Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Медико-социальные аспекты дорожно-транспортного травматизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только для России, но и для большинства стран мира. Травматизм во всем мире неуклонно растет, нанося обществу огромный социальный и экономический ущерб. Значительную долю в его структуре составляют дорожно-транспортные травмы (ДТТ), относящиеся к наиболее тяжелым видам травматизма… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМ КАК СОВРЕМЕННАЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПРОБЛЕМА (обзор литературы)
    • 1. 1. Травматизм как причина заболеваемости, инвалидности и смертности населения
    • 1. 2. Медико-социальное значение дорожно-транспортного травматизма
    • 1. 3. Организационные аспекты снижения дорожно-транспортных травм
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
  • ГЛАВА III. РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
    • 3. 1. Динамика дорожно-транспортных происшествий
    • 3. 2. Обстоятельства дорожно-транспортных происшествий
    • 3. 3. Динамика числа пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
    • 3. 4. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей
    • 3. 5. Динамика тяжести последствий дорожно-транспортных аварий
  • ГЛАВА IV. РОЛЬ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В СМЕРТНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
    • 4. 1. Динамика общей смертности и смертности от отдельных причин
    • 4. 2. Роль травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин в смертности населения
    • 4. 3. Смертность от дорожно-транспортных травм
  • ГЛАВА V. ПЕРВИЧНАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ ВСЛЕДСТВИЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
    • 5. 1. Динамика первичной инвалидности, возрастно-половые и региональные особенности
    • 5. 2. Степень утраты трудоспособности в результате дорожно-транспортного травматизма
    • 5. 3. Локализации травм, послуживших причиной выхода на инвалидность
    • 5. 4. Особенности первичной инвалидности детского населения
  • ГЛАВА VI. ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ
    • 6. 1. Общие принципы организации лечебно-профилактической помощи при дорожно-транспортных происшествиях
    • 6. 2. Обращаемость в лечебно-профилактические учреждения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях
    • 6. 3. Организация амбулаторной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях
    • 6. 4. Организация стационарной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях

Медико-социальные аспекты дорожно-транспортного травматизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Травматизм является одной из важнейших медико-социальных проблем современности не только для России, но и для большинства стран мира. Травматизм во всем мире неуклонно растет, нанося обществу огромный социальный и экономический ущерб. Значительную долю в его структуре составляют дорожно-транспортные травмы (ДТТ), относящиеся к наиболее тяжелым видам травматизма. Транспортные происшествия являются единственной внешней причиной смерти, входящей в семь ведущих причин по критерию Глобального бремени болезней (The global burden of disease: 2004 update. Geneva, World Health Organization, 2008). Более 2/3 всех пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП) составляют люди трудоспособного возраста. Гибель и инвалидизация наиболее активной группы населения ведет к существенному социальному и экономическому спаду, что отражается на процессах развития страны и ее конкурентоспособности на международном уровне.

По данным ВОЗ в мире в среднем от травм, полученных в ДТП, каждый день погибает 3 тыс. человек, а получают травмы или становятся инвалидами около 40 млн. человек в год (Всемирный доклад предупреждения дорожно-транспортного травматизма, Женева, 2004). Травматизм, в связи с его предот-вратимостью, является важным и вполне реальным резервом снижения смертности населения страны. Количество погибших в ДТП на 100 тыс. населении в РФ является одним из наибольших среди стран Европейского региона и составляет 19,71 на 100 тыс. человек. В среднем по Европейскому Союзу этот показатель почти вдвое ниже и составляет 10,33 погибших на 100 тыс. населения (Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения, ВОЗ, 2009).

Принятая при социалистическом строе модель травматолого-ортопеди-ческой службы в современных социально-экономических условиях требует корректировки (Сидорова Г. В., Шапиро К. И., Ильин В. П., 1996). Однако выбор адекватных мер по реформированию любых видов лечебно-профилактической помощи должен осуществляться с учетом региональных особенностей здоровья населения, сложившейся системы здравоохранения, возможностей финансирования отрасли на основании научно-обоснованных рекомендаций. В этой связи возникает необходимость медико-социального анализа дорожно-транспортных травм и их последствий на региональном уровне в целях совершенствования оказания первичной медицинской помощи пострадавшим в ДТП, повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий.

Для Краснодарского края проблема дорожно-транспортного травматизма является особенно актуальной в связи с тем, что край занимает 5 место по абсолютному количеству ДТП среди всех субъектов РФ, а краевой центр находится на 5 строчке среди городов России — лидеров по числу автомобилей на душу населения. Для Краснодарского края свойственны массовые притоки автотранспорта связанные с курортным сезоном. Большое количество федеральных трасс, а также необходимость расширения и совершенствования дорожно-транспортной сети вследствие проведения зимних олимпийских игр 2014 года создают условия, способствующие интенсификации дорожного движения, что требует разработки и принятия комплекса мер, включая мероприятия медико-организационного характера, направленного на профилактику и снижение последствий ДТП в крае.

Несмотря на значительное число исследований последних лет по оптимизации медицинской помощи при ДТТ (Сидорова Г. В., Шапиро К. И., Ильин В. П., 1996; Щепин О. П. с соавт., 2000; Тищук Е. А., Щепин В.0., 2001; Корнилов Н. В., Шапиро К. И., Лучанинов С. С. с соавт., 2004; Паюсов Ю. А., 2004— Барканов В. Б., 2005; Рыбин A.B., 2006; Волкова Т. А., 2006; Багненко С. Ф., Стожаров В. В., Мирошниченко А. Г., 2007; Закарян A.A., 2004 и др.), работ по совершенствованию лечебно-профилактической помощи пострадавшим в ДТП в Краснодарском крае в доступной нам литературе не обнаружено.

Целью исследования явилась разработка научно-обоснованных рекомендаций по оптимизации медицинской помощи пострадавшим с ДТТ, проживающим в условиях юга России.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать динамику дорожно-транспортных происшествий, их обстоятельств и тяжести последствий.

2. Представить роль дорожно-транспортного травматизма в смертности населения.

3. Изучить первичную инвалидность вследствие дорожно-транспортных происшествий.

4. Проанализировать состояние амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи травмированным в результате ДТП.

5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые изучена эпидемиология дорожно-транспортного травматизма населения Краснодарского края как типичного региона ЮФО за период 2001;2009 г. г., дан анализ его трендов, выявлены основные тенденции распространенности показателей дорожно-транспортного травматизма, их сезонность, представлены особенности обстоятельств получения травм, тяжесть последствий ДТП. Новым является углубленный всесторонний анализ роли ДТТ в структуре смертности и первичной инвалидности населения края. Впервые в новых социально-экономических условиях, дана научно-обоснованная оценка состояния амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи пострадавшим в ДТП на основе анализа первичной медицинской документации.

Научно-практическая значимость исследования определяется его результатами, позволившими разработать и внедрить научно-обоснованные рекомендации по оптимизации медицинской помощи пострадавшим в ДТП, улучшению качества первичной и стационарной травматологической помощи в условиях юга России. Проведенное исследование дало возможность предоставить в органы власти и управления, а также учреждения практического здравоохранения объективную информацию об эпидемиологии дорожно-транспортного травматизма, его роли в первичной инвалидности и смертности населения. Представленные данные могут быть использованы при принятии управленческих решений, направленных на улучшение качества лечебно-профилактической помощи пострадавшим в ДТП, стать базисом для более эффективного и рационального использования имеющихся ресурсов здравоохранения.

Материалы диссертации внедрены в практическую деятельность: Департамента здравоохранения Краснодарского краяГУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр» ДЗ ККФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" — МУЗ «Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи». Результаты исследования используются в учебном процессе кафедры ортопедии, травматологии и ВПХкафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медициныкафедры скорой медицинской помощи и мобилизационной подготовки здравоохранения ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздравсоцразвития России.

Материалы исследования использовались при подготовке приказа Департамента здравоохранения Краснодарского края от 26.07.2010 г. № 2013 «О создании профильной комиссии по изучению летальности среди пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях на территории Краснодарского края».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Краснодарский край имеет свои особенности эпидемиологии дорожно-транспортного травматизма, которые были выявлены в ходе настоящего исследования.

2. Дорожно-транспортный травматизм играет важную роль в структуре смертности и инвалидизации населения края и, будучи управляемой причиной, является важным резервом для их дальнейшего снижения.

3. В крае действует весьма эффективная система оказания помощи пострадавшим в ДТП, в то же время, имеются определенные неиспользованные резервы для дальнейшей оптимизации медицинской помощи данному контингенту больных с учетом имеющихся ресурсов здравоохранения.

4. На защиту выносится комплекс научно-практических рекомендаций медико-социального и организационного характера, направленных на улучшение качества медицинской помощи пострадавшим с ДТТ, проживающим в условиях юга России.

Личный вклад автора в проведенное исследование. Автором самостоятельно проведен аналитический обзор отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблеме. Разработан дизайн исследования, статистический инструментарий, выполнена выкопировка данных из первичной медицинской документации. Составление программы математико-статистической обработки материала и сама обработка данных проводились с личным участием автора. Промежуточные результаты исследования систематически проверялись научным руководителем. Анализ, интерпретация, изложение полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций в основном выполнены автором лично. Доля участия автора в сборе информации — до 80%, в математико-статистической обработке — более 90%, а в обобщении и анализе материала — 90%.

Апробация работы. Основные положения диссертации заслушаны и обсуждены на ряде конференций. Всероссийская научно-практическая конференция «Здоровье и технологии его сохранения» (Смоленск, 2009 г.) — Конференция заведующих кафедрами общественного здоровья и здравоохранения медицинских высших учебных заведений Российской Федерации «Актуальные проблемы демографической политики и состояние здоровья населения РФ» (Астрахань, 2009 г.) — Архангельская международная медицинская конференция молодых ученых и студентов (Архангельск, 2009 г.) — Научно-практическая конференция «Медико-социальная профилактика — основа управлением здоровья населения» (Казань, 2009 г.) — Международная научно-практическая конференция «Медицинская профилактика. Организационные технологии». (Москва, 2009 г.).

Основные положения и выводы исследования опубликованы в 13 научных печатных работах, в том числе 5 — в изданиях, рекомендованных ВАК.

выводы.

1. Несмотря на положительную динамику распространенности ДТП, Краснодарский край относится к числу регионов России с высоким уровнем частоты транспортных аварий (131,0 на 100 тыс.). Самыми распространенными видами ДТП являются столкновения транспортных средств (43,3%) и наезды на пешеходов (28,0%). Чаще всего ДТП происходят в результате нарушения ПДД водителями ТС (86,5%).

2. В течение 2001;2009 г. г. наблюдалось снижение как общего числа пострадавших в результате ДТП, так и числа раненых и погибших, включая детей, однако число пострадавших, приходящихся на одну дорожную аварию, возросло. Число ДТП, число раненых и погибших существенно возрастают в летний период. Тяжесть последствий аварий, произошедших на территории края, изменилась незначительно и в 2009 году составила 12,3. Тяжесть поi i.

I следствий аварий, произошедших на загородных трассах, более чем в 2 раза.

I выше, чем на городских.

3. Смертность от травм, отравлений и внешних причин занимает третье.

J место в структуре смертности населения Краснодарского края (8,5%), наиt больший удельный вес среди них имеют травмы, получаемые в результате.

ДТП (22,2%). Роль ДТТ среди всех травм, отравлений и внешних причин ежегодно возрастает. Уровень смертности от автотравм в 2009 году составил 26,0 на 100 тыс. населения, 76,3% погибших от автотравм составляли мужчины. Чаще всего погибают от дорожно-транспортной травмы пострадавшие в возрасте от 20 до 40 лет, средний возраст умерших в транспортных авариях составил среди мужчин 39,3 лет, среди женщин 44,9 года.

4. За период 1995 — 2008 г. г. показатель первичной инвалидности вследствие ДТП населения края снизился с 5,6 до 4,5 на 100 тыс., однако уровень первичной инвалидности детей возрос почти вдвое: с 1,2 до 2,1 на 10 тыс. В возрастной структуре инвалидности наибольший удельный вес принадлежит инвалидам трудоспособного возраста (72,2%), который ежегодно возрастает. шп in Ii и hihihi im il ni ni in и au im л mi i и u 11 j ¦ in Ii и i Ii i un in .1:11 11 nui in и ¦ im ini.11.iibii 111 шиш ишш.

Среди пострадавших, признанных инвалидами вследствие ДТТ, преобладали инвалиды II группы (48,8%) и III группы (41,0%). У большинства причиной инвалидизации являлись травмы, захватывающие несколько областей тела (52,3%) и травмы головы (34,1%), важную роль играли травмы нижних конечностей. Основными причинами детской инвалидности являлись травмы нижних и верхних конечностей (29,5% и 27,1%), а также сочетанные травмы (22,1%). У большинства детей, впервые признанных инвалидами вследствие ДТТ, отмечались умеренные нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности 1-ой степени в одной или нескольких категориях (73,1%).

5. В краевом центре к месту ДТП чаще всего выезжают врачебные (46,9%) и специализированные (33,0%) бригады, которые в 89,0% случаев прибывают в течение 15 минут. Большинство пострадавших (69,9%) с места происшествия доставляются в ЛПУ города, из них 51,9% требуется стационарное, а 41,3% амбулаторное лечение. Большинство нуждающихся в медицинской помощи составляют мужчины (60,2%) и лица в возрасте 20−29 лет (38,7%). Наибольшее число обратившихся по поводу ДТТ приходится на летние месяцы и сентябрь. Среди пострадавших, нуждающихся в амбулаторном лечении, 55,8% составляют лица с травмами головы и/или шеи. Чаще всего амбулаторная помощь оказывается в травмпунктах (61,3%).

6. Большая часть стационарных больных поступает в травматологические отделения (56,2%) и отделения неврологического профиля (32,8%). Среди поступающих на стационарное лечение преобладают мужчины (55,4%) и больные в возрасте от 20 до 40 лет (56,5%) с травмами, захватывающими несколько областей тела (32,3%) и травмами головы и шеи (28,3%). Средняя длительность пребывания на койке пострадавших в ДТП составляет от 10,1 до 13,4 дней. Летальность мужчин почти в 2,5 раза выше, чем женщин.

I .11 ¦ лик I IHII II I ¦ Л 1Д I 1 II El il!, 111 JE 11 «III II I Uli I ¦ I ¦ 11 Ii I II 1 i ¦ I Ii I II, 111 ВI KU Kl I i IUI I I II, Ill» Iii I 1 KHK IE Ii Kl III Ii 11E II I llllil.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Профилактика и борьба с дорожно-транспортным травматизмом должна рассматриваться органами власти и управления как приоритетное направление социальной политики и здравоохранения в целях обеспечения безопасности общества. Необходимо продление и переработка территориальной программы, включенной в ПНП «Здоровье» в 2010 г. на качественно новой основе. Выявленные в ходе исследования особенности дорожно-транспортного травматизма в крае могут быть использованы при ее совершенствовании.

2. Разработка комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения целесообразно проводить по следующим направлениям:

• информационное — формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах. Обучение правилам дорожного движения;

• развивающее — формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и человек должен быть дисциплинированным и сосредоточенным;

• воспитательное — формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих дорожить собственной жизнью и жизнью других людей;

• методическое — методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики дорожно-транспортного травматизма;

• контрольные — система контрольных мероприятий по оценке эффективности мероприятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

3. В целях вторичной профилактики следует решить вопрос о своевременном оповещении о случившемся дорожно-транспортном происшествии лечебных учреждений (улучшение качества прямой радиосвязи между ДПС.

I I i t I I i I il [ I Mil II II [Il II I II I ! ¦ Uli Util llilltl tu IIIHI I ¦! I I, 111 uni (III 1Я 148.

ГИБДД, мобильными дежурными бригадами МЧС и лечебными учреждениями):

• обучить всех инспекторов ГИБДД правилам оказания первой помощи пострадавшим;

• на курсах подготовки водителей увеличить раздел программы, касающийся первой помощи пострадавшим;

• краевому центру медицинской профилактики обеспечить систематическое издание для автопредприятий рекомендаций по оказанию самои взаимопомощи пострадавшим в ДТП;

• медперсоналу станций скорой медицинской помощи принять меры по сокращению сроков от момента получения ДТТ до начала оказания первой медицинской помощи и расширение реанимационных мероприятий на месте ДТП и во время транспортировки пострадавших в лечебное учреждение;

• медицинскому персоналу центральных районных и участковых больниц, расположенных вдоль трасс повысить квалификацию по травматологии и реаниматологии;

• укомплектовать все ФАПы, здравпункты средствами для оказания срочной и неотложной помощи.

4. Данные, характеризующие динамику инвалидности вследствие ДТП в Краснодарском крае за четыре года, могут быть использованы для определения приоритетных мер по ее снижению и профилактикедля разработки комплексных программ социальной поддержки инвалидовдля разработки мер по повышению результативности реабилитациисовершенствованию форм и методов совместной работы органов и учреждений, обеспечивающих реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов на региональном уровне. I I Hit ii IIIUI III II I 111 Mill illill i i hi! I [1,1 Ell E 111 I lili I II (ill III I 111! Ill I I I I III I I III, 1 III III 1.

Показать весь текст

Список литературы

  1. M.M., Лебедев Н. В., Малярчук В. И. Объективная оценка тяжести травмы у пострадавших с сочетанными повреждениями // Вестник хирургии. 2001, № 6. — С. 42−45.
  2. М.Л., Кузнецов Д. А. Индивидуальная программа реабилитации инвалидов: проблемы и перспективы реализации // Ортопедия, травматология и протезирование. 2006. — № 2 .- С. 106−109.
  3. Автомобильные парки городов России, Автостат, 2008 г.
  4. Т.Н., Гусева A.B., Взаимосвязь уровня первичной инвалидности лиц с последствиями травм опорно-двигательного аппарата и качества оказания медицинской помощи // Медико-социальная экспертиза и реабилитация, 2005. — № 3. — С.45−47
  5. А.Ф. Об изменениях уровня и структуры причин смертности населения Азербайджана // Гигиена и санитария. 2001. — № 6. — С. 27−28.
  6. Д.О. Роль трудовых коллективов в профилактике непроизводственного травматизма среди работающих // Материалы 5 Всесоюзного съезда травматологов ортопедов: тез. докл. — Москва, — 1988. — С. 5−6.
  7. Анкин Л .Я, Анисин Л. Н. Практическая травматология: Европ. стандарты диагностики и лечения. Москва, — 2002. — 479 с.
  8. З.Ф. Региональные тенденции смертности населения в Республике Башкортостан от травм и отравлений // Здравоохранение РФ. 2003. -№ 2. — С.54−56.
  9. С.Ф., Стожаров В. В., Мирошниченко А. Г. и др. Скорая медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. -Санкт-Петербург, 2007. — 400 с.
  10. П.Баранов В. И., В. И. Неверов, B.B. Попова. Квалификация и расследование дорожно-транспортных преступлений. Саратов, — 2005. — 82 с.
  11. В.Б. Медико-социальные проблемы насильственной смерти детей и подростков в крупном промышленном центре: Автореферат дис.. канд. мед. наук. Санкт-Петербург, — 2005. — 19 с.
  12. A.B., Борщенко И. А. Техника и принципы хирургического лечения заболеваний и повреждений позвоночника. Москва: ГЭОТАР-Медиа, -2007. — 136 с.
  13. М.Блюмен И. Средство управления в ЧС // Служба медицины катастроф: состояние, организация, итоги деятельности, перспективы развития: Материалы 5-й конференции по Всемирному здоровью. — Москва, 1997. — С. 100−105.
  14. А. В., Нелеганчук В. А., Герасимова О. А. Госпитальная летальность при сочетанной травме и возможности ее снижения // Вестник травматологии и ортопедии. — 2004. № 3. — С.49−52.
  15. A.B., Пелеганчук В. А., Коледо В. Б. и др. Специализированная медицинская помощь при политравме в крупном городе //Вестник хирургии. 2004. — № 6. — С.89−92.
  16. А. В., Пелепчук В. А., Печенин С. А. и др. Госпитальная летальность при тяжелых сочетанных травмах // Скорая помощь. 2003, № 4. -С.8−9.
  17. .П., Королев И. А. О смертности населения России от неестественных причин// Здравоохранение Российской Федерации 1993. — № 7. — С.15−17.
  18. Брыскин Б. С, Семенов Г. М., Каримов С. К. Сочетанные повреждения мирного времени // Оказание помощи при сочетанной травме: Сборник научных трудов НИИ им. Н. В. Склифосовского. 1997. — т.107. — С.82−86.
  19. П.Т., Ефименко H.A., Розанов B.E. Оказание специализированной медицинской помощи при тяжелой сочетанной травме // Вестник хирургии- 2000, № 1. — С.43−47.
  20. .А., Редько А. Н. Некоторые параллели в динамике общей смертности, травматизма и самоубийств // Советское здравоохранение. -1991. -№ 8. -С.31−34.
  21. Т.А. Состояние и пути оптимизации стационарной помощи при травмах в условиях сельского района //Автореферат дисс.. канд. мед. наук. Санкт-Петербург, — 2006. — 18с.
  22. Всемирный доклад предупреждения дорожно-транспортного травматизма: резюме. ВОЗ, Женева, — 2004 г. — 54с.
  23. Х.З., Муругов B.C. Травматизм приоритетная медико-социальная проблема // Казанский медицинский журнал. — 1999, — XLXXX, — № 4. -С.312−314.
  24. A.B. Клинико-патогенетическая характеристика острого периода травматической болезни при тяжелых сочетанных травмах // Дисс. канд. мед. наук Санкт-Петербург, — 2002. — 204с.
  25. Л.П., Лаврова Д. И. Инвалидность как многофакторная проблема // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». Москва. 2006. — № 2.- С.27−30.
  26. Е.К. Политравма. Актуальные проблемы и новые технологии в лечении // Новые технологии в военно-полевой хирургии и хирургии повреждений мирного времени. Санкт-Петербург, — 2006. — С.4−14.
  27. Е.К., Бояринцев В. В., Супрун Т. Ю., Ляшедько П.П. Объектив
  28. I I I i I II. I Hill III Hill II II. I IUI I I 1,1.111t III II 11 II Ц III III IBM152ная оценка тяжести травм. Санкт-Петербург, — 1999. — 110с.
  29. В.В., Аксель Е. М. Обобщенные показатели состояния здоровья населения России. — Москва, 1993. — 125с.
  30. Н.Ф., Пузин С. Н. Технология социально-бытовой реабилитации инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. — № 2. — С.3−6.
  31. P.A., Михайлов А.С, Хапалов Е. А. Оценка влияния погодных условий на аварийность на автодорожном транспорте // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2003, — № 6. — С.50−53.
  32. Европейский доклад о состоянии безопасности дорожного движения, ВОЗ, Женева, 2009. — 173 с.
  33. Ермолов А. С, Абакумов M. JL, Соколов В. А. и др. Общие вопросы оказания медицинской помощи при сочетанной травме // Хирургия. 2003, — № 12. -С.7−11.
  34. И.А. Принципы диагностики и лечения тяжелой сочетанной травмы // Военно-медицинский журнал 1996, -№ 11.- С.26−30.
  35. И.А., Марчук В. Г., Лебедев В. Ф. и др. Шесть принципов лечебно-диагностического процесса при тяжелой сочетанной механической травме и особенности их реализации в условиях этапного лечения пострадавших // Вестник хирургии. 1996, — № 5. — С.80−84.
  36. И.А., Шляпников С. А. Экстремальное состояние организма. Элементы теории и практические проблемы на клинической модели тяжелой сочетанной травмы. Санкт-Петербург, — 1997. — 296с.
  37. Е.В., Ключевский В. В. Совершенствование организации профилактики бытового травматизма // Ортопедия, травматология и протезирование. 1986. -№ 2. -С.56−59.
  38. E.H. Анализ инвалидности вследствие травм. // Здравоохранение Российской Федерации. 1994 г. — № 2. — С. 18−20.
  39. Х.В., Тимершин Р. Р., Мартынова С. С., Иксанов И. Я. Анализ состояния первичной инвалидности в результате последствий травм в Казани за 1999−2000гг. // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». Москва, 2003. — № 2. — С.36−38.
  40. H.JI. Особенности первичной инвалидности молодого возраста с учетом группы инвалидности в Российской Федерации. // «Медико-социальная экспертиза и реабилитация». Москва, 2006. — № 2. — С.35−37.
  41. Ю.П., Исмянский С. Г., Михайлов Ю. М. и др. Система мероприятий по организации медицинской помощи на догоспитальном этапе при дорожно-транспортных происшествиях // Анналы травматологии и ортопедии. 1995, — № 3. — С.22−24.
  42. В.Д., Лисин В. В. Организационные и правовые проблемы медицинского обеспечения безопасности дорожного движения // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2000, — № 6. — С.36−38.
  43. Н.В., Шапиро К. И., Лучанинов С. С. и др. Травматология и ортопедия Санкт-Петербурга 1996−2002. Санкт-Петербург, — 2004. — 162с.
  44. Л.Г., Стажадзе Л.С, Спиридонова Е. А. и др. О повышении качества медицинского обеспечения пострадавших с травмой на догоспитальном этапе // Анестезиология и реаниматология. 2003, — № 3. — С.69−70.
  45. С.М., Линник В. В., Цветаева Е. А. Социально-гигиеническая характеристика пострадавших в результате несчастных случаев за период 1997—2000 гг..г. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Москва, -2003. -Ш.-С.41−44.
  46. А. Статистику ДТП занижают // http://www.gazeta.ru / 01.09.06.
  47. .П., Яковенко Л. М. Дорожно-транспортные происшествия как проблемы медицины катастроф // Скорая помощь. 2000, — № 1. — С.38−40.
  48. .П., Яковенко Л. М. Организационные аспекты оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных катастрофах // Медицина катастроф. 1999. — № 1(25). — С.5−7.
  49. .П., Яковенко Л. М., Акиныпин А. К. и др. Организация догоспитальной помощи при дорожно-транспортных катастрофах: Пособие дляврачей. Москва, — 2001. — 30с.
  50. .П., Яковенко JI.M., Козаков В. Е. Методика анализа и оценки качества оказания медицинской помощи при дорожно-транспортных катастрофах: Пособие для врачей. Москва, — 1999. — С.28.
  51. В.В. Показатели первичной инвалидности вследствие производственных травм и профессиональных заболеваний. // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Москва, — 2003. — № 4. — С.32−37.
  52. Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения: Учебное пособие. — Казань: Медикосервис, 1998. — 697с.
  53. A.C., Артюхов В. В., Виноградов В. Г. Производственный травматизм. 1998. — http://www.sei.aha.ru/ATL/ra53h.htm
  54. В.А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть 1−3. Москва, — 2003. — 1277с.
  55. С.М., Самсон С. П. Противошоковые мероприятия и лечение пострадавших с множественной и сочетанной травмой // Медицинская помощь. 2004, — № 4. — С.31−35.
  56. В.А., Вишняков Н. И., Юрьев В. К., Лучкевич B.C. Социальная медицина и организация здравоохранения. Санкт-Петербург, — 1997. — Т.1. -С.3−188.
  57. Е.М. Анализ первичной инвалидности среди больных с последствиями позвоночно-спиномозговой травмы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Москва, — 2004. — № 1. — С.33−34.
  58. А.Н. Клинико-статистическая характеристика дорожно-транспортных травм и экспериментальное развитие концепции травматоге-неза в службе скорой помощи // Дис.. док. мед. наук — Санкт-Петербург,
  59. El I HI III 11(1111,11 HUB! IUI II Hill I IUI I II IUI lull ill! I II II Ii III I II IUI II Mili IUI 1(11 II I 111 I I IllEUIE"Hill ¦ illlil i (I HEIL Will Mil 11Ш1 561 991. -350c.
  60. О.С. История и современное состояние проблемы травматической болезни // Травматическая болезнь. Ленинград, — 1987. — С.6−28.
  61. А.Н. Травматизм в диагностике и организации лечения дорожно-транспортных травм // Множественная и сочетанная травма, сопровождающаяся шоком: Сборник научных трудов Ленинград, — 1990. — С. 147 153.
  62. В.П. Состояние и перспективы научных исследований по проблеме сочетанной травмы // Врач. 1996. — № 4. — С.34−35.
  63. Н.П., Троицкий В. Г., Сальников С. С. Опыт усовершенствования медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях // Анналы травматологии и ортопедии. 1995, — № 3. — С.25−27.
  64. Ю.А. Несчастные случаи у населения крупного промышленного центра Заполярья: Автореферат дис. .канд. мед. наук Архангельск, — 2004. — 18с.
  65. Т.А., Макеева Л. А., Колосова Л. М. Анализ первичной инвалидности среди больных с последствиями повреждений нижних конечностей // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2000. — № 3. — С.36−38.
  66. B.C., Лапшина Г. В. Проблемы профилактики инвалидности у детей. // Медико-социальные проблемы детей-инвалидов. Москва, 2002, -С.17, 19.
  67. ЦЭМПИН-ФОРМ. 1994, — № 2. — C. 18−19.
  68. C.H. Основные направления и перспективы деятельности Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Москва, 2000. — № 4. — С.3−6.
  69. С.Н., Андреева О. С. Критерии оценки эффективности реабилитации инвалидов // Сборник Актуальные проблемы инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов. Ростов-на-Дону, -2006. -С.9−16.
  70. С. Н. Гришин Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российской Федерации и пути их решения // Вестник Всероссийского общества специалистов по медико-социальной экспертизе, реабилитации и реабилитационной индустрии. Москва, — 2003. — № 1 — С.27−30.
  71. С.Н., Лукьянов А. Н., Ковшарь Ю. А. Некоторые особенности социально-гигиенической характеристики первичной инвалидности // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. Москва. — 2004. — № 3. — С.3−8.
  72. H.H. Социально-гигиенические и медико-социальные аспекты инвалидности и пути ее профилактики (на примере Ленинградской области) // Автореферат дисс.. канд. мед. наук. Москва, — 2002. — 27с.
  73. Ф., Эриксон Л., Тингвал К. и др. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма: перспективы здравоохранения в Европе. -ВОЗ, Женева, — 2004. — 98с.
  74. В.А., Дежурный Л. И. Перспективы совершенствования экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе // Скорая помощь. -2000,-№ 1.-С.34−37.
  75. ., Решетников К. Причина смерти: дорожно-транспортное происшествие // Население и общество. 2000. — № 5. — С.4.
  76. Современные проблемы здоровья и медицинского обслуживания населения: Межрегиональный сборник научных трудов. Ярославль, — 1998. -С.40−43.
  77. A.B. Здоровье как социальная ценность // Экономика здоровья.2005, № 1. — С. 16−21.
  78. A.B. Совершенствование системы профилактики травматизма в крупном индустриальном центре: Автореферат дис.. канд. мед. наук. -Санкт-Петербург, 2006. — 23с.
  79. Д.В., Лушников A.B., Архипов И. В. Проблемы экстренной медицинской помощи при сочетанной травме в Саратовской области // Анестезиология и реаниматология. 2005, — № 4. — С.63−67.
  80. М.Б. Анализ первичной инвалидности вследствие болезней системы кровообращения у лиц трудоспособного возраста в Москве в 2000—2004 гг..г. // Медико-социальная экспертиза и реабилитации. Москва: Медицина, 2006, № 2. — С.37−40.
  81. Э.Р., Какорина Е. П. Травмы и отравления в России и за рубежом // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. -2004.-№ 2.-С.13−20.
  82. Е.В. Эпидемиология травм и пути повышения эффективности лечения пострадавших. Диссертация. канд. мед. наук. — Санкт-Петербург, — 2000. — 160с.
  83. В. И., Сахно И. И., Смирнов Н. А. Медико-тактическая характеристика чрезвычайных ситуаций на транспорте // Disaster medicine. 1998, -№ 3−4. — С.34−36.
  84. С.А., Черкасов В. А. Сочетанные травмы и травматическая болезнь. Пермь, — 1999. — 332с.
  85. А.Г., Винникова Ю. Г., Кульков В. Н. Динамика смертности населения Астраханской области. Астрахань: АГМА, — 1999. — 174с.
  86. Селезнев С. А, Шалот Ю. Б., Куршакова И. В. Профилактика и лечение осложнений сочетанных травм. Учебное пособие для врачей. — Санкт-Петербург: СПбНИИСП им. И. И. Джанелидзе, — 2003, — 105с.
  87. Г. В., Шапиро К. И., Ильин В. П. Принципы совершенствования специализированной травматологической помощи в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Иркутск, — 1996. — 100с.
  88. К.С., Битюков К. А., Синипостол А. Б. и др. Первичная инвалидность детей и подростков в связи с повреждениями и заболеваниями
  89. Е.А., Стажадзе JI.J1. Оценка состояния геодинамики, газообмена и метаболизма у пострадавших с травмой в зависимости от полноты комплекса догоспитальной интенсивной терапии // Вестник интенсивной терапии. 2002. — № 3. — С.69−74.
  90. Л.Л., Лукьянчук Э. М., Некрасов Д. К. и др. Санитарная авиация в условиях Московского региона // Медицина катастроф. 1999, — № 2(26). -С.23−25.
  91. Статистика аварийности дорожного движения, ГИБДД, 2001−2009гг.
  92. Ю.Статистика дорожно-транспортных происшествий. Женева, 1996.
  93. П.Сытин Л. В. Проблемы демографии и реабилитации инвалидов в России на современном этапе // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2003. № 3. — С.35−37.
  94. К.А. О состоянии дорожной безопасности в странах Европейского Союза // Вестник травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова. -1998, № 3. — С.48−53.
  95. ПЗ.Тшцук Е. А., Щепин В. О. Преждевременная смертность и ее предотврати-мость // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. — № 3. — С.14−18.
  96. Н.Файзуллин И. Г. Новый подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма в сельскохозяйственных районах // Казанский медицинский журнал 2001, — т.82, № 5. — С.396−397.
  97. А.З. Дорожно-транспортный травматизм как медико-социальная проблема // Автореферат дис.. канд. мед. наук. Уфа, — 2000. — 22с.
  98. Пб.Халамов Е. А., Дурнев P.A., Михайлов A.C. Проблемы ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и пути решения // Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. 2004, — № 6. — С.30−33.
  99. I I I Щ II I l i t i I I I I I I f ill В ill It I J I «II II (I «III II IE I I t i I II I I (I i i hi161
  100. C.E. Медико-социальные последствия церебральных осложнений ожоговой травмы // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. — 2008. -№ 4. С.14−16.
  101. Г. С., Селезнев С. А. Функциональная органопатология шока. Ашгабат-Ылым, — 1994. — 316с.
  102. К.И., Воронцова Т. Н., Санникова Е. В. и др. Состояние травматизма, итоги работы травматолого-ортопедической службы Российской Федерации в 1995 году (статистические данные) // Травматология и ортопедия России. 1996. — № 3. — С.101−102.
  103. Шах Б.Н., Багненко С. Ф., Лапшин В. Н. Перфузионные нарушения и их коррекция в остром периоде травматической болезни у пострадавших с со-четанными шокогенными повреждениями // Анестезиология и реаниматология. 2005. — № 4. — С.34−39.
  104. Г. А., Жакупбаев И. А., Подусов С. И. и др. Больничная летальность при сочетанной травме // Человек и его здоровье: Тезисы доклада Российского национального конгресса. Санкт-Петербург, — 2002. — С.129.
  105. Д. А. Эпидемиологическая модель дорожно-транспортного травматизма крупного промышленного центра: Диссертация. канд. мед. наук. Волгоград, — 2001. — 162с.
  106. Ю.Г., Пешков С. П. Вопросы реабилитации инвалидов в свете положений и концепций социальной независимости. // Здравоохранение Российской Федерации. 2004. — № 3 — С.24−27.
  107. О. И. Методика и организация исследования по проблеме реабилитации пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях и локальных военных конфликтах // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 2004, — № 4. — С. 16−20.
  108. В.К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение. -Санкт-Петербург, 2000. — 914с.
  109. Д.А., Воронянская JI.K. Состояние временной и стойкой нетрудоспособности при последствиях дорожно-транспортных травм // Ортопедия, травматология и протезирование. 1987, — № 2. — С.41−43.
  110. Д. А., Голубева И. В., Карпенко К .Я. Реабилитация инвалидов вследствие травм и заболеваний опорно-двигательной системы // Ортопедия, травматология и протезирование. 2006. — № 2. — С.145−149.
  111. Altemeyer К.Н. et al. Intensive care of the trauma patient // Resuscitation. 2001.-Vol. 48 P.37−46.
  112. Asia-Pacific Road Accident Database. User manual, v. 1.1. New York, United Nations Economic and Social Commission for Asia and the Pacific. 2002. -120p.
  113. Attewell R.G., Glase K., McFadden M. Bicycle helmet efficacy: a metaanalysis // Accident Analysis and Prevention. 2001, — vol.33. — P.345−352.
  114. Bellini C, Campone F. Helicopter emergency medical service in Italy // Air. Med. J. 2005, — vol.24 (№ 6). — P.238−243.
  115. Bener A. Strategy to improve road safety in developing countries // Cand. Medical Journal. 2003, — vol.24 — P.447−452.
  116. British Orthopaedic Association. The care of severely injured patients in the United Kingdom // London: British Orthopaedic Association. 1997.
  117. Buylaert, W. ed. Reducing injuries from post-impact care European Transport Safety Council, Working Party on Post Impact Care, Brussels, 1999
  118. Cummings G., O’Keefe G. Scene disposition and mode of transport following rural trauma: a prospective cohort study comparing patient cost // J. Emerg. Med. -2000,-vol.18.-P.349−354.
  119. Dietz H. Organisation of the primary transportation of head injuries and other emergencies in the Federal Republic of Germany //Adv. Tech. Stand. Neurosurg.- 1991, vol.18.-P.133−141.
  120. Dobson R. Motocar’s injury and mortality in Great Britain // Br. Med. J. 2003, -vol.326, № 7397. — P. 1004.
  121. Elvik R. Cost-benefit analysis of ambulance and rescue helicopters in Norway: reflections on assigning a monetary value to saving a human life // Appl. Health. Econ. Health Policy. 2002, — vol. l (2). — P.55−63.
  122. Henderson M. Science and society // Recovery. 1996, — vol.7. — P.28−29.
  123. Hobbs C.A., ed. Priorities for EU motor vehicle safety design. Brussels, -2001. -P.76−92.
  124. Holder Y., eds. Injury surveillance guidelines. Geneva, — 2001. — P. 16−26.
  125. KJhayesi, M. Liveable Streets for Pedestrians in Nairobi: The Challenge of Road Traffic Accidents. In The Earthscan Reader on World Transport Policy and Practice, ed. J. Whitelegg and G. Haq, 35−41. London: Earthscan. 2003.
  126. Kopits E., Cropper M. Traffic fatalities and economic growth. Washington, 1. DC, 2003. — P.418−425.
  127. Laflamme L, Diderichsen F. Social differences in traffic injury risks in childhood and youth: a literature review and research agenda // Injury Prevention. -2000, vol.6. — P.293−298.
  128. Leon D., Chenet L., Shkolnikov V. M. et al. // Lancet. 1997. — vol.350. — P.383−388.
  129. Loimer H., Guarnieri M. Accidents and acts of God: a history of terms // American J. of Public Health. 1996, — vol.86. — P. 101−107.
  130. Mackay G. Sharing responsibilities for road safety. Brussels, European Transport Safety Council, 2001. — P.86−89.
  131. Martinez R. Traffic safety as a health issue // In: Traffic safety, communication and health. Stockholm: Temaplan AB, — 1996. — P.36−40.
  132. Mock C. N., nii-Amon-Kotei D., Maier R.V. Low utilization of formal medical services by injured persons in a developing nation: health service data underestimate the importance of trauma. 1997, — vol.42. — P.504−513.
  133. Mohan D. Road safety in less-motorised environment: future concerns. // Int. J. of Epidemiol. 2002. — vol.31.- P.527−532.
  134. Murray C.J., Lopez A.D. The global burden of disease: a comprehensive assessment of mortality and disability from diseases, injuries and risk factors in 1990 and projected to 2020. Boston, — 1996. — 346p.
  135. Nemtsov A.V. Alcohol-related harm and alcohol consumption in Moscow before, during and after a major anti-alcohol campaign. Addiction. 1998, vol. 93. — P.1501−1510.
  136. I1II I) II1 II 1 U I I I i III! I I I III I! i III Bill, I II UM I Ill (II III IIB I II I ¦
  137. Peden M., McGee K., Krug E. Injury: a leading cause"of the global burden of disease, 2000. Geneva, — 2002. — P. 112−126.
  138. Servadei F. et al. Effect of Italy’s motorcycle helmet law on traumatic brain injuries. Injury Prevention, 2003, 9:257−260.
  139. Siegel J.H., Shafi Sh., Goodarzi Sh., Dischinger P.C. A quantitative method for cost reimbursement and length of stay quality assurance in multiple trauma patient // J.Trauma. 1994. — vol.37. — № 6. — P.928−937.
  140. Staniland N. Injury prevention and control: Understanding the issues and making a difference // International Journal of Trauma Nursing. 2001. — vol.7. — Issue 2.- P.67−69.
  141. Statistiques des accidents de la circulation routiere en Europe et en Ametigue duNord. Geneva, — 1996. — 56p.
  142. The global burden of disease: 2004 update. Geneva, World Health Organization, 2008. 160p.
  143. Thomas, S. Handbook of Wound Dressings // JWC. London. — 1994. — 130p.
  144. Vasconcellos EA. Urban transport, environment and equity: The case for developing countries. London: Earthscan Publications 2001.
  145. Waller P. Public health’s contribution to motor vehicle injury prevention // American J. of Preventive Medicine. 2001, — vol.21 (Suppl. 4). — P.3−4.
  146. WestR.I. //Br. Med. J. 1998. — vol. 316. — P.5−6.
  147. WHO. The World Health Report 2000. Health Systems: Improving Performance. Geneva, 2000.
  148. World Development Indicators, Washington, DC, World Bank, 17 Oct. 2008.
Заполнить форму текущей работой