Методика формирования системы понятий школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники»
Второй этап продолжался на протяжении 1995/96 учебного года с двумя группами седьмых классов (28 человек) и с двумя группами восьмых классов (29 человек). На этом этапе применялись элементы описанной методики. В седьмых классах по плану изучались темы «Архитектура ЭВМ», «Алгоритмы и исполнители» и «Работа в среде LOGO». В восьмыхпродолжение темы «Начала программирования на языке QBasic». Так как… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ.i.стр
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ ШКОЛЬНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ» (ОИВТ).стр
- 1. Философские и логические основы теории понятий и их роль при формировании системы понятий школьного курса ОИВТ. стр
- 2. Психолого-дидактические основы методики формирования системы понятий ОИВТ на уроках в средней школе. стр
- ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ КУРСА ОИВТ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. стр
- 1. Система понятий школьного курса ОИВТ. стр
- 2. Методика формирования системы понятий школьного курса ОИВТ. стр
- 3. Экспериментальное исследование эффективности методики формирования системы понятий курса ОИВТ на уроках в средней школе. стр
Методика формирования системы понятий школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Информатика сравнительно молодая наука, но не смотря на это стремительно развивающаяся. Это связано с тем, что предметом ее исследования является научная информация, которая в современных условиях становится одним из национальных ресурсов. Процесс информатизации общества стремительно охватывает все области нашей жизни. Идет внедрение информационных технологий в общественную, политическую, экономическую, промышленную, социальную сферы. Совершенствование таких технологий способствует ускорению научно-технического прогресса.
Задача эффективного использования информации как одного из важных ресурсов ставится уже не только перед информационными органами, но и перед всеми членами общества, занятыми в различных областях. Какие бы проблемы ни решал сейчас специалист, для него необходимо уметь грамотно работать с информацией, использовать в этой работе современные информационные технологии. Умение работать с информацией является необходимым качеством личности в современном обществе. Формирование этого качества обуславливается наличием у человека знаний объективных законов информатики, ее теоретических основ как фундаментальной науки, умением применять современные методы накопления, хранения и обработки информации, основываясь на использовании вычислительной техники. Поэтому информатизация среднего образования — одно из важных направлений информатизации общества.
Введение
в содержание среднего образования нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в 1985 году непосредственно связано с этой задачей. В связи с появлением новой школьной дисциплины возникла необходимость разработки методической системы обучения этому предмету. В становление и развитие такой методической системы большой вклад внесли работы Ершова А. П. [34, 36, 45], Монахова В. М. С45, 733, Кузнецова А. А. [55, 56], Кузнецова Э. И. [57, 58], Лапчика И. П. [61, 63], Роберт И. В. [79], Первина Ю. А. [87], Звенигородского Г. А. [92], Жданова С. А. [38, 58], Вешенкова С. А. [7, 8] и др.
Но становление методической системы обучения основам информатики и вычислительной техники не закончено, поскольку идет постоянное развитие как самой данной науки так и школьного ее аспекта. Существует большое количество учебных и методических пособий, что связано с различными взглядами на преподавание этого предмета.
Можно сказать, что сейчас наблюдается тенденция разделения задач формирования компьютерной грамотности и задач изучения информатики как фундаментальной науки. Хотя идеи алгоритмизации, программирования, а также пользовательский аспект и остаются значительной частью в преподавании школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники», все больше говорится об изучении теоретических основ этой науки. При преподавании любого другого предмета школьного курса одной из главных задач является усвоение учениками основных законов и положений соответствующей науки. Информатика стала полноправной школьной дисциплиной, и в связи с этим меняются и тенденции в ее преподавании.
В этом случае одной из важных задач является усвоение учениками основных теоретических положений и законов информатики. Но каркасом любой научной теории является ее понятийный аппарат. Без усвоения основных понятий информатики, без понимания ее терминологии, без свободного и корректного владения ею трудно усвоить законы и положения данной науки. К тому же терминология информатики все больше проникает в обыденную жизнь, на страницы не только специальной и учебной, но и популярной литературы, в средства массовой информации. Неверное толкование терминов учениками может привести к формированию неправильных понятий информатики в их сознании, что скажется на усвоении теоретических основ данного предмета. Возникает потребность организации процесса формирования системы основных понятий информатики и вычислительной техники на уроках в средней школе.
С этим связаны проблемы систематизации основных понятий информатики и разработки методики их формирования в средней школе.
О необходимости и важности систематизации понятийного аппарата информатики говорится в работах Ершова А. П. [34, 45], Кузнецова А. А. [55], Белошапки В. К. [5,6], Бешенкова С. А. [7], Лесневского А. С. [66,67], Гейна А. Г. [20] и др.
Вопросами, связанными с формированием в сознании учеников основных научных понятий занимались многие психологи и д ид акты. Это Выготский Л. С. [15, 16, 173,.
Рубинштейн С.Л. [99], Натадзе Р. Г. [75], Леонтьев А. Н. [64], Гальперин П. Я. [110], Давыдов В. В. [30, 31], Менчинская Н. А. [71], Усова А. В. [111, 112, 113], Шимина А. Н. [125, 126] и др. Есть немало работ, связанных с методикой формирования понятий конкретных наук и школьных предметов. Это работы Кузнецовой Н. Е. [59], Железовской Г. И. [39], Чукаева О. В. [123], Лепман Т. К. [65], Русанова В. Н. [100] и др.
Если попытки систематизации основных понятий информатики имели место, то научный потенциал работ психологов и дидактов по вопросам формирования понятий недостаточно использован в методике преподавания информатики, не полностью адаптирован к этому школьному предмету, недостаточно применяется в практике обучения основам информатики и вычислительной техники. Но организация процесса формирования системы понятий на уроках информатики в средней школе требует разработки особой методики, системы задач, рекомендаций по их применению в учебном процессе.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена:
— тенденцией изучения информатики в школе как фундаментальной науки, и следовательно, необходимостью формирования в сознании учеников системы основных ее понятий;
— недостаточной разработанностью вопросов, связанных с методикой формирования системы понятий информатики в средней школе.
Цель исследования: обосновать целесообразность организации процесса формирования в сознании учеников средней школы понятий информатики, разработать методику формирования системы понятий курса «Основы информатики и вычислительной техники» на уроках в средней школе.
Объектом исследования является формирование теоретических основ информатики в сознании учеников средней школы.
Предметом исследования является методика формирования системы понятий школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» .
Выдвигается гипотеза о том, что использование методики формирования системы понятий информатики в средней школе будет способствовать более глубокому усвоению учащимися основных теоретических положений этой науки, объективных ее законов, восприятию информатики как фундаментальной науки, что будет способствовать повышению уровня их информационной культуры.
Цели и гипотеза исследования определили, таким образом, следующие задачи:
1) Изучить и проанализировать вопросы формирования понятий в сознании ученика средней школы.
2) Разработать методику формирования системы понятий информатики на уроках по школьному курсу «Основы информатики и вычислительной техники», выделить и разработать основные типы задач, связанных с понятиями и терминологией информатики, определить условия для наиболее эффективного применения этой методики.
3) Обосновать целесообразность организации процесса формирования системы понятий информатики в средней школе с использованием данной методики.
4) Разработать рекомендации для построения систем понятийно-терминологических задач и использования их в учебном процессе.
5) Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.
В исследовании для решения этих задач применялись следующие методы:
— изучение и анализ литературы, связанной с философскими, логическими, психологическими и дидактическими вопросами формирования понятий;
— изучение и анализ учебной и методической литературы по вопросам школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» ;
— педагогические методы исследования: анкетирование, анализ продуктов деятельности учеников, беседа, экспертные оценки;
— проведение педагогического экспериментального исследования;
— анализ результатов экспериментального исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что обоснована целесообразность организации процесса формирования системы понятий информатики в средней школе, разработана методическая система формирования понятий школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники», направленная на усвоение учащимися основных теоретических положений данной науки.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что опираясь на анализ научной литературы, показана рациональность ведения в средней школе работы по формированию системы понятий информатики на уроках по данному предмету, разработана методика проведения этой работы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что для организации процесса формирования системы понятий информатики на уроках в средней школе предложена методика и разработаны рекомендации по ее использованию, предложены принципы построения понятийно-терминологических задач и рекомендации по их использованию на уроках.
На защиту выносится:
1. Обоснование целесообразности организации процесса формирования системы понятий информатики на уроках по этому предмету.
2. Методическая система организации данного процесса для средней школы.
3. Методика формирования системы понятий информатики и принципы построения основных типов задач, связанных с понятиями и терминологией школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники» .
Апробация результатов исследования. Результаты были доложены и обсуждены на научно-методическом семинаре «Применение информационных технологий в педагогических исследованиях» в Московском государственном педагогическом университете им. В. И. Ленина (1994;1997гг.). Теоретические положения исследования были представлены в качестве докладов на межвузовской научно-практической конференции «Развитие творческой деятельности учащихся в процессе обучения», г. Киров, 1996 г., на Российской научно-практической конференции «Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя», г. Тула, 1996 г.
В течение 1995/96 учебного года проводились уроки информатики в седьмых и восьмых классах средней школы N1048 г. Москвы с использованием разработанной методики.
Эти выводы подтверждают проблему формирования системы понятий ОИВТ в школе.
Второй этап продолжался на протяжении 1995/96 учебного года с двумя группами седьмых классов (28 человек) и с двумя группами восьмых классов (29 человек). На этом этапе применялись элементы описанной методики. В седьмых классах по плану изучались темы «Архитектура ЭВМ», «Алгоритмы и исполнители» и «Работа в среде LOGO». В восьмыхпродолжение темы «Начала программирования на языке QBasic». Так как в восьмых классах не предполагалось изучение других тем, элементы методики использовались также при повторении изученных ранее тем, которое проходило как в начале, так и в течение учебного года.
Целью третьего этапа была оценка эффективности предложенной методики. Для этого в течение года проводился анализ контрольных работ и устных ответов по темам «Архитектура ЭВМ» и «Алгоритмы и исполнители», а также анкетирование в конце учебного года. Контрольные работы включали в себя понятийно-терминологические задачи. При анализе контрольных работ и устных ответов учитывались следующие параметры:
— усвоение содержания понятия, его объема;
— усвоение и понимание определения понятия;
— усвоение связей его с другими понятиями (родо-видовые и части-целого);
— применение понятия.
При оценке каждого параметра использовалась пятибальная система. В результате в конце года все данные были сведены в таблицы (вместе седьмые и восьмые классы, т. е. 57 человек): тема: «Архитектура ЭВМ» параметр 1 2 3 4 5 усвоение содержания и объема понятий — 6 чел. 18 чел. 21 чел. 12 чел. усвоение определений понятий — 3 чел. 7 чел. 29 чел. 18 чел. усвоение связей понятий друг с другом — 3 чел. 8 чел. 27 чел. 19 чел. применение понятий — 8 чел. 19 чел. 17 чел. 13 чел. тема: «Алгоритмы и исполнители» .
—^оценка параметр 1 2 3 4 5 усвоение содержания и объема понятий — 2 чел. 8 чел. 30 чел. 17 чел. усвоение определений понятий — 3 чел. 10 чел. 24 чел. 20 чел. усвоение связей понятий друг с другом — 2 чел. 9 чел. 28 чел. 18 чел. применение понятий — 4 чел. 7 чел. 22 чел. 24 чел.
Анкетирование проводилось аналогично анкетированию на первом этапе. Таблица результатов для седьмых классов (28 человек): понятие уровни сформированности понятия.
1 2 3 4 информатика — 10.7% (3 чел.) 21.4% (6 чел.) 67.8% (19 чел.) информация 7.1% (2 чел.) 21.4% (6 чел.) 32.1% (9 чел.) 39.3% (11 чел.) модель 7.1% (2 чел.) 10.7% (3 чел.) 67.8% (19 чел.) 14.3% (4 чел.) алгоритм — 10.7% (3 чел.) 32.1% (9 чел.) 57.1 Z (16 чел.) исполнитель 14.3% (4 чел.) 25 (7 0% 1ел.) 60.5% (17 чел.) программа — 14.3% (4 чел.) 50.0% (14 чел.) 35.7% (10 чел.) компьютер 10.7% (3 чел.) 64.3% (18 чел.) 25.0% (7 чел.) программное обеспечение ЭВМ 7.1% (2 чел.) 17.9% (5 чел.) 32.1% (9 чел.) 42.8% (12 чел.) архитектура ЭВМ 3.6% (1 чел.) 7.1% (2 чел.) 60.7% (17 чел.) 28.6% (8 чел.) информационная технология 32.1% (9 чел.) 60.7% (17 чел.) 7.2 7о (2 чел.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
1. В работе показано, что при нынешней тенденции преподавания информатики в средней школе как фундаментальной науки, важна организация процесса формирования системы понятий информатики, для чего изучены и проанализированы вопросы формирования понятий в сознании ученика средней школы.
2. Разработана методика формирования системы понятий информатики на уроках по школьному курсу «Основы информатики и вычислительной техники», включающая рекомендации по таким вопросам: выбор оптимального способа введения понятия с учетом специфики его содержания, возрастных особенностей учеников, имеющейся у них понятийной базы и т. д.- определение понятияизучение понятия в системе с другими изученными понятиямиорганизация активной познавательной деятельности учеников на всех этапахоперативный контроль за усвоением каждого понятия.
3. Обоснована целесообразность организации процесса формирования системы понятий информатики в средней школе с использованием данной методики.
4. Выделены и разработаны принципы построения основных типов задач, связанных с понятиями и терминологией информатики, разработаны рекомендации для построения систем таких задач и использования их в учебном процессе.
5. Обосновано место данной методики и понятийно-терминологических задач в единой методике обучения информатике в средней школе, определены условия для наиболее эффективного ее применения.
6. На основе анализа экспериментального исследования показана эффективность применения разработанной методической системы.
Список литературы
- Апокин Н.А., Майстров Л. Е. История вычислительной техники. — М.: Наука, 1990.
- Арестова Л.Д. Формирование понятийного аппарата дисциплин в процессе подготовки учителя. // Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования: сборник научных трудов. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1981.
- Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.
- Белецкая Л.В. и др. Словарь по информатике. Минск: Университетское, 1991.
- Белошапка В.К. Мир как информационная структура. // Информатика и образование, N5, 1988.
- Белошапка В.К. 0 языках, моделях и информатике. // Информатика и образование, N6, 1987.
- Бешенков С.А. Развитие содержания обучения информатике в школе на основе понятий и методов формализации: дисс.. д-ра пед. наук. М., 1994.
- Бешенков С.А. Школьная информатика: новый взгляд, новый курс. // Педагогическая информатика, N2, 1993.
- Библер B.C. и др. Анализ развивающегося понятия. -М.: Наука, 1967.
- Булатов М.А. Логические категории и понятия. -Киев: Наук, думка, 1981.
- БуняевМ.М., Кузнецов Э. И., Матросов В. Л., Шари В. П. Новые информационные технологии в школе ипедагогическом институте: из опыта работы. М.: Изд. «Прометей» МГПИ им. Б. И. Ленина, 1989.
- Вирт Н. Алгоритмы и структуры данных. М.: Мир, 1989.
- Войшвилло Е.К. Понятие. М., 1967.
- Временный государственный образовательный стандарт. Общее среднее образование. Пояснительная записка. м., 1995.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собрание сочинений в 6 т., т.2. м., 1982.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
- Выготский Л.С., Сахаров Л. С. Исследование образования понятий. // Хрестоматия по общей психологии. -М., 1981.
- Вычислительная техника. Терминология: справочное пособие. М.: Изд. стандартов, 1989.
- Гейн А.Г., Житомирский В. Г. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1996.
- Гейн А.Г. Земля Информатика. // Информатика. Приложение к газете «Первое сентября», NN20,22,24,26,37,40,43,46, 1996.
- Гетманова А.Д. Логика. М.: Высшая школа, 1986.
- Горский Д.П. Вопросы абстракций и образование понятий. М.: Изд. АН СССР, 1961.
- Горский Д.П. Обобщение и познание. М.: Мысль, 1985.
- Горский Д.П. Определение. М.: Мысль, 1974.
- Горский Д.П. и др. Краткий словарь по логике. М.: Просвещение, 1991.
- Горстко А.Б., Кочковая С. В. Азбука программирования. М.: Знание, 1988.
- ГОСТ 7.25−80 Тезаурус информационно-поисковый одноязычный. Правила разработки, структура, состав и форма представления.
- Грабарь М.И. Методика массовых проверок знаний учащихся. М.: 1987.
- Дабертс В.К. Понятие как форма мышления: автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 1983.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. М.: Педагогика, 1986.
- Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. / Сборник научных трудов. Под ред. Давыдова В. В. М.: АПН СССР, 1990.
- Долматов В.П. Информатика базовый курс: цели и содержание, методика и средства. — М., 1993.
- Егорова Л.В., Ревтович В. Н. Основы информатики и вычислительной техники. Минск, 1990.
- Ершов А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре. // Информатика и образование, N6, 1987.
- Ершов А.П. и др. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники.- М.: Просвещение, 1991.
- Ершов А.П., Кушниренко А. П. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Просвещение, 1988.
- Есаян А.Р. и др. Информатика: учебное пособие для• педагогических институтов. М.: Просвещение, 1991.
- Жданов С.А. Применение информационных технологий в учебном процессе педагогического института и педагогических исследованиях. М., 1992.
- Железовская Г. И. Понятийно-терминологические задачи по педагогике как одно из средств подготовки учителей: дисс.. канд. пед. наук. М., 1988.
- Зайдельман Я.Н., Лебедев Г. В., Самовольнова Л. Е. Три кита школьной информатики. // Информатика и образование, N3, 1993.
- Заморин А.П., Марков А. С. Толковый словарь по вычислительной технике и программированию.- М.:• Рус.яз., 1987.
- Зубко И.И. Изучение моделей классификационного типа в профильном курсе информатики: дисс.. канд. пед. наук. -М., 1991.
- Зуев К.А. Компьютер и общество. М.: Политиздат, 1990.
- Иванова Е.Ф. Психология мышления и памяти. Харьков: ХГУ, 1990.
- Изучение основ информатики и вычислительной техники: методическое пособие для учителей и преподавателей• средних учебных заведений. / Под ред. Ершова А. П., Монахова В. М. М.: Просвещение, 1985.
- Информатика: энциклопедический словарь для начинающих. / Под ред. Поспелова Д. А. М.: «Педагогика-Пресс», 1994.
- Информатика в понятиях и терминах. / Под ред.
- Извозчикова В.А. М.: Просвещение, 1991.
- Информатика и компьютерная грамотность. /Под редакцией Наумова Б. Н. М.: Наука, 1988.
- Каймин В.А. Информатика: учебное пособие. М.: Бридж, 1994.
- Каймин В.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники.- М.: Просвещение, 1990.
- Кантор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика, 1980.
- Касаткин В.Н. Информация. Алгоритмы. ЭВМ: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Кнут Д. Искусство программирования для ЭВМ. М.: Мир, 1977.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука, 1975.
- Кузнецов А. А. Развитие методической системы обучения информатике в средней школе: дисс.. д-ра пед. наук. М., 1988.
- Кузнецов А.А., Долматов В. П. Совершенствование методической системы обучения по ОИВТ. // Информатика и образование, 1989, N1.
- Кузнецов Э.И., Сорокина О. М. Основы информатики и вычислительной техники. М.: Машиностроение, 1993.
- Кузнецов Э.И., Жданов С. А. Элементы структурного программирования и основы архитектуры ЭВМ. М.: МГПИ, 1983.
- Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий в современном обучении химии. Л.: ЛГПИ им. Герцена, 1989.
- Куликов Ю.П. Информационная культура учащихся впроцессе изучения школьниками курса ОИВТ: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995.
- Лапчик М.П. Вычисления. Алгоритмизация. Программирование. /Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1988.
- Лапчик М.П. Вычислительная техника и программирование. М.: Просвещение, 1987.
- Лапчик М.П. Методика преподавания информатики. -Свердловск, 1987.
- Леонтьев А.Н. Философия психологии. М.: издательство МГУ, 1994.
- Лепман Т.К. Усвоение понятий и его связь с методикой их изложения в учебнике, VII класс: дисс. канд. пед. наук. Тарту, 1987.
- Лесневский А.С. Информатика и диалектика. // Информатика и образование, N6, 1996.
- Лесневский А.С. Об основных понятиях школьного курса информатики и вычислительной техники. // Информатика и образование, N2, 1994.
- Лурия А.Р. Язык и познание. М.: Издательство МГУ, 1979.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. -М.: Просвещение, 1990.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.- М.:Педагогика, 1989.
- Методы педагогического исследования. / Под ред.
- Пискунова А.И., Воробьева Г. В. М.: Педагогика, 1979.
- Монахов В.М. и др. Изучение основ информатики и вычислительной техники в средней школе: опыт и перспективы. -М.: Просвещение, 1987.
- Морзе Н.В. Методика изучения основных понятий информатики и вычислительной техники в средних профессионально-технических училищах: автореф. дисс. канд. пед. наук. Киев, 1986.
- Натадзе Р.Г. К онтогенезу формирования понятия. Тбилиси: Мецниереб, 1976.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М.: Просвещение, 1995.
- Нечаев Н.Н. Одновременное формирование группы понятий, охватывающих заданный раздел знаний: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1972.
- Основные алгоритмы школьного курса информатики. / Сост. Дмитриев А. П. Рязань, 1992.
- Основы информатики и вычислительной техники для подготовки работников народного образования: Методические рекомендации для преподавателей. / Сост. Роберт И. В. и др. -М.: НИИ ШОТСО, 1989.
- Основы информатики и вычислительной техники. / Сост. Воробьев А. Г. и др. Гомель, 1985.
- Онищук В.А. Урок в современной школе. М.: Просвещение, 1986.
- Основы информатики и вычислительной техники: Методические рекомендации. Киев, 1990.
- Основы информатики и вычислительной техники: учебно-методические материалы. М.: 1985.
- Оюунчимэг 0. Формирование нестрогих научных понятий: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Л., 1990.
- Павлов В.Г. Отношения между понятиями. Киев: Изд. Киевского ун-та, 1961.
- Патаракин Е.Д. Развитие обучения информатике с целью повышения навыков структурирования научного знания и личного опыта: дисс.. канд. пед. наук. Переславль-Залесский, 1993.
- Первин Ю.А., Первин Т. Компьютер твой друг: книга для школьника. — Самара- Переславль-Залесский, 1994.
- Першиков В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике.- М.-.Финансы и статистика, 1991.
- Петров Ю.А. Азбука логичного мышления. М., 1991.
- Петров Ю.А. Методические вопросы применения и развития научных понятий. М.: Знание, 1980.
- Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.
- Первые уроки программирования. / Г. А.Звенигородский- под ред. А. П. Ершова. М.: Наука, 1985.
- Попа К. Теория определения. М.: Прогресс, 1976.
- Правила разработки отраслевых информационно-поисковых тезаурусов: Методические рекомендации. / Гос. ком. СССР по науке и технике. М., 1986.
- Пратт Т. Языки программирования. М.: Мир, 1979.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования. Образовательнаяобласть: информатика. // Информатика и образование, N1, 1997.
- Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. / Под ред. Талызиной Н. Ф. М., 1977.
- Ретюнский В.Н. Межпредметные связи в обучении как одно из дидактических условий формирования понятий: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1978.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989.
- Русанов В.Н. Формирование математических понятий в средней школе: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.,
- Саная К.Д. Понятие как форма отражения. Тбилиси, 1977.
- Самарский А. А. и др. Математическое моделирование- новая методология научных исследований. М.: издательство МЭИ, 1990.
- Самарский А.А., Михайлов А. П. Компьютеры и жизнь: математической моделирование. М.: Педагогика, 1987.
- Семенов А.Л. Образование, информатика, компьютеры. // Информатика и образование, N3, 1995.
- Словарь по кибернетике. / Под редакцией Михалевича B.C. Киев: Гл. ред. Укр. сов. энцикл., 1989.
- Соловьев А. В. Экспериментальное исследование психологических механизмов формирования понятий: автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1973.
- Сотникян П.А. Основные проблемы языка и мышления.- Ереван: «Айастан», 1968.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
- Туманова З.А. Формирование строгих научных понятийи их систематизация. М.: Издательство МГИК, 1994.
- Управляемое формирование психических процессов. / Под ред. Гальперина П. Я. М., 1977.
- Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий. Челябинск: ЧГПИ, 1988.
- Усова А.В. Совершенствование процесса формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. // Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 1988.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.:Педагогика, 1986.
- Утлинский Е.В. Организация и средства текущего контроля результатов обучения школьников по информатике: дисс.. канд. пед. наук. М., 1993.
- Фалин Л.Н. Логическая структура понятия и некоторые приемы ее исследования: автореф. дисс.. канд. наук. Одесса, 1972.
- Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя.
- Философский словарь. /Под ред. Фролова Н. Т. М.: Политиздат, 1991.
- Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. Давыдова В. В. М., 1994.
- Флоренский П.А. Термин. // Мир философии, часть 1. М.: Политиздат, 1991.
- Фролов Г. Д., Кузнецов Э. И. Элементы информатики: учебное пособие для пед. институтов. М.: Высш.шк., 1989.
- Хигман Б. Языки программирования. М.: Мир, 1978.
- Холодная М.А. Экспериментальный анализ- 12(J особенностей организации понятийного мышления: автореф. дисс.. канд. псих. наук. Л., 1974.
- Чукаев О.В. Формирование профессиональной направленности мышления будущего учителя в процессе изучения педагогики: автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1992.
- Шевченко И.Н. О математической терминологии в школе: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1978.
- Шимина А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении. М., 1981.
- Шимина А.Н. Проблема генетических источников понятия: автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киев, 1980.
- Шрайберг Я.Л., Гончаров М. В. Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники. М.: Финансы и статистика, 1990.
- Электронные вычислительные машины. / Под ред. Савельева. М.: Высшая школа, 1987.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. -М.: Тривола, 1994.
- Якубов А.В. Методика использования персонального компьютера как средства совершенствования уроков систематизации и обобщения знаний по математике: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1992.