Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Традиция как действительность культуры: На материале мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ориентация на традиционную этнокулыуру, и, в частности, на фольклор, как наиболее яркое ее проявление — весьма заметная тенденция современного социокультурного процесса. В культуре разных народов прослеживаются два глобальных разнонаправленных вектора. Один из них определяет формирование неких единых эталонов универсальной наднациональной культуры, как бы обращенной ко всему миру и представляющей… Читать ещё >

Содержание

  • 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАДИЦИИ
    • 1. 1. Традиция как теоретическая проблема
    • 1. 2. Традиция как проблема музыкального фольклора
    • 1. 3. Традиция как проблема детского музыкального фольклора
  • 2. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ И ДИНАМИКА В СОВРЕМЕННОМ БЫТОВАНИИ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА НА ТЕРРИТОРИИ МОРДОВИИ)
    • 2. 1. Исторический аспект изучения мокшанского и эрзянского детского музыкально-поэтического фольклора
    • 2. 2. Современные формы бытования мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора
    • 2. 3. Гетерогенность и разностадиальность детского музыкального фольклора в процессе его ассимиляции

Традиция как действительность культуры: На материале мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Неверно полагать, что менталитет российского человека зависит только от традиций государства и от рыночной идеологии. Такая зависимость существует, но вместе с тем современный человек находится под могучим воздействием ценностей ушедших эпох, которые живут в нас как отголоски прошлого и, возможно, передаются не только с культурной, но и с генетической информацией. Именно с этими «архетипами души» (Ю.М.Лотман) связано современное стремление возвращения к национальным корням культуры, желание глубже изучить традиции предков.

В русле этого интереса определяется многоаспектный научный подход к проблемам развития традиций, их трансформации и современного модифицирования. Эта проблема имеет выходы в различные области науки: философию культуры, психологию, этнографию, фольклористику и т. д. И лишь культурологии подвластен тип междисциплинарного синтеза с огромными эвристическими возможностями.

Сегодня предпринимаются попытки переосмысления ценностного потенциала традиции: либо «поддержание и строительство традиции» (Г.Н.Крупнин), либо расширение границ ее понимания, вплоть до стирания доверия к ней, выработанного условием времени.

При этом следует заметить, что произошедшие на современном этапе радикальные изменения в культурном социуме привели к ряду деформаций в оценке нравственно-культурных ценностей и процессов преемственного воспроизводства традиций культуры. Сегодня заметна и динамика «вживления» традиции в современную городскую среду, усиление движения по возрождению подлинных образцов народного творчества, в том числе и музыкального, в современный социокультурный контекст.

Выбор темы продиктован и объективными процессами возрождения этнической культуры мордвы, в которой одно из важнейших мест занимает музыкальное творчество. Тем не менее специальных работ, посвященных традициям детского музыкального фольклора эрзи и мокши, пока нет. Автор записала и обработала более 250 образцов детского музыкального фольклора в мокшанских и эрзянских селах Республики Мордовия, определила качественный и количественный коэффициенты их бытования в современных условиях, выявила сохранность в устной традиции их передачи.

Отметим также, что процесс гуманизации и гуманитаризации высшей школы позволяет сегодня рассматривать традицию как одну из наиболее продуктивных форм передачи и освоения художественного наследия и нравственно-эстетического опыта народа. Поэтому актуальным становится введение в систему школьного и высшего педагогического образования национально-регионального компонента, детерминируя пути исследования местных традиций с целью практического использования их результатов в учебно-образовательном пространстве «школа — вуз». При этом следует отметить, что необходима целенаправленная работа по выявлению как внутренних потенций традиции, так и закономерностей функционирования ее в конкретных условиях.

Состояние теоретической разработки проблемы. Специфика традиционности в детском музыкальном фольклоре мокши и эрзи определяет характер ее теоретической проработки. Ограниченное число работ, непосредственно посвященных интересующей нас теме, не свидетельствует об отсутствии внимания к ней среди фольклористов, музыковедов и литературоведов. Тем не менее предметом их исследования становятся лишь отдельные стороны этого явления. Поэтому поиск адекватного контекста, языка и масштаба нашего исследования и, соответственно, теоретических проработок представляет не меньшую проблему, чем анализ эмпирического материала.

Можно выделить два достаточно самостоятельных «круга» литературы, которые затрагивают проблемы традиции как действительности культуры. Количество составляющих их работ быстро растет в 90-е годы, по мере возрастания интереса к возрождению культурных традиций этносов и субэтносов.

Первый «круг» публикаций составляют работы, посвященные проблемному полю традиции. Здесь прежде всего необходимо выделить исследования западных философов (Д.Гулд, Р. Зиманда, В. Колб, А. Кребера, К. Клукхона, М. Радина, Е. Шацкого), а также отечественных ученых (С.А.Арутюнова, Э. А. Баллера, В. Б. Власовой, Э. С. Маркаряна, О. А. Осиповой, А. И. Першица, В. Д. Плахова, Г. А. Праздникова, Н. С. Сарсенбаева, Э. В. Соколова, А. Г. Спиркина, И. В. Суханова, П. Д. Тищенко, К. В. Чистова, Н. Г. Шахназаровой и др.). В основном их подходы связаны с традицией, выделением ее структурных характеристик, места и роли в обществе.

Наиболее представительны в ряду конкретно научных подходов психолого-педагогические исследования роли и значения традиции в процессе воспитания и образования. В данном массиве литературы представлен значительный потенциал методологических обобщений (вместе с обширным эмпирическим материалом), включая феноменологические описания и наблюдения, которые представляют интерес для исследования традиции в различных концептуальных планах. Выделим работы М. И. Лисиной, В. С. Мухиной, Л. Ф. Обуховой, М. В. Осориной, А. Я. Пономарева. Методологически обобщающая исследования детского творчества «Психология игры» Д. Б. Эльконина подводит определенный итог и может быть названа энциклопедией традиционно психологического исследования детского возраста. Но данная работа основана на гносеологиза-ции предмета исследования, что обусловливает внегерменевтичность подхода. Проблемы соотношения традиций различных уровней поднимаются и решаются К. Т. Добровольским, А. Кребером, К. Клукхоном, Р. Г. Лоуи, Э. С. Маркаряном, М. Радиным, Т. де Леув и др. (расширительный уровень) — И. В. Сухановым, Д. К. Угриновичем (ограничительно узкий) — В. Б. Власовой, Т. А. Колевой, К. В. Чистовым (социально стереотипизированный) — И. И. Земцовским, З. Лисса (интегративный).

Исследование детской музыкальной фольклорной традиции тяготеет к описанию предметной содержательности вовлеченных в творческое действие процессов. Поэтому эмпирический материал структуируется на основании предметных парадигм. Традиционные действа включаются в социокультурные контексты не своим содержанием, а способами своего бытия, поэтому некоторые формальные исследования, например, структурно-ритмического анализа или типология отдельного жанра, предстает весьма продуктивным и позволяет систематизировать результаты конкретных кросскультурных исследований детских песен.

Второй «круг» литературы составляют работы по проблемам собственно музыкального фольклора. Это фундаментальные работы искусствоведов Б. В. Асафьева, И. И. Земцовского, Н. Г. Шахназаровой и др.

Основное внимание в них уделяется методологическому обоснованию детского музыкального фольклора, традициям и новациям, их бытованию. Особый интерес представляют исследования базовых моделей (вариативности, импровизации, гетерогенности, ассимиляции) (М.Ю.Новицкая).

Необходимо выделить работы мордовских фольклористов, которые для теоретической проработки привлекали разносторонние аспекты детского мордовского фольклора: сказки — Л. С. Кавтаськин, А. И. Маскаев, К. Т. Самородов, А. Д. Шуляевпесни (поэтические тексты) — М. Е. Евсевьев, Л. С. Кавтаськин, Б. Б. Карсаевский, П. С. Кириллов, П.И.Мельников-Печерский, Х. Паасонен, К. Т. Самородов, Э. Н. Таракина, И. Г. Черапкин, А. Ф. Юртовпесни (музыкальные тексты) — Н. И. Бояркин, Л. Б. Бояркина, А. О. Вяйсянен, Л. П. Кирюков, Р. Лах, Т. И. Одинокова, Г. И.Сураев-Королев, А. А. Шахматовсюжетные игрыЭ.Н.Таракинатеатральных действ мордвы — В.С.БрыжинскийтанцаА.Г.Бурнаевмифов — Т. П. Девяткина, М. И. Каргина, Н. Г. Юрченкова.

В данных работах понимание традиции рассматривается в проекциях методологии, гносеологии, смысла, рациональности, диалектики, эстетики и т. д.

Самым существенным для данного исследования становятся работы, посвященные непосредственно детской музыкальной традиции в пространстве мордовской культуры, двух ее этносов — мокши и эрзи. Наиболее показательны в этом смысле работы Н. И. Бояркина, В. С. Брыжинского, Н. Ф. Мокшина, Т. И. Одиноковой, Г. И.Сураева-Королева. В них содержится значительный потенциал теоретических концептуализаций и эмпирических наблюдений, но сама проблема детского музыкального фольклора как традиции конкретных этносов (мокши и эрзи) остается в них на периферии внимания.

Целью диссертационного исследования является изучение культурологических оснований мордовского детского музыкального фольклора в контексте традиций и современного культуротворчества. Это и определило ряд конкретных задач:

— определить теоретические параметры традиции и обосновать главные тенденции развития музыкально-фольклорных традиций в современной Мордовии;

— осуществить сбор репрезентативных данных по исследуемой проблеме, определить жанрово-тематическую специфику и характерные формы проявления детских музыкально-фольклорных традиций в контексте культуры;

— исследовать историографию мордовского детского фольклора, изучить закономерности бытования мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора на территории Мордовии, дать комплексную классификацию образцов детского музыкального фольклора по жанрово-тематическому принципу, возрастной соотнесенности и по функциональной направленности;

— выявить специфические особенности преемственности современных форм бытования эрзянских и мокшанских детских музыкально-фольклорных произведений.

Методологической базой диссертации послужили специальные работы по проблемам традициеведения. Среди них — труды А. К. Алиева, Э. А. Баллера, В. И. Брудного, В. Б. Власовой, Ю. Левады, В. Колеватова, Э. С. Маркаряна, А. И. Першица, В. Д. Плахова, Г. А. Праздникова, Э. В. Соколова, А. Г. Спиркина, И. В. Суханова, Е. Шацких и др. Интеграционный характер исследования обусловил необходимость использования работ по смежным гуманитарным областям научного знания: культурологии, искусствоведения, психологии, этнографии (Г.С.Виноградов, Н. И. Воронина, И. И. Земцовский, Ю. М. Лотман, М. И. Лисина, М. В. Осорина, О. И. Капица и др.).

В диссертации использованы различные методы — как традиционные для культурологических исследований, так и нетрадиционные, что обусловлено спецификой данной работы. Среди них:

— историко-критический анализ источников, характеризующих процессы развития традиции как в теории, так и в реалиях;

— метод концептуальной интерпретации разнородных факторов традиционности, раскрывающих особенности современного ее бытования в конкретных условиях;

— метод интеграции знаний о закономерностях функционирования традиций в субэтнической среде;

— в диссертации прослеживается генезис идей в области музыкальной этнофольклористики, становления ее истории, теории и практики как объекта комплексного исследования.

Новизна исследования определяется:

— самим обращением к материалу мордовского детского музыкального фольклора как реалии действительности в культурологическом контексте, а также конкретностью материала исследования: в научный обиход вводятся ранее не публиковавшиеся музыкальные источники, репрезентирующие песенную традицию мордвы (около 250 музыкальных образцов);

— впервые теоретические проблемы детского музыкального фольклора мордвы, его функционирования в пространстве республики Мордовия, возможные пути и формы фиксации и передачи следующим поколениям становятся предметом специального исследования, проводимого с использованием современных данных культурологии, социологии, этнологии, психологии, эстетики и музыковедения;

— впервые всесторонне анализируются структура и функции детской музыкальной традиции как целостной системы в социальном бытовании этнической культуры;

— в аспекте исследуемой проблемы и с учетом многообразных коммуникативных факторов впервые исследуются вопросы психологии музыкального творчества, исполнения и восприятия детей;

— новым для прикладной культурологии является системный подход к осмыслению роли участников процесса бытования детского музыкально-фольклорного творчества мордвы (исполнителя, слушателя, собирателя, музыковеда — критика и т. д.);

— новой является и типология бытования мокша-эрзянского детского музыкального фольклора на территории Мордовии, представленная на основе собранных образцов творчества взрослых и детей;

— выделена гетерогенность, разностадиальность в процессе ассимиляции детского музыкального фольклора.

Практическая ценность исследования.

Актуальность темы

исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации не только в общих и специальных курсах культурологии, фольклористики и музыковедения, но и в школьных программах «Музыка в школе», «Мировая художественная культура», «Фольклор» как национально-региональный компонент и в практике работы детских дошкольных учреждений.

Апробация работы. Основные идеи диссертации были доложены на XXX, XXXI, XXXII научно-практических конференциях преподавателей и студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева (1995;1998), на региональной научно-практической конференции «Инновационные подходы в системе общего и специального музыкального образования» (Саранск, 1996), обсуждены на всероссийских конференциях: «История, образование и культура народов Среднего Поволжья» (Саранск, 1997), «Актуальные проблемы образования учащихся начальных классов» (Саранск, 1998).

По теме диссертации опубликовано 5 работ.

Результаты исследования внедрены в учебный процесс МГПИ им. М. Е. Евсевьева в курсах «Мордовский детский музыкальный фольклор», «Музыкальная этнография».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящее время все более широкими кругами общественности осознается значение национальных ценностей. Это находит выражение в возрождении традиционной культуры, что проявляется, во-первых, посредством продолжения и совершенствования ее давних традицийво-вторых, через обновление или вторичное воссоздание ее форм.

Ориентация на традиционную этнокулыуру, и, в частности, на фольклор, как наиболее яркое ее проявление — весьма заметная тенденция современного социокультурного процесса. В культуре разных народов прослеживаются два глобальных разнонаправленных вектора. Один из них определяет формирование неких единых эталонов универсальной наднациональной культуры, как бы обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы, близкие всему человечеству (или значительной его части). Другой вектор связан с не менее интенсивными процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В них реализуется потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укоренённости на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, в идентификации своей судьбы с этой землей, ее прошлым, настоящим, будущим. Стремление к созданию и поддержанию своего этнического имиджа характерно и для мордовского народа. В связи с этим изучение мокшанского и эрзянского детского музыкального фольклора становится особенно актуальным.

На наш взгляд, введение национально-регионального компонента в образовательное пространство представляется чрезвычайно актуальной и необходимой задачей, решение которой будет способствовать повышению уровня художественно-эстетического воспитания и образования личности, окажет позитивное влияние на весь процесс гуманизации и гуманитаризации образования. Близкое знакомство с культурными ценностями «малой родины» должно стать также приоритетным направлением в общекультурной, педагогической, творческой и, в целом, профессиональной подготовке специалистов.

Изучение фольклорных традиций национальной культуры, неотъемлемой частью которых является музыкальная художественно-образная сфера народного творчества, должно стать одним из приоритетных компонентов в содержании обучения, на основе которого происходит процесс общекультурного развития человека, становление его мировоззрения. В этом аспекте должен быть рассмотрен и феномен детского музыкального фольклора. Он представляет собой относительно самостоятельную и в то же время теснейшими узами связанную с традиционной культурой взрослых систему жанров, которая осуществляет диахронную передачу богатств национального фольклора от поколения к поколению. В историко-генетическом смысле детский музыкальный фольклор во всей многоликой совокупности своих жанров предстает как одна из конкретных форм непрерывного процесса социализации каждого нового поколения, осваивающего художественную специфику и элементы традиционных жанров фольклора предшествующих поколений, своеобразно трансформируя их и переплавляя в жанровые образования, отвечающие возрастным особенностям и социальным потребностям формирующейся личности.

Взаимодействие жанров в системе музыкальной традиции привело к формированию определенного состава произведений, эстетически актуального для достаточно длительного периода детства. Многовековая история развития обусловила необычайную гибкость художественной структуры произведений, адекватно отвечающей особенностям детского восприятия, непосредственно отражающей в себе черты детского миропонимания, речи, особенностей детской игры, а потому вызывающей сильный эмоциональный эффект, что в свою очередь способствует дальнейшему развитию восприятия.

Ритмико-интонационный, звуковой, предметно-содержательный, сю-жетно-композиционный уровни произведений детского музыкального фольклора создают необычайно красочный, динамичный, зримый художественный образ огромного и привлекательного для ребенка мира радостного труда, веселья без ханжества, доброты без сентиментальности. Этот художественный образ вызывает у ребенка радостное эмоциональное состояние. «Народ-педагог» с чуткостью истинной любви к детям воплотил в этих произведениях одно из важнейших положений научной психологии о необходимости создания и поддержания в ребенке такого эмоционального состояния для полноценного физического и душевного здоровья. Именно потому, что произведения детского музыкального фольклора ориентированы на самый нежный возраст, в них господствует стихия радостного шумного движения, сказочности и в то же время певучести в мелодике.

Музыкальные особенности детского музыкального фольклора способствуют становлению и развитию художественного мышления в детстве. Совершенство ритмико-интонационной, звуковой организации произведений обуславливает развитие эстетического восприятия от недифференцированного наслаждения ритмом до сопряжения этого первого уровня образности с уровнями предметно-представимого художественного пространства и идейно-этических ценностей. Способы миропонимания, отраженные в композиционном ритме, развиваются от представления о рядоположности явлений художественной действительности через кумулятивную структуру интонационно-мелодического строя.

Структура комического в произведениях детского музыкального фольклора достаточно емкая. Она стимулирует недифференцированное веселое состояние, возбуждаемое ритмико-интонационным богатством и насыщенностью движением.

Богатство сюжетно-тематического состава жанров прибаутки, стихотворной сказочки, детской песни и приговора, совершенство произведений способствуют тому, что они, помимо их самостоятельной функции в системе жанров детского фольклора, содействуют развитию жанра колыбельной песни, потешек, считалок, дразнилок. В зависимости от жанровой специализации музыкального текста в нем происходят соответствующие изменения и актуализация определенных сторон художественной организации. Интонационно-синтаксическая монотония, спокойная инструментовка гласных, многократность клаузул используется в колыбельных песняхколыбельная попевка специально подчеркивает и оттеняет эти особенности. Двухударная структура стиха хорошо трансформируется в скандирование считалкимужские и женские парные рифмы удачно выполняют прикладную функцию распределения ролей.

Критерием для разграничения жанров служит в конечном счете их функция, назначение в жизни ребенка, актуализирующее те или иные особенности художественной структуры произведений. Одни из них получают устойчивую стилистическую окраску и функциональное закрепление в жанре сказочных ингредиентов, прибауток, другие пополняют состав колыбельных песен и выполняют роль, равноценную, по существу, функции вечерних сказок и чтения на ночь. Третьи уходят в жанр считалки, дразнилки. Многие же исполняются детям и детьми вне особой игровой или бытовой функции, исключительно как доставляющие им радость приобщения к культуре художественно организованного мелоса и слова, то есть в собственно эстетической функции.

Музыкальные особенности произведений фольклора, впрочем как и поэтические, подготавливают способность восприятия произведений в его эстетическом обобщении жизни на уровне представлений, доступных жизненному опыту растущего ребенка. Ряд жанров благодаря своим эстетическим принципам осуществляет переход к художественным произведениям: это прибаутки, сказочки с песенными ингредиентами, кумулятивные песни. Анализ показал закономерное расширение предметно-пространственного мира, нарастание музыкального начала, которое происходит в музыкальных жанрах мордовского детского музыкального фольклора.

Детский музыкальный фольклор является необходимой ступенью органичного приобщения ребенка к богатствам национальной культуры, освоения им устно-поэтического наследия и включения в традиционный процесс развития фольклора. Это выработанная веками гибкая система формирования художественного мышления ребенка и одновременно тонкая педагогическая система передачи народных этических норм.

Перечисленные факторы обусловили чрезвычайно важную роль идейно-эстетических традиций музыкального детского фольклора в возникновении и развитии профессиональных произведений для самых маленьких. Найденные необычайной народной чуткостью к эстетическим запросам и вкусам ребенка особенности произведений фольклора были творчески использованы композиторами Мордовии. Уже сейчас можно сказать, что были восприняты основные художественные принципы, точно отвечающие возрастным особенностям маленького слушателя: радостное, детски-сказочное олицетворение реального мира и сам круг привлекательных для ребенка жанровотсюда — особая эмоциональная тональность произведений, позволяющая играть оттенками олицетворения, допускающего и даже предполагающего возможности многоплановой трактовки содержания. Полиметрия, звучность парной и многократной рифмы, веселое нагромождение и динамичность событий, цитирование знакомых народных мелодий, организация многих сюжетных эпизодов по принципу кумуляции привлекают внимание ребенка, запоминаются естественно и надолго, а вместе с этим входят в сознание простые и вечно мудрые истины человеческого бытия. Мир празднично-радостного одухотворенного труда, деятельного дружелюбия, ликующего веселья и нежности без сентиментальности озвучивается ежедневно практически в каждой семье через песню на своем родном языке. Каждый вечер звучит преображенная, впитавшая силу национального духа мелодия песни, а через нее дети приобщаются к традициям своих предков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А, сезяка, сезяка, мекс полынеть кувака? / Сост. Э. Н. Таракина. Саранск, 1993.24 с.
  2. Э.Г. У истоков культурной традиции. Ташкент, 1988. 127 с.
  3. .Т. Понятие традиции в герменевтике и философии науки // Вестн. С-Петербург. ун-та. Сер.6, Философия, политология, социология, психология, право. 1996. Вып.2. С. 3−8.
  4. Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни / ВНИИ искусствознания. М., 1988. 236 с.
  5. Т.М. Песенные традиции Поволжья. М., 1991. 270 с.
  6. В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М., 1996. 406 с.
  7. В.П. Пути и путы фольклористики в XX веке // Филологические науки. 1998. № 12. С. 3−13.
  8. С.А. Обычай, ритуал, традиция // Сов. этнография. 1981. № 2. С. 97−99.
  9. С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса // Сов. этнография. 1982. № 1. С. 8−21.
  10. Ю.Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973. 144 с. 11 .Асафьев Б. В. Композитор-имя ему народ // Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л., 1980. С. 139−145.
  11. .В. О народной музыке / Сост. И. И. Земцовский, А. Б. Кунанбаева. Л., 1987. 248 с.
  12. .В. О русском музыкальном фольклоре как народном музыкальном творчестве в музыкальной культуре нашей действительности // Избранные труды: В 5 т. Т. 4. М, 1955. С. 22−24.
  13. .В. Русская народная песня и ее место в школьном музыкальном воспитании и образовании // Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. М., 1980. С. 167−179.
  14. В.А. Этнографический очерк мордвы-мокши // Памятная книжка Симбирск, губ. на 1869 г. Симбирск, 1870. С. 85−107.
  15. В.Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) / РАН, Ин-т философии. М., 1996. 70 с.
  16. А.К. Ритуал: Между биологическим и социальным // Фольклор и этнографическая действи-тельность. СПб., 1992. С. 18−28.
  17. JI.H. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе // Начальная школа. 1991. № 8. С. 48−51.
  18. И.А. Нация и традиция // Ной. 1994. № 8. С. 9−18.
  19. И.А. Традиция и коммуникация // Философские проблемы культуры. Тбилиси, 1980. С. 66−84.
  20. Баткин JIM. Макьявелли об индивиде как субъекте исторического действия // Идеи Возрождения и философия Нового времени. М., 1986. С. 178−199.
  21. А. Пути культуры // Вопр. философии. 1990. № 11. С. 91−100.
  22. Т.А. Новые перспективы в познании и изучении традиционной народной культуры. Киев, 1992. 121 с.
  23. Бим-Бад Б. М. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1.С. 3−8.
  24. П.Г. К вопросу о сравнительном изучении народного словесного, изобразительного и хореографического искусства у славян // Вопросы теории народного искусства. М., 1971. С. 401−408.
  25. П.Г. Традиция и импровизация в народном творчестве // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного творчества. М., 1971. С. 393−400.
  26. П.Г. Фольклор как особая форма творчества // Богатырев П. Г. Вопросы теории народного творчества. М., 1971. С. 369−383.
  27. Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. Саранск. 1983. 181 с.
  28. Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья: (жанры, функции, музыкально-стилевые особенности) // Современное песенное искусство мордвы. Саранск, 1984. С. 78−110.
  29. Ю.В. Этнографические аспекты изучения человека // Вопр. философии. 1983. № 12. С. 113−115.
  30. Л.П. Духовность, художественное творчество, нравственность // Вопр. философии. 1996. № 2. С. 3−40.
  31. Вейке, кавто, колмо. ! Сост. А. Г. Борисов. Саранск, 1970. 16 с.
  32. О., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. Село Плехово (Курская область): Обучение основам музыкальной традиции. М., 1992. 126 с.
  33. Г. С. Детский народный календарь. (Из очерков по детской этнографии) // Сибирская живая старина. 1924. Вып. 2. С. 55−86.
  34. Г. С. Детский фольклор. Публикация А. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. Л., 1978. С. 158−188.
  35. Л.И., Толстая С. М. Ритуальные приглашения мифологических персонажей на рождественский ужин: Формула и обряд // Структура малых жанров фольклора. М., 1991. 87 с.
  36. В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Сов. этнография. 1981. № 2. С. 112−114.
  37. В.Б. Традиция как социально-философская категория // Философия науки. М&bdquo- 1980. № 4. С. 30−39.
  38. Т.Н. Этнопедагогизация современного воспитания // Мир образования. 1997. № 2. С.66−71.
  39. Т.Н. Энопедагогические проблемы современного образования и воспитания: теория и практика // Вестник Рос. гуманит. науч. фонда. 1997. № 4. С. 235−245.
  40. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.- Л., 1930. 80 с.
  41. Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6. С. 62−76.
  42. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики // Пер. с нем. Х.-Г. Гадамера. М., 1988. 699 с.
  43. В. Шаги за горизонт. М., 1987. 238 с.
  44. О.В. Проблемы постиндустриальной модернизации России: роль традиций // Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения. М., 1995. С. 126−129.
  45. О.Н., Осорина М. В. Современная фольклорная проза детей // Русский фольклор. Т 20. Фольклор и историческая действительность. JL, 1981. С. 96−106.
  46. С.К. Особенности мордовского национального самосознания // Сов. этнография. 1990. № 4. С. 125.
  47. В.Е. О специфике восприятия фольклора: (К проблеме синестезии в искусстве) // Творческий процесс и художественное восприятие. Д., 1978. С. 85 125.
  48. В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки). СПб., 1993. 110 с.
  49. В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. 319 с.
  50. Л.В. Традиция как специфический способ социального наследования // Сов. этнография. 1981. № 3. С. 48−50.
  51. Н.П. Традиции и формирование личности. Минск., 1979. 136 с.
  52. Детский быт и фольклор: Сб. ст. / Под ред. О.И.Капицы- Предисл. С. Ф. Ольденбурга. Л., 1930. 70 с.
  53. М.С. Традиция и традиции, (нац. муз., нац. школа) // Друскин М. С. Очерки. Статьи. Заметки. М., 1987. С. 198−210.
  54. М.Е. Избранные труды: В 5 т. Т. 2. Саранск, 1963. 528 с.
  55. В.А. О соотношении понятий «традиция» и «обычай» // Пробуждающееся сознание. Барнаул, 1995. С. 26−31.
  56. .С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982. 280 с.
  57. В.И. Заговорные колыбельные песни // Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. С. 29−34.
  58. А.Ф. Традиция в условиях современного мира // Социальное познание: традиции и современность. Калинин, 1987. С. 14−17.
  59. Идень ефкст / Сост. М.Бабина. Саранск, 1941. 24 с.
  60. П.П., Закович Н. М. Советская гражданская обрядность. М., 1967. 256 с.
  61. О.И. Детский фольклор. Л., 1928. 222 с.
  62. A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества. М., 1993. 195 с.
  63. И., Чувашев М. Мордовские (эрзянские) причитания. М., 1979. 98 с.
  64. JI.П. Мокша-мордовские песни: Этнографический сб. / Предисл.
  65. A.Эльдештейна. М., 1935. 27 с.
  66. Л.П. Мокшэрзянь морот. М., 1929, 88 с.
  67. Е. Свобода это выбор // Мир образования. 1996. № 1. С. 42−43.
  68. Т.А. О некоторых вопросах развития обычаев // Сов. этнография. 1969. № 1. С. 68−78.
  69. В.А. Социальная память и познание. М., 1984. 190 с.
  70. И.В. Роль народной праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности: (опыт применения культурно-исторического подхода): Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1995. 16 с.
  71. Кон И.С. К этнографическому изучению мира детства. (Проблемы методологии) // Сов. педагогика. 1981. № 9. С. 44−48.
  72. Кон И. С. Этнография детства. (Проблемы методологии) // Сов. этнография. 1981. № 5. С. 3−14.
  73. .Я. Проблемы исполнительского искусства в современной фольклористике // Актуальные проблемы современной фольклористики /Сост.
  74. B.Е.Гусев. Л., 1980. С. 187−189.
  75. Н.В. Акмеология в горизонте культурной традиции // Акмеоло-гия: организационная, управленческая, личностная. Саратов, 1996. С. 72−74.
  76. Н. Как мы можем изменить культурные ценности образования // Народное образование. 1997. № 9. С. 20−24.
  77. А.Б. Феномен музыкальной эпической традиции в казахском фольклоре // Artes populares. Вып. 14. Budapest, 1985. 252 с.
  78. Культура, культурология и образование: (мат. «круглого стола») // Вопр. философии. 1997. № 2. С. 3−56.
  79. Культурное наследие народов Востока и современная идеологическая борьба-методологические и дискуссионные вопросы. М., 1987. 272 с.
  80. JI.JI. Музыкальный фольклор в народной и современной педагогике // Дети и народные традиции. Материалы V Виноградовский чтений: В 2 ч. Челябинск, 1991. Ч. 2. С. 291−294.
  81. Ю.А. Традиция // Философская энциклопедия: В 5 т. Т. 5. М., 1970. С. 253.
  82. В.А. Проблемы развития психики. 4-е изд. М., 1984. 583 с.
  83. Леув.Т.де. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. М., 1973. С. 35−42.
  84. И.М. Кукольные игры в свадьбу и метище // Крестьянское искусство СССР. Л., 1928. С. 201−234.
  85. М.И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М., 1980. С. 3−32.
  86. Лисса 3. Традиция и новаторство в музыке // Музыкальные культуры народов: традиции и современность. М., 1973. С. 42−51.
  87. Э.С. К вопросу о детском фольклоре // Русский фольклор. Материалы и исследования: Т 3. М.- Л., 1958. С. 92−102.
  88. Э.С. Песенные жанры русского детского фольклора // Сов. этнография. 1972. № 1. С. 58−67.
  89. С.М. Школьный (подростковый) фольклор и его формы // Обряды и верования народов Карелии: Человек и его жизненный цикл / РАН, Карел, науч. цнтр. Петрозаводск, 1994. С. 64−81.
  90. Ю.М. Проблема «обучения культуре» как её типологическая характеристика // Тр. по знаковым системам. Т.5. Тарту, 1971. С. 167−177.
  91. Т., Земцовский И. И. Внимание исполнительству в фольклоре! // Сов. музыка. 1973. № 3. С. 95−99.
  92. Э.С. Глобальное моделирование, интеграция наук и системный подход // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. М&bdquo- 1980. С. 135−154.
  93. Э.С. Интегративные тенденции во взаимодействии общественных наук. Ереван, 1977. 137 с.
  94. Э.С. Теория культуры и современная наука: (Логико-методол. анализ). М., 1983.284 с.
  95. Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Сов. этнография. 1981. № 2. С. 78−96.
  96. А.И. Мордовская народная сказка. Саранск, 1947. 185 с.
  97. М.Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1971. 218 с.
  98. П.И. /Андрей Печерский/ Очерки мордвы. Саранск, 1981. 133 с.
  99. А.И. К вопросу об изучении народно-песенного исполнительства // Методы изучения фольклора. Л., 1983. С. 96−103.
  100. Мокшень евкст / Сост. А. Маскаев, С.Потапкин. Саранск, 1940. 168 с.
  101. Мокшень евкст/Сост. К. Т. Самородов. Саранск, 1964. 60 с.
  102. Мокшонь моронза / Сост. Б.Карсаевский. М., 1928. 172 с.
  103. Мордовские народные песни / Сост. Г. И.Сураев-Королев, Л.С.Кавта-ськин- Ред. В. М. Беляев. М., 1957. 164 с.
  104. Мордовский этнографический сборник / Сост. А. А. Шахматов. СПб., 1910. 848 с.
  105. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре: В 10 вып. Вып. I. Младенчество. Детство / Под ред. В. П. Аникина, В. Е. Гусева, Н. И. Толстого. М., 1991. 589 с.
  106. Музыкальные культуры народов: традиции и современность. М., 1973. 376 с.
  107. Е. Историческое развитие народно-песенной традиции в аспекте фольклорного мышления // Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования: Сб. ст. Киев, 1989. С. 105−121.
  108. В.В. Национальные и международные программы изучения детской жизни и современные авторские школы // Дети и народные традиции. Материалы V Виноградовских чтений. В 2 ч. Ч 2. Челябинск, 1991. С. 171−174.
  109. Г. М. Русское народное детское музыкальное творчество // Дождик, дождик, перестань! М., 1988. С. 3−16.
  110. Г. М. Русские народные сказки, скороговорки и загадки с напевами. М., 1977. 104 с.
  111. Г. М. Фольклорная азбука. М., 1996.134 с.
  112. М.Ю. Явление прозопопеи в поэзии пестования и её роль в становлении художественного сознания ребенка // Полифункциональность фольклора: Сб. науч. тр. Новосибирск, 1983. С. 105−117.
  113. Образцы мордовской народной словесности: В 2 вып. Казань, 1882−1883. Вып 1−2.
  114. Обычай // Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 2 / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.- Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1994. С. 740.
  115. Обычай // Словарь русского языка: в 4 т. Т. 2. Под ред. А. П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М., 1982. С. 581.
  116. Обычай // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 82 т. Т. 42. М., 1992. С. 643−644.
  117. В. Окна в мир ребенка: руководство по детской психотерапии: Пер. с англ. / Под ред. Ф. Б. Березина, Е. А. Спиркиной, Е. Д. Соколовой. М., 1997. 336 с.
  118. O.A. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985. 129 с.
  119. Осорина M.B. Leea Virtanen. Childrens lore // Сов. этнография. 1979. № 5. С. 175−177.
  120. М.В. О некоторых традиционных формах коммуникативного поведения детей // Этнические стереотипы поведения. JL, 1985. С. 47−64.
  121. М.В. Современный детский фольклор как предмет междисциплинарных исследований (К проблеме этнографии детства) // Сов. этнография.1983. № 3. С. 34−45.
  122. От осени до осени. Хрестоматия фольклорно-этнографических материалов. М., 1994. 128 с.
  123. JI. Фольклор для маленьких // Дошк. воспитание. 1990. № 4. С. 43−48- 1991. № 2. С. 41−49.
  124. В.И. Музыкальная психология. М., 1997. 384 с.
  125. В.И. Музыкальная психотерапия. М., 1997. 164 с.
  126. В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М., 1982. 220 с.
  127. По заветам старины: Материалы традиционной народной культуры Во-жегодского края. М., 1997. 178 с.
  128. М. Личностное знание: На пути к посткритической философии. М., 1985. 343 с.
  129. Г. А. Традиция как диалог культур // Сов. этнография. 1981. № 3. С. 54−56.
  130. В .Я. Фольклор и действительность: Избр. Ст. М., 1976. 325 с.
  131. .Н. Фольклор и народная культура / РАН. СПб., 1994. 239 с.
  132. .Н. Эпос и обряд // Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974. С. 76−81.
  133. В.А. Материнство и культурно-исторические традиции // Социально-философские проблемы современности. Ростов-на-Дону, 1995. С. 30−39.
  134. В.А. Материнство как феномен культуры // Проблемы. Поиски. Решения. Ростов-на-Дону, 1995. С. 38−46.
  135. С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе: Архитектурный, декоративный и художественный промыслы. М., 1981. 207 с.
  136. Саратовский этнографический сборник. Вып. 1 / Под ред. Б. М. Соколова. Саратов, 1922. 276 с.
  137. К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Сов. этнография. 1981. № 2. С. 99−102.
  138. Н.С. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965. 324 с.
  139. Н.С. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974.227 с.
  140. Сат С. М. Текст «учителя» и текст «ученика»: Опыт сравнения художественно-определительных констант// Фольклор. Поэтика и традиция. М., 1982. С. 50−69.
  141. С.А. К вопросу о классификации и некоторые особенности молодежных субкультур России // Социальное знание: Формации и интерпретации: Материалы междунар. науч. конф. 13−14 февраля 1996 г. Казань: В 2 ч. 1996. Ч. 1.С. 43−50.
  142. К.Б. Субкультуры, этносы и искусство: концепция социокультурной стратификации // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1997. № 1. С. 134−143.
  143. Э.В. Традиция и культурная преемственность // Сов. этнография. 1981. № 3. С. 56−59.
  144. А.Г. Человек, культура, традиция // Традиция в истории культуры. М., 1978. С. 5−14.
  145. Сураев-Королев Г. И. Многоголосие и ладовое строение мордовской народной песни // Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 26. Саранск, 1964. С. 231−258.
  146. И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976. 216 с.
  147. И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. Горький, 1973. 255 с.
  148. Э.Н. Мордовский детский фольклор. Саранск, 1971. 63 с.
  149. П.Д. «Традиция: преемственность и разрыв» // Культура. Традиции. Образование. М., 1990. Вып.1. 263 с.
  150. A.A. «Перепекание» детей в ритуалах и сказках восточных славян// Фольклор и этнографическая действительность. Спб., 1992. С. 114−118.
  151. Традиции // Современный философский словарь. М., 1996. С. 538.
  152. Традиции и современность в фольклоре. М., 1988. 216 с.
  153. Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. Л., 1981. 156 с.
  154. Традиционное и новое в культуре народов России: Тез. докл. и выступл. наВсерос. конф. / Редкол.: А. И. Сухарев (отв.ред.) и др. Саранск, 1992. 224 с.
  155. Традиция // БЭС: В 30 Т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М., Т. 26, 1977. С. 391.
  156. Традиция // БЭС / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., М., 1997. С. 1217.
  157. Традиция // Малая советская энциклопедия / Гл. ред. Б. А. Введенский. 3-е изд. М., 1960. С. 437−438.
  158. Традиция // Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр. М., 1987. С. 502.
  159. Традиция // Современный словарь иностранных слов: Ок. 20 000 слов. СПб., 1994. С. 614−615.
  160. Традиция // Философский энциклопедический словарь. М., 1997. С. 459.
  161. Традиция // Философский энциклопедический словарь. 2-е изд., М., 1989. С. 663.
  162. Традиция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 82 т. Т. 66. М., 1901. С. 693−694.
  163. Традиция в истории культуры: Сб. ст. (Посвящен 85 летию А.Ф.Лосева) / АН СССР, Науч. совет по истории мировой кулыуры-(Отв. ред. В.А.Карпушин). М., 1978. 279 с.
  164. Д.М. Обряды. За и против. М., 1975. 175 с.
  165. К.Д. Воспитание и характер: какую роль играет народность в воспитании? // Дошк. воспитание. 1993. Вып. 3. С. 58−61.
  166. Т.П. Мордовские народные обряды, связанные с рождением ребенка // Сов. этнография. 1979. № 2. С. 79−89.
  167. Фольклор и этнографическая действительность. СПб., 1992. 201 с.
  168. Фольклор и этнография: Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. Л., 1990. 231 с.
  169. Фольклор народов РСФСР: современное состояние фольклорных традиций и их взаимодействие. Уфа., 1989. 134 с.
  170. Ц. О характере взаимоотношений традиций и новаторства. М., 1982. № 5. С.64−68.
  171. А. Музыкальная этнография (методология и методика). М., 1983. 190 с.
  172. И.Г. Мокшэрзянь валвийсь // Валда ян. 1928. № 2. С. 13−14. №¾. С. 16−17- 1929. № 1 (5). С. 12−13. № 3 (7). С. 12−13.
  173. П.П. Семантический язык фольклорной традиции / Рост. гос. ун-т им. М. А. Суслова. Отв. ред. Т.В.Цивьян- Ростов-на-Дону, 1989. 222 с.
  174. Ю.А. Традиции народной художественной культуры в современном искусстве//Сов. этнография. 1990. № 1. С. 142.
  175. К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории / АН СССР, Ин-т этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. Л., 1986. 303 с.
  176. К.В. Специфика фольклора в свете теории информации // Типологические исследования по фольклору. М., 1975. С. 26−43.
  177. К.В. Традиция и вариативность // Сов. этнография. 1983. № 2. С. 141.
  178. К.В. Традиция, «традиционные общества» и проблема варьирования//Сов. этнография. 1981. № 3. С. 105−107.
  179. К.В. Фольклор и культура этноса // Сов. этнография. 1979. № 4. С. 3−11.
  180. К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры // Сов. этнография. 1972. № 3. С.73−77.
  181. Н.Г. Интонационный «словарь» и проблема народности. М., 1966. 74 с.
  182. Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. Исследование. М., 1983. 152 с.
  183. Н.Г. Проблема народности в советском музыкальном искусстве на современном этапе. М., 1987. 93 с.
  184. Н.Г. Феномен традиции в западном музыкальном искусстве (к постановке проблемы) // Западное искусство, XX век. Классическое наследие и современность. М., 1992. С. 5−30.
  185. Е. Утопия и традиция: Пер. с польск. / Общ. ред. и послесл. В. А. Чаликовой. М., 1990. 456 с.
  186. М.П. Стихотворная форма русских пословиц, поговорок, загадок, прибауток// Звезда Востока. 1965. № 11. С. 149−163.
  187. Щакай, макета пяряка / Сост. Э. Н. Таракина. Саранск, 1994. 28 с.
  188. Эйкакшонь евкст / МНИИСК- Сост. А. И. Маскаев. Саранск, 1940. 100 с.
  189. Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте //Вопр. психологии. 1971. № 4. С. 6−20.
  190. Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
  191. Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1996. 560 с.
  192. Эрзя мокшонь морот, сказт ды балладат / Сост. Л. С. Кавтаськин, П. С. Кириллов, К. Т. Самородов. Саранск., 1958. 207 с.
  193. Эрзянь евкст / Собр. М. Е. Евсевьева. М., 1928. 137 с.
  194. Эрзянь евкст / МНИИСК. Саранск, 1940. 151 с.
  195. Эрзянь евкст / Сост. К. Т. Самородов. Саранск, 1963. 56 с.
  196. Эрзянь фольклор / Сост. Л. С. Кавтаськин. Саранск, 1939. 401 с.
  197. Lach R. Gesange russischer Kriegsgefangener. В. 1. Finnisch-ugrische Volker. Abt. 2. Mordwinische Gesange. Wien-Leipzig, 1933. 117 s.
  198. Paasonen H. Proben der Morwinischen volksliteratur: Erstes und Zweites Heften / Gesammelt von H.Paasonen. Helsinki, 1891−1994.
  199. Paasonen H. Mordwinische Volkstichtung: In 8 Band / Gesammelt von H.Paasonen. Helsinki, 1938−1981.
Заполнить форму текущей работой