Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антропометрическая характеристика детей тувинской национальности первого детства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основе созданной базы физического развития детей первого детства тувинской национальности разработаны региональные центильные стандарты, которые позволяют использовать их в качестве нормативного материала для индивидуальной и популяционной оценки физического развития детского населения Республики Тыва, что необходимо в практической деятельности педиатров, антропологов, гигиенистов, спортивных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Обзор литературы
    • 1. 1. Особенности физического развития детей первого детства и методы его оценки
    • 1. 2. Этнотерриториальные аспекты физического развития детей
    • 1. 3. Территориальная характеристика республики Тыва и этнические особенности тувинцев
  • ГЛАВА II. Материал и методы исследования
    • 2. 1. Организация и проведение исследований
    • 2. 2. Методы исследования
      • 2. 2. 1. Антропометрический метод исследования
      • 2. 1. 2. Математический анализ полученных данных
  • Глава III. Физическое развитие детей тувинской национальности первого детства
    • 3. 1. Антропометрическая характеристика организма детей тувинской национальности
    • 3. 2. Габаритные размеры и компонентный состав тела детей-тувинцев
  • Глава IV. Сравнительная характеристика физического развития детей тувинской национальности первого детства с детьми других регионов
    • 4. 1. Сравнительная характеристика антропометрических показателей детей-тувинцев и детей разных регионов
    • 4. 2. Сравнительная характеристика габаритных размеров и компонентного состава тела детей-тувинцев и детей различных регионов
  • ЗЛКЛЮ ЧЕНИЕ.-. 10 О
  • ВЫВОДЫ

Антропометрическая характеристика детей тувинской национальности первого детства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования Здоровье человека формируется в период его роста и развития под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий.

Человеческий организм развивается и изменяется в течение всей своей жизни от момента рождения до смерти [122].

Проблеме изучения физического развития детей уделяется достаточно много внимания, как в нашей стране, так и за рубежом. Без сведений о физическом развитии не представляется возможным судить о состоянии здоровья населения, о социально-гигиенических и социально-экономических условиях жизни [33,34,47,48,56,101,102,103,104,105,106,107,175,176,180].

Одним из наиболее важных показателей здоровья человека является его физическое развитие, а в основе целостной и разносторонней оценки здоровья лежат исследования морфофункциональных параметров организма Физическое развитие детей, являясь одним из существенных показателей состояния здоровья ребенка, отражает общий уровень жизни различных групп населения и как индикатор он чувствителен к любым изменениям окружающей среды [108].

Несмотря на многолетние исследования физического развития, до сих пор остаются дискутабельными и недостаточно изученными процессы роста и развития детского организма в зависимости от среды обитания, расовой, национальной принадлежности [3,68,69,70,71], при этом изучение процессов роста и развития детей отдельных популяций в различных климатогеографических условиях проживания, является одним из актуальных вопросов возрастной антропологии [68,70,71].

Физическое развитие детей отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза, когда происходят преобразования генотипических потенций в фенотипические проявления. Под влиянием факторов внешней среды генотип преобразуется в фенотипические проявления. Фенотип изменяется в течение всей жизни, отражая возрастную динамику физического развития. Известно, что влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие неодинаково в различные возрастные периоды [135,136,137].

Антропологический подход, широко используемый в последнее десятилетие ученными разных направлений [37,54,55,83,101, 105,123,124,125,161,162,163,164,165] позволяет определить не только особенности роста и развития детей и подростков, но и установить комплексно закономерности данного периода онтогенеза, а индивидуально-типологический подход, позволяет решать вопросы профилактической медицины. Расовыми признаками, относящимися эволюционно к наиболее древним и связанными с этапами расселения человечества на Земле, объясняются многие закономерности индивидуально-типологического развития организма человека [174,210].

Работами ученых Тюменской области [55,68,135,161] показана индивидуальная изменчивость детского организма в различных этнотерриториальных условиях. Научные разработки Новосибирских антропологов [43,53,176,181] определили морфофункциональные особенности детей г. Новосибирска. Группа ученых г. Красноярска [33,34,52,56,108] установили конституциональные особенности детского и взрослого населения в Красноярском крае. Перечисленные работы указывают на этнотерриториальные различия в морфофункциональном статусе человека.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования физического развития человека. В этом возрасте интенсивно развиваются показатели физического развития организма ребенка [57,113,114,115,185].

В Республике Тыва — регионе с резко континентальным климатом и своеобразном этническом изоляторе исследование физического развития детей дошкольного возраста не проводилось, а все научно-исследовательские работы, проводимые в 60−70х годах 20 века (Ю.А.Антонов, 1969; А .Я. Поляков, 1971, 1984), ограничивались только оценкой массо-ростовых показателей у школьников.

Таким образом, отсутствие антропометрических данных, позволяющих выявить региональные, этнические особенности детского организма в республике Тыва, а также необходимость создания региональных стандартов физического развития детей дошкольного возраста определили актуальность и научную новизну данной работы. Цель исследования:

Выявить региональные, этнические особенности роста и развития детей тувинской национальности первого детства и разработать стандарты физического развития для данной возрастной категории. Задачи исследования:

1. Изучить антропометрические параметры детей-тувинцев в возрасте 3−7 лет.

2. Определить габаритные размеры и компонентный состав тела детей-тувинцев в зависимости от возрастно-половой принадлежности.

3. Провести сравнительную оценку антропометрических показателей детей-тувинцев с представителями других этнотерриториальных групп.

4. Разработать и внедрить региональные центильные стандарты антропометрических показателей детей тувинской национальности. Научная новизна:

При выполнении исследования, в основу которого положена методология целостного антропологического подхода, впервые получены новые знания о физическом развитии детей тувинской национальности первого детства.

Впервые дана антропометрическая характеристика детей-тувинцев 3−7 лет. Определены габаритные размеры и компонентный состав тела детейтувинцев, проведена индексная оценка антропометрических показателей в зависимости от возрастно-половой принадлежности.

Выявлен половой диморфизм у детей тувинской национальности первого детства, который характеризовался различными габаритными размерами и компонентным составом тела у детей разного пола.

Определены региональные и этнические особенности антропометрических параметров физического развития детей-тувинцев и выявлены их особенности в сравнении с детьми других популяций.

На основе полученных антропометрических данных разработаны и внедрены региональные нормативы физического развития детей тувинской национальности.

Теоретическое и практическое значение работы Комплексная характеристика антропометрических показателей выявила достоверные различия в габаритном, пропорциональном и компонентном составе тела детей-тувинцев разного пола в сравнении детьми различных регионов России и разных этнических групп.

Создана база данных физического развития популяции детей-тувинцев первого детства, которая используется в работе здравоохранения и в дошкольных учреждениях республики Тыва, на кафедрах анатомии, физиологии Тывинского государственного университетана кафедрах гигиены, анатомии, педиатрии Красноярской государственной медицинской академии, кафедре анатомии Красноярского Государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

На основе созданной базы физического развития детей первого детства тувинской национальности разработаны региональные центильные стандарты, которые позволяют использовать их в качестве нормативного материала для индивидуальной и популяционной оценки физического развития детского населения Республики Тыва, что необходимо в практической деятельности педиатров, антропологов, гигиенистов, спортивных и судебных медиков, педагогов, валеологов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 .Антропометрические показатели, габаритные размеры и компонентный состав тела детей тувинской национальности характеризуются возростно — половыми особенностями.

2. Стандарты показателей физического развития имеют региональные и этнотерриториальные особенности.

Апробация работы:

Основные положения диссертации доложены на: научно-практических конференциях: всероссийской конференции «Медико-биологические и экологические проблемы здоровья человека на Севере» (Сургут, 2001) — региональной конференции «Образование и здоровье» (Красноярск, 2004) — I республиканской научно-практической конференции хирургов «Актуальные проблемы хирургической службы Республики Тыва» (Кызыл, 2004) — республиканской конференции педиатров «Актуальные вопросы педиатрии в Республике Тыва» (Кызыл, 2004) — региональной конференции «Актуальные проблемы морфологии» (Красноярск, 2005).

Публикации:

По результатам исследований опубликовано 6 работ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, обзора литературы, описания материалов и методов исследования, 2 глав собственных исследований и заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы.

Список литературы

включает 190 отечественных и 54 иностранных источников. Текст изложен на 133 страницах машинописи и иллюстрирован 28 рисунками и 21 таблицей. Материал диссертации получен, обработан и проанализирован лично автором.

Результаты исследования включены в практическую работу здравоохранения республики Тыва, в учебно-педагогический процесс на кафедрах анатомии, физиологии Тывинского государственного университета, на кафедрах гигиены, анатомии, педиатрии Красноярской государственной медицинской академии, кафедре анатомии Красноярского Государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

Практические рекомендации Выявленные антропометрические особенности детей первого детства тувинской национальности и созданные на их основе центильные стандарты для оценки физического развития позволяют педиатрам, антропологам, гигиенистам, валеологам и педагогам проводить индивидуальную и популяционную оценку физического развития детей республики Тыва.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой