Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации: особенности правового статуса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и реализация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета, где проведено ее обсуждение. Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных научных работах диссертанта, выступлениях на научно-практических конференциях, проходивших в 2003;2004г.г. в Российском… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации после 1993 года
    • 1. 1. Понятие конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
    • 1. 2. Содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
    • 1. 3. Законодательное регулирование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства
  • Глава 2. Различия в правовом положении отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
    • 2. 1. Правовой институт единого гражданства Союзного государства
    • 2. 2. Категории иностранных граждан и лиц без гражданства
    • 2. 3. Сравнительный анализ правового положения отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Иностранные граждане и лица без гражданства в Российской Федерации: особенности правового статуса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Необходимость исследования вопросов конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на административной территории Российской Федерации, обусловлена кардинальными изменениями в национальной нормативной правовой базе и социальной обстановке в российском государстве в целом, а также в его отдельных регионах. Данные изменения оказали существенное влияние на функционирование всего механизма осуществления и реализации прав, свобод и обязанностей лицами, не обладающими российским гражданством.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», введенный в действие 1 ноября 2002 года, привнес множество новшеств в объем правоспособности иностранцев по сравнению с нормативными актами Союза ССР, которые продолжали действовать на территории Российской Федерации после всенародного принятия Конституции РФ в 1993 году вплоть до ноября 2002 года. Однако, к сожалению, далеко не все острые проблемы, стоявшие перед иностранными гражданами, были сняты и решены данным законом и иными подзаконными нормативно-правовыми актами, принятыми в его исполнение.

Ст. 62 Конституции РФ предусматривает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных вышеназванным федеральным законом или международным договором Российской Федерации, поэтому конституционно-правовой статус лица, не обладающего российским гражданством, продолжает рассматриваться в качестве самостоятельного института конституционного права в совокупности с нормами международного публичного и частного права.

Результаты настоящего научного исследования позволяют преодолеть пробел в сфере теоретического обоснования и обеспечения данного правового института. В то же время они создают предпосылки для разработки единой теоретической концепции категориального аппарата конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации. Кроме того, на фоне явно недостаточной урегулированности процессов реализации иностранцами своих прав и свобод, данные научные изыскания и разработки обосновывают необходимость использования в правоприменительных процессах, наряду с российской нормативной базой, правовых положений и норм международных нормативных актов, носящих для российского государства как обязательный, так и рекомендательный характер.

Исследование и анализ вопросов правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации приобретает еще большую актуальность в связи с тем, что оно прямо и непосредственно затрагивает права и законные интересы российских граждан, а также влияет на социальную обстановку в российском государстве или в его отдельном регионе. Это означает, что отсутствие эффективной и современной законодательной основы взаимоотношений между иностранными и российскими гражданами может перерасти в серьезную угрозу правам и свободам всех граждан вне зависимости от их государственной принадлежности.

Таким образом, исследование и анализ действующего российского законодательства, регламентирующего данный правовой институт, а также разработка основополагающих подходов к изучению процессов совершенствования юрисдикционной защиты интересов личности от любых необоснованных действий со стороны российского государства в лице его органов и их должностных лиц является весьма своевременным.

В настоящее время исследование и скрупулезный анализ вопросов объема правоспособности отдельных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства являются важными элементами не только для теории конституционного права, но и для правоприменительной практики, которая способна оказать значительное влияние на сбалансированность публично-правовых и частно-правовых интересов лиц, не обладающих российским гражданством. В этой связи возникает объективная необходимость для изучения правоприменительной практики субъектов осуществления иностранными гражданами своих прав, свобод и обязанностей: как самих иностранцев, так и должностных лиц государственных органов власти Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы исследования. На уровне диссертационного исследования указанная тема разрабатывается впервые. До настоящего времени попытки серьезного научного правового анализа касались преимущественно вопросов процессуально-правового характера юрисдикционной ответственности иностранных граждан и роли федеральных органов исполнительной власти в области правовых отношений, осложненных иностранным элементом. Тем более, что данные исследования основывались на материальном праве, регламентировавшем правовое положение иностранных граждан, до введения в действие нового Закона об иностранцах.

Вопросы реализации иностранными гражданами и лицами без гражданства своей правоспособности на территории Российской Федерации затрагивались в ряде научных исследований как в советское время, так и после введения в действие Конституции РФ 1993 года. Здесь необходимо назвать фундаментальные теоретико-правовые и государствоведческие исследования С. А. Авакьяна, А. С. Автономова, А. М. Арбузкина, С. Н. Бабурина, М. В. Баглая, М. М. Богуславского, Н. В. Витрука, Л. Н. Галенской, Н. Н. Зинченко, Е. М. Ковешникова, Е. И. Козловой, К. А. Корсика, О. Е. Кутафина, Е. А. Лукашевой, В. В. Маклакова, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. Ф. Миронова, Т. М. Шамбы, А. И. Экимова и других.

Общетеоретической основой исследования послужили работы Э. Б. Атамановой, Г. А. Белова, Н. А. Бердяева, А. В. Малько, М. Н. Марченко, О. Э. Миронова, В. С. Нерсесянца, В. И. Новоселова, Э. А. Памфиловой,.

B.П.Пугачева, А. И. Соловьева и В. Н. Хропонюка. Кроме того, широко использовалась научная и учебная литература по международному, гражданскому и налоговому праву, в частности, работы С. А. Горшковой,.

C.П.Пепеляева, Н. А. Ушакова, С. В. Черниченко и Л. М. Энтина.

Предыдущие исследования, посвященные вопросам правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, освещались через призму уголовного, гражданского и административного права. С точки зрения конституционной науки вопросы правового статуса иностранцев практически не рассматривались, поэтому ряд принципиально важных вопросов до сих пор оставался вне сферы научно-правового анализа. Многими российским авторами высказывались положения, имеющие дискуссионный характер и, следовательно, нуждающиеся в дополнительном правовом и социальном обосновании.

Изменение нормативно-правовой базы, регулирующей правовое положение иностранцев в России, и создание принципиально новых институтов пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на административной территории Российской Федерации требует принципиально нового подхода к исследованию вопросов правовых отношений с участием лиц из числа неграждан, основанного на скрупулезном теоретическом анализе, результаты которого могут быть использованы для разработки предложений по созданию гибкого институционального механизма реализации иностранцами своих прав, свобод и обязанностей в конституционной сфере правового регулирования.

Обобщая вышеизложенное, вопросы конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации, до сих пор недостаточно исследованы и изучены. В этой связи видится крайне актуальным для процессов государственного строительства в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина и при построении демократического государства соблюдение принципа верховенства Конституции РФ, соответствия ей законов и иных подзаконных нормативных актов.

Объектом исследования являются правовые и общественные отношения, связанные с пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и применением к данным правоотношениям норм конституционного права.

Предметом исследования являются понятие и содержание конституционного правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства, вопросы правового регулирования режимов пребывания иностранцев на административной территории Российской Федерации, разработка категориального аппарата конституционно-правового статуса неграждан, а также сравнительный анализ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, основанный на категориальной дифференциации лиц, не обладающих российским гражданством.

При этом особое внимание уделяется вопросам правового института единого союзного гражданства, созданного в рамках Союза Российской Федерации и Республики Беларусь и модернизированного в период существования Союзного государства, что обусловлено недостаточной и практически отсутствующей теоретической разработанностью данного института, а также многочисленными пробелами и противоречиями в его правовом регулировании, которые нуждаются в теоретическом разрешении до момента его фактической апробации на практике.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе изучения норм материального права и правоприменительных документов исследовать вопросы, касающиеся конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, и с учетом анализа и обобщения исходных данных о правовом положении иностранцев в Российской Федерации выработать единую теоретическую концепцию в указанной сфере жизнедеятельности человека и гражданина.

Для достижения поставленной цели решаются следующие теоретические и практические задачи:

1. всесторонне исследуется и анализируется понятие и содержание конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и определяется его соотношение с конституционным правом;

2. разрабатывается и формулируется методология содержания конституционно-правового статуса иностранцев, пребывающих в российском государстве;

3. изучается и определяется на основе тщательного анализа понятие и содержание института единого российско-белорусского союзного гражданства в связи с чем, обосновывается с научно-правовой точки зрения особое правовое положение белорусских граждан на территории Российской Федерации;

4. разрабатывается и вводится категориальный аппарат правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации, и изучается его влияние на объем правоспособности определенных категорий иностранцев;

5. выявляются существующие недостатки национального нормативно-правового регулирования правоотношений, осложненных иностранным элементом, а также влияние данных недостатков на правоприменительную практику федеральных органов государственной власти и их должностных лиц.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Работа выполнена на основе системного подхода с применением различных методов общенаучного познания. В диссертации также использовались формальнологический и формально-юридические методы (анализ, синтез, толкование, классификация и т. д.). Для изучения отдельных вопросов применялись сравнительно-правовой, структурно-функциональный и статистический методы.

Применение указанных выше методов позволило диссертанту рассмотреть предмет исследования в его целостности и всесторонности. Кроме того, методология, положенная в основу данной работы, в свою очередь, позволяет уточнить и конкретизировать процессы законодательного регулирования вопросов, затрагивающих российское общество в целом, а не только какую-то его отдельную часть, в частности, лиц, не обладающих российским гражданством.

Выводы и предложения, содержащиеся в данном научном исследовании, основаны на анализе положений действующего конституционного, международного, гражданского, уголовного, налогового и административного законодательства.

Эмпирическую базу исследования составили Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, судебная практика судов общей юрисдикции и арбитражных судов, информационные письма министерств и ведомств. Формирование эмпирической базы осуществлялось также за счет практических законотворческих материалов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. И, наконец, автором непосредственно оказывалась практическая юридическая помощь иностранным гражданам, пребывающим на территории Российской Федерации, а также личное участие и ознакомление автора с процессами получения иностранцами российского гражданства, оказало огромное влияние на формирование убеждений диссертанта.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является одним из первых исследований правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации, в разрезе конституционного права. В связи с чем, основные выводы работы базируются на положениях тщательного изучения действующего российского и международного законодательства. В процессе исследования проведен комплексный углубленный анализ важнейших материально-правовых категорий неграждан, дано теоретическое обоснование правовой природы конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, исследованы малоизученные и противоречиво решаемые в юридической литературе вопросы реализации иностранцами своих конституционных прав, свобод и обязанностей в период их пребывания на административной территории Российской Федерации, проведен анализ понятия и содержания российско-белорусского гражданства и обоснована единая теоретическая концепция данного правового института.

В работе сформулированы следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Структура конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, не отличается от структуры конституционно-правового статуса российских граждан и включает в себя следующие элементы: права, свободы и обязанности индивида. Государственная принадлежность лица (институт гражданства (подданство)) влияет исключительно на объем правоспособности определенного индивида: либо увеличивает перечень предоставляемых определенному лицу прав, свобод и обязанностей, либо, соответственно, его уменьшает.

2. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства (институт двойного гражданства) не порождает расширения на территории Российской Федерации содержания его конституционно-правового статуса (совокупности прав, свобод и обязанностей) за счет распространения на него норм законодательства иностранного государства.

3. Объем правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства зависит не только от юридической составляющей, но и зачастую обусловлен экономическими, социальными и политическими факторами, которые в определенной мере влияют на содержание конституционно-правового статуса иностранца.

4. Содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан шире, чем у лиц без гражданства (в области политических и экономических групп прав). Основанием для видоизменения содержания правового статуса последних выступает отсутствие у апатридов прочной правовой связи с каким-либо государством, в то время как у иностранных граждан данная правовая связь с государством своей государственной принадлежности объективно существует. Следствием чего является нераспространение на лиц без гражданства норм законодательства иностранных государств.

5. Единое российско-белорусское союзное гражданство является дополнительным институтом для институтов национального гражданства Российской Федерации и Республики Беларусь, которые выступают в качестве базисных. Институт союзного гражданства регламентируется в настоящее время межгосударственными нормативными актами, что определяет его нестабильность, государственно-правовую неопределенность и неэффективность. В конечном итоге данный правовой институт должен базироваться на нормах только конституционного права, т.к. институт гражданства входит в систему государственного, а не международного права.

6. В действующее российское законодательство, регулирующее конституционно-правовые отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации, инкорпорирован принцип дифференциации на соответствующие категории по содержанию их правового статуса. Вышеназванные категории основываются на базисных и производных правовых критериях. К базисным критериям относятся критерии законности пребывания и времени пребывания иностранцев на территории Российской Федерации. Производными критериями, в свою очередь, являются официальный юридический статус иностранного гражданина, пребывающего в Российской Федерациикритерий, базирующийся на осуществляемой негражданином в Российской Федерации трудовой функцииа также административнотерриториальный критерий (критерий государственной принадлежности лица из числа неграждан).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Разработанные автором концептуальные положения обобщают, развивают и дополняют научные знания об основах конституционного статуса личности и могут быть использованы в процессах дальнейшего исследования и познания материально-правовых аспектов конституционного права.

Практические выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в деятельности органов государственной и муниципальной законодательной власти, в том числе при совершенствовании действующего российского законодательства, а также в правоприменительной практике федеральных государственных органов исполнительной власти, регулирующих миграционные процессы, и их должностными лицами.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы для преподавания курсов «Конституционное право Российской Федерации», «Правовые режимы пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации», а также для подготовки учебных и иных учебно-методических пособий по соответствующим дисциплинам.

Апробация и реализация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре конституционного и муниципального права Российского государственного торгово-экономического университета, где проведено ее обсуждение. Основные положения диссертации нашли отражение в опубликованных научных работах диссертанта, выступлениях на научно-практических конференциях, проходивших в 2003;2004г.г. в Российском государственном торгово-экономическом университете. Диссертант также принимал активное участие в международной научно-практической конференции, проходившей в мае 2004 года в Белорусском государственном экономическом университете, а также выступал на конференции, проходившей в октябре 2003 года в Белорусском Государственном Университете.

Заключение

.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, как и любой иной конституционный институт, наряду с правовыми особенностями, характерными для конкретных законодательно охраняемых общественных отношений, несет в себе экономические и социальные последствия для жизнедеятельности определенного лица в Российской Федерации, не обладающего российским гражданством. Сегодня, когда по всему миру идут процессы интеграции и глобализации, социальные последствия возрастания межгосударственных миграционных процессов приобретают огромное значение, как для отдельных государств и их объединений, так и для рядовых граждан. В связи с чем, определение объема правоспособности иностранцев, как одной из основных социальных составляющих российского общества, представляется объективно обоснованным базисом существования и развития российского государства в целом.

Современная внешняя и внутренняя российская политика по отношению к иностранным государствам и их гражданам за последние несколько десятилетий достаточно сильно изменилась: от очень настороженной — в период Союза ССР, до «дружеской» — в период всеобщей демократизации постсоветского пространства, в частности, в Российской Федерации в период с 1991 года по 1993 год и, наконец, взвешенной и рациональной — в период действия Конституции РФ 1993 года и вплоть до настоящего времени.

Данные этапы развития российского общества показали многие негативные аспекты приравнивания правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства к соответствующему правовому статусу российского гражданина в связи с чем, действующее законодательство достаточно четко регламентирует правовое положение иностранцев, пребывающих в Российской Федерации, и не позволяет лицам, не имеющим российского гражданства, занимать государственные должности и тем самым непосредственно влиять на процессы управления российским государством и его отдельными регионами.

С развитием рыночных отношений в Российскую Федерацию были направлены иностранные финансовые инвестиции (как публичные, так и частные), что в конечном итоге привело к появлению на российском рынке множества иностранных компаний, контролирующих свои привлеченные и вложенные материальные средства, в которых на руководящих должностях преимущественно работают высококвалифицированные иностранные специалисты. Кроме того, в некоторых крупных российских компаниях -«флагманах российской промышленности», активно сотрудничающих с зарубежными партнерами, топ-менеджмент также в основном состоит из представителей иностранных государств, что вызвано их экономическими интересами.

Таким образом, вмешательство иностранного капитала в российский финансовый сектор оказало огромное значение на возрастание влияния иностранцев на экономическую и социальную жизнь в Российской Федерации.

Еще одним аспектом повышения значимости процессов законодательного регулирования правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является их незаконное привлечения для осуществления ими в российском государстве трудовой функции — незаконная трудовая миграция. Данному антисоциальному явлению, в основном, подвержены государства бывшего СССР, граждане которых, проникая на административную территорию Российской Федерации, нарушают российское миграционное законодательство и создают неблагоприятную криминогенную обстановку.

В связи с чем, обобщая и анализируя все вышеизложенное, на взгляд автора, следует выделить следующие основополагающие элементы общетеоретической правовой концепции, касающейся конституционного правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации:

1. Конституционный правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории Российской Федерации, по своей структуре не отличается от конституционно-правового статуса российских граждан. Это означает, что внутренняя структура правового статуса иностранца не отлична от структуры правового статуса российского гражданина и включает в себя: права, свободы и обязанности конкретного индивида.

2. Государственная принадлежность лица исключительно влияет на объем правоспособности определенного индивида. Таким образом, правоспособность российских граждан шире, нежели у соответствующей социальной группы иностранцев, т.к. Российская Федерация в лице своих органов и должностных лиц, согласно ст. 2 Конституции РФ, декларирует, что признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина — это непосредственная обязанность государства.

3. Наличие у российского гражданина гражданства иностранного государства (институт двойного гражданства (ст. 62 Основного закона)) не порождает расширения содержания его конституционно-правового статуса за счет распространения на него норм законодательства иностранного государства, т.к. это противоречит смыслу и нормам международного и национального законодательства.

4. Объем правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства зависит не только от юридической составляющей, но и зачастую обусловлен экономическими и социальными факторами, которые в определенной мере влияют на содержание конституционно-правового статуса иностранца. Это означает, что некоторые права и свободы, закрепленные в нормативно-правовых актах, без достаточного государственного финансирования так и остаются исключительно декларативными, но не применяемыми в правоприменительной практике.

5. Содержание конституционно-правового статуса иностранных граждан шире, чем у лиц без гражданства, по причине отсутствия у апатридов прочной правовой связи с каким-либо государством, в то время у как у иностранных граждан данная правовая связь с государством своей государственной принадлежности объективно существует. Данное различие, в основном, выражается в отсутствии у лиц без гражданства дипломатической и консульской защиты в различных государствах их пребывания.

6. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется как нормами российского законодательства, так и нормами международных правовых актов, т.к. международное законодательство устанавливает гарантированный минимальный перечень прав и свобод, которые должны предоставляться лицам из числа неграждан на территории иностранных государств.

7. Институт единого союзного гражданства является надстройкой для институтов национального гражданства Российской Федерации и Республики Беларусь. Он базируется на принципе предварительного обладания лицом гражданством Российской Федерации или Республики Беларусь. Однако данный правовой институт содержит для указанных лиц и специальную правоспособность, которая выражается в обладании политическими правами, вытекающими из самого юридического статуса Союзного государства.

8. Юридическими источниками института союзного гражданства являются в настоящее время межгосударственные нормативные акты, однако в конечном итоге он должен базироваться на нормах именно конституционного права, т.к. институт гражданства входит в систему государственного, а не международного права.

9. В действующее российское законодательство, регулирующее правовые отношения, осложненные иностранным элементом, изначально заложен принцип дифференциации содержания правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в Российской Федерации. Это вызвано, в первую очередь, различными правовыми факторами, которые непосредственно наделяют лицо специальной правоспособностью, базирующейся и вытекающей из особенностей юридического статуса определенного лица либо зависящей от функциональной составляющей его должностного положения. Кроме того, немаловажное значение в данной ситуации играет и государственная принадлежность конкретного индивида, т.к. с различными иностранными государствами у Российской Федерации соответственно различные взаимоотношения.

10. Категории содержания правового положения лиц, не обладающих российским гражданством, базируются на базисных и производных правовых критериях, основное различие между которыми составляет их персонифицированный характер, базирующейся на правовой оценке, изначально заложенной в правовой статус любого индивида Конституцией Российской Федерации 1993 года.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации // Российская газета от 25.12.1993 г., № 237
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ от 05.12.1994 г., № 32, ст. 3301.
  3. Жилищный кодекс РСФСР (с изм.) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР, 1983 г., № 26, ст. 883.
  4. Земельный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ от 29.10.2001 г., № 44, ст. 4147.
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ от 07.01.2002 г., № 1 (Часть 1), ст. 1.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации — часть первая // СЗ РФ от 03.08.1998 г., № 31, ст. 3824.
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая // СЗ РФ от 07.08.2000 г., № 32, ст. 3340.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации Н СЗ РФ от 01.01.1996 г., № 1, ст. 16.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации // СЗ РФ от 07.01.2002 г., № 1 (Часть 1), ст.З.
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ от 17.06.1996 г., № 25, ст. 2954.11 .Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ от 24.12.2001 г., № 52 (Часть 1), ст. 4921.
  11. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ от 25.07.1994 г., № 13, ст. 1447.
  12. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ от 06.10.2003 г., № 40, ст. 3822.
  13. Федеральный закон от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // СЗ РФ от 16.06.2003 г., № 24, ст. 2249.
  14. Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ от 29.07.2002 г., № 30, ст. 3032.
  15. Федеральный закон от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (с изм.) // СЗ РФ от 29.07.2002 г., № 30, ст. 3018.
  16. Федеральный закон от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ от 17.06.2002 г., № 24, ст. 2253.
  17. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ от 10.06.2002 г., № 23, ст. 2102.
  18. Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ от 03.06.2002 г. № 22, ст. 2031.
  19. Федеральный закон от 25.10.2001 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм.) // СЗ РФ от 29.10.2001 г., № 44, ст. 4148.
  20. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 114-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством
  21. Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан» // СЗ РФ от 13.08.2002 г., № 33 (Часть 1), ст. 3417.
  22. Федеральный закон от 11.07.2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (с изм.) // СЗ РФ от 16.07.2001 г., № 29,ст.2950.
  23. Федеральный закон от 24.05.1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (с изм.) // СЗ РФ от 31.05.1999 г., № 22, ст. 2670.
  24. Федеральный закон от 28.03.1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» (с изм.) // СЗ РФ 30.03.1998 г., № 13, ст. 1475.
  25. Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм.) // СЗ РФ от 29.09.1997 г., № 39, ст. 4465.
  26. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм.) // СЗ РФ от 28.07.1997 г., № 30, ст. 3594.
  27. Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм.) // СЗ РФ от 18.08.1996 г., № 34, ст. 4029.
  28. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изм.) // СЗ РФ от 15.01.1996 г., № 3 ст. 148.
  29. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп.) // СЗ РФ от 14.08.1995 г., № 33, ст. З 349.
  30. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ от 17.07.1995 г., № 29, ст. 2757.
  31. Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изм.) // СЗ РФ от 20.02.1995 г., № 9, ст. 609.
  32. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487−1 (с изм.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 19.08.1993 г., № 33 ст. 1318.
  33. Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4530−1 «О вынужденных переселенцах» (с изм.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 25.03.1993 г., № 12, ст. 427.
  34. Закон РФ от 19.02.1993 г. № 4528−1 «О беженцах» (с изм.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 25.03.1993 г., № 12, ст. 425.
  35. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 г. № 4462−1 (с изм.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 11.03.1993г&bdquo- № 10, ст. 357.
  36. Закон РФ от 24.12.1992 г. № 4218−1 «Об основах федеральной жилищной политики» (с изм.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 21.01.1993 г., № 3, ст. 99.
  37. Закон РФ от 14.07.1992 г. № 3297−1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (с изм.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 20.08.1992г&bdquo- № 33, ст. 1915.
  38. Закон РФ от 13.01.1992 г. № 12-ФЗ «Об образовании» (с изм.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 30.07.1992 г., № 30, ст. 1797.
  39. Закон РФ от 25.10.1991 г. № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации» (с изм.) // ВСНД РФ и ВС РФ от 12.12.1991 г., № 50, ст. 1740.
  40. Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499−1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции Закона РФ от0204.1993г. № 4741−1) (с изм.) // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР от 04.07.1991 г., № 27, ст. 920.
  41. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.1990 г. // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР от 14.06.1990 г., № 2, ст. 22.
  42. Закон СССР от 24.06.1981 г. № 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (с изм. от 19.05.1995 г., 15.08.1996 г.) // ВСНД СССР и ВС СССР от 28.06.1981 г. № 26, ст. 836.
  43. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 793 «О сроке временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, поступающих на военную службу по контракту, и порядке их регистрации и учета» // СЗ РФ от 12.01.2004 г., № 2, ст. 120.
  44. Постановление Правительства РФ от 30.06.2003 г. № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» // СЗ РФ от 07.07.2003 г., № 27 (Часть II), ст. 2805.
  45. Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 г. № 193 «Об утверждении Правил определения квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание в Российской Федерации» // СЗ РФ от 14.04.2003 г., № 15, ст. 1364.
  46. Постановление Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» // СЗ РФ от 06.01.2003 г., № 1, ст. 134.
  47. Постановление Правительства РФ от 01.11.2002 г. № 794 «Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» // СЗ РФ от 11.11.2002 г., № 45, ст. 4520.
  48. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 г. № 754 «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» // СЗ РФ от 14.10.2002 г., № 41, ст. 3995.
  49. Постановление Правительства РФ от 04.07.1992 г. № 470 «Об утверждении перечня территории Российской Федерации с регламентированным посещением для иностранных граждан» (с изм.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ от 13.07.1992 г., № 2, ст. 37.
  50. Постановление Верховного Совета СССР от 24.06.1981 г. № 5153-Х «О введении в действие Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» // ВВС СССР, 1981, № 26, ст. 837.
  51. Распоряжение Правительства РФ от 01.03.2003 г. № 256-р «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» // СЗ РФ от 10.03.2003 г., № 10, ст. 923.
  52. Распоряжение Правительства РФ от 15.11.2002 г. № 1606-р «О создании центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории РФ» // СЗ РФ от 25.11.2002 г., № 47, ст. 4694.
  53. Указ Президента РФ от 19.07.2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» // СЗ РФ от 26.07.2004 г., № 30, ст. 3150.
  54. Указ Президента РФ от 21.07.1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изм. от 01.12.2003 г.) // СЗ РФ от 28.07.1997 г., № 30, ст. 3601.
  55. Указ Президента РФ от 16.12.1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (сизм. от 05.10.2002 г.) // Собрание актов Президента и Правительства РФ от 20.12.1993 г. № 51 ст. 4933.
  56. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16.05.2003 г. // Российская газета от 17.05.2003 г., № 93.
  57. Приказ Минобороны РФ от 03.06.2004 г. № 168 «Об утверждении формы ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 12.06.2004 г., № 28.
  58. Приказ МВД РФ, МИД РФ, Минтранса РФ, МПС РФ, ГТК РФ и ФПС РФ от 11.11.2002 г. № 1095/16 531/143/49/1189/692 «О введении в действие миграционных карт» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 02.12.2002 г., № 48.
  59. Письмо МНС РФ от 24.01.2001 г. №ВГ-б-0б/63 // Текст письма официально опубликован не был. Справочная правовая система «ГАРАНТ».
  60. Письмо Минюста РФ от 09.03.2000 г. № 1596-ЕС «О результатах рассмотрения обращения Министерства торговли Российской Федерации» // Текст письма официально опубликован не был. Справочная правовая система «ГАРАНТ».
  61. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности Земельного кодекса РФ в связи с запросом Мурманской областной Думы» // СЗ РФ от 03.05.2004 г., № 18, ст. 1833.
  62. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений ст.ст.125, 126 и 127 Конституции РФ» // Вестник Конституционного Суда РФ, 1998 г., № 5.
  63. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.03.1998 г. № 9-П // СЗ РФ от 23.03.1998 г., № 12, ст. 1459.
  64. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26.06.1945 г.) // Текст Устава официально опубликован не был. Справочная правовая система «ГАРАНТ».
  65. Всеобщая декларация прав человека // Российская газета от 10.12.1998 г.
  66. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости ВС СССР, 1976 г., № 17(1831), ст. 291.
  67. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и другие документы // Ведомости ВС СССР, 1976 г., № 17(1831).
  68. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций (Нью-Йорк, 13.02.1946 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск XV. М., 1957.
  69. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений (21.11.1947г.) // Сборник «Международное публичное право. Сборник документов». Том 1. М.- Издательство БЕК, 1996.
  70. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12.08.1949 г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I) от 08.06.1977 г. // Сборник международных договоров СССР, Выпуск XLVI. М.: 2001.
  71. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 г.) // СЗ РФ от 08.01.2001 г., № 2, ст. 163.
  72. Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28.09.1954 г.) // Сборник «Действующее международное право», Т. 1.
  73. Международная конвенция о гражданстве замужней женщины (1957г.) // Ведомости ВС СССР, 1958 г., № 28.
  74. Конвенция о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30.08.1961 г.) // Сборник «Действующее международное право», Т. 1.
  75. Конвенция о сокращении безгражданства (1961г.) // Сборник «Действующее международное право», Т.1.
  76. Венская конвенция о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961 г.) // Ведомости ВС СССР, 1964 г., № 18, ст. 221.
  77. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 07.03.1966 г.) // Текст Конвенции размещен на официальном сервере Организации Объединенных Наций (www.un.org).
  78. Декларация о территориальном убежище (14.12.1967г.) // Сборник «Действующее международное право», Т.1.ч 16. Резолюция 40/144 Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.1985 г. //
  79. Сборник «Действующее международное право», Т. 1.
  80. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают // Сборник «Действующее международное право», Т.1.
  81. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством
  82. Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30.11.2000 г. //СЗ РФ от 15.09.2003, № 37, ст. 3566.
  83. Договор о создании Союзного государства (Москва, 08.12.1999 г.) СЗ РФ от 14.02.2000 г., № 7, ст. 786.
  84. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека // СЗ РФ от 29.03.1999 г., № 13, ст. 1489.
  85. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26.02.1999 г.) // СЗ РФ от 30.09.2002 г., № 39, ст. 3643.
  86. Договор о равных правах граждан (Москва, 25 декабря 1998 г.) // СЗ РФ от 22.11.1999 г., № 47, ст. 5625.
  87. Устав Союза Беларуси и России (Москва, 23.05.1997 г.) // СЗ РФ от 28.07.1997 г., № 30, ст. 3596.
  88. Договор о Союзе Беларуси и России (Москва, 02.04.1997 г.) // СЗ РФ от 28.07.1997 г., № 30, ст. 3596.
  89. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» // Ведомственное приложение к «Российской газете» от 28.09.1996 г.
  90. Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии (Москва, 02.04.1996 г.) //СЗ РФ от 18.11.1996 г., № 47, ст. 5300.
  91. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 07.09.1995 г.) // Журнал «Дипломатический вестник», 1997 г., № 10.
  92. Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23.12.1993 г.) // СЗ РФ от 04.03.1996 г., № 10, ст. 830.
  93. Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества Независимых Государств по территории их участников // Бюллетень международных договоров 1993 г., № 10, стр. 34.
  94. Нормативно-правовые акты Республики Беларусь
  95. Конституция Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 1999 г., № 1.1/1 от 15.03.1994 г.
  96. Закон Республики Беларусь от 18.10.1991 г. «О гражданстве Республики Беларусь» // Ведомости ВС РБ. 1991. № 32. ст. 581.
  97. С.А. Гражданство Российской Федерации. М.: 1994.
  98. С.А. Конституционное право России. Методическое руководство к семинарам. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  99. С.А. Правовой статус иностранных граждан и юридических лиц в РФ. -М.: 1995.
  100. С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  101. С.Н. Российский путь: утраты и обретения. Статьи, выступления, интервью. М.: 1997.
  102. М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1998.
  103. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. 2-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М.), 2000.
  104. М.В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: Издательство БЕК, 1998.
  105. Беларусь — Россия. Наш общий дом: Норматив, правовые акты, регулирующие права граждан Респ. Беларусь в Рос.Федерации. Мн.: Беларусь, 2003.
  106. Ю.Белов Г. А. Политология. Учебное пособие. М.: ЧеРо, 1996.11 .Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995.
  107. Н.А. Судьба России. М., 1990.
  108. М.М., Рубанов А. А. Правовое положение иностранцев в СССР. 1959 г.
  109. Н.В. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М.: 1979.
  110. JI.H. Правовое положение иностранцев в СССР. -М.: 1982.
  111. Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы и государственно-правовое регулирование). М.: Юристъ, 2003.
  112. С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. Монография. -М.: НИМП, 2001.
  113. Гражданство. Вид на жительство. Временное проживание.: Советы практикующего юриста, 2-е издание. М.: ИД «Юриспруденция», 2004.
  114. Г. М. Международная защита прав человека. Вводный курс: Учеб.пособие. -М.: Юристъ, 2000.
  115. Десять простых шагов навстречу простым людям. Бюллетень развития интеграции. Специальный выпуск. Алматы.: Типография ТОО «Гридан», 1999.
  116. Ю., Корсик К. Правовое положение иностранных граждан в РФ. 1997 г.
  117. Защита прав человека. Сб.док. 1998−2000. М., 2001.23.3инченко Н. Н. Миграция населения: теория и практика международно-правового регулирования: Монография. М.: Внешторгиздат, 2003.
  118. Европейское право. Учебник для вузов / Под общ.ред.д.ю.н., проф.Л. М. Энтина. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА М), 2001.
  119. Ю.Д. Лекции по истории и праву Европейского Союза. М.: Спарк, 2002.
  120. И.Я. Труд с иностранным участием (правовые аспекты). М.: МЦФЭР, 2003.
  121. Е.М., Марченко М. Н., Стешенко Л. А. Конституционное право стан Содружества Независимых Государств. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.
  122. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право: Учебник. — М.: Юристъ, 1999.
  123. Е.И., Кутафин О. Е. Конституционное право: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Юристъ, 2003.
  124. Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций. М.: Изд-во МГУ, 1999.31 .Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред.Л. А. Окунькова. -М.: Юристъ, 2002.
  125. Комментарий к Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» / под общ.ред.Шкатуллы В. И. М.: ЗАО Юстицинфо, 2004.
  126. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие/ Сост. проф. В. В. Маклаков. 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Издательств БЕК, 2000.
  127. Конституции стран СНГ и Балтии: У чебн. пособие / Сост. Г. Н. Андреева. -М.: Юристъ, 1999.
  128. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4 т. Тома 1−2. Часть общая: учебник / отв.ред.проф. Б. А. Страшун 3-е изд., обновл. и дораб. — М.: Издательство БЕК, 1999.
  129. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: в 4 т. Т. 4. Часть особенная: страны Америки и Азии / Отв.ред. проф. Б. А. Страшун. Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА — ИНФРА М), 2001.
  130. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов. Под ред. члена-корр. РАН, проф. М. В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю. И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М.: Издательская группа НОРМА -ИНФРАМ, 1999.
  131. Конституционный статус личности в СССР. М.: 1980.
  132. К.А. Теория правового регулирования статуса иностранных граждан в РФ. 1999.
  133. О.Е. Предмет конституционного права. М.: Юристь, 2001.
  134. О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2003.
  135. В.А. Личность, свобода, право. М.: 1978.
  136. Н.А. Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства: Учебное пособие/ Под ред. профессора Т. Н. Радько. М.: ЮИ МВД РФ, Книжный мир, 2001.
  137. Г. В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность. Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.
  138. Н.И. Личность, права, демократия. Саратов, 1972
  139. Международные акты о правах человека: Сборник документов/ Сост. д.ю.н., проф. В. А. Карташкин, д.ю.н. проф. Е. А. Лукашева. 2-е изд., доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА -ИНФРА М), 2002.
  140. Г. Б. Правовое регулирование предпринимательства в Российской Федерации (теоретические и организационные аспекты). -М.: Издательство «Сериал», 1995.
  141. В.Ф., Миронов В. А. Гражданство в российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарии законодательства/ Под общ.ред.к.ю.н. В. Ф. Миронова. М.: Издательство НОРМА, 2003.
  142. Московская городская система обязательного медицинского страхования 1993−2003г.г. -М.: Издательство «Эфлакс», 2003 г.
  143. Права человека: Учебник для вузов/ Отв.ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е. А. Лукашева. М.: Издательство НОРМА, 2003.
  144. Правила регистрации граждан по месту жительства и пребывания. Паспортный режим. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: «Ось-89», 2000.
  145. Право Европейского Союза: Учебник для вузов / Под ред. С. Ю. Кашкина. М.: Юристъ, 2003.
  146. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. — М.: «Книга сервис», 2003.
  147. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. -М.: ИД «Юриспруденция», 2003.
  148. Правовое регулирование миграционных процессов в Российской Федерации. М.: Типография Международной организации по миграции, 2002.
  149. Прием на работу иностранных работников. М.: ИНФРА-М, 2003.
  150. В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 1997.
  151. Д. Федералистское будущее Европы: от Европейского сообщества до Европейского союза. М.: Российск.гос.гуманит.ун-т, 1998.
  152. А.Н., Тимошенко И. В. Международное право: 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов вузов. -М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ, 2003.
  153. Сборник нормативных правовых документов Союзного государства за 2000 год. М.: Постоянный Комитет Союзного государства, 2001.
  154. Сборник нормативных правовых документов Союзного государства за2001 год / под редакцией П. П. Бородина, С. К. Писаревича, Н. С. Шелега и др. -М.: Постоянный Комитет Союзного государства, 2002.
  155. Сборник нормативных правовых документов Союзного государства за2002 год / под редакцией П. П. Бородина, Ю. М. Дубинского, Н. С. Шелега и др. М.: Постоянный Комитет Союзного государства, 2003.
  156. Союз Беларуси и России. 100 вопросов и ответов (аргументы, цифры, факты). М.: Клуб «Реалисты», 1999.
  157. Союз Беларуси и России (документы 1996 1998 г. г.). — Мн.: Полиграф. предприятие Управления делами Президента РБ, 1997.
  158. Союзное государство: вчера, сегодня, завтра (вопросы и ответы): Справочное изд.- под ред. В. А. Аксенова. М.: СОЮЗ-ИНФО, 2003.
  159. Теоретические проблемы российского конституционализма. М.: Институт государства и права РАН, 2000.
  160. Н.А. Международное право: Учебник. М.: Юристъ, 2003.
  161. В.Г. Сборник законодательных актов для иностранцев в России.-М., 2001.
  162. Хрестоматия по конституционному праву Российской Федерации / Сост. д-р юрид. наук Ю. Л. Шульженко. М.: Юристъ, 1997.
  163. С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. — М.: Международные отношения, 1968.
  164. Т.М. Национальная политика и национально-государственное устройство Российской Федерации. М.: 2000.
  165. А.И. Интересы и право в социалистическом обществе. Д.: 1984.
  166. Duff D. Between State and Civil Society: Citizenchip / Edited by G. Andres.- London: Lawrence and Wishart, 1991. 77.0SCE Human dimension commitments. A reference guide // OSCE/ODIHR., 2001.
  167. Nicholas Moussis. Handbook of European Union (4th revised edition). European study service. ISBN 2−9 301 119−18−7.
  168. Yagawick W. Hong Kong and the International Politic of Human Rights // Human Rights in Hong Kong. 1992.1. Научные статьи
  169. С.А. Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт // Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1999, № 1.
  170. С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство, 1997, № 6.
  171. С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство, 1997, № 5.
  172. А.С. Форма Союзного государства Беларуси и России // Информ. бюллетень Парламентского Собрания Беларуси и России, № 1. М.-1999. С. 18.
  173. С.Н. Взаимосвязь территории и гражданства государства как фактор российской геополитики // Вестник Омского университета, 1996. Вып.2. С. 103−107.
  174. С.Н. Российско-Белорусская федерация нужна // Информ. бюллетень Парламентского Собрания Беларуси и России, № 1. М.:1999. С. 34.
  175. А.А. Регламентация множественного гражданства в рамках европейских международных региональных организаций //
  176. Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 3, 2000.
  177. Информационный вестник Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации «Беларусь Россия: наш общий дом». — М., 2003. Кибальник А. Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности // Российская юстиция, № 8, август 2000 г.
  178. П.А. О гражданстве Европейского Союза // Московский журнал международного права, № 3, 2000.
  179. А.Н. Если организация заключила договор с иностранным работником // Отраслевое приложение к журналу «Главбух: Учет в строительстве», № 4, 2003.
  180. Е.С. Европа: эволюция взглядов на многогражданство во второй половине XX века // Журнал «Право и политика», № 1, 2001.
  181. Стенограмма Международного совещания-встречи представителей славянских партий и общественных организаций // Газета «Время» от 03.06.2004 г., № 18 (458).
  182. Авторефераты диссертаций и доклады на соискание ученой степени
  183. К.А. Теория, практика и проблемы правового регулирования статуса иностранных граждан в Российской Федерации. (Опыт сравнительно-правового анализа). Дис.. докт.юрид.наук. — М.: 1999.
  184. A.M. Государственно-правовой статус иностранцев в зарубежных социалистических странах Европы. Дис.. канд.юрид.наук. М., 1980.
  185. С.Г. Организация охраны общественного порядка в местах пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации (по материалам Дальневосточного региона). Дис.. канд.юрид.наук. М.: 1993.
  186. Ю.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в его обеспечении. Дис.. канд.юрид.наук.-М.: 1993.
  187. Н.А. Производство по уголовным делам с участием иностранных граждан в досудебных стадиях в Российской Федерации. Дис.. канд.юрид.наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003.
  188. А.В. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и роль внутренних дел в его обеспечении. Дис.. канд.юрид.наук. — М.: 1999.
  189. .И. Правовое положение иностранных граждан в СССР. (Теоретические вопросы соотношения международно-правового и внутригосударственного регулирования). Дис.. канд.юрид.наук. -Свердловск.: 1986.
  190. А.А. Правовые и организационные основы подготовки иностранных граждан в образовательных учреждениях МВД России. Дис.. канд.юрид.наук.-М.: 1999.
  191. Ю.П. Некоторые проблемы формирования правовой системы Союза Беларуси и России. Доклад на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.: Международная Академия Информатизации, 1999.
Заполнить форму текущей работой