Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения: На материале преподавания литературы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современная педагогика (И.Я.Лернер, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина. .) вслед за психологами утверждает, что процессом творчества нужно и можно управлять, создавая при этом необходимые условия, позволяющие успешно развивать творческую самостоятельность школьников. К таковым относится, например, знание природы и структуры творческих способностей, которые лежат в основе творческой деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. История исследований проблемы творчества
    • 1. 2. Вопросы методического обеспечения развития творческих способностей учащихся
    • 1. 3. Модель педагогического обеспечения совершенствования творческих способностей школьников
  • Глава II. ПУТИ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ)
    • 2. 1. Цель, задачи, основные этапы и организация формирующего эксперимента
    • 2. 2. Содержание и ход опытного обучения
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения: На материале преподавания литературы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В проекте «Временного государственного образовательного стандарта» общая цель литературного образования современных школьников определяется как «приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развитие их способности эстетического восприятия явлений литературы и отраженных в ней явлений жизни.. «В качестве одного из средств достижения цели предлагается «развитие специальных художественно — творческих способностей, творческого и воссоздающего воображения, образного мышления, эстетического чувства.» Таким образом, одной из актуальных проблем образования в настоящее время является развитие творческих способностей личности. Решение данной проблемы требует не только выявления и познания общих закономерностей творческой деятельности школьников, но и разработки новых приемов и методов целенаправленного, более раннего развития творческих способностей учащихся.

Современная общеобразовательная школа ориентирована на принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование творческой личности через учебную деятельность. Но прежде, чем вести учащихся к активной творческой деятельности на уроке, необходимо осмысление структуры творчества, творческих способностей, механизмов и способов их стимулирования. Знание методики, основных этапов развития творческих способностей ученика, умение управлять процессом этого развития — одна из задач современной педагогики. Однако данная задача может быть успешно решена лишь в сотрудничестве с другими специальными исследованиями по проблеме и с опорой на эти исследования, в частности, на психологию и философию. Поэтому обращение к феномену творчества, вопросу формирования и развития творческих способностей личности осуществлялось нами с позиций разных наук.

Состояние исследования проблемы. Ретроспективное рассмотрение проблемы совершенствования творческих способностей в контексте философии, психологии, педагогики позволило установить, что не бывает людей, лишенных способностей вообще. Всякий человек имеет те способности, которые позволяют ему чем-либо заниматься, причем в силу их разнообразия и богатства каждый может с успехом развиваться по многим направлениям, находить применение способностям в ряде видов деятельности. Но у каждого они индивидуальны, неповторимы, как те условия, в которых происходило их формирование. Помимо других, наделен человек и теми способностями, которые необходимы ему в любом виде деятельности, то есть творческими способностями.

Основой развития творческих способностей традиционно считается деятельностный принцип. Если творчество — фундаментальное свойство человеческой деятельности, то потребность в творчестве и способность к нему — продукт деятельности и необходимые условия ее осуществления. Эта мысль нашла свое отражение в работах специалистов разных наук: философской (Г.А.Давыдова, А. М. Коршунов, М.Б.Храпченко), психологической (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Л. С. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П.М.Якобсон), педагогической (И.Я.Лернер, П. И. Пидкасистый, М. Н. Скаткин, Г. И.Щукина), в методической науке (Г.И.Беленький, Т. Г. Браже, А. С. Вознесенская, М. Г. Качурин, В. Г. Маранцман,.

Н. Д. Молдавская).

Однако обширная литература по проблемам творчества, творческой деятельности человека не дает точного ответа на вопрос, что следует считать творческими способностями, какова их структура и характер проявления в зависимости от степени развития. Лишь единичные исследования (И.Я.Лернер, А.А.Мелик-Па-шаев, Я.А.Пономарев) позволяют приблизиться к разрешению этого вопроса.

Таким образом, в центре данной диссертационной работы находится одна из сложнейших категорий философии, психологии, педагогики, которой посвящено немало исследований, но ни одно из них не решает психолого-педагогические и методические проблемы развития творческих способностей школьников в комплексе. Для того, чтобы частично восполнить этот пробел, мы использовали сравнительно-исторический принцип изучения всех открытий, сделанных в различных областях науки по вопросам развития творческих способностей человека.

Первой обратилась к данной проблеме философия (Гераклит, Платон, Кант и другие), однако неразработанность вопросов творчества, его механизма и особенностей проявления долгое время не позволяла философам определить суть понятия «творческие способности». Только в начале XX века исследователи приблизились к разрешению этого вопроса в связи с тем, что творчество стали рассматривать как человеческую деятельность, а способности как один из ее продуктов. Как протекает творческая деятельность, какую роль она играет в развитии личности? Эти проблемы пытается решить и современная философия (Г.А.Давыдова, С. С. Гольдентрих, А. М. Коршунов и другие), опираясь на достижения психологов, прошедших свой путь исследования различных аспектов творчества и творческих способностей (В.М.Бехтеров, И. П. Павлов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон .). Особый вклад в изучение проблемы внес Л. С. Выготский, впервые заговоривший о детском творчестве как необходимом условии существования и совершенствования человека. Изыскания Выготского и его сотрудников стали основой педагогической концепции развития способностей детей к творчеству.

Современная педагогика (И.Я.Лернер, М. Н. Скаткин, Г. И. Щукина. .) вслед за психологами утверждает, что процессом творчества нужно и можно управлять, создавая при этом необходимые условия, позволяющие успешно развивать творческую самостоятельность школьников. К таковым относится, например, знание природы и структуры творческих способностей, которые лежат в основе творческой деятельности человека. Однако знание этого до сих пор остается неполным, несмотря на длительную историю изучения возможностей обучения и воспитания личности, мыслящей оригинально, нестандартно (Я.А.Коменский, Дж. Локк, И. Песталоц-ци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие). Заслуга выдающихся педагогов состояла в том, что уже тогда призывали они учителей не пренебрегать разнообразными способностями детей, развивать их инициативу, воображение, интерес к жизни, желание творить. Для достижения цели предлагался арсенал средств, направленных на активизацию всех потенциальных возможностей учащихся. Однако существовавшие белые пятна в теории творчества не позволяли добиться больших результатов в процессе массового обучения и воспитания.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы совершенствования способностей школьников к творческой деятельности, ее актуальность определили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения (на материале преподавания литературы)» .

Проблемой исследования явились раскрытие сущности, структуры, принципов и условий развития творческих способностей учащихся, а также поиск эффективных технологий их совершенствования в процессе обучения.

Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся.

Предмет исследования: пути, условия и методы развития творческих способностей учащихся.

Цель исследования: разработать дидактические основы развития творческих способностей учащихся.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой развитие творческих способностей учащихся будет проходить эффективнее, если:

— творческое развитие школьников считать одним из направлений и одной из целей обучения;

— ход обучения будет строиться с учетом психолого-педагогичес-ких принципов совершенствования креативных свойств школьников;

— создаются условия, позволяющие активизировать процесс творческого развития учащихся;

— учитель владеет целостной технологией совершенствования способностей учеников к творчеству;

— одним из активно используемых приемов станут дифференцированные задания, выполнение которых вовлекает школьников в разнообразную по видам, формам, целям деятельность.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) установить степень разработанности исследуемой проблемы в философской, психологической, педагогической, методической литературе;

2) на основе изучения научных трудов и исследований выявить структуру и особенности развития творческих способностей человека;

3) определить психолого-педагогические принципы и условия развития творческих способностей школьников;

4) установить критерии определения уровня развития способностей учащихся к творчеству;

5) теоретически обосновать и экспериментально проверить систему методических стимулов развития творческих способностей школьников;

6) выяснить эффективность предложенной системы дифференцированных заданий и показать возможность ее реализации в преподавании конкретных монографических тем на уроках литературы в 9−11 классах.

Методологической основой диссертационного исследования являются принцип развития, деятельностный и системный подходы, получившие широкое признание и воплощение в дисциплинах психо-лого-педагогического циклакомплекс методических ориентиров и положений, вытекающих из концепции развития школьников в методике преподавания литературыпсихология творчестваучение философии о творческой личности, условиях и путях ее формирования и совершенствования.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ философской, психологической, пси-холого-педагогической, педагогической, методической литературы;

— метод анализа реального педагогического процесса (ознакомление с программами по литературе, беседы с учителями, анкетирование, наблюдение, анализ урока и т. д.);

— наблюдение за интересующим нас явлением в процессе опытного обучения;

— сопоставительный анализ продуктов учебной деятельности школьников с целью выявления исходного и итогового уровня развития творческих способностей учеников;

— моделирование;

— опытное обучение;

— математическая статистика.

Базой научного исследования явилась экспериментальная площадка средней школы N 29 г. Якутска.

Исследование осуществлялось с 1988 по 1995 г. г. Его основные этапы:

1) 1988;1990 г. г. — этап осмысления проблемы, обращения к педагогическому опыту ведущих учителей города, поиска эффективных путей и методов развития творческих способностей, изучения возможностей экспериментального класса;

2) 1991;1992 г. г. — изучалось состояние проблемы в философской, психологической, педагогической литературепроисходила разработка плана эксперимента, его целей, задач, срока и вида;

3) 1992;1995 г. г. — этап практический, в ходе которого шел процесс реализации намеченного плана эксперимента, осуществлялся анализ его результатов и их описание.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) теоретически выявлена и уточнена сущность творческих способностей человека, определена их структура и уровни развития;

2) дана характеристика психолого-педагогических принципов развития творческих способностей учащихся;

3) разработаны дифференцированные задания, использование которых позволяет совершенствовать творческий потенциал школьников;

4) определена система уроков с использованием дифференцированных заданий.

Практическая значимость исследования состоит в том, что работа имеет прямой выход в практику преподавания литературы в школе, но ее выводы и рекомендации носят общепедагогический характер. Экспериментально проверенная методика использования дифференцированных заданий поможет не только организовать учебный процесс, но и повысит уровень развития творческих способностей учащихся. Полученные в ходе исследования данные могут быть учтены при разработке программ и учебных пособий по литературе для школьников.

Достоверность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения философской, психолого-педагогической и методической литературы по творческому развитию школьниковиспользованием комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам проведенного исследованияпроверкой научных положений путем эксперимента.

Апробация результатов исследования. Материалы по результатам исследований неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры литературы школы N 29 г. Якутска, на научно-практических конференциях филологического факультета ЯГУ (1994,1995 г. г.), на республиканских курсах учителей русского языка и литературы (1993,1994 г. г.).

Основные положения диссертации и материалы проведенного эксперимента внедрены в практику работы учителей школ г. Якутска, используются при подготовке учителей русского языка и литературы на филологическом факультете ЯГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческие способности следует считать общими способностями, имеющими сложную структуру. В их состав входят воображение, интуицияспособность видеть проблемуспособность переносить знания, умения, навыки в новую ситуациюспособность видеть новые функции объектаспособность видеть альтернативы способа решения проблемыспособность действовать «в уме» — способность самостоятельно поставить проблему.

2. В период обучения творческие способности личности достигают разной степени развития: I уровень — пассивный (преобладание воспроизводящей деятельности) — II уровень — эвристический (воспроизводяще-творческая и творчески — воспроизводящая деятельность) — III уровень — креативный (творческая деятельность) .

3. Один из путей совершенствования творческих способностейпедагогическое руководство творческой деятельностью учащихся на основе умелого использования на практике теоретических сведений о структуре, характере проявления, механизме действия творческих способностей учениковзнания их индивидуальных особенностейсоздания условий, благоприятно влияющих на атмосферу творчества в учебном процессе.

4. Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы целесообразно осуществлять посредством использования системы дифференцированных заданий, организующих деятельность учеников в процессе обучения. Дифференцирование основано на различных принципах: по степени сложности, по характеру и формам выполняемой деятельности, по характеру активизируемых способностей.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Эти выводы были подтверждены анализом выбора учащимися экспериментального и контрольного классов тем экзаменационного сочинения за курс средней школы.

Заключение

.

Настоящее исследование связано с решением одной из важнейших проблем обучения и воспитания школьников — проблемой творчества. Творчество ребенка — это процесс открытия мираактивность этого процесса будет неизмеримо возрастать, если ребенок ощутит потребность в действии, воплощении замысла в каком-либо результате, даже если он, с точки зрения взрослых, не является истинным отктытием. Здесь важно другое: в процессе подобной деятельности происходит созидание человека, творческой личности, от которой жизнь потребует способности создавать новое, нешаблонное, оригинальное, подходить к любому делу, вкладывая в него свою мечту о прекрасном, страсть и вдохновение.

Для формирования и развития творческих способностей требуется социальная программа, которая передается путем воспитания, усложняется и развивается с каждым новым поколением. Особенную роль она играет в детстве. Для своего полного развития мозг человека требует не только соответствующего питания, но и стимуляции. Эти стимулы и должна создать система воспитания, позволяющая своевременно и полноценно развивать творческие способности детей.

Вот почему учителя призваны разбудить и направить творческую энергию растущего поколения, целеустремленно развивать индивидуальные задатки школьников, воспитывать их способности к творчеству. Задача преподавателя — поощряя творческую инициативу и самостоятельность учеников, быть умелым и тактичным руководителем ученического коллектива и творческих усилий каждого ученика. Разрешение этой задачи возможно лишь при условии вовлечения учащихся в деятельность, пробуждающую познавательные интересы школьников, их активное отношение к жизни, желание созидать.

Творческая направленность урока отражается в системе заданий, которая организует и направляет всю деятельность учащихся в процессе обучения тому или иному предмету. На уроках литературы в силу специфики предмета она носит преимущественно творческий характер. Целенаправленное использование подобной системы дифференцированных заданий позволяет активизировать творческие способности учеников, повысить уровень их развития. В этом выражается новое видение целей дифференциации, которая до последнего времени использовалась в процессе обучения только как средство активизации познавательной деятельности школьников. Проведенное экспериментальное исследование доказало несомненную плодотворность применения дифференциации еще и как одного из возможных путей развития творчества детей в современных условиях общеобразовательной школы.

Однако разработка методов и приемов, ориентированных на совершенствование творческого потенциала школьников, оказалась невозможной без теоретического осмысления феномена творчества ребенка, основанного на изучении работ Л. С. Выготского, М.Г.Ка-чурина, И. Я. Лернера, В. Г. Маранцмана, П. И. Пидкасистого, Я. А. Пономарева и других. Анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, обращение к истории исследований проблемы творчества, творческих способностей человека позволили более четко определить структуру указанных способностей, условия и основные принципы их развития. Особое внимание нами было уделено и роли педагогического руководства процессом творческой деятельности школьников. Оно также должно носить развивающий характер, так как дает возможность учителю знать не только результаты творческой деятельности учащихся, но и контролировать, влиять на правильность и последовательность тех операций, с помощью которых эти результаты получены. Для этого и необходима система методов и приемов, способствующая сознательному овладению учащимися прочными знаниями, умениями и навыкамиоптимально развивающая творческие силы и способности детейвлияющая на дальнейшее совершенствование содержания и методики обучения. Мы убедились, что именно от учителя как организатора и руководителя творческой деятельностью учащихся зависит насколько эффективно выбранная система приемов будет влиять не только на увеличение объема знаний, повышение уровня сознательности их усвоения, но и на овладение учениками способами, методами творческой работы, на формирование у них качеств творческой личности. Таким образом, нами был выявлен минимум теоретических сведений и педагогических умений, необходимых для научно обоснованной апробации дидактического решения проблемы развития творческих способностей учащихся в процессе обучения.

Проведенное исследование показало достаточный уровень общей подготовки старшеклассников для успешного использования на практике предлагаемой модели обучения, а экспериментальная программа и экспериментальная методика доказали эффективность обучения на основе применения дифференцированных заданий с целью совершенствования творческих возможностей школьников. Об этом свидетельствует повышение уровня развития способностей к творчеству как отдельных учащихся, так и всего классного коллектива, участвовавшего в эксперименте.

В результате опытного обучения ученики усовершенствовали свои способности к поиску оригинальных решений поставленной задачи, укрепили умения и навыки творческой деятельности, освоили методику выполнения разнообразных заданий, прошли путь от работы по образцу к самостоятельной творческой деятельности. Таким образом, анализ итогов эксперимента подтвердил выдвинутую гипотезу о плодотворности специально созданной системы дифференцированных заданий, вовлекающих учащихся во всевозможные виды деятельности и преимущественно основанных на актуализации творческих способностей школьников.

Отметим, что предлагаемая система заданий не только определялась целью развития в процессе обучения способностей учеников, но и была ориентирована на общие интересы старшеклассников, на использование приобретенных умений и навыков творческой работы во внеклассной деятельности. То, что цель была достигнута, доказывает факт участия учеников экспериментального класса в ежегодных городских литературных праздниках и олимпиадах, где их творческие работы отмечались призами.

Из этого следует сделать вывод, что руководство творчеством школьников не целесообразно рассматривать как частный аспект преподавания литературы. Это в первую очередь общепедагогическая проблема, разрешение которой представляет возможным наметить ряд практических рекомендаций, направленных на формирование учеников как творческих личностей с богатым воображением, развитой интуицией, способных нестандартно использовать имеющиеся знания, умения, навыки для решения жизненных задач.

В данной диссертационной работе мы даем лишь некоторые рекомендации по разрешению проблемы исследования, предлагаем только один из возможных путей совершенствования творческих способностей школьников, опираясь на специфику только одного учебного предмета. Исследование выдвинутой проблемы должно быть продолжено, так как полученные выводы не могут претендовать на исчерпывающее решение всех ее вопросов.

Перспективы в работе мы видим в том, чтобы продолжить разработку методов и приемов, которые позволили бы совершенствовать творческие способности учащихся. Другим возможным направлением исследований могут стать более подробное рассмотрение критериев определения уровня творческого развития ученика, выработка системы оценок результатов творческой деятельности школьников.

В настоящей работе сделана попытка решить комплекс психолого-педагогических и методических проблем развития творческого потенциала подрастающей личности. Положительные результаты проведенного исследования позволяют не только говорить о перспективности дальнейшей разработки проблемы, но рекомендовать всем лицам, заинтересованным в совершенствовании процесса обучения и воспитания, изучение вопроса детского творчества и использование результатов подобного исследования на практике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Творческие сочинения учащихся 5−7 классов.1. М., 1958.
  2. Ю. П. Искусство воспитывать. М., 1985.
  3. Г. Проверьте свои способности. М., 1971.
  4. Л.С. Дар души и дар глагола. М.: Педагогика, 1990.
  5. Л.С. Современный урок и проблемное преподавание.1. М., 1969.
  6. Л.С. Сочинение о сочинениях. М., 1986, 120с.
  7. Л.С. Уроки нравственного прозрения. М., 1983.
  8. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста. Свердловск, 1984, 73с.
  9. Ш. А. Созидание человека. М., Знание, 1982, 80с.
  10. Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
  11. А.Г. Личность:психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление /Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  12. Ю.К. Как активизировать процесс обучения. М.: Знание, 1978,48с.
  13. Ю.К. Методы обучения в общеобразовательной школе.1. М., 1985,192с.
  14. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986,44с.
  15. Беленький Г. И. Приобщение к искусству слова. М.:Просвещение, 1990,103с.
  16. В.Г. Стихотворения Лермонтова //Пособие для поступающих. М., 1983.
  17. В.Г. Полн.собр.соч. Т.2. М., 1953−1959.
  18. H.A. О назначении человека. М., 1993,383с.
  19. В.С. Мышление как творчество. М.:Наука, 1975,65с.
  20. П.П. Избранные педагогические произведения. М.1964.
  21. Д. Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981, 71с.
  22. Е. Д. Психологичекие особенности развития личности подростка. М., 1979,107с.
  23. Э. Рождение новой идеи. М.:Наука, 1976,180с.
  24. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М.: Терра, 1990.
  25. Ф.И. Преподавание отечественного языка. М.: Просвещение, 1992,511с.
  26. Венгер J1.A. Педагогика способностей. М.: Знание, 1973, 87с.
  27. В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.
  28. И.П. Приобщение школьников к творчеству. М.: Просвещение, 1982, 67с.
  29. Вопросы .активизации мышления и творческой деятельности учащихся. М., 1964,211с.
  30. Вопросы психологии способностей /Под ред. В. А. Крутецкого. М.:Педагогика, 1973,89с.
  31. Воспитание творческого читателя. Книга для учителя /Под ред. С. В. Михалкова, Г. Д. Полозовой. М.:Просвещение, 1981,240с.
  32. Воспроизводящая и творческая деятельность учащихся в обучении. Сборник трудов /Отв.ред.И. Т. Огородников. М., 1976,156с.
  33. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся в обучении. Сборник трудов /Отв.ред. В. В. Мерцалова. М. :МГПИ, 1978,183с.
  34. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1976.
  35. Выготский J1. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991,479с.
  36. JI. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986.
  37. A.A. Личность и творчество.Новосибирск, 1989,54с.
  38. В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев, 1982,133с.
  39. Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993,48с.
  40. Э.А. Способности и склонности: комплексное исследование. М.:Педагогика, 1989,197с.
  41. A.C. Научить думать и действовать:Адаптированная система обучения в школе. М.: Просвещение, 1991,172с.
  42. Гринвальдт-Земкова С. А. Система творческих заданий в 5 классе. Волгоград, 1961,25с.
  43. С.О. Гений и творчество.Основы теории и психологии творчества. J1., 1924, 37с.
  44. .С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982,73с.-57.Давыдова Г. А. Творчество и диалектика. М., 1976,83с.
  45. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986,240с.
  46. М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения //Дидактика средней школы. М.:Просвещение, 1975,303с.
  47. Д.А. Дифференциация в образовательной системе //Народное образование Якутии.1994, N1. С. 114−118.
  48. Д.А., Егоров Н. Е. Об индивидуализации обучения в национальной школе. Якутск, 1974,38с.
  49. A.C. Сочинения в 5−8 классах. М.-Л., 1965.
  50. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности /Под ред.В. Д. Шадрикова. Саратов, 1989, 51с.- 64. Диалектика творческой деятельности /Отв. ред.А. С. Кравец, П. С. Дышлевый.Воронеж, 1989, 140с.
  51. Диалектика и теория творчества /Под.ред.С.С.Гольден^трих-та. М.:Наука, 1987, 120с.
  52. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М. А. Данилова, М. Н. Скаткина. М., 1982, 319с.
  53. Е.В. Социальная природа творческого мышления. Минск, 1989, 55с.
  54. М.А. Вдохновение по заказу ? М.: Знание, 1982,44с.
  55. Н.П. Руководство творческой познавательной деятельностью учащихся при обобщении учебного материала.Дисс.на соискание уч. степени канд. пед. наук. Науч. рук.-докт.пед.наук, проф. И. Т. Огородников. М., 1980,157с.
  56. Н.Г. Печорин и наше время. М.:Дет.лит, 1985,67с.
  57. Домашнее задание. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1989,80с.
  58. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. М. Просвещение, 1975,103с.
  59. В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991,34с.
  60. В.В. Почему у Ильина читают все ? М.:Просвещение, 1990,160с.
  61. E.H. Герой нашего урока. М.:Просвещение, 1991, 240с.
  62. E.H. Искусство общения. М.:Педагогика, 1982,130с.
  63. E.H. Минувших дней итоги.М.:Педагогика, 1991,180с.
  64. E.H. Путь к ученику.М.:Педагогика, 1988,115с.
  65. Е.Н. Урок продолжается. М.: Педагогика, 1973,147с.
  66. Э.В. Что же такое личность? //С чего начинается личность. М., 1984,178с.
  67. Индивидуальные варианты развития младших школьников /Под ред.Л. В. Занкова, 1973, 94с.
  68. Индивидуальный подход к школьникам в процессе обучения. Горький, 1974,218с.
  69. Индивидуальный стиль умственной деятельности школьников /Отв.ред.А.Кирсанов.Казань, 1976,139с.
  70. А. С. Лайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М.:Просвещение, 1971,150с.
  71. М.Г., Шнеерсон М. А. Изучение языка писателей. Пушкин. Лермонтов.Гоголь. М.:Учпедгиз, 1961, 320с.
  72. ЮО.Качурин М. Г., Шнеерсон М. А. Самостоятельная работа учащихся над текстом художественного произведения (в 5−8 классах). Л. -.Учпедгиз, 1960,196с.
  73. Квинтэссенция:философский альманах /Сост. В. Мудрагей. М., 1990,478с.
  74. Кедровский 0.И.Соловей Л. А. Алгоритмичность практики мышления, творчества. М., 1992,170с.
  75. ЮЗ.Кирнос Д. И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992,170с.
  76. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.Казань, 1982, 224с.
  77. Н.И., Лейзерова Н. Л. Эстетическое творчество. М.:Просвещение, 1984, 86с.
  78. Колокольцев Н. В. Творческие сочинения в старших классах. М., 1966.
  79. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: Общие и возрастные особенности. Минск, 1976,120с.
  80. Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2-хт. М.: Педагогика. 1982. Т. 1,656с. Т. 2, 576с.
  81. А.Н. Индивидуально-типологические особенности младших школьников как основа дифференцироанного обучения. М.:Просвещение, 1968, 208с.
  82. Ш. Коршунов A.A. Теория отражения и творчества. М.: Просвещение, 1971,135с.
  83. Ф.Ф., Корнейчук Т. Д., Равкин З. И. Очерки по истории советской школы и педагогики. М.: Просвещение, 1961.
  84. ИЗ.Кортяев Б. И. Учение-процесс творческий. М.: Просвещение, 1989,130с.
  85. В.В. Организация на уроках коллективной деятельности учащихся. Рязань, 1977, 66с.
  86. Иб.Кочкарев Ю. С. О природе способностей. Черкесск, 1974, 69с.
  87. Н.К. Избранные педагогические произведения. М., 1957,117с.
  88. И9.Крутецкий В. А. Психология общения и воспитания школьников. М., 1976,303с.
  89. Ю.Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967,127с.
  90. Культура и творчество масс /Отв.ред.Л. Н. Каган. Свердловск, 1976.
  91. Куписович Ч. Основы общей дидактики /Пер.с польск.О.В. Дол-женко. М.: Высшая школа, 1986, 368с.
  92. О.В. Эстетическое воспитание в период развития социализма. М.: Просвещение, 1976,117с.
  93. Левин В. А. Воспитание творчества. М.: Знание, 1977,63с.
  94. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980,123с.
  95. А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М.: Наука, 1975,318с.
  96. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1981, 584с.
  97. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Просвещение, 1976, 64с.
  98. Ш. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981,185с.
  99. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974,79с.
  100. Х.И. Групповая работа на уроках. М.: Знание, 1975, 64с.
  101. М.А. Организация фронтальной, групповой и индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Дисс. на соискание уч. степени канд.пед. наук. Науч.рук. канд. пед. наук, проф. И. Т. Огородников. М., 1974, 197с.
  102. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Просвещение, 1978,127с.
  103. Лук А. Н. Мышление и творчество. М., 1976,137с.
  104. Лучший учитель-творчество /Под ред. В. И. Лейбсона. М.: Просвещение, 1966, 228с.
  105. Ю.Л. Развивать дар творчества. Киев, 1987,134с.
  106. А. С. Процесс научного творчества. М.-.Наука, 1983,191с.
  107. A.C. Книга для родителей.- Соч.Т.4. М.:Изд. АПН РСФСР, 1957.
  108. A.C. 0 воспитании. М.:Просвещение, 1988.
  109. Матюшкин А. М. Развитие творческой активности школьников. М.:Просвещение, 1991,130с.
  110. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972,178с.
  111. B.C. Процесс творчества и художественное восприятие. М.:Просвещение, 1985, 318с.
  112. Мелик-Пашаев А.А., Новоявленская З. Н. Ступеньки к творчеству. М.:Педагогика, 1987,127с.
  113. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.:Знание, 1981, 96с.
  114. Г. М., Мельхорн Х. Г. Гениями не рождаются:Общество и способности человека. М.:Просвещение, 1989,200с.
  115. Г. С., Меркин Б. Г. Путь к творчеству. М.:Просвещение, 1991,126с.
  116. Методы выявления особенностей познавательной активности школьников в условиях дифференцированного обучения /Под ред.И. С. Якиманской. М., 1993,174с.
  117. М.Я. Пробуждая чувства добрые. Якутск, 1991, 96с.
  118. Н.Д. Воспитание читателя в школе. М.:Просвещение, 1968,128с.
  119. Н.Д. О восприятии художественных произведений и критериях развития старших школьников //Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 509. М., 1972, 99с.
  120. В.А. Психология творческой деятельности. Киев, 1978,214с.
  121. Москаленко К.А.Психолого-педагогические основы повышения эффективности урока. Воронеж, 1968, 74с.
  122. А.В. Общение школьника. М.:Знание, 1987,80с.
  123. Д.Н. Расширять дифференцированное обучение //Поиск новых путей./Сост. С. Н. Громцева. М.:Просвещение, 1990,173с.
  124. Никифорова 0.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972,123с.
  125. .В. Творчество и философия. Киев, 1989,203с.
  126. Об осуществлении индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. Харьков, 1973, 28с.
  127. Ю. Развитие творческой мысли учащихся в работе над сочинением. Омск, 1969, 95с.
  128. Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР. Сборник научных трудов. М.-Берлин, 1974,244с.
  129. Острогорский В. П. Беседы о преподавании словесности.СПБ.1913.
  130. Т. Информация, отражение, творчество. М.: Наука, 1967,99с.
  131. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения. Т.1. М., 1961.
  132. А.И. Творческая активность субъект в познании. Минск, 1975,188с.
  133. П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. М., 1972,97с.
  134. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М: Педагогика, 1980,296с.
  135. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972,177с.
  136. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986,321с.
  137. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.
  138. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976,280с.
  139. Проблема индивидуализации и дифференциации обучения. Казань, 1978,280с.
  140. Проблемы способностей /Под ред. В. Н. Мясищева. М., 1962,389с.
  141. Проблемы способностей в советской психологии. Сборник научных трудов. М., 1984,145с.
  142. П. А. Психология творчества. М.: Просвещение, 1989,82с.
  143. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников /Науч.ред.А.Кирсанов. Казань, 1980,105с.
  144. Психология развивающейся личности /Под ред.А. В. Петровского. M., 1987,240с.
  145. Психология.Словарь /Под ред. Д. В. Петровского, М. Г. Ярошевс-кого. М.: Изд. полит, лит, 1980.
  146. Пути совершенствования учебно-воспитательной работы в школах Якутии. Сборник научных трудов/Отв.ред.Д. А. Данилов. Якутск, 1990,72с.
  147. Развитие и диагностика способностей /Под ред.В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. М.: Наука, 1991,179с.
  148. Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении /Под ред.И. Т. Огородникова. М., 1971,327с.
  149. Рахимов А.3. Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности //Сб.науч. трудов. Уфа, 1985,163с.
  150. Роль искусства в развитии способностей школьников /Под ред. Е. К. Чухман. М.: Педагогика, 1985,115с.
  151. Л.С. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  152. М.А. Избранные труды. М., 1985.
  153. М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1984, 96с.
  154. М.Н. Совершенствование процесса обучения.Проблемы и суждения. М.:Педагогика, 1971, 206с.
  155. Социально-педагогические проблемы народного образования. Сборник статей/Под.ред.В. Ф. Афанасьева, Д. А. Данилова. Якутск: ЯГУ, 1977,122с.
  156. В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1991,507с.
  157. В.А. Мудрость родительской любви. М.: Мол.гв., 1988,304с.
  158. В.А. О воспитании. М., 1973.
  159. Я.С. Средства и методы педагогического воздействия. М., 1980,94с.
  160. Л.Н. Полн. собр. соч. Т. 17. М., 1982, 810с.
  161. К.Д. О народности в общественном воспитании //Ушинский К. Д. Собр. соч. Т. 2. М.- Л., 1949.
  162. Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985,163с.
  163. Формирование творческой личности учащихся. Омск, 1979,166с.
  164. М.Б. Художественное творчество, деятельность, человек. М., 1977,103с.
  165. В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. М.:Знание, 1986,109с.
  166. В.Ф. Точка опоры.Организационные основы экспериментальных исследований. Минск, 1990.
  167. В.С. Педагогика творчества. М., 1988,205с.
  168. Т.И. Активизация учения школьников. М.:Педагоги-ка, 1982,108с.
  169. Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.:Педагогика, 1974,193с.
  170. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974, 209с.
  171. П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.
  172. П.М. Эмоциональная жизнь школьников. М. -.Просвещение, 1966.
  173. Rogers N. Creative Connection. Palo Alto Science and Behavior Books, 1993.
  174. Torrance E.P. Growing up creatively gifted: 22-year longi-tudial study//Creative child and adult quater-ly.1980.5.P.148−170.
Заполнить форму текущей работой