Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование системы оценки качества управления на предприятии на принципах равновесия экономических интересов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Производство резинотехнических изделий обладает чертами, сочетание которых делает их в своем роде уникальными. С одной стороны, широта использования их продукции в народном хозяйстве может быть сопоставима только с продукцией ТЭКа, без которой не обходится ни одно современное производство. Резинотехническая продукция находит применение в качестве сырья и материалов во многих отраслях… Читать ещё >

Содержание

  • Введение ' ' ! '
  • 1. Теоретические основы оценки качества управления на предприятии
    • 1. 1. Теоретические подходы к оценке уровня менеджмента на предприятии
    • 1. 2. Трансформация подходов к оценке качества управления в условиях глобализации
    • 1. 3. Информационная база оценки качества управления
  • 2. Оценка уровня развития производства резинотехнических изделий и его влияние на качество управления
    • 2. 1. Влияние отраслевых факторов на оценку качества управления в производстве резинотехнических изделий
    • 2. 2. Структура акционерной собственности как фактор, влияющий на качество управления
    • 2. 3. Взаимосвязь эффективности деятельности предприятий и качества управления
  • 3. Обоснование системы оценки качества управления с учетом равновесия экономических интересов
    • 3. 1. Обоснование направлений обеспечения равновесия экономических интересов субъектов бизнеса на предприятии
    • 3. 2. Формирование и апробация системы показателей оценки качества управления
    • 3. 3. Организационно-информационная модель оценки качества управления
  • Заключение

Формирование системы оценки качества управления на предприятии на принципах равновесия экономических интересов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблема оценки качества управления в настоящее время актуальна как для уровня национальной и региональной экономики, так и для корпоративного уровня. Набор признаков управления, характеризующих его качество зависит от принадлежности объекта управления к конкретному сектору экономики, товарному рынку, а также от его размеров, структуры собственности и других параметров. Однако для коммерческих организаций доминирующим параметром, определяющим качество управления, является равновесие экономических интересов участников бизнеса: собственников, менеджмента (директората) и наемных работников. В реальной действительности имеет место диверсификация экономических интересов всех участников бизнеса на предприятии, выражающаяся в наличии различных, часто противоположных комбинаций экономических интересов между высшим менеджментом, наемными работниками и учредителями, которым в разных долях принадлежат активы предприятия. Кроме того, необходимо учитывать также интересы менеджеров — собственников и работников-собственников.

Обеспечение равновесия экономических интересов становится основой оценки качества управления. Проблема поиска компромиссов в поддержании баланса интересов субъектов бизнеса при оценке качества управления значительно усиливается в современных условиях в связи с переходом предприятий от реализации краткосрочных задач развития к стратегическому менеджментуглобализацией мировых экономических процессовориентацией на социальное партнерство субъектов бизнеса. Изменение институциональной среды характерно как для зарубежных, так и для российских предприятий.

В этой связи формирование системы оценки качества управления на предприятии на основе достижения равновесия экономических интересов субъектов бизнеса в новой институциональной среде является весьма актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Степень разработанности проблемы. Проблема качества управления явилась объектом ряда отечественных исследований. Вопросам сущности, цели, элементам качества управления посвящены работы Винокурова В. А., Рыжкова В. А., Пузова Е. Н., Сыроежина И. М. и др.

Достаточно глубоко исследованы проблемы организационного, информационного, кадрового и технологического обеспечения качества управления. Этими вопросами занимались Аганбегян А. Г., Бляхман JI. С., Соломатин Н. А., Зеленцова JI. С. За рубежом отдельным проблемам качества управления посвящены работы Н. Винера, Ансоффа И., Саймона Г. А., Марка Ирэм Брауна, Мескона М. X., Морриса У. и др.

Однако работ, посвященных оценке качества управления с точки зрения достижения сбалансированности экономических интересов собственников, менеджмента и наемных работников, явно недостаточно, что и определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в обосновании системы показателей оценки качества управления на основе обеспечения равновесия экономических интересов и разработке организационно-информационной модели ее реализации. В соответствии с поставленной целью основными задачами диссертационного исследования являются:

— обобщение теоретических подходов к оценке качества управления на основе исследования зарубежного и отечественного опыта;

— определение влияния на качество управления фактора структуры акционерной собственности;

— экономическая оценка влияния на качество управления различных отраслевых и информационных факторов на примере предприятий по производству резинотехнических изделий в Россииобоснование основных направлений реализации паритета экономических интересов субъектов бизнеса;

— разработка и апробация системы показателей оценки качества управления, учитывающей разнонаправленные интересы собственников, менеджеров и наемных работников;

— проектирование организационно-информационной модели оценки качества управления на предприятии.

Объектом исследования в диссертационной работе выступают предприятия по производству резинотехнических изделий России и Краснодарского края.

Предметом исследования является система оценки качества управления на предприятии.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам оценки качества управления предприятием.

В работе использовались законодательные и нормативные акты, материалы государственных статистических органов, научных учреждений, периодической печати, агентств экономической информации, материалы семинаров, конференций и симпозиумов, связанных с темой исследования, официальная отчетность промышленных предприятий и данные опросов их руководителей.

Научные результаты диссертационной работы были получены с использованием расчетно-аналитических приемов, методов экономических исследований, в том числе системного подхода, сравнительного, исторического и логического анализа, статистических группировок, экономико-математических методов, использование которых позволило обеспечить достоверность полученных результатов и рекомендаций.

Научная новизна проведенных исследований заключается в следующем:

— обоснована необходимость учета экономических интересов участников бизнеса при оценке качества управления на предприятии, связанная с процессом глобализации;

— выявлено влияние структуры акционерной собственности на качество стратегического менеджмента с целью объективной его оценки;

— предложен механизм реализации равновесия экономических интересов собственников, менеджмента и наемных работников предприятия, основывающийся на принципах социального партнерства, институционального обеспечения контрактных отношений, организации корпоративного регулирования действий собственников производственных активов;

— разработана система показателей оценки качества управления на предприятии, построенная на принципах равновесия экономических интересов субъектов бизнеса;

— предложена методика расчета коэффициента совпадения интересов, используемого при оценке качества управления на предприятии, динамика которого позволяет оценивать качество управления в долгосрочном периоде;

— разработана организационно-информационная модель оценки качества управления, позволяющая на основе системы управленческого учета непрерывно диагностировать состояние реализации экономических интересов и их влияние на качество управления.

Теоретическая и практическая значимость работы. Основные научные выводы и положения, сформулированные в диссертационной работе, могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как «Управление персоналом», «Стратегический менеджмент», «Управленческий учет». Практическая значимость работы заключается в возможности применения рекомендаций диссертационного исследования при разработке системы качества управления на предприятии. Основные положения диссертации могут стать продуктивной методической основой для разработки эффективных механизмов оценки качества управления и программ формирования новой системы управленческого учета.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы модернизации экономики и общественного развития» КФ РГТЭУ, г. Краснодар (2007 г.) — Международной научной конференции «Экономико-правовые проблемы бизнеса в контексте инновационного развития» г. Сочи (Адлер) (2007 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Устойчивое развитие отраслей, регионов, предприятий в условиях глобализации» г. Краснодар (2008 г.).

Предложения, изложенные в диссертации, внедрены в работу ЗАО «Краснодарский завод резиновых технических изделий», а также рекомендуются Администрацией г. Краснодара к внедрению промышленными предприятиями г. Краснодара.

Публикации. Основные теоретические и методические положения диссертации нашли отражение в 6 работах, общим объемом 3,2 печатных листа (в том числе авторских — 2,9 печатных листа).

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (содержит 157 наименований), приложения. Основной текст диссертации представлен на 157 страницах, включая 7 рисунков и 26 таблиц.

Заключение

.

Российская экономика продолжает развиваться относительно высокими темпами. Однако процессы глобализации в мировой экономике, необходимость вхождения России в ВТО ставят перед российскими предприятиями серьезные задачи по повышению их конкурентоспособности. В современных условиях рост конкурентоспособности предприятий невозможен без развития стратегического менеджмента и повышения его качества. Оценка качества управления приобретает особую значимость в связи с возможными противоречиями экономических интересов субъектов бизнеса: собственников, менеджеров и наемных работников, которые могут как негативно, так и позитивно, в случае их равновесия, влиять на конкурентоспособность предприятий.

Основные итоги диссертационного исследования заключаются в следующем:

1. В процессе изучения классической и современной экономической теории и терминологии, проанализированы научные подходы к обоснованию сущности качества управления, а также исследована трансформация подходов к оценке его качества в условиях глобализации. Мир глобальной экономики объективно принуждает менеджмент, ответственный за выработку и принятие решений, постоянно наращивать усилия в области опережающего анализа, прогнозирования и выработки решений, критически важных для обеспечения устойчивости своего предприятия как в интересах собственников, наемных работников, так и в своих собственных интересах.

2. Исследование влияния процессов становления корпоративной собственности, а также изменений структуры акционерной собственности на качество управления в рамках российской экономики требует особого внимания. Известно, что структура акционерной собственности может существенно деформировать систему управления на предприятии и демонстрировать расхождения между декларируемыми и фактическими целями управления. В этих условиях возникает вопрос, с точки зрения чьих интересов оценивается качество управления на предприятии, ведь эти интересы могут быть противоречивыми.

3. Применительно к управленческим решениям, управляющим воздействиям в силу их уникального, не массового характера трудно выбрать базу сравнения, так как отсутствуют эталоны, на которые надо равняться по результатам сравнения с которыми можно было бы четко устанавливать уровень качества управления. Оценка качества управления имеет смысл в рамках определенного вида экономической деятельности, то есть оценка должна учитывать ряд отраслевых особенностей. Экономическая ситуация в отрасли — это, с одной стороны, факторы внешней среды для предприятия, а с другой — это база для сравнений и сопоставлений, база для выявления общих тенденций и проблем. В качестве такой базы выбрана подотрасль химической и нефтехимической промышленности России — производство резинотехнических изделий.

Производство резинотехнических изделий обладает чертами, сочетание которых делает их в своем роде уникальными. С одной стороны, широта использования их продукции в народном хозяйстве может быть сопоставима только с продукцией ТЭКа, без которой не обходится ни одно современное производство. Резинотехническая продукция находит применение в качестве сырья и материалов во многих отраслях промышленности, от медицинской и микробиологической до радиотехнической и космической, а также в сельском хозяйстве и на транспорте. С другой стороны, в самих этих отраслях процесс переработки сырья в конечный продукт включает большое число различных стадий передела, что предопределяет большую долю внутриотраслевого потребления. Такой характер производства и использования продукции приводит к тому, что все изменения макроэкономического характера отражаются на ситуации в этом производстве быстрее и в гораздо большей степени, чем в остальных отраслях промышленности.

Химический комплекс, в том числе и производство резинотехнических изделий, является важнейшей составляющей промышленности России, имеет большое общехозяйственное и оборонное значение для развития экономики страны.

В резинотехническом производстве насчитывается 19 действующих предприятий. Из них по организационно-правовой форме: 1 — ООО- 7 — ЗАО- 11 — ОАО. Общая численность занятых в подотрасли составила в 2007 году 21 395 человек.

Не преуменьшая роли и значения позитивных факторов в развитии подкомплекса в последние годы (это прежде всего определенная стабилизация работы основной массы предприятий, удержание ими в целом позиций на внутреннем рынке, положительная динамика производства), необходимо отметить, что ситуация остается сложной. Положительные моменты не являются достаточно устойчивой базой для сохранения приемлемых темпов производства и устойчивого экономического развития комплекса. Рыночная экономика показала наличие реальных проблем, в подкомплексе связанных с вхождением России в ВТО.

Серьезной проблемой, осложняющей положение многих предприятий и комплекса в целом на рынке является то обстоятельство, что более 60% продукции отечественного производства не являются конкурентоспособными по качественным характеристикам на внешнем рынке (а в последние годы достаточно четко прослеживается тенденция снижения и ценовой конкурентоспособности многих товаров подкомплекса), отсутствует производство ряда прогрессивных товаров, имеющих отечественное сырьевое, технологическое и техническое обеспечение.

С 2005 года перестали работать такие крупные предприятия, как ОАО «Ярославльрезинотехника», ОАО «Саратоврезинотехника», ЗАО «Уралэластотехника», ОАО «Астраханский завод РТИ», ОАО «Красноярский завод РТИ». Таким образом, из 21 предприятия в 2007 году работало 19 предприятий. Это свидетельствует о том, что кроме макроэкономических факторов для предприятий рассматриваемого подкомплекса характерны проблемы, связанные с качеством управления.

4. Для оценки качества управления необходимо не только сбалансирование экономических интересов субъектов бизнеса на предприятии, но и создание соответствующей информационной базы.

По нашему мнению, без создания информационно — организационной системы, объединяющей совокупность форм и методов планирования, учета, анализа, направленной на формирование альтернативных вариантов функционирования организации и предназначенной для информационного обеспечения процесса принятия решений по ее управлению невозможна оценка качества управления на предприятии.

В мировой практике именно управленческий учет, рассматривается как сфера учета, предназначенная для удовлетворения потребностей управляющих, а в более широком смысле — потребностей внутренних и внешних пользователей информацией компании: собственников и наемных работников. Для этого он должен обеспечивать получение значимой для пользователей информации о стратегии, в том числе о соблюдении интересов всех внутренних участников бизнеса. Однако на сегодняшний день как в зарубежной, так и в отечественной практике отсутствует научно обоснованный принцип стратегически важной информации такого характера.

Информационная база оценки качества управления на предприятии формируется в системе управленческого учета. Более того, развитие методологии управленческого учета за рубежом и в России наглядно демонстрирует принципиальные изменения в понимании сути управленческого учета и все в большей степени превращение его в информационную базу для развития стратегического менеджмента, а значит и для оценки его качества.

Информационная система внутрифирменного управления является конфиденциальной, независимой от системы публичного финансового учета и отчетности. Более того, правила составления публичной финансовой отчетности являются нормируемыми в централизованном порядке, причем обязательными для применения. Внутрифирменная информация регулируется только потребностями внутреннего управления.

Функции системы управленческого учета включают планирование, организацию, учет и контроль, поощрения и компенсации, оценку эффективности деятельности менеджеров и персонала, координацию и обмен информацией между субъектами бизнеса: собственником, директоратом и наемными работниками.

Авторское понимание управленческого учета соответствует цели данного диссертационного исследования, так как демонстрирует взаимосвязь и взаимообусловленность управленческого учета и оценки качества управления. С одной стороны управленческий учет создает информационную базу для оценки качества управления, с другой стороны эффективность деятельности, как высшего звена, так и всех менеджеров и персонала фирмы, влияют на организацию и функционирование учета.

5. Ключевое отличие управления в коммерческих организациях от управления в других учреждениях состоит в механизме реализации обратной связи. В коммерческих организациях этот механизм прост. Контур обратной связи содержит следующие звенья: повышение качества управления — повышение конкурентоспособности продукции — рост эффективности производства — рост прибыли, направленной на повышение качества управления. И вновь по той же цепочке.

В этой связи повышение эффективности производства можно рассматривать как следствие, результат повышения качества управления на предприятии. Эту взаимосвязь можно проиллюстрировать на примере предприятий по производству резинотехнических изделий.

В целом показатели эффективности производства по резинотехническому подкомплексу не имеют ярко выраженной позитивной динамики, а по обобщающим показателям — явное ухудшение, что помимо влияния многих отраслевых и макроэкономических факторов связано и с низким уровнем качества менеджмента. Такое состояние эффективности использования ресурсов и эффективности производства предопределило основные результативные показатели работы подкомплекса в целом.

При стабильном финансовом состоянии предприятий темп роста собственного капитала должен быть выше темпа роста заемного капитала, что наблюдается в ЗАО «Краснодарский завод резиновых технических изделий» и ЗАО «Волжскрезинотехника». В структуре капитала многих предприятий отрасли также преобладают заемные средства, что обусловливает неустойчивое финансовое положение и низкую инвестиционную привлекательность. В ЗАО «Курскрезинотехника» заемный капитал почти в 2 раза превышает собственный капитал. Данное изменение связано с увеличением кредиторской задолженности. С повышением доли заемного капитала возрастает уровень финансового риска, рентабельность переходит в убыточность и снижается скорость возврата вложенных средств.

Проведенный анализ эффективности производства, наглядно демонстрирует наличие проблем в качестве управления на предприятии, в частности в инвестиционной политике, в обеспечении финансовой устойчивости, в соблюдении интересов наемных работников, в отсутствии стимулов у собственников и др.

6. Анализируя мнения и точки зрения различных специалистов по данной проблеме, автор приходит к выводу о том, что объективная оценка качеству управления на предприятии может быть дана только при сбалансировании экономических интересов субъектов бизнеса (собственников, высшего менеджмента и наемных работников). При этом должно учитываться то, что эти интересы могут быть противоречивыми.

У собственников имущества может быть экономический интерес как к ликвидации предприятия, базирующийся на распылении и продаже активов предприятия, так и наоборот, ориентация на решение классических задач корпоративного управления, где разные группы акционеров и непосредственных участников производства ориентированы на одну и ту же целевую функцию предприятия, связанную, прежде всего, с максимизацией прибыли. Естественно, что подходы к оценке качества управления будут различны. Экономические интересы высшего менеджмента также могут быть разнонаправлены в зависимости от многих факторов.

С одной стороны, может доминировать «ограниченная минимизация» масштабов предприятия, то есть сокращение его размеров до уровня, обеспечивающего директору безбедное существование. С другой стороныпри определенных условиях становится более выгодной стратегия ликвидации и банкротства предприятия, продажа активов которого другим претендентам со стороны директора является более предпочтительной и выгодной, чем постепенное восстановление и развитие производства.

Экономические интересы наемных работников предприятия — это самый уязвимый элемент данной системы. В период экономического спада наблюдалась резкая поляризация экономических интересов высшего менеджмента и рядового персонала предприятия. Эта резкая поляризация интересов директората и рядовых работников была вызвана, прежде всего, фактом захвата со стороны высших менеджеров активов приватизированных предприятий, что повлекло за собой как следствие резкое понижение ответственности и обязательств первых по отношению ко вторым.

В целом следует отметить, что диверсификация экономических интересов всех участников бизнеса на предприятии не так однозначна. Она предполагает наличие различных часто противоположных комбинаций экономических интересов между высшим менеджментом, наемными работниками и теми, кому в разных долях принадлежат активы предприятия.

Следовательно, оценка качества управления, будет иметь смысл в зависимости от того, какую политику (исходя естественно из экономических интересов субъектов бизнеса на предприятии) будет проводить администрация (высший менеджмент) предприятия: ликвидационную или политику развития.

7. Предлагаемый нами подход к оценке качества управления основан на том, что без сбалансирования экономических интересов субъектов бизнеса на предприятии оптимизация его производственной функции невозможна. В итоге интеграционные тенденции способствуют возникновению стабильного порядка, на базе которого может возникнуть необходимая функциональная, технологическая и производственно-трудовая иерархия работников предприятия, обеспечивающая наибольшую вероятность эффективного использования ими всех факторов производства.

Следовательно, при стратегии развития имеет смысл оценивать уровень качества управления, так как в повышении этого уровня заинтересованы в той или иной степени все участники бизнеса на предприятии. Из сбалансированности экономических интересов субъектов бизнеса вытекает ряд факторов, которые влияют, на наш взгляд, на оценку качества управления:

— действующие методы контроля над экономическими ресурсами;

— мера участия рядовых работников в принятии стратегических решений, что определяет степень реализации их экономических интересов;

— формы распределения внутри предприятия приоритетов экономической мотивации, форм вознаграждения;

— скрытые и правовые регуляторы баланса интересов внутри предприятия;

— различные стратегии максимизации прибыли, которые непосредственно влияют на эффективность производства;

— отсутствие развитых институтов корпоративного контроля над действием владельцев производственных активов.

8. Выбор и обоснование показателей, которые бы позволили обеспечить равновесие экономических интересов собственников, менеджмента и наемных работников при оценке качества управления — это ключевая часть реализации стратегии успеха.

Интересы акционеров будут выражать четыре показателя: экономическая добавленная стоимость, курс акций, размер дивидендов на одну акцию и рентабельность собственного капитала. Собственники будут оценивать качество управления в зависимости от уровня и динамики названных показателей. Безусловно, собственников будут интересовать такие общие финансовые показатели, как размер прибыли, рентабельность продаж и активов и др. Но их личный экономический интерес будут выражать именно эти показатели.

В подсистему показателей, которые выражают интересы менеджеров входят две группы показателе: первая — это показатели, которые выражают личный экономический интерес менеджеров. К ним относятся: уровень заработной платы на одного работника аппарата управлениятантьема (дополнительное вознаграждение из чистой прибыли, которое выплачивается высшим руководителям организации — директорату). Вторая группа показателей связана с интересами менеджеров косвенно. Менеджеры заинтересованы в повышении доли рынка, рентабельности активов, поскольку эти показатели будут влиять на интересы собственников и наемных работников. Повышение рентабельности активов и повышение доли рынка приведет к росту прибыли, а в этом заинтересованы все: и собственники, и менеджеры, и наемные работники.

Интересы наемных работников должны выражать шесть показателей. Это обусловлено уникальностью персонала, как одного из экономических ресурсов предприятия, так как этот ресурс взаимодействует и с менеджерами и с собственниками. Это взаимодействие носит и экономический и социальный характер. Более того, наемные работники формируют интеллектуальный капитал предприятия.

Наемные работники заинтересованы в повышении уровня заработной платы и величины социального пакета. Но в долгосрочном периоде их будет интересовать динамика числа рабочих мест, так как оказаться безработным в силу каких-то реорганизационных процедур, которые могут проводить менеджеры совместно с собственниками никому не хочется. Процент уволенных по собственному желанию характеризует, хотя и косвенно уровень удовлетворенности трудом. Расходы на подготовку и переподготовку персонала, расходы на улучшение условий труда свидетельствуют о кадровой политике, которую проводят менеджеры по согласованию с собственниками.

9. Основной результат исследования — разработка методики определения коэффициента совпадения интересов субъектов бизнеса, по динамике которого можно судить о качестве управления с позиций стратегических задач. Рассчитанные показатели в динамике характеризуют тенденцию в совпадении интересов собственников, менеджеров и наемных работников. Чем выше коэффициенты совпадения интересов, тем выше качество управления на предприятии (в стратегической оценке) и наоборот.

Анализируя коэффициенты совпадения интересов по ЗАО «КЗ РТИ» видно, что наблюдается положительная динамика. За анализируемый период, данный коэффициент увеличился в 2007 году по сравнению с 2003 годом на 0,18, что свидетельствует об улучшении качества управления. Причиной такой динамики является рост практически всех показателей: ЭДС, среднемесячной заработной платы работников, среднемесячной заработной платы директората и т. д.

По ЗАО «Курскрезинотехника» и ЗАО «Волжскрезинотехника» наблюдается нестабильная ситуация, коэффициенты совпадения интересов низкие. Чем ниже данный коэффициент, тем ниже качество управления на предприятии. По двум рассмотренным предприятиям можно отметить, что качество управления ухудшается. Главной причиной этого является несоблюдение интересов собственников, объясняемое снижением рентабельности собственного капитала, отрицательным значением ЭДС, в то время, как коэффициенты значимости по ним составили соответственно 0,956- 0,794, то есть связь прямая и высокая. Для работников самым значимым, как ни странно, оказался показатель «число рабочих мест» коэффициент значимости 0,827), а не заработная плата (коэффициент значимости 0,702). Анализируя ситуацию по числу рабочих мест в ЗАО «Курскрезинотехника» и ЗАО «Волжскрезинотехника» наблюдается их снижение, причем существенное. В этом работники видят для себя серьезную опасность оказаться безработными в перспективе. Следовательно, в этой ситуации они оценивают качество управления как низкое, так как не соблюдаются их стратегические экономические интересы.

10. Предложенная методика оценки качества управления, построенная на принципах обеспечения равновесия экономических интересов субъектов бизнеса на предприятии не должна использоваться как разовое исследование.

Как собственники, так и менеджеры, и наемные работники заинтересованы в том, чтобы постоянно отслеживать ситуацию, которая будет отражать перспективы соблюдения их интересов. Следовательно, на предприятии должна быть создана организационно-информационная модель управления, обеспечивающая непрерывный учет и анализ предлагаемых показателей, на основе которых будет рассчитываться коэффициент совпадения интересов.

Управленческая отчетность для оценки качества управления на основе соблюдения экономических интересов участников бизнеса должна включать три блока документов соответственно трем группам показателей.

По результатам диагностики систем управленческого учета трех рассматриваемых предприятий был выявлен один общий недостаток: информация о реализации экономических интересов собственников, высшего менеджмента и наемных работников является разрозненной, разовой. При этом интересы наемных работников вообще не изучаются, то есть наблюдается асимметрия в пользу собственников и высшего менеджмента. Кроме того, анализ ретроспективный, не имеющий ничего общего со стратегическим менеджментом.

В этой связи автор предлагает, исходя из предложенной системы показателей:

— ряд конкретных форм аналитических отчетов;

— регламент периодичности составления отчетов для различных пользователей (собственников, директората и наемных работников) — закрепление форм отчетности за конкретным структурным подразделением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. CJ. McNair, СМА, R.L. Lynch, K.F. Cross, «Do Financial and Nonfinancial Performance Measures Have to Agree?» Management Accounting, November 1990. 30 p.
  2. Strategy & Leadership. 2003. — № 31(3) — 19−26 c.
  3. В. Азбука менеджмента С-Петербург. Союз, 1998.
  4. С. Бизнес-группы в российской промышленности //Вопросы экономики, 2004, № 5,с.121−134.
  5. И. Управленческий учет и финансовая отчетность. 2007 // Internet resource: http://www.gaap.ru.
  6. Айвазян 3. Основные препятствия в проведении реструктуризации предприятий // Экономика и жизнь. 1999. 19 апреля.
  7. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах Советское радио, 1974.
  8. А., Матвеев А. Река, впадающая в песок, или Несколько мыслей об управлении Целым // Управление компанией. 2003. -№ 11.-73 с.
  9. В. С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента// Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 2.
  10. М. Глобализация: разрушение условий занятости и экономического роста. Эмпирическая очевидность. — М.: ТЕИС, 2003.-314 с.
  11. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Бариленко В. И., Кузнецова С. И., Плотникова JT.K., Иванова О. В. М. / Под общ. ред. Бариленко В. И. М.: КНОРУС, 2005. 416 с.
  12. А. Статистика кризиса и его механизм в России // Проблемы теории и практики управления. 1996. № 6. с. 106−112.
  13. И. Стратегическое управление — М. Экономика, 1989.
  14. Н.А., Ханжина В. П., Попов Е. В. Стратегическое планирование использования рыночного потенциала предприятия // Менеджмент в России и за рубежом № 2.- 2003.
  15. С. П. Теория перехода к рынку. М.: SvR-Аргус, 1995.103 с.
  16. И.В. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. М.: Гардарика, 2005. 224 с.
  17. М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса. М., 1999. -321с.
  18. И.Т. Основы финансового менеджмента Как управлять капиталом. М.: Финансы и статистика, 1995. 384 с.
  19. П.С. Управление стоимостью компании. М.: Финансы и статистика, 2003. 224 с.
  20. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
  21. Г. П. Стратегия выживания рабочих//СОЦИС, 2005,№ 9, с.49−63.
  22. Дж., Круз Д. Новые собственники (наемные работники -массовые собственники акционерных компаний) М.: Дело Лтд, 1995.-320 с.
  23. Р., Мелин X., Сарно А., Сарно И. Социальный капитал доверия и менеджериальные стратегии// Мир России, 2005, № 2, с.126−159.
  24. И.Н. Стратегический учет собственности предприятия./ Серия «50 способов». Ростов-на-Дону.: Феникс, 2001. — 128 с.
  25. В. Э. «Серая экономиика»: масштабы развития и влияние на массовое сознание//СОЦИС, 2001 ,№ 11, с.29−3 5.
  26. В.И., Кузнецова С. И., Плотникова Л. К., Иванова О. В. Анализ финансовой отчетности Под редакцией В.И. Барисенко. Учебное пособие. М.: КРОКУС, 2005. — 492 с.
  27. В. А. Бородин, Е. А. Нагаев. Оценка уровня совпадения интересов разных участников деятельности организации при оценке ее экономического состояния. Экономический анализ: теория и практика, 2007, № 20
  28. В.В. Финансовый анализ. СПб.: Питер, 2006.
  29. В.В., Абыкаев Н. А. Финансовый анализ. СПб.: Питер, 2006. 240 с.
  30. М.Г. Сбалансированная система показателей На маршруте внедрения. Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 226 с.
  31. Дж. В защиту глобализации / Джагдиш Бхагвати- Пер. с англ. Под ред. В. Л. Иноземцева- Центр исслед. Постиндустр. Об-ва, журнал «Свободная мысль XXI». — М.: Ладомир, 2005. — 406 с. ISBN5−86 218−391−4.
  32. В. А. Качество менеджмента основа современной управленческой парадигмы// Менеджмент в России и за рубежом.-2006. № 6. с. 9−19.
  33. В. А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия. Благовест-В. 2007.
  34. В., Винокуров А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия// Стандарты и качество. 2005. — № 12.
  35. Д. А. Совершенствование и развитие системы управленческого учета на предприятии. «Экономический анализ: теория и практика», 2007, № 22.
  36. А. А. Катичев В.Ф. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. № 4.
  37. В., Попов С. К сравнению эффективности функционирования государственных и частных предприятий// Российский экономический журнал, 2001, — № 3, — с.93−96.
  38. Гапоненко A. JL, Орлова Т. М. Интеллектуальный капитал -стратегический потенциал организации. М.: Социальные отношения, 2003.-184 с.
  39. В.Ф., Яковенко Е. Г., Курчаев И. И. Экономическая эффективность управления и хозяйственных решений. М., 1981. — 324 с.
  40. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование/ Под ред. Самочкина В. Н. 2-е изд., доп. — М.: Дело, 2002. — 376 с.
  41. JI.T., Вехорева А. А. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческого предприятия. Спб.: Питер, 2003. 256 с.
  42. В., Липпольд Д. Реструктурирование занятости на российсих предприятиях//МЭиМ0.1996.№ 7. с. 25−41.
  43. О.В. Механизм оценки финансово-экономической стабильности функционирования предприятия //Автореф. Дисс. к.э.н., 2004.
  44. Е.П. Прибыль как индикатор эффективности: необходимость комплексного подхода //Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С 23−26.
  45. Гукасян 3. О. Обоснование системы показателей оценки качества управления на принципах равновесия экономических интересов участников бизнеса. //Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. Научный журнал.- 2008. -№ 4 (25), С.
  46. Гукасян 3. О. Структура акционерной собственности как фактор, влияющий на качество управления. Актуальные проблемы модернизации экономики и общественного развития: Материалы всерос. науч.-практ. конференции. — Краснодар: КФ РГТЭУ, 2007.148 с.
  47. О.В. Методические основы стратегического анализа на промышленном предприятии (на примере металлургической промышленности). — Казань: Изд-во КГУ, 2004. —394 с.
  48. Е. Н., Гукасян 3. О. Информационная база оценки качества управления на предприятии. Сборник научных трудов Краснодарского филиала РГТЭУ: Вып. 3. — Краснодар: ООО «Просвещение-Юг», 2007. 349 с.
  49. Е. Н., Гукасян 3. О. Организационно-экономическая модель оценки качества управления на предприятии. //Нормативные акты для бухгалтера Краснодарского края, 2008. № 4, С. 23−28
  50. К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ. / Под ред. С. А. Табалиной. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 774 с.
  51. К. Управленческий и производственный учет: Учебник: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 1071 с.
  52. О. Б. Социальное партнерство / опыт социологического анализа/ М.: МАКС-ПРЕСС, 2004. 292 с.
  53. К. Иберла. Факторный анализ. М. Статистика. 1980., с 238−253
  54. С. В. Функциональная теория социального государства. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 190 с.
  55. Р. Движение рабочей силы и рабочих мест в российской промышленности.// Вопросы экономики. 1998,№ 2,с.96−114.
  56. Р. И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем) М.: Институт МЭ и М0,1990,с.89.
  57. Р. Собственность и контроль в российской промышленности.//Вопросы экономики. 2001,№ 12,с.103−123.
  58. Р., Аукуционек С. Трудоизбыточность и поведение предприятий.// Вопросы экономики. 1999,№ 12,с.107−118.
  59. Р., Демина Н. Влияние характеристик собственности на результаты экономической деятельности российских промышленных предприятий.// Вопросы экономики. 2005,№ 2,с.53−68.
  60. Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Пер. с англ. М.: Олимп Бизнес Букс, 2004.
  61. Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Пер. с англ. М.: «Олимп Бизнес», 2003.
  62. Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. Пер. с англ. — М.: Олимп Бизнес Букс, 2005.
  63. В. Реструктуризация: Технология оценки руководящих кадров на предприятии // Консультант директора. 2001. № 13. с. 20.
  64. В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом.2000. № 2. С. 66.
  65. В.Э. Стратегический учет: Учеб. пособие. М.: «Омега-JI», 2005. — 168 с.
  66. Г. Микроэкономические факторы и ограничения экономического роста// Проблемы теории и практики управления. -2004. № 6.
  67. Г. Современная экономика России как «экономика физических лиц». // Вопросы экономики. 1996,№ 4,с.81−85.
  68. К., Голдмит Дж. Конец менеджмента. — СПб.: Питер, 2004.
  69. А. К вопросу о власти кланово-корпоративных групп в России.// Вопросы экономики. 2000,№ 6,с.114−125.
  70. Конкурентная Россия. Метаморфозы конкуренции. Конкурентная политика. Экономический рост. — М.: Изв-до Моск. Ун-та, 2004. — 416 с.
  71. Концепции и принципы управленческого учета: Методические рекомендации. Проект Москва, 2001 // Internet resource: http://www.cma.org.ru.
  72. А. Т. Концепция социального капитала в современной социологии Южно-Сахалинск: Сах. ГУ, 2006. 224 с.
  73. К., Фоллман Т., Вандебош М. Пять важных подходов к осуществлению реструктуризации // Маркетинг. 1999. № 3. с. 75.
  74. О.А. Исследование операций: учебник / О. А. Косоруков, А. В Мищенко- Под общ. ред. д. э. н., проф. Н. П. Тихомирова. М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 448 с.
  75. Р. Г. Природа фирмы//Теория фирмы. Спб.: Экономическая школа, 1995, с. 11−32.
  76. Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление: Пер. с англ. М.: Изд-во ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. — 576 с.
  77. В. Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика//СОЦИС, 2004,№ 6,с.З 8−44.
  78. С.В. Финансовая отчетность и финансовый анализ на зарубежной фирме. М.: Аналитик, 1997. — 316 с.
  79. С. Реструктуризация — это переговоры и баланс интересов// Эксперт. 1998. № 4. с. 37.
  80. Марк Грэм Браун. Сбалансированная система показателей. На маршруте внедрения. Пер. с англ. М. 2005. 224 с.
  81. А. Гольдман Менеджмент и устойчивый экономический рост// Проблемы теории и практики управления, международный журнал, 2001, — № 4 (100), — с. 96−109.
  82. В.В., Крылов В. Г. Процессно-стоимостное управление бизнесом / Инфра-М, 2006.
  83. М.В., Бердников В. В. Финансовый анализ: система показателей и методика проведения: Учеб. пособие. / Под ред. М. В. Мельник. М.: Экономисть, 2006. 159 с.
  84. Г. С., Шаховская Л. С. Оценка экономической состоятельности предприятия / Монография, ВолгГТУ, Волгоград, 1998.
  85. М., Мако Д., Такохара И. Теория иерархических многоуровневых систем — М.: Мир, 1973.
  86. M. X., Альберт И., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело 1992.
  87. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/ Под ред. И. С. Королева. М.: Экономиста, 2003 ,-604 с. 93 .Моррис У. Наука об управлении. Байесовский подход М.: Мир, 1971.
  88. О.Е., Алексеева О. В. Стратегический управленческий учет. М.: «Едиториал», УРСС, 2003. — 2004 с.
  89. О.Е., Шишкова Т. В. Управленческий учет. М.: УРСС, 2003. — 4-е издание. — 320 с.
  90. Общая теория статистики. Учебник. М. Статистика 1980.
  91. Н.Г., Рой Ж., Ветер М. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. Оценка эффективности деятельности компании. М.: Вильяме, 2004. 304 с.
  92. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. Москва Санкт-Петербург — Киев. 2004. 302 с.
  93. А., Алехина О., Павлуцкая Е. Обучающаяся организация будущее лучших компаний // Управление персоналом. 2001. № 3. с. 71.
  94. А., Павлуцкая Е., Алехина О. Менеджмент третьего тысячелетия: системно-эволюционный подход к развитию организации// Управление персоналом. 2001. № 2. с. 66.
  95. В. Ф.Развитие методологии управленческого учета. // Бухгалтерский учет. 2004. № 12
  96. Ю., Басаргин В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях.// Вопросы экономики. 2005,№ 35,с.75−90.
  97. Н. Я., Петров И. В. Становление динамического хозяйственного механизма в России (ретроспективный анализ). -Краснодар: Экоинвест, 2002, 100 с.
  98. Т., Уотмен Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний) М.: Прогресс, 1986.
  99. А. А. Диверсификация как эффективная базовая стратегия развития российской промышленности в условиях глобализации экономических отношений. — М.: Компания Спутник плюс, 2005.-283 с.
  100. Е.В. Рыночный потенциал предприятия: Монография. М.: Экономика, 2002. 559 с.
  101. Портер Майкл Э. Конкурентная стратегия: способы анализа отраслей и конкурентов. М.: Фри пресс, 1980.
  102. Практика внедрения управленческого учета на промышленном предприятии с иностранными инвестициями: Сборник тезисов 4-й ежегодной конференции «Роль аналитика в управлении компанией». Москва, 27.06.2003.
  103. В., Иванова Т. О смене управленческих парадигм// Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 6.
  104. Промышленное производство Краснодарского края. Статистический сборник. Краснодар 2007 с.81
  105. Промышленность Краснодарского края: Статистический сборник 2006. Краснодар, 2007. 90 с.
  106. Е. Н. Эволюция концепций управления и оценки эффективности бизнеса. Экономический анализ: теория и практика, 2007 г, № 10.
  107. Е.Н. Современный инструментарий оценки и анализа эффективности бизнеса. Трехфокусная модель управления стоимостью: монография. Нижегород. гос. техн. ун.-т. — Нижний Новгород, 2006. -117 с.
  108. Е.Н., Яшин С. Н. Сравнительная оценка: практические аспекты (мониторинг экономической безопасности региона- стратегический анализ компаний и бизнес-единиц): монография. -Ниже-город. гос. техн. ун.-т. Нижний Новгород, 2006. — 100 с.
  109. В. В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. 368с.
  110. В. В. Экономическая социология. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 1997. 368 с.
  111. Ю.В. Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие для вузов. / Ю. В. Радченко. Ростов н/Д: Феникс, 2006. 192 с.
  112. А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе (некоторые новые тенденции).// Вопросы экономики. 2001,№ 5,с.26−45.
  113. А., Архипов С. Собственность, корпоративные конфликты и эффективность (некоторые эмпирические оценки).// Вопросы экономики. 2000,№ 11,с. 114−133.
  114. А., Энтов Р. Инфорсмент прав собственности и контрактных обязательств// Вопросы экономики. 2003,№ 5,с.83−100.
  115. . А. «Качество планово-управленческой работы. М. 1998. с. 232.».
  116. Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997.
  117. К. Показательное несогласие: balanced scorecard u tableau de bord. Электронный ресурс. http://www.iteam.ru/publications/strategy/section27/article611print/
  118. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. М.2007 с. 200, 201,218.
  119. Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: 2007.
  120. Р.Я. Инновационная стратегия: Учебное пособие. -Краснодар: Изд. КубГТУ, 2005. 230 с.
  121. В. А. Управление персоналом. 2005. № 24 (130) декабрь.
  122. Серия методических рекомендаций по управленческому учету Москва, 2005 // Internet resource: http://www.cma.org.ru.
  123. Сио К. К. Управленческая экономика: перв. с англ. М.: ИНФРА -М, 2000.-671 с.
  124. Н. В., Лесных Д. Н., Матвеев А. И. Системны подход к оценке эффективности аппарата управления. Экономический анализ: теория и практика, 2007 г, № 2.
  125. Дж. О глобализации. -М.: Эксмо, 2004.
  126. Социально-экономическое положение Краснодарского края. Информационно-политический доклад. Территориальный орган ФСГС по Краснодарскому краю. Краснодар, 2007. 230 с.
  127. Дж. Человеческое лицо глобализации // Политический журнал. 2004. — № 7.
  128. Дж. Ю. Глобализация: тревожные тенденции / Пер. с англ. И примеч. Г. Г. Пирогова. М.: Мысль, 2003. — 300 с.
  129. И. М. Система показателей эффективности качества. -М.: Экономика, 1980.
  130. A. JI. Ориентация рабочих на патерналистские и партнерские отношения с руководство W/СОЦИС, 2004,№ 6, с. 26−37.
  131. Теория статистики. / Под ред. Шмойловой Р. А. — 4-е изд. — М.: Финансы и статистика, 2005. 666 с.
  132. Тихомирова Е. И, Статистические методы анализа социально-экономического развития региона в условиях радикальных реформ. Автореферат дисс. к.э.н. — М., 1995. — 25 с.
  133. А.В. Финансовые результаты деятельности российских предприятий машиностроения: стоимостной аспект. Материалы конгресса «10 лет оценочной деятельности в России. Итоги и перспективы». М.: Центр международной торговли, 2003. 318 с.
  134. Управление государственной собственностью. Учебник. Под ред. В. И. Кошкина и В. М. Шупыро. М.: Инфра-М, 1997.
  135. Управление организацией: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, З. Г Румянцевой, Н. А. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999. 669 с.
  136. К., Пешеро Б. П. Оценка стоимости компании: как избежать ошибок при приобретении.: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 256 с.
  137. Дж., Пратт Ш., Гриффит К., Уилсон К. Руководство по оценке стоимости бизнеса. М.: ЗАО «Квинто-Консалтинг», 2002.
  138. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга / Под ред. и с предисловием A.JI. Турчака, А. Г. Головако, M.JI. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
  139. Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект М.: Финансы и статистика, 2000. — 416 с.
  140. Н., Катков В. Исследование мотивационных механизмов на предприятиях региона// Консультант директора. 2000. № 12. с. 11.
  141. Чая В. Т, Н. И. Чупахина. Перспективы развития управленческого учета. «Экономический анализ: теория и практика», 2007, № 22.
  142. В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности. М.: Финансы и статистика, 2001. — 320 с.
  143. Т. Я. Социальная защита от безработицы и ее институциональное значение. Диссертация на соискание степени доктора экономических наук.М., 2002.
  144. А.Д. (под ред.). Управленческий учет: Учеб. пособие. -М.: ФБК-Пресс, 2002. 512 с.
  145. О. И. Русская культура труда и управления//ОСН, 2003 ,№ 3, с. З 0−54.
  146. А., Полунин Ю. Русский стиль менеджмента // Эксперт. -2001.-№ 36.
  147. Ф., Бишоп Д. Оценка компании при слияниях и поглощениях: создание стоимости в частных компаниях. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
  148. Экономические показатели бизнеса. /Е. К. Смирницкий и др.- М.: Экзамен, 2002.-512 с.
  149. Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры. М.: Финансы и статистика, 1993.
Заполнить форму текущей работой