Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Концепция управления формированием технологической политики России: Теорет.-методол. 
аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Дана оценка уровня технологического развития России на основе сравнительного анализа ПРС по ряду элементов технологической системы и технологической структуры экономики и выявлены основные проблемы развития российской экономики в этой области с обоснованием возможности их решения. В числе проблем: технологическая многоукладностьструктурные диспропорциибифуркационные процессытехнологическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экономическая теория технологического развития
    • 1. 1. Технология как экономическая категория
    • 1. 2. Закономерности технологического развития экономики
    • 1. 3. Современные проблемы и перспективы технологического развития экономики
    • 1. 4. Технологическое развитие — основа эффективной экономической политики
  • Глава 2. Сравнительный анализ уровня технологического развития России и промышленно развитых стран (ПРС)
    • 2. 1. Методологические подходы к анализу уровня технологического развития экономики
    • 2. 2. Оценка уровня технологического развития и технологической политики промышленно развитых стран
    • 2. 3. Уровень технологического развития экономики России. Основные проблемы и возможности экономики России
  • Глава 3. Теоретико-методологические аспекты формирования и реализации технологической политики России
    • 3. 1. Теоретические основы формирования и реализации технологической политики России
    • 3. 2. Концепция позитивной технологической реформации
    • 3. 3. Методологические аспекты формирования и реализации технологической политики в России
  • Глава 4. Концепция технологической политики России на современном этапе
    • 4. 1. Сущность и содержание технологической политики России на современном этапе
    • 4. 2. Инновационная политика России: основные подходы и формы осушествления
    • 4. 3. Образовательная политика России и формирование инновационной культуры специалистов

Концепция управления формированием технологической политики России: Теорет.-методол. аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Лидирующее положение любой страны в мировой экономике начиналось с постановки высоких целей развития, разработки эффективной государственной политики и механизма ее осуществления.

Решение обострившихся проблем в экономике России обусловлено постановкой задач не выживания, а развития, которое всегда связано с позитивными качественными изменениями. В динамике любой социально-экономической системы выделяются фазы стабильного, устойчивого развития, кризиса и подъема. Российская экономика находится в стадии всеобщего кризиса, масштаб и формы которого определяются совпадением трех переходных процессов, которые характеризуются состоянием неустойчивости и неравновесности. Это: переход от административно-командной системы управления к рыночно-ориентированнойпереход к новому цивилизационному этапупереход к экологоориентированному развитию экономики.

Прогресс социально-экономической системы России возможен только на основе технологического развития. Однако реальная ситуация в России осложняется тем, что экономические мотивы производства вписываются только в краткосрочный цикл конъюнктуры. Субъекты новых экономических отношений не испытывают потребностей в активном технологическом развитии. Это усугубляется также пассивной государственной технологической политикой.

Бездействие государственной технологической политики обусловлено паратичом всей системы управления экономикой в целом, который начался с момента провозглашения перестройки.

Скорее всего, это объясняется убежденностью в силе стихийной самоорганизации в технологическом развитии в рыночных условиях. В политике, отторгающей научно-техническую деятельность или в лучшем случае отрицающей приоритетность ее осугцествления, закономерной является пауза в рассмотрении теоретических и практических вопросов, назревших в экономической науке.

Формирование и реализация государственной технологической политики, предполагающей превращение России в страну мирового технологического лидерства, должно осуществляться на принципиально новой теоретической основе, учитывающей национальные интересы, свободной от ориентации на западную модель и предусматривающей позитивную технологическую реформацию. Причем под реформами следует понимать не всякие изменения системы, а только существенные преобразования, обеспечивающие рост эффективности национальной экономики и ее составных частей.

Это предполагает соответствующую идеологию реформирования, идеологию структурно-инновационной политики, идеологию образования и идеологию управления, значение которых всегда усиливается на переломных этапах развития.

Экономическая наука обязана разрешить проблемную ситуацию на основе анализа уровня технологического развития экономики, обоснования целей технологического развития и разработки теории, методологии государственной технологической политики в современных условиях.

Задачи науки в области диагностики проблем технологического развития экономики России обусловлены спецификой как объекта исследования, так и качественно новым содержанием современного этапа мировой технологической цивилизации.

В мировой науке отсутствуют целостные теории и концепции, позволяющие решить задачи, связанные не только с проблемами России, но и с глобальными проблемами индустриального и постиндустриального развития.

Целью данного исследования и является разработка теоретико-методологических положений по обоснованию российской модели технологической политики и механизма ее реализации, с учетом сказанного выше.

Критерием достижения поставленной цели является уровень технологического благополучия экономики России, позволяющий ей занять соответствующее место в мировом технологическом пространстве. Что касается достижения поставленной цели, то это только сугубо национальная и независимая активная, опережающая стратегия технологического развития, исключающая подражание.

Соответственно с выбранной логикой основные задачи исследования заключались:

1. В исследовании и определении закономерностей и особенностей технологического развития экономики с определением глобальных проблем и противоречий современного этапа развития, выявлением факторов технологической активности экономики и формированием основных требований технологического развития к процессу макрорегулирования.

2. В анализе и оценке уровня технологического развития экономики России, выявлении природы проблем и противоречий в этой области с разработкой концепции анализа уровней развития и оценкой возможности технологического развития экономики России в перспективе.

3. В исследовании теоретического задела по вопросам экономического, инновационного развития и управления, формирования соответствующей целостной теоретической базы государственной политики и механизма ее реализации в области развития технологий.

4. В разработке теоретико-методологических основ формирования и реализации технологической политики России соответственно объективным условиям ее развития.

5. В разработке концепции позитивного технологического реформирования и обосновании российской теоретической модели технологической политики i .

Объектом исследования является технологическое развитие экономики России.

Предметом исследования является механизм макрорегулирования технологического развития, включающего технологическую политику и управление.

Методологической основой исследования послужили фундаментальные и прикладные разработки отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам технологического развития, политики и управления. Исследование базировалось на изучении теоретического наследия российской экономической школы, сложившейся в XIX—XX вв., отличавшейся широким социо-культурным подходом к анализу экономических процессов, что отвечало требованиям современного этапа развития цивилизации. В частности, использованы разработки В. И. Вернадского, А. А. Богданова, С. Булгакова, Н. Федорова, Н. Д. Кондратьева, П.Сорокина.

Выводы и рекомендации, подготовленные по результатам исследования, в значительной степени базируются также на разработках современных советских и российских ученых: А. И. Анчишкина, С. Ю. Глазьева, Н. И. Комкова, Д. С. Львова, Б. З. Мильнера, Ю. М. Осипова, Ю. В. Яременко, Ю. В. Яковца и др.

Информационной базой исследования явились материалы статистических сборников, научные отчеты НИИ РАН, нормативные и законодательные материалы, рекомендации научных конференций по проблемам технологического развития.

В исследовании использованы традиционные теоретические представления о технологическом развитиипрактический опыт технологического реформированияновая система взглядов и исходных постулатов исследования, предложенная автором.

Исследование построено на комплексном детерминированном подходе к рассмотрению технологического развития и форм его проявления через выявление закономерностей и особенностей технологической системы и технологической структуры экономики.

Методологический подход исследования базируется на логической схеме, основными элементами которой являются описание, предполагающее установление зависимостей в рассматриваемых технологических процессахих обобщение, раскрывающее сущность данных процессов на основе дедуктивного и индуктивного методов и, наконец, предвидение, предполагающее разработку конкретных рекомендаций по осуществлению процессов технологического развития в перспективе.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции технологической политики, обеспечивающей эффективное функционирование экономики в соответствии с национальными интересами на основе единства формирования структурной. инновационной, образовательной и управленческой политик.

Основные научные результаты, принадлежащие лично автору, заключаются в следующем:

• определена и раскрыта сущность категории технологического развития экономики, включающей в себя развитие научных, технических, человековедческих и экономических технологийобоснованы подходы к формированию понятийного аппарата с разработкой глоссария в этой областивыявлены закономерности и особенности технологических процессов на новом информационно-инновационном этапе цивилизации с раскрытием природы цикличности, смены технологических укладов, бифуркационных процессовопределены пределы действия закономерностей развития науки и образования, лежащие в основе теории технологического развития экономикисформулированы и систематизированы проблемы технологического развития экономики на основе исследования мировых тенденций и противоречий развития;

• среди мировых тенденций выделены следующие: усиление невещественных элементов развития: науки и образованияинтеллектуализация обществарост наукоемкое&tradeжизнипереход к общественному регулированию развитияусиление конкуренции стран по качеству интеллектапереход на высококвалифицированный трудопотреб-ляющий характер НТПквалитатизация экономики;

• определены противоречия между: техносферой и естественной средойкраткосрочной заинтересованностью и долгосрочной целесообразностьютехноглобализ-мом и технонационализмомфондом научных знаний и их освоением в народном хозяйстве и др.;

• определены и типологизированы факторы технологической активности экономики по признакам технологического развития и технологического потенциала. В числе факторов: внутренняя прочность системымонополизация и демонополизациявлияние биологических ритмовуровень адаптацииобщественный климаториентация средств на новые ТУ;

• обоснованы основные требования, которые необходимо учитывать при формировании технологической политики на современном этапе. В их числе: учет цикличности и неопределенности инновационного процессазакономерности трансфера технологийразвитие интеллектуального сектора, особенностей нового этапа технико-экономического развития;

• обоснованы методологические подходы к анализу технологического развития экономики, базирующиеся на реализации принципов, позволяющих оценить его уровень в новых цивидизационных условиях. В их числе-, системно-комплексного детерминированного подходакаузальногокритериальногоисторического подхода и др. На основе рассмотрения показателей, использованных для оценки технологического развития, обоснованы категории качество технологического развитиятехнологическое благополучие экономики;

• дана оценка уровня технологического развития России на основе сравнительного анализа ПРС по ряду элементов технологической системы и технологической структуры экономики и выявлены основные проблемы развития российской экономики в этой области с обоснованием возможности их решения. В числе проблем: технологическая многоукладностьструктурные диспропорциибифуркационные процессытехнологическая стагнация- «технологический авангардизм». Обоснованы возможности технологического развития экономики на основе разрешения следующих противоречий: между отраслями гражданской сферы и ВПКэкономическим развитием и экологизациейхарактером научного труда и незрелыми рыночными отношениямимежду технологическим потенциалом и техническим уровнем производства;

• обобщены теоретические разработки отечественных и зарубежных ученых различных научных школ по вопросам развития цивилизации, инновационных процессов, духовной сферы, сферы управления и осуществлена их систематизация, позволяющая рассматривать их в качестве теоретической базы формирования технологической политики в России. Обоснована необходимость преемственности формационной и цивили-зационной теории и становления новой управленческой парадигмы, включающей парадигму управления переходом к рыночноориентированной экономикек новому циви-лизационному циклук экологоориентированному развитию:

• определены и обоснованы принципы формирования технологической политики в России, базирующиеся на учете закономерностей глобального технологического развития и учете национальных особенностей. Среди важнейших: принцип развития, приоритетности национальных интересовситуационного подходаальтернативности неупушенных возможностей: принципа упрежденияизбыточного творчествасистемно-комплексного детерминистического подхода, учета национальных интересов, демократического централизма, принцип формирования объединительной идеи;

• разработана концепция позитивной технологической реформации, основывающаяся на принципах: морфофункционального соответствия, компаративного преимущества, развития и сложности, государственного активизма, своевременности и готовности реформ. Определены сущность и содержание технологической политики России на современном этапе на основе селективного подхода, реализации таких государственных функций, как формирование благоприятного технологического климата, исследования и мониторинга технологических проблемкоординации и восполнения пробелов;

• обоснована российская теоретическая модель технологической политики, включающая следующие структурные элементы: модель структурной политикиинновационной политикиобразовательной и управленческой политики. Дана принципиальная характеристика структурной политики на основе критериев приоритетов: приоритеты возможности изменения ресурсной базыприоритеты квалификации труда и информационной инфраструктуры, а также воспроизводственных, технологических и внешнеэкономических;

• определены направления инновационной политики в России, с активизацией факторов, позитивно влияющих на инновационные процессы, на основе реализации следующих принципов: многовалентностиинновационного кругапринципа ретроло-гиипринципа приоритетности. Среди факторов, определяющих активность инновацио иных процессов, выделены: факторы интенсивности технологического трансферасоотношения между инновациями. Определены источники финансирования инновационных процессов (лизинг, банковские инвестиции, частные и иностранные) — с ориентацией на внутренние ресурсы России:

• обоснованы направления образовательной политики в России на основе исследования закономерностей и перспектив развития высшего образования с учетом формирования условий для перехода к образовательному обществу. Введено понятие и раскрыто содержание инновационной культуры специалистов и определены основные организационные подходы к ее формированию (фундаментализация учебного процесса);

Практическая значимость диссертации заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, сформулированные автором по формированию российской модели технологической политики, могут рассматриваться в качестве варианта нового подхода к решению проблем технологического переустройства экономики. Рекомендации автора отражены в научных отчетах НИР по теме «Проблемы технологического развития России. Формирование стратегии технологического развития экономики России», выполняемой в рамках Программы фундаментальных исследований.

Апробация результатов исследования.

Результаты выполненного исследования были отражены в научных докладах на научно-практических конференциях Института экономики РАН (1996 г.), научной конференции Международной академии организационных наук совместно с ЦЭМИ РАН (1996 г.), ГАУ.

Научные положения диссертации и рекомендации были использованы в учебном процессе в разработке программ дисциплин «Инновационный менеджмент» и «Экономика и управление НТП» и учебного пособия «Сущность и методология инновационного менеджмента».

Результаты научных исследований нашли отражение в монографии «Технологическое развитие — основа эффективной экономической политики (теоретико-методологический аспект)» (1998 г.) — в статьях: «Противоречия и условия технологического развития экономики России"//Проблемы прогнозирования.- М., 1998. N3- «Формирование технологической политики. Концептуальные соображения"//Российский экономический журнал. — М. Д997, — N11−12- «К разработке концепции позитивного технологического реформирования России».- АО АЭП, 1997; «Глобальные проблемы и противоречия технологического развития экономики и их учет в управлении».- М., ГАУ, 1997;"Технологическое развитие России. Теория и практика"//Экономика и коммерция.-М., 1996. N4- Основы позитивной реформации национальной технологической базы России в условиях переходных процессов/ЛГезисы докладов Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления-96», вьш.З.- М, ГАУЛ996- «Задачи науки в области исследования экономических проблем технологического развития России». — М&bdquoЦЭМИ РАН, 1996.

Выводы К ГЛАВЕ 4.

Рассмотренные в работе задачи технологической политики России обусловлены основными постулатами, которые в свою очередь определяются закономерностями и специфическими особенностями технологических преобразований экономики России на современном этапе развития.

1. Развитие любой страны может характеризоваться следующими типами: самоподдерживающим (саморегулируемым) и сознательно регулируемым (эволюционным). При саморегулируемом типе развития обеспечивается поступательное движение экономики на основе развития производительных сил и приспособления к ним производственных отношений.

Конкуренция по уровню инновационной культуры.

Знание научной теорииинформационно-технологическая компетенция.

Фундаментализация знанийметодологические составляющие, обеспечивающие формирование мировоззрения на основе системно-ориентированного понимания связей между человеком, обществом и природой с приоритетом экологических аспектов.

Опережающий интеллектуальный уровень специалистов (работников) по отношению к уровню технических средств (коэффициент и нтеллектуал ь ности).

Ретрологический подходновое видение устаревших норм.

Расширение сенсорных возможностей (способности в области интуиции). Педагогика ноогенеза.

Адаптация специалистов к наукоемкому, дифференцированному, гибкому произ-водству.

Оценка уровня инновационной культуры через оценку материальной основы (уровень технологий).

Инновационная культурасовокупность достижений в области инновационных процессов в результате культивированных человеческих функций.

Деятельная концепция (результат и действие), включая технологическую основу и человекотворчес-кую среду.

Сочетание различных типов мышления: утопического, дистопического (крайний пессимизм), мышления по анаюгииэволюционного мышления.

Схема 24 Инновационная культура образования (в основе культуры современного типасубъективное начало отдельного человека.

Отказ от манипулятивной педагогики, переход к креативной педагогике.

Отказ от традиционного линейно-логического, причинно-следственного мышления (наличие относительно постоянных целей) и переход к инновационному мышлению (плавающая конечная цель). Учет и использование традиционной национальной российской культуры (ядро образовательного философского мышления как основа культуры (интуитивность, ориентация не на передачу, а на творческое генерирование). Непрерывная инновационная подготовка в ВУЗе на основе блока дисциплин: науковедения, инноватики, технологического развития экономики, технологической национальной безопасности.

Национальная самоидентификация (отказ от триггерэффекта).

Реализация следующих функций образования: опережаю-щей, превентивной, подготовки к жизни в условиях кризиса.

Переход к системе этического.

Сознательно регулируемый эволюционный тип развития предполагает целенаправленное изменение производственных отношений через реформирование в рамках определенного технологического способа производства. Однако при смене способа производства сознательно регулируемый эволюционный тип развития приобретает эволюционный характер.

2. В рыночной экономике одной из главных задач государства является предоставление равного объема интеллектуальных продуктов и услуг коллективного пользования. Федеральные ассигнования на развитие науки и техники необходимо рассматривать как «инвестиции в будущее».

3. Решающее значение имеет фактор времени и скорость технологических изменений, создание механизма оценки выбираемых для трансфера технологий, подготовка интеллектуально-кадрового потенциала.

4. Лидерство и долю рынка можно сохранить только путем непрерывных изменений, которые дают устойчивое преимущество в конкуренции.

5. Коммерчески конкурентные технологии являются условием создания высоких стандартов жизни и входят в сферу национальных интересов. Возможность лидерства подкрепляется позициями страны на рынке продукции конечного потребления. Страны, ориентированные на развитие сырьевого экспорта в системе международного разделения труда, не могут в современных условиях цивилизационного развития стать лидерами мировой экономики.

6. Формирование нового ТУ с учетом объективных закономерностей опирается на производственный потенциал старого ТУ, поэтому в России не может существовать принцип автоматического перехода на новый ТУ. Только коренное изменение производственного потенциала действующего ТУ может дать основу для нового ТУ.

7. Критерий «экономического обеспечения» обороноспособности страны должен составлять основу оборонной доктрины России. Это означает сохранение производственного и технологического потенциала для поддержания достаточного уровня обороноспособности с учетом новых геополитических реальностей, принципа разумной достаточности.

8. Важнейшим среди приоритетов технологического развития является приоритет общественного здоровья, что обусловливает планирование отношений в системе: производственная система, технологическая система, образ жизни. Выделение в качестве системообразующего фактора общественного здоровья и образа жизни населения направлено на изменение системы ценностей общества.

9. Российские социокультурные ценности связаны с духовным началом, с приоритетом духовного над материальным. Эти традиционные ценности соответствуют тенденциям постиндустриального развития.

10. Главный упор в технологическом развитии должен быть сделан на такой ключевой критерий для оценки технологии, каким является неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

11. Для прохождения кризисного этапа требуются не только социально-экономические, но и этносоциальные сдвигинеобходимо высвободить резервы повышения ее энергетичности (пассионарности). Необходима перестройка менталитета и стереотипов поведения людей.

12. Необходимо иметь ввиду, что прогресс — процесс жесткий и нелегкий, связанный со сменой систем, отмиранием и сопротивлением устаревшего, и болезненным рождением первоначально слабого нового. На смену подъему и стабильному развитию придут фазы кризиса и революционного переворота.

13. Российское общество на переходном этапе своего развития имеет возможность выбора одного из потенциальных вариантов своего развития как страны-лидера.

14. Фактический ход исторических событий — это всегда лишь одна из атьтернатив развития, реализованная на практике. Все остальные возможные альтернативы развития общества могут оказаться упущенными шансами.

15. Развитие любого прогрессивного общества определяется его внутренними возможностями, то есть его «собственными силами» на основе гармонии в развитии социально-экономического, общественно-политического и духовного секторов.

Технологическая переориентация структуры экономики требует крупных инвестиций, решения стратегических задач развития общества, что обуславливает необходимость новой структурной политики России.

16. Структурная политика России должна обеспечить выделение приоритетных направлений развития (узловых точек переворота) — производство нового ТУ (микроэлектроника, биотехнология, лазерная техника) имеет низкую ресурсоемкость, небольшие масштабы, высокие требования к чистоте окружающей среды, высокую наукоемкость, потребность в кадрах высокой квалификации.

Необходимо создание центров и полюсов роста в экономике как центра генерации нововведенийсосредоточение массы инноваций-технологий (технопарки, технополисы, свободные экономические зоны).

Формирование приоритетов в структурной политике должно осуществляться на основе технологического, воспроизводственного, внешнеэкономического критериев. Структурная сбалансированность не может быть обеспечена на основе рыночной самоорганизациинеобходим поиск путей инициации развития в прогрессивных структурных направлениях. Необходимо также определить в России не только направления, но и темпы структурной перестройки.

Структурная стратегия России в целях выхода на мировой уровень цивилизации предполагает, во-первых, концентрацию ресурсов на разработке и внедрении технологий пятого ТУ и в области научного прорыва, опережающее развитие Ф.И. и преобразование научно-технологического потенциала и приоритетность интеллектуального сектораэкономическую конверсию ВПК, развитие международной кооперации производства и др.

Структурная перестройка экономики обусловлена степенью активности инновационных процессов. Формирование инновационной политики в условиях ограниченных ресурсов должно предусматривать ориентацию на наиболее значимые инновационные процессы, на новые подходы к оценке общественной ценности инноваций.

17.Разработка инновационной политики предполагает обоснование факторов, способствующих инновационной активности общества. Факторы необходимо рассматривать с точки зрения их влияния на инновационный климат.

Основными элементами государственной поддержки инновационной деятельности в стране являются приоритетное финансирование и материально-техническое обеспечение, а также смешанные источники финансирования. Финансирование инновационной деятельности требует организации кредитных механизмов с реализацией двухуровневой системы кредитования, включая льготное кредитование в реальное производство и уровень кредитования отраслей, не вошедших в число приоритетных, под рыночную ставку процента.

Необходимо усиление роли банков в инвестициях, развитие лизинговых отношений, совершенствование амортизационной политики в сторону ее либерализации, ускоренной амортизации. Что касается привлечения иностранных инвестиций в Россию, то должны быть созданы соответствующие экономические условия для иностранных инвесторов, так как иностранные кредиты являются в нынешних условиях реальным источником долгосрочных и крупномасштабных инвестиций.

Однако нельзя рассматривать иностранный капитал в качестве важнейшего потенциального источника финансирования в России технологического развития. При расширении иностранного инвестирования необходимо обеспечить своевременную нейтрализацию отрицательных побочных эффектов, с учетом национальных технологических интересов.

18. Особое внимание в 4-й главе диссертации уделено содержанию образовательной политики в России и формированию инновационной культуры специалистов. Высшее образование рассматривается в качестве основного механизма воспроизводства общественного интеллекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование в области технологического развития и формирования технологической политики России на современном этапе ее цивилизационного развития позволяет сформулировать ряд основополагающих идей, концепций, принципов технологических преобразований в России:

Технологическое развитие экономики определяется как социально-преобразующая деятельность, включающая инновационную, производственную, социальную и экологическую деятельности посредством системы технологий: научных, технических, человековедческих, экономических. Процесс глобализации технологического развития требует создания международного мониторинга развития технологий и актуализирует решение задачи обеспечения национальной технологической политики.

При формировании и реализации технологической политики на современном этапе необходимо обеспечивать учет: цикличности, неопределенности и продолжительности технологических процессов, комплексного характера, закономерностей трансфера технологий, развития интеллектуального сектора и особенностей современного этапа технико-экономического развития. Результаты воздействия технологий на экономику необходимо определить на основе системы критериев прогресса, включая в нее критерии научного прогресса, технического прогресса, прогресса экосферы, прогресса человека. Основу данных критериев должна составлять категория «качество».

Основополагающим понятием в раскрытии закономерностей осуществления переходных процессов в России является бифуркация. В настоящее время российская экономика находится под воздействием бифуркационных процессов, попав в точку бифуркациией свойственна множественность возможных траекторий дальнейшего развития.

Основные проблемы технологического развития экономики России на современном этапе обусловлены такими противоречиями, как противоречия между долгосрочными и текущими интересами развития экономикимежду национальными интересами и интересами ПРСмежду накопленным научно-техническим потенциалом и техническим уровнем производства в народном хозяйствемежду топливно-энергетическими и наукоемкими отраслямимежду отраслями гражданской сферы и ВПКмежду экономическим развитием и экономизациеймежду группами отраслей, ориентированными на внешний и внутренний рынокмежду характером научного труда и незрелыми рыночными отношениями.

Теоретическую основу формирования технологической политики составляют: теория цивилизации, теория эволюционной экономики, теория переходных процессов, теория циклов, инновационные теориисовременная экономическая наука, построенная на принципах отрицания альтернативных научных теорий, не в состоянии дать ответ на возникшие проблемы общества. Новый этап в развитии экономической науки требует нового подхода, так называемой концепции синтагмы.

Формирование и реализация технологической политики в России должны осуществляться на основе таких принципов, как системно-комплексного, детерминированного подхода, принципа развития, приоритета национальных интересов, ситуационного подхода, альтернативности, неупущенных возможностей, демократического централизма, принципа упреждения, принципа избыточного творчества, принципа разнообразия, принципа самодостаточности.

Концепция позитивной технологической реформации основывается на следующих принципах: развитие реализуется через сложность, принцип целостности системы, принцип «компаративного преимущества», принцип государственного активизма, принцип ритмичности реформации, принцип экспериментирования, принцип своевременности и готовности реформ.

Модель технологической политики России должна синтезировать основные структурные элементы технологической системы, включая модель инновационной политикимодель структурной политикимодель образовательной политики и модель управления в области управления как инструмента разработки и реализации технологической политики.

Основой технологического развития экономики России должно стать решение задачи самореализации соответственно новой системе общественных ценностей, технологической цивилизации и присущей России системе исторических ценностей.

В области технологического развития нельзя согласиться с философией «свободного предпринимательства», так как существующая энтропия в российской экономике может быть ликвидирована только на основе адекватной существующим проблемам и целям развития модели государственной политики в этой области.

Обоснована в работе необходимость формирования российской модели технологической политики и механизма ее реализации. Разработка российской модели не вызвана стремлением создания новых разновидностей технологической политики как самоцелиона определяется объективной необходимостью. Однако отечественная модель должна формироваться с учетом и на основе познания уже сформировавшихся систем.

В основе технологической политики должно лежать взаимодействие. Системные установки и цель технологического развития страны соединяют в одной функциональное целое отдельные части технологической системы. Модель технологической политики России должна синтезировать основные структурные элементы технологической системы, включая модель инновационной политики, модель структурной политики, модель образовательной политики, модель политики в области управления как инструмент разработки и реализации технологической политики.

Формирование технологической политики в России должно быть ориентировано на главенствующую роль науки и образования, обеспечивающую интеллектуализацию экономики, и на сильную технологическую позицию, предполагающую технологическое лидерство, интенсивные инновации и рисковые проекты, поиск своей ниши на мировом рынке. Технологическое лидерство рассматривается в качестве критерия эффективности стратегической технологической политики страны, обеспечивающей эффективность собственной экономики. В России должна иметь место политика технологического авангардизма.

В условиях макроструктурной перестройки технологическая политика должна обеспечить выделение приоритетных направлений развития (узловых точек переворота), концентрацию ресурсов на этих направлениях, модернизацию бывших базовых отраслей народного хозяйства в соответствии с новыми технологическими принципами, изменение состава экспортно-импортных потоков как отражение сдвигов, происходящих в международном разделении труда и структурной переориентации национальной экономики.

Формирование приоритетов структурной политики включает: приоритеты, которые обеспечивают возможность изменения в ресурсной базеприоритеты, связанные с возможностями роста, слабо зависящими от ресурсной базы и определяющиеся квалификацией труда, информационной инфраструктурой. Основными критериями выбора приоритетов должны быть следующие: технологический, воспроизводственный, внешнеэкономический критерий.

Инновационную политику, ставящую перед собой технологические цели, необходимо разрабатывать исходя из единой теоретической концепции, включающей следующие принципы: принцип многоватентности, принцип «инновационного круга», принцип приоритетности, принцип автономности исследований, принцип гибкости организационных форм, принцип ретрологии, и др.

Инновационное развитие обусловлено инновационным потенциалом, определяемым взаимодействием научно-технического, образовательного, управленческого, социального потенциалов и характеризующим способность общества к научно-технологическим достижениям.

Инновационная политика России должна формироваться на базе прямых и косвенных методов воздействия на инновационные процессы как перспективного, так и текущего характера в силу неразвитости рыночных отношений.

При разработке образовательной политики в России необходимо учитывать следующие особенности образования на современном цивилизационном этапе, а именно: упреждающий характер, переход от узкой специатизации работников к широкому профилю обучениятенденция интеграции специальностей и др. принцип креативной педагогики. формирования инновационной культуры специалистов.

В основу концепции управления технологическим развитием должны быть положены следующие принципы: учет специфики технологического развитиявосприимчивости системыкомплексностисочетания централизации и децентрализациипринцип патернализма.

К стратегическим задачам в области управления технологическим развитием относится определение совокупности комплексных технологий (техноценоз), необходимой для данного этапа развитияпрогнозирование перехода от одного техноценоза к другому и к более прогрессивной техносфере общества и формирование научно-технологического потенциала.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», 1991 г. 2.3акон РФ «Об иностранных инвестициях в РСФСР», 1991 г. 3. Патентный закон РФ, сентябрь 1992 г. 4.3акон РФ «О науке и государственной научно-технической политике», июль 1996 г.
  2. Закон РФ «О конверсии военной промышленности в РФ», март, 1992 г.
  3. Концепция воссоздания общего научно-технологического пространства содружества независимых государств. Основные положения. М., 1995.
  4. Проект «Основные положения технологической стратегии в ходе структурной перестройки промышленности».- М., 1996.
  5. Указ Президента РФ «О государственной стратегии и технологической безопасности РФ», март, 1996.
  6. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1928 «О частных инвестициях в1. РФ».
  7. Ю.Указ Президента РФ от 20 января 1996 г. N70 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N1928 „О частных инвестициях в РФ“.
  8. Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N1929 „О развитии лизинга в инвестиционной деятельности“.
  9. Постановление правительства РФ от 22 июня 1994 г. N744 „О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе“.
  10. Постановление правительства от 24 декабря 1994 г. N1418 „О лицензировании отдельных видов деятельности“.
  11. Постановление правительства РФ от 26 декабря 1995 г. N1288 „Программа первоочередных мер по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности“.
  12. Постановление правительства РФ от 29 июня 1995 г. N133 „О развитии лизинга в инвестиционной деятельности“.
  13. П.Александров Н. И., Комков Н. И. Моделирование организации и управления решением научно-технических проблем. М., „Наука“, 1988.
  14. Ю.Д. Научно-техническая подготовка производства. М., „Экономика“, 1989.
  15. А.И. Наука-техника-экономика. М., „Экономика“, 1989.
  16. Р. Теория катастроф. М., „Наука“, 1990.
  17. В.Т. Общество, системность, познание и управление. М., „Политиздат“, 1981.
  18. А.И. Наукоемкая продукция. Критерии и методы оценки // Итоги науки и техники, — М., 1991.
  19. Г. Г., Калугина Е. Х., Комков Н. И., Роберт Э. А., Шебшаевич Л. Г. Организационно-экономические проблемы управления инновационной деятельностью в новых хозяйственных условиях. 4.1 и 4.2. Учебное пособие. М., 1991.
  20. Barker S.F. Induction and Hypothesis. N.Y., 1957.
  21. А. Построение и применение экономических моделей.
  22. В.К. Нормирование в научно-технических организациях. М., „Экономика“, 1989, — С.18−19.
  23. М. Теория измерения научно-технического прогресса. -М., „Статистика“, 1971.
  24. B.C. Экономика научно-технического прогресса. М., „Высшая школа“, 1972.
  25. А.А. Тектология: всеобщая организационная наука.- М., „Прогресс“,
  26. А.А. Тектология. Общая теория систем, — М., „Экономика“, 1989. 32-Божко Л.И., Волосевич О. М. К вопросу о семантике терминовфундаментальный» и «прикладной» // Наука и техника: вопросы истории и теории.-АН СССР, вып. 8, 1973.
  27. .М., Громов Л. М., Четыркин Е. М. Эффективность капиталистической экономики, — М., «Наука», 1990.
  28. Е.Ф., Волков Ф. М. Основы экономической теории. -М., «Высшая школа», 1993.
  29. В.Д. Инвестиционные проблемы реформирования экономики России.-М., «ПСБ Трейдинг ИН», 1994.
  30. Bronowski J. Science and Human Values. N1, 1956.
  31. C.H. Свет невечерний. M, 1994.
  32. С.В. Экономическое обоснование темпов научно-технического прогресса.- Л., Издательство ЛГУ, 1984.
  33. Ю.С., Кинелев В, Т., Колосов В. Г. Зачем предпринимателю инновации?- С.-П., 1996.
  34. Л.И. Экономический эффект и управление НИОКР.-М., «Наука», 1985.
  35. ВейллП. Искусство менеджмента.- М., «Новости», 1993.
  36. Н.В., Ирхин Ю. В., Смуковский Д. Е. Философия современного менеджмента.- М., 1995.
  37. Н. Я-математик. М., «Наука», 1967.- 345 с.
  38. С.М. Экономические параметры,-М., «Наука», 1968.
  39. Вопросы интенсификации использования научного потенциала. Под ред. Лахтина Г. А,-М., 1983.
  40. В.К. Развитой социализм, труд и НТР. Очерки теории труда, — М., «Политиздат», 1984.
  41. А.А., Денисенко B.C. Государственное регу-лирование научных исследований в США.- М, «Наука», 1981.
  42. Л. Наука как объект экономических исследо-ваний // Вопросы экономики, N5, 1974.
  43. HempeI С. The Theoreticians Dilemma.- Minnesota Studies in the Philosophy Science, 1958, vol. 2.
  44. Г. М. Технологическое освоение научных открытий и разработок.- М., 1977.
  45. С.Ю. Экономическая теория технического развития.- М., «Наука», 1990.
  46. С.Ю. Эволюция технико-экономических систем: возможности и границы централизованного регулирования.- М., «Наука», 1992.
  47. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития, — М., «ВлаДар», 1993.
  48. Государственное регулирование экономики в современных условиях. Сборник статей. ТЛ, 2.-М., 1997.
  49. Д. О’Дел л К. Американский менеджмент на пороге XXI века.- М., «Экономика», 1991.
  50. .М. Измерение эффективности научно-технического прогресса.- М., «Экономика», 1974. 183 с.
  51. В.И. США: научно-технический потенциал. Социально-экономические проблемы формирования и развития.- М., 1977.
  52. В.П. Народнохозяйственный научный комплекс.-М., «Мысль», 1985.
  53. Л.Н. Этносфера: история людей и история природы, — М., «Экопресс», 1993.
  54. Данилов-Данильян. Некоторые методологические проблемы экономики НТП.// Экономика и математические методы. М., «Наука», 1984.
  55. Н.К. Математическая статистика в экономике.- М., «Статистика»,
  56. П. Доктрина без окончательной победы.
  57. ДрукерП. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.-М., 1992.
  58. В.И. Проблемы организации науки, — М., «Наука», 1978.
  59. Н.Д. Кондратьева и динамика общества на рубеже третьего тысячелетия. Сб. статей под ред. Яковца Ю.В.- М., 1995.
  60. Инвестиционная политика России, — М., РАН, 1995.
  61. Инновационное обучение и наука. Научно-аналитический обзор.- М., 1992.
  62. В.П. Понятие творчества в современной экономической теории.// «Полис», 1992, N 11.
  63. Информация, технология, экономика, культура. М., 1995.
  64. Истоки и перспектива формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения, — М., 1996.
  65. B.C. Нововведения в хозяйственном механизме в условиях интенсификации производства.- М., «Высшая школа», 1988.
  66. Кадры специалистов в условиях НТР.-М., «Наука», 1985.
  67. Кара-Мурза С.Г. О подходах к классификации исследований на уровне НИИ,-АН СССР, вып.7, 1979.
  68. . Деловая стратегия, — М., «Экономика». 1991.
  69. Catona J. The Mass Consumption Society.- N.Y., 1964.
  70. B.B., Кузнецова Т. Е., Кузнецова Б. В. Анализ научного потенциала.-М., «Наука», 1991.
  71. Классификация научных направлений.- М., «Наука», 1976.
  72. Kline S.J., Kash D. Technology Policy: What Should It Do? //Technology and Society Magazine, volume II. N2.
  73. M.M. Современные социологи, — С.-П., 1995.
  74. КогутА.Е. Экономическая метрология. Л. «Наука», 1991.
  75. Р.А. Экономические методы государственного управления развитием науки и техники. Автореферат диссертации. М., 1990.
  76. Н.И. Новые формы связей науки с производством. М., «Наука», 1992.
  77. Н.И., Полянский А. В. Комплексные технологии и стратегическое управление развитием производства в рыночной экономике.- М., 1992.
  78. Н.И., Ткачева В. П. Организационно-экономический механизм оценки, выбора и поддержки новых технологий в развитых капиталистических странах. Препринт, — М., 1992.
  79. Н.И., Ткачева В. П. Проблемы нефтяной отрасли в период организации нетфяного рынка и некоторые подходы к проектированию новых организационно-экономических механизмов управления.- М., 1995.
  80. Н.И. Организационно-экономические проблемы управления инновационной деятельностью. Учебное пособие.-М., 1991.
  81. Коммерциализация интеллектуальной собственности. Проблемы и решения. Сб. статей. М., «Зело», 1996.
  82. Комплексная программа научно-технического прогресса СССР на 1991−2010 годы. М., 1988.
  83. Н.Д. Основные проблемы экономической динамики. М., «Наука"1991.
  84. Курс экономической теории. Учебное пособие. М., 1993.
  85. Я. Путь к свободной экономике. М., „Экономика“, 1990.
  86. А.С. Нововведения в промышленности США: разработка и внедрение. Научно-аналитический обзор. М., 1981.
  87. Н.Ю., Львов Д. С. Инновационный менеджмент. -М., „Ступень“, 1996.
  88. П.А. Проблемы экономической эффективности использования научно-технического потенциала.- М., Вильнюс, 1978.
  89. Кун Т. Структура научных революций.- М., „Прогресс“, 1977.
  90. ЮО.Лаверов Н. П. Стратегия управления научно-техническим прогресом в условиях перехода к рынку, — М., „Дело“, 1991.
  91. Г. В., Марпианова Л. В., Михеев Ю. А. Общегосударственная система управления. Уч. пособие. М., 1983.
  92. М.Г. Этика науки, Л., Издательство ЛГУ. 1985.
  93. М.Ю. Формирование современной российской элиты// Проблемы переходного периода. М., 1995.
  94. Ю.Н., Эйдельман Я. Л. Мотивация экономичес-кой деятельности в условиях российской реформы. М., „Наука“, 1996.
  95. Г. Предмет экономики и науки.// Вопросы экономики, N5, 1973.
  96. В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов. М., „Изограф“, 1997.
  97. Лизинг для малых предприятий. Методические материалы и документы. М., 1996.
  98. М.А. Методы оценки коммерческих идей, предложений, проектов. М., „Дело“, 1995.
  99. Д.С. Эффективное управление техническим развитием.- М., „Экономика“, 1990.
  100. В.И., Эртель Д. Прогнозирование в науке и технике.- М., „Финансы и статистика“. 1982.
  101. ПЗ.Малов B.C., Нисевич Е. В., Клепиков Е. Т. Научно-технический потенциал: Методологические проблемы исследования. -М., 1983.
  102. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. -М., 1996.
  103. Дж. Технологическое прогнозирование. М., „Прогресс“, 1977.
  104. И 6. Mundell A.R. International Economics.- N.Y., Macmillan, 1968.117.Маркс К. Капитал. Т.1.
  105. К., Энгельс Ф. Соч. Т.2,4, 20,24,26,37, 46, 49.
  106. Материалы Госкомрома от 24 мая 1996.
  107. Международные конвенции по авторскому праву. М., „Международные отношения“, 1978.
  108. A.M. Особенности оценки и отбора инновационных проектов. -МЭиМО, N7,1993, с. 119−138.
  109. Менеджмент организаций. Учебное пособие.- М.,"ИнфраМ», 1996.
  110. С.М., Клименко JI.A. Длинные волны в экономике, — М., «Международные отношения», 1989.
  111. Н.П. Формирование инвестиционного климата в России (вопросы методологии) // Внешнеэкономические связи России, N11, 1993.
  112. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, — М., «Дело», 1994.
  113. Методические вопросы формирования программ развития науки и техники. Препринт,-М., 1976.127 .Методологические рекомендации по долгосрочному прогнозированию динамики науки, культуры и образования. М., 1995.
  114. К.И., Бабаева Л. В., Таркисс Е. Я., Резниченко JI.A., Чирикова А. Е. Российская элита: опыт социологического анализа. 4.1. Концепция и методы исследования. М., 1995.
  115. .З. Реформа управления и управление реформой, — М., Издательство Института экономики РАН, 1994.
  116. Моделирование народнохозяйственных процессов, Л., Издательство ЛГУ, 1990.
  117. Моделирование организационно-экономического механизма комплексного целевого управления решением научно-технических проблем. М., 1988.
  118. Модельные эксперименты с механизмами экономического управления. М., «Наука», 1989.
  119. Н.К., Анискин Ю. П. Современное предприятие: Конкурентоспособность. Маркетинг. Обновление. М., 1993.
  120. Я. «Тойота»: методы эффективного управления. М., «Экономика», 1989.
  121. Морозовский проект: Развитие и поддержка малого предпринимательства. -М&bdquo- 1996.
  122. В.А., Швец A.M. Объект и теория развития техники в условиях рынка.-М., 1991.
  123. Мотивация экономической деятельности в условиях российских реформ. -М., «Наука», 1996.
  124. Maclup F.P. Production and Distribution in the United States.- Prinston, 1962.
  125. Ha пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Международной Кондратьевской конференции. М., Институт экономики РАН, 1996.
  126. Наука в системе экономических категорий. Л., Издательство ЛГУ, 1977.
  127. Наука в экономической структуре народного хозяйства, — М., «Наука», 1990.142.Наука о науке, — М., 1966.143 .Наука стратегический фактор становления новой цивилизации. — М., 1995.
  128. Научное наследие Н. Д. Кондратьева. Тезисы доклада. М., 1992.
  129. Научно-техническая и инновационная деятельность регионов России. Вып. 1. -М., 1994.
  130. Научно-техническая и инновационная политика России.т.1. Оценочный доклад ОСДЕ. Париж, 1994.
  131. Научно-технический потенциал. Структура. Динамика. Эффективность. -Киев, «Наукова Думка», 1987.
  132. Научно-технический прогресс и структура средств производства М., «Наука», 1982.
  133. Научно-технический прогресс. Экономика и управление. М., «Экономика», 1988.
  134. Е.В., Бобрышев Д. Н. Сетевые методы в управлении. М, «Экономика», 1973.
  135. Е.В. Некоторые аспекты развития связей академической науки с производством// Экономические проблемы интенсификации научной деятельности, — М., АН СССР, 1982.
  136. И.Б. Фундаментальное знание и класс системных проблем// Системный анализ и управление НТП.- Обнинск, 1978.
  137. Новое качество высшего образования в современной России. Концептуально-программный подход.-М., 1995.
  138. Р.Б., Цигичко Л. И. Как побеждать на рынке.- М., «Финансы и статистика», 1991.
  139. Ю.М. К поиску новой парадигмы. Тезисы. -С.-П.-Москва, 1996.
  140. Основы науковедения. М., «Наука», 1985.
  141. Основы управления наукой. М., «Наука», 1988.
  142. Отчет о НИР «Анализ состояния инновационной деятельности, технологического развития отраслей РФ», — М., РАН, 1996.
  143. Отчет о НИР «Концепция непрерывного эко лого-экономического образования».- М., 1991.
  144. Отчет о НИР «Концепция структурных преобразований в российской экономик», — М., 1995.- 95 с.
  145. Отчет о НИР «Проблемы технологического развития экономики России». -М., 1996.- 42 с. 167,Отчет о НИР «Прогноз развития промышленности России на 1995−96 гг. и в среднесрочной перспективе».- М., 1995.
  146. Отчет о НИР «Разработка и экспериментальное внедрение методических положений по планированию и стимулированию временных научно-производственных подразделений НПО „Минприбор“. М., 1985.
  147. Отчет о НИР „Формирование стратегии технологического развития экономики России“.- М., 1997, — 37 с.
  148. Паблик Рилейшнз. Что это такое? М., „Экономика“, 1990.
  149. Д.М. Планирование технического перевооружения производства,-М., „Экономика“, 1982.
  150. Переход к рынку. Концепции и программа, — М., 1990.
  151. Переходы и катастрофы. Опыт социально-экономического анализа. М., 1994.
  152. А.С., Марзианова Л. В., Никишова В. К. Прогностический и программно-целевой методы планирования науки и техники. Учебное пособие. М, 1985.
  153. А.С. Экономические основы управления производством.- М., „Мысль“,
  154. А.В. Ценностный подход к определению соотношения Ф.И. и П.И. М. АН СССР, вып. 7. 1979.
  155. С. Функции науки в общественном производстве // Вопросы экономики, N6, 1977.
  156. Планирование научно-технического прогресса. М., „Наука“, 1990.
  157. Г., Голдстайн Б. Информация- технология-миллионные прибыли.-М., „Экономика“, 1990.
  158. М. Международная конкуренция: конкурентные преимущества.- М., „Международные отношения“, 1995.
  159. А.Г. Управление инновациями в условиях перехода к рынку. -М., 1993, — 113 с.
  160. Принципы политической экономии. Т.1.- М., 1983.
  161. Принятие инвестиционных решений. Общий инструментарий. М., 1995.
  162. Проблемы методологии науки и научного творчества. -Л., Издательство ЛГУ, 1977.
  163. Проблемы управления научно-техническим развитием в новых хозяйственных условиях, — М., 1991.
  164. Прогнозирование и измерение научно-технического прогресса,-М., „Наука“, 1976.
  165. Промышленность: к развитию от выживания. Материалы международной научно-практической конференции. Новосибирск, 1995.
  166. Рабочая книга по прогнозированию, М., „Мысль“, 1982.
  167. Robinson R. International Transfer of Technology.-Massachusets. Bullinger Publisher Co. 1988. P.30.
  168. Российский опыт социологического анализа. 4.II. Лидеры бизнеса о себе и об обществе. М., „Наука“, 1996.
  169. Румянцева 3. К обоснованию новой управленческой парадигмы.- М., „Российский экономический журнал“. N8, 1993.
  170. Румянцева 3., Саломатин Н. Менеджмент организации. -М., „ИнфраМ“, 1995.
  171. Ф.М. Эффективность управления: наука и практика.- М., „Московский рабочий“, 1984.
  172. Ф.М. О системном развитии высшего экономического образования //Высшее образование в России, N4, 1995.
  173. . Инновация как средство экономического развития, — М., „Прогресс“, 1990.
  174. В. Статистика инновационной деятельности.//Вопросы статистики, N5, 1994.
  175. В.Г. Диалектические закономерности научно-технического прогресса.- Л., Издательство Ленинградского политехнического института, 1971.
  176. С. К использованию научно-технического потенциала РФ//Российский экономический журнал, N4, 1992.
  177. Словарь делового человека. М., 1992.
  178. Е.Е. К теории сбалансирования бюджета потребителя. Народнохозяйственные модели. Теоретические модели потребления. М., 1965.
  179. Ч. Две культуры. М., 1973.
  180. Совершенствование плановых и организационных форм сближения науки с производством, — М., 1986.
  181. Совершенствование управления общественным производством. Под ред. Джавачова Г. А.- М&bdquo- МГУ, 1977.
  182. Л.В. Сущность и методология инновационного менеджмента. Учебное пособие.- М., 1995.
  183. Л.В. Формирование инновационной стратегии предприятия в рыночной экономике. Материалы семинара „Финансовый менеджмент и ценные бумаги“.- М., Общество „Знание“, 1992.
  184. Л.В. Основы позитивной реформации национальной технологической базы России в условиях переходных процессов/ЛГезисы докладов Международной научно-практической конференции „Актуальные проблемы управления-96″, вып.З. М., ГАУ, 1996.
  185. С.Г. Сценарии будущего или иллюзии прошлого. -М., „Мысль“, 1981.
  186. Социокультурные характеристики индивида в системе китайской цивилизации. М., 1992.21 l. Spengler О. Der Untergang des Abend laudes. Munchen, Beck, 1919
  187. А.И. Системологические основы образовательных систем. Ч. 1 и 2.-М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1994, — 284 с.
  188. Сущность и методология планирования экономического и социального развития СССР. Учебное пособие ГАУ, — М., 1987.
  189. ТацуноШ. Стратегия технополисы. — М., „Прогресс“, 1989.
  190. В.П. Формальное и неформальное в управлении экономикой. М., „Наука“, 1990.
  191. О.В. Социально-психологические проблемы и феномены кризисной организации. М., 1996.
  192. А.Б. Интеграция России в мировую экономическую систему. С.-П., 1995.2!8.Татаринов Ю. Б. Система оценки фундаментальных естественно-научных достижений и открытий // Вопросы истории естествознания и техники. Вып.31., 1973.
  193. К. Вечный дух предпринимательства. М., „Московский бизнес“, 1990.
  194. . Управление научно-техническим нововведением.- М., „Экономика“, 221. Творческое наследие С. Н. Булгакова и современное социально-экономическое знание. М., Диалог-МГУ, 1996.
  195. Теория экономического развития.- М., 1982.
  196. Tinbergen J. On the theory of Economic Policy.-Amsterdam, 1955.
  197. Трудный поворот к рынку. М., „Экономика“, 1990.
  198. Управление научно-техническими программами.- М., „Экономика“, 1986.
  199. Управление научно-техническим прогрессом.- Л., „Наука“, 1983.
  200. Управленческие нововведения в США. Проблема внедрения, — М., „Наука“, 1986.
  201. В.А. Управление инновационной деятельностью в процессе создания новой техники, освоения производства новой продукции. Уч. пособие. М., 1995.
  202. В.К. Производственный потенциал СССР: вопросы прогнозирования. М., „Экономика“, 1987.
  203. Федеральная программа развития лизинга в РФ на 1996−2000 гг.-М., 1996.
  204. Н.В. Концепции „открытой экономики“. -М., „Наука“, 1991.
  205. Философия современного менеджмента.- М., 1995.
  206. А.Г. Ресурсный потенциал: Планирование. Управление. М., „Экономика“, 1985.
  207. Г. Моя жизнь. Мои достижения. М., „Финансы и статистика“, 1989.
  208. Формирование новой парадигмы обществоведения. М., 1996.
  209. Р. Обновление производства. Атакующие выигрывают, — М., „Прогресс“, 1987.
  210. Freemon С. Technology Policy and Ecoomic Performance Lessons from Japan. -N.Y., 1987.
  211. Ю.П. В тупике буржуазного техницизма, — М., „Мысль“, 1987.
  212. С.А. Научно-технический прогресс и некоторые методологические проблемы исследования структуры народного хозяйства//НТП и структура общественного производства. -М.,"Наука“, 1982.
  213. ХиксДж. Стоимость и капитал. М., „Прогресс“, 1993.
  214. Хозяйственные реформы в России (IX-XX вв.). Учебное пособие. М., 1993.
  215. Хо.ат Р., Барнес С. Планирование инвестиций. М. „Дело Лтд.“, 1994. 244.1Двылев Р. И. Постиндустриальное развитие. Уроки для России .- М. „Наука“, 1996.
  216. Человек- Наука-Техника. М., „Политиздат“, 1973. 246. Черненко А. Л. Культура производства промышленныхпредприятий в системе рыночных преобразований. Автореферат диссертации. -Ростов-на-Дону, 1996.
  217. Д.А. Темпы и пропорции экономического роста.- М., „Экономика“, 1982.
  218. Шансы российской экономики. М., Диалог-МГУ, 1996.
  219. В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера, — М, „Финансы и статистика“, 1992.
  220. В.А. Введение в методологию научного познания. Л., 1972.
  221. И.В. Инфраструктура науки в СССР,-М., „Наука“, 1988.
  222. И. Теория экономического развития. М., 1982.
  223. А.И. Эффективность научной деятельности в СССР, — М., „Экономика“, 1982.
  224. Эволюционный подход и проблемы переходной экономики. Материалы международного симпозиума. Пущино, 1995.
  225. Р. Научно-техническое прогнозирование и долгосрочное планирование. -М., „Мир“, 1971.
  226. К. Эффективная экономика. Шведская модель. -М., „Экономика“, 1991. 257. Экономический мониторинг.- М., РАН, 1996.
  227. Экономическая семиотика. Под ред. Федоренко Н.П.-М., „Наука“, 1970. 259. Экономическая теория на пороге XXI века, С.-П., 1996. 260. Экономические аспекты научно-технического прогнозирования. Под ред. Виленского М.А.- М., „Экономика“, 1975.
  228. Экономические проблемы интенсификации научной деятельности. Тематический сборник.-М., 1982.
  229. Экономические проблемы использования новых технологий, — Киев, „Наукова думка“. 1987.
  230. Экономические проблемы научно-технического прогресса, — М, „Экономика“, 1981.
  231. Экономические проблемы новой техники.- Киев, „Наукова думка“, 1987. 265. Экономические реформы: проблемы и перспективы. Под ред. Когута А. Е. С.-П., „Наука“, 1993.
  232. Л. Благосостояние для всех. М., 1991.
  233. Эффективность научных исследований и разработок. Под ред. Г. Фасфельда, Р.Ланглуа.- М, „Экономика“, 1986.
  234. Т.В. Интеллектуальная сфера и предпринимательство. Прибыльный сектор. М., Издательский центр „Анкил“, 1994.
  235. Ю.В. Закономерности НТП и их планомерное использование. М., „Экономика“, 1984.
  236. Ю.В. Предвидение будущего. Парадигма цикличности, — М., 1992.
  237. Ю.В. Становление постиндустриальной цивилизации. Доклад на международной конференции. М., 1992.
  238. Ю.В. Закономерности и перспективы цикличной динамики, культуры и образования. М., 1996.
  239. Ю.В. Методологические рекомендации по долгосрочному прогнозированию динамики науки, культуры и образования. М., 1995.
  240. Ю.В. Истоки и перспективы формирования постиндустриальной парадигмы обществоведения. М., 1996.
  241. Ю.В. Теория предвидения Н.Д.Кондратьева и методология долгосрочного макроструктурного прогнозирования. Доклад на V Кондратьевских чтениях. М., 1997.
  242. Е.Г., Басс М. И., Махров Н. В. Циклы жизни экономических процессов, объектов и систем. М., „Наука“, 1991.
  243. Янч Э. Прогнозирование НТП.- М., „Прогресс“, 1974.
  244. Ю.В. Структурные изменения в социалистической экономике. -Мысль», Л9В1.1. ГЛОССАРИЙ
Заполнить форму текущей работой