Развитие методологии конъюнктурного анализа товарных рынков в системе предпринимательства
![Диссертация: Развитие методологии конъюнктурного анализа товарных рынков в системе предпринимательства](https://niscu.ru/work/3763023/cover.png)
Впервые предложена методика проведения комплексного исследования конъюнктуры товарного рынка, ее общая структура и алгоритм ее реализации. Данная методика основана на принципах декомпозиции и синергизма элементов предпринимательской среды: товара, производителей, каналов распределения, потребителей и основных показателей конъюнктуры, а также факторов макросреды рынка имеющих экономическую… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ в
- ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Конъюнктура, как объект экономического анализа
- 1. 2. Теоретические аспекты конъюнктурного анализа товарных рынков
- 1. 3. Взаимосвязь конъюнктурного анализа и маркетинговых исследований, как инструментов снижения уровня неопределенности в предпринимательской деятельности
- 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА В СИСТЕМЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
- 2. 1. Методика комплексного исследования конъюнктуры товарного рынка
- 2. 2. Процедура проведения комплексного исследования конъюнктуры товарного рынка
- 2. 3. Методика прогнозирования длительности жизненного цикла товара в условиях дефицита исходных данных
- 3. КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНЪЮНКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА МОЮЩИХ СРЕДСТВ
- 3. 1. Исследование состояния и развития рыночной среды
- 3. 2. Исследование тенденций развития макросреды
- 3. 3. Расчет времени вытеснения хозяйственного мыла синтетическими, жидкими и пастообразными моющими средствами
Развитие методологии конъюнктурного анализа товарных рынков в системе предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Российская экономика на протяжении более десятилетия переживает сложный процесс перехода к рыночной форме. Это обстоятельство диктует необходимость активного использования новых экономических механизмов, позволяющих регулировать взаимоотношения между различными хозяйствующими субъектами, функционирующими в нашей стране. Происходящая перестройка системы предпринимательства в России обусловливает важность развития методологии конъюнктурного анализа, позволяющего повысить качество управления, как отдельными, коммерческими структурами, так и целыми отраслями экономики.
Формирующаяся на отраслевых российских рынках конкурентная среда определяет актуальность проблемы выбора наиболее эффективных направлений развития собственной производственно-хозяйственной деятельности, изучения рыночной конъюнктуры, а также комплекса факторов внешней среды, ее определяющих. Предприятия, действующие в условиях изменчивых внешних воздействий, все большее значение придают проведению конъюнктурного анализа рынков своих товаров. Информация, приобретаемая в процессе таких исследований, используется предпринимателями для обоснования и реализации управленческих решений.
Проблеме функционирования товарных рынков и формирования конкурентной среды уделяется достаточно внимания в трудах зарубежных и отечественных ученых, однако более тщательный анализ литературы в области предпринимательства показывает, что преобладающая часть изданий имеет учебный или популярный характер. Сложные вопросы оценки влияния конъюнктуры товарных рынков на деятельность предприятия с точки зрения их практического применения недостаточно разработаны и освещены. Приводимые в трудах отечественных экономистов исследования носят в большей мере теоретический, а не прикладной характер, что затрудняет их практическое использование. При этом до сих пор встречается путаница в терминологии не только у российских, но и западных авторов. В связи с этим, пока остаются неразработанными многие аспекты методологического, методического и информационного обеспечения процесса исследований конъюнктуры в системе предпринимательства, актуальность развития которых предопределила выбор темы диссертации.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы явилось развитие методологии конъюнктурного анализа в системе предпринимательства на основе разработки и апробации методики комплексного исследования конъюнктуры товарного рынка.
В соответствии с этой целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
• исследование категории «конъюнктура товарного рынка», ее видов и специфики;
• определение роли и места конъюнктурного анализа в исследованиях системы предпринимательства и конкуренции;
• адаптация методологии конъюнктурного анализа товарных рынков для производственного предприятия, как субъекта предпринимательства;
• разработка методики комплексного исследования конъюнктуры товарного рынка;
• разработка методики прогнозирования длительности жизненного цикла товара и времени его вытеснения с рынка товарами-заменителями, в рамках развития малоизученных аспектов прогнозирования рыночной ситуации.
Предмет и объект исследования. Объектом исследования выступает совокупность теоретических, методических и практических вопросов связанных с методологией анализа и прогнозирования конъюнктуры-товарных рынков в системе предпринимательства. Предметом исследования послужила деятельность по анализу конъюнктуры российского рынка моющих средств.
Теоретическая и методологическая база исследования. Основой исследования послужили труды российских и зарубежных специалистов, посвященные проблематике предпринимательства и конъюнктурных исследований. Большой вклад в разработку теории и практики конъюнктурных исследований внесли отечественные ученые: Г. Л. Азоев,. И.К. Беляевский^ Р. С. Гайсин, Е. П. Голубков, Н-Д: Ильенкова, С. ДИльенкова, Ф. М. Левшин, В. К. Нефедов, Н. М. Римашевкая, Ю. Б. Рубин, Б. А. Соловьев и др.
Среди западных авторов следует отметить работы: М. Бейкера, Б. Бермана, Ф. Котлера, РКента, Ж.-Ж. Ламбена, Г. Черчилля, Дж. Эванса и ряда других.
Информационную базу исследования составили данные Госкомстата РоссийскойФедерации, специализированных исследовательских и отраслевых организаций: «КОМКОН-2», ВНИИЖиров, ВНИИПРиМ, прессы, рекламно-информационных публикаций, а также данные опроса региональных торговых представителей ОАО «Московский мыловаренный завод» и ООО «Московский завод синтетических моющих средств» .
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в рамках совершенствования методологии конъюнктурных исследований в системе предпринимательства в нем впервые сформулировано прикладное направление конъюнктурного анализакомплексное исследование конъюнктуры товарного рынка. Предлагаемый подход предусматривает комплексное изучение товарного рынка в определенный момент времени на основе представления его как открытой системы, а также рассмотрения на основе принципов декомпозиции, синергизма и обратных связей основных его составляющих: товара, производителей, каналов распределения и потребителей. Предложены типовые критерии для изучения состояния рынка и его составляющих.
В диссертационной работе сформулированы и выносятся на защиту следующие положения:
• Разработана классификация методических подходов к конъюнктурному анализу товарных рынков. Доказана правомерность выделения подходов на основе следующих четырех факторов: методологический признак, уровень обобщения конъюнктуры, тип субъекта системы предпринимательства, являющегося потребителем исследования, уровня иерархии рынка.
• Уточнена взаимосвязь исследований конъюнктуры и исследований рынка. На основе учета этой взаимосвязи показана возможность использования методов исследований рынка в конъюнктурном анализе, что значительно расширяет возможности последнего.
• Впервые предложена методика проведения комплексного исследования конъюнктуры товарного рынка, ее общая структура и алгоритм ее реализации. Данная методика основана на принципах декомпозиции и синергизма элементов предпринимательской среды: товара, производителей, каналов распределения, потребителей и основных показателей конъюнктуры, а также факторов макросреды рынка имеющих экономическую, социальную, технологическую политическую и природную сущность. Процедура и алгоритм проведения исследования позволяют за счет обратных связей между этапами и наличия апостериорной оценки результатов совершенствовать набор конкретных методов, применяемых в рамках методики, отбирая наиболее эффективные.
• Сделан вывод о том, что вытеснение с рынка товарами-заменителями является основным фактором, обусловливающим наступление спада в жизненном циклетовара. Данное заключение позволяет прогнозировать изменения конъюнктуры на основе моделирования жизненного цикла товара.
• В отличие от других подходов в диссертации начало стадии спада в типовом жизненном цикле исследуемого товара определяется на основании вступления в стадию роста (т.е. прохождение порога безубыточности) его более совершенного заменителя.
• В рамках разработки частных аспектов прогнозирования развития конъюнктуры, предложена методика прогнозирования длительности жизненного цикла товара и времени его вытеснения с рынка товарами-заменителями в условиях дефицита исходных данных, а также алгоритм ее реализации. Методика основана на трендовых моделях жизненного цикла исследуемого товара и его заменителей, а также на интерполяции значений при помощи регрессионной модели зависимости целевого товара от его заменителей.
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования представляют практический интерес для субъектов предпринимательства — управленческих и маркетинговых подразделений предприятий, исследовательских и учебных организаций.
Апробация и внедрение. Теоретические и практические результаты диссертационной работы используются в деятельности ОАО «Московский мыловаренный завод», ООО «Московский завод синтетических моющих средств», консультационной компании «ИРБИС» .
По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 2,0 п.л. Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения списка литературы и приложений.
Выводы по разделу:
В последние годы усилился государственный контроль в области соблюдения стандартов производства ХМ, что в частности привело к повышению качества статистической отчетности.
На местных рынках не проводится политики дискриминации производителей из других регионов.
3.3. Расчет времени вытеснения хозяйственного мыла синтетическими, жидкими и пастообразными моющими средствами.
3.3.1. Апробация методики прогнозирования окончания эюизненного цикла товара на рынках стран, где процесс замещения хозяйственного мыла завершен.
В ходе анализа вторичной информации было выяснено, что в странах ЕС, США и Японии мыло хозяйственное полностью вытеснено с рынка синтетическими и жидкими моющими средствами, и его производство, а также импорт из других стран полностью прекращен.
Пользуясь методикой прогнозирования окончания жизненного цикла, определим время, когда потребление хозяйственного мыла: была прекращено. В качестве примера возьмем США, Италию и Японию. Последние данные о потреблении ХМ в этих странах относятся к 1970 г. [89].
Заключение
.
В соответствии с целью и поставленными задачами в работе получены следующие основные результаты:
1. На основании критического анализа публикаций отечественных и иностранных экономистов и исследования исторической эволюции представлений о предпринимательской деятельности, конъюнктуре, исследованиях конъюнктуры, концепции маркетинга и маркетинговых исследованиях, выявившего основные этапы их развития и подходы к их пониманию, развито представление о взаимосвязи исследований конъюнктуры и маркетинговых исследований с точки зрения системного подхода. Суть уточнений сводится к обоснованию возможности применения в конъюнктурном анализе двух направлений маркетинговых исследований: исследований рыночной среды и исследований макросреды.
2. Сформулировано понятие «комплексное исследование конъюнктуры товарного рынка» как исследование состояния рынка товарного, уровня на определенный момент времени, включающее в себя анализ рыночной ситуации в контексте декомпозиции рынка, как системы, на его отдельные составляющие: товар, производителей, потребителей, каналы распределения и факторы макросреды, оказывающие непосредственное влияние на развитие рыночной ситуации.
3. На основании системного подхода разработана методика проведения комплексного исследования конъюнктуры товарного рынка, приведена ее структура, процедура и алгоритм выполнения. Определены роль и место комплексного исследования конъюнктуры товарного рынка как инструмента снижения уровня неопределенности в предпринимательской деятельности.
4. На базе концепции жизненного цикла товара уточнено определение стадии спада. Суть уточнения сводится к определению начала стадии спада исследуемого товара в момент вступления в стадию роста (т.е. прохождение порога безубыточности) его более совершенного заменителя,.
5- Разработана методика прогнозирования момента окончания жизненного цикла: товара и его вытеснения с рынка товарами-заменителями в условиях дефицита исходной информации. Методика основана на аппроксимации имеющихся данных о сбыте и (или) потреблении целевого товара и восстановлении пропущенных значений при помощи регрессионной модели зависимости целевого товара от его заменителей.
6. В качестве апробации предложенных методик проведено комплексное исследование конъюнктуры рынка моющих средств. Поскольку в рамках настоящей диссертационной работы невозможно провести анализ рынков всех товаров, включаемых в данную товарную группу, для примера реализации методики был выбран рынок хозяйственного мыла, как товара, имеющего значительную историю потребления и развитую технологическую базу в Российской Федерации.
В разделе, посвященном товару, рассмотрены стандарты, по которым осуществляется производство, хранение и сбыт мыла хозяйственного на территории РФ.
В разделе «Производство» рассмотрены крупнейшие производители-конкуренты ОАО «Московский мыловаренный завод», динамика официальной статистики производства, импорта и экспорта хозяйственного мыла, а также их структура.
В разделе «Потребители» на основании данных, предоставленных ВНИИЖиров, сделан вывод о последовательном сокращении объемов среднедушевого потребления мыла хозяйственного, под воздействием синтетических, жидких и пастообразных моющих средств.
В разделе, посвященном каналам распределения, рассмотрена структура товародвижения на внутреннем рынке РФ, сделаны выводы о структуре торговых наценок.
В разделе «Рыночная среда» проведено сравнение расчетов емкости рынка на базе данных официальной статистики и ВНИИЖиров. Признано, что более корректными являются оценки, сделанные в докладе ВНИИЖиров. Проведена сегментация рынка по виду товара.
В главе, посвященной анализу влияния факторов макросреды, сделан вывод о мировой тенденции к вытеснению мыла хозяйственного синтетическими, жидкими и пастообразными моющими средствами. В частности сделан вывод об окончании жизненного цикла мыла хозяйственного на рынках развитых стран, апробирована методика прогнозирования окончания жизненного цикла хозяйственного мыла и получены логически непротиворечивые результаты.
В главе, посвященной прогнозу окончания жизненного цикла хозяйственного мыла на российском рынке сделано заключение о его полном вытеснении к 2012 году.
На основании проведенного исследования сделаны следующие выводы:
• Жидкие и пастообразные моющие средства находятся в стадии роста, о чем говорит безубыточность их производства и растущие объемы потребления;
• Синтетические моющие средства находятся в стадии спада и вытесняются жидкими и пастообразными моющими средствами, о чем, в частности, свидетельствуют тенденции на рынках развитых стран;
• Сокращение объемов потребления синтетических моющих средств, помимо вытеснения жидкими и пастообразными моющими средствами, объясняется изменением структуры потребления самого продукта и постепенным переходом к использованию более концентрированных рецептур;
• Жизненный цикл мыла хозяйственного находится в стадии спада, и оно вытесняется с рынка заменителями: синтетическими, жидкими и пастообразными моющими средствами;
• Прогноз окончания жизненного цикла мыла хозяйственного — 2011 г. На основе исследования ОАО «Московский мыловаренный завод» скорректировало сбытовую, ценовую и ассортиментную политику. Были запущены в серию 2 сорта мыла хозяйственного и 1 сорт мыла туалетного.
Таким образом, проведенное исследование показало возможность реального применения на практике предложенных нами разработок и получения на их основе полезной информации, позволяющей обеспечить информационную под держку процесса принятия решений.
7. Указанные разработки имеют универсальный характер и могут использоваться предприятиями любой отраслевой принадлежности. Их практическая реализация осуществлена на примере рынка моющих средств.
Список литературы
- Абрамишвили Г. Г., Война В. А., Трусов Ю. Ф. Операция «Маркетинг»: Стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий. -М.: Международные отношения, 1976. — 240с.
- Абрамова Г. П. Маркетинг: вопросы и ответы. М.: Агропромиздат, 1991.- 159с.
- Азоев F.JI. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 208с.
- Айвазян С.А., Мхитарян B.C. Прикладная статистика и основы эконометрики: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. — 1022с.
- Багиев Г. Л., Алексеев A.A. Маркетинговые основы товарного позиционирования в инновационном периоде. СПб.: СПУЭФ, 1997. -93с.
- Барахов В. И. Самочкин В.Н. Исследование жизненного цикла товара. // Маркетинг в России и за рубежом. 2002, № 3. — 76−86с.
- Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность).- М.: Издательство БЕК, 1996 512с.
- Белкин А. Введение в маркетинг. Таллин: АО «Пако», 1990. — 93с.
- Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002. 320с.
- Беляевский И.К. Теория маркетингового исследования: проблемы создания учебного курса // Проблемы статистического анализа рыночных процессов: Сборник научных трудов. М.: 1993. — 5−18с.
- Беляевский И.К., Кулагина Г. Д., Короткое A.B. и др. Статистка рынка товаров и услуг: Учебник / Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. — 432с.
- Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. — М.: 1999.
- Благова С.О. Управление конкурентоспособностью товаров на этапах их жизненных циклов / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Тула: ТГУ, 2000. — 167с.
- Болт Д. Руководство по управлению сбытом. М.: Экономика, 1991.
- Браверман A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода. М.: Экономика, 1997 — 639с.
- Бухарин Н.И. Избранные произведения. М.: Политиздат, 1988. -320с.
- Виткевич H.A. Использование нормы потребительской стоимости в анализе жизненного цикла изделий. / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. — М.: ВНИИС, 1994. — 145с.
- Гайсин Р. Влияние факторов спроса на конъюнктуру рынка продовольствия // АПК: экономика и управление. 1997 — № 12 -с.24−29
- Герасимчук В.И., Удалов Ф. Е. Маркетинг в рисунках, схемах и таблицах. Н. Новгород: Изд-во ИНГУ, 1995.
- Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. -М.: Внешторгиздат, 1990.
- Голубков Е.П. Маркетинг: Словарь. М.: Дело ЛТД, 1994.
- Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. / 2-е изд., доп. М.: Финпресс, 2000. — 285с.
- Голубков Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения / Общ. ред. Голубкова Е. П. М.: Экономика, 1993.-222с.
- Горячев A.A. Изучение внешнеторговых рынков. М.: Международные отношения, 1984.
- Горячев A.A. Проблемы прогнозирования мировых товарных рынков. М.: Международные отношение, 1981.
- Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р. и др. Академия рынка: Маркетинг. / Пер. с фран.- науч. ред. Худокормов А. Г. М.: Экономика, 1993.
- Демидов В.Е., Завьялов П. С., Кретов И. И. и др. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности. — М.: 1989.
- Дианова И.О. Методические основы исследования уровня и характера конкуренции на товарных рынках. / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М.: 1998.
- Дихтль Е., Хершген X. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995.-255с.
- Дурович А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности. -Мн.: Финансы, учет, аудит, 1997. 31с.
- Забелин П.В. Управление продвижением и сбытом с использованием марковских моделей. / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. М., 1996.
- Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. М.: ИНФРА-М, 2000. — 70с.
- Иванов В.В. Специфика маркетинговых исследований в условиях переходного периода в современной России / Диссертация на соискание ученой степени к.с.н. М.: МГУ, 2001.
- Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учетное пособие / Под. ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1997. — 80с.
- Ильенкова С.Д. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2002. — 583 с.
- Ильенкова С.Д. Экономико-статистический анализ. М.: ЮНИТИ, 2002. — 327с.
- Интернет. Website компании «Сканмаркет». www.scanmarket.ru
- Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. М.: Экономика, 1981.
- Кеворков В.В., Леонтьев C.B. Политика и практика маркетинга на предприятии: Учебное пособие. — М.: ИСАРП, 1999. — 192с.
- Кириченко Э.А. Корпорации США в борьбе за внешние рынки сбыта. М.: Наука, 1981. — 197с.
- Клинов В.Г. Вопросы теории экономической конъюнктуры. — М.: Прогресс, 1989.-352с.
- Ковалев А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996. — 176с.
- Колосницын И.В., Макарчук Н. И. О построении целевой функции потребления //Экономика и математические методы. Том XVIIL -1982.-№ 4.
- Коротков A.B. Методология статистического исследования состояния и развития предложения продуктов на рынке / Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. — М.: МЭСИ, 2000.
- Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
- Котлер Ф. Управление маркетингом. / Сокр. пер. с англ. Б. А. Гольдберга и др. М.: Экономика, 1980.
- Лавров С.Н., Злобин С. Ю. Основы маркетинга промышленных объектов. М.: Внешторгиздат, 1989.
- Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. СПб.: Наука, 1996.
- Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1993. — 357с.
- Левшин Ф.М., Мухин С. Б., Соловьев В. И. Мировые рынки: конъюнктура и цены, М.: Международные отношения, 1987.
- Лобко А.Г., Генов Р., Макевнин A.B. Управление рынком. / Под ред. Лобко А. Г. М.: Изд-во МГАП «Мир книги», 1992. — 64с.
- Лозовский Л.Ш., Райзенберг Б. А., Ратковский A.A. Универсальный бизнес-словарь. -М.: ИНФРА-М, 1997.
- Магнус Я.Р., Катышев П. К., Пересецкий A.A. Эконометрика. Начальный курс. М.: Дело, 1997. — 248с.
- Маджаро С. Международный маркетинг. / Сокр. пер. с англ. / Предисл. и общ. ред. Г. Г. Абрамишвили. М.: Международные отношения, 1979.
- Мазманова Б.Г. Методические вопросы прогнозирования сбыта// Маркетинг в России и за рубежом, № 1, 2000.
- Макарова Т.Н. Планирование производства промышленной продукции на основе маркетинговых исследований. / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Орел: Орловский ГТУ, 2000. — 166с.
- Маркетинг. Сборник. / Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. д-ра экон. наук Д. И. Костюхина. М.: Прогресс, 1974. — 447с.
- Маркетинг: Учебное пособие / Под ред. А. Романова. — М., 1996. — 398с.
- Маркетинг: Учебное пособие. / Под ред. А. И. Банникова. Казань: КФЭИ, 1993.-150с.
- Мартюшес С.Ю. Методологические проблемы построения и применения эконометрических моделей. Вильнюс: 1979. — 63с.
- Методическое руководство по прогнозированию конъюнктуры мировых товарных рынков в рамках автоматизированной системы прогнозирования ВНИКИ (АСП «Конъюнктура»). М.: ВНИКИ, 1989.
- Мотышина М.С. Обеспечение инновационной деятельности на основе маркетинговых исследований / Диссертация на соискание ученой степени д.э.н. -М.: МГУ, 1997. 339с.
- Мыло хозяйственное твердое. Общие технические условия: ГОСТ 30 266–95. Введ. 1995.-М., 1995.
- Никитин С.П. Конъюнктура мировых товарных рынков: преемственность и специфика. — М.: Прогресс, 1982. 346 с.
- Овсянников A.A., Петтай И. И., Римашевкая Н. М. Типология потребительского поведения. М.: Наука, 1988. — 239с.
- Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. проф. Г. Л. Багиева. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001.-231с.
- Патласов О. Ю, Джурбаев К. Т. Рыночный хозяйственный механизм: Передовой зарубежный и отечественный опыт. — Новосибирск: 1991. -96с.
- Петрищев Ю.В. Конъюнктура и перспективы развития отраслей промышленности. Промышленность строительных материалов. / 1 ООО лучших предприятий России: информационно-аналитический справочник / Под ред. Липсица И. В. М.: ИД «Колумб-медиа», 2000 -337−340С.
- Петрищев Ю.В. Конъюнктура и перспективы развития отраслей промышленности. Пищевая и перерабатывающая промышленность. / 1000 лучших предприятий России: информационно-аналитический справочник / Под ред. Липсица И. В. М.: ИД «Колумб-медиа», 2000 -342−346с.
- Петрищев Ю.В. Роль и место групповых экспертных исследований в процессе принятия решений в экономике // Тезисы докладов научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов. М.: МГИЭМ, 2003. 448−449с.
- Петровская JI.H. Модели конъюнктуры, сравнительный анализ. — Минск: 1992.- 188с.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). М.: Прогресс, 1986.
- Поманский А.Б., Трофимов Г. Ю. Математические модели в теориях экономического цикла//Экономика и математические методы. Том XXV-1989.- № 5.
- Постников Е.С. Организационно-методические аспекты проведения исследований рынка мясопродуктов. / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. — 149с.
- Потребности, доходы, потребление/Отв.ред. Н. П. Федоренко, Н. М. Римашевская. М.: Наука, -1979. — 240с.
- Прогнозирование капиталистической экономики. Проблемы методологии. / Ред. Шапиро А. — М.: Мысль, 1970.
- Прогностика: Терминология. / Под ред. В.И.Сифорова- АН СССР. -М.: Наука, 1990.
- Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях (в условиях рыночной экономики). — М.: Международные отношения, 1993.- 112с.
- Рабочая книга по прогнозированию. / Редкол.: И.В.Бестужев-Лада (отв. ред.). М.: Мысль, 1982.
- Родионова JI.H. и др. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. 2000, № 1 — 63−77с.
- Российский индекс целевых групп (R-TGI). М.: КОМКОН-2, 2002.
- Рубин Ю.Б. Теория и практика конкуренции. Учебник для студентов 3 курса экономических специальностей М.: МЭСИ-ММИЭИФП, 2001. — 428 с.
- Самочкин В.Н. Фазы жизненного цикла изделий и планирование гибкого развития предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 1998, № 5. -3−9с.
- Секерин В.Д. Маркетинг: учебно-практическое пособие. М.: Бизнес-школа, 1998. — 253с.
- Современный рынок: природа и развитие / Под ред. Э. П. Дунаева, И. Е. Рудаковой. М.: Изд-во МГУ, 1992. — 133с.
- Солодкова М.А. Особенности использования маркетинговых исследований в современном российском предпринимательстве / Диссертация на соискание ученой степени к.с.н. М.: МГУ, 2001.
- Состояние и развитие российского рынка моющих средств в 1998 году: Аналитический обзор. СПб: ВНИИжиров, 1999. — 69с.
- Средства для стирки и химчистки в СССР и за рубежом/Лематическая информация. Вильнюс: 1974. — 64с.
- Сыроежин И.М. Планомерность. Планирование. План.: Теоретические очерки. М.: Экономика, 1986.
- Терещенко Н.Н. Исследование рынка потребительских товаров (региональный аспект) / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Красноярск: КГУ, 1998.
- Тихомиров Н.П., Попов В. А. Методы социально-экономического прогнозирования. М.: Изд-во ВЗПИ, А/О «Росвузнаука», 1992. -228с.
- Феоктистова Б.М., Красюк И. Н. Маркетинг: теория и практика. — М.: Высшая школа, 1993.
- Фостер Р. Обновление производства: атакующие выигрывают / Пер. с англ. под ред. В.И. Данилова-Данильяна. — М.: Прогресс, 1971. -340с.
- Фридман A.B. Современные технологии маркетинговых исследований и их адаптация к фармацевтическому рынку России / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. — М., 2002.
- Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1992. — 253с.
- Хруцкий В.Е., Корнеева И. В., Автухова Е. Э. Современный маркетинг / Под ред. Хруцкого В. Е. М.: Финансы и статистика, 1991.
- Черчилль Г. А. Маркетинговые исследования. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000. — 752с.
- Четыркин Е.М. Статистические методы прогнозирования. М.: Статистика, 1997.
- Шакирова Е.В. Методическое обеспечение маркетинговых исследований рынка (на примере рынка торгового холодильного оборудования) / Диссертация на соискание ученой степени к.э.н. — Казань: КФЭИ, 1998.
- Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий / Пер. с нем. М.: Республика, 1995.
- Штейн В.М. Теория и политика экономической конъюнктуры. — Петроград: Академическое издательство, 1925.
- Эванс Дж., Берман В. Маркетинг. / Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. A.A. Горячев. М.: Экономика, 1990. — 69с.
- Aaker D.A., Day G.S. Marketing Research. N.Y.: Wiley & sons, 1990.
- Ambler T. The Financial Times Guide to Marketing. From Advertising to Zen. London, FT Pitman Publishing, 1996.
- Baker Michael J. Research for Marketing. MacMillan Education LTD, 1991.
- Brayer N. The Marketing Institutions. N.Y., 1937. p.88
- Brown N. Problems in Marketing. N.Y., 1961.
- Cannon T. Basic Marketing. Cassel, 1987. p. 122.
- Chisnall P.M. Marketing Research. / 3rd Edition London: McGraw-Hill Book Company, 1986.
- Churchman C. System Approach. N.Y., 1968
- Davidson H. Offensive Marketing. Hants, England: Gover, 1987. -p.350
- Delozier M. The Marketing Competition Process. N.Y., 1976
- Dowling G. The Application of General Systems Theory to An Analysis of Marketing Systems // Journal of Macromarketing 1983, № 3. -pp.22−32
- Drucker P. Marketing and Economic Development // Journal of Marketing. 1958, January. — p.353
- Duddy E.A., Revzen D.A. Marketing. The Institution Approach. N.Y.: McGrawHill Book Co., 1947. -p.675
- Fisk G. Marketing Systems: An Introductory Analysis. N.Y., 1967
- Green P.I. Conjoint Analysis In Marketing Research: New Developments and Directions.// Journal of Marketing, 1990, № 4. p.3−19
- Hartley R.T. Marketing Fundamentals for Responsive Management. -N.Y.: Dun-Donneley Publ. Corp., 1976.-p.585
- Implementation of the A.I.S.E. Code of Good Environmental Practice for Household Laundry Detergents in Europe. Brussels: 2003. p.78
- Kent R.A. Marketing Research in Action. N.Y.: Routledge, 1993.
- Kotier Ph. Marketing Management: Analysis, Planning, Control. N.Y.: Prentice-Hall, Englewood Gliffs, 1967. -p.945
- Kotier Ph. Marketing Management: Analysis, Planning, Implementation, and Control. Prentice-Hall International Editions, 1994.
- Kotier Ph., Fahey L., Jatusriptak S. The New Competition. Prentice-Hall International Editions, 1985.
- Levitt T. Marketing Myopie // Harvard Business Review. 1960, July-August, -p.50
- Levitt T. The Marketing Mode. Pathways to Corporate Growth. 1969 — p.231
- Maclinnis M., Heslop A. Market Planning in Hightech Environment // ISA Trans 1991, № 3. -p.13−21
- McCarthy J. Basic Marketing: A Managerial Approach. Homewood- 1960
- McCormick R.E. Managerial Economics. Prentice-Hall International Editions, 1993.-p.712
- Rewoldt, Stuart H., Scott, James D. and Warshow, Martin R. Introduction to Marketing Management. 111.: Homewood. 1 973 133- Sheth J., Gardner D., Garrett D. Marketing Theory: Evolution and Evaluation. John Wiley S. Sons, 1988. p.138−144.
- Stanton W. Fundamentals Marketing. 7th ed. — N.Y., 1964
- Stasch S. Systems Analysis for Marketing Planning and Control- -Glenview, 1972
- Техническое задание на проведение комплексного исследования конъюнктуры российского рынка хозяйственного мылакопия)
- Прошу провести комплексное исследование конъюнктуры российского рынка хозяйственного мыла по следующему заданию:
- Исследование рыночной среды 1. Товар
- Анализ и сравнение российских государственных стандартов и стандартов стран ЕС и США
- Представить ссылки на соответствующие документы- Провести сравнение стандартов.
- Структура ассортимента товара в соответствии с видами, сортами и т. д. на основе российских государственных стандартов и стандартов стран ЕС и США
- Представить сравнительную таблицу ассортимента хозяйственного мыла в соответствии со стандартами РФ, ЕС и США.
- Анализ товаров-заменителей
- Перечислить основные товары-заменители на российском рынке и представить динамику их развития в общем виде.
- Анализ состояния сырьевой базы
- Перечислить основные виды сырья, используемого для производства хозяйственного мыла на российском рынке-
- Представить в общем виде тенденции на сырьевых рынках.2. Производители
- Анализ производства хозяйственного мыла в РФ в динамике
- Представить динамику производства хозяйственного мыла в РФ в 1995—2001 на основе данных государственной статистики- Прогнозировать производство хозяйственного мыла в РФ на 2002 год-
- Рассмотреть основные процессы и тенденции в производстве.
- Анализ импорта (экспорта) хозяйственного мыла на территорию РФ в динамике
- Характеристика основных поставщиков хозяйственного мыла в РФ
- Представить информацию о 10 крупнейших производителях, продукция которых присутствует на рынке РФ по следующим пунктам:• Номенклатура продукции-• Объем производства в 1997—2002 гг.-• Общая информация.3. Потребители
- Характеристика покупательского спроса
- Оценить численность потребителей хозяйственного мыла в РФ- Рассчитать среднедушевое потребление.
- Предпочтения и мотивы покупки потребителей
- Представить основные критерии выбора хозяйственного мыла по маркам, производителям и т. д.4. Каналы распределения
- Анализ структуры каналов распределения
- Составить схему товародвижения.42. Анализ торговых наценок
- Оценить структуру торговых наценок.5. Рыночная среда51. Объем рынка в динамике
- Привести оценку емкости рынка в 1997—2002 гг.52. Сегментация рынка
- Провести сегментацию рынка по видам продукции.53. Анализ структуры рынка
- Определить структуру рынка в натуральном выражении в 2001 г. и дать прогноз на 2002 г. на основе долей крупнейших поставщиков.
- Сбалансированность и сезонность рынка
- Определить сбалансированность спроса и предложения на рынке и оценить влияние на них фактора сезонности.1. Исследование макросреды
- Описать влияние макросреды на российский рынок хозяйственного мыла по следующим группам факторов: экономические, технологические, политические, природные.1. Выводы
- Сформулировать основные выводы.1. Дополнительные задачи
- Прогнозировать время прекращения жизненного цикла хозяйственного мыла на рынке РФ.
- Коммерческий директор ОАО «Московский мыловаренный завод"1. Смирнова М.В.