Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Феномен общественного самоуправления: генезис, сущность и формы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для понимания сущности общественного самоуправления необходимо сочетать подходы к нему и как к виду деятельности, и как к типу общественных связей, т. е. институциональный и функциональный подходы. Деятельность и общественные отношения, несмотря на то, что представляют собой различные явления реальной жизни, предстают в диалектическом единстве, образуя некую целостную динамическую характеристику… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Общественное самоуправление как объект социально-философского изучения
    • 1. 1. Общественное самоуправление как социальный феномен: генезис и сущность
    • 1. 2. Осмысление идеи самоуправления в контексте мировой философии
    • 1. 3. Истоки социально-философского исследования общественного самоуправления в отечественной науке
  • Глава II. Теоретико-методологические основы праксиологии общественного самоуправления
    • 2. 1. Социально-экономические, политике-правовые основы общественного самоуправления
    • 2. 2. Рефлексия отечественного опыта функционирования и развития общественного самоуправления
    • 2. 3. Самоуправление как признак гражданского общества

Феномен общественного самоуправления: генезис, сущность и формы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования проблем общественного самоуправления определяется рядом существенных обстоятельств.

Для современного этапа развития мирового сообщества характерны две отчетливо наблюдаемые и внешне противоположные тенденции: с одной стороны, развертывание процессов глобализации, углубление экономической интеграции и взаимозависимости стран и народов, с другой — усиление национальной идентификации, национальной фрагментации и национального обособления. Одни исследователи воспринимают сосуществование этих тенденций как парадокс, как трудно разрешимую теоретическую проблему, большая часть других интерпретирует данную ситуацию с точки зрения дуалистической объяснительной модели, а именно рассматривает указанные тенденции как самостоятельные и независимые друг от друга или, по крайней мере, не придает значения их взаимосвязи. Например, в рамках экономической теории превалирует анализ тенденции глобализации, в рамках политологиитенденции фрагментации. Концентрация внимания в рамках частнопредметных подходов на одной стороне реальности ведет к тому, что утрачивается целостность видения социального бытия.

На самом деле действительность раскрывается через взаимозависимость и взаимообусловленность двух отмеченных тенденций.

Эти процессы не могут не волновать научную общественность, правительства, и требуют поиска наиболее оптимального сочетания централизованного управления с общественным самоуправлением в самых различных его проявлениях для сохранения баланса в общественном развитии. Эта общенародная проблема поиска путей оптимизации социального управления с особой остротой стоит сегодня в нашем обществе, специфика которого заключается в том, что оно неустойчиво. Эта неустойчивость связана с отношением к власти, к ее изменениям, что порождает в обществе чувство неуверенности в своем будущем и, в свою очередь, ведет к усугублению кризисного состояния. Трудно добиться успехов в неустойчивом обществе, осознающем неизбежность новых проблем. Неустойчивость связана с глубокими изменениями, происходящими в самом обществе: расслоение общества, его политизация, безработица, увеличивающийся разрыв между культурой молодого и старшего поколения, национальные проблемы и многие другие. В этих условиях поиск стабилизирующих факторов развития общества, проблемы рассредоточения власти, формирования гражданского общества и, как следствие, большей защищенности человека от бюрократического давления государства становятся в один ряд с задачами социально-экономической реформы.

Свою роль в решении этих задач должны сыграть разнообразные формы общественного самоуправления — от свободных ассоциаций до прямой демократии. Свою положительную роль, как стабилизирующего фактора общественного развития и сохранения экологии человека, эти формы доказали в прошлом опыте нашей страны и за рубежом.

Но, несмотря на это и на имеющийся в истории нашей страны богатый опыт функционирования различных форм общественного самоуправления, нам, по сути, придется осваивать его заново. В связи с этим исследование становления и развития общественного самоуправления на различных исторических этапах, выявление его сущности, сильных и слабых сторон, а также влияние на весь общественный организм представляется особенно важным не только с научных, но и сугубо практических позиций.

Общественное самоуправление представляет собой составную часть естественного саморазвития социальной системы и его искусственное ограничение ведет к разбалансировке всей системы. На наш взгляд, нарастание самоуправленческих начал в обществе — это неизбежный и закономерный процесс общественного развития, он связан с необходимостью поиска все новых, более приемлемых форм человеческого общежития, а также необходимости самореализации человека без нарушения глобальной экосистемы.

В современных условиях одной из важных предпосылок общественных преобразований становится теоретическая деятельность. Смена моделей общественного развития требует тщательной проработки с теоретических позиций накопленного опыта, изучения существующей практики и на этой основе прогнозирования дальнейшего развития общественного самоуправления и предвидения его возможных последствий.

Таким образом, теория и практика общественного самоуправления требуют философского осмысления, а глубокие общественные преобразования диктуют необходимость изучения международного опыта в этой области. Имеющийся в отечественной научной литературе социально-философский анализ данного явления представляется недостаточным в связи с новым этапом в развитии общества, требующего новых концептуальных подходов к феномену общественного самоуправления.

Проблемы современного изучения общественного самоуправления связаны как с логикой развития самого научного знания (гносеологический аспект), так и с состоянием его форм и институтов (онтологический аспект). Их исследованием занимаются различные социальные дисциплины — социальная философия, политология, экономические, юридические и другие науки. Но при всем многообразии сложившихся подходов и достаточном количестве источников, на данном этапе практически нет работ, которые давали бы совокупное представление о генезисе, сущности и формах общественного самоуправления, обобщали бы имеющийся международный опыт.

Выбор темы обусловлен научной, практической и социальной значимостью проблемы и необходимостью дать теоретически обобщенную многоплановую картину становления и развития общественного самоуправления, состояние его изученности и социально-экономические и политические условия его эффективного функционирования.

Степень разработанности проблемы. К изучению проблем общественного самоуправления с начала века в нашей стране ученые обращались весьма неравномерно и исследовались, как правило, отдельные аспекты данного феномена. Хронологическитематический анализ доступной автору литературы позволил выявить в исследовании тенденции:

В начале века в России уделялось значительное внимание таким формам общественного самоуправления как местное. Издавались регулярно органы городского, сельского, земского и областного общественных управлений [227], исследовался зарубежный и отечественный опыт общественного самоуправления (А.Ачадов, Б. Веселовский, И. Вернер, Н.П.Павлов-Сильванский и др.). После Октябрьской революции, положившей конец земскому самоуправлению, к этой проблеме обращались в основном историки при исследовании генезиса общины, это работы Г. В. Вернадского, А. П. Рудакова, И. И. Соколова и др., либо в связи с организацией процесса образования в учебных заведениях (С.Белоусов, Н. К. Крупская, статьи и тезисы в «Вестнике просвещения»). Надо отметить, что эти аспекты самоуправления оставались объектом внимания до наших дней.

На государственном уровне положение о самоуправлении в самом общем виде впервые было зафиксировано в Программе РКП (б) в 1919 г., что вызвало некоторый интерес к данной проблеме и появление публикаций [228]. Но с конца 20-х и до начала 60-х годов практически не было публикаций, посвященных проблемам самоуправления. Однако после XX съезда КПСС и критики культа личности И. В. Сталина, интерес к проблемам самоуправления, прежде всего социалистического, значительно возросли. Это работы.

A.К.Белых, Ф. М. Бурлацкого, А. И. Григ орченко, Л. Григорян, Ю. М. Козлова,.

B.Лазарева, А. Лукьянова, Т. М. Пальгунова, М. А. Постникова, В. А. Почепко,.

A.В.Селиванова, И. Е. Фарбера, Д. И. Чеснокова, К. С. Шария. Интерес к проблемам самоуправления идет по ниспадающей до начала 80-х годов. Именно в этот период стали появляться работы методологического плана [243, посвященные исследованию самоуправления в производственной сфере — теме, ставшей впоследствии наиболее популярной (Н.Д.Байков, В. Ф. Иванова,.

B.И.Климович, М. Г. Турнава, А. С. Фриш и др.), а также исследованию опыта общественного самоуправления за рубежом (в основном, с критических позиций) [161]. Социалистическое самоуправление рассматривалось в непосредственной связи с проблемами демократии, местных советов, государства, политической системой в целом, правовыми вопросами самоуправления (В.Архангельский, М. Н. Афанасьев, СА. Авакьян, Г. В. Барабашев, А. Бутенко, А. А. Головко, И. Дюрягин, Г. В. Дыльков, В. В. Егоров, В. М. Иванов, И. Г. Ильинский, Д. А. Керимов, А. И. Королев, М. Круминь, Л. Левитин, В. А. Масленников, М. Г. Моисеенко, В. А. Рудинский, М. С. Соколов, О. Л. Скидин, Э. В. Тадевосян, М. А. Шафир и др.).

Обобщая изложенное, можно констатировать, что в эпизодических обращениях к проблемам самоуправления некоторое оживление внесла Программа КПСС (1961 г.), провозгласившая задачу перехода от социалистической государственности к коммунистическому общественному самоуправлению. Это и было отражено в публикациях того периода, но по мере преобладания в обществе тенденций к абсолютизации государственных структур, критического отношения к западным теориям самоуправления, осознания бесперспективности, осуществления коммунистического самоуправления, интерес к проблеме был практически утрачен и, за небольшим исключением, публикаций до середины 80-х годов почти не было. В этот период считалось, что социализм — научно управляемое общество, управление выходило на первый план, а самоуправление понималось как участие населения в политической жизни общества — выборы, собрания и т. д. Но чрезмерное развитие государственных форм управления все больше подавляло самостоятельность во всех сферах, социальные отношения все больше превращались в формальность, что сделало необходимостью стремление остановить этот процесс, который и отразился в изменении государственной политики и в исследованиях ученых, пытавшихся найти точку опоры именно в общественном самоуправлении, в пробуждении инициативы масс. Но некоторая инерционность мышления и идеологизированность общественных наук мешала выйти за рамки представления о самоуправлении как государственном социалистическом самоуправлении. Но несмотря на указанные недостатки в многочисленных публикациях по проблемам самоуправления высказано немало ценных мыслей, не утративших своей актуальности и позволивших сформировать теоретическую базу для дальнейшего исследования общественного самоуправления.

Характерные черты публикаций последнего времени — выявление качественного своеобразия феномена общественного самоуправления, выяснение возможной меры осуществления общественного самоуправления в современном обществе, опыту функционирования общественного самоуправления как в истории нашего государства, так и за рубежом, но практически не предпринимался анализ общественного самоуправления с точки зрения его влияния на общественное развитие, не представлен комплексный подход к проблеме. Все это приводит к мысли о необходимости синтетического взгляда на общественное самоуправление.

Исходя из вышеизложенного, диссертант ставит цель: осуществить социально-философский анализ общественного самоуправления как общецивилизационного феномена.

Для реализации этой цели потребовалось решить следующие задачи: -исследовать генезис общественного самоуправления- -раскрыть диалектическую взаимосвязь управления и самоуправления- -провести историко-философский анализ исследования общественного самоуправления мировой и отечественной социально-философской мыслью;

— показать зависимость общественного самоуправления от существующих социально-экономических и политических условий;

— выявить социальную значимость общественного самоуправления;

— проследить возможные пути развития местного самоуправления в России.

Методологической основой диссертационного исследования является материалистическая диалектика, конкретизированная в соответствии с особенностями социально-философского познания и спецификой поставленных познавательных задач. Будучи правильно понятой и примененной, она позволяет раскрыть противоречивую сущность общественного самоуправления, ее процессуальность и историчность. Логика исследования обусловлена использованием единства исторического и логического, а также формационного и цивилизационного подходов к раскрытию сущности общественных явлений.

Принципом систематизации материала является логический подход, который отличается от исторического тем, что развитие общественного самоуправления не всегда рассматривается в той последовательности, в которой оно выступало в историческом процессе. Логический подход предполагает проведение анализа с позиций уровня знаний, достигнутого на момент исследования, но он неотделим от исторического, т.к. исследуя логику развития общественного самоуправления неизбежно приходится рассматривать его историю путем анализа различных подходов к общественному самоуправлению, а изучая вклад многих ученых в эту область знания и рассматривая историческую смену общественно-экономических формаций и этапов развития общественного самоуправления, в то же время проводить анализ категорий науки, их взаимосвязи и взаимодействия с другими науками.

Теоретическими источниками стали труды философов прошлых лет, марксистов, анархистов, современных отечественных и зарубежных авторов: социально-философские работы В. Г. Афанасьева, В. С. Барулина, В. П. Кузьмина, А. Т. Москаленко др.- исследования по проблемам феномена человеческой деятельности Л. П. Буева, М. С. Когана, А. В. Маргулиса и др.- по проблемам социального управления А. К. Белых, И. Д. Ильинского, А. М. Омарова, И. А. Тихомирова и др.- в связи с исследованиями демократии — Д. М. Гвишиани, И. Н. Гавриленко, В. М. Иванова, В. С. Орлова, О. М. Соловьева и др.- общетеоретические проблемы становления общественного самоуправления: Е. Амбарцумова, А. П. Бутенко, Ф. М. Бурлацкого, Г. Голосова, Г. Х. Шахназарова, А. И. Щиглик и др.- экономический аспект самоуправления: Л. А. Аузан, А. В. Бузгалина, Й. Торкановского, Ю. А. Тихомирова и др.- правовые вопросы самоуправления: С. С. Алексеева, Г. В. Барабашева, М. И. Пискотина, Б. Н. Топорнина и др.- исторические исследования Г. В. Вернадского,.

А.П.Рудакова, И. И. Соколова, Н.И.Павлова-Сильванского и др., по проблемам гражданского общества: М. Баглай, Ю. А. Васильчук, К. С. Гаджиева, В. Зотова и др.- труды по проблемам самоуправления зарубежных авторов: Е. Рушковского, Б. Остоич, А. Боумеэна, Ф. Били, Д. Стюарт, Д. Густафсона, У. Лбкинга, К. Поппера, Р. Пугаема, А. Токвиля, Г. Фихтнера и др.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— представлен генезис общественного самоуправления как общецивилизационного феномена;

— раскрыта диалектическая взаимосвязь управления и самоуправления как единства противоположностей;

— выявлены два основных подхода к идее общественного самоуправления, один из которых обосновывает установление общественного самоуправления в рамках всего общества на основе отказа от государственного регулирования, и другой — развитие форм общественного самоуправления в рамках гражданского общества в сочетании с государственным регулированиемобнаружена тесная взаимосвязь и взаимозависимость социально-экономического развития общества с развитием общественного самоуправления, проявляющаяся в формировании гражданского общества, существенным признаком которого является самоуправляемостьдана характеристика границ общественного самоуправления в условиях различных политических режимов;

— показана социальная значимость общественного самоуправления как стабилизирующего фактора общественного развития в условиях кризисных ситуаций;

— определены возможные пути развития местного самоуправления в России через реорганизацию органов местной власти, либо путем дополнения существующей системы.

Научная и практическая значимость результатов работы.

Содержащиеся в диссертации теоретико-методологические положения, рекомендации могут быть использованы в преподавании социальной философии, политологии и других общественных дисциплин. На основе диссертации возможно чтение спецкурсов по указанным наукам. Изложенный в диссертации опыт функционирования общественного самоуправления может быть предложен для ознакомления местным органам власти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сегодня человечество подошло к осознанию невозможности дальнейшего нормального существования в условиях конфронтации социальных систем, стихийного использования результатов научно-технической революции эксплуатации природы, нерегулируемости демографических процессов, национального и расового неравенства, всевластия бюрократии и многих других проблем. Все это заставляет обращаться к поиску таких форм существования человеческих сообществ, которые бы наиболее адекватно отражали биопсихосоциальную природу человека и позволяли бы гармонизировать его дальнейшее существование. Одной из таких форм, на наш взгляд, является общественное самоуправление.

Для понимания сущности общественного самоуправления необходимо сочетать подходы к нему и как к виду деятельности, и как к типу общественных связей, т. е. институциональный и функциональный подходы. Деятельность и общественные отношения, несмотря на то, что представляют собой различные явления реальной жизни, предстают в диалектическом единстве, образуя некую целостную динамическую характеристику общественной системы и определяя режим ее функционирования. Изменение качества одного неизбежно оказывает влияние на качество другого. Сущность общественного самоуправления следует определить как постоянное воспроизводство общего для самоуправляемых ячеек интереса, выражающегося в потребности совместного решения общих проблем на основе взаимной выгоды со всеми вытекающими отсюда характеристиками: добровольностью объединения, отношений координации внутри самоуправляющейся общности, ее относительной автономностью.

Общественное самоуправление представляет собой составную часть естественного саморазвития социальной системы и его искусственное ограничение ведет к разбалансировке всей системы. Нарастание самоуправленческих начал в обществе это неизбежный и закономерный процесс общественного развития, он связан с необходимостью поиска все новых, более приемлемых форм человеческого общежития и так же с тем. что любая система, которая не самоуправляется начинает саморазрушаться.

В начале XX века в России уделялось значительное внимание проблемам местного самоуправления, но после Октябрьской революции, положившей конец земскому самоуправлению, к этой проблеме обращались в основном историки при исследовании общины.

На государственном уровне положение о самоуправлении в самом общем виде впервые было зафиксировано в Программе РКП (б) в 1919 г. Но с конца 20-х до начала 60-х годов практически не было публикаций.

Россия после длительного перерыва пытается вернуться к цивилизованным институтам управления, которое со своей стороны включает две системы: 1) государственное управление по принципу «сверху-вниз» и 2) к одной из форм общественного самоуправления, т. е. «снизу-вверх»".

В России относительно слабое, сегментированное, мало организованное, прежде всего на местной основе, хотя, потенциально, и очень влиятельное гражданское общество. Общественное самоуправление — функция объединения прежде всего местного населения. Общественное самоуправление не может существовать, если население не нуждается в нем.

В нашем обществе часть населения путает децентрализованную государственную власть и общественное самоуправление. Но мы хотели бы в заключении отметить, вкратце, основные различия государственной власти и общественного самоуправления:

1 Процесс децентрализации не разрушает центральную систему. Кто дал власть, тот и имеет право забрать.

2.0тветственность за качество работы направлено вертикально снизу вверх. Самоуправление, в том числе и территориальное, возможно только в случае, если субъект и объект управления совмещены, совпадают. Совпадение в том смысле, что те, кто осуществляют самоуправление и обладают властью на его организацию. Аппарат внешне похож на ответвление от государственного аппарата.

Существуют два принципиальных различия :

1. Аппарат самоуправления наделяется властью теми, кем этот аппарат управляет. Организация не может иметь источника власти внутри себя.

2. Аппарат в целом ответственен за свои действия не перед начальством, а перед теми, кто наградил органов властью над собой. По сравнению с государственным аппаратом обратно организован: власть направлена вверх, а ответственность вниз.

Таким образом, децентрализация дробит власть и ведет к постепенному распаду. Процесс организации самоуправления объединяет власть, интегрирует, ослабляет прямое нерассуждающее подчинение.

Противоречивый характер государственного управления и общественного самоуправления — основа постоянного существования конфликтных ситуаций. В развитых демократических взаимоотношениях государственная власть и общественное самоуправление подробно регламентированы законом и системами норм и ценностей, которым следует население.

Социально-философский анализ общественного самоуправления как общецивилизационного феномена позволяет сделать следующие выводы:

Во-первых, общественное самоуправление является общецивилизационным феноменом;

Во-вторых, управление и самоуправление имеют диалектическую взаимосвязь единства противоположностей;

В-третьих, выявлены два основных подхода к идее общественного самоуправления, один из которых обосновывает установление общественного самоуправления в рамках всего общества на основе отказа от государственного регулирования, и другой — развитие форм общественного самоуправления в рамках гражданского общества в сочетании с государственным регулированием;

В-четвертых, обнаружена тесная взаимосвязь и взаимозависимость социально-экономического развития общества с развитием общественного самоуправления, проявляющаяся в формировании гражданского общества, существенным признаком которого является самоуправляемость:

В-пятых, дана характеристика границ общественного самоуправления в { условиях различных политических режимов;

В-шестых, показана социальная значимость общественного самоуправления как стабилизирующего фактора общественного развития. л.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт //Социологическое исследование. — 1997. № 1.
  2. В.Ф. Российское земство: экономика, финансы и культура. -М., 1996.
  3. A.B. Судьбы либерализма. 6-е изд., перер., доп. — М: Консалтбанкир, 2000. — 336 с.
  4. А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985. -263с.
  5. А. Частная собственность на святой Руси //Новое время. 1991. № 10. -С.37−39.
  6. В. Земские соборы древней Руси. Ростов-на-Дону: Донская Речь, 1904.-55с.
  7. В. Народовластие в древней Руси. Ростов-на-Дону: Донская Речь, 1905.-68С.
  8. Алиев Ш. С. О. Методологические проблемы управления: Автореф.дисс.. доктора филос. наук. М., 1982. 36с.
  9. Н.В. Местные бюджеты : понятие, механизмы функционирования //Финансы. 1995. № 9.
  10. Н.В. Местные бюджеты в условиях бюджетной реформы //Финансы.- 1995. № 2.
  11. Американский капитализм и управленческие решения: Теория и методы принятия решений. М.: Наука, 1977. — 288с.
  12. И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. -М.: Высшая школа, 1977. 328с.
  13. И.Л., Коржевская Н. М., Костина Н. Б. Типологоия социальных институтов //Типология социальных явлений. Свердловск, 1982. С.55−66.
  14. И.П. Происхождение человека и общества. М.: Мысль, 1988. -415с.
  15. Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросысоциалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
  16. А.Г. Понятие и система политической власти {общесоциологический аспект исследования): Автореф.дисс. канд.филос.наук. М., 1989. 18с.
  17. A.B. Путь исканий: Социально-политические идеи в России до марксизма. М.: Политиздат, 1990. -415с.
  18. В.А. Взаимодействие советов народных депутатов и общественных объединений как фактор становления самоуправления: Автореф.дисс.. канд.филос.наук. Саратов, 1991.- 17с.
  19. Г. А. Историческое прошлое и пути его познания. Новосибирск: Наука, 1987.-242с.
  20. Г. А., Кочергин А. Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988. — 256с.
  21. Античный мир. Возникновение государства //Вестник древней истории. -1989.№ 3.-С.90−101.
  22. H.A. Характер и пределы правового регулирования организационной деятельности представительных органов местного самоуправления //Закон и право. 1999, № 6.
  23. В., Пешков А. Демократизация политической системы и углубление самоуправления народа. Таллин: Об-во Знание, 1988. — 31 с.
  24. А. Социалистическое предприятие: самостоятельность, ответственность, самоуправление //Вопросы экономики. 1988. № 4. -С. 129 140.
  25. A.A. Социалистическое самоуправление в экономике: Политико-экономический аспект. — М.: Экономика, 1987. — 151с.
  26. A.C. Научное управление обществом. — М.: Мысль, 1981. -Вып. 13.-294с.
  27. В.Г. и др. Диалектика общественного развития. JL: ЛГУ, 1988. -260с.
  28. В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986.-334с.
  29. В.Г. Научное управление обществом (Опыт системного исследования). М.: Политиздат, 1973. — 392с.
  30. В.Г. Системность и общество. — М.: Политиздат, 1980. 368с.
  31. В.Г. Человек в управлении общестом. М.: Политиздат, 1977. -382с.
  32. В.Н. Диалектика собственности: логика экономической формы. -Л.: ЛГУ, 1991.-244с.
  33. М.Н. Демократия: самоуправление или политическое лидерство? // Философские науки. 1990. № 10. — С.55−65.
  34. A.C. Методологические проблемы изучения субъекта истории //Современные проблемы философской истории. — Тарту, 1979. С.57−62.
  35. P.A. Нация и семья. Фрунзе: Илим, 1987. — 202с.
  36. М. Избранные сочинения. Т.2. — С.238.
  37. М. Избранные сочинения. T.l. — С.234.
  38. H.A., Кукарцева М. А. К вопросу о феномене самоуправляемых систем //Самоуправление и управленческий персонал в реализации стратегии перестройки и ускорения: Тезисы Всесоз. научн.-практич.конф. -М., 1989. -С.37−39.
  39. Т.М. Законодательство области о местном самоуправлении. -Воронеж, 1996.
  40. Г. Непосредственная демократия в системе социалистического самоуправления народа //Политическое самообразование. — 1985. № 9. -С.28−31.
  41. Г. В. Местное самоуправление. М., 1996.
  42. Г. В. Главное звено самоуправления //Советы народных депутатов. 1986. № 1 — С.9−17.
  43. Г. В. Идеалы самоуправления и российская действительность //Государство и право. 1996. № 11.
  44. Г. В. Непосредственная демократия в системе социалистического самоуправления народа //Политическое самообразование. 1985. № 9. -С.28−36.
  45. B.C. Социальная жизнь общества: Вопросы методологий. М: МГУ, 1987.-186с.
  46. Ч.Р. Политическое равенство. Очерк теории демократии //Новые книги за рубежом по общественным наукам. 1990. № 6. — С.36−40.
  47. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /Пер. с нем. М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 338 с.
  48. JI.M., Силков Е. А. Самоуправление народа в социалистическом обществе. — JI.: Общ-во Знание, 1988. — 16с.
  49. В. Самоуправление. Будущее человечества или утопия? -М.: Интер-Версо, 1992. 160с.
  50. А.К. Управление и самоуправление. JL, 1972. -90с.
  51. X., Маркварт Э., Исупов С. Муниципальная экономика. Администрация благожелательная к предпринимателям. Концепция и образцы документов. М., 1997.
  52. H.H. О бюджетных взаимоотношениях в регионе //Финансы. -1994. № 8.
  53. Д.Н., Семенцов СП. История управленческой мысли. М.: АНХ, 1985.-138С.
  54. О. В. Амиров В.Б. Проблемы укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления //Финансы. 1997. № 9.
  55. H.H. Социалистическое самоуправление и научно-техническое развитие //Социологические теории и социальные изменения в современном мире.-М., 1986.-С.62−73.
  56. Е.Т. Общественное производство как предмет философского исследования. М.: Высшая школа, 1989. — 127с.
  57. Е.С. Социологический анализ концепции самоуправления в СФРЮ: Автореф.дисс. канд.социолог.наук. М.: МГУ, 1990. — 18с.
  58. СМ. Карл Каутский эволюция его воззрений. — М.: Наука, 1982. -230с.
  59. И. М. Крашенинников С.Н. Искать пути решения финансовых проблем. //Финансы. 1997. № 3.
  60. БромлейЮ.В. Этнос и этнография.-М.: Наука, 1973.-283с.
  61. A.M. Власть в городе. М., 1995.
  62. А.Н. Диалектика стихийности и сознательности в общественном развитии. М.: Мысль, 1982. — 199с.
  63. А.В. Противоречия самоуправления, централизма и самостоятельности в плановом хозяйстве. М., 1988.
  64. СМ., Колганов А. И. Анатомия бюрократизма. М.: Знание, 1988. — № 3. Серия Научный коммунизм. — 64с.
  65. A.M. Марксистско-ленинская концепция социалистического самоуправления народа //Вопросы истории КПСС. 1986. № 7 — С. 18−32.
  66. А.П. Власть народа посредством самого народа. М.: Мысль, 1988. -203с.
  67. А.П. От диктатуры пролетариата к самоуправлению //Новое время. -1986.-21 февр.153
  68. Бюрократизм и самоуправление: Межвузовский сборник научных трудов. -Сыктывкар: Сыктывкарский гос. университет, 1990. 200с.
  69. Бюрократия и общество. — М.: Философское общество СССР, 1991. 249с.
  70. Д.В. Экономика абсурдов и парадоксов. М.: Политиздат, 1991.431с.
  71. К.И. Ленинская концепция социалистического самоуправления (Генезис, становление). М: Мысль, 1973, — 398с.
  72. В. Советы и развитие демократии //Правда. 1987. — 8 мая.
  73. В.И. Местное самоуправление. М., 1999.
  74. А. О самоуправлении. С.-Пб., 1860. — Т.1. — 352с.
  75. Ю.А. Диалектика производительных сил //Вопросы философии. -1971 .№ 9.-С.З 8−52.
  76. Л.А. Основы городского хозяйства. М-Л., Госиздат, 1928.
  77. Г. В. Заметки о крестьянской общине в Древней Византии //Ученые записки, основанные Русской учебной коллегией в Праге. Прага, 1924.-С.88−91.
  78. В. В. Становление идеи гражданского общества и ее историческая эволюция. М: Институт социологии РАН, 1995. С. 14.
  79. В.П. Развитие общественной мысли во Франции. М., 1977.
  80. А. Конфронтация или компромисс? М.: Мысль, 1986. — 236с.
  81. А. Социалистическое самоуправление народа- некоторые аспекты проблемы //Политическое самообразование. 1986. № 1. — С.21−29.
  82. О. Какая власть нас ждет в XXI веке? М.: Рус. слово, 2000. — 62с.
  83. A.B. Местное самоуправление в крупных городах зарубежных стран.-М., 1990.
  84. А. Мурашко А. Троенко В. Шипов В. Как наполнить пересохшее русло рек //Муниципальная власть. 1997. № 1.
  85. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М.: Московский общественный научный фонд, 1997.
  86. Восьмой съезд РКП (б). Март 1919.: Протоколы. М., 1959.
  87. Д.А., Мягков А. Ю. Самоуправление в трудовом коллективе //Рабочий класс и современный мир. — 1988. № 3.
  88. . Развивая теорию самоуправления народа//Коммунист. 1989.10.-С.126.
  89. К.С. Гражданское общество и правовое государство //Мировая экономика и международные отношения. — 1991. № 9.
  90. К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования //Вопросы философии. — 1991. № 7. — С. 19−35.
  91. Л.А. Гильдейский социализм (критический анализ). М.: Наука, 1988.-253С.
  92. Г. Ф. Конституция Германии //Политические произведения. М., 1978.-С.84−85.
  93. Г. Ф. В. Философия права. // Философское наследие. М.: Мысль, 1990. С. 278.
  94. Г. А. Земское самоуправление в России. М.: Наука, 1990. -262с.
  95. Г. А. Земства и Советы //Свободная мысль. 1993. № 4. -С.97−106.
  96. Г. А. Земства России //Народный депутат. 1991. № 3. -С.88−93.
  97. Г. А. Крах земского самоуправления в России //История СССР. 1989. № 1.-С.74−89.
  98. Гердер. Идеи к философии истории человечества. М., 1977. — 245с.
  99. Е.Ф. и др. Пути формирования республиканской системы самоуправления. — Минск, 1990. 41с.
  100. Л. Становление самоуправления в России. //Городское управление. 1996. № 1.
  101. А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996.
  102. Т. Сочинения. В 2-х т. М: Мысль, 1964.
  103. Голенкова 3. Т., Витюк В. В., Гридчин Ю. В., Черных А. И., Романенко Л. М. Становление гражданского общества и социальная стратификация// СОЦИС, 1995. № 5.
  104. Г. Самоуправление: идея и реальность //Сибирские огни. 1990.
  105. JI.П. О методике определения роли самоуправления народа в политической системе общества //Проблемы философии. Респ. межв. научн.сб. Киев, 1989. -Вып.80.- С.121−127.
  106. СИ. Законы развития и функционирования общества. Гносеологический и методологический анализ. М.: Высшая школа, 1977. -144с.
  107. М.С. Живое творчество народа: Доклад на Всесоюзн. научно-практ.конф. М.: Политиздат, 1984. — 47с.
  108. Ш. Горский A.A. Русь в конце X начале XII века: территориально-политическая структура («земли» и «волости») //Отечественная история. -1992.№ 4.-С. 154−161.
  109. A.A. Развитие социалистической демократии на современном этапе. М. Знание. Сер. Право в нашей жизни. — № 6. — С. 17.
  110. A.B., Кузин О. С. Неформалы: кто есть кто? М., 1989.-С.21.
  111. Г. В. Диалектика управления и самоуправления: Дисс.. канд.филос.наук. Горький, 1988. 137с.
  112. З.А. Коммунитаризм и изменения в системе ценностей американского общества //Рабочий класс и современный мир. 1989. № 5. -С.147.
  113. Две системы мирового хозяйства: антагонистическое единство. М: Международные отнош., 1983. — 334с.
  114. Демократия власть всех и каждого. — М: Просвещение, 1990. — 93с.
  115. Т. Декларация представителей США, собравшихся на общий конгресс //Американские просветители. — М.: Мысль, 1969. 445с.
  116. Диалектика и методы управления: Межвуз.темат.сб. Калинин: КГУ, 1981 .-168с.
  117. Документы съездов Конфедерации анархо-синдикалистов. Тверь: Бунтарь, 1990.-С.8.
  118. И.В. Общинное самоуправление русских крестьян Ереванскойгубернии (конец XIX — начало XX века) //Вестник общественных наук. -1991.№ 2.-С.27−38.
  119. Р.Н. Методология и методика прогнозирования внешней политики несоциалистических государств: Опыт системной организации понятий. М., 1986. — С.46.
  120. М. Правительство переходного периода //Свободная мысль. 1992. № 15.
  121. Ы.В. Наука самоуправления: консультационное взаимодействие. -Ростов-на-Дону, 1989. 76с.
  122. JI.A. Бюджетную систему необходимо совершенствовать //Финансы. 1994. № 5.
  123. В.В. Изучение путей развития демократии и самоуправления //Советское государство и право. — 1987. № 3. — С. 126−128.
  124. Н. Задачи земской реформы //Самоуправление. Еженедельный орган городского, сельского, земского и областного общественных управлений. М., 1907. — № 4.
  125. H.A. Становление местного самоуправления в России: конституционные нормы и реальность. Тула, 1997.
  126. Ю.Е. Классовая сущность и исторический характер демократии. Методологические проблемы: Автореф. до кт. фил ос.наук. М., 1977. 20с.
  127. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // Известия. 1990. — 14 апреля.
  128. .Я. К вопросу о формировании «гражданского общества и правового государства//Социально-полит.науки. 1991. № 6. — С.29−34.
  129. И. Социальная философия Шарля Фурье и ее место в социологической мысли первой половины XIX в. — М., 1964. 100с.
  130. В. Гражданское общество и правовое государство — показатели цивилизованности //Коммунист. 1990. № 7. — С.29−30.
  131. В.Ф., Фриш A.C. Развитие демократии на производстве: проблемы, перспективы. М: Знание, 1989. — № 5. — С.3−21.
  132. Г. А. Самоуправление коренных малочисленных этносов Севера (социально-философский аспект). —Якутск: ЯФ СО РАН, 2002. 160с.
  133. В.Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. М., 1999
  134. Н.В. и др. Основные направления совершенствования хозяйственного механизма на пути перехода к региональному самоуправлению северных территорий. -Якутск, 1990. 32с.
  135. А.Г. К проекту закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации.» //Финансы. 1997. № 4.
  136. М.В., Коваль Б. И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство //Полис. — 1992. № 1−2. — С. 193−201.
  137. И.П. Социалистическое самоуправление народа. М.: Мысль, 1987.-237С.
  138. И.П., Черноголовкин Н. В. Государство и самоуправление // Советы народных депутатов. 1986. № 7. — С.7−13.
  139. М. Определение предмета местного самоуправления //Право и жизнь.- 1996. № 10.
  140. Исторический материализм как методология познания и преобразования общественной жизни. -М.: Наука, 1987.-282с.
  141. Н.И. Утверждение социалистического самоуправления народа в советской политической системе: Дисс.. кан.филос.наук. Киев, 1989. -138с.
  142. Э. Путешествие в Икарию. М., 1948. — 4.2−3. — С.181.
  143. В.Р. Первобытная доземледельческая община. М.: Наука, 1986. -470с.
  144. П.Е. Социалистическое самоуправление (к теории и методологии исследования) //Философские науки. 1989. № 6. — С.3−12.
  145. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. М.: Мысль, — 330с.
  146. А. Судебная защита местного самоуправления. //Городскоеуправление. 1996. № 1.
  147. В.А. Бюджетный федерализм и местное самоуправление. //Финансы. 1995. № 6.
  148. Л.И., Ячин СЕ. К проблеме генезиса деятельности и общественных отношений //Исторический материализм как методология социального познания. Новосибирск, 1985. — С.52.
  149. И.П. Человек как объект и субъект социалистического самоуправления :Сб.тезисов Всесоюзн.научн.конф. «Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса», 4−6 мая 1989 г. -Новосибирск, 1989.-С. 17−21.
  150. .А. Государство правовое и социалистическое //Вопросы философии. 1990. № 6. — С. 152.
  151. П. Россия в начале XX века: (О русском земстве 1864−1917 г. г.) //Москва. 1990. № 11.- С. 162−166.
  152. Т. Куда идет государственный социализм? //Кентавр. 1992. -май-июнь — С. 19−27.
  153. Ф.Д. Донациональные этнические общности //Расы и народности. М., 1979. -С.22−27.
  154. М. Как конструировать надежность. Методические основы организации муниципальных займов //Муниципальная власть. 1997. № 2.
  155. А.Н. Причинность и самоорганизация//Самоуправление и управленческий персонал в реализации стратегии перестройки и ускорения. -M., 1989.-С.20.
  156. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». М., 1997.
  157. Коммунистический утопический эксперимент в истории общественной мысли и социальных движений. Л.: ЛГУ, 1988.- 152с.
  158. .О. О концепции «самоуправляющегося социализма» Французской демократической конфедерации труда //Мировой революционный процесс: проблемы и исследования. М.: МГУ* 1982.1. Вып.4.
  159. Ю.С. О социалистическом самоуправлении народа в СССР //Представительные органы власти социалистического государства. М., 1986.-С.113−126.
  160. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: Изд-во Верх. Совета Российской Федерации, 1992. — 1 Юс.
  161. В.И. Власть, демократия, перестройка. М.: Мысль, 1990. — 237с.
  162. М. «Революционный синдикализм и Анархизм: Борьба с капиталом и Властью» Петербургское изд-во, 1906.
  163. И.Ю. Компенсаторные функции самоуправления //Самоуправление и управленческий персонал в реализации стратегии перестройки и ускорения /Всесоюзн.научн.-практич.конф. М., 1989. -С.10−12.
  164. М.Э. Эволюция трудовых отношений в условиях рыночной экономики. М., 1992. — С.57.
  165. В.А., Зиборов Г. М., Рябов A.B. Модернизация России (Мировой опыт и наши перспективы) //Кентавр. 1992. — март. — С.84.
  166. Краткая всемирная история.-М.: Наука, 1967.-Кн. 1. 519с.
  167. Е. Советы умерли. Да здравствует земство? //Рабочая трибуна. 1994. — 18 янв.
  168. JI.T. Проблема государства и общества в домарксистской мысли.-JI.: ЛГУ, 1978.-216с.
  169. П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. — М.: ЭКСМО-ГГресс, 1999.-42с.
  170. П.А. Анархия и ее место в социалистической эволюции. Пб.: Грамотность, 1907. — 31с.
  171. П.А. Коммунизм и анархия.-Пб.: Голос труда, 1919.-32с.
  172. П.А. Поля, фабрики и мастерские. Промышленность, соединенная с земледелием и умственный труд с ручным. Пб. — М: Голоструда, 1921.-272с.
  173. Я.И. Натуральное хозяйство и социально-экономическая сущность первобытной общины //Вестник Московского университета. Сер.6: Экономика. 1983. № 4. — С.30−39.
  174. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. -М., 1997.
  175. A.B. Развитие теории территориального самоуправления в СССР : 1917−1991-СПб., 1996.
  176. З.И. Развитие общественной мысли на Востоке. Колониальный период. XIX—XX вв. М.: Наука, 1993. — 245с.
  177. Л. Социалистическое самоуправление народа демократия в действии // Коммунист Киргизстана. — 1986. № 10. — С.18−25.
  178. В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905−1907 гг, //Полн.собр.соч. -Т. 16. -С. 193−413.
  179. В.И. Аграрная программа социал-демократии в русской революции //Полн.собр.соч. -Т.17.-С.148−173.
  180. В.И. Государство и революция//Полн.собр.соч.-Т.ЗЗ.-С. 1−428.
  181. В.И. О левом ребячестве и мелкобуржуазности //Поли. собр. соч. -Т.36. С.292−307.
  182. В.И. Петроградская общегородская конференция РСДРП (б) //Полн.собр.соч. Т.31. — С.237−277.
  183. В.И. //Поли. собр. соч. Т.5. — С.377.
  184. В.И. //Полн.собр.соч. Т.12 — С. 243.
  185. В.И. Развитие капитализма в России //Полн.собр.соч. Т.З. -С.1−609.
  186. В.П. Демократия: от зарождения идеи до современности. М: Знание, 1991. — Сер. Теория и практика социализма. — № 10. — 64с.
  187. Д. Избр.филос.произв. М.: Соцэкгиз, 1960. — Т.2. — 532с.
  188. Г. Н. Политическая социализация личности в системе самоуправления //VI Всесоюзн.филос.чтения молодых ученых: Тез.докл.1. M., 1986.-C.159−161.
  189. Ю.Ф. Социально-политическая активность и протест в истории советского общества. Архангельск, 1991. — 1 Юс.
  190. Д.И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. — Л.: ЛГУ, 1985. — 160с.
  191. В.О. Референдум и развитие социалистического самоуправления народа //Советское государство и право. 1986. № 12. — С.43−50.
  192. Н. В. Трунов С.А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //Финансы. 1997. № 11.
  193. Л.И. Роль общественного самоуправления в становлении социалистической демократии (философско-методологический анализ): Автореф.дисс. канд.филос.наук. Львов, 1990. 17с.
  194. М.К. К вопросу о концепции местного самоуправления //Экономика и управление 1999. № 2.
  195. Л.С. Государство как публично-властная форма организации классового общества //Карл Маркс как теоретик государства. — М.: Наука, 1979.-264С.
  196. Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания: домарксистский период. М.: Наука, 1989, — 253с.
  197. М. Теория социального управления. — М.: Прогресс, 1978. 447с.
  198. К. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд. -Т.13.-С.4−167.
  199. К. Капитал. — Т. 1. Кн.1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. — Т.23.-900с.
  200. К. Конспект книги Бакунина // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т. 18.-С.579−624.
  201. К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е ИЗД.-Т. 19.-С.9−32.
  202. К. Наброски письма к В.И.Засулич //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-е изд.-Т. 19. -С.400−421.
  203. К. Наемный труд и капитал //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.6. — С.428−459.
  204. К. Нищета философии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2-е изд. Т.4. -С.65−185.
  205. К. Письмо В. И. Засулич. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. -Т.19.-С.250−251.
  206. К. Письмо Павлу Васильевичу Анненкову, 28 декабря 1846г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.27. — С.401−412.
  207. К. Экономические рукописи 1857−1859 годов. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.46. — Ч. 1. — С.3−552.
  208. К., Энгельс Ф. Соч. T.l. — С.357.
  209. К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. — С.342.
  210. К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. — С.149.
  211. К., Энгельс Ф. Соч. -Т.18. -С.616.
  212. К., Энгельс Ф. Соч.-Т.19.
  213. К., Энгельс Ф. Соч. Т.22. — С.239−240.
  214. К., Энгельс Ф. Соч. Т.37. — С.380.
  215. К., Энгельс Ф. Соч. Т.41. — С.325−326.
  216. А.Н. Общество и государство в русском историческом процессе //Вестник Московского университета. Сер. 12: Социально-политические исследования. — 1993. № 1. — С. 15−29.
  217. В.В. Власть и самоуправление (теоретико-методологический анализ). Ростов-на-Дону: Рост. ун-т, 1991. — 151с.
  218. И. П. Тимошенко В.А. Резервы территориального бюджета //Финансы. 1997. № 6.
  219. Местное развитие: Международный и национальный опыт. Реф.обзор. -М.:ИНИОН, 1992.-75с.
  220. Местное самоуправление: основы системного подхода. СПб., 1997.
  221. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор. -М., 1994.
  222. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. -М., 1994.
  223. Местное самоуправление в России. Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Грамота, 1995.
  224. Местное самоуправление. Ростов-на-Дону: Изд-во Н. Парамонова, Донская речь, 1905.
  225. Местное советское управление. М., 1927.
  226. Методология общественного познания //Уч.Зап. — 1979. Вып. 19.- 199с.
  227. H.A. Русская крестьянская община в Западной Сибири. XVIII -первая половинаХ1Хв. -Новосибирск: НГУ, 1991.-265с. ,
  228. Е.В. Местное самоуправление в России. Теория и практика //Государство и право. 1993. № 6.
  229. В.Д. Центральные идеи и философские основы кибернетики. -М: Мысль, 1965.-325с.
  230. П. В. Москаленко А.Т. Методологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск, 1981. — 295с.
  231. Х.Н. Диалектика общего и особенного в историческом процессе. М.: Мысль, 1978.-215с.
  232. Мор Т. Утопия. М., 1987. — 164с.
  233. Моркунас З.-В.С. Методология управления социальными процессами. -Вильнюс: Минтис, 1987. — 191с.
  234. Е.П. Саратовское земство 1866−1890. Саратов: Изд-во Сарат.гос.университета, 1991.- 180с.
  235. А.Т. и др. Методология в сфере теории и практики. -Новосибирск, 1988.
  236. А.Т. Роль методологии в развитии науки. Новосибирск, 1985.-316с.
  237. А.Т., Чечулин A.A., Погорадзе A.A. и др. Методология всфере теории и практики. Новосибирск: Наука, 1988. — 303с.
  238. Муниципальный менеджмент /Под ред. Е. Н. Чадаева. Хабаровск: ДВАГС, 1998.
  239. В.В. Размышления о власти //Власть: Очерки современной политической философии Запада. — М., 1989. — С.7−36.
  240. JI.K. Методологические аспекты ленинской идеи народного самоуправления //Научное управление обществом. 1981. — Вып. 14.
  241. Неизвестные письма П. А. Кропоткина (Письма к В. Н. Черкфову, 1984) //Кентавр. -1992. май-июнь.
  242. B.C. Философия права Гегеля: история и современность // Гегель Г. В. Ф. Философия права. М, 1990. С. 30−31.
  243. Е.А. Управление социальными процессами. Саранц: Тип. «Красный Октябрь», 1999. — 191с.
  244. Новый программный документ Социнтерна //Коммунист. 1989. № 16. -С.117.
  245. Общественная практика и общественные отношения. М.: Мысль, 1989. -383с.
  246. Общество как целевая самоуправляемая система //Научное управление обществом. -М.: Мысль, 1976. —Вып. 10. —294с.
  247. A.B. Гражданское общество: взгляд экономиста //Государство и право.- 1992. № 8.-С.98−109.
  248. A.B. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее //Социально-политические науки. 1991. № 12.
  249. Д.А. Иерархия родовых структур и типы болыиесемейных домашних общин //Социальная организация народов Азии и Африки. 1975. -С.13−18.
  250. A.M. Социальное управление. Некоторые вопросы теории и практики. М.: Мысль, 1980. — 269с.
  251. Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации: концепции, конституционные основы, практика. М., 1996.
  252. Основы местного самоуправления в городах России /Под ред. А. Е. Когута. -СПб., 1995.
  253. Ш. Г. Общественное самоуправление: опыт и проблемы. -Ташкент, 1990.- 160с.
  254. В.В. Методологические аспекты управления. М.: Мысль, 1981. -175с.
  255. В.Г. Формирование федерального бюджета и межбюджетные отношения //Финансы. 1994. № 6.166
  256. В.А. Программа КПСС и XXVTI съезд партии о социалистическом самоуправлении народа //Проблемы совершенствования советского законодательства. -М., 1986. Вып.34. — С.3−16.
  257. С.Н., Фомин А. Б. О некоторых аспектах социалистического самоуправления //Научный коммунизм. 1989. № 12. — С. 109−111.
  258. Ю.Д. Малочисленные народы Севера: Государственная политика и региональная практика. -М.: ACADEMIA, 1998. 192с.
  259. H.JI. Органы местного самоуправления, формирующие местную финансовую систему //Журнал «Местное право» — 2000. № 1.
  260. Н.М. Альтернатива: Об истории появления земств в России, их делах и возможностях //Россия 1992. № 8/9. — С.24−26,
  261. Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М.: Наука, 1990. -319с.
  262. А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М., 1997.
  263. Ю.К. О природе социальной формы движения. М., 1971. -196с.
  264. Н.В. Синергетика: диалектика самоорганизующихся систем: Онтолог. и гносеол. аспекты. — Ростов н/Д- Белгород: Изд-во БГУ, 1999. -351с.
  265. М. Анархист под голубым знаменем //Лит. газета. 1992. № 52.-23 декаб.
  266. В.Е. Государственная информация и управление социальными процессами //Общественно-политическая деятельность и социальное управление. — М., 1992. С. 168.
  267. Ю.В. Интернационализация в традиционном и современном обществах. Новосибирск: Издательство ИДМИ, 2000. — 200с.
  268. Дж., Джил П. Введение в политику //Актуальные проблемы современнной зарубежной политической науки. Вып.4. — М.: АН СССР, 1991. -Реф.сб.- 127с.
  269. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995.
  270. Н.В. Финансовая основа местного самоуправления //Журнал «Местное право» ~ 2000 г. № 1.
  271. Посттоталитарное общество на рубеже веков. Динамика изменений социальной структуры и ценностных ориентации. -М.: РАН, 1992. 156с.
  272. А.И., Стингере И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. -М.: Прогресс, 1986.-431с.
  273. Проблемы формирования гражданского общества. М.: Институт социологии РАН, 1993.
  274. Проблемы городского управления. («Круглый стол») //Городское управление. 1996. № 12.
  275. Л.И. Законодательная основа местных финансов //Финансы. -1998. № 1.
  276. Прудон П.-Ж. Французская демократия. С-Пб., 1867. — 388с.
  277. В.Н. Критерии социалистического самоуправления народа //Научный коммунизм. 1989. № 12. — С.27.
  278. И.Х. Диалектика цели и средств социалистического самоуправления. Ташкент: Фан, 1988. — 154с.
  279. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов на Дону, 1997
  280. В.П. Коллектив как социальная общность. М., 1978. — С. 180.
  281. Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Идея гражданского общества в социальной мысли. М.: Союз, 1993.
  282. Ю. М. Гражданское общество как феномен цивилизации. Теоретике-методологичексие аспекты исследования. М: Союз, 19?>8.
  283. Рекомендации участников международной конференции по проблеме местных финансов в Российской Федерации. (Москва, Государственная Дума, 24−25 апреля 1996 г.) //Финансы. 1996. № 7.
  284. Роль механизмов в ускорении социально-экономического развития общества //Известия СО АН СССР. Сер. Экономика и прикладная социология. 1986. № 2. — С. 10.
  285. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703с.
  286. Р.В. Советская социология и теория социальной стратификация // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа. -М., 1983.-592с.
  287. О.Л. Правовые основы местного самоуправления. //Социологические исследования. — 1997. № 1.
  288. Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики. М: Наука, 1987. -87с.
  289. Самоуправление в Социалистической Республике Румыния. М., 1987.
  290. Самоуправление: От теории к практике. — М.: Юридич.лит., 1988. 208с.
  291. А.Г. Шведская модель общественного развития //Изв. АН СССР Сер. Экономика. -1991. № 6. -С.92−108.
  292. Ю.И. Значение категории «общественно-экономический уклад» для анализа социально-экономического строя общества //Филос. наука. -1976.ЖЗ .-С.42−52.
  293. Ю.И. Переход от первобытнообщинного общества к классному: пути и варианты развития. ЧЛ // Этнографическое обозрение. — 1993. № 1. -С.52−70.
  294. Сен-Симон А. Избранные сочинения-М.-Т. 1. 307с.
  295. М.Д. Демократия и социалистическое самоуправление народа.1. М, 1987.-С.14.
  296. С.А. Развитие самоуправления в современном советском обществе: проблема становления субъекта управления.: Дисс. канд.филос.наук. Саратов, 1991. 146с.
  297. Ю.И. Система социалистического самоуправления советского народа. Свердловск, 1987.169
  298. И.М., Резник Ю. М., Понятие «социальное» в социологической теории марксизма //Вестник МГУ. Серия 12: Социально-политические исследования. 1990. — С.22−29.
  299. Современные буржуазные теории общественного развития. М., 1984.
  300. Н.И. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями //Российский юридический журнал. 1999. № 1.
  301. И.Ф. Народная монархия. М, 1991.
  302. Н.И., Кудюкин П. М. Механизмы производственной демократии и самоуправления. //Самоорганизация и самоуправление: социальное развитие. М., 1989. — С.37.
  303. Социалистическое самоуправление народа. Условия и пути развития. -М., 1990. -С.32.
  304. Социалистическое самоуправление. Саратов, 1987. — С.31.
  305. Социальная форма движения. Саратов, 1990. — 179с.
  306. . Избранные произведения. В 2 т. — М.: ГосПолитиздат, 1957. -Т.2.-727С.
  307. ЗЮ.Ступишин В. П. У кого власть в правовом государстве? //Международная жизнь. 1989. № 11.- С.29−43.
  308. Судебная защита прав местного самоуправления в Российской Федерации. Сборник решений федеральных судов. М.: Юрист, 1997.
  309. И.Н. Социалистическое самоуправление. Саратов, 1991. — С.8.
  310. Ю.А. Демократия и экономика. М., 1988.
  311. А. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 731 с.
  312. Ю.А. Социалистическое самоуправление народа Сер.: Философия. М.: Знание, 1987. — № 3.
  313. А. О демократии в Америке. М.: Прогресс, 1987. С. 48.
  314. Г. С. Особенности самоуправляющихся систем. М., 1970. -С.47.
  315. А. Футурошок. С.-П.: Лань, 1997. — 464с.
  316. Философские и социологические проблемы управления: исследования советских ученых. М., 1985. — С.24.
  317. Ферпосон Опыт истории гражданского общества. (Под ред. Абрамова М.А.)-М.:РОССРЭН.
  318. В.П. Всемирная история как рефлексия цивилизаций //Гуманитарные науки в Сибири. — 1999. № 1. — С.44−47.
  319. В.П. Социальная деятельность как система. — Новосибирск: Наука, 1981.-302с.
  320. О.В. Кто решает судьбу «неугодного мэра»? //Журнал Российского права- 3999. № 1
  321. В. Социалистическое самоуправление в буржуазной и реформистской интерпретации //Вопросы экономики. 1986. № 1. -С.146−155.
  322. М.В. Социалистическая демократия и самоуправление //Советское государство и право. — 1985. № 4. С. З—11.
  323. Четвертый (объединительный) съезд РСДРП. Протокол. М., 1959. -С.522, 562.
  324. И. Демократия и гражданское общество //Полис. 1992. № 4. С. 19.
  325. .Н. Черты самоуправления как системы //Самоуправление и управленческий персонал в реализации стратегии перестройки и ускорения. Тез. Всесоюзн.научн.-практ.конф. М., 1989. — С.33−36.
  326. Г. Х. Социалистическое самоуправление народа //Советская Россия. 1985. — 6 февр.,
  327. Шведская модель реформистского социализма. М., 1976.
  328. А. Законодательное регулирование в сфере местного управления /Городское управление. 1996. № 2.
  329. Е.А. Муниципальное право. Новосибирск., 1995.
  330. Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. — 224с.
  331. Ф. К критике проекта социал-демократической программы 1891г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.22. — С.227−243.
  332. Ф. Огто Бенигку, 21 августа 1890г. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. -2-еизд.-Т.37,-С. 145−223.
  333. Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т.21. — С.23−178.
  334. Ф. Развитие социализма от утопии к науке //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — Т. 19. — С. 185−238.
  335. Ф. Централизация и свобода //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е ИЗД.-Т.41.-С.321−326.
  336. С. Н. Широков А.Н. Местное самоуправление — рыночный облик местной власти. //Экономист. 1996. № 1.
  337. В.А. Местное самоуправление: комментарии, разъяснения. М., 1997.
  338. СЕ. О возникновении сознательной деятельности //Объективное и субъективное в общественном развитии. К исследованию проблемы человека. Межвузовский сборник. Владивосток, 1987. — С.59.
  339. Bealy F. Democracy in the Contemporury Stuti. Oxford. Univ. Press. W.Y., 1988.-127p.
  340. Landa J. Trust, Ethnicity, and Identity: Beyond the New Institutional Economics of Ethnic Trading Networks, Contract Law, and Gift-Exchange (Ann Arbor, MI: The University of Michigan Press, 1994). P. 127.
  341. Coleman J. Foundations of Social Theory (Cambridge. MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 1990). P. 306−313.
  342. Putnam R. with Leonard! R. and Nanetti R. Making Democracy Work: Civic
  343. Traditions in Modem Italy (Princeton, NY: Princeton University Press, 1993). P. 86−90.
Заполнить форму текущей работой