерживающие купол тросы рассчитаны на нормативную нагрузку140 кг/м2. Эти нормы были установлены в 1977 г. В2000 г. Их повысили до 200 кг. Однако, по словам профессора, крыша рынка была сделана с большим запасом прочности и должна была выдержать. И если купол не выдержал нагрузки, то в результате просчетов тех, кто эксплуатировал здание. Такие конструкции нужно осматривать минимум раз в два года с момента строительства и убеждаться, что там ничего не проржавело; необходимо проверять также натяжение тросов.
Специализированный сайт Стройнаука.ru отмечает уникальную особенность Басманного рынка — «висячую вогнутую оболочку диаметром 80 м». «Покрытие имеет 80 радиальных вант (тросов), закрепленных в наружном (бетонном) и внутреннем (стальном) кольцах», — отмечают эксперты. На ванты сначала были уложены керамзитобетонные плиты, а уже потом стальные тросы натягивали при помощи специального устройства. Один из возможных недостатков такой конструкции, полагают эксперты, заключается в том, что «критически важные элементы сооружения, ванты, были замоноличены, и их состояние невозможно проверить».
Крыша, по мнению экспертов, обрушилась из-за того, что один из тросов-вант, на котором держалась кровля, насквозь проржавел и лопнул. Коррозия металла началась под воздействием талой воды, которая протекала сквозь крышу здания. Проверяющие из правительства Москвы этих протечек не замечали.
В пользу той же версии ранее высказалась и Моспрокуратура.
Следователи квалифицировали катастрофу как халатность, повлекшую по неосторожности гибель двух и более лиц. Был назван и предполагаемый виновник — гендиректор госпредприятия «Басманный рынок».