Что в перспективе?
Интересы населения Татарстана требуют, между тем, решительной смены курса. Сейчас одной из самых первоочередных задач является переход от политики запаздывающего реагирования на возникающие проблемы и противоречия к концептуально проработанной политике. Однако у местной элиты нет ни реальной программы выхода из кризиса, ни модели последующего экономического и политического развития Республики… Читать ещё >
Что в перспективе? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Взгляд в будущее неизбежно должен основываться на оценке того, что удалось добиться Татарстану за годы, прошедшие после принятия в августе 1990 г. Декларации о государственном суверенитете. Объективность требует сказать, что успехи невелики и похвастаться особенно нечем.
Материальное и социальное положение основной массы населения ухудшается. Надежды на достижение суверенитета не оправдываются. Местная руководящая элита не решила ни одной серьёзной проблемы и не искоренила ни одного из зол. Суверенитет не превратился для неё в самоценность, а стал удобным способом избавиться от всякого контроля. Получив свободу действий, политическая элита использовала её и в своих личных, корыстных интересах.
В Татарстане крайне нерешительно проводится реформа политической системы, не создан целостный и стабильно функционирующий государственный механизм. Не завершено реальное оформление третьей ветви власти — судебной. Республика имеет раздутый государственный аппарат.
Представленная местной элитой в июле 1994 г. Концепция реформирования представительных и исполнительны органов государственной власти и управления и основанные на ней законы отвергают идеи профессионального парламента, равенства депутатов, выборов на многопартийной основе, выборности глав районных и городских администраций, а также ряд других демократических принципов. Правящим верхам удалось на ближайшую перспективу, по существу, закрепить господство номенклатуры и создать мощнейшую преграду на пути демократизации.
Не лучше обстоит дело и с ходом экономической реформы. Республика почти так же далека от рыночной экономики, как и четыре-пять лет назад. Приватизация в целом идёт вяло и не даёт тех результатов, на которые рассчитывали. Инвестиционная привлекательность Республики среди российских и зарубежных инвесторов низка. Издавая многочисленные законы и указы, в том числе о поддержке предпринимательства, верхи мало что делают (или вообще ничего не делают) для их практической реализации. Правящая элита нетерпима к критике со стороны и не самокритична. Она отличается высокомерной претензией на всезнание и непогрешимость.
Опыт показывает, что значительная часть местной правящей элиты исчерпала свои возможности и вряд ли способна на проведение эффективных политической и экономической реформ. Менталитет, сформировавшийся в годы пребывания в составе партийно-государственной номенклатуры, обусловил невосприимчивость к радикальным мерам реформирования общества. Основная линия поведения местной элиты в Татарстане заключается в постоянном приспосабливании к объективно складывающейся ситуации, при этом в качестве главной цели преследуется самосохранение, позволяющее по-прежнему владеть рычагом распределительной системы.
Интересы населения Татарстана требуют, между тем, решительной смены курса. Сейчас одной из самых первоочередных задач является переход от политики запаздывающего реагирования на возникающие проблемы и противоречия к концептуально проработанной политике. Однако у местной элиты нет ни реальной программы выхода из кризиса, ни модели последующего экономического и политического развития Республики. Верхи опасливо относятся к процессу демократизации, видя в ней угрозу своей власти. Словом, местная элита, по крайней мере в основной своей части, вряд ли способная адекватно ответить на вызовы времени.
Поворот в сторону действительных реформ в Республике Татарстан исторически так же неизбежен, как и в России в целом. Но как скоро он произойдёт, во многом зависит и от их элит. Очевидно, Татарстан не может рассчитывать на лучшую судьбу без решительного обновления правящей элиты, прежде всего за счёт молодых, честных и компетентных людей. Но сделать это будет нелегко, ибо старые номенклатурные группы цепко держатся за власть, поднаторели в политической мимикрии и манипулировании, они всегда активно вмешиваются в избирательный процесс, не надеясь на свободное усмотрение граждан. В то же время оппозиция номенклатурной власти в Татарстане слаба, главным образом из-за своей раздробленности и амбициозности ряда выступающих от имени этой оппозиции деятелей.
Важным политическим условием поступательного движения Татарстана наряду со складыванием сильной и конструктивной оппозиции является коренное изменение существующего механизма формирования и пополнения правящей элиты, обеспечение его функционирования на демократических началах. А это во многом будет зависеть и от содержания программных альтернатив, которые будут предложены избирателям, и от уровня политического сознания населения, особенно городского, степени его организованности и активности. В конце концов, лучшей характеристикой любого народа является та власть, которую он ставит над собой, разумеется, при условии обладания гражданами полной свободой выбора.