Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби: Конец XIX — начало XX вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Структура исследования. Структура работы обусловлена логикой исследования проблемы, определена характером цели и задач, поставленных автором. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. Во введении рассмотрены актуальность темы, цели, задачи, объект исследования и источ-никовая база. В первой главе диссертации прослежены… Читать ещё >

Содержание

  • I глава. Возникновение и развитие медресе «Буби»
    • 1. Генеалогия семьи Нигматуллиных-Буби
    • 2. История развития медресе «Буби» до 1895 г
    • 3. Преобразование медресе «Буби». Деятельность братьев Буби и М. Буби
  • II глава. Педагогическая деятельность Нигматуллиных-Буби
    • 1. Учебные пособия, составленные Габдуллой Буби
    • 2. Учебники Губайдуллы Буби
    • 3. Педагогическая деятельность в России 'и за ее пределами Нигматуллиных-Буби
  • III глава. Общественно-религиозные взгляды Габдуллы Буби
    • 1. Проблема иджтихада и возврата к первоначальному исламу в трудах Г. Буби
    • 2. Таклид и освещение его в трудах Г. Буби
    • 3. Проблема образования женшины-мусульманки в трудах
  • Г. Буби

Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби: Конец XIX — начало XX вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обоснование темы. Ее актуальность. Конец XIX — начало XX вв. ознаменованы в истории татарского народа прогрессивным явлением — джади-дизмом. Джадидизм зародился в 80-е гг. XIX в. и первоначально был связан с реформами в системе образования, позднее утвердился как общественно-политическое движение1, объединившее в своих рядах представителей татарской интеллигенции, придерживающихся довольно широкого диапазона взглядов2. И сейчас когда общество переживает настоящее идеологическое возрождение, проявляющееся в обращении к широчайшему спектру мировоззренческих установок, подобная свобода идеологического состояния общества дает возможность для выражения и оформления умонастроений людей в соответствии с их изменившимися запросами и потребностями. С позиций современности, пробудивший в обществе интерес к истории народа, религии, и происходящего переосмысления общественно-исторических взглядов, вполне обоснованным представляется рассмотрение просветительской деятельности Нигматуллиных-Буби.

Губайдулла3 (1866−1936), Мухлиса (1869−1937) и Габдулла (18 711 922) Нигматуллины-Буби на рубеже XIX — XX вв. переобразовали староме-тодное медресе «Буби» в новометодное, в результате их деятельности превратившееся в один из центров просвещения тюркских народов Поволжья и Приуралья. За последние десятилетия ученые не раз обращались к изучению деятельности медресе «Мухаммадия» в Казани, «Галия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге и их руководителей Г. Баруди (1857−1921), 3. Камали (1873.

1 Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. -Казань, 2001.-452 с.

2 Аблуллии Я. Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. -Казань, 1998. -С.33−35.

3 Чтобы избежать путаницы, связанной с сокращением имен Габдуллы и Губайдуллы Буби, в настоящем исследовании Губайдуллу Буби мы обозначаем как Г.-М. Буби.

1942), Ахмада (1837−1906) и Гани (1839/40−1902) Хусаиновых1. Среди этих учебных заведений заслуженное место заняло и медресе «Буби», чья деятельность во время общественных и социально-экономических трансформаций конца XIX — начала XX вв. была значительной и многогранной. Наследие Нигматуллиных-Буби, особенно Габдуллы Буби, является продолжением идей, трактовок татарских просветителей Г. Курсави (1776−1812), Ш. Мард-жани (1818−1886), X. Фаизханова (1828−1866) и др. Однако Г. Буби в рассмотрении некоторых вопросов пришел к новым выводам, связанным с постановкой и анализом отдельных проблем, считавшихся в татарском обществе незыблемыми. Так, он доказывал правомочность использования татарского разговорного языка во время пятничных молитв, переосмыслил и сократил численность аятов, считавшихся насх2 и мансух3, развивал проблему «закрытия дверей иджтихада» и др.

Учебные пособия и работы по богословию, составленные Габдуллой и Губайдуллой Буби, их медресе пользовались популярностью не только среди местного населения, но и по всей России, в связи с чем рос авторитет медресе «Буби» среди других мусульманских учебных заведений. Этим можно объяснить и переезд более тридцати шакирдов медресе «Хусаиния"4, и приезд желающих учиться из далекого Туркестана и Сибири. Уже в советское время, когда отрицались ценности и традиции буржуазной России, П. С. Коган, оценивая вклад медресе «Буби» в развитие образовательной системы, назвал его «татарскими Афинами"5.

Источники исследования. Основной комплекс источников, использованных в исследовании, делится на несколько групп. Первую группу.

1 Амирханов Р. В стенах известного медресе // Вечерняя Казань. -1983. -8 апреляРахимов С. Медресе «Га-лия» // Идель. -1991.№ 1. -С.34−38- Рехимкулова М. Хемидуллин Л. Университетлар урнэгендэ // Казан ут-лары. -1992. -№ 7. -Б.138−156- Мохэммэтжан Галиев Ьэм аньщ улы Галимжун Баруди // Иман. -1997. -№ 5. -Б.ЗХайри Э. Гыйбрат алырлык хезмэт // ШаЬри Казан. -1999. -5 февральЮнысов М. «Хесаения"нен атаклы мнгаллимнаре ва шэкертлэре // ШоЬри Казан. -1999. -21 сентябрь—Духовая культура и татарская интеллигенция. Исторические портреты.-Казань, 2000. -С.69−71, 125−129 и др.

2 Насх — отменяющий.

J Мансух — отмененный.

4 Эл-Ислах. -1908. -13,26 октябрь.

5 Коган П. С. Вступительная статья // Сборник татарской литературы (дореволюционной). -М.-Л., 1931. -С.10−11. источников составляют учебные пособия, материалы публицистики и мемуары Нигматуллиных-Буби. Опубликованные труды относятся к 18 981 926 г. Это учебные пособия (Г. и Г.-М. Буби), работы по богословию (Г. Буби и М. Буби), изданные в виде книг и статей, рпубликованных в татарской периодической печати.

Учебные пособия по естественным наукам, составленные Г.-М. Буби, являются одними из первых в России. Они пользовались большим спросом, чем и объясняется их переиздание в последующие годы, вплоть до 1918 г. Труды Г. Буби, освещающие различные проблемы духовной жизни («Истина», «Прошло ли время иджтихада?» и др.), вызвали широкий резонанс в татарском обществе. Статьи в периодической печати Г. и М. Буби, изданные на страницах газет и журналов «Нур», «Казан мухбире», «Вакт», «Юлдуз», «Баянелхак», «аль-Ислах», «Шура», «Дин ва Магишат», освещают повсед-' невные проблемы татарского народа начала XX в. Например, проблема иджтихада, учебной системы, многоженства и др.

Основными источниками исследования являются рукописи-воспоми-ния Габдуллы Буби, хранящиеся в Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного универси-. тета (ОРРК НБ КГУ). Мемуарные источники — это воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора. При использовании их в научной работе необходимо было учесть некоторые особенности, поскольку они по своей сути являются крайне субъективным источником1. С целью выяснения достоверности мемуарного источника нами были привлечены различные материалы, прежде всего архивные документы, публикации из периодических изданий и книг. Для обоснования фактов были подвергнуты анализу публикации из газет и журналов «Нур», «Казан мухбире», «Вакт», «Юлдуз», «Баянелхак», «аль-Ислах», «Шура», «Дин ва Магишат».

1 Бушканец Е. Г. Мемуарные источники. -Казань, 1975.-98 с.

Вторую группу источников составляют опубликованные и неопубликованные труды современников Нигматуллиных-Буби, выражавшие свое отношение к их деятельности. В эту же группу входят конспекты уроков шакирда медресе «Буби» (1902;1903 гг.)1 и письмо Ф. Са-дыкова, адресованное Ф. Валееву хранящиеся в фонде Национальной библиотеки Республики Татарстан (НБ РТ).

Архивные материалы составляют третью группу источников. В диссертационном исследовании были использованы архивные материалы Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), Государственного архива Кировской области (ГАКО) и Государственного архива Удмуртской республики (ГА УР). В фондах НА РТ хранится комплекс источников, отражающих общественно-педагогическую деятельность Нигматуллиных-Буби, а также материалы судебных процессов, на которых они выступали в качестве обвиняемых. Были изучены фонды Канцелярии казанского губернатора (Ф.1), Казанской губернской казенной палаты (Ф.З), Казанского губернского жандармского управления (Ф.199), Казанского окружного суда (Ф.41), Попечителя Казанского учебного округа (Ф-92) и др. В ГАКО нами были просмотрены фонды канцелярии директора народных училищ Вятской губернии (Ф.205), Вятской губернской казенной палаты (Ф.176), канцелярии Вятского губернатора (Ф.582), Вятско-губернской земской управы (Ф.616), Вятско-губернского жандармского управления (Ф.714), в результате обнаружены материалы по истории создания и развития медресе «Буби», ревизские сказки д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии, следственное дело на панисламистов. В ГА УР нами были исследованы фонды Сарапульской уездной земской управы (Ф.246), Сарапульской уездной переписной комиссии (Ф.236), и обнаружены материалы переписи 1897 г. по медресе «Буби», а также касающиеся назначения учителей.

1 Личность не усгановлено.

Степень изученности темы. Научное наследие Нигматуллиных-Буби до сих пор не являлось объектом монографического изучения. Рассмотреть степень и уровень изученности.-этого наследия можно в соответствии с периодизацией отечественной историографии: в дореволюционной татарской историографии, в советской и в историографии постсоветского периода.

В начале XX в., почти сразу же после закрытия медресе «Буби», начинается исследование его деятельности. Изданные в середине 10-х г. XX столетия критические статьи Г. Ибрагимова характеризируют противоречивость взглядов автора. С одной стороны, обвиняя религиозных реформаторов в панисламизме, он указывал в их числе и Буби, объявляя его продолжателем реформаторских идей Дж. Афгани (1839−1897)1, М. Абдо (1849−1905)2, с другой — Г. Ибрагимов видит в их деятельности прогрессивное явление, в частности, «преодоление схоластики и направленность к европейской культуре"3.

По мнению профессора Казанской духовной академии Я. Коблова, «медресе было выдающимся центром мусульманского просвещения. До той высоты, на которую поднялось Иж-Бобинское медресе в период своего расцвета, не доходило ни одно медресе приволжского края». Он ставит деятельность медресе «Буби» выше таких знаменитых центров просвещения, как * «Хусаиния» в Оренбурге, «Галия» в Уфе, «Мухаммадия» в Казани4.

В 20-е гг. XX в. такого же мнения придерживались Дж. Валиди5 и Г. Мансуров6, проанализировав Жизнь и деятельность Г. Буби, а также роль медресе «Буби» в. татарском обществе. Однако здесь уже чувствуется влияние коммунистической идеологии, о чем, например, свидетельствует следующая фраза: «.Давал советы крестьянам и знакомил их с политическим положением. Вот с этой стороны, несмотря на то, что он является.

1 Ал-Афгани Мухаммад б. Сафдар Джамалетдин, религиозно-политический деятель.

2 Абдо Мухамммад, богослов и общественный деятель Египта.

3 См.: Ибр^Ьимов Г. Эсарлар. 8 томда. T.V. Публицистика. -Казан, 1978. -Б.118−119, 340−341- T.VII. Тарихи хезмзтлор. -Казан, 1984. -Б.210−211.

4 Коблов Я. Д. Конфессиональные школы татар. -Казань, 1916. -С.93−95.

5 См.: Волиди Ж,. Габдулла Бубый //Татарстанабэрлоре. -1922. -20 февральВалидов Дж. Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.). -М., 1923. -С.77−81.

6 Мансуров Гасым Гатич (1894−1955), историк, педагог, общественный и политический деятель. служителем культа, представляет ценность для коммунистов"1. В начале 30-х г. XX в. П. С. Коган, анализируя деятельность Г. Буби, писал о нем, как об образованнейшем представителе татарской интеллигенции, который стремился к примирению ислама с новой культурой и прилагал все свои усилия к созданию наилучшего учебного заведения для мусульман, а также размышлял над решением социальных проблем и т. д.

Однако после утверждения тоталитарного режима в стране эта тема была закрыта. И лишь в 1950;е гг. XX в., во время «хрущевской оттепели», стало возможным вновь исследовать данную проблему. Так, В. Горохов в цикле «О дореволюционных татарских медресе» пишет о медресе «Буби» как об «одном из передовых» учебных заведений3.

В 50-е гг. XX в. создавались различные кружки любителей истории, которые изучали прошлое своих поселений и выдающихся личностей. Одним из них являлся Ф. Садыйков (1918;2002)4, он начал заниматься историей «Буби» еще в 1955 г. Собирал материалы по процессу панисламистов в архивах Ижевска, Сарапула, Кирова, Казани, КГБ СССР5. В своих статьях, Ф. Садыйков называет руководителей медресе «Буби» «пантюркистами и панисламистами», однако в целом характеризует деятельность медресе как прогрессивную, имея в виду других преподавателей. Тех преподавателей, которые сумели отстоять передовые мысли и ввести в систему обучения такие предметы, как арифметика, алгебра и др.6 Ф. Садыйков почему-то не обратил внимание на тот факт, что именно Г.-М. Буби ввел в медресе «Буби» такие предметы, как основы политэкономии, физику, ботанику, этику, французский язык и др.

Мансуров Г. Габдулла Бубый //Татарстан хебарлэре. -1922. -15 февраль.

См.: Koran I I. С. Вступительная статья//Сборник татарской литературы (дореволюционной).-М.-Л., 1931. -С.10−11.

Горохов В. Революциягэ кадэрге татар мэдрэсалэре // Совет мэктэбе. 1957. -№ 7. -Б.17−19.

4 Директор и преподаватель истории школы д. Кадралиево Агрызского района Татарской АССР, составитель сборника стихов Д. Губайди, воспитанника медресе «Буби».

5 НБ IT. № 1123 Т. -Б.1−5.

Садыйков Ф. Давыд Гобэйди // Совет мэктэбе. 1957. -№ 11. -Б.46−48- Ялкын. -1957. -№ 11. -Б.15- Совет эдабияты. -1957. -№ 12. -Б.69- Садыйков Ф. Давыд Гобэйди// Гобэйди Д. Шигырьлэр. -Казан, 1959. -Б.З.

Одним из первых исследований, специально посвященных медресе д. Иж-Бобья, является публикация А. Б. Рустямовой «Ижбобинская женская школа и подготовка учительниц из татар». Автор, проанализировав работу медресе и труды Г. Буби, раскрывает как отрицательные, так и положительные стороны, отмечая при этом высокий уровень преподавания: «.После Великой Октябрьской социалистической революции образование девочек, окончивших эту школу, официально приравнивалось к окончившим педагогический техникум"1.

Важным шагом в изучении документов по истории деятельности Буби стало изданное в 1962 г. А. Фатхи «Описание рукописей», хранящихся в Научной библиотеке им. Н. И. Лобачевского Казанского государственного университета. В этой работе впервые упомянуты рукописи Г. Буби и дан их краткий обзор. Этот труд, созданный 40 лет тому назад, и сегодня не потерял своего значения. Он является основным источником при изучении истории медресе «Буби» и деятельности Буби. А. Фатхи считал их «религиозными реформаторами», боровшимися против фанатизма и схоластики в религии2.

С конца 60-х гг. и до 1995 г. этой проблематикой занимался литературовед М. Магдеев, который развил идеи Г. Ибрагимова и Дж. Валиди. Значение работ М. Магдеева состоит в том, что он впервые за советский период издал и ознакомил широкий круг читателей с основными документами по истории медресе «Буби», его руководителей, оценив их деятельность как явление прогрессивное, назвав их религиозными реформаторами. Проанализировав учебный процесс и программы медресе, он дал им высокую оценку3.

В 70−80-е гг. прошлого столетия число исследователей, занимавшихся проблемой просвещения, возрсло. К ним можно отнести А. Махмутову,.

1 УЗКПИ. Вып. XIII, 1958. -С.403−123- Из истории педагогики в Татарии. -Казань, 1967. -С.154.

2 См.: Н. И. Лобачевский йсемендэге Фэнни китапханэ кулъязмаларыньщ гасвирламасы (Татар едиплоре Ьам галимнаренец кулъязмалары) /Тез. А. Фэтхи. -Казан, 1962. -Б.11−20.

3 См.: МоЬлиев М. Буби мэдрэсэсе // Казан утлары. -1969. -№'12. -Б. 167−179- МэЬдиев М. Эдэбият Ьэм чынбарлык. -Казан, 1987. —Б.144—172- Мэдрасэлэрдэ китап киштесе. -Казан, 1991. -42, 238 бМэЬдиев М. КаЬорлонгон хорокот, каЬзрлэнгэн тема. // Казан утлары. -1993. -№ 2. -Б.141−147.

В. Смирнову, Я. Абдуллина, И. Нуруллина1 и др. Рассматривая систему образования в дореволюционный период, они анализируют деятельность медресе «Буби» и дают ей достаточно высокую. Например, А. Махмутова пришла к выводу, что медресе «Буби» играло существенную роль в подготовке национальных кадров для татарских школ, позже их достижения были использованы при создании других светских школ. Т. Курбанов, оценивая роль медресе в подготовке учителей в дореволюционный период, писал о том, что летние курсы в д. Иж-Бобья явились большим событием в татарском мире, а шакирды стали видными педагогами, организаторами народного образования и руководителями школ при Советской власти3.

В статье, изданной в 1973 г. и посвященной особенностям грамматики Агрызского региона, языковед Д. Рамазанова подчеркнула, что «медресе, известное своей прогрессивностью, способствовало культурному росту людей, живущих на окраийе». Она сделала интересный вывод о том, что деятельность медресе «Буби» «привела к изменениям в разговорной речи населения"4.

Изменения общественных установок, произошедшие в 90-е гг. прошлого столетия, пробудили интерес к истории, к прошлому татарского народа. Следствием этого процесса стало появление новых публикаций, посвященных деятельности Буби. Период с начала с.90-х гг. XX в. можно считать новым этапом в изучении истории медресе «Буби». Так, наряду с от.

1 Нуруллин Э., Апакова И. Йж-Бубый мэктэбена 100 ел тула // Эгерже хэбэрлэре. -1965. -15 августМахмутова А. Х. Борьба за женское образование у татар (90-е гг. XIX—1917 г.). Дисс. канд. ист. наук. -Казань, 1971. — 271 е.- Махмутова А. Х., Смирнова В. Н. Женский вопрос в татарской историографии 1917;1927 гг. // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Вып.4. -Казань, 1972. -С. 69−78- Абдуллин Я. Г. Татарская просветительская мысль. -Казань, 1976. -319 е.- Курбанов Т. Я. Из истории педагогического образования татар и дореволюционный период// Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIXначале XX вв. -Казань, 1979. -С.22−27- Махмутова A.X. Становление светского образования у татар. -Казань, 1982. — 96 е.- Ра-химкулова М. Ф. Преподавание естественных наук в татарских школах дореволюционной России. -Оренбург, 1988.

2 См.: Махмутова А. Х. Борьба за женское образование у татар (90-е гг. XIX—1917 г.). Дисс. учен. ст. канд. ист. наук. -Казань, 1971. -182 е.- Махмутова A.X., Смирнова В. Н. Женский вопрос в татарской историографии 1917;1927 гг. // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Вып.4. -Казань, 1972. -С. 69−78.

3 См.: Курбанов Т. Я. Из истории педагогического образования татар в дореволюционный период // Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIXначале XX вв. -Казань, 1979: -С.28.

4 Рамазанова Д. Эгерже урынчылыгыньщ теп грамматик узенчэлеклэре // Совет мэктэбе. -1973. — № 3, л.26−28. Рамазанова Д. Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора. -Казань, 2001. -С.35,42. дельными статьями в периодической печати1, в которых освещалась биографии Нигматуллиных-Буби и история медресе «Буби», в 1991 г. была издана рукопись Г. Буби «История медресе «Буби""2, переизданная в дополненном виде в 1999 г. Издание сопровождено солидным научным аппаратом. Составителями были подготовлены подробные комментарии к датам, личностям, чьи имена встречаются в рукописи Г. Буби, фотографии медресе «Буби», руководителей и членов их семей. В издание включены воспоминания о Буби, архивные материалы, касающиеся ареста Нигматуллиных-Буби. Книга стала важной вехой в изучении истории этого медресе.

Рассматривая историографию деятельности Буби, нельзя не обратить внимание на сборник «Очаги просвещения», вышедший в 1992 г. в Казани. Его составители высоко оценивают вклад в педагогику Нигматуллиных-Буби. Того же мнения придерживаются и авторы других публикаций — Р.А. Утябай-Карими3, М. А. Усманов4, 3. Т. Шарафутдинов, Я. И. Ханбиков5,.

6 7 8.

Р. Р. Фахрутдинов, А. X. Махмутовой и И. Мараш. Утябай-Карими делает окцент на организации в медресё «Буби» женского образования и деятельности М. Буби в ней, М. Усманов обращается к деятельности Г. Буби в Кульдже. В работе 3. Шарафутдинова и Я. Ханбикова дан анализ некоторых учебных пособий и трудов братьев Буби в просвещение татар.

Однако, несмотря на значительное количество отдельных публикаций, всестороннее изучение наследия Нигматуллиных-Буби остается актуальным.

1 Бубыйлар эше хакында // Жину юлы. -1989. -8 августХужин Ф. Иж буендагы Бубый // Социалистик Татарстан. -1990. -14 октябрьХелиуллина Р. Мехлисэ Бубый // Эгерже хабэрлэре. -1991.-4 апрельМесли-мов А. Иж-Бубый — ух тарих // Эллуки: -1991'. -5 июльШафиков Я. Как живешь, Буби? // Республика Татарстан. -1997. -11 июнь и др.

2 Бубый Г. Буби мэдросэсе тарихы / Тез. Мэрданов Р., Рахимов С. -Казан, 1991. -208 с.

3 Утябай-Карими Р. А. Мэгьрифатчелек эзлэреннэн. Уфа, 1991. -Б.78−82;

4 Госманов М. Г. Ябылмаган китап яки чэчелгэн орлыклар. -Казан, 1996. -206 б.;

5 Шарафутдинов З. Т., Ханбиков Я. И. История педагогики Татарстана. -Казань, 1998. —Б. 167—176;

6 Фахругдинов P.P. Татарское либерально-демократическое движение в конце XIX — начале XX вв.: идеология и политическая программ. -Казань, 1996. Махмупжа A.X. Габдулла Буби о деспотизме // Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX в. -Казань, 1997. -С.135−138- Махмутова A.X. Феномен Мухлисы Буби// ГасырларавазыЭхо веков. -2000. -№ ½. -С.203−214- Махмутова A.X. Иж-Бубый мадрэсэсенэ 220 ел // Казан утлары. -2001.-№ И.-Б. 126−137;

8 Maras I. Turk dunyasinda dini yenilesme (1850−1917). -Istanbul, 2002. -S.92−95.

Цель и задачи исследования

Целью данной работы является анализ просветительской деятельности семьи Нигматуллиных-Буби и его значения для общественного и духовного развития татарского общества в конце XIXначале XX вв.

Для достижения указанной цели в работе ставится ряд задач:

• рассмотрение истории становления семьи татарских просветителейНигматуллиных-Буби;

• раскрытие педагогической деятельности Нигматуллиных-Буби;

• анализ общественно-религиозных и педагогических взглядов Г. Буби.

Объектом исследования является педагогическая и общественная деятельность Нигматуллиных-Буби. Предметом изучения выступают основные направления просветительской и общественной деятельности Нигматуллиных-Буби в контексте развития татарской общественно-религиозной мысли в конце XIX — начале XX вв.

Методология исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма, системности, объективности и целостности при изучении наследия Нигматуллиных-Буби. При анализе и изложении материла применялись общенаучные методы (логический, метод классификации) и специальные (метод биографического описания, сравнительно-исторический).

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые общественно-педагогическая деятельности Нигматуллиных-Буби была подвергнута комплексному анализу.

В диссертационной работе используется ряд источников, в том числе на арабской графике, которые вводятся в научный оборот впервые.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при разработке проблем, связанных с историей татарского народа, прежде всего при составлении трудов по истории развития общественной мысли и просвещения, а также при чтении лекций, в разработке специальных курсов по истории Республики Татарстан.

Структура исследования. Структура работы обусловлена логикой исследования проблемы, определена характером цели и задач, поставленных автором. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения. Во введении рассмотрены актуальность темы, цели, задачи, объект исследования и источ-никовая база. В первой главе диссертации прослежены этапы развития и становления медресе «Буби», деятельность Нигматуллиных-Буби и их роль в воспитании будущего поколения. Вторая глава посвящена анализу педагогической деятельности Нигматуллиных-Буби вне стен медресе «Буби», проведен анализ опубликованных трудов, явившихся в основном учебными пособиями для мектеба и медресе. Внимание в третьей главе главным образом сосредаточено на анализе наследия Г. Буби, так как именно в его трудах достаточно полно и многоаспектно отразились проблемы, характерные для творческой деятельности Нигматуллиных-Буби, при этом основным источником стали его книги «Прошло ли время иджтихада», «Истина» и рукопись «Женщины». В приложении дан список преподавателей и шакирдов медресе «Буби», которых смог выявить автор.

Заключение

.

Просветительство, расцвет которого состоялся на рубеже XIX — XX вв., не только привнесло изменения в систему образования, но и кардинально повлияло на формирование нового общественного мнения. Большую роль в этом процессе сыграли учебные заведения нового типа, в частности, как знаменитые медресе «Мухаммадия» в Казани, «Хусаиния» в Оренбурге, «Галия» в Уфе и медресе «Буби» в одноименной деревне Сарапульского уезда Вятской губернии. Изучение истории каждого из названных учебных заведений и анализ деятельности их руководителей позволяют составить наиболее полную картину изменений в системе образования.

Деятельность Нигматуллиных-Буби, являющихся руководителями одного из знаменитых учебных заведений Поволжья в начале XX в. — медресе «Буби», охватывает период с XIX в. до 30-х гг. XX в.

История семьи просветителей Нигматуллиных-Буби начинается с первых переселенцев в д. Иж-Бобья Сарапульского уезда Вятской губернии. Они являлись потомственными муллами и состояли в родственных отношениях с другими духовными лицами этой же деревни. Их деятельность, неразрывно связанная с историей медресе «Буби», охватывает период с XIX в. (по последним официальным документам, первое упоминание о медресе встречается в документе, составленном 1831 г., где приведены сведения, относящиеся к 1811 г.) до начала XX в. Это медресе до реформы 1895 г. не отличался от других конфессиональных учебных заведений. В его деятельности были-периоды расцвета и упадка. Однако нельзя принизить роль этого старометодного медресе того периода, поскольку он являлся очагом просвещения в крае. В то время, когда татары-мусульмане не могли получить образование в светских школах России, мектеб и медресе при мечети восполняли эту потребность. В течение нескольких лет шакирды обучались грамоте по старым учебникам. Возникновение и распространение идей джадидизма в мусульманском мире не пр.

В связи с просветительской и педагогической деятельностью Нигматуллиных-Буби медресе «Буби» стало одним из известнейших и популярнейших мусульманских учебных заведений Поволжья. Братья ставили задачу — подготовить не только современных, образованных деятелей религии, мугаллимов-учителей дляджадитских школ, но и практических работников сельского хозяйства, предпринимателей.

С возрастанием роли и престижа медресе «Буби» увеличилось количество обучающихся в нем. Открытие русских классов для юношей, а позднее и для девушек укрепило его место в системе образования представителей тюркских национальностей России. С открытием в 1908 г. летних педагогических курсов, целью которых было повышение квалификации учителей и подготовка к поступлению в медресе, увеличился возраст обучаемых. Свидетельства, выданные этим учебным заведением, котировались по всей России, А в Сарапульском уезде Вятской губернии без согласия мулл деревни Иж-Бобья из средств земства не финансировался ни один мектеб или медресе.

Однако деятельность Нигматуллиных-Буби и созданного ими учебного заведения не всегда протекала гладко. Противостояние старого и нового методов разрешилось в пользу первого. Не без активного участия И. Динмухамеда с 29 на 30 января 1911 г. был проведен обыск в медресе, учителя арестованы, а само медресе — закрыто. Так начался нашумевший в начале XX в. процесс над пантюркистами.

Братья Буби и их сестра Мухлиса, став во главе медресе д. Иж-Буби Сарапульского уезда Вятской губернии, преобразовали его на основе концепции педагогики джадидизма. Реформа, начатая ими еще в 90-е годы XIX в., активно была проведена в годы революции 1905;1907 гг. Их медресе отличалось хорошей постановкой учебного дела и стало одним из центров образования для татар. За период существования джадидитского медресе «Буби» были достигнуты определенные результаты, повлиявшие в последующем на формирование общественной мысли и создание нового государства. Из рядов шакирдов, окончивших это медресе, вышли общественно-политические руководители, писатели, журналисты, педагоги и. др.

Анализ учебных пособий, составленных братьями Буби для медресе и просмотренные критические статьи к ним, издававшиеся в повременной печати с 1904 по 1916 гг. показали, что язык первых пособий братьев Буби (1898−1905) очень близок к османскому. Но с формированием национального татарского языка стиль книг меняется, он начинает сближаться с литературным татарским языком. Труды Г. Буби посвящены главным образом раскрытию и переосмыслению основных вопросов религии, Г.-М. Буби больше интересовали естественные науки. В начале века книги, издаваемые ими, особенно пособия по естественным наукам, пользовались большой популярностью. В них отражены взгляды, мировоззрение Нигматуллиных-Буби. Г. Буби в своих трудах поднимает спорные вопросы и приглашает к дискуссии.

О деятельности Нигматуллиных-Буби вне стен медресе «Буби» можно судить по сохранившимся рукописям Г. Буби и периодике. К сожалению, материалы, касающиеся одного из братьев — Г.-М. Буби, очень скудны, и по ним нельзя судить о его жизни. Г. Буби после освобождения из тюрьмы со своей семьей переехал в Китайский Туркестан, основал дарелмугаллимат наподобие медресе «Буби» и активно участвовал в общественной жизни тюркских народов Кульджи. Он до конца своих дней, и после переезда из Китая в Троицк, а затем в д. Иж-Бобья, продолжать просвещать народ.

Г. Буби является ярким представителем татарской интеллигенции начала XX в. Его труды освещают насущные проблемы своего времени. Он доказывал, что ислам не противостоит развитию наук и культуры, напротив, являясь цивилизованной религией, ислам создает предпосылки для их дальнейшего развития. Одобряя достижения европейской культуры, он выступает и как защитник интересов татарского народа, национального языка. Г. Буби, будучи религиозным реформатором, является и глубоко мыслящим философом рассматривает проблему отдаления религии от цивилизации, причиной которого явились неграмотность религиозных деятелей, отгородивших себя от всего прогрессивного, их фанатизм. Г.'Буби путем просвещения предлагает возвратиться к «врожденной религии» и очистить ее от последующих наслоений. Являясь сторонником идеи «открытия дверей иджтихада», он рассматривает проблемы возникновения и развития такого явления, как таклид. Продолжая тему, начатую еще в начале XVIII в. Г. Курсави и продолженную Ш. Марджани, Г. Буби отрицает слепое следование кому-либо в вопросах религии. Значимость его идей, по сравнению с его предшественниками, заключается в том, что его мысли попали на уже подготовленную почву. Большую роль сыграли развитие типографского дела, издание книг на татарском языке, чем и объясняется огромный успех его произведений.

Г. Буби один из тех, кто уделял огромное значение образованию женщины. Он считал, что лишь просвещенная женщина может создать семью, благодаря порядку и благополучию в которой будет достигнуто и процветание нации и государства. Все проблемы, рассматриваемые Г. Буби, связаны с одной мыслью — с открытием дверей иджтихада. С этим связаны искоренение деспотизма, возврат к истинной религии и образование женщины.

М. Буби, стала первой женщиной кази в ЦДУМе. На этом поприще она сделала очень многое для поднятия роли женщины в обществе. Все свои способности и силы она направила на это. Жизнь М. Буби с 1917 по 1937 гг. была нелегкой. Особенно тяжелым для нее был период, когда религиозные деятели обвинялись в антигосударственной деятельности и подвергались преследованиям. М. Буби не смогла избежать репрессий. В преклонном возрасте она была обвинена в измене Родине и приговорена к высшей мере наказания.

Разносторонняя деятельность Нигматуллиных-Буби оставила глубокий след в развитии общественной мысли конца XIX — начала XX вв. и просветительского движения татарского народа.

Список религиозных терминов используемых в диссертации.

Дият — плата за пролитую кровь, замена кровной мести.

Закят — подоходный налог в исламе, в пользу малоимущих мусульман.

Иджма — решение и соглашение религиозных ученых.

Иджтихад — усердие.

Кази — судья.

Кияс — аналогия.

Мансух — отмененный.

Муджтахид — человек, усердствующий в поисках истины Мукаллид — человек, подражающий кому-нибудь.

Муфтий — знаток шариата, дающий разъяснения его положений и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фет-ва), глава мусульманского духовенства определенного региона, высшее духовное лицо, председатель духовного правления.

Мухтасиб — ученый богослов, исполняющий роль инспектора Насх — отменяющий.

Сунна — это совокупность сообщений об изречениях, поступках и поведении пророка, о том, чему он учил и что одобрял, тогда как хадис содержит лишь наставления пророка, записанные с его собственных слов и распространяемых в виде книг уже после того, как был изложен Коран Таклид — следование, копирование.

Хаджи — человек, совершивший паломничество в Мекку Хадис — предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, затрагивающие различные религиозно-прававые стороны жизни мусульманской общины. Предания считаются вторым после Корана источником права, на них основана сунна, они содержат в себе значительную часть принципов и идей ислама.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Национальный архив Республики Татарстан:
  2. Ф.1. Канцелярия Казанского губернатора.11.1. Ф.1, оп.4, д. 5482. Переписка по обследованию фактического положения дел в новометодных мектебе и медресе Казанской губернии. 1913 г.
  3. Ф.41. Казанский окружной суд.11.5. Ф.41, оп.11, д.1−7, 9−11. Предварительное следствие по делу панисламистской пропаганды. 1911 г.
  4. Ф.160. Директор народных училищ Казанского учебного округа по Казанской губернии.11.15. Ф.160, оп.1, д. 1576. Секретная переписка о татарских школах, характеристика учителей и учительниц.
  5. Государственный архив Кировской области:
  6. Ф.206. Инспектор начальных народных училищ Вятской губернии.11.52. Ф.206, оп.1, д. 13. Сведения о ведомости, о числе и мест татарских магометанских школ. 1870 г.
  7. Ф.237. Вятское духовное правление.11.53. Ф.237, оп.76, д. 1363. Книга о числе находящихся в Вятской губернии мечетей. 1905 г.
  8. Ф.574. Вятский губернский статистический комитет.11.54. Ф.574, оп.1, д. 324. Ведомости уездных исправников о мусульманских школах в губернии. 1869 г.
  9. Центральный государственный архив Удмуртской республики
  10. Ф.236. Сарапульская уездная переписная комиссия.11.65. Ф.236, оп.1, д. 195. Бланки переписи населения по Агрызской волости. ф 1897 г. 11.66. Ф.236, оп.1, д. 592. Бланки переписи населения на населенных пунктах Чутырской волости. 1897 г.
  11. Национальная библиотека Республики Татарстан:11.78. № 338 т. Иж-Бубый мэдрэсэсе шэкертенец дэрес конспекты. 1902/1903 еллар.11.79. № 1653 т. Ф. Садыйковныц Ф. Вэлиевка язган хаты. 1958 ел.
  12. Я.Г. Буржуазно-демократическое движение рубежа XIX—XX вв.. и его идеологическое выражение джадидизм // Общественная и философская мысль в Татарии начале XX в. -М.: Наука, 1990. -197 с.
  13. Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. -Казань: Иман, 1998. -41 с.
  14. Я.Г. Татарская просветительская мысль. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1976. -319 с.
  15. А. Женщина по исламу и в исламе. -Тифлис, 1901. -С. 15−59.
  16. Агрызский кантон за первый год своего существования. (3-го дек. 1921 г. -1 ноября 1922 г.). -Казань: Первая Государственная типография Казанская, 1922.-76 с.
  17. С.Х. Газиз Губайдуллин как историк // Исследования по историографии Татарии. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1986. -127 с.
  18. Р. В стенах известного медресе // Вечерняя Казань. -1983. -8 апреля.
  19. Р.У. Некоторые бсобенности развития народного образования у татар в дооктябрьский период // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. -Казань: ИЯЛИ, 1992. -147 .с.
  20. Р. Развитие народного образования у татар в дооктябрьский период // Мэгариф. -1992. -№ 9. -С.4013.
  21. Р.У. Татарская демократическая печать (1905−1907 гг.). -М: Наука, 1988.-188 с.
  22. А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России. -М.: Госиздат, 1931. -189 с.
  23. Н.И. О татарских сочинениях по географии // Инородческое ободрение. -1916.Т.2. -№№ 2−3. -С.227.
  24. Е.Г. Мемуарные источники. -Казань: Изд-во Казан, пед. инта, 1975.-98 с.
  25. Н.К. // Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. -С.Пб.: типог. имп. Акад. наук, 1900. -С. 480.
  26. В. и Е. Мир в рассказах для детей. -М., 1907.
  27. В.П. // Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. -СПб.: типог. имп. Акад. наук, 1900. -С.511.
  28. Г. М. Арифметический задачник для начальных училищ и приготовительных классов гимназии и реальных училищ. -Казань: Типог. Императорского ун-та, 1892. -124 с.
  29. Г. М. // Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. -С.Пб.: типог. имп. Акад. наук, 1900. -С. 594.
  30. З.Б. // .Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей. -С.Пб.: типог. имп. Акад. наук, 1900. -С.660.
  31. Р.Б. Тюрко-татарская политическая эмиграция: начало XX века и 30-е годы. -Н. Челны: Камский издательский дом, 1997. -С. 126, 129.
  32. В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. -Казань: Татгосиздат, 1941. 260 с.
  33. Духовная культура и татарская интеллигенция. Исторические портреты. -Казань: «Магариф», 2000. -Б.68−71, 125−129.
  34. Э.А. Большевики и учащаяся молодежь Казани (1905 — февраль 1917 гг.). -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. -С.68, 86.
  35. И. К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. — Казань: Татар, книж. изд-во, 2000. -223 с. * '
  36. Г. Татары в революции 1905 года. -Казань: Госиздат ТАССР, 1926.
  37. Г. Г. Абу Наср Курсави и среднеазиатские истоки татарской общественной мысли конце XVIII начала XX века. Дисс. на соис. учен, ст. канд. истор. наук. -Казань, 2001. — 204 с.
  38. Из истории общественной татарской мысли. Сб. статей, Казань, 1979.
  39. А.А. Историческая наука на пороге XX веке // Вопросы истории. -1996.-№ 4.-С.6−28.
  40. Ислам в Татарстане: опыт толерантности и культура существования. -Казань: Мастер Лайн, 2002.-101 с.
  41. Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье. -Казань, 2001. -452 с.
  42. Ислам. Энциклопедический словарь. -М.: «Наука», 1991.-315 с.
  43. История философии. -М., 1997. -С. 168.
  44. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2.: Философия XV—XIX вв. -М.: Греко-латинский кабинет Ю. Н. Шичалина, 1998. -С.270−271, 277 278.
  45. Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы: тезисы и краткое содержание докл. международной научной конференции 10−11 октября 1996 г. -Казань, 1997. -304 с.
  46. Т. Зия Камали. -Казань: Иман, 1997. -53 с.
  47. В.А. Философия. -М.: Логос, 1998. -С.83.
  48. А. Хочешь стать шакирдом — учись // Казанские ведомости. -1995. -20 сентябрь.
  49. А.Г. У истоков татарской книги. Издательство 2-е, Исп. Пер. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1992. 224 с.
  50. Я. Конфессиональные школы казанских татар. -Казань, 1916. -119 с.
  51. Коран / Пер. Крачковского. -М.: МНПП «Буква», 1991. -528 с.
  52. С. Имена их помнят и чтут // Республика Татарстан. -1999. — 11 сентябрь.
  53. Т.Я. Из истории педагогического образования татар в дореволюционной России // Педагогическая мысль в Казанском крае в конце XIX -начало XX века. -Казань: КГПИ, 1979. -С.22−29.
  54. Максудова 3. Медресе Иж-Буби // Идель. -1991. -№ 5. -С.43−45.
  55. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905−1917). -Казань: КГПИ, 1992. -126 с.
  56. Марджани: ученый, мыслитель, просветитель. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1990.-189 с.
  57. А.Х. Габдулла Буби о деспотизме // Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997.-С. 135−138.
  58. А.Х. Становление светского образования у татар. -Казань: Изд-во Казан, ун-та., 1982. -96 с.
  59. А.Х. Феномен Мухлисы Буби // Гасырлар авазы Эхо веков. -2000. -№№ ½. -С.203−214.
  60. А.Х., Смирнова В. Н. Женский вопрос в татарской историографии 1917−1927 гг. // Очерки истории народов Поволжья и Приуралья. Вып.4. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1972. -С. 69−78.
  61. З.С. Проблемы вакфа: история и современность // Религия в современном обществе: история, проблемы, тенденции. -Казань: Издательство «Заман», 1998.-С. 175−178.
  62. С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1979. -223 с.
  63. Мусульманский мир: средние века, новое время. -Казань, 1996. -С.102−109.
  64. Народное просвещение у татар в дооктябрьский период. -Казань: ИЯ-ЛИ, 1992.-147 с.
  65. Д.М. Историк Г.С.Губайдуллин (1887−1937). Жизнь и творчество. Дисс. кандидата исторических наук. -Казань, 1997. -185 с.
  66. Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественной мысли. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1964. 444 с.
  67. Общественная и философская мысль в Татарии, начала XX века. -М.: «Наука», 1990.-С.З-51.
  68. Очерки истории татарской общественной мысли. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2000. -191 с.
  69. Проблема преемственности в татарской общественной мысли. -Казань: ИЯЛИ, 1985.-163 с.
  70. С. М. К вопросу о правоверии в исламе: понятия акл ас-сунна (сунниты) // Проблемы арабской культуры. -М., 1987. '-<1.213−217.
  71. Д.Б. Татары Восточного Закамья: их распространение, особенности говора. -Казань: Изд-во «Магариф», 2001. -С.35, 42.
  72. М.Ф. Преподование естественных наук в татарских школах дореволюционной России.-Оренбург, 1988.
  73. С. Медресе «Галия» // Идель. -1991. -№ 1. -С.34−38.
  74. А. К вопросу о женской образованности среди казанских татар (с конца XIX века до 1917 года) // УЗКПИ. Вып. ХШ, 1958. -С. 403−423.- Из истории педагогики Татарии. Сб.1. -Казань, 1967.
  75. Справочник. Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего наличного в них населения и числа жителей преобладающих вероисповеданий, по данным первой всеобщей переписи населения 1897 года. -С.Пб., 1905. -С.246.
  76. Татарский энциклопедический словарь. -Казань, 1999. -690 б.
  77. М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1980.-223 с.
  78. М.А. Источники книги Ш.Марджани «Мустафад аль-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар" — ч.1, -Казань, 1895 // Очерки истории Поволжья и Приуралья. Выпуск II-III. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. -С. 44−115.
  79. К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли. -Казань: Таткнигоиздат, 1955.-391 с.
  80. P.P. Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905−1907 гг.). -Казань, 1992.
  81. Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. -Казань: Таткнигоиздат, 1967. -232 с.
  82. Х.Х. Революция 1905−1907 гг. в Татарии. -М., 1965. -С.59,61.
  83. Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации. -Казань: Татар. кн. изд-во, 1977. —327 с.
  84. Р.А. Татарское народно-краеведческие сочинения как исторический источник (XIX нач. XX вв.). Дисс. кандидата исторических наук. -Казань, 1983. -194 с.
  85. Ф.Н. Вступая в век надежд. -Казань: «Заман», 2000. -25 с.
  86. З.Т., Ханбиков Я. И. История педагогики Татарстана. -Казань, 1998.
  87. Я. Как живешь Буби? // Республика Татарстан. -1997. -11 июня.
  88. Я. Как живешь Буби? //Татарские края. -1997. -июль. -С.6.
  89. А.Н. Марджани. -Казань: «Иман»,' 1997. -59 с.
  90. А.Н. Татарское религиозное реформаторство: история и типология // Ислам в истории и культуре татарского народа. -Казан, 2002. -202 с.
  91. А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв.еков. -Казань: Издательство «Иман», 1998.Кн.1. —137 с.
  92. А.Н. Татарская философская мысль конца.XVIII-XIX веков. -Казань: Издательство «Иман», 1998.Кн.2. -С.85−90.
  93. А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв.еков. -Казань: Татар, кн. изд-во, 2001. -190 с.
  94. М.Х. Шигабутдин Марджани как историк. -Казань:Татар. кн. изд-во, 1981. 232 с. на татарском языке:
  95. Й. Голум ве тарих. -Казан: Мэгариф, 1906. -34 б.
  96. Й. Дамелла Галимжан эл-Баруди: тэржемэи хэле. -Казан: Иман, 1997.-76 6.
  97. Р. Ислам Ьэм Заман // Идел. -1999. -№ 10. -Б.25−28.
  98. Ф. Эсэрлэр. 3 томда. Т. З. Публицистика. -Казан: Татар, китап нэшр., 1989.-Б. 157−160.
  99. Г. Казан теркилэре. -Казан: Татар, китап нэшр., 1996. -192 б.
  100. Баттал-Таймас Г. Муса Ярулла Биги: Тормышы, эшчэнлеге вэ эсэрлэре. -Казан: Иман, 1997. -556.
  101. Бертуган Бубыйлар Ьэм Иж-Бубый мэдрэсэсе. -Казан: «Рухият», 1999. -240 б.
  102. М. РэхмэтилаЬия борЬаннары. -Оренбург, 1911. -Б.80.
  103. Г. Мехтэрэм Гаспринскийныц вафат хэбэре // Казан утлары. — 1991. -№ 1.-Б. 188−189.
  104. Бубый мэдрэсэсе тарихы: жыентык. -Казан, 1991. -203 б.
  105. Бубыйлар эше хакында // Ж^ицу юлы. -1989. -8 август.
  106. Ф. Эдэбият Ьэм сэнгать турында. -Казан: Татар, китап нэшр., 1978.-239 6.
  107. Бурнашева 3. Хатын-кызлар хэрэкэте тарихыннан. -Казан,
  108. Габдеррэхим бине Бикчэнтэй бине Ибрагим (7−1845) // Мэржани Ш. Местэфадел-эхбар фи эхвали Казан вэ Болгар. -Казан, 1989. -Б. 301.
Заполнить форму текущей работой