Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Кинематограф на Кубани как социокультурный феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вайсфельд Н. В. Кино как вид искусства. — М., 1983. Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания. — М., 1983. Илинич Ю. Б. Идейно-эстетическое развитие личности средствами кино. — М., 1987. Лихачев Д. С. Поэзия преображения: Кино и зритель // Искусство кино. — 1986. — № 9. — с 84. Левшина И. С. Воспитание школьников средствами художественного кино. — М., 1975. Макеева Ю. Б… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Становление и развитие кинодела на Кубани: историкокультурологическии анализ
  • Глава 2. Современная региональная культурная политика в области кино- и видеодеятельности: тенденции и противоречия
  • Глава 3. Кинообразование на Кубани: концепции и практика

Кинематограф на Кубани как социокультурный феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современное состояние российского общества характеризуется изменением сущностных и содержательных сторон всех сфер жизни. В 90-е годы произошла смена мировоззренческих установок, изменились взгляды на экономические, социальные и духовные основы общества. Во всех сферах духовной жизни идет осмысление прошлого опыта и создание «синтетического образа мира». Этим можно объяснить активизацию научного поиска в области истории и теории отечественной культуры XX столетия. Одной из содержательных сторон духовной жизни общества и творческого отражения реальности выступает киноискусство, анализу историко-культурного наследия и влиянию которого на культурное развитие региона посвящено настоящее исследование.

Актуальность исследования обусловлена прежде всего общественной потребностью выработать оптимальные пути выхода из современной социокультурной ситуации, отличающейся особой сложностью. Киноискусство и средства кинематографа по своим возможностям воздействия на человека и всю совокупность его взглядов занимают особое место в духовной сфере общества. Кино обладает интегративным характером влияния на мировоззренческие установки человека и его ценностные ориентации. Поэтому анализ влияния средств кинематографии на развитие культуры, изучение кинематографа как социокультурного феномена, играющего значительную роль в становлении культуры общества и региона представляется весьма актуальным.

История и социология культуры последних десятилетий зафиксировали устойчивый интерес практически всех социальных слоев и групп российского общества к художественному, документальному и историческому кино. В девяностые годы произошла смена интереса к содержательной стороне кино и сформированная ранее потребность не находит адекватного удовлетворения, что чревато деформациями ценностной парадигмы общества. Прогрессирующее развитие аудиовизуальных средств информации буквально давлеет над сознанием зрителей и слушателей. Предпринятое диссертационное исследование отвечает на часть вопросов, связанных с формированием условий удовлетворения реальных и потенциальных потребностей региона в сфере кинокультуры. Вместе с тем историко-культурное наследие кинематографа, отличающегося специфической художественно-эстетической природой, пока изучено слабо, а на региональном уровне не стало предметом специального культурологического анализа.

Наконец, актуализирует данное диссертационное исследование обращение к отечественному кинематографу как серьезному дидактическому компоненту образования и воспитания человека. Несмотря на имеющийся опыт использования средств киноискусства в школьном и вузовском образовании, в просвещении и культурно-досуговой деятельности, место киноискусства и анализ его влияния на региональную культуру изучены недостаточно.

Актуальность отмеченных проблем, их теоретическая и практическая значимость, а также недостаточная их изученность, определили выбор темы и содержание диссертационной работы.

Степень научной разработанности проблемы и источники исследования. Кино и кинокультура в работах исследователей рассматривается как феномен, имеющий общественное и культурное значение в развитии современного общества во второй половине XX века. Определению места культуры в общественной жизни и развитии всех сфер жизни общества посвящены фундаментальные философские и социологические исследования русской (Н.Бердяев, В. Вернадский, Л. Гумилев, Л. Лосев, П. Милюков, Н. Рерих,.

B.Соловьев, П. Сорокин, С. Франк и др.), советской (А.Арнольдов,.

C.Иконникова, М. Каган, Д. Лихачев, Ю. Лотман, Э. Орлова, Э. Соколов,.

М.Тихомиров и др.) и современной (В. Библер, П. Гуревич, Г. Драч, М. Зезина, И. Ильин, Э. Ильенков, Б. Ерасов, В. Межуев, Б. Сорочкин и др.) культурологических школ.

Роль и значение кинематографа в повышении общей культуры человека рассмотрены в киноведческих и искусствоведческих работах таких авторов, как Б. Балаш, М. Левидов, А. Топорков, С. Эйзенштейн и других, которые подробно анализируют роль кинематографа в просветительстве. Их фундаментальные труды по становлению и развитию кинематографа показывают его значение и роль в общественном развитии, разрабатывают выразительные средства и направлены на совершенствование киноисскусства в целом.

Противоречивость развития советского киноискусства и кинодела в целом анализируют отечественные кинокритики: Л. Анинский, Э. Арнольди, В. Баскаков, М. Блейман, С. Гинзбург, И. Гращенкова, И. Долинский, В. Каверин, Л. Кулешов, В. Шкловский и другие. В их работах в основном анализируются содержание, выразительность средств киноискусства и, что очень важно для нашего исследования, отношение зрителей к отечественной и зарубежной кинопродукции.

Общую картину развития культуры региона в различных аспектах и отдельные стороны культурной жизни представляют работы известных в крае исследователей культуры городов и сел Кубани.1.

Богатый фактический материал из истории становления и развития отечественной кинопедагогики отражен в публикациях О. Баранова, С. Кура, З. Малоболоцкой, А. Манделя, Ю. Рабиновича, Л. Раудсеппа и др.

1 Горлова И. И. и др. Очерки истории культуры кубанского села. -Краснодар, 1991; Ку-ценко И Я. Революция и культура: Очерк истории борьбы партийных организций Северного Кавказа за осуществление культурной революции. (1918;1932) — Краснодар, 1973; Манаенков А. И. Горизонты культуры кубанского села. -Краснодар, 1975; Манаенков А. И., Лях В. И. Культура кубанских станиц. -Краснодар, 1989; Лях В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. -Краснодар, 1997; Недвига Н. Г. Кубанское казачество: религия, образ жизни, культура (По документам конца ХУШ-начала XX в.в.) — Краснодар, 1997 и др.

Такие авторы, как И. Вайсфельд, И. Гращенкова, Ю. Илинич, Д. Лихачев, И. Левшина, Ю. Макеева, Л. Марков, И. Потапов, С. Соколова, Т. Суминова, Т. Тюкалова, Н. Феиова и др. в своих работах в той или иной степени анализировали отдельные стороны кино как вида искусства, использование возможностей кино в воспитательной и образовательной деятельности, что в некоторой степени касается проблематики настоящего исследования.1.

В конце 80-х — начале 90-х годов появились работы Д. Лихачева, Ю. Лотмана, А. Голованова, Д. Дондурея, В. Дубицкой, М. Зака, Н. Зоркой, Э. Лындиной, Н. Клейман, И. Петрова и др.2, в которых с различных точек зрения современной российской действительности анализировались проблемы кинематографа его место в российской культуре.

Представляют интерес статьи и публикации В. Антоновой, С. Бондарчука, И. Вайсфельда, С. Гинзбурга, И. Левшиной, К. Парамоновой, Л. Ронде-ли и другие, в которых затрагиваются проблемы «кино и дети», эстетического.

1 Вайсфельд Н. В. Кино как вид искусства. — М., 1983. Гращенкова И. Н. Кино как средство эстетического воспитания. — М., 1983. Илинич Ю. Б. Идейно-эстетическое развитие личности средствами кино. — М., 1987. Лихачев Д. С. Поэзия преображения: Кино и зритель // Искусство кино. — 1986. — № 9. — с 84. Левшина И. С. Воспитание школьников средствами художественного кино. — М., 1975. Макеева Ю. Б. Совершенствование эстетического воспитания средствами кино в клубных учреждениях. — М., 1981. Марков Л. Р. Организационно-педагогические условия киноискусства в процессе трудового воспитания молодежи в клубном учреждении. — М., 1983. Потапов И. В. Педагогические условия активизации работы клубов по воспитанию эстетических вкусов жителей села средствами киноискусства. — М., 1985. Соколова С. О. Формирование элементов эстетического восприятия (на материалах киноискусства). — М., 1971. Суминова Т. Н. Персональная доку-ментография киноискусства: теоретико-методические основания и тенденция развития. -М., 1996. Тюкалова Т. В. Телевидение в системе искусства и массовой коммуникации. -М., 1971. Фенова Н. М. Пути повышения эффективности эстетического воспитания молодежи в любительской киностудии при клубном учреждении. — М., 1978.

2 Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. — М., 1988. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. — М., 1992. Голованов А., Лындина Э. В одном отдельно взятом российском регионе. Кинематограф 90-х // Искусство кино. — 1991. — № 4. Зак М. Кинематограф как утопия // Культура. — 1997. — март.- Зоркая Н. Советский кинотеатр, или что там было на самом деле в прошлые годы // Искусство кино. — 1995. — № 11- Клейман Н. И. История кино как история культуры и как история людей // Киноведческие записки. — 1990. Вып. 8. Петров И. Ю. Историческое и мифологическое в кинопроцессе // Киноведческие записки. — 1992. -№ 15. и нравственного воспитания подрастающего поколения средствами кинематографического искусства.1.

Истории становления и проблемам развития российского, в том числерегионального кинолюбительства посвящены работы Ю. Белоусова, Д. Бу-лышкина, Л. Гудковой, Н. Крючечникова, Н. Кудряшова, М. Маршака, И. Потапова, Я. Толчана и др. Эти публикации рассматривают отдельные интереснейшие этапы киноклубного любительского движения в стране в 50−70-е гг. и носят характер журналистского обзора, только обозначая намечающиеся тенденции и проблемы кинолюбительства, просветительства и работы кинолекториев.

Определенный интерес представляют социологические исследования, затрагивающие зрительские предпочтения и изменения в оценках кинематографа, полученные в результате выборочных опросов общественного мнения. Социолог Э. Баллер, Л. Ионин, Л. Коган, А. Моль, А. Хагуров и другие в основном обращали внимание на зрительские симпатии и отзывы о продукции киноискусства и работе киновидеопроката.

Статьи отечественных социологов последнего времени А. Богданова, Д. Дондурея, М. Жабского, Г. Кочегаровой, И. Полуэхтовой, К. Симчевой, К. Тарасова и другие на основе результатов социологических опросов федерального уровня фиксируют зрительские предпочтения людей разных социально-демографических групп, изменения в оценках этого феномена и ориентациях.

— у.

Ануфриков П. И. Клуб, кино и фантазия. — Новосибирск. 1990. Антонова В. А. Кино — юным. — М., 1985. Бондарчук С. Ф. Воспитание правдой. — М., 1961. Левшина И. С. Любите ли Вы кино? — М., 1978. Парамонова К. В зрительном зале — дети. — М., 1967. Ронде-ли Л.Д. «Киноменю» школьников // Социологические исследования. — 1995. — № 3. — С. 9294.

2 Белоусов Ю. А. Новаторство и традиции кинолюбительского движения в СССР. -М., 1989. Булышкин Д. Я. Снимает кинолюбитель. — М., 1989. Гудкова Л. И. Мы — кинолюбители. — М., 1980. Крючечников Н. В. Сценарий любительского фильма. — М., 1981. Кудряшов H.H. Справочник кинолюбителя. — М., 1975. Маршак М. И. Сценарное мастерство кинолюбителя. — М., 1975. Потапов И. В. Есть в станице киностудия. — Краснодар, 1981. Толчан Я. Кинолюбители — кто они такие? — М., 1982. в новых социально-экономических условиях, особенности функционирования кинотеатра как института культуры.1.

Региональных исследований кино, за исключением аналитической справки Я. С. Капелюша «Культурное обслуживание населения в небольших городах Краснодарского края» (Некоторые итоги статистическо.

•л социологического исследования), в доступных исследователю источниках не обнаружено.

Процессы формирования и развития кинокультуры, влияющей на духовность человека, его нравственность пока еще не стали предметом широкого анализа и научных исследований.

Таким образом, проведенный историографический анализ позволяет сделать вывод о том, что большая часть публикаций представляет журнальные статьи, содержащие описания конкретных явлений и фактов. Отсутствие монографических, в том числе диссертационных исследований о кинокультуре сдерживает ее изучение, особенно на уровне региона. Этим и обусловлено стремление автора восполнить выявленный пробел, продолжить начатую в начале 90-х годов научно-методическую работу в рамках кандидатской диссертации.

В Краснодарском крае поддержку Департамента образования и науки получила комплексная программа «Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования и воспитания», разработанная с участием автора в 1997 году. Однако данный опыт пока еще также не получил широкого применения и не стал предметом научного осмысления.

Общественная потребность в осмыслении прошлого, в историческом.

Богданов А. И. Кинотеатр как социокультурный полигон // Социологические исследования. — 1995. — № 8. — С. 88−92. Дондурей Д. Рынок вместо собеса // Искусство кино. — 1996. — № 10. — С. 28−37. Жабский М. И. Социология кино. — М., 1989. Полуэхтова И. А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя // Социологические исследования. — 1996. — № 2. — С. 41−44. Симчева К. В., Кочегарова Г. В. Социология киноискусства // Социологические исследования. — 1993. — № 11. — С. 131−136.

2 ГАКК. Ф. 1731 -Оп.2.-Д.263.-Л. 1−30. поиске способов разрешения актуальных вопросов, слабая научная разработанность проблем историко-культурного наследия кинематографа, его места и роли в духовной жизни Кубани обусловили выбор темы диссертации, ее хронологические рамки, цели и задачи.

Источниковая база диссертации включает разнообразные типы опубликованных и неопубликованных материалов.

Диссертант использовала государственные документы, посвященные проблемам использования произведений киноискусства, материалы всесоюзных совещаний и конференций, встреч деятелей науки и искусства, а также решения и распоряжения министерств, краевых и областных управлений культуры, центральных и местных организаций культуры и творческих союзов.

Важную группу источников составляют документы Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Ростовской области (ГАРО) и Государственного архива Ставропольского края (ГАСК). Использовались текущие архивы государственных и общественных организаций городов Краснодарского края (гг. Армавир, Сочи, Новороссийск и др.).

Большой фактический материал содержат фонды ГАКК: документы Канцелярии начальника Кубанского Областного Правления (Ф.454), Совета Народных Комиссаров (Ф.837), Народного Комиссариата Просвещения (Ф.890), Кубано-Черноморского Ревкома (Ф.158), Кубанского отдела народного образования (Ф.892), Краснодарской краевой комиссии по кинофикации детских и школьных учреждений края (Ф.889), Краевого отдела искусств (Ф.1460), Краевого Научно-методического Центра народного творчества и культурно-просветительной работы (Ф.1731), Краевого Дома народного творчества (Ф.1731) и другие, раскрывающие особенности становления и развития кинематографии на Кубани.

Анализ архивных документов выявил ценные источники для исследования: частная переписка, записные книжки, дневники, автобиографические материалы, воспоминания деятелей кинематографии, общественных и государственных деятелей. Большой интерес для данного исследования представляют личные фонды краснодарского краеведа В. П. Бардадыма, ставропольского краеведа Г. К. Праве, популярные лекции и очерки об общественных деятелях науки и культуры Кубани, по истории Екатеринодара Р. П. Гусевой, В. П. Бардадыма, И. Я. Куценко и другие.

Важным источником стали статьи и публикации периодической печати (газет «Красное знамя», «Советская Кубань», «Ленинский путь», «Комсомолец Кубани», «Трудовой путь», «Известия», «Советская культура», «Учительская газета», журналов «Искусство в школе», «Экран и школа», «Киноэкран Кубани», «Искусство кино», «Киноведческие записки», «Экран и сцена», «Киносценарии» и др.).

Нельзя не отметить такую группу изданий как справочные и библиографические энциклопедии, словари, вышедшие в период 20−90-е годы XX века.

Ценный фактический материал автор получил в результате бесед и совместной работы с руководителями учреждений культуры, творческих союзов, местных органов управления культуры и образования.

В диссертации обобщен личный опыт, накопленный за время работы директором студенческого клуба, преподавателем «Истории отечественной культуры» в общеобразовательных школах, лицеях города Краснодара, Краснодарской государственной академии культуры и искусств.

Хронологические и территориальные рамки диссертационной работы охватывают с 20-х по 90-е годы XX века. В отечественной исторической науке и культурологии он получил название «советского». В диссертации делается ретроспектива в досоветский период зарождения отечественного кинематографа, как неотъемлемую часть истории кино России и начало процесса становления и формирования как федеральной, так и региональной кинокультуры. Указанная хронология придает исследуемому периоду определенную законченность и позволяет раскрыть позитивное и негативное в отечественном кинематографе, его роль в развитии культуры Кубани. Внутренняя периодизация исследуемого феномена основана на хронологии важнейших событий российской истории применительно к условиям региона.

Работа написана на материалах территории бывшей Кубанской области и Черноморской губернии и современного административного образованияКраснодарский край1.

Объект исследования — отечественный кинематограф и его роль в развитии культуры Кубани.

Предметом исследования являются специфика, проблемы и перспективы исторических и современных процессов в региональной культуре Кубани и использования кинематографа в ее развитии.

Цель и задачи исследования

Цель диссертации — комплексно изучить исторический опыт кинокультуры 20 -90-х годов XX века, обобщить содержание и формы кинопросветительской деятельности на Кубани, проанализировать исторический опыт и определить возможность его использования в современной педагогической и просветительской деятельности средствами кинематографа.

Реализация поставленной цели достигается решением следующих задач:

— раскрыть характерные закономерности и содержание, специфические формы и особенности историко-культурного наследия российского экрана на Кубани;

1 С 1937 г. — Краснодарский край. В работе, если не будут требоваться особые уточнения, мы будем, говоря о Краснодарском крае, употреблять исторически устоявшееся территориальное название — Кубань, а также иметь в виду и предшествующие административные обозначения.

— выявить недостатки и выработать рекомендации по разрешению проблем современной кинокультуры в условиях региона;

— дать конкретно-исторический анализ процесса киновоспитания, кинопросвещения и кинообразования на федеральном и региональном уровнях, уточнить содержание понятий «историко-культурное наследие», «кинообразование», «киновоспитание», «многоуровневая система отечественного образования»;

— проанализировать исторический опыт и существующую практику преподавания отечественного киноискусства в школах и вузах и определить его роль и место в системе образования России ;

— выявить основные направления современной отечественной кинопедагогики ;

— проанализировать дидактические материалы, разработать предложения и учебно-методические рекомендации по использованию историко-культурного наследия отечественного кинематографа в современной многоуровневой системе образования Российской Федерации.

Методологическая основа диссертационной работы.

На формирование методологической позиции диссертанта повлиял достигнутый отечественными гуманитарными науками уровень объективности теоретических оценок и осмысления направленности развития современного российского общества.

Исследование осуществлено на основе системы принципов, в числе которых общенаучные принципы историзма, детерминизма, преемственности, объективности, системности и комплексности. Автор придерживается принципа диалектического единства частного и общего, рассматривает закономерности, особенности и исторический опыт становления и функционирования кинокультуры на Кубани.

Исследование проблем российской, и в частности кубанской, киносреды опирается на такие важнейшие методологические принципы, как объективность, единство исторического и логического.

Теоретическую базу исследования составили труды отечественных философов, историков, культурологов, социологов, посвященные анализу проблем культуры и кинематографа на уровне общества и личности, а также поднимающие вопросы социальной сущности региональной культурной среды, диалектики взаимодействия компонентов культуры в разные исторические периоды Российской государственности XX века.

Диссертант исходила из понимания кинематографа как одного из феноменов культуры, важнейшей функцией которого является утверждение национальных и общечеловеческих духовных ценностей средствами киноискусства.

Роль и место отечественного кинематографа в развитии культуры Кубани раскрывается на материале исторического периода, что указывает на принадлежность диссертационной работы к области исторической культурологии. Специфика региональных проблем кинокультуры рассматривалась на основе различных методов исследования: контент-анализ архивных материалов, исторической, культурологической, философской, искусствоведческой литературы, а также сочетание методов конкретно-исторического анализа со сравнительно-историческим, статистическим и другими методами, используемыми в культурологии, социологии, философии.

Основные научные результаты и научная новизна диссертации заключаются в самой постановке проблемы, которая в отечественных исследованиях не рассматривалась. Осуществленный историко-культурологический анализ влияния отечественного кинематографа на развитие кинокультуры Кубани дает возможность увидеть целостную картину этого процесса и представить социокультурный феномен кинематографа как элемент общей культуры региона. Автором анализируется государственно-региональное управление становлением и развитием кинематографа, специально выделяются проблемы влияния киноискусства на личность, взаимодействие форм и методов использования кинематографа в процессе кинопросветительской деятельности, организации кинообразования и киновоспитания.

В исследовании отмечаются и положительные моменты современности, которые на Кубани имеют свои особенности: развитие сотрудничества в области создания и использования баз данных по кинои видеодеятельностистремление к регулярному проведению региональных конференций, «круглых столов» по актуальным проблемам кинодела, подготовки кадров и обмену опытом работыустановление постоянных контактов между вузами, средними специальными учебными заведениями культуры и искусства и детскими дошкольными учреждениямиунифицирование учебных планов в региональной системе кинообразованияналаживание творческих взаимосвязей между национально-культурными обществами, центрами, ассоциациями, объединениями края в области кинои видеодеятельностисогласованное воздействие на различные группы населения региона различных систем ценностей художественной ориентации в процессе формирования и развития зрительского интереса к историко-культурному наследию отечественного кинематографа.

Вместе с тем, полученные результаты исследования реально оценивают положение отечественного кинематографа в крае как неоднозначное и весьма сложное. К негативным явлениям автор относит отсутствие национальной киноконцепции существования и дальнейшего развития российского кинематографа, разрушение системы кинопроката, недостаточную государственную заинтересованность в судьбе отечественных киномастеров, коммерциализацию и американизацию зрительских киноинтересов.

Автор выявила и сформулировала основные тенденции отечественного кинематографа в контексте культуры региона. В работе проанализировано взаимоотношение кино, телевидения и видео, как равноправных средств киноискусства, призванных совместно решать общекультурные задачи края, обозначена роль и значение кинолюбительства на Кубани и его воздействие на развитие культуры региона. Специально рассмотрены история и проблемы советской и современной кинопедагогики, ее роль в совершенствовании общеобразовательной системы в РФ и на Кубани как источника повышения культуры людей, определены главные направления организации и содержания кинообразования различных категорий населения края.

Основные положения диссертации сформулированы как концепция художественно-эстетического воспитания населения средствами кинематографа.

Дальнейшая работа по изучению социокультурной ситуации и ее перспектив в регионе будет способствовать созданию долгосрочной и эффективной культурологической концепции, позволяющей положительно влиять на состояние кинокультуры Кубани.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его положения и рекомендации могут быть использованы для дальнейших теоретических и прикладных исследований в области региональной культуры, для решения проблем и перспектив развития отечественного кинематографа и кинокультуры края, совершенствовании форм и методов влияния киноискусства на духовную жизнь региона.

Материалы диссертации использованы при разработке региональных программ «Непрерывная система художественно-эстетического образования и воспитания», «Взаимодействие культур народов юга России как фактор совершенствования межнациональных отношений», «Программа духовного и физического оздоровления населения Краснодарского края», одобренных и принятым правительством Краснодарского края.

Результаты работы могут также использованы при разработке региональной культурной политики в области отечественного кинематографаконцепции реорганизации киноотрасли Краснодарского края.

Практическое применение имеет разработанное автором учебно-методическое пособие «Экранные виды искусства» для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Реализация программы «Экранные виды искусства» направлена на переход от традиционной парадигмы «знания, умения и навыки» к парадигме «развивающего обучения», основными принципами которого являются: культурологическая направленность, формирование навыков творческого мышления, развитие интеллекта личности не путем подачи информации, а путем развития поиска и обработки этой информации, сочетание практической деятельности с изучением теоретического материала, взаимодействие преподавателя и учеников на уровне сотрудничества в познавательной деятельности.

Продолжение исследования данной темы и использование положений и рекомендаций диссертации в практике региональной кинодеятельности представляют определенный научный и практический интерес для работников органов культуры, специалистов кино, учебных заведений.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации изложены в тезисах и сообщениях на теоретических семинарах, республиканских, региональных, межвузовских научно-практических и научно-теоретических конференциях (1989;1997), статьях и других публикациях общим объемом 10 п.л., прошли апробацию в преподавательской деятельности автора и одобрены на заседании кафедры теории и истории культуры КГАКИ. Разработанные на основе диссертации программы использовались автором в ряде школ региона, школах-гимназиях Краснодара.

Структура и содержание работы подчинена поставленной цели и задачам и состоит из Введения, трех Разделов, Заключения, Списка использованных источников и литературы и Приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В непростых исторических условиях сегодняшней Российской Федерации роль культуры в сохранении и передаче культурных и духовных ценностей выходит на первый план.

Кубань конца XX в. является одной из наиболее явных примеров мирного, добрососедского и стабильного сосуществования многих наций, этносов и их культур в рамках отдельной территории России.

Диссертационное исследование -" Кинематограф в развитии культуры региона: история и современность" - обращено к историческому опыту и урокам национальной и региональной кинокультурной политики, анализу ее современного состояния и развития, перспективам межрегионального и межнационального кинокультурного сотрудничества, проблемам подготовки кинокадров, современной кинообразовательной ситуации в крае.

Полученные результаты исследовательской работы реально оценивают положение отечественного кинематографа в регионе как не однозначное и весьма сложное. К негативным явлениям автор относит отсутствие национальной киноконцепции существования и дальнейшего развития российского киноискусства, разрушение системы кинопроката, недостаточную государственную заинтересованность к судьбам отечественных киномастеров, коммерциализацию и американизацию зрительских киноинтересов.

Вместе с тем, в исследовании отмечаются и положительные моменты современности, которые на Кубани имеют свои отличительные особенности: развитие сотрудничества в области создания и использования баз данных по кинои видеодеятельностистремление к регулярному проведению региональных конференций, «круглых столов» по актуальным проблемам киноделаподготовки кадров и обмену опытом работыустановление постоянных контактов между вузами, средними специальными учебными заведениями культуры и искусства и детскими дошкольными учреждениямиунифицирование учебных планов в региональной системе кинообразованияналаживание творческих взаимосвязей между национально-культурными обществами, центрами, ассоциациями, объединениями края в области кинои видеодеятельностисогласованное воздействие на различные группы населения региона различных систем ценностей художественной ориентации в процессе формирования и развития зрительского интереса к историкокультурному наследию отечественного кинематографа.

Продолжение исследования данной темы и использование урокаов исторического опыта в практике региональной кинодеятельности представляют определенный научный и практический интерес для административных работников органов культуры, специалистов кино, учебных заведений.

Заключительным этапом диссертации явилась авторская разработка учебно-методического пособия «Экранные виды искусства» для общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей. Основными принципами которого являются :

1. Сочетание праткической деятельности с изучением теоретического материала.

2. Культурологическая направленность.

3.Взаимодействие преподавателя и учеников на уровне коллег единой формы деятельности.

4. Развитие интеллекта личности не путем подачи информации, а путем развития поиска и обработки этой информации.

5. Формирование навыков творческого мышления.

Предполагаемая дальнейшая работа по изучению социокультурной ситуации и ее перспектив в регионе поможет созданию долгосрочной и эффективной культурологической концепции, которая позволит положительно влиять на состояние кинокультуры на Кубани.

Отечественная аудиовизуальная культура в XXI веке, несомненно, будет сложной, богатой, динамичной. И она будет обеспечивать каждому человеку индивидуальное развитие и средства для усвоения всех культурно-исторических и художественных ценностей Российского экрана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Вопросы Комитета Российской Федерации по кинематографии: Постановление от 12 февраля 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. — № 7. — С. 746−747.
  2. Закон Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей // Ведомости съездов народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1993. -№ 20. С. 1187−1203.
  3. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации // Сборник законодательных актов РФ. М., 1992. — Вып.У. — С. 66−98.
  4. Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах // Права на результаты интеллектуальной деятельности: Сб. М., 1994. -С. 111−148.
  5. Об утверждении Положения о Государственном своде особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации: Постановление от 6 октября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. — № 24. -Ст. 2710.
  6. Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении: Постановление от 31 августа 1994 г. // Собрание законодательства РФ .- 1994. № 19. — Ст. 2221.
  7. Президентская программа «Дети России» на 1996−1997г.г. Обооснова-ние разработки президентской программы «Дети России» на 1996−1997г.г. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 9. — Ст. 799.
  8. Федеральный закон «О государственной поддержки кинематографии Российской Федерации» от 23 августа 1996 г. // Собрание законодательных актов РФ. 1996. — № 35. — Ст. 1241.
  9. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации «// Собрание законодательства РФ. 1995. — № 8. — Ст. 609.
  10. Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене"от 4 июля 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. — № 8.-Ст. 1121.
  11. Текущий архив Департаментов культуры, науки и образования администрации Краснодарского края. 1990−1997г.г.1.I. МОНОГРАФИИ. СБОРНИКИ
  12. Актуальные проблемы культуры XX века: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М.: Знание., 1993. — 190 с.
  13. Г. Эпоха и кино.-М.: Искусство., 1976.-287 с.
  14. И.И. Репрессии на Кубани и Северном Кавказе в 30 годы XX века. Краснодар, 1993. — 114с.
  15. АндронниковаМ.И. Сколько лет кино? М.: Искусство., 1968. — 100 с.
  16. П.И. Клуб, кино и фантазия. Новосибирск, 1990. — 104 с.
  17. В.А. Кино-юным.-М.: Искусство., 1985. 337 с.
  18. Н., Кусий В. Наш край на уроках истории // Пособие для учителей истории 7−10 классов. Краснодар, 1975. — 126 с.
  19. Н., Юркин В. История родного края. // Уч. пособие для 7−8 классов. Краснодар, 1976. — 98 с.
  20. Т.Ф. Развитие народного просвещения. В кн.: Культура и быт народов Северного Кавказа. / 1917−1967г.г/ - М., 1968. — С. 274−302.
  21. Ю.Арнольди Э. Из воспоминаний о первых шагах киноведения. Л.: Искусство., 1968. — С. 220−238.
  22. П.Арнольдов А. И. Введение в культурологию. М., 1993. — 352 с.
  23. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 240
  24. Х.И., Келер М. Краткий справочник кинолюбителя. М., 1985. -95 с.
  25. . Кино. Становление и сущность нового искусства. М.: Прогресс., 1968. — 328 с.
  26. В.П. Радетели земли Кубанской. Краснодар, 1986. — с.
  27. В.П. Театральный листок. Краснодар, 1984. — 86. с.
  28. В.П. Этюды о прошлом и настоящем Краснодара.-Краснодар, 1978. 127 с.
  29. X. Как монтировать любительский фильм. М., 1971. — 80 с.
  30. Ю.А. Новаторство и традиции кинолюбительского движения в СССР. М.: Искусство., 1989. — 23 с.
  31. A.M. Методологические проблемы прогнозирования кинопосещаемости // Методология и методика социологического исследования киноаудитории: Сб. М., 1987. — С. 83−97.
  32. С.Ф. Воспитание правдой: Книга для учителя. М.: Искусство., — 143 с.
  33. С. На заре советской кинематографии. JL: Искусство., -168 с.
  34. Д.Я. Снимает кинолюбитель. М., 1989. — 152 с
  35. Я. Кинематографисты и зрители. М., 1974. — 86 с.
  36. И.В. Режиссер и драматург: путь к зрителю: Сб. М., 1983.-С. 183−216.
  37. И.В. Завтра и сегодня: О некоторых тенденциях современного фильма и о том, чему нас учит опыт многонационального советского киноискусства. М., 1968. — 216 с.
  38. И.В. и др. Встречи с X музой: Беседы о киноискусстве. Для учащихся старших классов. Кн. 1. М., 1981. — 223 е.- Кн. 2. — М., 1981. -175 с.
  39. И.В. Кино как вид искусства. М., 1983. — 144 с.
  40. И.В. Наше многонациональное кино и мировой экран. М.: Искусство., 1975. — 130 с.
  41. О. Некоторые аспекты потребностей современной киноаудитории // Методические проблемы современного искусствознания. Сб. науч. труд. Л., 1990. Вып. 5. — С. 136−143
  42. Введение в культурологию: конспект лекций. Ростов н/Д., 1993. -129 с.
  43. А. Язык.Культура.Познание. М.: Русские словари, 1996.
  44. Н. Дорога к лукоморью. Краснодар, 1975. — 132 с.
  45. Возрождение культуры России: истоки и современность. Вып. 1 / Сост. С. М. Климов. СПб., 1993. — 108 с
  46. Н.Г. Основные демографические процессы. В кн.: Культура и быт народов Северного Кавказа. — М.: Наука, 1968. — С. 58−89.
  47. И.Н. К проблеме полифункциональности киноискусства. Сб.: Социальные функции искусства и его видов. М., 1980. — С. 135−165.
  48. И.Н. Кино как средство эстетического воспитания. М.: Наука., 1986. — 223 с.
  49. Е. Духовность экрана. М.: Искусство, 1976. — 255 с.
  50. С.А. Исторический опыт культурного строительствав первые годы Советской власти (1917−1925). М., 1996. — 199 с.
  51. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Искусство, 1963. — 23 с.
  52. С. Учебный фильм. М.: Искусство, 1961. — 206
  53. И.И. и др. Культура кубанских станиц. Краснодар, 1993. -129 с. 43 .Горлова И. И. Система непрерывного культурологического образования: региональный аспект. Краснодар, 1997. — 200 с.
  54. И.И., Лях В.В., Манаенков А. И. Культура кубанских станиц.-Краснодар, 1993. 130 с.
  55. У. Фильмы, рожденные книгой. М., 1973. — 48 с.
  56. П.С. Философия культуры: Пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1994. — 186 с.
  57. П.С. Культурология: Учеб.пособие. М.: Наука, 1996. — 288 с.
  58. Л.И. Мы кинолюбители: Из опыта работы киностудии «Юность». -М., 1980. -96 с.
  59. Ю. Искусство как социологический феномен. М.: Искусство, 1968. 148 с.
  60. Документальные богатства Краснодарского архива. Краснодар, 1968. -158 с.
  61. .С. Социальная культурология: В 2-х ч.: Пособие для вузов. 4.1 М.: Аспект Пресс, 1994.-384 с. — (Программа: Обновление гуманит. образования в России).
  62. Т.Ф. Экран революции . Киноискусство в художественной культуре советского общества. М.: Искусство, 1979. — 206
  63. Ю.И., Громов И. А. Человеческий фактор и культура. Л.: Наука, 1989. — 186 е.
  64. М.И. Кино на этапе демократизации. М., 1990. — 58 с.
  65. М.И. Социология кино. М.: Наука, 1989. — 64 с.
  66. В. Эстетика экрана и взаимодействие искусств. М.: Искусство, 1986. — 496 с.
  67. А.М. России неповторимые черты (Очерки о любительском кинематографе). М.: Искусство, 1989. — 128 с. 58.3ак М. Фильмы о Великой отечественной войне. М., 1978. — 48
  68. Звезды немого кино. М.: Искусство, 1968. — 238 с
  69. Н. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России. 1900−1910 годы. М.: Наука, 1976. — 303 с
  70. Из истроии кино. Документы и материалы, — М.: Искусство, 1968. 206
  71. Из истории кино. Документы и материалы. М.: Искусство, 1965. — 23 263. Информационный бюллетень. Архивный отдел администрации Краснодарского края. Краснодар, 1996. — 76 с.
  72. Искусство миллионов: Советское кино. 1917−1957. М.: Искусство, 1958. 624 с.
  73. История советского кино 1917−1967.В 4-х тт. Т. 1. 1917−1931. М.: Искусство, 1969. — 755 с.
  74. Источниковедческие исследования по истории Кубани Краснодар, 1975. — 126 с.
  75. Источниковедческие исследования по истории Кубани. / Отв. ред. Не-досекинВ. Краснодар, 1975. — 143 с.
  76. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1969. — 616 с.
  77. JI.K. Социализм. Человек. Культура. М., 1990. — 144 с.
  78. Н.В. Краевед с киноаппаратом. М.: Сов. Россия, 1968. -135 с.
  79. А. Кинолетопись революции. М.: Знание, 1977. — 56 е.
  80. М.С., Хилтухина Е. Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. М.: Наука, 1994. — 160 с.
  81. И.С. Деятельность Краснодарской краевой партийной организации по развитию культуры на селе /1965−1970/. Науч. тр. / Кубанский гос. ун-т. — Краснодар, 1975. — Вып. 189. — С. 170−186.
  82. Каталог памятников истории и культуры Краснодарского края. Краснодар, 1986. 61 с.
  83. Кино детям. — М.: Союзинформкино, 1984. — 55 с.
  84. Кино и дети: Сб. статей. М.: Искусство, 1971. — 286 с. 58.
  85. КозенковаВ. Кубанская культура. Восточный вариант. М., 1977. -86 с.
  86. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия / М-во культуры РФ РАН- Отв. ред. П. М. Шульгин. М., 1994. — 173
  87. П. Из истории нашей области. Краеведческое пособие для учителей начальной школы. Майкоп, 1963. — 128 с.
  88. В. Проблемы изучения историко-культурного наследия народов Северного Кавказа в советской историографии // Материалы региональной конференции «Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа» Краснодар, 1990. — 204 с.
  89. Н.В. От замысла к съемкам. Работа над киноочерком: Метод. Пособие / ВНМЦ HT и КПР. М&bdquo- 1984. — 96 с.
  90. Н.В. Сценарий любительского фильма: Метод. Пособие / ВНМЦ HT и КПР .-М., 1981.-34 с.
  91. Кубанские станицы: Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани / Под ред. К. В. Чистова. М., 1967. — 376 с.
  92. Кубанский краевед. / Сост. Г. Г. Шулякова. Вып. 1. Краснодар, 1989. -173 е., Вып. 2. — Краснодар, 1990. — 253 с- Вып. 3. — Краснодар, 1992. -208 с.
  93. H.H. Справочник кинолюбителя. М.: Знание, 1981. — 34
  94. Т.А. Методология и методика диссертационного исследования. Краснодар, 1997.-30 с.
  95. Т.А. Политика и культура. М., 1993. — 70 с.
  96. Культура и быт народов Северного Кавказа /1917−1967г.г./ Сб. Статей. / Под ред. В. К. Горданова. М., 1968. — 348 с.
  97. Культура: Теория и проблемы: учеб. пособ. / Т. Ф. Кузнецова, В.М. Ме-жуев, И. О. Шайтанов и др. М.: Наука, 1995. — 279 с.
  98. Культурное строительство на Кубани /1918−1941г.г.г./: Сб. документов. / Под ред. И. Я. Куценко. Краснодар, 1978. — 188 С. 93 .Культурология: Курс лекций для негуманитарных специальностей.-М.: Знание, 1993.- 159 с.
  99. Культурология: Учеб. пособ. для студентов высших учебн.заведений. / Под науч. ред. Г. В. Драча. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. — 576 с.
  100. Кульутрология на перепутье / Под общ. ред. проф. Б. Ю. Сорочкина.-М., 1994.-218 с.
  101. И.Я. Революция и культура: Очерк истории борьбы партийныхорганизций Северного Кавказа за осуществление культурной революции. 1918−1932 гг. Краснодар, 1973. — 246 с.
  102. И.Я. Первые шаги высшей школы в Краснодаре. Краснодар, 1993. — 115 с.
  103. И.Я., Чучмай Г. Т., Солодухин JT.A. Краснодар. Исторический очерк. Краснодар, 1968. — 342 с.
  104. H.A. Становление советского киноискусства: 1921−1925г.г. М.: Искусство, 1960. — 80 с.
  105. H.A. Кинокамера пишет историю. .М.: Искусство, 1971,287 с.
  106. H.A. Кино и зритель. -М.: Искусство, 1969. 54 с.
  107. H.A. Очерк истории кино СССР: Немое кино. М.: Искусство, 1965.- 583 с.
  108. А. Рассказы о кинематографе. М.: Искусство, 1964. — 248 с.
  109. И.С. Любите ли Вы кино ? М.: Искусство, 1978. — 254 с.
  110. И.С. Функционирование киноискусства в массовой молодежной аудитории. Сб.: Социальные функции искусства и его видов.-М., 1980. — С. 166−189.
  111. Д.С. Декларация прав культуры. (Проект) // Российский обозреватель М., 1996. — С. 13−14.
  112. Д.С. Письма о добром и прекрасном. -М., 1988. -237 с.
  113. Д.С. Раздумья. М., 1991. — 316 с.
  114. В.И. Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж. -М.: Искусство, 1987. 607 с.
  115. Ю.Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. — 98 с.
  116. Лях В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. -Краснодар, 1997. 448 с.
  117. М.И. Сценарное мастерство кинолюбителя. М.: Знание, 1975.-128 с.
  118. Материальная база культуры: отечественный и зарубежный опыт решения управленческих, научных, технических проблем: Информ. сб.:
  119. Вып. 3 /РГБ- Информ. культура- Сост. С. Г. Колесниченко. М., 1994. -72 с.
  120. В. Как это было: Сб.: Из истории кино / Вып. 8. М., 1971. -С. 22−46.
  121. Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособ. для вузов / Г. А. Аванесова, В. Г. Батаков, Э. В. Быкова и др. М.: Наука, 1994.415 с.
  122. Пб.Молодежь и проблемы современной художественной культуры: Сб. науч. тр. / Ленинградский Гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова, Ред.-сост. С. Н. Добротворский. Л., 1990. — 147 с.
  123. П.А., Орлова В. Я. Статистика кинематографии. М.: Знание, 1984. — 103
  124. НедвигаН.Г. Кубанское казачество: религия, образ жизни, культура (По документам конца ХУ111-начала XX в.в.) Краснодар, 1997. — 318 с.
  125. Л.З. Культурология. История и теория культуры: Учеб. Пособ. /МГП. Кадры. М., 1992. — 92 с. 129
  126. В.Я. Социлогия образования М., 1992. — 200 с.
  127. О.Ф. Основы киноискусства. М.: Искусство, 1989. — 288 с.
  128. О.Ф., Ратников Г. В. Основы киноискусства: Учебное пособие для некинематографических вузов. Минск, 1995. — 376 с.
  129. Организационно-управленческие нововведения в сфере культуры: Сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1991. — 176 с.
  130. К. В зрительном зале -дети. М.: Искусство, 1967. — 192 с.
  131. Память грозовых лет: Великая отечественная война в советском кино 70-х годов / Сост. Л. Муратов- отв. ред. Н. Зайцев. Л.: Искусство, 1980.-231 с.
  132. С.Н. Уроки кино. М.: Знание, 1986. — 65 с.
  133. Г. К. Кино и фотография в системе современной художественной культуры: Учеб. пособ. М.: Знание, 1979. — 89 с.
  134. И.В. Есть в станице киностудия. Краснодар, 1981. — 24 с.
  135. Программы педагогических институтов. Основы киноискусства. Факультативный курс. М.: Знание, 1979. — 64 с.
  136. Программы факультативных курсов средней школы. М.: Знание, 1974. -58 с. 141 .Программные направления сохранения и развития культуры и искусства Краснодарского края на 1997−1999 г. г.: Проект. Краснодар, 1997. -25 с.
  137. Путеводитель по государственным архивам Краснодарского края. (Дополнение за 1960−1985г.г.) Архивный отдел Краснодарского крайисполкома, Государственный архив Краснодарского края. Краснодар, 1990. — 448 с.
  138. Путеводитель по государственным архивам Краснодарского края / Под редакцией Г. Т. Чучмай, A.C. Азаренкова. Краснодар, 1963, — 496 с.
  139. В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии / Отв. ред. В. В. Вертоградова. М.: Наука, 1991. — 192 с.
  140. А.И. Партийное руководство киноискусством (1928−1937 годы). М.: Знание, 1976. — 200 с.
  141. H.A. Бизнес на мечте. М.: Наука, 1987. — 198 с.
  142. Г. Этот простой и сложный язык кино. М.: Искусство, 1981. -176 с.
  143. Г. Киномысль 20-х годов. М.: Искусство, 1987. — 184 с.
  144. Е.Ю. Ориентиры культурной политики: Концепция развития культуры и искусства / Мин. культуры РФ. М.: ГИВЦ, 1995. — 77 с.
  145. Е.Ю. Российская культура девяностых и ответственость государства (аналитическая записка) // Культура. 1997. — 27 марта.
  146. В.Д. Мастерство кинооператора: Учебно-методическое пособие для руководителей любительских киностудий. М.: Наука, 1990. -204 с.
  147. З.С. Потайной фонарь. Беседы об азбуке киноискусства. М.: Искусство, 1971. — 70 с.
  148. Р. Как кино стало искусством. Киев, 1975. — 126 с.
  149. Советское кино в послевоенные годы (1945−1953). М.: Искусство, 1960. — 107 с.
  150. Советское кино: История и современность.: Сб. науч. тр. М.: Наука, 1982. — 142 с.
  151. Социальная жизнь фильма. Проблема функционирования репертуара: Сб-к науч. тр. М.: Наука, 1983. — 161 с.
  152. Социальное проектирование в сфере культуры. Перспективные моделиучреждений культуры. M.: Наука, 1990. — 160 с. Справочник Союза кинематографистов СССР. — М.: Искусство, 1986. — 529 с.
  153. .А. Проблемы и перспективы социального развития кинолюбительства // Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. тр. М., 1990. — С. 59−77.
  154. В.А. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М.: Педагогика, 1990. — 124 с.
  155. Я. Кинолюбители кто они ? — М.: Искусство, 1982. — 112 с.
  156. Трауберг JI.3. Трубы, входит зритель. М.: Искусство, 1981. — 80 с.
  157. C.B. Фильм и зритель как реальности кинопроцесса// Методология и методика социологических исследований киноаудитории.: Сб.,-М.Д987.-С.53−68 с.
  158. Фигурнов В.Э. JBM для пользователя. М.: ИНФРА, 1995. — 432 с.
  159. С.И. Беседы о советском кино: Книга для учащихся старших классов. М.: Знание, 1985. — 191 с.
  160. С.И. Чувство экрана. М.: Искусство, 1972. — 269 с.
  161. H.A. Кинозрелище в период НТР. Сб.: НТР и развитие художественного творчества. — Л., 1990. — С. 130−144.
  162. П. О комплексном изучении кино. Сб.: Вопросы социологии искусства. — М.: Знание, 1979. — С. 273−333.
  163. A.A. и др. Опросы общественного мнения: как правильно составить анкету. Краснодар, 1993. — 44 с.
  164. A.A. Педагогический эксперимент, — Краснодар, 1993. 40 с.
  165. A.A. Социальный эксперимент. Ростов-на-Дону, 1991, — 206 с.
  166. A.A., Тхакушинов А. Реформа и социокультурная среда.-М., 1995 г. -101 с.
  167. X. Страницы юности кино. М.: Искусство, 1965. — 148 с.
  168. И. О кино. М.: Искусство, 1966. — 232 с.
  169. Т. Билет в кино: О массовых зрелищных жанрах. М.: Искусство, 1981. — 35 с.
  170. Е.В. Подъем материального и культурного уровня колхозного крестьянства Кубани (1953−1958). Уч.зап. / Моск. биб-й ин-т. -1963. Вып. 10. — С. 774−103.
  171. Что такое язык кино: Сборник // ВНИИ киноискусства Госкино СССР. -М., 1989. -240 с.
  172. В. Кинолюбитель-путешественник. М.: Искусство, 1968. -78 с.
  173. Л.Л. Социокультурная адаптация в современном обществе. М., 1990. — 242 с.
  174. В.М. Нравственность есть правда. М., 1979. -259 с.
  175. Энциклопедический словарь: Кино / Гл. ред. С. И. Юткевич. М., 1986. -637 с.
  176. Р. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1979. -231 с.
  177. Р. Новаторство советского киноискусства: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 192 с.
  178. Р. Чудесное окно: Краткая история мирового кино. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1983. — 287 с.
  179. В.А. Социологическое исследование. Методология, программы, методы. М., 1987 г. — 310 с. 1. АВТОРЕФЕРАТЫ. ДИССЕРТАЦИИ.1. Авторефераты
  180. ГАлексеенко И. И. Деятельность КПСС по укреплению союза рабочего класса и колхозного крестьянства (1952−1970 годы).: Автореф. дис. .докт. истор. наук / МГПИ. М., 1972, — 46 с.
  181. А.И. Культурный процесс и его критерии.: Автореф. дис.. канд.истор. наук /МГИК, М., 1970. — 19 с.
  182. В.Л. Культурная среда.: Автореф. дис. .канд. истор. наук /
  183. СГИК, Свердловск, 1973. — 20 с.
  184. М.И. Пути демократизации кинокультуры в эпоху перестройки (1986−1991 годы): Автореф. дис.. канд. искусствоведения / Санкт-Петербургская гос. акад. театр, искусства. СПб, 1994. -17 с.
  185. A.B. Культурологическая концепция Ю.М. Лотмана: Автореф. дис. .канд. фил. наук/РГУ. Ростов-на-Дону, 1997. — 25 с.
  186. Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / СПбГУ. СПб, 1993. — 17 с.
  187. Е.М. Телевизионная программа: Социальные функции и эстетические особенности: Автореф. дис.. канд. истор. наук / МГИК. -М., 1972. 18 с.
  188. В. Соотношение зрительской оценки искусства, эстетического идеала и вкуса: (На материалах социологического исследования зрительской оценки кино): Автореф. дис.. кандидата социологии / СГИК. Свердловск, 1970. — 17 с.
  189. П.М. Повышение роли телевидения в формировании культурных запросов молодежи: Автореф. дис. .канд. пед. наук / МГИК. -М., 1975.- 18 с.
  190. Ю.Дондурей Д. Б. Социологические и социально-психологические проблемы воздействие художественной культуры на личность в условиях НТР: Автореф. дис.. канд. пед. наук/МГИК. -М., 1975. 19 с.
  191. Г. Ф. Образовательная ситуация в России в первой половине XX века: Автореф. дис.. докт. пед. наук/Рост. н/Д гос. пед. ун-т.-Ростов-на-Дону, 1994. 45 с.
  192. И.С. Воспитание школьников средствами художественного кино: Автореф. дис. .канд. пед. наук / МГИК. М., 1975. — 19 с.
  193. Г. И. Массовая культура: содержание и социальные функции: Автореф. дис.. канд. филос. наук / МГУК. М., 1996 — 17 с.
  194. Е.А. Регион как уникальный национально-культурный комплекс (Особенности и условия развития): Автореф. дис.. канд. истор. наук / МГУК. М., 1996. — 18 с.
  195. П.В. Массовая коммуникация и культура. (История, теория, методология): Автореф. дис.. докт. филос. наук / СПбГАК. СПб., 1991. -35 с.
  196. Ю.Б. Проблемы развития промышленности Кубани и Черно-морья в годы НЭПа (1921−1929 г. г.).: Автореф. дис. .канд. истор. наук / КубГУ. Краснодар, 1995. — 22 с.
  197. А.Д. Феномен культуры: содержание и социальные функции.: Автореф. дис.. канд. филос. наук /МГУК. М., 1996. — 18 с.
  198. В.В. Прикладная культурология: генезис, концепция, современная практика: Автореф.дис.. докт. фил. наук / МГУК, М., 1992. -38 с.
  199. O.A. Гуманитарно-культурологические аспекты формирования русского национального самосознания: Автореф. дис.. канд. культурологических наук / СПбГАК. СПб., 1997. — 22 с.
  200. В.И. Образ жизни и культура: взаимосвязь и развитие: Автореф. дис.. канд. филос. наук/РГУ. Ростов-на-Дону, 1982. — 18 с.
  201. С. О формировании элементов эстетического восприятия (На материалах киноискусства): Автореф.дис.. канд. пед. наук / МГИК.-М., 1971.-17 с.
  202. Т.Н. Персональная докуметография киноискусства: теоретико-методические основания и тенденции развития.: Автореф. дис.. канд. пед. наук / МГУК. М., 1996. — 16 с.
  203. С.Я. Пространство Российской культуры (центры и ареалы): Автореф. дис.. докт. филос. наук / РТУ. Ростов-на-Дону, 1997. — 40 с.
  204. Г. И. Телевидение как средство массового воздействия: (опыт социально-психологического исследования): Автореф. дис.. канд. пед. наук / ЛГИТМиК. Л., 1972. — 18 с.
  205. Г. Борьба партийной организации Кубанского округа за подъем культурного уровня крестьянства (1924−1928 г. г.) автореф. дис.. канд. истор. наук / РТУ. Ростов-на-Дону, 1963 — 18 с.
  206. Т.В. Телевидение в системе искусства и массовой коммуникации: Автореф.дис.. канд. пед. наук/МГИК. М., 1971 — 19 с.
  207. Н.В. Борьба Советского государства за преодоление детской беспризорности в 1920−36 годы (На материалах Дона и Кубано-Черноморья): Автореф. дис.. канд. истор. наук/РТУ. Ростов-на-Дону, 1982. — 18 с. 1. Диссертации
  208. К.Н. Теоретические основы и методика взаимоействия культурно-просветительных учреждений и общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию школьников / МГИК. М., 1986. — 188 с.
  209. A.B. Социально-политическое развитие Дона, Кубани, Ставрополья в годы НЭПа (1921−1929 гг.) /КубГУ. -Краснодар, 1992. -286 с.
  210. З.В. Оккупационная политика фашистской Германии на Северном Кавказе. / СПИ. Ставрополь, 1992. — 220 с.
  211. Е.М. Эстетическая культура студентов как предмет социально-философского анализа. /МГИК. М., 1986. — 184 с.
  212. П.Д. Педагогические условия развития интереса к самодеятельному кино. / МГИК. М., 1982. — 182 с.
  213. И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты / МГУК.-М.Д997.-387.С.
  214. А.Н. Художественная интеллигенция Кубани 1 четверти XX века: исторический, социально-культурный и биографический аспекты / Инст. истор. РАН. М., 1993. — 248 с.
  215. Ю.Б. Идейно-эстетическое развитие личности средствами кино (на материалах деятельности клубов и ДК)/МГИК. М., 1987.-174 с.
  216. Л.Р. Организационно-педагогические условия киноискусства в процессе трудового воспитания молодежи в клубном учреждении / МГИК. -М&bdquo- 1983. 168 с.
  217. Ю.Б. Совершенствование эстетического воспитания средствами кино в клубных учреждениях / МГИК. -М., 1981. 186 с
  218. И.В. Педагогические условия активизации работы клубов по воспитанию эстетических вкусов жителей села средствами киноискусства / МГИК М., 1985. — 204 с.
  219. Н.М. Пути повышения эффективности эстетического воспитания молодежи в любительской киностудии при клубном учреждении / МГИК. М., 1978. — 206 с.
  220. В.И. Кино и традиции фольклора / ВГАК. -М., 1994. 196 с.
  221. Г. И. Деятельность Краснодарского и Ставропольского краевых партийных организаций по совершенствованию руководства культурно-просветительной работой / КубГУ. Краснодар, 1988.-232с.1. V. ПУБЛИЦИСТИКА
  222. М. Советский фильм: неродившееся кино // Искусство кино. 1996.-№ 4.-С. 144−148.
  223. С. В жанре «нестыдного» кино: Кинематограф 90-х // Искусство кино. 1994. — № 4. — С. 60−64.
  224. Л. Прогноз погоды на позавчера: (Кинематограф оттепели) // Культура. 1997. — № 13. — 3 апреля. — С. 11.
  225. Бог данов А.И., Проворотов В. А. Кинотеатр как социально-культурный полигон досуга//Социологические исследования. 1995.-№ 3. — С. 88−92.
  226. Ю. Краткий конспект длинной истории советского кино. 20−70-е годы //Искусство кино. 1995. — № 11. — С. 16−23.
  227. С. В поисках потерянной повседневности (теория и история) // Искусство кино. 1996. — № 2. — С. 72−80.
  228. А. Кино и телевидение: взгляд из вне // Экран. 1996.-№ 6. — С. 32.
  229. И.В. Кино в педагогическом процессе. // Советская педагогика. -1982.-№ 7. С. 42.
  230. Ю.Вайсфельд И. В. Поэзия педагогического поиска // Искусство кино,-1974. -№ 3. С. 37.
  231. П.Вертышева Н. Екатеринодарский изобретатель кинематографа («Живые» фотографии начали демонстрироваться в Екатеринодаре на год раньше, чем в Париже) // Советская Кубань. -1971. 8 сент. С. 4.
  232. А., Лындина Э. В одном отдельно взятом российском регионе.: Кинематограф 90-х // Искусство кино. -1991. № 4. — С. 79−87.
  233. A.C. Кинозритель 1917 года//Киноведческие записки, — 1993. -вып. 18.-С. 108−115.
  234. С. Весна на улице Морг: Кинематограф 90-х // Искусство кино. 191. — № 9. — С. 46−53.
  235. Д. Рынок вместо собеса: (О рыночных отношениях в отечественной киноиндустрии) // Искусство кино. 1996. — № 10. — С. 28−37.
  236. Д. Зритель 70-х годов: драмы обыденного восприятия // Киноведческие записки. -1991. вып. 11. — С. 97−108.
  237. Д. Постсоветское искусство в поисках новой идеологии // Искусство кино. 1996. — № 2. — С. 154−173.
  238. В.Г. Историко-культурные традиции Кубани // Новые исследования по истории Кубани. 1992. — № 3. — С. 126−132.
  239. В.П. Кинозритель: сквозь пелену иллюзий // Социологические исследования. 1993. — № 1. — С. 67−74.
  240. М.И. Вестернизация кинематографа: опыт и уроки истории // Социологические исследования. 1996. — № 2. — С. 25−35.21.3ак М. Кинематограф как утопия// Культура. 1997. — 1 марта.
  241. Н. Советский кинотеатр, или Что там было на самом деле в прошлые годы //Искусство кино. 1995. — 11. — С. 118−127.
  242. С.А., Петровский В. А. Кинематограф: детский и подростковый зритель // Социологические исследования. 1995. — № 3. -С. 83−87.
  243. Е. Живее всех живых, или Компьютер в кино // Искусство кино. -1994.-№ 8. С.32−36.
  244. С., Казаков С. Первые шаги «Великого немого» // Искусство кино.- 1995.-№ 3,-С. 62−68.
  245. Как обустроить кинопрокат // Киномеханик. 1995. — № 5. — С. 4−5.
  246. Как сегодня писать историю кино? // Киноведческие записки. 1990.-вып. 8. — С. 4−26.
  247. Кино как средство массовой некоммуникации // Искусство кино.-1996. -№ 10. С. 12−21.
  248. Клейман Н. И. История кино как история культуры и как история людей
  249. Киноведческие записки. 1990. — вып. 8. — С. 4−26.
  250. В.А., Криндач А. Д. Тенденции постсоветского развития массовой и политической культуры юга России // Политические исследования. 1994. — № 6. — С. 120−133.
  251. В.В. Общественно-политическая жизнь Кубани в 50−60-е годы XX века // Новейшие исследования по истории Кубани. 1992. — С. 64−72.
  252. Д.С. Поэзия преображения: (Кино и зритель) // Искусство кино. 1986. — № 9. — С.84−96.
  253. Д.С. Экология духа человеческого // Советская культура, 1989. 23 марта. -С. 4 34. Лихачев Д. С. Русская культура в современном мире // Новый мир.-1991.- № 1. С. 3−9.
  254. Ю.М. Попытки предсказывать интересы в той мере, в какой они не оправдываются // Киноведческие записки. 1993. № 20. — С. 4−11.
  255. Е. Полочные фильмы 30-х годов // Искусство кино.-1995.- № 7. С. 84−95.
  256. И. Фигура умолчания в поисках молодого кино // Искусство кино. 1996. — № 8. — С. 20−24.
  257. Э.Ф., Сапар Р. Н. Культура и рынок // Вестник МГУ Сер. 6, Экономика. 1993. -№ 3. — С. 61−69.
  258. В. Иван, вспомнивший родство: Кинематограф 90-х годов // Искусство кино. -1991. № 4. — С. 64−69.
  259. А. Век второй. От cinema к.: (Новые формы и технологии в кино) // Искусство кино. 1995. — № 11. — С. 30−40.
  260. И.Ю. Историческое и мифологическое в кинопроцессе // Киноведческие записки. 1992. — № 15. — С. 59−64.
  261. И.А. Кино в оценках и представлениях постсоветского зрителя // Социологические исследования. 1996. — № 2. — С. 41−44.
  262. А. Положение серьезное, но не гибельное: Кинемограф 90-х // Искусство кино. 1991. — № 9. — С. 43−46.
  263. Л.Д. » Киноменю» школьников // Социологические исследования. 1995. — № 3. — С. 92−94.
  264. Н. В поисках молодого кино // Искусство кино. 1996. -№ 7.-С. 24−33.
  265. Н. Без языка: (О российском кино перестроечно-постперестроечных лет) // Искусство кино. 1996. — № 10. — С. 38−45.
  266. К.В., Кочегарова Г. В. Социлогия киноискусства // Социологические исследования. 1993. -№ 11.-С. 131−136.
  267. C.B. Просветительный кинематограф в России. 19 081 917 годы // Киноведческие записки. 1993. — Вып. 8. — С. 38−60.
  268. К.А. От насилия в кино к насилию «как в кино»? // Социологические исследования. 1996. — № 2. — С. 35−41.
  269. Ю. Цель или средство? // Искусство кино. 1986. № 7. — С. 99−103.
  270. В. Плоть и разум: О той, чьим именем был назван город (Екатеринодар) //Краснодарские известия. 1993. — 1 окт. — С. 4−5.
  271. А. О новой культурной политике России // ОНС. 1994. — № 5. -С. 14−25.
  272. H.A. Новые технологии: за и против // Киноведческие записки.- 1994/1995. № 24. — С. 198−201.
  273. М. Искусство кинобизнеса // Киноведческие записки. -1991.-Вып. 10. С. 175−201.
  274. ШварцМ. Начало. Бродячий экран/1895−1911 годы///Искусство кино.- 1995. -№ 1. С. 142−146.
  275. А. Кино плюс ТВ // Искусство кино. 1996. — № 1. — С. 25−27.
Заполнить форму текущей работой