Морально-психологическое обеспечение боевых действий советских войск на территории Афганистана: Исторический анализ
В конце XX — начале XXI веков в отечественной литературе стал активно изучаться вопрос опыт вооруженной борьбы с оппозиционными силами в Афганистане. Авторы исследований, наряду с раскрытием проблем борьбы с иррегулярными формированиями противника значительное место уделяли морально-психологическому обеспечению боевых действий. В 1981 году «по горячим следам» было издано учебное пособие под общей… Читать ещё >
Содержание
- Раздел 1. Социально-исторический анализ политики государственного и военного руководства СССР по морально-психологическому обеспечению деятельности советских войск на территории Афганистана
- Выводы по разделу
- Раздел 2. Исторический опыт морально-психологического обеспечения боевых действий соединений и частей 40-й армии
- Выводы по разделу
- Раздел 3. Исторический опыт морально-психологического обеспечения боевых действий группировки пограничных войск
- Выводы по разделу
Морально-психологическое обеспечение боевых действий советских войск на территории Афганистана: Исторический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Тема афганской войны, ее итогов и последствий, несмотря на колоссальную насыщенность последнего десятилетия важнейшими политическими событиями, продолжает оставаться острой и злободневной.
Сегодня существуют разные точки зрения о целесообразности принятого в декабре 1979 г. решения о вводе Ограниченного контингента советских войск (далее — ОКСВ) на территорию Афганистана. С одной стороны это обосновывается необходимостью защиты южных рубежей СССР, противодействия американскому проникновению в соседнюю страну, для чего тогда имелись вполне реальные опасения. С другой — катастрофические последствия, выразившиеся во-первых, в нерешенности военными методами политических целей, поставленных в 1979 г.- во-вторых, в резком ухудшении международных позиций СССР, и в-третьих, в перенапряжении и без того стагнировавшей советской экономики и, в конечном счете, в крушении всей советской системы, в которой афганская война сыграла далеко не последнюю роль.
С распадом СССР геополитический аспект афганской войны не только не был нейтрализован, но и получил мощное негативное продолжение, приобретя особую остроту в южных регионах страны. Если в 1979 г. речь, хотя бы гипотетически, шла об угрозе превращения дружественного государства в плацдарм враждебного политического влияния, то сегодня речь идет о распространении воинствующей фундаменталистской идеологии не только на государства Средней Азии и Закавказья, но и на собственно российскую территорию с большой долей исламского населения.
Несмотря на разгром религиозно-политического режима, установленного в Афганистане движением «Талибан», ситуация в этой стране остается крайне сложной и запутанной, чреватой самыми неожиданными поворотами. Отсюда идет в Россию мощный поток наркотических средств и сюда же тянутся нити терроризма, захлестнувшего Россию. Именно поэтому и сегодня нельзя считать афганскую проблему решенной.
Кроме того, из практики международных отношений до сих пор не исчезли силовые приемы решения назревших проблем. Стабильность однополюсного мира крайне неустойчива, что не исключает возможность возникновения военных угроз и для России.
Следовательно, сложная военно-политическая обстановка на государственной границе и расширение угроз безопасности Российскому государству требуют непрерывного совершенствования сил и средств по их нейтрализации, повышения боевой выучки защитников Отечества, укрепления их морально-психологического состояния. Этот процесс базируется, прежде всего, на совокупности общенаучных и военных знаний, всестороннем анализе происходящего, прогностическом моделировании, однако важнейшее место в нем занимает накопленный исторический опыт, в том числе и опыт афганской войны. Следовательно, его обобщение, выявление тенденций развития морально-психологического обеспечения боевых действий является важной научной задачей для военной и пограничной науки.
Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается целым рядом обстоятельств.
Во-первых, продолжающимся противоборством различных сил в «горячих точках» земного шара, в том числе на Кавказе, в Чечне, в Таджикистане, где дислоцируются 201-я мед и Группа пограничных войск России, что является наиболее весомым доказательством в пользу тщательного изучения всех сторон опыта вооруженной борьбы в Афганистане, в том числе и опыта морально-психологического обеспечения боевых действий.
Во-вторых, научное осмысление проблемы достижения победы в вооруженной борьбе приводит к выводу о том, что она не всегда является результатом превосходства в живой силе и технике. История учит, что исход боя, а зачастую и всей войны решает моральный дух народа, его психологическая устойчивость и готовность нести тяготы и жертвы для достижения цели войны. Именно поэтому проблема укрепления морального духа войск во все времена была весьма актуальной.
В-третьих, в исследованиях военных аналитиков подчеркивается, что в условиях современных войн значительно возрастает возможность парализовать войска противника, действуя в информационном пространстве и не прибегая к прямому столкновению. Фактически в мире появился новый вид боевых действий — информационно-психологическое противоборство и новое «несмертельное» оружие, благодаря которому достаточно эффективно достигаются политические, экономические и военные цели. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон действовать в условиях применения современных психотехнологий в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений, судьбы государств и в целом — будущее планеты. Тенденции развития сил, средств и способов информационного и психологического характера обусловили резкое возрастание значения морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боевых действий.
В-четвертых, актуальность исследования опыта морально-психологического обеспечения боевых действий ОКСВ и пограничных войск на территории Афганистана обусловливается также необходимостью определения оптимальных путей укрепления морального духа и психологической стойкости войск в современных условиях, исключения ошибок и просчетов, допущенных в ходе этой военно-политической акции в недалеком прошлом.
И, наконец, в-пятых, необходимостью поиска новых подходов к исследованию данной проблемы в условиях ее явно недостаточного научного осмысления. Новые реалии, военно-доктринальные ориентиры России обязывают военно-историческую науку активизировать свою прогностическую и рекомендательную функции.
Таким образом, изложенные выше обстоятельства диктуют необходимость научного осмысления опыта морально-психологического обеспечения боевых действий ОКСВ на территории Афганистана и выработки механизма его использования в условиях современной действительности.
На степень научной разработки темы первостепенное значение оказало то, что она в течение долгого времени являлась закрытой для исследователей. Во многом это определялось тем, что личный состав ОКСВ активно участвовал в боевых действиях с вооруженными отрядами афганской оппозиции, т. е. частью афганского народа, что явно не соответствовало содержанию, вкладываемому в понятие «интернациональный долг» и противоречило миролюбивому имиджу партийно-советского руководства СССР. А нахождение пограничников на территории сопредельного государства вообще являлось темой «за семью печатями», т.к. такого не могло быть по определению. Естественно, что и проблема морально-психологического обеспечения боевых действий в Афганистане тоже находилась под запретом.
Тем не менее, сама эта проблема ни по своей сути, ни по терминологии не являлась абсолютно новой для военно-психологической мысли и войсковой практики Советских Вооруженных Сил. Уже в середине 20-х годов в военной печати было опубликовано несколько статей, авторы которых прямо требовали обратить внимание на необходимость психологической подготовки красноармейцев, летчиков, моряков1. В последующем отношение к данному виду подготовки воинов армии и флота было неодинаковым. Разговор об этом то усиливался, то ослабевал в зависимости от тех задач, которые приходилось решать Вооруженным Силам. К 1959 г. в «Красной звезде», «Военном вестнике», «Вестнике противовоздушной обороны», «Морском сборнике» и в других периодических изданиях было опубликовано 10 статей, прямо посвященных психологической подготовке воинов и несколько десятков статей, косвенно касающихся отдельных ее сторон. Всего же за 40 лет появилось около 30 публикаций.
60−80-е гг. стали важным периодом в развитии психологической подготовки войск. Усилиями Г. Д. Лукова, М. И. Дьяченко, Н. Ф. Феденко,.
1 См.: Военный вестник. 1925. № 20. С. 51- № 26. С. 13−16- 1926. № 14. С. 54- Вестник воздушного флота. 1926. № 2. С. 14 и др.
В.Замошкина и других она стала актуальными перспективным направлением научной и практической деятельности. За этот период были разработаны и защищены по различным аспектам психологической подготовки воинов 8 докторских и 20 кандидатских диссертаций, опубликованы 30 монографий, около 40 учебных пособий, несколько десятков брошюр и свыше 500 статей в специальных научных сборниках.
Анализ содержания этих работ дает основание утверждать, что проблема психологической подготовки советских воинов в 60−80-е гг. прошла в своем развитии несколько этапов.
Первый этап хронологически охватывает 1960;1965 гг. и характеризуется прежде всего стремлением ряда ученых и практиков доказать необходимость научной разработки проблемы психологической подготовки, практического решения ее задач непосредственно в частях и подразделениях. Чрезвычайно важное значение для дальнейшей судьбы проблемы имело мнение министра обороны СССР Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского о том, что, наряду с моральной подготовкой, нужно «целенаправленно заниматься формированием психологической устойчивости"1. Это придало авторитет проблеме, позволило впервые в истории советских военно-учебных заведений внести ее в тематические планы, подготовить по ней соответствующие разделы в учебных программах, начать планомерные исследования узловых вопросов психологической подготовки.
Второй этап развития проблемы (1966;1970 гг.) характеризуется повсеместным и безусловным признанием ее как весьма важной для войсковой практики, стремлением выявить и обсудить такие ее моменты, которые представлялись главными, перспективными, определяющими, внести необходимые коррективы в процесс боевой и политической подготовки. Именно на этом этапе были проведены в войсках и в военно-учебных заведениях первые.
1 Малиновский Р. Я. Моральная и психологическая подготовка воинов в современных условиях // Коммунист Вооруженных Сил. 1965. № 12. С. 4. научно-теоретические и практические конференции по проблеме1, защищены первые диссертации2, разработаны рекомендации по организации и методике морально-психологической подготовки некоторых категорий военнослужащих3.
К важным итогам разработки проблемы на данном этапе нужно отнести то, что в эти годы сложились первые концепции относительно сущности психологической подготовки воинов, ее видов, задач, места в общей системе подготовки личного состава армии и флота к службе и боевой деятельности, обозначалась исходная терминология.
Третий этап разработки проблемы (1971;1975 гг.) характеризовался некоторым снижением общего количества публикаций по проблеме (со 190 до 134), прежде всего за счет уменьшения количества статей в журналах и газетах. В то же время увеличивалось число научных разработок. Были защищены диссертации В. И. Варваровым, А. М. Столяренко, Л. А. Кандыбовичем, опубликован ряд монографий4, учебных пособий5 и даже наглядных пособий6. Особую ценность представляли выпущенные в 1972 г. Воениздатом «Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск», символизировавшие собой тот несомненный факт, что идеи психологической подготовки прочно вошли в повседневную войсковую практику. На рассматриваемом этапе по вопросам морально-политической и психологической подготовки войск высказались начальник главного политического.
1 Морально-политическая и психологическая подготовка советских воинов в современных условиях: Тезисы выступлений участников военно-научной конференции. М.: ВПА, 1970.
2 Имеются в виду кандидатские диссертации тт. В. Т. Юсова, Ю. П. Зуева, Л. П. Волкова, докторская диссертация полковника М. И. Дьяченко.
3 Руководство по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск: Проект. М.: Воениздат, 1970.
4 См.: солдат и война: Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов/ Под ред. А. С. Желтова. М. Воениздат, 1971; О морально-политической и психологической подготовки курсантов. Л., 1970; Важный фактор боеготовности: Из опыта морально-политической и психологической подготовки войск. М.: Воениздат, 1972; Война. Океан. Человек: О морально-политической и психологической подготовки советских моряков/ Под ред. В. М. Гришанова. М.: Воениздат, 1974; Морально-политическая и психологическая подготовка пограничников к выполнению задач по охране Государственной границы СССР. М., 1974; Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974.
5 См.: Военная психология. M.: Воениздат, 1972. С. 381−397- Сыченков В. П. Методика морально-политической и психологической подготовки летчика-курсанта. Чернигов, 1974; основы психологии и педагогики высшей военной школы. М.: ВПА, 1975. С. 142−153 и др.
6 См: Психологическая подготовка воина (20 рис. и фотомонтажных плакатов). М.: Воениздат, 1971. управления Советской Армии и Военно-Морского Флота1, главкомы всех видов Вооруженных сил, многие психологи, педагоги, философы, преподаватели курса партийно-политической работы. В соответствии с рекомендациями ученых были внесены изменения в «Курсы боевой подготовки.», созданы специальные учебные городки, центры, штурмовые и огневые полосы и т. п., в ряде соединений — классы методики морально-политической и психологической подготовки личного состава.
На четвертом этапе, который начался с 1976 г., продолжается научное осмысливание проблемы, углубляется ее практическое освоение. В центре внимания ученых и практиков — психологическая модель боя и ее значение для совершенствования подготовки войск и сил флота, показатели и критерии психологической подготовленности личного состава, место и роль должностных лиц в организации психологической подготовки. Важный вклад в дальнейшую разработку проблемы внесли В. П. Сыченков, В. А. Гнусин, В. В. Сысоев, Н. В. Корниенко, К. И. Тодорков, Л. Г. Мерида, Л. Е. Мерзляк, Б. Я. Шведин, Б. И. Фурманец, В. А. Смирнов, И. Т. Андреев, А. Ф. Шикун, Д. Станеску, А. Я. Анцупов, В. Т. Юсов, защитившие кандидатские и докторские диссертации, посвященные психологической подготовке личного состава различных видов Вооруженных Сил и родов войск.
Большой научный и практический интерес представляют изданные в рассматриваемый период монографии по проблеме, рекомендации и пособия.
С конца 80-х гг. XX столетия российская общественность стала получать более объективное освещение так называемого «афганского вопроса». В.
1 См.: Епишев А. А. Об актуальных проблемах морально-политической и психологической подготовки войск// Важный фактор боеготовности. М.: Воениздат, 1972. С. 5−34- Он же. О морально-политической и психологической подготовке войск// Могучее оружие партии. М.: Воениздат, 1973. С. 263−278.
2 См.: летчик и современная война: О морально-политической и психологической подготовке летного состава. M.: Воениздат, 1976; Дьяченко М. И., Осипенков Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира. М.: Воениздат. 1977; Фролов И. И., Анисин И. И. Люди и ракеты: заметки о морально-политической и психологической подготовке воинов зенитных ракетных войск. М.: Воениздат, 1977; Алексеевский К. А., Едемский П. И. Фактор боеготовности ракетчиков: О морально-политической и психологической подготовке воинов ракетных войск. М.: Воениздат, 1979; Средин Г. В., Волкогонов Д. А., Коробейников М. П. Человек в современной войне: Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов. М.: Воениздат, 1981; Актуальные проблемы морально-политической и психологической подготовки войск в современных условиях. М.: ВПА, 1981ю частности в 1988 г. в военном издательстве вышла в свет монография, подготовленная авторским коллективом под руководством адмирала флота А. И. Сорокина на тему: «Политическая работа в войсках при выполнении интернационального долга. По опыту выполнения интернационального долга в Республике Афганистан1», общим объемом в 13,5 а.л. В данном труде раскрыто содержание, основные формы и методы политической работы в боевых условиях. Эта сторона деятельности командиров, политорганов, партийных и комсомольских организаций частей и соединений ОКСВ раскрыта последовательно и охватывает весь период афганской войны. Работа содержит богатый фактический материал, значительное количество обобщенных данных и сведений. Однако, вероятно по условиям того времени авторский коллектив не смог преодолеть сложившихся стереотипов в оценке афганских событий, описывая и раскрывая поставленную проблему строго в русле официальной идеологии. Высоко оценивая боевые действия войск, широко показывая мужество и самоотверженность солдат и офицеров авторы, тем не менее, не смогли раскрыть взаимосвязь целей и характера этой войны с моральным духом и психологической готовностью ее участников, которая всегда, во всех войнах имела и имеет решающее значение. В этом заключается главный недостаток данной работы, хотя ее достоинства тоже очевидны.
Годом раньше Политическое управление пограничных войск подготовило учебное пособие под названием «Некоторые особенности партийно-политической работы в условиях выполнения специальных задач». Данная работа характерна тем, что с позиции руководящей роли КПСС раскрываются особенности работы командиров, политработников, партийных и комсомольских организаций по обеспечению боевой готовности спецподразделений пограничных войск и способности их выполнить поставленные задачи, суть которых заключалась в обеспечении безопасности государственной границы СССР и поддержанию порядка и стабильности в 100 км зоне ответст.
1 Борисов Ю. Г. Политическая работа в войсках при выполнении интернационального долга. По опыту выполнения интернационального долга в Республике Афганистан (1979;1989 гг.) -М.: Воениздат, 1989. венности. Авторы труда достаточно полно раскрыли содержание, формы и методы партийно-политической работы в боевых условиях, которая, по их мнению, носила наступательный характер и способствовала успешному решению поставленных задач. Как и предыдущий труд, данная работа не избежала излишней политизированности и идеологизированности. И все же в той системе умолчания многих важных аспектов и недооценки многих вопросов в т. ч. необходимости обеспечения моральной и психологической готовности личного состава к ведению боевых действий, эта работа имела положительный результат и хоть в какой-то мере касалась этой важной проблемы.
В 90-е гг. XX столетия начинается активная разработка проблем морально-психологического обеспечения боевых действий войск1. В это время появляется целый ряд научных трудов, в которых в той или иной степени раскрываются сущность морально-психологического обеспечения, его цели, задачи, формы и методы реализации .
В этих трудах морально-психологическое обеспечение боевых действий рассматривается как комплекс мероприятий, осуществляемых государственным и военным руководством страны, органами военного управления, должностными лицами Вооруженных Сил в целях поддержания морально-психологического состояния личного состава, необходимого для выполнения боевых задач в военное время. Делается акцент на то, что морально.
1 Ковалевич Ю. В. Морально-боевой дух пограничника в «горячих точках»: (По материалам социологического исследования). Сборник военно-научных размышлений. Вып.2. — М., 1997. Образцов И. Методика измерения №моралыюй упругости" Российской армии//Информационно-методический сборник. — М., 1994. № 18. Тютченко A.M. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. — M.: ГАВС, 1994. Черкасов А. В. Духовная основа безопасностей/Юриентир. — 1995. — № 8. Арзама-скин Ю.Н., Петров В. Д., Морально-психологическое обеспечение боевых действий армии противоборствующих сторон в годы гражданской войны (1918;1920 гг.) — М.: ВУ, 1997. Арзамаскин Ю. Н., Черных И. И. Морально-психологическое обеспечение боевых действий советских войск в бите под Москвой. — M.: ВУ, 1995. Бублик Л. А. Чему нас учат уроки войны/Юриентнр. — 1995. — № 8. Гареев М. Уроки Великой Отечественной войны: чему они учат Россию?//Ориентир. — 1997. — № 5.
2 Архипов М. И. и др. Морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и соединений сухопутных войск. Учебное пособие. — M.: ГАВС, 1994. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. Учебное пособие. — M.: ГАВС, 1994. Касьянов A.M. МПО: Нужна опора не только на воспитательную работу//Военная мысль. — 1994. — № 5. Усов пути формирования морального фактора в современных условиях//Военная мысль. — 1994. — № 5. Тютченко A.M. Морально-психологическое состояние военнослужащих: оценка и пути формирования. — М.: ГАВС, 1994. Управление социальными процессами в воинском коллективе. Учебное пособие. — М.: ВИЦГУЛ, 1994. Арзамаскин Ю. Н., Бублик А. А., Черных И. И. Морально-психологическое обеспечение боевых действий советских войск в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки. Учебное пособие. — М.: ВУ, 1996. и др. психологическое обеспечение, не исключая задачи воспитания военнослужащих как защитников Отечества, способствует подготовке их сознания, морали и психики к устойчивому, надежному и адекватному функционированию в боевой обстановке в условиях мощного информационно-психологического воздействия противника.
Авторы научных исследований приходят к выводу, что морально-психологическое обеспечение представляет собой самостоятельный вид обеспечения боевых действий и является одним из основополагающих условий успешного выполнения боевых задач. Оно выступает важнейшим средством формирования и поддержания у личного состава высокого морального духа, психологической стойкости, постоянной готовности к действиям в любых условиях боевой обстановки.
В конце XX — начале XXI веков в отечественной литературе стал активно изучаться вопрос опыт вооруженной борьбы с оппозиционными силами в Афганистане. Авторы исследований, наряду с раскрытием проблем борьбы с иррегулярными формированиями противника значительное место уделяли морально-психологическому обеспечению боевых действий. В 1981 году «по горячим следам» было издано учебное пособие под общей редакцией маршала Советского Союза С. Соколова «Опыт боевых действий в горнопустынной местности». Затем в свет вышли целый ряд учебных пособий, раскрывающих различные аспекты войны в Афганистане1. Наряду с выводами в области морально-психологического обеспечения авторы пытались «подогнать» реальную обстановку к официальной трактовке событий. Кроме того, подавляющее большинство подавалось под грифом «секретно», что ограничивало возможности их изучения широким кругом читателей. В этот же период успешно защищен целый ряд диссертационных работ, посвященных афганской войне. Среди них следует отметить следующие: В. Литвиненко «Особенности применения ракетных войск и артиллерии в ходе боевых дей.
1 Опыт организации и ведения боевых действий на территории Республики Афганистан. Учебное пособие. -Ташкент: Штаб ТуркВО, 1988 и др. ствий в условиях ДРА" (- М. 1987.) — Ю. Швецов «Особенности подготовки и ведения боевых действий советских войск в Республике Афганистан (19 801 989 гг.)» (- М. 1991.) — Н. Кисилев «Охрана и оборона пунктов постоянной дислокации, аэродромов, транспорта советскими войсками в Афганистане (1980;1989 гг.) (- М. 1994.) — Б. Карагодин «Наступление мед в горнопустынной местности» (- М. 1994.) и др. В своих исследованиях авторы названных трудов касались и проблем морально-психологического обеспечения боевых действий.
Теме оперативно-боевых действий пограничных войск в Афганистане были посвящены учебное пособие Н. И. Макарова, В. П. Кириллова «Оперативно-боевая деятельность пограничных войск по борьбе с вооруженными формированиями оппозиции на территории Афганистана в 1980;1989 годы» (М., 1994) в двух частях и кандидатская диссертация Г. Н. Симакова «Борьба группировки пограничных войск на территории Афганистана с антиправительственными вооруженными формированиями» (М., 1999). В этих работах сделана попытка обобщить и проанализировать оперативно-боевые действия пограничных войск, сформулировать основные направления дальнейшего развития искусства их боевого применения. Авторы особое внимание уделили рассмотрению основ организации и проведения операций и систематических оперативно-боевых действий мотоманевренными (десантно-штурмовыми) подразделениями и авиационными частями пограничных войск. Вместе с тем они отмечали, что успех в решении боевых задач достигался там, где командиры и политработники проводили активную работу с личным составом, заботились о его моральном состоянии и обеспечивали его психологическую готовность действовать в боевых условиях.
Вопросы морально-психологического обеспечения боевых действий на примере афганской войны не осталось незамеченными и в зарубежной историографии. И здесь необходимо отметить, что зарубежные исследователи рассматривали проблему обеспечения моральной и психологической готовности личного состава ОКСВ к ведению боевых действий лишь в контексте его борьбы с оппозиционными силами и с позиции оппозиционных сил. После ввода советских войск на афганскую территорию зарубежная историография изобиловала статьями в периодической печати, как правило, негативного планав основном же авторы описывали происходящие события, не подвергая их серьезному анализу. Значительное внимание уделялось описанию тактики моджахедов.
Представляет интерес анализ результативности действий советских войск, данный в монографии M. Urban1, в которой, кроме военно-политического аспекта афганских событий, имеются глубокие наблюдения и серьезные практические выводы, касающиеся морально-психологического обеспечения действий частей и подразделений. Выводы M. Urban актуальны и сегодня.
Среди других трудов, посвященных раскрытию борьбы советских войск с оппозиционными силами Афганистана следует отметить монографию P. Bonosky, где также затрагиваются отдельные проблемы морально-психологического обеспечения действий войск. В целом же анализ зарубежной историографии свидетельствует о том, что существует достаточное большое число вопросов по данной теме, остающихся пока еще вне поля научного исследования.
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной историографии свидетельствует о том, что данная проблема нашла определенное отражение в работах различных авторов. Однако, цельного исследования проведено не было, тем более, что ряд вопросов морально-психологического обеспечения боевых действий остается на сегодняшний день недостаточно изученным. Наиболее важными из них являются такие, как определение содержания и оптимальных компонентов различных средств морально-психологического обеспечения боевых действий советских войск в Афганистане, ведение специальной пропаганды на войска и население противника, а также выявление.
1 Urban М. War in Afganistan. London, 1988.
2 Bonosky P. Washington, secret war against Afganistan. N.Y., 1985. наиболее эффективных форм и способов поддержания высокого морального духа войск в условиях партизанской войны.
Актуальность темы
диссертации и ее недостаточная разработанность определили цель исследования: на основе архивных и военно-исторических источников обобщить опыт деятельности политического и военного руководства государства, командиров и воспитательных структур по морально-психологическому обеспечению боевых действий ОКСВ и пограничных войск в Афганистане и сформулировать рекомендации для современности. В свою очередь это предопределило решение следующих частных задач:
1. Выявить влияние основных факторов на деятельность политического и военного руководства, командиров и воспитательных структур по морально-психологическому обеспечению боевых действий ОКСВ и пограничных войск на территории Афганистана.
2. Сформулировать и обосновать основные тенденции развития системы морально-психологического обеспечения боевых действий.
3. Выявить и раскрыть характерные черты деятельности политического и военного руководства, командиров и воспитательных структур по обеспечению высокого уровня морально-психологического состояния личного состава.
4. Раскрыть общее и особенное в организации и ведении спецпропаганды на вооруженные формирования афганской оппозиции и местное население.
5. Определить основные направления использования исторического опыта морально-психологического обеспечения боевых действий в современных условиях.
Хронологические рамки исследования охватывают период с декабря 1979 года, когда началось развёртывание и отмобилизование войск 40-й армии на территории Туркестанского военного округа, по февраль 1989 года, когда последний советский военнослужащий пересек границу Афганистана. В ходе работы автор придерживался периодизации, принятой в Институте военной истории, считая её достаточно обоснованной:
I этап — декабрь 1979 года — февраль 1980 гг. — развёртывание и ввод ОКСВ и пограничных войск в Афганистан, размещение их по гарнизонам, организация охраны пунктов дислокации и различных объектов;
II этап — март 1980 — апрель 1985 гг. — постепенное втягивание ОКСВ и пограничных войск в боевые действия с оппозицией, ведение совместных широкомасштабных боевых действий, одновременная работа по реорганизации и укреплению вооружённых сил Афганистана;
III этап — апрель 1985 — декабрь 1986 гг. — переход от активных боевых действий преимущественно к поддержке действий афганских войск советской авиацией, артиллерией и саперными подразделениями. Применение мотострелковых, воздушно-десантных и танковых подразделений главным образом в качестве резерва и для повышения морально-боевой устойчивости афганских войск. Подразделения спецназначения продолжали вести борьбу по пресечению доставки оружия и боеприпасов из-за рубежа, оказанию помощи в развитии вооруженных сил ДРА. Вывод шести советских полков на Родину.
IV этап — январь 1987 — февраль 1989 гг. — участие советских войск в проведении политики национального примирения, активная деятельность по укреплению режима. Поддержка боевых действий афганских войск. Вывод ОКСВ и пограничных войск из Афганистана.
Объектом исследования является система морально-психологического обеспечения боевых действий ОКСВ и пограничных войск, действовавших на территории Афганистана.
Предметом же исследования является деятельность политического и военного руководства государства, командиров и воспитательных структур по морально-психологическому обеспечению боевых действий ОКСВ и группировки пограничных войск на территории Афганистана.
Методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения теории научного познания и основные принципы исторической науки: историзм, научность, социальный детерминизм исторических явлений и процессов.
В ходе работы над диссертацией применялись и общенаучныеметоды: соединение исторического и логического методов, методы сравнения и функционального анализа. Кроме этого использовались специально-исторические и смежные методы исследования. К первой группе методов относятся: проблемный, хронологический, ретроспективный. Ко второй группе — метод классификации и статистический метод.
Научная новизна и значимость результатов исследования состоят в том, что, во-первых, в работе впервые комплексно исследованы процессы развития системы морально-психологического обеспечения в условиях ведения боевых действий на территории Афганистана. Во-вторых, проведен сравнительный анализ опыта подготовки и проведения мероприятий по морально-психологическому обеспечению боевых действий ОКСВ и пограничных войск. В-третьих, в научный оборот введены новые, ранее неопубликованные архивные документы по вопросам морально-психологического обеспечения боевых действий ОКСВ и пограничных войск, статистические данные о ее результативности, отмечены новые элементы, характеризующие положительные и отрицательные стороны исторического опыта.
Практическая значимость проведенного исследования определяется выработанными автором конкретными предложениями по совершенствованию системы морально-психологического обеспечения боевых действий на основе внедрения опыта прошлого, а также дальнейшим развитием теоретических положений с точки зрения определения места и роли морально-психологического обеспечения в общей системе подготовки и ведения боевых действий в особых условиях.
Обоснованные автором положения могут быть использованы при разработке и совершенствовании системы морально-психологического обеспечения в условиях ведения войсками боевых действий.
Источниковую базу исследования условно можно разделить на четыре группы. Первую группу источников составляют законодательно-правовые акты органов государственной власти и управления, постановления высших партийных органов1, приказы и распоряжения Министерства обороны2, КГБ СССР, командующего Туркестанским военным округом и начальника Главного управления пограничных войск КГБ СССР и др. Сюда же относятся боевые уставы и наставления, информационные сборники по видам Вооруженных Сил, материалы научно-практических конференций. Данные этих документов позволяют определить уровень морально-психологической подготовки личного состава и проследить основные направления идеологической работы в армии и пограничных войсках.
Ко второй группе источников относятся документы и материалы архивных фондов: Архива Президента Российской Федерации (фонд 3 — «Документы Совета Министров СССР», опись 80), Центрального пограничного архива ФСБ России (фонд 14 — «Главного управления пограничных войск», описи 5, 7, 30, 38, 234, 236- фонда 86 — «Пянджского пограничного отряда», описи 33, 34, 76- фонда 87 — «Московского пограничного отряда», опись 16). Документы и материалы Института военной истории МО России, Документального фонда Центрального пограничного музея ФСБ России (П. 134−167), и Отдела военной литературы Российской государственной библиотеки. К этой группе также относятся документы и материалы, хранящиеся в центрах военно-стратегических исследований и военно-мемориальном Генерального штаба Вооруженных Сил.
К третьей группе источников следует отнести учебно-научную литературу, мемуары и дневники известных советских военачальниковвоспоми.
1 Распоряжение СМ СССР № 41 рс от 07.01.79. Решение ЦК КПСС «О направлении спецотряда в Афганистан». Протокол № 176 от 06.12.79 и др.
2 Директива № 312/1 200 133 Коллегии Министерства Обороны «О формировании новой общевойсковой армии ТуркВО», от 10.12.79. Записка Министра Обороны СССР от 18.04.79. № 318/3/0430 и др.
3 Инструкция о взаимодействии пограничных войск КГБ СССР с Вооруженными Силами СССР. Приложение к приказу Министерства Обороны СССР и Заместителя Председателя КГБ СССР. — M., 1991, — 19 с. и др. нания ветеранов афганской войны, другие литературные произведения в том числе и личные впечатления диссертанта, как участника тех событий.
Четвертая группа источников содержит справочные издания, энциклопедии и словари.
Во введении раскрыты актуальность темы, цель, научная задача, историография темы, объект, предмет и границы исследования, его научная и практическая значимость, структура диссертации и положения, выносимые на защиту.
В первом разделе раскрываются взгляды и основные подходы государственного и военного руководства по морально-психологическому обеспечению действий ОКСВ на территории Афганистана, определяются сущность и задачи морально-психологического обеспечения боевых действий войск. Выделяются характерные черты и особенности их деятельности по обеспечению моральной и психологической готовности личного состава при вводе советских войск на территорию Афганистана и в ходе их участия в боевых действиях с вооруженными формированиями афганской оппозиции.
Второй раздел посвящен выявлению исторического опыта боевых действий подразделений, частей и соединений 40-й армии с вооруженными отрядами афганской оппозиции и их влияние на морально-психологическое состояние личного состава. В ней раскрывается содержание деятельности командования и политорганов по обеспечению высокого уровня морально-психологического состояния личного состава и морально-психологическому воздействию на противника и местное население.
В третьем разделе исследуются особенности боевых действий группировки пограничных войск на территории Афганистана и их влияние на работу командиров и воспитательных структур по морально-психологическом обеспечению. Раскрываются основные подходы к организации и ведению спецпропаганды.
В заключении сформулированы основные результаты проведенного исследования. В частности, определены важнейшие тенденции, проявившиеся в деятельности государственного и военного руководства по морально-психологическому обеспечению боевых действий ОКСВ. Раскрыты общее и особенное в организации и осуществлении мер по обеспечению высокого уровня морального состояния и психологической готовности личного состава в соединениях, частях и подразделениях 40-й, А и спецподразделениях пограничных войск., а также выявлены особенности в проведении спецпропаганды на вооруженные формирования афганской оппозиции и местное население. Определены основные направления использования исторического опыта морально-психологического обеспечения боевых действий в современных условиях.
Приложения включают справочный и архивный материал, схемы и таблицы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сущность, задачи и содержание морально-психологического обеспечения боевых действий советских войск на территории Афганистана.
2. Результаты исследования деятельности командования 40-й армии и пограничных войск по повышению эффективности использования средств массовой информации в интересах укрепления морального духа советских воинов в Афганистане, их морально-психологической и профессиональной подготовки к ведению боевых действий, а также спецпропаганды на формирования афганской оппозиции.
3. Теоретические выводы и практические рекомендации, которые могут быть использованы в практике морально-психологического обеспечения боевых действий против иррегулярных формирований, а также в ходе дальнейших разработок проблем морального и человеческого фактора в современной войне.
Выводы по разделу.
Таким образом, пограничные войска в Афганистане приобрели богатый боевой опытв практике пограничных войск сформировался такой вид деятельности как оперативно-боевая деятельность, представлявшая собой совокупность согласованных, активных и непрерывных по месту и времени войсковых и оперативных действий, режимных и политических мероприятий, операций по поиску и ликвидации вооруженных отрядов и групп оппозиции, командных пунктов, других объектов, перехватов караванов с оружием и боеприпасами, проводимых по единому замыслу и плану для достижения поставленной цели и решения оперативных задач.
Основу оперативно-боевой деятельности составили такие формы боевых действий, как плановые и внеплановые (частные) операции, бой, систематические боевые (оперативно-боевые) действия, и удар, как форма действий авиации и артиллерийских подразделений пограничных войск.
В ходе оперативно-боевой деятельности на территории Афганистана подразделения ПВ применяли разнообразные способы боевых действий: контроль за территорией, аэромобильные (воздушно-десантные) действия, действия дежурных подразделений, блокирование, рейдовые действия, засадные действия, сопровождение и прикрытие транспортных колонн, разведывательно-поисковые действия, охрана пунктов постоянной дислокации и экономических объектов и др.
В ходе участия подразделений пограничных войск в боевых действиях на территории Афганистана произошло дальнейшее развитие искусства их боевого применения. Практическое использование этого опыта имеет особую значимость при организации служебно-боевой деятельности ПС России, особенно в зонах вооруженных конфликтов.
За время войны в Афганистане сложилась стройная система морально-политической, боевой и психологической закалки войск. Она имела ярко выраженное содержание, довольно четкую организацию, богатый арсенал форм, методов и средств и оказала огромное влияние на моральный дух войск, их психологическую стойкость, готовность к боевым действиям.
Богатый опыт морально-политической, психологической и боевой подготовки войск, накопленный за это время в боевой обстановке имеет огромное значение в современных условиях и может быть с успехом использован в обучении и воспитании личного составаон дает материал для извлечения из него определенных уроков и выводов:
• во-первых, опыт показывает, что к войне, к боевым действиям личный состав необходимо готовить, в том числе в морально-боевом и психологическом отношениях. Недооценка этого, ошибки и просчеты в подготовке войск неизбежно приводят к неудачам, поражениям, большим человеческим жертвам, особенно в начальный период;
• во-вторых, эффективность и надлежащая психологическая подготовка личного состава во многом зависят от правильного определения той центральной идеи (стержня), вокруг которой должна строиться вся воспитательная работа. Такой идеей в современных условиях может быть лишь идея патриотизма, защиты Отечества, любви к своей Родине;
• в-третьих, история учит, что морально-психологическое обеспечение боевых действий дает желаемый результат лишь в условиях ее высокой организации. А это обуславливает необходимость не только создания стройной системы морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил, но и разработки механизма ее реализации в войсках;
• в-четвертых, морально-психологическое обеспечение деятельности войск должно носить конкретный характер, быть ориентировано на конкретного противника, на реальные условия, на конкретные условия боя, с учетом особенностей современной войны, тех задач, которые в ней будут ставиться, и тех средств, которые будут использоваться. Высокое морально-психологическое состояние частей и подразделений может быть достигнуто лишь на основе сочетания глубокой убежденности, воинского мастерства и психологической подготовки воинов. В этой работе самым тесным образом должны взаимодействовать командиры, штабы, органы воспитательных структур;
• в-пятых, важным и не менее значимым опытом является то, что морально-психологическое состояние противоборствующих сторон в огромной степени зависит от духовно-нравственного состояния всего общества, от отношения его к армии, от поддержки армии обществом. Это влияет на моральный дух воинов, психологическое состояние войск, является важным условием победы в войне.
Важным условием успешного решения задач морально-психологического обеспечения в современных условиях является хорошо поставленная работа по вооружению командиров и начальников всех степеней, офицеров воспитательных структур теорией и практикой формирования у российских воинов высоких моральных и психологических качеств, необходимых для выполнения задач по защите Отечества. Реализация всех этих и других мер позволит создать нравственные предпосылки и материальные условия для повышения престижа воинской службы, укрепить воинскую дисциплину в войсках, повысить боеготовность и боеспособность частей и подразделений, будет способствовать успешному решению задач воинскими коллективами в боевой обстановке.
Опыт морально-психологического обеспечения войск, имеет огромное значение для организации этой работы в современных условиях. Он дает богатый материал для извлечения практических уроков применительно ко времени и обстоятельствам, в которых сегодня реформируются Российские Вооруженные Силы. Каковы же эти уроки?
Во-первых, афганская война убедительно подтвердила решающее значение морально-психологической закалки войск в достижении победы. Она показала, что к войне, к боевым действиям надо готовиться заранее, не забывая о необходимости поддержания постоянной боеспособности армии. Недооценка морально-психологического обеспечения войск, как и не соответствующие реалиям идеологические установки на скорую и легкую победу, чреваты самыми серьезными последствиями: людскими и территориальными потерями, разрушением народнохозяйственного комплекса.
Во-вторых, опыт подсказывает, что необходима высокая организованность в работе всех воспитательных структур. Поэтому важно, чтобы сегодня руководство морально-психологическим обеспечением было централизовано, а не распылялось по различным войсковым структурам. Ключевую роль призваны сыграть здесь основательная теоретическая подготовка и практический опыт специалистов-профессионалов. А это предполагает наличие хорошо отлаженной системы учебных заведений для подготовки кадров в области воспитания и психологической закалки личного состава.
В-третьих, нельзя не признать того факта, что эффективность морально-психологического обеспечения в боевой обстановке в немалой степени зависит от правильного определения его содержания, выбора главной идеи вокруг которой должна строиться вся воспитательная работа. Основным мотивом, побуждающим военнослужащих честно и добросовестно выполнять свой воинский долг, может быть только глубокое осознание ими праведности дела, которому они служат.
В-четвертых, формирование у личного состава высоких морально-нравственных качеств только тогда даст положительный результат, когда оно сочетается с высокой психологической закалкой и боевой выучкой воинов. Мало быть идейно убежденным, понимать цели и задачи войны, надо еще в совершенстве владеть оружием и боевой техникой, быть психологически устойчивым, не теряться в самой сложной и опасной для жизни обстановке.
При изучении опыта морально-психологического обеспечения, накопленного за годы истории и его использовании в практической работе в войсках необходимо четко видеть серьезные недостатки и упущения, приводимые к большим людским потерям. Важно иметь ввиду и то, что нельзя абсолютизировать этот опыт и руководствоваться только им, в противном случае мы будем готовить войска к прошлым войнам. Войны сегодняшнего же дня принципиально другие, по своей сути и содержанию, по направлениям, формам и методам морально-психологического обеспечения.
Важным направлением деятельности командиров, штабов, политорга-нов и политработников в Афганистане была политическая работа среди местного населения, афганских военнослужащих и спецпропаганда на оппозиционные вооруженные формирования. Она проводилась штатными органами спецпропаганды с привлечением нештатного актива из числа наиболее подготовленных пограничников, хорошо владеющих языками народов Афганистана.
Заключение
.
Опыт боевых действий Ограниченного контингента советских войск в Афганистане имеет разноплановый характер и непреходящее значение. В ходе его приобретения суровой проверке подверглись не только боевая техника и вооружение, но и взгляды советского военного руководства на принципы, формы и способы вооруженной борьбы, применения разнородных сил и средств в боях и операциях на театре военных действий, организацию тылового обеспечения и боевой подготовки личного состава, и что особенно важно — моральный дух армии, умение командиров и воспитательных структур обеспечить морально-психологическое превосходство советских воинов над сильным и опасным противником. Десятки тысяч советских солдат и офицеров мужественно и стойко выполняли свой воинский долг в непростых условиях военного противостояния и непрерывного идеологического и психологического воздействия со стороны оппозиционных сил и зарубежных центров. В этой войне нашел свое подтверждение тезис о том, что морально-психологическое обеспечение боевых действий в современных условиях играет весьма важную роль, определяя, в конечном счете, успех или неудачу не только отдельных операций, но военной компании в целом. Исторический опыт этой деятельности, накопленный в период боевых действий в Афганистане, не потерял своей актуальности и сегодня.
Проблема морально-психологического обеспечения боевых действий частей и соединений в период, предшествующий вводу советских войск в Афганистан, в теоретическом отношении получила достаточно полное развитие. Прежде всего, в военной психологии сложилось общее понимание морально-психологической подготовки и соответствующая терминология.
Морально-психологическая подготовка рассматривалась как определенная работа по формированию ориентации у солдата на необходимые действия и отношения к ним. Она выступала как относительно самостоятельный, отличный от других процесс формирования психологической устойчивости к опасности, готовности к действию, стремления к противоборству с противником.
Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск рассматривалось как совокупность мероприятий, проводимых в боевой обстановке и направленных на формирование у воинов установки на ведение активных действий в условиях боя, упрочение их психической устойчивости, предупреждение и преодоление отрицательных психических явлений. Оно включало решение ряда задач, таких как уяснение боевой задачи, изучение и оценку морально-психологического состояния своих войск, планирование и проведение мероприятий по морально-психологической подготовке личного состава к выполнению конкретной боевой задачи.
К числу задач морально-психологического обеспечения боевых действий относилось также предотвращение и предупреждение возможных отрицательных психологических явлений в боевой обстановке, осуществление мероприятий по восстановлению психической устойчивости и боеспособности личного состава, нейтрализация психологического воздействия противника и оказание на него собственного воздействия с целью нанесения ему морально-политического урона, ослабления его воли и способности к сопротивлению.
Важнейшим средством морально-психологического обеспечения боевых действий считалась партийно-политическая работа, которая рассматривалась как важнейший инструмент проведения в жизнь и деятельность Вооруженных Сил идеологии и политики партии, укрепления и наращивания их морального духа, формирования и развития у военнослужащих высоких морально-политических, боевых и психологических качеств, предопределяющих успех в бою. Прочные политические убеждения советских воинов рассматривались как основа их морально-психологической устойчивости в бою.
Ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. потребовал от политического и военного руководства страны информационного, политического, идеологического и морально-психологического обеспечения этой акции. Учитывая зыбкость правовой основы ввода военных сил на территорию дружественного, независимого государства основной упор был сделан на морально-психологическое обеспечение действий, которое рассматривалось как главный инструмент укрепления морального духа войск. Особое внимание уделялось регламентации порядка освещения ввода войск в Афганистан в периодической печати и других средствах массовой информации, а также показу правомерности этой акции и раскрытию сущности интернациональной миссии ОКСВ в Афганистане.
Однако, несмотря на огромные усилия, политическому и военному руководству страны, средствам массовой информации, командирам и политработникам так и не удалось добиться от всего личного состава осознанного понимания целей и задач, стоявших перед Ограниченным контингентом советских войск. Часть советских людей и рядовых воинов негативно относилась к пребыванию войск на территории Афганистана, не была уверена в том, что, находясь там, они тем самым выполняют воинский долг по защите своего Отечества. Идея оказания интернациональной помощи афганскому народу в борьбе с внутренней контрреволюцией и международным империализмом в этих условиях не давала необходимого результата.
Отрицательное воздействие на морально-психологическое состояние войск оказывало то, что длительное время политическое и военное руководство страны скрывало от народа, воинов армии и флота участие советских войск в боевых действиях на территории Афганистана. В средствах массовой информации утверждалось, что, находясь на афганской территории, наши войска занимаются обычной учебно-боевой подготовкой и ничего не говорилось о том, что они ведут там самые настоящие боевые действия. Замалчивались масштабы потерь советских войск в людях и боевой технике, факты негативного отношения афганского населения к нашим солдатам и офицерам.
Следует отметить, что морально-психологическое обеспечение боевых действий в соединениях и частях ОКСВ являлась важнейшим направлением деятельности командования и политорганов 40-й А. Она направлялась на твердое и последовательное проведение в жизнь политики Коммунистической партии, Советского правительства, приказов и директив Министра обороны, Главного политического управления С, А н ВМФ. Всем своим содержанием она обеспечивала морально-политическую и психологическую подготовку воинов в ходе боевых действий с хитрым и коварным врагом.
Определяя задачи политической работы, командиры, политорганы исходили из анализа и своеобразия военно-политической обстановки на ТВД, глубокого уяснения целей операции, роли соединений и частей в их решении. Учитывалось политико-моральное состояние и обученность наших войск, тактика и приемы борьбы, используемые вооруженными отрядами афганской оппозиции.
Важным условием оперативности работы политорганов были хорошо подготовленные мероприятия: боевое и политическое информирование, планирование, постоянная забота об идейном и организационном укреплении партийных организаций, усилении их влияния в массах воинов. Проводимая всеми формами и средствами работа в целом обеспечивала глубокое понимание советскими воинами своей роли в выполнении интернациональных задач в Афганистане, стремление своими решительными действиями в бою выполнить приказ Родины.
Вместе с тем необходимо отметить и то, что с точки зрения идеологического противоборства и применяемых при этом сил и средств, приемов и способов Афганистан стал настоящим испытательным полигоном. Здесь была проверена валидность всей системы спецпропаганды, ее способность вести действенную работу, использовать убедительность тезисов и аргументов, возможности технических средств спецпропаганды. Преимущество в идеологической борьбе в Афганистане между противоборствующими сторонами было в пользу противника, который действовал более изобретательно, изощренно, системно, с использованием преимущественно индивидуальных форм и методов работы.
Как показала практика развертывания войск ТуркВО в конце 1979 г., значительно большего внимания требовала работа с политработниками запаса, особенно спецпропагандистами. Следовало принять дополнительные меры по улучшению их обучения и быстрейшему вводу в строй для выполнения функциональных обязанностей. Прежде всего, это относилось к знанию требований и основных положений руководящих документов по спецпропаганде, технических средств спецпропаганды (ТТХ и тактика применения), а также обшей военно-политической эрудиции части студентов — выпускников гражданских вузов.
Не совсем оперативно и в недостаточном масштабе был решен вопрос о планомерной и систематической подготовке офицерских кадров, которые направлялись в Афганистан. Для аппарата и формирований спецпропаганды этот вопрос был решен только частично в 1984 г. К тому же принцип «прямой замены», которым руководствовались кадровые органы Сухопутных войск, сыграл свою отрицательную роль при подборе офицеров спецпропаганды на должности старших инструкторов в отделение спецпропаганды политотдела армии. Из-за этого стопорилось выдвижение на эти должности офицеров из войск, которые имели опыт практической работы.
Морально-психологическая работа в начальный период, как показало исследование, носила ограниченный характер. Медленно наращивались ее темпы, недостаточно глубоко изучалась военно-политическая обстановка в стране, настроения различных категорий военнослужащих и населения Афганистана. Систему отрядов пропаганды и агитации целесообразно было разворачивать повсеместно в начальный период пребывания ОКСВ в Афганистане, чтобы они действовали во всех зонах ответственности советских войск, чтобы не было «белых пятен» и «вакуума» в идеологическом воздействии на противника.
Афганский опыт показал необходимость глубокой проработки и создания стройной концепции в отношении массированного применения сил и средств спецпропаганды с использованием опыта Великой Отечественной войны, а также разработки теории и практики проведения широкомасштабных спецпропагандистских операций в интересах достижения конечных целей как в оборонительных операциях начального периода войны, так и последующих контрнаступательных и других операций на конкретном ТВ Д.
Не было четкого разграничения функций влияния между политуправлениями войск южного направления и ТуркВО в безусловном выполнении всем командно-политическим составом требований директивы МО и начальника ГлавПУ № Д-0034 о необходимости добиться теснейшей увязки спецпропагандистских мероприятий с боевыми действиями, особенно в зонах ответственности.
Что касается пограничных войск, то они в Афганистане приобрели богатый боевой опыт в практике обеспечения безопасности государственной границы, апробировали такой вид деятельности, как оперативно-боевая деятельность, представлявшая собой совокупность согласованных, активных и непрерывных по месту и времени войсковых и оперативных действий, режимных и политических мероприятий, операций по поиску и ликвидации вооруженных отрядов и групп оппозиции, командных пунктов, других объектов, перехватов караванов с оружием и боеприпасами, проводимых по единому замыслу и плану для достижения поставленной цели и решения оперативных задач.
Основу оперативно-боевой деятельности пограничных войск составили такие формы боевых действий, как плановые и внеплановые (частные) операции, бои, систематические боевые (оперативно-боевые) действия, и удары, как форма действий авиации и артиллерийских подразделений пограничных войск.
В ходе оперативно-боевой деятельности на территории Афганистана подразделения ПВ применяли разнообразные способы боевых действий: контроль за территорией, аэромобильные (воздушно-десантные) действия, действия дежурных подразделений, блокирование, рейдовые действия, засадные действия, сопровождение и прикрытие транспортных колонн, разведывательно-поисковые действия, охрана пунктов постоянной дислокации и экономических объектов и др.
В ходе участия подразделений пограничных войск в боевых действиях на территории Афганистана достигнуто дальнейшее развитие искусства их боевого применения. Практическое использование этого опыта имеет особую значимость при организации служебно-боевой деятельности ПС ФСБ России, особенно в зонах вооруженных конфликтов.
За время войны в Афганистане сложилась стройная система морально-психологической закалки воинов-пограничников. Она имела ярко выраженное содержание, довольно четкую организацию, богатый арсенал форм, методов и средств и оказала огромное влияние на моральный дух войск, их психологическую стойкость, готовность к боевым действиям.
Исторический опыт морально-политической, психологической и боевой подготовки войск, накопленный за это время в боевой обстановке имеет огромное значение в современных условиях и может быть с успехом использован в обучении и воспитании личного составаон дает материал для извлечения из него определенных уроков и выводов:
• во-первых, опыт показывает, что к войне, к боевым действиям личный состав необходимо тщательно готовить, в том числе в морально-боевом и психологическом отношениях. Недооценка этого, ошибки и просчеты в подготовке войск неизбежно приводят к неудачам, поражениям, большим человеческим жертвам, особенно в начальный период;
• во-вторых, эффективность и надлежащая морально-психологическая подготовка личного состава во многом зависят от правильного определения той центральной идеи (стержня), вокруг которой должна строиться вся воспитательная работа. Такой идеей в современных условиях может быть лишь идея патриотизма, защиты Отечества, любви к своей Родине;
• в-третьих, исторический опыт учит, что морально-психологическое обеспечение боевых действий дает желаемый результат лишь в условиях ее высокой организации. А это обуславливает необходимость не только создания стройной системы морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил, но и разработки механизма ее реализации в войсках;
• в-четвертых, морально-психологическое обеспечение деятельности войск должно носить конкретный характер, быть ориентировано на конкретного противника, на реальные условия, на конкретные условия боя, с учетом особенностей современной войны, тех задач, которые в ней будут ставиться и тех средств, которые будут использоваться. Высокое морально-психологическое состояние частей и подразделений может быть достигнуто лишь на основе сочетания глубокой убежденности, воинского мастерства и морально-психологической подготовки воинов. В этой работе самым тесным образом должны взаимодействовать командиры, штабы, органы воспитательных структур;
• в-пятых, важным и не менее значимым элементом опыта является то, что морально-психологическое состояние противоборствующих сторон в огромной степени зависит от духовно-нравственного состояния всего общества, от отношения его к армии, от поддержки армии обществом. Это влияет на моральный дух воинов, психологическое состояние войск, является важным условием победы в войне.
Важным условием успешного решения задач морально-психологического обеспечения в современных условиях является хорошо поставленная работа по вооружению командиров и начальников всех степеней, офицеров воспитательных структур теорией и практикой формирования у российских воинов высоких моральных и психологических качеств, необходимых для выполнения задач по защите Отечества. Реализация всех этих и других мер позволит создать нравственные предпосылки и материальные условия для повышения престижа воинской службы, укрепить воинскую дисциплину, повысить боеготовность и боеспособность частей и подразделений, будет способствовать успешному решению задач воинскими коллективами в боевой обстановке.
Опыт морально-психологического обеспечения действий войск в Афганистане имеет огромное значение для организации этой работы в современных условиях. Он дает богатый материал для извлечения практических уроков применительно ко времени и обстоятельствам, в которых сегодня реформируются Российские Вооруженные Силы. Каковы же эти уроки?
Во-первых, афганская война убедительно подтвердила решающее значение морально-психологической закалки войск в достижении победы. Она показала, что к войне, к боевым действиям надо готовиться заранее, не забывая о необходимости поддержания постоянной боеспособности армии. Недооценка морально-психологического обеспечения войск, как и не соответствующие реалиям идеологические установки на скорую и легкую победу чреваты самыми серьезными последствиями: людскими и территориальными потерями, разрушением народнохозяйственного комплекса и др.
Во-вторых, опыт подсказывает, что необходима высокая организованность в работе командиров и всех воспитательных структур. Важно, чтобы сегодня руководство морально-психологическим обеспечением было централизовано, а не распылялось по различным войсковым структурам. Ключевую роль здесь призваны сыграть основательная теоретическая подготовка и практический опыт специалистов-профессионалов. А это предполагает наличие хорошо отлаженной системы учебных заведений для подготовки кадров в области воспитания и психологической закалки личного состава.
В-третьих, нельзя не признать того факта, что эффективность морально-психологического обеспечения в боевой обстановке в немалой степени зависит от правильного определения его содержания, выбора главной идеи, вокруг которой должна строиться вся воспитательная работа. Основным мотивом, побуждающим военнослужащих честно и добросовестно выполнять свой воинский долг, может быть только глубокое осознание ими праведности дела, которому они служат.
В-четвертых, формирование у личного состава высоких морально-нравственных качеств только тогда даст положительный результат, когда оно сочетается с высокой психологической закалкой и боевой выучкой воинов. Мало быть идейно убежденным, понимать цели и задачи войны, надо еще в совершенстве владеть оружием и боевой техникой, быть психологически устойчивым, не теряться в самой сложной и опасной для жизни обстановке.
При изучении опыта морально-психологического обеспечения, накопленного в Афганистане и его использовании в практической работе в войсках необходимо четко видеть серьезные недостатки и упущения, приводимые к большим людским потерям. Важно иметь ввиду и то, что нельзя абсолютизировать этот опыт и руководствоваться только им, в противном случае мы будем готовить войска к прошлым войнам. Войны сегодняшнего же дня принципиально другие, по своей сути и содержанию, по направлениям, формам и методам морально-психологического обеспечения.
Важным направлением деятельности командиров, штабов, воспитательных структур в Афганистане была политическая работа среди местного населения, афганских военнослужащих и спецпропаганда на оппозиционные вооруженные формирования. Она проводилась штатными органами спецпропаганды с привлечением нештатного актива из числа наиболее подготовленных воинов, хорошо владеющих языками народов Афганистана.
При ведении морально-психологического обеспечения боевых действий в Афганистане проявились следующие тенденции:
— морально-психологическая подготовка армейских военнослужащих и пограничников осуществлялась непрерывно, как при подготовке к боевым действиям, так и в их ходе и по окончании;
— интенсивность морально-психологического воздействия на военнослужащих возрастала при ведении боевых действий в сложных условиях (при бое ночью, в горах, в составе мелких групп, при значительных физических нагрузках и т. п.);
— эффективность морально-психологического обеспечения значительно повышалась, если в этой работе принимал участие командир, организатор и непосредственный участник боевых действий;
— морально-психологическое состояние личного состава напрямую зависело от уровня материально-технического обеспечения (организации питания, отдыха, досуга, бытовых условий и т. д.), а также от достойной оценки вклада каждого в достижение победы над врагом.
Теоретические выводы и практические рекомендации, вытекающие из опыта морально-психологического обеспечения боевых действий в Афганистане, состоят в следующем:
— в условиях современной войны значение морально-психологического обеспечения боевых действий возрастает. Это связано с тем, что появилась возможность парализовать войска противника, действуя в информационном пространстве, не прибегая к прямому столкновению. И от того, насколько готовыми окажутся войска противоборствующих сторон к действиям в условиях применения современных психотехнологий в значительной степени будет зависеть ход и исход сражений и судьбы государств;
— всестороннее исследование данной проблемы позволяет более объективно понять психологические особенности поведения человека в условиях войны и по новому оценить опыт боевых действий в Афганистане для современной практики;
— исследование проблемы морально-психологического обеспечения боевых действий в Афганистане с новых сторон высветила известный с древних времен принцип «учить войска тому, что необходимо на войне», остро поставила в повестку дня задачу адаптации военнослужащих, научно обоснованного комплектования экипажей, расчетов, отделений, а также задачу обучения всех военнослужащих, особенно офицеров, умению контролировать свое поведение, управлять собой, проявлять самообладание, снимать у подчиненных психологическую напряженность;
— следует также иметь ввиду, что не все объекты, виды и задачи морально-психологического обеспечения боевых действий в Афганистане в настоящее время достаточно глубоко исследованы. Отсюда следует, что в будущем необходимо сосредоточить внимание не только на разработке принципиальных теоретических основ морально-психологического обеспечения, но и на научно-методических основах его организации. Это, безусловно, положительно скажется на качестве подготовки личного состава к успешному выполнению боевых, служебных и учебно-боевых задач в современных условиях.
Из проведенного исследования целесообразно сформулировать следующие научные выводы, уроки и практические рекомендации:
— необходимо, чтобы морально-психологическое обеспечение получило полнокровную выраженность по задачам, целям, содержанию, формам и методам, заняла свое место в практике боевой подготовки и воспитательной работе. Для достижения этого нужна развернутая по единой программе широкая исследовательская работа научных подразделений, в том числе специально для этого созданных и достаточно оснащенных;
— как компонент всесторонней подготовки подразделений, частей и соединений морально-психологическое обеспечение может выполнить свою роль, если будет направляться и осуществляться как целостная система, включающая: концепцию-понимание значения, сущности, целей, путей осуществлениятеорию-понимание процесса формирования морально-психологической устойчивости, соответствующей уровню развития военного делаорганизационно-методическое руководство, программы и планы, учебные формы, методику, учебную базу, учебное время, структурно-логическую связь со всеми предметами боевой подготовки и воспитательной работыорганизацию подготовки кадров специалистовпропаганду и внедрение достижений психологии в войсковую практику;
— как показало исследование, большинство офицеров не обладало той необходимой глубиной знаний, без которых трудно осуществлять морально-психологическое обеспечение в рамках существующих программ боевой подготовки и воспитательной работы. В этой связи представляется необходимым значительно увеличить в академиях и военных институтах курса военной психологии, выделить разделы по анализу боевой деятельности, воспитательной работы, психологической подготовке войск, проблемам боеготовности воинского коллектива- 1 I.
— на основе исследований в войсках разработать соответствующие курсы и преподавать их для слушателей академий. В целях повышения уровня морально-психологического обеспечения боевых действий расширить подготовку военных психологов полкового (отрядного) звена. Центром морально-психологического обеспечения должен стать полк (пограничный отряд), где есть возможность организовать морально-психологическое обеспечение как действующую систему.
Практика морально-психологического обеспечения боевых действий в Афганистане показала, что ведущая роль в его осуществлении принадлежит средствам массовой информации. В современных условиях встает вопрос о создании независимой системы, которая будут обеспечивать войска непрерывной информацией, руководствуясь, прежде всего, интересами государства и обороноспособности страны, т. е. создать самостоятельный военно-информационный комплекс, как совокупность сил и средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления и распространения информации, использования ее в интересах морально-психологического обеспечения боевых действий.
Как свидетельствует зарубежный опыт, подобные информационно-пропагандистские комплексы, действующие в интересах вооруженных сил, является естественные атрибутом политических систем демократических государств Запада. Так, например. Министерство обороны США располагает 250 собственные радиостанциями и 40 телевизионными центрами, оно выпускает (непосредственно само или через привлекаемые издательства) свыше тысячи печатных изданий, том числе 225 ежедневных и еженедельных газет и 371 журнал и бюллетень.
Определенный опыт создания и работы военных информационно-пропагандистских комплексов накоплен и в наших Вооруженных Силах при ведении идеологической работы в отдельных группировках войск, при ведении боевых действий или отдельных локальных конфликтах. Опыт морально-психологического обеспечения в Афганистане показывает, что необходимость активного использования средств массовой информации для обеспечения боевых действий вызывалась воздействием трех основных факторов:
1) спецификой действий и задач, выполнявшихся советскими войсками;
2) особенностями жизни и быта афганского населения, военно-политической обстановкой в стране;
3) массированным идеологическим воздействием подрывных служб противника на личный состав советских войск.
Главной особенностью боевых действий в Афганистане на протяжении всего времени пребывания советских войск было отсутствие постоянной линии фронта с противником. Поэтому в качестве первого фактора, указывавшего на необходимость использования военных средств массовой информации в частях и подразделениях 40-й армии, следует назвать значительное рассредоточение её частей и подразделений. Ежедневно в одной дивизии выполняло задачи в отрыве от основных сил до 40 подразделений. По дорогам страны каждый день передвигалось 30−35 воинских колонн. Кроме непосредственного ведения боевых действий советские войска выполняли задачи по охране населённых пунктов и коммуникаций, различных народнохозяйственных объектов. Для решения этих задач весь 117-тысячный воинский контингент был рассредоточен более чем в 200 больших и малых гарнизонах, на 534 сторожевых заставах и 424 постах, 65 насосных станциях. Опыт Афганистана показывает, что вести в подобных условиях морально-психологическое обеспечение боевых действий с использованием только обычных средств было невозможно.
Вторым фактором, говорившим в пользу применения средств массовой информации в деятельности руководства советских войск в Афганистане было то, что наши солдаты и офицеры выполняли задачи на территории чужой страны вдали от дома в течение достаточно продолжительного времени. Поэтому в данных условиях важное место в морально-психологическом обеспечении боевых действий занимало такое направление, как поддержание у войнов постоянного чувства связи с Родиной. Опыт Афганистана показал, что ведущую роль при этом играли средства массовой информации.
Третий фактор, вызывавший необходимость активного использования средств массовой информации в Афганистане — массированное идеологическое воздействие подрывных служб противника на личный состав советских войск, основным инструментом которого являлись средства массовой информации.
Подрывное радиовещание на русском языке вели в то время в регионе 17 государств общим объемом 77 часов 45 мин. в сутки. Если прибавить сюда радиовещание на других языках СССР, а также на персидском и дари, родственных с таджикским, то суточный объём подрывного радиовещания на войска 40-й армии составлял 131 час 25 мин.
Кроме радио, идеологический противник активно использовал печать: различные брошюры к листовки антисоветского содержания.
Таким образом, важным уроком морально-психологического обеспечения боевых действий в Афганистане является необходимость активного использования средств массовой информации в боевых условиях. Как показывает опыт, эта необходимость может быть вызвана как потребностями собственных войск в информационном обеспечении, так и необходимостью оказания идеологического воздействия на население страны, военнослужащих союзных армий, а также на личный состав формирований противника.
Очевидно, что для решения столь многочисленных и сложных задач командованию Туркестанского военного округа, 40-й армии и пограничных войск необходимо было привлечь все имевшиеся силы и средства, выработать общую концепцию их использования, — т. е. сформировать единый информационно-пропагандистский комплекс. Очевидно, что понятие «комплекс» подразумевает всю совокупность имеющихся в войсках средств массовой информации, а также соответствующие структуры, которые проводят воспитательную работу с использованием этих средств.
Морально-психологическое обеспечение в частях и подразделениях 40й, А и в пограничных войсках отличалась своей целеустремленностью и активностью, что обусловливалось объективными причинами: возрастанием роли морального фактораусилением степени ожесточенности боевых действий с хитрым и коварным врагом, требовавших напряжения духовных и физических сил воиноврезким обострением идеологической борьбы. Состояние и эффективность этой работы в решающей мере предопределялось ее содержанием и организацией, уровнем подготовки, умелым подбором и расстановкой командных и политических кадров.
В период боевых действий в Афганистане по мере изменения военно-политической обстановки в стране объективно возникала необходимость корректировки и обновления форм и методов морально-психологического обеспечения по всем направлениям, приведения ее в соответствие с вновь возникающими задачами. Следует признать, что командиры и политорганы не всегда своевременно и правильно учитывали это. Порой запоздалая перестройка приводила к принятию недостаточно целесообразных решений, отрыву от жизни, ослаблению их влияния на выполнение поставленных задач.
Тем не менее, полученный опыт морально-психологического обеспечения боевых действий ОКСВ и пограничных войск не потерял своей актуальности и сегодня. Его творческое использование в частях и подразделения является одним из важнейших условий успешного решения задач повышения боевой готовности войск в современных условиях.
Список литературы
- Нормативные документы
- Анализ причин обострения обстановки в ДР А/А.Громыко, Ю. Андронов, Д. Устинов, Б.Пономарев. М., 1979. — 01 апр. — № 279/чс.
- Директива № 312/12/133 Коллегии Министерства обороны «О формировании новой общевойсковой Армии в ТуркВО». 10.12.79 г.
- Донесения из Кабула. Представитель КГБ СССР. Секретно. Сборник. 1979 г.
- Записка КГБ СССР и Минобороны от 04.12.79 г. Секретно. Предложения о необходимости сформирования отряда ГРУ ГШ № 312/2/0073 от 04.12.79 г.
- Записка Министра Обороны СССР от 18.04.79 г. № 318/3/0430
- Запись беседы. А. Косыгин, А. Громыко, Д. Устинов, Б. Пономарев, Н.Тараки. 20.03.79 г. № П-499.
- Информация ЦК НДПА. Кабул. «О возникновении в руководстве ДРА разногласий» 14.09.79 г.
- Проект распоряжения Совета Министров СССР «Об оказании дополнительной военной помощи ДРА».
- Распоряжение Совет Министров СССР № 41-рс от 07.01.79 г. Москва. Кремль.
- Резолюция ЦК КПСС/А.Громыко, Ю. Андронов, Д. Устинов, Б.Пономарев. М., 1979. — 29 нояб.
- Решение ЦК КПСС «О направлении спецотряда в Афганистан». Протокол № 176 06.12.79 г.
- Совместное советско-афганское заявление//Правда. 1988. — 8 апр.
- Совместное советско-афганское коммюнике/ЯТравда. -1986. 25 апр.
- Боевой устав Сухопутных войск. Часть 1. Дивизия, бригада, полк. М: Воениздат, 1990.
- Боевой устав Сухопутных войск. Часть 2. М.: Воениздат, 1990.
- Боевой устав артиллерии Сухопутных войск. Часть 1. Дивизия, бригада, полк. М.: Воениздат, 1989.-512 с.
- Боевой устав Военно-Воздушных Сил. Часть 1. (Дивизия, полк). М.: Воениздат, 1989. 288 с.
- Инструкция о взаимодействии пограничных войск КГБ СССР с ВС СССР: Приложение к приказу МО СССР и Заместителя председателя КГБ СССР / Начальник ГШ ВС СССР. Зам. Председателя КГБ СССР. М., 1991−19 с.
- Материалы Архива Президента Российской Федерации: — Ф. 3 Документы Совета Министров СССР, оп. 3, дд. 14, 23, 45.
- Материалы Центрального музея Федеральной пограничной службы Российской Федерации:
- Документальный фонд: Инв.№СД14 017, д. З, 4, 5, 6. Инв. № Д-1842, д. 1, п. 20. Инв. ДНВ-1370, д. З, п. 20.
- Материалы Военно-научного управления Генерального штаба Министерства обороны Российской Федерации.
- Д. 50, т. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 35, 16, 17, 38, 19.
- Материалы Института военной истории Министерства обороны Российской Федерации.
- Вертелко И.П. Служил Советскому Союзу. М., 1998. — 165 с.
- Громов Б.В. Ограниченный контингент. — М.: Прогресс, 1994. 351 с.
- Ляховский А.А. Пламя Афганистана. М.: Вагриус, 1999.
- Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана. М.: ГПИ Искона, 1995.- 650 с.
- Ляховский А.А., Забродин В. М. Тайны Афганской войны. М.: Планета, 1991.- 153 с. 1. Периодическая печать а) журналы
- Згерский Г. А. Мармольская операция//Ветеран границы. 1997. — № 12. — С.79−80.
- Афганистан: братство. Мужество. Подвиг. Сборник. Алма-Ата, 1987.
- Ваккус М.Ф. О характере и содержании наступательной операции в локальной войне//Военная мысль. 1994. — № 8. — С. 19−23.33