Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нельзя не отметить, что в современных условиях все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам человек, его нравственная позиция, его образованность, профессиональная компетентность. Дело, действие, деятельность, труд занимают особое место в жизни человека. Именно трудоснова богатства, богатства духовного, материального… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Теоретико-методологические основы этнопедагогической подготовки учителя начальной школы к трудовому воспитанию школьников
    • 1. 1. Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию учащихся начальной школы на народных традициях
    • 1. 2. Осетинские народные традиции как средство трудового воспитания учащихся
  • Выводы
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по этнопедагогической подготовке студентов к трудовому воспитанию младших школьников на народных традициях
    • 2. 1. Модель подготовки учителя начальной школы к трудовому воспитанию на народных традициях
    • 2. 2. Содержание и анализ опытно-экспериментальной работы по этнопедагогической подготовке будущих учителей к трудовому воспитанию младших школьников
  • Выводы

Этнопедагогическая подготовка учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Труд — целенаправленная, социально обусловленная деятельность человека, основанная на практическом освоении окружающего мира. Изменяя природу в ходе трудовой деятельности, человек меняется сам, многогранно меняется его личность. Труд способствует физическому, нравственному, эстетическому, экологическому, умственному становлению личности. В истории педагогики трудовому воспитанию всегда уделялось особое местооно рассматривалось как органическая часть общего образования, без которой немыслимо формирование базовых качеств личности.

Перед педагогическими коллективами в качестве первоочередной стоит задача создания воспитывающей социальной среды, поддержание идеала совершенной личности — образованного, культурного и трудолюбивого человека с доброй душой и мозолистыми руками. Очевидна необходимость улучшения трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся, целью которых сегодня является привитие любви к труду и уважение к людям труда, ознакомление школьников с основами современного производства, формирование у них трудовых умений и навыков, побуждение к осознанному выбору профессии. Необходимо иметь в виду, что явная и скрытая безработица, вынужденное иждивенчество, присущее некоторой части молодежи, отсутствие реальных перспективсоциальные корни роста преступности, наркомании, пьянства.

Очевидно, что сведения о труде должны занимать одно из ведущих мест в воспитательно-образовательной работе школы и дошкольных учреждений, что будет закладывать основы понимания труда в жизни общества и каждого отдельного человека, формировать отношение к собственному труду и к предметам, созданными другими людьми.

Раннее приобщение к посильному труду в семье имеет положительное воспитательное воздействие и подготавливает ребенка к осознанию его нравственной основы. Педагоги отмечают необходимость раннего начала трудового воспитания дошкольников и младших школьников вкупе со знакомством с социальной природой труда (Б.Г.Ананьев, А. Н. Бондаренко, Р. С. Буре, В. В. Давыдов, Я. Л. Коломинский, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева,.

A.П.Усова и др.).

Проблемы трудового воспитания исследуются в философском аспекте (Д.Дьюи, И. Кант, Т. Компанелла, Т. Мор и др.), в психологическом аспекте (А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.), педагогическом аспекте (Н.К.Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко,.

B.А.Сухомлинский).

Теоретические положения трудового воспитания, трудовая подготовка школьников разработана в исследованиях П. Р. Атутова, П. Н. Андрианова,.

C.А.Батышева, Г. Н. Годиной, В. А. Полякова, И. Г. Майоровой, В. Д. Симоненко, С. М. Сапроновой.

Этнорегиональные аспекты трудового воспитания освещаются в работах В. В. Акимова, А. А. Батышева, Г. Н. Волкова, Д. А. Данилова, Е. П. Кондратьевой, А. В. Мордовской, И. Н. Сандатова и др.

В современном образовании с успехом могут быть использованы народные традиции трудового воспитания, так как в современных условиях все более осознается необходимость построения национально-ориентированных воспитательных систем, опирающихся на духовную и материальную культуру народа. Возрождающиеся и развивающиеся национальные системы образования нуждаются в специалистах. Учитель национальной школы должен обладать соответствующей этнопедагогической подготовкой. Сегодня возникла необходимость в учителе как носителе и субъекте самобытной педагогической культуры народа.

Большой потенциал в решении проблем трудового воспитания младших школьников заложен в народных трудовых традициях. В них закреплен многовековой опыт народа по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой жизни. В связи с этим остро встает вопрос соответствующей профессиональной подготовки учителя, способного рационально использовать народные традиции, обычаи, ремесла, промыслы в учебно-воспитательном процессе.

Анализ научно-педагогической литературы показывает, что профессиональная подготовка будущего учителя и содержание высшего педагогического образования исследованы в работах О. А. Абдуллиной, С. И. Архангельского, Е. П. Белозерцева, Н. В. Кузьминой, В.А.Кан-Калика,.

A.А.Леонтьева, Б. Т. Лихачева, А. В. Мудрика, Н. Д. Никандрова,.

B.А.Сластенина, В. И. Щеголя, Н. Д. Хмеля и др.

Трудовая подготовка школьников наиболее полно отражена в исследованиях П. Р. Атутова, П. Н. Андрианова, С. Я. Батышева, В. А. Кальнея, В. А. Полякова, В. Д. Симоненко, С. М. Сапронова и др.

В ряде работ даны дидактические обоснования введения в учебный процесс элементов народных ремесел (Н.Н.Алексахина, Н. Н. Анисимова, В. А. Барадулин, Г. П. Калинина, В. С. Кузина, Н. К. Невзоров, Б. В. Нешумов, Э. В. Рихвк, Р. Х. Табуев, А. С. Хворостов и др.).

Базис этнопедагогической теории заложен в фундаментальных трудах Г. Н. Волкова, К. Пирлиева, М.И.Стельмаховича" Я. И. Ханбикова, И. А. Шорова и др.

Теория и практика становления и развития национальных образовательных систем исследуется в работах Е. П. Белозерцева, Г. Н. Волкова, И. Ф. Гончарова, Е. П. Жиркова, О. Д. Мукаевой, С. Д. Намсараева, А. Б. Панысина, В. Д. Шадрикова, В. Н. Шаповалова и др.

В данных исследованиях обосновываются этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса, ориентация на развитие, саморазвитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условияханализируется современное состояние проблемы этнокультурных потребностей и национальных интересов в содержании образования.

Значительное количество работ посвящено вопросам нравственного, эстетического, трудового и физического воспитания школьников на идеях народной педагогики отдельных этносов (Б.Апышев, У. Ш. Атангулов, К. Ш. Ахияров, В. И. Баймурзина, Ж. Д. Доржиева, Т. И. Мацейкив, Р. М. Пашаева, А. М. Сафин, М. Г. Тайчинов, С. С. Танхасаева и др.).

В последние годы интерес исследователей вызывает процесс профессионально-педагогической подготовки учителя на народных традициях.

В ряде работ определены некоторые направления этнопедагогической подготовки студентов: 1) воспитание убеждения в жизненности традиций народной педагогики, важности совершенствования знаний области народной педагогики, овладение приемами этнопедагогического осмысления современности- 2) формирование установки на усвоение этнопедагогических знаний, умений и навыковпонимание цели, задач, сущности приобщения к педагогическим ценностям народа- 3) овладение теоретическими знаниями в области этнопедагогики- 4) формирование умений применять эти знания в педагогическом процессе. [10].

Имеются работы, в которых предпринята попытка выделить этапы этнопедагогической подготовки студентов в рамках учебного процесса вуза:

1) усвоение знаний о прогрессивных традициях народной педагогики;

2)закрепление и углубление знаний на семинарах и лабораторных занятиях;

3) совершенствование педагогических умений во время педагогической практики- 4) изучение передового педагогического опытаанализ и оценка результатов своей педагогической деятельности по возрождению народных традиций воспитания- 5) проведение исследовательской работы по использованию идей народной педагогики. [165].

М.М.Тхуго предпринята попытка разделения объективной и субъективной сторон этнопедагогической культуры в следующей схеме ее формирования:

1.

Введение

в учебный план дисциплин, где изучаются отрасли хозяйствования, прикладное, художественное, музыкальное искусство народа.

2. Формирование национального самосознания студентов через внедрение в содержание воспитательной деятельности прогрессивных традиций народа, его философии, культуры, воспитания в национальном стиле с учетом лучших народно-педагогических идей. [233].

Анализ исследований показал, что в вузах, где ведется целенаправленная работа по приобщению студентов к народной педагогике, формирование этнопедагогической культуры включает три этапа: 1) мотивация необходимости овладения этнопедагогической культурой- 2) частичное введение отдельных элементов традиций в программу педагогических курсов и педпрактику- 3) разработка и апробация спецкурса. [81].

Наиболее распространенной формой знакомства студентов с народной педагогикой является включение ее отдельных разделов в различные педагогические курсы: «История педагогики», «Педагогика», «Теория воспитания» и др. (А.Алимбеков, М. М. Тхуго, Г. И. Убайдулаев, И.А.Шоров). Есть примеры этнопедагогической ориентации всех психолого-педагогических курсов (В.А.Николаев, Б. Ш. Тажикова и др.).

Для решения задач нравственного, эстетического, трудового, физического воспитания этнопедагогический материал включают в прикладные курсы: «Методика музыкального воспитания с основами теории музыки», «Методика преподавания изобразительного искусства», «Методика преподавания трудового обучения» и т. д. (А.Алимбеков, Л. Т. Ахметов, Ю. К. Беджанов и др.).

Формирование этнопедагогической культуры учителя как системно-организованный процесс рассмотрен В. А. Николаевым. Этнопедагогическая культура определена им как социально-педагогический феномен, характеризующий меру освоения традиционной педагогической культуры народа, понимание воспитательной сущности ее ценностей, их адекватного использования в современной практике обучения и воспитания. Выделены внешние и внутренние компоненты этнопедагогической культуры. С внешней стороны — это элемент системы профессионально-педагогической культуры, а с внутренней стороны этнопедагогическая культура — синтез этнопедагогического сознания, этногедагогического мышления, этнопедагогической деятельности. В процессе функционирования этнопедагогического сознания и мышления развиваются ценностные ориентации, составляющие основу этнопедагогического мировоззрения. Оно реализуется в форме установки на ориентацию воспитательно-образовательной деятельности с позиций этнопедагогической культуры (В.А.Николаев).

Большой интерес у исследователей вызывают вопросы формирования профессиональной готовности учителя к использованию традиционной педагогической культуры народа в процессе эстетического, нравственного, физического, трудового воспитания учащихся (А.Г.Абсалямова, А. Г. Гмырин, Р. Х. Идрисова, А. С. Шаалы и др.).

Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов представлена в работах М. Г. Харитонова. Исследователем определены основные понятия, принципы, закономерности, цели и задачи, компоненты этнопедагогической подготовки и разработана этнопедагогическая модель подготовки и переподготовки учителя начальных классов национальной школы.

Разработаны модели этнопедагогической подготовки учителя средствами народных ремесел (А.Л.Ахметов, Б. С. Асылханова, Э. Атдаев, А. П. Гапаров, Т. А. Давыдова, Ю. А. Рудь и др.).

Углубленное изучение отдельных тем в области народного воспитания многие авторы рекомендуют проводить в рамках специальных курсов. Содержание таких спецкурсов, как правило, включает общие вопросы традиционной культуры воспитания отдельных народов: «Татарские народные ремесла в сельской школе» (Л.Т.Ахметов), «Этнопедагогика вайнахов» (Ш.М.Арсалиев), «Нравственные ценности таджикского народа» (А.А.Манонов), «Использование традиционного этикета в нравственном воспитании учащихся» (А.С.Шаалы), «Афористическая этнопедагогика» (З.Б.Цаллагова).

Опыт показывает, что использование спецкурсов наиболее эффективно для решения конкретных задач этнопедагогической подготовки.

Углубленное и творческое обогащение этнопедагогических знаний студентов может осуществляться через НИРС. А. Г. Абсалямова выделила три этапа НИРС в области изучения и использования народной педагогики: 1) описание (наблюдение, накопление фактов- 2) систематизация (работа с литературой, логический анализ сравнения) — 3) практическая реализация (научный эксперимент).

Студенческие исследования обобщаются в форме рефератов, курсовых и дипломных работ, межпредметного семинара, предусматривающего интеграцию основных видов народных творчеств: декоративно-прикладного, музыкального, устно-поэтического.

В отдельных трудах показана целесообразность использования в процессе этнопедагогической подготовки различных форм внеклассной работы: этнопедагогические кружки, краеведение, этнопедагогические экспедиции (А.Г.Гмырин, В. М. Григорьев, Р. Н. Идрисова и др.).

Однако все эти работы не дают полного представления о подготовке учителя, способного к комплексному использованию народных традиций (декоративно-прикладное искусство, традиционные виды хозяйственной деятельности, обычаи и трудовые праздники, устный народный фольклор и т. д.) в процессе трудового воспитания школьников.

Вышеизложенное позволило выделить противоречия между уровнем реальной подготовленности учителей начальной школы к использованию народных традиций в обучении и воспитании учащихся и потребностью в повышении уровня их подготовленности к этому виду деятельности в условиях развития национальной системы образования в Республике Северная Осетия-Алания.

В осетиноведческой литературе представлен лишь этнографический материал, касающийся образа жизни и быта, традиционных видов трудовой и ремесленной деятельности, традиций и обычаев и т. д. (В.И.Абаев, Б. А. Калоев, И. Б. Кануков, А. Х. Магометов, К. Л. Хетагуров, Х. Х. Хадиков, В. С. Уарзиати и др.).

В работах А. Ю. Белогурова, С. Г. Ваниевой, З. К. Каргиевой,.

B.К.Кочисова, Т. Б. Коздаева, Б. А. Тахохова, Е. Е. Хатаева, З. Б. Цаллаговой,.

C.Р.Чеджемова проведен анализ народного опыта воспитания как феномена осетинской традиционной педагогической культуры.

Вместе с тем роль трудовых традиций осетинского народа в системе подготовки учителя начальной школы к трудовому воспитанию не подвергались изучению. С учетом изложенного нами был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом:

— каков педагогический потенциал осетинских народных традиций, используемых в решении задач трудового воспитания младших школьников? Какие концептуальные основы и педагогические условия обеспечивают наиболее успешную этнопедагогическую подготовку учителя к трудовому воспитанию учащихся начальной школы на осетинских народных традициях?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — профессионально-педагогическая подготовка учителя начальной школы в вузе.

Предмет исследования — процесс этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

— выявить педагогический потенциал трудовых традиций осетинского народа;

— раскрыть содержание, структуру и этапы этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию учащихся на осетинских народных традицияхвыявить и экспериментально обосновать оптимальные условия ее эффективной реализации в школе и вузе;

— подготовить и внедрить в практику обучения специальный курс «Осетинские народные традиции в трудовом воспитании младших школьников» и методические рекомендации по его изучению;

— опираясь на результаты исследования, разработать модель этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию учащихся начальной школы на народных трудовых традициях.

Гипотеза исследования: эффективность этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию учащихся осетинской школы может быть существенно повышена, если: «.

— придать образовательному процессу высшей школы этнокультурную направленностьвключить трудовые традиции осетинского народа в содержание профессиональной этнопедагогической подготовки учителей начальной школы;

— обеспечить усвоение студентами норм и ценностей традиционной системы трудового воспитания подрастающего поколения осетинского народа посредством спецкурса «Осетинские народные традиции в трудовом воспитании младших школьников»;

— вооружить студентов знанием теории и методики трудового воспитания учащихся, опытом деятельностного освоения педагогического потенциала осетинских народных традиций.

Методологической основой исследования являются важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, о единстве общечеловеческого и национального, общего и специфического, об определяющей роли труда, трудовой деятельности в гармоничном развитии личности, а также деятельностный подход к организации процесса обучения.

Исходными теоретическими положениями выступают теории трудового воспитания (П.Р.Атутов, А. Н. Бондаренко, Р. С. Буре, Я. Л. Коломинский, А. С. Макаренко, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, В.А.Сухомлинский) — этнопедагогические теории обучения и воспитания детей (исследования Г. Н. Волкова и ученых его научной школы), а также концепции философов, педагогов, психологов, этнологов по вопросам народной культуры.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической и этнографической литературы, исследований по народным ремеслам и осетинскому декоративно-прикладному искусствуизучение и обобщение опыта школ по использованию традиционной педагогической культуры осетинского народа в учебно-воспитательном процессе: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, опытно-экспериментальная работа, моделирование.

Опытно-экспериментальной базой исследования является педагогический факультет Северо-Осетинского государственного университета. Исследование проводилось в течение трех лет и включало три этапа:

Первый этап (2003;2004 г. г.) — поисково-созидательный. На данном этапе анализировалась научная литература по исследуемой проблемеопределялась проблема исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, разрабатывалась методика проведения опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2004;2005 г. г.) — опытно-экспериментальный. Разработка научных основ организации этнопедагогической подготовки студентов к труду и воспитанию на народных традициях и методических пособий для студентовчтение спецкурса и выполнение студентами специальных заданий в период педагогической практики. Эта работа сопровождалась проведением анкетирования, контрольных срезов, анализом, обобщением и систематизацией полученного материала.

Третий этап (2005;2006 г. г.) — обобщающий. Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, уточнение теоретических и резюмирующих положений, оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— раскрыт педагогический потенциал осетинских народных традиций как средства трудового воспитания младших школьников;

— разработана и апробирована модель этнопедагогической подготовки учителя к воспитанию школьников на трудовых традициях осетинского народа;

— предложена целостная система процесса этнопедагогической подготовки учителя начальной школы на основе деятельностного принципа.

Теоретическая значимость исследования:

— выдвинута гипотеза и сформулирована концепция эффективности этнопедагогической подготовки учителя национальной общеобразовательной школы к трудовому воспитанию учащихся;

— разработан педагогический потенциал осетинских народных традиций по трудовому воспитанию младших школьников;

— определены педагогические условия этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию учащихся на осетинских народных традициях;

— разработана модель подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников на осетинских народных традициях;

— адаптирован системно-организационный процесс этнопедагогической подготовки младших школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает возможность внедрения разработанных и апробированных рекомендаций по использованию народных трудовых традиций в систему профессиональной подготовки и переподготовки учителей начальной школы.

Специальный курс «Осетинские народные традиции в трудовом воспитании младших школьников» может быть использован в практике вузовской и послевузовской подготовки учителей.

Достоверность и объективность полученных результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, учетом данных других исследователей и передового педагогического опыта, соответствием методов исследования его задачам и логике, опытно-экспериментальной работой.

Положения, выносимые на защиту:

— эффективная этнопедагогическая подготовленность студентов предполагает реализацию модели подготовки учителя к трудовому воспитанию учащихся на осетинских народных традициях;

— осетинские народные традиции являются важным источником этнопедагогической подготовки учителя, к трудовому воспитанию младших школьников;

— готовность учителя к трудовому воспитанию учащихся начальной школы на осетинских народных традициях детерминирована этнокультурной направленностью профессионального обучения студентов, приобщения их к традициям народной культуры, знанием методики, теории и технологии трудового воспитания этнопедагогическими средствами, накоплением специальных знаний и опыта мотивационно-личностностной, и операционно-практической этнопедагогической деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась путем выступлений автора на заседаниях кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университетана международных и региональных конференциях. Результаты исследования учтены и внедрены в учебно-воспитательный процесс СОГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (267 наименований) и приложения.

Выводы.

Во второй главе теоретически обоснована и экспериментально проверена модель подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников на народных традициях. Предложенная нами модель предусматривала обладание будущим педагогом ряда личностных и профессиональных характеристик. Личностная характеристика предполагает обладание следующими двумя параметрами: а) знания, умения и навыкиб) качества личности. Эти параметры, кроме общепрофессиональных, предусматривают наличие подготовки, позволяющей вести конкретную деятельность по трудовому воспитанию на основе народных традиций.

Согласно предложенной модели, наряду с общими для всех учителей начальных классов сведениями, педагоги должны обладать также знанием этнопедагогических целей, закономерностей, принципов народной педагогики. Умения и приобретенные на их основе навыки, кроме общепедагогических, должны включать анализ значения народных традиций, ремесел, искусства в трудовом воспитании учащихсяотбор целесообразных форм и методов организации учебного процесса на основе народных традиций.

Вторая группа требований к личности учителя, как организатора трудового воспитания школьников на народных традициях, предусматривает формирование в студентах следующих качеств: гуманистическая направленность, высокий уровень этнопедагогической культуры, понимание роли и способности объяснить значение традиций в жизнедеятельности людей, умение организовать свою трудовую деятельность на основе народных трудовых традиций.

Профессиональная характеристика предполагает обладание следующими двумя параметрами:

1. Способами и средствами использования народных традиций в трудовом воспитании учащихся, что предусматривает использование таких форм трудового воспитания, которые активизируют интерес учащихся к народным традициям: деловые игры, уроки искусства, инсценировки, организация и проведение народных праздников, экскурсий, творческие выставки, краеведческая и исследовательская работа и т. д.

2. Видами деятельности по осуществлению трудового воспитания учащихся на народных традициях: а) конструктивной деятельностью (конструирование педагогического процесса) — б) организаторской деятельностью (планирование работы, ее распределение среди исполнителей, осуществление контроля за ходом выполнения работы, корректировку отдельных элементов трудовой деятельности и оценка результатов) — в) коммуникативной деятельностью (владение учителем формами культуры общения) — г) информационной деятельностью (речь учителя, аудио и видео материалы, наглядные пособия) — д) развивающей деятельностью (развитие интереса учащихся к труду, формирование у учащихся уважительного отношения к труду, привитие потребности в учении, труде).

Система этнопедагогической подготовки учителя применительно к условиям педагогического факультета СОГУ предполагала наряду с прослушиванием базовых дисциплин («Этнопедагогика»,.

Этнопсихология"), насыщения содержания учебных дисциплин национально-региональным компонентом, введение спецкурса «Осетинские народные традиции в трудовом воспитании младших школьников».

Подготовка учителей к трудовому воспитанию школьников на народных трудовых традициях осуществлялась во время аудиторных занятий (лекции, семинары, практические занятия). А также дополнялась внеурочной деятельностью студентов (встречи с народными мастерами, искусствоведами, художниками и дизайнерами, педагогами-новаторамивыставки творческих работ, экскурсии) и их самостоятельной работой (разработка творческих дел, банка творческих проектов для учащихся, рефераты, курсовые и дипломные работы).

Примененная методика этнопедагогической подготовки обеспечила достижение большинством студентов высокого уровня готовности к воспитанию учащихся на народных трудовых традициях. Таким образом, результаты экспериментального исследования подтвердили выдвинутую нами гипотезу о том, что эффективность этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию учащихся на народных традициях может быть существенно повышена, если трудовые традиции включаются в содержание, формы и методы профессиональной этнопедагогической подготовки учителей, если обеспечено деятельностное усвоение студентами норм и ценностей традиционной системы трудового воспитания подрастающего поколения.

Разработка содержания и структуры этнопедагогического образования учителя начальной школы предусматривала предварительный анализ исследований по проблеме, который позволил заключить, что этнопедагогическое образование должно включать этнопедагогические знания и способы этнопедагогической деятельности. Систему соответствующих знаний образуют теоретические и эмпирические этнопедагогические сведенияинформация, касающиеся народной методики трудовой подготовки детей и знания по народным ремеслам, декоративно-прикладному искусству, традиционным технологиям животноводства и растениеводства. Этнопедагогические умения свидетельствуют о развитой способности будущего учителя наиболее правильно использовать этнопедагогические знания в конкретных обстоятельствах в ходе всего процесса трудового воспитания учащихся.

Опора на этнопедагогические исследования позволила выделить следующие компоненты готовности учителя к трудовому воспитанию учащихся на народных традициях: а) содержательный (знание сущности, основных принципов, средств и методов народной системы трудовой воспитания личности ребенка), б) операционный (умение изучать и использовать трудовые традиции в учебно-воспитательном процессе), в) мотивационный (положительная направленность на изучение традиционной системы трудового воспитания детей).

Построение целостной системы этнопедагогической подготовки педагога с учетом исследований, касающихся профессионально-педагогической подготовки учителей (В.И.Архангельский, Е. П. Белозерцев, В. А. Сластенин и др.) определило основные этапы этнопедагогической подготовки. Наша экспериментальная работа проводилась в три этапа и позволила выявить исходное состояние объекта (1-ый этапконстатирующий). На 2-ом этапе (формирующем) происходит расширение представлений студентов об образе жизни народа, его истории, нравах, традициях, развитие потребности освоения опыта народного воспитания и обучения, а также создается установка на овладение системой общетеоретических этнопедагогических знаний и эмпирических сведений из народной практики трудовой подготовки подрастающих поколений. На 3-ем этапе (контрольном) происходит формирование устойчивого интереса к народной педагогике, конкретизация положений этнопедагогической теории, стимулирование самостоятельного поиска этнопедагогических знаний, касающихся трудового воспитания. На третьем этапе будущие педагоги приобщаются к научному поиску, осмыслению источников народного педагогического опыта, самостоятельному объяснению их воспитательного смысла, развитию возможностей в сфере трудового воспитания детей.

Осуществление подготовки студентов к проведению этнопедагогической деятельности и позволило предложить уровневые характеристики этой готовности (начальный, средний, высокий).

Начальный уровень готовности характеризуется пассивной позицией студентов в отношении изучения традиционной народной системы трудовой подготовки детей, владением ограниченными знаниями о народных трудовых традициях и эпизодическим использованием их в своей педагогической деятельности, отсутствием умения применять народные средства, методы и приемы трудового обучения и воспитания в рамках современного учебно-воспитательного процесса.

Студентам со средним уровнем готовности свойственно владение достаточным объемом знаний, умение использовать народные средства, методы, приемы трудового обучения и воспитания в своей педагогической деятельности, заинтересованность в достижении высоких результатов. Студенты данного уровня проявляют инициативу, творчество при изучении и использовании народного педагогического опыта трудового воспитания детей.

Студенты с высоким уровнем готовности характеризуются достаточно полным знанием народных трудовых традиций и традиционной системы трудовой подготовки детей, положительной направленностью на профессиональную деятельность по трудовому воспитанию учащихся на народных традициях. Они творчески используют свои знания, умеют отбирать педагогически целесообразные народные средства, методы и приемы, формы трудового обучения и воспитания, умеют использовать их в своей педагогической деятельности, умеют организовывать творческую деятельность школьников на основе народных традиций.

Этнопедагогическая подготовка учителя, проходившая применительно к условиям педагогического факультета СОГУ, и направленная на развитие у них этнопедагогической культуры, как профессионально-личностного образования (Г.Н.Волков, В. А. Николаев, М. Г. Харитонов, А.С.Шаалы), предполагала овладение будущими специалистами системой знаний, лежащих в основе трудового воспитания учащихся на идеях народной педагогики в соответствии с современными гуманистическими ориентациями (этнопедагогическая образованность). Наряду с этнопедагогической образованностью, ставилась цель осведомления студентов о наиболее актуальных проблемах начального обучения на основе традиционной педагогической культуры (этнопедагогическая эрудированность), привития им стиля мышления, направленного на определение оптимальных путей организации процесса обучения и воспитания учащихся на народных трудовых традициях (этнопедагогическое мышление), этнопедагогический опыт прививался посредством углубления опыта принятия этнопедагогически верных решений.

В организации этнопедагогического процесса подготовки учителя и разработке спецкурса учитывались следующие принципы: системности и целостности (освоение народной педагогики, как части целостной культуры народа), диалога культур (сочетание культуры воспитания разных народов и современной педагогической культуры), преемственности (учет на каждом этапе результатов предыдущих ступеней этнопедагогической подготовки).

Согласно цели и задачам исследования опытно-экспериментальная работа состояла из двух этапов: констатирующего и формирующего экспериментов. Констатирующий эксперимент выявил исходное состояние объекта, а формирующий позволил определить эффективность этнопедагогизации системы подготовки будущих педагогов посредством введения спецкурса.

Изложенные положения нами конкретизировались при разработке специального курса на педагогическом факультете Северо-Осетинского государственного университета «Осетинские народные традиции в трудовом воспитании младших школьников» и методических рекомендаций по его изучению. Одновременно учитывался тот факт, что в плане подготовки будущих педагогов к трудовому воспитанию школьников на осетинских традициях большие возможности заложены в обращении к этнической педагогике в курсах «Методика воспитательной работы», «Этнопедагогика», «Этнопсихология», в практической работе в школах и лагерях отдыха детей, подкрепленных кружковой, факультативной и научно-исследовательской работой.

Проведенная работа помогла скорректировать само определение готовности будущего учителя к трудовому воспитанию школьников на народных трудовых традициях. Мы пришли к выводу, что — это не только цель и результат этнопедагогической подготовки, но и формирование творческого подхода к педагогическому процессу, которое становится качеством личности педагога, направленным на эффективное творческое осуществление воспитывающей деятельности на народных трудовых традициях.

Особенно важно проявление творческого начала при обращении к содержанию трудового обучения в 1−4 классах, которое осуществляется с учетом современных социально-экономических преобразований и предусматривает овладение необходимыми в жизни элементарными приемами ручного труда, и которое дает возможность введения в образовательный контекст этнопедагогических комментариев, предоставляя широкое поле деятельности для формирования гармоничной, трудолюбивой личности. Освоение спецкурса «Осетинские народные традиции в трудовом воспитании младших школьников», формируя творческое начало в реализации профессиональных навыков, позволило в полной мере использовать эти возможности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Нельзя не отметить, что в современных условиях все больше осознается истина, что основой прогрессивного развития каждой страны и всего человечества в целом является сам человек, его нравственная позиция, его образованность, профессиональная компетентность. Дело, действие, деятельность, труд занимают особое место в жизни человека. Именно трудоснова богатства, богатства духовного, материального, физического. Вместе с тем очевидно, что современной школе нужна помощь в организации и создании условий для овладения учеником достаточно высокого уровня трудовой подготовки и формирования личности, готовой к творческому созидательному труду и обладающей чувством ответственности за результаты своей профессиональной деятельности. К сожалению, до сих пор проблеме трудового воспитания не уделяется должного внимания. Институты, которые должны ею заниматься: семья, образовательное учреждение, трудовой коллектив, общество выполняют собственное предназначение, без целостного, комплексного и непрерывного подхода. Недостаточно формируется культ созидательного труда, труда на благо родной семьи, коллектива, республики. Поэтому школа должна стать координирующим центром для семьи, общественности, предприятий, местной власти и др. Для осуществления этой работы необходимы подготовленные компетентные учительские кадры, соответствующие научно-методические комплексы.

Проделанная работа подтвердила гипотезу исследования и позволяет сделать вывод о том, что трудовое воспитание — это постоянный целостный процесс, не имеющий четких временных границ, направленный на развитие способности трудиться, ценить бескорыстный труд во благо ближних, больных, нуждающихся в помощи и защите, ценить единство слова и дела. Концептуальную основу этнопедагогической подготовки учителя на народных трудовых традициях составили идеи культурологического, системного и деятельностного подхода к изучению явлений и процессов окружающей действительности, гуманизации и гуманитаризации педагогического образования.

Анализ работ, посвященных трудовому воспитанию, подтверждает, что недостаточное внимание к трудовому воспитанию младших школьников ведет в будущем к возникновению морально-нравственных проблем, неизбежно возникающих в условиях разбойничьего рынка. Общественное мнение и трудовые традиции народа, введенные в содержание образования, способствуют формированию трудолюбия, гуманных качеств личности при условии ориентации начального образования на активизацию деятельностных форм учебы под руководством компетентного педагога.

Поиск оптимальных средств и форм трудового воспитания младших школьников показал результативность формирования личности учащегося на основе осетинских народных традиций. Выбор осетинских традиций в качестве содержательной основы проведения такой работы не предполагает национальной ограниченности, так как декларируемые в них ценности по глубинному содержанию адекватны общечеловеческим ценностям. Проведенное исследование позволило выявить педагогический потенциал народных трудовых традиций в решении задач совершенствования трудового воспитания школьников, этнопедагогической подготовки учителей. Эффективность использования народных традиций зависит от понимания учителем их роли в процессе воспитания и обучения школьников и его умения применять все то ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. В учебной, внеклассной и внешкольной работе педагогам целесообразно использовать многообразный арсенал средств народной педагогики: фольклор, традиции и обычаи, празднично-игровую культуру, декоративно-прикладное искусство и т. д.

Важнейшей формой трудового обучения и воспитания является совместная деятельность взрослых и детей. Она отражает принципы народной педагогики: преемственность поколений, раннее приобщение к производительному труду, воспитание реальной жизнью, уважительное отношение к ребенку. Особым направлением деятельности учителя по возрождению и использованию народных традиций в трудовом воспитании школьников является приобщение их к декоративно-прикладному искусству и традиционным ремеслам. В течение многих веков в народной педагогике складывалась и вырабатывалась определенная система приобщения детей к занятиям различными ремеслами и прикладным искусством. Данная система строилась на основе деятельностного, личностного подходов и характеризовалась преемственностью традиций.

Включение в содержание, формы и методы этнопедагогической подготовки трудовых традиций способствует формированию у будущих учителей установки на возрождение традиционной культуры воспитания, ответственности за сохранение и творческое развитие народного педагогического опыта, готовность обучать и воспитывать школьников на основе народной системы трудовой подготовки детей.

Теоретическая модель включает характеристику учителя как педагогического работника (знания, умения и навыки, качества личности), его деятельность по трудовому воспитанию и обучению учащихся на основе народных трудовых традиций (проблемы и задачи, функции, виды деятельности, способы и средства решения проблем).

В ходе исследования было определено содержание и выделены структурные элементы этнопедагогической подготовки учителя. Этнопедагогическое образование должно включать: этнопедагогические знания и способы этнопедагогической деятельности. Систему знаний составляют: теоретические и эмпирические этнопедагогические сведениязнания, касающиеся народной методики трудовой подготовки детей и специальные знания по народным ремеслам, декоративно-прикладному искусству, традиционным технологиям животноводства и растениеводства.

Способы деятельности выступают в роли фактора практического освоения действительности. В индивидуальном опыте они фиксируются в виде умений и навыков. Этнопедагогические умения свидетельствуют о развитой способности будущего учителя наиболее правильно использовать этнопедагогические знания в конкретных обстоятельствах, как в период подготовки и проведения занятий, так и в ходе всего процесса трудового обучения и воспитания учащихся во время педагогической практики. Этнопедагогические отношения определяют во многом мировоззрение, поведение и деятельность будущего педагога. Им необходимо привить ценностное отношение к народной педагогике, к ее использованию в практической деятельности. Отношения, функционирующие в народной педагогике, лежат в основе личностных этнопедагогических отношений учителя. В своем исследовании мы сделали особый акцент на отношение к труду. Через призму этого отношения рассмотрены отношение к Родине, детям, старикам, родителям и родственникам, природе, материальным и духовным ценностям.

Структурное «ядро» этнопедагогической подготовки учителя образуют: базовые курсы «Этнопсихология» и «Этнопедагогика" — спецкурс «Осетинские народные традиции в трудовом воспитании младших школьников», а также педагогическая практика в школах и лагерях отдыха детей. Этнопедагогическую подготовку студентов необходимо подкреплять кружковой, факультативной и научно-исследовательской работой.

Проблема этнопедагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию многоаспектна. Ждут своего решения вопросы этнопедагогической подготовки воспитателей дошкольных учреждений к трудовому воспитанию детей, реализация межпредметных связей в процессе трудового воспитания учащихся, обобщение результатов педагогической деятельности выпускников педагогического факультета по трудовому воспитанию младших школьников и т. д.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т.1 М.-Л.: изд. АН СССРД958.-655с.- т.2. Л.: Наука, 1973.
  2. В.И. Избранные труды. Владикавказ: Ир, 1990. 637 с.
  3. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования/для пед.спец.высш.уч. заведений. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
  4. К.С. Развитие трудолюбия у младших школьников. Автореферат дисс.. канд.пед.наук. Баку, 1965.
  5. А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества: Дисс. .канд. пед. наук, 1993. 195 с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 350 с.
  7. Д.Е. О трудовом воспитании. Хрестоматия. Учебное пособие для студентов пед. институтов. М., 1982. 336 с.
  8. Н.Н. Формирование художественно-конструкторских знаний и умений на уроках трудового обучения в 5−7 кл.: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. 16 с.
  9. А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (на материале педвузов Киргизии): Дисс. канд. пед. наук. М., 1990. 225 с.
  10. А.А. Идеи трудового воспитания в армянском фольклоре и их применение в учебно-воспитательной работе школы. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ереван, 1975.
  11. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996.
  12. .Г. Человек как предмет познания//Изб. псих, труды. В 2-х т. -М.: Педагогика, Т.1. С.16−178.
  13. Н.В. Проблемы личностной идентичности//Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 18−21.
  14. Ю.Д. Конфедерация народов Кавказа//Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в 20 веке. М., 1996. С.183−200.
  15. . Народные традиции и их использование в трудовом воспитании старшеклассников: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1974. 191 с.
  16. С.И. Методические разработки по курсу педагогики и психологии высшей школы для слушателей ФПК. М., 1990. -237 с.
  17. С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.
  18. С.Н. Современная зарубежная философская мысль и проблемы этнокультурных исследований//Этнологические исследования за рубежом. М.: Наука, 1973. С. 77−105.
  19. С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. 383 с.
  20. Е.С. Изучение декоративно-прикладного искусства Казахстана в общеобразовательной школе и педагогических институтах республики: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1985. 17 с.
  21. Э. Использование традиционных народных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущих учителей к работе по трудовому воспитанию младших школьников. (На материале Туркменистана): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1993. 17 с.
  22. П.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников/Отв. за вып. Ю. П. Аверичев и др. Б-ка учителя труда. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  23. П.Р. Политехническое образование школьников: Сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, 1986.
  24. П.Р. Технология и современное образование//Педагогика. 1996. № 2. С. 14.
  25. К.Ш. Трудовое воспитание в сельской общеобразовательной школе на современном этапе. Автореф. дисс. .докт. пед.наук. М., 1974.
  26. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: 1982. 180 с.
  27. В.А. Сельскому учителю о народных промыслах: Художественная обработка бересты, соломки, плетение из лозы, корня, рогоза. М.: Просвещение, 1979. 122 с.
  28. Х.Х. Прогрессивные идеи и опыт карачаевской народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1992. 197 с.
  29. С.Я. Трудовая подготовка школьников: вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981. 192 с.
  30. К.А. Содержание и методы обучения учащихся 5−7 классов художественной обработке материалов на уроках труда (на примере художественных ремесел Казахстана): Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1995. С. 17−21.
  31. В.И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы. Дисс. .канд. пед. наук. Казань, 1992. 183 с.
  32. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989 207 с.
  33. Е.П., Сластенин В. А. Всесоюзный съезд работников народного образования и проблемы подготовки учителя//Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей» MliL У, 1991. С.3−16.
  34. А.Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XX—XXI вв.еков. Автореф. дисс.. докт.пед.наук. Пятигорск, 2003.
  35. Н.А. Судьба России. М.: Изд-во МГУ., 1990. 256 с.
  36. В.Б., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. 174 с.
  37. П.П. О национальном воспитании. М., 1915. 40 с.
  38. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  39. Е.В. Гуманизация воспитания старшеклассников// Советская педагогика. 1991. № 9. С.50−56.
  40. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. 412 с.
  41. Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. 280 с.
  42. Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 333 с.
  43. Р.С., Година Г. Н. Учите детей трудиться М: Просвещение, 1983. 114 с.
  44. В.М. Эстетическое воспитание на уроках трудового обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1987. 16 с.
  45. С.Г. Нравственно-эстетическое воспитание в процессе внеучебной деятельности учащихся. Автореферат дисс.. докт.пед.наук. М., 2002.
  46. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983.
  47. Ю.К. Совершенствование содержания и процесса подготовки учителей труда: Сб. науч. тр./АПН СССР, НИИ труд, обучения и проф. ориентации. М.: АПН СССР, 1987. С. 18−28.
  48. Е.В. Народная педагогика в подготовке учителей: Методические рекомендации. Чебоксары, 1988. 51с.
  49. З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1983. 144 с. с ил.
  50. Н.К. Генезис научного знания. Факт, идея, теория. М.: Наука, 1973.286 с.
  51. JI.A. Восприятие и обучение. М., 1969. -256 с.
  52. Г. С. Народная педагогика. Отрывки и наброски. Иркутск.
  53. М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: Дисс. .докт. пед. наук. М., 1990. С.23
  54. В.И. Русская народная педагогика//Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1986. 57 с.
  55. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-Сервис, 1997. 246 с.
  56. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. Чебоксары, 1993. 88 с.
  57. Г. Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1989. 335 с.
  58. Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1970. 96 с.
  59. Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1974. 376 с.
  60. Г. Н. Этнопедагогика как педагогика межнациональной гармонии. М.: Педагогика, 2002. 341 с.
  61. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения/Под ред. Т. Н. Мальковой. М.: Просвещение, 1986. 190 с.
  62. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой. М.: Просвещение, 1982. 143 с.
  63. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте// Психологические очерки. 2-е изд. М.: Просвещение, 1967. 93 с.
  64. JI.C. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. 548 с.
  65. А.Н., Сериков В. В., Сергеев Н. К. Активные методы обучения при подготовке будущего учителя к педагогической деятельности в условиях перестройки системы народного образования. Волгоград, 1987. 27 с.
  66. Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979. С.155−163.
  67. JI.C. Педагогическая психология/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996.
  68. К.В. Воспитание человечности. М.: Новая школа, 1981.
  69. З.Д. Осетинский национальный костюм. Цхинвал, 1964.
  70. .Н. Разработка этнокультурной концепции учебно-воспитательного комплекса «детский сад начальная школа». Дисс. .канд. пед. наук. Владикавказ, 2001.
  71. Г. Д. Наука и национальные культуры: Гуманитарные комментарии к естествознанию. Ростов-на-Дону, 1992.
  72. П.Я. Введение в психологию. М., 1976. 276 с.
  73. А.П. Подготовка студентов педвуза к трудовому обучению на основе народных промыслов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1991. 17с.
  74. Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1990. 159 с.
  75. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев: Высшая школа, 1986. 197с.
  76. С.И. Основы педагогики. М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
  77. А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. Книга для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1985. 160с.
  78. А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1995. 243 с.
  79. Ф.Н. Книга об учителе. М.: Просвещение, 1965 260 с.
  80. Н.С. Нравственное воспитание студентов на прогрессивных традициях народной педагогики туркмен: Дис.. канд.пед.наук. М., 1990. 204 с.
  81. В.М. Народная педагогика игры: Вопросы методологии и теории. 4.1. М.: ОДИ-Intern., 1996. 70 е., ил.
  82. В.М. Народная педагогика игры в воспитании и развитии личности. М., 1998.
  83. JT.H. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993. 543 с.
  84. JT.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.
  85. П.С. Философский словарь. М.: ACT «Олимп», 1997.
  86. Для учителя. Философский словарь. М.: Просвещение, 1985.
  87. Д.А. Организация педагогического процесса в национальной школе: Учебно-методическое пособие по спец. курсу. Якутск, 1991. 64 с.
  88. Х.В., Бесаева Т. З. Этнография детства у осетин. Владикавказ, 1994. 114 с.
  89. . Осетинский эпос и мифология. М.: Наука, 1976. 276 с.
  90. . Скифы и нарты. М.: Наука 1990. 230 с.
  91. Дурай-Новакова К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. М., 1983. 32 с.
  92. H.JI. Категории и символика традиционной культуры монголов. М.: Наука, 1988. 194 с.
  93. А.В. Избранные психологические труды М.: Педагогика, 1986. 107 с.
  94. И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся. Дисс.. докт. пед. наук. М., 1991. 331с.
  95. Зарубежный и отечественный опыт подготовки школьников к труду в условиях рыночных отношений: Аналитический обзор Г. Г. Агаповой и др. М., 1991. 135 с.
  96. Т.В. Формирование педагогической культуры в учебном процессе: (На матер, дисциплин пед. цикла): Дисс.. канд. пед. наук. Луганск, 1991. 215 с.
  97. Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию идей народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников: (На материале Республики Дагестан): Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 18 с.
  98. А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. 252 с.
  99. И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-, педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., Белгород: БГПИ, 1993.217 с.
  100. И.Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы: Дисс.. докт. пед. наук. М., 1993. 451 с.
  101. М.И. Очерки по фразеологии осетинского языка. Орджоникидзе: Сев.-Осет. кн. изд., 1964. 104 с.
  102. М.И. Очерки по истории изучения осетинского языка. Орджоникидзе: Ир, 1974. 139 с.
  103. Изобразительное искусство и художественный труд 5−8 кл.: Кн. для учителей/Н.Н.Фомина, А. А. Дмитриева, Н. А. Горяева и др.- Сост. Н. Н. Фомина. М.: Просвещение — АО «Учебная лит-ра», 1995. 272 с.
  104. Р.Я. Развитие гуманистических традиций этнопедагогики в условиях сельского досуга: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1993. 20 с.
  105. Т.А. Педагогика. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1968. 573с.
  106. В.М. Основы методики трудового обучения. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  107. И.Л. Теоретические основы формирования педагогической направленности мышления учителя в системе профессионального образования: Дисс.. докт. пед. наук. Минск, 1992. 346 с.
  108. В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения/Под ред. В. А. Полякова. Б-ка учителя труда. М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  109. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. 144 с.
  110. А.С. Уроки народного искусства. М.: Знание, 1968. 48 с.
  111. С.Е. Формирование учебной деятельности как средство трудового воспитания младших школьников. Дисс.. канд.пед. наук. М., 1996.
  112. .А. Осетины. М.: Наука, 2004. 357 с.
  113. И. Очерки, статьи, заметки. Орджоникидзе, 1963.
  114. А.А. Введение в психологию труда. М., 1988. 244 с.
  115. Т.Б. Социально-этническая среда как фактор воспитания. Учебно-методическое пособие. Владикавказ, 1996. 45 с.
  116. Я.А. Материнская школа//Избранные пед. соч. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982. T.l. С.201−241.
  117. Я.А. Великая дидактика/Шедагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. С. 11−104.
  118. Кон И. С. Традиционное воспитание детей у народов Сибири. Л.: Наука, 1988. 251 с. I
  119. Н.Н., Бондаренко А. К. Любить труд на родной земле. М.: Просвещение, 1987. 234 с.
  120. Кон И. С. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии. М.: Наука, 1983. 232 с.
  121. М.О. Этнография и история Кавказа. М.: Наука, 1961. 340 с.
  122. П.П. Трудовое воспитание как педагогический процесс. Дисс.. докт.пед.наук. М., 1968. 376 с.
  123. В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса.- М.: Просвещение, 1988. 233 с.
  124. В.М. Введение в педагогику. М., 1999. 438 с.
  125. Я. Педагогическое наследие/Сост. К. П. Чулкова. М.: Педагогика, 1990. 271 с.
  126. В.К. История становления и развития образования и педагогической мысли в Осетии до 1917 года. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1997. 44 с.
  127. В.К. Актуальные вопросы развития образования и педагогической мысли в Осетии: история, теория, практика. Владикавказ, 1996. 248 с.
  128. В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Учебное пособие. Владикавказ, 1996. 180 с.
  129. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985. 431 с.
  130. М.В. Проблема ценностного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской трудовой деятельности. Дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1995. 387 с.
  131. Н.К. Беседа с работниками детских садов братских республик. //Пед. соч. М.: Педагогика, 1978. Т.6. С.19−25.
  132. В.А. Психология: Учебние для пед.училищ. М: Педагогика. 336 с.
  133. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ВНИИ проф.-тех. образования. М.: Высшая школа, 1990. 117 с.
  134. Н.В. Методы системного педагогического исследования: Учебное пособие/Н.В.Кузьмина, Е. А. Григорьева, Б. А. Якунин и др./Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛТУ, 1980. 172 с.
  135. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГПИ, 1967. 183 с.
  136. Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Ленингр. «Знание» РСФСР, 1985. 122 с.
  137. К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. М.: Знание, 1986. 60 с.
  138. Культура и быт народов Северного Кавказа (1917−1967): Сборник статей/Под ред. В. К. Гарданова. М.: Наука, 1968. 348 е., ил.
  139. М.А., Кумахова З. Ю. Язык адыгского фольклора. М., 1985.
  140. Л.П. Предисловие//Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М.: Пресс-сервис, 1997. 441 с.
  141. Куцакова JIB. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М.-ВЛАДОС, 2003. 144 с.
  142. О.В. Использование национального компонента образования в современной практике обучения' и воспитания младших подростков: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1992. 24 с.
  143. Н.Д. Психология труда. М., 1993. 340 с.
  144. A.M. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалья: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994. 209 с.
  145. О.В. Развитие нравственно-волевых качеств старшего дошкольника средствами народной педагогики: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1996. 18 с.
  146. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  147. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. 575 с.
  148. .Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания// Педагогика, 1995. № 1. С.40−44.
  149. .Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. 494 с.
  150. А.С. Методика трудового обучения. М. 1977. 232 с.
  151. А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе: Ир, 1968. 568 с.
  152. А.Х. Общественный строй и быт осетин (XVII-XIX вв.). Орджоникидзе: Ир, 1973. 367 с.
  153. А.С. Некоторые вопросы из моего педагогического опыта// Соч. Т.5. М., 1958. С. 238.
  154. А.С. Лекции о воспитании детей. М., 1990. 218 с.
  155. А.С. Трудовое воспитание. М., 1978. 280 с.
  156. В.Ф. Осетинские этюды. 4.1. М.: тип. Миллера, 1881−1887. 166 е.- ч.2. 301 е.- 4.3.215 с.
  157. В.Ф. Осетино-русско-немецкий словарь. В 3-х т. Т.1. Л.: Изд. АН СССР, 1927.618 с.
  158. О.Ф. Опыт исторического обозрения русской словесности. СПб., 1865.
  159. В.Ф. В горах Осетии. Русская мысль, 1881. С. 9.
  160. А. Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1992. 204 с.
  161. К. Капитал/Маркс К., Энгельс Ф./Соч., 2-е изд. М.: Политиздат, 1960- Т.23. С.188−189.
  162. Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 111 с.
  163. В.Г. Трудовое обучение в 1−3 классах. М.: НИИ школ, 1980. 210 с.
  164. Ш. А. Народная педагогика Дагестана: (Содержание, формы и методы воспитания). Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 123 с.
  165. А.И., Мищенко Л. И., Шиянов Е. Н. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М.: МИГУ, 1991. 291 с.
  166. А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса: Дисс. .докт. пед. наук. М., 1992. 357 с.
  167. С.С. Игра и труд в дошкольном возрасте. М.-Л., 1920.29 с.
  168. А.В. Социализация и смутное время. М., 1991. 71 с.
  169. О.Д. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей //Советская педагогика, 1987. № 1. С.77−79.
  170. Е.А. Подготовка студентов педвуза к исследованию педагогического потенциала среды: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Астрахань, 1997. 21 с.
  171. В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М., 1983. 256 с.
  172. A.M. Труд в жизни детей. М.: Знание, 1976. 95 с.
  173. В.А. Этнопедагогическая подготовка учителя русской национальной школы/Под ред. В. А. Сластенина. М.-Орел, 1998. 178 с.
  174. В.А. Истоки русской народной педагогики. М.-Орел: Mill’У, ОГУ. 1997. 134 с.
  175. A.M. Динамика формирования трудовых умений и навыков. М., 1973. 245 с.
  176. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников/Под ред. С. А. Козловой. М., 2002. 187 с.
  177. Осетинские пословицы и поговорки/Сост. и пер. З. В. Абаева. Цхинвал: Госиздат Юго-Осетии, 1962. 140 е., илл.
  178. Осетинские (дигорские) народные изречения. М.: Наука, 1980. 155 с.
  179. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XHI-XIX вв.). Орджоникидзе: Сев.Осет. кн.изд., 1967. 319 с.
  180. Осетины. Серия «Культурное наследие народов России». М.: ГОЛОС-ПРЕСС, 2005. 480 с.
  181. А.П. Студентам о народной педагогике//Советская педагогика, 1987. № 8. С.91−93.
  182. P.M. Прогрессивные идеи и традиции трудового воспитания в народной педагогике Дагестана: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1972. 18 с.
  183. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 637 с.
  184. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  185. И.Г. О народном образовании и индустрии//Педагогическое наследие/Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1987. С.312−322.
  186. Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа. Дисс.. докт.пед.наук. М., 1996.
  187. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии: В 2-х т. Т.1. Ростов-на-Дону, 1996.
  188. А.В. Способности и труд. М.: Знание, 1996. 79 с.
  189. . Психология интеллекта. /Избранные педагогические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  190. Т.Д. Народная культура. М.: Русский дом, 1994.
  191. К. Народная педагогика и современность: Методические указания/Под ред. Г. С. Ершовой. Ашхабад, 1983. 70 с.
  192. Пир лиев К. Некоторые вопросы этнопедагогики туркменского народа: (Учебное пособие). Ашхабад. 1980. 132 с.
  193. Пир лиев К. Очерки этнопедагогики туркменского народа: (Учебное пособие для студентов вузов и педучилищ). Ашхабад. 1976. 172 с.
  194. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  195. Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья. М., 1884. 24 с.
  196. В.А., Казакевич В. М., Старовский А. Е. Основы методики трудового обучения. М.: Просвещение, 1983. 192 с.
  197. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология. 1−4 классы. 5−11 классы/Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 1996. 224 с.
  198. Психологические основы трудового воспитания школьников. М.: Педагогика. 1988. 163 с.
  199. Р.В. Социально-педагогические условия подготовки студентов педагогических вузов к интернациональному педагогическому воспитанию в школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1991.
  200. Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2001. 2 изд., перераб. М.: Просвещение, 1988. 240 с.
  201. Российская педагогическая энциклопедия (РПЭ)//Под ред. Давыдова Н. С. В 2-х т. Т.1. М., 1993. 608 с. Т.2. М., 1999. 670 с.
  202. C.JI. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  203. C.JI. Проблемы психологии в трудах К.Маркса//Советская психотехника, 1934. № 7. С.20−25.
  204. Ю.А. Методологические и теоретические проблемы изучения народной педагогики (Логико-исторический аспект): Дисс.. канд. пед. наук. М., 1979. 159 с.
  205. С.А. Профессиональная подготовка студентов к руководству трудовыми объединениями школьников//Учитель советской школы: межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1991. С.103−106.
  206. И.Н. Трудовые традиции бурятского народа в нравственном воспитании младших школьников. Дисс.. канд. пед. наук. М., 2001. 156 с.
  207. Э.А., Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию. М: Институт практической психологии, 1996. 342 с.
  208. И. Народное воззрение на учение и воспитание. СПб., 1896.15 с.
  209. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. 150 с.
  210. В.А. Методологическая культура учителя//Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Изд-во «Прометей», 1993. С. 39 -53.
  211. В.А. Перестройка средней и высшей школы научно-педагогическое обеспечение//Теория и практика высшего педагогического образования: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Изд-во «Прометей», 1991. С.16−29.
  212. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. 159 с.
  213. Я.С. Детский и свадебный циклы обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа. М., 1976.
  214. Содержание трудового воспитания школьников/Под ред. А. Я. Журкиной, И. И. Зарецкой. М.: Просвещение, 1989. 144 с.
  215. М.И. Традиции и тенденции развития семейной этнопедагогики украинского народа: Дисс.. докг. пед. наук. М., 1989. 107 с.
  216. И.П. Трудолюбие как нравственное качество личности. Киев, 1987. 103 с.
  217. В. Развитие понятия «культура труда» в советской педагогике//Советская педагогика. 1981. № 3−4. С.45−48.
  218. В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975. 25 с.
  219. .Ш. Особенности подготовки студентов к воспитательной работе в национальной (киргизской) школе: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1987. 271 с.
  220. М.Т. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992. 47 с.
  221. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1975. 178 с.
  222. Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста//Вестник высшей школы, 1986. № 3. 12 с.
  223. Н.Ф. Совершенствование обучения в высшей школе. 1973. № 7. С. 71−82.
  224. С.С. Прогрессивные народные традиции в современной практике воспитания в семье и сельской школе Бурятии: Дисс. .канд. пед. наук. М., 1979 96 с.
  225. М.М. Реализация идей адыгской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М., 1995. 16 с.
  226. Г. У. Использование материалов узбекской народной педагогики при изучении курса педагогики: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ташкент, 1983. 19 с.
  227. B.C. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджоникидзе, 1990.
  228. К.Д. О народности в общественном воспитании. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. М., 1990. С. 41−43.
  229. К.Д. О народности в общественном воспитании//Избр. пед. соч. В 2-х т. T.l. М.: Педагогика, 1974. С. 51−123.
  230. К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// Избр. пед. соч. В 2-х т. T.l. М.: Педагогика, 1974. С. 124−144.
  231. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии//Избр. пед. соч. В 2-х т. T.l. М.: Педагогика, 1974. С.229−547.
  232. А.Х. Традиционный этикет осетин. СПб,. 2003. 227 с.
  233. Я.И. Народная педагогика. Казань, 1966. 126 с.
  234. М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). М.: Прометей, 1999. 227 с.
  235. М.Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальной школы: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. М., 1999. 32 с.
  236. М.Г. Краткий словарь по этнопедагогике и этнопсихологии. Чебоксары., 1996 140 с.
  237. М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов. М.: Народная педагогика, 1994. 110 с.
  238. М.Г. Этнопедагогические классы в профессионально-педагогической ориентации старших школьников (на материале Чувашской республики): Дисс. .канд. пед. наук. М., 1993. 223 с.
  239. Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. М., 1993. 132 с.
  240. К.Л. Собр. соч., М., 1960.
  241. Н.Д. Теоретические основы формирования подготовки учителей: Дисс. .докт. пед. наук. Алма-Ата, 1986. 376 с.
  242. Л.П. Понятия и типы ценностных ориентаций: Дисс. .канд. филос. наук. М., 1976. 167 с.
  243. З.Б. Этнопедагогическая афористика. М.: Магистр, 1997. 222с.
  244. З.Б. Этнопедагогический диалог культур. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2001. 196 с.
  245. В.В. Психология трудового обучения. М.: Высшая школа, 1983. 238 с.
  246. И.Д. Трудовое воспитание школьников. М.: Просвещение, 1981. 191 с.
  247. Я.В. Лекции по исторической этнологии: Уч. пособие. М., 1998.
  248. В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Авт. дис. докт. пед. наук. М., 1997. 36 с.
  249. С.Т. Деревенские дети и работа с ними//Избр. пед. соч. В 2-х т. Т.2. М.: Педагогика, 1980. С. 86−121.
  250. Е.Н., Котова И. Б. Педагог: профессия и личность. Ростов-на-Дону, 1997.
  251. Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: Дис. докт. пед. наук. М., 1991. 400 с.
  252. И.А. Адыгская народная педагогика: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Майкоп, 1994. 57 с.
  253. О. Закат Европы. М.-ПГ., 1923.
  254. ШпетГ. Введение в этническую психологию. М., 1927.
  255. Д.Б. Психология игры. М., Педагогика, 1978.
  256. Ф. Диалектика природы/Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. М.: Политиздат, 1960. С. 339.168
Заполнить форму текущей работой