Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование системы мероприятий по снижению медицинских потерь на железнодорожном транспорте на современном этапе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На основании полученных данных исследования были разработаны рабочие (учебные) программы повышения квалификации для специалистов психофизиологических подразделений ОАО «РЖД» по теме: «Психофизиологическое обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте», «Основы кризисного психологического консультирования в работе специалистов психофизиологических подразделений ОАО «РЖД… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО
  • СНИЖЕНИЮ МЕДИЦИНСКИХ ПОТЕРЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
    • 1. 1. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов в 15 историческом аспекте
    • 1. 2. Современные исследования состояния здоровья работников 41 железнодорожного транспорта и оценка медицинских потерь
    • 1. 3. Современные проблемы совершенствования системы охраны 54 здоровья работников железнодорожного транспорта
    • 1. 4. Проблемы оптимизации системы планирования мероприятий по 61 охране здоровья работников железнодорожного транспорта
  • ГЛАВА II. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Характеристика базы исследования
    • 2. 2. Программа и методика исследования
  • ГЛАВА III. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ МОСКОВСКОЙ 83 ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ: ОБЩАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, ТРАВМАТИЗМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, ВЫЯВЛЕННАЯ ПРИ ПЕРВИЧНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРАХ
    • 3. 1. Анализ заболеваемости и травматизма среди работников 83 Московской железной дороги
      • 3. 1. 1. Характеристика общей заболеваемости по обращаемости в 83 лечебно-профилактических учреждениях МЖД
      • 3. 1. 2. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности 89 работников основных служб МЖД
    • 3. 2. Анализ профессиональной патологии и инвалидности 92 работников МЖД
    • 3. 3. Мониторинг состояния здоровья работников железнодорожного 95 транспорта по данным предрейсовых медицинских осмотров
  • ГЛАВА IV. КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПОТЕРЬ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
    • 4. 1. Медико-социальная характеристика преждевременной 102 смертности работников локомотивных бригад
    • 4. 2. Характеристика инвалидности среди работников локомотивных 111 бригад
    • 4. 3. Оценка утраты профессиональной пригодности работников 112 локомотивных бригад
  • ГЛАВА V. АНАЛИЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ И
  • ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТОВ -СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ И СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ (МЖД)
    • 5. 1. Социально-гигиеническая характеристика обследуемого 119 контингента

    5.2. Результаты социологического мнения врачей и руководителей 131 НУЗ ОАО «РЖД» о факторах, влияющих на инвалидизацию работников локомотивных бригад от болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной системы

    5.3. Социально-гигиеническая характеристика начальника 145 локомотивного депо и врачей, участвующих в работе ВЭК и ПРМО

    5.4. Развитие организационных форм охраны здоровья 156 железнодорожников

    ГЛАВА VI. ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕДИКО ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ МЕДИЦИНСКИХ ПОТЕРЬ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

    6.1. Методические подходы к оценке медицинских потерь на 162 железнодорожном транспорте

    6.2. Разработка системы комплексной профилактики медицинских 165 потерь на железнодорожном транспорте

    6.3. Планирование стратегии оздоровления трудового коллектива на 173 основе модели оптимизации

Совершенствование системы мероприятий по снижению медицинских потерь на железнодорожном транспорте на современном этапе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

В последние годы наблюдается значительное сокращение численности трудоспособного населения вследствие дисквалификации по состоянию здоровья. Только на железнодорожном транспорте России из состава ведущих железнодорожных профессий в связи с утратой профессиональной пригодности по заболеваемости ежегодно выбывает более 5000 человек (Пенкнович A.A., 2001; В. Б. Панкова, В. К. Иванов, В. С. Кутовой, 2001; Лисицын Ю. П., 20 012 011). В соответствии с представленной Концепцией Президентской программы (проект) «Здоровье работающего населения России на 2004;2015г.г.» (Москва, 2003), охрана здоровья работающего человека должна стать стратегической целью социально-экономического развития страны, причем первостепенное значение придается восстановлению и развитию приоритетных программ по первичной профилактике хронических заболеваний (или сохранению «здоровья здоровых»), которая провозглашается приоритетной линией национального здравоохранения (В.Б.Панкова, В. К. Иванов, В. С. Кутовой, 2001; 2003; Кучеренко В. З., 2001;2010; Бабанко А. И., Горбань Б. А., 2005).

Такие явления как преждевременная смертность и ее составная частьвнезапная смерть, особенно на производстве, дают наибольший общественный резонанс.

На железнодорожном транспорте преимущественно занята наиболее активная часть трудоспособного населения, уровень здоровья которого -«сверхсмертность», высокие цифры заболеваемости и инвалидности, особенно в связи с травмами и сердечно-сосудистой патологией, являются постоянным предметом исследований организаторов общественного здравоохранения (Атьков О.Ю., Вильк М. Ф, Цфасман А. З., 2005, 2010).

Основное число научных медицинских исследований, связанных с исследованием трудовых ресурсов на железнодорожном транспорте, вполне обосновано концентрируют внимание на клинических и организационных сторонах проблемы профессиональной пригодности трудящихся к работе, связанной с обеспечением безопасности движения поездов (Атьков О.Ю., А. А. Прохоров, 2000; М. Ф. Вильк, А. З. Цфасман, 2001; В. А. Капцов с соавт., 2001,2005).

Вместе с тем, понятие здоровья трудящихся много шире и помимо традиционных его измерителей (общая заболеваемость, заболеваемость с временной и стойкой нетрудоспособностью, смертность) включает новые индексы оценки отраслевых потерь трудовых ресурсов по качеству жизни и ее социальным аспектам, индикаторам, характеризующим преждевременную смертность в трудоспособных возрастах.

Реформы, происходящие в структуре ОАО «РЖД», сущность которыхакционирование железных дорог, изменили состояние дел в ведомственном здравоохранении, что требует разработки новой концепции ведомственной медицины.

Ключевым моментом представляется разработка отраслевой Программы по сохранению здоровья железнодорожников и снижения медицинских потерь на железнодорожном транспорте в условиях реформирования ОАО «РЖД».

Целью разработки Программы «Охрана и укрепление здоровья железнодорожников на 2012;2016 гг.» в рамках Утверждённой стратегии улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» на период до 2020 года было совершенствование организации мероприятий по выявлению, диагностике, профилактике и лечению наиболее значимых заболеваний, применение компьютерных технологий. Она должна обеспечить рациональное использование медицинских ресурсов здравоохранения системы ОАО «РЖД» и объединение усилий органов власти, неправительственных организаций, общественных организаций и средств массовой информации.

Необходимость разработки и внедрения основных подходов к совершенствованию организации работы по своевременному выявлению заболеваний, приводящим к дисквалификации среди основной профессиональной группы железнодорожников — работники локомотивных бригад (РЛБ) в современных социально-экономических условиях обозначили актуальность настоящего исследования и определили его цель.

Цель исследования: на основе комплексного медико-социального исследования разработать научно-обоснованные медико-организационные подходы к совершенствованию системы мероприятий по снижению медицинских потерь на железнодорожном транспорте.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить общую и накопленную заболеваемость, заболеваемость по обращаемости с временной утратой трудоспособности, дополненную данными периодических и предрейсовых медицинских осмотров, дать характеристику здоровья работающих железнодорожников.

2. Проанализировать уровень травматизма, инвалидизации и утраты профессиональной пригодности работников основных служб Московской железной дороги с позиций медицинских потерь на железнодорожном транспорте.

3. Определить уровень и структуру преждевременной смертности работников железнодорожного транспорта на примере и провести их анализ.

4. Провести экспертную оценку взаимодействия в системе ОАО «РЖД» служб по охране здоровья работников железнодорожного транспорта на примере работников локомотивных бригад.

5. Провести социологическое исследование по изучению мнения контингента железнодорожников, профессионального мнения врачей и руководителей медицинских учреждений ОАО «РЖД» о вопросах и путях совершенствования мероприятий по снижению медицинских потерь и укреплению здоровья железнодорожников.

6. Разработать, внедрить и оценить медико-организационные подходы к совершенствованию мероприятий по снижению медицинских потерь на железнодорожном транспорте в условиях реформирования по критерию эффективности суммарных потерь потенциальных лет здоровой жизни.

7. Дать социально-экономическое обоснование предложенной Программы ««Охрана и укрепление здоровья железнодорожников на 20 122 016 гг.» в рамках Утверждённой стратегии улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» на период до 2020 года в период реформирования системы ОАО «РЖД».

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

— в ведущей транспортной отрасли Российской Федерации РЖД — на Московской железной дороге с медико-социальных позиций изучена преждевременная смертность работающих, включая «внезапную смерть»;

— для оценки ущерба здоровью трудового потенциала в количественных измерителях применена высокоинформативная характеристика «глобальное бремя болезней» — ГББ, определяющая суммарные потери потенциальных лет здоровой жизни через индекс DALY (Disability adjusted life years index),.

— данные общей и накопленной заболеваемости работающих, дополненные результатами периодических и предрейсовых медицинских осмотров, использованы для выявления заболеваний, наиболее часто приводящих к потере потенциальных лет здоровой жизни;

— разработанные по результатам настоящего исследования медико-организационные подходы к совершенствованию мероприятий по снижению медицинских потерь на железнодорожном транспорте построены на единых общенациональных и ведомственных принципах с учетом нормативной базы медицинского обеспечения безопасности движения поездов. разработана Программа ««Охрана и укрепление здоровья железнодорожников на 2012;2016 гг.» в рамках Утверждённой стратегии улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» на период до 2020 года в период реформирования системы ОАО «РЖД», в основу которой положена оптимизации планирования мер по охране здоровья работников железнодорожного транспорта с оценкой ее эффективности.

Практическая значимость работы.

Результаты комплексного изучения состояния здоровья работников железнодорожного транспорта являются информационной базой для планирования программ новых организационных форм охраны здоровья работающих на железнодорожном транспорте, модернизации всей системы первичного здравоохранения на железнодорожном транспорте.

На основании полученных данных исследования были разработаны рабочие (учебные) программы повышения квалификации для специалистов психофизиологических подразделений ОАО «РЖД» по теме: «Психофизиологическое обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте», «Основы кризисного психологического консультирования в работе специалистов психофизиологических подразделений ОАО «РЖД», используемые в учебном процессе ГОУ ВПО «Казанского государственного медицинского университета» и областного государственного автономного образовательного учреждения ДПО «Иркутский институт повышения квалификации работников образования».

По материалам диссертационного исследования изданы, утверждены и внедрены нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы медицинского обеспечения безопасности движения поездов:

1. Справочное пособие под редакцией С. А. Краевого и Н. В. Ефимова «Вопросы экспертизы профессиональной пригодности лиц, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой», 2006 г.;

2. Распоряжение ОАО «РЖД» от 21.02.2006 № 292р «Об утверждении основных положений по эксплуатации автоматизированной системы предрейсового медицинского осмотра работников локомотивных бригад на базе комплексов КАПД-01-СТ»;

3. Распоряжение ОАО «РЖД» от 26 февраля 2006 г. № 318р «О передаче функций психофизиологического обеспечения и реабилитации работников локомотивных бригад в ведение Департамента здравоохранения»;

4. Приказ Минтранса России от 28.03.2007 № 36 «Об утверждении перечня профессий работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожном транспорте общего пользования, подлежащих обязательным предрейсовым или предсменным медицинским осмотрам»;

5. «Временный порядок направления работников локомотивных бригад на восстановительные мероприятия и медицинскую реабилитацию», утвержденный вице-президентом ОАО «РЖД» О. Ю. Атьковым 25.12. 2008 г.;

6. Распоряжение ОАО «РЖД» от 06 апреля 2009 г. № 712р «Об утверждении Положения о психофизиологическом обеспечении работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

7. «Временный регламент организации и проведения психофизиологического и медицинского отбора машинистов для работы без помощника», утвержденный Старшим вице-президентом ОАО «РЖД» В. А. Гапановичем от 29 июля 2009 г.;

8. Приказ Минтранса России от 16.07.2010 № 154 «Об утверждении Порядка проведения обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования»;

9. Регламент организации и проведения послерейсовой или послесменной алкометрии работникам локомотивных бригад, утвержденный вице-президентом ОАО «РЖД» А. В. Воротилкиным и согласованный вице-президентом ОАО «РЖД» О. Ю. Атьковым 28.12.2010 № 117;

10. Регламент организации работы по проведению обязательных предрейсовых или предсменных медицинских осмотров в ОАО «РЖД», утвержденный вице-президентом ОАО «РЖД» О. Ю. Атьковым и согласованный вице-президентом ОАО «РЖД» А. В. Воротилкиным 26.01.2011 № 19;

11. Методика определения индивидуальных допустимых показателей гемодинамики у работников локомотивных бригад при проведении предрейсовых медицинских осмотров и критерии оснащения кабинетов предрейсовых медицинских осмотров автоматизированной системой предрейсовых медицинских осмотров, согласованная вице-президентом — начальником Дирекции тяги — филиала ОАО «РЖД» Воротилкиным A.B. и утвержденная вице-президентом ОАО «РЖД» Атьковым О. Ю. 29.04.2011 № 97;

12. Распоряжение ОАО «РЖД» от 20.07.2011 № 1598р «Об утверждении порядка организации и проведения служебного расследования в ОАО „РЖД“ случаев внезапной смерти работников, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов и маневровой работой»;

13. Распоряжение ОАО «РЖД» от 12.09.2011 № 1975р «Об утверждении Порядка действия должностных лиц при отстранении работников ОАО „РЖД“ от работы по причине нетрудоспособности, снижения работоспособности, нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения»;

14. Методика формирования групп риска работников локомотивных бригад по медицинским и психофизиологическим показателям, утвержденная вице-президентом ОАО «РЖД» Атьковым О. Ю. 01. 12. 2011 г. № 330;

15. Распоряжение ОАО «РЖД» от 19 сентября 2011 г. № 2050р «Об утверждении Методических рекомендаций по проведению восстановительных (коррекционных) мероприятий работникам локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

16. Распоряжение ОАО «РЖД» от И ноября 2011 г. № 2427р «Об утверждении Методических рекомендаций по оценке психологической совместимости работников локомотивных бригад ОАО «РЖД»;

17. Регламент участия специалистов психофизиологических подразделений и медицинских работников негосударственных учреждений здравоохранения ОАО «РЖД» в разборе транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий на инфраструктуре ОАО «РЖД», утвержденный Вице-президентом ОАО «РЖД» О. Ю. Атьковым от 23 марта 2012 г. № 105.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Анализ общей и накопленной заболеваемости работников железнодорожного транспорта, дополненный данными периодических и предрейсовых медицинских осмотров является информативной основой выявления социально значимых неинфекционных заболеваний, приводящих к потере потенциальных лет здоровой жизни.

2. Проведенный анализ динамики профессиональной патологии, обуславливающией инвалидность среди работников железнодорожного транспорта, выявил ее рост преимущественно в службе пути, а также в вагонной и локомотивной службах. Ведущими патологиями, обусловливающими временную нетрудоспособность, являются болезни органов дыхания, костно-мышечной системы, травмы и отравления.

3. Медико-социальная характеристика преждевременной смертности, включая внезапную смерть работников локомотивных бригад (РЛБ), выявила увеличение её в активном трудоспособном возрасте, что приводит к огромным суммарным потерям трудовых ресурсов.

4. Анализ проведённого социологического опроса железнодорожников и медицинских работников по выявлению факторов, влияющих на снижение медицинских потерь от конкретных причин, способствуют разработке мероприятий по улучшению профилактической работы среди больных и инвалидов.

5. Оценка мероприятий по снижению медицинских потерь на железнодорожном транспорте по критерию суммарных потерь потенциальных лет здоровой жизни в условиях реформирования показала их медико-социальную эффективность.

6. Предложенная Программа «Охрана и укрепление здоровья железнодорожников на 2012;2016 гг.» в рамках Утверждённой стратегии улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» на период до 2020 года в период реформирования системы ОАО «РЖД» построена на единых общенациональных и ведомственных принципах с учетом нормативной базы медицинского обеспечения безопасности движения поездов.

Апробация работы:

Результаты исследования доложены и обсуждены на:

— Всероссийской научно-практической конференции «Экологически обусловленные ущербы здоровью: методология, значение и перспективы оценки», г. Москва, 2005 г.;

— Всероссийском съезде врачей-профпатологов, г. Ростов-на-Дону, 2006 г.;

— II Съезде врачей железнодорожного транспорта России, г. Москва, 2008 г.;

— III Съезде врачей железнодорожного транспорта России, г. Ростов-на-Дону, 2012 г.;

— V Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье», г. Москва, 2006 г.;

— VII научно-практической конференции «Безопасность движения поездов», г. Москва, 2006 г.;

— Межинститутской научной конференции с международным участием, посвященной 65-летию окончания Второй Мировой Войны «Актуальные проблемы профилактической и лечебной медицины», г. Москва, 2010 г.;

— XII Дорожной научно-практической конференция врачей учреждений здравоохранения Московской железной дороги, г. Москва, 2011 г.;

— Научной конференции с международным участием «Социально-гигиенические аспекты лечебной и профилактической медицины», г. Москва, 2011 г.;

— Научно-практической конференции «Актуальные вопросы внедрения инновационных технологий в практику осуществления медико-социальной экспертизы с использованием положений МКФ», г. Ростов-на Дону, 2011 г.

Публикации.

По материалам исследования опубликованы 54 работы, в том числе 10 в журналах, включенных в утвержденный ВАК «Перечень периодических изданий», издана 1 монография и 3 методических пособия.

Структура и объем работы.

Диссертационная работа изложена на 290 страницах машинописного текста, состоит из введения, 6 глав, заключения, выводов и предложений, списка литературы, включающего 287 отечественных и 26 зарубежных источников, приложений. Диссертация иллюстрирована таблицами и рисунками.

выводы.

1. При анализе общей заболеваемости работников локомотивных бригад (РЛБ) установлен ее уровень — 1569,8 на 1000 работающих с преобладанием болезней органов дыхания, костно-мышечной системы и системы кровообращения. Уровень травматизма довольно высок и определяется 5-ым ранговым местом в общей структуре.

2. По разработанной «оценочной классификационной шкале параметров здоровья работающих на железнодорожном транспорте» определен низкий уровень здоровья ведущей профессиональной группы на транспорте —РЛБ: общая заболеваемость отнесена к «высокому» уровню, заболеваемость с ВУТ к «высокому» и «очень высокому», первичный выход на инвалидность к «высокому».

3. По данным периодических и предрейсовых медицинских осмотров были выявлены заболевания, не являющиеся приоритетами медицинских потерь, но снижающих фон здоровья и/или качество жизни: 24,4% - патология костно-мышечной системы, 17,0%) — органов пищеварения.

4. Последовательная оценка индивидуального и группового (общественного) здоровья позволила отнести к 1-ой группе здоровья (здоровых лиц) — 50,0% от числа работающих, ко 2-ой группе (практически здоровых) — 9,4%, к 3-ей группе с хроническими заболеваниями в стадии компенсации — 36,2%, к 4-ой группе с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации — 4,4%. Основываясь на подходе к «здоровью здоровых» 95,6% лиц отнесено к этой группе, вместе с тем по показаниям нуждалось в динамическом наблюдении 40,6% (Ш-1У группы).

5. К медицинским потерям на железнодорожном транспорте относится инвалидность, уровень которой составил среди работников локомотивных бригад 68,1 на 10 тыс. работающих (первичная инвалидность) и 76,3 — по контингентам инвалидов. В той и другой структуре ведущее место заняли болезни системы кровообращения с уровнем показателей 24,2 и 27,8 на 10 тыс. работающих.

6. Утрата профессиональной пригодности, которая среди работников эксплуатационных служб в целом и РЛБ, в частности, представлена более чем в половине случаев аномалиями рефракции и нарушениями цветовосприятия (соответственно, 17% и 34%), болезнями системы кровообращения (18%) и 25%), нервными болезнями и болезнями KMC (29% и 24%).

7. Критерием, характеризующим безвозвратные потери в трудоспособном возрасте, является преждевременная смертность со следующими характеристиками у РЛБ на сети Московской железной дороге: основные причины: несчастные случаи, отравления и травмы в быту и на улице (31,5% к итогу), а также сердечно-сосудистая недостаточность в результате инфаркта миокарда, ИБС, цереброваскулярных расстройств и артериальной гипертензии (28,7%). Внезапная сердечная смерть (ВСС) составила среди преждевременных смертей машинистов локомотивов и их помощников, 34,2% и 19,1%) соответственноот общего числа смертей «на территории предприятия, в рейсе, по пути на работу и с работы» острая сердечная недостаточность имела место у 16,3%) и 9,3% машинистов и их помощников.

8. На основании экспертной оценки приоритетными мерами по охране здоровья работников Московской железной дороги являются: улучшение всех параметров, характеризующих условия труда, эффективная работа служб по организации трудового процесса и охране труда, соответствующая аттестация рабочих мест, а также совершенствование деятельности отделений профилактики поликлиник и проведения медицинских осмотров.

9. В ходе проведенного социологического исследования респондентами было обращено особое внимание на значимость таких факторов, оказывающих влияние на инвалидность и внезапную смерть от болезней сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, как: тяжесть (средний балл 4,4) и давность заболевания (4,4), организация лечебно-диагностического процесса (4,2), квалификация, знания врачей, наличие современного оборудования в ЛПУ и нарушение режима питания населения (по 4,1), добросовестность врачей, доступность медицинской помощи, возраст пациента и наличие у него сопутствующей патологии (по 4,1), добросовестность пациента при выполнении назначений врача (3,8), уровень организации профилактической работы в области (3,9), обеспеченность ЛПУ кадрами (3,8), информированность врачей (3,7) и др.

10. Разработанные и внедрённые медико-организационные подходы к совершенствованию мероприятий по снижению медицинских потерь на железнодорожном транспорте в условиях реформирования по критерию эффективности суммарных потерь потенциальных лет здоровой жизни позволила выявить, что базовыми для воздействия являются потери в 3380,14 человеко-лет на каждые 100 умерших, со структурой, в которой более трети потерь связаны с несчастными случаями и травмами, произошедшими в быту и на производстве, и столько же с предотвратимыми потерямисердечнососудистой патологией, вызвавшей в том числе и внезапную смерть. К жизненным (и, соответственно, трудовым) потерям добавлены 255,22 человеко-лет на 100 работающих по причине инвалидности, и 28,64 по причине утраты профпригодности. Увеличение уровня «выживаемости» при ВСС с 1% до 5% (мировой опыт — 20−60%) позволит сохранить ежегодно до 27,1 человеко-лет жизненного потенциала на 100 работающих.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Руководству ОАО «РЖД» рекомендовано использование материалов исследования для интеграции усилий службы охраны труда, государственного санитарного эпидемиологического надзора и лечебно-профилактических учреждений в охране здоровья работников, сокращении потерь здоровья трудовых коллективов.

2. Руководителями филиалов ОАО «РЖД» рекомендовано использование анализа причины потерь здоровья работников для обоснования достаточного объема финансирования мероприятий, направленных непосредственно на улучшение условий и охрану труда, профилактику производственного травматизма.

3. Руководителям службы охраны труда ОАО «РЖД» рекомендовано использование в практической работе инженеров анализа причин распространенности травматизма, инвалидности и программно-целевого подхода к достижению безопасного труда работников.

4. Руководству НУЗ ОАО «РЖД», учитывая профессиональную специфику, относить работников локомотивных бригад к группе риска преждевременной смерти от заболевания в возрасте от 38 до 42 лет, от несчастных случаев в возрасте от 35 до 40 лет и в целом лиц старше 45 лет к группе чрезвычайно высокого риска преждевременной смерти.

5. Материалы исследования, методика, модель совершенствования системы планирования мероприятий по охране здоровья работников Московской железной дороги могут использоваться в учебно-педагогическом процессе на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения медицинских вузов, кафедрах охраны труда технических вузов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Анализ производственного травматизма на железнодорожном транспорте / Кудрин В. А., Овечкина Ж. В., Дюкарева Г. М. и др. // Междунар. симпозиум «Экология человека и медико-биологическая безопасность населения»: Тезисы докладов. М., 2005. — С. 59−63.
  2. Анализ профессиональной заболеваемости за 2000−2004 гг. и санитарно-гигиенического состояния промышленных предприятий железнодорожного транспорта // Информ. бюллетень сетевого ЦГСЭН МПС России. М., 2004. -35 с.
  3. В.Н., Попов С. А., Романов В. В. Актуализация правил перевозки радиационно опасных грузов железнодорожным транспортом // Транспортная безопасность и технологии. М.: РИА «Индустрия безопасности», 2005. -№ 3(4). -С. 74−76.
  4. О.Ю. Вопросы безопасности применения лекарственных препаратов у лиц операторских профессий // Железнодорожная медицина. «Профессия и лекарство»: Матер, конф. 2007. — № 11. — С. 3−8.
  5. О.Ю. Основные принципы развития отраслевого здравоохранения // Тезисы докладов 1-го съезда врачей железнодорожного транспорта, 30 ноября- 2 декабря 2004 г., г. Москва. М., 2004. — С. 2−3.
  6. О.Ю. Основные цели реформирования сферы здравоохранения МПС России // Железнодорожная медицина. 2002. — № 4. — С. 3−21.
  7. О.Ю., Цфасман А. З. История железнодорожной медицины. М.: «Репроцентр», 2004. — 416 с.
  8. О.Ю., Цфасман А. З. К истории железнодорожной медицины // Железнодорожная медицина. 2004. — № 8. — С. 3−63.
  9. А.Г. Медицинские проблемы предупреждения и снижения рисков последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте: Актовая речь по случаю 76-летия ВНИИЖГ. М.: ООО «Реинфор», 2001. — 29 с.
  10. И.Е. Психологическая экспертиза локомотивных бригад, допустивших грубые нарушения безопасности движения поездов //
  11. Здравоохранение на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ на современном этапе: теория и практика: Сб. науч.-практич. работ в 2-х томах. М., 2004. — Т. 2. — С. 298−305.
  12. М.Ф. Возможности совершенствования регистрации профессиональной заболеваемости железнодорожников // Гигиена и санитария. -2001.-№ 6.-С. 37−40.
  13. М.Ф. Вопросы организации медицинского обеспечения движения поездов // Железнодорожная медицина. 2001. — № 1. — С. 3−6.
  14. М.Ф. История и достижения здравоохранения и гигиенической науки на железнодорожном транспорте (к 80-летию ВНИИЖГ): Актовая речь. -М.: ООО «Реинфор», 2006. 33 с.
  15. М.Ф. Квалиметрический анализ как одно из средств решения экономических проблем отраслевых лечебно-профилактических учреждений // Экономика здравоохранения. 2003. — № 1. — С. 27−30.
  16. М.Ф. Методы квалиметрии в программе переподготовки отраслевого медперсонала // Матер. X симпозиума «Квалиметрия человека и образования», 5−8 мая 2002 г., г. Москва. М., 2002. — С. 236−237.
  17. М.Ф. О системе здравоохранения на железнодорожном транспорте в Российской Федерации // Здравоохранение. 2001. — № 9. — С. 17−23.
  18. М.Ф. Пути организационно-методического обеспечения устойчивого финансирования железнодорожного здравоохранения в период реформирования // Экономика здравоохранения. 2002. — № 5−6. — С. 53−55.
  19. М.Ф., Капцов В. А., Панкова В. Б. Приоритетные направления оздоровления работников транспорта // Матер. Первого Всероссийск. съезда врачей восстановительной медицины РеаСпоМед 2007. 27 февраля — 1 марта 2007 г., г. Москва. — М., 2007. — С. 54−55.
  20. М.Ф., Кузнецов Э. С. Об организации медицинской реабилитации в условиях отделенческой больницы на железнодорожном транспорте // Вестник государственного социального страхования. 2006. — № 5(65). — С. 37−41.
  21. М.Ф., Цфасман А. З. Актуальные проблемы медицинского обеспечения безопасности движения поездов // Вторая науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов»: Труды, 28−29 сентября 2000 г., г. Москва. -М., 2000.-С. I-17-I-18.
  22. М.Ф., Цфасман А. З. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов. М.: РАПС, 2001. — 272 с.
  23. Вклад профессора Рабкина Е. Б. в гигиеническую науку на железнодорожном транспорте (к 105-летию со дня рождения) // Медицина труда, гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте: Сб. науч.-практич. работ.-М., 2001.-С. 299−301.
  24. Влияние геомагнитной активности на внезапную сердечную смерть у машинистов / Кудрин В. А., Цфасман А. З. и др. // Железнодорожная медицина. -2003,-№ 5.-С. 19−24.
  25. Н.Ф. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан: Комментарий, осн. понятия, подзакон. акты. 2-е изд., перераб и доп. М.: Гэотар-Мед, 2005. — 520 с.
  26. Государственная политика вывода России из демографического кризиса /
  27. B.И. Якунин, С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян и др. / Под общ. ред. С. С. Сулакшина. М.: Экономика, Научный эксперт, 2007. — 896 с.
  28. О.В. Возможность коррекции отрицательного действия антигипертензивных препаратов на психофизиологические качества машинистов локомотивов // Железнодорожная медицина. «Профессия и лекарство»: Матер, конф. -2007. -№ 11. С. 111−117.
  29. О.В. Лечение артериальной гипертонии у машинистов локомотивов: Учебно-методическое пособие для врачей железнодорожного транспорта. Утв. Начальником Департамента здравоохранения ОАО «РЖД»
  30. C.А. Краевым 29.10.2006 г. -М., 2006.-22 с.
  31. Дезинфекционные и дезинсекционные средства, сертифицированные к применению на объектах железнодорожного транспорта и метрополитена: Руководство. Вып. 1. — М., 2003. — 19 с.
  32. И.Н. Клинические рекомендации для парактикующих врачей, основанные на доказаьтельной медицине. Пер. с англ. М., 2001.
  33. И.Н. Организация службы общей врачебной практики в системе первичной медико-санитарной помощи муниципального здравоохранения. М., 2004.
  34. .А., Ахметов К. К., Нурланова Р. Б. Проблемы улучшения качества медицинских услуг на первичном уровне здравоохранения // Мед. журнал Казахстана 2001. — № 2(11).
  35. .Б. Проблемы качества на первом месте // Безопасность и медицина труда (Приложение к ж. Социальная защита). 2003. — № 7. — С. 17−21.
  36. .Б. Проблемы научного и методического обеспечения аттестации рабочих мест по условиям труда на железнодорожном транспорте: Актовая речь по случаю 79-летия ВНИИ железнодорожной гигиены. М.: ООО «Реинфор», 2004. — 28 с.
  37. A.C. Психофизиологические вопросы обеспечения безопасности движения при внедрении автоматизированных систем управления поездов // Международная науч.-практич. конф., посвящ. 50-летию ВНИИАС
  38. Современные тенденции развития средств управления на железнодорожном транспорте": Сб. докладов, 30 мая 2 июня 2006 г. — Звенигород, Московская обл. — Москва. — М., 2006. -С. 74−77.
  39. H.A. Анализ деятельности системы здравоохранения МПС России по обязательным медицинским осмотрам железнодорожников за 2000 год // Железнодорожная медицина. 2001. — № 2. — С. 3−10.
  40. Защита человека в чрезвычайных ситуациях / Седов A.B., Гончаров С. Ф., Онищенко Г. Г. и др. (2-е издание, расширенное и дополненное). М.: ООО Фирма «Реинфор», 2002. — 502 с.
  41. Итоги и перспективы деятельности проблемной комиссии «Проблемы защиты человека в экстремальных условиях» / Капцов В. А., Гончаров С. Ф. и др. // Гигиена и санитария. 2004. — № 3. — С. 13−17.
  42. Ю.Н. Человеческий фактор и безопасность движения на железнодорожном транспорте (актовая речь по случаю 78-летия ВНИИ железнодорожной гигиены). М., 2003. — 35 с.
  43. Ю.Н. Человеческий фактор и безопасность движения на железнодорожном транспорте: Актовая речь по случаю 78-летия ВНИИ железнодорожной гигиены. М.: ООО «Реинфор», 2003. — 35 с.
  44. В.А. Взаимодействие ФГУП ВНИИЖГ Роспотребнадзора с ОАО «РЖД» по улучшению условий труда работников // Железнодорожный транспорт. Серия «Безопасность труда»: Экспресс-информация ЦНИИТЭИ МПС. М., 2005. — Вып. 9−10. — С. 1−7.
  45. В.А., Базазьян А. Г. Прогноз медицинских последствий типовых вариантов железнодорожных катастроф // Тез. докл. науч.-практич. конф. «Проблемы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их источников», г. Москва, 26−27 июня 2001 г. М., 2001. — С. 5.
  46. В.А., Вильк М. Ф. Организация медицинского обеспечения при ликвидации последствий террористического акта в вагоне поезда // Информационный вестник Медицинского центра управления делами
  47. Президента Республики Казахстан. 2005. — № 2. — С. 123−126. и Пути совершенствования санитарно-эпидемиологической службы на транспорте Казахстана в современных условиях: Матер. 1-ой Междунар. науч.-практич. конф. — Астана, 2005. — Т. 1. — С. 81 -85.
  48. В.А., Вильк М. Ф. Особенности ликвидации медико-социальных последствий чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте // Экология человека и медико-биологическая безопасность населения. М., 2006. -С. 6−11.
  49. В.А., Вильк М. Ф., Хвастунов P.M. Руководство по применению методов квалиметрии в профилактической медицине. М.: ООО Фирма «Реинфор», 2007. — 230 с.
  50. В.А., Кирпичников А. Б., Живаев A.C. Физиологические и гигиенические основы обеспечения безопасности движения на скоростном транспорте // Гигиена и санитария. 2007. — № 1. — С. 36−39.
  51. В.А., Ковалев C.B. Эффективность деятельности операторов под влиянием малых доз алкоголя // Четвертая науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов». М., 2003. — С. VI-9-VI-10.
  52. В.А., Кривуля С. Д., Панкова В. Б. Современные проблемы профессиональной патологии на железнодорожном транспорте //1 Всероссийск. съезд профпатологов: Тезисы докладов, 24−26 октября 2000 г., г. Тольятти. -Тольятти, 2000. С. 44.
  53. В. А., Мезенцев А. П., Панкова В. Б. Производственно-профессиональный риск железнодорожников (монография).- М.: ООО «Реинфор», 2002. 350 с.
  54. В.А., Овечкина Ж. В. Новые аспекты в решении проблемы производственного травматизма у монтеров пути // Международный симпозиум «Экология человека и медико-биологическая безопасность населения»: Тезисы докладов, Греция, Крит. М., 2005. — С. 36−41.
  55. В.А., Овечкина Ж. В. Роль режимов труда и отдыха в профилактике производственного травматизма // Международный симпозиум «Экология человека и медико-биологическая безопасность населения»: Тезисы докладов, Греция, Крит. М., 2005. -С. 42−45.
  56. В.А., Панкова В. Б. Рекомендации по снижению риска основных форм профессиональных заболеваний // Экспресс-информ. «Безопасность труда» ЦНИИТЭИ железнодорожного транспорта. Вып. 1−3. — 2000. — С. 1−87.
  57. В.А., Панкова В. Б., Ермакова Т. В. Санаторно-курортное обеспечение железнодорожников, работающих в условиях воздействия опасных и вредных производственных факторов // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2006. — № 3. — С. 35−37.
  58. В.А., Седов A.B., Лукичева Т. А. Итоги и перспективы работы Всероссийской проблемной комиссии по защите человека в экстремальных условиях // Медицина катастроф. 2003. — № 3−4. — С. 68−72.
  59. В.А., Хвастунов P.M. Принципы оценивания состояния здоровья населения в зоне влияния железных дорог с использованием данных космических съемок // Экологический риск и здоровье человека: проблемы взаимодействия: Сб. М., 2002. — С. 60−64.
  60. Л.И. О состоянии подготовки и переподготовки врачей и сестринского персонала для первичной медико-санитарной помощи населению // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. -№ 3.-С. 41.
  61. Каталог-справочник «Средства индивидуальной защиты работающих на железнодорожном транспорте» / В. А. Капцов, Т. С. Тихова Т.С., Е. В. Трофимова и др. / Под ред. проф. В. А. Капцова. -М., 2001. 383 с.
  62. Ю.М. (в соавторстве). Медицинские стандарты первичной и вторичной медицинской помощи. Киев, 2006. — 238 с.
  63. Ю.М. (в соавторстве). Некоторые проблемы охраны здоровья населения городов // Теоретические и прикладные проблемы современного здравоохранения и медицинской науки: Сб. науч. тр. в 2-х частях. М., 2001. -Ч. 1.-С. 355−365.
  64. Ю.М. (в соавторстве). Пособие для разработчиков клинических рекомендаций / медицинских стандартов. Киев, 2006. — 166 с.
  65. Ю.М. (в соавторстве). Расчет стоимости медицинских услуг как поддержка определения медицинских стандартов. Киев, 2006. — 115 с.
  66. Ю.М. (в соавторстве). Совершенствование управления системой здравоохранения в Российской Федерации. М.: Теис, 2001. — 353 с.
  67. Ю.М. В медицине и здравоохранении: стандарты и «стандарты» // Информатизация процессов управления в региональном здравоохранении: Сб. статей. Ижевск, 2001.-С. 128−130.
  68. Ю.М. Высокая смертность как ведущая причина депопуляции // Матер, науч.-практич. Конгрессов III Всероссийск. Форума «Здоровье нации -основа процветания России». Т. 2. — Ч. 2. — М., 2007. — С. 96−101.
  69. Ю.М. Государство общественное здравоохранение — это не новое изобретение // Врачебная газета. — 2002. — № 2. — С. 4−5.
  70. Ю.М. Диагностически родственные группы: история и развитие // Информатизация процессов управления в региональном здравоохранении: Сб. статей. Ижевск, 2001. — С. 112−116.
  71. Ю.М. Доказательная медицина как основа обеспечения качества медицинской помощи // Информатизация процессов управления в региональном здравоохранении: Сб. статей. Ижевск, 2001. — С. 116−128.
  72. Ю.М. Здравоохранение России: взгляд в будущее. С.-Пб.: Изд-во «Медицинская пресса», 2004. — 192 с.
  73. Ю.М. К вопросу о национальной медико-демографической программе // Матер. Второго Всероссийск. форума «Здоровье нации основа процветания России». — М., 2006. — С. 11−13.
  74. Ю.М. Медицинское страхование или налоги: опыт зарубежного здравоохранения // Управление здравоохранением. 2006. — № 3(19). — С. 7−32.
  75. Ю.М. Медицинское страхование: опыт зарубежного здравоохранения // Вестник государственного социального страхования. 2004.- № 12. С. 46−59 и 2005. — № 1. — С. 65−75.
  76. Ю.М. Население в системе охраны здоровья // Вестник государственного социального страхования. 2004. — № 11. — С. 7−11.
  77. Ю.М. О принципах платности и бесплатности в здравоохранении // Вестник государственного социального страхования. 2003.- № 1. С. 24−31.
  78. Ю.М. Перспективы развития общей врачебной практики в России // Организация взаимодействия муниципальных служб первичной медико-санитарной помощи и социального обеспечения: Сб. М.: ТАСИС, 2004.-С. 102−110.
  79. Ю.М. Почему пробуксовывают реформы в здравоохранении? // Врачебная газета. 2002. — № 4. — С. 14−15 и № 5. — С. 16−17.
  80. Ю.М. Российское здравоохранения: состояние, пути реорганизации // Вестник государственного социального страхования. 2006. -№ 1. — С. 12−17- № 2.-С. 8−17 и № 3.-С. 13−15.
  81. Ю.М. Руководство по управлению изменениями при организации и развитии первичной медико-санитарной помощи населению и внедрении службы общей врачебной практики (семейной медицины). М.: ТАСИС, 2004, — 110 с.
  82. Ю.М. Рынок в здравоохранении: возможности и перспективы // Вестник государственного социального страхования. 2003. -№ 9.-С. 11−17.
  83. Ю.М. Социальные реформы, их целесообразность и последствия // Влияние социально-экономических преобразований на здоровье и здравоохранение: Сб. Ижевск, 2005. — С. 25−31.
  84. Ю.М. Экономические методы в здравоохранении // Влияние социально-экономических преобразований на здоровье и здравоохранение: Сб. Ижевск, 2005. — С. 39−46.
  85. Сб. науч. статей, посвящ. 10-летию МПФ iiliO ММА им. И. М. Сеченова. -Второй выпуск. М., 2003. — С. 137−142.
  86. С.Д., Капцов В. А., Боярчук И. Ф. Гигиенический мониторинг при транспортировке массовых химических грузов железнодорожным транспортом. М., 2001. — 478 с.
  87. С.Д., Капцов В. А., Суворов C.B. Железнодорожная экогигиена. М., 2001. — 453 с.
  88. H.A., Щетинин А. Н., Фомичева M.JI. Стратегия профилактики в реформируемой системе здравоохранения железнодорожного транспорта ключевой фактор сохранения профессионального здоровья железнодорожников. — Новосибирск, 2003. — 414 с.
  89. В. А. (в соавторстве). Информационные медицинские технологии в управлении отраслевым здравоохранением // Матер. 1-го Российск. науч. Форума «МедКомТех 2003», г. Москва, 25−28 февраля 2003 г. М., 2003. -С. 68−69.
  90. В.А. (в соавторстве). Методологический подход к комплексной оценке общей заболеваемости // Матер. Пленума
  91. В. А. (в соавторстве). Моделирование социально-экономических потерь вследствие инвалидности и смертности трудящихся // XVI между нар. науч. конф. «Математические методы в технике и технологиях»: Сб. трудов. Т. 9. — С.-Пб., 2003. — С. 49−50.
  92. В.А. (в соавторстве). Применение кластерного анализа в медико-гигиенических исследованиях // XVI междунар. науч. конф. «Математические методы в технике и технологиях»: Сб. трудов. Т. 9. — С.-Пб., 2003.-С. 50−51.
  93. В.А. (в соавторстве). Состояние здоровья женщин трудоспособного возраста // Омский научный вестник. Приложение к выпуску № 28 (сентябрь 2004 г.). Омск, 2004. — С. 145−146.
  94. В.А. Оценка заболеваемости работников железнодорожного здравоохранения // Тезисы докладов 1-го съезда врачей железнодорожного транспорта, 30 ноября 2 декабря 2004 г., г. Москва. — М., 2004. — С. 147−148.
  95. В.А. Оценка состояния здоровья работников железнодорожного транспорта, обеспечивающих безопасность движенияпоездов // Четвертая науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов», 1618 апреля 2003 г.: Труды. -М., 2003. C. VI-13-VI-14.
  96. В.А. Состояние здоровья работников локомотивных бригад // Теоретические и прикладные проблемы современного здравоохранения и медицинской науки: Сб. науч. тр. в 2-х частях. М., 2001. — Ч. 1. — С. 344−351.
  97. В. А. Состояние травматизма работающих на железнодорожном транспорте // Актуальные проблемы здравоохранения: Сб. науч. статей, посвящ. 100-летию со дня рождения С. Я. Фрейдлина / Под ред. проф. Н. И. Вишнякова. С.-Пб., 2003. — С. 225−229.
  98. В. А. Электромагнитное излучение и заболеваемость водителей локомотивов железнодорожного транспорта // Медицина труда, гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте: Сб. науч.-практич. работ.-М., 2001.-С. 243−246.
  99. В.А., Андреева Т. В. Заболеваемость работников здравоохранения // Научные труды 4-й Междунар. науч.-практич. конф. «Здоровье и образование в XXI веке, 23−25 мая 2003 г. М., 2003. — С. 672.
  100. В.А., Кантаев С. Н. Заболеваемость сахарным диабетом работников железнодорожного транспорта // Третий Всероссийск. диабетологический Конгресс: Тезисы докладов. М., 2004. — С. 85−86.
  101. В.А., Кантаев С. Н. Заболеваемость стрелков ведомственной охраны МПС России // Актуальные вопросы клинической медицины: Матер, науч.-практич. конф., посвящ. 60-летию Главного клинического госпиталя МВД России. М., 2002. — С. 25−26.
  102. В.А., Кантаев С. Н., Мишина Е. С. Оценка соотношения общей и накопленной заболеваемости работающих на железнодорожном транспорте // Сб. тезисов науч.-практич. конф. ЦГСЭН в г. Москве «Гигиена труда в современных условиях». М., 2002. — С. 18−19.
  103. В.А., Мишина Е. С. Медико-социальный анализ последствий наездов и столкновений железнодорожного подвижного состава // Четвертая науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов», 16−18 апреля 2003 г.: Труды. М., 2003. — C. VI-14-VI-15.
  104. В.А., Прохоров A.A. Заболеваемость с временной нетрудоспособностью строителей железнодорожных тоннелей // Гигиена и санитария. 2003. — № 2. -С. 27−29.
  105. В.А., Прохоров A.A., Кантаев С. Н. Повышение качества предрейсового медицинского контроля локомотивных бригад // Пятая науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов»: Труды, 18−19 ноября 2004 г., г. Москва. М., 2004. — С. IX-4-IX-5.
  106. Л.Г. Особенности организации и проведения аттестации рабочих мест на железнодорожном транспорте// Железнодорожный транспорт, серия «Безопасность труда». М.: ЭИ/ЦНИИТЭИ, 2004. Вып. 3. — С.4−18.
  107. Э.С. (в соавторстве). Экспертная оценка качества ведения медицинской документации в поликлинике // Актуальные вопросы военной медицины и военно-медицинского образования: Сб. науч. работ. Саратов, 2004.-С. 44−45.
  108. Э.С. Защитим пациента и врача тоже // Матер, докладов междунар. науч.-практич. конф. «Медицина и право». Тула, 2002. — С. 67−69.
  109. Э.С. Компьютерная рефлексодиагностика в скрининговой программе обследования членов локомотивных бригад // Актуальные вопросы военной медицины и военно-медицинского образования: Сб. статей. Саратов, 2000.-С. 186.
  110. Н.Г. Система непрерывного образование медицинских работников в ожидании перемен // Менеджер здравоохранения. 2009. -№ 5. -С.47−53.
  111. В.В. (в соавторстве). Основные направления модернизации рынка медицинского страхования // Экономка здравоохранения. -2008,-№ 2(123). -С. 5.
  112. В.З., Мартынчик С. А., Осокина О. В. Контроль производственно-хозяйственной деятельности медицинского учреждения как инструмент управления в условиях программного бюджетирования // Экономка здравоохранения. 2008. — № 6(127). — С. 12.
  113. Ю.П. Здравоохранение и страхование здоровья в XX веке / Под ред. A.M. Таранова // Федер. фонд обязат. мед. страхования. М., 2001. -С.192.
  114. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник // М.: Гэотар-Мед, 2002. 520 с.
  115. O.A. Нужны ли инвестиции в профессиональном развитии медицинских кадров XXI века // Экономка здравоохранения. 2008. -№ 4(125). -С. 5.
  116. С.А. и соавторы. Затраты на качество медицинской помощи: вопросы управления // Экономика здравоохранения. 2008. — № 31(124). -С.5.
  117. Материалы Республиканского совещания главных государственных санитарных врачей «Основные направления совершенствования государственного санитарного надзора в Республике Беларусь». Минск, 27.02.02 г.
  118. В.А., Осипов A.M. Общественное здоровье как объект исследования в системе социальных наук // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. — № 5 — С. 3.
  119. Методика анализа состояния предприятий хозяйства сигнализации, централизации и блокировки по результатам аттестации рабочих мест на травмобезопасность. Утв. МПС России №ЦШтех-25/51−2001.
  120. Методика анализа состояния предприятий хозяйства управления перевозками по результатам аттестации рабочих мест на травмобезопасность. Утв. ЦД МПС России от 10.12.02.
  121. Методика оценки экономической эффективности периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта / В.Б.
  122. , В.А. Капцов, Г.В. Голышева и др. Утв. Руководителем Департамента Госсанэпиднадзора МПС России Гл. Гос. сан. врачом по железнодорожному транспорту С. Д. Кривулей 19.03.2004 г. №АГСАН-7. — М., 2004. — 11 с.
  123. Методические рекомендации по снижению воздействия неустранимых вредных производственных факторов на рабочих местах основных профессий и должностей работников железнодорожного транспорта. Утв. ОАО «РЖД» от 09.03.04.
  124. Л.А., Виноградов В. В., Евлампиева М. Н. Оказание первой помощи при дорожно-транспортных происшествиях. М.: Изд-во «Третий Рим», 2004. -112 с.
  125. Нерсесян J1.C. Вопросы психологии в области безопасности движения поездов // Матер. 1-ой междунар. конф. «Актуальные вопросы железнодорожной медицины», 15−16 апреля 2004 г., г. Москва // Железнодорожная медицина. 2003−2004. — № 6−7. — С. 88−89.
  126. JI.C. Железнодорожная психология (2-е издание, переработанное и дополненное). М.: ООО Фирма «Реинфор», 2005. — 534 с.
  127. Л.С., Шахнарович В. М. Задачи железнодорожных психологов в аспекте работы над психологической совместимостью в коллективе // Шестая науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов»: Труды. -М., 2005. Т. 1. -С. III-9.
  128. А.Г., Полунина Н. В. Роль медицинского персонала при проведении оздоровительных мероприятий среди населения // Российский медицинский журнал. 2008, — № 3. — С. 3
  129. О совершенствовании деятельности психофизиологической службы и системы реабилитации работников локомотивного хозяйства МПС России: Распоряжение МПС РФ № 759р от 04.12. 2002 г.
  130. Обеспечение качества медицинской помощи: Руководство / В. А. Капцов, Ю. М. Комаров, В. А. Кудрин и др. / Под ред. проф. Ю. М. Комарова. -М.: ООО Фирма «Реинфор», 2004. 237 с.
  131. .В. (в соавторстве). Актуальные вопросы производственного травматизма путевых рабочих железнодорожного транспорта // Науч. труды ГИУВ МО РФ. М., 2005. — Т. IV. — С. 108−110.
  132. .В. (в соавторстве). Анализ заболеваемости путевых рабочих железнодорожного транспорта // Науч. труды ГИУВ МО РФ. М., 2005. -T. IV.-С. 24−26.
  133. .В. Гигиеническая оценка условий труда и состояния здоровья монтеров пути // Гигиена и санитария. 2006. — № 2. — С. 79−81.
  134. .В. Заболеваемость с временной и стойкой утратой трудоспособности путевых рабочих железнодорожного транспорта // Окружающая среда, здоровье, здравоохранение: Сб. науч.-практич. работ. М., 2006.-С. 42−46.
  135. .В. Определение типа личности для профотбора на профессию монтера пути // IV Всероссийск. Конгресс «Профессия и здоровье»: Матер. М., 2005. — С. 569−570.
  136. Г. Г. Проблемы охраны здоровья и окружающей среды в экономической доктрине России // Медицина труда, гигиена и эпидемиология на железнодорожном транспорте: Сб. науч.-практич. работ. М., 2001. — С. 6−11.
  137. Г. Г., Капцов В. А., Вильк М. Ф. Транспортная экогигиена. М.: ООО «РЕИНФОР», 2006. — 344 с.
  138. Организация системы медицинской профессиональной реабилитации работников локомотивных бригад / Викторов B.C., Каменский Ю. Н., Кирпичников А. Б. и др. // Гигиена и санитария. 2000. — № 2. — С.32−33.
  139. Основные направления концепции оздоровления работников железнодорожного транспорта / Капцов В. А., Панкова В. Б. и др. // Вопросы курортологии, физиотерапии и ЛФК. 2005. — № 2. — С. 69−71.
  140. Офтальмологическая оценка профессионально значимых функций у лиц, перенесших лазерную коррекцию миопии / Соснова Т. Л., Лосева Е. И., Бухарева Е. А. и др. // Гигиена и санитария. 2006. — № 3. — С. 32−35.
  141. Оценка эффективности профилактических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта / Панкова В. Б., Голышева Г. В., Хвастунов P.M. и др. // Гигиена и санитария. 2006. — № 2. — С. 29−32.
  142. В.Б. Основные принципы реабилитации работников «шумоопасных» профессий // Матер. Первого Всероссийск. съезда врачей восстановительной медицины РеаСпоМед 2007. 27 февраля — 1 марта 2007 г., г. Москва. — М., 2007. — С. 220−221.
  143. В.Б. Принципы оздоровления и реабилитации работающих в условиях воздействия производственных вредностей // Агрокурорт. 2002. -№ 2 (9).-С. 36−44.
  144. В.Б. Требования к состоянию слуха у машинистов «в одно лицо» // Третья науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов»: Труды, 28−29 марта 2002 г., г. Москва. М., 2002. — С. III-16.
  145. В.Б., Каменева Е. А. Медицинская профилактика и лечение заболеваний, развивающихся от воздействия производственных вибраций // Агрокурорт. 2002. — № 5 (12) — С. 43−51.
  146. В.Б., Каменева Е. А. Основные принципы реабилитации железнодорожников «вредных профессий» // Шестая науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов»: Труды. М., 2005. — Т. 1. — С. III-15.
  147. В.Б., Каменева Е. А. Состояние здоровья железнодорожников, работающих вахтовым методом на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению вследствие аварии на ЧАЭС //
  148. Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения РАМН 2005. -№ 8. — С. 151−154.
  149. A.JI. Клинико-эргономические характеристики больных близорукостью после фоторефрактивной кератэктомии: Автореф. дисс.. канд. мед. наук. М., 2002. — 24 с.
  150. Перечень нормативных правовых и иных актов для аттестации рабочих мест по условиям труда и подготовки к сертификации работ по охране труда в филиалах и структурных подразделениях ОАО «РЖД». Утв. ЦБТ ОАО «РЖД» от 17.12.04.
  151. Перечень основных законодательных, директивных, нормативных и методических документов, используемых в практике государственного санитарного надзора Республики Беларусь, по состоянию на 01.12.01 г.
  152. М.В. Разработка медико-экономических стандартов (практические аспекты клинико-экономической интеграции) // Экономика здравоохранения. 2008.- № 5(126). — С. 30.
  153. Приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении Перечня медицинских противопоказаний к работам, непосредственно связанным с движением поездов и маневровой работой» № 796 от 19.12.2005 г., зарегистрирован Минюстом РФ 03.02.2006 г.
  154. Профессиональная патология на железнодорожном транспорте России: актуальные проблемы, некоторые решения и перспективы / Капцов В. А., Кривуля С. Д., Вильк М. Ф. и др. // Вестник Южно-Казахстанской медицинской академии.-2001.-№ 4.-С. 13−16.
  155. Профреабилитация локомотивных бригад в здравпунктах депо / Викторов B.C., Каменский Ю. Н., Кирпичников А. Б. и др. // Локомотив. 2000. -№ 8.-С. 10−15.
  156. A.A. Актуальные медико-социальные проблемы на железнодорожном транспорте: Актовая речь 18 октября 1996 г. М., 1996. — 14 с.
  157. A.A. История железнодорожного здравоохранения // Теоретические и прикладные проблемы современного здравоохранения и медицинской науки: Сб. науч. тр. в 2-х частях. М., 2001. — Ч. 2. — С. 279−287.
  158. Е.Б. Пигментные таблицы для исследования приобретенной патологии цветового зрения. М.: Медгиз, 1960. — 32 с.
  159. В.В., Конин. А. П. Медицинские аспекты радиационных террористических акций на пассажирских объектах железнодорожного транспорта и метрополитена // Медицина катастроф. 2006. — № 1−2(53−54). — С. 36−38.
  160. Руководители санитарно-эпидемиологической службы Республики Беларусь. Минск, 2001.
  161. Руководство по радиационной безопасности на железнодорожном транспорте / Кривуля С. Д., Капцов В. А., Романов В. В. и др. М.: ООО «Реинфор», 2002. — 130 с.
  162. В.М., Солохина J1.B., Широглазова Н. В. Некоторые аспекты реформирования здравоохранения на Дальневосточной железной дороге
  163. Здравоохранение на железнодорожном транспорте государств-участников СНГ на современном этапе: теория и практика: Сб. науч.-практич. работ в 2-х томах. М.: Реинфор, 2004. — Т. 1. — С. 91−96.
  164. Санаторно-курортное обеспечение работников железнодорожного транспорта: Методическое пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное. -М., 2003.- 103 с.
  165. Г. А., Пехов А. И., Губарев В. М. Современные проблемы профессиональной деятельности руководителей учреждений здравоохранения // Экономика здравоохранения. 2008. — № 1(122). — С. 24.
  166. А. Д., Вялков А. И. Мониторинг здоровья населения как основа развития здравоохранения . Москва. -«Финансы и статистика», 1998 г., 333 стр.
  167. Т.Л. Итоги работы лаборатории физиологии и патологии цветового зрения по научному обеспечению безопасности движения и охраны труда на железнодорожном транспорте: Актовая речь по случаю 82-летия ВНИИ железнодорожной гигиены. -М., 2007. 61 с.
  168. Состояние здоровья населения и система здравоохранения Республики Казахстан 1991−2000 гг. // Статистический сборник Агентства PK по делам здравоохранения. Астана, 2001.
  169. Средства индивидуальной защиты от воздействия вредных производственных факторов для работников ОАО Российские железные дороги: Альбом-справочник / И. С. Беседин, В. А. Капцов, Т. С. Тихова и др. / Под общей ред. А: П. Мезенцева. М., 2005. — 320 с.
  170. Средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях / Седов A.B., Гончаров С. Ф., Капцов В. А. и др. М.: ООО Фирма «Реинфор», 2004. — 202 с.
  171. Тезисы докладов 1-го Съезда врачей железнодорожного транспорта, 30 ноября 2 декабря 2004 г., г. Москва. — М., 2004. — 329 с.
  172. Тезисы докладов совещания по правовым вопросам в области здравоохранения, 28 февраля 2 марта 2005 г., г. Кисловодск. — Кисловодск, 2005.- 131 с.
  173. Т.С. Защита органов дыхания в чрезвычайных ситуациях // Профилактическая медицина практическому здравоохранению: Сб. науч. статейj посвящ. 10-летию МПФ НПО ММА им. И. М. Сеченова. — Второй выпуск. — М., 2003. -С. 214−217.
  174. Е.В. Медико-социальные исследования качества медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми //
  175. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2008. -№ 6. — С. 22.
  176. В.В., Чернышёв В. М., Пушкарёв О. В., Стркльченко А. И., Клевасов А. И. //Экономические методы управления в здравоохранении. -Новосибирск ООО «Альфа-Ресурс» 2012. — 314 с.
  177. Условия труда и состояние здоровья кассиров железнодорожных билетных касс / Панкова В. Б., Копировский K.M., Полякова В. А. и др. // Гигиена и санитария. 2003. — № 4. — С. 23−27.
  178. Г. М. Человек в транспортной среде при интенсивных технологиях // Матер. 1-ой междунар. конф. «Актуальные вопросы железнодорожной медицины», 15−16 апреля 2004 г., г. Москва // Железнодорожная медицина. 2003−2004. — № 6−7. — С. 12−15.
  179. В.Н. Проявление эмоций // Руководство по общей и клинической физиологии. М.: МИА, 2002. — С. 790.
  180. А.З. Внезапная сердечная смерть (и ее профессиональные аспекты). М.: МЦНМО, 2003. — 302 с.
  181. А.З. Основные направления исследований по проблеме «Профессия и лекарство» // Железнодорожная медицина. «Профессия и лекарство»: Матер, конф. 2007. — № 11. — С. 9−14.
  182. А.З. Профессиональная кардиология. М.:РЕПРОЦЕНТР, 2007. -208 с.
  183. А.З., Гутникова О. В., Атькова Е. О. Антигипертензивные препараты и психофизиологические качества водителей. М.: МЦНМО, 2005. -170 с.
  184. А.З., Гутникова О. В., Ильина Т. В. Лекарственные средства и безопасность движения поездов: Учебное пособие. Вып. 3. Издание второе. -М., 2005.-52 с.
  185. Е.А., Сергеев В. П., Романенко H.A. Роль и место паразитарных болезней в патологии человека / Сб. науч. статей, посвященный10. летию МПФ ППО ММА им. И. М. Сеченова. Вып. 2. — М., 2003. — С. 377 380.
  186. A.A. О результатах проверок качества проведения аттестации рабочих мест на железнодорожном транспорте // Пятая науч.-практич. конф. «Безопасность движения поездов»: Труды, 18−19 ноября 2004 г., г. Москва. М, 2004. — С. IX-14.
  187. Экологически обусловленные ущербы здоровью от воздействия железнодорожного транспорта / Капцов В. А., Коротич Л. П., Ковалева И. В. и др. // Гигиена и санитария. 2006. — № 3. — С. 46−50.
  188. Aghabcibian R.V., Gems L.C. Triage: Techniques and Applications in Decisionmaking Kennedy Kalharyn // Phuli Ann of Emerg. Med. 1996. — № 2. — P. 136−144.
  189. Bahner M.L., Keith W., Zuna I. et al. Spiral CT vs incremental CT is spiral CT superior in imaging of the brain // Eur. J. Radiol. 1998. — Vol. 8. — P. 416 420.
  190. Boudewyns P.A. Posttraumatic stress disorder: conceptualization and treatment // Prog Behav — Madif. — 1996. — N.O.P — P. 165−189.
  191. Contreras A., Nowzari H., Slots J. Herpesviruses in periodontal pocket and gingival tissue specimens // Oral. Microbiol. Immunol. 2000 Feb. — 15(1). — P. 15−18.
  192. Devereux R.B., Savage D.D., Sachs J. et al. Relation to hemodynamic load to left ventricular hypertrophy and performance in hypertension // Amer. J. Cardiol. 1993.-Vol.51.-№ 1.-P. 171−175.
  193. Gonelli A., Boccia S., Boni M. et al. Human herpesvirus 7 is latent in gastric mucosa // J. Med. Virol. 2001 Apr. — 63(4). — P. 277−283.
  194. Hanson Z., Zahetti a. The hypertensive optimal Treatment study. Blood Pressure. 1993. — № 2 — P.62−68.
  195. Holt R.D., Wilson M., Musa S. Mycoplasmas in plaque and saliva of children and their relationship to gingivitis // J. Periodontol. 1995. — 66(2). — P. 97 101.
  196. Ibukiro R., Chamsangavej C., Chasen M.N. et al. Helical CT angiography with multiplanar reformation: techniques and clinical applications // Radiographics. -1995.-Vol. 15.-P. 671−682.
  197. Kamarioti E., Maniatis V., Papadopoulos A. et al. КТ-ангиография виллизиевого круга в диагностике острой церебральной ишемии // Мед. визуализация. 2001. — № 4. — С. 22−29.
  198. Klussmann J.P., Muller A., Wagner М., Guntinas-Lichius О., Jungehuelsing М., Sloots Т., Ablashi D.V., Krueger G.R. Human herpesvirus type 8 in salivary gland tumors // J. Clin. Virol. 2000 May. — 16(3). — P. 239−246-
  199. Kowaleska S., Sulkowski W. Measurements of click-evoked otoacoustic emission in industrial workers with noise-induced hearing loss // Int. J. Occup. Med. Environ Heaith. 1997- 10(4): P.441−59.
  200. Lebedev S.V. et al. The ustfulness of aeroantigens in ecological aeroantigens of urbanized regions // 13th Intern. Symp. on Contamination Control. 1620.09.1996, The Netherlands.
  201. Leonetti G., Gomerio G., Cuspidi. C. et.al. Evaluating quality of life in hypertensive patient. I. Cardiovasc. Pharmacol. 1994. — № 23. — P. 113−117.
  202. Post W.S., Larsen M.G., Levy D. Impact of left ventricular structure on the incidence of hypertension. The Framingham Heart Study // Circulation. 1994. -Vol.90.-№ 1. -P.179−185.
  203. Tampieri D., Leblan R., Olesiek J. et al. Tree-dimensional computed tomographic angiography in the preoperative evalution of cerebrovascular lesions // Neurosurgery. 1995. — Vol. 36. — P. 320−327.
  204. Uday M. Jadhav, N.N. Kadam. Carotid intima-media thickness as an independent predictor of coronary artery disease // Indian Heart Jornal. 2001. -Vol.53 -P. 458−462.
  205. Zhao J., Fan H, Mu G., Shen X., Cheng X. Detection of human herpesvirus 6 (HHV-6) DNA in salivary glands by the polymerase chain reaction // Chin. Med. Sci. J. 1997 Jun. -12(2). — P. 126−128.
  206. Про заходи щодо шдвищення р1вня захусту населения i територш вщ надзыичайних ситуацш та природного характеру: Указ президента Укршни вщ 09.02.2001 г. № 80/2001.
  207. Е. А. Некоторые аспекты реабилитации лиц, связанных с безопасностью движения // Акгуальш питания неврологи, ncnxiaTpii та наркологи у cBiTiii концепцп розвитку охорони здоров’я населения Укра’ши. -2001. С.147−151.
Заполнить форму текущей работой